Как правильно пишется опорный конспект

Инструкция. Как составить опорный КОНСПЕКТ

      Опорный конспект – это сокращенная символическая запись изучаемого материала, это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы.

     Составить  такую «шпаргалку» — значит  проработать весь необходимый материал, структурировать свои знания, «разложить все по полочкам».

        Опорный конспект должен быть немногословным и предельно сжатым. Каждый символ, слово или знак отражают лишь самое главное. 

        Составление опорного  конспекта — это сжатие полной информации до очень малых размеров с использованием ассоциаций, цвета, шрифта, символики, с выделением главного.

             Главное условие: краткость, наглядность, минимум текстовой информации. Новые термины целесообразно записывать полностью.

          При составлении опорного конспекта используются

ТРИ ЦВЕТА:                       —  теоретический материал

                                                 —  самое главное

                                                —  примеры

Этапы составления опорного конспекта

— Внимательно прочитайте текст, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста;

— Кратко изложите главные мысли в том порядке, в котором они следуют в тексте;

— Сделайте  черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги;

— Преобразуйте  записи в графические, буквенные, символические сигналы;

-Объедините сигналы в блоки;

-Обособьте  блоки контурами  и графически отобразите связи между ними;

-Выделите значимые элементы цветом (при необходимости).

                    Основные требования к содержанию опорного конспекта:

1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта:

1.  Лаконичность.  ОК должен быть минимальным, чтобы его

 можно было   воспроизвести  за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один  полный лист.

2. Структурность.  Весь материал должен располагаться малыми логическими   блоками,  т.е.  должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или   строчными пробелами.

3. Акцентирование.  Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную идею ОК выделите  рамками различных  цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по  вертикали, по диагонали).

4. Унификация.  При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе  данного предмета.

5. Автономия.  Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с  остальными, должен выражать законченную мысль,  и аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).

6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре,  графическому исполнению, благодаря этому  он  лучше сохранится в памяти. Кроме того,  ОК должен быть  наглядным и понятным.

7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом.

как составить конспект - методы конспектирования

В процессе обучения любым знаниям и навыкам нам часто приходится записывать новую информацию, чтобы потом было можно снова ее воспроизвести. Из-за того, что сложно или даже ненужно записывать все, важно уметь кратко излагать полученную информацию в виде конспекта. В данной статье вы узнаете, как правильно составлять конспекты на примере конспектирования уроков истории. Здесь будут разобраны такие понятия, как опорный конспект, скоростное конспектирование, стенография, корнельский метод и другие полезные способы компактного изложения и визуализации информации.

Оглавление:

  • Что такое конспект?
  • «Рациональное» (скоростное) конспектирование
  • Опыт естественнонаучных дисциплин. Опорный конспект
  • Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару
  • Заключение

Что такое конспект?

Слово «конспект» пришло к нам из немецкого языка (der Konspekt); немецким языком оно было заимствовано из латинского (conspectus), в котором оно имело значения «обзор, очерк, вид, наружность». В свою очередь, это существительное в латыни образовалось путём соединения приставки con- и глагола specio (смотреть, глядеть). Таким образом, изначальное значение слова «конспект» — краткая запись или переложение чего-нибудь (совершенно не обязательно это должен быть конспект лекции или урока – бывают конспекты книг и статей; в естественных науках вербальная информация, как правило, сопровождается визуализированными формулами и алгоритмами, которые также необходимо перевести в графическую или текстовую информацию). В этом значении к слову «конспект» близки такие понятия, как «компендиум» (сжатое изложение суммы основных положений какой-либо науки) и «реферат» (краткое изложение содержания статьи или книги).

Однако конспект – это не просто дословная передача воспринятого из внешнего источника материала. Это также акт творческого осмысления услышанного и увиденного, выражение собственных мыслей на бумаге, момент формирования сомнений и вопросов (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Междисциплинарный словарь по педагогике. М., 2005. С. 136-137).

«Творческий» конспект – это не только копирование мыслей из книги авторитетного учёного или лекции преподавателя; это всегда рефлексия по поводу информации, сопровождающаяся выработкой у автора конспекта сложной, зачастую понятной только ему самому системы мнемонических знаков (подчёркивание; выделение текста различными цветами; построение таблиц и логических цепочек на основе доступной информации). Из методов конспектирования и представления материала в виде тезисов родилось множество новых жанров научных исследований – от комментариев на книги Священного писания и юридические кодексы времён римских императоров в Средние века до издания в наши дни курсов лекций выдающихся университетских профессоров (в т.ч. посмертно, силами их учеников).

Отличия конспектирования от стенографии

Многие студенты часто задаются вопросом: если и конспектирование, и стенография позволяют восстановить исходный смысл представленного материала, в чём заключается их кардинальное различие? Не является ли конспект частным случаем стенограммы, выполненной с использованием не универсальных обозначений, а уникальной для конкретного человека системы знаков?

