Как правильно пишется нейрогимнастика

Нейрогимнастика представляет собой комплекс упражнений, которые могут выполняться детьми всех возрастных групп. Данный вид тренировочного процесса направлен на развитие и укрепление функций ЦНС, повышение активности мозолистого тела, которое координирует слаженную работу обоих полушарий головного мозга. Чтобы регулярно выполнять нейрогимнастические упражнения, достаточно уделять от 5 до 7 мин. в день.

Что такое нейрогимнастика

Нейрогимнастика для детей — это комплекс упражнений, которые созданы для повышения многофункциональности головного мозга. За счет регулярного выполнения определенных действий, направленных на тренировку ЦНС, реально добиться положительного результата в виде более быстрого освоения письма, чтения, развития аналитического и логического типа мышления.

Нейрогимнастика является частью прикладной науки «образовательная кинезиология», которая изучает развитие мыслительных способностей человека за счет выполнения заданий для обоих полушарий мозга.

Как возникла методика, ее цели и задачи

Нейрогимнастика — это один из методов развития функций головного мозга, разработка которого началась с 60-х годов прошлого века. Данный способ улучшения функций ЦНС подходит для детей возрастом от 4 лет. Основной целью и задачей нейрогимнастики является достижение сбалансированного взаимодействия правого и левого полушария мозга через тренировку мозолистого тела. Положительный результат тренировочного процесса возможен только в том случае, если занятия по повышению функций центральной нервной системы проводятся регулярно, а также обеспечивается их правильное выполнение.

Как понять, что ребенку нужна нейрогимнастика?

Нейрогимнастика для детей (комплекс упражнений может подбираться врачом-педиатром) назначается к применению, если у ребенка наблюдаются признаки нарушений умственного и физического развития:

  • очень плохая память;

  • постоянная рассеянность;

  • невозможность сконцентрироваться на одной теме или объекте окружающей среды:

  • плохая моторика пальцев рук или отсутствие ловкости кистей;

  • явные проблемы с ориентацией в окружающем мире (например, ребенку сложно запоминать дорогу домой и самостоятельно добираться в школу, которая расположена в пешей доступности);

  • уровень физического или интеллектуального развития не соответствует возрастному показателю;

  • снижены способности к усвоению информации, которая поступает от воспитателя дошкольного учреждения, либо же учителя общеобразовательной школы.

Решение о целесообразности применение нейрогимнастики должно быть принято после консультации с врачом-педиатром или детским невропатологом. При этом очень важно, чтобы с помощью специалиста была установлена причина, по которой ребенок отстает в умственном или физическом развитии. Также нейрогимнастика может применяться в профилактических целях. В данном случае ребенок, который имеет нормальные функции центральной и периферической нервной системы, ежедневно выполняет упражнения для тренировки головного мозга, повышая его работоспособность.

Чем полезна нейрогимнастика для дошкольников и детей младших классов

Нейрогимнастика для детей (комплекс упражнений для тренировки мозга подбирается индивидуально) позволяет проводить качественную тренировку обоих полушарий головного мозга, а также способствует развитию когнитивных способностей.

Регулярное выполнение нейрогимнастических упражнений приносит ребенку пользу:

  • улучшает функции долгосрочной памяти;

  • обеспечивает более быстрое восприятие и обработку информации, которая поступает из окружающего мира;

  • повышает физическую и умственную работоспособность (это полезное качество нейрогимнастики особенно актуально для детей, которые совмещают тяжелую учебную нагрузку и параллельно посещают спортивные секции);

  • снижает утомляемость, которая возникает в конце учебного дня;

  • активирует мыслительную активность тех центров головного мозга, которые отвечают за реализацию когнитивных функций;

  • способствует более активной подвижности кистей рук;

  • развивает творческие способности ребенка, позволяя открыть скрытые таланты;

  • стимулирует развитие мелкой и более крупной моторики пальцев верхних конечностей;

  • ускоряет процесс развития физиологических способностей к выполнению асимметричных и симметричных движений;

  • снимает нервное напряжение и усталость мышечной системы;

  • повышает работоспособность вестибулярного аппарата, а также позволяет справиться с нагрузками в виде длительных поездок в общественном транспорте, автомобиле (детей с крепким вестибулярным аппаратом не укачивает, у них отличная координация движений);

  • развивает уровень подвижность мышц, расположенных в области плечевого пояса;

  • обеспечивает более быструю адаптацию ребенка к сложным жизненным ситуациями, которые несут в себе стрессовую нагрузку;

  • предотвращает развитие неврологических заболеваний, связанных с нарушениями восприятия времени и окружающего пространства.

Нейрогимнастика дает большое количество возможностей для ускоренного развития ЦНС детей школьного и дошкольного возраста. Положительный эффект от упражнений для головного мозга сохраняется на протяжении всей жизни ребенка. Дети, которые с ранних лет проходили курс нейрогимнастики, намного быстрее от своих сверстников осваивают компьютерные технологии, с легкостью управляют автомобилем и другими транспортными средствами, отличаются выраженным логическим, а также аналитическим мышлением.

Как упражнения по нейрогимнастике влияют на мозг?

Нейрогимнастика для детей (комплекс упражнений зависит от возраста ребенка) оказывает положительный эффект на их умственное развитие. Чтобы понять принцип влияния тренировок на ЦНС, необходимо понять суть взаимодействия полушарий головного мозга. Нейрогимнастика одновременно активирует центральную и периферическую нервную систему. Правое полушарие головного мозга отвечает за работу центров, принимающих участие в координации движений тела, правильное восприятие окружающего пространства, реализацию способностей к творчеству и познанию гуманитарных наук.

Левое полушарие головного мозга состоит из отдельных центров, которые отвечают за работу речевого аппарата, логическое мышление и освоение точных наук. Единым центром, который координирует функции сразу двух полушарий является мозолистое тело. Стабильная работа данного органа обеспечивает ребенку отличные когнитивные способности мозга, быструю реакцию на внешние раздражители окружающего мира, хорошую успеваемость в учебе и оптимальный уровень физической активности.

Регулярное выполнение нейрогимнастических упражнений дает возможность улучшить функции мозолистого тела, повысив уровень взаимодействия левого и правого полушария мозга.

Классификация упражнений

Классификация нейрогимнастических упражнений впервые была выполнена врачом из США Полом Дэннисоном.

В таблице ниже представлены виды тренировок для более качественного взаимодействия левого и правого полушарий мозга:

Виды упражнений нейрогимнастики

Описание классификационных категорий

Энергетические

Энергетические упражнения нейрогимнастики направлены на более активное освоение процессов ЦНС, которые принимают участие в саморегуляции, улучшают уровень внимания и концентрации на объектах окружающей среды, способствуют повышению скорости чтения. При этом после прочтения книги или определенного отрезка текста ребенок понимает смысл полученной информации. Подобный результат указывает на то, что пройденный курс энергетических упражнений нейрогимнастики принес положительные плоды.

Растягивающие движения

Тип нейрогимнастических упражнений в виде растягивающих движений предназначен для более качественной подготовки ребенка к познанию окружающего мира. Определенный набор движений руками дает возможность научить детей удерживать внимание на одном и том же объекте, расслаблять сухожилия и мышечные ткани, которые находятся в состоянии гипертонуса. Растягивающие движения особенно полезны к выполнению ребенку, который отстает в освоении базовых навыков письма, имеет явные проблемы с мелкой моторикой пальцев рук.

Направленные на углубление позитивного отношения

Нейрогимнастические упражнения по углублению позитивного отношения — это комплекс тренировок, который направлен на стабилизацию функций центральной и периферической нервной системы. Ребенок обучается самоконтролю, дисциплине и приобретает навыки сохранения полного спокойствия в условиях стрессовой ситуации. С помощью данных упражнений дети учатся не паниковать, не сдаваться под давлением страха, а преодолевать сложившиеся обстоятельства. При этом обеспечивается параллельное развитие функций памяти и внимания.

