Как правильно пишется слово провожать

Перейти к контенту

Содержание

  1. Как правильно пишется
  2. Какое правило применяется
  3. Примеры предложений
  4. Как неправильно писать

Провожают только важных людей. Видимо, поэтому происходит некоторое смешение, и вот уже приходится разбираться, грамотно писать «провожать» или «проважать». Определим часть речи, разберем слово по составу и отыщем однокоренные и проверочные слова.

Как правильно пишется

Слово правильно писать с буквой «о» – «провожать», это легко проверить.

Какое правило применяется

Данное слово следует разобрать по составу и определить корень. Про-вож-а-ть. «Про» – приставка, «а» – суффикс, «ть» – окончание. Значит, корень – «вож». Есть проверочные слова с одинаковым корнем, где на букву «о» падает ударение. Водит, приводит, уводит – не забываем о чередовании согласных д-ж и не сомневаемся в том, что вод- и вож – это один и тот же корень. Хотя бывает, что гласные в корне слова тоже могут чередоваться, но интересующий нас в данный момент к таковым не относится. Слова выпроваживать, спроваживать – из разговорной лексики, так что их во внимание не берем и в слове «провожать» всегда пишем о.

Примеры предложений

  • Володя уехал провожать бабушку в аэропорт.
  • Завтра будем провожать лето.

Проверь себя: «Багаж» или «богаж» как пишется?

Как неправильно писать

Неверно писать букву «а» в корне – «проважать».

( 3 оценки, среднее 3.67 из 5 )

Русский[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

  наст. прош. повелит.
Я провожа́ю провожа́л
провожа́ла
Ты провожа́ешь провожа́л
провожа́ла
провожа́й
Он
Она
Оно
провожа́ет провожа́л
провожа́ла
провожа́ло
Мы провожа́ем провожа́ли
Вы провожа́ете провожа́ли провожа́йте
Они провожа́ют провожа́ли
Пр. действ. наст. провожа́ющий
Пр. действ. прош. провожа́вший
Деепр. наст. провожа́я
Деепр. прош. провожа́в, провожа́вши
Пр. страд. наст. провожа́емый
Пр. страд. прош.
Будущее буду/будешь… провожа́ть

провожа́ть

Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a.
Соответствующий глагол совершенного вида — проводить II.

Приставка: про-; корень: -вож-; суффикс: ; глагольное окончание: -ть [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: [prəvɐˈʐatʲ

Семантические свойства[править]

Значение[править]

  1. помогать в подготовке к путешествию, сопровождать в начале пути перед поездом, самолётом и т.д. ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. вести, показывать дорогу ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. отмечать завершение чего-либо ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  4. следить, наблюдая за уходящим, уезжающим, отдаляющимся ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  5. хоронить кого-либо ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы[править]

Антонимы[править]

  1. встречать

Гиперонимы[править]

Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство
  • существительные: проводы
  • глаголы: водить

Этимология[править]

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов
  • Английскийen: accompany
  • Испанскийes: acompañar
  • Итальянскийit: accompagnare
  • Румынскийro: petrece, însoți

К сожалению, не все помнят правила русской орфографии, и, главное, не все их умеют верно применять. Так дело обстоит и с правилом о правописании безударных гласных. В слове «провожать» или «проважать» − какую букву писать. Давайте вместе вспомним одно из основных правил.

Читайте в статье

  • Как правильно пишется?
  • Морфемный разбор слова «провожать»
    • Примеры предложений
  • Ошибочное написание слова «провожать»
  • Заключение

Как правильно пишется?

Слово «провожать» было образовано от слова «вожатый, вОдит». В слове «провожать» ударение падает на третий слог, поэтому в корне сомнительная гласная. Но слово «водит» может быть проверочным, поскольку в нем ударение падает на первый слог, и мы слышим букву «О».

Поэтому и в слове «провожать» мы будем писать букву «О».

Морфемный разбор слова «провожать»

Слово «провожать» − неопределенная форма глагола, которая была образована от глагола «водит» приставочным способом.

Морфемный разбор слова будет выглядеть таким образом:

провожать

«Про» (приставка) – «вож» (корень) – «ать» (личное окончание глагола, которое некоторые лингвисты считают суффиксом).

В данном слове в корне мы наблюдаем чередование букв «Ж-Д», но это естественный языковой процесс.

Примеры предложений

  1. Трудно в маленьких влюбляться, как их будешь обожать. Целоваться − нагибаться, провожать − в карман сажать.
  2. После дискотеки мне досталось провожать Ольгу, которая жила очень далеко, в семи остановках от института.
  3. «Я не пойду провожать Юлю, у нее портфель очень тяжелый», − сердито сказал Петька.

