Как правильно пишется сонет


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Как правило, сонет — это стихотворение из 14 строчек, написанное пятистопным ямбом, однако между двумя основными видами сонетов — шекспировским (английским) и петрарковским (итальянским) — есть существенные различия. Из этой статьи вы узнаете, как написать сонет в этих двух стилях, а также о художественных возможностях менее известных форм сонетов.

  1. Изображение с названием Write a Sonnet Step 1

    1

    Используйте шекспировскую схему рифмовки. Шекспировский сонет — отличный инструмент для начинающего поэта, поскольку у него наиболее правильная и понятная схема рифмовки, а также ясная структура. У шекспировского сонета строки рифмуются всегда так:

    • АБАБВГВГДЕДЕЖЖ.[1]
    • Эти буквы символизируют рифмующиеся звуки в конце каждой строчки.
    • Опираясь на эту схему, можно сделать вывод, что последние слова первой и третьей строчки должны рифмоваться, а также второй и четвертой, пятой и седьмой, шестой и восьмой и так далее. В конце рифмуются последние две строки.
  2. Изображение с названием Write a Sonnet Step 2

    2

    Используйте пятистопный ямб. [2]
    Пятистопный ямб — это стихотворный размер, то есть способ измерения рифмы. Пятистопный ямб — правильный размер, и именно он является одним из самых частых размеров в английской литературе.

    • У пятистопного ямба пять поэтических стоп. Пятистопный слог еще называется пентаметром — этот термин произошел от греческого слова pente («пять»). Каждая стопа — это сочетание двух слогов, то есть в каждой строчке пентаметра есть десять слогов.
    • Каждая стопа написана ямбом. Ямб — это слог, в котором за неударной гласной следует ударная, из чего складывается размер вида «та-ДАМ». Примером такого размера служит слово «при-ВЕТ».
    • В строчке, написанной ямбом, будет пять стоп и 10 слогов в размере вида та-ДАМ та-ДАМ та-ДАМ та-ДАМ та-ДАМ.
    • В качестве примера можно привести строчку из восемнадцатого сонета Шекспира: «СравНИТ / ли с ЛЕТ / ним ДНЕМ / теБЯ / поЭТ?».[3]
  3. Изображение с названием Write a Sonnet Step 3

    3

    Вносите в размер изменения. Большая часть текста должна быть написана пятистопным ямбом, однако это делает сонет предсказуемым и слишком правильным. Если слегка сдвинуть ударения, можно разнообразить размер и сделать сонет более интересным для слушателя. Кроме того, это привлечет внимание к ключевым моментам в вашем произведении.

    • Например, в одиннадцатой строчке восемнадцатого сонета Шекспира встречается спондей, то есть две ударные гласные подряд: ДАМ-ДАМ.[4]
    • В переводе это звучит так: «НЕ СКА / жет СМЕРТЬ /, что ТЫ / в еЕ / теНИ».
    • Это слегка нарушает размер и приковывает внимание к смерти, о которой идет речь в этом фрагменте.
  4. Изображение с названием Write a Sonnet Step 4

    4

    Используйте шекспировскую строфическую систему. Шекспировский сонет состоит из трех четверостиший и одного двустишия. Четверостишья состоят из четырех строк, написанных ямбом по схеме АБАБ; двустишие состоит из двух строк, написанных ямбом, по схеме АА.[5]
    [6]

    • В шекспировском сонете первые три четверостишья рифмуются так: АБАБ ВГВГ ДЕДЕ.
    • Двустишие завершает сонет: ЖЖ.
    • Можно отделять эти фрагменты друг от друга пропуском строки, а можно оставлять целым текстом, но в каждом сонете такого типа структура должна быть именно такой.
  5. Изображение с названием Write a Sonnet Step 5

