Автор На чтение 26 мин. Просмотров 2 Опубликовано 29.12.2020
Пишем объяснительную записку по шаблону
Иногда содержание объяснительной записки вызывает не понимание и сочувствие руководства, а смех или недоумение. Но статус документа довольно высок, и чтобы не зачитывать в суде или проверяющим ГИТ сочинения, больше напоминающие юмористические рассказы или детские сочинения, специалистам по кадрам желательно разъяснить заранее, как правильно написать объяснительную записку.
Для начала определите, для какой ситуации необходимы письменные оправдания. Например:
- прогул (один или несколько — не имеет значения);
- опоздание на работу (проверьте, что время опоздания зафиксировано в акте);
- нарушение сроков выполнения поставленного руководством задания;
- невыполнение работником поставленной задачи;
- нарушение требований законодательства или локальных актов;
- другие должностные нарушения и происшествия.
Работодатель часто готовит шаблон, по которому пишется объяснительная записка. Образец можно разместить в отделе кадров или снабдить работников памяткой о правилах составления деловых документов.
Что необходимо включить в шаблон? Достаточно руководствоваться принципами делового документооборота:
- краткость изложения проблемы и причин, в результате которых возникло нарушение;
- обязательное указание данных уполномоченного лица, на имя которого направлена объяснительная записка (адресата);
- обязательное указание данных самого работника, его личной подписи и даты составления;
- деловой стиль написания, отсутствие ненормативной лексики в тексте;
- достоверность описываемых событий;
- изложение ситуации от первого лица.
В объяснительной записке не допускайте отвлеченных рассуждений, заявлений и просьб. Цель написания документа — объяснить события, а не просить о снисхождении. Руководству придется проанализировать указанные причины причины и решить, являются ли они достаточно уважительными в каждом конкретном случае.
Проблема 6. Немотивированный выбор ответственного
У исполнителя может возникнуть вопрос, почему задачу поручили именно ему. Особенно если у него есть коллеги с похожими обязанностями или того же уровня. Вопрос справедливый и достоин внятного ответа. Здорово, если ответ прозвучит так, чтобы сотрудник почувствовал за себя гордость. Например, вы можете сказать, что только ему доверяете столь ответственное задание и объяснить почему («потому что в прошлом месяце ты повысил конверсию сайта на 20%», «так как ты лучший менеджер по итогам месяца»). Поверьте, после такого объяснения у сотрудника не останется сомнений, что эта задача предназначена ему судьбой.
Примеры задач курсовой работы
Возьмем за основу уже приведенные темы, таким образом, задачи курсовой работы на тему «Характеристика сети Интернет» можно сформулировать так:
- Раскрыть понятие «всемирная сеть»;
- Выяснить преимущества использования сети Интернет;
- Прояснить недостатки интернета;
- Определить, по какому принципу работает Интернет.
Задачи курсовой работы по теме «Инфляция во время экономической нестабильности»:
- Выявить причины возникновения инфляции;
- Обозначить особенности инфляции как макроэкономического процесса в периоды 20 века;
- Сделать анализ особенностей современного процесса инфляции.
Задачами курсовой работы «Психологическое развитие детей дошкольного возраста» можно назвать:
- Проанализировать психологическое состояние детей дошкольного возраста, живущих в разных бытовых условиях;
- Выяснить причины психологических отклонений у детей;
- Обозначить особенности детского психологического состояния;
- Изучить методики по развитию детей дошкольного возраста.
В курсовой работе по теме «Творчество А.С. Пушкина» можно выделить такие задачи:
- Изучить самые известные произведения автора;
- Проанализировать биографию автора;
- Изучить мнение критиков о творчестве поэта.
Задач может быть очень много, все зависит от вашего желания, объема исследования и от поставленной вами цели. Сформулируйте их правильно, и у вас перед глазами будет план ваших действий, который упростит ход исследования.
Как правильно пишется, ударение в слове «поставленная задача»
Значение слова «поставить»
ПОСТА́ВИТЬ, -влю, -вишь; сов., перех.
Все значения слова «поставить»
Зада́ча — проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать. В первом значении задачей можно назвать, например, ситуацию, когда нужно достать предмет, находящийся очень высоко; второе значение слышно в указании: «Ваша задача — достать этот предмет». Несколько более жёсткое понимание «задачи» предполагает явными и определёнными не только цель, но и условия задачи, которая в этом случае определяется как осознанная проблемная ситуация с выделенными условиями (данным) и требованием (целью). Ещё более узкое определение называет задачей ситуацию с известным начальным состоянием системы и конечным состоянием системы, причём алгоритм достижения конечного состояния от начального известен (в отличие от проблемы, в случае которой алгоритм достижения конечного состояния системы не известен).
Все значения слова «задача»
Предложения со словосочетанием «поставленная задача»:
-
Наш войсковой подвоз, и ранее не справлявшийся с поставленными задачами, вовсе «захлебнулся».
-
Им была поставлена задача — обнаружить бойцов штурмовой группы ещё на подходе, до проникновения в самолёт.
-
Параллельно им была поставлена задача по патрулированию воздушного пространства в районе аэродрома.
(все предложения)
Ошибка 1. Приказ вместо задачи
Люди не любят выполнять приказы, зато им нравится решать интересные задачки. Правильно поставить задачу — значит, описать текущую ситуацию и дать исполнителю возможность самому определить, как на нее повлиять, чтобы улучшить или исправить. Свобода выбора, хотя и в рамках необходимого, накладывает на исполнителя ответственность за свой выбор и результат целиком, ориентирует его на рост и развитие. Приказы подразумевают только один путь выполнения и, как правило, в перспективе он тупиковый. И главное, если что-то не получается, виноватым всегда оказывается дурной начальник, отдающий глупые приказы.
Приказ |
Задача |
Сходи в магазин за сметаной | На обед у нас щи, но кончилась сметана |
Позвони клиенту из Омска | Пока тебя не было в офисе, звонил твой клиент из Омска |
Подготовь финансовый отчет за июнь | Мне нужно понять, сколько чистой прибыли получила наша компания в июне |
Сделай рекламный баннер о видеозвонках для сайта | Необходимо рассказать посетителям сайта о новой функции видеозвонков |
Краткая запись в зависимости от типа задач:
Возможны вариации перечисленных вариантов краткой записи в зависимости от условия задачи. Возможна и запись в виде таблиц и рисунков.
Примеры задач:
— Витя собрал коллекцию из 18 камней и разложил на коробки поровну. Сколько камней в каждой банке?
Простая задача на деление на равные части, оформляем такие задачи в виде таблицы
В 1 коробке Количество коробок Всего камней ? к. 3 к. 18 к.
— 8 приглашений разложили в конверты, по 2 в каждый. Сколько использовали конвертов?
В 1 конверте Количество конвертов Всего приглашений 2 пр. ? к. 8 пр.
— Трое друзей решили сложится поровну и купить мяч стоимостью 60 рублей. Сколько денег должен дать каждый из них?
На 1 чел. денег Количество чел. Всего денег поровну 3 чел. 60 руб.
— Одну деталь мастер должен делать за 45 мин, а делает за 38 мин. Сколько времени сэкономит мастер, когда он сделает 8 деталей?
Составная задача на разностное сравнение, лучше оформить в виде таблицы.
— Вера посадила 9 луковиц, по 3 луковицы в ряд. Сколько получилось рядов?
Это простая задача на деление по содержанию. Такую задачу нагляднее оформить картинкой.
— В детский сад привезли два бидона с молоком, по 20 л в каждом. За завтраком дети выпили 12 л молока. Сколько литров молока осталось?