Ошибочное написание слова «провожать»

Все иные варианты написания, кроме одного − «провожать» с буквой «О» в корне, будут ошибочными.

Заключение

Правило о правописании безударных гласных – одно из самых важных в русской орфографии. Его необходимо постоянно держать в голове, но трудность иногда представляет подбор однокоренного слова. Иногда от одной буквы в корне меняется полностью смыл предложения.

К сожалению, не все помнят правила русской орфографии, и, главное, не все их умеют верно применять. Так дело обстоит и с правилом о правописании безударных гласных. В слове «провожать» или «проважать» − какую букву писать. Давайте вместе вспомним одно из основных правил.

Как правильно пишется?

Слово «провожать» было образовано от слова «вожатый, вОдит». В слове «провожать» ударение падает на третий слог, поэтому в корне сомнительная гласная. Но слово «водит» может быть проверочным, поскольку в нем ударение падает на первый слог, и мы слышим букву «О».

Поэтому и в слове «провожать» мы будем писать букву «О».

Морфемный разбор слова «провожать»

Слово «провожать» − неопределенная форма глагола, которая была образована от глагола «водит» приставочным способом.

Морфемный разбор слова будет выглядеть таким образом:

провожать

«Про» (приставка) – «вож» (корень) – «ать» (личное окончание глагола, которое некоторые лингвисты считают суффиксом).

В данном слове в корне мы наблюдаем чередование букв «Ж-Д», но это естественный языковой процесс.

Примеры предложений

  1. Трудно в маленьких влюбляться, как их будешь обожать. Целоваться − нагибаться, провожать − в карман сажать.
  2. После дискотеки мне досталось провожать Ольгу, которая жила очень далеко, в семи остановках от института.
  3. «Я не пойду провожать Юлю, у нее портфель очень тяжелый», − сердито сказал Петька.

Ошибочное написание слова «провожать»

Все иные варианты написания, кроме одного − «провожать» с буквой «О» в корне, будут ошибочными.

Заключение

Правило о правописании безударных гласных – одно из самых важных в русской орфографии. Его необходимо постоянно держать в голове, но трудность иногда представляет подбор однокоренного слова. Иногда от одной буквы в корне меняется полностью смыл предложения.

«провожая» — морфемный разбор по составу

Графическое обозначение разбора:

Части слова провожая

Структура приставка/корень/суффикс/суффикс
Состав слова провожая с морфемами приставка про + корень вож + суффикс а + суффикс я

Схема разбора по составу провожая:

Состав слова провожая

Bceгo морфем в cлoвe: 4.

Приставка (1) — про Корень (1) — вож Суффикс (2) — а,я Окончание (0) — не имеет Соединительная гласная (0) — не имеет Пocтфикc (0) — не имеет

Словообразовательный разбор слова провожая

  • Основа слова: провожая;
  • Средство образования: приставка про, суффикс а,я, постфикс не имеет;
  • Словообразование: производное, 1 способ образования
  • Способ образования: приставочно-суффиксальный

Разобрать слово по составляющим его частям (они называются морфемы) — это значит сделать морфемный разбор слова или морфемный анализ. При морфемном разборе слова по составу производится поиск входящих в искомое слово частей и их анализ, отображается графическое и схематическое строение слова.

Для того, чтобы сделать правильный морфемный разбор нужно просто соблюдать правила и порядок разбора.

«Провожать» или «проважать»: как писать правильно?

К сожалению, не все помнят правила русской орфографии, и, главное, не все их умеют верно применять. Так дело обстоит и с правилом о правописании безударных гласных. В слове «провожать» или «проважать» − какую букву писать. Давайте вместе вспомним одно из основных правил.

Как правильно пишется?

Слово «провожать» было образовано от слова «вожатый, вОдит». В слове «провожать» ударение падает на третий слог, поэтому в корне сомнительная гласная. Но слово «водит» может быть проверочным, поскольку в нем ударение падает на первый слог, и мы слышим букву «О».

Поэтому и в слове «провожать» мы будем писать букву «О».

Морфемный разбор слова «провожать»

Слово «провожать» − неопределенная форма глагола, которая была образована от глагола «водит» приставочным способом.

Морфемный разбор слова будет выглядеть таким образом:

«Про» (приставка) – «вож» (корень) – «ать» (личное окончание глагола, которое некоторые лингвисты считают суффиксом).

В данном слове в корне мы наблюдаем чередование букв «Ж-Д», но это естественный языковой процесс.

Примеры предложений

  1. Трудно в маленьких влюбляться, как их будешь обожать. Целоваться − нагибаться, провожать − в карман сажать.
  2. После дискотеки мне досталось провожать Ольгу, которая жила очень далеко, в семи остановках от института.
  3. «Я не пойду провожать Юлю, у нее портфель очень тяжелый», − сердито сказал Петька.

