Употребление ь для обозначения мягкости согласных
В сочетаниях ч, щ с другими согласными буквами мягкий знак для обозначения мягкости не пишется.
Пример
Мощный (без ь), хищник (без ь), кончать (без ь).
Есть случаи, когда мягкий знак между согласными для обозначения мягкости не пишется. О правописании таких слов надо справляться в орфографическом словаре.
Пример
Мостик (без ь), гвозди (без ь), пончик (без ь).
Мягкость [л’] перед согласным всегда обозначается мягким знаком.
Пример
Болельщик, вскользь, мельче.
УМК под редакцией Т. А. Ладыженской, 5 класс.
Проверить правописание любого слова
Результаты поиска
Слово/Фраза
Правило
Большая буква и кавычки в именах собственных
Большая буква и кавычки в именах собственных
учитель Непроверяемые безударные гласные в корне слова
Непроверяемые безударные гласные в корне слова
учительницей Буквы о — е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных
Буквы о — е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных
Буквы е и и в окончании имен существительных
учитель Употребление ь для обозначения мягкости согласных
Употребление ь для обозначения мягкости согласных
учительские Употребление ь для обозначения мягкости согласных
Употребление ь для обозначения мягкости согласных
учительницей Буквы о — е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных
Буквы о — е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных
Записи 1-9 из 9
- существительные: учащийся, учебник, учебничек, учёба, учёбля, учёная, учёный, ученик, ученица, ученичество, ученичок, учёность, учение, ученье, училище, учитель, учительница, учительская, учительство, учительша; выученик, выученица, выучивание, выучиванье, выучка, заучивание, заучиванье, изучение, изученье, изученность, наука, научность, неук, неуч, неучёность, необучаемость, недоучка, непоучительность, обучаемость, обучение, обученье, переучивание, переучиванье, переучка, переобучение, переобученье, поучение, поученье, поучительность, приучение, приученье, разучивание, разучиванье, соученик, соученица
- прилагательные: учебный, ученический, училищный, учительный; выученный, заученный, изученный, научный, ненаучный, псевдонаучный, квазинаучный, поучительный
- глаголы: учить, учиться; учительствовать; выучить, выучиться, выучивать, выучиваться, доучить, доучиться, доучивать, доучиваться, заучить, заучиться, заучивать, заучиваться, заучать, изучить, изучиться, научать, научаться, научить, научиться, обучать, обучаться, обучить, обучиться, отучать, отучаться, отучить, отучиться, отучивать, отучиваться, переучить, переучиться, переучивать, переучиваться, переобучать, переобучаться, переобучить, переобучиться, поучать, поучаться, поучить, поучиться, поучивать, поучать, поучаться, подучить, подучиться, подучивать, подучиваться, приучать, приучаться, приучить, приучиться, проучить, проучиться, проучивать, разучить, разучиться, разучивать, разучиваться
- наречия: учёно; ученически, учительно, учительски; научно, ненаучно, по-учительски, поучительно
Рис. Как правильно пишется слово «учитель»?
КАК ПРАВИЛЬНО ПИШЕТСЯ СЛОВО «учитель» И ПОЧЕМУ? Правильное написание слова «учитель» необходимо запомнить, так как оно является словарным и к нему невозможно подобрать однокоренное проверочное слово. Слово «учитель» обязательно к запоминанию в 1, 2 классе(ах).
у-чи́-тель
УДАРЕНИЕ. Ударение в слове «учитель» падает на второй слог. Ударная гласная «И».
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА. Учительница, учёба, ученик, училище, учение, учительство, учительский, учить, приучить, заучить и т.д.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ/ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА. Слово «учитель» образовано от глагола «учи́ть», а оно, в свою очередь, от праславянского «*učiti», от которого, в том числе, произошли слова «учение, наука, привыкать, навык» и т.д..
ЗНАЧЕНИЕ/ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА. Учитель — это 1) человек, преподающий какой-либо предмет в учебном заведении; 2) мужчина, являющийся учителем по профессии; 3) человек, являющийся высшим авторитетом для кого-либо в какой-либо области, имеющий последователей; глава учения или научной школы; 4) человек, который учит, наставляет, подаёт пример, передаёт свой опыт, знания кому-либо.
В современном мире так много возможностей открыть для себя что-то новое, получить знания или обрести навыки. В повседневной речи мы используем слово «учитель», но как правильно обращаться к учителям: «учителя» или «учители»?
Как правильно пишется?
Морфологический словарь трактует, что для правильного окончания слова в множественном числе необходимо учесть контекст, в котором оно используется, то есть выяснить лексическое значение применяемого слова, так как
в обращении верны обе формы множественного числа одного существительного.
В каких случаях пишут «учителя»
Окончание «-а» или «-я» в слове «учитель» будет в том случае, когда подразумевается профессия, то есть лексическое значение следующее: «учитель – человек, должностной обязанностью которого является трактовка знаний в понятной форме, передача имеющейся информации в устном и письменном формате ученикам с последующим контролем усвоенного материала и работой над ошибками».
Синонимы: педагог, преподаватель.
Примеры предложений
- Учителя собрались в огромном конференц-зале, чтобы в свой профессиональный праздник принять поздравления от администрации в виде цветов и грамот.
- В последнее время учителя столкнулись с непониманием со стороны родителей в вопросах воспитания детей: должен ли учитель стать наставником, или он остается всего лишь педагогом для неокрепших умов?
В каких случаях пишут «учители»
Если в слове «учитель» кроется нечто большее, нежели заложено в первой трактовке, то применяется окончание «-и» или «-ы» во множественном числе. Лексическое значение во втором случае будет характеризовать человека, являющегося учителем по призванию, а не по профессии, обладающего авторитетом и лидерскими качествами, имеющего последователей и верных учеников (единомышленников).
Синонимы: наставник, гуру, мастер.
Примеры предложений
- С малых лет я наблюдал, сравнивал и анализировал. Мои учители – это все окружающие меня объекты и субъекты природы: у деревьев я научился планировать и думать над каждым принятым решением, характерные привычки животных помогли мне не заплутать в сложном мире человеческих взаимоотношений. Настоящий дар – учиться у гениального создателя – матери всего существующего.
- Великие учители нашего времени – это молодые амбициозные творцы, что не знают слова невозможно и одним горящим взором и мудрым словом, способны зажечь массы, например, Илон Маск.
Ошибочное написание слов «учители» и «учителя»
Ошибочное написание слова «учитель» отсутствует, так как приняты к использованию обе формы. Однако следует обращать внимание на закладываемый смысл сказанного.
Заключение
В конкретном примере упор на правильную форму множественного числа существительного «учитель» следует делать, опираясь на лексическое значение.
Окончание «-я» используется тогда, когда говорим о профессии: учителя. Окончание «-и» уместно в том случае, когда смысл существительного в идейном предводительстве: учители.
Слово учитель в современном русском языке имеет два значения. Первое из них — специалист, имеющий педагогическое образование и преподающий в школе какой-либо предмет; второе – человек, обладающий высоким авторитетом в определенной области знаний или профессиональной деятельности, идейный наставник.
В зависимости от значения слова, множественное число существительного учитель может иметь форму учителя или учители.
Слово учитель в первом значении относится к существительным, обозначающим лицо по профессиональному признаку. В соответствии с современными орфографическими нормами в таких существительных мужского рода продуктивно образование форм множественного числа с окончанием –а (я):
учитель – учителя; доктор – доктора; фельдшер – фельдшера; мастер – мастера.
В значении «авторитетный человек, имеющий своих последователей», слово учитель входит в число существительных с отвлеченным значением, обозначающих личные качества. Большинство из них образует множественное число при помощи окончания –ы (-и):
учитель – учители; вдохновитель – вдохновители; созидатель – созидатели; пастырь – пастыри.
Правописание окончаний во множественном числе имени существительного учитель следует соотносить со значением слова, которое проявляется в конкретном смысловом окружении, то есть, в предложении:
Формы множественного числа существительного учитель | |
Учителя ( окончание –я) | Учители (окончание –и) |
Учителя обсудили возникшую проблему на педагогическом совете.На торжественную встречу были приглашены учителя всех общеобразовательных школ города. | Мои учители – русские писатели; благодаря им я научился понимать цену слова.Выбери в учители природу: она совершенна и может дать ответ на любой вопрос. |
TheDifference.ru дает следующие рекомендации по правописанию окончаний в существительных учители и учителя:
- Написание –я или –и в окончании множественного числа существительного учитель зависит от его лексического значения.
- Существительное учитель со значением «преподаватель школьного предмета» во множественном числе имеет окончание –я.
- Если слово учитель обладает значением «наставник, идейный руководитель», во множественном числе оно пишется с окончанием –и: учители.
Определение и разбор слова
Данное слово является существительным, которое употребляется в значении “работник учебного заведения, ведущий занятия по какому-либо предмету”.
Несмотря на частое употребление этого слова, при написании возникают сложности.
Давайте с этим разберёмся.
Существует два варианта правописания анализируемого слова:
- “преподаватель”, где в третьем слоге пишется гласная буква “а”,
- “преподователь”, где в третьем слоге пишется гласная буква “о”.
Как правильно пишется: “преподаватель” или “преподователь”?
Согласно орфографической норме русского языка правильным является первый вариант:
преподаватель
В данном слове нас интересует безударная гласная “а” третьего слога.
Отметим, что слово “преподаватель” образовано от глагола “преподавать”.
Глагол “преподавать” является словарным словом, поэтому написание производного существительного также стоит запомнить.
Если углубимся в этимологию, то узнаем, что глагол “преподавать” образован от глагола “давать/дать” при помощи приставок “пре-” и “-по-“. Со временем морфемная единица слова изменилась и приставки входят в состав корня, но нормы правописания сохранилось.
Примеры для закрепления
- Наш преподаватель всем успевает уделить время.
- Это лучший преподаватель нашего ВУЗа.
- Нам в школу нужен новый преподаватель.
Легко запомнить как правильно пишется учители или учителя, стоит лишь узнать и запомнить несложное правило, давайте разберемся вместе.
Правильно пишется
В зависимости от значения слова употребляется как форма «учителя», так и «учители».
Какое правило
«Учителя» – форма множественного числа для слова «учитель» в значении наставник, преподаватель. Также образуется множественное число и других профессий: доктор – доктора. Но в значении «человек, у которого есть последователи» во множественном числе пишется буква и – учители, воспитатели, пастыри.
Примеры предложений:
- Учителя брата не любили его из-за скверного характера.
- Зарубежные писатели – это мои учители, потому что их труды пояснили мне нравственность.
Неправильно пишется
Нет.
( 4 оценки, среднее 2 из 5 )
Пишется «учитель» или «учител»
Если вы хотите узнать, как правильно пишется какое-либо слово , необходимо определить какой частью речи оно является. Далее найти правило русского языка, которое определяет правописание необходимого слова. С этим мы сейчас вам поможем.
Правильно писать:
«УЧИТЕЛЬ»
Каким правилом проверить
Употребление ь для обозначения мягкости согласных
Это правило звучит так:
В сочетаниях ч, щ с другими согласными буквами мягкий знак для обозначения мягкости не пишется.
Неправильно писать
«УЧИТЕЛ»
«УЧИТЕЛЬ» в контексте
Она только что с отличием закончила педагогический институт и была принята на работу учителем начальных классов в одну из обычных московских школ.
В сыром подвале музея невыразительный учитель рассказывал классу об особенностях скелета и строении костей.
Значение и разбор слова
Слово учитель состоит из нескольких морфем: корня, 2-х суффиксов и окончания. Первый суффикс -и- остаётся в нём от глагола, от которого образована лексема. Второй появляется при смене этой части речи на имя существительное и указывает на профессию (род занятий). От данной лексической единицы можно образовать слово с суффиксом -ниц-, который обозначает принадлежность лица к женскому полу.
Исследуемое слово называет профессию (род занятий) субъекта, который связан с передачей знаний (умений, навыков) кому-либо. В нём содержится действие, обозначенное в исходном глаголе учить. Буквально оно означает следующее: « глава (автор, распространитель) какого-либо учения».
В русском языке лексема стала многозначной. Ею называют человека, который стал наставником, ведущим к какой-то деятельности, авторитетом.
Данное слово – имя существительное. Его относят к одушевлённым предметам мужского рода. Поскольку в именительном падеже единственного числа оно имеет нулевое окончание, принадлежит ко второму склонению. Имеет падежные и числовые формы. Подчёркивается подлежащим, дополнением, сказуемым.
Исследуемая лексема активно используется в разных стилях речи. Она относится к общеупотребительной лексике, которую употребляют во всех сферах.
Какое здесь действует правило?
Слово учитель по правописанию относится к тем лексемам, в которых действуют нормы оформления суффиксов. В данном случае речь идёт о закорневой морфеме -тель-. В русском языке она к ней применяют традиционный способ написания, поскольку альтернативы ему нет. Нельзя писать здесь букву И, так как суффикса -тиль- не существует.
С помощью морфемы -тель- образуются другие слова, указывающие на профессиональную принадлежность или вид деятельности. Например, строитель, создатель, законодатель. Во всех лексемах пишут суффикс с буквой Е. Этот вариант считается единственно правильным.
Примеры предложений
-
На уроке учитель поставил мне пятёрку и похвалил за старание.
-
С первого класса школьника сопровождает учитель.
-
Мой учитель строг, но справедлив.
-
Учитель по физике заболел, и урок отменили.