Задача на нахождение остатка.
Было — 20 л и 20 л Выпили — 12 л Осталось — ? л
— В куске ткани было 24 м ткани. Из 10 м этой ткани сшили одинаковые детские костюмы, а из остальной ткани-7 одинаковых детских пальто. Сколько метров ткани расходовали на одно пальто.
Было -24 м Израсходовали — 10 м Осталось — 7 к. по ? м
— Когда брат полил 5 грядок, а сестра -3 грядки, им осталось полить 4 грядки. Сколько всего грядок должны полить дети?
Было — ? гр. Полили — 5 гр. и 3 гр. Осталось — 4 гр.
— В парк привезли 33 куста роз. Когда на нескольких клумбах посадили по 6 кустов, то осталось еще 15 кустов. Сколько было клумб?
Было — 33 к. Посадили — ? кл. по 6 к. Осталось — 15 к.
— В прятки играли 12 ребят. К ним присоединились 3 девочки и 4 мальчика. Сколько всего ребят стали играть в прятки?
Было — 12 р. Пришли — 3 д. и 4 м. Стало — ? р.
— У Саши было 6 наклеек. Он подарил другу 2 наклейки. Потом Саша купил еще 5 наклеек. Сколько наклеек стало у Саши?
Было — 6 н. Подарил — 2 н. Купил — 5 н. Стало — ? н.
— На полянке паслись 14 коров, а овец на 10 больше. Сколько животных паслись на полянке?
— В первый день вырыли 5м траншеи, во второй на 3м меньше, чем в первый, в третий на 1м больше, чем во второй. На сколько больше вырыли траншей в первый и во второй день вместе, чем в третий?
— На двух полках было 17 кг меда. Со второй полки продали 5 кг и на 2 полках стало поровну. Сколько кг меда было на 1 полке?
Нагляднее представит задачу запись в виде схемы.
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 15,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 19,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 24,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 25,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 31,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 32,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 35,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 44,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2
Страница 5,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Страница 6,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
2 класс
Страница 28,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 6,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 19,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 33,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 34,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 42,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 79,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 99,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 33,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Страница 74,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
3 класс
Страница 34,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 67,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 69,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 72,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 67,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1
Страница 75,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1
Страница 46,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 82,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 56,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Страница 64,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
4 класс
Страница 8,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 38,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 41,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 94,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 9,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1
Страница 21,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1
Страница 47,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1
Страница 65. Вариант 2. Проверочная работа 3,
Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 58,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 101,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
5 класс
Задание 348,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 410,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Упражнение 247,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Упражнение 249,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Упражнение 266,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Упражнение 365,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Упражнение 446,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Упражнение 479,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Упражнение 495,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Упражнение 499,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
6 класс
Задание 363,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 367,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 371,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 372,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 383,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 384,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 391,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 421,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 436,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 437,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Смышлёный малыш
Три брата получили 24 яблока, причём каждому досталось столько яблок, сколько ему было лет три года назад. Самый младший, мальчик очень смышлёный, предложил братьям такой обмен яблоками:
— Я, — сказал он, — оставлю себе только половину имеющихся у меня яблок, а остальные разделю между вами поровну. После этого пусть средний брат тоже оставит себе половину, а остальные яблоки даст мне и старшему брату поровну, а затем и старший брат пусть оставит себе половину всех имеющихся у него яблок, а остальные разделит между мной и средним братом поровну.
Братья, не подозревая коварства в таком предложении, согласились удовлетворить желание младшего. В результате… у всех оказалось яблок поровну. Сколько же лет было малышу и каждому из остальных братьев?
В конце обмена у каждого из братьев оказалось по 8 яблок. Следовательно, у старшего перед тем, как он отдал половину яблок своим братьям, было 16 яблок, а у среднего и младшего — по 4 яблока.
Далее, перед тем как делил свои яблоки средний брат, у него было 8 яблок, а у старшего — 14 яблок, у младшего — 2. Отсюда, перед тем как делил свои яблоки младший брат, у него оказалось 4 яблока, у среднего — 7 яблок и у старшего — 13.
Так как каждый получил вначале столько яблок, сколько ему было три года назад, то младшему сейчас 7 лет, среднему брату 10 лет, а старшему 16.
«Не» слитно или раздельно: 7 коварных слов, которые постоянно заставляют вас ошибаться
Слитно или раздельно писать «не» — вопрос, от которого начинают потеть ладони, наливаться слезами глаза, а пальцы нервно подёргиваться. Разбираем одно из самых (не)простых правил русского языка.
Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm
Правильно: русский язык выучить вовсе не просто
«Далеко не», «вовсе не», «отнюдь не», «ещё не» — запомните эти усилительные конструкции отрицания, которые обычно стоят перед существительными, наречиями и прилагательными. Потому что в них «не» всегда пишется раздельно. Если видите эти сигнальные слова, смело жмите пробел между частицей «не» и последующим словом: «Ещё не прочитанная книга», «Отнюдь не плохое решение», «Далеко не просто».
Правильно: никем не проверенное правило
Ещё несколько алярм-слов: если видите местоимение, которое начинается с приставки «ни» («никем», «никто», «никому», «нисколько» и так далее), частица «не» следом будет писаться раздельно. «Мне ничуть не страшно», «Никому не нужный проект», «Никем не проверенное правило».
Правильно: он не спеша шёл по улице
Как говорят организаторы «Тотального диктанта», в этом слове в 2018 году ошибались особенно часто. На самом деле это правило — одно из самых простых: «не» с деепричастиями пишется раздельно (не подумав, не зная, не отдохнув, не спеша). Хотя такими темпами «не спеша» из разряда деепричастий перейдёт в разряд наречий, которые наоборот пишутся слитно.
Исключения из правила про деепричастия тоже есть: пишем слитно, если слово без «не» не употребляется (негодуя, недоумевая) и в сочетании приставки «недо» (недооценивая, недосыпая). Плюс особый случай с деепричастием/предлогом «(не)смотря на» — о нём читайте подробнее тут .
Правильно: все правила ещё не изучены
Будем кратки: «не» с краткими причастиями пишется так же, как с глаголами и деепричастиями — то есть в большинстве случаев раздельно.
Правильно: стейк был недожаренным
Разные люди любят разную степень прожарки, а мы просто повышаем уровень сложности, обратившись к причастиям (с ними вообще что не правило, то сложно). «Не» с полными причастиями пишется слитно, если нет противопоставления или пояснительного слова. Здесь ничего подобного нет.
Правильно: не успевший сдать домашнее задание в срок ученик получил двойку
Вообще, причастия не так страшны, как кажутся. Частица «не» пишется с причастиями раздельно ещё и в таком случае: если в предложении есть зависимые слова. Главное, их правильно определить: не успевший — что сделать? — сдать домашнее задание.
Правильно: только этого нам недоставало
«Не» с глаголами пишется раздельно — это знают все (правда же?). «Недоставать» в значении «быть в недостаточном количестве» — это глагол-исключение и пишется слитно. А проверить себя ещё раз можно в тесте «Знаете ли вы, как писать „не“ с разными частями речи»
Осторожно: будет сложно
Источник статьи:
В дополнение
Некоторое время тому назад некая юная особа прославилась высказыванием «более многие». Это бессмыслица, абсурд. Уже исходное «много» подразумевает не-исчислимость, несоизмеримость, численную или размерную неопределённость. Как сказать, что вот это многое больше вон того, раз и то, и другое не сосчитаны и воочию не видно, сколько чего там и там? В математике сказать «более многие» это всё равно, что рассуждать, какая бесконечность больше, та или эта? А в просторечии «более многие» то же самое, что масло масленое.