Срединные движения

Срединные движения представляют собой нейрогимнастический комплекс, направленный на одновременную работу глаз, верхних и нижних конечностей. В данном случае активируется работа сразу двух полушарий мозга, повышается слаженность их функций.

Этот вид тренировок позволяет достичь эффектов:

  • улучшить координацию движений;

  • более быстро освоить навыки письма;

  • существенно повысить скорость чтения;

  • справиться с проблемами ориентирования в пространстве.

Дети, которые регулярно выполняют срединные движения, намного быстрее обрабатывают сенсомоторную информацию, поступающую из окружающей среды.

Система нейрогимнастических упражнений Пола Дэннисона включает в себя 26 упражнений вышеперечисленных классификационных категорий, которые направлены на развитие определенных навыков у детей. При этом во время формирования курса тренировок головного мозга учитывается уровень умственного развития ребенка, его возраст, степень нарушений функций центральной и периферической нервной системы.

Примеры упражнений для развития мозга

Нейрогимнастика для детей (комплекс упражнений подбирается с учетом умственных способностей ребенка) создана, чтобы обеспечить качественное развитие ЦНС.

Для каждой возрастной категории существует свой комплекс занятий по развитию головного мозга.

Для детей 4-5 лет

Для детей возрастом от 4 до 5 лет необходимо обеспечивать самую простую нейрогимнастическую нагрузку.

Упражнение «Кулак, ладонь, ребро»

Упражнение «Кулак, ладонь, ребро» направлено на развитие памяти, синхронную работу верхних конечностей и концентрацию внимания.

Данный вид тренировки для мозга проводится следующим образом:

  1. По команде родителя ребенок сжимает руку в кулак.

  2. Затем ребенок поворачивает руку в кисти и разжимает кулак так, чтобы ладонь была повернута вверх.

  3. После этого ребенок еще раз поворачивает верхнюю конечность в кисти, ставя ладонь на ребро.

Данные действия дети могут выполнять по памяти, либо же повторяют за родителями. Упражнение «Кулак, ладонь, ребро» позволяет достичь положительного нейрогимнастического эффекта, если вышеперечисленные движения повторяются по 10-15 раз ежедневно.

Упражнение «Слон»

Упражнение «Слон» создано для улучшения синхронной работы центров мозга, отвечающих за интеллект, а также функции мышечной системы.

Данное занятие проходит с соблюдением следующего алгоритма действий:

  1. Ребенок принимает положение стоя.

  2. Затем наклоняет голову в бок, касаясь ухом поверхности плеча.

  3. После этого указательным пальцем руки ребенок должен нарисовать в воздухе слона или любимого животного.

Во время выполнения данного упражнения ребенку необходимо следить глазами за кончиком пальца. Продолжительность занятия составляет 1-2 мин. для каждой руки.

Упражнение «Часики»

Занятие «Часики» предназначено для развития координации движений и укрепления функций мозолистого тела.

Данное упражнение выполняется следующим образом:

  1. Необходимо занять положение, стоя или сидя.

  2. После этого ребенок кладет правую руку на поверхность тела ниже левой ключицы.

  3. Левая рука фиксируется на животе в области пупка.

  4. Проговаривая слова «Часики так-так», ребенок массирует мышцы в области ключицы, а затем резко меняет руки.

  5. Аналогичные действия выполняются в области правой ключицы.

Для достижения положительного эффекта тренировки мозга достаточно выполнять по 10 повторений данного упражнения.

Для детей 5-6 лет

Детям возрастом от 5 до 6 лет рекомендуется выполнять более сложные упражнения, которые активируют большее количество центров мозга.

Упражнение «Перекрестные шаги»

Для выполнения упражнения «Перекрестные шаги» необходимо соблюдать следующий алгоритм действий:

  1. Занять положение стоя.

  2. Ребенок делает шаг, поднимая правое колено вверх, а затем одновременно касается его поверхности ладонью левой руки.

  3. После этого поднимается левое колено, а к его поверхности прислоняется ладонь правой руки

Данные действия повторяются по 10-15 раз. Очень важно следить за тем, чтобы ребенок делал упражнение правильно, а также не запутался в движениях.

Упражнение «Шаг с палками»

Для выполнения этого упражнения потребуются лыжные палки или другие предметы, которые их имитируют.

Тренировка проходит следующим образом:

  1. На счет «раз» ребенок делает шаг левой ногой и одновременно перемещает палку правой рукой.

  2. На счет «два» ребенок выполняет шаг правой ногой и переставляет палку левой рукой.

Данное упражнение необходимо повторять по 15 раз ежедневно. Усложнение тренировки происходит путем ускорения выполняемых движений.

Упражнение «Шаг на развитие координации»

Данное упражнение направлено на улучшение функций опорно-двигательного аппарата ребенка, его координации движений и ориентирования в пространстве.

Этот вид тренировки проходит следующим образом:

  1. Необходимо занять положение стоя.

  2. Ребенок делает шаг правой ногой.

  3. Затем поджимает левую ногу назад и касается ее пятки кончиком указательного пальца правой руки.

  4. После этого делается шаг левой ногой, выполняются аналогичные действия пальцами левой руки.

Упражнение «Шаг на развитие координации» необходимо повторять по 15 раз ежедневно.

Для детей 6-8 лет

Для детей возрастом от 6 до 8 лет процесс тренировки центров головного мозга предусматривает использование расширенного комплекса упражнений.

Упражнение «Шаг с проговариванием стихотворения»

Для выполнения этого упражнения нейрогимнастики необходимо соблюдать правила:

  • Ребенок поочередно шагает правой и левой ногой.

  • С каждым шагом ребенок проговаривает по несколько слов стихотворения, заученного наизусть.

Данное упражнение выполняется по 15 раз ежедневно. Во время тренировки можно использовать разные стихотворения, которые разучиваются с ребенком до начала занятий.

Упражнение «Двойные каракули»

«Двойные каракули» считается одним из наиболее эффективных упражнений, которое развивает сразу оба полушария головного мозга.

Данное занятие проходит следующим образом:

  1. Необходимо занять положение, стоя или сидя.

  2. Ребенок выпрямляет обе руки в локтях, вытягивая их перед собой.

  3. Затем указательными пальцами верхних конечностей необходимо синхронно рисовать в воздухе различные геометрические фигуры.

Это упражнение следует повторять по 10 раз ежедневно. Средняя продолжительность тренировки от 5 до 7 мин.

Упражнение «Ленивая восьмерка»

Данное упражнение направлено на развитие памяти, координации движений, внимательности и способности фокусироваться на одном предмете окружающей среды.

Тренировочный процесс проходит следующим образом:

  1. Ребенок занимает положение сидя.

  2. Затем на большой палец правой руки надевают пальчиковую игрушку.

  3. Данным пальцем ребенок медленно рисует в воздухе воображаемую цифру «8».

  4. После этого игрушку надевают на палец левой руки для выполнения аналогичных действий.

Для каждой верхней конечности потребуется сделать не менее 15 повторений. При этом все движения большим пальцем руки должны быть плавными и неспешными.

Рекомендации по занятиям для родителей

Нейрогимнастика для детей (комплекс упражнений включает в себя полноценное развитие мелкой моторики рук) должна быть организована так, чтобы ребенок проявлял интерес к каждому занятию. В данном случае тренировка мозга станет хорошей привычкой и веселым занятием, которое не будет ассоциироваться с каким-либо негативным процессом.

Родителям детей, которые проходит курс нейрогимнастики, необходимо помнить о рекомендациях:

  • Укрепление мозолистого тела должно выполняться ежедневно, но без принуждения.

  • Регулярность проведения нейрогимнастических занятий — это залог быстрого достижения положительного результата.

  • Чтобы у ребенка начали развиваться определенные навыки, повысилась функциональность ЦНС, достаточно выполнять по 1-2 упражнения в день.

