Как правильно пишется эхолалия

В Википедии есть статья «эхолалия».

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография

Русский[править]

В Викиданных есть лексема эхолалия (L183214).

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. эхолали́я *эхолали́и
Р. эхолали́и *эхолали́й
Д. эхолали́и *эхолали́ям
В. эхолали́ю *эхолали́и
Тв. эхолали́ей
эхолали́ею
*эхолали́ями
Пр. эхолали́и *эхолали́ях

э·холали́·я

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a– по классификации А. А. Зализняка); формы мн. ч. предположительны или неупотребимы.

Корень: .

Произношение[править]

  • МФА: [ɛxəɫɐˈlʲiɪ̯ə]

Семантические свойства[править]

Значение[править]

  1. психиатр. неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи ◆ Рэмфорд несколько часов подряд долбил всем, что у Билли эхолалия. И врачам и сёстрам он повторял: у него началась эхолалия. Курт Воннегут, «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» / перевод Р. Райт-Ковалёвой, 1978 г. [НКРЯ]

Синонимы[править]

  1. эхофразия

Антонимы[править]

Гиперонимы[править]

Гипонимы[править]

  1. глоссолалия, криптолалия

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

От др.-греч. ἠχώ «эхо» и др.-греч. λαλιά «речь».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов
  • Английскийen: echolalia (en)
  • Финскийfi: ekolalia (fi)

Библиография[править]

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

From Wikipedia, the free encyclopedia

This article is about the speech disorder. For the album by Something for Kate, see Echolalia (album).

Echolalia
Other names Echologia, echophrasia[1]
A silhouette of an autistic woman repeating the same lines that she hears again multiple times.
Art depicting echolalia
Specialty Psychiatry

Echolalia is the unsolicited repetition of vocalizations made by another person (when repeated by the same person, it is called palilalia). In its profound form it is automatic and effortless. It is one of the echophenomena, closely related to echopraxia, the automatic repetition of movements made by another person; both are «subsets of imitative behavior» whereby sounds or actions are imitated «without explicit awareness».[1] Echolalia may be an immediate reaction to a stimulus or may be delayed.[1]

Echolalia occurs in many cases of autism spectrum disorder and Tourette syndrome.[1][2] It may also occur in several other neurological conditions such as some forms of dementia or stroke-related aphasia.[1][3]

The word «echolalia» is derived from the Greek ἠχώ (ēchō), meaning «echo» or «to repeat»,[4] and λαλιά (laliá) meaning «speech» or «talk»[5] (of onomatopoeic origin, from the verb λαλέω (laléo), meaning «to talk»).

Signs and symptoms[edit]

Echolalia can be categorized as either immediate (occurring immediately after the stimulus) or delayed (some time after the occurrence of a stimulus).[1][6] Immediate echolalia results from quick recall of information from the short-term memory and «superficial linguistic processing».[7] A typical pediatric presentation of immediate echolalia might be as follows: a child is asked «Do you want dinner?»; the child echoes back «Do you want dinner?», followed by a pause, and then a response, «Yes. What’s for dinner?»[8] In delayed echolalia the patient repeats words, phrases, or multiple sentences after a delay that can be anywhere from hours to years later.[9] Immediate echolalia can be indicative that a developmental disorder exists, but this is not necessarily the case. Sometimes echolalia can be observed when an individual echoes back a statement to indicate they are contemplating a response and fully heard the original statement.

Researchers observed the daily repetitions of an autistic six-year-old in order to examine the differences between triggers for delayed versus immediate echolalia.[10] Researchers further distinguished immediate echos by the sequential context in which they occur: after corrections, after directives, or in indiscernible sequential positions. Delayed echos are distinguished on the basis of ownership: self-echos, other-echos, and impersonal echos. The results showed that nearly all immediate echos produced by the six-year-old were found in sequential contexts, while the delayed echoes also occurred in the basis of ownership.

Although echolalia can be an impairment, the symptoms can involve a large selection of underlying meanings and behaviors across and within subjects.[10] Mitigated echolalia refers to a repetition in which the original stimulus is somewhat altered,[1] and ambient echolalia refers to the repetition (typically occurring in individuals with dementia) of environmental stimuli such as a television program running in the background.[1]

Examples of mitigated echolalia are pronoun changes or syntax corrections. The first can be seen in the example of asking the patient «Where are you going?» and with patient responding «Where am I going?» The latter would be seen in the clinician asking «Where are I going?» and the patient repeating «Where am I going?» In mitigated echolalia some language processing is occurring. Mitigated echolalia can be seen in dyspraxia and aphasia of speech.[11]

A Japanese case report describes a 20-year-old college student who was admitted to the hospital complaining about headaches and meningitis; however, he also exhibited signs of ambient echolalia. The researchers stated that the young patient’s repetition was occurring at approximately the same tempo as his normal speech rate. The patient did not simply repeat words he had heard one after another. The patient reported that his ambient echolalia appeared to be random but appeared when he was distracted. He was also aware of his echolalia, but said he is unable to stop the repetitions.[12]

Associated disorders[edit]

Echolalia can be an indicator of communication disorders in autism, but is neither unique to, nor synonymous with syndromes.[6] Echophenomena (particularly echolalia and echopraxia) were defining characteristics in the early descriptions of Tourette syndrome (TS).[1] Echolalia also occurs in aphasia, schizophrenia, dementia, catatonia, epilepsy,[1] after cerebral infarction (stroke),[3] closed head injury,[13] in blind children, children with language impairments, as well as certain developing neurotypical children.[6] Other disorders associated with echolalia are Pick’s disease, frontotemporal dementia, corticobasal degeneration, progressive supranuclear palsy, as well as pervasive developmental disorder.[11]

In transcortical sensory aphasia, echolalia is common, with the patient incorporating another person’s words or sentences into his or her own response. While these patients lack language comprehension, they are still able to read.[14][15]

Anatomical correlates[edit]

Echolalia can be the result of left hemisphere damage. Specifically, damage to the frontal lobe of the left hemisphere has been linked to effortful echolalia. Cases of echolalia have appeared after lesions of the left medial frontal lobe and supplemental motor areas. Unintentional or nonfunctional echolalia shows similarities to imitation behavior seen after disinhibition of the frontal network is most likely related to mirror neurons.[2] In cases where echolalia is a part of mixed transitory aphasia, the perisylvian language area remains intact, but the surrounding anterior and posterior association cortexes degenerate or experience infarction.

Imitation and learning[edit]

Echolalia is common in young children who are first learning to speak. Echolalia is a form of imitation. Imitation is a useful, normal and necessary component of social learning: imitative learning occurs when the «observer acquires new behaviors through imitation» and mimicry or automatic imitation occurs when a «reenacted behavior is based on previously acquired motor (or vocal) patterns».[1] Ganos et al (2012) define echolalia as an «automatic imitative action without explicit awareness».[1] Children often first babble syllables and eventually words they hear. For example, a baby may often hear the word «bottle» in various sentences. The baby first repeats with only syllables such as «baba» but as their language skills progress the child will eventually be able to say the word «bottle». Echolalia becomes less and less common as a child’s language skills develop. It is not possible to distinguish the imitative learning form of echolalia that occurs as part of normal development from automatic imitation or echolalia characteristic of a disorder until about the age of three, when some ability for self-regulation is developed.[1] A disorder may be suspected if automatic imitation persists beyond the age of three.[1]

Function[edit]

Before the 1980s, echolalia was regarded as negative, non-functional behavior.[6] However, researchers such as Barry Prizant and colleagues have emphasized the communicative function of echolalia.[6] Among the communicative functions noted are turntaking, requesting, self-regulation and rehearsal to aid comprehension.[6] Echolalia can be categorized as communicative (in context and with «apparent communicative purpose») vs. semicommunicative (an «unclear communicative meaning»).[1]

The use of echolalia in task response to facilitate generalization is an area that holds much promise.[16] Research in this area is certainly needed. Marjorie H. Charlop performed a series of task experiments with autistic children. The results suggest that perhaps in certain tasks (i.e., receptive labeling), echolalia should not be eliminated, but taken advantage of as it may facilitate acquisition and generalization for autistic children.[16]

Tourette syndrome[edit]

Echolalia and echopraxia are distinguishing tics of Tourette syndrome (TS);[1] the echolalic repetitions of individuals with TS are mainly echoes from within their own «tic repertoire».[1] Evidence points to a healthy mirror neuron system (MNS) but «inadequate imitation-control mechanism, which make them vulnerable to interferences».

