Как правильно пишется слово новомученик

Смотреть что такое НОВОМУЧЕНИК в других словарях:

НОВОМУЧЕНИК

1) Орфографическая запись слова: новомученик2) Ударение в слове: новом`ученик3) Деление слова на слоги (перенос слова): новомученик4) Фонетическая тран… смотреть

НОВОМУЧЕНИК

Онко Оним Омон Омич Окоем Око Окно Овин Овен Ночник Ноумен Ноу Нонч Ном Нок Новомученик Ново Новичок Новик Ничком Ничевок Никон Неуч Неумно Неук Неон Неоком Немчин Немо Мучник Мученик Моно Моки Мио Мик Мечников Мечник Меч Кучно Кучево Кун Кум Коч Конон Конев Кон Комов Комично Коми Ком Кич Кино Кимоно Ким Киев Кен Кевин Ионон Ион Иомен Иов Инок Онуч Инко Инк Имечко Оон Оун Оченно Очин Очки Очко Очник Уик Умник Умно Емко Екимов Вон Умок Уник Унион Воин Ученик Чинк Внучок Чинно Чон Внук Вне Вич Вино Вечно Венчик Вено Веник Веко Век Чум Вие Внучкин Внучонок Военком Чин Чек… смотреть

НОВОМУЧЕНИК

Начальная форма — Новомученик, единственное число, именительный падеж, мужской род, одушевленное

wordsonline.ru

Слова русского языка,
поиск и разбор слов онлайн

новомученик

Правильно слово пишется: новому́ченик

Ударение падает на 3-й слог с буквой у.
Всего в слове 11 букв, 5 гласных, 6 согласных, 5 слогов.
Гласные: о, о, у, е, и;
Согласные: н, в, м, ч, н, к.

Номера букв в слове

Номера букв в слове «новомученик» в прямом и обратном порядке:

  • 11
    н
    1
  • 10
    о
    2
  • 9
    в
    3
  • 8
    о
    4
  • 7
    м
    5
  • 6
    у
    6
  • 5
    ч
    7
  • 4
    е
    8
  • 3
    н
    9
  • 2
    и
    10
  • 1
    к
    11

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография

Русский[править]

В Викиданных есть лексема новомученик (L134757).

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. новому́ченик новому́ченики
Р. новому́ченика новому́чеников
Д. новому́ченику новому́ченикам
В. новому́ченика новому́чеников
Тв. новому́чеником новому́чениками
Пр. новому́ченике новому́чениках

новому́ченик

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: .

Произношение[править]

  • МФА: [nəvɐˈmut͡ɕɪnʲɪk]

Семантические свойства[править]

Значение[править]

  1. религ. христианин, принявший мученическую кончину за исповедание веры в Христа в сравнительно недавнее время (например, в период послереволюционных гонений на церковь в СССР) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы[править]

Антонимы[править]

Гиперонимы[править]

  1. христианин, мученик

Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Библиография[править]

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

новомученик

новомученик

новом’ученик, -а

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: «Азбуковник».
.
1999.

Смотреть что такое «новомученик» в других словарях:

  • новомученик — новому/ченик, а …   Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • новомученик — а; м. Церк. Канонизированный русской православной церковью святой, претерпевший мучения за веру в двадцатом веке …   Энциклопедический словарь

  • новомученик — а; м.; церк. Канонизированный русской православной церковью святой, претерпевший мучения за веру в двадцатом веке …   Словарь многих выражений

  • Святой Георгий — Святой Георгий: Содержание 1 Персоналии 2 Названия …   Википедия

  • Святой Георгий (значения) — Святой Георгий: Содержание 1 Персоналии 2 Названия …   Википедия

  • Вася — Василий греческое Пол: муж. Толкование имени: царственный Отчество: Васильевич Васильевна Уменьш. формы: Василёк, Василько, Вася На других языках: англ. Vasily …   Википедия

  • Новицкий, Юрий Петрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Новицкий. Юрий Петрович Новицкий …   Википедия

  • Киприан — (лат. Cyprianus в значении «киприот», «уроженец Кипра», от др. греч. κύπριος и латинского суффикса IANVS) мужское имя латинского происходения, церковная форма имени Куприян[1]. Содержание …   Википедия

  • Цветков — русская и (Цветков ) болгарская фамилия. В семинарском варианте переводилась на латынь как Флоренский, Флоридов, Флоринский. Цветков, Александр: Цветков, Александр Кристев (1914 1990) болгарский шахматист. Цветков, Александр Александрович (1840… …   Википедия

  • Василий Павлович Шеин — Архимандрит Сергий Имя при рождении: Василий Павлович Шеин Род деятельности: священнослужитель, депутат Государственной думы, новомученик Дата рождения: 30 декабря 1870(18701230) …   Википедия

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

новомученик

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

НОВОМУ́ЧЕНИК -а; м. Церк. Канонизированный русской православной церковью святой, претерпевший мучения за веру в двадцатом веке.

СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

новомученики

ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ

НОВОМУ́ЧЕНИКИ — общее название правосл. духовенства и мирян, репрессированных в годы сов. власти. Первым Н. считается протоиерей Иоанн Кочуров, расстрелянный 31 окт. 1917 в Царском Селе. 25 янв. 1918 в Киеве был убит митр. Киевский Владимир (Богоявленский). День его кончины (или первое воскресенье после него) отмечается как день памяти (собор) Н. Большое число правосл. духовенства и мирян погибло в результате протестов против Декрета об отделении Церкви от гос-ва и во время гражд. войны. В 1922 началась кампания «по изъятию церк. ценностей», приведшая к ряду суд. процессов (Москва, Петроград, Шуя и др.), закончившихся репрессиями против духовенства и мирян. Впоследствии пики репрессий наблюдались в 1929, в связи с коллективизацией, при массовом закрытии церквей в сер. 1930-х гг. Во время «большого террора» была уничтожена большая часть духовенства. Общее число Н. — неск. десятков тыс. чел. Рус. Заруб. Церковь причислила Н. к лику святых. За посл. годы Рус. Правосл. Церковь канонизировала прот. Иоанна Кочурова (1994), митр. Владимира и Вениамина (1992), вел. кн. Елизавету Федоровну (1992), митр. Петра, Серафима (1997) и др. Нек-рым Н. установлено местное почитание.

Лит.: Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви 20 столетия. Кн. 1-2. Тверь, 1992-1996.

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Новомученики

НОВОМУ́ЧЕНИКИ — общее название правосл. духовенства и мирян, репрессированных в годы сов. власти. Первым Н. считается протоиерей Иоанн Кочуров, расстрелянный 31 окт. 1917 в Царском Селе. 25 янв. 1918 в Киеве был убит митр. Киевский Владимир (Богоявленский). День его кончины (или первое воскресенье после него) отмечается как день памяти (собор) Н. Большое число правосл. духовенства и мирян погибло в результате протестов против Декрета об отделении Церкви от гос-ва и во время гражд. войны. В 1922 началась кампания «по изъятию церк. ценностей», приведшая к ряду суд. процессов (Москва, Петроград, Шуя и др.), закончившихся репрессиями против духовенства и мирян. Впоследствии пики репрессий наблюдались в 1929, в связи с коллективизацией, при массовом закрытии церквей в сер. 1930-х гг. Во время «большого террора» была уничтожена большая часть духовенства. Общее число Н. — неск. десятков тыс. чел. Рус. Заруб. Церковь причислила Н. к лику святых. За посл. годы Рус. Правосл. Церковь канонизировала прот. Иоанна Кочурова (1994), митр. Владимира и Вениамина (1992), вел. кн. Елизавету Федоровну (1992), митр. Петра, Серафима (1997) и др. Нек-рым Н. установлено местное почитание.

Лит.: Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви 20 столетия. Кн. 1—2. Тверь, 1992—1996.

Смотреть что такое «Новомученики» в других словарях:

Новомученики — христианские святые, принявшие мученическую кончину в относительно недавнее время от рук представителей иных религий или современных атеистических режимов. Называются так в отличие от мучеников, которые были умерщвлены в ходе гонений на христиан… … Википедия

Новомученики Российские — Собор святых новомучеников и исповедников российских российские святые, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; название праздника в их честь. Включает в себя Собор новомучеников … Википедия

Новомученики и Исповедники Российские — Собор святых новомучеников и исповедников российских российские святые, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; название праздника в их честь. Включает в себя Собор новомучеников … Википедия

Новомученики и исповедники российские — Собор святых новомучеников и исповедников российских российские святые, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; название праздника в их честь. Включает в себя Собор новомучеников … Википедия

Новомученики и исповедники российские московской епархии — Данная статья содержит в себе полный список новомучеников и исповедников российских московской епархии группы московских христиан святых, принявших мученическую кончину за Христа и/или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917… … Википедия

База данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века» — База данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века» крупнейший информационный ресурс по истории гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке. Содержит информацию как о канонизированных Русской Православной… … Википедия

Китайские новомученики — См. также: Список 222 православных китайских мучеников Китайские новомученики … Википедия

Католические новомученики России — Католические новомученики России программа Католической церкви в России, утверждённая Конференцией католических епископов Российской Федерации 30 января 2002. Задача программы работа над подготовкой к прославлению российских… … Википедия

Католические новомученики России — 30 января 2002 года Конференция католических епископов России утвердила программу «Католические новомученики России», в рамках которой проходят исследования жизни, деятельности и кончины Слуг Божьих кандидатов на причисление к лику блаженных… … Католическая энциклопедия

Источник

Как правильно пишется слово «новомученик»

Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: мотивированность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «новомученик&raquo

Предложения со словом «новомученик&raquo

Сочетаемость слова «новомученик&raquo

Значение слова «новомученик&raquo

1. религ. христианин, принявший мученическую кончину за исповедание веры в Христа в сравнительно недавнее время (например, в период послереволюционных гонений на церковь в СССР) (Викисловарь)

Отправить комментарий

Значение слова «новомученик&raquo

1. религ. христианин, принявший мученическую кончину за исповедание веры в Христа в сравнительно недавнее время (например, в период послереволюционных гонений на церковь в СССР)

Предложения со словом «новомученик&raquo

Миновал XX век с кровавым безбожным коммунизмом, и на пороге нового столетия, в 2000 году, наш календарь пополнился множеством святых новомучеников и исповедников.

Теперь он прославлен в лике новомучеников и молится за всех своих духовных чад.

Так после канонизации новомучеников их приятели, знакомые и полузнакомые подчас восклицали: да какой он святой, я с ним кофе пил!

Источник

Новомученик

Новому́ченик – хри­сти­а­нин, при­няв­ший муче­ни­че­скую кон­чину за испо­ве­да­ние веры во Христа в срав­ни­тельно недав­нее время. Так Цер­ковь име­нует всех постра­дав­ших за веру в период после­ре­во­лю­ци­он­ных гоне­ний.

Обще­цер­ков­ное празд­но­ва­ние памяти Собора ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Рос­сий­ских совер­ша­ется 7 фев­раля нового стиля, если этот день сов­па­дет с вос­крес­ным днем, а если не сов­па­дет – то в бли­жай­шее вос­кре­се­нье после 7 фев­раля.

При­чис­ле­ние к лику ново­му­че­ни­ков не озна­чает кано­ни­за­ции лите­ра­тур­ного, эпи­сто­ляр­ного или дру­гого их насле­дия. Кано­ни­за­ция ново­му­че­ника не значит, что все, что чело­век напи­сал в своей жизни, – это тво­ре­ние свя­того отца. Это кано­ни­за­ция не за жиз­нен­ный подвиг, а за подвиг в смерти, подвиг, кото­рый венчал жизнь чело­века.

Конечно же, и к пре­по­доб­ным Сергию и Сера­фиму и другим угод­ни­кам Божиим мы будем всегда при­бе­гать и полу­чать от них про­си­мое. Но ведь никто из нас совер­шить такие подвиги, как пре­по­доб­ный Сера­фим, не может. И как бы мы с вами ни моли­лись и ни пыта­лись тысячу ночей про­сто­ять на камне, в лучшем случае мы попа­даем в сума­сшед­ший дом – если нас вовремя кто-нибудь не оста­но­вит. Потому что у нас нет тех даро­ва­ний.
Но вот ново­му­че­ники были такими же людьми, как и мы!
Мне иногда гово­рят: «Ну, чего такого, ну, служил батя у себя на при­ходе, ну, совер­шал там какие-то требы, кади­лом, пони­ма­ете, махал себе, ну, дети у него какие-то были, вос­пи­ты­вал их, еще неиз­вестно, как – хорошо он вос­пи­ты­вал их или нет! Что он такого совер­шил-то?! Почему он вдруг святой, и мы ему должны молиться и покло­няться?! Всех рас­стре­ли­вает – и его рас­стре­ляли! Где тут свя­тость-то?» Да в том-то все и дело, что он был, как все. Но многие-то взяли и побе­жали, или, наобо­рот, участ­во­вали во всем этом без­за­ко­нии. А этот свя­щен­ник из заху­да­лого села пони­мал, что его долг – ходить в храм и молиться, хотя и знал, что ему за это будет. И он служил, пони­мая, что в любую минуту за ним придут.
cвя­щен­ник Кирилл Каледа

О ново­му­че­ни­ках

Цер­ковь, по слову свя­ти­те­лей, стоит на крови муче­ни­ков, и это не только в пере­нос­ном смысле, а и в прямом, бук­валь­ном смысле. Боже­ствен­ная Литур­гия совер­ша­ется на анти­минсе, в кото­рый по уста­но­вив­шейся древ­ней тра­ди­ции заши­вают мощи именно муче­ни­ков. Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь, несмотря на то, что она по зани­ма­е­мому про­стран­ству и коли­че­ству членов больше всех осталь­ных Помест­ных Церк­вей вместе взятых, хотя и срав­ни­тельно моло­дая, на про­тя­же­нии своей исто­рии заим­ство­вала мощи для анти­мин­сов.

Но после кано­ни­за­ции 2000 года у нас появи­лось столько мощей муче­ни­ков для совер­ше­ния Литур­гии, что хватит на все пре­столы вплоть до Вто­рого При­ше­ствия Хри­стова. В 20‑м веке в России про­си­яло в несколько раз больше святых, чем за преды­ду­щие 900 лет суще­ство­ва­ния Рус­ской Церкви.

Однако, ожи­да­е­мого почи­та­ния Ново­му­че­ни­ков в нашей Церкви не про­изо­шло. Мы живем в другую эпоху, кото­рая, хотя и неда­лека от той по вре­мени, но бес­ко­нечно далека по содер­жа­нию окру­жа­ю­щей нас жизни. И потому почи­та­ние Ново­му­че­ни­ков может состо­яться, как и вообще почи­та­ние святых, только через наро­чи­тое изу­че­ние их подвига. Мы плохо осо­знаем зна­че­ние подвига муче­ни­ков и тем самым не являем в себе такой хри­сти­ан­ской доб­ро­де­тели, как бла­го­дар­ность. Мы слепы в том смысле, что не видим опас­но­сти своего суще­ство­ва­ния в насто­я­щем вре­мени.

По слову Симеона Нового Бого­слова, «не жела­ю­щий с любо­вью через сми­рен­но­муд­рие достичь еди­не­ния с послед­ними из святых, нико­гда не соеди­нится с преж­ними и пред­ше­ству­ю­щими свя­тыми». Ведь если чело­век не узнает и не при­ни­мает свя­тость столь близ­кую к нему, как он может постичь свя­тость далеко от него отсто­я­щую. Наши Ново­му­че­ники, может быть, есть един­ствен­ное без­ого­во­роч­ное наше сози­да­ю­щее досто­я­ние, может быть, и един­ствен­ные послед­него вре­мени наши молит­вен­ники и попе­чи­тели. Пре­да­вая забве­нию их подвиг, мы про­из­вольно лиша­емся их помощи и под­держки.

Муче­ник в поня­тии Церкви и в пере­воде значит “сви­де­тель”, то есть это чело­век, кото­рый жизнью своей, про­ли­той кровью сви­де­тель­ствует об истине хри­сти­ан­ской веры. К концу не ариф­ме­ти­че­ских, а про­тя­жен­ных, конечно, времен, в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, в России насту­пил период такой же кро­ва­вый, такой же жесто­кий, такой же откро­венно демо­ни­че­ский, как и в начале хри­сти­ан­ства и про­по­веди апо­сто­лов, и кото­рый про­дол­жался несколько деся­ти­ле­тий и явил – Церкви небес­ной сна­чала – может быть тысячи муче­ни­ков, кото­рые пред­стоят Пре­столу Божию и явил и в земной Церкви, воин­ству­ю­щей, после того, как Ново­му­че­ники были про­слав­лены Собо­ром 2000 года. Ново­му­че­ники — не в том смысле, что их подвиг каче­ственно или как-то по-дру­гому отли­ча­ется от подвига муче­ни­ков первых времен хри­сти­ан­ства, а новые в том смысле, что для нас они новые, они – наши совре­мен­ники, они наши, в каком-то смысле, даже срод­ники – потому что у многих это были дедушки – если у кого были свя­щен­ники или миряне, кото­рые постра­дали.

Время суда, кото­рое насту­пило в 20 веке – для России во всяком случае – в каком-то виде – это время пред­ва­ри­тель­ного суда для тех кон­крет­ных людей, кото­рые тогда жили, — Вер­хов­ного суда. Гос­подь попу­стил слу­чив­ше­муся – злу вторг­нуться – с тем, чтоб вот эти край­ние обсто­я­тель­ства под­толк­нули людей к окон­ча­тель­ному выбору, кото­рый, может быть, был бы иным при более бла­го­при­ят­ных усло­виях. Но тогда – во время гоне­ний – при­шлось выби­рать уже точно между Хри­стом и неве­рием во всяком случае, между добром абсо­лют­ным и злом также абсо­лют­ным.

Глядя на исто­рию России, осо­бенно этого послед­него вре­мени гоне­ний, и срав­ни­вая её с совре­мен­ной сла­бо­стью и каким-то совре­мен­ным мало­ду­шием и рас­слаб­лен­но­стью нашего вре­мени, можно ска­зать, что исто­рия России 20 века – это резуль­тат тыся­че­лет­него бытия её. И на Соборе – если поль­зо­ваться сло­вами пуш­кин­ской сказки, эти святые – как трид­цать три бога­тыря – вышли, для многих неожи­данно было, что они вышли, что они вообще суще­ствуют, что в России такое огром­ное коли­че­ство святых.

Исто­ри­че­ский опыт Ново­му­че­ни­ков намного больше, чем опыт част­ного чело­века. Ни один чело­век не может выду­мать пре­вос­хо­дя­щих реаль­ность исто­ри­че­ских ситу­а­ций и пере­жи­ва­ний. В этом смысле судьбы Ново­му­че­ни­ков – это само по себе совер­шен­ное худо­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние. Более глу­бо­кого духов­ного опыта трудно пред­ста­вить. Это самый боль­шой опыт за всё тыся­че­ле­тие: здесь и пере­жи­ва­ния чело­века, и его паде­ние, и в то же время самые воз­вы­шен­ные и геро­и­че­ские при­меры. Это, можно ска­зать, самое совер­шен­ное и иде­аль­ное, к чему пришел рус­ский чело­век.

Теперь каждый из нас может видеть нетлен­ную славу святых муче­ни­ков, при­об­щиться к их духов­ному опыту, вос­поль­зо­ваться им, обра­щаться к муче­ни­кам с молит­вой, а в случае скорб­ных обсто­я­тельств – уте­шиться их подви­гом. Если мы, конечно, сами хотим уви­деть славу муче­ни­ков, хотим учиться из опыта святых, почти совре­мен­ни­ков наших. Теперь дело про­слав­ле­ния святых муче­ни­ков не за Цер­ко­вью, она про­сла­вила их, а за цер­ков­ными людьми, кото­рые напо­ми­нают скорее детей, кото­рым пелись пла­чев­ные песни и они не пла­кали, им играли на сви­рели и они не пля­сали. Теперь муче­ники про­слав­лены, и жиз­не­опи­са­ния этих муче­ни­ков в зна­чи­тель­ной сте­пени опуб­ли­ко­ваны, но цер­ков­ные люди так же не знают их, как и раньше, как часто не знают жития свя­того, имя кото­рого носят.

Вос­поль­зу­ется рус­ский народ, мы с вами, воз­мож­но­стью жить наци­о­наль­ной и рели­ги­оз­ной жизнью, тогда муче­ники станут фун­да­мен­том ее воз­рож­де­ния, и кровь про­ли­тая станет для рус­ской нивы живо­тво­ря­щим дождем. Не захо­чет рус­ский народ этим вос­поль­зо­ваться и стать из совет­ского, из рос­сий­ского – пра­во­слав­ным рус­ским наро­дом, муче­ники оста­нутся всего лишь как послед­ний памят­ник ХХ сто­ле­тия нашей рус­ской циви­ли­за­ции, кото­рому разве что поди­вится чуже­стра­нец, идя мимо, что сколь велики были став­шие неве­до­мыми миру россы, и сколь пла­чевна может быть судьба сошед­ших в ад и не познав­ших смысла даро­ван­ного им от Бога бытия.

По мате­ри­а­лам статей, интер­вью, выступ­ле­ний игу­мена Дамас­кина (Орлов­ского), Сек­ре­таря Сино­даль­ной Комис­сии по кано­ни­за­ции святых Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.
(Соста­ви­тель — Н. К.)

Источник

Пишем церковные слова правильно

Не сек­рет, что мно­гие дети и под­ростки сего­дня не очень-то дру­жат с гра­мот­но­стью – чтобы убе­диться в этом, доста­точно открыть записи в соц­се­тях. Как обстоит дело с напи­са­нием цер­ков­ных слов, наглядно пока­зы­вают тет­радки с кон­спек­тами по «Осно­вам пра­во­слав­ной куль­туры». Но при­зна­емся – и взрос­лые, даже учи­теля, не все­гда ком­пе­тентны в этом вопросе. Пред­ла­гаем крат­кий урок цер­ков­ной гра­мот­но­сти для всех.

Пригодятся ли эти знания?

Оче­видно, да, ведь мы упо­треб­ляем цер­ков­ные слова в повсе­днев­но­сти. Как и биб­лей­ские устой­чи­вые выра­же­ния – о чем порой и не подо­зре­ваем. Вот несколько при­ме­ров на слуху, зна­че­ние кото­рых мы пони­маем без­условно, но даже не соот­но­сим с кни­гами Вет­хого Завета:

Зача­стую мы верим инту­и­ции (вроде бы так пишется), или ана­ло­гии (когда нам кажется, что слово или выра­же­ние на что-то похоже и надо дей­ство­вать по образцу).

В общем, как гово­рит извест­ный фило­лог и писа­тель, спе­ци­а­лист по древ­не­рус­ской лите­ра­туре Пуш­кин­ского дома Евге­ний Водо­лаз­кин, дей­ствуем «…по закону ана­ло­гии, кото­рый в раз­ви­тии языка нередко побеж­дает логику. А заодно и обра­зо­ва­ние».

Инту­и­тив­ность в языке, конечно, важна. Но суще­ствуют и нормы. Довольно слож­ные и про­ти­во­ре­чи­вые на пер­вый взгляд. Давайте обра­тимся к ним и для начала попро­буем разо­браться хотя бы в несколь­ких вопросах.

С большой или с маленькой?

Больше всего затруд­не­ний воз­ни­кает при упо­треб­ле­нии строч­ных и про­пис­ных букв (малень­ких и боль­ших). И, поскольку в цер­ков­ных сло­вах с осо­бой оче­вид­но­стью про­сту­пает сакраль­ная сто­рона языка, очень мно­гое здесь опре­де­ляет глу­бин­ный смысл слова и его контекст.

Как избе­жать пута­ницы? Видимо, под­клю­чая логику и рассуждение.

Вот, напри­мер, как имена нари­ца­тель­ные ведут себя, ста­но­вясь соб­ствен­ными: цер­ковь как зда­ние пишется с малень­кой, а как мисти­че­ское Тело Хри­стово и рели­ги­оз­ная орга­ни­за­ция – с боль­шой буквы.

Пере­ход соб­ствен­ных имен в нари­ца­тель­ные тоже легко узна­ваем. Он про­ис­хо­дит, когда мы не гово­рим о кон­крет­ных лич­но­стях, а обоб­щаем отри­ца­тель­ные черты, при­су­щие пер­со­на­жам Свя­щен­ной исто­рии (при­меры: иуда, ирод). Или когда биб­лей­ское назва­ние исполь­зу­ется как мета­фора (содом и гоморра, гол­гофа). И, конечно, во фра­зео­ло­гиз­мах (иудин поце­луй).

Почему мы пишем имя соб­ствен­ное, наиме­но­ва­ние диа­вола «сатана», с малень­кой буквы? Тоже руко­вод­ству­ясь глу­бин­ным смыс­лом собы­тий биб­лей­ской исто­рии, согласно кото­рой он был низ­вер­жен с небес и лишился своих ангель­ских свойств, утра­тив дан­ное Твор­цом имя, вме­сто кото­рого, говоря проще, оста­лось «одно название».

Имена Бога и Божией Матери, как мы знаем, все­гда пишутся с боль­шой, даже если выра­жены не только суще­стви­тель­ными, но и при­ла­га­тель­ными, и при­ча­сти­ями: Гос­подь Все­дер­жи­тель, Тво­рец неба и земли. Пре­крас­ный; Веч­ный; Ум; Слово ( Ин.1:1 ).

Дева Мария, Вла­ды­чица мира, Пре­не­по­роч­ная, Неве­ста Нене­вест­ная, милу­ю­щая, Царица Неба и земли. Кстати, и слово «Небо» в его духов­ном изме­ре­нии (в смысле «Цар­ствие Небес­ное») упо­треб­ля­ется с боль­шой буквы.

Лич­ные и при­тя­жа­тель­ные (а ино­гда и отно­си­тель­ные) место­име­ния, кото­рые отно­сятся к име­нам Бога и Бого­ро­дицы, тоже пишут с боль­шой буквы: Покров Бого­ро­дицы и Её молит­вен­ное предстательство.

Больше всего пута­ницы бывает со сло­вом «боже­ствен­ный», и здесь тоже надо подойти с рас­суж­де­нием. Это при­ла­га­тель­ное в зна­че­нии «отно­ся­щийся к Богу» пишется с боль­шой буквы (напри­мер, Боже­ствен­ный Логос, Боже­ствен­ная сила и т.д.). Но если слово упо­треб­ля­ется в каче­стве кра­си­вого эпи­тета, слово пишется с малень­кой буквы (н.: «боже­ствен­ный апо­стол»).

А вот при­ла­га­тель­ное «Божий» все­гда пишут с боль­шой буквы: Божий Про­мысл, Алек­сий, чело­век Божий.

С почтением к святым отцам

Но и здесь суще­ствует ого­ворка, обу­слов­лен­ная тра­ди­цией Церкви. Согласно ей в обра­ще­ниях к духов­ным лицам цер­ков­ные титулы пишутся с боль­шой буквы (Ваше Свя­тей­ше­ство (обра­ще­ние к пат­ри­арху), Ваше Прео­свя­щен­ство (обра­ще­ние к архи­ерею), Ваше Пре­по­до­бие, и так далее).

При­чем назва­ния духов­ных санов даже в офи­ци­аль­ной пере­писке пишут с малень­кой (доро­гой вла­дыка рек­тор, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, пред­се­да­тель Сино­даль­ного изда­тель­ского отдела).

Исклю­че­ние – офи­ци­аль­ное обра­ще­ние к пат­ри­арху: «Его Свя­тей­ше­ству, Свя­тей­шему Пат­ри­арху Мос­ков­скому и всея Руси». Пра­вило сло­жи­лось еще до рево­лю­ции, но отча­сти отве­чает и совре­мен­ной язы­ко­вой норме.

Также со строч­ной (малень­кой) буквы пишут наиме­но­ва­ния во мно­же­ствен­ном числе: пре­по­доб­ные старцы оптин­ские, ново­му­че­ники и испо­вед­ники Российские.

Боль­шая буква упо­треб­ля­ется в про­зви­щах-про­зва­ниях, кото­рые вхо­дят в имя и ста­но­вятся его орга­нич­ной частью: Гри­го­рий Бого­слов, Иоанн Зла­то­уст, Васи­лий Вели­кий.

…И ангел золотой

Духов­ный мир – явле­ние, неви­ди­мое глазу и слож­ное для пони­ма­ния. В том числе и с точки зре­ния языка, где вопросы напи­са­ния слова также оттал­ки­ва­ются от семан­тики – смыс­ло­вого зна­че­ния. А глу­бин­ные смыслы слов, опре­де­ля­ю­щих духов­ные поня­тия, про­яс­ня­ются при изу­че­нии Свя­щен­ного Писания.

У детей и взрос­лых вызы­вают затруд­не­ния на письме слова, кото­рые обо­зна­чают духов­ные сущ­но­сти (родо­вые назва­ния и инди­ви­ду­аль­ные имена). В бого­сло­вии все эти сущ­но­сти назы­ва­ются анге­лами и имеют иерар­хию, кото­рая опре­де­ля­ется их бли­зо­стью к Богу. Назва­ния ангель­ских чинов пишутся с малень­кой: пре­столы, херу­вимы, сера­фимы, гос­под­ства, силы, вла­сти, начала, архан­гелы, ангелы.

Сово­куп­ность анге­лов тоже обо­зна­ча­ется строч­ной бук­вой: небес­ное воин­ство, силы небес­ные (так зна­чится в рус­ском сино­даль­ном пере­воде Свя­щен­ного Писания).

И снова – одно «но», про­дик­то­ван­ное тра­ди­цией: в назва­ниях цер­ков­ных празд­ни­ков и бого­слу­жеб­ных текстах обоб­щен­ные назва­ния ангель­ского мира пишут с боль­шой буквы: Силы Небес­ные, Небес­ные Силы бес­плот­ные, Собор Архи­стра­тига Миха­ила и про­чих Небес­ных Сил бес­плот­ных.

Назва­ние «рядо­вого» духа, сопут­ству­ю­щего в жизни чело­веку, пишем с малень­кой: ангел-хра­ни­тель (по ана­ло­гии пишется и назва­ние про­ти­во­по­лож­ного духа – бес-иску­си­тель). Но если в тек­сте, даже в худо­же­ствен­ной лите­ра­туре, есть ука­за­ние на при­над­леж­ность ангела Богу, то его наиме­но­ва­ние пишется с боль­шой буквы: Ангел Хра­ни­тель, Ангел Божий.

Родо­вые назва­ния пад­ших духов пишут с малень­кой: демон, бес, дья­вол. В отно­ше­нии них ино­гда упо­треб­ля­ется гре­че­ское слово «аггел» в зна­че­нии «пад­ший ангел», но в рус­ском сино­даль­ном пере­воде при­сут­ствует и про­сто «ангел»: «Идите от Меня, про­кля­тые, в огонь веч­ный, уго­то­ван­ный диа­волу и анге­лам его» ( Мф.25, 41 ).

У анге­лов в Писа­нии есть и соб­ствен­ные имена, кото­рые пишутся с боль­шой буквы: Михаил, Гав­риил, Рафаил и т.д. По тра­ди­ции послед­ние 20 лет с боль­шой буквы пишутся и при­мы­ка­ю­щие к име­нам родо­вые назва­ния: Архан­гел Гав­риил, Архи­стра­тиг Михаил.

Логос и хаос

Инте­ресно, что в худо­же­ствен­ной лите­ра­туре имена пер­вого пад­шего ангела высту­пают как имена соб­ствен­ные и пишутся с заглав­ной буквы (н.: Сатана, Ден­ница), но в рус­ском пере­воде Свя­щен­ного Писа­ния и цер­ков­ных текстах эти имена по тра­ди­ции пишутся со строч­ной буквы (сатана, ден­ница, князь мира сего).

Но не стоит путать с эпи­те­том Князь мира, упо­треб­ля­е­мым по отно­ше­нию ко Хри­сту: «Ибо мла­де­нец родился нам – Сын дан нам; вла­ды­че­ство на раме­нах Его, и наре­кут имя Ему: Чуд­ный, Совет­ник, Бог креп­кий, Отец веч­но­сти, Князь мира» ( Ис.9,6 ).

Вот сколько нюан­сов в упо­треб­ле­нии цер­ков­ных слов при­хо­дится учитывать.

В завер­ше­ние снова про­ци­ти­руем спе­ци­а­ли­ста, глу­боко нерав­но­душ­ного к рус­скому языку – Евге­ния Водо­лаз­кина и его книгу эссе «Дом и ост­ров»: «Язык – логи­че­ская струк­тура лишь отча­сти. В своем раз­ви­тии он во мно­гом непред­ска­зуем и хао­ти­чен, а потому, к сожа­ле­нию (или к сча­стью?) наше вли­я­ние на него довольно огра­ни­чено». И допол­ним его же сло­вами: «Я все больше убеж­да­юсь в том, что созна­тель­ное отно­ше­ние к языку пред­по­ла­гает кон­сер­ва­тизм. Исто­ри­че­ские ката­клизмы не должны вести к ката­клиз­мам язы­ко­вым… Язык зача­стую муд­рее своих носи­те­лей».

На этот раз мы рас­смот­рели всего несколько важ­ных момен­тов цер­ков­ного пра­во­пи­са­ния и обе­щаем на этом не оста­нав­ли­ваться. Вме­сте с нами изу­чайте цер­ков­ную лек­сику и орфо­гра­фию в сле­ду­ю­щих ста­тьях по теме.

Вален­тина Киденко

По мате­ри­а­лам книги «Редак­ци­онно-изда­тель­ское оформ­ле­ние цер­ков­ных печат­ных изда­ний». Изда­тель­ство Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии РПЦ, М., 2015

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как правильно пишется новомучеников, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Как правильно пишется новомучеников», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно пишется слово новокаин
  • Как правильно пишется слово ноздреватый
  • Как правильно пишется слово нивкоем случае
  • Как правильно пишется слово новогоднее настроение
  • Как правильно пишется слово ножом