  • Общая продолжительность всего комплекса нейрогимнастических упражнений должна находиться в пределах от 5 до 7 мин., так как ребенок может устать.

  • Чтобы дети сохраняли интерес к развивающим занятиям, их необходимо выполнять в разных местах. Например, сегодня в квартире, завтра на прогулке в парке, послезавтра по пути в школу.

  • Усложнение тренировочного процесса должно происходить постепенно по мере того, как ребенок приобретает навыки, наблюдаются реальные результаты его развития.

  • Нейрогимнастические упражнения можно выполнять в положении лежа, сидя за столом или стоя.

  • Перед тем, как внедрять новое занятие, взрослый должен повторить все движения самостоятельно, показав их ребенку. Затем следует проконтролировать, чтобы сын или дочь повторили данные действия правильно и без ошибок.

В том случае, если ребенку необходимо учить уроки, либо ему предстоит другая умственная нагрузка, лучше сначала провести нейрогимнастическую тренировку, а уже затем переходить к мыслительному процессу. Данные рекомендации будут полезны для родителей, которые заинтересованы во всестороннем развитии своих детей. Нейрогимнастика для детей — это комплекс упражнений, который направлен на развитие центров головного мозга, сбалансированное взаимодействие его полушарий.

Данный метод тренировки центральной и периферической нервной системы может потребоваться ребенку, у которого наблюдаются признаки рассеянности, проблемы с концентрацией внимания, освоением письма и чтения. Плохое ориентирование в пространстве и нарушения координации движений также могут быть исправлены с помощью нейрогимнастики. Достижение положительного результата по улучшению функций головного мозга, возможно только при условии регулярного выполнения развивающих упражнений.

Нейрогимнастическая тренировка может проводиться в домашних условиях, в кабинете детского психолога, в саду, парке или на детской площадке. Главное, чтобы ребенок находился в доброжелательной и благоприятной обстановке.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Пылаева Галина Анатольевна

Воспитатель высшей квалифицированной
категории

МАДОУ «Детский сад № 78» Пермский край, г.
Березники

Пахолкина Наталья Васильевна

Воспитатель высшей квалифицированной
категории

МАДОУ «Детский сад № 78» Пермский край, г.
Березники

Мастер-класс:

«Нейрогимнастика
— как средство развития умственных способностей и физического здоровья в работе
с детьми ОВЗ»

«Руки – наш
главный инструмент и занимаясь пальчиковой гимнастикой, взрослый и ребенок
сможет поднять уровень мастерства в любом деле! А нейрогимнастика развивает не
только ловкость рук, но и гибкость ума, создавая и укрепляя нейронные связи»
(С.Копылов)   Где угодно, когда угодно, нужно просто внимание!  Нейрогимнастика
— просто, весело, полезно! Приглашаем посетить мастер-класс по нейрогимнастике
педагогов детского сада № 78 города Березники Пылаевой Галины Анатольевны и
Пахолкиной Натальи Васильевны.

Мы, педагоги «Солнечного» детского сад, стаж работы в
дошкольном образовании более 20 лет.  В связи  с увеличением количества детей с
ограниченными возможностями здоровья и актуальностью  проблемы  развития таких
детей в условиях детского сада, нами было принято решение включить в
образовательный процесс группы  пальчиковый фитнес — элементы
телесно-ориентированных упражнений, которые позволяют через тело воздействовать
на мозговые структуры. 

Цель
занятий нейрогимнастики для детей ОВЗ

1.Развитие межполушарной специализации.
2.Развитие межполушарного взаимодействия.

3.Развитие комиссур (межполушарных связей).
4.Синхронизация работы полушарий.
5.Развитие мелкой моторики.
6.Развитие индивидуальных способностей.
7.Развитие памяти, внимания.
8.Развитие речи.
9.Развитие мышления.

10.Снятие стресса.

Задачи,
решаемые в ходе занятий нейрогимнастики

1. Формирование
правильной, четкой речи;

2. Активизация
речевых зон в мозге;

3. Обучение
техникам концентрации внимания, саморегуляции;

4. Развитие
физических качеств (координация движений, ловкость, гибкость и т.д.);

5. Развитие мелкой
моторики рук;

6. Выравнивание
внутреннего состояния (гиперактивность и вялость);

7. Достижение
сбалансированного взаимодействия правого и левого полушария мозга. 

ОСНОВНЫЕ
ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:

1. Постановка
педагогической проблемы.

2. Практическая
демонстрация приемов. Комментарий к приему.

3. Рефлексия.

ЦЕЛЬ  МАСТЕР –
КЛАССА:

Знакомство
присутствующих педагогов и инструкторов по физической культуре с нетрадиционным
способом гармоничного развития детей с ОВЗ.

ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА:

1. Познакомить
педагогов с некоторыми элементами нейрогимнастики для детей дошкольного
возраста, используемых в практической деятельности

2. Повышать
профессиональное мастерство, стимулировать  коллег на обмен опытом.

.
ПОСТАНОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

Уважаемые
коллеги! Хотим начать свой мастер-класс с научной загадки.

Подумайте,
о какой человеческой ценности говорил известный русский врач и писатель
Викентий Викентьевич Вересаев: «С ним не страшны никакие испытания, его
потерять – значит потерять все; без него нет ни свободы, нет независимости;
человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно высшее и
необходимое благо, а между тем удержать его так трудно» (здоровье).

На
сегодняшний день состояние здоровья детей все больше вызывает озабоченность
родителей, врачей, педагогов. Среди детей дошкольного возраста возросло
количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Почему
же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это и экологические,
биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших
детей. Но еще одна немаловажная причина, на наш взгляд, это малоподвижный образ
жизни наших детей.

Давайте
вспомним, как мы проводили время в детстве. Мы думаем, что многие из вас в
детстве бегали босиком, прыгали на скакалке, играли в «резиночку»,  классики, с
мячом, крутили обруч. А помните наши дворовые игры с соблюдением правил? Прятки,
казаки-разбойники, цепи-кованы и многое-многое другое… 

А
чем занимаются во время прогулки современные дети? Кто видит в наше время
детей, активно играющих на улице? Современное поколение ведёт малоподвижный образ
жизни, сидит с  телефоном или у компьютера. Да сейчас время цифровых
технологий, и от этого никуда не деться, дети больше нас разбираются в технике
и это здорово! Но мы идем с вами к тому, что с каждым годом становится
физически и психически ослабленных детей становится всё больше.

Недостаточность
физической активности наших детей ведет  к плохому снабжению головного мозга
кислородом, несформированной координации движений, не развитой речью,
моторикой, ориентировкой в пространстве, не развитому чувству ритма, а также
дисгармоничному развитию межполушарных связей. 

В нашем детском саду организованы группы
комбинированной направленности, где дети с ограниченными возможностями  здоровья
начиная с раннего возраста, развиваются вместе с обычными детьми,.  Групповое 
взаимодействие положительно влияет на состояние таких детей.  Они осваивают
нормы поведения и культуры, начинают получать удовольствие от любой работы, от
творчества.

Мы помогаем детям с ОВЗ справиться с гиперактивностью,
эмоциональной зажатостью и  напряжением. С ними работают специалисты по
индивидуально подобранной программе, которая включает развивающие упражнения,
игры, адекватную физическую нагрузку. Для них создаются психолого-педагогические
условия для успешной адаптации, реабилитации и личному росту в социуме.

На
основании всего вышеизложенного мы решили  включить в свою работу новые приемы
и методы, которые помогут детям с ОВЗ стать успешными.

Изучив
методическую литературу по проблеме развития детей с особыми образовательными
потребностями, мы увидели, что методов, позволяющих скорректировать
вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность
множество.

Особенно
интересной и доказавшей свою эффективность стала авторская программа
нейрогимнастики «Эмоджи танец» педагога Сергея Копылова.   