Ошибочное написание слова «провожать»

Все иные варианты написания, кроме одного − «провожать» с буквой «О» в корне, будут ошибочными.

Заключение

Правило о правописании безударных гласных – одно из самых важных в русской орфографии. Его необходимо постоянно держать в голове, но трудность иногда представляет подбор однокоренного слова. Иногда от одной буквы в корне меняется полностью смыл предложения.

Как разобрать слово по составу – объясняю порядок разбора исложные случаи, на которых постоянно ошибаются ученики

Выделить окончание, потом основу, корень, приставку и суффиксы. На деле все сложнее, поэтому давайте разбираться.

Чтобы разобрать слово по составу, надо выделить все морфемы, которые в него входят. В теории это кажется очень простым, но на самом деле при разборе возникает куча трудностей. Я постараюсь описать порядок разбора и параллельно буду давать советы и рекомендации, которые помогут вам не ошибиться.

Вот на этой картинке я показал, как надо выделять каждую морфему: приставку (красным), корень (синим), суффиксы (желтым), окончание (коричневым), постфикс (розовым), основу (фиолетовым).

Запомните это и пойдем дальше – к процессу разбора.

Окончание

Чтобы найти и правильно выделить в слове окончание, попробуйте поизменять его. То, что будет изменяться – и есть окончание. Красивая – красивое – красивые – окончания тут -ая, -ое, -ые.

Теперь пошли лайфхаки.

Если слово никак не изменяется, то окончания у него нет. Депо, кино, ножницы – как не изменяй, всегда депо, кино и ножницы. Пальто, очки – то же самое. У подобных слов вы окончания просто не выделяете.

Если окончания нет, но при изменении вашего слова оно появляется – значит оно нулевое. Чтобы показать нулевое окончание – просто нарисуйте пустой квадрат. Например, в слове «друг» – нулевое окончание. «Сказал» – тоже нулевое. Окончания появятся, если мы будем изменять эти слова: «друга», «сказали».

Идем дальше. Если у вас в окончании есть гласные, которые обозначают два звука, то есть «й» и еще какой-то – поизменяйте слова и послушайте, пропадает ли «й». Например: «вдохновениjэ», «вдоховениjу», «вдохновениjа». Видите, «й» никуда не пропадает. Значит он не в окончании.

В таких случаях надо поделить окончание посередине пунктирной линией и показать, что в нем два звука – «й» (более правильно – «j») и еще какой-то. Затем нужно выделить второй звук в окончание, а первый вообще не трогать.

Наречия – неизменяемые слова. Деепричастия – тоже неизменяемые. Поэтому у них окончаний никогда нет. Деепричастие можно узнать так – к нему одновременно задаются два вопроса: как, что делая. Например: Я ел (как? что делая?) слушая Познера. Слушая – деепричастие.

Вот с наречиями сложнее. Прочитайте мою статью на эту тему, потому что вам надо научиться отличать наречия от прилагательных. Это обязательно надо сделать, иначе будете ошибаться вплоть до ЕГЭ в 11 классе.

«Ть» у глаголов – всегда окончание. Но есть некоторые школьные программы, например программа Бабайцевой, где это суффикс. Спросите у своего учителя и выделяйте так, как она прикажет.

«Чь» в глаголах – часть корня. Поэтому в словах «беречь», «печь», «мочь», «стеречь» корнем будет все слово.

Как запомнить, что «чь» – часть корня

Не знаю, как помочь Вам это запомнить, но смотрите, тут дело вот в чем. Раньше у этих слов было окончание «ти», а потом оно отпало. Древнерусские формы этих слов: пекти, стерегти, берегти.

То есть окончание тут именно «ти», но у вас его нет, поэтому вы его не выделяете. Вы выделяете все слово как корень.

Надеюсь, кому-то это поможет не ошибиться.

Всё, с окончаниями закончили.

Основа

Сразу подчеркивайте все то, что остается после окончания, как основу.

Важный момент тут вот какой. Постфиксы «ся», «то», «либо», «нибудь» тоже входят в основу, хотя часто стоят после окончания. В этом случае вам надо основу прервать на окончании, а потом продолжить.

Больше с основой слова сложностей никаких не возникает, все просто.

Корень

Вы наверняка помните, что для его выделения надо «подбирать однокоренные слова». В принципе, да. Давайте найдем корень у слова «подводный»: водный, вода – корень «вод».

Тут надо учитывать одну тонкость. Корень должен сразу вызвать у вас в голове образ того, о чем говорится. То есть вы должны по корню легко понять лексическое значение слова.

Вот разбираете вы «квартиру». Что это такое? Это часть многоквартирного дома, где живут люди. Какой тут корень? «Квартир». Вы его произнесли и сразу себе представили, например, однокомнатную квартирку.

