Как правильно пишется пмпк

Психолого-медико-педагогический консилиум и психолого-медико-педагогическую комиссия — оба понятия призваны помочь педагогу, родителям и детям, прежде всего, грамотно реализовать право на образование. Но в чем отличаются, кто входит в состав и как они работают?

Что такое ПМПк и ПМПК?

ПМПк — это психолого-медико-педагогический консилиум. Его еще называют школьным консилиумом. Его проводят силами образовательной организации и подключают недостающих специалистов, например, дефектологов и психиатров. Специалисты школьных консилиумов не ставят медицинские и психологические диагнозы. Они думают о том, как помочь ребенку обучаться в конкретной школе. Специалисты консилиума решают несколько задач:

  • определяют, нужна ли конкретному ребенку специальная помощь в обучении и коррекции поведения;

  • консультируют родителей и учителей. Родителям рассказывают, как получить специальную помощь, например, создают индивидуальный план обучения. Учителям рассказывают, как работать с трудностями конкретного ребенка;

  • направляют детей за помощью к внешним специалистам, например, в ПМПК.

ПМПК — это психолого-медико-педагогическая комиссия. Существует центральная комиссия и территориальные, территориальные располагаются в крупных городах. Специалисты комиссии проводят обследование ребенка, выявляют нарушения в развитии, поведении, следят за динамикой нарушений. Они могут проверить подозрения школьных специалистов, могут поставить диагноз, могут дать рекомендации по дальнейшему обучения, могут оспорить решение консилиума.

Также комиссия ведет мониторинг детей с трудностями в обучении и нарушениями поведения. Если специалисты увидят, что в регионе много детей с определенными нарушениями и им не хватает отдельного коррекционного интерната или других мер помощи, то комиссия может обращаться к властям за помощью.

Работа ПМПк и ПМПК регулируется нормативными актами. О работе консилиумов сказано в
письме министерства образования, о работе комиссии — в
постановлении правительства.

Кто входит в состав ПМПк и ПМПК?

Консилиум. Руководит консилиумом директор. В состав входят заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, логопед или дефетолог, врач-педиатр. В составе также могут быть учителя с большим педагогическим опытом, врачи узкой направленности, например, невропатолог.

Комиссия. Комиссию возглавляет руководитель. В состав входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.

Как работают ПМПк и ПМПК?

Консилиум. Председатель собирает консилиум планово — раз в квартал, или внепланово, когда случаются экстренные события, например, правонарушения. До консилиума ребенок должен пройти всех специалистов — педагогов, логопеда, психолога, врача. Ребенок проходит консилиум с согласия родителей: они подписывают договор со школой.

За ребенком закрепляют ответственного: он будет помогать готовиться к консилиуму, проведет по всем специалистам, объяснит, что это не страшная процедура. Этот же ответственный будет следить за исполнением рекомендаций, которые прозвучат на консилиуме.

С ребенком каждый специалист общается отдельно. Родитель имеет право присутствовать на собеседованиях. Это не сказано в федеральном нормативном акте, но такое право есть у родителей по закону «Об образовании» и должно быть прописано в локальном акте школы.

Затем в назначенное время проходит консилиум. На нем оглашают решение и рекомендации. Если специалисты считают, что нужна помощь внешних специалистов или нужен диагноз, ребенка могут отправить на комиссию. Но это только рекомендация — родители могут отказаться. Родители могут присутствовать на консилиуме: если им что-то непонятно в решении, им должны это объяснить. Если родители не присутствовали на консилиуме, их все равно должны ознакомить с решением и рекомендациями.

Комиссия. Заседание проводят в здании территориальной комиссии или в другом медицинском учреждении. Дату заседания должны назначить заранее и сообщить об этом родителям.

Дети попадают на комиссию только с согласия родителей. Родители или сами ведут ребенка или дают согласие, если это инициатива школы. Комиссия может запрашивать информацию о детях не только у родителей и школ, но и у органов власти. Например, информацию из полиции о правонарушениях, совершенных ребенком.

Родители вместе с детьми приходят на заседание комиссии и приносят заявление или согласие, копию паспорта ребенка или свидетельства о рождении, заключение консилиума или специалиста, если есть, заключение комиссии, если раньше ее уже проходили, выписку из истории развития ребенка, характеристику из школы, результаты продуктивной деятельности ребенка, письменные работы по русскому языку и математике.