***
ПишемПравильно.ру
Правописание этих слов надо знать:
Проверить еще слово:
Для Цимлянского гидроузла
В выполнении срочного заказа по изготовлению измерительных приборов для Цимлянского гидроузла приняла участие бригада в составе опытного бригадира и девяти молодых рабочих.
В течение дня каждый из юных рабочих смонтировал по 15 приборов, а бригадир — на 9 приборов больше, чем в среднем каждый из десяти членов бригады. Сколько всего измерительных приборов было смонтировано бригадой за один рабочий день?
Для решения задачи нужно знать количество приборов, смонтированных бригадиром. А для этого в свою очередь нужно знать, сколько приборов в среднем было смонтировано каждым из десяти членов бригады.
Распределив поровну между девятью молодыми рабочими 9 приборов, изготовленных добавочно бригадиром, мы узнаем, что в среднем каждый член бригады смонтировал 15 + 1 = 16 приборов. Отсюда следует, что бригадир изготовил 16 + 9 = 25 приборов, а вся бригада (15 × 9) + 25 = 160 приборов.
Мотивация
В настоящее время проблема мотивации в обучении детей одна из самых серьезных
Как бы ни было, ребенку важно понимать для чего он изучает тот или иной предмет. С математикой в начальной школе вроде все понятно: все эти знания, как то вычисление площади, скорости, цены и т.д
действительно пригодятся в жизни, и это очевидно. Проблема возникает, когда встает вопрос: зачем уметь решать квадратные уравнения или хоть что-то знать об иррациональных числах.
В средних и старших классах ребенку необходимо показывать где ему могут пригодиться знания, при этом исходить нужно из того, что интересно ребенку. Если ребенок до мозга костей гуманитарий, то отталкиваемся от того, что развитое логическое мышление ему точно необходимо. С остальными уже проще: и в программировании, и в естественных науках без математики не обойтись, ровно как и без аналитического мышления.
Задачи курсовой работы
Задачи курсовой работы составляются на основе содержания. Они нужны для того, чтобы облегчить процесс достижения поставленной цели. То есть, вы составляете план, по которому будете идти в процессе исследования.
Цели и задачи между собой тесно взаимосвязаны. Задач может быть очень много, все зависит о того, какой объем вашего исследования и каких целей вы собираетесь достичь. Каждая задача, которую вы поставили перед собой, должна приближать вас к достижению поставленной цели.
Правильная формулировка задач подразумевает описание шагов, которые вам предстоит пройти, прежде чем вы достигнете поставленной цели и для ее достижения.
Краткая запись условия задач в 1-4 классе начальной школы
Для того, чтобы наглядно представить задачу и облегчить себе процесс ее решения, составляется краткая запись условия задачи. В краткой записи фиксируются величины, числа – данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «положили», «стало» и т. п. и знаки, означающие отношения: «больше», «меньше», «одинаково» и т. п.
Краткую запись задачи можно выполнять в виде опорной схемы, таблицы, чертежа, с помощью геометрических фигур.
Для того чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению задачи, нужно:
1) Краткую запись составлять на основе анализа текста задачи; 2) В краткой записи должно быть минимальное количество условных обозначений; 3) Количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать количеству действий в задаче;4) Форму краткой записи выбирать такую, чтобы она более наглядно представляла условие задачи.
Как правильно задачь или задач
а Крайнем Севере это помогает ей бороться с мертвящим прикосновением вечной мерзлоты. (5) Ель теневынослива и легко уживается под пологом более высокой, менее густой сосны. (6) Но ветви ели плотно застилают солнце, и в еловом лесу всегда темно.(7) Сосна любит сухие песчаные пригорки. (8)Деревья стоят небольшими группами, и в сосновом бору всегда торжественно и светло. (9) Но сосна может расти и на открытых заболоченных местах. (10) Могучая корневая система сосны пробивает слой отмёрзших мхов, и сосна приживается на болотах. (11) Растет сосна быстрее ели. (12)Она светлолюбива, и ее крона на стройном стволе словно распластана на высоком небе. (13) Но вот под пологом этих прозрачных крон подрастают молодые ёлочки. (14) Они вытягиваются, и иногда им удается затенить и заглушить сосновый лес.задания:1.Определи стиль текста__________________________________________________________2. Какому типу речи относиться текст______________________________________________3. Выпишите слова с чередующейся гласной в корне. ________________________________4. Выпишите грамматическую основу предложения 45. Выпишите слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочное слово__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6.Выпишите слова с парной согласной в корне слова, подберите проверочное слово7. Из предложений 6-8 выпишите слово, образованное приставочным способом_____________________________________________________________________________________8. Выпишите однокоренные слова9. Найдите сложносочиненные предложения, напишите их номера_____________________________________________________________________________________10. Определите способ образования слова светлолюбива11.Из предложения 1 выпишите все сл
Посадка деревьев
Пятиклассникам и шестиклассникам было поручено посадить деревья по обе стороны улицы по равному количеству на каждой стороне.
Чтобы не ударить лицом в грязь перед шестиклассниками, пятиклассники вышли на работу пораньше и успели посадить 5 деревьев, пока пришли старшие ребята, но оказалось, что они сажали деревья не на своей стороне.
Пришлось пятиклассникам идти на свою сторону и вновь начинать работу. Шестиклассники, конечно, справились с задачей раньше. Тогда учитель предложил:
— Пойдём, ребята, поможем пятиклассникам!
Все согласились. Перешли на другую сторону улицы, посадили 5 деревьев, отдали, значит, долг, да ещё успели посадить 5 деревьев, и вся работа была закончена.
— Хоть вы пришли раньше нас, а всё-таки мы вас обогнали, — посмеялся один шестиклассник, обращаясь к младшим ребятам.
— Подумаешь, обогнали! На 5 деревьев только, — возразил кто-то.
— Нет, не на 5, а на 10, — зашумели шестиклассники.
Спор разгорался. Одни настаивают на том, что на 5, другие пытаются как-то доказать, что на 10. Кто же прав?
Шестиклассники перевыполнили своё задание на 5 деревьев, а поэтому пятиклассники недовыполнили своё задание на 5 деревьев. Следовательно, старшие посадили на 10 деревьев больше, чем младшие.
Значение
Прилагательное «многий» и его словоформы придают согласованными с ними существительным следующие признаки или качества:
Наличия в большом числе (количестве) более-менее однородных предметов (объектов, субъектов); чаще всего в неопределённо большом:
«С началом путины многие жители прибрежий бросают все дела ради лова рыбы».
Синоним «множество», «многочисленный»; антоним «немногие».
Бо́льшей части совокупности исчислимых предметов:
«Из-за ограничений по весу багажа мне, к сожалению, не удалось взять с собой многого, что хотелось бы иметь под рукой на курорте».
Синоним «множество» <того, что>.
Совокупности качеств (возможно, разнородных):
«При многих врождённых добрых задатках он вырос занудой и злюкой».
Синоним «множество».
Смутного представления о чём-то огромном, необъятном:
«Я ещё слишком многого не знаю, чтобы претендовать на энциклопедическую эрудированность».
Синоним «много чего».
Сколько деталей?
В токарном цехе завода вытачиваются детали из свинцовых заготовок. Из одной заготовки — деталь. Стружки, получившиеся при выделке шести деталей, можно переплавить и приготовить ещё одну заготовку. Сколько деталей можно сделать таким образом из тридцати шести свинцовых заготовок?
