Пояснительная записка пример
На странице представлен образец документа «Пояснительная записка пример» с возможностью скачать его в формате doc.
Тип документа: Записка
Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.
Размер файла документа: 26,5 кб
Пояснительная записка — это документ, который дает общие сведения о каком-либо отчете, проекте, выводе или заключении ревизионной комиссии. Пояснительная записка заполняется печатным шрифтом на листе форматом А4. Она может состоять из нескольких листов, которые обязательно нужно пронумеровать. Содержание данного пояснения напрямую зависит от документа, к которому она прилагается. Пояснительная записка обычно пишется тем структурным подразделением предприятия, которое имеет непосредственное отношение к отчету, выполненному проекту или проведенной проверке. Адресуется пояснительная записка непосредственно руководителю своего предприятия.
Как правильно составить пояснительную записку
Текст пояснительной записки должен быть написан деловым стилем, лаконично, четко и однозначно. Сама пояснительная записка должна делиться на разделы, пункты и подпункты.
Вступительная часть пояснительной записки должна содержать ссылку на документ, по которому будет предоставляться информация. Обязательно нужно указать, какой именно вопрос будет раскрыт, если их несколько, то нужно перечислить все.
После вступления идет основная часть пояснительной записки, в которой нужно понятно и четко изложить всю информацию, поясняющую суть документа. Текст пояснения должен быть структурирован и разделен на перечни и списки. Данную записку обычно пишет работник структурного подразделения, такого, например, как:
- бухгалтерский отдел;
- плановый отдел;
- финансово-аналитический отдел;
- отел логистики.
Главное — не забывать, что нужно понятно изложить специфику документа, который непосредственно имеет отношение к работе подразделения. Поэтому она должна быть конкретной и легко читаемой. При необходимости в тексте нужно сделать сравнительный анализ данных отчетного периода с предыдущими годами. Данный анализ поможет лучше проследить динамику развития предприятия, а пояснительная записка легче будет восприниматься.
В заключительной части записки нужно подвести итог, и обязательно сделать акцент на позитивные моменты описываемого документа.
Подписывает записку исполнитель подразделения, и вместе с исходным документом отдает на подпись руководителю.
Скачать образец документа
Скачать в .doc
Сохраните этот документ у себя в удобном формате. Это бесплатно.
Обратите внимание! Приведено лишь начало документа. Полную версию вы можете скачать по соответствующей ссылке.
Скачать в .doc
Сохраните этот документ сейчас. Пригодится.
Вы нашли то что искали?
* Нажимая на одну из этих кнопок, Вы помогаете формировать рейтинг полезности документов. Спасибо Вам!
Смежные документы
- Записка: образцы (Полный перечень документов)
- Поиск по фразе «Записка» по всему сайту
- «Пояснительная записка пример».doc
Документы, которые также Вас могут заинтересовать:
- Докладная записка
- Аналитическая записка
- Рабочая записка
- Служебная записка
- Докладная записка на сотрудника за оскорбление
- Докладная записка о нарушении трудовой дисциплины
- Докладная записка о невыполнении должностных обязанностей
- Докладная записка о прогуле
- Докладная записка об отсутствии работника на рабочем месте
- Записка-расчет при увольнении
Как правильно оформить пояснительную записку?
- Что такое пояснительная записка?
- Общие требования оформления
- Образец заполнения пояснительный записки
- В налоговую службу
- К бухгалтерскому балансу
- К дипломному проекту
- Скачать образец документа
- Пример пояснительной записки
- Образец пояснительной записки к годовому бухгалтерскому балансу
Пояснительная записка является документом, включающим обобщенные сведения о бухгалтерской документации, исследовательском проекте, документах для налоговой. Текст записки является информационным и пишется он в деловом стиле. Подобный документ становится приложением к отчету, либо научной работе. Обычно в него включаются сведения о назначении работы, ее актуальности.
Что такое пояснительная записка?
Деловые бумаги играют в нашей жизни не последнюю роль. И любой сотрудник, студент или научный работник рано или поздно сталкивается с необходимостью написания пояснительной записки. Предусмотрена такая записка для разных случаев, она представляет собой документ, сопровождающий дипломную работу, а также другой научный труд, бухгалтерский отчет или документ для налоговой. Само содержание пояснительной записки определяется тем, к какому документу или научной работе она прилагается.
Документ отличается сдержанным и четким стилем, в нем используются стандартные выражения, профессиональные термины, личные местоимения исключены. В записке такого рода не дается никакой оценки повествованию.
Если мы говорим о бухгалтерской отчетности, в документе описывается:
- Деятельность компании;
- Доходы или расходы;
- База нематериального характера и материального;
- Задолженности и т.п.
Пояснительная записка, созданная для научного труда, отражает цель создания труда, его значимость и актуальность. Для технического проекта обязательно указывается область использования и технические параметры, а также данные о предназначении системы или объекта.
Такой документ изначально создавался для того, чтобы пояснять содержание других бумаг. В учебных заведениях при сдаче дипломной работы студенты всегда прикрепляли пояснительную записку, чтобы пояснить включенные в нее сведения. С такой запиской комиссии легче понять суть сложных моментов. Документ является дополнением к основной части чего-либо, тезисным описанием. Содержание записки определено типом документа, к которому ее следует приложить.
Общие требования оформления
В любом ведомстве и организации обычно есть свои образцы оформления пояснения. В заведениях образовательного плана есть методички с требованиями к форме, а также тексту записки. Действующие акты нормативного характера отражают лишь общие моменты. Большая часть сведений носит характер рекомендаций, некоторые сведения являются обязательными.
Содержание записки всегда подразделяется по смыслу на структурные компоненты, которые подчиняются друг другу. Они включают разделы, перечни, списки, приложения, сноски, а также пункты или подпункты.
Стиль обязательно приводится в соответствие с принципами общения в деловой сфере. Повествование не терпит излишеств, оно ведется лаконично, очень кратко и понятно. Если в тексте есть какие-то специальные термины, либо сокращения, они непременно должны отражать принятые в отрасли стандарты.
Иногда могут потребоваться приложения к записке. Они включают ссылки, которые присутствуют в документе, графики или формулы. Необходимо отдельно оформить список литературы, методы расчетов и их обоснования. Среди требований к пояснительной записке стоит выделить:
- Точность использования наименований или терминов;
- Отсутствие употребления местоимений и собирательных имен существительных (например, граждане);
- Предложения строятся по стереотипу;
- Используются стандартные обороты.
Документ может быть составлен от руки или на специальном бланке. Пояснение включает:
- Титульный лист;
- Непосредственно введение и аннотацию;
- Возможные сокращения;
- Содержание и выводы;
- Приложение и библиографию.
Оформление документа стандартное. Очень важно пронумеровать страницы и включить выводы после каждого пункта раздела. Различия в пояснении касаются сферы использования записки.
Популярные вопросы по статье
✅ Что такое пояснительная записка?
Пояснительная записка — это документ, сопровождающий дипломную работу, а также другой научный труд, бухгалтерский отчет или документ для налоговой.
✅ Какие требования к оформлению пояснительной записки?
Оформление документа стандартное, которое соответствует деловой сфере. Важно пронумеровать страницы, добавить выводы. Составляется от руки или на специальном бланке.
✅ Какие нюансы важно учитывать при написании пояснительной записки в налоговую?
