Как правильно пишется сенсомоторная алалия

Сенсомоторная алалия

Сенсомоторная алалия

Сенсомоторная алалия – это глубокое недоразвитие речевой функции, возникающее при поражении коркового речедвигательного и речеслухового анализатора у ребенка до трех лет. Характеризуется нарушениями речевого праксиса, слухового гнозиса, приводящим к невозможности говорения и непониманию чужой речи. Речевому дефекту сопутствуют нарушения моторики, внимания, гиперактивность. Диагностика основывается на обследовании устной речи и высших психических функций. Логопедическая работа направлена на коррекцию рецептивной и экспрессивной речи. По показаниям проводится терапия ноотропами, физиотерапия.

Общие сведения

Сенсомоторная алалия ‒ смешанная форма речевой патологии, сочетающая элементы моторной и сенсорной алалии. В современной логопедии относится к тяжелым патологиям речи, поскольку затрагивает все уровни речевой организации. В детской популяции различные виды алалии выявляются у 1% дошкольников. Поскольку все виды речи имеют тесную взаимосвязь, у моторных алаликов часто вторично нарушается восприятие и понимание речи, а у сенсорных – собственная речь. При сенсомоторной алалии может преобладать речедвигательная или фонематическая недостаточность.

Сенсомоторная алалия

Сенсомоторная алалия

Причины

К сенсомоторной алалии приводят органические повреждения корковых отделов слухоречевого и речедвигательного анализаторов и их проводящих путей доминантного по речи (чаще левого) полушария. Патологические изменения происходят на стадии внутриутробного развития или в раннем детском возрасте (до 3 лет). Непосредственными этиофакторами сенсорно-моторной алалии могут выступать:

  • Пренатальное неблагополучие. Эта группа причин включает различные негативные воздействия на плод. К ним относятся гестационные осложнения (токсикоз, иммунологическая несовместимость, фетоплацентарная недостаточность), болезни (пороки сердца, эндокринопатии, TORCH-инфекции) и вредные привычки беременной (никотиновая или наркотическая зависимость), внешние воздействия (вибрация, облучение).
  • Натальные повреждения. В ходе родов чаще происходит травматическое или гипоксически-ишемическое повреждение ЦНС. В этот период опасны ЧМТ, многократное или тугое обвитие пуповиной, инструментальные акушерские вмешательства (щипцовые роды).
  • Перинатальные поражения. Подразумевают сочетанное вредоносное воздействие, воздействующее как внутриутробно, так и в первые дни после рождения (например, гипоксия плода, родовая травма и тяжелая неонатальная желтуха).
  • Постнатальные заболевания. Болезни раннего возраста (особенно на первом году жизни), протекающие с церебральными осложнениями или истощающие ребенка, также могут явиться причиной сенсомоторной алалии. Наиболее значимые из них: травмы головы, нейроинфекции, мозговые опухоли, гипотрофия, рахит.

Факторы риска

Определенные условия сами по себе не вызывают речевой недостаточности, но потенцируют влияние биологических причин. Такими факторами риска речевого недоразвития могут послужить:

  • наследственная отягощенность (наличие алалии в детстве у отца или матери);
  • неблагополучные социальные условия (госпитальный синдром, педагогическая запущенность, конфликтные отношения в семье);
  • билингвизм (как фактор, потенциально способствующий развитию алалии, является предметом дискуссий).

Некоторые исследователи считают, что не бывает «чистых форм алалии (только импрессивной или только экспрессивной). Все виды алалии носят смешанный характер с различной степенью выраженности сенсорного или моторного компонента.

Патогенез

Различные патогенные влияния приводят к повреждению нейронов моторных и сенсорных центров речи (постцентральной, премоторной, верхней височной коры и дугообразного пучка), а также проводящих путей, обеспечивающих межполушарные связи (мозолистое тело). При этом нервные клетки остаются функционально незрелыми, их возбудимость снижена, передача нервных импульсов нарушена. Возникает слуховая агнозия, орально-артикуляционная апраксия.

При сенсомоторной алалии грубо нарушается речевой онтогенез, недоразвитие охватывает всю речевую систему: страдает произносительный компонент, понимание речи, словарный запас, навык построения фразы. Ребенок не овладевает языковыми навыками в нормативные сроки. Сенсомоторная алалия наблюдается у детей с первично нормальным интеллектуальным развитием и периферическим слухом.

Симптомы сенсомоторной алалии

Смешанная алалия диагностируется у детей старше 3-х лет, у которых речь отсутствует изначально. Ведущие симптомы – стойкое непонимание чужой речи и отсутствие собственной речевой продукции. В анамнезе отмечается позднее формирование речевых реакций: гуления, лепета, первых слов. С раннего возраста ребенок не реагирует на неречевые звуки, голос матери, свое имя.

Импрессивный словарь не сформирован: дошкольник не знает названия предметов, не показывает их на картинке, не выполняет элементарные вербальные инструкции. Характерна неустойчивость слухового внимания, снижение объема слуховой памяти, отвлекаемость на различные внешние стимулы. Ребенка с сенсомоторной алалией не привлекает прослушивание аудокниг, чтение и рассказывание сказок. Контакт возможен только с помощью элементарных жестовых указаний, эмоциональных реакций, мимики.