При недостаточно внимательном отношении к условию задачи рассуждают так: тридцать шесть заготовок — это тридцать шесть деталей; так как стружки каждых шести заготовок дают ещё одну новую заготовку, то из стружек тридцати шести заготовок образуется шесть новых заготовок — это ещё шесть деталей; всего 36 + 6 = 42 детали.
Забывают при этом, что стружки, получившиеся от шести последних заготовок, тоже составят новую заготовку, то есть ещё одну деталь. Таким образом, всего деталей будет не 42, а 43.
План действий
Хотя большинство из нас склонны браться за несколько дел сразу, исследования показывают, что людям, которым трудно длительное время концентрироваться на одной задаче, скорее всего, будет еще сложнее решать несколько задач одновременно.
Но не стоит отчаиваться. Если вы готовы признать, что параллельное решение нескольких задач не является вашей сильной стороной, попробуйте воспользоваться советами, которые помогут фокусироваться на одном деле без ущерба для производительности.
Положите трубку. Заблокируйте все, что отвлекает вас от работы – выключите телефон, телевизор и все остальное, что привлекает вас от того, что вам нужно сделать.
Составьте план работы. Это может быть полезно, если вы проводите много времени за компьютером или работаете на дому. Составьте расписание на день, выделив в нем время для каждой запланированной задачи (и не забудьте о перерывах для отдыха и еды). Таким образом, вы будете знать, что нужно делать, когда вы садитесь работать. К тому же, это поможет избежать соблазна посидеть в соцсетях или поболтать со знакомыми.
Ставьте цели. Обдумывайте, что вы собираетесь сделать, прежде чем начать делать это. Если у вас нет четкой цели, вы можете легко отвлечься. Перед началом решения новой задачи потратьте несколько минут, чтобы распланировать действия.
Хорошо позавтракайте. Здоровый завтрак поможет повысить концентрацию и работоспособность.
Медитируйте. Исследования показывают, что занятия восточными практиками могут улучшить функцию мозга и помогут лучше сосредоточиться. Они также помогут уменьшить стресс.
Слушайте внимательно. Эффективность восприятия информации значительно снижается, когда мы слушаем кого-то и одновременно отвечаем на СМС, читаем новости или смотрим забавное видео. Если вы разговариваете с кем-либо, сосредоточьтесь только на беседе.
Поддерживайте порядок. Чтобы избежать отвлекающих действий, наведите порядок в вашем компьютере. Оставьте на рабочем столе только нужные приложения и файлы. Закройте программы и документы, которые вам не понадобятся.
Делайте перерывы
Исследования показывают, что краткие перерывы во время выполнения работы помогают улучшить внимание
Читайте. Хотите еще больше советов? Есть много книг, которые помогут вам разработать стратегии для достижения более глубокой концентрации.
Вне всякого сомнения, эти советы помогут вам сосредоточиться на решении одной задачи. А потом еще одной. И еще. В конечном итоге вы успеете сделать больше и почувствуете себя увереннее.
Горват Евгений Анатольевич
VN:F
Рейтинг: (из 0 оценок)
Универсальный алгоритм постановки задачи
Подведем итоги, описав общую схему формулирования и постановки задач. Она представляет собой пошаговый алгоритм, который поможет повысить количество и качество выполненных задач в вашей компании.
Убедитесь в необходимости задачи. На самом деле без многих задач можно обойтись. Ставьте задачу только в том случае, если она действительно нужна и принесет пользу. Обсудите этот вопрос с потенциальным исполнителем.
↓
Предупредите, прежде чем ставить. Особенно если задача срочная. Поинтересуйтесь у исполнителя, какая у него в данный момент нагрузка и объясните, чем вызвана срочность.
↓
Убедитесь, что вас правильно поняли. Попросите исполнителя повторить, что от него требуется, почему и к какому сроку. Многие слышат то, что хотят слышать, и это приводит к ошибкам.
↓
Опишите суть и поставьте дедлайн. После того, как вы обсудили задачу, зафиксируйте тезисы разговора письменно. Обязательно напишите, когда и какого результата ждете.
↓
Назначьте ответственного. Если дело требует участия нескольких специалистов, лучше поставить каждому подзадачу. К примеру, вы готовите посадочную страницу. Собираете команду из дизайнера, копирайтера и программиста. В общей задаче обсуждаете принципиальные вещи, в подзадачах каждый отвечает за свой фронт работ.
↓
Примите результат. Если хотите контролировать процесс работы, лучше назначьте промежуточные этапы. Это дисциплинирует, но при этом не отвлекает исполнителя от работы и не заставляет его нервничать.
Удобство такой схемы заключается в том, что она подходит абсолютно для любых задач. При этом исполнитель не будет чувствовать себя рабочей лошадкой, на которую взвалили непосильный груз. Таким образом, вы даете сотрудникам возможность проявлять инициативу и вместе с вами искать оптимальные решения задач. А компанию, в которой работают думающие и инициативные люди, всегда ожидает успех.
Текст: Наталия Тылинская. Иллюстрации: Константин Амелин. Фото: Mimi Thian on Unsplash
Ошибка 4. Отсутствие дедлайна
Задача без указания крайнего срока обречена на провал. Когда непонятен приоритет и неясна срочность задачи, исполнитель будет откладывать ее в долгий ящик. Всегда будут находиться дела поважнее. Но дедлайн мало поставить, нужно еще правильно его рассчитать и преподнести в интересах исполнителя. Если просто взять дедлайн с потолка, у исполнителя не будет мотивации уложиться в срок. А вот если исполнитель поймет, от чего зависят сроки и что случится, если их сдвинуть, он постарается не подвести. Например, можно объяснить: «Если макет страницы сайта до следующего вторника не передать в отдел веб-разработки, нашей компании придется выплатить штраф, а отдел дизайна лишится премии».
Когда задача сложная и с долгим сроком исполнения, эффективно использовать вехи, или контрольные точки. Постановщик и исполнитель сверяют часы, корректируют промежуточными результаты и понимают, в правильном ли русле идёт работа. Не забыть вовремя вернуться к задаче в Мегаплане помогают напоминания: вы можете включить их через 5 минут, через час, на следующее утро или через неделю.
Как правильно пишется слово «задач» или «задачь»?
Как писать слово правильно: «стремительный» или «стримительный»?
стремительный или стримительный Правила В слове «стремительный»…
Как правильно пишут слово: «гражданин» или «грожданин»?
гражданин или грожданин Правила Слово «гражданин» пишут с буквой…
Как писать слово правильно: «ослепительный» или «аслепительный»?
ослепительный или аслепительный Правила В слове «ослепительный»…
Как писать слово правильно: «корабль-ракета» или «корабльракета»?
корабль-ракета или корабльракета Правила В слове…
Как пишут слово правильно: «неизбежность» или «не избежность»?
неизбежность или не избежность Правила У слова…
Как писать слово правильно: «сорока» или «сарока»?
сорока или сарока Правила В слове «сорока» пишут букву «о» как в первом, так…
Как написать слово «зажигать» правильно?
зажигать или за жигать В слове «зажигать» две орфограммы. Правила «Зажигать» — слово…
Как пишут слово правильно: «небрежность» или «не брежность»?
небрежность или не брежность Правила Слово «небрежность» имеет…
Как писать слово правильно: «невежда» или «не вежда»?
невежда или не вежда Правила Существительное «невежда» пишут слитно,…
«Заморачивайся» или «замарачевайся» как писать?
заморачивайся, заморачевайся или замарачевайся Это слово в литературной речи…
Как написать правильно: «вничью» или «в ничью»?
вничью или в ничью Правила Писать наречия без сомнений помогут правила. Ошибки в…
Как пишется слово правильно: «хёндай» или «хюндай»?
