Как правильно пишется полонез огинского

Михаил Клеофас Огинский

Прощание с родиной (польск. Pożegnanie Ojczyzny), часто Полонез Огинского — полонез ля минор, написанный польским композитором Михаилом Огинским в 1794 году. Один из самых известных полонезов.

Считается, что Огинский написал полонез, покидая Речь Посполитую после подавления российскими войсками восстания Костюшко, в котором он принимал участие.

Первоначально написан для клавира, существуют переложения для различных инструментов и оркестровка. Полонез записан рядом известных исполнителей, в том числе Вандой Ландовской (на клавесине). Белорусский Государственный ансамбль «Песняры» исполняет полонез Огинского с текстом, написанным руководителем коллектива Вячеславом Шараповым[1].

«Полонез Огинского» дал название одноимённому фильму, одноимённой пьесе Николая Коляды и фирменному поезду «Полонез»[источник не указан 561 день]. В московском метрополитене начальные такты Полонеза Огинского звучат при попытке неоплаченного прохода через турникеты[2].

Примечания

  1. БГА «Песняры» п/у В. Шарапова: информация о песне
  2. Григорий Вдовин. В московском метро «зайцы» скачут через турникеты под полонез Огинского // Вести, 1.03.2010.

Ссылки

  • Прощание с родиной (инф.)
  • Полонез Огинского: ноты произведения на International Music Score Library Project
  • Полонез Огинского (переложение для струнного квартета, исполняет Квартет имени Чюрлёниса)
  • Полонез Огинского (переложение для домры, гитары и контрабаса, исполняет трио «Тройка», Новая Зеландия)
  • Полонез Огинского на белорусском языке (проект «Я нарадзіўся тут», Беларусь)

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 августа 2015;
проверки требует 1 правка.

Текущая версия

«Прощание с Родиной» (польск. Pożegnanie Ojczyzny), часто Полоне́з Оги́нского — полонез ля минор, написанный польским композитором Михаилом Огинским в 1794 году. Один из самых известных полонезов.

Считается, что Огинский написал полонез, покидая Речь Посполитую после подавления российскими войсками восстания Костюшко, в котором он принимал участие.

Первоначально написан для клавира, существуют переложения для различных инструментов и оркестровка. Полонез записан рядом известных исполнителей, в том числе Вандой Ландовской (на клавесине). Ансамбль «Песняры» исполняет полонез Огинского с текстом на белорусском языке, написанным руководителем коллектива Вячеславом Шараповым[1].

«Полонез Огинского» дал название одноимённому фильму. В московском метрополитене начальные такты полонеза Огинского звучат при попытке неоплаченного прохода через турникеты[2].

«Полонез Огинского» рассматривался как вариант государственного гимна Беларуси, однако по мнению государственной комиссии, отклонившей этот вариант, он слишком сложен для исполнения и понимания в качестве официального гимна.

Примечания[править | править вики-текст]

  1. БГА «Песняры» п/у В. Шарапова: информация о песне
  2. Григорий Вдовин. В московском метро «зайцы» скачут через турникеты под полонез Огинского // Вести, 1.03.2010.

Ссылки[править | править вики-текст]

  • Прощание с родиной (инф.)
  • Полонез Огинского: ноты произведения на International Music Score Library Project
  • Полонез Огинского (переложение для струнного квартета, исполняет Квартет имени Чюрлёниса)
  • Полонез Огинского (переложение для домры, гитары и контрабаса, исполняет трио «Тройка», Новая Зеландия)
  • Полонез Огинского на белорусском языке (проект «Я нарадзіўся тут», Беларусь)

March 28 2018, 11:21

Category:

  • Музыка
  • Cancel

Итак, кто же всё таки написал полонез Огинского?

Screenshot

https://gmorder.livejournal.com/8400159.html#t152745247

Да, этот вопрос был конечно шуткой, кто повнимательней заметили, что среди фамилий есть одно имя, за него и голосовали, так как и Ежу понятно что написал Огинский, но такой строчки не было. Но правильный ответ заметили или знали только самые внимательные, на него указывала ошибка в первой строчке — в ЛермонТов нет буквы Т. А лишняя буква Т в слове КлеофасТ. Но и это не все, Михаил это не совсем точный ответ, должно быть Мишель, так что)))

Итак ТАДАМ…

Правильный ответ на вопрос кто написал полонез Огинского — польский композитор Михал Клеофас Огинский (Michal Kleofas Oginski)

Так что абсолютно правильно ответили лишь те кто проголосовал за Клеофаста, так как Огинский Мишель, а не Михаил если подходить к этому дотошно.

И чтобы уж до конца разобраться с названиями, внесём ещё одно уточнение — по правилам польского языка фамилия Oginski произносится как Огиньский, с мягким знаком, хотя в русскоязычных источниках мягкий знак обычно убирают, поэтому оба сокращённых названия — «Полонез Огинского» и «Полонез Огиньского» — одинаково правильны.

Да я гад))) надеюсь вам понравилось)))


Polonaise célèbre «Les adieux à la patrie», Москва, издатель П. Юргенсон, комиссионер Императорской певческой капеллы, Императорского русского музыкального общества и Консерватории в Москве, выпуск 1914—1915 гг. Источник

В старые добрые времена, подобные вопросы, мучили советскую молодёжь чаще, чем сейчас. Сегодня, что только нас не мучает, кроме вопросов культуры.


Хотя какой это вопрос? Скорее избитая шутка.

Родилась она на двух сросшихся понятиях: польском танце «Полонез» и фамилии польского же композитора Михаила Огинского (полное имя: Михаил Клеофас Огинский).


Михаил Клеофас Огинский (25 сентября 1765 — 15 октября 1833)

Некоторые источники, в материалах об Огинском, к определению «композитор» добавляют «любитель». Хотел бы я быть таким «любителем»!

Вот как реализация этой «бородатой» шутки выглядит на телеэкране:

Правильный ответ, конечно же: полонез Огинского, Михаил Огинский же, собственно и написал.

Удивительно, как переплелись фамилия и танец, только благодаря тому, что музыкальное произведение, написанное в 1794 году (223 года назад!), стало по-настоящему бессмертным.

Фактически, этот полонез стал музыкальным аналогом «восьмого» чуда света, хотя, конечно не единственным: гениальных музыкальных произведений гораздо больше, чем «чудес света».

Полное название полонеза, как если бы его объявляли со сцены, звучит примерно так:
Михаил Клеофас Огинский, Полонез №13, ля-минор (a-moll), «Прощание с Родиной».

Оказывается, этот полонез, имеет своё название и оно естественно не «Полонез Огинского»!

За названием «Прощание с Родиной», кроется часть истории Речи Посполитой (федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского) и биографии самого Михаила Огинского.

Композитор, написавший бесконечно грустную и лирическую мелодию был дипломатом, политиком, и, как это не странно звучит, в какой-то момент даже «бунтарём».

С 1790 года, князь Михаил Клеофас Огинский, посол Речи Посполитой в Голландии, с 1791 года — в Великобритании, в 1793—1794 — казначей Великого княжества Литовского.

В 1794 году, Огинский, участвовал в восстании (Восстание Костюшко) за восстановление независимости Речи Посполитой во главе сформированного им батальона егерей.

Восстание Костюшко потерпело поражение, причём не без участия войск царской России, а на последнем этапе и нашего прославленного полководца Александра Васильевича Суворова.
Также в подавлении восстания Костюшко участвовали и прусские войска.

После объявленной амнистии в 1802 году, Михаил Огинский поселился в России в имении Залесье (сейчас это территория Сморгонского района Белоруссии), где построил усадьбу и заложил парк.

В 1807 году встречается с Наполеоном в Италии, а в 1810 году Огинский переезжает в Санкт-Петербург и становится сенатором Российской империи, активно занимается политикой.

В 1810 — 1812 годах, князь Огинский — доверенное лицо императора Александра I. Предлагает последнему проект создания Великого княжества Литовского в составе Российской империи, известный под названием план Огинского, который, однако, был отвергнут.

В 1823 году пошатнувшееся здоровье вынуждает его переехать в Италию, где он прожил последние 10 лет жизни.

С 1810 года, после переезда в Санкт-Петербург, на мой взгляд, началась довольно интересная «спираль» биографии Михаила Огинского, ещё раз подтверждающая, что реальная жизнь, куда многообразнее надуманных поверхностных текстов:

«Ты стал бунтарем, и дрогнула тьма,
Весь мир ты хотел изменить —
Но всех бунтарей ожидает тюрьма —
Кого ты хотел удивить?»

Я привёл лишь некоторые вехи биографии Михаила Клеофаса Огинского, чтобы стало понятно, насколько насыщенной была его жизнь, где музыка, не всегда была на первых ролях.

Существует много примеров, когда человек, занимающийся всю жизнь творчеством, оставил после себя огромное наследие, большая часть которого стало популярным и принесло ему мировую известность.

Или наоборот: «натворил» много, но известными из этого стали лишь единичные произведения.

«Полонез Огинского», позволю себе назвать его так, «по-народному» — яркий пример того, когда творчество было не самым главным в жизни, и наследие не так уж велико, но там есть всего одна, казалось бы небольшая, но яркая «звёздочка», прославившая композитора на века!

Никогда не знаешь: что, где и когда «выстрелит».

Кто-то пишет всю жизнь «тоннами», работая на износ.
Яркие примеры: Гендель — 40 опер (!) 32 оратории и т.д., а это всё монументальные произведения (!), или Гайдн — 104 симфонии (истинный масштаб понятен тем, кто знает, что означает написание хотя бы одной симфонии!).

Конечно, у Гайдна есть, и знаменитая «Прощальная» симфония (когда музыканты оркестра, постепенно уходят, гася за собой свечи), и не менее знаменитая 103-я симфония, «с тремоло литавр» и т.д.
Но всё-таки, далеко не все его симфонии стали известными.

А кто-то, просто живёт полноценной жизнью, сильно не заморачиваясь музыкой.
Участвует в восстаниях, совершает побеги, служит на высоких государственных постах.
И где-то, между этими событиями, поддавшись сиюминутной слабости и тоске по Родине, пишет несложную пьеску для клавира.
Но в дальнейшем, именно это, казалось бы, столь незначительное, на тот момент, событие, оставит его фамилию в веках!
Причём настолько глубоко, что людям будет совершенно всё равно, кем он был и как жил, а многие, даже не будут знать, что его фамилия, является именно фамилией, а не названием произведения.

Так всё-таки, кто же написал «Полонез Огинского»?

***
Вольная фортепианная трактовка полонеза, с портретами, нотами и фотографиями:

Привычное для нашего уха, современное оркестровое исполнение:

Электронная вариация полонеза в исполнении Виктора Зинчука:


  • Следите за моим Дзеном
  • Оригинал записи в блоге автора Кто написал полонез Огинского?

?

LiveJournal

Log in

If this type of authorization does not work for you, convert your account using the link

September 26 2016, 00:30

Categories:

  • История
  • Музыка
  • Cancel

О полонезе Огинского «Прощание с Родиной»

Оригинал взят у slavikap в Прощание Огинского с родиной

25 сентября 1765 года родился Князь Михаи́л Клео́фас Огинский, автор одноименного полонеза «Прощание с Родиной» (польск. Pożegnanie Ojczyzny), более известный как полонез Огинского. Ряд исследователей также приписывали ему музыку польского гимна Jeszcze Polska nie zginęła.

Он вырос в высокообразованной дворянской семье и получил хорошее, в том числе и  музыкальное образование.

С 1790 года он посол Речи Посполитой в Голландии, с 1791 года — в Великобритании, В 1793—1794 годах он занимает должность казначея Великого княжества Литовского. В 1794 году участвовал в Польском восстании во главе сформированного им батальона егерей. После поражения восстания эмигрировал в Константинополь, где стал активным деятелем эмиграции, затем переехал в Париж. В Париже контактировал с Талейраном и французской директорией с целью восстановления независимости Речи Посполитой. В 1807 году встречается с Наполеоном в Италии.
Поняв бесплодность этих надежд и в связи с объявленной амнистией в 1802 году возвращается в Россию и живет в имении Залесье (на территории нынешней Белоруссии).

В 1810 году Огинский переезжает в Санкт-Петербург и становится сенатором Российской империи, активно занимается политикой. В 1810—1812 годах он становится доверенным лицмо императора Александра I. Предлагает последнему проект создания Великого княжества Литовского в составе Российской империи, известный под названием план Огинского, который был отвергнут.

В 1817 году Огинский едет в Вильно. В 1823 году проблемы со здоровьем вынуждает его переехать в Италию, где он и прожил последние 10 лет жизни.

Михаил Клеофас Огинский. Полонез «Прощание с Родиной». Прекрасное фортепианное исполнение

Полонез Огинского «Прощание с Родиной»

Самое знаменитое и наиболее популярное в мире произведение польской классической музыки — это полонез «Прощание с Родиной», более известный как «Полонез Огинского» (теперь эту музыку в формате mp3 можно скачать бесплатно, ссылка указана в конце статьи).

Из названия уже понятно, кто написал полонез Огинского — польский композитор Михал Клеофас Огинский (Michal Kleofas Oginski), хотя многие россияне ошибочно пишут название данного музыкального произведения как «Полонез Агинского», путая композитора Огинского с Агинским Бурятским автономным округом.

И чтобы уж до конца разобраться с названиями, внесём ещё одно уточнение — по правилам польского языка фамилия Oginski произносится как Огиньский, с мягким знаком, хотя в русскоязычных источниках мягкий знак обычно убирают, поэтому оба сокращённых названия — «Полонез Огинского» и «Полонез Огиньского» — одинаково правильны.

Помимо ошибок в названии нередко допускают ещё и ошибку историческую — полонез «Прощание с Родиной» обычно считают исключительно польской национальной музыкой, однако полонез Огинского в такой же степени белорусский, как и польский.

История создания полонеза Огинского «Прощание с Родиной» такова:

В конце XVIII века сильные в военном отношении государства считали совершенно нормальным и вполне естественным навязывать свою волю государствам более слабым, используя в качестве предлога для вооружённого нападения что угодно (и в начале XXI века абсолютно ничего не изменилось).

Так вот, в роли сильных государств в конце XVIII века оказались Пруссия, Австрия и Российская Империя, а в роли более слабого оказалось то государство, которое обычно называют «Польша», хотя его полное официальное наименование звучало так: «Речь Посполитая Короны Польской и Великого княжества Литовского».

«Речь Посполитая» в переводе с польского и старобелорусского означает «республика», и это было союзное государство, состоявшее из двух частей — Короны Королевства Польского, куда входили территории нынешних Польши и Западной Украины, и Великого Княжества Литовского, куда входили территории нынешних Литвы, Белоруссии, Центральной и Восточной Украины.

Кстати, в Великом княжестве Литовском государственным языком наряду с польским и литовским был также западнорусский (старобелорусский) язык, и многие руководители по своей этнической принадлежности происходили из западных русинов (предков нынешних белорусов).

Одним из таких руководителей стал Михал Клеофас Огинский, который в 1793 году занял должность, называвшуюся «Великий подскарбий Великого княжества Литовского» — по своим функциям этот пост соответствовал министру финансов.

Огинский был не только госчиновником, но и композитором-любителем, и написал на тот момент довольно много музыкальных произведений, и некоторые из них даже стали популярными в Российской Империи, и понравились лично императрице Екатерине II, хотя отношения между странами были весьма враждебными.

Австрия, Пруссия и Российская Империя с 1772 года начали делить Речь Посполитую между собой, и этот процесс, получивший в литературе название «разделы Польши», представлял собой обычную военную оккупацию, когда три великие державы, заранее договорившись, просто одновременно вводили войска на понравившиеся территории, а Речь Посполитая в то время не обладала достаточными силами, чтобы оказывать эффективное сопротивление сразу троим мощнейшим противникам.

К 1793 году в результате таких «разделов» Австрия, Пруссия и Российская Империя оттяпали от Речи Посполитой почти половину территории, и держали свои воинские гарнизоны в тех городах, которые официально ещё оставались в составе Речи Посполитой, и тем самым переполнили чашу терпения поляков, литовцев и белорусов.

Причём недовольны были в основном люди не очень богатые, а тогдашние «олигархи», которых называли «магнатами», наоборот, поддерживали оккупантов, так как их богатству ничего не угрожало.

И вот в такой обстановке в Речи Посполитой, на территории нынешних Польши и Западной Белоруссии, начинается восстание под руководством генерала Тадеуша Костюшко (который так же, как и М.К. Огинский, происходил из белорусов).

Михал Клеофас Огинский принял участие в восстании Костюшко, и на все свои личные деньги (именно на личные, а казённых денег министр финансов не тронул!) снарядил вооружённый отряд численностью в 2500 человек.

Огинский не только командовал боевым отрядом, но и написал для повстанцев несколько патриотических песен и маршей. Он отказался от княжеского титула, и стал называть себя просто гражданином. Девизом повстанческого отряда Михала Клеофаса Огинского были слова «Свобода. Стойкость. Независимость».

Восстание под руководством Костюшко и Огинского напоминало действия зверя, загнанного в угол — это был акт последнего, отчаянного, беспримерного мужества, однако совершенно бесполезного и не имевшего ни малейшей надежды на успех. Силы были слишком неравны.

В октябре 1794 года восстание Костюшко было подавлено, Речь Посполитая как государство окончательно ликвидирована, сам генерал Костюшко был тяжело ранен и взят в плен российскими войсками, а Михалу Клеофасу Огинскому, после разгрома его отряда, удалось бежать — по чужим документам, под видом лакея, он пробрался на австрийскую территорию, а оттуда — в Италию, и поселился в Венеции.

Именно там, в Венеции, Михал Клеофас Огинский написал полонез «Прощание с Родиной» (по-польски — «Pozegnanie Ojczyzny»). За годы эмиграции он успел побывать, помимо Италии, также в Турции и Франции, а в 1802 году российский император Александр II амнистировал многих участников восстания Костюшко, в том числе и Огинского.

Композитору было возвращено ранее конфискованное за участие в восстании его имение Залесье на территории нынешней Белоруссии, и Михал Огинский смог вернуться на Родину, с которой он до этого, казалось бы, навсегда распрощался.

В 1810 году Михал Клеофас Огинский был даже назначен тайным советником и сенатором Российской Империи, однако даже высшие государственные должности не могли заглушить в нём тоску по утраченной независимости его Родины.

Огинский понял, что не может видеть, как по его родной земле ходят победители, ему невыносимо было осознавать, что той его Родины, какая она была раньше, уже нет, и больше никогда не будет. И он не мог заставить себя служить победителям, хотя к нему относились очень доброжелательно.

Поэтому в 1817 году Михал Клеофас Огинский отказался от всех российских государственных должностей, и вернулся в своё имение. Впоследствии он жил в Вильно (нынешний Вильнюс) и Варшаве, а в 1822 году в связи с резко ухудшившимся здоровьем уехал лечиться в Италию, и поселился во Флоренции, где и умер через 11 лет, в 1833 году.

Как становится понятным из истории его написания, полонез Огинского «Прощание с Родиной» символизирует расставание с Родиной во всех смыслах — и как физический отъезд за границу, и как прощание с захваченной, уничтоженной победителями страной.

И вот что особенно важно — написанный Михалом Клеофасом Огиньским полонез «Прощание с Родиной» стал именно той музыкой, которая примирила победителей с побеждёнными.

В Российской Империи полонез Огинского стал одной из самых популярных мелодий. Русский писатель Фаддей Венедиктович Булгарин пишет в одном из своих писем: «Кто же не знает полонеза Огинского?». Русский художник Илья Ефимович Репин изобразил Михала Клеофаса Огинского на картине «Славянские композиторы», которая установлена в фойе Большого зала Московской консерватории. В одном из репинских писем есть такие строки об Огинском: «Имя его известно всей России».

Полонез Огинского «Прощание с Родиной» прозвучал в двух советских фильмах.

Первый фильм, снятый в 1971 году, так и называется — «Полонез Огинского». Речь в нём идёт о польском музыканте, который бежал в Белоруссию после захвата немцами Польши в 1939 году, а когда немцы захватывают и Белоруссию, он начинает помогать белорусским партизанам.

Второй фильм — это фильм 1990 года «Попугай, говорящий на идиш», рассказывающий о польском еврее, точно так же из-за нападения немцев вынужденном покинуть Польшу. В этом фильме полонез Огинского звучит в качестве музыкальной заставки в самом начале кинокартины.

В современной Польше полонез Огинского «Прощание с Родиной» считается музыкальным символом страны, выдвигались даже предложения сделать эту музыку польским государственным гимном. Полонез Огинского исполняется в польских школах на выпускных вечерах, очень часто используются рингтоны и сигналы вызова мобильных телефонов с этой мелодией.

Кстати, польский писатель Антоний Ленкевич выдвинул версию, что полонез «Прощание с Родиной» написал не Михал Клеофас Огинский, а его дядя Михал Казимир Огинский, который в 1771 году, точно так же, как впоследствии его племянник, участвовал в восстании против российского вмешательства в дела Речи Посполитой, и тоже был вынужден бежать за границу. По версии А. Ленкевича, полонез «Прощание с Родиной» был написан Михалом Казимиром Огинским в Париже в 1773 году.

Однако никаких убедительных доказательств того, что полонез «Прощание с Родиной» написал Михал Казимир Огинский, а не Михал Клеофас Огинский, не имеется, и другими исследователями и музыкальными историками версия Антония Ленкевича не поддерживается.

Если говорить о чисто музыкальных особенностях, то полонез — это особый жанр музыки, возникновение которого в Речи Посполитой относится к XVII веку. Полонез как мелодия предназначался сначала для торжественного танца-шествия, также называемого «полонез», а затем оторвался от этого танца, и стал просто музыкой ради музыки.

Для полонеза характерны медленность, иногда торжественность, иногда грустность. Полонез М. Огинского «Прощание с Родиной» как раз относится именно к таким, грустным образцам полонеза.

Полное авторское наименование полонеза Огинского, как назвал его сам композитор в сборнике своих музыкальных произведений, изданном во Флоренции в 1831 году, таково: Полонез № 13 ля минор «Прощание с Родиной».

Полонез Огинского написан для исполнения на фортепиано, и хотя создавались различные его аранжировки для симфонического оркестра, скрипки и органа, авторский вариант для фортепиано является самым удачным.

Полонез М. Огиньского — это необычайно грустная мелодия, очень соответствующая своему названию — «Прощание с Родиной», и некоторые вполне серьёзные и солидные люди говорили мне, что когда они начинают слушать полонез Огинского, у них на глазах появляются слёзы. К концу мелодии постепенно появляются некоторые торжественные нотки, но они не меняют общей минорной тональности произведения.

Полонез «Прощание с Родиной», написанный Михалом Клеофасом Огинским, уже больше двух столетий остаётся самым известным и самым популярным в мире произведением польской классической музыки, и это одна из лучших инструментальных мелодий за всю музыкальную историю человечества.

Если хотите послушать полонез Огинского «Прощание с Родиной», скачать эту музыку в формате mp3 можно бесплатно на этом сайте.

www.zaxodi-v-internet.ru

«Кто написал полонез Огинского?» — Запись в сообществе «О музыке»

Virvir Кто написал полонез Огинского? 02 декабря 2012 в 00:52

Если быть внимательным, то ответить на этот вопрос не сложно — конечно же, полонез Огинского написал Огинский.

Однако на самом деле вопрос совсем в другом: а кто такой был этот Огинский? Что он был за человек?

Граф Михаил Клеофаст Огинский родился в 1765 году в ныне уже не существующем государстве – Великом Княжестве Литовском, которое располагалось на территории современной Белоруссии, Украины и Литвы. Вместе с другим государством – Польшей, оно входили в конфедерацию с несколько пугающим названием — Речь Посполитая Короны Польской и Великого княжества Литовского. Поэтому все предпочитали называть её проще — Речь Посполитая. Что в дословном переводе на русский значит Вещь Гражданская, а в литературном — Республика.

Михаил Огинский, получив блестящее и разностороннее образование (в том числе и музыкальное), быстро сделал политическую карьеру, и в возрасте 28 лет занял пост, соответствующий современному понятию «министр финансов». И казалось бы, жизнь его была полна самых радужных перспектив.

Но в этот же самый момент три наиболее мощные европейские державы того времени — Австрия, Пруссия и Россия, вступили в преступный сговор под названием «Союз трёх чёрных орлов» (чёрные орлы присутствовали на гербах всех этих государств). И одновременно и вероломно ввели свои миротворческие силы в соседнюю Речь Посполитую.

Нельзя сказать, чтобы местным жителям это очень понравилось. По правде говоря, им это вообще не понравилось. Поэтому они взялись за оружие.

Михаил Огинский на собственные деньги снарядил отряд из двух половинной тысяч бойцов, и, избрав девизом отряда «Свобода. Стойкость. Независимость», безрассудно бросился на защиту своей Родины. Однако силы были слишком неравные, и, несмотря на отчаянную борьбу и руководство восстанием человека, чьим именем позже назовут округ в Америке и высочайшую гору Австралии, восстание было подавлено.

Михаилу вместе с женой Изабеллой приходится бежать в итальянскую Венецию, где он попадает в очень тяжёлое положение: все деньги истрачены на борьбу за независимость, недвижимость конфискована, а сам он объявлен в розыск тремя державами. Семье богатых аристократов приходится жить буквально впроголодь. И его жена испытания бедностью не выдерживает – воспользовавшись тем, что она лично не в розыске, Изабелла возвращается к родственникам, живущим в Польше. А Михаил, в отчаянии, горе и тоске, именно тогда и пишет свой знаменитый полонез.

Однако Михаил Клеофаст Огинский был не тот человек, что опустит руки и станет упиваться своим горем. Он едет в Турцию и просит помощи в освобождении своей страны у султана. Ничего не добившись, едет в Париж и там начинает уговаривать уже Наполеона — Огинский даже оперу написал в его честь! Однако, наплевав на оперу, Наполеон освободительному походу в Речь Посполитую предпочитает захватнический поход в Египет. И Михаил в нём разочаровывается.

Но здесь его приглашает пожить у себя друг, с которым Михаил познакомился, будучи послом Речи Посполитой в Голландии. Друга звали Вили, а если полным именем — то Вильгельм V, король Нидерландов.

Вильгельм приютил у себя беглого борца за независимость. Но, заметив, что тоска так и не покинула глаза его друга, сделал для него даже большее – встретившись с королём Пруссии Фридрихом II, уговорил того дать Огинскому возможность приехать к жене — на территорию вошедшей в состав Пруссии Польшу. Более того – Вильгельм даже заставил дать обещание, что Фридрих не выдаст Огинского ни российской, ни австрийской полиции.

И так семья Огинских воссоединилась. В Польше у них быстро родилось два сына, и первый из них был назван Тадеушем — в честь руководителя восстания Тадеуша Костюшко.

Однако Михаил всё равно тосковал по своим родным местам.

А потому очень воодушевился, услышав новость о кончине российской императрицы Екатерины Великой.

Дело в том, что Екатерина, поначалу не очень охотно согласившаяся на участие России в заговоре «Трёх чёрных орлов», к концу жизни Речь Посполитую (о которой раньше тепло отзывалась как о «славянской Франции») просто ненавидела. И к этому чувству умнейшей женщины и гениального политика примешивался очень и очень заметный личный мотив: король Речи Посполитой когда-то был её любовником.

Продолжение здесь

Теги: , , , , ,

horde.me

Полонез Огинского — это… Что такое Полонез Огинского?

Михаил Клеофас Огинский

Прощание с родиной (польск. Pożegnanie Ojczyzny), часто Полонез Огинского — полонез ля минор, написанный польским композитором Михаилом Огинским в 1794 году. Один из самых известных полонезов.

Считается, что Огинский написал полонез, покидая Речь Посполитую после подавления российскими войсками восстания Костюшко, в котором он принимал участие.

Первоначально написан для клавира, существуют переложения для различных инструментов и оркестровка. Полонез записан рядом известных исполнителей, в том числе Вандой Ландовской (на клавесине). Белорусский Государственный ансамбль «Песняры» исполняет полонез Огинского с текстом, написанным руководителем коллектива Вячеславом Шараповым[1].

«Полонез Огинского» дал название одноимённому фильму, одноимённой пьесе Николая Коляды и фирменному поезду «Полонез»[источник не указан 561 день]. В московском метрополитене начальные такты Полонеза Огинского звучат при попытке неоплаченного прохода через турникеты[2].

Примечания

dal.academic.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно пишется положить или полажить
  • Как правильно пишется положить или класть
  • Как правильно пишется положила или поклала
  • Как правильно пишется положи или поклади
  • Как правильно пишется положение или положение