Речевая активность либо отсутствует полностью, либо имеет лепетный характер в виде звуковых цепочек. Иногда отмечаются эхолалии, персеверации, но бессвязное и нечленораздельное повторение слов нестойкое, не несет смысловой нагрузки и не закрепляется в речи. Вследствие трудностей с поиском правильных кинестезий при повторах слов допускаются множественные звуковые замены, ошибки в ударении, искажение слогонаполняемости.

Поведение детей с сенсомоторной алалией часто гиперактивное, иногда имеет аутистические черты (склонность к уединению, стереотипным действиям, вспышкам агрессии). Отмечается неловкость движений, нарушения координации и переключаемости, трудности при выполнении действий (рисовании, аппликации, одевании, застегивании пуговиц). У старших дошкольников и младших школьников формирование графомоторных навыков происходит медленно.

Осложнения

Дефицитарное речевое развитие не обеспечивает ребенку необходимого общения с близкими и сверстниками, должной социализации. В результате этого развиваются личностные нарушения: проблемы с поведением, особенности эмоционально-волевой сферы (тревожность, агрессивность), вторичная ЗПР. В школе учащиеся с сенсомоторной алалией имеют значительные трудности при овладении навыками письма, чтения. Обучение осуществляется по коррекционной программе, но даже ее усвоение дается с трудом.

Диагностика

Сенсомоторная алалия часто маскируется под нарушения слуха и различные формы общего дизонтогенеза, поэтому представляет определенные сложности для диагностики. Только мультидисциплинарный подход позволяет правильно определить проблему и выстроить грамотный коррекционный маршрут:

  1. Консультация детского невролога. На первичном приеме изучаются перинатальные факторы риска, психомоторное развитие ребенка, актуальный неврологический статус. По показаниям назначается инструментальная диагностика: ЭЭГ, УЗИ сосудов головы и шеи, Rg краниовертебрального перехода, церебральная МРТ.
  2. Консультация детского отоларинголога. Позволяет оценить состояние физического слуха и исключить его снижение. С этой целью проводится регистрация аудиограммы, акустических стволовых ВП. При необходимости ребенка консультирует сурдолог.
  3. Консультация нейропсихолога. В рамках нейропсихологического подхода выявляется дефицитарность слухоречевой памяти и внимания, артикуляционная апраксия, слуховая агнозия. Исследуются особенности моторной, поведенческой, волевой сферы. Определяются сохранные психические ресурсы для выстраивания коррекционной работы.
  4. Консультация логопеда. В процессе диагностики устной речи оценивается структура и симптоматика речевой недостаточности. При сенсомоторной алалии определяется несформированность экспрессивной (разговорной) и рецептивной речи: ребенок не понимает смысла сказанного, затрудняется повторить услышанное. В качестве компенсаторного средства может использоваться мимико-жестикуляторная речь.

Дифференциальная диагностика

На этапе диагностики необходимо исключить темповую задержку речевого развития, сенсоневральную и кондуктивную тугоухость, расстройства аутистического спектра, олигофрению. Иногда верный диагноз можно установить только при динамическом наблюдении ребенка, для чего требуется неоднократное посещение специалистов.

Коррекция сенсомоторной алалии

Медицинское лечение

В лечении сенсомоторной алалии применяется биопсихосоциальный подход. Для нормализации нейродинамических процессов и создания благоприятных условий для логотерапии назначается медикаментозная терапия (ноотропы, нейропротекторы, нейропептиды, витамины группы В, сосудистые препараты). Доказанное стимулирующее действие на ЦНС имеет физиотерапия (транскраниальная микрополяризация, микротоковая рефлексотерапия, магнитотерапия и электрофорез на ШОП), мануальные техники (массаж, остеопатия).

Логопедическая коррекция

Дети с сенсомоторной речевой недостаточностью нуждаются в ежедневных занятиях с логопедом, поэтому ребенка с алалией необходимо определять в логопедическую группу детского сада (для детей с ОНР). На начальном этапе ребенка учат воспринимать сначала неречевые окружающие звуки, потом речь. В дальнейшем ведется работа над расширением словаря, как пассивного, так и активного за счет глагольных конструкций. Используется опора на сохранный зрительный анализатор (показ картинок, предметов), формируется соотнесенность зрительного и звукового образа слова.

С 4-х лет детей с сенсомоторной алалией обучают грамоте: письму, глобальному чтению. С расширением словаря и появлением фразы акцент смещают на совершенствование фонетико-фонематический системы, слоговой структуры слова. Занятия должны проводиться 4-5 раз в неделю при соблюдении единого речевого режима, как в группе, так и дома. Длительность коррекции сенсомоторной алалии – 3-4 года.

Для выработки речевых кинестезий проводится артикуляционная гимнастика, логомассаж. Из методов нейрокоррекции при сенсомоторной алалии эффективны упражнения на межполушарное взаимодействие, мозжечковая стимуляция, Томатис-терапия.