Хёндай Хюндай или Хундай Заимствованное слово «Хёндай» требует запоминания….
Предложения со словосочетанием «объяснить задачу»
– Видите ли, – он слегка замялся, – дело в том, что вы нам немного неправильно объяснили задачу…
Отсчитав обещанную половину, я ещё раз хорошенько объяснил задачу.
Чтобы делегировать, нужно время объяснить задачу, а ещё лучше до этого обучить выполнять такие задачи.
Если сотрудник не справился с задачей, то либо вы поставили не на того человека, либо не смогли правильно объяснить задачу.
– Ему можно объяснить задачу, а в нашем случае это поиск принцессы, и он будет медленно, но методично прочёсывать те места, на которые мы укажем.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: онтогенетический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ведь известно, что только когда в десятый раз объяснишь задачу студентам – сам начнёшь её понимать.
Однажды, это было ещё при советской власти, к нам приехал очень известный человек и собрал всех, чтобы объяснить задачи дня.
Тут он перешёл на тихий шёпот, быстро и энергично объяснил задачи и распределил обязанности, в некоторых случаях даже просил запомнить конкретные фразы и обороты, которые должны быть произнесены и особенно в какой последовательности необходимо развивать действие.
Обычно руководитель, толком не объяснив задачи подчинённым, решает, что страничка компании – хорошая идея; молодой сотрудник создаёт её, не уточнив цели; другой бизнесмен, посмотрев на конкурентов, решает, что и ему нельзя отставать…
Главный редактор коротко объяснил задачу каждого исполнителя, озвучил сроки и раздал всем техзадания.
Сейчас тебе надо срочно выслать к террасе людей, предварительно тщательно и подробно объяснив задачу, а также порядок их действий, вплоть до уничтожения следов и варианта скрытного выдвижения к тропе и возвращения в кишлак.
Никакого контакта, – командир объяснил задачу своему отряду из двадцати пяти человек, базирующемуся в крепости.
В середине дня она собрала семь или восемь девчушек возраста восьми-девяти лет, чётко объяснила задачу, быстро с ними прорепетировала.
Словом, на пальцах объяснил задачу: лбы не крушить – а то эти могли, – но глаз не спускать.
Не раз он замечал, что ему проще сделать самому, чем объяснить задачу помощнику, а потом исправлять его огрехи, что лучше и быстрее, чем он не сделает никто.
Щёголь махнул рукой, и на холме дороги появилась пёстрая толпа энергичных женщин, которым уже объяснили задачи перемещений и перевоплощений.
Бойцам объяснили задачу – загружать и разгружать боеприпасы (на первый взгляд, ничего сложного), и вот к рампе подъезжает первая машина, свисающие концы рельс ложатся ей в кузов.
А что, если объяснить задачу оперативникам?
Там же сержант объяснил задачу.
Во-первых, объяснить задачу ботаникам.
Стараясь не встречаться с ней взглядом, учитель объяснил задачу урока: лазание по канату, прыжки через коня и баскетбол.
И он очень хорошо знал: чтобы его поняли, правильно восприняли его идею, надо не просто объяснить задачу и цель, нужно заинтересовать, зажечь, заразить ученика или слушателя этой идеей, сделать так, чтобы её воплощение стало кровной потребностью того человека, которому он хочет её привить.
В батальоне я собрал офицеров и быстро объяснил задачу.
Но ведь я должен был объяснить задачу компьютеру, а он такого слова не давал, верно?
Мне нужно их рассортировать по количеству внедрённых технологий в цехе, – он объяснил задачу целиком и поднялся, возвышаясь надо мной.
Я не захватил с собой никаких материалов, поэтому сейчас могу объяснить задачу только на словах.
Главное – ему нужно правильно объяснить задачу.
Он коротко объяснил задачу.
А те, что остались – это просто техники, в них не было никакой информации, для того чтобы они работали нужно было подробно объяснить задачу.
Ассоциации к слову «объяснить»
Ассоциации к слову «задача»
Синонимы к словосочетанию «объяснить задачу»
Цитаты из русской классики со словосочетанием «объяснить задачу»
- Но если, как вы полагаете, она несколько инакова, то надо бы объяснить ей задачи и план зрелой науки.
- По силам ли автора задача, которую хотел он объяснить, решать это, конечно, не ему самому. Но предмет, привлекший его внимание, имеет ныне полное право обращать на себя внимание всех людей, занимающихся эстетическими вопросами, то есть всех, интересующихся искусством, поэзиею, литературой.
- Я никогда не мог разрешить себе этой задачи, да и ни один ружейный мастер мне не объяснил ее удовлетворительно.
- (все
цитаты из русской классики)
Сочетаемость слова «задача»
- поставленная задача
сложная задача
главная задача - задача создания
задачи развития
задача человека - решение задачи
выполнение задачи
постановка задачи - задача усложняется
задача стояла
задача состоит - решать задачу
выполнить свою задачу
поставить задачу - (полная таблица сочетаемости)
Значение слова «объяснить»
-
ОБЪЯСНИ́ТЬ, —ню́, —ни́шь; прич. страд. прош. объяснённый, —нён, —нена́, —нено́; сов., перех. (несов. объяснять). 1. также с придаточным дополнительным. Растолковав, сделать более ясным, понятным. Объяснить задание. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ОБЪЯСНИТЬ
Значение слова «задача»
-
ЗАДА́ЧА, -и, ж. 1. То, что дано, предложено для выполнения, разрешения; то, что требует выполнения, разрешения. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЗАДАЧА
Афоризмы русских писателей со словом «объяснить»
- Жизнь, конечно, объяснит все, и узнание ошибки бывает часто очень забавно, но зато бывает иногда очень огорчительно.
- Человек пытлив, он хочет все объяснить себе — и во вселенной, и в себе самом. Как же без этого жить? Исследовать, понять должен человек, а не спешить забыться — махнуть рукой.
- Когда в жизни случается неприятность, нужно только объяснить себе ее причину — и на душе станет легче.
- (все афоризмы русских писателей)
Отправить комментарий
Дополнительно
Смотрите также
ОБЪЯСНИ́ТЬ, —ню́, —ни́шь; прич. страд. прош. объяснённый, —нён, —нена́, —нено́; сов., перех. (несов. объяснять). 1. также с придаточным дополнительным. Растолковав, сделать более ясным, понятным. Объяснить задание.
Все значения слова «объяснить»
ЗАДА́ЧА, -и, ж. 1. То, что дано, предложено для выполнения, разрешения; то, что требует выполнения, разрешения.
Все значения слова «задача»
- объяснить ситуацию
- объяснить обстановку
- дать команду
- вызвать командира
- вернуться в расположение
- (ещё синонимы…)
- пояснение
- показать
- метод
- понимание
- ясность
- (ещё ассоциации…)
- решение
- решения
- сложный
- примеры
- математика
- (ещё ассоциации…)
- мама объяснила
- отец объяснил
- объяснить причину
- объяснить ситуацию
- (полная таблица сочетаемости…)
- поставленная задача
- задача создания
- решение задачи
- задача усложняется
- решать задачу
- (полная таблица сочетаемости…)
- Разбор по составу слова «объяснить»
- Разбор по составу слова «задача»
- Как правильно пишется слово «объяснить»
- Как правильно пишется слово «задача»
Определение и разбор слова
Рассматриваемое слово является глаголом, который употребляется в значении «разъяснить, растолковать что-либо».
Варианты написания
В слове пишется твердый знак или же пишется мягкий знак? В этой статье мы разберем какой вариант написания — «объяснить» или «обьяснить» является верным.
Существует два основных варианта написания слова:
- «объяснить», где в слове пишется твердый знак.
- «обьяснить», где в слове пишется мягкий знак.
Как правильно пишется: «объяснить» или «обьяснить»?
С точки зрения правил русской орфографии верным является следующее написание слова:
«ОБЪЯСНИТЬ»
Какое правило применяется?
Для того, чтобы разораться в правописании данного слова, сделаем его морфемный разбор:
- «об» — приставка
- «ясн» — корень
- «и» — суффикс
- «ть» — суффикс.
Как мы видим нас интересует, что будет писаться на стыке приставки и корня слова. В русском языке есть правило: «После приставок, оканчивающихся на на согласную, перед буквами -е-, -ё-, -ю-, -я- пишется разделительный твердый знак». В слове «объяснить» приставка «об-» оканчивается на согласную «б», а корень начинается с гласной буквы «я», поэтому между ними мы пишем разделительный твердый знак.
Примеры использования слова в речи
Я не смог объяснить ей, почему не хочу, чтобы она уезжала.
Ты обязан объяснить ей причины твоего молчания.
Я постараюсь все объяснить.
Сегодня я должен объяснить ученикам эту тему.
Я хочу объяснить детям, что их поведение является плохим.
Подводим итоги:
- Верное написание: «объяснить»
- Неверное написание: «обьяснить»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите необходимый фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Русский[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
будущ. | прош. | повелит. | |
---|---|---|---|
Я | объясню́ | объясни́л объясни́ла |
— |
Ты | объясни́шь | объясни́л объясни́ла |
объясни́ |
Он Она Оно |
объясни́т | объясни́л объясни́ла объясни́ло |
— |
Мы | объясни́м | объясни́ли | объясни́м объясни́мте |
Вы | объясни́те | объясни́ли | объясни́те |
Они | объясня́т | объясни́ли | — |
Пр. действ. прош. | объясни́вший | ||
Деепр. прош. | объясни́в, объясни́вши | ||
Пр. страд. прош. | объяснённый |
объ—яс—ни́ть
Глагол, совершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 4b. Соответствующий глагол несовершенного вида — объяснять.
Приставка: объ-; корень: -ясн-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть [Тихонов, 1996].
Произношение[править]
- МФА: [ɐbʲɪ̯ɪˈsʲnʲitʲ]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- растолковать; сообщить кому-либо суть, подробности смысла чего-либо ◆ После некоторых колебаний решаюсь вспомнить в этих записках, что мне пришлось объяснить Осипу, что нам не следует так часто встречаться, это может дать людям материал для превратного толкования наших отношений. А. А. Ахматова, «Листки из дневника: воспоминания об О. Э. Мандельштаме», 1957-1964 гг. [НКРЯ]
- истолковать; выяснить причину чего-либо ◆ Несмотря на попытки ученых объяснить это явление, известное людям уже тысячи лет, шаровая молния так и остается загадкой. В. П. Карцев, «Приключения великих уравнений», 1970 г. [НКРЯ]
Синонимы[править]
- разъяснить, изъяснить, пояснить, истолковать, растолковать
Антонимы[править]
- запутать, затемнить (перен.)
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
|
Список всех слов с корнем -ясн⁽ʲ⁾- | [править] | |
---|---|---|
|
Этимология[править]
Образовано из об- + ясный, далее от праслав. *(j)ěsnъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. ꙗснъ (др.-греч. αἴθριος), ѹіашніати «делать ясным», русск. ясный, укр. я́сний, болг. я́сен, я́сна, сербохорв. jа̏сан, jа̏сна, словенск. jásǝn, ж. jásna, чешск., словацк. jasný, польск. jasny, в.-луж., н.-луж. jasny. Отсюда ясня́ «просека», я́ска «яркая звезда». Праслав. *(j)ěsnъ родственно лит. áiškus «ясный, чёткий», ýškus — то же, éiškus — то же, éiškiai — нареч., а также и́скра, далее сближают с др.-инд. уác̨аs ср. р. «великолепие, пышность, блеск». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Список переводов | |
|
|
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Как правильно пишется слово «объяснять»
объясня́ть(ся)
объясня́ть(ся), -я́ю(сь), -я́ет(ся)
Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: контркультура — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «объяснять»
Синонимы к слову «объяснять»
Предложения со словом «объяснять»
- – В том-то и дело, что не успел, – виновато стал объяснять человек в машине, – когда баба его выскочила в коридор и визг подняла, мы, понятное дело, рот ей заткнуть попытались, а он и рванулся к ней на помощь.
- И люди добровольно сели в круг и начали объяснять уже лично, почему возникли претензии и как их можно избежать.
- Папа принялся объяснять сыну, что так называть кота смешно и глупо.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словом «объяснять»
- По его мнению, физические законы объясняли все или должны были все объяснить.
- Майор добивался, «отчего бывает дерзость?», и объяснял происхождение ее разбалованностью, и приводил тому разные доказательства; но Ахилла возражал против множественности причин и говорил, что дерзость бывает только от двух причин: «от гнева и еще чаще от вина».
- Ужели они обязывались сравнивать, объяснять, почему они так говорят?
- (все
цитаты из русской классики)
Афоризмы русских писателей со словом «объяснять»
- Драматург пользуется только диалогом. Он, так сказать, работает голым словом, не объясняя, не рассказывая, почему герой говорит именно так, а не иначе, не досказывая описаниями от себя — от автора — смысла поступков того или иного героя.
- История легко объясняет судьбу целого класса, но не может объяснить жизнь одного человека. Впрочем, и не дай Бог, чтоб это входило в ее обязанности. Потому что если закономерности целого класса обрушить на судьбу одного человека, то ему не снести этой ноши.
- (все афоризмы русских писателей)
Отправить комментарий
Дополнительно
Смотрите также
ОБЪЯСНЯ́ТЬ, —я́ю, —я́ешь. Несов. к объяснить.
Все значения слова «объяснять»
-
– В том-то и дело, что не успел, – виновато стал объяснять человек в машине, – когда баба его выскочила в коридор и визг подняла, мы, понятное дело, рот ей заткнуть попытались, а он и рванулся к ней на помощь.
-
И люди добровольно сели в круг и начали объяснять уже лично, почему возникли претензии и как их можно избежать.
-
Папа принялся объяснять сыну, что так называть кота смешно и глупо.
- (все предложения)
- объяснить
- объясняться
- полагать
- учитывать
- растолковать
- (ещё синонимы…)
- объяснение
- консультировать
- подробность
- толк
- рассуждение
- (ещё ассоциации…)
- мама объяснила
- отец объяснил
- объяснить причину
- объяснить ситуацию
- (полная таблица сочетаемости…)
- Спряжение глагола «объяснять»
- Разбор по составу слова «объяснять»
Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
Найдено определений: 28
объяснить
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
ОБЪЯСНИ́ТЬ — глаг., св., употр. очень часто
Морфология: я объясню́, ты объясни́шь, он/она/оно объясни́т, мы объясни́м, вы объясни́те, они объясня́т, объясни́л, объясни́ла, объясни́ло, объясни́ли, объясни́вший, объяснённый, объясни́в
см. нсв. объяснять
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ УШАКОВА
ОБЪЯСНИ́ТЬ, объясню, объяснишь, совер. (к объяснять), что.
1. Растолковывая, сделать более ясным, понятным, вразумительным. Объяснить задачу. Объяснить свою мысль. «Оставшись наедине с матушкой, отчасти объяснила ей свои предположения.» Пушкин. «Объяснила ей всё, как есть, начистоту.» Чехов.