Ответы на эти вопросы нам представляет работа санкт-петербургского профессора Э.В. Минько (Методы и техника ускоренного конспектирования и чтения: Учебно – методическое пособие. СПб., 2001. С. 20-25). Во-первых, как уже упоминалось, конспектирование проявляет сугубо индивидуальные особенности отдельного человека; нередко даже его сокурсники не в состоянии «расшифровать» заложенную в конспекте информацию. Такая ситуация неприемлема для стенографиста: при обучении этой специальности обязателен к запоминанию определённый набор универсальных символов и знаков. Во-вторых, конспект должен быть легко «считываем»: человек всегда должен обладать возможностью вернуться к уже написанному и скорректировать последующий текст. Именно этим ценен «Корнельский метод конспектирования», о котором мы расскажем далее. В-третьих, конспект урока, лекции, визуальной информации – это не копия увиденного и услышанного, не дословная передача текста, а переложение его смысла.

«Рациональное» (скоростное) конспектирование

«Корнельский метод конспектирования»

Этот вид конспектирования называют Cornell note-taking system по имени университета, в котором работал профессор Уолтер Пок – автор этого метода (Pauk W. How to study in College. Boston, 1962). Он по праву считается одним из самых распространённых в студенческой среде, одинаково хорошо подходит для конспектирования как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин.

Важнейшим отличительным свойством этого метода является разделение пространства вертикально ориентированного листка на три поля: два поля разделены сплошной линией по вертикали (в пропорции примерно 1:3); внизу страницы необходимо оставлять неподелённое пространство шириной около 7 см. Основной частью при конспектировании является правая часть листа, куда записываются главные мысли, излагаемые лектором / учителем по ходу занятия. Причём в ходе переноса вербальной информации на бумагу важно последовательно переходить от записи главной мысли к фактам и примерам, которые должны её пояснять.

Сразу же после окончания лекции можно начать рефлексию отображённого в правой части материала. Для этого необходимо подобрать и вписать в левое поле максимальное количество слов или коротких реплик – вопросов, которые проиллюстрируют основное содержание лекции, заключённое в тексте из правого поля.

В поле внизу листа необходимо внести (после заполнения двух полей над ним) развёрнутое описание главной мысли всего занятия (т.е. его доминанту, языком зарубежных педагогов – summaries), отметить его особенность в сравнении с прочими занятиями. Это позволит спустя длительное время более живо воспроизвести в памяти содержание занятия в целом. Кроме того, полезно выделять по 10-20 минут в день для повторения основных фактов и закономерностей, отображённых в конспектах занятий за последнее время: это позволит исключить их быстрое забывание, проанализировать и разрешить сомнения, возникающие на самом занятии.

Схематический план

Отчасти корнельский конспект напоминает такой метод конспектирования, как составление схематического плана. Однако принципиальным отличием первого вида записи материала от второго является то, что в схематическом плане сначала записываются вопросы, на которые в ходе изучения материала необходимо дать короткий (состоящий из 2-3 логически связанных предложений) ответ. Таким образом, если совместить друг с другом принципы заполнения схематического плана и форму для корнельского конспекта, то можно заметить то, что схематический план требует заполнения в первую очередь левого поля, а за ним – правого (т.е. порядок заполнения противоположен «корнельскому методу конспектирования»).

В таких конспектах, которые пишутся под диктовку, особое значение приобретает владение техникой скоростного письма и «свёртывания» материала на письме. Например, многие используют для этого такой приём, как исключение гласных букв и замена некоторых слов на условные знаки. В исторической науке особенно часто заменяются союзы, слова, означающие причинно – следственные связи, например, «зависит от…», «взаимно зависит» (→, ↔), «следовательно» (=>), «А является причиной В» (А→В). Используются также лигатуры, например, NB (nota bene – лат. «запомни хорошо»). Очень часто используются цветные фломастеры, ручки, карандаши для выделения особенно важных мыслей. Некоторые студенты и даже школьники, хорошо знающие иностранные языки, могут использовать сокращённые варианты иностранных слов (например, def. от to defend вместо «защищать», «оборонять»; corr. от to correct вместо «исправлять», «корректировать»). Некоторые уроки и лекции, где объяснение причинно – следственных связей превалирует над событийной историей (в частности, это касается любых тем, объясняющих структуру и состав органов власти, их функции), порой при записи приобретают вид схемы с одним или несколькими ключевыми понятиями в центре, от которых идут ответвления к более частным терминам или явлениям. Пример представлен на рис. 1.