Важно описать экономическую деятельность компании, ее доход, задолженности и прочее. Может понадобиться объяснение некоторых расхождений в учете, а также обоснование таких расхождений.
✅ Какую информацию включает пояснительная записка для бухгалтерской отчетности?
Пояснительная записка для бухгалтерской отчетности включает в себя информацию:
- Об организации или предприятии;
- О расходах, финансовом положении, имущественной структуре;
- Анализ ликвидности компании и эффективность ее работы;
- Данные за прошлые годы, а также кварталы;
- О том, как ведется хозяйственная работа.
✅ Какие есть нюансы при составлении пояснительной записки к дипломному проекту?
Пояснительная записка к дипломному проекту раскрывает его содержание. Важно помнить, что записка будет изучаться членами комиссии, поэтому должна быть оформлена грамотно.
Образец заполнения пояснительный записки
Все те сотрудники, которые работают с документами или занимаются разработкой проектов, должны знать, как пишется пояснительная записка. Это касается юристов и экономистов, студентов, ученых и служащих. Содержание пояснительной записки во многом определяется целями создания.
Если вы пишете бухгалтерскую записку в налоговую, то важно описать экономическую деятельность компании, ее доход, задолженности и прочее. Может понадобиться объяснение некоторых расхождений в учете, а также обоснование таких расхождений. В каждой структуре приняты свои образцы оформления документа. Очень часто в пояснительной записке к курсовой или дипломной работе появляются обозначения используемых сокращений, упомянутых в тексте.
Необходимо следить за тем, чтобы соблюден был официальный стиль, присущий деловым бумагам. Информация не должна подразумевать нескольких толкований.
Используемая терминология должна соответствовать существующим стандартам. Допустимо наличие приложений к записке. В них нередко отражены сведения о графических изображениях, которые были включены в саму записку. Подобные документы служат пояснением. Приложение включает расчеты, перечень документов, использованных при составлении. Содержание пояснительной записки не закреплено в нормативных документах, но используемый формат соответствует определенным требованиям.
В налоговую службу
Пояснительная записка в налоговую пишется исключительно по прямому требованию с ее стороны. Налоговая инспекция вправе потребовать у бухгалтерии компании составить пояснение по убыткам, отраженным в налоговом отчете. Работники бухгалтерии указывают в налоговом документе:
- Название отдела налоговой службы, куда отправляется записка;
- ИНН компании;
- Реквизиты того письма, которое предполагает ответ в виде записки;
- Необходимые данные по документу, вызвавшему наибольшие вопросы;
- Уровень доходов, а также расходов компании, показатели ее баланса;
- Убытки и траты на определенную дату;
- Данные о расхождениях налогового и бухгалтерского отчета, если они есть.
Налоговая инспекция может попросить составить записку, если обнаружены различные нарушения, а также ошибки или другие обстоятельства, которые вызывают вопросы. Составление налогового документа необходимо, если:
- В налоговой декларации найдены были ошибки;
- В документах фигурируют противоречивые сведения;
- Была подана декларация уточняющего типа, которая подразумевает уменьшение налога по сравнению с первоначальной суммой;
- У плательщика налогов отразился убыток за отчетный период и он имеет внушительный размер;
- С убытком компания работает не первый отчетный период, а несколько подряд.
Налоговый документ необходимо отправить по требованию в кратчайшие сроки. На это дается 5 дней. Несколько лет назад в законодательстве произошли некоторые изменения. Компания уведомляет службу о том, что она получила запрос. Если по требованию налоговый документ не предоставили, предусмотрены штрафные санкции. Может быть проведена выездная проверка, поэтому запрос не стоит игнорировать. Налоговый документ составляется на имя руководителя инспекции.
Форма подачи чаще всего будет произвольная. По определенным видам пояснений предусмотрена специальная форма, но она носит исключительно рекомендательный характер.
При составлении пояснения опирайтесь на суть запроса. Он может содержать узкое требование или просьбу предоставить общую информацию. В заключении нужно написать, какие меры будут приняты для того, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем. Часто возникают вопросы относительно заработной платы работников и ее размера. Вопросы появляются относительно работников, оформленных на полставки. В данном случае сослаться надо на объем работы, штатное расписание. Инспекторы могут затребовать информацию о контрагентах и обо всех операциях, проведенных с ними. Ответ оформляется в соответствии с той информацией, которая была запрошена.
Если у компании большие убытки, то инспекция относит ее в категорию проблемных. Инспектору может показаться, что в компании намеренно занижают прибыль. Поэтому в пояснении требуется указать факторы, которые привели к возникновению убытков. Речь может идти об изменении курса валюты, о форс-мажорных обстоятельствах. В качестве доказательств прилагается налоговый документ, подтверждающий ваши слова.
К бухгалтерскому балансу
Подобная записка для бухгалтерской отчетности считается одной из наиболее распространенных. Она включает в себя определенную информацию:
- О конкретной организации или предприятии;
- О расходах, финансовом положении, имущественной структуре;
- Анализ ликвидности компании и эффективность ее работы;
- Данные за прошлые годы, а также кварталы;
- О том, как ведется хозяйственная работа.
Если налоговая инспекция запросит пояснительную записку, а вы забудете ее сделать, вам грозят санкции. По приказу Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н работник бухгалтерии пишет подробный отчет об убытках и прибыли, он сопровождается пояснительной запиской.
Пояснения к подобным налоговым отчетам должны отражать сведения, которые касаются политики компании. Они позволяют оценить ее финансовое состояние. В пояснении бухгалтер непременно указывает о наличии за отчетный период:
- Главных средств компании;
- Активов, относящихся к нематериальным;
- Прибыли или возможных затрат;
- Вложений финансов;
- Акций, если они были выпущены;
- Задолженности.
Оформляется пояснительная записка как налоговый документ, позволяющий оценить функционирование компании.
К дипломному проекту
Надо сказать, что каждая студенческая работа непременно должна сопровождаться пояснительным документом, особенно, когда речь идет о дипломе по технической специальности. Обычно любое учебное заведение располагает своими образцами таких записок, которые всегда содержат:
- Титульный лист с именем автора и названием работы;
- Задание от руководителя;
- Аннотацию, в которой кратко изложены разделы дипломной работы;
- Постраничную разметку и оглавление;
- Обозначения или сокращения приводятся списком;
- Краткое обзорное введение;
- Заключение, содержащие выводы по проделанной работе;
- Источники, которые принимались во внимание при написании диплома;
- Дополнительные приложения с графиками и другими материалами.
Важно помнить о том, что записка будет изучаться членами комиссии. Она должна быть составлена аккуратно и оформлена грамотно. Есть определенные требования и стандарты, касающиеся структурирования пояснения. Порядок оформления будет следующим:
- Для начала необходимо написать план пояснительной записки, где будут строго прописаны все пункты. Сначала оформляется титульный лист, затем следует аннотация. Не забудьте про оглавление и введение. Лишь после этого будет размещен основной текст, разбитый по главам. В конце дается заключение и список литературы, которая использовалась в работе. Приложения к записке должны размещаться после списка литературы. Непременно пронумеруйте их.
- Перед написанием чистового варианта следует набросать черновик. Он основан на принципах, которые были во главе всей дипломной работы. Создайте анализ трудов, которые были использованы в работе. В заключении предоставьте результат работы.
