Смотреть что такое НОВОМУЧЕНИК в других словарях:
НОВОМУЧЕНИК
1) Орфографическая запись слова: новомученик2) Ударение в слове: новом`ученик3) Деление слова на слоги (перенос слова): новомученик4) Фонетическая тран… смотреть
НОВОМУЧЕНИК
Онко Оним Омон Омич Окоем Око Окно Овин Овен Ночник Ноумен Ноу Нонч Ном Нок Новомученик Ново Новичок Новик Ничком Ничевок Никон Неуч Неумно Неук Неон Неоком Немчин Немо Мучник Мученик Моно Моки Мио Мик Мечников Мечник Меч Кучно Кучево Кун Кум Коч Конон Конев Кон Комов Комично Коми Ком Кич Кино Кимоно Ким Киев Кен Кевин Ионон Ион Иомен Иов Инок Онуч Инко Инк Имечко Оон Оун Оченно Очин Очки Очко Очник Уик Умник Умно Емко Екимов Вон Умок Уник Унион Воин Ученик Чинк Внучок Чинно Чон Внук Вне Вич Вино Вечно Венчик Вено Веник Веко Век Чум Вие Внучкин Внучонок Военком Чин Чек… смотреть
НОВОМУЧЕНИК
Начальная форма — Новомученик, единственное число, именительный падеж, мужской род, одушевленное
Слова русского языка,
поиск и разбор слов онлайн
новомученик
Правильно слово пишется: новому́ченик
Ударение падает на 3-й слог с буквой у.
Всего в слове 11 букв, 5 гласных, 6 согласных, 5 слогов.
Гласные: о, о, у, е, и;
Согласные: н, в, м, ч, н, к.
Номера букв в слове
Номера букв в слове «новомученик» в прямом и обратном порядке:
- 11
н
1 - 10
о
2 - 9
в
3 - 8
о
4 - 7
м
5 - 6
у
6 - 5
ч
7 - 4
е
8 - 3
н
9 - 2
и
10 - 1
к
11
Содержание
- 1 Русский
- 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
- 1.2 Произношение
- 1.3 Семантические свойства
- 1.3.1 Значение
- 1.3.2 Синонимы
- 1.3.3 Антонимы
- 1.3.4 Гиперонимы
- 1.3.5 Гипонимы
- 1.4 Родственные слова
- 1.5 Этимология
- 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- 1.7 Перевод
- 1.8 Библиография
Русский[править]
В Викиданных есть лексема новомученик (L134757). |
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | новому́ченик | новому́ченики |
Р. | новому́ченика | новому́чеников |
Д. | новому́ченику | новому́ченикам |
В. | новому́ченика | новому́чеников |
Тв. | новому́чеником | новому́чениками |
Пр. | новому́ченике | новому́чениках |
новому́ченик
Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: —.
Произношение[править]
- МФА: [nəvɐˈmut͡ɕɪnʲɪk]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- религ. христианин, принявший мученическую кончину за исповедание веры в Христа в сравнительно недавнее время (например, в период послереволюционных гонений на церковь в СССР) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
- христианин, мученик
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
Этимология[править]
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Список переводов | |
Библиография[править]
|
Для улучшения этой статьи желательно:
|
новомученик
- новомученик
-
новом’ученик, -а
Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: «Азбуковник».
.
1999.
Смотреть что такое «новомученик» в других словарях:
-
новомученик — новому/ченик, а … Слитно. Раздельно. Через дефис.
-
новомученик — а; м. Церк. Канонизированный русской православной церковью святой, претерпевший мучения за веру в двадцатом веке … Энциклопедический словарь
-
новомученик — а; м.; церк. Канонизированный русской православной церковью святой, претерпевший мучения за веру в двадцатом веке … Словарь многих выражений
-
Святой Георгий — Святой Георгий: Содержание 1 Персоналии 2 Названия … Википедия
-
Святой Георгий (значения) — Святой Георгий: Содержание 1 Персоналии 2 Названия … Википедия
-
Вася — Василий греческое Пол: муж. Толкование имени: царственный Отчество: Васильевич Васильевна Уменьш. формы: Василёк, Василько, Вася На других языках: англ. Vasily … Википедия
-
Новицкий, Юрий Петрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Новицкий. Юрий Петрович Новицкий … Википедия
-
Киприан — (лат. Cyprianus в значении «киприот», «уроженец Кипра», от др. греч. κύπριος и латинского суффикса IANVS) мужское имя латинского происходения, церковная форма имени Куприян[1]. Содержание … Википедия
-
Цветков — русская и (Цветков ) болгарская фамилия. В семинарском варианте переводилась на латынь как Флоренский, Флоридов, Флоринский. Цветков, Александр: Цветков, Александр Кристев (1914 1990) болгарский шахматист. Цветков, Александр Александрович (1840… … Википедия
-
Василий Павлович Шеин — Архимандрит Сергий Имя при рождении: Василий Павлович Шеин Род деятельности: священнослужитель, депутат Государственной думы, новомученик Дата рождения: 30 декабря 1870(18701230) … Википедия
Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
новомученик
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
НОВОМУ́ЧЕНИК -а; м. Церк. Канонизированный русской православной церковью святой, претерпевший мучения за веру в двадцатом веке.
СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
новомученики
ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
НОВОМУ́ЧЕНИКИ — общее название правосл. духовенства и мирян, репрессированных в годы сов. власти. Первым Н. считается протоиерей Иоанн Кочуров, расстрелянный 31 окт. 1917 в Царском Селе. 25 янв. 1918 в Киеве был убит митр. Киевский Владимир (Богоявленский). День его кончины (или первое воскресенье после него) отмечается как день памяти (собор) Н. Большое число правосл. духовенства и мирян погибло в результате протестов против Декрета об отделении Церкви от гос-ва и во время гражд. войны. В 1922 началась кампания «по изъятию церк. ценностей», приведшая к ряду суд. процессов (Москва, Петроград, Шуя и др.), закончившихся репрессиями против духовенства и мирян. Впоследствии пики репрессий наблюдались в 1929, в связи с коллективизацией, при массовом закрытии церквей в сер. 1930-х гг. Во время «большого террора» была уничтожена большая часть духовенства. Общее число Н. — неск. десятков тыс. чел. Рус. Заруб. Церковь причислила Н. к лику святых. За посл. годы Рус. Правосл. Церковь канонизировала прот. Иоанна Кочурова (1994), митр. Владимира и Вениамина (1992), вел. кн. Елизавету Федоровну (1992), митр. Петра, Серафима (1997) и др. Нек-рым Н. установлено местное почитание.
Лит.: Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви 20 столетия. Кн. 1-2. Тверь, 1992-1996.
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ
Морфемный разбор слова:
Однокоренные слова к слову:
Новомученики
НОВОМУ́ЧЕНИКИ — общее название правосл. духовенства и мирян, репрессированных в годы сов. власти. Первым Н. считается протоиерей Иоанн Кочуров, расстрелянный 31 окт. 1917 в Царском Селе. 25 янв. 1918 в Киеве был убит митр. Киевский Владимир (Богоявленский). День его кончины (или первое воскресенье после него) отмечается как день памяти (собор) Н. Большое число правосл. духовенства и мирян погибло в результате протестов против Декрета об отделении Церкви от гос-ва и во время гражд. войны. В 1922 началась кампания «по изъятию церк. ценностей», приведшая к ряду суд. процессов (Москва, Петроград, Шуя и др.), закончившихся репрессиями против духовенства и мирян. Впоследствии пики репрессий наблюдались в 1929, в связи с коллективизацией, при массовом закрытии церквей в сер. 1930-х гг. Во время «большого террора» была уничтожена большая часть духовенства. Общее число Н. — неск. десятков тыс. чел. Рус. Заруб. Церковь причислила Н. к лику святых. За посл. годы Рус. Правосл. Церковь канонизировала прот. Иоанна Кочурова (1994), митр. Владимира и Вениамина (1992), вел. кн. Елизавету Федоровну (1992), митр. Петра, Серафима (1997) и др. Нек-рым Н. установлено местное почитание.
Лит.: Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви 20 столетия. Кн. 1—2. Тверь, 1992—1996.