    5

    Тщательно продумывайте строфы. У сонета должна быть общая идея, а каждая строфа должна развивать мысль. Представьте, что каждая строфа — это отдельная мысль или абзац, в котором вам нужно рассказать о какой-то отдельной особенности темы сонета. Каждое четверостишье должно вести к смене направления повествования, или вольте. В финале (в 13-й строчке сонета) наступает развязка или раскрывается мысль, к которой подводят четверостишья. В качестве примера рассмотрим тридцатый сонет Шекспира.[7]
    :

    • В первом четверостишье описывается ситуация: «Когда на суд безмолвных дум своих воспоминанья прошлого влеку я…» Здесь читателю становится понятно, что автор размышляет о прошлом.
    • Второе четверостишье продолжает тему первого и развивает ее: «И об умершей плачу я любви, и о друзьях, исчезнувших в могиле».
    • В третьем четверостишье мысль снова получает продолжение и развитие: «От горя к горю вновь перехожу, печалюсь вновь печалями былого». Автор использует термины, связанные с торговлей: «за что платил, уплачиваю снова».
    • Завершающее двустишие начинается со слова «но», которое отмечает поворотный момент и новую мысль. В нем проблема не разрешается, однако тоска и грусть показываются с другой стороны: «Но только вспомню о тебе, мой друг, не станет больше ни утрат, ни мук».
  6. Изображение с названием Write a Sonnet Step 6

    6

    Тщательно продумайте тему. Сонет может быть посвящен чему угодно, однако классический сонет — это стихотворение о любви. Помните об этом.

    • Не забывайте, что из-за жесткой структуры вам будет сложно написать сонет о чем-то очень сложном или абстрактном. Развязка наступает достаточно быстро, поэтому выбирайте сюжет, который вам удастся интересно обыграть в конце сонета.
    • Если у вас есть сюжет, требующий размышлений, вам больше подойдет петрарковский сонет.
  7. Изображение с названием Write a Sonnet Step 7

    7

    Напишите свой шекспировский сонет. Не забывайте о схеме рифмовки, о пятистопном ямбе с небольшими отклонениями и необходимости развить мысль в трех четверостишьях. В последних двух строчках должна быть развязка.

    • Если вам сложно подбирать рифмы, используйте словарь рифм.[8]

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Sonnet Step 8

    1

    Используйте петрарковскую схему рифмовки. У шекспировского сонета жесткая структура, но в случае с петрарковским сонетом все иначе. Первые восемь строчек (октет) обычно пишутся по схеме АББААББА, а в последних шести строчках возможны разные варианты. Чаще всего используются следующие схемы[9]
    :

    • ВГВГВГ
    • ВГГВГВ
    • ВГЕВГЕ
    • ВГЕВЕГ
    • ВГВЕГВ
  2. Изображение с названием Write a Sonnet Step 9

    2

    Используйте пятистопный ямб. Все строчки должны быть написаны в виде «та-ДАМ», но не забывайте время от времени изменять размер, чтобы подчеркнуть ключевые слова и разнообразить звучание.

  3. Изображение с названием Write a Sonnet Step 10

    3

    Продумайте сюжет в соответствии с требованиями строфической структуры петрарковского сонета. У шекспировского сонета довольно жесткая структура, в то время как петрарковский сонет дает больше свободы: в нем есть октет, а затем завершающие шесть строчек, в которых можно развить тему. Благодаря этому петрарковский сонет больше подходит для сложных тем, требующих большого количества текста. В октете описывается тема и проблема. Кульминация наступает в девятой строчке, и в последних шести строчках описывается новый взгляд на проблему. Рассмотрим сонет Уильяма Водсворта «Монашке мил свой нищий уголок…»[10]
    :