Рисунок 1. Пример корнельского конспекта

1. Корнельский метод конспектирования

Опыт естественнонаучных дисциплин. Опорный конспект

Опорный конспект как метод запоминания и рефлексии материала разработал в 80-е гг. прошлого века донецкий учитель математики и физики В.Ф. Шаталов (см., например, его книги: Опорные сигналы по физике для 6 класса. Киев, 1978. 79 с.; Опорные конспекты по кинематике и динамике. Из опыта работы. Книга для учителя. М., 1989. 142 с.; Геометрия в лицах. М., 2006. 23 с.). В наше время на школьных уроках гуманитарного цикла (особенно на уроках истории) метод составления опорных конспектов получает всё большее признание. Например, в последнее время активизировалось издание опорных конспектов отдельных уроков и целых учебных блоков по истории и обществознанию (Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России. 6-11 класс. М., 2001. 128 с.). Популярность этого вида конспектирования объясняется достаточно просто: отчасти – необычной, даже игровой формой подачи материала, отчасти – слабой запоминаемостью отдельных событий и дат. Таким образом, опорный конспект представляет собой попытку проанализировать в максимально образной, визуализированной форме причинно – следственные связи между различными событиями, высказываниями и деяниями исторических деятелей. Кроме того, материал уроков в опорных конспектах представляется целыми блоками тем. Если иметь в виду историю и обществознание, то здесь тематический и временной охват материала варьируется в зависимости от его специфики (например, по времени охвата – от нескольких месяцев до нескольких столетий).

Каждая тема (блок – тема) зашифровывается в опорном конспекте в систему знаков – опор, составляющих мини – блок. На основе этих знаков, зачастую унифицированных, индивидуальный конспект может быть «расшифрован» другими людьми. Оптимальным количеством мини – блоков для презентации целой блок – темы считается 8-10.

Кроме того, система опорных конспектов позволяет учителю реализовать индивидуальный подход к обучению: в случае присутствия в классе учеников разных образовательных уровней составление таких конспектов позволяет регулировать темп изучения блок – тем и отдельных подтем, делать процесс обучения более понятным и интересным, вносить в него элемент творчества (при составлении учениками своей системы знаков – опор и целых опорных конспектов дома).

Основными опорами в таком конспекте являются символически – словесные (буквы, слоги, знаки конъюнкции / дизъюнкции, указатели логической связи: →, ↔, знак причинно – следственной связи – =>, подобия – ~, и др.), рисуночные (пиктографические) и условно-графические (фрагменты планов, схем местности с условными обозначениями) знаки. Пример составления опорного конспекта по российской истории представлен на рис. 2. Остаётся добавить, что опорный конспект может быть использован как в качестве эффективного средства проверки пройденного материала (тогда основа для него пишется и рисуется дома, а на уроке или лекции обучающиеся воспроизводят по памяти выученные дома схемы и логические цепочки и закрепляют этот материал, повторно прорисовывая их на листе бумаги), так и в качестве средства формирования новых знаний, умений и навыков (т.е. при записи излагаемой учителем новой темы или подтемы).

Рисунок 2. Опорный конспект по истории. Тема: «Восточные славяне в первой половине I тыс. н.э.» (составлен С.В.Селеменевым.)

2. Опорный конспект по истории

Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару

План-конспект:

Этот вид конспектирования не менее широко применяется в современной педагогике; особенно часто это касается дисциплин гуманитарного цикла. Для составления такого конспекта нужно провести определённую предварительную подготовку: необходимо перед лекцией написать на нескольких листах план занятия, особыми знаками или цифрами выделяя разделы, вопросы и проблемы в изложенном материале. Каждый из этих заголовков в процессе записи за лектором может быть раскрыт и дополнен связным текстом, иллюстрирующим общее положение. Из сказанного следует заключить, что в идеале план – конспект должен быть максимально приближен к тому тексту, который озвучивает лектор за кафедрой; в описании этого метода конспектирования можно обнаружить много общего с корнельским методом.

Тем не менее, план – конспект, как отмечают специалисты по дидактике и педагогике, обладает большим преимуществом перед опорными и корнельскими конспектами. Поскольку все заголовки тем и отдельных разделов, а также определённый объём фактического материала подготавливаются заранее, имеется возможность записать их без сокращений и условных знаков. Это повышает вероятность правильной и быстрой дешифровки конспекта другими студентами или учениками.

Последнее обстоятельство является причиной того, что при подготовке к докладам в школе и семинарам в университете оболочка плана – конспекта часто используется докладчиками в качестве основы для собственного сообщения. Во-первых, в такой структуре достаточно легко делать разного рода пометки. Во-вторых, в текст конспекта достаточно просто подставить необходимые цитаты и ссылки на источники, что особенно важно в исторической науке. При правильной организации материала они «встанут» прямо напротив соответствующих тезисов. Наш пример основы для плана – конспекта по теме «Первая мировая война 1914-1918 гг.» мы представили на рис. 3.

Рисунок 3.  Оболочка план – конспекта по теме: «Первая мировая война 1914-1918 гг.»

Оболочка план – конспекта по теме - Первая мировая война 1914-1918

Текстуальный конспект:

Развёрнутый план – конспект отличают от текстуального конспекта – формы записи материала, когда традиционная основа конспекта в целом и раскрывающие её тезисы в частности не являются доминантой структуры, а составляются post factum на основе цитат из источников и исследовательской литературы; иными словами, именно цитатам в таком конспекте определяется центральное место, а тезисы, составленные на их основе, играют роль дополнений и пояснений.

