Как правильно пишется слово квиллинг

Русский[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. кви́ллинг кви́ллинги
Р. кви́ллинга кви́ллингов
Д. кви́ллингу кви́ллингам
В. кви́ллинг кви́ллинги
Тв. кви́ллингом кви́ллингами
Пр. кви́ллинге кви́ллингах

кви́ллинг

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -квиллинг-.

Произношение[править]

  • МФА: [ˈkvʲilʲɪnk]

Семантические свойства[править]

Значение[править]

  1. техника создания из бумаги разнообразных поделок: открыток, картин, украшений для интерьера ◆ В книге дано пошаговое руководство по обучению квиллингу — технике работы с бумажными полосками. Е.В. Селезнева, «Цветы и игрушки из скрученной бумаги», 2012 г.

Синонимы[править]

  1. бумагопластика, квилинг, бумагокручение

Антонимы[править]

Гиперонимы[править]

  1. рукоделие

Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от англ. quilling, далее от quill «птичье перо»

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Библиография[править]

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

Слово «квилинг»

Слово состоит из 7 букв, начинается и заканчивается на согласную, первая буква — «к», вторая буква — «в», третья буква — «и», четвёртая буква — «л», пятая буква — «и», шестая буква — «н», последняя буква — «г».

  • Написание слова наоборот
  • Написание слова в транслите
  • Написание слова шрифтом Брайля
  • Передача слова на азбуке Морзе
  • Произношение слова на дактильной азбуке
  • Остальные слова из 7 букв

Видео Квиллинг для начинающих - основные элементы | Masherisha (автор: Masherisha)07:18

Квиллинг для начинающих — основные элементы | Masherisha

Видео Квиллинг для начинающих . Цветок в технике квиллинг (автор: Eliza Veta)06:17

Квиллинг для начинающих . Цветок в технике квиллинг

Видео Квиллинг - Бумага и Инструменты | Masherisha (автор: Masherisha)08:14

Квиллинг — Бумага и Инструменты | Masherisha

Видео Как сделать цветок-ромашку - квиллинг/Quilling tutorial How to make chamomile (автор: Artfactor - рукоделие и творчество)05:58

Как сделать цветок-ромашку — квиллинг/Quilling tutorial How to make chamomile

Видео Мастер класс для начинающих Основные элементы квиллинга (автор: masteritсa the best)05:48

Мастер класс для начинающих Основные элементы квиллинга

Видео Простое украшение к Пасхе из бумаги. Квиллинг. DIY (автор: My DIY)04:27

Простое украшение к Пасхе из бумаги. Квиллинг. DIY

Написание слова «квилинг» наоборот

Как это слово пишется в обратной последовательности.

гниливк 😀

Написание слова «квилинг» в транслите

Как это слово пишется в транслитерации.

в армянской🇦🇲 կվիլինգ

в греческой🇬🇷 κυειλειγγ

в грузинской🇬🇪 კვილინგ

в еврейской🇮🇱 כבילינג

в латинской🇬🇧 kviling

Как это слово пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

xn--b1acoahip

Как это слово пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

rdbkbyu

Написание слова «квилинг» шрифтом Брайля

Как это слово пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

⠅⠺⠊⠇⠊⠝⠛

Передача слова «квилинг» на азбуке Морзе

Как это слово передаётся на морзянке.

– ⋅ – ⋅ – – ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – – ⋅

Произношение слова «квилинг» на дактильной азбуке

Как это слово произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача слова «квилинг» семафорной азбукой

Как это слово передаётся флажковой сигнализацией.

xbdädaf

Остальные слова из 7 букв

Какие ещё слова состоят из такого же количества букв.

  • аа-лава
  • ааленец
  • ааронов
  • аахенец
  • аба-ван
  • аба-вуа
  • абадзех
  • абазгия
  • абазины
  • абакост
  • абакумы
  • абандон
  • абацист
  • аббатов
  • абгаллу
  • абдалов
  • абдерит
  • абдомен
  • абдулла
  • абевега
  • абелева
  • абелево
  • абессив
  • абиетин

1

×

Здравствуйте!

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.

Разбор слова «Квиллинг»

Фонетический (звуко-буквенный), а также морфемный (по составу, по частям речи) разбор слова «Квиллинг». Транскрипция, слоги, цветовые схемы и другие справочные материалы.