Примерные вопросы, которые задают ребенку члены ПМПК.

Во время заседания ведется протокол. Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. После обследования комиссия выдает заключение с выводами о состоянии ребенка.

Специалисты указывают диагноз, прогноз и рекомендации. Родители могут не следовать им и обжаловать в центральной комиссии. Могут наоборот использовать заключение, чтобы им оказали необходимую помощь. Например, комиссия может написать, что ребенку нужен тьютор. Тогда директор школы обязана пойти навстречу и найти тьютора или придумать что-то еще.

ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия):

 что это такое в детском саду и школе.

Психолого-медико-педагогическая комиссия  (ПМПК)– важная инстанция для всех семей, где ребенок идет в школу или детский сад. Но особое значение она играет в жизни семей с детьми, имеющими нарушения или аномалии в развитии (психическом либо физическом), а также с поведенческими проблемами, например, синдромом гиперактивности. ПМПК выстраивает маршрут обучения и воспитания ребенка.

Суть ПМПК: это комиссия, оценивающая комплексное здоровье ребенка: психическое, физическое и психолого-педагогическое. Что необходимо для подбора таких условий дальнейшего развития, в которых ребенок сможет максимально раскрыть собственный потенциал.

На ПМПК может направить только социальная служба, медицинское государственное учреждение, образовательное учреждение, ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) или общественная организация (но только с разрешения родителей).

ПМПК – самостоятельная организация. Потому нельзя говорить о ней в рамках детского образовательного учреждения или школы. Такой вопрос возникает обычно из-за путаницы в аббревиатурах и схожих понятиях ПМПК (комиссия) и ПМПк (консилиум). Последнее функционирует в условиях какого-то образовательного учреждения. А на комиссию направляют уже из ПМПк.

К целям ПМПК относится:

  • своевременное выявление и коррекция детского недоразвития;
  • диагностика по узким профилям детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) или с особыми потребностями, как принято теперь в психологии говорить;
  • консультирование родителей;
  • объяснение и установка прав детей в сфере образования.

ПМПК решает 6 задач:

  1. Медицинская, психологическая и педагогическая помощь населению в профилактике отклонений в развитии детей.
  2. Своевременное обследование детей и выявление проблем.
  3. Определение готовности детей к обучению в школе.
  4. Подбор оптимальной формы обучения. При необходимости ребенок может быть отправлен на дополнительное обследование или ему изменят диагноз.
  5. Учет и контроль всех выявленных особенных детей.
  6. Отбор детей для коррекционных учреждений или классов, комплектация классов.

Состав ПМПК

Состав ПМПК может незначительно отличаться. Но в него обязательно входят:

  • врачи (невропатолог, психиатр, отоларинголог, окулист, педиатр);
  • дефектологи (логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);
  • социальный работник.

Основа деятельности

В своей работе ПМПК руководствуется нормативно-правовыми документами:

  1. Международные акты, определяющие и защищающие права ребенка и его представителей.
  2. Федеральные законы, указы и распоряжения президента.
  3. Решение муниципального образовательного органа о создании ПМПК.
  4. Устав ПМПК.

Алгоритм обследования

Вот привели вы своего сына или дочь на то самое непонятное обследование ПМПК. Что же вас там ждет? На самом деле ничего страшного или необычного. Но знать не повредит.

  1. Изучение пакета сопроводительных документов (от ПМПк образовательной организации).
  2. Обследование ребенка каждым из специалистов, составление частных заключений.
  3. Беседа с ребенком, выполнение им заданий, соответствующих возрастной психологии.
  4. Сопоставление результатов, обсуждение, учет социальной ситуации развития, составление общего заключения.

Как подготовить ребенка к ПМПК

  1. Прежде всего расскажите ребенку о том, что его ждет. Скажите, что ему будут задавать вопросы, на которые он обязательно ответит, если подумает. Все ответы он знает.
  2. Упомяните, что людей будет много, и они будут незнакомые, но бояться не нужно. Ведь родители им доверяют, да и сами будут рядышком.
  3. Обязательно скажите, что даже если ребенок ошибется или не ответит, то это не страшно. Его не будут ругать дома или на комиссии.
  4. Пообещайте, что после ПМПК сходите куда-нибудь или купите что-то ребенку (решается индивидуально что).

Комиссия: проходить или не проходить

Родители часто боятся отдавать своего ребенка на комиссию. Форумы в интернете забиты вопросами о том, обязательно ли это, чем грозит и как «отмазаться». Разрушу все сомнения: это не опасно, это не обязательно, но это желательно и полезно вашей же семье. «Отмазаться» можно, но нужно ли?

Если проблема есть и она будет выявлена, то комиссия подскажет (именно подскажет, а не категорично прикажет), как ее устранить. Если ребенок здоров, то совсем переживать не стоит. Да, в заключении ПМПК пишут о том, может ли ребенок учиться в общеобразовательном учреждении или нужно специальное, нужны ли курсы дефектолога или другие занятия. Но все это носит рекомендательный характер, а не обязательный. Хотя я советую прислушиваться к результатам комиссии. Если есть сомнения – пройдите несколько комиссий. В случае одинакового результата стоит прислушаться к профессионалам.

Иногда родители боятся, что их ребенка назовут «дураком», потому и избегают любых комиссий. Но к сожалению, нередки случаи: «хотел как лучше, а получилось как всегда». С проблемами в обучении и развитии ребенка может столкнуться любая семья. Это не постыдно и не наказуемо. Самое лучшее, что можно сделать – вовремя выявить проблему и поместить ребенка в соответствующие условия.

Чаще всего особые условия в детстве (при необходимости) дают «такого как все» ребенка в будущем. Работники комиссии – не враги. Они заинтересованы прежде всего в защите интересов ребенка и создании психологически благоприятных условий для его развития.

Психолого-медико-педагогическая комиссия для ребенка

Левина<br>Наталья

, педиатр | Обновлено 16 фев 2022

Содержание:

Какие документы нужны для прохождения ПМПК

Что и как оценивают специалисты ПМПК

О чем спрашивают ребенка специалисты ПМПК

Как подготовить ребенка к ПМПК

Опасения родителей и откровенный страх перед ПМПК уходят корнями в изначальное непонимание и незнание задач комиссии и принципов ее работы.

ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия, призванная выявить причины (заболевание, отставание в развитии, последствия педагогической запущенности), по которым детсадовец не может освоиться в группе, а школьник не способен усваивать школьную программу на базовом уровне.

ПМПК

ПМПК оценивает физическое и психологическое развитие ребенка

Особое значение прохождению ПМПК уделяется в том случае, если ребенок имеет нарушения развития (психического, физического) или такие поведенческие проблемы, как СДВГ.

СДВГсиндром дефицита внимания с гиперактивностью. Обычно снижение внимания и гиперактивность (избыточная подвижность) сочетаются. Однако существует вариант без гиперактивности с преимущественным снижением внимания, а также вариант с преимущественной гиперактивностью без существенного снижения внимания. Врачи считают, что этот синдром является результатом особенностей работы нервной системы.

Направление на ПМПК может выдать медицинское или образовательное учреждение, социальная служба или общественная организация.

Принятие окончательного решения (посещать или не посещать комиссию) всегда остается за родителями (законными представителями) ребенка.

Нормативная база

Деятельность ПМПК регламентируется такими правовыми и нормативными актами, как:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогических комиссиях»;
  • Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 23.05.2016 г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».

Состав ПМПК

В состав ПМПК, как правило, входят:

  • врачи: невролог, детский психиатр, отоларинголог, окулист, педиатр;
  • дефектологи (профильные): логопед, олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог;
  • социальный педагог;
  • юрист (при необходимости).

Олигофренопедагог – специалист по обучению и воспитанию детей с нарушенным интеллектуальным развитием.

Тифлопедагог – это специалист, осуществляющий учебные, реабилитационные и воспитательные мероприятия с лицами, которые имеют нарушения зрения (слепые, поздноослепшие и слабовидящие).

Сурдопедагог – это специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей, который проводит работу по их реабилитации и социальной адаптации.