- Документ начинается с разъяснений, по какой причине вы выбрали именно данную тему, почему она для вас ценна.
Помните, что пояснительная записка раскрывает содержание проекта. Составляется она исключительно в письменном виде. Чтобы создать хорошую пояснительную записку, нужно уделить внимание каждому ее пункту.
Скачать образец документа
Для вашего удобства представлены образцы подобного документа.
Что такое пояснительная записка и как ее правильно написать? Такого рода вопросы возникают не только у студентов в процессе подготовки к диплому, интересны такие вопросы и бухгалтерам, и налогоплательщикам, и проектировщикам и другим работникам.
Рассмотрим вопрос, как написать пояснительную записку, а точнее кака найти правильный способ составления пояснительных записок к вашим документам.
- Что такое пояснительная записка
- Написания пояснительной записки
- Планирование пояснительной записки
- Пояснительная записка к учебному дипломному проекту
- Пояснительная записка в налоговую
- Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу
Что такое пояснительная записка
Документ «Пояснительная записка» получил свое название, поскольку он призван дать краткое, но тем не менее достаточно полное понятие о документации, которую он сопровождает. Пояснительная записка может сопровождать как исследовательский проект, так и налоговую, бухгалтерскую и прочую документацию, нуждающуюся в кратком тезисном описании. Эту задачу и решает пояснительная записка.
Исходя из этого определения, видим, что содержание пояснительной записки будет прямым образом определяться типом документа, к которому она приложена.
Написания пояснительной записки
Как и большинство документов, пояснительная записка составляется на стандартном листе писчей белой бумаги формата А4 в печатном виде.
Если пояснительная записка объемная и содержит несколько страниц, они обычно переплетаются в прозрачную обложку.
Пояснительная записка начинается с титульного листа, на котором пишется название документа, например, «Пояснительная записка к проекту…». Следующие за титульным листом страницы нумеруются обычно по центру или по правой границе нижнего поля каждой страницы 10-м размером шрифта.
Планирование пояснительной записки
Формат пояснительной записки устанавливается действующими нормативными актами по оформлению документации. Содержание пояснительной записки нормативными документами не определяется. Но формат содержания должен удовлетворять ряду стилистических правил.
Так, содержание записки должно подразделяться по смыслу на ряд взаимоподчиненных структурных элементов, которые имеют название разделы, подразделы, перечни, списки, сноски, приложения, а также пункты и подпункты.
Стиль изложения пояснительной записки должен соответствовать формальному духу делового общения. Повествование должно вестись без излишеств, кратко, лаконично и доступно для непредвзятого понимания.
Если в тексте записки используется специальная терминология и сокращения, они должны полностью соответствовать отраслевым стандартам документации.
В некоторых случаях не обойтись без приложений к пояснительной записке, часто в отдельные приложения выносятся имеющиеся в тексте записки ссылки на формулы, таблицы, чертежи, графики и соотношения.
Отдельным приложением оформляется список использованной литературы, а также примененные методики расчета и теоретические обоснования имеющихся расчетов.
Пояснительная записка к учебному дипломному проекту
Как написать пояснительную записку к дипломного проекту? В существующих нормах государственного стандарта можно найти образцы пояснительной записки к дипломной работе любого технического вуза.
Для облегчения и стандартизации оформления документации в учебных заведениях издаются свои правила и методические рекомендации по оформлению дипломов и пояснительных записок к курсовым и дипломным работам.
Эти методические рекомендации студенты могут найти в библиотеке своего ВУЗа и использовать их в качестве образцов для составления своих документов.
Разберем типовую структуру пояснительной записки к дипломному проекту:
- Титульный лист: название проекта, ФИО исполнителя, ФИО руководителя проекта, год создания работы.
- Задание, в соответствии с которым сделан дипломный проект.
- Краткая аннотация с описанием разделов проведенной работы.
- Оглавление работы.
- Список использованных в работе сокращений и условных обозначений.
- Введение: суть проблемы, положенной в основу исследовательской работы.
- Основная часть дипломного проекта с развитием основной идеи, расчетами, анализом решения данной проблематики и предпосылками к выводам.
- Заключение и выводы по проведенной работе.
- Список использованной и вспомогательной литературы.
- Приложения с чертежами, графиками, вспомогательными схемами, расчетами и выкладками.
Пояснительная записка в налоговую
Как написать пояснительную записку в налоговую? Пояснительные записки в налоговую службу составляются в случаях прямых требований со стороны налоговой, например, налоговая может потребовать от бухгалтерии юридического лица составить пояснительную записку по убыткам в отчетности по налогам.
При поступлении такого запроса от налоговых органов составить пояснительную записку сотрудники бухгалтерии должны в ней указать:
- Название отделения налоговой службы, в которое адресуется пояснительная записка.
- ИНН вашего юр. лица.
- Реквизиты письма, в качестве ответа на которое составляется данный документ.
- Данные по документу, по которому у налоговой появились дополнительные вопросы (например, налоговая отчетность за 1 квартал 2017 года).
- Показатели баланса юридического лица, уровень доходов и расходов.
- Уровень убытков и растрат на заданную дату.
- Данные об имеющихся на указанную дату расхождениях между налоговым учетом и бухгалтерским.
Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу
Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу, а также к отчету о прибылях и убытках составляется согласно приказу № 43н Министерства Финансов РФ от 06.07.1999 г. для сдачи отчетности по бухгалтерии.
В пояснительной записке к балансу должны содержаться данные о состоянии на отчетный период:
- Основных средств предприятия.
- Нематериальных активов.
- Прибыли и затрат предприятия.
- Имеющихся финансовых вложений.
- Существующей за предприятием дебиторской и кредиторской задолженности.
- Выпущенных акций, если такие есть.
Пояснительная записка составляется с целью наиболее полного раскрытия всех сведений юридического лица, необходимых для достоверной оценки результатов деятельности организации и ее финансового положения.
Отсюда видим, что каждая пояснительная записка в зависимости от сферы ее применения имеет свою структуру и содержание, общим в пояснительных записок для различных областей человеческой деятельности будет только общая структура и стиль оформления. Составление пояснительной записки требует строгого следования стандартам ведения деловой переписки и глубокого понимания сути раскрываемой в записке проблемы.
Что такое пояснительная записка, правила ее написания
Пояснительная записка — это документ, позволяющий получить общие сведения об исследовательском проекте, бухгалтерской, налоговой и прочей документации.
Содержание пояснительной записки зависит от документа, к которому она прилагается.
Начнем с общих правил написания, а затем, расскажем о специальных требованиях для специальных случаев.
Законодательство не содержит жестких требований к написанию пояснительных записок, но это не значит, что нужно игнорировать общие правила работы с деловыми документами.
Пояснительная записка всегда составляется в письменной форме, но обычно печатается на стандартном листе формата А4. Документ может включать в себя несколько страниц, которые переплетаются прозрачной обложкой. Страницы записки нумеруются: нумерация начинается с титульного листа (но на нем не проставляется), номер указывается по центру нижнего поля каждой страницы.
Текстовое содержание пояснительной записки делится на ряд структурных элементов, в число которых входят разделы, подразделы, пункты, подпункты и перечни.