Нейрогимнастика
– это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко
воздействовать на мозговые структуры, с помощью физических упражнений,
объединение движения и мысли. Благодаря нейрогимнастике оптимизируются
интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается
мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга,
снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная
система, улучшается память, внимание, мышление. Улучшаются подкорковые
структуры головного мозга и т.д.

Развитие
интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития
движений пальцев рук и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в
формировании головного мозга и становление речи, так как рука имеет самое
большое представительство в коре головного мозга.

Авторская
программа «Эмоджи танец» имеет  оздоровительное и коррекционно-развивающее
направление, построена с учетом деятельного и индивидуального подходов, а также
общедидактических принципов: наглядности, доступности, сознательности,
системности.

На
сегодняшний день мы можем подвести некоторые итоги нашей работы с методикой
С.Копылова:


изучив опыт нашей работы, три педагога используют в практике некоторые приёмы
нейрогимнастики.


родители детей отмечают то, что речь детей становится правильной и четкой.


у детей наблюдается положительная динамика в умении действовать согласно
словесной инструкции, в аккуратном выполнении графических диктантов.

В
рамках мастер — класса мы хотим  поделиться своим опытом и продемонстрировать
вам эффективные приемы формирования правильной, четкой речи, активизации речевых
зон в мозге, обучения технике концентрации внимания, саморегуляции,
выравнивания внутреннего состояния.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРИЕМОВ.

КОММЕНТАРИЙ К ПРИЕМУ.

Сейчас
мы сделаем несколько элементов нейрогимнастики, где у вас будет возможность
почувствовать благотворное воздействие её на себе.

Начнём
с приветствия

Приветствие«Ладошки
дружбы».

И. п.- сидя, ладони сложены перед грудью вместе, живот втянуть, расправить
ребра. Правая ладонь опускается вниз, левая направлена вверх, смена ладоней.

Упражнения:

«Волна».
         
И. п. – сидя ровно, выпрямиться.
Выполнение: Открытые ладони боковыми своими сторонами перекатываются от
запястья к кончикам пальцев.
          «Задорные стрелки часов»
          И. п. – сидя ровно, выпрямиться.
Выполнение: Указательные пальцы обеих ладоней выпрямлены вверх, остальные сжаты
в кулак. Смена положения рук в разные стороны.
           «Кнопка»
          И. п. – сидя ровно, выпрямиться.
Выполнение: Поочередное касание носа каждым пальцем обеих рук.

 «Живая
фигура»

И.
п.- сидя ровно, выпрямиться.

Выполнение:
Указательные и большие пальцы обеих рук создают геометрическую фигуру
прямоугольник. Соединяясь в одной точке, разворот рук. Пальцы не размыкаются.

 «Рожки»

И.
п. – сидя ровно, выпрямиться.

Выполнение: Из
положения кулак выпрямить указательный палец, следом мизинец. 

«Класс»

И,
п. – сидя ровно, выпрямиться.

Выполнение: Из
положения кулак выпрямить большой палец, следом мизинец. Возвращаемся в
положение кулак.

Самомассаж:

«Упражнение
на снятие напряжения»

И.
п. – сидя ровно, выпрямиться. На выдохе наклон вниз, руки вниз, спину
расслабить. «Собирать усталость» руками снизу – вверх в «большой мешок» и выбросить.

Сейчас мы выполняли упражнения, как вы себя чувствуете?

Рефлексия:

Оценить
сегодняшний мастер класс помогут упражнения:


методика интересная, попробую использовать в своей работе – положение рук «Класс»


данная тема меня не увлекла – положение рук «Рожки»

Спасибо
за совместную работу!

Друзья,
занимайтесь нейрогимнастикой! Это точно принесёт вам пользу!!!

Нейрогимнастика для детей

Маяцкая<br>Елена

, фармаколог | 

Обновлено 22 нбр 2021

Содержание:

Комплекс упражнений нейрогимнастики для мозга

Движения, пересекающие среднюю линию тела

Упражнения, растягивающие мышцы тела

Упражнения, повышающие энергию тела

Позы для позитивного отношения к жизни

нейрогимнастика

Нейрогимнастика – это комплекс упражнений, активизирующий естественную работу мозга с помощью физических движений. Для наглядности достаточно вспомнить русские народные потешки, обучающие маленького ребенка речи не только через произнесение слов, но и через одновременное выполнение определенных движений.

Американский ученый Пол Деннисон в 1972 году создал систему Brain Gym – Гимнастику для Мозга. Набор простых и специфичных движений, выполняемый в определенных последовательностях, помогал его ученикам, которые испытывали трудности в обучении, повышать способность к усвоению информации и улучшать успеваемость1.

Впоследствии из небольшой (всего 40 страниц!) книжки Деннисона, написанной специально для детей, выросло движение образовательной кинестезиологии, завоевавшее доверие многих преподавателей и детских психологов во всем мире2.

Образовательная кинезиология использует простые движения для интеграции (восстановления, восполнения, объединения) функций мозга.

Комплекс упражнений нейрогимнастики для мозга

Оригинальные упражнения Деннисона разделены на 4 группы. Школьники могут делать их сами, а младшие дети – под руководством преподавателя или родителей. Нейрогимнастика выполняется во время процесса обучения, чтобы помочь мозгу усваивать новые знания.

Движения, пересекающие среднюю линию тела

  1. Перекрестные Шаги. Выполняйте танцевальные движения под музыку и координируйте их так, чтобы при движении руки одну сторону, нога устремлялась в другую.
  2. Перекрестные Прыжки. Прыгайте под музыку, легко касаясь рукой противоположного колена спереди или противоположной стопы сзади.
  3. Ленивые Восьмерки. Чертите в воздухе большие горизонтальные цифры 8 или знаки бесконечности. По три раза каждой рукой. Затем три раза обеими руками вместе.
  4. Двойное Свободное Рисование. Двигая обеими руками одновременно в разных направлениях (вверх, вниз, в стороны), рисуйте разнообразные фигуры.
  5. Алфавит Восьмерками. Вписывайте буквы в горизонтальную восьмерку, разделенную посередине вертикальной линией. Буква помещается справа или слева от линии, в зависимости от ее формы. Например, «р» имеет закругление справа, «а» – слева.
  6. Слон. Чертите Ленивые Восьмерки расслабленной и вытянутой вперед рукой. Верхняя часть тела должна свободно двигаться, следуя за рукой. Повторите упражнение для другой руки.
  7. Вращение Шеей и Плечами. Наклоните голову вперед и аккуратно двигайте ее, описывая полукруг спереди. Делайте круговые движения подбородком в тех местах, где чувствуете напряжение. Дышите глубоко. Повторите те же движения, опустив вперед и плечи. Затем немного отклоните голову назад и делайте полукруги сзади.
  8. Качалка. Откиньтесь назад, обопритесь о руки, приподнимите скрещенные и согнутые в коленях ноги. Качайтесь по кругу, назад и вперед.
  9. Дыхание Животом. Положите руку на живот. Выдохните воздух короткими выдохами. Затем медленно вдохните, округляя живот и отслеживая это рукой. В момент полного выдоха выгибайте спину назад.
  10. Перекрестные шаги лежа. Лежа на спине, заложите руки за голову, поднимите верхнюю часть тела. Перекрестно тяните локти и колени друг к другу.
  11. Кобра. Лежа на животе, приподнимите и слегка запрокиньте голову и верхнюю часть груди. Мышцы нижней части тела должны быть расслаблены.