А почему корень не «кварт»? Потому что: кварт, кварты, квартов, квартами – что это такое? О чем вы думаете, когда произносите эти слова? Ни о чем. Не о квартире точно. Значит, «кварт» тут никак не может быть корнем. В корне всегда заключено лексическое значение слова, и если оно в голове у вас не всплывает, значит, вы корень нашли неправильно.

Когда выделите корень, попробуйте поизменять его, например, по числам, падежам. И посмотрите, что будет «всплывать» у вас в голове.

Какой корень в слове «богатый»? «Богат» или «бог»? Когда я произношу «богат», у меня ассоциация сразу с богатством, с богатыми, с богачами. Я сразу улавливаю лексическое значение.

А если я начну изменять слово бог? Боги, богам, о богах, с богами – я начинаю думать о Боге – то есть о Творце, Всевышнем. Никакой связи с богатством нет.

Вывод – корень «богат».

По этой же причине в слове «работа» корень «работ», а не «раб». Работа сейчас уже не то же самое, что удел рабов.

Приставка

Это то, что всегда располагается перед корнем. Приставки почти всегда одинарные, но иногда бывают двойные, например: «перезаписать». Тут приставка «пере» и «за», корень – «запис».

Разделительный твердый знак всегда относится к приставке. Например, в слове «въезд» вы должны выделить приставку «въ».

Суффикс

Вот тут сложнее всего. Суффикс находится после корня, но иногда он один, а иногда нет. И дети не знают, как правильно выделять.

Чтобы это сделать, надо запоминать «популярные» суффиксы. Например, суффикс основы инфинитива – тот, который стоит перед окончанием «ть»: «играть» – корень тут «игр», а суффикс – «а». Поэтому в слове «играя» два суффикса – «а» и «я».

«Ений» – суффикс, с помощью которого от глагола образуются существительные. Например: потепление, вдохновение, измерение, оледенение. Обратите внимание, в окончании йотированная буква, поэтому мы ее делим пунктиром, гласный звук убираем в окончание, а «й» оставляем суффиксу.

«Тель» – суффикс, который обозначает человека, выполняющего какую-то профессиональную дея учитель, строитель, потребитель, хранитель и пр. Давайте разберем слово «учитель» – «тель» – суффикс, обозначающий человека по профессии, «и» – глагольный суффикс (потому что в инфинитиве «учить» он стоит перед «ть»), корень «уч».

Постфикс

Он выделяется так же, как суффикс, но, в отличие от суффикса, стоит всегда после окончания. Чаще всего встречаются такие постфиксы как:

  1. «Ся»: подготовиться, записаться, перегреться, выспаться.
  2. «То»: кто-то, что-то, какая-то.
  3. «Либо»: кто-либо, какой-либо, чей-либо.
  4. «Нибудь»: что-нибудь, чей-нибудь, где-нибудь.

Самая важная рекомендация

Гуглите каждое слово. Пишите, например: «намурлыкаться морфемный разбор» – и смотрите, какие морфемы в слове. Это надо делать, потому что морфемику и словообразование дети в школе знают чудовищно плохо. Но если будете постоянно сверяться со справочниками и интернетом – вам будет проще запоминать основные морфемы и разбирать слова правильно.

И еще. Смотрите не только морфемы, но и способы словообразования. Выясняйте, как конкретное слово появилось в языке. Если запомните основные принципы словообразования – меньше будете делать ошибок в морфемном разборе.

Полезные материалы по теме

Пробегитесь еще раз глазами по статье и прочитайте те тексты, на которые я ссылаюсь. Статьи относительно небольшие, я в каждой из них даю советы о правильном выделении морфем.

Подпишитесь на мою рассылку. О русском языке можно писать бесконечно, поэтому в ближайшее время о нем выйдет много новых статей. Я постараюсь сделать их максимально полезными и простыми, чтобы понятно было и школьникам, и родителям, которые учат уроки со своими детьми.

Посмотрите мои подборки с курсами по русскому. Их на данный момент три: для подготовки к ВПР во всех классах, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Я надеюсь, вы сможете там найти для себя классный курс и будете тратить в разы меньше денег на репетиторов. Еще я там даю несколько бесплатных электронных книг и справочников для скачивания. Я подбирал их лично, они все очень хорошие.

Из учебников я вам очень рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Это учебник Бабайцевой. Он хорош тем, что в нем собрана вся теория русского и все правила, которые изучаются в 5-9 классе. Это самая лучшая книга для подготовки к экзамену.