    • В первых восьми строчках описываются люди и животные, которых не беспокоит ограниченность пространства.
    • Автор переходит от самых почитаемых людей к низшим: от монахинь к отшельникам, студентам, ремесленникам и пчелам.
    • Изменение направления мысли наступает строчкой раньше, в конце восьми строк. Это не совсем соответствует традиции, однако поэты много экспериментировали с формой и изменяли ее в соответствии со своими потребностями. Вы можете делать то же самое.
    • Кульминация начинается со следующих слов: «И кто в тюрьме свой дом увидеть смог, тот не в тюрьме». Начиная с этих строчек, Водсворт разовьет мысль о том, кому может быть комфортно в ограниченном пространстве.
    • В завершающих шести строках автор говорит, что формальные границы сонета (то есть схема рифмовки, пятистопный ямб и строгая структура из восьми и шести строк) — это не тюрьма, а способ освободиться и обрести успокоение. Автор надеется, что читатель разделяет это чувство.
    • В последних шести строчках автор помогает читателю переосмыслить чувства и действия людей, о которых шла речь в первых восьми строках.
  4. Изображение с названием Write a Sonnet Step 11

    4

    Напишите петрарковский сонет. Как и в случае с шекспировским сонетом, не забывайте о схеме рифмовки, строфах, пятистопном ямбе с незначительными изменениями. Помните, что кульминацию можно немного сдвигать, как это сделал Водсворт. Можно прибегать и к другим изменениям. Сонет не раз видоизменялся, поэтому не бойтесь нарушить форму.

    • Примером петрарковского сонета, который разрушает привычную форму, служит стихотворение Эдны Винсент Миллей «Вмещу я Хаос в четырнадцать строк». Это сонет о том, как написать сонет.[11]
      Миллей использует петрарковскую схему и размер, однако она разбивает строчки анжамбеманами (разрывами и переносами) и время от времени выходит за рамки размера, чтобы подчеркнуть, как тяжело писать классические сонеты.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Sonnet Step 12

    1

    Попробуйте использовать «урезанную» форму сонета.[12]
    Эта форма сонета была придумана Джерардом Мэнли Хопкинсом. Хопкинс видоизменил петрарковскую форму. С математической точки зрения хопкинсовский сонет — это три четверти петрарковского сонета, урезанного в соответствующих пропорциях. Поэкспериментируйте с этой формой, и вы увидите, как петрарковский сонет может существовать в условиях ограниченного места. Подумайте, меняется ли что-нибудь в соотношении двух частей при переходе к такой форме.

    • Урезанный сонет состоит из шести строчек со схемой АБВАБВ и пяти строчек со схемой ГВБГВ или ГБВГВ.
    • Кажется, что в таком сонете 11 строк, то есть чуть больше, чем три четверти петрарковского сонета, но в действительности там 10 с половиной строк. Последняя строка — это половина строки, написанной пятистопным ямбом, а иногда даже меньше.
    • Не считая последней строчки, сонет должен быть написан пятистопным ямбом.
    • Сонет Хопкинса «Пестрая красота» является известным примером сонетов такого типа.[13]
      Последняя фраза («Хвалите его») урезает одиннадцатую строку.
  2. Изображение с названием Write a Sonnet Step 13

    2

    Попробуйте использовать разрывы и перетекания фраз с помощью мильтоновского сонета. Эта форма была придумана Джоном Мильтоном, и в ее основе также лежит петрарковский сонет практически в неизменном виде. Однако в петрарковском сонете первые восемь и последние шесть строк разделяются резкой сменой направления мысли, а Мильтон хотел понять, что получится, если избавиться от этих делений.

    • В сонете Мильтона используется петрарковская схема рифмовки АББААББАВГДВГД и пятистопный ямб.
    • Однако в таком сонете нет резкого перехода к другой мысли в начале шестистишия — вместо него есть намеренный разрыв.
    • Разрывая строку или строфу в месте, которое не кажется логичным с точки зрения синтаксиса (там, где обычно стояла бы точка, запятая или точка с запятой), вы используете такой прием как анжамбеман.[14]
      Примером анжамбемана служит следующий фрагмент из сонета Мильтона «На его слепоту»:»Нет Господу нужды в людском труде / или в дарах Ему. Кто лучше всех / несет Его умеренную ношу, / тот служит Богу тоже лучше всех».
    • В стихотворении «На его слепоту» используется мильтоновская форма сонета. [15]
      Обратите внимание, как автор разрывает отдельные строчки и объединяет первые восемь и последние шесть строк.
  3. Изображение с названием Write a Sonnet Step 14

    3

    Изучите спенсеровский сонет. В основе форм, о которых шла речь выше, лежит петрарковский сонет, а Эдмунд Спенсер взял за основу шекспировский. В нем используется переплетающаяся схема рифмовки.