Прогноз и профилактика

Интенсивная системная коррекция алалии приводит к хорошим результатам. Ребенок постепенно овладевает всеми видами речи, вступает в активную коммуникацию с окружающими, успешно получает общее образование. Напротив, неполностью корригированная сенсомоторная алалия служит риск-фактором специфических расстройств развития школьных навыков (дислексии, дисграфии, дизорфографии). Катамнестическое наблюдение и помощь логопеда требуется ребенку на протяжении всей начальной школы.

Профилактика тяжелых речевых расстройств, к которым относится сенсомоторная алалия, начинается в пренатальном периоде. Необходимо исключить или свести к минимуму потенциальные этиофакторы, вызывающие раннее органическое повреждение мозга у плода и рожденного ребенка. При выявлении задержки речевого развития требуется незамедлительное обращение к логопеду.

Литература

1. Расстройство экспрессивной и рецептивной речи: от этиологии до лечения/ Заболотная А.М., Макарина-Кибак Л.Э., Гребень С.А.// Медицинские новости. – 2013.

2. Моторная и сенсорная алалия: сложности диагностики/ Бобылова М.Ю., Капустина А.А., Браудо Т.А., Абрамов М.О., Клепиков Н.И. и др.// Русский журнал детской неврологии. – 2017.

3. Сенсорная алалия: речевой онтогенез, клинические проявления, подходы к диагностике и коррекции/ Белоусова М.В., Меркулова В.А.// Практическая медицина. – 2016.

4. Импрессивная (сенсорная) алалия/ Александрова Н.Ш., Александрова О.А.// Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2016. ‒ 116(11).

Код МКБ-10

F80.1

F80.2

Сенсомоторная алалия — лечение в Москве

Сенсомоторная алалия у детейКоррекция алалии. В помощь молодому специалисту. Признаки сенсомоторной алалии. На что обращать внимание при сенсомоторной алалииЧто делать на начальных этапах коррекции при алалии. С чем сталкиваемся в работе с сенсомоторным алаликом. Почему ребенок не реагирует на речь.

«Как мне с ним работать, что мне делать?». Как часто слышу я этот вопрос от стажеров, студентов и молодых специалистов. Всегда одна и таже картина: брови домиком, отчаяние в глазах и нет веры в светлое будущее. Всё ясно, в кабинете специалиста побывал сенсомоторный алалик. Успокоить нечем, одно из самых тяжелых речевых нарушений с непредсказуемой динамикой и тяжелым исходом если выбрать не правильный коррекционныймаршрут или халатно относиться к этой проблеме. А последствия — это отсутствие речи, вторичная умственная отсталость, инвалидность. Это больше чем достаточно для мотивации собрать все свои знания и максимальновнимательно относится к своей работе. Страшно? Но тем дороже награда, когда он заговорит! А это нам под силу. Всё самое интересное о механизмах, причинах и алгоритмах коррекции на лекциях.

А сейчас… Сейчас в кабинете ребенок с диагнозом сенсомоторная алалия, который совсем не реагирует на речьи на большинство звуков в том числе. Не редки случаи, когда даже ориентировочного рефлекса на звук у них нет. Нет, со слухом у него всё в порядке, результат обследования лежит в папке. Ребенок не даёт к себе прикоснуться, а часто и вообще ничего не трогает, зажимая руки. Приближаешьсяк нему, включается звуковая сирена на весь коридор. Родители напрягаются, готовясь ворваться в кабинет и спасать от страшного логопеда своё чадо. Да, крик отчаяния! Дети часто приходят с заключением РАС. Но, это не аутизм. Расстройство есть, глупо это отрицать, только вот оно не первично и время мы на него не тратим. 

В коммуникацию эти дети не вступают, жесты не используют. С эмоциями тоже не все ясно. Работает система«не подходи, закричу».

А вот и тонкая ниточка! Не вступает в коммуникацию? А как же крик? Вам только что сказали «мне страшно». Швырнул игрушку? Вам только что продемонстрировали «я не понял, что это, не подходи здесь граница, я перегружен, я устал». И снова крик. Смотрите, как много вам сказал ребенок! А вы?

Если немного понимания, то при сенсомоторной речевой алалии не сформированы практически никакие когнитивные процессы. Мы будем работать с чистого листа. Нарушено восприятие или информация принимается, а вот проанализировать ее головной мозг не может. 

Часто единственно что доступно ребенку это восприятие цвета. А вот вам и еще одна ниточка. Цвет, шарики, пузыри…. Как много уже у нас инструментов! Вот и слезы высохли, вот и педагог улыбаться начал.

Работа с сенсомоторной алалией, не боимся, шаг за шагомбудем формировать ВПФ, будем преодолевать препятствия. Ведь мы большие и сильные. Знаем дефектологию, логопедию и нейропсихологию. Внимание, терпение и большой труд сейчас нам это очень нужно.


Приглашаем вас получить новую востребованную профессию учитель-логопед в Академии ФАДО. По окончанию обучению вы получите диплом о профессиональное переподготовке. Подробную информацию можно посмотреть на сайтеhttps://fado-dpo.ru/prof/pedagogika/spetsialnoe-defektologicheskoe-obrazovanie-po-profilyu-organizatsiya-i-soderzhanie-logopedicheskoy-r/

Сенсомоторная алалия у детей — грубое нарушение, при котором устная речь значительно затруднена или отсутствует. Причиной дефекта является поражение речевых центров головного мозга, которые отвечают за восприятие и воспроизведение речи. В статье мы рассмотрим причины, лечение и прогноз сенсорно-моторной алалии, расскажем, как вести себя родителям ребенка с такой патологией.

Причины болезни

Сенсомоторная алалия развивается вследствие поражений участков головного мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.

Повреждающий фактор может воздействовать в разные периоды развития ребенка:

  1. Во внутриутробном периоде негативно сказываются инфекционные болезни у женщины, угроза выкидыша, многоводие или маловодие, преждевременное излитие вод, обвитие пуповиной, вредные привычки, прием лекарств, сопутствующие заболевания, авитаминозы;
  2. Во время родов повышен риск родовых травм, гипоксии, при которых головной мозг испытывает дефицит кислорода или повреждается. Опасны применение щипцов, стремительные роды;
  3. После родов и первые годы жизни малыша поражение головного мозга может возникнуть в результате травм, энцефалитов и менингитов, тяжелых сопутствующих заболеваний.

Важную роль в развитии сенсомоторной алалии играет отношения с родителями. Доказано, что дети, родители которых относятся отстраненно к своему малышу, игнорируют его потребности в любви, общении, заботе, отстают в развитии от своих сверстников. Это касается и развития речи.

Симптомы сенсомоторной алалии у детей

Клиническая картина характеризуется тяжелым расстройством речи. Если при моторной алалии страдает произношение, сенсорной — понимание речи и его анализ, то при сенсомоторной алалии затрагиваются оба компонента. Нарушение может затрагивать также центр ассоциаций — участок мозга, который контролирует построение фраз и предложений.

Разберемся в этих нарушениях подробнее:

  1. Расстройство экспрессивной речи выражается в неспособности воспроизводить звуки. При этом нарушений слуха нет, патология органов артикуляции тоже отсутствует. Ребенок произносит первое слово только к 3 – 4 годам. В разговоре он использует звукоподражания, жесты, лепет. Заменяет звуки или пропускает их, бесконтрольно повторяет слова, но не может повторить слова по просьбе, целенаправленно. Использует в основном имена существительные;
  2. Нарушение импрессивной речи характеризуется непониманием обращенной к нему речи. Хотя ребенок прекрасно слышит звуки, слова, но не может их анализировать и адекватно реагировать. В некоторых случаях отсутствует реакция даже на собственное имя. При этом он бессознательно повторяет слова, слоги, но по просьбе взрослого сделать это не может. Характерна логорея — многословие, но речь нечленораздельная, состоит из отдельных междометий, лепетных слов.

В незнакомой обстановке сенсомоторная алалия становится более выраженной. Например, если дома ребенок реагирует на слова мамы, правильно отвечает на них или реагирует соответственно, то в другом месте он абсолютно ничего не понимает и не реагирует.

Словарный запас ограниченный. Малыш не умеет склонять слова, путает падежи, числа, роды. Страдает грамматика, письменная речь, чтение. Из-за сложности с восприятием речи им сложно усваивать школьный материал.

Такие дети отличаются импульсивностью, неустойчивым эмоциональным фоном. Из-за этого не могут общаться с другими людьми, у них нет друзей. Обычно они держатся обособленно от коллектива. В дальнейшем это приводит к психологическим проблемам.

При сенсомоторной алалии тяжелой степени присоединяются неврологические нарушения и симптомы:

  1. Трудности с координацией и мелкой моторикой;
  2. Неуклюжесть;
  3. Когнитивные расстройства — нарушение памяти, внимания, концентрации;
  4. Неусидчивость, суетливость или наоборот, заторможенность и замедленность;
  5. Заикание;
  6. Энурез;
  7. Нарушения сна и аппетита.

Степени тяжести

В зависимости от глубины поражения головного мозга признаки сенсомоторной алалии у детей могут быть разной степени выраженности:

  • легкая степень характеризуется незначительными нарушениями — изменением последовательности звуков в слове, применением только простых фраз из 2 – 3 слов. Понять, о чем говорит ребенок, можно;
  • при сенсомоторной алалии средней тяжести понимание речи крохи затруднено, есть проблемы с произнесением звуков, построением даже простых фраз;
  • тяжелая степень сопровождается отсутствием реакции на чужую речь и отсутствием или затруднением собственной речи.

Диагностика сенсомоторной алалии у детей

Диагноз сенсомоторная алалия ставится на основании обследования с участием невролога, логопеда, оториноларинголога, психолога, педиатра. При необходимости назначаются консультации других специалистов. Целью диагностики является выявление точной причины дефекта, исключение других проблем со здоровьем, которые могут сопровождаться речевыми нарушениями: аутизма, тугоухости, психических отклонений.

Для уточнения диагноза и выявления признаков повреждения головного мозга, исключения объемных образований, сосудистых проблем маленького пациента направляют на электроэнцефалографию, допплер сосудов, МРТ или КТ.

Лечение сенсомоторной алалии у детей

Терапия детей с диагнозом сенсомоторная алалия должна быть комплексной, основанной на индивидуальных особенностях болезни у конкретного малыша. Также необходимо соблюдать системность, и регулярно посещать занятия.

Лечение состоит из медицинской, логопедической, психологической помощи.

Медицинская составляющая терапии заключается в назначении лекарственных средств, которые стимулируют мозговой метаболизм, восстанавливают связи между нейронами. Используются ноотропы, поливитамины и другие группы препаратов по необходимости. В курс входят физиотерапевтические методики (лазеротерапия, иглорефлексотерапия, электрофонофорез, электростимуляция, магнитотерапия), массаж.

Коррекционные занятия по развитию речи у ребенка

Основой коррекции речевых нарушений при признаках сенсомоторной алалии у детей является работа с логопедом или дефектологом. Возможны групповые занятия, но на начальном этапе лучше заниматься индивидуально.

Специалист помогает поэтапно:

  • на первом этапе обучает правильно воспринимать и воспроизводить звуки и слова;
  • второй этап терапии направлен на построение слов и коротких фраз, выработку навыков ведения диалога. Одновременно обогащается набор слов в лексиконе;
  • третий этап коррекционных работ заключается в развитии монологовой речи, закреплении грамматики.

Занятия проводятся в игровой форме, с использованием игрушек и картинок. Обычно малыш проходит терапию в амбулаторных условиях. Но в более сложных случаях показана госпитализация в специализированные стационары.

Полезно развивать мелкую моторику. Для этих целей подходят рисование, занятия с конструкторами, мозаикой, лепка, аппликации. Как альтернативные методы используются водолечение (гидромассаж, бассейн, лечебные ванны), лечение с помощью животных (дельфинотерапия, иппотерапия).

С ребенком работает и психолог. Под его контролем малыш учится навыкам коммуникации, контроля эмоционально-волевой сферы.

Прогноз и профилактика

Прогноз зависит от возраста, когда диагностируется сенсомоторная алалия у детей и сроков начала терапии. Если диагноз ставят в дошкольном возрасте, малыш получает адекватное лечение, регулярно занимается с логопедом, психологом, то удается остановить прогрессирование заболевания и научить пациента навыкам общения. Артикуляция нормализуется. В последующем он социализируется, может обучаться в обычной школе.

Очень важно участие родителей в коррекции сенсомоторной алалии и понимание ими сложности ситуации. К сожалению, сами по себе такие нарушения не проходят. Для хорошего результата необходимы терпение, желание и усилия со стороны как родителей, так и малыша. Старайтесь мотивировать кроху, поощряйте, хвалите за успехи. Придерживайтесь рекомендаций вашего логопеда.

Если вы запустите сенсомоторную алалию, то возможно присоединение заикания, задержки умственного развития, нервного тика. Это усугубит и без того сложный прогноз и негативно повлияет на будущую жизнь ребенка.

Профилактика заключается в четком планировании беременности. Будущей маме следует сбалансированно питаться, достаточно отдыхать, регулярно наблюдаться у врача. Во время родов и первые годы жизни крохи следует внимательно следить за его развитием, не допускать травм и своевременно лечить инфекционные и другие заболевания.

Если обнаружите симптомы сенсомоторной алалии, обратитесь к специалистам, чтобы вам провели обследование и выявили причину такого состояния.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Механизм развития сенсомоторной алалии заключается в поражении участков головного мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи. Патологические изменения возникают во время внутриутробного развития плода или в раннем детстве – до трех лет.

Причин развития нарушения может быть несколько:

Во внутриутробном периоде негативное воздействие на плод могут оказывать инфекционные заболевания матери, иммунологическая несовместимость, токсикоз, а также никотиновая или наркотическая зависимость.

В процессе родов всегда повышается риск родовых травм, гипоксии плода, что приводит к поражению центральной нервной системы плода. Опасность кроется в использовании акушерских щипцов, а также обвитии пуповиной.

В первые годы жизни ребенок подвержен различным заболеваниям, которые могут сильно повлиять на зоны головного мозга, отвечающие за речь. К таким заболеваниям относятся энцефалит, менингит, рахит, мозговые опухоли, а также травмы головы.

Это биологические причины, которые могут повлиять на развитие сенсомоторной алалии. Но есть еще и дополнительные факторы, которые сами по себе не могут считаться причиной этого нарушения, но в совокупности с биологическими факторами они существенно увеличивают вероятность возникновения расстройства.

Как понять, что нарушение налицо

Сенсомоторная алалия является распространенным диагнозом. Нарушение моторики в данном случае имеет большое проявление, а сенсорный аспект может быть менее выражен. При проведении занятий по коррекции нарушения сенсомоторной алалии, следует в равной степени обращать внимание на обе проблемы. Главным и наиболее заметным признаком сенсомоторной алалии является неправильное формирование речи исходя из возраста ребёнка. А именно:

  1. Непонимание больным того, что говорят именно ему. В тяжелой форме наблюдается неспособность различать звуки.
  2. Трудности в произношении слогов и звуков.
  3. Неспособность выстраивать логически связанные фразы.
  4. Развитие речи не превышает уровня лепета или междометий. Слова в ней присутствуют в форме существительных или частей (корней) слов.
  5. Произвольное беспричинное повторение ребенком слов в течение некоторого промежутка времени. Но когда это же слово просят сказать намеренно, ребенок не может этого сделать.
  6. Коммуникация ребенка с другими людьми происходит посредством мимики и жестов.

Наличие этих нарушений затрудняет процесс построения речевой коммуникации со сверстниками и взрослыми. Причиной этого является банальное непонимание. Интеллект возможно поддерживать на нормальном уровне, занимаясь с педагогами и медиками. Если не прибегнуть к вмешательству педагогов и медиков, он начнет снижаться.

Методы диагностирования

Диагностику сенсомоторной алалии провести достаточно трудно. Это объясняется тем, что поведение ребенка может меняться в зависимости от окружающей его обстановки. В незнакомом помещении и с незнакомыми людьми из-за волнения нарушение речи может выражаться полным ее отсутствием. Исходя из данных нюансов, для постановки точного диагноза следует совершить несколько визитов к врачу.

Первые признаки этой болезни может заметить врач-терапевт. Однако, для уточнения диагноза и назначения необходимого лечения нужно пройти консультацию нейропсихолога, оториноларинголога, невролога и логопеда. Эти узкие специалисты на этапе консультации проводят осмотр не только уровня развития речевого аппарата, но и наличия иных симптомы, которые проявляются при наличии сенсомоторной алалии у детей:

  • повышенная нервная возбудимость;
  • быстрая смена настроения;
  • повышенная реакция на повседневные раздражители (например, на всем привычный звук или свет);
  • нарушение движений, отвечающих за координацию;
  • задержка развития мелкой моторики;
  • нарушение сна и памяти;
  • повышенная вертлявость или проявление заторможенности;
  • появление нарушений речи (заикание);
  • отсутствие аппетита или его резкое повышение.

При проведении диагностических мероприятий специалисты сначала исключают некоторые определенные нарушения. К ним относятся: полное или частичное отсутствие слуха, психические отклонения, задержка умственного развития. Важно помнить, что диагностировать сенсомоторную алалию с признаками аутизма может только врач. После постановки диагноза проводят осмотр для установки типа нарушения. Существует сенсорная, моторная и смешанная формы расстройства. Консультация детского невролога может потребоваться для установления проблем в работе центров головного мозга, отвечающих за речь. Однако для более точного установления диагноза нужно пройти и иных узких специалистов.

Частым явлением считается комбинирование двух диагнозов у одного больного. Так, сенсомоторная алалия может сочетаться с чертами аутизма. У этих двух расстройств схожие черты. Однако алалия имеет некоторые особенности:

  • характерные движения;
  • ограниченное количество интересов;
  • низкая эмоциональность больного;
  • повторение слов за окружающими людьми;
  • трудности с самообслуживанием.

После завершения процесса диагностики специалисты нашего Центра назначают для каждого больного индивидуальный план лечения. Важным аспектом является правильная постановка диагноза ребенку и назначение качественной и правильно подобранной терапии.

Как проводится лечение

Разберемся, лечится или нет сенсомоторная алалия? Терапевтическое лечение маленьких пациентов проводится на комплексной основе. Здесь учитываются индивидуальные особенности отдельного каждого пациента, а также следует соблюдать систематичность и регулярность проведения оздоровительных занятий.

Лечение с использованием медикаментов этого нарушения у малышей практикуется редко. Иногда назначаются витамины или иные виды лекарств. Лекарственная терапия назначается в зависимости от тяжести состояния ребенка. Наиболее распространены массаж или физиотерапия.

Занятия с логопедом проходят на индивидуальной или групповой основе. Занятия проводятся в форме игры. Игры подбираются с учетом особенностей состояния ребенка. Также проводятся занятия с дефектологом и психологом. Насколько будет эффективно лечение, зависит от времени, когда было обнаружено расстройство и начато лечение.

Отмечается, что профилактику тяжелых речевых расстройств, к которым относится сенсомоторная алалия, рекомендуется начинать еще в перинатальном периоде. Необходимо исключить или свести к минимуму потенциальные факторы, вызывающие раннее органическое повреждение мозга у плода. Впоследствии при выявлении у ребенка задержки речевого развития потребуется незамедлительное обращение к логопеду.

Грубое недоразвитие речи, которое выражается в полном ее отсутствии или в тяжелых и обширных нарушениях развития речевой функции может являться признаком сенсомоторной алалии. Из этого сложного слова можно выделить два компонента: сенсорную алалию (нарушение восприятия речи) и моторную алалию (нарушение моторной функции артикуляционного аппарата, отвечающего за речевую сферу). Чаще всего встречается комбинированная форма данной патологии.

Чем позже вы поймете, что надо обратиться к специалисту, тем со временем станут сильнее проявления данной патологии, а шансы изменить ситуацию будут только уменьшаться.

Симптомы сенсомоторной алалии

Надо знать, что зачастую поражение структур головного мозга, отвечающих за речевую функцию, происходит еще во внутриутробном периоде.

Плохо, если у мамы были разного рода патологические состояния, которые могли привести к гипоксии плода, к родовому травматизму, к инфицированию плода и новорожденного. К ним относятся: угроза выкидыша, токсикозы, анемии, сердечно-сосудистая или легочная недостаточность, фето-плацентарная недостаточность, низкая двигательная активность, курение самой матери или ее вынужденное нахождение с курящими, гипертония, гипотония, различные соматические заболевания, частые и длительные ОРВИ, внутриутробное инфицирование плода специфическими инфекциями (цитомегалия, токсоплазмоз, листериоз, герпес и др.).

сенсомоторная алалия

Также отравление различными химикатами или передозировка лекарств могут вызвать токсическое поражение центральной нервной системы у будущего ребенка.

При рождении ребенок может испытывать различные состояния, приводящие к кислородной недостаточности или родовым травмам: отслойка плаценты, обвитие пуповины, асфиксия, быстрые или стремительные роды, а также наоборот – затяжные роды при слабости родовой деятельности. После рождения малыш может переболеть сильной желтухой (конъюгационная желтуха новорожденных), пневмонией, может долго находиться на искусственной вентиляции легких.

А в раннем возрасте, когда организм еще малыша очень хрупок, а функции еще не сформировались, его может поджидать и другая беда – менингит, энцефалит, черепно-мозговая травма.

Все эти причины при общей незрелости или недоношенности ребенка, а также при педагогической запущенности, могут оказать пагубное влияние на целостность и функции структур головного мозга.

алалия

Очень важно как можно раньше заподозрить развитие сенсомоторной алалии по следующим признакам:

  • общее нарушение координации, неловкость, плохое понимание схемы тела;
  • плохо развитая мелкая моторика;
  • недостаточное внимание, память;
  • позднее становление речевых функций (гуление, лепет, интонирование, появление первых слогов и слов);
  • грубое искажение звуков или слов при повторении;
  • бессмысленные повторения слов и звуков;
  • бессвязная собственная речь;
  • повышенная речевая активность, и при этом отмечается грубое нарушение фонематического слуха и непонимание обращенной речи.

Последние три позиции скорее относятся к сенсорной алалии.

Лечение сенсомоторной алалии у детей

Многие логопеды начинают заниматься с ребенком только с 4, а то и с 5 лет. И это просто катастрофа!

Занятия с малышом следует проводить с самого рождения. Если вы знаете, что у вас присутствовали описанные выше вредные факторы, влияющие на речевую функцию ребенка, то срочно обратитесь к специалистам, владеющим методиками занятий с детьми раннего возраста! Иначе драгоценное время будет упущено, и потом лечение алалии будет длительным и дорогостоящим.

Так, наряду с физиотерапевтическими методами, ЛФК, медикаментозным лечением, остеопатией, общим и логопедическим массажем, необходимо заниматься мелкой моторикой, развитием артикуляционного аппарата, сенсорным развитием, том числе и в специально оборудованной сенсорной комнате. При сенсомоторной алалии также рекомендован Метод «Томатис».

Ребенок должен периодически наблюдаться у специалиста по раннему развитию и получать комплекс профилактических и, если это необходимо, коррекционных мероприятий.

В нашем центре работают высокопрофессиональные специалисты: логопеды, дефектологи, нейропсихологи, владеющие методами восстановления психомоторного и речевого развития детей с самого рождения.

Если вы заботливая и ответственная мама, а не просто женщина, родившая очередного ребенка, то вы знаете, что лучше и легче предупредить, чем лечить.

1%
дошкольников подвержен алалиям. Школьники в два раза реже.

В настоящее время выделяется три основных вида патологии:

  • Моторная или экспрессивная алалия. это неспособность ребенка произносить звуки. Ребенок
    понимает все слова, может показать жестами их значение. Но произношение отсутствует.
  • Сенсорная или импрессивная алалия проявляется в том, что малыш не воспринимает постороннюю речь.
    Говорить может, не воспринимая обращенную к нему речь как бы сам по себе.
  • Сенсомоторная, смешанная алалия, обладает признаками двух вышеперечисленных в различных
    соотношениях.

При сенсомоторной алалии вся сенсомоторная область коры головного мозга поражена. Больные дети не только не
понимают, что говорят родители, но также не могут разговаривать. Такую форму патологии иногда называют
тотальной. Зачастую ребёнок с тотальной алалией не может говорить вообще. В 100% случаев болезнь
сопровождается интеллектуальным отставанием. Это заболевание лечить сложнее всего, и даже
комплексный подход иногда не гарантирует положительный прогноз.

Симптомы

Сенсомоторная алалия представляет собой несформированность речевого функционала на достаточно
глубоком уровне. При это в большинстве случаев удается диагностировать проблему еще в дошкольном
возрасте, когда удается скорректировать ее развитие и обеспечить ребенку нормальную последующую
жизнь.

Заболевание может быть системным или обширным. Другими словами нарушение касается сразу
всех компонентов речи и проявляется достаточно специфично.

Выделяются несколько признаков, которые становятся наиболее типичными для сенсомоторной
алалии:

  • Минимальный словарный запас.
  • Позднее формирование речевого функционала.
  • Нечленораздельное произношение, проблемы с произношением.
  • Проблемы слоговой структуры.

Патология имеет ярко выраженное проявление. Симптоматика проблемы представлена различными проявлениями. Среди основных можно выделить:

  • Проблемы с координацией.
  • Дефекты мелкой моторики.
  • Неловкость.
  • Проблемы с самостоятельным обслуживанием, к примеру, застегивание пуговиц или завязывание
    шнурков.
  • Нарушение внимание, реакции, памяти, концентрации.
  • Гиперактивнось или инертность и повышенная утомляемость в зависимости от ребенка, характера
    повреждения.
  • Понимание чужой речи, но не возможность выполнения самостоятельной речи.
  • Запаздывание формирования речевых навыков.
  • Невозможность повторять за другими людьми.
  • Заикание.
  • Проблемы с артикуляцией.
  • Малый запас слов.

Также можно выделить и неврологические проявления. Это может быть непонимание обращенной речи,
высокая речевая активность, но разговаривает малыш на «собственном» языке, грубые нарушения
фонематического слуха.

Причины

Сенсомоторная алалия может развиться в антенатальном, интранатальном и раннем периоде развития
ребенка до трехлетнего возраста. Соответственно, конкретные провоцирующие факторы напрямую связаны
с процессом формирования и роста детского организма в разные этапы его жизни.

В антенатальном или интранатальном периоде, болезнь может развиться на фоне таких факторов:

  • Угрозы самопроизвольного прерывания беременности(выкидыша);
  • Внутриутробного инфицирования микроорганизмами TORCH-комплекса;
  • Длительной и тяжелой гипоксии плода (такое нарушение может быть связано не только с
    акушерскими патологиями, но и с экзогенными факторами, как курение матери и т.п.);
  • Сильными токсикозами;
  • Падениями беременной женщины, сопряженными с травматизмом плода;
  • Соматическими заболеваниями будущей мамы в хронической форме (в данную категорию можно
    отнести гипотонию, гипертензию, сердечную недостаточность и прочие системные патологии постоянного типа).

Развитие осложненной, сенсомоторной алалии с аутичными чертами может возникнуть и в перинатальном
периоде, т.е. при родоразрешении. Обычно патологические процессы в данном случае связывают с
внутричерепными родовыми травмами, недоношенностью и асфиксией новорожденных.

Нарушения в коре головного мозга также часто возникают на фоне слишком скоротечных, стремительных
естественных родах, или в противоположном случае, когда женщина рожает слишком долго. Реже это
происходит при использовании инструментального акушерского пособия, включая родоразрешение
путем кесарева сечения.

Если говорить о развитии расстройства в первые годы жизни малыша, его могут спровоцировать менингиты,
энцефалиты и ЧМТ.

Лечение

Лечение проводится по нескольким направлениям.

Логопедические упражнения. Могут проводиться в индивидуальном порядке или в рамках
специальной школы. Положительные результаты достигаются лишь систематическими,
продолжительными занятиями.

Под руководством логопеда ребенок постепенно овладевает
произношением отдельных слогов и слов, распознает речь по ее звучанию. С помощью различных
картинок приобретаются навыки увязывания их с конкретными словами.

Когда достигнут
определенный прогресс, ребенок уже в состоянии назвать тот или иной предмет, изображенный на
картинке. Постепенно малыш овладевает правильными окончаниями слов, падежами и
склонениями.

Дополнительно проводятся занятия, развивающие мелкую моторику, с
использованием рисования, лепки, вырезания, конструктора.

Успех лечения во многом зависит от
домашних занятий. Упражнения, проводимые с логопедом, должны постоянно закрепляться при
непосредственном участии родителей.

Логопедический массаж. Считается эффективным дополнением к упражнениям. Он развивает
отдельные мышцы полости рта, отвечающие за правильное произношение. Процедура выполняется
вручную или с применением специального зонда. Дополнительно речевые мышцы развиваются с
помощью специфических упражнений, разработанных именно для этих целей.

Физиотерапевтические процедуры. Назначаются в виде определенных курсов, в зависимости от
состояния ребенка. Они могут дополняться водолечением, магнитотерапией, лазеротерапией и
другими процедурами.

Рефлексотерапия. Ее суть заключается в стимулировании необходимых участков мозга
электрическими импульсами. Это приводит к образованию новых нервных связей, облегчающих
обучение. Применяется в отношении детей старше 9 лет.

Медикаментозная терапия. Включает в себя применения средств, стимулирующих кровоснабжение
мозга. Дополнительно назначаются витамины В12 и В15. Большое внимание уделяется
сбалансированному рациону питания.

Прогноз

В большинстве случаев при своевременном лечении дети выздоравливают. Cо временем их речь
становится понятной, а по интеллектуальному развитию такой ребенок не будет отставать от своих
сверстников. Но в некоторых случаях из-за запущенной формы алалии врачи не могут гарантировать полного
избавления от этого недуга.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины алалии, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно пишется сенпай или семпай
  • Как правильно пишется сеновал
  • Как правильно пишется сенная
  • Как правильно пишется сенкью вери мач
  • Как правильно пишется сендвич или сэндвич