Упражнения, растягивающие мышцы тела

нейрогимнастика для детей

  1. Сова. Плотно сожмите мышцу левого плеча правой рукой. Поверните голову направо и посмотрите назад через плечо. Повторите упражнение для правого плеча.
  2. Активизация Руки. Поднимите одну руку прямо вверх, прижав к уху. Захватите ее другой рукой и двигайте в разных направлениях.
  3. Сгибание Стопы. В положении сидя, положите согнутую в колене ногу на другое колено и мягко натягивайте на себя, одновременно сгибая и разгибая стопу.
  4. Помпа Икры. Наклонитесь вперед, сделайте выпад одной ногой. Мягко опускайте к полу пятку другой ноги.
  5. Гравитационное Скольжение. Стоя, наклоняйтесь медленно вперед. Руки плавно опустите вниз и сделайте выдох. Выпрямляйтесь, поднимая руки вверх. Сделайте вдох.
  6. Заземлитель. Свободно разведите ноги в стороны. Правая ступня направлена вправо, а левая – прямо вперед. Делайте мягкий выпад на правое колено на вдохе. Распрямите его на выдохе. Сделайте три выпада на одно колено. Поменяйте ногу.

комплекс упражнений по нейрогимнастике

Упражнения, повышающие энергию тела

  1. Кнопки Мозга. Держа одну руку на пупке, другой глубоко массируйте точки под ключицами (по правую и левую стороны от грудины). Рисуйте носом в воздухе знак бесконечности или Бабочку. Прослеживайте линию там, где потолок соединяется со стеной.
  2. Кнопки Земли. Держите два пальца одной руки под нижней губой, а два пальца другой – на верхнем крае лобковой кости. Глубоко «вдыхайте энергию» в центр тела.
  3. Кнопки Баланса. Надавливайте двумя пальцами одной руки за ухом (в углублении у основания черепа). Другую руку положите на пупок. «Вдыхайте энергию». Поменяйте стороны.
  4. Кнопки Космоса. Держите два пальца одной руки над верхней губой, а два пальца другой – на копчике. «Вдыхайте энергию» вверх по позвоночному столбу.
  5. Энергетическая Зевота. Представьте, что вы зеваете. Надавливайте кончиками пальцев на любые напряженные места на челюстях. Сделайте глубокий звук зевания.
  6. Думающие шапки. Оттягивайте ушные раковины, слегка выворачивая их. Продвигайтесь несколько раз сверху вниз.

Позы для позитивного отношения к жизни

  1. Крюки. Сидя, сначала положите левую щиколотку на правое колено. Затем обхватите щиколотку правой рукой, а левую положите на подошву левой ноги. Посидите так минуту, глубоко дыша, закрыв глаза и держа язык на верхней части неба. Во второй части упражнения разъедините ноги, сомкните кончики пальцев рук между собой. Глубоко подышите еще минуту.
  2. Позитивные Точки. В течение минуты легко удерживайте, натягивая кожу, точки, расположенные над глазными яблоками (посередине между линией волос и бровей).

Несмотря на то, что существует множество индивидуальных свидетельств эффективности нейрогимнастики, научные исследования не подтверждают высокой результативности системы Brain Gym в сравнении с контрольными группами детей, выполнявшими в течение учебного дня обычные физические упражнения3. Однако, если вы хотите улучшить работу мозга ребенка с помощью физических упражнений, попробуйте нейрогимнастику.

Видео

Список литературы

  1. Irkhin V.N., Irkhina I.V., Polshhikova O.V., and Markov A.V.. The content and essence of education kinesiology. \ Научный результат. Педагогика и психология образования. 2015;2(4):11-18.
  2. Paul E. Dennison, Gail E. Dennison. Brain Gym: Simple Activities for Whole Brain Learning. 1986 Edu Kinesthetics, p.40.
  3. Watson A., Kelso G. L. The effect of brain gym® on academic engagement for children with developmental disabilities. \ International Journal Of Special Education. 2014;29(2):75-83.

Фото: © Depositphotos 

20 ноября 2021 12:00 | Отредактировано: 22 ноября 2021 16:40

* Представленная информация не может быть использована для самостоятельной постановки диагноза, определения лечения и не заменяет обращение к врачу!

Комментарии

Узнавай и участвуй

Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации

Нейрогимнастика была разработана более 40 лет назад американским психологом Полом Деннисоном. В начале 90-х годов прошлого столетия была создана программа «Гимнастика Мозга», которая была посвящена естественному развитию человека и способам активации созданных природой механизмов работы головного мозга путем физических движений.

Основной принцип нейрогимнастики заключается в синхронной и одновременной работе обеих рук, каждая из которых выполняет свое задание. При таком виде тренировки происходит согласованная работа обоих полушарий мозга. Фактически, путем физических упражнений можно тренировать мозг, потому что организм человека – это целостная система, в которой тело и ум взаимосвязаны.

Статистика показывает, что только 10% населения планеты способны наравне задействовать правое (творческое) и левое (логическое) полушарие мозга. При это отмечается, что максимальный уровень эффективности работы мозга возможен только при скоординированной работе обоих полушарий.

Нейрогимнастику можно начинать с раннего возраста – с 4-5 лет и старше. Но такая гимнастика мозга может использоваться и для взрослых. Особенно в том случае, если человек перенес травму головы, инсульт, либо в качестве профилактики возрастных изменений (ухудшение мыслительных процессов, внимания и памяти).

Нейрогимнастика оказывает следующее благоприятное воздействие:

  • Улучшение состояния нервной системы.
  • Улучшение восприятия и запоминания новой информации.
  • Развитие когнитивных способностей (память, мышление, внимание).
  • Раскрытие скрытых способностей мозга.
  • Синхронизация работы обоих полушарий головного мозга.
  • Улучшение настроения.
  • Избавление от страхов, тревог и переживаний.
  • Управление собственными эмоциями: борьба с раздражительностью, контроль за проявлениями агрессии.

Каждый спортсмен знает, насколько важно подготовить свое тело к интенсивным тренировкам. Если этого не сделать, то велика вероятность получения травмы из-за того, что мышцы будут не разогреты.

В случае с мозгом логика примерно такая же. Его нужно правильным образом подготовить, чтобы он стал более «пластичным» и готовым к усвоению нового материала.

Вот основные условия, которые позволят подготовить мозг:

  • Повышенная физическая активность. Если у вас сидячая работа и отдых вы проводите неактивно, то велика вероятность развития гиподинамии. По причине этого жирные кислоты, которые находятся в организме, не расщепляются. В мозг поступает недостаточное количество кислорода, в связи с чем значительно ухудшается его работа.
  • Употребление углеводов и фосфатов. В рацион питания должны быть включены продукты, содержащие фосфор (соевые бобы, тыква, фасоль, орехи) и полезные углеводы (рис, макароны твердых сортов, рыба, кефир, морепродукты).
  • Достаточное потребление жидкости. Ежедневное потребление достаточного количества воды позволяет очистить организм от токсинов, а также поддерживает нейронные связи, обеспечивая развитие когнитивного мышления.

Система, разработанная Полом Деннисоном, направлена на активизацию работы обоих мозговых полушарий. Его комплекс упражнений включает в себя следующие разновидности:

  • Движения, пересекающие среднюю линию тела. Упражнения этой группы направлены на единовременную деятельность рук, ног и глаз, т.е. всех парных органов. Такие движения способствуют активизации работы левого и правого полушария мозга. В результате оказывается благоприятное воздействие на координацию, равновесие, улучшается пространственное ориентирование.
  • Энергетические упражнения. Они направлены на ускорение некоторых нервных процессов. Улучшают саморегуляцию, активизируют мышление, улучшают внимание, а также повышают скорость осознанного чтения.
  • Растягивающие движения. Направлены на развитие навыков к длительному удержанию внимания, расслабления сухожилий, а также избавления от мышечного напряжения.
  • Упражнения, направленные на углубление позитивного мышления. Направлены на самоконтроль и стабилизацию нервных процессов. Способствуют активизации внимания и памяти, помогают сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.

Существует достаточно много различных упражнений, которые с успехом используются как для детей, так и для взрослых. Перечислим несколько из них.

Движения, пересекающие среднюю линию тела:

  • Упражнение «Перекрестные шаги». Шагаем на месте, касаясь правым предплечьем левого бедра и наоборот. Нужно стараться нести плечо к бедру, а не локоть к коленке. Во время выполнения упражнения необходимо, чтобы губы были расслаблены. На первых порах необходимо выполнять упражнение медленно, чтобы прочувствовать свое тело.
  • Упражнение «Слон». Встаем прямо, немного сгибаем ноги в коленях. Нужно прижать правое ухо к правому плечу и вытянуть правую руку вперед. Этой рукой нужно нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку, начиная от центра и вправо-вверх. Нижняя часть туловища должна оставаться неподвижной, при этом глазами нужно следить за кончиками пальцев. Выполняем упражнение для обеих рук.
  • Упражнение «Ленивые восьмерки». Встаем прямо, ноги ставим на ширине плеч. Вытягиваем перед собой правую руку (кулак сжат, большой палец выпрямлен). Смотрим на кончик пальца. Начинаем движение вправо-вверх, рисуя перед собой пальцем в воздухе горизонтальную восьмерку. Середина восьмерки должна быть на одном уровне со срединной линией тела. Повторяем упражнение несколько раз, после этого меняем руку. Затем сцепляем руки в замок, большие пальцы должны быть перекрещены и опять рисуем восьмерку в воздухе, но двумя руками. Голова должна оставаться неподвижной, следим за движениями глазами.

Растягивающие упражнения:

  • Упражнение «Сова». Левой рукой захватываем мышцы правого плеча. Далее поворачиваем голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, делая вдох, сохраняя при этом плечи прямыми. Затем опускаем подбородок на грудь, делаем вдох и расслабляем плечи. Повторяем упражнение с другой рукой.
  • Упражнение «Заземлитель». Стоим, разведя ноги в стороны. Правую ступню направляем вправо, а левую прямо вперед. На выдохе сгибаем правое колено, на вдохе – выпрямляем его. Во время упражнения руки должны быть плотно прижаты к пояснице. Количество повторений – 3 раза (для каждой ноги).
  • Упражнение «Сгибание стопы». Оно способствует быстрому включению языковых функций мозга. Садимся на стул, кладем правую стопу на левое колено. Начинаем массировать места напряжения мышц в лодыжке, икре под коленом. Одновременно с этим нужно сгибать ступню к себе и от себя. Повторяем с обеими ногами.

Энергетические упражнения:

  • Упражнение «Кнопки мозга». Кладем правую руку на пупок, левую – на нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Левой рукой массируем основание ключицы, держа другую руку на пупке. Затем меняем руки и повторяем действие.
  • Упражнение «Энергетическая зевота». Изображаем зевание, при этом плотно закрывая глаза и массируя зоны соединения челюстей. Данные действия нужно сопровождать глубоким звуком зевания. Продолжительность – 1-2 минуты.
  • Упражнение «Кнопки Земли». Перед выполнением упражнения нужно прикоснуться двумя пальцами правой руки к точкам, которые расположены под нижней губой. Левая рука при этом должна прикоснуться верхнего края лобовой кости. Делаем вдох, продолжаем дышать ровно и глубоко, держа при этом руки на точках.

Упражнения для позитивного мышления:

  • Упражнение «Крюки». Встаем прямо, ноги скрещены. Руки вытягиваем перед собой, перекрещиваем и соединяем ладони в замок. Сгибаем локти, выворачивая кисти вовнутрь, прижав их к груди таким образом, чтобы локти были направлены вниз. Язык прижимаем к нёбу за верхними зубами, взгляд направлен вверх. Дышать нужно ровно и спокойно. Далее расставляем ноги на ширину плеч, голову наклоняем вперед, глаза опускаем. Руки лодочкой внизу. Пальцы должны касаться друг друга. В таком положении стоим не более одной минуты.
  • «Упражнение «Позитивные точки». Прикасаемся кончиками пальцев каждой руки к точкам, которые находятся над центром каждого глаза и на средней линии между бровями и линией роста волос. Прикосновения должны быть легкими (держим пальцы до появления легкой пульсации).
  • Упражнение «Шляпа мышления». Большими и указательными пальцами рук оттягиваем уши немного назад, расправляя их. Массируем уши, начиная с верхнего края и заканчивая мочкой. Количество повторений – не менее 3.

Нейрогимнастика – это доступный комплект упражнений, выполнение которых не привязано к какому-нибудь месту или времени, т.е. выполнять их можно тогда, когда вам удобно. Но, чтобы добиться хороших результатов, тренироваться нужно каждый день хотя бы по 5-7 минут.

Легко понять, все ли у вас хорошо с нейропластичностью, то есть способностью мозга меняться: если вы изо дня в день выполняете примерно одни и те же функции и по примерно одному и тому же алгоритму (а большинство работает именно так!), больше общаетесь онлайн, чем вживую, мало спите, а еще замечаете у себя признаки выгорания, — считайте, что с нейропластичностью у вас есть проблемы, просто пока мало заметные. Есть сомнения? Попробуйте в качестве теста сделать одно (самое простое!) упражнение — хотя бы медленно и хотя бы пять раз.

Быстрый тест на нейропластичность

Согните правую руку в локте, кулак сожмите. Ладонь левой поставьте перпендикулярно. Затем поменяйте положение рук: левую согните и сожмите в кулак, а ладонь правой поставьте перпендикулярно.
Повторите смену рук не менее 10 раз, с каждым разом увеличивая скорость.

Упражнение «Кулак — ладонь»

Не получилось с лету сделать все правильно и быстро? Значит, у вас есть проблемы с нейропластичностью.

Ниже рассказываем, почему так происходит и что можно (и нужно!) скорее начинать делать, чтобы исправить ситуацию.

Зачем нужна нейропластичность

Мозг — это огромный конгломерат нейронов (нервных клеток), размером всего 5 микронов каждая. Нейроны не функционируют поодиночке, а образуют тысячи связей с другими нервными клетками. Соединяют их между собой синапсы, по которым, как по проводам, с разной амплитудой и частотой идет импульс.

В среднем, к моменту рождения человека в мозге создается резерв из 150 млрд. нейронов. Число синапсов, приходящихся на один нейрон, достигает 104, а общее количество синапсов — 1014. Синапсы отличаются большой пластичностью: они могут как образовываться и усиливаться, так и ослабевать и разрушаться.

Без смены привычек и в отсутствии нового мы живем «на автомате». Шаблоны мышления приводят к использованию все меньшего количества нейронов и снижению плотности синаптических связей между ними (подсчитано, что в среднем за 70 лет жизни человека утрачиваются не менее 3% нейронов). Из-за этого мы забываем то, что когда-то знали, сложнее протекает обучение чему-то новому, — а значит, и формирование новых связей. Круг замыкается.

Хорошие новости — разорвать его можно! Раньше существовало выражение «нервные клетки не восстанавливаются». Но сравнительно недавно (в 90-х годах прошлого века) был открыт нейрогенез (образование нервных клеток из стволовых). Когда человек сталкивается с задачей, которую раньше не приходилось решать, — мозг активирует скрытые ресурсы.
Наш мозг по сути — такая же мышца, как и любая другая, так что ее можно тренировать! Нужно всего лишь задействовать как можно больше разных зон мозга, чтобы связи в них не ослабевали и выстраивались новые.

Продвинем ваш бизнес

В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров

Подробнее

Продвинем ваш бизнес

Как создавать новые связи: принципы нейробики

Каждое полушарие мозга имеет сенсорный и моторный контроль над противоположной стороной тела. Поэтому упражнения нейрогимнастики включают упражнения на несогласованные движения правой и левой сторон тела. Нейрофизиолог Карла Ханнафорд объясняет, что перекрестные боковые движения одновременно активизируют оба полушария, мозг вынужден посылать сигналы то в одно, то в другое полушарие, тренируя нейронные связи. Так повышаются когнитивные способности.

Киржева Полина, нейротренер:

«В любом возрасте можно создавать новые нейронные ассоциации — причем вплоть до восстановления всех моторных навыков с нуля. Это подтверждает мой опыт реабилитации пациентов после инсульта, а также работа в проекте “Московское долголетие”. У 70% моих учеников (возраст которых 55+), занимающихся нейробикой регулярно (2 раза в неделю по 2 часа), заметен ощутимый прогресс и улучшение когнитивных способностей».