2. со словом «себе» и без него. Осмыслить, истолковать что-нибудь, понять или установить причину, смысл, закономерность чего-нибудь. «Я решительно не мог объяснить себе жестокости своего поступка.» Л.Толстой. «Как объяснить ее нежелание давать показания?» Чехов.
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА
ОБЪЯСНИ́ТЬ, -ню, -нишь; -нённый (-ён, -ена); совер., что. Растолковать кому-н. или осмыслить для самого себя, сделать ясным, понятным. О. правило. О., как обращаться с инструментом. Как о. его поведение? (т. е. трудно объяснить).
| несовер. объяснять, -яю, -яешь.
| сущ. объяснение, -я, ср.
| прил. объяснительный, -ая, -ое. Объяснительное чтение (в школьном преподавании: чтение текста с объяснениями, пояснениями).
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ОБЪЯСНИ́ТЬ -ню́, -ни́шь; объяснённый; -нён, -нена́, -нено́; св. что.
1. Растолковав, сделать более ясным, понятным. О. задание. О. решение задачи. О. смысл прочитанного. Встречный объяснил, как доехать до посёлка. Экскурсовод объяснил, что на этом месте в прошлом столетии была часовня. Не могу себе о., что произошло (не могу понять, осмыслить). Что тебе надо о. в тексте задания?
2. Истолковать, раскрыть причину, смысл, закономерность чего-л. О. явления природы. Аварию нельзя о. одной только случайностью. Как о. твоё долгое отсутствие? Не могу о., отчего третий день высокая температура. Объясните, что с вами случилось?
◁ Объясня́ть, -я́ю, -я́ешь; нсв. Объясня́ться, -я́ется; страд. Объясне́ние (см.).
АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
-ню́, -ни́шь; прич. страд. прош. объяснённый, -нён, -нена́, -нено́; сов., перех.
(несов. объяснять).
1. также с придаточным дополнительным.
Растолковав, сделать более ясным, понятным.
Объяснить задание.
◊
[Лидия:] Вы меня извините, я не поняла вас. Объясните мне, что значит слово «экономка» и какие ее обязанности? А. Островский, Бешеные деньги.
Обрадованный колхозник проводил ее на вокзал и объяснил, как добраться от станции до места. Чаковский, У нас уже утро.
2. Истолковать, установить причину, смысл, закономерность чего-л.
Объяснить явления природы.
◊
[Иванов:] Чем, чем ты объяснишь такую утомляемость? Чехов, Иванов.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
СЛОВАРЬ ОШИБОК
Объяснить, ну что тут, казалось бы, объяснять? Ан нет, объяснения требуются, потому что то и дело слышишь: Нас просят объяснить о том, как жить дальше или Милиция объяснить о происшествии отказалась. Ах, уж эта милиция. Ну почему бы ей не объяснить — только не о происшествии, а происшествие, потому что именно этого требуют нормы русского языка: объяснить что! Эти же нормы требуют, чтобы мы исправили и другое предложение из этой статьи: Нас просят объяснить, как жить дальше.
ФОРМЫ СЛОВ
объясни́ть, объясню́, объясни́м, объясни́шь, объясни́те, объясни́т, объясня́т, объясня́, объясни́л, объясни́ла, объясни́ло, объясни́ли, объясни́, объясни́вший, объясни́вшая, объясни́вшее, объясни́вшие, объясни́вшего, объясни́вшей, объясни́вших, объясни́вшему, объясни́вшим, объясни́вшую, объясни́вшею, объясни́вшими, объясни́вшем, объяснённый, объяснённая, объяснённое, объяснённые, объяснённого, объяснённой, объяснённых, объяснённому, объяснённым, объяснённую, объяснённою, объяснёнными, объяснённом, объяснён, объяснена́, объяснено́, объяснены́
СИНОНИМЫ
1. внести ясность во что, пролить (или бросить) свет на что, разъяснить, пояснить; растолковать, втолковать (разг.); изъяснить (устар.)
/ с трудом: вбить в голову, вдолбить (разг.); втемяшить, вбить в башку (прост.)
/ подробно: разжевать (и в рот положить) (разг.)
/ выводя из заблуждения: открыть глаза кому на что
2. см. истолковать.
3. см. приписать
разъяснить, растолковать, пояснить, разжевать, втолковать, вбить, вдолбить; истолковать; приписать, отнести за счет; внести ясность, вбить в башку, осветить, разжевать и в рот положить, открыть глаза, растереть, вразумить, вбить в голову, бросить свет, передать, изъяснить, указать, интерпретировать, проинтерпретировать, раскрыть, трактовать, изложить, прокомментировать, втемяшить, втолочь, пролить свет, оговорить, вдолдонить, откомментировать, комментировать, проиллюстрировать, отмотивировать, описать
гл. сов.
1.
разъяснить
растолковать
пояснить
разжевать
втолковать
вбить
вдолбить
сделать понятным)
2.
разъяснить
истолковать
раскрыть сущность)
3.
приписать
отнести за счет
посчитать причиной)
ТЕЗАУРУС РУССКОЙ ДЕЛОВОЙ ЛЕКСИКИ
Syn: разъяснить, истолковать, пояснить, внести ясность, растолковать, втолковать
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ГЛАГОЛЬНАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ
объяснить дело => каузация, знание, понимание
объяснить отсутствие => каузация, знание, понимание
объяснить поведение => каузация, знание, понимание
объяснить появление => каузация, знание, понимание
объяснить причину => каузация, знание, понимание
объяснить происхождение => каузация, знание, понимание
объяснить ситуацию => каузация, знание, понимание
объяснить словами => непрямой объект, использование
объяснить смысл => каузация, знание, понимание
объяснить топографию => каузация, знание, понимание
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
объяснить популярно
СЛОВАРЬ РУССКОГО АРГО
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
объяснить(ся)
СЛОВАРЬ УДАРЕНИЙ
объясни́ть(ся), -ню́(сь), -ни́шь(ся)
МОРФЕМНО-ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
объясниться
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
I сов. неперех.
1. Стать понятным; выясниться (по обнаружении каких-либо обстоятельств).
2. см. тж. объясняться I
II сов. неперех.
1. Побеседовать с кем-либо с целью выяснить что-либо.
2. см. тж. объясняться II
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ УШАКОВА
ОБЪЯСНИ́ТЬСЯ, объяснюсь, объяснишься, совер. (к объясняться).
1. Переговорить, столковаться, сговориться с кем-нибудь о чем-нибудь, приведя в ясность свои отношения, выяснив недоразумения. «Спешу объясниться во всем откровенно.» Пушкин. «Дядя обещал при первом случае объясниться с племянником.» Гончаров. «Я бы желала с вами объясниться.» А.Тургенев.
2. Выясниться, стать понятным (по обнаружении каких-нибудь причин). «Возобновление частых посещений Кирсанова объяснилось очень натурально.» Чернышевский.
• Объясниться в любви кому — сделать кому-нибудь признание в любви.
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА
ОБЪЯСНИ́ТЬСЯ, -нюсь, -нишься; совер.
1. Переговорив, выяснить свои отношения, объяснить что-н. О. по поводу недоразумения. Прошу вас о. О. в любви (признаться кому-н. в любви).
2. (1-ое лицо и 2-е лицо не употр.). Стать понятным, выясниться. Объяснились обстоятельства дела.
| несовер. объясняться, -яюсь, -яешься.
| сущ. объяснение, -я, ср.
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ОБЪЯСНИ́ТЬСЯ -ню́сь, -ни́шься; св.
1. только 3 л. Стать ясным, понятным; выясниться. Объяснились неизвестные обстоятельства случившегося. Не переживайте так, всё объяснится!