При написании пояснительной записки важно следить за соблюдением официально-делового стиля повествования. Необходимо, чтобы информация в документе излагалась однозначно, кратко, четко и лаконично.
Использованная в тексте терминология и аббревиатура должны строго соответствовать установленным стандартам.
Допускается оформление приложений к пояснительной записке. Обычно в приложения выносят сведения о содержащихся в пояснительной записке таблицах, схемах, чертежах и графиках. Также приложение может содержать обоснования, методики, расчеты и список дополнительных бумаг, использованных при разработке документа.
Пояснительная записка к дипломному проекту. Оформление по ГОСТу
Учебные учреждения обычно издают свои методические рекомендации по написанию дипломов и пояснительных записок к ним, поэтому учащиеся могут также найти пример пояснительной записки и иную справочную информацию по этому поводу в библиотеке образовательной организации.
Типовая пояснительная записка к дипломной работе имеет следующую структуру:
- титульный лист, где зафиксированы основные сведения о наименовании проекта и его исполнителе;
- задание, которое исполнитель получает от научного руководителя;
- аннотация с кратким изложением разделов исследовательской работы;
- оглавление с постраничной разметкой;
- перечень обозначений и сокращений;
- введение, где исполнитель работы приводит краткий обзор рассматриваемого вопроса;
- основная часть работы с анализом ключевых понятий;
- заключение с выводами по исследованию;
- список использованных источников;
- приложения, где содержатся таблицы, чертежи, графики или схемы.
Что должно быть написано в рецензии на дипломную работу, читайте в отдельной статье.
Пояснительная записка в налоговую службу
В ряде случаев налогоплательщикам требуется составлять пояснительные записки к документации по налоговой отчетности.
К примеру, налоговые органы могут потребовать ответственных сотрудников юридического лица составить записку об убытках в налоговой отчетности.
В такой пояснительной записке сотрудник должен будет указать:
- наименование подразделения налоговой службы, в которое адресована записка;
- ИНН юридического лица;
- реквизиты требования, ставшего основанием для составления записки;
- реквизиты документа, по которому предоставляются пояснения;
- показатели расходов и доходов организации;
- убытки и затраты;
- сведения о расхождениях между бухгалтерским и налоговым учетом.
Как ИП сдать отчетность через интернет, мы рассказывали в статье.
Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу
В соответствии с приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н, сотрудники бухгалтерии составляют бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и убытках с пояснительной запиской для сдачи бухгалтерской отчетности.
Подробнее о пояснительной записке к балансу мы писали в статье
Пояснения к отчетным документам должны полностью раскрывать все сведения, касающиеся политики организации, необходимые для оценки ее финансового положения и результатов деятельности.
В пояснительной записке бухгалтер фиксирует сведения о наличии в течение отчетного периода:
- нематериальных активов;
- основных средств;
- финансовых вложений;
- выпущенных акций;
- затрат и прибыли;
- дебиторской и кредиторской задолженности.
Таким образом, каждая пояснительная записка (к дипломному проекту, в налоговую службу, к бухгалтерскому балансу) имеет свою специфику в зависимости от ее получателя и цели составления.
Бланк пояснительной записки к бухгалтерскому балансу
Еще больше материалов по теме в рубрике: «Пояснительные записки».
Пояснительная записка — документ, содержащий основные сведения о какой-либо студенческой работе, бухгалтерской отчетности или рабочей программе. Она составляется студентами и работниками компаний. Важно грамотно оформить этот документ, чтобы он содержал актуальные и нужные сведения. Как правильно написать пояснительную записку, образец которой разработан для разных запросов, должен знать каждый деловод.
Содержание
- 1 Понятие пояснительной записки
- 2 Виды записок
- 3 Как правильно составить?
- 3.1 Общие требования
- 4 Особенности составления пояснения к дипломному проекту
- 5 Этапы написания
- 6 Оформление по ГОСТу
- 7 Заключение
Понятие пояснительной записки
Пояснительная записка является документом, в котором указываются основные пояснения по разным ситуациям. Например, она часто составляется студентами, которые приводят главные сведения и содержание дипломной работы. Также она может формироваться бухгалтерами компаний, которые поясняют данные, имеющиеся в бухгалтерской отчетности.
В тексте обязательно приводятся цели и задачи проектов или отчетностей. Описывается объект и предмет исследования.
Виды записок
Существует много разновидностей такого документа. Они отличаются параметрами, предназначением, темой и самим содержанием. Можно выделить следующие виды:
Бухгалтерский учет
- Записка к бухгалтерскому балансу. Бухгалтеры должны не только заниматься ведением бухучета, но и формировать пояснения к отчетностям. Пояснительные записки передаются в ФНС или руководству организации. С их помощью можно понять, каковы особенности отчета.
- К рабочей программе. Работники образовательных учреждений и других организаций обязаны ежегодно составлять рабочую программу. На основании этого документа осуществляется работа специалистов. Его краткое содержание включается в записку.
- В налоговую. Во время налоговых проверок оцениваются бухгалтерские документы и декларации. Нередко инспекторы не могут с помощью официальной документации получить нужную информацию. Поэтому они могут запросить пояснения. В ней бухгалтер фирмы приводит расчет основных показателей, приведенных в отчете.
- По убыткам. Если в бухгалтерских отчетностях имеется информация об убытках от деятельности, то ФНС и работодатель могут потребовать пояснения от бухгалтера.
Дополнительно такие же документы делаются к законопроектам, смете, дизайнерскому проекту, штатному расписанию или иным аналогичным бумагам. Нередко документ запрашивается даже относительно деятельности контрагентов. Поэтому работники предприятий и студенты вынуждены периодически давать пояснения в письменном виде. Поэтому важно разбираться в правилах написания этой документации.
Как правильно составить?
Пояснительная записка составляется не только студентами, но и экономистами, бухгалтерами, юристами и другими специалистами. Хотя содержание может значительно отличаться, но пользоваться можно единым алгоритмом. Поэтому учитываются следующие правила:
- выбирается деловой стиль изложения информации;
- целесообразно пользоваться профессиональными терминами и стандартными оборотами;
- не допускается пользоваться стереотипными предложениями, поэтому важно излагать только значимую суть;
- не разрешается включать в текст личное мнение;
- содержание зависит от цели формирования записки;
- если составляется документ на основании запроса из ФНС, то описывается деятельность предприятия, а также указываются данные о ее доходах и расходах;
- при составлении пояснения к научной работе приводится информация о цели проекта, его значимости и особенностях;
- во время составления документации к техническому проекту указываются технические параметры созданного предмета, область его использования и причины формирования;
- если требуется записка к законопроекту, то приводятся его разделы, целесообразность введения и другие значимые моменты.
Важно! От грамотности составления пояснительной записки зависит, как легко люди, читающие данный документ, смогут оценить значимость и ценность самого проекта.
Общие требования
Чертежи к дипломному проекту
При составлении записки обязательно учитываются стандартные требования и условия. К ним относится:
- определяются особенности сферы деятельности, в которой работает составитель;
- в каждом образовательном учреждении имеется методичка, в которой предъявляются требования к форме и содержанию записок;
- составляется документ в печатном виде на листе бумаге стандартного формата;
- используется только книжная ориентация;
- выбирается полуторный интервал и шрифт 12 размера;
- допускается включать в текст списки, а также требуется нумерация страниц;
- после каждого раздела можно прикладывать дополнительный материал, а также пользоваться схемами и таблицами.
