Как правильно пишется ментальная арифметика

Как устный счет помогает решать творческие задачи и готовит ребенка к будущему, рассказывает методист «Фоксфорда» Анастасия Кузнецова

  • Что это
  • История
  • Польза
  • Мнение ученых
  • Обучение
  • Как выбрать школу

Об эксперте: Анастасия Кузнецова, методист онлайн-школы «Фоксфорд», автор и преподаватель курсов повышения квалификации по ментальной арифметике.

Что такое ментальная арифметика

Ментальная арифметика — это способ развития детского интеллекта с помощью быстрого счета в уме. Сначала ребенок учится считать на счетах-абакус и тренирует мелкую моторику рук. Затем счеты убирают, ребенок представляет их в голове — считает ментально. Развивает воображение и креативность.

Попробуйте за несколько секунд решить пример без черновика и калькулятора:

46+937-245+363+139=?

Дети решают такие задачи в уме с помощью ментальной арифметики. Это система развития интеллекта, построенная на обучении устному счету.

Современные родители часто рассказывают о неразвитом воображении и фантазии у ребенка. Дело в том, что мы тренируем левое полушарие мозга ребенка — оно отвечает за логику и математические способности, — но очень мало развиваем правое. Правое полушарие мозга распознает сложные визуальные и звуковые образы. Отвечает за концентрацию внимания и воображение. От гармоничного развития двух полушарий мозга ребенка зависят его когнитивные способности [1].

Ментальная арифметика помогает комплексно развивать интеллектуальные способности. Моментальный устный счет — приятное дополнение.

Овладев ментальной арифметикой, ребенок намного легче справляется с любой интеллектуальной и творческой работой. Он умеет быстро решать задачи и применять к ним нестандартный подход.

История возникновения ментальной арифметики

Ментальную арифметику придумали около 5 тыс. лет назад. Методикой пользовались в Древней Греции, Индии и Риме, чтобы научить детей считать. В ее основе — умение вычислять на древних счетах-абакус.

Со временем счеты доработали до калькулятора, в 1993 году сформулировали понятие «ментальной арифметики». Сегодня ментальную арифметику используют в 50 странах мира. В Японии и Китае она стала частью школьной программы.

Счеты-абакус — главный инструмент ментальной арифметики. На занятиях ученики работают с доской и счетами, а после — считают только в уме. В Японии такие счеты называют соробан

Счеты-абакус — главный инструмент ментальной арифметики. На занятиях ученики работают с доской и счетами, а после — считают только в уме. В Японии такие счеты называют соробан

(Фото: Unsplash)

Польза ментальной арифметики

Умение быстро вычислять в уме — не конечная цель. В момент отказа от работы с реальными счетами-абакус правое полушарие мозга начинает работать активнее. В это же время дети развивают логическое мышление и счет, за которые отвечает левое полушарие.

Усиленная работа обоих полушарий мозга становится привычкой и помогает ребенку креативнее решать жизненные задачи. Концентрироваться, смотреть на проблему шире и строить логические цепочки для ее решения. Еще один плюс — развитие сразу нескольких видов памяти: долговременной, кратковременной и фотографической.

Что ученые думают о ментальной арифметике

Американские исследователи проверяли влияние ментальной арифметики на интеллектуальные способности учеников первых и вторых классов в течение года [2]. Результаты получились неоднозначными — первоклассники не справлялись с устным счетом, ребята из второго класса учились лучше, но ученые не выявили заметного улучшения когнитивных способностей.

В 2016 году психолог Дэвид Барнер группой ученых провел подобное исследование в Индии, но за детьми наблюдали уже в течение трех лет [3]. Ментальная арифметика помогла некоторым школьникам лучше учиться, но результат может зависеть и от способностей конкретного ученика. В большинстве других исследований тоже проверяли навыки арифметики. Достаточного количества данных о том, как ментальная арифметика влияет на когнитивные способности, пока нет, поэтому выводы делать рано.

Когда и где учиться ментальной арифметике

Самый подходящий возраст для обучения — от 4 до 12-14 лет. В это время мозг развивается интенсивнее, чем в другие периоды взросления. После 12-14 лет способность мозга приобретать и использовать сложные навыки в таком количестве и темпе снижается.

Сейчас набирают популярность занятия ментальной арифметикой с пожилыми людьми. Такая тренировка мозга — отличный метод профилактики болезней, связанных с памятью и концентрацией внимания.

Самостоятельное обучение может стать непростой задачей. Учеба требует усидчивости, внимательности и разнообразные форматы занятий. Чтобы правильно обучить ребенка ментальной арифметике, лучше обратиться к квалифицированному педагогу.

Как выбрать школу или курс ментальной арифметики

Чтобы выбрать подходящую школу ментальной арифметики для ребенка, проверьте:

  1. Сколько детей в группе. Чем младше дети, тем меньше должна быть группа. Рекомендуемый размер группы для дошкольников — до восьми человек, для начальной школы — до десяти человек.
  2. Какая квалификация у преподавателя. Преподавателю необходимы профильные навыки. Он может их получить в центрах ментальной арифметики. Узнайте об образовании педагога и посмотрите его сертификаты. Международный сертификат по ментальной арифметике — дополнительный плюс.
  3. Дают ли учебные материалы. Одно из важнейших условий обучения — возможность наблюдать за каждым действием педагога. Так вы сможете проверить учебные материалы и качество образования. Хорошим решением может стать онлайн-платформа.
  4. Есть ли домашние задания. Ментальная арифметика предполагает регулярное закрепление полученных знаний, поэтому важно обратить внимание на качество и формат домашних заданий.
  5. Есть ли пробное занятие. Для ребенка это безопасная возможность попробовать ментальную арифметику, для вас — проверить качество школы или курса.

Что такое ментальная арифметика и нужна ли она вам и вашему ребёнку

Лайфхакер разобрался, что на самом деле развивает популярная методика и можно ли заниматься дома.

Что такое ментальная арифметика и нужна ли она вам и вашему ребёнку

Что такое ментальная арифметика и откуда она взялась

Ментальная арифметика — это способ научиться быстро складывать, вычитать, умножать и делить большие числа с помощью специальных счётов. Иногда его называют ментальной математикой. Но это не совсем корректно, так как именно арифметика (от греч. arithmos — «число») изучает числа и простые действия с ними, являясь только одним из многих разделов математики.

Использование счётов при вычислениях в уме — важная часть мировой и особенно китайской культуры. Впервые инструмент для операций с числами суаньпань был упомянут в 190 году нашей эры в письменных источниках Китая. Приблизительно с 1200 года он активно использовался для быстрых и точных расчётов в Японии, Корее и Индии. В 2013 году ЮНЕСКО включил этот способ вычисления в список Всемирного нематериального культурного наследия.

Неудивительно, что вековой опыт постарались осовременить в самых разных странах. В 1993 году в Малайзии был открыт один из первых образовательных центров, где учили ментальной арифметике. В 2008 году турецкий преподаватель Халит Шен открыл первую школу быстрого счёта «Менар», а позже основанные им центры появились в 14 странах, включая Россию. Теперь слово «менар» даже иногда используют для обозначения ментальной арифметики.

В общем, древняя методика быстрых вычислений сейчас популярна. В школах разных стран она преподаётся по-разному. Объединяет все подходы одно — использование специальных счётов. В России их называют абакусом (от лат. abacus из др.-греч. abax — «доска»). Иногда используют и японское слово «соробан».

Какие способности развивает ментальная арифметика

Учёные провели довольно много исследований, чтобы доказать положительный эффект от обучения ментальной арифметике. Но однозначный вывод, что она что-то улучшает, был сделан только в отношении умения быстро вычислять в уме. Главное, в чём сходятся когнитивные психологи и нейробиологи, — нужно больше исследований. А выводы из уже полученных экспериментов следует делать с осторожностью.

Татьяна Черниговская

Специалист в области нейронаук, психолингвист, интервью телеканалу «Вместе-РФ».

Разумеется, ментальная арифметика влияет на развивающийся мозг. Но это звучит банальнее, чем на самом деле, потому что на мозг влияет всё — даже то, что вы пьёте зелёный чай. Ментальная арифметика — это, конечно, специфическая вещь, она рано развивает у ребёнка функции тех частей мозга, которые без неё не были бы развиты, включая даже эмоциональный интеллект, стремление быть успешным и добиваться поставленной цели.

Но исследования обучения ментальной арифметике — это не короткое дело. Этих детей — одних и тех же — нужно исследовать много лет, чтобы в итоге увидеть, что из этого получилось. Потому что вундеркиндов много, а вот куда потом они исчезают, неизвестно.

Учит быстро считать и, возможно, развивает другие математические способности

Учащиеся, которые овладели ментальной арифметикой, могут быстро и точно совершать в уме операции с 10-значными и даже бОльшими числами. Это помогает справляться с арифметическими задачами успешнее и, несомненно, производит впечатление на постороннего наблюдателя. Вокруг этого вау-эффекта выстроены многочисленные шоу с «детьми-калькуляторами». Среди наиболее талантливых в ментальном счёте детей проводятся и олимпиады, организованные международными образовательными центрами.

По крайней мере два исследования также указывают, что вычисления на воображаемых счётах могут развивать способность мыслить объёмными картинками и чётко представлять в уме геометрические формы.

Возможно, увеличивает рабочую память

Рабочая (или кратковременная) память — это тип памяти, который помогает удержать в уме информацию, которая нам нужна прямо сейчас. Например, если попросить ребёнка запомнить телефонный номер, он фиксирует в своей рабочей памяти минимум 5–7 цифр — это средний предел для такого вида памяти. Если этими цифрами воспользоваться немедленно — например, позвонить по номеру — информация в краткосрочной памяти не сохранится. Если же цифры нужны для применения в будущем, то они переходят в долгосрочную память. Таким образом, рабочая память помогает нам воспринимать речь, принимать решения и совершать математические операции.

Ментальная арифметика изначально не была предназначена для укрепления памяти, но некоторые исследователи утверждают, что упражнения такого рода улучшают способность ориентироваться в пространстве, воспринимать информацию на слух и визуализировать её. Что в конечном итоге расширяет объём нашего краткосрочного «хранилища данных».

Позитивно влияет на подвижный интеллект, но это неточно

Подвижный интеллект — это способность воспринимать новое и решать непривычные проблемы. Учёные обнаружили, что развитие математических способностей улучшает и подвижный интеллект. Они предположили, что ментальная арифметика тоже может положительно на него влиять. В одном исследовании после курса ментальной арифметики дети набрали высокие баллы в тесте на подвижный интеллект. Но другим учёным не удалось обнаружить таких же позитивных изменений.

Вызывает изменения в мозге, которые, возможно, развивают познавательные способности

Учёные в области нейровизуализации отметили, что занятия ментальной арифметикой помогают нашему мозгу работать интенсивнее. Они определили, какие именно зоны мозга изменяются под воздействием ментальных тренировок. «Нагрузка» мозга устным счётом может улучшить познавательные способности. Но это требует дополнительных исследований.

С какого возраста можно приступать к занятиям

Ребёнку начинать занятия ментальной арифметикой рекомендуется с 5–6 лет. К этому времени он обычно имеет представление о цифрах и способен не только считать, но и связывать их между собой с помощью арифметических действий. Приступить к обучению можно и позже: новые нейронные связи в детском мозгу интенсивно формируются — до 18–24 лет.

К сожалению, взрослый мозг уже не так пластичен, поэтому методика преподавания ментального счёта несколько отличается от детской. Главное отличие — взрослому понадобится больше тренировок и упражнений для достижения результата. Зато люди старшего возраста чётко знают, чего хотят добиться, они лучше мотивированы.

Сколько времени занимает обучение ментальной арифметике

Образовательные центры или частные сертифицированные преподаватели обычно имеют свои адаптированные методики обучения ментальной арифметике. Но, как правило, полная программа рассчитана на 2–2,5 года. Первые результаты — умение обращаться с абакусом и выполнять на нём несложные вычисления — заметны через 2–3 месяца после начала учёбы.

В центрах предлагают минимум 1–2 занятия в неделю. Обычно один урок длится от 45 минут. С частными преподавателями условия и интенсивность прохождения курса обговариваются индивидуально.

При самостоятельных занятиях можно выбрать удобный для себя темп.

Как обычно проходят занятия

Каким образом будут проходить занятия, зависит от выбранной формы обучения. В целом процесс выглядит так.

Вначале следует научиться правильно располагать руки на абакусе.

Два пальца правой руки — большой и указательный — вытянуты. Левая рука держит абакус за край, не закрывая обзор. Фото: Iana Alter / Shutterstock

Потом нужно запомнить, как набирать числа на счётах. Чтобы это сделать, учатся правильно сдвигать косточки абакуса: большой палец поднимает их, указательный — опускает. В некоторых методиках задействуют и средний палец правой руки.

Позже можно приступать к арифметическим действиям по определённым правилам.

На следующем этапе потребуется отложить реальный абакус и производить те же операции в уме — на воображаемых счётах.

Заключительная ступень включает закрепление навыка. Можно просто решать задачи или выполнять два действия одновременно (например, читать вслух стихотворение и вычислять в уме). Можно использовать онлайн-тренажёры. Главное — делать это как можно чаще.

Стоит ли тратить время и деньги на ментальную арифметику

Ментальная арифметика может вам пригодиться, если:

  • Вы или ваш ребёнок хотите научиться быстро вычислять в уме, а вероятное развитие других когнитивных способностей считаете приятным бонусом к занятиям.
  • Вы не ждёте, что ментальная арифметика решит какие-то специфические проблемы с обучением или концентрацией. В противном случае вместо занятий лучше обратиться к специалисту (нейрофизиологу, психоневрологу) и после консультации с ним определиться, нужен ли вам быстрый счёт.
  • Вы готовы тратить деньги на дополнительное образование. Цена одного занятия по ментальной арифметике разнится в зависимости от региона и формы обучения. 45 минут стоят от 500 рублей.
  • Вы вполне уверены в надёжности образовательного центра или преподавателя. Проверьте, есть ли у специалиста диплом о высшем педагогическом образовании, можно ли попасть на бесплатное пробное занятие, каковы условия возврата денег в случае форс-мажора при плате за длительный период.
  • Вы готовы много практиковаться дома. На последующих этапах это станет необходимым.