Для чего создается ПМПК

Комиссии создаются не только для того, чтобы комплексно оценить состояние здоровья ребенка и помочь подобрать такие условия для его дальнейшего развития, чтобы он смог раскрыть свой собственный потенциал. Задачи ПМПК намного шире.

1. Медицинская, психологическая и педагогическая помощь родителям в вопросах профилактики и выявления отклонений в развитии ребенка.

2. Обследование ребенка и установление причин возможных отклонений в развитии.

3. Определение готовности ребенка к обучению в школе.

4. Помощь в подборе оптимальной формы обучения и в выборе коррекционного образовательного учреждения (при необходимости).

5. Отбор детей, нуждающихся в коррекционном обучении, комплектация коррекционных групп и классов.

6. Консультирование родителей по вопросам коррекции, воспитания и обучения детей с ОВЗ.

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Под этим термином обычно понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра. ОВЗ – не равно инвалидность!

7. Консультирование родителей по вопросам прав детей в сфере дошкольного и школьного образования.

Какие документы нужны для прохождения ПМПК

1. Паспорт родителя (законного представителя).

Законный представитель представляет документ о назначении его опекуном или попечителем.

2. Свидетельство о рождении или паспорт (для детей старше 14 лет) ребенка.

3. Заявление о проведении обследования (если инициатива исходит от родителей ребенка) или согласие на проведение обследования (если на ПМПК отправляет лечебная, образовательная, общественная организация или медико-социальная экспертизаМСЭ).

4. Выписка из медицинской карты ребенка, содержащая заключения наблюдающих его врачей-специалистов.

5. Педагогическая характеристика ребенка (выдается в детском саду или школе).

6. Дополнительные документы:

  • направление на комиссию из учебного или медицинского учреждения;
  • заключение психолога (из детского сада или из школы);
  • рекомендации социального педагога (из школы);
  • результаты медицинских обследований.

На заседание ПМПК родители могут представить специалистам школьные тетради и письменные работы (если ребенок учится в школе) или поделки и рисунки, если малыш – дошкольник. Все это является итогами умственной и творческой деятельности ребенка, поэтому может помочь специалистам в составлении индивидуального плана его развития.

Работы должны быть выполнены ребенком не позднее, чем за 2-3 месяца до заседания комиссии. После обследования они возвращаются родителям.

Что и как оценивают специалисты ПМПК

После подачи документов для прохождения комиссии в срок до 5 дней родителей извещают о месте и времени обследования ребенка. Родители (законные представители) всегда присутствуют на комиссии вместе с ребенком.

Характеристика на ПМПК

Во время ПМПК ребенка оценивают психолог, дефектолог, логопед и социальный психолог

Дефектолог определяет текущий этап развития ребенка (в этом помогают письменные работы, тетради, поделки, рисунки, выполненные ребенком, а также характеристики учебных заведений). Самым главным является:

  • чему удалось обучить ребенка за определенный срок;
  • характер и эффективность помощи учителей и родителей, которая оказывалась ребенку в процессе обучения.

Психолог оценивает:

  • поведенческие реакции;
  • характер общения;
  • сформированность высших психических функций (внимание, память, мышление, интеллект).

Логопед определяет уровень развития речи ребенка, качество устной (и письменной у школьников) речи.

Социальный педагог оценивает социальный статус ребенка (его место в детском коллективе, отношения со сверстниками и взрослыми).

Врачи определяют степень физического развития и степень патологии (при наличии заболевания).

О чем спрашивают ребенка специалисты ПМПК

Вопросы и задания зависят от возраста ребенка, особенностей его развития и тех задач, которые стоят перед комиссией.

1. Рассказать о себе, семье, друзьях, увлечениях. Назвать:

  • имена членов семьи;
  • клички животных;
  • мероприятия, которые недавно посещал;
  • любимые игры, мультфильмы, книги.

2. Ответить на вопросы, касающиеся окружающего мира. Например:

  • чем растения отличаются от животных, а птицы от рыб;
  • цвета, формы, размеры предметов;
  • владение понятиями «ближе-дальше», «сверху-снизу», «перед-после»;
  • отличие «живого» от «неживого» и т.д.

3. Задания на логику и память. В вопросах на логику проверяется умение:

  • обобщать (ложка, вилка, тарелка – это посуда);
  • анализировать, аргументировать ответ.

Задания на проверку памяти даются с использованием раздаточного материала (картинки, предметы).

4. В речевых заданиях анализируется способность ребенка составлять предложения и уметь пользоваться грамматическими формами. Оценивается:

  • правильность звукопроизношения;
  • владение пассивным и активным словарем;
  • уровень развития мелкой моторики рук и общей моторики.

Как подготовить ребенка к ПМПК

Все вопросы и задания, которые предлагаются комиссией, соответствуют конкретному возрасту. Поэтому если уровень психического и физического развития ребенка соответствует возрастным нормам, он без труда с ними справится.

Комиссия ПМПК

Во время психолого-медико-педагогической комиссии ребенка осматривают врачи: невролог, детский психиатр, отоларинголог, окулист, педиатр

Основная задача родителей (законных представителей) подготовить дочку или сына психологически:

  • рассказать о посещении комиссии без негатива и волнения;
  • настроить на предстоящее общение с незнакомыми людьми в незнакомой обстановке.

Обязательно заверьте ребенка, что если он ошибется в ответе или не сможет правильно выполнить задание, это не страшно. Ругать его за это никто не будет.

Перенесите дату обследования, если ребенок приболел или неважно себя чувствует.

Во время обследования не делайте ребенку замечаний. Не подсказывайте правильный ответ.

Результаты ПМПК

По итогам обследования комиссия готовит протокол (заключение), копию которого родители (законные представители) получают на руки под личную подпись. В заключении содержатся основные выводы и рекомендации ПМПК.

1. Обоснованные выводы об актуальном уровне развития ребенка, о наличии или отсутствии особенностей развития.

2. Выводы о необходимости (или отсутствии необходимости) специальных условий обучения.

3. Рекомендации о:

  • программе обучения ребенка;
  • создании для него доступной среды;
  • необходимости посещения дополнительных занятий со специалистами (логопедом, дефектологом, психологом и т.д.);
  • необходимости наблюдения у врача-специалиста.

Заключение ПМПК является правовым документом для обеспечения ребенку специальных условий при получении им образования в учебном заведении (дошкольном и школьном).

ПМПК дает заключение по результатам обследования ребенка, а не приказы к исполнению данных рекомендаций. Поэтому следовать или не следовать рекомендациям специалистов решают только родители (законные представители).

Однако родителям (законным представителям) следует понимать всю степень личной ответственности перед своим ребенком за решение, которое они принимают после получения заключения. Вся ответственность за дальнейшую судьбу ребенка ложится только на них.

Дети с ограниченными возможностями

В России из 33 миллионов детей более 689 тысяч живут с ограниченными возможностями. Как и у всех детей, у них есть амбиции и мечты о будущем. Как и все дети, они нуждаются в качественном образовании для развития навыков и полной реализации своего потенциала.

Идея психолого-медико-педагогической комиссии заключается в том, чтобы дети с ограниченными возможностями могли получить образование — и это образование должно быть персонализированным, с учетом индивидуальных сильных и слабых сторон ребенка.

В идеале, индивидуальная программа обучения, специальные учебные пособия, технические средства обучения и тьютор-ассистент, должны быть доступны и в общеобразовательной школе, и в коррекционной.

Но в реальности в обычных школах «особенные» дети и их родители сталкиваются с дискриминацией, стигмой и неспособностью людей, принимающих решения, интегрировать вопросы инвалидности в школьные услуги.

Коррекционные же школы зачастую неудобно расположены, а обучение в них формализовано и ориентировано на минимальный образовательный уровень.

Маяцкая Е.Е., медикобиолог, фармаколог

Видео

Список литературы

  1. Приказ Минпросвещения РФ № 373 от 31.07.2020 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», сайт.
  2. Письмо Минпросвещения России от 07.02.2020 № ВБ-234/07 «О направлении информации» (Вместе с «Методическими рекомендациями для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по формированию заключений, включающих рекомендации по сопровождению ассистентом (помощником) и (или) тьютором»), сайт.
  3. Письмо Минпросвещения России от 30.04.2020 № 07-2949 «О направлении рекомендаций о деятельности ПМПК», сайт.
  4. Письмо Минпросвещения РФ от 14.08.2020 № ВБ-1612/07 «О программах основного общего образования», сайт.

Фото: © Depositphotos  

9 февраля 2022 12:00 | Отредактировано: 16 февраля 2022 16:14

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Что это такое?

Просмотров: 13901, дата: 12.06.2015, автор: Ольга Даниловская

Само словосочетание «психолого-медико-психологическая комиссия» вызывает опасение и чувство тревожности. Что скрывается за аббревиатурой ПМПК? Кто ее проводит, с какой целью? Неутешительны и отзывы родителей в интернете: зачастую комиссия проводится в некомфортной для ребенка обстановке, когда специалистам важно «поставить диагноз», и, кажется, что судьба ребенка их не волнует. Стоит ли бояться комиссии и как она проходит.

 


 

        «Люди с опаской относятся к комиссиям, а когда это касается ребенка, то тут срабатывает защитная реакция родителей: не отдам на растерзание, мой ребенок не дурак и т.п.! Слепая родительская любовь и вера в исключительность собственного чада затмевает разумное правило: «Не навреди!» А ведь заключение специалистов — не приговор, но реальная помощь и родителям, и детям. Чем раньше будет выявлена причина неуспеха, тем легче она может быть устранена. Все, как у врачей».
 


Что такое ПМПК?

         ПМПК — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, ЗПР и др.) и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.
         На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста, как правило, учеников 1-4 классов, потому что в этом возрасте уже становится понятно, есть ли у ребенка непреодолимые препятствия к обучению в обычной школе или нет.
       Направляет на комиссию обычно школа (учитель, завучи) или сами родители, когда считают, что ребенку нужно обучаться в учреждении другого типа.

        На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов. В комиссию входят: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, учитель, родители.
         Все специалисты могут сидеть как за одним столом, и ребенок стоит (сидит) перед ними, или же специалисты сидят за разными столами, и ребенок подходит к ним по очереди. Они задают вопросы идают задания. Стоит сказать, что сама форма проведения ПМПК некомфортна для ребенка: врачи зачастую не подбадривают его, торопят, не дают передохнуть. По времени обследование занимает примерно час-два. Родителям важно успокоить ребенка, поддержать, а в случае резких вопросов или озвучивания диагнозов защитить. На комиссию нужно взять с собой поесть и попить.

Подготовка ребенка к  прохождению ПМПК

       Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка и проверяемых диагнозов.

 

Что спрашивают на ПМПК?

  • Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
  • Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин,  распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
  • Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
  • Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
  • Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
    • синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
    • антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
    • омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).

       А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.

  • Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
  • Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
  • Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.

    То есть вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики. Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться.
    Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.

 


Результаты ПМПК

       По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).
       В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации родителям:

  • Сможет ли ребенок обучаться в обычной школе.
  • Рекомендовано ли обучение в коррекционной школе.
  • Нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.

    Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям.
 

Другие блоги пользователя

  • День рыбака
  • Символ ГУМа
  • «Царские дни» в Екатеринбурге
  • Магнитогорский государственный технический университет
  • Оздоровительно-спортивный комплекс «Абзаково»
  • Магнитогорский театр оперы и балета
  • Жир и сахар снижают умственные способности
  • День медицинского работника
  • Поэзия Андрея Дементьева
  • Многозначный термин радикал

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.

Психолого-медико-педагогическая комиссия

Что такое ПМПК?

ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия.

Целью организации ПМПК является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического обследования.

Кто входит в состав ПМПК?

— учитель-дефектолог;

— педагог-психолог;

— врач-невропатолог;

— врач-психиатр.

Нормативно-правовая и законодательная база Республики Беларусь

по вопросам организации психолого-медико-педагогических комиссий

Кодекс Республики Беларусь об образовании

Статья 265 п. 2 Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации:

«…В государственном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации создается психолого-медико-педагогическая комиссия для проведения психолого-медико-педагогического обследования лиц с особенностями психофизического развития»;

«…Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка с особенностями психофизического развития проводится с согласия и в присутствии его законного представителя. По результатам психолого-медико-педагогического обследования составляется заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, содержащее рекомендации об обучении и воспитании лиц с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказания им коррекционно-педагогической помощи или о создании им специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования»;

«…Обучение и воспитание ребенка с особенностями психофизического развития по соответствующей образовательной программе специального образования, рекомендованной государственным центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, осуществляются с письменного согласия его законного представителя»;

«…Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и подписывается этим законным представителем и руководителем государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, а в случае отказа законного представителя поставить подпись – и членами психолого-медико-педагогической комиссии».

Документы, необходимые для прохождения ПМПК

При проведении психолого-медико-педагогического обследования законные представители (родители) ребенка предоставляют членам комиссии следующие документы

— выписка из истории развития ребенка с заключениями специалистов (отоларинголога, офтальмолога, невролога и др.). Выписка выдается по территориальному принципу участковым педиатром;

— заключение детского врача-психиатра (или справка из ПНД);

— психолого-педагогическая характеристика из учреждения образования, где обучается ребенок;

— рабочие материалы ребенка: 1-2 рисунка.

Документы, необходимые для посещения врача-психиатра

-направление учителя-дефектолога из учреждения образования, где обучается ребенок;

— психолого-педагогическая характеристика из учреждения образования, где обучается ребенок.

​Предоставленные документы в полном объеме дают дополнительную информацию для выявления причин того или иного нарушения (проблемы), определения подбора диагностических методик с целью углубленного изучения характера нарушения, составления рекомендаций для родителей и специалистов.

Как проходит обследование на ПМПК?

На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители (законные представители) с ребенком.

Результаты ПМПК

Комиссия после коллегиального обсуждения результатов психолого-медико-педагогического обследования составляет заключение ЦКРОиР содержащее:

— описание структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения;

— рекомендации об обучении и воспитании учащегося с определением дальнейшего маршрута образования.

По результатам обследования в письменной форме оформляется согласие (несогласие) законного представителя с рекомендациями об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития и образовательной программе специального образования.

Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении ЦКРОиР и подписывается этим законным представителем и руководителем государственного ЦКРОиР.

Подготовка ребенка к  прохождению ПМПК

Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка.

Что спрашивают на ПМПК?

  • Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
  • Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин,  распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
  • Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
  • Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
  • Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
    • синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
    • антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
    • омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).

А также просят определить наличие звука в слове, их последовательность, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.

  • Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
  • Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
  • Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.

То есть вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики.

Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.

Персональный сайт педагога-психолога МАУДО «Детский сад №8» (структурное подразделение) г. Ялуторовска Блиновой Татьяны Александровны

ПМПК и ПМПк. В чем разница?

ПМПК и ПМПк — это две схожие аббревиатуры, двух совершенно разных по составу, формированию, задачам и осуществляемой деятельности, образовательных структур. Общее у них одно- помочь детям с проблемами в обучении осилить образовательную программу.

ПМПК — психолого-медико-педагогическая комиссия  создается в целях коррекции детского недоразвития, путём установления права данной категории детей на специальное образование, а также для консультирования родителей (законных представителей), педагогов и других заинтересованных лиц по всем вопросам, связанным с физической и (или) психической недостаточностью детей.

ПМПк — психолого-медико-педагогический консилиум призван рассматривать личность ребенка с учетом всех ее параметров: психологического и психического развития, социальной ситуации, состояния здоровья, характера предъявляемых требований, оптимальности педагогических воздействий.

ПМПк является объединением специалистов конкретного образовательного учреждения, составляющее ядро психолого-медико-педагогической службы образовательного учреждения, организуемое при необходимости комплексного, всестороннего, динaмичeского диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности в адаптации к условиям данного образовательного учреждения различной этиологии в связи с отклонениями в развитии окончание сужает спектр проблем.

Психолого-медико-педагогический консилиум — организационная форма, в рамках которой объединяются усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса для решения проблем обучения и полноценного развития детей и подростков.

ПМПК по масштабам шире, нежели ПМПк, так как ПМПК проводится на городском уровне, а ПМПк в пределах конкретного образовательного учреждения. Специалисты ПМПк направляют детей на ПМПК.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно пишется пмж
  • Как правильно пишется плачьте или плачте
  • Как правильно пишется плясали или плесали
  • Как правильно пишется плачущий или плачащий
  • Как правильно пишется плющом или плющем