Материалы там могут немного отличаться от вашего школьного учебника. Например, у вас может быть сказано, что «ть» окончание, а у Бабайцевой – суффикс. У вас причастия могут быть отдельными частями речи, а у Бабайцевой – формами глагола. Но вот эти лингвистические тонкости на экзамены вообще никогда не выносятся, поэтому просто не думайте о них. Книга отличная.

Заключение

Я постарался объяснить вам, как разбирать слова по составу. Это бывает трудно, но надо регулярно практиковаться, чтобы делать меньше ошибок.

Напишите, пожалуйста, впонравилась ли вам эта статья. Скажите мне о ее недостатках, чтобы я мог их оперативно подправить.

Я желаю вам удачи, хороших оценок и высоких баллов. Ну и просто счастья по жизни.

http://znanieinfo.ru/orfografiya/provozhat-ili-provazhat.html

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/kak-razobrat-slovo-po-sostavu

Провожать проверочное слово с проверочной буквой в корне:

провОдит

По произношению проверочного слова становится понятно, что в корне слова «провожать» пишется такая же буква, как и в слове «провОдит».

Провожать однокоренные и проверочные словаводить, вожжи, выпроваживать, проводы, провожающий

Провожать разбор слова по составу по правилам русского языка школьной программы: приставка про, корень вож, суффиксы а, ть, окончания нет, основа провожа

Пример предложения со словом «провожать»Скажем, провожать вечером девушку до дому после танцев, положив ей руку на талию, считалось допустимым и вполне приличным.

Неправильное написание слова: провожоть, проважать, проважоть, правожать, правожоть.

Как правильно пишется «провожать»

Если вы хотите узнать, как правильно пишется какое-либо слово, необходимо определить какой частью речи оно является. Затем найти правило русского языка, которое определяет правописание. Давайте разбираться.

Правильно пишется:
«ПРОВОЖАТЬ»

Прочие варианты написания слова

Здесь мы приводим все возможные формы слова, склонение по падежам (если это возможно с точки зрения правил русского), единственное и множественное число слова провожать

Базовая форма слова ПРОВОЖАТЬ

Настоящее время

Лицо Ед. число Мн. число
1 провожаю провожаем
2 провожаешь провожаете
3 провожает провожают

Прошедшее время

Ед. число Мн. число
муж. жен. сред.
провожал провожала провожало провожали

Повелит. наклонение

Ед. число Мн. число
провожай провожайте

Деепричаcтие

настоящее прошедшее
провожая провожав,
провожавши

Причастие — настоящее время, действительный залог

  Ед. число Мн. число
Муж. род Жен. род Средний род
Им. провожающий провожающая провожающее провожающие
Род. провожающего провожающей провожающего провожающих
Дат. провожающему провожающей провожающему провожающим
Винит.
одуш.
провожающего провожающую провожающее провожающих
Винит.
неодуш.
провожающий провожающую провожающее провожающие
Тв. провожающим провожающей,
провожающею
провожающим провожающими
Пред. провожающем провожающей провожающем провожающих
Кр. прич.

Причастие — настоящее время, страдательный залог

  Ед. число Мн. число
Муж. род Жен. род Средний род
Им. провожаемый провожаемая провожаемое провожаемые
Род. провожаемого провожаемой провожаемого провожаемых
Дат. провожаемому провожаемой провожаемому провожаемым
Винит.
одуш.
провожаемого провожаемую провожаемое провожаемых
Винит.
неодуш.
провожаемый провожаемую провожаемое провожаемые
Тв. провожаемым провожаемой,
провожаемою
провожаемым провожаемыми
Пред. провожаемом провожаемой провожаемом провожаемых
Кр. прич. провожаем провожаема провожаемо провожаемы

Причастие — прошедшее время, действительный залог

  Ед. число Мн. число
Муж. род Жен. род Средний род
Им. провожавший провожавшая провожавшее провожавшие
Род. провожавшего провожавшей провожавшего провожавших
Дат. провожавшему провожавшей провожавшему провожавшим
Винит.
одуш.
провожавшего провожавшую провожавшее провожавших
Винит.
неодуш.
провожавший провожавшую провожавшее провожавшие
Тв. провожавшим провожавшей,
провожавшею
провожавшим провожавшими
Пред. провожавшем провожавшей провожавшем провожавших
Кр. прич.

Примеры со словом «провожать»

Штат прислуги выстроился у входа, провожая молодую госпожу.

Так и сидят, обнявшись, и провожают солнце.

Я буду провожать группу.

Когда в армию провожали.

– Те двое едут на соревнования, а я их просто провожал.

«провожая» — морфемный разбор по составу

Графическое обозначение разбора:

Части слова провожая

Структура приставка/корень/суффикс/суффикс
Состав слова провожая с морфемами приставка про + корень вож + суффикс а + суффикс я

Схема разбора по составу провожая:

Состав слова провожая

Bceгo морфем в cлoвe: 4.