Безусловно, составление такого плана – достаточно сложное дело, требующее хороших знаний в той дисциплине, по которой делается конспект, а также в смежных отраслях знаний. В средней школе, насколько нам известно, такой метод конспектирования распространён не очень широко; скорее им пользуются студенты, ориентированные на серьёзную исследовательскую и проективную деятельность. Например, в среде историков такие конспекты очень распространены у тех исследователей, которые подолгу работают в архивах с личной перепиской, дневниками и воспоминаниями. В случае анализа таких источников простое перечисление тематики текстов или общих проблем, в них затрагиваемых, не приведёт к раскрытию индивидуальности автора источника личного происхождения; для понимания его внутреннего мира необходима опора на развёрнутые цитаты.

Многие историки и литературоведы выписывают цитаты своих «героев» на отдельные карточки небольшого размера: так на основе архивных выписок получаются целые картотеки, посвящённые высказываниям отдельного человека. Карточки можно систематизировать по хронологии, тематике, упоминанию в них других персоналий и прочим признакам; на основе такой тематической подборки опытный исследователь может делать доклад на конференции или симпозиуме, не прибегая более ни к каким записям и конспектам.

Заключение

Мы не ставили себе целью перечислить абсолютно все виды конспектов или перечислить все известных нам способы сокращения вербальной информации, которую произносит учитель или лектор. Что касается наших примеров, то они также не могут дать исчерпывающего представления о способах сокращения отдельных слов или их замене на условные обозначения. Поэтому мы призываем читателей активно обсуждать нашу статью и делиться своими «рецептами» составления конспектов в форме для комментариев. Идеального конспекта нет и быть не может. Перефразируя известного героя: больше конспектов, хороших и разных! Для отзывов и комментариев используйте форму ниже.

Автор: Михаил Земляков

Также читайте урок по структурированию информации для наилучшего ее запоминания.

Узнайте как развивать мышление и эффективнее обучаться на курсе Когнитивистика: развитие мышления.
На тренинге используются интерактивные игры, кейсы и упражнения, лучшие мировые тесты. Присоединяйтесь!

Ключевые слова:1LLL

Как составить опорный конспект

Составление опорного конспекта является одним из важнейших приемов обучения. Это вторичный текст, потому что в нем, в краткой форме, передаются основные сведения текста исходного. Опорный конспект может составляться как учителем, чтобы школьники усвоили представленную в нем информацию по определенной теме, так и учениками, для оценки их знаний по предмету. По сути, изложение информации в форме конспекта является своеобразной «презентацией» знаний, умений и навыков учащихся.

Как составить опорный конспект

Вам понадобится

  • — исходный научный текст;
  • — литературный материал.

Инструкция

Познакомьтесь с основными требованиями, предъявляемыми к содержанию и форме записи опорного конспекта.

• Полнота изложения материала;
• Последовательность и логичность в отражении темы;
• Лаконичность записи: опорный конспект по объему должен составлять не более листа и воспроизводиться в устной форме за 5-7 минут;
• Структурирование записей, т.е. изложение материала по пунктам в форме простого или сложного плана. При этом каждый блок должен выражать законченную мысль;
• Расстановка акцентов, т.е. выделение ключевых слов, понятий с помощью рамок, шрифтов, различных цветов и графических приемов (столбик, диагональ и т.д.);
• Наглядность;
• Связь с материалами учебника, справочника и других видов учебной литературы.

Запишите название темы по предмету. Ознакомьтесь с необходимым материалом по тексту учебника, пособия, справочника и т.д. Выделите главное в изучаемом материале, составьте конспект в виде простых записей.

Выберите ключевые слова или понятия, отражающие суть изучаемой темы. В зависимости от цели составления опорного конспекта, изложение исходного текста может быть самым различным по форме, например: в виде слов, словосочетаний и предложений на уроках гуманитарного цикла; схем, таблиц и формул по физико-математическим дисциплинам. Также можно использовать рисунки и различные графические символы. Каждое из ключевых понятий должно воздействовать на читателя как опорный сигнал.

Продумайте способ «кодирования» знаний, выбрав для этого необходимые приемы.

Используйте прием сокращения слов, для экономии времени при составлении опорного конспекта. Обычно сокращаются слова, наиболее часто употребляемые на уроках, например: ССП (сложносочиненное предложение), сл.соч. (словосочетание), физ. (физический), д. (дата). Также вы можете использовать графические обозначения, отражающие суть излагаемого материала. Например, в опорном конспекте по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с частями речи» возможно употребление математических знаков «+» (для обозначения слитного написания) и «-» (для обозначения раздельного).

Составьте опорный конспект, с учетом требований к форме и содержанию записей.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Основные требования к

составлению опорного конспекта

Цветовая наглядность и

образность, так как она вызывают больший

интерес и эффективность

запоминания материала.

Доступность воспроизведения,

исполнение должно быть выполнено в

простой воспроизводимой от руки на

бумаге, не высокохудожественной манере.

Ассоциативность, изображение

сигналов, позволяющее восстановить

последовательность явлений, процессов,

закономерностей.

Лаконичность, то есть не загружать

конспект опорными знаками, должно быть

300–400 печатных знаков.

Структурность

упорядоченность системы сигналов,

определенный набор и расположение

элементов со связями между ними (45

связок, логических блоков).

Автономность, каждый из четырех

пяти блоков должен быть самостоятельным.

Смысловой акцент (рамки,

отделение одного блока от другого,

оригинальное расположение символов)

позволяет определить значимость каждого

блока, придать опорному конспекту

выразительности.

Унификация печатных знаков,

символов, ввести определенные знаки

символы для обозначения ключевых или

часто повторяющихся слов, явлений

Приложение 2

МБОУ «Средняя общеобразовательная

Городищенская школа с УИОП»

Памятка для обучающихся

КАК СОСТАВИТЬ ОПОРНЫЙ

КОНСПЕКТ

Подготовил:

Учитель географии:

Суслова Светлана Николаевна

Skip to content

Современные образовательные технологии: результативно обучать, эффективно управлять обучением |info@do-centr.ru

Как составить опорный конспект

Как составить опорный конспект

  • View Larger Image Как составить опорный конспект

Источник — КакПросто

Составление опорного конспекта является одним из важнейших приемов обучения. Это вторичный текст, потому что в нем, в краткой форме, передаются основные сведения текста исходного. Опорный конспект может составляться как учителем, чтобы школьники усвоили представленную в нем информацию по определенной теме, так и учениками, для оценки их знаний по предмету. По сути, изложение информации в форме конспекта является своеобразной «презентацией» знаний, умений и навыков учащихся.

  • От авторов этого сайта: очень часто, можно сказать — почти всегда, опорный конспект является интеллект-картой. Может быть, несколько видоизмененной. Поэтому можно пользоваться советами для составления интеллект-карт тоже.

Вам понадобится

  • исходный научный текст;
  • литературный материал.

Инструкция

Как составить опорный конспект

Познакомьтесь с основными требованиями, предъявляемыми к содержанию и форме записи опорного конспекта.

  • Полнота изложения материала;
  • Последовательность и логичность в отражении темы;
  • Лаконичность записи: опорный конспект по объему должен составлять не более листа и воспроизводиться в устной форме за 5-7 минут;
  • Структурирование записей, т.е. изложение материала по пунктам в форме простого или сложного плана. При этом каждый блок должен выражать законченную мысль;
  • Расстановка акцентов, т.е. выделение ключевых слов, понятий с помощью рамок, шрифтов, различных цветов и графических приемов (столбик, диагональ и т.д.);
  • Наглядность;
  • Связь с материалами учебника, справочника и других видов учебной литературы.
Как составить опорный конспект Запишите название темы по предмету. Ознакомьтесь с необходимым материалом по тексту учебника, пособия, справочника и т.д. Выделите главное в изучаемом материале, составьте конспект в виде простых записей.
Как составить опорный конспект Выберите ключевые слова или понятия, отражающие суть изучаемой темы. В зависимости от цели составления опорного конспекта, изложение исходного текста может быть самым различным по форме, например: в виде слов, словосочетаний и предложений на уроках гуманитарного цикла; схем, таблиц и формул по физико-математическим дисциплинам. Также можно использовать рисунки и различные графические символы. Каждое из ключевых понятий должно воздействовать на читателя как опорный сигнал.
Как составить опорный конспект

Продумайте способ «кодирования» знаний, выбрав для этого необходимые приемы.

Используйте прием сокращения слов, для экономии времени при составлении опорного конспекта. Обычно сокращаются слова, наиболее часто употребляемые на уроках, например: ССП (сложносочиненное предложение), сл.соч. (словосочетание), физ. (физический), д. (дата). Также вы можете использовать графические обозначения, отражающие суть излагаемого материала. Например, в опорном конспекте по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с частями речи» возможно употребление математических знаков «+» (для обозначения слитного написания) и «-» (для обозначения раздельного).

Как составить опорный конспект Составьте опорный конспект с учетом требований к форме и содержанию записей.

Поделитесь этим постом!

Похожие записи

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Заголовок

Page load link

Go to Top

Вслед за известным педагогом В.Ф.Шаталовым мы,
учителя русского языка и литературы, уделяем
составлению опорного конспекта большое
внимание, считая его составление и запоминание
одним из важных приемов обучения. Однако далеко
не всегда мы раскрываем суть этого понятия: что
собственно представляет собой опорный конспект,
в чем его значение, как он составляется.

