Как правильно пишется психоречевое развитие

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

§ 117. Следующие
разряды слов пишутся слитно.

1. Слова с приставками, напр.:

а) с русскими приставками: безаварийный,
бескассовый, вдолъбереговой, внеурочный, внутривидовой, воззвание, выбе- жать,
дочитать, закричать, межбиблиотечный, междуцарст- вие, наибольший,
неспециалист, неприятный, небезынтересный, небесталанный, недочеловек,
недопонимать, низложить, обезле- сеть, обессилить, окололитературный, пасынок,
посильнее, по- слеперестроечный, прародина, предыстория, призвук, противо-
стоять, сверхчеловек, сверхдальний, соредактор, средиземный, суглинок,
чересполосица, чрезмерный;

б) с приставками иноязычного происхождения: алогичный,
авантитул, антициклон, антиисторический, архиважно, гипер- инфляция, демонтаж,
дезинтеграция, диспропорция, иммораль- ный, интернациональный, инфраструктура,
иррациональный, контрнаступление, метаязык, парапсихология, постсоветский,
протоистория, реэвакуация, субпродукты, суперлайнер, транс- континентальный,
ультралевый, экстерриториальный, экстра- ординарный.

Примечание. Слова с приставкой экс- в значении ‘бывший’
(экс-чемпион, экс-советский и
т. п.) пишутся через дефис. Так же пишется слово контр-адмирал, где приставка контр- имеет особое
значение (см. § 120, п. 7).

Слитно пишутся также сложные слова с начальными частями,
русскими и иноязычными, близкими к приставкам, напр.: всепрощение,
всеобъемлющий, ежемесячный, инопланетянин, инонациональный, лженаука,
лжесоциалистический, общенародный, общепризнанный, полумесяц, полусладкий,
полулежать, полушутя, самодостаточный, самолечение; панамериканский,
квазинаучный, псевдоготика, псевдонародный.

2. Сложные слова, первая часть которых совпадает с формой
числительного (двух-, трёх-, пяти- и т. п.), а также
слова с первыми частями дву-, тре-, много-, мало-, напр.:
двухмесячный, трёхтонка, четырёхпроцентный, пятиугольный,
шестиэтажный, семимильный, восьмигранник, девятибалльный, десятиборье,
одиннадцатилетка,
двенадцатичасовой, двадцатитонный, тридцатиградусный, сорокавёдерный,
пятидесятилетие, девяностолетие, столетний, двухсотрублёвый, полуторагодовалый,
полуторасталетний, двоевластие, троеперстие; двусторонний, треногий, многочлен,
многоступенчатый, малолюдье, малоснежный, малопривлекательный.

3. Сложные слова с первой иноязычной (интернациональной) частью,
кончающейся на гласную. Перечень основных таких частей сложных слов:

с конечным о: авто-,
агро-, астро-, аудио-, аэро-, баро-, бензо-, био-, вело-, вибро-, видео-,
гекто-, гелио-, гео-, гетеро-, гидро-, гомо-, дендро-, зоо-, изо-, кило-,
кино-, космо-, макро-, метео-, микро-, моно-, мото-, невро-, нейро-, нео-,
орто-, палео-, пиро-, пневмо-, порно-, психо-, радио-, ретро-, сейсмо-, социо-,
спектро-, стерео-, термо-, турбо-, фито-, фоно-, фото-, эвако-, экзо-, эко-,
электро-, эндо-, энерго-;

с конечными а, е, и:
авиа-, дека-, мега-, медиа-, тетра-; теле-; деци-, милли-, поли-, санти-.

Примеры: автобиография, автозавод,
агропочвенный, астрофизика, аудиотехника, аэровизуальный, барокамера,
бензомоторный, биосфера, велотрек, виброизмерительный, видеотехника, гектоватт,
гелиогравюра, геополитика, гетеротрансплантация, гидротурбина, гомосексуальный,
дендропарк, зооветеринарный, изобары, изотермический, километр, кинофильм,
космовидение, макромир, метеослужба, микробиология, микроЭВМ, монокультура,
мотогонки, невропатолог, нейропсихический, неореализм, ортоцентр,
палеоазиатский, пиротехника, пневмосклероз, порнофильм, психолингвистика,
радиоактивный, радиоприёмник, ретромода, сейсмостойкий, социокультурный,
спек-тропроектор, стереоэффект, термостойкий, турбогенератор, фитопланктон,
фонохрестоматия, фотоаппарат, эвакогоспиталь, экзотермический, экосистема,
электроёмкий, эндотермический, энергоёмкий;

авиапочта, авиахимический, декаметр,
мегарелъеф, медиа-компания, тетразамещённый; телеобъектив, телефильм, телеКВН,
телеуправляемый; дециграмм, милливольт, поливалентный, поливитамины, сантиграмм;

с двумя и более такими частями: аэрофотосъёмка,
гидрогеохимический, метеорадиозонд, радиотелеуправление, спектроге-лиограмма,
фотокиносъёмочный, электрорадиооборудование; автомотовелогонки,
астроспектрофотометрия, палеофитогеографический.

Примечание к пп. 1 и 3. О замене слитного написания
некоторых слов с такими первыми частями дефисным либо раздельным см.
корректирующие правила, § 151 — 153.

4. Сложные слова с первой частью, оканчивающейся на я,
напр.: времяисчисление, времяимпульсный, имятворчество,
семядоля, семяочистителъный, себялюбие, себялюбивый.

Психоречевое развитие:
норма или задержка?

Один из самых часто задаваемых вопросов на приеме детского невролога это правильно ли развивается мой ребенок? Доктор расскажет, как протекает психоречевое, эмоциональное и психологическое развитие малыша.

Ирина НЕВОСТРУЕВА

Ирина НЕВОСТРУЕВА,
врач-невролог высшей квалификационной категории ОДКБ № 1

Информация, касающаяся данной темы весьма объемна и не всегда однозначна, в особенности в таких источниках как Интернет и книги по психологии, написанные зачастую не медицинскими работниками, а парамедицинскими специалистами. По этой причине мы, неврологи, настоятельно рекомендуем родителям не заниматься самолечением и самообразованием в этом вопросе, а сначала пройти консультацию у квалифицированного специалиста, имеющего опыт работы с неврологической патологией детского возраста.

Итак, психоречевое развитие – это не сухой математический подсчет количества повторяемых или произносимых ребенком слов, это также и пассивная речь, то есть понимание речи, эмоциональное развитие, то есть адекватность и развитость эмоций, развитие моторной и координаторной сфер, а также своевременное развитие навыков самообслуживания и опрятности (о последних речь пойдет чуть позже).

Речевое развитие ребенка начинается с первых месяцев жизни, когда наряду со зрительным сосредоточением на объектах в 1-2 месяца появляются первые неосознанные звуки, не связанные с физиологическими потребностями. Через 1-2 месяца развивается гуление – плавные, музыкальные, разнотембровые звуки с эмоциональной окраской. Гуление чрезвычайно радует родителей, ведь это время первого речевого контакта с ребенком! В течение последующих 4-8 месяцев гуление постепенно усложняется и сочетается с быстрым эмоциональным развитием малыша. Эмоции становятся все сложнее и разнообразнее: это и радость, и обиды, и требования, и испуг, и заигрывания. Это также время появления первых зачатков манипуляционного поведения – расстройства эмоций, которое мы наблюдаем при преобладании в воспитании гиперопеки, изнеженности и т.д. В дальнейшем зачастую формируется истерический вариант поведения, что уже находится в сфере деятельности детских и семейных психологов.

Косвенные (не прямые!) признаки возможной задержки речевого и психоречевого развития мы можем заметить уже на этапе гуления (в 4-8 месяцев) и на этапе лепета (9-12 месяцев): скудность эмоций, не полная адекватность эмоций (плач при виде яркой игрушки, выраженный страх при громких звуках, например, при кашле, чихании мамы, равнодушие при виде знакомых лиц), а также скудность самих произносимых звуков, преобладание молчания или плача, отсутствие или слабый зрительный контакт, нежелание или даже избегание телесного контакта с мамой.

Важно также и моторное, и координаторное развитие человека – соответствие ребенка всем темповым моторным требованиям. Эти требования и предъявляет вашему малышу врач на неврологическом приеме.

Речевое развитие ребенка

Первый день рождения малыша – важный переломный момент в развитии речи, это время постепенного ухода лепетной речи (ма-ма, ба-ба, та-та-та) и появление первых слов. Это чаще всего слова наиболее легко произносимые артикуляционным аппаратом человека – мама, баба, тата, дай. Нужно помнить, что эти слова часто являются не полностью осознанными и в течение последующих 2-3 месяцев могут исчезать из речи ребенка, что часто пугает мам и вселяет в них страх о возможной остановке развития. Однако здесь на первый план выходит именно психологическое развитие ребенка: понимание обращенной к нему речи, выполнение простых инструкций (дай руку, пойдем кушать, иди ко мне, где папа и т.д.), появление желания работать руками (начало складывания и разбора пирамидок и подобных конструкций, ладушки). Двигательная система продолжает совершенствоваться, движения становятся более плавными и совершенными, к этому возрасту ходят без поддержки практически все дети.

Эмоциональная сфера также развивается, и после года набор эмоциональных реакций уже соответствует таковому у взрослого человека, однако из них наиболее проявляются смешливость, удивление, а также слезливость и требовательность, то есть эмоции несколько обострены и аффективны. Здесь мы также призываем родителей более адекватно и спокойно относиться к капризам, требованиям и непослушанию своих чад – ведь психоэмоциональное развитие еще в начале своего пути.

В 1 год 6 месяцев речевой запас ребенка, в том числе и понимание обращенной речи, уже достаточно объемен: обычно это 10-20-50 слов (это очень индивидуально!), эти слова произносятся осознанно, по теме, часто происходит повтор одних и тех же слов по несколько раз – ребенок учится правильно произносить новое или понравившееся слово, много требующих слов – дать, дай, идти, гулять, неть и т.д., осознанно произносятся «родные» слова – мама, папа, дядя, ляля. Очень характерен интерес к животным и развитие звукоподражания – мяу, гав-гав, бе-е, му-у-у.

В это время наблюдается прекрасный зрительный, эмоциональный, тактильный контакт, зачастую не только с родственниками, но и уже с другими, симпатичными ребенку людьми, заинтересованность новыми событиями и предметами, быстрое переключение внимания в играх, повышенная двигательная активность, часто беспорядочная и хаотичная (только не путайте с гиперактивностью), однако возможность привлечь внимание ребенка, успокоить и угомонить его все таки есть.

В возрасте 3,5-4 лет ребенок обязательно консультируется педагогом-логопедом (чаще в детском дошкольном учреждении), при подозрении на психоречевую задержку по направлению невролога (начиная с 4 лет) обязательна консультация психиатра.

Выставив диагноз: «Задержка психоречевого (речевого) развития и формирования навыков» невролог начинает заниматься поиском причин данного явления с целью возможного воздействия на эти причины, параллельно проводятся консультации смежных специалистов, проводятся необходимые дообследования, и как можно в более короткие сроки начинается лечение.

В большинстве случаев, даже при неясной причине задержки развития, лечение невролога оказывается эффективным.

Сразу нужно сказать, что лечение при данной патологии является длительным и скрупулезным и включает медикаментозную коррекцию, физиотерапевтические методы, массаж, в том числе логопедический, методы нетрадиционной восстановительной терапии (транскраниальная микрополяризация, мануальная терапия, иглорефлексотерапия), регулярные занятия с дефектологом или логопедом.

Как уже указывалось выше, объем и продолжительность лечения, равно как и диагноз устанавливается только высококвалифицированным специалистом, имеющим опыт работы в детской неврологии, в особенности в неврологии раннего детского возраста.

В случае формирующейся психоречевой задержки мы имеем не только меньший, чем в норме речевой запас, но также и невероятно увеличенную двигательную активность, которую сравнивают с «двигательной бурей», невозможность успокоить и усадить ребенка, впечатление о неполном понимании обращенной речи, невыполнение простых инструкций.

Часто этому способствует неполный или очень короткий зрительный контакт, а также преобладание в речи воющих и ревущих звуков, зачастую очень громких и очень низких. Очень неблагоприятным признаком также считается замена собственной речи эхолалией – повторением произнесенных кем-то слов с полным подражанием эмоции, а также эхопраксия – повторение производимых кем-то действий.

В период с полутора до двух лет речь ребенка развивается стремительно, при увеличении количества слов от 50 и более появляются первые простые словосочетания (ляля бац, мама дай, дать чай), ребенок становится более наблюдательным, менее двигательно активным, с удовольствием слушает читаемые ему книги. В это время звукопроизношение еще далеко от совершенства, зачастую речь ребенка понимают только близкие люди, но количество слов увеличивается с каждой неделей, и, что важно, данные слова уже являются постоянными и не покидают словарный запас ребенка.

Возраст 2 года – важный период для осмотра невролога, так как здесь мы видим качественное изменение в развитии психики – это появление и развитие навыков самообслуживания и опрятности.

В подавляющем большинстве случаев к 2 годам ребенок 100% пользуется горшком (навык опрятности), кушает и пьет самостоятельно, снимает почти всю одежду сам, одевает некоторые простые вещи (качество навыка зависит от развития координаторной системы). Данные навыки есть результат работы многих систем – психика, движение, координация. Воспитательный фактор очень важен – гиперопека, спешка, нетерпеливость родителей тормозят развитие мелкой моторики, а анатомически и физиологически неразвитая кисть руки тормозит развитие речевых зон головного мозга.

В дальнейшем (в 2-3 года) развитие высшей нервной деятельности человека (речь, память, волевые качества и т.д.) оценивается неврологом в каждом конкретном случае индивидуально. При достаточном объеме речи постепенно улучшается ее качество, речь ребенка уже не похожа на речь иностранца – слова правильно выстраиваются в роде, падеже, числе, появляются короткие рассказы, осознается настоящее, прошедшее и будущее время, идентификация «я», окончательно формируются навыки.

  • С английского на:
  • Русский
  • С русского на:
  • Английский

психоречевое развитие

Перейти к содержанию

«Психоэмоциональный» или «психо-эмоциональный» — как правильно?

На чтение 2 мин Просмотров 1.6к. Опубликовано 27.02.2022

Многих интересует, как правильно пишется слово – «психоэмоциональный» или «психо-эмоциональный»? Предлагаем разобрать в статье данный грамматический момент.

Как пишется правильно: «психоэмоциональный» или «психо-эмоциональный»?

Какое правило

Проанализируем представленное выражение. Оно состоит из двух частей, представляющих единое понятие – психическую эмоциональность. Согласно базовым принципам написания лексем, образующихся таким способом, их можно писать исключительно слитно. Гласная «о» выполняет функцию соединительной морфемы (интерфикса) между двумя корнями – «псих» и «эмоци».

Слово «психотерапевт», наверняка, вызывает куда меньше сомнений насчёт написания, а ведь оно построено по тому же принципу. «Психосоматика», «психотерапия», «психофизиология»: все эти лексемы подчиняются единому принципу написания.

Примеры предложений

  1. В ближайшие 2-3 месяца необходимо контролировать и поддерживать его психоэмоциональный фон в норме.
  2. Она сейчас не в лучшем психоэмоциональном состоянии, поэтому, думаю, разговор лучше отложить.

Ошибочное написание

Задержка речевого и психоречевого развития – что это и как бороться?

Часто приходится встречаться с 2 противоположностями в родительском отношении к ребёнку. Первые – сверхобеспокоенные родители, которые, когда ребёнок в 2 года не говорит развёрнутыми фразами, бьют тревогу. А как же! По словам соседки тёти Маши её малыш уже все стихи Барто наизусть читает!

И вторая группа родителей – это те, которые упорно не замечают проблем в развитии ребёнка, и только когда врачи однозначно ставят задержку в развитии, обращаются к специалистам. Иногда я сталкиваюсь с настолько запущенными случаями, что бывает горько говорить родителям, что помощь запоздала, и теперь можно лишь немного адаптировать ребёнка к жизни в обществе.

Так что же такое задержка речевого развития и задержка психоречевого развития?

Когда ребенок должен начать говорить?

В 1 год ребенок должен произносить около 5-10 облегченных слов и знать названия 200 предметов (чашка, кровать, мишка, мама, гулять, купаться и т.п. повседневные предметы и действия). Ребёнок должен понимать обращённую к нему речь и реагировать на неё. На слова «где мишка?» — повернуть голову к мишке, а на просьбу «дай руку» — протянуть руку. Первые слова- не обязательно «мама» и «папа» — по опыту чаще звучат иные слова.

В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов (это по низу нормы), как правило, специалисты хотят услышать от ребёнка хотя бы 100 слов. Слова могут быть сильно упрощёнными, произноситься только первые два слога, и всё же, к 2 г. и 2 мес уже должны закрепиться короткие фразы вроде «мама, дай», » папа, пока».

В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, используя около 200-300 слов, правильно произносить многие звуки, кроме «л», «р» и шипящих, задавать вопросы «где?», «куда?». Ребёнок должен знать своё имя, различать родных, изображать подражательно голоса основных животных и птиц. В речи появляются прилагательные – большой, высокий, красивый, горячий и т.д. Ребёнок знает себя и родных по именам.

В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно все местоимения, активно использовать в речи прилагательные и наречия (далеко, рано, горячо и т.д.). С точки зрения неспециалиста легко выявить, что у трёхлетки проблемы с речью следующим образом – пусть вашего малыша послушает незнакомый с ним человек. Если он понимает 75% сказанного вашим крохой, а между взрослым и ребёнком складывается простая диалоговая речь – то всё в порядке. Речь ребёнка в 3 года должна изменяться по родам, числам. То есть, если на вопрос «хочешь конфетку?» ребёнок отвечает «хочешь» вместо «хочу» — это уже отклонение в развитии.

Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?

Успокоим сначала сверхпугливых родителей и бабушек. Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Если ваш малыш в год говорит не 10 слов, а 7, то тревогу бить не стоит. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Причём для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.

Обыватели считают, что есть некая зона, область мозга, отвечающая за развитие речи. В реальности речь формируется только при согласованной работе обоих полушарий мозга. Для полноценного и своевременного речевого развития нужно, чтобы гармонично развивались как правое полушарие, которое отвечает за эмоционально-образную сферу, пространственное мышление и интуицию, так и левое полушарие, отвечающее за рационально-логическое мышление. У мальчиков пучок нервных волокон, соединяющих оба полушария, тоньше, чем у девочек, и развивается медленнее. Поэтому бывает, что обмен информацией между полушариями затруднён, из-за чего мальчикам сложнее облечь свою мысль в форму грамматически правильного высказывания. Если нет мозговых и психических отклонений в развитии, при раннем небольшом отставании в речевом развитии, мальчик с помощью специалистов преодолеет его. Более того, именно мужчины обладают более развитой образной речью, отчего писателей и поэтов-мужчин на порядок больше, чем женщин.

Одновременно стоит предупредить родителей мальчиков, что нельзя запускать ситуацию, и если отклонение от нормы значительно, обязательно бить тревогу. В связи с гендерными особенностями развития, именно среди мальчиков высок процент отклонений в речевом и психоречевом развитии. Приведём несколько примеров. Среди заикающихся детей мальчиков вдвое больше, чем девочек. Среди страдающих алалией (почти полное отсутствие речи при сохранном слухе) – мальчиков втрое больше, и такое же количество деток с дизартрией (когда ребенок испытывает трудности при произнесении очень многих звуков и его речь почти не понятна окружающим).

Что считается речью? До возраста 2,5 лет допустимо, если ребёнок говорит «малышковым языком». Словами считаются не только полноценные «мама» и «папа», но и «би-би» вместо «машина», «кар-кар» вместо «ворона», и «куп-куп» вместо «идём купаться». Ребёнок может придумывать собственные обозначения предметам. Если ребёнок упорно называет макароны «камани» — это тоже слово. Допустимо, чтобы одно и то же сочетание звуков использовалось для обозначения разным предметов («ки» — киска, носки, кинуть).

Но если ребёнок в 2,5 года не пытается говорить фразами из 3-4 слов вроде «мама дё куп-куп» (мама идёт купаться), то надо однозначно бить тревогу. В принципе, внимательные специалисты могут отметить задержку речевого развития на достаточно раннем периоде.

Перечислим признаки значительной задержки речевого развития:

  • Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.

  • Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.

  • Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов — своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».

  • Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.

  • Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.

  • Если до 2 лет ребёнок активно осваивал новые слова, а потом перестал и даже «забыл» некоторые слова.

  • Если в 2,5 года активный словарный запас менее 50 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)

  • Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.

  • Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.

  • Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии.. Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!

  • Если в три года ребёнок не старается перейти с простых слов вроде ав-ав на — собака.

  • Если в три года ребёнок не начал осваивать местоимения и продолжает говорить о себе «Вася пошёл» или «дай Васе»

  • Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)

    В чём различие Задержки речевого (ЗРР) и Задержки психо-речевого развития (ЗПРР)?

    Задержка речевого развития – это когда страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребёнка в норме. Это тот случай, когда ребёнок всё понимает и выполняет просьбы, но говорит мало или очень плохо.

    Задержка психоречевого развития подразумевает, что у ребёнка наблюдается отставание развития и общеинтеллектуального характера.

    Если до 4 лет постановка диагноза ЗПРР достаточно редка и случается только при наличии серьёзных заболеваний, то старше 5 лет только у 20% детей с проблемами с речью остаётся диагноз ЗРР. Если до 4 лет ребёнок осваивал мир, мало вступая в коммуникативные связи, то с этого возраста основную массу информации он получает именно в общении со взрослыми и сверстниками. Если речь реьбёнку малодоступна, начинается торможение психического развития, и к 5 годам из из задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, формируется задержка ПСИХОречевого развития (ЗПРР). Поэтому если врачи поставили вашему крохе ЗРР, не стоит, как страус, прятать голову в песок и ждать, что «само всё пройдёт». ЗРР отражается на формировании всей психики ребенка. Если общение с окружающими затруднено, это препятствует правильному формированию познавательных процессов и влияет на эмоционально-волевую сферу. Ожидание без лечения и занятий с дефектологом 5-летнего возраста часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе.

    Иногда задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного развития. Кроха начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Они неловкие, часто падают, травмируются, налетают на предметы, в 4 года не могут нарисовать по просьбе простой рисунок вроде солнышка. Характерная примета – это длительное приучение к горшку, когда в 4,5-5 лет у ребёнка продолжают случаться «оказии».

    В чем же причина возникновения у ребёнка ЗРР и ЗПРР?

    Следует понимать, что ЗРР и ЗПРР – это не самостоятельные заболевания, а следствия неких отклонений в здоровье ребёнка, а именно – нарушений работы мозга, центральной нервной системы, генетических или же психических расстройств. Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития, специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах, гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление, генетическая предрасположенность, психические заболевания и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.
    Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени — все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем.

    Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.

    Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков — разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно. У детей с задержками психо-речевого развития в большей степени «пострадали» зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности и в результате речевое и психическое развитие задерживается.

    Дорогие мамочки! Если по рассказам родни вы, ваш муж или дядя-тётя и иной близкий родственник заговорил поздно, то это сигнализирует, что у вашего ребёнка уже есть генетическая предрасположенность к ЗРР. От поколения к поколению ЗРР носит всё более тяжёлые формы. Необходимо понимать, что активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается. Если у ребёнок ВООБЩЕ нет речи, даже словоподжражания в 6 лет, вероятность, что он заговорит, равна 0,2%. Если же ребёнку исполнилось 8 лет, то ему придётся осваивать альтернативные методы коммуникации – жестовую, карточную, письменную, но активной речи в общем понимании у него уже не будет.

    Поэтому ждать, что всё само рассосётся- это крайне безответственная позиция!

    С какого возраста начинается работа по преодолению задержек в развитии?

    Чем раньше, тем лучше.

    Невропатологи могут назначить лечение уже с 1 года, если рано установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития.

    Дефектологи начинают заниматься с детьми с 2 лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику. Специалисты по развитию речи, педагоги-корректологи также начинают работы с детьми с 2-2,5 лет.

    Логопеды — помогают «поставить» звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ. Большинство логопедов работают с детьми с 4-5 лет. А вот дефектолог-логопед может начать заниматься даже с 2,5 летним ребёнком.

    Какие существуют методы лечения ЗРР и ЗПРР?

    Лекарственная терапия — среди препаратов которые применяются для лечения ЗПРР есть и те которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум). Все назнаначения делаются ТОЛЬКО врачом-неврологом или психиатром. Заниматься самолечением опасно, ведь препарат, который помог ребёнку вашей подруги, может быть противопоказан вашему ребёнку.

    Альтернативные методы лечения – иппотерапия (лечения лошадьми), дельфинотерапия и т.п. методы должны также подбираться индивидуально.

    Однако только лекарственная помощь таким детям приносит мало результата, если не подкреплена педагогическим воздействием. Основной задачей работы учителя – дефектолога является повышение уровня психического развития детей: интеллектуального, эмоционального и социального.

    Педагог обеспечивает коррекцию (исправление и ослабление) негативных тенденций развития; предупреждает появление вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе. В работе учитель – дефектолог использует наглядные, практические, технические средства реабилитации и проводит коррекционные занятия в игровой форме по индивидуальному плану. Нет общей методики, которая помогает абсолютно всем, необходим индивидуальный подход.

    Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития, не просто уповали на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребенком. Дефектолог помогает выбрать направление той работы, которую ежедневно и ежечасно придётся проводить родным ребёнка.

    Немного о методах коррекционной работы.

    В работе с такими детьми используют арттерапию, музтерапию, методы предметно-сенсорной терапии, специальные методы разработки крупной и мелкой (тонкой) моторики, методы расширения понятийного аппарата ребёнка, дефектологические задания.

    Например, активно используются пальчиковые игры.
    В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.

    Необходимо, чтобы дома родители обеспечили ребёнку возможность разработки мелкой моторики – конструктор, пазлы, игры-вкладыши, мозаика, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребёнком много лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять гравюры и примитивные вышивки.

    Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.

    В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.

    Рекомендуется использовать подвижные игры (методика логоритмики), развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью.

    Немаловажно и музыкальное развитие ребёнка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и др. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются, не слышат ритм и плохо улавливают интонационную окраску голосов окружающих.

    Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками.

    Любые занятия должны проводиться по системе, поэтому необходимо заниматься ежедневно и под контролем специалиста. Как правило, малышу 2-2,5 лет достаточно посещать дефектолога 1 раз в неделю, если родители готовы в полном объёме проделывать дома заданное специалистом. Ребёнку 3-4 лет и старше нужно встречаться со специалистом не менее 2 раз в неделю, а в случае с ЗПРР лучше сочетание нескольких специалистов. Например, 2 раза в неделю ребёнок занимается с дефектологом по общему развитию, а 1-2 раза в неделю – с музтерапевтом или арттерапевтом.

    С 4,5 лет, если развитие пассивной речи достаточно и нет задержки психического развития, необходимо начать занятия с логопедом над коррекцией произношения и преодолением аграмматизмов (ошибок в согласовании слов).

    Дети со значительной задержкой речевого развития должны посещать не общее дошкольное заведение, а специализированные психоневрологические или неврологические ясли, затем логопедический детский сад. Если ЗРР или ЗПРР не преодолены до 7 лет, не стоит настаивать на том, чтобы ребёнок стал учеником крутой гимназии. Согласитесь на специальное коррекционное заведение или обучение в классе компенсирующего типа общеобразовательной школы, где ребёнку будет обеспечено усиленное внимание специалистов и адаптированная школьная программа.

    В заключение, подчеркну ещё раз, что если вы заметили, что речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите — срочно обратитесь к специалистам! Если коррекцию речевых расстройств начинать в раннем возрасте, то велика вероятность, что уже в 6 лет ваш ребёнок не будет ничем отличаться от ровесников.

    Статью подготовила педагог-психолог Т. В. Антонова

Показатели  нервно-психического  развития 
детей  1  года  жизни

ВОЗРАСТ

ДЕТЕЙ

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

ЭМОЦИИ, СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ДЕЙСТВИЯ

 С ПРЕДМЕТАМИ

ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ

РЕЧЬ

ПОНИМАЕМАЯ

РЕЧЬ АКТИВНАЯ

НАВЫКИ

И

 УМЕНИЯ

Зрительные ориентировочные реакции

Слуховые ориентировочные реакции

10 дней

Удерживает в поле
зрения движущийся предмет, часто теряя его из виду («ступен-чатое
слежение»).

Вздрагивает и
моргает при резком звуке

Лежит на спине.

Рефлекторный крик  младенца.

18-20 дней

Удерживает в поле
зрения неподвижный яркий предмет

(не издающий звуки)

 или лицо взрослого.

Успокаивается при
сильном звуке

Лежит на спине.

Рефлекторный крик и рефлек-торные звуки: диффузные, не расчлененные,
растянутые гласные комплексы

 («у-а, э-э, а-й»)

1 месяц

1)Плавное прослежи-вание
за движущимся предметом

 (т.е., не отрывая
взгляда и не теряя его из виду).

2) Сосредотачивает
взгляд на неподвиж-ном предмете.

Длительное слуховое сосредоточение:

прислушивается
к голосу взрослого, звуку игрушки, меняя при этом свое поведение (перестает
плакать, по-другому двигается).

1) Зрительный
контакт с говорящим не менее 5 сек.. (оральное внимание).

2) Первая улыбка

в ответ на разговор
взрослого.

Наблюдается
хватательный рефлекс Робинзона;

пальцы сжаты в
кулачок.

1) Удерживает голову
по средней линии, не отклоняя ее в стороны,  в положении на спине.

2) Лежа на животе,
пытается поднимать и некоторое время удерживать голову (5 сек.).

«Гуканье», «гыканье»:

короткие звуки — «гы», «кхы» с пусканием пузырей, кряхтением.

2 месяца

Длительное зритель-ное сосредоточение:

длительно следит за
движущейся игрушкой или взрослым

 («плавное
прослеживание»).

Ориентировочно-поисковые
реакции:

ищет глазами, откуда
исходит звук.

1) Социальная
улыбка: быстро отвечает улыбкой на разговор с ним взрослого.

2) Длительное
сосредоточение на другом ребенке.

1) Эпизодическое
раскрытие ладоней

(в покое пальцы
сжаты в кулачок).

2) Вложенный в
раскрытую ладонь предмет удерживает в течение 2-3 секунд.

3) Ритмичные движения
пальцами – сжимание и разжимание (чаще при сосании груди).

 Лежа на животе,
поднимает, и некоторое время удерживает голову.

«Гуление»:

звуковые комплексы из расчлененных, но еще недостаточно четких звуков
— «агу», «агы», распевное произнесение гл.зв. (а, у, и, о).

СЕНСОРИКА

СОЦ. РАЗВИТИЕ

ДЕЙСТВИЯ  С ПРЕДМЕТАМИ

ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ

РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ

РЕЧЬ АКТИВНАЯ

НАВЫКИ

3 месяца

1) Зрительное
сосредоточение в вертикальном положении на лице говорящего с ним
взрослого или на игрушке.

2) Поисковые     движения:

начинает переводить
взгляд с предмета на предмет.

Ориентировочно-поисковые
реакции:

1) Ищет глазами,
откуда исходит звук.

2) Поворачивает
голову и находит источник звука глазами.

1) Проявляет
«комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор).

2) Подражает мимике
взрослого.

3) Ищет глазами
ребенка, издающего звуки.

Движения рук
носят безусловно-рефлек-торный характер:

1) размахивает
руками без зрительного контроля и при этом происходит случайное  наталки-вание 
на игрушку, низко висящую над грудью;

2) удерживает,
вложенный в руку предмет до 10 сек., тянет его в рот.

1) Лежа на животе,
удерживает голову поднятой,  сначала опираясь на вытяну-тые руки, затем  — 
на предплечья.

2) При поддержке за
подмышки  кратко-временно упирается на выпрямленные  ноги.

3) Пытается удержать
голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).

 Речевое внимание:
сосредоточение на лице говорящего  взрослого.

1) Прислушивается  к
голосу  взрослого.

2) Узнает знакомые
голоса.

1) Адекватно
реагирует на интонацию: отличает ласковую  от сердитой.

2) Слушает
говорящего и реагирует на прекра-щение разговора с ним.

3) Настойчиво
пытается что-либо достать.

1) Гуление
совершенствуется, обогащается его  звуковой состав: «мам, ам, тль, пль».

2) Интонационно
окрашенный крик, смех.

4 месяца

1) Рассматривание
предмета:

поднимает руку

 с зажатой в ней
погремушкой и смотрит на нее,

 в течение 2-3 сек.

2) Узнает близкого
человека, радуется ему.

3) Поисковые
движения: переводит взгляд с предмета на предмет.

1) Поворачивает
голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами.

2) По-разному
реагирует на спокойную и плясовую мелодию.

1) Во время
бодрствования часто и легко возникает «комплекс ожив-ления» (двигатель-ные ,
эмоциональные  и голосовые реак-ции ребенка).

2) Смеется в ответ
на эмоционально — рече-вое общение с ним.

3) Ищет  взглядом
другого ребенка, рассматривает, радуется, улыбается, тянется к нему.

Формируются простые повторные предметные действия:

1) целенаправленно
тянет руки к игрушке: рассматривает  ее, ощупывает и захватывает низко
висящую над грудью игрушку;

2) держит, толкает,
следит взглядом за предметом;

3) удерживает
предмет в руке до

 20 сек.; большой
палец в захвате не участвует.

1) Упирается на
предплечья рук в положении на животе.

2) При 
присажи-вании  за руки, поднимает  голову, пытаясь удержать ее на одной линии
с телом.

3) При поддержке за
подмышки  кратко-временно упирается на выпрямленные  ноги.

4) Поворачивается со
спины на бок.

1) Гулит в ответ на
обращенную речь

(«а-а, о-о, а-га,

а-гу, а-бу»).

2) Интонационно
окрашенный крик, смех.

Во время кормления
придерживает руками бутылочку или

грудь матери.

5 месяцев

1) Отличает близких
людей от чужих по внешнему виду.

2) Переводит взор с
одного предмета на другой без всякой причины.

3) Смотрит на свое
отражение в зеркале.

1) Узнает голос
матери или близкого человека (радуется).

2) Различает
строгую  и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует.

1) Радуется ребенку,
берет у него из рук игрушку, повторяет  за ним звуки.

2) Протягивает
ручки, чтобы его взяли.

Готовность к совместной игровой деятельности:

1) берет игрушку из
рук взрослого;

2) удерживает в руке
игрушку (ладонный захват),

3) берет игрушку из
разных положений,

4) держит по игрушке
в каждой руке.

1) Долго лежит на
животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямлен-ных рук.

2) Переворачивается 
со спины на живот.

3) Стоит при под-держке
за подмыш-ки.

4) Удерживает голо-ву  
при присажива-нии за руки.

«Певучее гуление»:

подолгу,  громко,
певуче  и интонировано  гулит, повторяя за взрослым  звуки.

Ест с ложки
полугустую и густую пищу.

СЕНСОРИКА

СОЦ. РАЗВИТИЕ

ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ

ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ

РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ

РЕЧЬ АКТИВНАЯ

НАВЫКИ

 6 месяцев

1) Смотрит на
упавшую игрушку.

2) Выражение лица
меняется в зависимости от выражения лица взрослого (различает ласковое и
сердитое выражение лица).

1) По-разному
реагирует на свое и чужое имя (узнает свое имя, на чужое не откликается).

2) Прислушивается к
различным звукам

(в т.ч. —   к
шепоту).

1) Услышав свое имя,
радуется, быстро оборачива-ется в сторону взрос-лого, смотрит на него.

2)  Реагирует на незнакомых
людей (проявляет насторо-женность, плач).

1) Уверенно берет
игрушки, находясь в любом положении;

2) подолгу
занимается с  ними: размахивает, подносит к глазам, ко рту; ощупывает;

3) перекладывает из
одной руки в другую.

1) Переворачивается
с живота на спину.

2) Попытки к
ползанию.

3) Стоит, держась
за опору.

4) Лежа на животе,
приподнимается на руках, не касаясь поверхности грудью.

1) Различает голоса
близких, реагирует на свое имя (движениями).

2) Начинает понимать
просьбы:

«Дай ручку»,

«Иди ко мне».

«Начало

лепета»:

произносит  хоро-шо различимые отдельные слоги

 («ба», «ма», «па»

       и др.)

1) Хорошо ест

 с ложки, снимает
пищу губами.

2) Пьет из чашки
небольшое коли-чество жидкой пищи.

7 месяцев

1) Снимает
кольца со стержня        («пирамидка»),

2) толкает мяч,

3) стучит в бубен
(барабан),

4) извлекает звук из
звучащей игрушки.

Улыбается своему
отражению в зеркале.

Активные манипуля-ции, направленные на результат:

1) Игрушкой стучит,  стараясь
извлечь звук;

2) манипулирует
предметами, изменяя их положение: броса-ет, размахивает, вкла-дывает,
переклады-вает, нанизывает,…;

3) одновременно
манипулирует двумя предметами.

1) При поддержке за
подмышки, сгибает ноги в коленях, имитируя прыжки.

2) Активно ползает

 на животе.

3) Сидит, опираясь
руками впереди себя.

4) Стоит у опоры,
опираясь на всю стопу.

На вопрос «Где?»
ищет и находит взглядом

1 предмет,  находящий-ся на постоянном
месте.

«Активный лепет»:

подолгу лепечет,
повторно произ-носит одни и те же слоги лепета:

«ма-ма-ма»

«па-па-па»

лепетные цепочки»)

Пьет из чашки,
которую держит взрослый.

8 месяцев

1) Катает мяч по
поверхности.

2) Интересуется
предметами, издающими звук (нажимает на звучащую игрушку).

3) Открывает 
коробку (матрешку, шкатулку, кастрюльку).

4) Стучит в бубен 
(барабан).

5) Переворачивает
миску с игрушками.

6) Подражает
действиям взрослого.

1) Смотрит на
действия другого ребенка, эмоционально реагирует на них (смеется, лепечет).

2) Подражает жестам
взрослого.

1) Игрушками
занимается подолгу, разнообразно действуя с ними (пальцевой захват).

2) Подражает  отдель-ным
действиям взрослого:  толкает, стучит, вынимает игрушки …

3) Проявляет интерес
к новым предметам (обследует их).

1) Сам садится,
сидит и ложится.

2) Придерживаясь
руками за барьер, сам встает, стоит и опускается.

3) Переступает
боком, держась за барьер.

4) Ползает на
четвереньках.

1) На вопрос «Где?»
находит несколько предметов (2-3) на постоянных местах.

2) По слову
взрослого выполняет разученные ранее действия  без показа, например,
«Ладушки»,

 «Дай ручку» и др.

Громко, четко и
повторно произносит различные слоги лепета.

1) Ест корочку
хлеба, которую сам держит в руке.

2) Пьет из чашки,
которую держит взрослый.

9 месяцев

1) Выполняет
плясовые движения под музыку.

2) Снимает  и 
надевает
 кольца

 (диаметром 8
см) на стержень высотой

30-40
см. (пирамидка).

1) Движется  навстречу
другому ребенку.

2) Подражает игровым
действиям и движениям другого ребенка, радуется этому.

1) С предметами
действует длительно и по-разному, взависи-мости от их свойств: катает,
вынимает, открывает, гремит, нажимает…

2) Мелкие предметы
берет большим и указ. пальцами (использует пинцетный захват).

Переходит от одного
предмета к другому, слегка  придержи-ваясь за них руками

(напр.,  мебель,
стену).

1) На вопрос «Где?»
находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах,
независимо от их  месторасположения

2) Знает свое имя –
на зов оборачивается и приближается к взрослому.

Подражает взрослому,
повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете

(т.е. закрепляются
имеющиеся слоги).

1) Хорошо пьет из
чашки, слегка придерживая ее руками.

2) Формируется навык
опрятности:

спокойно относится к
высаживанию на горшок.

СЕНСОРИКА

СОЦ. РАЗВИТИЕ

ДЕЙСТВИЯ  С ПРЕДМЕТАМИ

ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ

РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ

РЕЧЬ АКТИВНАЯ

НАВЫКИ

10 месяцев

1) Накладывает
маленький кубик на большой.

      (разные по
величине)

2) Снимает и
надевает кольца с пирамидки  разные по толщине.

Взаимодействие с другими детьми

действует рядом с
ребенком или одной игрушкой с ним:

вместе вынимают
предметы из одного ящика, протягивают игрушки друг другу, улыбаются,

смеются.

1)Самостоятельно и
по просьбе взрослого выполняет разученные с игруш-ками действия: игрушки
вынимает и вкладывает; коробки открывает и закрывает; мячик катает.

2) Действия с
предметами принима-ют устойчивый характер.

1) Входит на высокую
поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее.

2) Идет вперед с
поддержкой за обе руки.

1)По просьбе «дай»
находит среди игрушек знакомый предмет, и дает его.

2) При заигрывании с ним  выполняет разученные действия и движения:

«догоню-догоню», «сорока-ворона», «прятки» и др.

Подражая взрослому,
повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете

(вызываются новые
слоги).

1) Увереннее дер-жит чашку в руках и пьет из нее (под контролем
взросл.)

2) Протягивает руки к воде в процессе умывания.

3) Приподнимает ногу во время надевания ползун-ков; протягивает руку
при наде-вании/снимании одежды.

11 месяцев

1) Прокатывает
шарики (мячи)  со ската.

2) Различает
предметы по форме:

     кубик от  шарика.

3) Проталкивает
геометрические формы

в прорези коробки
(шарики, кубики).

4) Рисует
фломастером, держа его в кулачке (ладонный захват).

5) Накладывает маленький
кубик на малень-                

      кий  кубик.

     (одинаковые по
величине).

1) Получает чувство
удовлетворения от совместных действий с каким-либо ребенком:

 смотрит на него,
заигрывает, начинает действовать с ним или рядом; проявляет недовольство,
если этого ребенка забирают.

2) Объединяется  в
игру с др. ребенком на основе избирательного отношения.

Осваивает  новые  действия
 с предме-тами и начинает выполнять их по слову взрослого:

1) накладывать
маленький кубик на большой кубик;

2)снимать и надевать
кольца с большими отверстиями на стержень (2-3 кольца),

3) формируется
«указательный» жест: нажимает на кнопку, клавишу игрушки.

1) Стоит
самостоятельно.

2) Делает первые
самостоятельные шаги.

1) По словесной
инструкции
выполняет разученные действия: водит куклу, кормит собачку и
др.

2) Проявляет первые
обобщения в понимае-мой речи: по просьбе взрослого находит в группе и дает
несколь-ко одинаковых игру-шек, отличающихся только по внешним признакам 
(«Дай мяч, дай еще мяч, …»).

3) Понимает названия
отдельных предметов.

«Первые лепетные слова»:

1) произносит
облегченные слова

 («ав-ав»,

«ка-ка», «би-би», 
«ляля»,  «ам-ам»),

2) простые
двусложные слова («мама, папа, дядя, баба»),

3) жестовая речь

 («нет», «да»,
«спасибо»-кивок головой).

1) Проявляет
активность во всех режимных моментах:

 еде, одевании,
умывании.

2) Увереннее держит
чашку в руках и пьет из нее под небольшим контролем взрослого.

3) Спокойно
относится к высаживанию на горшок.

12 месяцев

1) Различает
предметы по форме:

кубик, кирпичик,
шарик
.

2) Прокатывает
шарики (мячи)  со ската.

 3) Узнает на
фотографии знакомого взрослого.

      (2 фото)

4) Рассматривает
картинки, фотографии, мелкие предметы с четкими контурами.

1) Протягивает
игрушку  и отдает ее другому ребенку, сопровождая это смехом и лепетом.

2) Проявляет
эмоциональные переживания: радость, ревность, обиду, потребность в общении.

1) Самостоятельно
выполняет разучен-ные действия с игруш-ками: катает, водит, кормит и др.

2) Переносит дейст-вия,
разученные с одного предмета — на другие: водит, кормит, баюкает  не только
куклу, но и собачку, и мишку, и др…

3) Развивается
указа-тельный жест: пока-зывает на игрушку.

Ходит
самостоятельно 

(без опоры).

1) Понимает без
показа названия нескольких предметов (действий, имен).

2) Выполняет
отдельные поручения: «найди», «принеси», «отдай тете», «положи на место» и
др.

3) Понимает слово
«нельзя», прекращает запрещенные действия.

4) По слову
выполняет разученные действия.

1) Легко подража-ет
новым  слогам.

2) Произносит

 5-10 облег-х слов:
звукоподража-тельные (ав-ав);

 с одинаковыми
слогами (ма-ма, па-па); реже слова из разных слогов (Га-ля, тик-так);
слова-действия («на, дай, бух»).

1) Самостоятельно
пьет из чашки (берет ее со стола и удерживает в  руках).

2) Проявляет
активность во всех режимных моментах:

 еде, одевании,
умывании.

Показатели  нервно-психического  развития 
детей  2 и 3 года  жизни

ВОЗРАСТ

ДЕТЕЙ

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

ДЕЙСТВИЯ

 С ПРЕДМЕТАМИ

ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ

РЕЧЬ

ПОНИМАЕМАЯ

РЕЧЬ АКТИВНАЯ

НАВЫКИ

И

 УМЕНИЯ

1 год 3 месяца

1)
Ориентируется в предметах контрастной величины  (большой, маленький).

 Вкладывает
малый  куб или стаканчик  в большой и обратно.

2) Ориентируется
в  пред-метах контрастной формы; выбирает один из двух по образцу и
слову (кубик, шарик) («Дай такой же»).

3)
Собирает матрешку

из 2-х
частей.

4) Строит
башню из 3-х кубиков.

 5)
Переворачивает 2-3 стр. одновременно.

Развивается игра:

1)  воспроизводит  отдельные
игровые  действия
:

 кормит куклу,
собирает пирамидку из 3-4 колец без учета  последовательности и др.

2) Строит    из
кубиков и кирпичиков «машину,  дорожку, башню».

3) Рисует «каракули»
карандашом.

1) Ходит длительно,
меняя положение: пятится, поворачивается, приседает, наклоняется.

2) Ходьба по
лестнице приставным шагом с опорой.

3) Подпрыгивает при
поддержке за обе руки.

4) Залезает на
предмет высотой 15-20 см и слезает с него.

5) Бросает мяч
обеими руками.

1) Понимает названия
окружающих предметов и игрушек:

·         
находит  и дает 3-4
игрушки,

·         
дает предметы обуви и
одежды.

3) Понимает  и
выполняет простые инструкции по слову: «покорми куклу», «положи спать в кроватку»

4) По слову ориентируется
в группе: «Где твоя кроват-ка? Возьми свой горшок»

5) Узнает знакомые предметы
и игрушки на картинках (3 картинки).

1) Разнообразно
лепечет, подражает новым слогам.

2)  Пользуется

 облегченными

 «словами –
действиями»

 в процессе активной
      деятельности

(« дай, бух,  на,
иди…»)

1) Самостоятельно
ест густую пищу ложкой.

2) Часть пищи может  съесть
с помощью взрослого.

3) Еще проявляет
неаккуратность в еде.

1 год 6 месяцев

1) Ориентируется в 4-х
контрастных формах: подбирает их  по предлагаемому образцу и слову («Дай такой же»)

(кубик, кирпичик,
шарик, призма – «крыша»).

2) Подбирает
предметы нужной формы и величины («большой кубик, маленький кирпичик,…).

1) Воспроизводит  ряд
игровых действий,
  часто наблюдаемых в жизни:

причесывает куклу,
умывает ее, вытирает нос,..

2) Строит    из
кубиков и кирпичиков  «забор».

3) Собирает
пирамидку из 2-х колец в определенной последовательности.

Движения
становятся более координированными:

1) перешагивает
через палку (брусок), лежащий на полу, приставным шагом    (по показу);

2) бегает семенящим,
мелким шагом, неритмично;

3) сидит на
корточках.

1) Обобщает предметы:
находит   2 одинаковых    по значению, но разных по цвету или величине
предмета: «Где собачка, где еще собачка?»

2) Узнает «картинки
в действии» — собака ест, кукла спит,… (2 картинки).

3) Показывает одну
из частей тела.

1) Начинает заменять
звукоподражательные слова на общеупотреби-тельные  («ляля» — кукла).

2) Использует в речи
однословную фразу:

«Дай» + жест рукой

1) Самостоятельно
ест густую пищу ложкой.

2) Съедает ¾ жидкой
пищи (суп) из глубокой тарелки, держа ложку рукой сверху (в кулачке).

1 год 9 месяцев

1) Ориентируется в 3-х контрастных по величине предметах
(кубах):

 10 см, 7 см, 4 см.

2) Собирает кубы,  соответственно их величине (вкладывает).

3) Собирает матрешку

    из 3-х частей.

 1) Воспроизводит  

по показу  несложные «постройки –перекрытия»  из
строительного материа-ла  (ворота, скамейка);

 учится обыгрывать
их вместе со взрослым.

2) Собирает
пирамидку из 3-х колец в определенной последовательности.

3) Рисует прямые
линии.

1) Ходит по скамье
без помощи взрослого (поднимается и спускается при помощи взрослого).

Ширина скамьи: 15-20
см,

Высота: 15-20
см

2) Выполняет толчок
или удар ногой по мячу.

3) Подпрыгивает на
месте без помощи взрослого.

1) Показывает
знакомые предметы на сюжетных картинках.

2) Отвечает на
вопросы  при рассматривании сюжетных картинок (ребенок может ответить одним
словом).

3) Показывает три
части тела.

1) Обозначает  свои
действия словами

(«спи, иди, упал»).

2) Связывает слова в
двухсловную фразу:

«Дай ку» — дай
куклу.

Умеет частично раздеваться
— с небольшой помощью взрослого:

·         
снимает ботинки
(развязанные),

·         
туфли (расстегнутые),

·         
носки, колготки.

ВОЗРАСТ

ДЕТЕЙ

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

ДЕЙСТВИЯ

 С ПРЕДМЕТАМИ

ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ

РЕЧЬ

ПОНИМАЕМАЯ

РЕЧЬ АКТИВНАЯ

НАВЫКИ

И

 УМЕНИЯ

2 года

1) По предлагаемому
образцу и слову  находит предметы 3-х цветов 

(красный, синий,
зеленый).

2) Строит башню из

      6-7 кубиков.

3)  Переворачивает
страницы    в книге  одну за другой.

1) Воспроизводит в игре

логически связанные, последовательные действия:

куклу сажает в ванночку, трет губкой, моет, вытирает.

2) Собирает
пирамидку из 4-5 колец в определенной последовательности.

1) По показу
перешагивает через препятствия  чередующимся шагом 

(3-4 брусочка на
расстоя-нии  20 см)

2) Лазание по
стремянке приставным шагом.

3) Бег без
координации «рука-нога».

1) Понимает
обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции: «Покажи, кто сидит,
кто спит?»

2)  Понимает
короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку из личного опыта. Отвечает  на
вопросы взрослого словом или коротким предложением.

3) Показывает 5
частей тела.

4) Выполняет 2-х
этапную инструкцию.

1) При общении со
взрослым пользуется 2-3х словными предложениями.

2) Вводит в речь: 

·         
прилагательные,

·         
местоимения (я, ты, мы,
он),

·         
наречия (там, туда).

1) Умеет частично одеваться
с небольшой помощью взрослого

(шапку, ботинки,
носки).

2) Моет и вытирает
руки.

2 года 6 месяцев

1) По
предлагаемому    образцу   находит предметы   4 цветов

(красный, синий,
зеленый, желтый).

2) Подбирает по
образцу геометрические фигуры:

шарик, кубик,
кирпичик, призма, цилиндр, конус («Дай такой же»).

3) Собирает матрешку

    из 4-5-ти
частей.

1) Игра носит
сюжетный характер
:  ребенок само-стоятельно и последо-вательно выполняет
2-3 связанных между собой игровых действия: куклу кормит, укладывает спать,
гуляет.

 2) Строит    из
кубиков        «кроватку, стол, стул».

3) Собирает
пирамидку из 6-8 колец в определенной последовательности.

4) Рисует 
закругленные              линии    («солнышко»).

1) Чередующимся
шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу

(3 палки или кубика — 

на расстоянии  20
см)

2) Стоит на одной
ноге с поддержкой около 8 сек.

3) Совершенствуется
бег.

4) Бросает мяч одной
рукой (не большой).

1) Понимает значения
предлогов в привычной конкретной ситуации («Положи на стул»).

2) Начинает понимать
прочитанные сказки с опорой на картинку.

1) Строит 
предложения из 3-х и более слов.

2) Появляются
вопросы «Где? Куда?»

3) Использует в речи
предлоги (в, на, у, с).

4) Использует в речи
местоимения  «мой, моя, мои, мое».

1) Самостоятельно
одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.

2) Открывает и
закрывает кран.

3) Знает, когда
пользоваться туалетом.

3 года

1) Называет 4
основных цвета: красный, синий, зеленый, желтый.

2) Строит башню из

      9 кубиков.

3) Складывает
разрезную картинку из 2-3-х частей.

4) Складывает
матрешку из 6-ти частей.

5) Складывает фигуры
из геометрической мозаики.

1) Возникновение
роле-вой
игры и начальных навыков ролевого поведе-ния:  ребенок
выбирает сюжет игры и исполняет роль, которую сопровож-дает словом.

2) Собирает
пирамидку из 8-12 колец в определен-ной последовательности.

3) Строит постройки
и обыгрывает их («дом, гараж»).

4) Держит карандаш
тремя пальцами («рисование по замыслу»).

1) Переступает через
препятствия высотой

 10-15
см чередующимся шагом (кубики).

2) Шагает вверх и
вниз по лестнице приставным и чередующимся шагом с поддержкой и без нее.

3) Ловит  мяч 
обеими руками.

4) Бег с
координацией «рука-нога».

5) Лазание по
вертикальной лестнице переменным шагом.

1) Понимает
сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной ситуации.

2) Понимает 
прочитанные сказки без опоры на картинку.

1)  Употребляет  в 
речи сложные предложения.

2) Использует
вопросительные слова «Почему? Когда? Зачем?»

3) Рассказывает
наизусть стихи,  потешки, песенки из 2-4-х строк с опорой на картинки.

4) Договаривает
слова и словосочетания в стихах, чистоговорках.

1) Одевается
самостоятельно.

2) С небольшой
помощью взрослого застегивает пуговицы и завязывает шнурки.

3) Причесывается.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно пишется психолого педагогический
  • Как правильно пишется псж
  • Как правильно пишется псалтирь или псалтырь
  • Как правильно пишется прячутся или прячутся
  • Как правильно пишется прячешь