Можно ли заниматься дома

В теории да. По крайней мере, можно попробовать. Так вы поймёте, подходит ли эта методика вам или вашему ребёнку. Скорее всего, заниматься будет сложнее, чем с преподавателем. Придётся самостоятельно разбираться в тонкостях и самому контролировать правильность счёта и движения пальцев.

Эти советы Лайфхакера помогут начать обучение.

Для начала купите абакус

Если вы планируете заниматься с ребёнком, вероятно, нужны будут два инструмента: один для ученика, другой — демонстрационный.

  • Тринадцатиразрядный абакус для педагогов и обучающихся, 270 рублей →
  • Семиразрядный абакус с цветными бусинками для детей, 250 рублей →

Дополнительные материалы при обучении ребёнка сделают занятие более увлекательным.

  • Флеш-карты для игр и обучения ментальной арифметике, 950 рублей →
  • Лото для обучения ментальной арифметике, 950 рублей →
  • Наклейка-абакус на пол для игр и разминок, 4 490 рублей →

Определитесь, будет ли вам удобнее заниматься по учебникам или по видеоурокам

Вполне возможно использовать и то и другое. Видео нагляднее, а в книге подробнее указана последовательность действий и приведены упражнения для закрепления.

  • Ментальная арифметика для детей от 4 до 6 лет, 300 рублей →
  • Ментальная арифметика. Методическое пособие для преподавателей и родителей, 300 рублей →
  • Ментальная арифметика. Рабочая тетрадь в стихах для детей 4–6 лет. Первый год обучения, 750 рублей →

Если вы сомневаетесь, стоит ли тратить деньги на пособия, то попробуйте скачать бесплатный вариант для ознакомления. Такую возможность предлагает, например, Абакус-центр.

Некоторые видеоуроки вы можете найти на YouTube.

  • Более 30 уроков ментальной арифметики для детей на канале «Маленькие гении» →
  • Уроки курса по ментальной арифметике от NeoAction →
  • 9 ознакомительных уроков ментальной арифметики от SmartyKids →

Постоянно тренируйтесь

После того как вы усвоите основные правила вычислений на абакусе, нужно будет очень много упражняться, постепенно усложняя примеры. Бесплатные онлайн-тренажёры дают хорошую возможность практиковаться:

  • Тренажёр ментального счёта от Клуба Ментальной арифметики →
  • Онлайн-тренажёр от Абакус-центра →
  • Тренажёры на платформе gorazd.online →

Приложения для обучения ментальной арифметике на телефоне тоже есть. К сожалению, многие из них не русифицированы.

Ищите больше информации

Рекомендации и материалы по обучению ментальной арифметике вы также можете поискать на тематических форумах и группах в соцсетях.

Существует немало полезных и необычных методик развития детского интеллекта, которые подходят и дошкольникам, и школьникам, но именно эта программа все чаще вызывает интерес у родителей. Кто-то уже наслышан о ней, а кто-то узнает о таких занятиях впервые. Что же представляет собой эта техника, и в чем ее отличия от привычной всем математики? Ответим в этой статье.

Ментальная арифметика – что это такое?

Чаще всего ей интересуются взрослые, которые хотят, чтобы их дети увлекались интересным, и в то же время полезным занятием. Поэтому в поле зрения и попадает эта необычная программа. «Что такое ментальная арифметика?» – отвечаем на распространенный вопрос родителей, которые впервые встретились с этим термином.

Ментальная арифметика – это методика развития интеллекта для детей и подростков, которая позволяет им научиться быстро считать без калькулятора. Также эта программа направлена на развитие навыков обработки информации, мышления, логических способностей и творческих задатков. Она базируется на знании основ работы с древними азиатскими счетами – абакусом, а обучение этой технике можно разделить на два основных этапа:

  • вычисления на счетах для начинающих и улучшение навыков работы с ними. Сначала детям нужно научиться складывать и вычитать с помощью счетов, а затем отточить эти навыки. Только тогда, когда ребенок сможет считать не задумываясь, можно будет перейти к следующему этапу занятий.
  • переход к устному счету. Теперь уроки направлены на то, чтобы научиться считать ментально. Для этого нужно привыкнуть представлять абакус в своем воображении и научиться считать на нем. Этот этап может занимать много времени, но полученные в результате способности оправдают ожидания.

По окончании этого курса ребята приобретут навыки, которые позволят им производить вычисления в уме с высокой скоростью и без особых усилий. Продолжительность освоения этой техники во многом зависит от возраста ребенка. Так с каких лет можно учиться быстро считать в уме?

В каком возрасте лучше обучаться ментальному счету

Мнение о том, когда лучше приступать к занятиям различается: кто-то считает, что заниматься ментальной арифметикой можно еще до школы, а кто-то предпочитает отложить обучение до момента, когда малыш пойдет в первый класс. Чтобы принять верное, взвешенное решение, нужно разобраться в основных нюансах развития интеллекта в раннем возрасте.

Умение производить арифметические операции предполагает задействование логических функций интеллекта. Но логика у ребенка нормально формируется примерно к 5 годам, а в более раннем детстве почти не задействуется. Именно поэтому педагоги и психологи не рекомендуют приступать к занятиям, пока малышу не исполнится 5-6 лет.

Еще одним важным фактором, влияющим на эффективность обучения, являются начальные навыки ученика. Чтобы продуктивно заниматься, он должен уметь читать, считать от одного до десяти и обратно, знать цифры и, что не менее важно, уметь соотносить их с количеством. Так занятия по ментальной арифметике подойдут для детей, которые обладают перечисленными способностями и уже достигли пятилетнего возраста. Считается, что занятия будет особенно полезны ребятам от 5 до 16 лет.

Выбирая программу обучения этой технике, родители нередко путают ее с ментальной математикой. Есть ли между ними разница?

Ментальная математика или арифметика – как правильно?

Арифметика – это простые арифметические действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Именно эти простые действия выполняются учениками на абакусе. В английском языке название методики звучит как Mental Math – ментальная математика. Поэтому, если вы скажете “ментальная математика”, вы не ошибетесь и тоже будете правы. Ведь арифметика входит в общее понимание математики, которая включает более широкие понятия. Как бы вы не назвали эту методику, принцип счета от этого не изменится.

Теперь, когда терминология не вызывает вопросов, можно перейти непосредственно к особенностям занятий по обучению ментальной арифметике. Для этого нужно оценить все плюсы и минусы этой методики, внимательно изучить ее преимущества и недостатки.

Плюсы и минусы ментальной арифметики

Как и любая другая развивающая программа, она имеет свои сильные и слабые стороны. Родителям важно заранее взвесить все «за» и «против» данной техники перед тем, как их чадо начнет ее изучать.

Плюсы ментальной арифметики

Когда человек считает ментально, он задействует сразу два полушария мозга: левое, отвечающее за логику и, в том числе, умение работать с числами, и правое, позволяющее фантазировать. Благодаря этому удается развивать разные интеллектуальные способности:

  • умение быстро считать в уме. Именно этот навык кажется родителям главным преимуществом, но на самом деле он является только одним из множества бонусов техники быстрого устного счета.
  • память и внимание. Одновременная нагрузка на оба полушария мозга улучшает эти способности, необходимые для успешного обучения в школе. Когда дети считают ментально, они вынуждены сохранять концентрацию и удерживать в памяти сразу несколько чисел, что также способствует развитию этих интеллектуальных функций.
  • логику и мышление. Считая ментально, как и выполняя обычные упражнения по математике, удается совершенствовать логическое мышление, позволяющее легче справляться с примерами и задачами.
  • аналитические и стратегические навыки. Вместе с логическими способностями развивается и умение анализировать объекты и ситуации, планировать свои шаги наперед, чтобы добиться наилучшего результата в любой области деятельности.
  • творческие способности и креативное мышление. Устный счет дает нагрузку и на правое полушарие, отвечающее за воображение и творчество, благодаря чему удается совершенствовать эти способности во время выполнения арифметических операций.

Ментальная арифметика очень полезна для детей еще и тем, что участвует в формировании новых нейронных связей, позволяющих применять одновременно и логические, и творческие возможности для решения любых задач. Повышение интеллектуального уровня ребенка способствует тому, что он начинает учиться в школе с большей мотивацией, ведь теперь освоение многих предметов дается ему значительно легче.

Минусы ментальной арифметики

Преимущества этой методики действительно заслуживают внимания, но для полноты картины нужно оценить и ее недостатки:

  • обучение отличается от программы современных школ. Сравнивать уроки математики в школе и ментальный счет некорректно, ведь каждая из этих программ имеет свою направленность. Математика учит ребенка пользоваться формулами и теоремами, а арифметика – быстро считать в уме. И те, и другие навыки будут полезны ребенку, если он будет своевременно их осваивать.
  • эффективность методики зависит от мотивации. Для получения видимых результатов тренировок, ребенок должен и сам проявлять желание заниматься. Если ему будет неинтересно учиться, то сделать занятия регулярными и продуктивными вряд ли удастся. А это значит, что и значительного улучшения навыков такие тренировки не дадут. Поэтому важно вести обучение, используя игровые элементы, чтобы сделать занятия увлекательными.
  • ученик может допускать ошибки, если будет торопиться во время вычислений. Освоение быстрого устного счета – долгий и сложный процесс, и вестись он должен правильно. Если обучение проходит с учетом всех необходимых рекомендаций, то ребенок сможет научиться считать быстро и без ошибок.
  • ментальная арифметика будет вредна для детей, если они будут слишком много заниматься. Чрезмерная нагрузка может переутомлять ребенка, из-за чего он будет терять мотивацию к обучению. И речь, в данном случае, идет не только о выполнении упражнений на устный счет, но и о любых других занятиях. Любая образовательная деятельность должна вестись с учетом потребностей и возможностей детей. Только тогда она будет полезна.

Тщательно взвесив все «за и против», можно с уверенностью сказать, что эта техника будет очень полезна, если занятия выстроены правильно и ученик занимается с интересом. Поговорим о нюансах ее изучения.

обучение ментальной арифметике

Ментальная арифметика в домашних условиях – за и против

Когда родители или их дети только начинают интересоваться этой методикой счета в уме, им кажется, что изучать ее можно и дома. В свободном доступе в интернете легко удастся найти немало статей о том, как работает эта техника, и о том, что нужно для ее освоения. Но уже на этапе сбора теоретической информации могут возникнуть трудности.

В первую очередь они связаны с тем, что разрозненные данные об этой методике, полученные из разных источников, непросто собрать воедино. Из-за этого не всегда удается сформировать хотя бы примерное понимание того, с чего нужно начинать обучение. Похожим образом дело обстоит и с выбором практических упражнений, которые необходимы для тренировки навыков.

Для продуктивного освоения ментальной арифметики дети должны обучаться системно и последовательно. Если не следовать этому правилу, то можно не только потратить время, не добившись желаемых результатов, но и понизить мотивацию ребенка к освоению этой программы. Именно поэтому обучаться по ней лучше в детских центрах, где занятия ведут опытные педагоги.

Пройти курс ментальной арифметики и полностью освоить ее поможет обучение в центрах академии развития интеллекта AMAKids. Занятия ведутся в небольших группах по проверенной временем методике. Ее эффективность подкреплена множеством восторженных отзывов от учеников, которые уже освоили эту технику, и их родителей. Первые заметные результаты появятся уже после месяца тренировок. А навыки, полученные ребятами в итоге, сохранятся с ними на всю жизнь и еще не раз помогут добиться успеха в любой сфере.

Многие родители отмечают, что дети совсем не похожи на них в детском возрасте. Они быстро разбираются с новой техникой, много времени проводят в сети, используют смартфоны и планшеты. При этом учителя в школе бьют тревогу по нескольким причинам:

  • Дети не могут долго концентрироваться на одной задаче.
  • Ухудшается усваиваемость точных наук.
  • На уроке ребенок быстро отвлекается, его сложно заинтересовать предметом.

Такие особенности мышления вызваны образом жизни и гигантским информационным потоком, с которым приходится справляться человеку. Чем опасно такое положение? В первую очередь – сильным снижением успеваемости. Больше всего страдает математика уже с первых классов. В предмете нужно долго разбираться, обладать усидчивостью. Это сложно для ребенка, в результате весь образовательный фундамент рушится.

Обучение ментальной арифметике

Важно понимать, что без математики становится практически невозможно изучение физики, химии, геометрии, тригонометрии. В будущем это закроет человеку путь во множество востребованных, высокооплачиваемых профессий.

Для многих выходом становится запись на занятия по ментальной арифметике. Это позволяет значительно повысить успеваемость, помочь ребенку быстрее адаптироваться к урокам математики.

Рассмотрим, что такое ментальная арифметика для детей, что она дает, как можно описать такое явление простым языком. Также обратим внимание на историю явления и развенчаем несколько распространенных мифов о предмете.

Как появилась ментальная арифметика

В России говорить о предмете стали сравнительно недавно. Но его история включает более 5 тысяч лет активного развития. Первые занятия проводились в разных странах – Риме, Индии, Греции.

Ученые быстро поняли, что любому человеку важно умение быстрого базового счета в повседневной жизни. Потому детей учили считать с использованием специальных абакусов.

В нынешнем виде ментальная арифметика сформировалась только в 1993 году. Именно с этим временем связан взрывной рост явления и его активное распространение во многих странах мира.

Сегодня занятия проводятся по всей планете. Исследователи говорят, что не менее 50 государств делают значительный упор на это направление. Китай и Япония уже успели включить предмет в школьную программу, потому что на своем опыте убедились в его результативности и положительном влиянии на учеников

Абакус

Что такое ментальная арифметика простыми словами

Ментальная арифметика – это один из методов развития интеллекта. В ее основе лежит использование абакуса или соробана – специальных счетов, которые помогают быстрее проводить математические вычисления в уме.

Программа подготовки составлена таким образом, чтобы сочетать сразу несколько действий:

  • Счет в уме.
  • Использование механических счетов.
  • Упражнения на логическое мышление.