Autism[edit]

It is estimated that up to 75% of people on the autism spectrum have exhibited echolalia. A symptom of some children with ASD is the struggle to produce spontaneous speech. Studies have shown that in some cases echolalia is used as a coping mechanism allowing an autistic person to contribute to a conversation when unable to produce spontaneous speech.[2] Studies in the 1980s showed that there may be communicative intent with delayed echolalia, «depending on the context in which it occurs»;[17] this research on autistic children «raised questions related to behavior modification programs that defended the revocation or replacement of immediate echolalia».[17]

Uta Frith, Prizant and others have interpreted echolalia as evidence of «gestalt» processing in autistic children, including in the acquisition of language.[6] However, a 1990 study on the acquisition of grammar by Tager-Flusberg and Calkins found that echolalia did not facilitate grammatical development in autistic children.[6]

See also[edit]

  • List of language disorders

References[edit]

  1. ^ a b c d e f g h i j k l m n o p q Ganos C, Ogrzal T, Schnitzler A, Münchau A (September 2012). «The pathophysiology of echopraxia/echolalia: relevance to Gilles de la Tourette syndrome». Mov. Disord. 27 (10): 1222–29. doi:10.1002/mds.25103. PMID 22807284. S2CID 22422642.
  2. ^ a b c Volkmar, Fred; Paul, Rhea (2005). Handbook of Autism and Pervasive Developmental Disorders (Third ed.). John wiley and Sons. pp. 255–257.
  3. ^ a b Suzuki T, Itoh S, Hayashi M, Kouno M, Takeda K (July 2009). «Hyperlexia and ambient echolalia in a case of cerebral infarction of the left anterior cingulate cortex and corpus callosum». Neurocase. 15 (5): 384–389. doi:10.1080/13554790902842037. PMID 19585352. S2CID 40527124.
  4. ^ Liddell HG, Scott R. «ἠχώ». A Greek – English Lexicon, on Perseus. Tufts University. Retrieved October 6, 2013.
  5. ^ Liddell HG, Scott R. «λαλιά». A Greek – English Lexicon, on Perseus. Tufts University. Retrieved October 6, 2013.
  6. ^ a b c d e f g h Fred R. Volkmar; Rhea Paul; Ami Klin; Donald J. Cohen (13 May 2005). Handbook of Autism and Pervasive Developmental Disorders, Diagnosis, Development, Neurobiology, and Behavior. John Wiley & Sons. pp. 346–347. ISBN 978-0-471-72110-9.
  7. ^ Rydell PD, Mirenda P (December 1994). «Effects of high and low constraint utterances on the production of immediate and delayed echolalia in young children with autism». J Autism Dev Disord. 24 (6): 719–35. doi:10.1007/bf02172282. PMID 7844096. S2CID 28159203.
  8. ^ Bashe, P. R. The OASIS Guide to Asperger Syndrome; Advice, Support, Insight, and Inspiration. Crown Publishers, 2001, p. 22.
  9. ^ Matson JL, Sturmey P, eds. (2011). International Handbook of Autism and Pervasive Developmental Disorders. Springer. p. 237. ISBN 978-1461429135.
  10. ^ a b Sterponi, Laura; Jennifer Shankey (March 2, 2014). «Rethinking echolalia: repetition as interactional resource in the communication of a child with autism». Journal of Child Language. 41 (2): 275–304. doi:10.1017/s0305000912000682. PMID 23469804. S2CID 12491665.
  11. ^ a b Duffy, Joseph R. (1995). Motor Speech Disorders. Missouri: Elsevier Mosby. p. 314. ISBN 978-0-323-07200—7.
  12. ^ Suzuki, Tadashi; Shouichi Itoh; Noritoshi Arai; Masako Kouno; Makoto Noguchi; Masami Takatsu; Katsuhiko Takeda (August 1, 2012). «Ambient echolalia in a patient with germinoma around the bilateral ventriculus lateralis: A case report». Neurocase (Psychology Press). 18 (4): 330–335. doi:10.1080/13554794.2011.608364. PMID 22117108. S2CID 5500821.
  13. ^ Harvey S. Levin (1982). Neurobehavioral Consequences of Closed Head Injury. Oxford University Press. pp. 153–54. ISBN 978-0-19-503008-2.
  14. ^ Benson, D.Frank (1996). Aphasia: A Clinical Perspective. New York: Oxford University Press. pp. 130–135. ISBN 9780195089349. echolalia papers.
  15. ^ Davis, G. A. (2007). Aphasiology: Disorders and Clinical Practice. Allyn & Bacon. pp. 33–39. A type of fluent aphasia similar to Wernicke’s with the exception of a strong ability to repeat words and phrases. The person may repeat questions rather than answer them («echolalia»).
  16. ^ a b Charlop, Marjorie H. (Spring 1983). «The Effects of Echolalia on Acquisition and Generalization of Receptive Labeling in Autistic Children». Journal of Applied Behavior Analysis. 16 (1): 111–126. doi:10.1901/jaba.1983.16-111. PMC 1307866. PMID 6833164.
  17. ^ a b Saad AG, Goldfeld M (Jul–Sep 2009). «Echolalia in the language development of autistic individuals: a bibliographical review». Pro Fono. 21 (3): 255–60. doi:10.1590/S0104-56872009000300013. PMID 19838574.

External links[edit]

Look up echolalia in Wiktionary, the free dictionary.

From Wikipedia, the free encyclopedia

This article is about the speech disorder. For the album by Something for Kate, see Echolalia (album).

Echolalia
Other names Echologia, echophrasia[1]
A silhouette of an autistic woman repeating the same lines that she hears again multiple times.
Art depicting echolalia
Specialty Psychiatry

Echolalia is the unsolicited repetition of vocalizations made by another person (when repeated by the same person, it is called palilalia). In its profound form it is automatic and effortless. It is one of the echophenomena, closely related to echopraxia, the automatic repetition of movements made by another person; both are «subsets of imitative behavior» whereby sounds or actions are imitated «without explicit awareness».[1] Echolalia may be an immediate reaction to a stimulus or may be delayed.[1]

Echolalia occurs in many cases of autism spectrum disorder and Tourette syndrome.[1][2] It may also occur in several other neurological conditions such as some forms of dementia or stroke-related aphasia.[1][3]

The word «echolalia» is derived from the Greek ἠχώ (ēchō), meaning «echo» or «to repeat»,[4] and λαλιά (laliá) meaning «speech» or «talk»[5] (of onomatopoeic origin, from the verb λαλέω (laléo), meaning «to talk»).

Signs and symptoms[edit]

Echolalia can be categorized as either immediate (occurring immediately after the stimulus) or delayed (some time after the occurrence of a stimulus).[1][6] Immediate echolalia results from quick recall of information from the short-term memory and «superficial linguistic processing».[7] A typical pediatric presentation of immediate echolalia might be as follows: a child is asked «Do you want dinner?»; the child echoes back «Do you want dinner?», followed by a pause, and then a response, «Yes. What’s for dinner?»[8] In delayed echolalia the patient repeats words, phrases, or multiple sentences after a delay that can be anywhere from hours to years later.[9] Immediate echolalia can be indicative that a developmental disorder exists, but this is not necessarily the case. Sometimes echolalia can be observed when an individual echoes back a statement to indicate they are contemplating a response and fully heard the original statement.

Researchers observed the daily repetitions of an autistic six-year-old in order to examine the differences between triggers for delayed versus immediate echolalia.[10] Researchers further distinguished immediate echos by the sequential context in which they occur: after corrections, after directives, or in indiscernible sequential positions. Delayed echos are distinguished on the basis of ownership: self-echos, other-echos, and impersonal echos. The results showed that nearly all immediate echos produced by the six-year-old were found in sequential contexts, while the delayed echoes also occurred in the basis of ownership.