Важно! Основное требование заключается в легкости чтения, а также в достоверности и актуальности информации.
Особенности составления пояснения к дипломному проекту
Наиболее часто составляется пояснительная записка студентами, которые занимаются написанием диплома. Нередко члены аттестационной комиссии уделяют больше внимания этому документу, а не всему дипломному проекту. Записка содержит сжатые сведения о теме, сути и особенностях диплома. В ней приводятся изыскания выпускника. Поэтому при составлении этого документа учитываются правила:
- обязательно в текст включаются выводы и основные моменты проекта;
- сведения должны соответствовать проведенному исследованию;
- указывается на выполнение задания куратора;
- текст согласовывается с научным руководителем.
Чтобы не допустить ошибок, рекомендуется сначала сделать план, который утверждается преподавателем. Только после этого составляется непосредственный текст, по которому в будущем формируется рецензия.
Этапы написания
Процесс составления пояснительных записок делится на несколько этапов:
- Формирование плана. По нему придумывается оптимальный текст. Все пункты должны располагаться в строгой последовательности. Первоначально заполняется титульный лист, после чего делается аннотация. После включается оглавление и ведение, а только потом идет основной текст, разбитый на отдельные главы. Все листы обязательно нумеруются, а в конце делается заключение и оставляется список литературы. При необходимости прикрепляются приложения.
- Создание черновика. Перед формированием актуального текста желательно сделать черновик. Он основывается на целях и задачах, поставленных при написании дипломного проекта. Обязательно оцениваются и анализируются книги, которые использовались студентом. Центральным элементом записки выступает задача научно-исследовательской деятельности, которая должна быть достигнута выпускником. Все выводы, имеющиеся в документе, подкрепляются схемами, таблицами и правильными расчетами.
- Написание основного текста. В ведении указывается причина выбора конкретной цели, а также перечисляются поставленные задачи. В заключении приводятся сведения о достижении целей создания проекта. Обычно бакалаврами делается записка на 30 страниц, а для магистров увеличивается объем до 80 страниц. Сюда включается не только текст, но и приложения, титульный лист, рисунки и дополнительные материалы.
От правильности составления данного документа зависит восприятие всей работы аттестационной комиссией.
Оформление по ГОСТу
Оформление согласно ГОСТу
Для составления документа важно пользоваться требованиями ГОСТа. Для этого применяется единая форма, которая может немного изменяться в зависимости от сферы работы составителя. Но при этом учитываются важные моменты:
- приводится правильная структура документа;
- на титульном листе обязательно содержится ФИО автора;
- приводится название документа;
- введение должно содержать актуальность информации, приведенной в записке;
- включается аннотация, представленная краткой сутью документа;
- приводятся разделы, подразделы и отдельные пункты, если они имеются;
- основной текст перечисляет проведенные исследования или проверки, а также достигнутые результаты;
- в конце делается вывод, подтверждающий достижение поставленных целей.
Если делается записка бухгалтером, то указываются выявленные расхождения, а также даются пояснения по этой информации. Если анализируется деятельность компании, то приводятся причины появления убытков или неучтенной прибыли. В научных работах допускается пользоваться общепринятыми условными обозначениями.
Заключение
Пояснительная записка может составляться студентами или сотрудниками организаций. Она обладает определенной структурой и содержит актуальную и достоверную информацию. Для ее составления можно пользоваться унифицированной или свободной формой, но по ГОСТу в документ обязательно включаются некоторые пункты, представленные содержанием, введением, основным текстом и заключением.
Подробную инструкцию о том, как оформить пояснительную записку к курсовой работе, вы получите из видео.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Виды записок
Существует много разновидностей такого документа. Они отличаются параметрами, предназначением, темой и самим содержанием. Можно выделить следующие виды:
- Записка к бухгалтерскому балансу. Бухгалтеры должны не только заниматься ведением бухучета, но и формировать пояснения к отчетностям. Пояснительные записки передаются в ФНС или руководству организации. С их помощью можно понять, каковы особенности отчета.
- К рабочей программе. Работники образовательных учреждений и других организаций обязаны ежегодно составлять рабочую программу. На основании этого документа осуществляется работа специалистов. Его краткое содержание включается в записку.
- В налоговую. Во время налоговых проверок оцениваются бухгалтерские документы и декларации. Нередко инспекторы не могут с помощью официальной документации получить нужную информацию. Поэтому они могут запросить пояснения. В ней бухгалтер фирмы приводит расчет основных показателей, приведенных в отчете.
- По убыткам. Если в бухгалтерских отчетностях имеется информация об убытках от деятельности, то ФНС и работодатель могут потребовать пояснения от бухгалтера.
Кому и для чего нужна пояснительная записка к годовому отчету за 2021 год
Пояснительная записка к балансу необходима всем пользователям финансовой отчетности для получения более полной дополнительной информации о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица. Такую информацию, как правило, невозможно привести в других отчетных формах, но она является важной и представляет интерес как для учредителей или кредиторов фирмы, так и для контролирующих органов. Данные в этот документ включают исходя из конкретных пожеланий, например, совета директоров, и из особенностей сложившейся на предприятии экономической ситуации к концу года. К примеру, если налог на прибыль за отчетный период оказался значительно ниже предыдущего, имеет смысл пояснить причины этого для ИФНС, так как налоговый орган, получив такие данные, все равно попросит их объяснить. Это избавит руководство от лишних вопросов со стороны налоговиков и вызовов на «ковер» в инспекцию, и от выездной проверки, которую назначают в рамках камеральной.
Как правильно составить?
Пояснительная записка составляется не только студентами, но и экономистами, бухгалтерами, юристами и другими специалистами. Хотя содержание может значительно отличаться, но пользоваться можно единым алгоритмом. Поэтому учитываются следующие правила:
- выбирается деловой стиль изложения информации;
- целесообразно пользоваться профессиональными терминами и стандартными оборотами;
- не допускается пользоваться стереотипными предложениями, поэтому важно излагать только значимую суть;
- не разрешается включать в текст личное мнение;
- содержание зависит от цели формирования записки;
- если составляется документ на основании запроса из ФНС, то описывается деятельность предприятия, а также указываются данные о ее доходах и расходах;
- при составлении пояснения к научной работе приводится информация о цели проекта, его значимости и особенностях;
- во время составления документации к техническому проекту указываются технические параметры созданного предмета, область его использования и причины формирования;
- если требуется записка к законопроекту, то приводятся его разделы, целесообразность введения и другие значимые моменты.
Важно! От грамотности составления пояснительной записки зависит, как легко люди, читающие данный документ, смогут оценить значимость и ценность самого проекта.
Общие требования
При составлении записки обязательно учитываются стандартные требования и условия. К ним относится:
- определяются особенности сферы деятельности, в которой работает составитель;
- в каждом образовательном учреждении имеется методичка, в которой предъявляются требования к форме и содержанию записок;
- составляется документ в печатном виде на листе бумаге стандартного формата;
- используется только книжная ориентация;
- выбирается полуторный интервал и шрифт 12 размера;
- допускается включать в текст списки, а также требуется нумерация страниц;
- после каждого раздела можно прикладывать дополнительный материал, а также пользоваться схемами и таблицами.
Важно! Основное требование заключается в легкости чтения, а также в достоверности и актуальности информации.
Пояснения или пояснительная записка?
Несмотря на несколько обязательных форм, входящих в комплект годовой бухгалтерской отчетности, представленной в них информации часто бывает недостаточно для того, чтобы внешний пользователь, не видя бухгалтерию компании, мог составить о ней полное и справедливое мнение.
Поэтому часто нужно делать дополнительное раскрытие информации и давать комментарии к данным из форм. Делают это путем приложения к бухотчетности пояснений.
Обязанность делать пояснения к бухгалтерской отчетности за 2020 год в законах отдельно не прописана. Однако она вытекает из положений законодательства. Например, ст. 13 Закона «О бухучете» гласит, что бухотчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении компании, достаточное для того, чтобы пользователи отчетности могли принимать экономические решения.
Что же касается таких пользователей как налоговая или статистика, для них часто тоже не лишними будут заранее сделанные комментарии. Например, если в отчетном периоде существенно изменились показатели, связанные с налоговой нагрузкой, можно сразу расписать налоговикам, почему это произошло. Иначе всё равно придется отвечать на их вопросы.
Таким образом, получаются 2 варианта пояснений:
- дополнительные расшифровки статей формализованных отчетов, помогающие пользователю составить мнение о делах компании;
- по некоторым фактам и результатам деятельности компании в прошедшем периоде.
Разумеется, поясняющий отчетность документ может содержать и то, и другое. Установленной формы пояснений к бухотчетности в 2021 году нет. Но, как правило, под пояснениями понимают как раз документ, содержащий дополнительные детализацию и информацию для пользователя. А если к отчетности прилагают текстовые комментарии в свободной форме, дающие сопутствующую информацию к тому, что отражено в отчетности, то это пояснительная записка.
Особенности составления пояснения к дипломному проекту
Наиболее часто составляется пояснительная записка студентами, которые занимаются написанием диплома. Нередко члены аттестационной комиссии уделяют больше внимания этому документу, а не всему дипломному проекту. Записка содержит сжатые сведения о теме, сути и особенностях диплома. В ней приводятся изыскания выпускника. Поэтому при составлении этого документа учитываются правила:
- обязательно в текст включаются выводы и основные моменты проекта;
- сведения должны соответствовать проведенному исследованию;
- указывается на выполнение задания куратора;
- текст согласовывается с научным руководителем.
Какую информацию указывают
Законодательные требования к содержанию этого документа отсутствуют. Каждый бухгалтер самостоятельно определяет состав пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за 2021 год и полноту данных в ней, и то, в каком виде их удобнее предоставить:
- простого текста;
- диаграмм;
- таблиц;
- схем;
- графиков.
Существует общий план этого документа. Наиболее полная пояснительная записка обычно содержит:
- общие данные организации (адрес, среднегодовая численность работников, виды экономической деятельности, руководящий состав и т. д.);
- общие данные о применяемой учетной политике;
- анализ текущих финансовых показателей деятельности организации;
- текстовые и табличные пояснения.
Чтобы у проверяющих возникало меньше вопросов, в документе следует обязательно указать хотя бы краткую информацию о методах учета. Особенно это касается таких сфер:
- оценка товаров, производственных запасов и готовой продукции;
- оценка незавершенного производства;
- амортизация основных средств;
- признание выручки от реализации.
Этапы написания
Процесс составления пояснительных записок делится на несколько этапов:
- Формирование плана. По нему придумывается оптимальный текст. Все пункты должны располагаться в строгой последовательности. Первоначально заполняется титульный лист, после чего делается аннотация. После включается оглавление и ведение, а только потом идет основной текст, разбитый на отдельные главы. Все листы обязательно нумеруются, а в конце делается заключение и оставляется список литературы. При необходимости прикрепляются приложения.
- Создание черновика. Перед формированием актуального текста желательно сделать черновик. Он основывается на целях и задачах, поставленных при написании дипломного проекта. Обязательно оцениваются и анализируются книги, которые использовались студентом. Центральным элементом записки выступает задача научно-исследовательской деятельности, которая должна быть достигнута выпускником. Все выводы, имеющиеся в документе, подкрепляются схемами, таблицами и правильными расчетами.
- Написание основного текста. В ведении указывается причина выбора конкретной цели, а также перечисляются поставленные задачи. В заключении приводятся сведения о достижении целей создания проекта. Обычно бакалаврами делается записка на 30 страниц, а для магистров увеличивается объем до 80 страниц. Сюда включается не только текст, но и приложения, титульный лист, рисунки и дополнительные материалы.
От правильности составления данного документа зависит восприятие всей работы аттестационной комиссией.
Приложения в пояснительной записке
Приложения в пояснительной записке должны быть обязательно, если они имеются в работе. Помимо возможных графических иллюстрации, могут быть приложения в виде
- Электронной версии пояснительной записки к исследовательской работе,
- Приложение-дополнение к основному тексту. Например, какие-либо комментарии, вспомогательные материалы
Таким образом, в качестве приложений может быть все, что угодно. А можно вообще не писать приложения, если у вас нет никаких иллюстраций и дополнений. Электронную версию можно просто добавить к работе при сдаче ее на кафедру.
Приложения являются необязательной частью пояснительной записки. Она даже не входит в объем работы, т.е. страницы должны быть пронумерованы, но при подсчете объема, приложение исключается.
Оформление по ГОСТу
Для составления документа важно пользоваться требованиями ГОСТа. Для этого применяется единая форма, которая может немного изменяться в зависимости от сферы работы составителя. Но при этом учитываются важные моменты:
- приводится правильная структура документа;
- на титульном листе обязательно содержится ФИО автора;
- приводится название документа;
- введение должно содержать актуальность информации, приведенной в записке;
- включается аннотация, представленная краткой сутью документа;
- приводятся разделы, подразделы и отдельные пункты, если они имеются;
- основной текст перечисляет проведенные исследования или проверки, а также достигнутые результаты;
- в конце делается вывод, подтверждающий достижение поставленных целей.
Если делается записка бухгалтером, то указываются выявленные расхождения, а также даются пояснения по этой информации. Если анализируется деятельность компании, то приводятся причины появления убытков или неучтенной прибыли. В научных работах допускается пользоваться общепринятыми условными обозначениями.
Как написать пояснительную записку
Следуя уже известным и проверенным примерам написания, к проекту и отчету подготовиться совсем несложно.
Общая пояснительная записка предусматривает составление четкого, лаконичного текста в деловом стиле, исключающим двоякое трактование.
Структурно документ делится на разделы, пункты, подпункты. В тексте помимо ясной структуры должны быть приведены перечни и списки.
Вступление записки должно по тексту ссылаться на исходные источники информации и сформулировать раскрываемый вопрос.
Ответственным за составление назначается отдельный работник из того же подразделения, которое отвечает за подготовку отчета – бухгалтерия, отдел аналитики, финансово-плановый, логистический отделы.
В основной части необходимо обеспечить четкое изложение, с приведением сравнения цифр и сведений из отчетности. В заключении подводят итоги, делая акценты на важнейших мыслях.
В конце документа должна стоять подпись исполнителя. Готовая записка вместе с основным отчетом отдается на подпись руководителю.
Пример составления (образец)
Требования к пояснительной записке
Следует придерживаться шаблонов и утвержденных методичек, предусмотренных на предприятии для оформления пояснительной записки.
Стандарты оформления:
- Оформляется в печатном виде.
- Книжная ориентация.
- Шрифт Times New Roman.
- Размер шрифта 12.
- Интервал полуторный.
Списки должны быть выделены жирным. По центру листа стоит нумерация (за исключением титульного листа).
Обычно при составлении придерживаются установленных на предприятии (в организации) правил, как писать пояснительную записку.
Основные пункты включают:
- Введение.
- Аннотация.
- Разделы и их описание.
- Проблематика, понятия.
- Содержание основного документа.
- Анализ результатов.
- Выводы по проекту
Бывают дополнительные пункты, включаемые в записку в зависимости от специфики основного документа. Например, условные обозначения и сокращения включают при написании научной работы. Также используют раздел библиографии с приведением списка источников.
С этой статьей читают:
Юрист-эксперт сайта
Сергей Николаевич Пыщев. Юрист-эксперт сайта (опыт 6 лет)
Бесплатный вопрос юристу
Нуждаетесь в консультации? прямо на сайте. Все консультации бесплатны/Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу — это сопроводительный документ, который в произвольной форме описывает финансовую ситуацию в организации. Не является обязательной, но помогает сделать годовую отчетность более полной и понятной.
В настоящее время действующим законодательством не предусмотрено обязательное предоставление такой формы, как пояснительная записка к балансу в составе годовой отчетности. Но на практике обойтись без нее сложно. Никаких особых требований к этому документу не предъявляется, но составить его желательно без ошибок. При несоответствии данных с указанными в самом отчете у налоговой службы возникнут обоснованные вопросы. Давайте посмотрим, кто, когда, зачем и в какой форме составляет пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
Пояснения и записка — не одно и то же
Пояснительная записка не заменяет собой пояснения к балансу. В ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» указано, что:
Пояснения — это расшифровка статей бухгалтерского баланса, а также уточнение отдельных отчетных форм:
- отчета об изменениях капитала;
- отчета о движении денежных средств;
- других отчетных форм и приложений в составе бухгалтерской отчетности.
Ответ на вопрос, что такое пояснительная записка, — это произвольная расшифровка всей финансовой ситуации в хозяйствующем субъекте. В ней содержатся как общие сведения, так и подробные разъяснения по строкам баланса и отчета о финансовых результатах.
В статье 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402 и п. 4 Приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н указано, что этот документ входит в состав годовой бухгалтерской отчетности. А п. 28 ПБУ 4/99 предусмотрено, что хозяйствующие субъекты обязаны оформить пояснения к балансу и форме № 2 в виде отдельных отчетных форм и общей записки. Из этого следует, что сдавать с балансом пояснительную записку необходимо всем организациям.
Исключением из общего правила являются представители малого бизнеса, которые вправе составлять и сдавать бухгалтерские отчеты в упрощенном виде. Они обязательно предоставляют в ИФНС всего две обязательных формы: баланс и отчет о финансовых результатах. Расшифровывать значения и описывать свое финансовое положение в пояснительной записке им не обязательно. Но если возникнет такое желание, составить отдельную записку не возбраняется.
Кому и для чего нужна пояснительная записка к годовому отчету за 2021 год
Пояснительная записка к балансу необходима всем пользователям финансовой отчетности для получения более полной дополнительной информации о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица. Такую информацию, как правило, невозможно привести в других отчетных формах, но она является важной и представляет интерес как для учредителей или кредиторов фирмы, так и для контролирующих органов. Данные в этот документ включают, исходя из конкретных пожеланий, например совета директоров, и из особенностей сложившейся на предприятии экономической ситуации к концу года.
Какую информацию указывают
Законодательные требования к содержанию этого документа отсутствуют. Каждый бухгалтер самостоятельно определяет, какую информацию пояснительная записка должна раскрывать и полноту данных в ней, и то, в каком виде их удобнее предоставить:
- простого текста;
- диаграмм;
- таблиц;
- схем;
- графиков.
Существует общий план этого документа. Наиболее полная записка обычно содержит:
- общие данные организации (адрес, среднегодовая численность работников, виды экономической деятельности, руководящий состав и т. д.);
- общие данные о применяемой учетной политике;
- анализ текущих финансовых показателей деятельности организации;
- текстовые и табличные пояснения.
Чтобы у проверяющих возникало меньше вопросов, в документе следует обязательно указать хотя бы краткую информацию о методах учета. Особенно это касается таких сфер:
- оценка товаров, производственных запасов и готовой продукции;
- оценка незавершенного производства;
- амортизация основных средств;
- признание выручки от реализации.
Как правильно написать пояснительную записку к годовой отчетности
Если в учетную политику были внесены изменения, об этом обязательно указывают с обоснованием причин и необходимости поправок. Обязательно должна присутствовать оценка результата изменений в денежном выражении — величина, на которую изменилась оценка статей финансовой отчетности в связи со сменой способа бухгалтерского учета. Если в планах на текущий год есть действия, влияющие на факты хозяйственной деятельности или ее непрерывность, например, предстоящая ликвидация организации, то об этом обязательно информируют контролирующие органы.
В виде таблиц желательно привести расшифровки строк баланса и формы 2, в частности:
- данные об изменениях в капитале организации (уставном, резервном, добавочном и пр.);
- о составе и движении резервов предстоящих расходов и платежей;
- оценочные резервы юридического лица;
- изменения в структуре и объеме нематериальных активов и основных средств;
- данные об арендованном имуществе;
- сведения о финансовых вложениях, дебиторской и кредиторской задолженности;
- состав затрат на производство и прочих расходов;
- объемы реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности организации и рынкам сбыта;
- данные об обеспечении обязательств организации;
- все чрезвычайные факты хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде и их последствия.
Кроме сухих фактов и цифр, в пояснительной записке приветствуется анализ финансовых показателей организации. Такая информация, в первую очередь, интересует учредителей, акционеров и инвесторов, но и налоговым специалистам эти данные расскажут о многом. В частности, информация о деловой активности организации и ее положении на рынке пойдет на пользу при обращении за вычетами по НДС или при открытии внешнеэкономической деятельности.
Особое внимание при составлении документа с пояснениями необходимо уделить информации об аффилированных лицах. Эти данные желательно оформить отдельным разделом, как того требует пункт 14 ПБУ 11/2008. По закону, необходимо раскрывать информацию не только об учредителях самой организации, но и о связанных с ними лицах, поэтому, если в составе учредителей есть юридическое лицо, необходимо указать его участников или акционеров. Кроме того, указывают информацию о совершенных в отчетном периоде операциях со связанными сторонами, а также, независимо от совершения операций, по тем юрлицам и гражданам, которые признаются аффилированными.
Образец пояснительной записки
Рассмотрим образец пояснительной записки к бухгалтерскому балансу в 2022 году для условной компании ООО «PPT.ru», которая работает с 2005 года, занимается производством и реализацией молочной продукции. Ее главный бухгалтер составил этот документ следующим образом:
Пояснения к бухгалтерскому балансу ООО «PPT.ru» за 2021 год
1. Общие сведения
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «PPT.ru» зарегистрировано ИФНС № 1 по г. Санкт-Петербургу 29.03.2005. Свидетельство о госрегистрации № 000000000, ИНН 1111111111111111, КПП 22222222222, юридический адрес: г. Санкт-Петербург, проспект Замечательный, 1.
Бухгалтерский баланс организации сформирован в соответствии с действующими в Российской Федерации правилами и требованиями бухгалтерского учета и отчетности:
- Уставный капитал организации: 5 000 000 (пять миллионов) рублей, оплачен полностью.
- Количество учредителей: два физических лица О. М. Курочкин и П.П. Петров и одно юридическое лицо ООО «Молоко».
- Основной вид деятельности: переработка молока ОКВЭД 15.51.
- Численность сотрудников по состоянию на 31.123.2020 составила 165 человек.
- Филиалы, представительства и обособленные подразделения отсутствуют.
2. Основные положения учетной политики
Учетная политика ООО «PPT.ru» утверждена приказом директора Петрова П.П. от 25.12.2019 № 289. Применяется линейный метод амортизации. Оценка материально-производственных запасов и готовой продукции осуществляется по фактической себестоимости. Финансовый результат от продажи продукции, работ, услуг, товаров определяется по отгрузке.
3. Информация об аффилированных лицах
Петров Порфирий Петрович — учредитель, 50% доли собственности в УК, занимает должность генерального директора.
Курочкин Олег Михайлович — учредитель, 30% доли собственности в УК.
ООО «Молоко» — учредитель, 20% доли собственности в УК, российская организация (учредители В.П. Петров и Ю.К. Сидоров).
В отчетном периоде со связанными сторонами были совершены такие финансовые операции:
- 12.03.2021 общим собранием учредителей ООО «PPT.ru» была рассмотрена и утверждена финансовая отчетность организации за 2020 год. Собрание постановило выплатить по итогам 2020 года прибыль в размере 3 252 000 рублей учредителям, исходя из их доли в уставном капитале. Выплата (с учетом удержания НДФЛ по двум физлицам) была произведена 01.04.2021;
- 25.05.2021 ООО «PPT.ru» заключило с учредителем ООО «Молоко» Ю.К. Сидоровым договор о приобретении нежилого помещения стоимостью 5 102 000 рублей. Стоимость сделки обусловлена проведением независимой оценки стоимости объекта недвижимости. Расчеты по договору были произведены в полном объеме 06.06.2021, подписан акт приема-передачи недвижимости.
4. Основные показатели деятельности организации
В отчетном году выручка составила:
- по основному виду деятельности «производство и реализация молочной продукции» — 385 420 020 рублей;
- по прочим видам деятельности — 650 580 рублей;
- прочие доходы — 170 800 рублей (реализация ОС).
Затраты на производство и реализацию продукции:
- приобретение основных средств — 1 410 500 рублей;
- амортизация ОС — 45 230 рублей;
- приобретение сырья — 110 452 880 рублей;
- фонд оплаты труда — 137 580 040 рублей;
- командировочные расходы — 238 300 рублей;
- аренда помещений — 8 478 190 рублей;
- прочие расходы — 532 458 рублей.
5. Расшифровка статей бухгалтерского баланса на 31.12.2021 (на примере кредиторской задолженности)
Показатель | Период | На начало года | Изменения за период | На конец года | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Учтенная по договорам | Резерв сомнительных долгов | Поступило | Выбыло | Остаток | ||||||
В тысячах рублей с десятичным знаком | По договорам (сделкам) | Штрафы, пени, неустойки | Погашено | Списано на фин. результат | Списано на резерв сомнительных долгов | Текущая | Просроченная | |||
Всего краткосрочная |
2021 г. | 25 489,3 | (200,0) | 15 632,7 | 300,4 | (25 023,2) | (102,1) | (48,9) | 15 726,1 | 522,1 |
покупателей | 20 409,0 | (200,0) | 10 015,5 | 300,4 | (17 315,3) | (87,7) | (48,9) | 12 750,9 | 522,1 | |
поставщиков | 5080,3 | — | 5617,1 | — | (7707,9) | (14,4) | — | 2975,2 | — | |
Всего долгосрочная дебиторская задолженность, в том числе: | 2021 г. | 50 000,0 | — | — | — | — | — | — | 50 000,0 | — |
по беспроцентным займам | 40 000,0 | — | — | — | — | — | — | 40 000,0 | — | |
ИТОГО дебеторская задолженность | 30 489,3 | (200,0) | 15 632,7 | 300,4 | (25 023,2) | (102,1) | (48,9) | 65 726,1 | 522,1 |
6. Оценочные обязательства и резервы
На 31.12.2021 сформировано оценочное обязательство на оплату очередных отпусков работников в сумме 7 458 000 рублей, количество неоплаченных дней отпуска — 67, срок исполнения — 2022 год.
Резерв по сомнительным долгам сформирован на сумму 600 000 руб. в связи с наличием просроченной и ничем не обеспеченной задолженности ООО «Гиря» в сумме 522 000 рублей.
Резерв под снижение стоимости МПЗ в 2021 году в организации не создавался, так как МПЗ не имеют признаков обесценивания.
7. Заработная плата
Кредиторская задолженность по зарплате на 31.12.2021 составила 3 876 400 руб. (оплата за декабрь 2021 г., по сроку: 10.01.2022). Текучесть кадров в отчетном периоде составила 14,88%. Списочная численность работников на 31.12.2020 — 165 чел. Среднемесячная зарплата — 25 675 руб.
Директор ООО «PPT.ru» /подпись/ Петров П.П. 12.03.2022.
Особенности для бюджетных организаций
Бюджетные (автономные) учреждения сдают бухгалтерский баланс по форме 0503730, а казенные учреждения (получатели бюджетных средств) — по форме 0503130. Для них пояснения не только обязательны, но и подаются по утвержденной форме. В 2021 году изменились требования к заполнению таблиц № 1 и № 4, предоставляемых в составе пояснительной записки. В таблице № 1 указывают только те виды деятельности, которыми учреждение начало заниматься или которые прекратило вести в отчетном году.
Таблица 4 в новой редакции называется «Сведения об основных положениях учетной политики».
Вот так выглядит образец пояснительной записки к балансу бюджетного учреждения за 2022 год (графы таблицы):
В них указывают данные только о тех положениях учетной политики, которые перечислены в новых приложениях № 2 к инструкциям № 191н и № 33н, по правилам:
- в графе 1 — наименование объекта учета, в отношении которого применяются особенности отражения операций в бухгалтерском (бюджетном) учете;
- в графе 2 — код балансового счета (забалансового счета), по которому отражаются объекты учета;
- в графе 3 — способ ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в отношении обозначенных объектов;
- в графе 4 — характеристика применяемого способа ведения учета, исходя из структурных, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения.
Вот образец заполнения таблицы 4 к пояснительной записке 0503760 за 2021 год для бюджетного учреждения по новым правилам для основных средств:
Очевидно, что грамотное составление документа избавит руководителя и бухгалтера от дополнительного общения с контролирующими органами. Важно помнить, что детализация информации в этом документе зависит только от ее составителя — от намерения самой организации раскрывать или нет те или иные показатели за год. Главное и единственное требование, которое предъявляет законодатель к данному документу, — информация, содержащаяся в пояснениях, должна быть достоверной. Ответственность за ее корректность несет лицо, которое подписало документ.