Если мы хотим научить детей самостоятельно
составлять опорные конспекты, необходимо
провести специальный урок, цель которого –
познакомить учеников с понятием «опорный
конспект», с различными формами его записи.
Предлагаемый ниже материал на эту тему можно
использовать на уроках русского языка,
литературы, риторики в 5-7 классах, учитывая при
подборе дидактического материала возрастные
особенности и речевую подготовку школьников.

Опорный конспект является вторичным текстом,
так как в нем в краткой форме передаются основные
сведения текста исходного. При этом могут
использоваться сокращения, различные знаки,
символы, графические выделения. Часто опорный
конспект представляет собой рисунок или схему,
иногда таблицу. Психологи отмечают, что
преобразование учеником информации, перевод ее в
другую, более наглядную форму (в рисунок, схему,
таблицу) способствует лучшему пониманию и
усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей
выработалось умение составлять опорные
конспекты в различных формах и вкус к такой
работе.

Опорный конспект составляется учителем для
учеников (чтобы дети усвоили представленную в
нем информацию) или детьми (тогда учитель оценит,
насколько они поняли прочитанный или услышанный
исходный текст) или совместными усилиями учителя
и детей в диалоге (для создания атмосферы поиска,
маленького открытия).

Таким образом, умение составлять опорный
конспект — одно из важных общеучебных умений,
которое подготавливает учеников к презентации
своих знаний.

Урок знакомства с опорным конспектом начинаем
с беседы.

— Многие из нас, наверное, хотели бы иметь
волшебную палочку, с помошью которой можно было
бы легко и просто выучить уроки, запомнить самое
главное из прочитанного или услышанного. Я не
обещаю дать вам в руки такую волшебную палочку,
но думаю, что сегодняшний урок поможет нам
научиться лучше понимать устный или письменный
текст и запоминать его.

Но прежде я хотела бы спросить вас, что вы
можете сказать об опорных или ключевых словах?
(По ключевым словам можно понять тему текста,
восстановить его содержание. Мы используем
опорные слова для пересказа, подготовки устного
выступления.)

— Эти знания помогут вам понять, что такое
опорный конспект, как он составляется. Ведь в
опорных конспектах, конечно, содержатся опорные
слова.

Опорный конспект должен в краткой форме четко
передавать содержание исходного текста. Так,
чтобы даже через несколько дней, недель, а может
быть, и месяцев мы могли бы по этому конспекту
восстановить содержание текста. Давайте
посмотрим, как это делается.

— Сейчас я прочитаю вам рассказ музыковеда.

Для чего нужен дирижер.

Когда-то в детстве я думал: «Зачем нужен
дирижер? Ведь если артисты оркестра – достаточно
опытные музыканты, то неужели они сами, без
дирижера, не смогут сыграть оркестровое
произведение?» Признаться честно, я даже
подглядывал за музыкантами: а смотрят ли они
вообще на дирижера.

Слова дирижер, дирижировать происходят от
немецких и французских слов, которые в оригинале
означают: направлять, управлять, руководить.

Во-первых, дирижер необходим для того, чтобы
оркестранты играли стройно, в нужном темпе и
ритме. Во-вторых, и это главное, дирижер
определяет трактовку – свое понимание замысла
композитора. Танцевальную мелодию можно,
например, исполнять быстро и беспечно, а можно —
медленно и немного грустно. В третьих, дирижер
может выделить как главное звучание той или иной
группы инструментов: струнных, духовых или
ударных. От этого, естественно, меняется характер
музыки. Таким образом, дирижер в известном смысле
становится соавтором композитора.

— Запишите название этого рассказа.

Теперь я буду читать его второй раз, медленно,
чтобы вы успели записать ключевые слова. Затем мы
вместе по этим словам составим опорный конспект.

(Читается текст)

— Теперь обсудим опорные слова, которые вы
записали.

У Тани:

Д — чтобы:

В едином темпе, ритме, трактовку — свое
понимание.

У Коли есть важные добавления:

Дирижер – направлять, руководить. Роль групп
инструментов.

— Составили опорный конспект в виде схемы,
пользуясь этими словами. (Учитель в диалоге с
детьми составляет опорный конспект.)

Дирижер

управляет руководит

темпом, ритмом, трактовкой ролью групп
инструментов

— Итак, мы составили опорный конспект в виде
схемы.

А теперь скажите, будут ли отличаться опорные
конспекты, составленные на уроках математики и
литературы?

(Да, конечно)

— В каком виде часто записываются сведения по
математике?

(В виде таблицы, иногда схемы-рисунка —
прямоугольника, квадрата и т.д.)

— Итак:

В зависимости от того, для кого, с какой целью
составляются опорные конспекты, они могут быть
самыми различными по форме:

в виде слов, словосочетаний, предложений,
кратких текстов, схем, таблиц, рисунков.

В опорных конспектах часто употребляются
сокращенные слова, общепринятые и свои
собственные знаки.

— Какой опорный конспект вы составите, если вам
поручат просмотреть учебную телепередачу и
рассказать о ее содержании в классе? (Я
постараюсь написать его точнее, подробнее, чтобы
лучше передать содержание. Возможно, лучше всего
будет придумать какую-нибудь схему, рисунок.)

Далее учитель раздает детям листки с
фрагментами текста.

— Составьте к фрагменту из учебника — сказки
«Волшебная страна Русского языка» опорный
конспект в виде: а) схемы, б) рисунка.

Служебные части речи.

— А теперь,- сказала Фея,- мы отправляемся в
другую часть города. Там живут служебные части
речи. Их всего три.

Покажем эти части речи Маше.

Автобус тронулся по дороге, огибающей зеленое
поле. Вскоре показались первые строения.

— Здесь живут Предлоги, — показала Фея. Вокруг
суетились человечки, в руках они держали щиты –
пробелы. Ведь предлоги всегда пишутся отдельно
от существительных и местоимений.

— А вот здесь живут Союзы: но, и, да,- показала Фея
на другие домики.

— Чаще всего они помогают соединять слова и
предложения. Например: «Брат занимается
футболом, а сестра фигурным катанием».

— А вот здесь дома Частиц, — показала Фея
направо.- Они придают новые оттенки значений
словам или целым предложениям. К примеру, разные
значения у предложений: «Тебе понравилось это
путешествие» и « Даже тебе понравилось это
путешествие». И новый оттенок вносит маленькое
словечко — частица даже. А если привести еще один
пример — «Тебе не понравилось это путешествие»,
то здесь частица не меняет смысл всего
предложения.

Возможные варианты выполнения задания.

Служебные части речи:

— предлоги пишутся отдельно от существительных
и местоимений;

— союзы а, но, да соединяют слова и предложения;

— частицы даже, не придают новые оттенки
значениям слов, предложениям.

Возможны варианты выполнения задания:

img1.jpg (27137 bytes)

img2.jpg (101824 bytes)

После каждого урока следует подвести итоги.

— Сегодня мы учились важному и полезному умению
– составлять опорные конспекты. Это очень
пригодится на уроках по другим школьным
предметам, в старших классах и вообще в тех
случаях, когда вам необходимо лучше осмыслить и
запомнить информацию.

— Как вы бы сказали, что такое опорный конспект?

— Почему учебные рисунки, схемы, таблицы можно
отнести к опорным конспектам?

— Какие условные обозначения применяются в
опорных конспектах?

Методика составления опорных конспектов

Разработка опорных конспектов состоит
из трех этапов

1. Сбор фактического материала. Этот
этап имеет огромную роль в плане повышения
профессионального мастерства, эрудиции.
На этом этапе подбирается литература,
необходимая для изучения данной темы,
из нее выбираются исторические справки,
связь с жизнью, высказывания известных
ученых и т.д.

2. Выделение ядра основных понятий.
Здесь производится как бы выжимка
подобранного материала, отбрасывание
всего второстепенного, несущественного.
Затем производится вторая выжимка, при
которой из главных мыслей и выводов
выбираются только ключевые слова,
символы, рисунки, схемы, помогающие
вспомнить весь материал

3. Составление опорного конспекта.
На данном этапе преподаватель на
листе бумаги располагает весь подобранный
им материал, выраженный в графической
и символической форме, во всех взаимосвязях.

При составлении опорных конспектов
происходит сжатие информации, поэтому
одна страница опорного конспекта
передает содержание иногда нескольких
десятков страниц учебника. Установить
неизменную пропорцию этого сжатия
информации, конечно, нельзя:

даже в рамках одной и той же специальности
она меняется от темы к теме. К тому же
материал некоторых специальностей
вообще трудно поддается сжатию. Здесь
уместно отметить основные принципы
создания опорных конспектов:

Структурность

По структуре опорные конспекты
составляются обычно из 4-5 отдельных или
взаимосвязанных между собой блоков,
которые отделяются друг от друга.
Рисунки, схемы, слова, символы, придумывает
сам преподаватель;

Ассоциация

Элементы опорного конспекта должны
вызывать у учащегося ассоциации с
явлениями окружающей среды;

Цветность

Опорные конспекты должны выполняться
обязательно в цвете. Использование
одноцветных опорных конспектов резко
снижает их восприятие.

Цвет — это атрибут предметного образа.
Он непосредственно воздействует на
ощущения и чувства и тем самым повышает
внимание. Цвет позволяет довольно быстро
локализовать взор на предъявляемую
информацию.

Цвета можно использовать самые разные.
Но при выборе цветовой гаммы нужно
чувство меры: достаточно использовать
4-5 цветов.

Простота

Опорный конспект должен быть простым
как для запоминания, так и для
воспроизведения. Опорный конспект не
должен содержать в себе избыточное
количество рисунков, схем, символов,
иначе восприятие конспекта резко
снижается.

Последовательность работы с опорными
конспектами.

В работе с опорным конспектом, преподаватель
применяет последовательный ряд операций
с учебным материалом, достигая
многократного вариативного (чтобы не
было зубрежки) повторения материала
темы еще при ее изучении. Существуют
разные алгоритмы данной работы, приведу
два из них.