Также тренируется и тестируется умение долго концентрировать внимание на конкретной задаче.
Когда программа составлена правильно, а преподавание ведет специалист с большим опытом, наблюдаются выраженные позитивные результаты – от улучшения успеваемости до развития
склонности к творческим занятиям.

Исследования показывают, что лучшее время для занятий ментальной математикой – возраст от 4 до 16 лет. В силу биологических особенностей организма именно в это время эффективность восприятия информации находится на самом высоком уровне. Но и для других возрастов занятия приносят ощутимые положительные результаты.

Особенности прохождения обучения

Описав, что такое ментальная арифметика простыми словами, подробнее рассмотрим главные особенности процесса обучения и использующиеся подходы. В основе предмета лежат два главных метода:

  • Использование специальных счетов-абакусов. Все применяемые методы направлены на развитие мелкой моторики, а также на стимулирование формирования связей между двумя полушариями мозга. Использование абакуса помогает ускорить мышление, сделать ребенка более усидчивым и внимательным. После прохождения курса ему будет намного проще концентрироваться на текущих задачах.
  • Ментальный счет. Это знакомые многим вычисления в уме. Лучше всего методика показывает себя именно в сочетании с параллельными занятиями с абакусом, потому что подход помогает освоить обратные вычисления и еще дополнительно улучшить результаты. Для достижения цели используются визуализируемые ментальные карты, а также операции бусинами без применения отдельных цифр.

Когда обучение проводится профессионалами, результаты становятся заметными очень быстро.
Во время занятия формируются новые нейронные связи, ребенок начинает лучше успевать в школе, осваивает даже очень сложные задачи, требующие постоянной концентрации.

Главные полезные свойства ментальной арифметики

Несмотря на то, что многим сам процесс обучения может показаться достаточно простым по своей смысловой сути, он дает реальные и заметные результаты. Перечислим только наиболее
значимые и заметные из них.

Выраженное развитие способностей к творчеству

Многие ученые и педагоги сходятся во мнении о том, что школьные предметы направлены в своей основной массе на развитие левого полушария. Правое остается без нагрузки, а для
формирования гармоничной личности этого недостаточно. Когда начинают проводиться занятия по ментальной арифметике, в работу втягиваются оба полушария. Более того, они начинают работать в синергии – это наиболее значимое требование для развития способности работать в режиме многозадачности. Это позволяет дать заметный толчок развитию интеллекта человека.

Улучшение понимания математики

С каждым годом количество людей, которые относят себя к «гуманитариям», растет. Но во многих
случаях такое положение оказывается связано с плохим преподаванием школьной программы математики или неспособностью ребенка быстро ее освоить. Понимать цифры с ментальной арифметикой становится значительно проще. Одна из важных особенностей преподавания – уход от скучного зубрения в область геймификации, работы с логикой. Важно, что человек начинает понимать доступность математики, больше не смотрит на нее как на что-то за гранью его понимания.

Повышение концентрации внимания

Это именно то, чего не хватает многим детям в мире, заполненном гигантским потоком информации. Ментальный счет заставляет постоянно концентрироваться и постепенно прививает привычку делать это. Без умения сосредотачиваться, не обойтись и при использовании абакуса. Большой вклад также вносят различные упражнения с использованием флеш-карт и других типов инструментов.

Развитие визуально-пространственного мышления

Программа обучения ментальному счету построена на спользовании, как умственных вычислений, так и общих правил, многочисленных образов. При этом использование абакуса спасает от сильного усложнения процесса, делает его действительно интересным для ребенка. Параллельно активно улучшается и способность к пространственному мышлению. В будущем, умение моделировать различные параметры в уме сильно пригодится человеку для того, чтобы справляться с геометрией, черчением и даже диктантами. У ребенка возникает уверенность в своих силах, а уровень стресса становится меньше.

Тренировка памяти

Еще один положительный результат – активная тренировка памяти. Тренируется не только кратковременная, но и долговременная память, значительно улучшается процесс зрительного
запоминания. Это дает ребенку больше преимуществ, как в школьных занятиях, так и в жизни.

Развитие способности быстро ориентироваться

Многие люди в резюме заявляют о своей устойчивости и умении работать в режиме многозадачности. Но мало кто, в действительности, на это способен. Умение выполнять сразу
несколько действий без потери качества – залог успешности. Ребенку будет намного проще ориентироваться, он сможет реализовать весь свой скрытый потенциал. Также уменьшается и уровень стресса, который часто приводит к проблемам с успеваемостью.

Пробуждение интереса к обучению

Для многих детей школа становится настоящим бременем, потому что они с детства приучаются думать о ней как о чем-то скучном, постоянно связанном исключительно с процессом зубрения, повторения одних и тех же цикличных действий. Но использование дополнительной подготовки
на занятиях по ментальной арифметике заметно меняет ситуацию. Ребенок начинает понимать, что обучение действительно может быть интересным, если его построить правильно. При этом многие начинают сами понимать методы, при помощи которых учебу можно сделать значительно более интересной и насыщенной.

Обучение ментальной арифметике в России

Формирование набора нематематических навыков

Рассматривать ментальную арифметику исключительно как процесс тренировки математики – неправильно. На самом деле, происходит развитие целого списка других способностей:

  • Концентрация внимания.
  • Многозадачность.
  • Нацеленность на результат.
  • Способность успешно доводить начатое до конца.

У ребенка появляется уверенность в своих силах, уменьшается уровень стресса. При этом стоит обратить внимание на то, что умение использовать оба полушария мозга значительно помогает в создании гармонично развитой личности.

Занятия подойдут как для «технарей», так и для «гуманитариев». Каждый ребенок вынесет для себя что-то важное и нужное из процесса обучения.

Преимущества использования ментальной арифметики

Важно понимать, что все преимущества ментальной арифметики доказаны на практике и реальны. Именно они заставляют людей со всего мира интересоваться этим направлением.

Среди важных достоинств подхода:

  • Тренировка гибкости мышления, памяти.
  • Значительное улучшение удержания внимания.
  • Формирование образного мышления.
  • Повышение концентрированности, собранности, усидчивости.
  • Раскрытие талантов ребенка.
  • Уменьшение уровня стресса в школе.
  • Тренировка обоих полушарий мозга.
  • Развитие интереса к учебе, получению новых знаний.

Очень важно и то, что ребенок приобретает веру в себя. Он понимает, что достаточно вложить усилия, чтобы получать реальный заметный результат.

Есть ли у процесса минусы? Во многом они связаны с низким уровнем подготовки педагога или использованием неверно подобранных методик обучения. Очень важно, чтобы занятия проводились по программам, которые были хорошо протестированы и уже показали себя с лучшей стороны. Сами педагоги должны проходить обучение именно по ментальной арифметике и хорошо представлять себе тонкости предмета.