Смотреть что такое «Новомученики» в других словарях:
Новомученики — христианские святые, принявшие мученическую кончину в относительно недавнее время от рук представителей иных религий или современных атеистических режимов. Называются так в отличие от мучеников, которые были умерщвлены в ходе гонений на христиан… … Википедия
Новомученики Российские — Собор святых новомучеников и исповедников российских российские святые, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; название праздника в их честь. Включает в себя Собор новомучеников … Википедия
Новомученики и Исповедники Российские — Собор святых новомучеников и исповедников российских российские святые, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; название праздника в их честь. Включает в себя Собор новомучеников … Википедия
Новомученики и исповедники российские — Собор святых новомучеников и исповедников российских российские святые, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; название праздника в их честь. Включает в себя Собор новомучеников … Википедия
Новомученики и исповедники российские московской епархии — Данная статья содержит в себе полный список новомучеников и исповедников российских московской епархии группы московских христиан святых, принявших мученическую кончину за Христа и/или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917… … Википедия
База данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века» — База данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века» крупнейший информационный ресурс по истории гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке. Содержит информацию как о канонизированных Русской Православной… … Википедия
Китайские новомученики — См. также: Список 222 православных китайских мучеников Китайские новомученики … Википедия
Католические новомученики России — Католические новомученики России программа Католической церкви в России, утверждённая Конференцией католических епископов Российской Федерации 30 января 2002. Задача программы работа над подготовкой к прославлению российских… … Википедия
Католические новомученики России — 30 января 2002 года Конференция католических епископов России утвердила программу «Католические новомученики России», в рамках которой проходят исследования жизни, деятельности и кончины Слуг Божьих кандидатов на причисление к лику блаженных… … Католическая энциклопедия
Источник
Как правильно пишется слово «новомученик»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мотивированность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «новомученик»
Предложения со словом «новомученик»
Сочетаемость слова «новомученик»
Значение слова «новомученик»
1. религ. христианин, принявший мученическую кончину за исповедание веры в Христа в сравнительно недавнее время (например, в период послереволюционных гонений на церковь в СССР) (Викисловарь)
Отправить комментарий
Значение слова «новомученик»
1. религ. христианин, принявший мученическую кончину за исповедание веры в Христа в сравнительно недавнее время (например, в период послереволюционных гонений на церковь в СССР)
Предложения со словом «новомученик»
Миновал XX век с кровавым безбожным коммунизмом, и на пороге нового столетия, в 2000 году, наш календарь пополнился множеством святых новомучеников и исповедников.
Теперь он прославлен в лике новомучеников и молится за всех своих духовных чад.
Так после канонизации новомучеников их приятели, знакомые и полузнакомые подчас восклицали: да какой он святой, я с ним кофе пил!
Источник
Новомученик
Новому́ченик – христианин, принявший мученическую кончину за исповедание веры во Христа в сравнительно недавнее время. Так Церковь именует всех пострадавших за веру в период послереволюционных гонений.
Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Российских совершается 7 февраля нового стиля, если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет – то в ближайшее воскресенье после 7 февраля.
Причисление к лику новомучеников не означает канонизации литературного, эпистолярного или другого их наследия. Канонизация новомученика не значит, что все, что человек написал в своей жизни, – это творение святого отца. Это канонизация не за жизненный подвиг, а за подвиг в смерти, подвиг, который венчал жизнь человека.
Конечно же, и к преподобным Сергию и Серафиму и другим угодникам Божиим мы будем всегда прибегать и получать от них просимое. Но ведь никто из нас совершить такие подвиги, как преподобный Серафим, не может. И как бы мы с вами ни молились и ни пытались тысячу ночей простоять на камне, в лучшем случае мы попадаем в сумасшедший дом – если нас вовремя кто-нибудь не остановит. Потому что у нас нет тех дарований.
Но вот новомученики были такими же людьми, как и мы!
Мне иногда говорят: «Ну, чего такого, ну, служил батя у себя на приходе, ну, совершал там какие-то требы, кадилом, понимаете, махал себе, ну, дети у него какие-то были, воспитывал их, еще неизвестно, как – хорошо он воспитывал их или нет! Что он такого совершил-то?! Почему он вдруг святой, и мы ему должны молиться и поклоняться?! Всех расстреливает – и его расстреляли! Где тут святость-то?» Да в том-то все и дело, что он был, как все. Но многие-то взяли и побежали, или, наоборот, участвовали во всем этом беззаконии. А этот священник из захудалого села понимал, что его долг – ходить в храм и молиться, хотя и знал, что ему за это будет. И он служил, понимая, что в любую минуту за ним придут.
cвященник Кирилл Каледа
О новомучениках
Церковь, по слову святителей, стоит на крови мучеников, и это не только в переносном смысле, а и в прямом, буквальном смысле. Божественная Литургия совершается на антиминсе, в который по установившейся древней традиции зашивают мощи именно мучеников. Русская Православная Церковь, несмотря на то, что она по занимаемому пространству и количеству членов больше всех остальных Поместных Церквей вместе взятых, хотя и сравнительно молодая, на протяжении своей истории заимствовала мощи для антиминсов.