1). Наиболее распространенной, «классической»
считается следующая цепочка действий
с материалом:

— Первое, детальное объяснение нового
материала методом рассказа, лекции или
беседы с сопутствующими краткими
записями на доске, с применением
необходимых традиционных средств
обучения;

— Второе, сжатое объяснение материала
по опорному плакату (т.е. по светопроекции
слайда опорного конспекта или по
увеличенной на большом листе ватмана
копии этого конспекта). Преподаватель
в основном останавливается только на
ключевых моментах, выделяет их. Далее
останавливается на каждом рисунке,
символе, изображенном на конспекте, как
бы обобщая весь ранее изложенный
материал.

— Третье, разбор содержания опорного
конспекта (т.е. темы) в парах. Иначе
говоря, это проговаривание, пробные
ответы на месте в парах по опорному
конспекту с предварительной зарисовкой
опорного конспекта в своих тетрадях
или получением готовых копий.

Дома (или тут же, в аудитории) далее
проделывается следующее:

— Чтение соответствующего материала по
учебнику, справочнику или иному пособию;

— Запоминание опорного конспекта

На следующем занятии:

— Письменное воспроизведение опорного
конспекта по памяти в специальных
тетрадях;

— После самостоятельной работы проводится
устный опрос учащихся.

Таким образом, новый материал проходит
в семи разных по объему и форме вариантах
через учебно-познавательную деятельность
учащихся. Благодаря этому практически
всегда удается обеспечить вполне
достаточную на первых порах прочность
и осмысленность знания.

2) Возможна следующая последовательность
работы с опорным конспектом:

— Усвоение материала происходит сначала
в форме прослушивания и сравнения
излагаемого материала преподавателем
с материалом опорного конспекта,
имеющегося на каждом рабочем столе.

— Затем осуществляется письменное
воспроизведение опорного конспекта в
рабочие тетради учащихся и после
начинается активная работа по закреплению
знаний.

— По заданию преподавателя учащийся
должен раскрыть содержание указанного
блока опорного конспекта. Правильность
ответов контролируется и корректируется
как преподавателем, так и самими
учащимися.

— К работе привлекается вся группа. Кроме
того, для привития навыков работы с
учебниками, со справочной литературой
преподаватель по намеченному плану
оставляет часть вопросов в том или ином
блоке опорного конспекта открытыми и
предлагает их заполнить самостоятельно.

— Затем проводится контроль найденных
ответов, после уточнения они заносятся
в опорный конспект.

— При определенной наработке умений и
навыков работы с опорными конспектами
можно реализовать цель максимальной

активизации мыслительной деятельности
учащихся. Для этого предлагается
самостоятельно изучить материал по
предмету и составить опорный конспект.
В помощь учащимся можно дать скелет
опорного конспекта с названием блоков,
т.е. структуру изучаемого материала.
После выполнения работы проводится
контроль содержания материала каждого
блока и в заключении разработанный
учащимися опорный конспект сравнивается
с опорным конспектом, разработанным
преподавателем и можно выбрать наилучший
вариант.

Методика применения опорных конспектов
позволяет активизировать учебный
процесс, приучает учащихся мыслить
логически, грамотно выражать свои мысли
с принятой терминологией, вырабатывает
умение вести поиск и анализ полученной
информации, вырабатывается аккуратность
в работе, последовательность,
самокритичность, самодисциплина и
потребность в ежедневной подготовке
домашнего задания.

Применение опорных конспектов значительно
снижает потери времени на диктовку, а
иногда и полностью исключает этот
нерациональный вид фиксации материала.
На контроль и закрепление знаний от
урока остается достаточно времени. По
опорным конспектам достаточно легко
можно систематизировать, повторять
вспоминать материал, готовиться к
экзаменам, зачетам и т.д.

Опорный конспект — это наглядное
представление основного содержания
учебного материала в логике познавательной
деятельности учащихся
;

— Применение опорных конспектов позволяет
интенсифицировать учебный процесс,
формируются условия для прочного
усвоения информации, так необходимой
на последующих этапах или уроках;

— Опорные конспекты, благодаря наглядности
и технологичности, способствуют
доступности и логичности объяснения
нового материала, значительно снижают
потери времени на диктовку, оставляя
большую часть занятия на закрепление
учебных навыков.

— Опорные конспекты приводят учащихся
к целостному восприятию предмета (темы);

— Красочность и точность выполненных
опорных конспектов, развивают у учеников
интерес к полученной информации;

— По опорным конспектам легко повторять,
вспоминать материал, готовиться к
контрольным мероприятиям.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите и эти статьи:

  • Как правильно пишется опорно двигательный аппарат
  • Как правильно пишется освоилась
  • Как правильно пишется организация объединенных наций
  • Как правильно пишется опорно двигательная система
  • Как правильно пишется освещение или освещения

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии