Как правильно пишется римского корсакова

Просклонять слово римский-корсаков по падежам

Введите слово для склонения

Ниже представлены результаты склонения слова римский-корсаков по всем падежам и числам.

Падеж Единственное число Множественное число
Именительный римский-корсаков
Родительный римского-корсакова
Дательный римскому-корсакову
Винительный римского-корсакова
Творительный римским-корсаковым
Предложный римском-корсакове

§ 11. Собственные имена лиц и клички животных

1. Имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы пишутся с прописной буквы: Александр Сергеевич Пушкин, Гай Юлий Цезарь, Эмиль Золя, Пётр Первый (Пётр I), Всеволод Большое Гнездо, Екатерина Великая, Тимур Железная Пята, Федька Умойся Грязью, Синдбад Мореход, Демьян Бедный, Лже-Нерон, Рыцарь Печального Образа (о Дон-Кихоте) и т. д.

Примечание. Прозвище никогда в кавычки не заключается: Владимир Красное Солнышко, Ричард Львиное Сердце, Ванька Каин, Служанка по прозвищу Великий Могол.

Запомните:

Август Сильный

Александр Македонский

Анна Австрийская

Болеслав Храбрый

Василий Третий Тёмный

Вильгельм Завоеватель

Владимир Красное Солнышко

Владимир Мономах

Генрих Птицелов

Гераклит Ефесский

Давид Сасунский

Диоген Синопский

Елена Прекрасная

Иван Грозный

Иван Калита

Иоанн Безземельный

Иоанн Дамаскин

Иоанн Златоуст

Иоанн Креститель

Иосиф Прекрасный

Карл Великий

Карл Лысый

Карл Смелый

Катон Старший

Катон Утический

Кирилл Туровский

Людовик Благочестивый

Людовик Святой

Мария Католичка

Мария Кровавая

Паскевич Эриванский

Николай Чудотворец

Пётр Амьенский

Пётр Пустынник

Пипин Короткий

Потёмкин Таврический

Ричард Львиное Сердце

Робин Гуд

Суворов Рымникский

Тарквиний Гордый

Тарквиний Древний

Фердинанд Католик

Филипп Красивый

Фридрих Барбаросса

Эдуард Исповедник

Юлиан Отступник

Юрий Долгорукий

Ярослав Мудрый

2. Собственные имена, ставшие именами нарицательными, пишутся со строчной буквы: альфонс, держиморда, донжуан, ловелас, ментор, меценат, ванька (‘извозчик в дореволюционной России’), ванька-встанька (‘игрушка’).

Если фамилия, употребленная в нарицательном значении, не переходит в разряд существительных нарицательных, сохраняется написание с прописной буквы: Мы… твёрдо были уверены, что имеем своих Байронов, Шекспиров, Шиллеров, Вальтер Скоттов (Бел.).

Но если индивидуальное название человека употребляется в презрительном смысле, как родовое обозначение, то оно пишется со строчной буквы: презренные носке и шейдеманы (‘предатели социал-демократы’), квислинги (‘коллаборационисты’).

3. Названия предметов, единиц физической величины, видов растений и т. д., образованные от имен лиц, пишутся со строчной буквы: галифе, макинтош, наган, ремингтон, френч, ампер, вольт, кулон, ом, рентген, иван-да-марья. Так же: «катюша» (обиходно-разговорное название гвардейского миномета).

4. Индивидуальные названия, относящиеся к мифологии и религии, пишутся с прописной буквы: Зевс, Афина Паллада, Марс, Пегас, Исида, Брахма, Будда, Иисус Христос, Аллах, Магомет.

Родовые названия мифологических существ пишутся со строчной буквы: валькирия, ведьма, дьявол, нимфа, сатир, сирена.

Примечание. Названия мифологических существ, употребленные в нарицательном или переносном значении, пишутся со строчной буквы: геркулес (‘крупа’), атлант (‘колонна’), перуны (‘молнии’).

5. В сложных фамилиях, пишущихся через дефис, каждая часть пишется с прописной буквы: Салтыков-Щедрин, Мамин-Сибиряк, Новиков-Прибой, Римский-Корсаков, Немирович-Данченко, Святополк-Мирский, Овчина-Телепнёв-Оболенский, Бетман-Гольвег, Георгиу-Деж.

6. В двойных (тройных и т. д.) нерусских именах независимо от раздельного или дефисного их написания все части пишутся с прописной буквы:

1) древнеримские: Гай Юлий Цезарь, Марк Туллий Цицерон;

2) английские (включая австралийские, канадские, североамериканские): Джордж Ноэл Гордон Байрон, Роберт Льюис Стивенсон, Джон Бойнтон Пристли, Франклин Делано Рузвельт, Чарлз Спенсер Чаплин, Катарина Сусанна Причард;

3) немецкие: Иоганн Вольфганг Гёте, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Эрих Мария Ремарк, Иоганн Себастьян Бах;

4) скандинавские: Ханс Кристиан Андерсен, Сванте Август Аррениус, Улоф Рид Ульсен;

5) французские: Жан Жак Руссо, Пьер Анри Симон, Антуан Франсуа Прево.

При наличии только инициалов имен между ними ставится дефис: И.-С. Бах, В.-А. Моцарт;

6) итальянские: Джованни Джакомо Казанова, Пьер Паоло Пазолини, Мария Бьянка Лугюрин;

7) испанские (в том числе латиноамериканские): Хосе Рауль Капабланка, Давид Альфаро Сикейрос, Мария Тереса Пеон;

8) португальские (включая бразильские, анголезские): Луис Карлос Мартинес Пена, Мария длена Рапозо, Агостиньо Нето;

9) фламандские: Питер Пауль Рубенс;

10) венгерские: Михай Витез Чоконаи;

11) румынские: Иона Штефан Радович;

12) польские: Бронислав Войцех Линке.

Примечание. В именах литературных персонажей Дон-Кихот и Дон-Жуан обе части пишутся с прописной буквы и соединяются дефисом, образуя единое собственное имя. Но если слово дон употребляется в значении ‘господин’, оно пишется отдельно и со строчной буквы: дон Базилио, дон Андреа. Имена нарицательные донкихот, донжуан пишутся со строчной буквы.

7. После начальных составных частей вига-, квази-, пан-, псевдо- и др. собственные имена (имена лиц и географические названия) пишутся с прописной буквы: анти-Франция, квази-Пушкин, пан-Европа, псевдо-Рафаэль, лже-Вольтер (но: Лжедмитрий II), кино-Анна (‘актриса, игравшая в кино роль Анны’).

8. Артикли, предлоги и частицы (аф, ван, да, де ла, делла, дель, дер, ди, дос, ду, дю, ла, лас, ле, фон) в западноевропейских именах собственных пишутся со строчной буквы: Густав аф Гейерстам, Людвиг ван Бетховен, Леонардо да Винчи, Антуан де Сент-Экзюпери, д’Аламбер, Гарсиласо де ла Вега, Лука делла Роббиа, Андреа дель Сорта, Макс фон дер Грюн, Гофман фон Фаллерслебен, Кола ди Риенцо, Фернанду-ди-Но-ронья, Дельмонте-и-Апонте, Лара-и-Санчас де Кастро, Энрике дос Сантос, «Жорнал ду Бразил», Роже Мартен дю Гар, «Каса де лас Америкас», ле Шапелье.

Служебные слова пишутся с прописной буквы:

1) если они слились с фамилией либо названием в одно слово (пишутся слитно или через дефис): Ванлоо, Декарт, Дю-Белле, Дюбуа, Ламартин, Лаплас, Лас-Вегас, Лос-Анджелес;

2) если без служебного слова фамилия не употребляется: Шарль Де Костер, Де Леон, Дос Пассос, Ле Телье;

3) если они пишутся с прописной буквы в языке-источнике: Эдмондо Де Амичис, Ди Витшорио.

9. Стоящие перед фамилией частицы О’ (ирландская, присоединяется апострофом), Мак- (шотландская, присоединяется дефисом), Сан-, Сен-, Сент- (итальянские и французские, присоединяются дефисом) пишутся с прописной буквы: ОГенри, ОКоннор, Мак-Грегор, Мак-Доуэлл, Сан-Марино, Сан-Мартин, Сен-Жюст, Сен-Санс, Сент-Бёв.

10. В арабских, тюркских, персидских личных именах составные части, обозначающие социальное положение, родственные отношения и т. д., а также служебные слова (ага, ал, аль, ас, аш, бей, бек, бен, заде, зуль, кызы, оглы, оль, паша, уль, хан, шах, эд, эль и др., которые, как правило, присоединяются дефисом) пишутся со строчной буквы: Керим-ага, Зейн ал-Абадеин, Сабах ас-Салем, Омар аш-Шариф, Измаил-бей, Бекир-бек, Ю’суф бен-Хедда, Турсун-заде, Салах-зуль-Фикар, Марзаага кызы Сулейманова, Мамед-оглы (в азербайджанских фамилиях слово оглу пишется отдельно: Алиев Ариф Сарадт оглу, но: Кёроглу), Хаким оль-Мольк, Сулейман-паша, Сейф уль-Ислам, Мирза-хан, Надир-шах, Ахмад эд-Дин, Мохаммед эль-Куни, эс-Зайят, Ахмед ибн аль-Фарид, Абу-ль-Фараджи, Айваз Ошар-оглы, Фахрад-дин-Рази, Джелал-ад-Дин, Мустафа-Зариф-паша, ибн Абд Роббихи, ибн аль-Асир.

Однако некоторые из названных составных частей личных имен, названий населенных пунктов и органов печати пишутся с прописной буквы: Аль-Валид, «Аль-Ахбар», Бен Юсуф, Ибн-Рушд, Ибн-Сина, Ибн-Сауд, Оглы Бекир-бек, Зульфикар Али Хан, Захир Шах, Эль-Аламейн, Абу Али, Хаджи-Гирей (элемент хаджи — почетный титул мусульманина, совершившего паломничество в Мекку).

11. В китайских личных именах, состоящих из двух частей, обе части пишутся с прописной буквы: Сунь Ятсен, Ань Ци, Ли Во.

12. В корейских, вьетнамских, бирманских, индонезийских, цейлонских, японских личных именах все части пишутся отдельно и с прописной буквы: Пак Су Ен, Хо Ши Мин, Фом Ван Доне, Ле Зуан, У Не Вин, Манг Ренг Сои, Курахара Корэхито.

В японских собственных именах суффикс -сан (‘господин’, ‘госпожа’), выражающий уважение к лицу, пишется со строчной буквы и присоединяется дефисом: Чио-Чио-сан, Судзуки-сан, Тояма-сан.

13. Имена действующих лиц в некоторых произведениях художественной литературы (баснях, сказках, пьесах и др.) пишутся с прописной буквы: Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет (Кр.); Дед Мороз, Змей Горыныч, Красная Шапочка, Серый Волк, Синяя Борода (герои сказок); Кот, Пёс, Молоко, Сахар, Хлеб (персонажи пьесы М. Метерлинка «Синяя птица»); «Песня о Буревестнике» (М. Г.); Некто в сером (Андр.).

14. Клички животных пишутся с прописной буквы: собака Жучка, кот Васька, кошка Мурка, лошадь Сивка, корова Пеструшка, слон Самбо.

Если индивидуальное название употребляется в качестве названия вида животного или в переносном смысле, то оно пишется со строчной буквы: мишки на картине Шишкина; плюшевый мишка; по деревне носились васьки и мурки; двор сторожила обычная жучка (‘дворовая собака’ — по распространенной кличке).

Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Как пишется римский корсаков

§ 124. Пишутся через дефис:

1. Двойные (редко тройные) фамилии (в том числе включающие в свой состав псевдонимы, а также присвоенные за особые заслуги почетные именования), напр.: Римский-Корсаков, Немирович-Данченко, Мамин-Сибиряк, Мельников-Печерский, Сергеев-Ценский, Новиков-Прибой, Потёмкин-Таврический, Муравьёв-Амурский, Семёнов-Тян-Шанский, Овчина-Оболенский-Телепнев, Склодовская-Кюри, Тулуз-Лотрек, Шолом-Алейхем, Андерсен-Нексе.

Примечание 1. Некоторые (преимущественно испанские) иностранные двойные фамилии пишутся по традиции раздельно, напр.: Гарсиа Лорка, Кастро Рус.

Примечание 2. О раздельном написании личных имен, состоящих из имени и прозвища, см. § 123, п. 2.

3. Арабские, тюркские, персидские личные имена с составными частями, обозначающими социальное положение, родственные отношения и т. п., а также служебными словами — такими, как ага, ад, ал, аль, ар, ас, аш, бей, бек, заде, зуль, кызы, оглы, оль, паша, уль, хан, шах, эд, эль, эр, напр.: Абд аль-Кадир, Турсун-заде, Мамед-оглы, Явер-кызы, Измаил-бей, Кемаль-паша, Мирза-хан, Ахмед-шах (но: Чингисхан ).

Примечание 1. Часть ибн пишется в таких именах раздельно, напр.: Ибн Сина, Ахмед ибн Абдуллах.

Примечание 2. Начальная часть Бен- может писаться в таких именах как через дефис, так и раздельно, напр.: Бен-Гурион, но Бен Барка.

Примечание 3 (к пп. 2 и 3). Написание конкретных личных имен этих групп уточняется по энциклопедическому словарю.

4. Армянские фамилии с начальной частью Тер-, напр.: Тер-Габриэлян, Тер-Петросян.

§ 159. С прописной буквы пишутся личные имена, отчества, фамилии, псевдонимы, прозвища, напр.: Ольга, Алёша, Александр Сергеевич Пушкин, Пётр Ильич Чайковский, Адам Мицкевич, Гай Юлий Цезарь, Исаак Ньютон, Римский-Корсаков, Салтыков-Щедрин, Шолом-Алейхем, Ханс Кристиан Андерсен, Жан Жак Руссо; Александр Македонский, Вильгельм Завоеватель, Всеволод Большое Гнездо, Ричард Львиное Сердце, Екатерина Великая, Елена Прекрасная, Ярослав Мудрый, Юрий Долгорукий, Иван Грозный, Карл Смелый, Катон Старший, Плиний Младший, Пётр Первый, Потёмкин-Таврический, Серафим Саровский; Ким Ир Сен, Сунь Ятсен, Хо Ши Мин, Акира Куросава. То же при обозначении собственным именем ряда лиц, напр.: три Наташи, несколько Кузнецовых, братья Жемчужниковы, купцы Морозовы, супруги Толстые. С прописной буквы пишутся также названия династий, напр.: Габсбурги, Бурбоны, Птолемеи, Плантагенеты, Рамсесы, Романовы, Рюриковичи, Тиму-риды, Великие Моголы.

Примечание. Пишется: Дюма-отец, Дюма-сын, Рокфеллер-старший, Райкин-младший и т. п., где слова отец, сын, старший, младший не перешли в разряд прозвищ и являются именами нарицательными.

Источник

Римский-Корсаков Николай Андреевич

Николай Андреевич Римский-Корсаков принадлежал к обществу «Могучая кучка» (сообществу русских композиторов «новый музыкальной школы»). Современники вспоминают, что его талант сопровождался добрым характером, уважением ко всем ученикам и друзьям. Николай Андреевич был необычайным и очень талантливым человеком.

Римский-Корсаков. Биография

Андрей Николаевич Римский-Корсаков родился в 1844 году в Санкт-Петербургской губернии. Он прославился не только, как композитор, но и как педагог, дирижер, общественный деятель и музыкальный критик. Римский-Корсаков стал автором 15-и опер, 3 симфоний, симфонических произведений, кантат, вокальной и духовной музыки.

В свое время Николай Андреевич пришел преподавать в Первую русскую консерваторию в Петербурге. Он был молод, в те времена было мало 27-летних преподавателей, но Римский-Корсаков уже был известен как автор оригинальных сочинений для оркестра, увертюр на русские темы, фантазий на тему сербских народных песен, симфонической картины по русской былине.

Кроме того, он писал и другие произведения: модные в те времена романсы и восточную сказку «Антар» в форме сюиты. Удивительно, но Римский-Корсаков стал композитором, не имея музыкальный подготовки. Он учился на домашнем обечении, с 6-и осваивал игру на фортепиано, при этом сам больше любил книги, чем музыку. Римский-Корсаков увлекся церковной музыкой и русскими народными песнями позже. Свои первые произведения он написал в 11 лет. Отец отдал его учиться в Морской кадетский корпус. Волей судьбы именно там он понял, что посвятит себя музыке. После смерти отца семья Николая Андреевича переехала в Санкт-Петербург, где Римский-Корсаков вошел в кружок «Могучей кучки».

Одним из важнейших и поворотным в истории жизни композитора стала музыкальная картина «Садко», написаннвя в 1867 году. Это произведение продолжило традиции Европейского программного симфонизма. Благодаря ему Римского-Корсакова стали называть композитором-сказочником, который с помощью музыкальных инструментов мог увести слушателя в мир чудес и волшебства.

Римский-Корсаков успевал преподавать в консерватории, заниматься сочинением музыки, быть дирижером и справляться с должностью инспектора военно-морских оркестров.

Этапы творчества и семья

В 80-х годах у композитора был этап симфонических произведений: «Симфониетта», «Шехерезада». В то время Андрей Николаевич работал в Придворной певческой капелле, позже он вернулся к жанру оперы: «Ночь перед Рождеством», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане» и др.

Римский-Корсаков любил и вокальную лирику, он переложил на романсы стихи Пушкина, Лермонтова, Фета и других великих поэтов. Его творчество многообразно благодаря тому, что композитор ценил сказочность, народное творчество, но не оставался равнодушен и к реалиям своего времени. Ему удалось создать целую галерею удивительных, прекрасных произведений и ярких образов.

Композитор творил более 40 лет. Все это время он оставался верным своим идеалам. Римский-Корсаков был женат на пианистке Надежде Пургольд, в его семье росло четверо сыновей и трое дочерей.

Андрей Николаевич умер в 1908 году от инфаркта в своей загородной усадьбе, которая стала музейным комплексом композитора. Римский-Корсаков покоится в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры.

Произведения

Оперы

Симфонические произведения

Вокальные работы

Читайте также:

Источник

Римский-Корсаков, Николай Андреевич

композитор, педагог, дирижёр, музыкальный критик, морской офицер

Никола́й Андре́евич Ри́мский-Ко́рсаков (6 [18] марта 1844, Тихвин — 8 [21] июня 1908, усадьба Любенск, близ Луги, Санкт-Петербургская губерния) — русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Содержание

Биография

Римский-Корсаков родился в небольшом городе Тихвине Новгородской губернии Российской империи. Отец композитора — Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784—1862) — служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем Волынским гражданским губернатором, мать — Софья Васильевна — дочь крепостной крестьянки и богатого помещика Скарятина, женщина достаточно образованная. Сильное влияние на будущего композитора оказал и его старший брат Воин Андреевич — контр-адмирал, реорганизатор системы военно-морского образования. Семейный дом Римских-Корсаковых находился на берегу реки Тихвинки, напротив Тихвинского Богородичного Успенского монастыря.

Игре на фортепиано композитор обучался дома, а потом в пансионе, где уроки музыки были в числе прочих общеобразовательных дисциплин. Известно, что с детства композитор был увлечён музыкой, познакомился с сочинениями Россини, Бетховена, Мейербера, Мендельсона, однако наибольшее впечатление на него произвела музыка Михаила Глинки — его «Камаринская», «Испанские увертюры», оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». В 1859—1869, чувствуя необходимость получения более профессиональных музыкальных навыков, Римский-Корсаков брал уроки у пианиста Фёдора Канилле.

В 1856 году отец отвёз юного Николая в Морской кадетский корпус, который он окончил с отличием весной 1862 года (в то время учебное заведение сменило своё название на Морское училище). К тому времени умер отец композитора (в 1861 году) и семья Римских-Корсаковых перебралась в Санкт-Петербург.

В 1861 году Канилле познакомил Римского-Корсакова с Милием Балакиревым. Юный композитор сразу стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов композитора. В то время в кружок, помимо его главы — Балакирева — и самого Римского-Корсакова, входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Руководивший работой более молодых коллег Балакирев не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал товарищам с инструментовкой.

Под влиянием и руководством Балакирева было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова — Первая симфония ор. 1. По словам самого Римского-Корсакова, эскизы начала симфонии существовали ещё в годы обучения у Канилле, [1] однако серьёзная работа над сочинением развернулась лишь в 1861—1862 годах — и «к маю 1862 года первая часть, скерцо и финал симфонии были мною сочинены и кое-как оркестрованы». [2]

В 1862—1865 годах Римский-Корсаков был назначен на морскую службу на клипере «Алмаз», благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях средствами оркестровых красок. Служба на клипере не оставляла много времени для совершенствования музыкальных навыков, так что единственное сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора — вторая часть (Анданте) Первой симфонии (конец 1862 года), после которой Римский-Корсаков надолго забросил сочинительство. [3]

Возвратившись из морского путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в общество членов Могучей кучки, в том числе подружился и с новым участником кружка — начинающим композитором и профессиональным химиком Александром Бородиным. Балакирев познакомил молодого композитора с кумиром участников кружка Александром Даргомыжским, с Людмилой Шестаковой (сестрой Михаила Глинки) и с Петром Чайковским.

По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за Первую симфонию — сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает. Получившаяся партитура (известная как первая редакция симфонии) была исполнена в 1865 году под управлением самого Балакирева — неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова.

Найденный в Первой симфонии музыкальный язык успешно развит в таких сочинениях, как Увертюра на три русские темы (первая редакция — 1866) и «Сербская фантазия» (1867). Обратившись под влиянием Балакирева к славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживается в музыке национального колорита, который и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества.

Музыкальная картина «Садко» (1867, позже её музыка частично использована в одноимённой опере) стала этапным произведением Римского-Корсакова. Во-первых, это самое раннее из программных сочинений композитора. В данном случае он выступает как продолжатель традиций европейского программного симфонизма — прежде всего Гектора Берлиоза и Ференца Листа, творчество которых очень повлияло на композитора. В дальнейшем большая часть произведений Римского Корсакова также будет связана с определённой литературной программой. Во-вторых, именно в этом сочинении он впервые соприкоснулся с миром сказки (позже Римского-Корсакова так и будут называть — «Сказочником»). В-третьих, в музыке этого сочинения он попытался оркестровыми красками изобразить море, что позже неоднократно делал в дальнейших своих сочинениях (сюите «Шахерезада», прелюдии-кантате «Из Гомера», операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане»). Ещё одно важное открытие, сделанное в музыкальной картине — придуманный самим композитором симметричный лад — так называемая «Гамма Римского-Корсакова», применявшаяся в дальнейших его произведениях для характеристики фантастического мира.

Программно-сказочное начало было развито во Второй симфонии «Антар» (1868, позже названа симфонической сюитой), написанной на сюжет восточной сказки Осипа Сенковского.

В конце 1860-х годов Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Радклиф» и заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость».

С 1870-х годов расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: он был профессором Санкт-Петербургской консерватории (с 1871, классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873—1884), директором Бесплатной музыкальной школы (1874—1881), дирижёром симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883—1894), возглавлял Беляевский кружок (с 1882). В середине 1870-х работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период Римский-Корсаков обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании и сам начинает увлечённо изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории. Итогом совершенствования композиторской техники Римского-Корсакова стала Симфония № 3 C-dur.

В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве (в 1872 году окончена опера «Псковитянка», по драме Льва Мея).

В 1880-х годах большое внимание уделял симфоническим жанрам, именно в этот период создаёт своё крупнейшее эпическое симфоническое полотно — симфоническую сюиту «Шахерезада».

В начале 1890-х годов наблюдался некоторый спад творческой деятельности (в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений). Во 2-й половине 1890-х творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898).

Во время Революции 1905—1907 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия администрации Петербургской консерватории (был уволен из Консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства).

Источник

Биография Николая Римского-Корсакова

Русский композитор, педагог, музыкальный деятель Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта (6 марта по старому стилю) 1844 года в Тихвине.

Отец композитора происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и администрации России, начиная с прапрадеда контр-адмирала флота при императрице Елизавете Петровне.

С шести-семи лет мальчик обучался игре на фортепиано, к девятилетнему возрасту относятся его первые попытки к сочинению.

В 1862 году окончил Санкт-Петербургское морское училище.

В 1862-1865 годах Римский-Корсаков находился в кругосветном плавании, во время которого, в 1864 году, был произведен в офицеры. В 1873 году вышел в отставку.

В 1873-1884 годах был инспектором военных оркестров флота.

Во время учебы в училище Николай Римский-Корсаков продолжал заниматься музыкой, сначала у виолончелиста Улиха, затем у пианиста Федора Канилле.

Знакомство в 1861 году с композитором Милием Балакиревым и его кружком «Могучая кучка», в который входили композиторы Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, позднее Александр Бородин, склонило его к более серьезным занятиям.

Во время кругосветного плавания он окончил симфонию №1 ми минор, оp. 1, начатую еще в Санкт-Петербурге. В 1865 году с крупным успехом первая русская симфония была исполнена Балакиревым в концерте Бесплатной музыкальной школы.

В 1871 году по инициативе заведующего Санкт-Петербургской консерватории Михаила Азанчевского Римский-Корсаков был приглашен на должность преподавателя классов инструментовки, практического сочинения.

По собственному признанию, в первые годы, занимаясь со студентами, он одновременно сам изучал основные консерваторские дисциплины. До этого Римский-Корсаков создал ряд симфонических произведений, романсов.

В 1874-1881 годах Николай Римский-Корсаков был директором Бесплатной музыкальной школы и дирижером ее концертов.

В 1883-1894 годах занимал должность помощника управляющего придворной певческой капеллой. Его содействию и инициативе обязаны своим развитием регентский и оркестровый классы капеллы.

Римский-Корсаков выступал в качестве дирижера в Москве (1882, на выставке), Париже (1889, на Всемирной выставке), Брюсселе (1890 и 1900, Concerts populaires, посвященный русским авторам), Одессе (1894).

В 1886-1890 годах он управлял «Русскими Симфоническими концертами» в Санкт-Петербурге, в 1898 году — в Москве.

В 1905 году за выступление в защиту прав учащихся Римский-Корсаков был уволен из консерватории, что повлекло за собой выход в отставку в знак протеста значительной части профессорско-преподавательского состава во главе с Александром Глазуновым и Анатолием Лядовым. В декабре 1905 года, после предоставления консерватории автономии, он вернулся в консерваторию по приглашению художественного совета.

Разностороннюю музыкальную, дирижерскую и педагогическую деятельность Римский-Корсаков сочетал с плодотворной работой композитора. Он создал 15 опер, в их числе — «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1904), «Золотой петушок» (1907). Ряд фрагментов из этих опер стали шлягерами — «Песня индийского гостя» из «Садко» или оркестровый «Полет шмеля» из «Салтана».

Не менее обширна деятельность композитора как симфониста. Из его симфонических произведений особенно выделяются «Антар», «Шехерезада», «Испанское каприччио», «Воскресная увертюра». Кроме того, он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров a capella, сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений.

Римский-Корсаков оркестровал оперу «Каменный гость» (1870) Александра Даргомыжского, оставшуюся неоконченной после смерти композитора, значительную часть «Князя Игоря» (1887) Александра Бородина, два антракта «Вильяма Ратклифа» Цезаря Кюи, а также закончил, сгладил и инструментовал обе оперы Модеста Мусоргского — «Хованщину» (1882) и «Бориса Годунова» (1892-1886).

Педагогическое искусство Римского-Корсакова нашло отражение в его учебных пособиях «Практический учебник гармонии» (1886) и «Основы оркестровки» (1873-1874, издание завершил его ученик Максимилиан Штейнберг, 1913), а также в «Подробной программе регентского класса придворной капеллы (1884). Он является автором изданной в 1909 году автобиографической книги «Летопись моей музыкальной жизни».

Николай Римский-Корсаков скончался в ночь 21 июня (8 июня по старому стилю) 1908 года в усадьбе Любенск, близ Луги Санкт-Петербургской губернии (ныне деревня Любенск Плюсского района Псковской области). Похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. В 1911 году на его могиле был установлен крест, сделанный по эскизу Николая Рериха. В 1936 году захоронение с прахом композитора и его супруги и надгробным памятником было перенесено в Некрополь мастеров искусств, созданный в Александро-Невской лавре.

Многолетняя педагогическая деятельность Римского-Корсакова имела историческое значение. Он воспитал свыше 200 композиторов и музыкальных деятелей, в числе которых Антон Аренский, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Михаил Ипполитов-Иванов, Анатолий Лядов, Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский. Творчество Римского-Корсакова оказало большое влияние на развитие русской классической и зарубежной (французской и итальянской) музыки.

Композитор был женат на пианистке и композиторе Надежде Пургольд (1848-1919). Ею были сделаны фортепианные переложения (в две и четыре руки) многих крупных сочинений Римского-Корсакова, Даргомыжского и других композиторов.

В браке родились семь детей, двое из которых умерли в раннем детстве.

Старший сын композитора Михаил (1873-1951) — известный советский зоолог-энтомолог. Средний сын Андрей (1878-1940) — доктор философии, известный музыковед, автор многочисленных статей, посвященных произведениям русских композиторов и русским исполнителям.

Младший сын Римского-Корсакова Владимир (1882-1970) — скрипач, альтист оркестров Ленинградской филармонии и Театра драмы им. А.С. Пушкина.

Старший брат композитора — русский гидрограф контр-адмирал Воин Римский-Корсаков (1822-1871). В 1850-е годы, командуя шхуной «Восток», произвел гидрографические исследования и съемки низовьев Амура, осмотрел Татарский пролив и заснял часть западного берега острова Сахалина. Его исследования способствовали практическому освоению пути из Татарского пролива к устью Амура. В честь Воина Римского-Корсакова названы острова в Японском море.

В 1944 году в ознаменование 100-летия со дня рождения Римского-Корсакова имя композитора было присвоено Санкт-Петербургской консерватории.

В 1952 году на Театральной площади Ленинграда (Санкт-Петербурга) был открыт памятник Римскому-Корсакову.

В 1944 году в городе Тихвине Ленинградской области основан Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова. В 1971 году в Ленинграде (Санкт-Петербурге) был открыт Мемориальный музей-квартира композитора.

Бывшие имения Вечаша и Любенск, где скончался композитор, вошли в состав мемориального музея-усадьбы Н.А. Римского-Корсакова Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Римский-Корсаков, Николай Андреевич

— известный русский композитор; род. в 1844 г. в Тихвине; образование получил в морском кадетском корпусе. Среди первых руководителей Р.-Корсакова на композиторском поприще наиболее видное место принадлежит М. А. Балакиреву. Трехлетнее дальнее плавание дало ему возможность довольно усидчиво заняться композицией. По возвращении из этого путешествия, Р.-Корсаков представил Балакиреву свою первую симфонию; исполненная в зале думы в одном из концертов бесплатной музыкальной школы, она имела большой успех. За ней, в области симфонической музыки, последовали «Садко» — симфоническая музыкальная картина, и сербская фантазия; первая обратила на себя общее внимание самобытностью фантастической музыки, русским пошибом и в особенности оркестровкой, в которой Р.-Корсаков проявил большой талант колориста. Опера Р.-Корсакова «Псковитянка», на текст Мея, поставлена на сцене Мариинского театра в 1873 г.; впоследствии она подверглась со стороны автора разным исправлениям и дополнениям, а в 1898 г. он присоединил к ней пролог, под названием «Боярыня Вера Шелога». Получив в 1871 г. место профессора специального теоретического класса композиции в с.-петербургской консерватории, состоя с 1873 по 1883 гг. инспектором музыкальных хоров морского ведомства, работая в бесплатной музыкальной школе, в которой он был директором с 1874 по 1880 гг., и занимая с 1883 по 1893 гг. место помощника управляющего придворной певческой капеллой, Р.-Корсаков находил время для обширной композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной, а позднее и церковной музыки. На сцене Мариинского театра в 1880 г. появилась опера Р.-Корсакова «Майская ночь», а в 1882 г. — «Снегурочка», в которой лирический талант автора и истинно-народная его манера в обработке национальных мелодий (интересно, например, превращение известной «Дубинушки» в нечто самостоятельное, в танце Хмеля и Хмелихи) выступили с большим рельефом. Оперы: «Млада» (1892) и «Ночь перед Рождеством» (1895) скоро были сняты с репертуара Мариинской сцены. В 1897 г. Р.-Корсаков окончил фантастическую оперу «Садко», в которую вошли многие элементы симфонической музыкальной картины того же имени. Будучи поставлена в 1897 г. на московской частной русской оперной сцене, опера «Садко» имела несомненный успех, в 1898 г. повторившийся и в Петербурге. Небольшая опера «Моцарт и Сальери», на текст Пушкина, поставлена московской частной оперной труппой в 1898 г. в Москве, в 1899 г. — в СПб. Кроме того, в портфеле композитора находится новая опера: «Царская невеста». Не менее обширна и замечательна деятельность Р.-Корсакова как симфониста. Из его симфонических произведений особенно выделяются «Антар», «Шехерезада», испанское каприччио, воскресная увертюра. Кроме этого он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров a capella, сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений. Он переработал и переоркестровал оперу «Борис Годунов» Мусоргского и некоторые другие сочинения, оставшиеся после этого композитора; принимал деятельное участие в окончании оперы «Князь Игорь», Бородина, и в оркестровке «Каменного гостя», Даргомыжского. Ему же принадлежит «Практический учебник гармонии» (1886). Долголетняя педагогическая деятельность Р.-Корсакова сказалась в целом ряде его учеников, приобретших известность: таковы Бернгардт (в настоящее время директор петербургской консерватории), Лядов, Саккетти и многие другие, ставшие преподавателями или профессорами в консерватории. Из частных учеников Р.-Корсакова особенно выделился А. К. Глазунов.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич (дополнение к статье)

— Новые его произведения: оперы — «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» по Пушкину (1900); «Сервилия» по Мею (1902); «Кощей бессмертный» (1902) — осенняя сказочка; «Пан воевода» в 4 действиях; «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Римский-Корсаков, Николай Андреевич

Сочинения Р.-К.: А. Оперы: «Псковитянка», 3 действ., 6 карт.; по драме Мея (1870—72; 1-ое предст. СПб. Мариинский театр, 1 января 1873; передел. 1894); «Майская ночь», 3 д., по Гоголю 1878—79, 1-е предст. СПб. Мариинский театр, 1880); «Снегурочка» весенняя сказка в 4 д. с прологом, по Островскому (1880—81; 1-ое предст. СПб. Мариинский театр. 1882); «Млада» волшебная опера-балет; 4 д., текст по Гедеонову (директор Имп. театров А. М. Гедеонов заказал 1872 написать 4 акта «Млады» Бородину, Мусоргскому, Кюи и Р.-К., каждому по акту; Млада» была тогда же написана, но не поставлена; музыка ее отчасти вышла в фантастические сцены «Майской ночи»; в 1889—90 Р.-К. написал «Младу» почти заново; 1-ое предст. СПб. Мариинский театр, 1893); «Ночь перед Рождеством» быль-колядка в 4 д. и 9 карт., по Гоголю (1894; 1-ое предст. СПб. Мариинский театр, 1895; Москва, Большой театр, 1898); «Садко» опера-былина в 7 карт. (1895—96; Моск. Частная опера, 1897; СПб., 1901; музык. материал оперы отчасти заимствован из оркестровой фантазии «Садко», 1867); «Моцарт и Сальери», драматич. сцены Пушкина, музыка Р.-К., в 2 картинах (op. 48, 1898; Моск. Частная опера 1898); «Боярыня Вера-Шелога» музыкально-драматический пролог к «Псковитянке», в 1 д., по Мею (op. 54, 1877—98; 1898 Моск. Частная опера; исполняется с «Псковитянкой»); «Царская невеста», 3 д. и 4 карт., по Мею (1898; 1-ое предст. Моск. Частная опера, 1899; СПб. Мариинский театр, 1902); «Сказка о Царе Салтане, о сыне его Славном и Могучем Богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о Прекрасной Царевне Лебеди», в 4 д. с прологом и 7 карт., по Пушкину (1899—900; Моск. Частная опера 1900); «Сервилия», 5 д. по Мею, СПб. Мариинский театр, 1902); «Кощей бессмертный», осенняя сказочка в 1 д. и 3 карт. (1902, Моск. Частная опера); последние оперы Р.-К., еще не поставленные: «Пан воевода», в 4 д., либретто Тюменева, и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», в 4 д. (на сюжет раскольничьей легенды, либретто Бельского). — В. Для оркестра: 3 симфонии (1-я Es-moll op. 1, 1865, позднее переделана и переложена в E-moll; 2-я «Антар» op. 9, 1868 [на сюжет арабской сказки Сенковского — иначе названа «восточною сюитой», 1897 переделана]; 3-я C-dur op. 32, 1873, переделана 1884); симфониетта на русские темы а-moll op. 31; 2 увертюры (op. 28 «Ha русские темы»; op. 36 «Светлый праздник», воскресная увертюра на темы из Обихода, 1888); «Садко» музык. картина op. 5 (1867, передел. 1891); «Сербская фантазия» op. 6 (на сербские темы); «Сказка» (op. 29, на сюжет пушкинского пролога к «Русл. и Людмиле»); «Каприччио на испанские темы» op. 34, 1887; «Шехеразада» симфоническая сюита по 1001 ночи op. 35, 1888; сюиты: из «Снегурочки», из оперы-балета «Млада»; из «Царя Салтана» (op. 57). — С. Для камерных ансамблей: струнный квартет F-dur op. 12; струн. секстет А-dur (рукопись); 1-я часть струн. квартета на тему В-la-f (Беляев); 3-я часть («Хоровод») квартета «Именины»; «Allegro» для струнного квартета (в сборнике «Пятницы»); «Серенада» для виолончели с фп. op. 37. D. Для инструментов с оркестром: Фортепианный концерт Cis-moll op. 30; скрипичная «Фантазия на русские темы» op. 33. — E. Для фп.: op. 10 (6 вариаций на тему В-а-c-h); op. 11 (4 №№); op. 15 (3); op. 17 (6 фуг); 8 вариаций на народную тему «Идет коза рогатая» (без op.); 5 вариаций из «Парафраз». — F. Для пения с оркестром: «Стих об Алексее, Божием человеке» для хора (слова и напев народной песни) op. 20; «Слава» подблюдная песня для хора op. 21; «Свитезянка» кантата для сопрано, тенора и хора, на слова Мицкевича-Мея op. 44, 1897; «Ель и пальма» для баритона (из op. 3); 2 ариозо для баса «Анчар» и «Пророк» op. 49; «Стрекоза» для 3 женских голосов op. 53; «Песнь о вещем Олеге» кантата для голосов-соло и хора на слова Пушкина op. 58, 1899; «Из Гомера», прелюдия-кантата для 3 женских голосов, хора и оркестра. — G. Хоры: op. 13 (2 3-голосных женских хора); op. 14 (4 вариации и фугетта на тему «Надоели ночи» для 4-глсн. женского хора); op. 16 (6 а capella, для однород. и разнородн. голосов); op. 18 (2 смешан. хора, премированы 1867 на конкурсе И. Р. М. О.); op. 19 (15 русских народных песен, переложенных а capella на народный лад, для однородн. и разнородн. голосов); op. 23 (4 3-голосных мужск. хора). — Н. Романсы (около 80): op. 2 (4), op. 3 (4), op. 4 (4), op. 7 (4), op. 8 (6), op. 25 (2), op. 26 (4), op. 27 (4), op. 39 (4), op. 40 (4), op. 41 (4), op. 42 (4), op. 43 (4 под общим заглавием «Весной»), op. 45 (4 под общ. заглавием «Поэту»), op. 46 (5 под общ. заглавием «У моря»), op. 47 (2 дуэта), op. 50 (4), op. 51 (5), op. 52 (2 дуэта), op. 55 (4 для тенора), op. 56 (2), «Пока не требует поэта» (без op.). — I. Духовные песнопения: op. 22 (8 №№ из литургии Иоанна Златоуста; 1884); op. 22-bis (6 переложений, м. пр. псалом «На реках Вавилонских», 1886); «Тебе Бога хвалим» двойной хор (рукопись, 1883). Р.-К. изданы также: «Сборник 100 русских народных песен» op. 24 (1877) и «40 народных русских песен», собранных Т. Филипповым (1882); «Практический учебник гармонии», отличающийся своей систематичностью (СПб. 1886 и позже; немецк. издание — 1893; см. Лядов А.); «Подробная программа регентского класса придворной капеллы (СПб. 1884). В литературной борьбе за Новую русскую школу Р.-К. принял участие только одною статьей «Вильям Ратклиф» Кюи (СПб. Ведомости, 1869, № 52). Кроме того, Р.-К. выказал еще особого рода самоотверженную и энергичную деятельность: он оркестровал «Каменного гостя» (1870), оставшегося неоконченным после смерти Даргомыжского (см.), значительную часть «Князя Игоря» (1887) Бородина (см.), два антракта «Вильяма Ратклифа» (Кюи), а также закончил, сгладил и инструментовал обе оперы Мусоргского «Хованщину» (1882) и «Бориса Годунова» (1892—86) и привел в их теперешний вид чуть ли не все оркестровые и хоровые сочинения этого композитора (см. Мусоргский). См. В. Стасов, «Р.-К.» (Северный Вестник», 1890, № 12); Трифонов, «Р.-К. («Вестник Европы», 1891, № 5—6), «Рус. Муз. Газ.», 1900, № 51 (по поводу 35-летнего юбилея Р.-К.).

Жена Р.-К. — Надежда Николаевна (урожденная Пургольд), род. в СПб. 19 октября 1848, вышла замуж 1873. Талантливая пианистка, вместе со своей сестрой А. Н. Молас (см.) принимала деятельное и близкое участие в музыкальных вечерах композиторов Новой русской школы. Ею удачно сделаны фортепианные переложения (в 2 и 4 руки) многих крупных сочинений Р.-К., Даргомыжского и др. Собственные композиции ее (оркестровые и фортепианные пьесы) находятся в рукописи.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич

(род. 18.III.1844 в Тихвине Новгородской губ., ум. 21.VI.1908 в усадьбе Любенск, близ Луги) — рус. композитор, педагог, дирижер, муз. деятель. Окончил Петербургский морской кадетский корпус (1856—62). Музыкой начал заниматься в детстве (с 6 лет уроки фп., с 9 — первые попытки сочинять). В период пребывания в корпусе продолжал обучаться музыке, найдя способного руководителя пианиста-педагога Ф. Канилле (с 1859); последний поощрял его творческие опыты, познакомил с М. Балакиревым (1861). В 1861—62 занимался под рук. Балакирева и примкнул к Могучей кучке. С 1862 по 1865 находился в кругосветном плавании, из которого вернулся автором Первой симфонии. В 1871 был приглашен в Петербургскую консерваторию, проф. которой состоял до конца жизни. В 1873 вышел в отставку и был назначен инспектором военных орк. флота (до 1884). В 1874—81 директор и гл. дирижер Бесплатной музыкальной школы, 1883—94 пом. управляющего придворной Певческой капеллой, где организовал регентский и оркестровый классы. В 80-е гг. возглавил Беляевский кружок, с 1886 по 1900 руководил организованными меценатом М. Беляевым Русскими симфоническими концертами (в 1899 выступил с исполнением рус. музыки в Париже) и принимал участие в делах основанного Беляевым муз. издательства. В 1905 за выступление в защиту прав учащихся был уволен из консерватории, что повлекло за собой выход в отставку в знак протеста значит. части профессорско-преподавательского состава во главе с А. Глазуновым и А. Лядовым. В дек. 1905, после предоставления консерватории автономии, вернулся туда по приглашению художественного совета. В 1907 дирижировал концертами рус. музыки в Париже. Р.-К. — один из классиков рус. музыки и выдающихся мастеров мирового муз. искусства. Основные черты его творческого облика — прогрессивность мировоззрения, патриотизм, неразрывная связь с рус. национальной культурой и искусством, реализм, глубокая этическая содержательность творчества, оптимизм, высокая поэтичность, первоклассное мастерство в области инструментовки. В основе творчества Р.-К. — синтез народно-сказочной фантастики, образов реальной народной жизни, образов природы. Он завершил развитие рус. классической оперы, умножив ее жанровое разнообразие, обогатил отечественную и мировую музыку ярчайшими симфоническими произведениями, создал классические муз.-научные труды. Историческое значение имела многолетняя педагогическая деятельность Р.-К., воспитавшего св. 200 композиторов и муз. деятелей, в числе которых А. Аренский, М. Баланчивадзе, Я. Витол, А. Глазунов, М. Гнесин, А. Гречанинов, М. Ипполитов-Иванов, А. Лядов, Н. Лысенко, Н. Мясковский, С. Прокофьев, О. Респиги, А. Спендиаров, И. Стравинский, М. Штейнберг и др. Творчество Р.-К. оказало большое влияние на развитие рус. классической, зарубежной (в частности, франц., итал.) и сов. музыки.

Соч.: оперы «Псковитянка» (1873, оконч. ред. 1894), «Майская ночь» (1880), «Снегурочка» (1882), опера-балет «Млада» (1892), «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1897), «Моцарт и Сальери» (1898), пролог к «Псковитянке» — «Боярыня Вера Шелога» (1898), «Царская невеста» (1899), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Сервилия» (1902), «Кащей Бессмертный» (1902), «Пан воевода» (1904), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907), «Золотой петушок» (1909); кантата «Свитезянка» (1897), прелюдия-кантата «Из Гомера» (1901) для сол., жен. хора, «Песнь о вещем Олеге» (1899), «Дубинушка» (1905) и др.; 3 симфонии (1865, 1869, 1873), Увертюра на рус. темы (1866), Фантазия на серб. темы (1867), муз. карт. «Садко» (1867), «Сказка» (1880), Испанское каприччо (1887), «Светлый праздник» (Воскресная увертюра, 1888), сюита «Шехеразада» (1888), 7 сюит из опер и др. произв. для орк.; Концерт для фп. с орк. (1883), Концертная фантазия на рус. темы для скр. с орк. (1886); соч. для камер.-инструм. анс., в т. ч. Секстет, Квинтет для дух. инструм. и фп., 2 квартета, Фп. трио; пьесы для фп.; хоры без сопр., 79 романсов, в числе которых «Пленившись розой, соловей», «Звонче жаворонка пенье», «На холмах Грузии», «То было раннею весной», «Дробится и плещет», «Не ветер, вея с высоты», «О чем в тиши ночей», «Октава», «Анчар», «Пророк», «Редеет облаков летучая гряда»; 2 сб. обр. нар. песен; ред., дописыв. и оркестр. соч. Даргомыжского, Мусоргского, Бородина; книги «Практический учебник гармонии» (1886), «Основы оркестровки» (посмертн. изд. заверш. его ученик М. Штейнберг, 1913), «Летопись моей музыкальной жизни» (изд. 1909), статьи.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется римский корсаков, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Как пишется римский корсаков», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Николай Андреевич
Римский-Корсаков
Основная информация
Дата рождения

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как пишется римский корсаков:

В данной статье мы раскроем вам смысл фамилии Римский-Корсакова. История происхождения фамилии Римский-Корсакова, её нумерология, а также правильно написание, как на русском, так и на английском языках.
История происхождения фамилии Римский-Корсакова, к какой национальности относится данная фамилия? Как нужно правильно склонять по падежам фамилию Римский-Корсакова.
Тут вы найдёт подробную информацию о фамилии Римский-Корсакова и сможете прочесть онлайн бесплатно и без регистрация ниже.

Содержание статьи

Происхождение имени

Общая информация о фамилии Римский-Корсакова

Вариантов происхождения фамилии Римский-Корсакова немало. Традиционно, если взять для примера русские фамилии, то они образовались от отчества определенного предка, либо же от его прозвища.
Обычно, это был предок, который своими чертами характера, поступками или происхождением запомнился местному населению.
Но, чаще всего фамилией могло стать название той деятельности, которой занимается вся семья.
Обычно, знания и навыки таких ремесел передавались от отца к сыну, от деда к внуку. Вместе с тем, передавалась и фамилия — как память основной деятельности всего рода,
кем они являлись. Характерным признаком того, что фамилия относится к русским, является суффикс -ев/-ов. Именно он был образующим фактором
фамилии на русских землях.

В западной культуре фамилии очень часто отражают род деятельности человека, например Бейкер – это пекарь, Тейлор – Портной. Блексмит – кузнец, Драйвер – водитель.
Эти фамилии весьма распространены, но есть и масса других очень интересных и необычных фамилий смысл которых вы узнаете из наших статей.

Согласно традициям, дети наследуют фамилию отца. Причиной этому стало то, что древние времена, когда женщина покидала отчий дом, она полностью переходила
под власть семьи мужа и соответственно брала его фамилию. Дети, рождённые в этом браке, наследовали фамилию отца. Но прошло множество столетий, и традиции стали не так суровы
и фамилия Римский-Корсакова могла перейти не только с мужской стороны. Ныне дети могут иметь и фамилию матери, особенно если они рождены вне брака.
А женщинам уже не обязательно брать фамилию мужа. Они оставляют свою, или же делают двойную, совмещая свою девичью фамилию с фамилией мужа.
Каким бы путем фамилия Римский-Корсакова не пришла в современный мир, происходит она от прозвища или имени дальнего предка,
рода деятельности семьи или места обитания семейства.

История фамилии Римский-Корсакова

Фамилия Римский-Корсакова не имеет конкретных временных рамок возникновения. Даже фамилии, которые произошли от одного источника, а их носители стали однофамильцами,
могли возникнуть в совершенно разные исторические эпохи. Но совершенно точно можно сказать, что фамилия Римский-Корсакова возникла не позже середины 18 века.
Ведь именно тогда, в летописях духовенства были обнаружены первые упоминания о фамилии Римский-Корсакова. В большинстве случаев, это означает, что предок был священнослужителем.
После окончания семинарии, всем выпускникам, которые не имели фамилии, давались новые. Таким образом, их крепко связывали с церковью.
Зачастую, потом сан и приход уже передавались от отца к сыну. Интересный факт, такие фамилии распределялись по заслугам выпускника:
отличникам давали приличные и созвучные фамилии, а тем, кто был в самом низу списка, в наказание получали смешные, или даже унизительные, фамилии.

Cуть фамилии Римский-Корсакова, значение, расшифровка по буквам

Фамилия Римский-Корсакова состоит из 17 букв. Это творческие люди, не боящиеся сцены. Они всегда готовы сиять в свете софитов, показывая всему миру свою уникальность. Они очень искренние и душевные. При этом, в них всегда будет загадка, которую будут пытаться отгадать окружающие. После анализа значения каждой буквы в фамилии Римский-Корсакова, появляется возможность открыть ее скрытое значение и узнать истинную суть

Значение фамилии Римский-Корсакова

Фамилия Римский-Корсакова идеально характеризует общие черты представителей данной фамилии, их привычки или даже хобби.
Фамилия несёт в себе зашифрованную информацию, о личности, которая её носит. После расшифровки, вы сами удивитесь, насколько точно и идеально вам подходит ваша фамилия.
Ведь именно ваша фамилия очень сильно влияет на вашу судьбу. Нумерология в свою очередь, лишь покажет скрытое за буквами значение.

Формула вычисления числа фамилии: Римский-Корсакова

  • Римский-Корсакова. Р + И + М + С + К + И + Й + К + О + Р + С + А + К + О + В + А
  • 9 + 1 + 5 + 1 + 3 + 1 + 2 + 3 + 7 + 9 + 1 + 1 + 3 + 7 + 3 + 1
  • Сумма — 57 Далее 5 + 7 = 12. Далее 1 + 2 = 3.
  • Р — личности, которые склонны к уверенности в себе, храбрости и увлечённости. Это авантюрные натуры, которые склонны к неоправданному риску ради личных целей, имеют потенциал и желание стать лидером.
  • И — чувственные, утонченные и романтичные личности. Это очень добрые люди, которые стремятся к гармонии с окружающей средой. В трудных ситуациях отличаются практичностью. Иногда могут проявлять аскетизм и быть склонными к одиночеству. Не умеют подчиняться, но в то же время не стремятся к власти.
  • М — это застенчивые личности, любят оказывать помощь окружающим, не любят небрежное отношение к природе, борются с желанием стать «центром мира». Стремятся всему найти правильное объяснение, могут скрывать в себе внутреннюю жестокость упрямство.
  • С — хотят достичь материального благополучия, наделены здравым смыслом, властолюбивы, иногда капризны и раздражительны. Люди с этой буквой всегда доводят начатое до конца, умеют прийти к истине. Также они могут приспособиться к любым обстоятельствам.
  • К — зачастую это выносливые и принципиальные личности, которые быстро берутся за любое дело и получают новые навыки. Люди с буквой К умеют хранить секреты, и придерживаются мысли «все или ничего». Обладают твердостью духа и выносливостью, отсутствием полутонов и излишней конкретикой.
  • И — чувственные, утонченные и романтичные личности. Это очень добрые люди, которые стремятся к гармонии с окружающей средой. В трудных ситуациях отличаются практичностью. Иногда могут проявлять аскетизм и быть склонными к одиночеству. Не умеют подчиняться, но в то же время не стремятся к власти.
  • Й — данная буква указывает на неумение находить общий язык с окружающими и замкнутость. Также в характере таких людей присутствует мелочность. Такие люди искренне верят в собственную уникальность и пытаются показать себя любыми способами, данная идея живет в них до последнего дня.
  • К — зачастую это выносливые и принципиальные личности, которые быстро берутся за любое дело и получают новые навыки. Люди с буквой К умеют хранить секреты, и придерживаются мысли «все или ничего». Обладают твердостью духа и выносливостью, отсутствием полутонов и излишней конкретикой.
  • О — люди с данной буквой могут испытывать сильные чувства, стремятся к самопознанию. Хотят понять свое истинное предназначение. Желают улучшить себя и окружающий мир. Обладают высокой интуицией, финансовой грамотностью, стремятся к совершенству. Но могут быть склонны к перепадам настроения от уныния к восторгу.
  • Р — личности, которые склонны к уверенности в себе, храбрости и увлечённости. Это авантюрные натуры, которые склонны к неоправданному риску ради личных целей, имеют потенциал и желание стать лидером.
  • С — хотят достичь материального благополучия, наделены здравым смыслом, властолюбивы, иногда капризны и раздражительны. Люди с этой буквой всегда доводят начатое до конца, умеют прийти к истине. Также они могут приспособиться к любым обстоятельствам.
  • А — является самой сильной и мощной буквой кириллицы. Личности, которые обладают данной буквой в фамилии, всегда стремятся быть лидерами. Зачастую они ведут борьбу сами с собой. Это указывает на желание добиться высшего уровня в духовном и физическом плане.
  • К — зачастую это выносливые и принципиальные личности, которые быстро берутся за любое дело и получают новые навыки. Люди с буквой К умеют хранить секреты, и придерживаются мысли «все или ничего». Обладают твердостью духа и выносливостью, отсутствием полутонов и излишней конкретикой.
  • О — люди с данной буквой могут испытывать сильные чувства, стремятся к самопознанию. Хотят понять свое истинное предназначение. Желают улучшить себя и окружающий мир. Обладают высокой интуицией, финансовой грамотностью, стремятся к совершенству. Но могут быть склонны к перепадам настроения от уныния к восторгу.
  • В — умеют сходиться с людьми, просты в общении и реалистичны. Это творческие личности, мечтают обрести единство с природой. Жизнь такого человека напрямую зависит от его решений.
  • А — является самой сильной и мощной буквой кириллицы. Личности, которые обладают данной буквой в фамилии, всегда стремятся быть лидерами. Зачастую они ведут борьбу сами с собой. Это указывает на желание добиться высшего уровня в духовном и физическом плане.

Нумерология фамилии Римский-Корсакова и её значение

По нумерологии фамилия Римский-Корсакова получила число – 3.
Значение в нумерологии фамилии Римский-Корсакова, даст вам возможность глубже узнать скрытый смысл фамилии и её влияние на жизнь человека.
Благодаря нумерологии мы можем узнать какая судьба нас ждёт, каких успехов мы можем добиться в карьере и личной жизни, некоторое знаки красноречиво предсказывают будущее человека.

Три — это число, которое характеризует людей с крайне ответственным подходом к поставленной задаче. Тем не менее, носители фамилии являются творческими личностями. Они пунктуальны и ответственны. Их жизнь представляет собой спокойный график, где любое искажение или помеха сильно его нарушат. Несмотря на такую характеристику, они очень позитивны и видят радость в мелочах.

Жизненный путь рода и фамилии Римский-Корсакова

Жизнь носителей данной фамилии всегда будет похожа на войну, которая никогда не прекратится. Они далеко не баловни судьбы. Их жизненный путь состоит из постоянных испытаний, которые они должны проходить, если не хотят оказаться на дне. Это научило их видеть возможности даже там, где никто другой их не видит. Они легко приспосабливаются к любой обстановке, но всегда стремятся вернуться в ту, где им комфортно.

Семейная жизнь с фамилией Римский-Корсакова

Из-за того, что вся жизнь таких людей — сплошная война, семья для них находится на первом месте. Это их собственный маленький неприступный бастион, который они оберегают даже ценой собственной жизни. Они примерные семьянины, которые слишком сильно ценят свою вторую половину, чтобы изменять ей на стороне. Взамен, они требуют того же от своей второй половины. Измена — это то, что эти люди никогда не смогут простить и забыть.

Какие профессии лучше всего подойдут человеку с фамилией Римский-Корсакова

Их стойкий характер позволяет освоить практически любую профессию, даже самую трудную, как морально, так и физически. Их умение приспосабливаться отлично помогает вести бизнес или спасать жизни, работая в экстренных службах, войсках и прочих непростых профессиях.

Лучшие качества человека с фамилией Римский-Корсакова

Их жизнь — сплошное испытание, но это быстро дает понимание, что, если они будут прибегать к нечестным способам достижения цели, это им только навредит. Эти люди крайне принципиальны, честны и открыты. Также они очень верные, поэтому они всегда будут рядом, чтобы помочь своим близким, это главная движущая сила в их жизни.

Правильное написание фамилии Римский-Корсакова, на русском и английском языках

В русском языке правильным вариантом написания данной фамилии будет Римский-Корсакова. В англоязычной же версии фамилия Римский-Корсакова имеет такой вид правильного написания — rimskij-korsakova .

Внешние качества для фамилии Римский-Корсакова

Ваш внешний вид очень важен для вас, так как, вы всегда стараетесь произвести самое лучшее впечатление при первой встрече. Ваш подход к выбору одежды достаточно нестандартен, Вы хотите выглядеть элегантно и в тоже время не вызывающе. Однако не нужно игнорировать известное высказывание которая гласит: «Лучше будь на полшага позади, чем на шаг впереди моды». Выбор одежды должен быть уместен и всячески подчеркивать Ваши достоинства.

Мотивация для фамилии Римский-Корсакова

Вы человек с добрым сердцем, которое полно сострадания и любви к окружающим. Для Вас важно оградить родных и близких от бед насколько это возможно, ведь боль близких людей ощутима для Вас почти физически. Вы часто помогаете другим, даже если это идёт в ущерб своим интересам, при этом, вы не просите ничего в замены. Ваше доброе и справедливое отношение к окружающим не всем по нраву, кто-то думает, что вы слишком опекаете их и Ваша забота может стать для них обузой, поэтому нужно внимательно следить за реакцией людей, дабы понять, когда стоит остановится. Даже самые близкие и родные люди, могут устать от чрезмерного внимания к себе, даже если это делается с благими намерениями. Важно также не забывать, что Ваши старания должны быть оправданы, и в награду Вы должны получать взаимность от людей, иначе Вам стоит пересмотреть своё хорошее отношение к тем или иным персонам.

Совместимость фамилии Римский-Корсакова, проявление чувств

Брак – это продвижение вперед, для вас очень важно, чтобы близкий человек относился к Вам с большой любовью и доверием, и постоянно проявлял это в своих поступках. Вам очень важна отдача от близкого человека, чтобы понимать, что ваш выбор правильный. Ваш партнёр должен восхищаться вами для вашего душевного спокойствия. Если вы не получаете должной самоотдачи от партнёра в отношениях, и в отношениях нет должного доверия и взаимоуважения, такие отношения могут рухнуть в один момент.

Подробнее о фамилии Римский-Корсакова

В Вас большая сила и мудрость, Вы обладаете феноменальной интуицией. Кроме этого, Вы очень нравственны, для вас важна любовь и поддержка, получая её Вы достигаете больших результатов в работе. Вы очень трудолюбивы, но не стоит перерабатывать, так как, это нанесёт больше вреда чем пользы. Не в коем случае не нарушайте основы духовного образа Вашей жизни и внутренней благодати. В более юном возрасте Ваш характер, может быстро меняться, что приведёт к неожиданным и подчас нелогичным решениями, а они в свою очередь к ряду трудностей. Вам свойственно быть великодушным человеком, сердечным, очень добрым, даже если это в ущерб Вам. Несмотря на это, Вы так же можете стать жестким, холодным и эгоистичным человеком, если в этом есть выгода, даже в ущерб близким, всё зависит от ваших устремлений в жизни. Вы можете витать в облаках, вам свойственна рассеянность и даже непрактичность, из-за такой резкой сменны настроения может вызвать задержку вашего личного развития, но только до того времени пока грани вашего характера, не станут едины. После чего вы увидите цели, и будете искать подобных вам людей для их реализации. Вам следует опираться на веру в себя и упорно идти к своим целям.

Происхождение имени

Происхождение фамилии Римский-Корсакова

Правильное склонение фамилии Римский-Корсакова по падежам

Падеж Падежный вопрос Фамилия
Именительный Кто? Римский-Корсакова
Родительный Нет Кого? Римский-Корсаковой
Дательный Рад Кому? Римский-Корсаковой
Винительный Вижу Кого? Римский-Корсакову
Творительный Доволен Кем? Римский-Корсаковой
Предложный О ком думаю? Римский-Корсаковой

Приветствуем, дорогой гость.

В данной статье была изложена информация касательно истории происхождения, правильного написания и характеристики фамилии Римский-Корсакова.
Согласны ли вы с этими утверждениями? Или вы, как носитель фамилии Римский-Корсакова или как человек, близко знакомый с носителем, можете
опровергнуть или дополнить изложенную информацию? Мы будем очень рады услышать вашу историю и узнать ваше личное мнение в комментариях.
Если у вас возникнут вопросы, мы с удовольствием ответим на них в комментариях под статьей!

Делитесь вашим мнением и знаниями о фамилии Римский-Корсакова, если у вас есть подробности о фамилии, которые не указаны в статье — мы будем рады их прочитать в комментариях ниже, давайте вместе дополним историю этой замечательной фамилии!

Римский-корсаков по падежам

Римский-корсаков — имя существительное, единственное число, мужской род, одушевленное, означает фамилию человека.

Падежи Единственное числоЕд.ч. Множественное числоМн.ч.
ИменительныйИм. Римский-корсаков, Римская-корсакова Римские-корсаковы
РодительныйРод. Римского-корсакова, Римской-корсаковой Римских-корсаковых
ДательныйДат. Римскому-корсакову, Римской-корсаковой Римским-корсаковым
ВинительныйВин. Римского-корсакова, Римскую-корсакову Римских-корсаковых
ТворительныйТв. Римским-корсаковым, Римской-корсаковой Римскими-корсаковыми
ПредложныйПред. Римском-корсакове, Римской-корсаковой Римских-корсаковых

Фамилия Римский-Корсаков

Римский-Корсаков – русская, болгарская, азербайджанская или еврейская мужская фамилия. С половины XVI столетия приблизительно 60-70% русских фамилий постепенно усвоило застывшие патронимические суффиксы -ов/-ев/-ёв.

Русский фамильный суффикс -ов, означающий отчество либо принадлежность, добавляемый к именам, прозвищам, иностранным фамилиям, оканчивающийся на -о/-ой либо твёрдую согласную (гончара работник → Гончаров; Абабилян → Абабилов; Тихого сын → Тихонов). Если ударением в фамилии приходится на последний слог -ов, то это преимущественно болгарские патронимические фамилии, считаются прямыми эквивалентами определенных русских фамилий, они передались в русский минуя трансформацию и были ассимилированы здешним населением. И сейчас нужен этимологическое или морфологическое исследование, в случае если мы собираемся определить болгарское происхождение.

Национальность

Русская, болгарская, азербайджанская, еврейская.

Происхождение фамилии с суффиксом -ов

Как возникла и откуда произошла фамилия Римский-Корсаков? Фамилия Римский-Корсаков по происхождению является притяжательным прилагательным.

Значение и история возникновения фамилии с суффиксами -ов:

  • От отчества или по имени деда/отца, от славянских или церковных личных имён.
    Например, Иван → сын Ивана → Иванов, Петр → сын Петра → Петров и т.п.
  • От прозвищ.
    Например, безусый → сын Безусого → Безусов, безбородый → сын Безбородого → Безбородов и т.п.
  • От прозвищ, связанных с профессией.
    Например, гончар → сын гончара → Гончаров, плотник → сын плотника → Плотников и т.п.
  • От названия птиц.
    Например, сокол → Соколов, орёл → Орлов и т.п.
  • От названия зверей.
    Например, волк → Волков, кролик → Кроликов и т.п.
  • От названия рыб.
    Например, карп → Карпов, ёрш → Ершов и т.п.
  • От названия растений.
    Например, виноград → Виноградов, цветок → Цветков и т.п.
  • От названия насекомых.
    Например, комар → Комаров, жук → Жуков и т.п.
  • От названия продуктов.
    Например, масло → Маслов, творог → Творогов и т.п.
  • От названия предметов быта.
    Например, горшок → Горшков, шило → Шилов и т.п.

История

Властями Области Войска Донского (административно-территориальная единица в Российской империи, населённая в значительной мере донскими казаками и управлявшаяся по особому положению) не признавались фамилии, заканчивающиеся на -ин/-ий/ый. При переписи населения данные фамилии переделывались на -ов, например фамилия Мухин превращалась в Мухинов, Лисин → в Лисов и т.п.

Склонение

Склонение фамилии Римский-Корсаков по падежам (мужской род)
Именительный падеж (кто?) Римский-Корсаков
Родительный падеж (кого?) Римский-Корсакова
Дательный падеж (кому?) Римский-Корсакову
Винительный падеж (кого?) Римский-Корсакова
Творительный падеж (кем?) Римский-Корсаковым или Римский-Корсаковом (если иностранная фамилия)
Предложный падеж (о ком?) Римский-Корсакове

Обратите внимание, что в творительном падеже в мужском роде фамилия имеет окончание -ым – Римский-Корсаковым. Если фамилия иностранная, то применяется правило для заимствованных фамилий, оканчивающихся на -ов (-ев) и -ин (-ын). Фамилия в творительном падеже будет иметь окончание -ом – Римский-Корсаковом. Например, Александр Пушкин → Александром Пушкиным, Джордж Гамов → Джорджом Гамовом.

Транслитерация

Транслитерация (транслит) – перевод кириллических знаков в латинские.

Написание фамилии Римский-Корсаков латиницей:

  • Rimskij-Korsakov – фамилия латинскими буквами;
  • RIMSKII-KORSAKOV – ГОСТ Р 52535.1-2006 (для авиабилетов, билетов, бронирования и т.п.);
  • RIMSKII-KORSAKOV – ИКАО (для загранпаспорта, паспорта, водительского удостоверения и т.п.).

В последнем варианте замещение русских букв на латинские производится в соответствии с рекомендованным ИКАО (Международной организацией гражданской авиации) международным стандартом (Doc 9303, часть 1).

Ударение

Ударение в фамилии Римский-Корсаков не регламентируется правилами русского языка. Точно ответить затруднительно. Лучше уточнить произношение у носителя фамилии.

Похожие фамилии

Схожие фамилии с фамилией Римский-Корсаков:

Другие фамилии

Возможно вас заинтересует информация о других фамилиях:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно пишется риммочка или римочка
  • Как правильно пишется рикки тикки тави
  • Как правильно пишется российский номер
  • Как правильно пишется ризван или резван
  • Как правильно пишется российская или российская