Морфемный разбор слова «квиллинг»

Слоги в слове «квиллинг»

Синонимы, антонимы и гипонимы к слову «квиллинг»

Синонимы к слову «Квиллинг»:

  • бумагопластика
  • бумагокручение

Гиперонимы к слову «Квиллинг»:

  • рукоделие

А вы знаете, что означает слово «Квиллинг»?

Квиллинг (; от «птичье перо»), также известен как бумагокручение — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения, называемые также модулями.

(Википедия)

Происхождение названия

Что же такое квиллинг и почему он так называется?

Египетский цифровой квиллинг арт для сайта quilling.fun

Квиллинг, также известный как бумажная филигрань, представляет собой искусство скручивания и формирования тонких полосок бумаги в декоративные узоры (Примеры работ). Известное сегодня название техники возникло в Европе на рубеже XIV-XV веков и дословно означает «птичье перо».

Возможно, это связано с тем, что некоторые элементы квиллинга по форме похожи на перья птиц — тонкие и изящные. Хотя есть и другая версия появления названия. Согласно ей, технику стали именовать так потому, что для закручивания бумажных полос изначально использовали именно птичьи перья.

Но как бы то ни было, знание того, что название техники происходит от английского «quill» — Перо, помогает понять как правильно пишется слово «квиллинг».

История бумагокручения цифровой квиллинг арт для сайта quilling.fun

«Кстати, квиллинг – далеко не единственное название техники. Также нередко ее называют бумагокручением. Ведь ее суть – нарезание бумажных полос, их скручивание и формирование различных элементов с последующим наклеиванием на основу (либо склеиванием между собой).»

Из глубины веков

Древне египетский наездник цифровой квиллинг арт для сайта quilling.fun

Несмотря на то, что современное название техники появилось в позднем Средневековье, считается, что история возникновения квиллинга, или бумажной филиграни, началась гораздо раньше и зародилось в Древнем Египте, где им украшали свитки папируса и объемные фигурки. Для изготовления и украшений использовали цветные полоски папируса. Оттуда он распространился на другие культуры и страны. Однако, с тех времён почти не сохранилось доказательств этому. Поэтому о квиллинге стало известно больше, только из средневековья.

На пике европейской популярности

В древности люди использовали эту технику для росписи и оформления предметов из драгоценных металлов и камней. Со временем дорогостоящие материалы вытеснила более доступная, но не менее красивая бумага.

Пример оформления ларца техникой квиллинга

В средневековой Европе неоценимый вклад в развитие квиллинга внесли французские и итальянские монахи. Они срезали позолоченные края с книг, закручивали их в спирали и делали из полученных элементов «золотые» миниатюры, оформляли с их помощью иконы. Особой популярностью создание таких миниатюр пользовалось в небогатых монастырях, где не было возможности приобрести дорогие изображения и скульптуры.

Фото бумажной картины в технике квиллинга сохранившейся с XIV века.

Более широкое распространение изготовление различных аппликаций из бумажных спиралей получило лишь несколько веков спустя. В XIX веке искусство создания картин и предметов в подобной технике приобрело известность среди благородных дам. В то время бумагокручение было одним из немногих видов рукоделия, которым было не зазорно заниматься настоящим леди.

Это было время настоящего расцвета популярности квиллинга: во многих странах публиковались журналы с описанием изготовления самых разных поделок из цветных полос бумаги, в элитных учебных заведениях открывались курсы по его обучению.

Подробнее о известных разновидностях этого искусства смотрите на сайте quilling.fun в статье виды квиллинга.

Бумагокручение на Американском континенте

Цифровой квиллинг арт для сайта quilling.fun

История квиллинга в Америке восходит к колониальной эпохе, когда поселенцы использовали эту технику для украшения обложек книг, рамок для картин и других предметов домашнего обихода.

В 18-м и 19-м веках квиллинг стал популярным развлечением среди американских женщин, которые использовали его для создания замысловатых рисунков как форму досуга и самовыражения. Эти рисунки часто использовались для украшения коробок, рамок и других предметов.

Искусство бумагокручения в странах Азии

История происхождения искусства создания объемных бумажных картин тесно связана с Азией, развитие техники было бы просто невозможным без изобретения бумаги, которым мир обязан Китаю.

На сайте quilling.fun в этой статье мы расскажем как её подобрать.

Цифровой квиллинг арт для сайта quilling.fun

В Китае квиллинг имеет давнюю историю, восходящую к династии Тан (618-907 гг. н.э.), и был известен как «ткачество из бумаги» или «плетение из бумаги». Китайские мастера использовали квиллинг для украшения фонарей, ширм и других предметов декора.

В Корее квиллинг также использовался в религиозных целях, например, для создания декоративных элементов для буддийских храмов и пагод. Он также использовался для украшения традиционной корейской одежды, такой как «ханбок».

Пример работы в азиатском стиле

В Японии квиллинг был известен как «киригами» или «кирихимо» и использовался для создания красивых рисунков и узоров на бумаге. Японский квиллинг часто представлял собой сложные геометрические формы и узоры и использовался для украшения самых разных предметов, от фонарей и вееров до одежды и свитков.

В последнее время квиллинг стал популярным ремеслом в азиатских странах, и для изучения этого древнего ремесла доступно множество учебных пособий, семинаров и мероприятий.

Современный цифровой квиллинг арт для сайта quilling.fun

Новый виток популярности

В 20-м веке квиллинг потерял популярность, но в 1960-х и 1970-х годах интерес к нему возродился, когда люди начали заново открывать для себя традиционные ремесла своих предков. Сегодня ремесленники и художники во всем мире увлекаются квиллингом, и для изучения этого древнего ремесла доступно множество учебных пособий, семинаров и мероприятий. В подобной технике создают самые разные объекты – картины, открытки, альбомы, рамки для фото и даже различные украшения и небольшие предметы (цветы, шкатулки, конфетницы, бижутерию и многое другое).

В 21-м веке возникло понятие цифрового квиллинга. Цифровой квиллинг — это цифровые арт-изображения с использованием элементов, форм и узоров квиллинга, созданные в графических фоторедакторах типа фотошопа. Примеры таких работ смотрите на quilling.fun в этой статье.

Современный цифровой квиллинг арт для сайта quilling.fun

И если раньше навыки бумагокручения передавались непосредственно от учителя к ученику, то сегодня постигать технику помогают книги, различные интернет ресурсы (на пример quilling.fun), многочисленные кружки, секции и семинары.

В настоящее время поклонники квиллинга живут по всему миру, а в некоторых странах даже созданы союзы и целые сайты (такие как quilling.fun) для тех, кто всерьез увлечен этим видом искусства. Так, один из таких союзов функционирует в Англии (был создан в 1983 году). По инициативе активистов этой организации в 1992 году был организован Первый Международный фестиваль квиллинга, на котором были представлены как современные работы, так и старинные изделия, выполненные в этой технике.

В видео наглядно показана история данного рукоделия.

С каждым годом все чаще можно услышать это определение, и данный вид рукоделия привлекает все больше поклонников. Главной особенностью этого занятия является то, оно подходит для самых разных людей: от маленьких детей до взрослых и вполне серьезных мужчин и женщин. При этом создание настоящих шедевров при помощи квиллинга не требуется каких-либо сверхнавыков – достаточно фантазии, терпения и чувства прекрасного.

Интересные факты

История возникновения и развития оригинальной техники бумагокручения была бы не полной без упоминания интересных фактов, связанных с ней. Так, мало кто знает, что еще будучи принцессой нынешняя королева Англии всерьез увлекалась квиллингом. Некоторые из ее работ можно сегодня увидеть в лондонском музее Виктории и Альберта.

Цифровой квиллинг арт для сайта quilling.fun

Также в свое время бумагокручением занимались Джейн Остин, сестры Бронте и многие другие известные личности.

Стоит кратко упомянуть и о том, современные техники азиатского и европейского квиллинга достаточно сильно отличаются между собой. Причем различия касаются как метода закручивания бумажных полос, так и самих создаваемых объектов.

Цветочное панно в технике контурного квиллинга

Так, европейские мастера и любители данного вида рукоделия для скручивания элементов пользуются специальными стержнями, а из полученных «кирпичиков» выполняют лаконичные, напоминающие мозаику аппликации. В Азии же (большей частью в Корее) из бумажных спиралей создают объемные формы, каждая из которых может считаться настоящим произведением искусства. При этом полоски бумаги мастера до сих пор предпочитают скручивать вручную.

Сегодня это искусство не имеет границ, и каждый может найти для себя в нём что-то интересное.

Смотрите больше примеров работ мастеров этого замечательного искусства на quilling.fun, и пусть вам всегда сопутствует хорошее настроение!

Склонение слова квиллинг по падежам

На этой странице показано слонение слова квиллинг по падежам в единственном и множественном числе

Склонение слова квиллинг в единственном числе

Падеж Вопрос Склонение
Именительный Кто, что? квиллинга
Родительный Кого, чего? квиллинги
Дательный Кому, чему? квиллинге
Винительный Кого, что? квиллингу
Творительный Кем, чем? квиллингой
Предложный О ком, чем? квиллинге

Склонение слова квиллинг в множественном числе

Падеж Вопрос Склонение
Именительный Кто, что? квиллинги
Родительный Кого, чего? квиллинг
Дательный Кому, чему? квиллингам
Винительный Кого, что? квиллинг
Творительный Кем, чем? квиллингами
Предложный О ком, чем? квиллингах

Добавьте свои комментарии к склонению слова квиллинг

Что Такое квиллинг- Значение Слова квиллинг

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. кви́ллинг кви́ллинги
Р. кви́ллинга кви́ллингов
Д. кви́ллингу кви́ллингам
В. кви́ллинг кви́ллинги
Тв. кви́ллингом кви́ллингами
Пр. кви́ллинге кви́ллингах

кви́ллинг

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -квиллинг-.

Произношение

  • МФА: [ˈkvʲilʲɪnk]

Семантические свойства

Значение

  1. техника создания из бумаги разнообразных поделок: открыток, картин, украшений для интерьера ◆ В книге дано пошаговое руководство по обучению квиллингу — технике работы с бумажными полосками. Е.В. Селезнева, «Цветы и игрушки из скрученной бумаги», 2012 г.

Синонимы

  1. бумагопластика, квилинг, бумагокручение

Антонимы

Гиперонимы

  1. рукоделие

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от англ. quilling, далее от quill «птичье перо»

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Список переводов

Библиография

в технике Корейского квиллинга «Подсолнухи». Корейская школа бумагокручения отличается от европейской. Современные европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Восточные же мастера создают сложные произведения, больше похожие на шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное «кружево» сплетается из сотен мелких деталей. Как правило, это большие и сложные картины. В Корейской школе квиллинга не принято использовать стержни для накручивания. Все выполняется вручную. Корейские работы в технике квиллинга чаще бывают объёмными.

В Европе для скручивания полосок используют пластмассовый или металлический стержень с прорезью на конце. Некоторые и сами делают подобный инструмент, например, из стержня для шариковой ручки. В этом случае при скручивании получается деталь со слишком крупным и неровным отверстием в центре. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила, при этом кончик бумаги проскальзывает. Подобие его можно смастерить из толстой иглы и пробки. Так же можно накручивать бумагу на зубочистки.Существуют линейки с отверстиями разного диаметра, позволяющие создавать элементы точно заданного размера. Для этого скрученные спирали кладутся в отверстия линейки.Также используются пинцет , обычно берётся бутылочка с небольшим отверстием, чтобы было легче контролировать количество клея.

Самый универсальный вариант — сделать инструмент для накручивания полосок из иглы с большим и длинным ушком. Для этого надо просто клещами отрезать самый кончик ушка, чтобы получилось разветвление . Для большего удобства можно вставить получившееся устройство в обратный конец карандаша острием иголки.

Также, сейчас в некоторых магазинах для творчества возможно купить специальное приспособление для накручивания полосок .

Для бумагокручения используется бумага различной плотности (от 116 до 160 г/м²), окрашенная в объёме, чтобы обе стороны и срез выглядели одинаково, хотя иногда срезу специально придают другой цвет. Наборы готовых нарезанных полосок бумаги для бумагокручения можно купить в специализированных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно нарезать полоски самостоятельно: ширина полосок для квиллинга обычно составляет 1—15 миллиметров, длина от 15 до 60 сантиметров. Часто в ходе работы полоски для бумагокручения разрезают на части, если требуется короткий отрезок, или склеивают вместе, если того требует размер детали. Иногда мастера соединяют полоски разных цветов для создания разноцветных спиралей.

Специальные полоски для бумагокручения могут быть самых разных цветов и оттенков: белые, чёрные, цветные, блестящие, перламутровые, с постепенно изменяющимся по длине цветом, с двойным тонированием , машинки для нарезания полосок из листа бумаги.

Несколько работ выполненных в разных техниках квиллинга:

Происхождение названия

Что же такое квиллинг и почему он так называется?

Согласно определению — это искусство создания аппликаций из скрученных в спиральки бумажных полос. Известное сегодня название техники возникло в Европе на рубеже XIV-XV веков и дословно означает «птичье перо».

Возможно, это связано с тем, что некоторые элементы квиллинга по форме похожи на перья птиц. Хотя есть и другая версия появления названия. Согласно ей, технику стали именовать так потому, что для закручивания бумажных полос изначально использовали именно птичьи перья.

Но как бы то ни было, знание того, что название техники происходит от английского «quill», помогает понять как правильно пишется слово «квиллинг».

«Кстати, квиллинг – далеко не единственное название техники. Также нередко ее называют бумагокручением. Ведь ее суть – нарезание бумажных полос, их скручивание и формирование различных элементов с последующим наклеиванием на основу (либо склеиванием между собой).»

Из глубины веков

Несмотря на то, что современное название техники появилось в позднем Средневековье, многие считают, что история возникновения квиллинга началась гораздо раньше – в Древнем Египте. Там для изготовления объемных фигурок и украшений использовали полоски папируса. Однако, с тех времён почти не сохранилось доказательств этому. Поэтому о квиллинге стало известно больше, только из средневековья.

На пике европейской популярности

В средневековой Европе неоценимый вклад в развитие квиллинга внесли французские и итальянские монахи. Они срезали позолоченные края с книг, закручивали их в спирали и делали из полученных элементов «золотые» миниатюры, оформляли с их помощью иконы. Особой популярностью создание таких миниатюр пользовалось в небогатых монастырях, где не было возможности приобрести дорогие изображения и скульптуры.

Более широкое распространение изготовление различных аппликаций из бумажных спиралей получило лишь несколько веков спустя. В XIX веке искусство создания картин и предметов в подобной технике приобрело известность среди благородных дам. В то время бумагокручение было одним из немногих видов рукоделия, которым было не зазорно заниматься настоящим леди.

Это было время настоящего расцвета популярности квиллинга: во многих странах публиковались журналы с описанием изготовления самых разных поделок из цветных полос бумаги, в элитных учебных заведениях открывались курсы по его обучению.

Бумагокручение на Американском континенте

В Америку искусство квиллинга пришло из Европы вместе с колонизаторами. Наивысшая же популярность техники скручивания бумажных полос, как и в Старом Свете, пришлась здесь на XIX век. В этот период ее стали использовать краснодеревщики для украшения всевозможных коробочек и шкатулок.

Искусство бумагокручения в странах Азии

История происхождения искусства создания объемных бумажных картин тесно связана с Европой, но развитие техники было бы просто невозможным без изобретения бумаги, которым мир обязан Китаю. Также большой вклад в ее совершенствование внесли корейские мастера, которые довели технику до совершенства, научившись создавать произведения повышенной сложности.

Новый виток популярности

Как говорят, все новое – это хорошо забытое старое. В XX веке квиллинг был почти забыт и лишь к концу прошлого столетия интерес к нему начал возрождаться. В настоящее время в подобной технике создают самые разные объекты – картины, открытки, альбомы, рамки для фото и даже различные украшения и небольшие предметы (цветы, шкатулки, конфетницы и многое другое).

И если раньше навыки бумагокручения передавались непосредственно от учителя к ученику, то сегодня постигать технику помогают книги, различные интернет ресурсы, многочисленные кружки и секции.

В настоящее время поклонники квиллинга живут по всему миру, а в некоторых странах даже созданы союзы для тех, кто всерьез увлечен этим видом искусства. Так, один из таких союзов функционирует в Англии (был создан в 1983 году). По инициативе активистов этой организации в 1992 году был организован Первый Международный фестиваль квиллинга, на котором были представлены как современные работы, так и старинные изделия, выполненные в этой технике.

В видео наглядно показана история данного рукоделия.

С каждым годом все чаще можно услышать это определение, и данный вид рукоделия привлекает все больше поклонников. Главной особенностью этого занятия является то, оно подходит для самых разных людей: от маленьких детей до взрослых и вполне серьезных мужчин и женщин. При этом создание настоящих шедевров при помощи квиллинга не требуется каких-либо сверхнавыков – достаточно фантазии, терпения и чувства прекрасного.

Интересные факты

История возникновения и развития оригинальной техники бумагокручения была бы не полной без упоминания интересных фактов, связанных с ней. Так, мало кто знает, что еще будучи принцессой нынешняя королева Англии всерьез увлекалась квиллингом. Некоторые из ее работ можно сегодня увидеть в лондонском музее Виктории и Альберта.

Также в свое время бумагокручением занимались Джейн Остин, сестры Бронте и многие другие известные личности.

Стоит кратко упомянуть и о том, современные техники азиатского и европейского квиллинга достаточно сильно отличаются между собой. Причем различия касаются как метода закручивания бумажных полос, так и самих создаваемых объектов.

Так, европейские мастера и любители данного вида рукоделия для скручивания элементов пользуются специальными стержнями, а из полученных «кирпичиков» выполняют лаконичные, напоминающие мозаику аппликации. В Азии же (большей частью в Корее) из бумажных спиралей создают объемные формы, каждая из которых может считаться настоящим произведением искусства. При этом полоски бумаги мастера предпочитают скручивать вручную.

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Алфавит русского языка:

Аа «а» Бб «бэ» Вв «вэ» Гг «гэ»
Дд «дэ» Ее «е» Ёё «йо» Жж «жэ»
Зз «зэ» Ии «и» Йй «й» Кк «ка»
Лл «эл» Мм «эм» Нн «эн» Оо «о»
Пп «пэ» Рр «эр» Сс «эс» Тт «тэ»
Уу «у» Фф «эф» Хх «ха» Цц «цэ»
Чч «чэ» Шш «ша» Щщ «ща» ъ «т.з.»
Ыы «ы» ь «м.з.» Ээ «э» Юю «йу»
Яя «йа»

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный ->  [ч’о́рный’]
  • яблоко  ->  [йа́блака]
  • якорь    ->  [йа́кар’]
  • ёлка      ->  [йо́лка]
  • солнце ->  [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я  [й]   — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный    [и]   — гласн., безударныйв  [в]   — согл., парный твердый, парный зв.л  [л’]  — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе  [э′]   — гласн., ударныйн  [н’]   — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и  [и]   — гласн., безударный  [й]   — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный    [э]   — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: кукуруза, дощечку, учусь, улов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у]. Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’у´сл’и], ключ [кл’у´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [ко´т’ик], колокольчик [калако´л’ч’ык], молоко [малако´], восемь [во´с’им’], поисковая [паиско´вайа], говор [го´вар], осень [о´с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’о], патио [па’тио], радио [ра’дио], боа [боа’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но.
Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой«ё» – [о]: тёрн [т’о´рн], костёр [кас’т’о´р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа до‘ма].
  • Новые дома [но’выэ дама’].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [го‘ры] — [гара’];
  • он — онлайн = [о‘н] — [анла’йн]
  • свидетельница = [св’ид’э‘т’ил’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе-ре-ди [фп’ир’ид’и´];
  • е-сте-стве-нно [йис’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ста-ч’ка];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

  • чашечка;
  • богиня;
  • с песнями;
  • перемена.

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • — ёжиться [йо´жыц:а], ёлочный [йо´лач’ный], ёжик [йо´жык], ёмкость [йо´мкаст’];
    • — ювелир [йув’ил’и´р], юла [йула´], юбка [йу´пка], Юпитер [йуп’и´т’ир], юркость [йу´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • — ель [йэ´л’], езжу [йэ´ж:у], егерь [йэ´г’ир’], евнух [йэ´внух];
    • — яхта [йа´хта], якорь [йа´кар’], яки [йа´ки], яблоко [йа´блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • — приёмник [пр’ийо´мн’ик], поёт [пайо´т], клюёт [кл’уйо´т];
    • аюрведа [айур’в’э´да], поют [пайу´т], тают [та´йут], каюта [кайу´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а«Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [адйу‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’йу´], деревья [д’ир’э´в’йа], друзья [друз’йа´], братья [бра´т’йа], обезьяна [аб’из’йа´на], вьюга [в’йу´га], семья [с’эм’йа´]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [йид’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [йинва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [йэврап’ио´иднайа], Евгений [йэ]вге´ний, европеец [йэврап’э´йиц], епархия [йэ]па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [свайивр’э´м’ина], поезда [пайизда´], поедим [пайид’и´м], наезжать [найиж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´йиц], учащиеся [уч’а´щ’ийис’а], предложениями [пр’идлажэ´н’ийим’и], суета [суйита´],
    • лаять [ла´йит’], маятник [ма´йитн’ик], заяц [за´йиц], пояс [по´йис], заявить [зайив’и´т’], проявлю [прайив’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’йин’и´т], изъявить [изйив’и´т’], объявление [абйи вл’э´н’ийэ], съедобный [сйидо´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа´рмарка], но яйцо [йийцо´].

Важно:

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’йи´], на курьих ножках [на ку´р’йи’х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи], нет семьи [с’им’йи´], судьи [су´д’йи], ничьи [н’ич’йи´], ручьи [руч’йи´], лисьи [ли´с’йи]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О], хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильон [пав’ил’о´н], аналогично: почтальон, шампиньон, шиньон, компаньон, медальон, батальон, гильотина, карманьола, миньон и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё — [о],
    • е — [э],
    • ю — [у].

    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [жо´лтый], шёлк [шо´лк], целый [цэ´лый], рецепт [р’ицэ´пт], жемчуг [жэ´мч’ук], шесть [шэ´ст’], шершень [шэ´ршэн’], парашют [парашу´т];

  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’]. Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’о´фка], лёгкий [л’о´хк’ий], опёнок [ап’о´нак], актёр [акт’о´р], ребёнок [р’иб’о´нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’э´н’], зеркало [з’э´ркала], умнее [умн’э´йэ], конвейер [канв’э´йир];
    • я – [а]: котята [кат’а´та], мягко [м’а´хка], клятва [кл’а´тва], взял [вз’а´л], тюфяк [т’у ф’а´к], лебяжий [л’иб’а´жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’у´ф], людям [л’у´д’ам ], шлюз [шл’у´с], тюль [т’у´л’], костюм [кас’т’у´м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [атэ´л’], бретелька [бр’итэ´л’ка], тест [тэ´ст], теннис [тэ´н:ис], кафе [кафэ´], пюре [п’урэ´], амбре [амбрэ´], дельта [дэ´л’та], тендер [тэ´ндэр], шедевр [шэдэ´вр], планшет [планшэ´т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — зерно [з’ирно´], земля [з’имл’а´], весёлый [в’ис’о´лый], звенит [з’в’ин’и´т], лесной [л’исно´й], метелица [м’ит’е´л’ица], перо [п’иро´], принесла [пр’ин’исла´], вязать [в’иза´т’], лягать [л’ига´т’], пятёрка [п’ит’о´рка]

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: банан — белка,
    • [в] — [в’]: высота — вьюн,
    • [г] — [г’]: город — герцог,
    • [д] — [д’]: дача — дельфин,
    • [з] — [з’]: звон — зефир,
    • [к] — [к’]: конфета — кенгуру,
    • [л] — [л’]: лодка — люкс,
    • [м] — [м’]: магия — мечты,
    • [н] — [н’]: новый — нектар,
    • [п] — [п’]: пальма— пёсик,
    • [р] — [р’]: ромашка — ряд,
    • [с] — [с’]: сувенир — сюрприз,
    • [т] — [т’]: тучка — тюльпан,
    • [ф] — [ф’]: флаг — февраль,
    • [х] — [х’]: хорек — хищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые (жизнь, цикл, мышь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (дочка, чаще, твоей).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим, а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: лев, рай, ноль.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): завод, блюдо, жизнь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: стопка, фишка, костюм, цирк, зашить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ш], снег [с’н’э´к], огород [агаро´т], клуб [клу´п];
  • перед глухими согласными: незабудка [н’изабу´тка], обхватить [апхват’и´т’], вторник [фто´рн’ик], трубка [трупка].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: взбитыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого.
Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бесшумный [б’иш:у´мный].
При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэн’з’ийа], рецензия [р’ицеэн’з’ийа], пенсия [пэн’с’ийа], ве[н’з’]ель, лице́[н’з’]ия, ка[н’д’]идат, ба[н’д’]ит, и[н’д’]ивид, бло[н’д’]ин, стипе[н’д’]ия, ба[н’т’]ик, ви[н’т’]ик, зо[н’т’]ик, ве[н’т’]илъ, а[н’т’]ичный, ко[н’т’]екст, ремо[н’т’]ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стаканчик [стака′н’ч’ик], сменщик [см’э′н’щ’ик], пончик [по′н’ч’ик], каменщик [кам’э′н’щ’ик], бульварщина [бул’ва′р’щ’ина], борщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: стенка [с’т’э′нка], жизнь [жыз’н’], здесь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: приезжий [пр’ийэ´жжий], восшествие [вашшэ´ств’ийэ], изжелта [и´жжэлта], сжалиться [жжа´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж», произносятся как двойной твердый согласный [ж:], а «сш» – «зш» — как [ш:]: сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж», «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:]: езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч», «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:]: счет [щ’:о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч», «зч» транскрибируется как [щ’ч’]: без числа [б’эщ’ ч’исла´], с чем-то [щ’ч’э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч», «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:]: лётчик [л’о´ч’:ик], молодчик [мало´ч’:ик], отчёт [ач’:о´т].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:]: счастье [щ’:а´с’т’йэ], песчаник [п’ищ’:а´н’ик], разносчик [разно´щ’:ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:]: резчик [р’э´щ’:ик], грузчик [гру´щ’:ик], рассказчик [раска´щ’:ик];
  • жч → [щ’:]: перебежчик [п’ир’ибе´ щ’:ик], мужчина [мущ’:и´на];
  • шч → [щ’:]: веснушчатый [в’исну′щ’:итый];
  • стч → [щ’:]: жёстче [жо´щ’:э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:]: объездчик [абйэ´щ’:ик], бороздчатый [баро´щ’:итый];
  • сщ → [щ’:]: расщепить [ращ’:ип’и′т’], расщедрился [ращ’:э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’]: отщепить [ач’щ’ип’и′т’], отщёлкивать [ач’щ’о´лк’иват’], тщетно [ч’щ’этна], тщательно [ч’щ’ат’эл’на];
  • тч → [ч’:]: отчет [ач’:о′т], отчизна [ач’:и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ч’:и′тый];
  • дч → [ч’:]: подчёркивать [пач’:о′рк’иват’], падчерица [пач’:ир’ица];
  • сж → [ж:]: сжать [ж:а´т’];
  • зж → [ж:]: изжить [иж:ы´т’], розжиг [ро´ж:ык], уезжать [уйиж:а´т’];
  • сш → [ш:]: принёсший [пр’ин’о′ш:ый], расшитый [раш:ы´тый];
  • зш → [ш:]: низший [н’иш:ы′й]
  • чт → [шт], в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт]: чтобы [што′бы], не за что [н’э′ зашта], что-нибудь [што н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’ич’та´т’ил’], почта [по´ч’та], предпочтение [пр’итпач’т’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´шна′], скучно [ску´шна′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´зач’ный], дачный [да´ч’ный], земляничный [з’им’л’ин’и´ч’ный], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн]: местный [м’э´сный], тростник [трас’н’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов лестница, честный, известный, радостный, грустный, участник, вестник, ненастный, яростный и прочих;
    • стл → [сл]: счастливый [щ’:асл’и´вый’], счастливчик, совестливый, хвастливый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск]: гигантский [г’ига´нск’ий], агентский, президентский;
    • стьс → [с:]: шестьсот [шэс:о´т], взъесться [взйэ´с:а], клясться [кл’а´с:а];
    • стс → [с:]: туристский [тур’и´с:к’ий], максималистский [макс’имал’и´с:к’ий], расистский [рас’и´с:к’ий], бестселлер, пропагандистский, экспрессионистский, индуистский, карьеристский;
    • нтг → [нг]: рентген [р’энг’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыбаться [улыба´ц:а], мыться [мы´ц:а], смотрится, сгодится, поклониться, бриться, годится;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: детский [д’э´цк’ий], братский [бра´цкий];
    • тс → [ц:] / [цс]: спортсмен [спарц:м’э´н], отсылать [ацсыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: братца [бра´ц:а], отцепить [ац:ып’и´т’], к отцу [к ац:у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн]: поздний [по´з’н’ий], звёздный [з’в’о´зный], праздник [пра′з’н’ик], безвозмездный [б’извазм’э′зный];
    • ндш → [нш]: мундштук [муншту´к], ландшафт [ланша´фт];
    • ндск → [нск]: голландский [гала´нск’ий], таиландский [таила´нск’ий], нормандский [нарма´нск’ий];
    • здц → [сц]: под уздцы [пад усцы´];
    • ндц → [нц]: голландцы [гала´нцы];
    • рдц → [рц]: сердце [с’э´рцэ], сердцевина [с’ирцыв’и´на];
    • рдч → [рч’]: сердчишко [с’эрч’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: подцепить [пац:ып’и´т’], двадцать [два´ц:ыт’];
    • дс → [ц]: заводской [завацко´й], родство [рацтво´], средство [ср’э´цтва], Кисловодск [к’иславо´цк];
  • «Л» — в сочетаниях:
    • лнц → [нц]: солнце [со´нцэ], солнцестояние;
  • «В» — в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здравствуйте [здра´ствуйт’э], чувство [ч’у´ства], чувственность [ч’у´ств’инас’т’], баловство [баластво´], девственный [д’э´ств’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

Использованная литература:

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно пишется слово качан
  • Как правильно пишется слово квест
  • Как правильно пишется слово качал
  • Как правильно пишется слово кверху
  • Как правильно пишется слово качается