Но после канонизации 2000 года у нас появилось столько мощей мучеников для совершения Литургии, что хватит на все престолы вплоть до Второго Пришествия Христова. В 20‑м веке в России просияло в несколько раз больше святых, чем за предыдущие 900 лет существования Русской Церкви.
Однако, ожидаемого почитания Новомучеников в нашей Церкви не произошло. Мы живем в другую эпоху, которая, хотя и недалека от той по времени, но бесконечно далека по содержанию окружающей нас жизни. И потому почитание Новомучеников может состояться, как и вообще почитание святых, только через нарочитое изучение их подвига. Мы плохо осознаем значение подвига мучеников и тем самым не являем в себе такой христианской добродетели, как благодарность. Мы слепы в том смысле, что не видим опасности своего существования в настоящем времени.
По слову Симеона Нового Богослова, «не желающий с любовью через смиренномудрие достичь единения с последними из святых, никогда не соединится с прежними и предшествующими святыми». Ведь если человек не узнает и не принимает святость столь близкую к нему, как он может постичь святость далеко от него отстоящую. Наши Новомученики, может быть, есть единственное безоговорочное наше созидающее достояние, может быть, и единственные последнего времени наши молитвенники и попечители. Предавая забвению их подвиг, мы произвольно лишаемся их помощи и поддержки.
Мученик в понятии Церкви и в переводе значит “свидетель”, то есть это человек, который жизнью своей, пролитой кровью свидетельствует об истине христианской веры. К концу не арифметических, а протяженных, конечно, времен, в Русской Православной Церкви, в России наступил период такой же кровавый, такой же жестокий, такой же откровенно демонический, как и в начале христианства и проповеди апостолов, и который продолжался несколько десятилетий и явил – Церкви небесной сначала – может быть тысячи мучеников, которые предстоят Престолу Божию и явил и в земной Церкви, воинствующей, после того, как Новомученики были прославлены Собором 2000 года. Новомученики — не в том смысле, что их подвиг качественно или как-то по-другому отличается от подвига мучеников первых времен христианства, а новые в том смысле, что для нас они новые, они – наши современники, они наши, в каком-то смысле, даже сродники – потому что у многих это были дедушки – если у кого были священники или миряне, которые пострадали.
Время суда, которое наступило в 20 веке – для России во всяком случае – в каком-то виде – это время предварительного суда для тех конкретных людей, которые тогда жили, — Верховного суда. Господь попустил случившемуся – злу вторгнуться – с тем, чтоб вот эти крайние обстоятельства подтолкнули людей к окончательному выбору, который, может быть, был бы иным при более благоприятных условиях. Но тогда – во время гонений – пришлось выбирать уже точно между Христом и неверием во всяком случае, между добром абсолютным и злом также абсолютным.
Глядя на историю России, особенно этого последнего времени гонений, и сравнивая её с современной слабостью и каким-то современным малодушием и расслабленностью нашего времени, можно сказать, что история России 20 века – это результат тысячелетнего бытия её. И на Соборе – если пользоваться словами пушкинской сказки, эти святые – как тридцать три богатыря – вышли, для многих неожиданно было, что они вышли, что они вообще существуют, что в России такое огромное количество святых.
Исторический опыт Новомучеников намного больше, чем опыт частного человека. Ни один человек не может выдумать превосходящих реальность исторических ситуаций и переживаний. В этом смысле судьбы Новомучеников – это само по себе совершенное художественное произведение. Более глубокого духовного опыта трудно представить. Это самый большой опыт за всё тысячелетие: здесь и переживания человека, и его падение, и в то же время самые возвышенные и героические примеры. Это, можно сказать, самое совершенное и идеальное, к чему пришел русский человек.
Теперь каждый из нас может видеть нетленную славу святых мучеников, приобщиться к их духовному опыту, воспользоваться им, обращаться к мученикам с молитвой, а в случае скорбных обстоятельств – утешиться их подвигом. Если мы, конечно, сами хотим увидеть славу мучеников, хотим учиться из опыта святых, почти современников наших. Теперь дело прославления святых мучеников не за Церковью, она прославила их, а за церковными людьми, которые напоминают скорее детей, которым пелись плачевные песни и они не плакали, им играли на свирели и они не плясали. Теперь мученики прославлены, и жизнеописания этих мучеников в значительной степени опубликованы, но церковные люди так же не знают их, как и раньше, как часто не знают жития святого, имя которого носят.
Воспользуется русский народ, мы с вами, возможностью жить национальной и религиозной жизнью, тогда мученики станут фундаментом ее возрождения, и кровь пролитая станет для русской нивы животворящим дождем. Не захочет русский народ этим воспользоваться и стать из советского, из российского – православным русским народом, мученики останутся всего лишь как последний памятник ХХ столетия нашей русской цивилизации, которому разве что подивится чужестранец, идя мимо, что сколь велики были ставшие неведомыми миру россы, и сколь плачевна может быть судьба сошедших в ад и не познавших смысла дарованного им от Бога бытия.
По материалам статей, интервью, выступлений игумена Дамаскина (Орловского), Секретаря Синодальной Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.
(Составитель — Н. К.)
Источник
Пишем церковные слова правильно
Не секрет, что многие дети и подростки сегодня не очень-то дружат с грамотностью – чтобы убедиться в этом, достаточно открыть записи в соцсетях. Как обстоит дело с написанием церковных слов, наглядно показывают тетрадки с конспектами по «Основам православной культуры». Но признаемся – и взрослые, даже учителя, не всегда компетентны в этом вопросе. Предлагаем краткий урок церковной грамотности для всех.
Пригодятся ли эти знания?
Очевидно, да, ведь мы употребляем церковные слова в повседневности. Как и библейские устойчивые выражения – о чем порой и не подозреваем. Вот несколько примеров на слуху, значение которых мы понимаем безусловно, но даже не соотносим с книгами Ветхого Завета:
Зачастую мы верим интуиции (вроде бы так пишется), или аналогии (когда нам кажется, что слово или выражение на что-то похоже и надо действовать по образцу).
В общем, как говорит известный филолог и писатель, специалист по древнерусской литературе Пушкинского дома Евгений Водолазкин, действуем «…по закону аналогии, который в развитии языка нередко побеждает логику. А заодно и образование».
Интуитивность в языке, конечно, важна. Но существуют и нормы. Довольно сложные и противоречивые на первый взгляд. Давайте обратимся к ним и для начала попробуем разобраться хотя бы в нескольких вопросах.
С большой или с маленькой?
Больше всего затруднений возникает при употреблении строчных и прописных букв (маленьких и больших). И, поскольку в церковных словах с особой очевидностью проступает сакральная сторона языка, очень многое здесь определяет глубинный смысл слова и его контекст.
Как избежать путаницы? Видимо, подключая логику и рассуждение.
Вот, например, как имена нарицательные ведут себя, становясь собственными: церковь как здание пишется с маленькой, а как мистическое Тело Христово и религиозная организация – с большой буквы.
Переход собственных имен в нарицательные тоже легко узнаваем. Он происходит, когда мы не говорим о конкретных личностях, а обобщаем отрицательные черты, присущие персонажам Священной истории (примеры: иуда, ирод). Или когда библейское название используется как метафора (содом и гоморра, голгофа). И, конечно, во фразеологизмах (иудин поцелуй).
Почему мы пишем имя собственное, наименование диавола «сатана», с маленькой буквы? Тоже руководствуясь глубинным смыслом событий библейской истории, согласно которой он был низвержен с небес и лишился своих ангельских свойств, утратив данное Творцом имя, вместо которого, говоря проще, осталось «одно название».
Имена Бога и Божией Матери, как мы знаем, всегда пишутся с большой, даже если выражены не только существительными, но и прилагательными, и причастиями: Господь Вседержитель, Творец неба и земли. Прекрасный; Вечный; Ум; Слово ( Ин.1:1 ).
Дева Мария, Владычица мира, Пренепорочная, Невеста Неневестная, милующая, Царица Неба и земли. Кстати, и слово «Небо» в его духовном измерении (в смысле «Царствие Небесное») употребляется с большой буквы.
Личные и притяжательные (а иногда и относительные) местоимения, которые относятся к именам Бога и Богородицы, тоже пишут с большой буквы: Покров Богородицы и Её молитвенное предстательство.
Больше всего путаницы бывает со словом «божественный», и здесь тоже надо подойти с рассуждением. Это прилагательное в значении «относящийся к Богу» пишется с большой буквы (например, Божественный Логос, Божественная сила и т.д.). Но если слово употребляется в качестве красивого эпитета, слово пишется с маленькой буквы (н.: «божественный апостол»).
А вот прилагательное «Божий» всегда пишут с большой буквы: Божий Промысл, Алексий, человек Божий.
С почтением к святым отцам
Но и здесь существует оговорка, обусловленная традицией Церкви. Согласно ей в обращениях к духовным лицам церковные титулы пишутся с большой буквы (Ваше Святейшество (обращение к патриарху), Ваше Преосвященство (обращение к архиерею), Ваше Преподобие, и так далее).
Причем названия духовных санов даже в официальной переписке пишут с маленькой (дорогой владыка ректор, митрополит Московский, председатель Синодального издательского отдела).
Исключение – официальное обращение к патриарху: «Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси». Правило сложилось еще до революции, но отчасти отвечает и современной языковой норме.
Также со строчной (маленькой) буквы пишут наименования во множественном числе: преподобные старцы оптинские, новомученики и исповедники Российские.
Большая буква употребляется в прозвищах-прозваниях, которые входят в имя и становятся его органичной частью: Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий.
…И ангел золотой
Духовный мир – явление, невидимое глазу и сложное для понимания. В том числе и с точки зрения языка, где вопросы написания слова также отталкиваются от семантики – смыслового значения. А глубинные смыслы слов, определяющих духовные понятия, проясняются при изучении Священного Писания.
У детей и взрослых вызывают затруднения на письме слова, которые обозначают духовные сущности (родовые названия и индивидуальные имена). В богословии все эти сущности называются ангелами и имеют иерархию, которая определяется их близостью к Богу. Названия ангельских чинов пишутся с маленькой: престолы, херувимы, серафимы, господства, силы, власти, начала, архангелы, ангелы.
Совокупность ангелов тоже обозначается строчной буквой: небесное воинство, силы небесные (так значится в русском синодальном переводе Священного Писания).
И снова – одно «но», продиктованное традицией: в названиях церковных праздников и богослужебных текстах обобщенные названия ангельского мира пишут с большой буквы: Силы Небесные, Небесные Силы бесплотные, Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Название «рядового» духа, сопутствующего в жизни человеку, пишем с маленькой: ангел-хранитель (по аналогии пишется и название противоположного духа – бес-искуситель). Но если в тексте, даже в художественной литературе, есть указание на принадлежность ангела Богу, то его наименование пишется с большой буквы: Ангел Хранитель, Ангел Божий.
Родовые названия падших духов пишут с маленькой: демон, бес, дьявол. В отношении них иногда употребляется греческое слово «аггел» в значении «падший ангел», но в русском синодальном переводе присутствует и просто «ангел»: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25, 41 ).
У ангелов в Писании есть и собственные имена, которые пишутся с большой буквы: Михаил, Гавриил, Рафаил и т.д. По традиции последние 20 лет с большой буквы пишутся и примыкающие к именам родовые названия: Архангел Гавриил, Архистратиг Михаил.
Логос и хаос
Интересно, что в художественной литературе имена первого падшего ангела выступают как имена собственные и пишутся с заглавной буквы (н.: Сатана, Денница), но в русском переводе Священного Писания и церковных текстах эти имена по традиции пишутся со строчной буквы (сатана, денница, князь мира сего).
Но не стоит путать с эпитетом Князь мира, употребляемым по отношению ко Христу: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» ( Ис.9,6 ).
Вот сколько нюансов в употреблении церковных слов приходится учитывать.
В завершение снова процитируем специалиста, глубоко неравнодушного к русскому языку – Евгения Водолазкина и его книгу эссе «Дом и остров»: «Язык – логическая структура лишь отчасти. В своем развитии он во многом непредсказуем и хаотичен, а потому, к сожалению (или к счастью?) наше влияние на него довольно ограничено». И дополним его же словами: «Я все больше убеждаюсь в том, что сознательное отношение к языку предполагает консерватизм. Исторические катаклизмы не должны вести к катаклизмам языковым… Язык зачастую мудрее своих носителей».
На этот раз мы рассмотрели всего несколько важных моментов церковного правописания и обещаем на этом не останавливаться. Вместе с нами изучайте церковную лексику и орфографию в следующих статьях по теме.
Валентина Киденко
По материалам книги «Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий». Издательство Московской Патриархии РПЦ, М., 2015
Источник
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как правильно пишется новомучеников, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Как правильно пишется новомучеников», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.