Приставка (1) — про Корень (1) — вож Суффикс (2) — а,я Окончание (0) — не имеет Соединительная гласная (0) — не имеет Пocтфикc (0) — не имеет

Словообразовательный разбор слова провожая

  • Основа слова: провожая;
  • Средство образования: приставка про, суффикс а,я, постфикс не имеет;
  • Словообразование: производное, 1 способ образования
  • Способ образования: приставочно-суффиксальный

Разобрать слово по составляющим его частям (они называются морфемы) — это значит сделать морфемный разбор слова или морфемный анализ. При морфемном разборе слова по составу производится поиск входящих в искомое слово частей и их анализ, отображается графическое и схематическое строение слова.

Для того, чтобы сделать правильный морфемный разбор нужно просто соблюдать правила и порядок разбора.

«Провожать» или «проважать»: как писать правильно?

К сожалению, не все помнят правила русской орфографии, и, главное, не все их умеют верно применять. Так дело обстоит и с правилом о правописании безударных гласных. В слове «провожать» или «проважать» − какую букву писать. Давайте вместе вспомним одно из основных правил.

Как правильно пишется?

Слово «провожать» было образовано от слова «вожатый, вОдит». В слове «провожать» ударение падает на третий слог, поэтому в корне сомнительная гласная. Но слово «водит» может быть проверочным, поскольку в нем ударение падает на первый слог, и мы слышим букву «О».

Поэтому и в слове «провожать» мы будем писать букву «О».

Морфемный разбор слова «провожать»

Слово «провожать» − неопределенная форма глагола, которая была образована от глагола «водит» приставочным способом.

Морфемный разбор слова будет выглядеть таким образом:

«Про» (приставка) – «вож» (корень) – «ать» (личное окончание глагола, которое некоторые лингвисты считают суффиксом).

В данном слове в корне мы наблюдаем чередование букв «Ж-Д», но это естественный языковой процесс.

Примеры предложений

  1. Трудно в маленьких влюбляться, как их будешь обожать. Целоваться − нагибаться, провожать − в карман сажать.
  2. После дискотеки мне досталось провожать Ольгу, которая жила очень далеко, в семи остановках от института.
  3. «Я не пойду провожать Юлю, у нее портфель очень тяжелый», − сердито сказал Петька.

Ошибочное написание слова «провожать»

Все иные варианты написания, кроме одного − «провожать» с буквой «О» в корне, будут ошибочными.

Заключение

Правило о правописании безударных гласных – одно из самых важных в русской орфографии. Его необходимо постоянно держать в голове, но трудность иногда представляет подбор однокоренного слова. Иногда от одной буквы в корне меняется полностью смыл предложения.

Как разобрать слово по составу – объясняю порядок разбора исложные случаи, на которых постоянно ошибаются ученики

Выделить окончание, потом основу, корень, приставку и суффиксы. На деле все сложнее, поэтому давайте разбираться.

Чтобы разобрать слово по составу, надо выделить все морфемы, которые в него входят. В теории это кажется очень простым, но на самом деле при разборе возникает куча трудностей. Я постараюсь описать порядок разбора и параллельно буду давать советы и рекомендации, которые помогут вам не ошибиться.

Вот на этой картинке я показал, как надо выделять каждую морфему: приставку (красным), корень (синим), суффиксы (желтым), окончание (коричневым), постфикс (розовым), основу (фиолетовым).

Запомните это и пойдем дальше – к процессу разбора.

Окончание

Чтобы найти и правильно выделить в слове окончание, попробуйте поизменять его. То, что будет изменяться – и есть окончание. Красивая – красивое – красивые – окончания тут -ая, -ое, -ые.

Теперь пошли лайфхаки.

Если слово никак не изменяется, то окончания у него нет. Депо, кино, ножницы – как не изменяй, всегда депо, кино и ножницы. Пальто, очки – то же самое. У подобных слов вы окончания просто не выделяете.

Если окончания нет, но при изменении вашего слова оно появляется – значит оно нулевое. Чтобы показать нулевое окончание – просто нарисуйте пустой квадрат. Например, в слове «друг» – нулевое окончание. «Сказал» – тоже нулевое. Окончания появятся, если мы будем изменять эти слова: «друга», «сказали».

Идем дальше. Если у вас в окончании есть гласные, которые обозначают два звука, то есть «й» и еще какой-то – поизменяйте слова и послушайте, пропадает ли «й». Например: «вдохновениjэ», «вдоховениjу», «вдохновениjа». Видите, «й» никуда не пропадает. Значит он не в окончании.