2. Переговорив, выяснить между собой отношения, уладить недоразумения и т.п. Мне необходимо о. с вами. Не пора ли нам о.? Объяснившись, мы наверняка поймём друг друга. О. в любви (признаться в любви). // Разг. = Объясниться в любви. Молодые люди только что объяснились. Я люблю вас и хочу о. К весне они объяснились и сыграли свадьбу.
3. Разг. Объяснить своё поведение, состояние. Ты что-то скрываешь? Объяснись!
◁ Объясня́ться; Объясне́ние (см.).
АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
-ню́сь, -ни́шься; сов.
(несов. объясняться).
1. Переговорить, выясняя отношения, улаживая недоразумения и т. п.
— Между нами недоразумение: мы не поняли друг друга — объяснимся — и, может быть, мы будем друзьями. И. Гончаров, Обрыв.
[Шмага:] Мадам, мы пришли в гостиницу, чтоб объясниться с вами по делу, вам известному. А. Островский, Без вины виноватые.
2. устар.
Объяснить свое поведение, состояние.
[Мария:] Объяснись без отговорок И просто, прямо отвечай. [Мазепа:] Покой души твоей мне дорог, Мария; так и быть: узнай. Пушкин, Полтава.
— Скажи —, Яша, что с тобою? Не убивай ты меня — объяснись, облегчи свое сердце! Тургенев, Рассказ отца Алексея.
3. Стать ясным, понятным; выясниться.
Тогда только вполне объяснилось для меня положение матери, в котором жила она в семействе моего отца. С. Аксаков, Детские годы Багрова-внука.
— Напиши сейчас со мною письмо, и она приедет сюда, все объяснится. Л. Толстой, Война и мир.
Появление его [Ершова] в совхозе объяснилось за обедом: — ему пришло в голову воспользоваться переездом из Владивостока в Ленинград, чтобы повидаться с друзьями. Л. Соболев, Зеленый луч.
◊
объясниться{ в} любви
признаться кому-л. в любви.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
объясни́ться, -ню́сь, -ни́тся
ФОРМЫ СЛОВ
объясни́ться, объясню́сь, объясни́мся, объясни́шься, объясни́тесь, объясни́тся, объясня́тся, объясня́сь, объясни́лся, объясни́лась, объясни́лось, объясни́лись, объясни́сь, объясни́вшийся, объясни́вшаяся, объясни́вшееся, объясни́вшиеся, объясни́вшегося, объясни́вшейся, объясни́вшихся, объясни́вшемуся, объясни́вшимся, объясни́вшуюся, объясни́вшеюся, объясни́вшимися, объясни́вшемся
СИНОНИМЫ
1. иметь объяснение, выяснить отношения; изъясниться (устар.)
2. см. выясниться
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
Морфологический разбор «объясняет»
На чтение 3 мин. Опубликовано 20.04.2021
В данной статье мы рассмотрим слово «объясняет», являющееся глаголом. Ниже мы дадим морфологический разбор слова и укажем его возможные синтаксические роли.
Если вы хотите разобрать другое слово, то укажите его в форме поиска.
«Объясняет» (глагол)
Морфологический разбор глагола
- I Часть речи: глагол;
- IIНачальная форма: объяснять — инфинитив;
- IIIМорфологические признаки:
- А. Постоянные признаки:
- несовершенный вид
- невозвратный
- переходный глагол
- I спряжение
- Б. Непостоянные признаки:
-
- единственное число, изъявительное наклонение, настоящее время, 3-е лицо
- IV Синтаксическая роль:
Наклонения
Изъявительное наклонение | Сослагательное наклонение | Повелительное наклонение |
---|---|---|
объяснять | объяснял бы, объясняла бы, объясняло бы, объясняли бы | объясняй, объясняйте |
Несовершенный вид
Род / Число | 1-е лицо | 2-е лицо | 3-е лицо |
---|---|---|---|
Мужской род (ед. число) | Что делал?объяснял Что делаю?объясняю Что буду делать?буду объяснять |
Что делал?объяснял Что делаешь?объясняешь Что будешь делать?будешь объяснять |
Что делал?объяснял Что делает?объясняет Что будет делать?будет объяснять |
Женский род (ед. число) | Что делала?объясняла Что делаю?объясняю Что буду делать?буду объяснять |
Что делала?объясняла Что делаешь?объясняешь Что будешь делать?будешь объяснять |
Что делала?объясняла Что делает?объясняет Что будет делать?будет объяснять |
Средний род (ед. число) | Что делало?объясняло Что делаю?объясняю Что буду делать?буду объяснять |
Что делало?объясняло Что делаешь?объясняешь Что будешь делать?будешь объяснять |
Что делало?объясняло Что делает?объясняет Что будет делать?будет объяснять |
Множественное число | Что делали?объясняли Что делаем?объясняем Что будем делать?будем объяснять |
Что делали?объясняли Что делаете?объясняете Что будете делать?будете объяснять |
Что делали?объясняли Что делают?объясняют Что будут делать?будут объяснять |
Разобрать другое слово
Введите слово для разбора:Найти
К I спряжению относятся:
- глаголы с окончанием на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть (кроме 11 глаголов-исключений*): плавать, думать, полоть, молоть, прыгнуть, сохнуть, выздороветь, черстветь, чуять, лаять, иметь и т. д.;
- 4 глагола с окончанием на -ить: брить, стелить, зыбиться, зиждиться.
*Глаголы-исключения (относятся ко II спряжению): гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.
Отвечает на вопрос «что делать?»: бегать, работать, писать, думать, расти, складывать.
Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.
Переходные глаголы обозначают действие, направленное на другой объект, и могут сочетаться с существительными и местоимениями в
винительном падеже (вопросы «кого?», «что?») без предлога:
- встретить (кого?) друга, читать (что?) книгу, учить (что?)
стих, собирать (что?) чемодан, строить (что?) башню.
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.
Отвечают на вопросы:
- 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
- 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
- 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
- множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.
Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.
Глаголы в третьем лице обозначают, что действие совершает кто-то, кто не участвует в разговоре.
Единственное число | Множественное число | |
---|---|---|
С какими местоимениями соотносятся | он, она, оно | они |
На какие вопросы отвечают | что делает?, что сделает? | что делают?, что сделают? |
Какие окончания имеют | -ет (I спр.), -ит (II спр.) | -ут/-ют (I спр.), -ат/-ят (II спр.) |
Примеры | она читает, она прочитает, он строит, он построит | они читают, они прочитают, они строят, они построят |
Как правильно писать слово объяснить?
Если вы хотите узнать, как правильно пишется какое-либо слово , необходимо определить какой частью речи оно является. Далее найти правило русского языка, которое определяет правописание необходимого слова. С этим мы сейчас вам поможем.
Часть речи — Инфинитив
Начальная форма слова: «ОБЪЯСНИТЬ»
Слово | Морфологические признаки |
---|---|
ОБЪЯСНИТЬ |
|
Правильно писать:
«ОБЪЯСНИТЬ»
По какому правилу проверить слово «объяснить»
Разделительный ъ и ь
Это правило звучит так:
Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я после приставок на согласные.
В остальных случаях перед теми же буквами и перед буквой и пишется разделительный ь.
Неправильно писать
«ОБЬЯСНИТЬ»
«ОБЪЯСНИТЬ» в контексте
Подобный рост упрямого нежелания знать в разгар информационного века нельзя объяснить простым невежеством.
Только таким образом, на личном примере он сможет доходчиво объяснить своим ученикам, что от них требуется, и сделать непонятное – доступным.