Популярные мифы и заблуждения

Мы уже ответили на вопрос о том, что такое ментальная арифметика. Теперь осталось только затронуть распространенные заблуждения, которые по каким-то причинам укоренились в создании. Среди них есть такие, как:

  • Ребенку будет скучно воспринимать школьную программу. Подготовка построена так, чтобы и на обычных уроках математики человеку всегда было интересно.
  • Все перечисленное можно освоить дома. Без правильных методов преподавания и специальных материалов процесс обучения очень сильно усложнится. На достижение результата придется тратить значительно больше времени.
  • Обучение повторяет школьную программу. На самом деле, многие методы в ней попросту не используются. При этом получение знаний направлено на тренировку только одного полушария – для правильного развития личности этого оказывается попросту недостаточно

Записаться на ментальную арифметику

Большинство родителей заботятся о том, чтобы их ребёнок увлекался чем-то интересным, полезным и развивающим. Среди разнообразия программ и методик взрослые часто обращают внимание на курсы по ментальной математике для детей. В чём же их популярность и уникальность? Что это за арифметика и чем она отличается от традиционной математики? Действительно ли нужно ребенку иметь “калькулятор” в голове? Давайте разбираться вместе.

Что такое ментальная арифметика и нужна ли она вам и вашему ребёнку

Как вы думаете, сколько времени вам понадобится, чтобы решить этот пример в уме ? (калькулятор и черновик использовать нельзя)

495+273+93-648+61-302=?

Знаете ли вы, что с помощью ментальной арифметики дети решают такие примеры за несколько секунд!

ментальная арифметика

Ментальная арифметика — это методика обучения быстрому счёту. Сначала детей учат вычислять с помощью специальных счётных досок, которые называются абак или абакус. Именно абак является прародителем обычных советских счётов. Отточив навык арифметических действий на доске, дети постепенно переходят к ментальному счету (mental — умственный). Они производят все вычисления в уме с огромной скоростью, не используя абак, калькулятор или бумагу с ручкой.   

Многим родителям кажется, что если ребёнок будет считать, как калькулятор, то это положительно скажется на когнитивных способностях и будущей учёбе в школе. На эту тему учёными проведено множество исследований, однако найти доказательства  положительного влияния ментальной арифметики на развитие ребенка до конца не удалось.

История возникновения ментальной арифметики

Одни педагоги, обучающие ментальной арифметике, утверждают, что первые абаки появились в Древнем Китае, другие считают, что в Древнем Вавилоне. Но на сегодняшний день доподлинно неизвестно, где же они появились первыми. Важно, что такими счётными досками пользовались во многих странах. 

Кстати, в Японии “собрат” абака называется соробан. Именно здесь детей в начальной школе до сих пор обучают счёту на таких досках.

Об абакусе

ментальная математика для детей

Абакус можно назвать ключевым инструментом в обучении ментальной арифметике. Он представляет собой счётную доску для арифметических вычислений. 

Древний абакус, появившийся еще в третьем тысячелетии до нашей эры, имел углубления в виде полос. В каждой такой полоске лежали небольшие счётные камни. Их перемещали по углублениям и так получали результат вычислений. Появление абакуса имело огромное значение для развития арифметики.

Современный абакус выглядит как прямоугольная рамка с вертикальными спицами. Обычно встречают 13 спиц, но бывают абакусы и с большим количеством — 21, 23, 27, 31. Спицы — это разряды чисел. Они располагаются справа налево. Сначала единицы, далее десятки, сотни и т.д. Чем больше спиц, тем большее число можно набрать на абаке. 

На каждую спицу нанизано 5 косточек. Также есть поперечная планка, которая отделяет первые костяшки на каждой спице. Верхние косточки называют “небесными”, а нижние — “земными”. “Небесная” косточка равна пяти “земным”.

Пальцы вместо абакуса

Когда дети в совершенстве овладевают счётом на счётных досках, их учат совершать арифметические действия уже без абакуса. Вместо него дети используют пальцы рук: на левой руке десятки, а на правой единицы. Большие пальцы исполняют функцию “небесных” косточек. Так большой палец правой руки — это 5 единиц, а большой палец левой руки — 5 десятков, т.е. 50. Если все пальцы собрать в кулак — это ноль. Например, число 25 показывают так — два пальца на левой руке и пять пальцев на правой.

В итоге счёт с помощью пальцев помогает делать сложные арифметические вычисления даже быстрее, чем на абакусе. Не нужно запоминать расположение чисел и передвигать косточки. 

счеты для ментальной арифметики

Польза ментальной арифметики

Современные родители уже с рождения малыша озабочены тем, чтобы их ребёнок был всесторонне развит. Среди большого количества различных методик ментальная арифметика набирает всё большую популярность.

Преподаватели такого направления утверждают, что это не обычный курс по обучению быстрому счёту, а полноценная методика гармоничного развития мозга. Вот какие способности поможет развить ментальная арифметика:

  • быстрый счёт: сложение, вычитание, умножение, деление, 

  • творческие способности,

  • мелкую моторику, 

  • память и концентрацию и внимания,

  • пространственное воображение,

  • стремление достигать поставленных целей,

  • усидчивость,

  • позитивное отношение к математике.

Что ученые думают о ментальной арифметике

Что такое ментальная математика для детей: уникальный способ вырастить гения или хорошо выстроенный маркетинговый трюк? Об этом по сей день спорят организаторы курсов и специалисты в области нейробиологии, психологии, педагогики.

ментальная арифметика для дошкольников

В 2011 году американские учёные опубликовали результаты своего исследования о влиянии ментальной математики на развитие человека. Они пришли к выводу, что соробан или абак оптимален для развития быстрой координации объектов в пределах зрительной рабочей памяти.

Китайские же учёные в 2016 году выяснили, что у детей, которые не обучаются быстрому счёту, и у учеников, использующих абакус, при решении задач задействованы различные области мозга. 

Нейропсихологи, в свою очередь, делятся следующими выводами. Во время того, как ребёнок совершает манипуляции с косточками на счётной доске, у него работают определённые отделы левого полушария головного мозга. И тут происходит “чудо”: ребёнок вроде бы и не решает пример, а ответ получает верный. Невероятное ощущение!

Но как только дети учатся совершать вычисления без абака, то в этот момент включается правое полушарие головного мозга. Оно учится “видеть” абакус в голове и ментально (то есть в уме) совершать действия на нём. 

Специалисты в области детской педагогики также имеют своё мнение по поводу навыка молниеносного ментального счёта. Большинство из них скептически относятся к такому способу развития мышления. Они объясняют, что эти занятия не формируют у ребёнка понятия состава числа. В итоге детям становится сложнее решать задачи в старших классах. Часть педагогов склоняется к тому, что навыки мгновенного устного счёта очень важны. Но все они сходятся во мнении, что нет прямой зависимости между занятиями ментальным счётом и успешностью ребёнка в школе и хорошими оценками по математике.

В каком возрасте лучше обучаться ментальному счету

ментальный счет

Как и любым занятием, ментальным счётом нужно заниматься в подходящий для этого период жизни. Оптимальным возрастом для начала занятий по ментальной арифметике считается 5-6 лет. Старшие дошкольники уже могут запоминать информацию в виде символов (букв, цифр). Однако не стоит забывать, что каждый ребёнок индивидуален и его развитие идёт в своём темпе.

Однако психологи и педагоги не рекомендуют начинать обучение на абакусе, пока у ребёнка не сформировано понятие состава числа. По их мнению, развивать ментальный счёт лучше в более старшем возрасте — в 10-11 лет. 

В остальном ограничений по возрасту у учеников нет. Такие занятия пойдут на пользу и подросткам, и старшеклассникам, и взрослому человеку. Любой желающий может отточить навык быстрого устного счёта.

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Где и как учиться ментальной арифметике

Сегодня существует множество развивающих студий, которые предлагают пройти курсы по ментальной арифметике. Какую из них выбрать, решать вам: обратите внимание на цену, удобное расписание и возможность посещать занятия вместе с ребёнком.

Научиться ментальному счёту можно и дома, но для этого потребуется не только желание, но и абакус, обучающие пособия или видеоуроки и масса терпения. 

Как выбрать школу или курс ментальной арифметики

Сейчас почти везде есть “развивашки”, обучающие ментальному счёту. Но, к сожалению, там иногда можно встретить непрофессионалов, которые самостоятельно обучились по видеороликам и решили передавать свои знания дальше. Поэтому при выборе школы будьте бдительны.

Вот несколько пунктов, на что важно обратить внимание:

  1. Есть ли возможность посетить первое пробное занятие бесплатно.Так вы сможете убедиться, готов ли ваш ребенок обучаться или ещё нет, познакомиться с преподавателями, оценить сам центр и задать все интересующие вопросы.

  2. Уточните, где обучались педагоги, есть ли у преподавателя документ о праве обучать ментальной арифметике. Проходил ли обучение сам руководитель центра или школы.

  3. Попросите рассказать, по какой методике работают в этой школе.Если вам скажут, что обучать без формул (при счёте на абакусе есть 26 базовых формул, а их сочетание равно ещё 38), то бегите оттуда. 

  4. Есть ли какие-то тренировочные платформы, экзамены, олимпиады. Центр, в котором есть только бумажные тетради и абакусы (соробаны), отстаёт от современных методов обучения ментальной арифметике.

Выбрав школу, обращайте внимание, какие успехи делает ваш ребёнок. Стоит задуматься о другой студии, если малыш после пары месяцев обучения:

  • продолжает считать на абакусе одной рукой;

  • делает вычисления с трёхзначными числами, но затрудняется, решая простые примеры (3+4 или 6-2) 

Ментальная арифметика в домашних условиях – за и против

ментальная математика уроки для начинающих

Научиться быстро считать в уме дома — это не фантастика, а реальность. Но сначала вам самим стоит освоить азы ментальной арифметики, выстроить план занятий на несколько месяцев вперед, запастись пособиями, купить абакус или соробан. 

Какие есть плюсы в занятиях дома:

  • комфортная обстановка для ребёнка,

  • экономия времени (не нужно тратить время на дорогу в центр или школу),

  • новый вид общения с ребёнком,

  • более глубокое понимание способностей малыша.

Есть и отрицательные стороны домашних занятий:

  • “педагог” сам плохо разобрался в теме, и ему сложно передать свои знания “ученику”;

  • отсутствие дисциплины. Обязательно нужен чёткий план занятий и строгое расписание;

  • родитель не может адекватно оценить способности ребёнка. Он становится либо слишком требовательным педагогом, либо делает много поблажек;

  • занятия длятся дольше, чем может выдержать ребёнок. 

Об этапах занятия

ментальная математика методика обучения

Обучение ментальному счёту распределено на несколько этапов.

  1. Подготовительный
    Дети изучают цифры и учатся их писать, знакомятся с абаком, передвигают косточки. 

  2. Начальный
    Ученики осваивают технику работы на абаке, учатся использовать две руки для вычислений. Все вычисления делают на счётной доске.

  3. Основной
    Постепенно уменьшается использование счётов. Вместо доски дети используют изображения, представляя перемещение костяшек во время вычисления.

  4. Завершающий
    Дети представляют абак в уме и все действия с ним выполняют ментально. 

Уроки для начинающих проходят 1-2 раза в неделю. Кроме этого, обязательно требуются ежедневные тренировки по 15-20 минут. 

О плюсах и минусах ментальной арифметики

В России ментальная арифметика появилась сравнительно недавно, примерно 10 лет назад. За эти годы у неё появилось много сторонников и противников. Мы собрали воедино все мнения и готовы рассказать о плюсах и минусах. 

Плюсы:

  • работа двумя руками равномерно развивает оба полушария головного мозга, совершенствуются все психические процессы;

  • развитие мелкой моторики;

  • большая скорость вычислений в уме;

  • многозадачность (смешение вдов деятельности: чтение стиха и решение примера в уме, выполнение физического упражнения и вычисления);

  • повышение самооценки;

  • развитие дисциплины и мотивации.

ментальная математика для детей 5 6 лет

Минусы:

  • подходы и принципы ментальной арифметики отличаются от системы обучения математики в школе;

  • ребенок не знакомится с составом числа, потому пропускает важный блок математических знаний;

  • при счёте идёт работа с абстрактным числом, которое не связано с действительностью;

  • дети затрудняются в анализе условий задач и формулировке развернутого ответа;

  • невнимательность из-за высокой скорости вычисления;

  • полный курс обучения длится 2-4 года;

  • возможная скука на уроках математики в школе;

  • стоимость обучения у сертифицированного специалиста достаточно высокая.

Ментальная математика или арифметика – как правильно? 

Арифметика — это учение о числах и простых арифметических действий с ними: сложение, вычитание, умножение и деление. С помощью счётной доски абак, а потом и без неё ученики выполняют эти действия, потому и методику называют “ментальная арифметика”. 

Математика — это фундаментальная наука с множеством разделов. Среди них есть и арифметика. Поэтому даже если вы скажете “ментальная математика”, это не будет ошибкой. Самое важное, что принцип методики не меняется от её названия.  

На нашем сайте изучение математики проходит традиционным способом. Ваш ребёнок познакомиться цифрами, изучит состав числа и научится выполнять простые арифметические действия.

педагог сайта интеллектуального развития детей IQsha

Ольга Шадрина,
практикующий педагог-дефектолог, автор упражнений и обучающих материалов IQsha.ru

Что такое ментальная арифметика и в чем ее польза?

  • Краткая история появления метода
  • Чем полезна ментальная арифметика?

  • Минусы метода

  • В каком возрасте и где лучше изучать ментальную арифметику?

  • Уровни обучения ментальной арифметике

Современное образование включает в себя множество эффективных и своеобразных методов для развития интеллекта у детей. Один из самых популярных и обсуждаемых – ментальная арифметика. Родители высказываются как «за», так и «против»: кто-то считает эту методику магической, кто-то – продуктивной, а некоторые – бесполезной и даже вредной. 

Давайте разбираться, что представляет собой ментальная арифметика, каковы ее плюсы и минусы, как происходит обучение и какую пользу оно приносит.

Ментальная арифметика – что это за предмет?

Что такое ментальная арифметика и в чем ее польза?

Ментальная арифметика – это комплексные занятия для эффективного развития интеллекта. Такой метод позволяет моментально решать в уме примеры с многозначными числами без калькулятора.

«78+923-217+159+591=?» – сможете быстро и верно посчитать результат без помощи калькулятора и черновика? А вот дети на уроках ментальной арифметики легко решают подобные задачи.

И это не магический фокус. Все дело в том, что левое полушарие мозга человека отвечает за логическое мышление и математические способности, а задача правого– уловить и распознать звуки и визуальные образы, сконцентрировать внимание и задействовать фантазию. Ментальная арифметика заставляет трудиться оба мозговых полушария и помогает человеку легко справляться как с творческой, так и с интеллектуальной работой. В итоге ребенок приобретает способность быстро решать арифметические задачи, используя для этого нестандартный способ.

Стандартная программа занятий включает в себя механические упражнения пальцев на специальных счетах «абакус», а когда мелкая моторика рук, концентрация внимания и скорость мышления достаточно развиваются, то счеты убирают, и ребенок продолжает считать в уме, то есть, ментально.

Краткая история появления метода

Что такое ментальная арифметика и в чем ее польза?

Ментальная арифметика возникла примерно 5000 лет назад. При помощи счетов абакуса древние китайцы, греки, индийцы, японцы учили малышей считать. Метод, который лег в основу современных упражнений по ментальной арифметике, придумали в Турции. В 1993 году появилось само понятие педагогической дисциплины.

Сегодня уроки по ментальному счету проводят в более 50 странах мира, а Япония и Китай включили ментальную арифметику в свою обязательную школьную программу.

Чем полезна ментальная арифметика?

Что такое ментальная арифметика и в чем ее польза?

Современные дети легко вникают в компьютерные программы и справляются с гаджетами, но школьная успеваемость при этом оставляет желать лучшего. Ученые психологи уверяют, что так происходит из-за недостатка концентрации, пониженного внимания и слабой мотивации к обучению. Занятия по ментальной арифметике как раз способны решить эти проблемы, активизировать умственный и творческий потенциал, заставить работать память, развить любознательность.

Уроки по ментальному счету помогут:

  • научиться быстро считать в уме;

  • лучше понять математику;

  • раскрыть потенциал к другим наукам;

  • научить ребенка широко и нестандартно мыслить, находить выход из любых ситуаций;

  • справиться с рассеянностью и невнимательностью;

  • развить визуально-пространственное мышление;

  • повысить самооценку до нормального или высокого уровня;

  • развить сразу несколько видов памяти: долговременную, кратковременную и фотографическую;

  • улучшить скорость реакции;

  • активизировать творческие способности и обнаружить таланты;

  • развить воображение, фантазию и креативность;

  • избавиться от тревожных проявлений (дети уверенней себя чувствуют перед контрольными работами или экзаменами, перестают бояться новых задач);

  • привить мотивацию к учебе (первые успехи и отличные оценки способствуют активному желанию учиться и узнавать новое).

Важен еще и тот момент, что нейронные связи, которые формируются благодаря упражнениям, остаются с человеком навсегда! А это означает, что ребенок на всю свою жизнь научился быстро визуализировать информацию, реагировать на разнообразные ситуации и принимать решения.

Все эти плюсы склоняют большинство детей и родителей в пользу занятий ментальной арифметикой. Но для полноты картины нужно знать и недостатки методики.

Минусы метода

Что такое ментальная арифметика и в чем ее польза?

Недостатки метода весьма спорны. Во всяком случае, при участии специально обученного педагога всех этих минусов можно избежать.

Так что же останавливает некоторых родителей?

  1. методика отличается от школьной программы (действительно, техники ментального счета не включены в уроки математики в современных школах, но многочисленные исследования психологов и педагогов подтверждают у занимающихся рост усидчивости и дисциплины, развитие мышления, укрепление памяти и появление желания обучаться разным наукам);

  2. эффект зависит от интереса ребенка к занятиям (это правда, поэтому уроки выстраиваются в игровой форме, чтобы увлечь малыша);

  3. множество ошибок в счете (виной тому детские поспешность и нетерпеливость, которые легко можно контролировать под грамотным руководством опытного учителя);

  4. переутомление (любая воспитательная, образовательная и развивающая деятельность должна вестись с учетом возможностей и потребностей ребенка, поэтому даже самые интересные занятия следует чередовать с досугом и прогулками);

  5. ребенку, который умеет быстро считать в уме, на уроках математики будет скучно (развитому школьнику скучно будет на любых уроках, поэтому задача педагога – увлечь ребенка, сделать свои занятия интересными и занимательными для каждого, даже для одаренного и способного).

В каком возрасте и где лучше изучать ментальную арифметику?

Что такое ментальная арифметика и в чем ее польза?

Однозначного мнения нет. Наилучшее время для занятий определяется, исходя из индивидуальных возможностей, способностей, желаний и склада характера ребенка.

Психологи считают, что логическое мышление, которое необходимо для решения арифметических примеров, формируется у малышей примерно к пяти годам. Поэтому специалисты определяют самый подходящий возрастной период для освоения ментального счета от 4 до 15 лет. Это тот возрастной этап, при котором мозг особенно интенсивно развивается. После 15 лет способность организма воспринимать новую информацию начинает снижаться.

Сегодня занятия ментальной арифметикой популярны и среди пожилых людей. Навыки счета в уме и тренировка мозговых процессов поможет справиться с возрастными проявлениями и заболеваниями, улучшить память, восстановить моторику рук и наладить концентрацию внимания.

Обучаться лучше у опытного педагога. Самостоятельные занятия – непростая задача, и подходят только усидчивым, дисциплинированным и внимательным детям и родителям.

Уровни обучения ментальной арифметике

Что такое ментальная арифметика и в чем ее польза?

Занятия по ментальному счету классифицируются по следующим уровням:

  1. Начальный уровень включает в себя изучение строения счетов абакуса, освоение правил работы с ними.

  2. Далее ученики усваивают счет на сложение и вычитание в пределах 10. На этом этапе тренируются память и мелкая моторика, развивается логическое мышление и воображение.

  3. Следующий уровень – уроки по складыванию и вычитанию положительных чисел.

  4. Потом изучаются отрицательные числа и решаются примеры с ними.

  5. На пятом уровне осваивают десятичные дроби, умножение и деление на абакусе двузначных чисел.

  6. Последующие уровни считаются профессиональными. Дети уже умеют производить сложные действия с числами, считают в уме очень быстро, могут возвести числа в степень, извлечь квадратный корень.

Освоить навыки ментального счета и научиться преподавать эту дисциплину другим людям можно в нашем институте на дистанционном курсе. Всего за 4 месяца вы освоите верную технику выполнения счета на абакусе, научитесь планировать и реализовывать интересные занятия по ментальной арифметике, раскрывать таланты и способности учеников, способствовать их интеллектуальному развитию. После обучения и сдачи итогового тестирования выпускники получат диплом установленного образца и смогут сразу начать преподавать этот востребованный предмет детям и взрослым. Получайте полезные навыки и популярную профессию в нашем институте!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно пишется ментай или минтай
  • Как правильно пишется мигранты или эмигранты
  • Как правильно пишется микроволновая печь
  • Как правильно пишется менингит или минингит
  • Как правильно пишется мигать или мигать