8 эффективных упражнений нейробики для взрослых

Главное — практиковаться ежедневно. Каждое упражнение нужно повторять не менее 10 раз и по мере освоения техники увеличивать скорость выполнения.

Упражнение №1: «Пальцы, 2+1»

Одна рука ладонью кверху. Вытягиваем указательный и средний пальцы. На них кладем указательный палец второй руки. Затем меняем положение.

Первое время старайтесь выполнить все максимально точно, а затем уже можете увеличивать скорость.

Упражнение  «Пальцы, 2+1»

Упражнение №2 «Нос — ухо»

Одной рукой касаемся носа, а второй хватаемся за ухо, как показано на фотографии. После меняем руки.

Если это упражнение получается легко, его стоит усложнить — при смене рук делайте хлопок ладонями.

Упражнение «Нос — ухо»

Упражнение № 3 «Коза — корова»

Одной рукой показываем два пальца, другой — три.

Меняем положение пальцев с «козы» на «корову», постепенно, увеличивая скорость.

Упражнение «Коза — корова»

Упражнение №4 «Пальцы в кольцо»

Соединяем на одной руке с большим пальцем поочередно от указательного, до мизинца, а на другой делаем наоборот — от мизинца к указательному.

Не торопитесь, это сложное упражнение, так как мозг пытается синхронизировать руки.

«Пальцы в кольцо»

Упражнение № 5 «Лестница»

Соединяем большой и указательный палец одной руки и большой указательный — второй. Поворачивая кисти, меняем положение пальцев, будто взбираемся по лестнице все быстрее и быстрее.

Упражнение «Лестница»

Упражнение № 6 «Окей — Класс»

Одной рукой показываем жест «ok», а второй — жест «класс». Меняем руки, увеличивая скорость.

Следите, чтобы при «классе» кулак был закрыт!

Упражнение «Окей — Класс»

Упражнение № 7 «Класс — Отдать честь»

Одна рука показывает жест «класс», вторая — у виска, как отдают честь военные. Меняем руки, увеличивая скорость.

Упражнение «Класс — Отдать честь»

Упражнение № 8 «Пазл»

Одно из самых сложных упражнений, осваивайте его постепенно.

Одна рука показывает указательный и средний пальцы, а вторая рука — безымянный и мизинец. Меняем пары пальцев на каждой руке: указательный и средний сжимаем, безымянный и мизинец выпрямлены.
Можно сначала научиться бегло делать все одной рукой, затем подключайте синхронно вторую руку. Скорее всего, какой-то одной из рук делать это упражнение будет сложнее.
Сначала отточите технику и сделайте без ошибок 10 раз, затем начинайте увеличивать скорость.

Упражнение № «Пазл»

Выводы

Монотонную жизнь нейробиологи сравнивают с «протоптанной тропой». Например, если вы чистите зубы правой рукой, формируется устойчивая привычка, и взять зубную щетку в левую руку хоть и неудобно, зато полезно, ведь так вы «уходите с тропы»: начнет формироваться новая нейронная цепочка, возрастет количество связей между нервными клетками. Чтобы мозг не подвисал, как старый компьютер, нужно «обновлять ПО» — задавать ему новые алгоритмы, принуждать делать что-то не так как всегда, учиться чему-то новому. Да, мозг будет плавиться сначала, но постепенно начнет привыкать, и делать что-то новое будет все легче и легче, — и именно в этот момент нужно снова что-то менять!

Читайте также:

Разминаем память: как не забыть о работе

Саморазвитие: почему оно вам нужно, но вы его продинамите

45 шагов к успеху – проверьте себя по этому списку!

«Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?»

Современный мир стремительно меняется. Ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем, уметь контактировать с окружающими. 

Сегодня все чаще можно услышать о том, что дети имеют те или иные отклонения в психическом развитии (слишком активны, или, наоборот, медлительны, не могут концентрироваться, раздражительны, возбудимы и т.д.). Дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. 

С точки зрения нейропсихологического подхода эти трудности обусловлены внутриутробной или возникшей в младенчестве дисфункцией определённых структур мозга. Также стоит отметить социокультурные факторы: замену живого общения компьютером, телевизором, отсутствие игровой деятельности, психологический климат в семье.

Помочь в коррекции такого поведения могут нейропсихологические упражнения для детей. 

Нейропсихология – это сравнительно молодое направление. Оно исследует связи между работой мозга и происходящими психическими процессами. Нейропсихологическая гимнастика – это специальные комплексы упражнений, помогающие корректировать те или иные психофизиологические нарушения.

В общем смысле нейропсихологические занятия с детьми помогают развивать у них способность к произвольному планированию своих действий, а также их регулировке и контролю. Позволяют повысить концентрацию внимания, продуктивно его распределять, научиться управлять своими психическими процессами. Существует несколько видов упражнений, направленных на решение разных задач по развитию психомоторных координаций. (С некоторыми из них вы знакомы. Какие-то будут для вас новыми.)

 Основные виды: 

Дыхательные упражнения. Помогают восстановить нормальное дыхание как в состоянии покоя, так и в комплексе с разнообразными движениями. Это способствует правильному снабжению кислородом органов и тканей, выравниванию мышечного тонуса, снижению уровня возбудимости. Универсальным в нейропсихологии является обучение детей четырехфазным дыхательным упражнениям, содержащим равные по времени этапы: «вдох — задержка — выдох — задержка». Вначале каждый из них может составлять 2—3 сек. с постепенным увеличением до 7 сек. (сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. Со вдохом поворачивать руки большими пальцами вверх; с выдохом — вниз. Вариант: руки вытянуты вперед и большие пальцы поворачиваются в такт дыханию налево и направо).

Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить зрительное восприятие, способствуют снижению рефлекторных движений, сопутствующих движению другой части тела или конечности. Слежение глазами идет за предметом. Для привлечения внимания детей используются яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. Вначале он следит за предметом, перемещаемым взрослым, затем — за своей рукой, которую передвигает взрослый. Наконец, передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой руке, потом в левой, а затем обеими руками вместе. Во время упражнений взрослый следит за плавностью движения взгляда ребенка и стабильным удержанием его на предмете.

Упражнения на развитие познавательных навыков. Совершенствуют познавательную активность ребенка (внимание, память, логику, концентрацию). 

Артикуляционные упражнения. Способствуют решению проблем с произношением (артикуляционная гимнастика выполняется с движениями рук).

Упражнения на развитие межполушарных связей: для согласованной работы обоих полушарий, для развития аналитико-синтетической деятельности мозга, для развития произносительной и понимающей части речи, для улучшения скорости переработки информации.

Упражнения на развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации: детям, у которых есть задержки речи, сенсомоторная коррекция необходима в первую очередь, потому что моторные центры (двигательные) и речевые находятся рядом в головном мозге. Вот почему развитие крупной и мелкой моторики стимулирует развитие речи у детей.

Упражнения на развитие пространственной ориентации и формирование схемы тела: на занятиях, выполняя различные упражнения, улучшаются функции сенсорной интеграции, ребенок лучше чувствует свое тело, точнее пользуется им, тем самым развивается плавность движений, ловкость, большая часть энергии мозга направляется на интеллектуальную деятельность, сенсорные стимулы начинают восприниматься адекватно. Отработка таких понятий, как «верх-низ», «впереди-позади», «право-лево», является хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и счета у старших дошкольников.

Именно двигательная активность стимулирует вестибулярный аппарат, который в свою очередь стимулирует кору полушарий, ответственную за интеллектуальные функции, как бы сообщая ей, что организм бодрствует и готов к обучению. Если человек находится в пассивном состоянии, то и вестибулярная система не работает и не активизирует кору. 

Приведем пример упражнений в занятиях с детьми старшего дошкольного возраста:

«Зеркало». Взрослый встает напротив ребенка. Взрослый напоминает ребенку, что, если встать лицом друг к другу, право и лево меняются.

1) По указанию взрослого ребенок должен показать сначала у себя, потом у взрослого левую руку, правое плечо, левое колено и т.д.

2) Взрослый показывает движения, ребенок должен их повторить. При этом, если взрослый выполняет движение правой рукой, то ребенок тоже должен выполнить движение правой рукой. Например, взрослый дотрагивается левой рукой до левого уха, ребенок тоже должен дотронуться левой рукой до левого уха.

3) Взрослый и ребенок меняются ролями: ребенок командует и проверяет правильность выполнения задания. Взрослый выполняет задание. Чтобы сделать упражнение более эффективным, взрослому рекомендуется иногда ошибаться, ребенок должен это заметить.

«Робот в поисках клада». Ребенок должен изобразить робота, точно и правильно выполняющего команды взрослого. Взрослый напоминает ребенку, что такое приставной шаг, отрабатывая с ним: количество шагов; вид шагов (большие, средние, маленькие); направление движения (вперед, назад, вправо, влево, поворот направо, поворот налево); с какой ноги нужно сделать шаг.

1) Взрослый говорит: «Ты будешь выполнять мои команды. Если я скажу «шаг вперед», ты сделаешь шаг вперед. Если я скажу «два шага влево», ты сделаешь два шага влево. Если я скажу «большие шаги», ты делаешь большие и т.д.».

2) Если ребенок хорошо усвоил это упражнение, взрослый может давать сразу две, три или четыре команды, например: «шаг вперед; затем поворот направо; четыре маленьких шага вперед; три больших шага назад, начиная с правой ноги и т.д.». В конечной точке поисках клада, лежит сюрприз. 

 Для развития внимания предлагаются следующие упражнения:

«Сомни листочек». Одновременно двумя руками ребенок сминает два листочка бумаги, а потом разглаживает их. Упражнение выполняется на весу. Чем быстрее ребенок это делает, тем лучше. Чем меньше размер листочков бумаги, тем сложнее выполнять упражнение.

«Замочек». Ребенок складывает руки в замок и крутит большие пальцы вокруг друг друга то в одну сторону, то в другую. Упражнение выполняется максимально быстро. Ребенок должен сосредоточенно смотреть на большие пальцы.

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод:  при применении нейропсихологических игр и упражнений на занятиях у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах, что в свою очередь формирует стрессоустойчивость ребенка к обучению в школе. 

нейрогимнастика

«Тренируй мозги!», — говорят родители своему ребенку и сажают его за книги, заставляют учить стихи и решать сложные задачи. При этом тренируется интеллект, но не мозг! Как же на самом деле тренировать мозг ребенка, чтобы он был способен продуктивно обучаться и усваивать большие объемы информации?

Специалисты-нейропсихологи могут дать ответ на этот и многие другие вопросы. Побеседовав с ребенком и проведя диагностику, можно совершенно точно сказать, какой участок его мозга нуждается (и нуждается ли) в проработке. Нейрогимнастика представляет собой комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. В результате ребенок лучше адаптируется к изменениям, начинает легче учиться и усваивать информацию.

Как возникла эта методика?

Все началось с изучения того, каким образом происходит формирование мозговой организации психических процессов.

Было установлено, что формирование мозга начинается еще в перинатальный период, а затем продолжается в младенческом, детском и подростковом возрасте. Причем мозговые структуры развиваются неравномерно, участками, а психические функции тесно связаны с физиологией. Прохождение ребенка по родовым путям, грудное вскармливание, период ползания у младенца, его первые шаги – каждый из этих естественных этапов запускает механизм активного развития очередного участка мозга. Если же какой-то из процессов был нарушен, возможны изменения и в формировании мозговых функций. В последнее время такие случаи стали массовыми. Стимуляция родов, кесарево сечение, искусственное вскармливание – каждая из подобных ситуаций может отразиться на развитии мозга.

На основании научно-практических исследований нейропсихологами (А.В. Семенович, Б.А. Архипов) был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т.д.), общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям.

Специалисты задумались: симптомов много, но причина, по сути, одна – нарушения в работе мозга. Значит, надо найти способ комплексно решать все эти проблемы, помогая мозгу развиваться правильно. Известно, что активизацию в развитии всех высших психических функций вызывает воздействие на сенсомоторный уровень. Поэтому была разработана методика на основе применения телесно-ориентированных практик, помогающая «разбудить» те отделы мозга, которые не работают в полную силу. Методика оказалась очень эффективной. Сегодня мы называем её нейрогимнастикой.

Нужна ли нейрогимнастика Вашему ребенку?

Положительный эффект от занятий нейрогимнастикой наблюдается у всех детей в возрасте от 4 до 12 лет. Особенно полезны занятия в период подготовки к школе. Гимнастика готовит мозг к успешному овладению чтением, письмом, счетом, воспитывает волю ребенка, повышает его познавательную мотивацию, развивает интеллектуальную деятельность, способствует адаптации в коллективе. Кроме того, нейрогимнастика способствует общему оздоровлению организма за счет улучшения иммунитета.

Если ребенок уже учится в школе, то прямыми показаниями к занятиям нейрогимнастикой являются: трудности при обучении, дислексия, проблемы с памятью, рассеянное внимание, несформированная речь, повышенная утомляемость, проблемы с взаимоотношениями, адаптацией в коллективе, плохой самоконтроль.

И, конечно же, поводом для обращения к нейропсихологу могут стать соматические заболевания, детская гиперактивность, неустойчивая психика ребенка.

Как проходят занятия?

Вы вместе с ребенком приходите к специалисту-нейропсихологу который проводит диагностику, определяет задачи и цели работы, назначает комплекс упражнений, которые подходят именно вашему ребенку. Занятия проводятся индивидуально или в небольшой группе, куда подбираются дети с одинаковыми целями (например, подготовка к адаптации в коллективе). Вы находитесь в группе с ребенком и работаете вместе с ним.

Гимнастика может включать: дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, пальчиковую гимнастику, игры-упражнения на формирование навыков внимания и преодоления стереотипов, упражнения на освоение телесного пространства и внешнего пространства, слуховой гнозис (работа над чувством ритма, речевым звукоразличением), упражнения, развивающие тактильную, зрительную, двигательную, слухоречевую память. Отдельное направление нейрогимнастики – работа с мышечными зажимами и телесными установками. Здесь используются различные растяжки, релаксация, прорабатывается область глаз, речевого аппарата (нижняя челюсть, губные мышцы, мышцы языка), шея, плечи, руки, ноги.

На начальной стадии упражнения направлены, в основном, на улучшение функционирования подкорковых структур, улучшение мозгового кровообращения, повышение работоспособности (дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения и др.).

Следующий этап направлен на развитие двигательной, пространственной сферы, изучение образа своего физического «Я». Большое внимание на этом этапе уделяется развитию мелкой моторики; многие упражнения проводятся с целью улучшения межполушарного взаимодействия.

В целях улучшения саморегуляции, произвольного контроля используются различные игры с правилами, в том числе стоп-игры, ролевые игры. Работа в группе отрабатывает коммуникативные навыки.

Улучшение состояния соматической сферы ребенка происходит постепенно, когда улучшается функционирование мозговых структур, регулирующих работу внутренних органов, а также когда у ребенка повышается самоконтроль в сфере телесности.

Совместные занятия нейрогимнастикой помогают родителям лучше понять своих детей. Давайте вместе поможем нашим детям расти здоровыми, успешно усваивать знания и строить гармоничные отношения!

Контактная информация
Телефон: +7 (967) 135-8976
E-Mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Текст взят с сайта www.dreamkids.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно пишется неймар джуниор
  • Как правильно пишется нейл мастер
  • Как правильно пишется неисчислимый
  • Как правильно пишется неистовый
  • Как правильно пишется неисправный прибор