Although echolalia can be an impairment, the symptoms can involve a large selection of underlying meanings and behaviors across and within subjects.[10] Mitigated echolalia refers to a repetition in which the original stimulus is somewhat altered,[1] and ambient echolalia refers to the repetition (typically occurring in individuals with dementia) of environmental stimuli such as a television program running in the background.[1]

Examples of mitigated echolalia are pronoun changes or syntax corrections. The first can be seen in the example of asking the patient «Where are you going?» and with patient responding «Where am I going?» The latter would be seen in the clinician asking «Where are I going?» and the patient repeating «Where am I going?» In mitigated echolalia some language processing is occurring. Mitigated echolalia can be seen in dyspraxia and aphasia of speech.[11]

A Japanese case report describes a 20-year-old college student who was admitted to the hospital complaining about headaches and meningitis; however, he also exhibited signs of ambient echolalia. The researchers stated that the young patient’s repetition was occurring at approximately the same tempo as his normal speech rate. The patient did not simply repeat words he had heard one after another. The patient reported that his ambient echolalia appeared to be random but appeared when he was distracted. He was also aware of his echolalia, but said he is unable to stop the repetitions.[12]

Associated disorders[edit]

Echolalia can be an indicator of communication disorders in autism, but is neither unique to, nor synonymous with syndromes.[6] Echophenomena (particularly echolalia and echopraxia) were defining characteristics in the early descriptions of Tourette syndrome (TS).[1] Echolalia also occurs in aphasia, schizophrenia, dementia, catatonia, epilepsy,[1] after cerebral infarction (stroke),[3] closed head injury,[13] in blind children, children with language impairments, as well as certain developing neurotypical children.[6] Other disorders associated with echolalia are Pick’s disease, frontotemporal dementia, corticobasal degeneration, progressive supranuclear palsy, as well as pervasive developmental disorder.[11]

In transcortical sensory aphasia, echolalia is common, with the patient incorporating another person’s words or sentences into his or her own response. While these patients lack language comprehension, they are still able to read.[14][15]

Anatomical correlates[edit]

Echolalia can be the result of left hemisphere damage. Specifically, damage to the frontal lobe of the left hemisphere has been linked to effortful echolalia. Cases of echolalia have appeared after lesions of the left medial frontal lobe and supplemental motor areas. Unintentional or nonfunctional echolalia shows similarities to imitation behavior seen after disinhibition of the frontal network is most likely related to mirror neurons.[2] In cases where echolalia is a part of mixed transitory aphasia, the perisylvian language area remains intact, but the surrounding anterior and posterior association cortexes degenerate or experience infarction.

Imitation and learning[edit]

Echolalia is common in young children who are first learning to speak. Echolalia is a form of imitation. Imitation is a useful, normal and necessary component of social learning: imitative learning occurs when the «observer acquires new behaviors through imitation» and mimicry or automatic imitation occurs when a «reenacted behavior is based on previously acquired motor (or vocal) patterns».[1] Ganos et al (2012) define echolalia as an «automatic imitative action without explicit awareness».[1] Children often first babble syllables and eventually words they hear. For example, a baby may often hear the word «bottle» in various sentences. The baby first repeats with only syllables such as «baba» but as their language skills progress the child will eventually be able to say the word «bottle». Echolalia becomes less and less common as a child’s language skills develop. It is not possible to distinguish the imitative learning form of echolalia that occurs as part of normal development from automatic imitation or echolalia characteristic of a disorder until about the age of three, when some ability for self-regulation is developed.[1] A disorder may be suspected if automatic imitation persists beyond the age of three.[1]

Function[edit]

Before the 1980s, echolalia was regarded as negative, non-functional behavior.[6] However, researchers such as Barry Prizant and colleagues have emphasized the communicative function of echolalia.[6] Among the communicative functions noted are turntaking, requesting, self-regulation and rehearsal to aid comprehension.[6] Echolalia can be categorized as communicative (in context and with «apparent communicative purpose») vs. semicommunicative (an «unclear communicative meaning»).[1]

The use of echolalia in task response to facilitate generalization is an area that holds much promise.[16] Research in this area is certainly needed. Marjorie H. Charlop performed a series of task experiments with autistic children. The results suggest that perhaps in certain tasks (i.e., receptive labeling), echolalia should not be eliminated, but taken advantage of as it may facilitate acquisition and generalization for autistic children.[16]

Tourette syndrome[edit]

Echolalia and echopraxia are distinguishing tics of Tourette syndrome (TS);[1] the echolalic repetitions of individuals with TS are mainly echoes from within their own «tic repertoire».[1] Evidence points to a healthy mirror neuron system (MNS) but «inadequate imitation-control mechanism, which make them vulnerable to interferences».

Autism[edit]

It is estimated that up to 75% of people on the autism spectrum have exhibited echolalia. A symptom of some children with ASD is the struggle to produce spontaneous speech. Studies have shown that in some cases echolalia is used as a coping mechanism allowing an autistic person to contribute to a conversation when unable to produce spontaneous speech.[2] Studies in the 1980s showed that there may be communicative intent with delayed echolalia, «depending on the context in which it occurs»;[17] this research on autistic children «raised questions related to behavior modification programs that defended the revocation or replacement of immediate echolalia».[17]

Uta Frith, Prizant and others have interpreted echolalia as evidence of «gestalt» processing in autistic children, including in the acquisition of language.[6] However, a 1990 study on the acquisition of grammar by Tager-Flusberg and Calkins found that echolalia did not facilitate grammatical development in autistic children.[6]

See also[edit]

  • List of language disorders

References[edit]

  1. ^ a b c d e f g h i j k l m n o p q Ganos C, Ogrzal T, Schnitzler A, Münchau A (September 2012). «The pathophysiology of echopraxia/echolalia: relevance to Gilles de la Tourette syndrome». Mov. Disord. 27 (10): 1222–29. doi:10.1002/mds.25103. PMID 22807284. S2CID 22422642.
  2. ^ a b c Volkmar, Fred; Paul, Rhea (2005). Handbook of Autism and Pervasive Developmental Disorders (Third ed.). John wiley and Sons. pp. 255–257.
  3. ^ a b Suzuki T, Itoh S, Hayashi M, Kouno M, Takeda K (July 2009). «Hyperlexia and ambient echolalia in a case of cerebral infarction of the left anterior cingulate cortex and corpus callosum». Neurocase. 15 (5): 384–389. doi:10.1080/13554790902842037. PMID 19585352. S2CID 40527124.
  4. ^ Liddell HG, Scott R. «ἠχώ». A Greek – English Lexicon, on Perseus. Tufts University. Retrieved October 6, 2013.
  5. ^ Liddell HG, Scott R. «λαλιά». A Greek – English Lexicon, on Perseus. Tufts University. Retrieved October 6, 2013.
  6. ^ a b c d e f g h Fred R. Volkmar; Rhea Paul; Ami Klin; Donald J. Cohen (13 May 2005). Handbook of Autism and Pervasive Developmental Disorders, Diagnosis, Development, Neurobiology, and Behavior. John Wiley & Sons. pp. 346–347. ISBN 978-0-471-72110-9.
  7. ^ Rydell PD, Mirenda P (December 1994). «Effects of high and low constraint utterances on the production of immediate and delayed echolalia in young children with autism». J Autism Dev Disord. 24 (6): 719–35. doi:10.1007/bf02172282. PMID 7844096. S2CID 28159203.
  8. ^ Bashe, P. R. The OASIS Guide to Asperger Syndrome; Advice, Support, Insight, and Inspiration. Crown Publishers, 2001, p. 22.
  9. ^ Matson JL, Sturmey P, eds. (2011). International Handbook of Autism and Pervasive Developmental Disorders. Springer. p. 237. ISBN 978-1461429135.
  10. ^ a b Sterponi, Laura; Jennifer Shankey (March 2, 2014). «Rethinking echolalia: repetition as interactional resource in the communication of a child with autism». Journal of Child Language. 41 (2): 275–304. doi:10.1017/s0305000912000682. PMID 23469804. S2CID 12491665.
  11. ^ a b Duffy, Joseph R. (1995). Motor Speech Disorders. Missouri: Elsevier Mosby. p. 314. ISBN 978-0-323-07200—7.
  12. ^ Suzuki, Tadashi; Shouichi Itoh; Noritoshi Arai; Masako Kouno; Makoto Noguchi; Masami Takatsu; Katsuhiko Takeda (August 1, 2012). «Ambient echolalia in a patient with germinoma around the bilateral ventriculus lateralis: A case report». Neurocase (Psychology Press). 18 (4): 330–335. doi:10.1080/13554794.2011.608364. PMID 22117108. S2CID 5500821.
  13. ^ Harvey S. Levin (1982). Neurobehavioral Consequences of Closed Head Injury. Oxford University Press. pp. 153–54. ISBN 978-0-19-503008-2.
  14. ^ Benson, D.Frank (1996). Aphasia: A Clinical Perspective. New York: Oxford University Press. pp. 130–135. ISBN 9780195089349. echolalia papers.
  15. ^ Davis, G. A. (2007). Aphasiology: Disorders and Clinical Practice. Allyn & Bacon. pp. 33–39. A type of fluent aphasia similar to Wernicke’s with the exception of a strong ability to repeat words and phrases. The person may repeat questions rather than answer them («echolalia»).
  16. ^ a b Charlop, Marjorie H. (Spring 1983). «The Effects of Echolalia on Acquisition and Generalization of Receptive Labeling in Autistic Children». Journal of Applied Behavior Analysis. 16 (1): 111–126. doi:10.1901/jaba.1983.16-111. PMC 1307866. PMID 6833164.
  17. ^ a b Saad AG, Goldfeld M (Jul–Sep 2009). «Echolalia in the language development of autistic individuals: a bibliographical review». Pro Fono. 21 (3): 255–60. doi:10.1590/S0104-56872009000300013. PMID 19838574.

External links[edit]

Look up echolalia in Wiktionary, the free dictionary.

Эхолалия

Эхолалия
(от греч. echo «эхо, отголосок» и lalia «речь») – «компульсивное и, очевидно, бессмысленное повторение слова или фразы, только что произнесенных другим человеком» (Ребер). Часто это симптом заболевания.

Литвинов медленно взял эту руку и слабо пожал ее. «Будемте друзьями», – шепнула Ирина. «Друзьями», – задумчиво повторил Литвинов. «Да, друзьями… Будемте запросто, как будто никогда ничего не случилось…» «Как будто ничего не случилось…» – повторил опять Литвинов (И. Тургенев, Дым).

Вера Сергеевна положила обе свои руки на плечи Долинского и сказала: «Один вы теперь остались!» «Один», – чуть слышно ответил Долинский и, оглянувшись на мертвую Дору снова улыбнулся. «Ваша потеря ужасна», – продолжала, не сводя с него своих глаз, Вера Сергеевна. «Ужасна», – равнодушно отвечал Долинский. Онучин дернул сестру за рукав и сделал строгую гримасу. Вера Сергеевна оглянулась на брата и, ответив ему нетерпеливым движением бровей, опять обратилась к Долинскому, стоявшему перед ней в окаменелом спокойствии. Юна очень мучилась?» «Да, очень». «И так еще молода!» Долинский молчал и тщательно обтирал правою рукою кисть своей левой руки. «Так прекрасна!» Долинский оглянулся на Дору и уронил шепотом: «Да, прекрасна!» (Н. Лесков, Обойденные).


* * *
(эхо греч. lalia – речь) – термин C. Wernicke (1900), обозначает непроизвольное, компульсивное повторение пациентом с теми же интонациями слов, фраз, сказанных кем-то из окружающих людей. При митигированной (облегчённой) эхолалии (Pick, 1902, 1924) пациент, повторяя заданный ему вопрос, несколько видоизменяет его в том, что касается интонации, полноты. Болезненная эхолалия встречается при кататонии, атрофических процессах, например, у пациентов с болезнью Пика. В норме эхолалия свойственна детям со свойственной им эгоцентрической речью (Пиаже). Синоним: Эхофразия.


* * *
Механическое повторение слышимого. Возможно при тике Туретта (генерализованном тике).

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

Полезное

Смотреть что такое «Эхолалия» в других словарях:

  • эхолалия — Автоматическое повторение слов или фраз собеседника. Симптом может быть проявлением нормальной речи в раннем детстве, иметь место при некоторых болезненных состояниях, включая дисфазию, кататонические состояния, умственную отсталость, ранний… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Эхолалия — неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи. Наблюдается у детей и взрослых при различных психических заболеваниях (шизофрении, аутизме, синдроме Ретта, синдроме Туретта, поражении лобных долей мозга и пр.), но иногда …   Википедия

  • Эхолалия — (от греч. echo отражение звука и laleo говорю) неконтролируемое повторение слов, услышанных в чужой речи. Может быть обусловлена органическими заболеваниями мозга, но иногда встречается и на ранних стадиях нормального развития речи у детей …   Психологический словарь

  • эхолалия — (echolalia; эхо + греч. lalia речь, болтовня; син. эхофразия) непроизвольное повторение психически больным слов и фраз, услышанных от окружающих; симптом кататонии …   Большой медицинский словарь

  • Эхолалия — (эхо + греч. lalia – речь). 1. Истинная Э. (Wernicke С., 1900), характеризующаяся автоматической непроизвольной и лишенной смысла репродукцией обращенной к больному речи. Больной повторяет услышанное теми же словами и с неизменными интонациями,… …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • эхолалия — сущ. мед. повторение услышанных слов …   Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • ЭХОЛАЛИЯ — Компульсивное и, очевидно, бессмысленное повторение слова или фразы, только что произнесенных другим человеком. Обычно это является симптомом функционального расстройства, хотя и часто является компонентом аутизма, при котором то, что повторяется …   Толковый словарь по психологии

  • ЭХОЛАЛИЯ — (echolalia) патологическое повторение слов, произносимых другим человеком. Может быть симптомом языкового расстройства, аутизма, кататонии или синдрома Жиль де ла Туретта …   Толковый словарь по медицине

  • Эхолалия — (echolalia) симптом аутизма или шизофрении, при которой человек, реагируя на слова другого, повторяет их …   Общая психология: глоссарий

  • эхолалия —  (по имени нимфы Эхо в древнегреческой мифологии: согласно преданию, Эхо окаменела и от нее остался только голос, способный повторять лишь окончания произнесенных в ее присутствии слов)    автоматическое повторение услышанных слов, когда вместо… …   Дефектология. Словарь-справочник

Медицинский эксперт статьи

Новые публикации

Эхолалия

, медицинский редактор
Последняя редакция: 17.10.2021

Fact-checked

х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

  • Код по МКБ-10
  • Эпидемиология
  • Причины
  • Патогенез
  • Симптомы
  • Формы
  • Осложнения и последствия
  • Диагностика
  • Дифференциальная диагностика
  • Лечение
  • К кому обратиться?
  • Профилактика
  • Прогноз

Эхолалия – это неврологическое расстройство, для которого характерно не контролируемое повторение слов и фраз. Рассмотрим его особенности, методы лечения и профилактики.

Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра, эхолалия входит в группу: XVIII Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках.

R47-R49 Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу

  • R48 Дислексия и другие нарушения узнавания и понимания символов и знаков, не классифицированные в других рубриках (исключение: специфические расстройства развития учебных навыков):
    • R48.0 Дислексия и алексия
    • R48.1 Агнозия
    • R48.2 Апраксия
    • R48.8 Другие и неуточненные нарушения узнавания и понимания символов и знаков

Очень часто болезнь ассоциируют с ранними симптомами аутизма или особенностями становления детской речи. Выделяют два этапа развития разговорных навыков у ребенка: от 6 месяцев до 12 и от 3 до 4 лет. В этом возрасте дети повторяют все услышанное, и это считается нормальным. Имитация собственной речи является единственным способом тренировать и улучшать произношение звуков. Таким образом, формируются основы взаимодействия с окружающим миром, и расширяется словарный запас. Если на одном из этих этапов начались нарушения, то это может привести к развитию эхолалии.

trusted-source[1], [2]

Код по МКБ-10

R47-R49 Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу

Эпидемиология

Частота развития неврологических расстройств имеет тенденцию к увеличению. Эпидемиология эхолалии указывает на ее возрастной аспект, так на 10000 детей 2-6 имеют симптомы патологии. Подобное нарушение в большинстве случаев выявляют с помощью ранней диагностики, то есть на первых стадиях, которые лучше всего поддаются коррекции.

Подобная качественная аномалия провоцирует нарушения в социальном взаимодействии и общении. Это связано с бесконтрольно повторяющимися словами и фразами, что делает невозможным процесс адаптации к социуму. Заболевание может сопровождаться прогрессирующей умственной отсталостью.

trusted-source[3], [4], [5], [6], [7], [8], [9]

Причины эхолалии

Эхолалия возникает на этапе речевого развития, когда ребенок начинает познавать окружающий мир и активно выговариваться. Выделяют два таких этапа, которые длятся с 6 месяцев до года и с 3 до 4 лет. Именно в этих возрастных промежутках дети активно повторяют слова окружающих, изучая основы речи и пытаясь вступить в диалог.

Причины эхолалии:

  • Нарушения психики.
  • Различные неврологические патологии.
  • Поражение лобных долей головного мозга.
  • Умственная отсталость.
  • Аутистическое расстройство.
  • Синдром Туррета.
  • Имбецильность.
  • Шизофрения.
  • Синдром Ретта.
  • Рак головного мозга.
  • Дислексия.
  • Дисфазия.

Любое их вышеуказанных расстройств может быть диагностировано у детей, поэтому, когда речь идет об эхолалии у взрослых, то подразумевают не выявленные нарушения в детском возрасте. Кроме основных причин, болезнь может быть усугублена или вызвана определенными провоцирующими факторами:

  • Самоустранение в процессе коммуникации – повторяя услышанное, ребенок имеет определенный спектр эмоций и ассоциаций. Если такие образы всплывают слишком часто и являются ошибочными, то это становится проблемой в общении.
  • Эмоции в процесс коммуникации – эхолалия выступает индикатором настроения пациента, так как повторяемые фразы имеют эмоциональные образы.
  • Обработка и упорядочивание информации – повторяя услышанное, больной упорядочивает произошедшие события, делится этой информацией и эмоциями с окружающими.

Независимо от возраста больного, болезнь всегда сопровождается психическими и неврологическими патологиями. При диагнозе аутизм, эхолалия выступает своеобразным способом общения. Это попытка поддержать разговор или вступить в диалог до того, как произошло осознание сказанного.

До 4-х летнего возраста автоматическое повторение слов за окружающими является нормальным. Но в более старшем, данный симптом требует медицинской помощи, так как указывает на серьезную патологию. В медицинской практике очень часто встречаются случаи, когда болезнь становится провокатором истерических припадков из-за возникающего недопонимания.

trusted-source[10], [11], [12]

Патогенез

Механизм развития расстройства речевого поведения может быть связан как с функциональными, так и органическими изменениями в головном мозге. Патогенез подразумевает ряд процессов, обуславливающих появление симптомов эхолалии. Это может быть вызвано имеющимися или перенесенными заболеваниями, врожденными патологиями.

Признаки болезни проявляются при гипервозбуждении нейронов в двигательной зоне лобной доли головного мозга. Это было установлено с помощью транскраниальной магнитной стимуляции. Для дефекта характерны нарушения в функционировании нервных структур головного мозга, сложности в социальной и эмоциональной сфере при условии нормального мышления и внимания. Поскольку эхолалия может быть ранним симптомом аутизма, то в некоторых случаях наблюдается дисбаланс торможения и возбуждения, избыток локальных связей на определенных участках головного мозга и другие патологии.

trusted-source[13], [14], [15], [16], [17], [18], [19], [20], [21], [22]

Симптомы эхолалии

Неконтролируемое повторение отдельных слов или целых предложений из монолога собеседника – это симптомы эхолалии. Источником для повторений может быть как человек, который находится рядом, так и книжный текст, телевизионная или радиопередача.

Болезнь имеет два вида, которые отличаются своей симптоматикой:

  • Немедленная – больной воспроизводит слова и фразы, только что услышанные. Данный вид необходим для поддержания связи с окружающими, то есть выступает своеобразным разговором.
  • Отсроченная – повторение происходит через определенный промежуток времени, это может быть 10-15 минут, день, неделя или месяц. Сопровождается различными дополнительными психическими расстройствами.

Для неврологической патологии характерна самостимуляция, то есть повторение фраз, ассоциированных с определенными эмоциями. Таким образом, больной погружается в удобную для него атмосферу. Повторяемые фразы вызывают удивление у окружающих, так как не имеют отношения к текущим событиям.

Еще одним симптомом болезни выступает функция передачи настроения через положительные или отрицательные переживания. К примеру, фраза «конфет нет» вызывает негативные эмоции, и в любой неприятной ситуации пациент будет ее повторять. Также обязательна систематизация информации. Перед сном проговаривается все услышанное за день, то есть больной делится эмоциями и переживаниями с окружающими. Это выглядит как несвязный рассказ, набор слов и фраз.

trusted-source[23]

Первые признаки

В большинстве случаев первые признаки эхолалии становятся заметны в возрасте 3-5 лет. Чаще они появляются у мальчиков, у девочек болезнь имеет более сложное течение. Так, при ответе на любой вопрос больной повторяет его фрагмент или полностью. Тихая или громкая речь, отсутствие реакции на собственное имя и неправильные интонации, также считаются признаками речевого расстройства.

Если дефект выступает одним из признаков аутизма, то кроме нарушений социального поведения и коммуникаций, наблюдается ряд других патологических симптомов. Больной не воспринимает собеседника, поэтому нарушен контакт глаза-в-глаза. Наблюдается скудная мимика, которая очень часто не соответствует ситуации, жесты применяются для обозначения каких-либо потребностей. Ребенок не понимает эмоции окружающих и не проявляет интереса к сверстникам. Стереотипное поведение проявляется в виде ежедневных ритуалов, зацикленности на определенных занятиях, многократных повторениях движений.

trusted-source[24], [25], [26]

Эхолалия у взрослых

Существует ряд патологических состояний, которые могут стать причиной развития эхолалии. У взрослых болезнь имеет приобретенный характер. Ее симптомы появляются при шизофренических расстройствах, различных поражениях головного мозга, неврологических и психических заболеваниях. Из-за трудностей в общении с посторонними людьми, неспособности выражать собственные эмоции и вести трудовую деятельность, больные подлежат инвалидизации.

Эхолалия у взрослых чаще всего развивается на фоне шизофрении. В этом случае автоматическое повторение сопровождается скудной жестикуляцией и мимикой. Больные не в состоянии воспринимать элементарные правила и нормы, не понимают своего поведения и намерений окружающих. Это все делает невозможным построение дружеских или романтических отношений. Также может наблюдаться привязанность к определенной обстановке и режиму дня. Малейшие изменения вызывают серьезные переживания и истерические припадки.

Эхолалия у детей

Расстройство, для которого характерно не контролируемое повторение чужих слов, фраз или полных предложений – это эхолалия. У детей она бывает двух видов: немедленная и отсроченная. Очень часто ее принимают за первые признаки аутизма, так как в некоторых случаях это не исключено. Болезнь связана с нарушением процесса становления речи.

Выделяют два возрастных периода, в которые ребенок начинается выговариваться, повторяя все услышанное – это от 6 месяцев до 1 года и от 3 лет до 4. Подобная имитация необходима для тренировки произношения звуков, расширения словарного запаса и освоения основ взаимодействия с социумом через общение.

Если речевое расстройство сохраняется или возникает у детей более старшего возраста, то это указывает на эхолалию. Она может иметь разную степень выраженности. Поэтому, чем раньше будет диагностирована, тем лучше поддается коррекции. Такой метод лечения позволяет найти понимание с больным и попытаться адаптировать его к социуму.

trusted-source[27], [28], [29]

Формы

На сегодняшний день выделяют два вида эхолалии: немедленная и отсроченная. Первая представляет собой незамедлительное повторение услышанных слов. Она является демонстрацией того, что большой услышал чужую речь, но нуждается во времени для ее принятия и понимания. При нормальном развитии процесс формирования осмысления услышанного занимает несколько месяцев. Но при речевом расстройстве это может затянуться на годы. Для отсроченного повторения характерно воспроизведение слов и фраз через определенный промежуток времени. Они могут произноситься в любой ситуации и в любое время.

Рассмотрим детальнее основные виды эхолалии:

  1. Немедленная

Больной повторяет только что услышанное, демонстрируя физическую способность воспроизводить речь и запоминать звуки. Следующим этапом идет процесс понимания сказанного, который занимает от нескольких месяцев до нескольких лет. Многие ученные трактуют это как своеобразный способ коммуникации, попытку поддержать диалог и ответить до осознания сказанного. Это выглядит примерно так: «Я тебя слышу, но все еще пытаюсь понять сказанное».

Очень часто при данной форме речевого нарушения возникают истерические припадки. Они развиваются на фоне непонимания. К примеру, когда больного спрашивают о том, что он хочет воду или сок. В большинстве случаев ответом будет последнее слово, то есть сок. Когда пациент получает его, начинается истерика, так как ответ был еще до осознания предложенных вариантов.

  1. Отсроченная

Повторение заученных фраз в определенном социальном контексте является нормой. В данном случае речь идет о цитировании стихотворений, интересных высказываний или отрывков из произведений. Отсроченный вид эхолалии представляет собой повторение чужих фраз через длительный промежуток времени. Это может произойти через несколько минут, дней, месяцев и даже лет, независимо от времени или места.

Выделяют ряд причин, вызывающих отсроченное речевое расстройство:

  • Самостимуляция – ее основная цель получить удовольствие от сказанного. То есть больной повторяет слова и фразы, которые ему нравятся. Это могут быть цитаты из фильмов, передач, книг и многое другое. Если отсроченная эхолалия используется как развлечение, то она нарушает реальное общение. Поэтому основная задача терапии направлена на переключение внимания на конструктивные занятия.
  • Коммуникация настроения – автоматическое повторение может передавать определенные эмоции. Это могут быть какие-то фразы, ассоциированные с разочарованием или радостью, а также слова, которые подходят под общий тон беседы.
  • Подведение итогов – это метод обработки информации, полученной в течение дня, то есть группирование воспоминаний с помощью повторений.

На сегодняшний день разработано несколько методов, позволяющих откорректировать процесс общения. Для этого используют визуальные и тактильные практики, то есть подключение различных чувств для улучшения понимания.

trusted-source[30], [31], [32], [33]

Эхолалия и эхопраксия

Непроизвольное повторение движений или слов окружающих – это эхокинезия. Как и многие психоневрологические патологии, она не имеет четкой этиологии. Эхолалия и эхопраксия являются ее формами, которые зависят от проявляющейся симптоматики. Рассмотрим детальнее каждую из них:

  • Эхопраксия

Автоматическое повторение действий и движений других людей. Имеет несколько форм, чаще всего больной повторяет элементарные движения, которые видит собственными глазами. Это могут быть хлопки в ладоши, поднятие рук, одергивание одежды и другое. Наблюдается при шизофрении, органических заболеваниях головного мозга и поражении его лобных долей.

  • Эхолалия

Непроизвольное повторение слов, осуществляемое путем полного дублирования или вплетения отдельных реплик в свою речь. Чаще всего больные повторяют вопросы, которые к ним обращены. Не смотря на всю машинальность расстройства, пациенты способны понимать и обрабатывать получаемую информацию. Имеет две формы: отсроченную и немедленную, встречается как у детей, так и у взрослых. Может возникать после перенесенных черепно-мозговых травм, при шизофрении, имбецильности, умственной отсталости и органических заболеваниях головного мозга.

В некоторых случаях эхолалия и эхопраксия проявляются одновременно. При ранней и правильной диагностике данных расстройств, есть шанс откорректировать поведение больного.

trusted-source[34], [35], [36]

Осложнения и последствия

Эхолалия, как и ряд других психоневрологических заболеваний, приводит к различным последствиям и осложнениям. Прежде всего, это трудности с процессом социализации, обучением, трудовой деятельностью, возможностью завести друзей или создать семью.

Даже при условии своевременного и правильного лечения, речевой дефект сохраняется на всю жизнь. Если расстройство протекает на фоне аутизма, то у таких пациентов наблюдается повышенный порог болевой чувствительности. Это приводит к тому, что человек не реагирует на болезненные раздражители. Иногда дети с такими патологиями занимаются самоистязанием, которое приводит к различным повреждениям тела.

trusted-source[37], [38], [39], [40], [41], [42], [43], [44]

Диагностика эхолалии

При первых симптомах нарушения речевого поведения у ребенка или взрослого, необходимо проконсультироваться с психоневрологом и психологом. Диагностика эхолалии начинается со сбора анамнеза и осмотра больного. Это позволяет определить есть ли отклонения в психическом развитии. Если автоматическое повторение слов не связано с возрастными особенностями, то проводятся дополнительные исследования и тесты.

Примерный алгоритм обследований при подозрениях на эхолалию:

  • Анализ жалоб и сбор анамнеза – опрос матери малыша о течение беременности, изучение наследственности.
  • Неврологический осмотр для выявления нарушений.
  • Осмотр у логопеда – врач оценивает речь малыша, неправильное произношение, перепутывание слогов, частоту повторений.
  • Инструментальные и лабораторные исследования.

Для выявления неврологической патологии применяют такие же методы, как и для диагностики аутизма. Это связано с тем, что эхолалия может выступать одним из его симптомов. С помощью специальных опросников (ADI-R, ADOS, CARS, ABC, CHAT) проводятся различные тестирования и изучение поведения больного в привычной для него среде. Также применяются лабораторные и инструментальные методы, то есть анализы крови, ультразвуковое исследование головного мозга, электроэнцефалограмму и другие.

trusted-source[45], [46], [47]

Анализы

При речевом расстройстве, как и при других психоневрологических патологиях необходима тщательная диагностика. Анализы входят в обязательный комплекс исследований и состоят из таких процедур:

  • Нейропсихологические анализы.
  • Проверка умственных способностей.
  • Анкетные опросы и наблюдения.
  • Лабораторные исследования.

В обязательном порядке сдают: кровь, мочу, анализ ДНК, ЭЭГ и другие. Они необходимы для исключения схожих по симптоматике болезней и выявления сопутствующих патологий. Основываясь на полученные результаты, врач составляет план дальнейших исследований и варианты терапии.

trusted-source[48], [49]

Инструментальная диагностика

Для уточнения диагноза и более тщательного изучения состояния пациента, используются различные медицинские подходы. Инструментальная диагностика состоит из ряда процедур, позволяющих визуализировать и оценить состояние головного мозга и других органов и систем, которые могут провоцировать симптомы патологии:

Инструментальные методы:

  • Ультразвуковое исследование головного мозга – проводится для выявления и определения степени его повреждений.
  • Электроэнцефалограмма – выявляет симптомы, которые могут сопровождать эхолалию и ранний аутизм. Это могут быть эпилептические припадки, судороги, потеря сознания и другое.
  • Магнитно-резонансная томография – выявляет аномалии развития головного мозга, мозолистого тела и височной доли. Позволяет диагностировать речевую патологию и аутизм на ранних стадиях.
  • Проверка слуха – пациент проходит консультацию и обследование у сурдолога. Это необходимо для исключения тугоухости и сопутствующей ей речевой задержки.

Основное преимущество вышеописанных инструментальных методов в том, что они неинвазивные. Это позволяет свести к минимуму страхи и истерические припадки у пациентов всех возрастов.

Дифференциальная диагностика

Исследования при эхолалии очень важны, так как позволяют отличить ее от других нарушений работы головного мозга. Дифференциальная диагностика направлена на выявление ранних признаков таких патологий, как:

  • Умственная отсталость – наблюдается прогрессирующее снижение интеллекта. Больные не стремятся устанавливать эмоциональные контакты с окружающими, часто замкнуты и даже агрессивны.
  • Шизофреническое расстройство – проявляется до семи лет и для него характерны судорожные припадки, галлюцинации, бредовое состояние. Имеет наследственную предрасположенность. Умственные способности не нарушены.
  • Депривационные расстройства – проявляются из-за сильных стрессов в результате резкой смены привычной обстановки, то есть появления чего-либо нового.
  • Синдром Геллера – возникает в возрасте 3-4 лет и характеризуется выраженными поведенческими нарушениями. Наблюдается раздражительность, прогрессирующее снижение интеллекта, потеря двигательных навыков и речи.
  • Синдром Ретта – возникает на фоне на первый взгляд нормального развития в период от 6 месяцев до 3 лет. Появляются неврологические симптомы, различные интеллектуальные патологии, расстройство координации движений.
  • Расстройства слуха – дети с эхолалией, как и глухие малыши до 12 месяцев имеют нормальное развитие. Они агукают и лепечут. Но при проведении аудиограммы можно выявить сильную потерю слуха, провоцирующую частые повторения речи за окружающими.

Речевое расстройство может появляться на фоне других заболеваний, то есть выступать их ранним симптомом. Дифференциальная диагностика направлена на выявление характерных для нарушения признаков и отделение их от других патологий.

К кому обратиться?

Лечение эхолалии

На сегодняшний день все еще не разработано лекарственных препаратов, применение которых помогло б устранить речевое расстройство или другие психоневрологические патологии. Коррекция эхолалии – это единственный способ наладить процесс коммуникации с больным. Лечение длительное и требуется регулярной работы, поэтому при первых симптомах болезни, необходимо обратиться к профессиональному психотерапевту или психоневрологу.

Если у ребенка нет задержки развития, то лечение не проводят. Для устранения дефектов речи показаны занятия с дефектологом и логопедом. Основная задача родителей следовать ряду правил:

  • Не повышать тон на ребенка, разговаривать спокойно и четко.
  • Задавать вопросы, ответ на которые будет «да» или «нет».
  • Защищать от различных стрессовых ситуаций и переживаний.

Если эхолалия протекает на фоне аутизма или других психических заболеваний, то проводится комплексное лечение (медикаменты, упражнения, физиопроцедуры и другое). Огромная ответственность ложится на родителей, они должны проявлять терпение и правильно общаться с больным:

  • Регулярно добавлять новые слова в заученные фразы и предложения для расширения лексикона.
  • Не останавливать ребенка при частом повторении слов, а пытаться понять их смысл, то есть уловить информацию, которую он хочет донести.
  • Для того чтобы общение протекало легче, рекомендуется использовать картинки с различными изображениями. Это позволит сделать выбор без недоразумений.

Для лучшего понимания больного эхолалией, окружающие должны обращать внимание, как на суть слов, так и на ситуации в которых они произносятся, интонацию, мимику и многое другое.

Профилактика

Эхолалия – это своеобразная форма общения, то есть ее нельзя назвать бессмысленным и бесцельным повторением чужих слов. Профилактика болезни направлена на нормализацию процесса коммуникаций, превращение расстройства в инструмент взаимодействия с окружающими.

  • Не останавливайте больного при повторении, так как проговаривание слов – это один из способов самовыражения при проблемах с устной речью. Если этой возможности нет, то пациент не сможет тренировать произношение, поддерживать беседу и минимизировать беспокойство через вербальные коммуникации.
  • Обращайте внимание на все произносимые слова, даже если они на первый взгляд не имеют смысла. Это позволит детальнее изучить особенности эхолалии и наладить процесс общения. Постарайтесь понять произносимое, интонацию и мимику больного. Очень важно уловить тон и ритм сказанного, так как одни и те фразы могут нести разную информацию.
  • Присоединяйтесь к общению, проговаривайте поочередно любимые речевые сценарии ребенка. Старайтесь формировать новое, то есть расширяйте заученные фразы, постоянно пополняя словарный запас.

Только регулярные занятия в спокойной обстановке помогут наладить процесс общения и улучшить социализацию больного.

trusted-source[50], [51]

Прогноз

Если автоматическое повторение слов не имеет патологического характера, то проходит самостоятельно к 4 годам жизни ребенка. Прогноз в этом случае благоприятный, а весь процесс своеобразного речевого поведения связан со становлением речи. Если болезнь вызвана аутизмом, умственной отсталостью или шизофреническим расстройством, то прогноз зависит от результатов коррекции и выбранных лечебных методов. В некоторых случаях она протекает одновременно с эхопраксией, что осложняет процесс лечения.

Эхолалия относится к психическим нарушениям, для облегчения которых не используют медикаменты. Все терапия представляет собой вербальное общение, направленное на социализацию больного и установление коммуникаций. Без этого болезнь усугубляется, пациент становится замкнутым и агрессивным. Такие люди нуждаются в постоянном контроле и заботе, так как без посторонней помощи не в силах позаботиться о себе.

trusted-source[52], [53]

Эхолалия – речевое нарушение, при котором непроизвольно (автоматически) повторяются чужие слова или фразы.

Это заболевание представляет собой неврологическое расстройство речи (устной), характеризующееся бесконтрольным повторением услышанных от других фраз и слов.

Виды эхолалии

Немедленная форма эхолалии

Разберем, что представляет собой немедленная форма заболевания. Она выполняет такие функции в формировании речи:

  1. Поддержание разговора. Ребенок уже понимает, что речь строится на обмене репликами, но бедный словарный запас не позволяет ему понять смысл всего сказанного и сформулировать адекватный ответ. Поэтому он, в попытке поддержать разговор, просто воспроизводит слова, которые он слышал от взрослого.

  2. Согласие. Есть версия, что дети повторением слов другого человека выражают свое согласие. Они уже научились говорить «нет», но еще не знакомы со словом «да». Ребенок повторяет его, сопровождая кивком головы. Например, мама спрашивает: «Маша хочет кушать?» и дочь отвечает: «Маша хочет кушать». Родители могут сами провоцировать болезнь, не понимая, до какого возраста эхолалия – относительная норма. Недопустимо обращаться к шести − семилетнему ребенку в третьем лице!

  3. Попытка понять речь взрослых. Механизм схож с усвоением иностранного языка. Повторяя, человек вслушивается в слово, пробует его «на вкус».

Отсроченная форма эхолалии

При отсроченной эхолалии чаще всего основным диагнозом является аутизм. Этот вид выполняет следующие функции:

  1. Стимминг (аутостимуляция). Повторение отвлекает от ощущения стресса, позволяет справиться с напряжением, дает возможность получить сильные положительные эмоции.

  2. Выражение настроения. Повторяются слова, услышанные ранее, связанные с отрицательными или положительными эмоциями, но вне связи с текущей ситуацией. Например, отец похвалил сына и сказал: «Куплю тебе мороженое», в результате фраза закрепилась положительной реакцией. Когда в школе учитель похвалит мальчика за выученный урок, ребенок может выдать совсем не к месту фразу: «Куплю тебе мороженое» чужому взрослому человеку.

  3. Подведение итогов. С помощью повторения одного слова обрабатывается и систематизируется поступившая за день информация.

Если у детей наблюдаются одно или несколько проявлений, можно говорить о том, что нужно бить тревогу. Чтобы не допустить прогрессирования болезни, уже при появлении первых признаков нужно обратиться к специалистам и разобраться в причинах развития эхолалии.

Причины заболевания:
  • повреждение определенной части головного мозга (лобной доли);

  • неврологические и психические патологии;

  • умственная отсталость;

  • проявление аутизма и шизофрении;

  • синдром Ретта (тяжелое генетическое заболевание) / Туретта;

  • имбецильность (олигофрения);

  • опухоль головного мозга;

  • дислексия;

  • дисфазия.

Определение основного заболевания (равно как и причины патологии) – основополагающий момент, так как при лечении эхолалия проходит.

С целью диагностики эхолалии сначала обращаются к психологу или психоневрологу (дополнительно — к логопеду и дефектологу). После беседы с ребенком и тестирования его состояния врачи ответят на все вопросы, волнующие родителей, и точно определят, норма это или отклонение.

При подозрении на эхолалию назначают обследование:
  1. Анализ крови и мочи;

  2. Анализ ДНК;

  3. Ультразвуковое исследование (выявляет степень повреждения мозга);

  4. Электроэнцефалограмму;

  5. Магнитно-резонансную томографию (выявляет нарушение развития головного мозга);

  6. Проверку слуха (для исключения тугоухости).

Эхолалия устраняется с помощью психокоррекционных занятий. Параллельно с ними осуществляется лечение основного заболевания, ставшего причиной симптома. Коррекционная работа может проводиться психологом, дефектологом, логопедом. Грамотная работа специалистов поможет скорректировать состояние эхолалии.

img

img

Неконтролируемое повторение фраз и слов в логопедии называется эхолалия. Люди, страдающие этим логопедическим расстройством, осуществляют автоматическое повторение речи окружающих или услышанного по телевизору. В результате этого нарушения появляются сложности в выражении своих мыслей, снижается эффективность общения.

Человек с таким речевым недостатком может повторить вопрос, но не ответить на него. Для некоторых людей характерны проявления эхолалии при огорчении или беспокойстве, для других — они постоянны. Во время реабилитации у взрослых с тяжелой амнезией и черепно-мозговыми травмами, при повторном обучении речи могут встречаться явления эхолалии.

Повторение слов и фраз присущи малышам и младшим школьникам, что считается нормальным элементом развития речи. В случае продолжения такой особенности после 3 лет — это повод для беспокойства.

Что вызывает эхолалию?

У всех детей во время становления разговорной речи встречаются автоматические повторения, в дальнейшем с возрастом происходит развитие независимого мышления. В некоторых случаях они сохраняются дольше, что зависит от тяжести и причин этого нарушения.

При затруднениях в общении эхолалия у детей может сохраняться длительное время. Подобное нарушение часто наблюдается при аутизме, а также у людей с синдромом Туретта.

Проявления эхолалии усиливаются, если человек испытывает чувство тревоги и стресса, в тяжелых случаях эти ощущения приобретают постоянный характер.

Такое расстройство речи встречается после перенесенной травмы головы, у людей с тяжелой амнезией, при некоторых формах деменции.

Насколько распространена эхолалия?

Неконтролируемое повторение фраз и слов в период развития речи у детей считается нормальным явлением, не вызывающим беспокойств.

Среди страдающих аутизмом автоматические повторения встречаются у 75%, как результат желания продемонстрировать спонтанную речь, и используются как механизм преодоления. Подобная логопедическая особенность позволяет таким людям участвовать в спонтанном разговоре.

Данное расстройство речи обычно не встречается у детей постарше и взрослых. Оно кратковременно характерно для людей, перенесших черепно-мозговую травму, в период восстановления речи и общения.

О чем свидетельствует эхолалия?

Нарушение с неконтролируемым повторением фраз и слов может являться признаком аутизма, задержки развития или речи у детей старше 3 лет. Иногда это признак травмы головы, тяжелой амнезии.

Главный симптом эхолалии — повторяющаяся речь. Она может проявляться не только повторением слова или фразы, а воспроизведением одного и того же вопроса без ответа на него.

Виды эхолалии

Интерактивная эхолалия

Общение, подразумевающее взаимодействие между людьми во время совместной деятельности — интерактивное общение, а эхолалия такого типа — это попытка, предназначенная для общения с другим человеком.

К таким видам расстройства относят:

  • Очередь — ведение разговора с кем-то, попытка заполнить пустоты в словесном обмене;
  • Подача информации — когда трудно уловить суть. На вопрос матери о том, что хочет ребенок на ужин, он ей споёт песню из рекламы о конфетах;
  • Вербальное завершение — использование речи, чтобы закончить знакомые словесные процедуры. Например, «хорошая работа» в процессе выполнения поставленной задачи;
  • Просьбы — это характерные вопросы по типу: «Хочешь поужинать?» Вместо того, чтобы попросить свой ужин.

Неинтерактивная эхолалия

Речь, не предназначенная для общения, а использующаяся для личного разговора.

Сюда относят:

  • Несфокусированная речь — использование фраз и слов не по делу для самостимуляции.
  • Репетиция — повторения сначала тихим голосом, потом громким (словно репетируя).
  • Самостоятельность — осуществляя какую-то деятельность, человек дает себе указания. Например, » возьми стакан, открой кран, налей воды».

Различают две формы эхолалии:

Немедленная эхолалия

Связана с немедленным повторением услышанного. Например, вместо ответа человек будет повторять вопрос, заданный ему минутой ранее. Такая форма позволяет им выразить своё участие в разговоре.

Указанный тип недостатка речи приводит к недопониманию, вместо ответа люди с таким расстройством повторяют последний услышанный вопрос.

Отсроченная эхолалия

Этот вариант нарушения связан с запоминанием какой-то определенной фразы. Люди с отсроченной эхолалией повторяют слова, словосочетания, а порой и целые абзацы из источников (книги, телевизор, радио).

На отсроченный тип эхолалии у ребенка указывает повторение строк или словосочетаний, кажущихся ему слишком сложным, или тех, что неуместны в ситуации.

эхолалия

Связана ли эхолалия с аутизмом?

Для большинства детей с аутизмом характерны проявления эхолалии, поскольку они испытывают затруднения при общении с другими. Повторение слов знакомых, родителей, опекунов или фраз из телевизионного эфира чаще всего встречается при аутизме.

При продолжении эхолалии за пределами дошкольного возраста она становится признаком аутизма. Часто для него характерна отсроченная форма расстройства, так как у людей с этим заболеванием отличная память, а повторение слов и фраз — способ сообщить о своих потребностях.

Логопедический недостаток используется в таких случаях, как способ общения, поддержания беседы, либо привлечения внимания.

Аутичные дети и взрослые могут использовать эхолалию:

  • Как сенсорный выход (для успокоения), когда речь повторяется без понимания смысла.
  • Для самопомощи — повторения в сложный период жизни (страхи, тревоги, стресс).
  • Для обмена идеями — при невозможности передать свои собственные мысли речью.
  • Для сообщения о своих потребностях и желаниях.
  • Для взаимодействия с другими (выстраивания отношений).

В некоторых случаях для детей с аутизмом характерна нефункциональная эхолалия, которая не несет смысловой нагрузки. Обычно используется для самоуспокоения. Функциональное же расстройство представляет собой осознанное повторение фраз и слов для достижения определённой цели.

Отмечены закономерности в развитии подобной логопедической особенности у детей с аутизмом. На первом этапе характерны автоматические повторения без осознавания смысла.

В дальнейшем во фразы добавляются собственные слова, иногда даже предложения. Со временем дети начинают понимать язык, и предложения укорачиваются.

Постепенно разговорная речь приобретает большую спонтанность. Временами ребенок применяет метод автоматических повторений, чтобы показать усталость или огорчение.

Осознание предназначения подобной особенности речи и ее понимание поможет взрослым лучше общаться с таким ребенком.

Может ли ребенок перерасти эхолалию?

Для всех детей характерно данное логопедическое расстройство во время изучения разговорной речи. Проявления эхолалии до 3 лет считаются нормой. С возрастом дети приобретают независимость мысли, но есть случаи, когда автоматические повторения сохраняются.

Дети произносят то, что сказали другие и практически не строят собственную речь. Такое состояние указывает на логопедическую патологию.

Для детей характерны обе формы эхолалии — отсроченная и немедленная. Взрослым важно знакомить их с большим разнообразием слов и фраз, поощрять общение, прослушивание аудиокниг. Большинство детей преодолевают этот логопедический недостаток естественным путем.

При наличии аутизма автоматические повторения сохраняются длительно, иногда на всю жизнь.

На сегодняшний день признано, что эхолалия помогает в развитии общения как у детей с аутизмом, так и у здоровых, способствуя осуществлению коммуникативной функции.

эхолалия

Как помочь ребенку при эхолалии?

Расстройство функционального типа помогает и дает возможность детям с аутизмом и с задержками развития говорить о своих потребностях и желаниях.

Работа с логопедом поможет ребенку сделать общение полезным, как в случаях функционального типа, так и в варианте нефункционального нарушения (автоматические повторения при стрессе и страхе).

Речевая и игровая логопедическая практика помогут ребенку правильно применять свои языковые навыки.

Для диагностики эхолалии логопеду достаточно поговорить с ребенком, но важна и роль родителей, которые могут рассказать о своих наблюдениях.

Только врач может определить стадию развития этого логопедического нарушения и назначить соответствующее лечение.

Варианты лечения эхолалии могут быть:

  • Лекарственные средства и их использование в терапии расстройств автоматических повторении подразумевает назначение антидепрессантов и подобных препаратов для стабилизации нервно-психического состояния.
  • Логопедическая коррекция поможет людям с подобными недостатками выражать свои мысли, упорядочить разговорную речь.
  • Уход на дому включает в себя общение с другими людьми и развитие коммуникативных навыков.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно пишется эхинацея
  • Как правильно пишется эффектно
  • Как правильно пишется эффект или эффект
  • Как правильно пишется эффект или аффект
  • Как правильно пишется эфиоп