В таких случаях надо поделить окончание посередине пунктирной линией и показать, что в нем два звука – «й» (более правильно – «j») и еще какой-то. Затем нужно выделить второй звук в окончание, а первый вообще не трогать.

Наречия – неизменяемые слова. Деепричастия – тоже неизменяемые. Поэтому у них окончаний никогда нет. Деепричастие можно узнать так – к нему одновременно задаются два вопроса: как, что делая. Например: Я ел (как? что делая?) слушая Познера. Слушая – деепричастие.

Вот с наречиями сложнее. Прочитайте мою статью на эту тему, потому что вам надо научиться отличать наречия от прилагательных. Это обязательно надо сделать, иначе будете ошибаться вплоть до ЕГЭ в 11 классе.

«Ть» у глаголов – всегда окончание. Но есть некоторые школьные программы, например программа Бабайцевой, где это суффикс. Спросите у своего учителя и выделяйте так, как она прикажет.

«Чь» в глаголах – часть корня. Поэтому в словах «беречь», «печь», «мочь», «стеречь» корнем будет все слово.

Как запомнить, что «чь» – часть корня

Не знаю, как помочь Вам это запомнить, но смотрите, тут дело вот в чем. Раньше у этих слов было окончание «ти», а потом оно отпало. Древнерусские формы этих слов: пекти, стерегти, берегти.

То есть окончание тут именно «ти», но у вас его нет, поэтому вы его не выделяете. Вы выделяете все слово как корень.

Надеюсь, кому-то это поможет не ошибиться.

Всё, с окончаниями закончили.

Основа

Сразу подчеркивайте все то, что остается после окончания, как основу.

Важный момент тут вот какой. Постфиксы «ся», «то», «либо», «нибудь» тоже входят в основу, хотя часто стоят после окончания. В этом случае вам надо основу прервать на окончании, а потом продолжить.

Больше с основой слова сложностей никаких не возникает, все просто.

Корень

Вы наверняка помните, что для его выделения надо «подбирать однокоренные слова». В принципе, да. Давайте найдем корень у слова «подводный»: водный, вода – корень «вод».

Тут надо учитывать одну тонкость. Корень должен сразу вызвать у вас в голове образ того, о чем говорится. То есть вы должны по корню легко понять лексическое значение слова.

Вот разбираете вы «квартиру». Что это такое? Это часть многоквартирного дома, где живут люди. Какой тут корень? «Квартир». Вы его произнесли и сразу себе представили, например, однокомнатную квартирку.

А почему корень не «кварт»? Потому что: кварт, кварты, квартов, квартами – что это такое? О чем вы думаете, когда произносите эти слова? Ни о чем. Не о квартире точно. Значит, «кварт» тут никак не может быть корнем. В корне всегда заключено лексическое значение слова, и если оно в голове у вас не всплывает, значит, вы корень нашли неправильно.

Когда выделите корень, попробуйте поизменять его, например, по числам, падежам. И посмотрите, что будет «всплывать» у вас в голове.

Какой корень в слове «богатый»? «Богат» или «бог»? Когда я произношу «богат», у меня ассоциация сразу с богатством, с богатыми, с богачами. Я сразу улавливаю лексическое значение.

А если я начну изменять слово бог? Боги, богам, о богах, с богами – я начинаю думать о Боге – то есть о Творце, Всевышнем. Никакой связи с богатством нет.

Вывод – корень «богат».

По этой же причине в слове «работа» корень «работ», а не «раб». Работа сейчас уже не то же самое, что удел рабов.

Приставка

Это то, что всегда располагается перед корнем. Приставки почти всегда одинарные, но иногда бывают двойные, например: «перезаписать». Тут приставка «пере» и «за», корень – «запис».

Разделительный твердый знак всегда относится к приставке. Например, в слове «въезд» вы должны выделить приставку «въ».

Суффикс

Вот тут сложнее всего. Суффикс находится после корня, но иногда он один, а иногда нет. И дети не знают, как правильно выделять.

Чтобы это сделать, надо запоминать «популярные» суффиксы. Например, суффикс основы инфинитива – тот, который стоит перед окончанием «ть»: «играть» – корень тут «игр», а суффикс – «а». Поэтому в слове «играя» два суффикса – «а» и «я».

«Ений» – суффикс, с помощью которого от глагола образуются существительные. Например: потепление, вдохновение, измерение, оледенение. Обратите внимание, в окончании йотированная буква, поэтому мы ее делим пунктиром, гласный звук убираем в окончание, а «й» оставляем суффиксу.

«Тель» – суффикс, который обозначает человека, выполняющего какую-то профессиональную дея учитель, строитель, потребитель, хранитель и пр. Давайте разберем слово «учитель» – «тель» – суффикс, обозначающий человека по профессии, «и» – глагольный суффикс (потому что в инфинитиве «учить» он стоит перед «ть»), корень «уч».

Постфикс

Он выделяется так же, как суффикс, но, в отличие от суффикса, стоит всегда после окончания. Чаще всего встречаются такие постфиксы как:

  1. «Ся»: подготовиться, записаться, перегреться, выспаться.
  2. «То»: кто-то, что-то, какая-то.
  3. «Либо»: кто-либо, какой-либо, чей-либо.
  4. «Нибудь»: что-нибудь, чей-нибудь, где-нибудь.

Самая важная рекомендация

Гуглите каждое слово. Пишите, например: «намурлыкаться морфемный разбор» – и смотрите, какие морфемы в слове. Это надо делать, потому что морфемику и словообразование дети в школе знают чудовищно плохо. Но если будете постоянно сверяться со справочниками и интернетом – вам будет проще запоминать основные морфемы и разбирать слова правильно.

И еще. Смотрите не только морфемы, но и способы словообразования. Выясняйте, как конкретное слово появилось в языке. Если запомните основные принципы словообразования – меньше будете делать ошибок в морфемном разборе.

Полезные материалы по теме

Пробегитесь еще раз глазами по статье и прочитайте те тексты, на которые я ссылаюсь. Статьи относительно небольшие, я в каждой из них даю советы о правильном выделении морфем.

Подпишитесь на мою рассылку. О русском языке можно писать бесконечно, поэтому в ближайшее время о нем выйдет много новых статей. Я постараюсь сделать их максимально полезными и простыми, чтобы понятно было и школьникам, и родителям, которые учат уроки со своими детьми.

Посмотрите мои подборки с курсами по русскому. Их на данный момент три: для подготовки к ВПР во всех классах, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Я надеюсь, вы сможете там найти для себя классный курс и будете тратить в разы меньше денег на репетиторов. Еще я там даю несколько бесплатных электронных книг и справочников для скачивания. Я подбирал их лично, они все очень хорошие.

Из учебников я вам очень рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Это учебник Бабайцевой. Он хорош тем, что в нем собрана вся теория русского и все правила, которые изучаются в 5-9 классе. Это самая лучшая книга для подготовки к экзамену.

Материалы там могут немного отличаться от вашего школьного учебника. Например, у вас может быть сказано, что «ть» окончание, а у Бабайцевой – суффикс. У вас причастия могут быть отдельными частями речи, а у Бабайцевой – формами глагола. Но вот эти лингвистические тонкости на экзамены вообще никогда не выносятся, поэтому просто не думайте о них. Книга отличная.

Заключение

Я постарался объяснить вам, как разбирать слова по составу. Это бывает трудно, но надо регулярно практиковаться, чтобы делать меньше ошибок.

Напишите, пожалуйста, впонравилась ли вам эта статья. Скажите мне о ее недостатках, чтобы я мог их оперативно подправить.

Я желаю вам удачи, хороших оценок и высоких баллов. Ну и просто счастья по жизни.

http://znanieinfo.ru/orfografiya/provozhat-ili-provazhat.html

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/kak-razobrat-slovo-po-sostavu

Перейти к содержанию

«Провожать» или «проважать» — как правильно?

На чтение 2 мин Просмотров 164 Опубликовано 09.11.2021

Сегодня предлагаем проверить, не забыли ли вы, как правильно написать слово – «провожать» или «проважать»?

Как пишется правильно: «провожать» или «проважать»?

Для начала запомните, что данное слово можно писать только с гласной «о» во втором слоге – «провожать».

Какое правило

Для выяснения правильной гласной вычленим корень нашего слова. Им будет «вож». В русском языке существует чередование корней «вод» – «вож», и нам стоит сделать следующее. Отыщем однокоренные лексемы, в которых искомая гласная будет стоять уже под ударением.

Такие слова без труда приходят на ум: «водят», «заводишь», «обводим». Здесь буква «о» не поддаётся ни малейшему сомнению. Поэтому и в нашем глаголе напишем её. Такие слова, как «выпроваживать», не должны вводить в заблуждение. Это – разговорная лексика, имеющая мало общего с рассматриваемым словом.

Примеры предложений

  1. Он взял в привычку провожать её домой после работы, а она, конечно, была не против.
  2. Всё, что оставалось путешественникам, – лишь провожать взглядом отбывший с перрона поезд.
  3. Я не буду тебя туда провожать, не смогу; дорогу найдёшь без проблем?

Ошибочное написание

«Проважать» и «праважать» – серьёзные грамматические ляпы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите и эти статьи:

  • Как правильно пишется слово проклинать
  • Как правильно пишется слово проводилось
  • Как правильно пишется слово прожженный
  • Как правильно пишется слово прокипятить
  • Как правильно пишется слово провод

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии