Как правильно пишется клятва гиппократа

В наши дни когда интернет просто пестрит всякого рода информацией по симптоматике, диагностике и советами по лечению того или иного вида заболеваний, я — решив завести свой небольшой блог, не смог посчитать по иному, что первым постом должен быть именно пост о клятве Гиппократа. Ведь заканчивая мед.вуз будущие врачи дают именно ее — клятву. Обещая служить, быть полезным и главное, не навредить.

Далее полная версия самой клятвы Гиппократа на русском языке и в современном ее варианте, текст клятвы врача Российской Федерации.

Клятва Гиппократа — текст на русском языке

Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Чтобы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

В наше время «присягу врача Советского Союза», утвержденную в 1971, сменил принятый Государственной думой Российской федерации в 1999 новый вариант «Клятвы врача», которую дают выпускники медицинских вузов при получении диплома.

Клятва врача Российской федерации

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

  • Честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
  • Быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  • Проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
  • Хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
  • Доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
  • Постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины.»

Слова Гиппократа

Слова Гиппократа

Памятник Гиппократу

Памятник Гиппократу

Выдающийся целитель древности

Выдающийся целитель древности

Памятник полубогу

Памятник полубогу

КЛЯНУСЬ Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей1 и всеми богами и богинями, беря их
в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное
обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими
достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство,
если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все
остальное в учении2 сообщать своим
сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому
другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от
причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути
для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я
проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью,
предоставив это людям, занимающимся этим делом3.
В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и
пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Чтобы при лечении — а также и
без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я
умолчу о том, считая подобные вещи тайной4. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да
будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную
клятву да будет обратное этому5.

1. Аполлон
считался в послегомеровское время врачом богов. Асклепий, Ασκληπιός,
римск. Aesculapius,
Эскулап, сын Аполлона, бог врачебного искусства; Гигиея, Ύγεία и Ύγίεια,
дочь Асклепия, богиня здоровья (отсюда наша гигиена); ее изображали цветущей девушкой с чашей, из которой пила змея.
Панакея, Πανάκεια,
всеисцеляющая, другая дочь Асклепия; отсюда панацея, лекарство от всех болезней, которое искали средневековые
алхимики.

2. Здесь перечисляются виды преподавания. Наставления, παραγγελίαι, praecepta,
заключали в себе, может быть, общие правила врачебного поведения и профессии, если судить по одноименной книге
Гиппократова сборника, помещенной в этом издании. Устное преподавание, ακροασις,
состояло, вероятно, в систематических чтениях по различным отделам медицины. По крайней мере во времена Аристотеля
так назывались лекции, которые он читал слушателям и которые потом в обработанном виде издавались; такова, например,
его Физика. Φυσική
ακρόασις. «Все остальное» включало в себя, вероятно, практическую часть преподавания у постели больного или
операционного стола.

3. Эта фраза всегда вызывала у комментаторов некоторое недоумение, почему врач не должен
был производить литотомии (λιθοτομία)
— операции, давно известной у египтян и греков. Проще всего, конечно, ответить в согласии с текстом, что операцию
эту производили особые специалисты, как это было в Египте и на Западе в конце средних веков; вероятно, они также
были объединены в особые организации и владели секретами производства, и организованный врач не должен был
вторгаться в чужую область, в которой не мог быть достаточно компетентным, не роняя своего престижа. Предполагать,
что операция эта или даже вообще все операции были ниже достоинства врача и предоставлялись низшему врачебному
сословию, — нет никаких оснований; Гиппократов сборник достаточно опровергает это. Но еще в XVII веке Моро (René de
Moreau) переводил ού τεμεω «не буду кастрировать», так как глагол этот имеет и такое значение, и совсем недавно эту
версию защищал не кто иной как Гомперц (Gomperz, Gr’echische Denker, Lpz., 1893, I, 452). Он переводит: «Я не буду
кастрировать даже тех, которые страдают каменным утолщением (яичка)». Версия эта, конечно, во всех смыслах
маловероятна, и была опровергнута Гиршбергом (Нirsсhbеrg, 1916, см. Кörner, 1. c., р. 14).

4. Запрещение
врачу, давшему клятву, разглашать чужие тайны, пройдя через века, превратилось в русском и германском
законодательствах в закон, карающий за разглашение тайн, с которыми врач ознакомился при своей профессиональной
деятельности. Но мало-мальски внимательное чтение показывает, что в клятве вопрос ставился шире: нельзя вообще
разглашать компрометирующие вещи, виденные или слышанные не только в связи с лечением, но и без него. Цеховой,
организованный врач не должен быть злостным сплетником: это подрывает доверие общества не только к нему, но и ко
всей данной корпорации.

5. Привожу для сравнения «факультетское обещание», которое в прежнее время, после
удовлетворительной защиты диссертации и провозглашения диссертанта доктором, читалось ему деканом факультета и
которое новый доктор подписывал. Оно же печаталось на обратной стороне диплома. «Принимая с глубокой
признательностью даруемые мне наукой права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим
званием, я даю обещание в течение всей своей жизни ничем не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю. Обещаю
во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим, свято хранить
вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия. Обещаю продолжать изучать врачебную
науку и способствовать всеми силами ее процветанию, сообщая ученому свету все, что открою. Обещаю не заниматься
приготовлением и продажей тайных средств. Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их
личности; однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицемерия. В важных
случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание,
буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям».

В приведенном обещании можно различить 3
части, каждая из которых имеет своим первоисточником Гиппократов сборник. Из них первая, имеющая своим предметом
больного, непосредственно примыкает к «Клятве». Вторая — о врачебных секретах и тайных средствах — является отзвуком
той борьбы, которую греческие врачи V в. вели со всякого рода шарлатанством. В частности, фраза: «….сообщая
ученому свету все, что открою» представляет пересказ фразы: «они отдают в общее сведение все, что приняли от науки»,
которая характеризует мудрого врача в книге «О благоприличном поведении», гл. 3. И, наконец, третья часть об
отношении врача к коллегам и консультации довольно близко передает то, что можно прочесть в «Наставлениях», гл. 8.

Клятва Гиппократа

Контакты

Фактический адрес: 188800, Ленинградская область, г. Выборг, ул. Октябрьская, д.2
Юридический адрес: 188800, Ленинградская область, г. Выборг, ул. Октябрьская, д.2
Главный врач Карасёв Олег Станиславович
Приемная главного врача: 8 (813 78) 2-14-10
Прием граждан по личным вопросам: вторник и пятница с 14.00 до 16.00
Электронная почта: lenoblvgb@yandex.ru
И.о. заместителя главного врача по медицинской части Кушнир Александр Николаевич: 8 (813 78) 2-27-54
Прием граждан по личным вопросам: понедельник, среда и пятница с 14.00 до 15.00.
Заместитель главного врача по сестринскому делу Людмила Федоровна Мурашова: 8 (813 78) 2-36-97
Заместитель главного врача по амбулаторно-поликлинической работе Серов Владимир Александрович, тел.8(81378)2-53-09.
Приём граждан по личным вопросам: ежедневно с 10:00 до 12:00
Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе Алексей Анатольевич Обухов: 8 (813 78) 2-46-81

Приемное отделение: 8 (813 78) 2-45-52
Заведующая поликлиникой Загарских Ксения Евгеньевна: 8 (81378) 2-83-46
Прием граждан по личным вопросам: понедельник с 15:00 до 17:00, среда с 10:00 до 12:00, пятница с 13:00 до 15:00.

Приблизительное время чтения: 11 мин.


print

Как родилась клятва Гиппократа», что в ней странного и как она соотносится с теми обещаниями, которые дают выпускники медицинских вузов сегодня? Мы попросили рассказать об этом Ольгу Александровну Джарман, кандидата медицинских наук, старшего преподавателя кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.

Клятва Гиппократа: как она возникла и приносят ли ее на самом деле врачи сегодня?

1. Когда и почему возникла клятва Гиппократа?

Она была написана примерно в 400 году до Р. Х. Это один из
самых древних текстов античных врачей из сохранившихся до наших дней.

Гиппократ — древнегреческий врач, живший
в V-IV веках до Р. Х. Основоположник античной
научной медицины, в которой болезни объяснялись не вмешательством богов, а
изменением состава четырех жидкостей организма — крови, флегмы (слизи), желчи и
черной желчи. Труды Гиппократа и врачей, его современников, разделявших его
теорию, вошли в «Сборник Гиппократа» и оказали огромное влияние на европейскую
медицину.

Клятва Гиппократа: как она возникла и приносят ли ее на самом деле врачи сегодня?
Гиппократ

Текст, о котором мы говорим, называется
просто — «Клятва», без имени Гиппократа, но, поскольку она находится в
«Сборнике Гиппократа» с другими трактатами, которые считали принадлежащими
великому «отцу медицины», то ее обычно и называют клятвой Гиппократа.

Однако в последнее время некоторыми
учеными эта датировка оспаривается и «Клятву» считают значительно моложе,
придвигая ее к рубежу нашей эры.

В I веке по Р. Х. Скрибоний Ларг, личный
врач императора Клавдия, упоминает о «Клятве» Гиппократа в связи с запретом
врача совершать аборты ( в тексте «Клятвы» говорится: «не вручу абортивного
(буквально: разрушительного) пессария беременной женщине») и высоко ставит
самого Гиппократа как основателя медицины. Однако самый старый текст «Клятвы»,
дошедший до нас — это папирус 300 года по Р. Х. Всего сохранилось 38
манускриптов с «Клятвой», восходящих к античности.

Вообще, давать клятву в античности было
делом распространенным. Сохранилось много античных клятв, в том числе знаменитая
«Клятва» эфеба, которую давали юноши-призывники в древних Афинах. Должностные
лица античного полиса присягали в том, что будут честно исполнять свои
обязанности, заключавшие союз республики клялись соблюдать договоры, в судах
Греции тяжущиеся приносили разные клятвы. Тексты важнейших клятв высекались на
стелах для всеобщего обозрения. Однако врачебная клятва до нас дошла только
одна. Мы не можем сказать, были ли другие врачебные клятвы.

Известный римский политический деятель
Катон Старший остерегался греческих врачей именно из-за какой-то клятвы,
которую они приносят. Он подозревал, что они поклялись уморить всех римлян. В
детали он, видимо, глубоко не вдавался, а, скорее всего, смешал знаменитый
отказ Гиппократа служить персам — врагам греков и саму «Клятву», с которой не
был знаком.

Почему появилась «Клятва» — однозначного
ответа нет. Самое распространенное мнение — ее появление ознаменовало переход
от семейной врачебной школы, когда только дети врача, потомки легендарного
Асклепия, упоминаемого Гомером в «Илиаде», могли стать врачами (врачей так и
называли — Асклепиады). В семейные школы начали брать учеников из неврачебных
семей и обучать их за плату. Кстати, Платон в своем диалоге «Протагор»
упоминает о том, что сам Гиппократ (а он был современником Платона) берет
учеников за плату. «Клятва», собственно, и состоит из двух частей. Первая часть
— контракт студента с учителем-врачом и его семьей, вторая часть —
торжественные обещания и в конце — благословения врачу, верному «Клятве».

2. Вкладывался ли в нее в античности какой-то религиозный
смысл?

Да. «Клятва» даже начинается с упоминания античных богов —
Аполлона, Асклепия и других, в ней используются религиозные термины той эпохи —
например, слова из «Клятвы», такие как «чисто и непорочно» и «считать подобные
вещи тайной», звучали для древнего грека однозначно как религиозно нагруженные.
Вообще, центральная часть «Клятвы» читается как возвышенный религиозный текст.
Кроме того, это жемчужина литературного искусства — по построению и
противопоставлению различных понятий текст напоминает речи знаменитых афинских
философов.

«Клятва» Гиппократа

Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство.

 Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

 В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

(Пер. В. И. Руднева)

3. Все ли врачи в античности давали эту клятву?

Медицинских университетов в античности не было. Они родились уже в христианскую эпоху, в Средневековье. Поэтому нельзя представлять выпуск молодых античных врачей, дающих клятву. Кроме того, у нас нет сведений, что клятву давали вообще все врачи. Напротив, это было довольно редким явлением, и часто в похвальной эпитафии тому или иному врачу писалось, что он давал клятву.

Ее стали чаще давать в период поздней античности, но врач вполне мог практиковать и без клятвы. Яркий пример — святой Кесарий, брат святого Григория Богослова (IV век). Он получил блестящее медицинское образование в Александрии, центре медицинской науки того времени, потом был придворным врачом у четырех императоров. Но клятвы он не давал — именно потому, что он был христианин, а в клятве упоминались языческие боги. И, как пишет его брат, Григорий Богослов, все доверяли ему и без Гиппократовой «Клятвы». Христианского варианта клятвы тогда еще не было.

Клятва Гиппократа: как она возникла и приносят ли ее на самом деле врачи сегодня?
св. Кесарий, брат святого Григория Богослова 

4. Чем отличался
христианский вариант клятвы?

Если христиане давали клятву, то только модифицированную,
именами античных богов, разумеется, никто не клялся. Когда традиция принесения
врачебной клятвы утвердилась, текст ее стал меняться, расширяться и уточняться.
Цель всегда была — сохранить не букву, а дух, дух Гиппократовой этики
применительно к настоящему времени.

Клятва Гиппократа: как она возникла и приносят ли ее на самом деле врачи сегодня?
Византийская рукопись клятвы Гиппократа в форме креста. XII век

C
XI
века существовал вариант клятвы на латинском языке, начинавшийся со слов
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа! Я не лгу». Фраза об
абортах звучала с детализацией: «Я не дам абортивного средства женщине никаким
путем».

Интересно, что в манускриптах текст
клятвы писали в виде креста.

5. Есть ли в «Клятве» Гиппократа моменты, которые современному
человеку трудно понять?

Историки медицины не случайно называют «Клятву» загадочным
документом.

Очень сложное место, о которое все
спотыкаются — это камнесечение. Почему врач не будет делать больному
камнесечение? Было много вариантов ответа — конкуренция, предостережение от
переоценки своих возможностей, специализация, регулирование отношений между
коллегами… Но вопрос так и не решен. Есть мнение, что это связано с запретом
(он тоже есть в «Клятве») на хирургическое лечение, на разрез ножом и пролитие
крови. Такой запрет, по сути, был ритуальным. Поэтому есть даже версия, которой
придерживались некоторые крупные историки медицины, что «Клятва Гиппократа» —
это текст какой-то религиозной медицинской группы, например, пифагореанской.

В «Клятве» говорится о «режиме», или «диэте» («diaita»). Это очень важное понятие в античной медицине. Это не просто распорядок дня и прием пищи, это образ жизни как таковой. Именно образ жизни — с едой, сном, половой жизнью, гимнастикой и так далее — являлся главным лекарственным средством в руках врачей-гиппократиков.

Обычно считают, что вся проблематика
клятвы сводится к абортам, эвтаназии и врачебной тайне. Это крайне важные темы
сейчас, но «Клятва» значительно шире.

Мало обращают внимание на такие вещи,
как учить детей учителя бесплатно — сейчас-то дети врачей учатся наравне со
своими однокашниками из немедицинских семей.

Еще момент — в этой клятве упомянуто
отношение к рабам наравне со свободными. Раб, с точки зрения образованного
человека той эпохи, как это сформулировано у Аристотеля, — говорящее орудие. А
«Клятва» не делает различия в отношении между мужчинами и женщинами, рабами и
свободными.

И еще — врач не должен вступать в
интимные отношения с пациентами. Таким образом, получалось, что брак между
врачом и пациенткой был априори невозможен.

Еще важный момент: Гиппократова этика не
сводится только к «Клятве». Часто с «Клятвой» путают другие тексты из «Сборника
Гиппократа», касающиеся этики врача (трактаты «Закон», «О враче», «О
благоприличном поведении», «Наставления»).

Врачи времен Гиппократа и вообще в античности делали много и хорошего, и дурного. Тексты «Сборника Гиппократа» — это рациональная, а не религиозная медицина. Но «Клятва» словно возвышается над всем этим, даже над другими этическими трактатами Гиппократа, показывает какой-то прекрасный идеальный мир.

Доктор философских наук И. В. Силуянова, один из основоположников современной российской биоэтики — пишет об «удивительном согласии принципов гиппократовской врачебной этики с христианскими представлениями о человеческих взаимоотношениях.

6. Давали ли клятву Гиппократа будущие врачи в
средневековой Европе?

Нельзя сказать точно. «Клятву», безусловно, знали в
Средневековье, так как «Сборник Гиппократа» был известен. Две цитаты из
«Клятвы» упомянуты авторами в IV веке по Р. Х. С V по XI века — еще две цитаты, в том числе у
святых отцов. Однако она, несомненно, была известна — так, поговоркой монахов,
занимавшихся лечением больных в монастырях, было: «Что Гиппократ сказал, то и
разрешено». Неизвестно, применялся ли данный текст как клятва в прямом смысле
слова, или был просто руководством к этике врачевателя. В любом случае, если
она и применялась, то редко и в исправленном виде, без упоминания языческих
богов.

«Клятва» была «переоткрыта» в эпоху Возрождения,
и в модифицированном виде получила широкое распространение с XVIII века.

7. Дают ли сейчас врачи после окончания мединститута клятву
Гиппократа?

Нет. В Российской Федерации врачи дают «Клятву врача». Ее
текст установлен статьей 71 Федерального закона «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации».

А в США, например, любой выпускник может
написать свою клятву врача, индивидуальную. Но все-таки врач в Европе и США,
как и в России, то есть в европейской культуре, дает клятву, восходящую к
«Клятве» Гиппократа.

8. Допустимо ли для врача-христианина приносить клятву —
пусть не Гиппократа, а какую-то современную модификацию? Ведь Евангелие
запрещает клясться.

То, что мы называем сейчас «клятвой врача», по своей сути
не клятва, подразумевающая обращение к сверхъестественным силам, а
торжественное обещание. Так же это воспринималось, например, в Российской
империи, когда врач давал «Факультетское обещание», и в СССР, где существовала
«Присяга врача Советского Союза».

Интересно, что древнегреческое слово «horkos» («клятва») родственно слову «herkos» («ограда»). Врач словно очерчивает
пределы, в которых будет действовать.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Факультетское обещание врача в Российской Империи (XIX век)

Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукою права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня этим званием, даю обещание в течение всей своей жизни ничем не помрачить чести сословия, в которое ныне вступаю. Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим; свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия. Обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми своими силами её процветанию, сообщая учёному свету всё, что открою. Обещаю не заниматься приготовлением и продажей тайных средств. Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности; однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицеприятия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных, когда же сам буду призван на совещание, буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям.

Текст современной клятвы врача в Российской Федерации

Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины.

Читайте также:

  • «Проще всего сказать: давайте сделаем эвтаназию». Монолог русской медсестры из Новой Зеландии, которая помогает умирающим в Москве
  • Интервью замминистра здравоохранения Олега Салагая. Парсуна

Что мы знаем о клятве Гиппократа? Что её произносят все молодые врачи, получая диплом. Что она служит своего рода профессиональным этическим кодексом, и нарушать её нельзя ни при каких условиях. И что в ней содержатся самые главные положения, определяющие порядок поведения практикующего врача.

Такое представление сложилось у нас в основном благодаря многочисленным медицинским сериалам. В них кто-нибудь из пациентов непременно произносит сакраментальную фразу:

«Вы же давали клятву Гиппократа». А между тем сегодня найти врача, который действительно произносил слова древнего обета, очень непросто.

Отец медицины

Достоверных сведений о Гиппократе до нас дошло не так много, хотя существует как минимум три его биографии, а также большой список трудов, авторство которых ему приписывают. Однако все жизнеописания Гиппократа были созданы спустя много лет после его смерти. А несколько десятков письменных памятников, объединённых в «Корпус Гиппократа», большей частью написаны не самим великим врачом, а представителями его школы.

Известно, что родился Гиппократ на острове Кос около 460 г. до н. э. и был наследником сразу двух поистине великих родов. По отцовской линии он восходит к богу Асклепию, покровителю медицины, и принадлежит к роду Асклепиадов. Первоначально так называли только прямых наследников божества, а потом распространили наименование на всех врачей.

Мать Гиппократа якобы принадлежала к роду Геракла.

4.jpg

Гиппократ. (wikipedia.org)

Искусство врачевания традиционно передавалось от отца к сыну, так что Гиппократу в буквальном смысле на роду было написано стать врачом. Став известным на Косе, Гиппократ отправился в Фессалию (современная область на северо-востоке Греции). На основании трудов, которые приписывают Гиппократу, говорят о его путешествиях во Фракию и Македонию, однако путешествовать мог не он сам, а представители его школы. Умер Гиппократ в городе Ларисе примерно в 80-летнем возрасте, посвятил всю свою жизнь медицине.

Легендарный

Профессиональная деятельность Гиппократа овеяна множеством легенд: их мы знаем заметно больше, чем достоверных сведений. Говорят, что он помог избавить Афины от чумы, действительно имевшей место в 420-е годы до н. э. Что был приглашён для лечения философа Демокрита и установил, что тот не безумен, а лишь явственно видит несовершенства мира. Также считается, что Гиппократ предотвратил нападение афинян на родной Кос, обратившись к ним с пламенной речью.

Но насколько можно доверять всем этим рассказам? В конце 19 в. историк медицины Савелий Ковнер писал: «Итак, из всей гиппократовой легенды вполне заслуживающим доверие можно… признать лишь то, что Гиппократ действительно существовал, что он родился на острове Кос, что он был современником Пелопонесской войны, много путешествовал в качестве врача-периодевта (странствующий врач — прим. ред.) и оставил сочинения о медицине».

Относительно заслуг Гиппократа тоже есть легенда. Считается, что врач сжёг храм Асклепия на Косе, так как на тамошних стенах излечившиеся пациенты оставляли записи о причинах выздоровления. Желая присвоить славу выдающегося врача себе одному, Гиппократ якобы избавился от записей, которые могли прочитать все. По другой легенде он сжёг храм Асклепия конкурирующей медицинской школы — книдской, дабы не оставить ценных записей им. По третьей версии, он сжёг архив библиотеки Коса, чтобы старинные медицинские рукописи не попали в руки конкурентам.

7.jpg

Руины Асклепиона на острове Кос. Роберт Том «Гиппократ». (ihospital.ru)

Если отставить в сторону три гипотетических пожара (скорее всего, Гиппократ и вовсе ничего не поджигал), то легенды признают выдающийся талант врача. Он и правда был, видимо, одним из первых медиков, который отделил собственно медицину от религии и магии.

Ведь в чём заключалось лечение пациента во времена Античности? Оно складывалось из медицинских манипуляций (использования различных снадобий и мазей, хирургических операций и т. д.), физиотерапии (гимнастика, бани) и ритуальных действий. Например, важной составляющей частью лечения был священный сон в храме Асклепия на шкурах жертвенных животных. Во сне больному должен был явиться бог медицины и рассказать, как именно надо избавляться от недуга.

Гиппократ же говорил своим ученикам: наблюдайте пациента, говорите с ним, создавайте условия, в которых организм будет бороться с заболеванием. Большое значение он придавал и профилактике болезней, для чего рекомендовал гимнастику, а также поддержание гармонии четырёх основных сред: крови, слизи, желчи и чёрной желчи.

«Клянусь Аполлоном»

Знаменитая клятва Гиппократа была написана примерно в 400 г. до н. э. Во многих источниках можно встретить утверждение, что это был первый морально-этический кодекс врача. Тогда почему она не появилась раньше? Не исключено, что причина создания клятвы была более приземлённой — Гиппократ был одним из первых врачей, который открыл публичную медицинскую школу. Вопреки существовавшей традиции, он обучал не только своих детей, но и людей со стороны за деньги. Опасаясь, что ученики, не принадлежащие непосредственно к «семье», могут как-либо навредить сложившейся школе, Гиппократ сформулировал для них специальные положения. Именно они, а не знаменитый принцип «не навреди», составляют примерно треть текста клятвы:

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями <…> считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно <…>, но никому другому».

2.jpg

Роберт Том «Гиппократ». (kuku.travel)

Только за этим обещанием, фактически ограничивающим круг будущих учеников, следуют знаменитые принципы Гиппократа — воздерживаться от причинения вреда, не давать пациентам смертельных средств, не давать женщинам средств для прерывания беременности, не делать операций самостоятельно, доверяя хирургам, а также не разглашать то, что стало известно во время посещения пациента.

Современные исследователи указывают, что клятва Гиппократа в античные времена вовсе не имела того сакрального смысла, который приписываем ей мы. Скорее, это была обычная цеховая клятва: я принадлежу к такому-то профессиональному сообществу, обязуюсь поступать определенным образом, а если нарушу обет, то не будет мне ни счастья, ни славы.

Клятва и её интерпретации

Сочинения античного врача были хорошо известны: его трудами пользовались и европейские монахи, и арабские врачи. В эпоху Средневековья все они трансформировали клятву на свой лад, заменив упоминание Аполлона и Асклепия на своих богов. Многочисленные переводы на разные языки и доработки привели к тому, что в чистом виде клятву Гиппократа уже никто давно не произносит. Хотя внесённые в неё изменения никто не назвал бы лишними.

3.jpg

Византийская рукопись клятвы Гиппократа в форме креста. (foma.ru)

Например, в России клятву Гиппократа перевёл на русский язык врач Матвей Мудров (1776−1831), но она превратилась в «Факультетское обещание русского врача»:
«Обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми своими силами её процветанию, сообщая учёному свету всё, что открою. Обещаю не заниматься приготовлением и продажей тайных средств. Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам — врачам и не оскорблять их личности; однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицеприятия».

В СССР «Факультетское обещание» стало присягой советского врача, в 1994 г. появилась клятва российского врача (сейчас просто клятва врача).

5.jpg

Факультетское обещание с подписью Булгакова. (rossaprimavera.ru)

2-я Генеральная Ассамблея Всемирной медицинской ассоциации в 1948 г. приняла Женевскую декларацию, которая по сути являлась модифицированной клятвой Гиппократа. В ней также было обязательство хранить благодарность учителям и исполнять профессиональный долг с достоинством.

В США в 1972 г. студенты-медики отказались произносить слова клятвы Гиппократа, так как сочли их патерналистскими, устанавливающими непререкаемый авторитет врача. В современной модели здравоохранения, говорили они, нельзя умалять значение личности пациента.

В Америке текст клятвы адаптировал профессор Луи Лазанья. В нём появились слова: «Я буду помнить, что в медицине есть как искусство, так и наука, а теплота, расположение и принятие могут перевесить скальпель хирурга и препарат фармацевта. Я не буду стыдиться признаться: «я не знаю», и позову и положусь на своих коллег, когда их навыки потребуются для выздоровления пациента».

Исламская медицинская ассоциация Северной Америки в 1977 г. утвердила свою присягу: «Сделай нас заслуживающими этого высокого звания с честью, достоинством и благочестием, чтобы мы могли посвятить нашу жизнь служению человеку, — будь он беден или богат, грамотен или нет, мусульманин или не мусульманин, чёрный или белый, — с терпением и почтением, доблестью и уважением, знанием и бессонными трудами».

6.jpg

Платан Гиппократа. (wikipedia.org)

История клятвы напоминает историю платана Гиппократа. Если вы приедете на остров Кос, то вам непременно покажут платан, под которым якобы сидел врач и занимался со своими учениками. Если бы это было так, то платану было бы уже больше 2000 лет. Между тем, возраст этого действительно старого дерева оценивают примерно в 500 лет. Это не мешает людям верить, что этот платан — потомок древнего платана, который во времена Гиппократа рос на этом самом месте и давал тень ученикам врача. Его черенки и отростки подарены медицинским школам по всему миру, и теперь и в Америке, и в Азии, и в Океании растут «платаны Гиппократа». Важно ли, сколько им лет? Наверное, нет. Вера важнее.

— Доктор, но вы же принимали клятву Гиппократа в университете!
— Я много чего в университете принимал.

Леонид Хлыновский

Клятва Гиппократа — фрагмент сочинений «отца медицины» Гиппократа «Corpus Hippocraticum», а также универсальный вербальный инструмент для троллинга медиков.

Что делать?[править]

Прежде всего, ознакомиться-таки с первоисточником.

Гиппократ и подумать не мог.

Текст клятвы:

Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панацеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.
Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Чего в клятве нет: обещания лечить бесплатно кого угодно, от чего угодно, когда угодно, целовать поциента в жопу, обеспечивать поциенту удобства, комфорт, душевный покой и даже обезболивание, совершать невозможное и быть готовым не есть, не спать и не отдыхать, если внезапно больному захочется поболтать о своих недугах в два часа ночи. Но именно этого от врачей и требуют, когда говорят: «Ведь вы же давали клятву Гиппократа!». Пациентам, прежде чем поминать Гиппократа всуе, следует ознакомиться хотя бы с его афоризмами, например:

Не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности.

Кто виноват?[править]

Корней Чуковский. Благодаря его книжке Гиппократа постоянно отождествляют с ветеринаром Айболитом. Медики готовы клясться Аполлоном: слов «ладно-ладно, побегу, вашим детям помогу» в «Corpus Hippocraticum» нет.

Медики. За шесть лет университета они сотни раз клялись кем и чем угодно, лишь бы препод поставил зачёт. За одну ночь зубрили тысячи страниц печатного и рукописного текста с одной лишь целью — сдать поутру экзамен, ужраться этанолом и тут же всё забыть. Посему зачитанная с готовой шпаргалки ахинея о Гигее, Панацее и рабах своих пациентов обычно не достигает зон мозга, связанных с памятью и структурным анализом. Образ Айболита, сформировавшийся в розовеньком детстве, гораздо ярче представлен в сознании медиков, поэтому каждый доктор всё-таки чувствует себя немного виноватым за то, что ест, пьёт, спит и не ставит, не ставит им градусники.

Прогресс медицинских специальностей сейчас несколько больше, чем во времена Гиппократа. Вопрос о том, должны ли её приносить/соблюдать ветеринары, психологи, психотерапевты, акушерки и патологоанатомы, остаётся открытым.

Применение[править]

Некоторые медицинские учебные заведения, имеющие слабость к античным традициям, дают возможность выпускникам немного побаловаться при получении диплома и хором зачитать этот фрагмент с бумажки в переводе с древнегреческого на латынь, с латыни — на арабский, с арабского — на иврит, а с иврита — на язык преподавания в данной школе.

А также:

  • Используется самими врачами just for lulz: «Конееечно, я же давал Гиппократу!».
  • Является оправданием покинуть весёлое застолье и поплюхаться в пьяном виде в чьей-нибудь флегмоне.
  • Поциентами понимается исключительно как «доктор однажды в чём-то поклялся и теперь всем чего-то должен», давая повод требовать от медиков немедленного и бесплатного исцеления.
  • Предвосхищает истерические высеры врачей на тему «Чего нет в клятве Гиппократа» и/или «Гиппократу не давал!»
  • И, конечно, служит аргументом огромного количества срачей в медучреждениях, по причине отсутствия понимания сути клятвы.

Примеры[править]

Пример того, когда клятва не работает.

И они еще давали клятву Гиппократа! Этому пожилому человеку необходимо было получить какие-то справки у врача. И когда соц. работник с этим дедушкой находились в холле поликлиники у регистратуры, то у деда начался приступ эпилепсии. На просьбу вызвать скорую работница регистратуры сказала, что не может этого сделать, так как все происходит в поликлинике и помощь должны оказывать местные врачи. Когда соц. работник попросила позвать врачей, то ей ответили, что этого тоже не могут сделать — врачи все заняты приемом пациентов. Затем, к задыхающемуся человеку подошла мед. сестра глянув на старика сказала, что он скоро умрет и возиться здесь бессмысленно, после чего переступила через умирающего человека и пошла по своим делам!

Одним словом ТАМ ОДНИ С*КИ!!! ВСЕ ПРОПИТАЛОСЬ БАБЛОМ, ходила вся в золоте, которое купила на грязные деньги несчастных счастливых мамочек, И КЛЯТВУ ГИППОКРАТУ ОНИ НЕ ДАВАЛИ!!!

Но в Палате представителей было 14 депутатов-врачей, большое профессиональное лобби. Как они могли молчать? Те, кто давал клятву Гиппократа. Те, кто знает и видел, что такое лежачий больной. Почему никто из них ни разу даже не заикнулся, что государство просто не имеет права тратить миллионы долларов на то, чтобы запускать в космос спутники или отправлять экспедиции в Антарктиду, когда так страшно умирают собственные граждане?..

На самом деле[править]

И дальше из дока вырывается первая фраза клятвы Гиппократа:
— Как вы мне… надоели… Бог ты мой! — стон Ярославны и вторая фраза: — Как вы мне насто… чертели… как вы мне настопиздели…

Покровский А. М., «Изолятор»

В той стране врачи приносили особую, советскую клятву, в рамках которой обещали не только людей лечить, но и бороться с распространением ядерного оружия. А часть, где врач обязуется посвятить охране и улучшению здоровья человека все свои силы, вызвала бугурт у буквоедов — мол, как это все?! Дошло до того, что IRL из-за одного этого слова разгорелись самые настоящие холивары, длившиеся 3 (!) года, и из присяги российского врача это несчастное «все» наконец выкинули.

С 2011 выпускнику медвуза предлагается принести «Клятву врача» (зафиксированную законодательно в виде статьи ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). В ней, конечно, не упоминаются античные боги, уже можно делать аборты (хотя взгляды на эвтаназию сохраняются прежними, многовековыми), но точно так же не упоминается необходимость работать бесплатно и непрерывно. Что, конечно же, просто недоработка Госдумы.

До неё можно было приносить «Клятву врача России», «Клятву российского врача», «Присягу врача Советского Союза» и «Факультетское обещание». Все они содержат в себе обещание быть хорошим врачом и не быть плохим, только и всего.

Сам вопрос о том, давал человек Гиппократу или нет, довольно бессмыслен по сути, так как исполнять клятву или нет — исключительно вопрос совести, что в современном обществе котируется мало. Другое дело, что большинство вменяемых претензий к врачам отражено в законах. Так, неоказание неотложной помощи, проведение операций без лицензии, некачественные процедуры, особенно если что-то из этого сделало пациента героем, в теории и в приличной стране могут обернуться не только муками совести, но и вполне реальным сроком. Но в нашей стране Минздравсоцразвития — это организация похлеще какого-нибудь МВД. Профессиональная коллегия, собравшаяся по поводу принятия поциентом ислама, виноватого (и не очень) врача сначала растирает в порошок, затем смешивает с говном и пускают сию смесь по ветру его же коллеги — так уж повелось. И пути ухода от ответственности субъектов, по чьей вине человек преставился раньше времени, лежат чаще через совершенно другие органы.

Древние медицинские греки[править]

  • Аполлону недосуг смотреть на тебя.

  • Гигея

  • Панакея

  • В храме Асклепия поциенты просто спали. Во сне медицинский бог сообщал больному способ исцеления.

  • Исцелившийся заказывал мраморную копию выздоровевшего органа и дарил её храму.

Алсо[править]

  • Медик
  • Врачи-убийцы
  • Карательная психиатрия
House-md.jpg Обычно лучше посетить шамана или духовное лицо
Мета Больница • Вестник ЗОЖ • Дурдом • Скорая помощь
Терминология Клятва Гиппократа • Клиническая смерть • Когнитивный диссонанс • Комплексы • Латынь • Разрыв шаблона • Священная корова • Синдром • Сонный паралич • Средняя температура по больнице • Стволовые клетки • Эффект Манделы • Юношеский максимализм
Представители профессии Врачи-убийцы • Доктор • Медик • Патологоанатом • Психолог • Стоматолог • Чумной доктор
Silvy • Булгаков • Горин • Лектер • Лем • Лукьяненко • Менгеле • Онищенко • Райх • Соковня • Фрейд • Хагенс • Хаус • Че Гевара • Шаов • Юнг
Великие шаманы Бронников • Грабовой • Жданов • Кашпировский • Малахов • Молодильное яблоко • Мулдашев • Попов • Слюсарчук • Хилеры • Чумак • Шахиджанян
Пациенты Chris-chan • Биша Муда • Ван Гог • Василевский • Вербицкий • Гамаз • Граждане СССР • Грета Тунберг • Евсюков • Киркоров • Коэльо • Летов • Лобанов • Лукашенко • Новодворская • Ревякин • Рыжий Тарзан • Стомахин • Тимати • Хармс • Хасигути • Чумазик • Фомин • Ющенко
Болезни Акне • Анорексия • Белая горячка • Венерические болезни • Депрессия (Кризис среднего возраста) • Дисбактериоз • Импотенция • Инфекции • Наркомания • Ожирение • Пандемия (Коронавирус) • Паразиты человека • Паранойя • Рак / Рак мозга • СДВ • Свиной грипп • СПИД • Синдром Туретта • Фимоз • Шизофазия • Шизофрения
Вымышленные болезни Бокланопоцтит • Кровь из носа • Лурчанка • Недоёб • Одержимость • Опухание гондураса • ПГМ • Педоистерия • Преждевременная эякуляция • Пиздецома • Рукожопие • Синдром вахтёра • Синдром навязчивой мелодии • Синдром французского борделя • Словесный понос • СПГС • Спермотоксикоз • Троллефобия • Фаллический редукционизм • Фаллометрия в интернете • ФГМ • ЧСВ
Панацеи Аборт • Антипсихиатрия • БАДы • Баклофен • Бессмертие • В морг • Вазелин • Волшебная таблетка (Таблэтка) • Галоперидол • Гипноз • Гомеопатия • Диета • Звёздочка • Иммуномодулятор • Йога • Карательная проктология • Карательная психиатрия • КЛБ • Когнитивная психология • Лоботомия • НЛП • Обрезание • Осознанные сновидения • Психокульт • Пиздюль • Презерватив • Прививки • Секс (Оргазм) • Синтон • Сок Нони • Укол в голову • Финский армейский тест • Фуфломицины • Холотропное дыхание • Эвтаназия

Аполлоном-целителем и Эскулапием, Гигией и Панакеей клянусь и утверждаю, призвав всех богов и богинь в свидетели, что, насколько смогу по моим силам и знаниям, буду строго соблюдать то, в чем сейчас клянусь и что письменно обещаю.

Буду считать наравне с родителями учителя, который меня обучил этой науке, и буду с сердечной благодарностью делиться с ним и оказывать помощь всем необходимым как для пропитания, так и для жизни. Его же потомки будут для меня как родные братья, и их, если пожелают изучить эту науку, я обучу без какой-либо платы или обязательства. Также сделаю сопричастниками всех наставлений и правил этого учения как моих детей и детей того, кто меня обучил, так и учеников, которые дадут медицинскую клятву, и никого, помимо них.

Также буду, насколько смогу в меру своих знаний и способностей, предписывать больным полезный для них образ жизни и ограждать их от всего вредного и пагубного. Не подам никому, склоненный просьбами кого-либо, смертельного яда и не посоветую этого. Подобным образом не дам женщине абортивный пессарий для вытравливания плода, но во все времена буду показывать себя как в жизни, так и в науке беспорочным и не запятнанным ни в каком преступлении. И не сделаю сечения страдающим каменной болезнью, но оставлю этот труд опытным в этой науке.

В какой дом я ни зайду, я зайду для исцеления больных, всячески избегая подозрения в нанесении зла и вреда, в особенности же — избегая похотливого влечения как к женщинам, так и к мужчинам, как к свободным, так и к рабам. И все, что увижу или о чем услышу в жизни, производя лечение или даже не занимаясь медициной, совместно пребывая с людьми, о чем не следует рассказывать принародно, буду молчать об этом, считая это тайной.

И если я сохраню верность этой клятве и не нарушу ее, пусть будет мне дано счастливо вести свою жизнь, пользуясь у всех величайшим уважением и получая за свое искусство богатый доход. Если же нарушу клятву, пусть случится обратное.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно пишется киа рио
  • Как правильно пишется клясться или клясться
  • Как правильно пишется киа корд
  • Как правильно пишется кзот
  • Как правильно пишется кето диета