    • Сонет состоит из трех четверостиший и одного двустишия, как и шекспировский. Используется пятистопный ямб.
    • Схема рифмовки отличается от шекспировской. Каждое новое четверостишье начинается с рифмы, которой заканчивалось предыдущее.
    • Таким образом, схема становится такой: АБАБ БВБВ ВГВГ ЕЕ.
    • Сравните с классической шекспировской схемой: АБАБ ВГВГ ДЕДЕ ЖЖ.
    • Переплетающаяся структура тесно связывает четверостишья за счет повторяющихся рифм, особенно при переходе от одного четверостишья к следующему.
    • Мильтоновский сонет показывает связь между частями петрарковского сонета с помощью разрывов, а спенсеровский — с помощью переплетения рифм.
  4. Изображение с названием Write a Sonnet Step 15

    4

    Изучите сонет-терцину, состоящий из более коротких строф. Не считая урезанного сонета, во всех прочих формах в первой части используются четверостишья. Сонет-терцина написан короткими строфами, состоящими из трех строк.[16]

    • Несмотря на это, используется пятистопный ямб и 14 строк.
    • Схема рифмовки выглядит так: АБА БВБ ВГВ ГАГ АА. Обратите внимание, что рифма из первого трехстишья используется в четвертом и завершает весь сонет двустишием.
    • Сонет-терцина подчеркивает связь между строфами в сонете, в том числе звуковую (даже больше, чем спенсеровский сонет).
    • Разбивая первую часть стихотворения на группы по три, а не четыре строки, сонет-терцина требует более быстрого развития мысли.
    • Примером сонета-терцины служит стихотворение Роберта Фроста «Знакомство с ночью».[17]
  5. Изображение с названием Write a Sonnet Step 16

    5

    Придумайте свою собственную форму сонета. Как вы уже могли убедиться на примере вышеописанных форм сонетов, многие поэты стремились видоизменять сонет. Хотя своей формой сонет обязан Петрарке, он претерпел существенные изменения благодаря Сэру Томасу Уайетту, Генри Говарду, графу Суррею, и, конечно, Шекспиру, который сделал сонет популярным. Однако Хопкинс, Мильтон и Спенсер не побоялись изменять правила двух самых известных форм, и вам стоит следовать их примеру. Попробуйте изменить:

    • Длину строк. Что изменится, если вы напишете сонет четырехстопным ямбом (та-ДАМ, та-ДАМ, та-ДАМ, та-ДАМ) вместо пятистопного?
    • Размер. Что получится, если отказаться от ямба? Прочитайте стихотворение Джерарда Хопкинса «Геенна Отчаянья», в котором соблюдены все каноны петрарковского сонета, кроме размера.[18]
    • Схема рифмовки. Что выйдет, если написать первые восемь строк петрарковского сонета двустишиями (АА ББ ВВ ГГ) вместо повторяющихся четверостиший (АББААББА)?
    • Должна ли быть в сонете рифма? Во многих современных сонетах ее нет. Примером служит “[When the bed is empty…]” Доун Ланди Мартин (Dawn Lundy Martin).[19]

    Реклама

Советы

  • Попробуйте читать ударные гласные громче и выразительнее. Так вам будет проще следить за размером. Можно также стучать рукой по столу или хлопать, чтобы подчеркнуть ритм.
  • Читайте как можно больше сонетов разных видов. Чем лучше вы будете понимать эту форму, тем проще вам будет писать свои собственные сонеты.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 33 891 раз.

Была ли эта статья полезной?


Download Article


Download Article

Sonnets are poems comprised of 14 lines. The English, or Shakespearean, sonnet is written in iambic pentameter, and has a particular pattern of rhyming words at the end of every line. The final two lines rhyme with each other, and often turn the meaning of the sonnet into something new. The traditional subject of the sonnet is love, often unrequited or ambiguous love, but sonnets can be written on any topic.

  1. Image titled Write a Sonnet Like Shakespeare Step 1

    1

    Include 14 lines of equal length. The sonnet is known for its length: 14 lines exactly. There are many varieties of the sonnet form, but Shakespearean sonnets are always 14 lines. The quatrain is a poetic term for 4 lines of poetry that share a common sensibility, and usually share a rhyme scheme. The couplet is a poetic term for 2 lines of rhyming verse. The 14 lines of the Shakespearean sonnet is formed by using 3 quatrains (4 lines of verse x 3 repetitions = 12 lines) and 1 couplet (2 lines) to result in the required 14 lines.

    • Usually, there is a problem expressed in the first three quatrains, which is then resolved by the closing couplet.
    • Each quatrain extends a thought or idea expressed in the preceding quatrain.
  2. Image titled Write a Sonnet Like Shakespeare Step 2

    2

    Know about iambic pentameter. Shakespearean sonnets are typically written in lines of 10 syllables, 5 of which are “stressed” when spoken aloud. For example, this line written by poet Percy Bysshe Shelley: If Winter comes, can Spring be far behind? The five stressed syllables are Win-, comes, Spring, far, -hind.[1]

    • To create more variation within the lines, it’s also possible to include 11 syllables, which would end the line on an unstressed syllable. For example, this line from Shakespeare’s Sonnet #29: “Yet in these thoughts my self almost despising,” the stresses are In, thoughts, self, -most, -pis-.
    • The combination of stressed and unstressed syllables are known as a metric foot. Since penta means 5, pentameter means 5 feet.
    • Iambic pentameter is the rhythm that most imitates everyday speech in the English language, so it isn’t really hard to write.[2]

    Advertisement

  3. Image titled Write a Sonnet Like Shakespeare Step 3

    3

    Consider the rhyme scheme. The Shakespearean sonnet has rather strict rules about what words should rhyme at the end of every line. This pattern of rhyming end words can be symbolized by an alphabetical letter. A series of rhyming couplets can be symbolized as AABBCC, etc.[3]

    • The rhyme scheme of the Shakespearean sonnet is ABAB CDCD EFEF GG.
    • By looking at the rhyme scheme, you can see that there is a predictable flow to the end rhymes of each of the 14 lines.
  4. Image titled Write a Sonnet Like Shakespeare Step 4

    4

    Know different versions of the English sonnet. The Spenserian sonnet, named after the famous British poet Edmund Spenser, consists of 14 lines with the rhyme scheme ABAB BCBC CDCD EE. The quatrains are linked in this form by end line of each quatrain that continues in the first line of the following quatrain.

    • The Miltonic sonnet, which is what the British poet William Wordsworth often wrote, uses the rhyme scheme ABBAABBA CDECDE. This is, in fact, a version of the Italian or Petrarchan sonnet, in which the 14 lines are created by 8 lines (2 quatrains) and 6 lines (or sestet) with a volta (or turn) in the middle. The Miltonic sonnet omits the turn in the middle.
    • The Shakespearean sonnet was actually developed by the Earl of Surrey in the 16th century, but it was made famous by Shakespeare in his sonnet sequence printed in 1609.
  5. Image titled Write a Sonnet Like Shakespeare Step 5

    5

    Learn what makes a lyric poem. A lyric poem is written to express personal emotions, such as love and grief. A sonnet is almost always a lyric poem, rather than a dramatic or narrative poem. If you’re considering writing a sonnet, you should think about using this form to express something you feel strongly about.[4]

    • In ancient Greece, a lyric was a poem written for accompaniment with the lyre, an early stringed instrument. Currently, lyric poetry is written as an expression of individual emotion.
    • The word sonnet literally means “little song.”[5]
  6. Image titled Write a Sonnet Like Shakespeare Step 6

    6

    Consider popular topics for sonnets. Shakespeare’s sonnets were written mostly about love, whether happy, unhappy, or forbidden love. Later poets, most notably John Donne, wrote sonnets about religious love.[6]

    • Grief is another popular topic for sonnets, as grief can be seen as an expression of lost love.
    • Within the topic there is a conflict that will be developed in the first quatrains, and concluded in the final quatrain.
  7. Advertisement

  1. Image titled Write a Sonnet Like Shakespeare Step 7

    1

    Think about what you want to write about. People have written sonnets about love, passion, lost love or squandered love, unrequited love, or the grief of losing a loved one. While love, grief, or other strong emotions make compelling sonnets, there are no rules about what a sonnet should be about.[7]

    • If you aren’t sure what you want the topic of your poem to be, it’s okay to start with an image that captures your attention or even a quote that you find interesting to think about.
    • Because the form of a sonnet is short and intense, it makes sense to use this form for interior, self-directed topics.
    • Sometimes writing a poem can help you sort through an experience that’s confused or overwhelmed you. You might find yourself writing a poem to figure out your own thoughts.
    • The topics of Shakespeare’s own sonnets included time, love, beauty and mortality.
  2. Image titled Write a Sonnet Like Shakespeare Step 8

    2

    Decide to write about an experience. One reason to write a poem is to write about an experience that’s been important in your life. Focusing on a particular moment in your life can help you address larger, more abstract, topics.[8]

    • For example, if you want to write about someone your life, you might start by writing about an experience that you shared together, such as a drive or a meal.
    • This event might serve as a metaphor, something that serves to convey information that’s larger than the literal meaning itself.
    • An example of a sonnet written by Shakespeare about an actual experience that was also a metaphor was in Sonnet 22, where he writes about looking into a mirror and seeing the signs of aging in his own face.[9]
  3. Image titled Write a Sonnet Like Shakespeare Step 9

    3

    Be specific. Using clear and concrete language is a good way to convey strong emotional experiences. Sometimes people feel like they have to write poetry using “poetic” language, when nothing could be farther from the truth. The best sonnets are written in language that is simple and direct. [10]

    • Sensory detail will help you show the reader your meaning, rather than simply telling your meaning.
    • Make sure to include plenty of sensory details, such as what you can smell, feel, taste, and hear.
  4. Image titled Write a Sonnet Like Shakespeare Step 10

    4

    Avoid cliches in your poem. Cliches are phrases that have been used so often in language that they no longer bring any meaningful information. For example, “pretty as a picture,” or “cool as a cucumber” are comparisons that are cliches.

    • One way that Shakespeare avoided cliches was to make fun of them, such as in Sonnet 130 where he writes, «My mistress’ eyes are nothing like the sun; Coral is far more red than her lips’ red…»[11]
      Because it was a common cliche to compare a woman’s body to flattering images, Shakespeare does the opposite.
    • One way to determine whether or not you’re using cliches in your writing is to read your poem out loud to someone else. If your reader can predict the end of any phrase before you say it, you’re probably using a cliche.
    • In order to eliminate all cliches from your poem, focus on what you really intend to say.
  5. Image titled Write a Sonnet Like Shakespeare Step 11

    5

    Make sure you find time for writing. Some writers can write in coffee shops or at the kitchen table, but others require a quiet room and a desk. The most important aspect of writing a poem is to make sure you set aside time to focus on your work.[12]

    • Whether you write your poetry in a journal, a notebook, or on your computer is up to you.
    • There’s no “wrong way” to write your poem, so feel free to explore as many different writing styles as you’d like.
  6. Image titled Write a Sonnet Like Shakespeare Step 12

    6

    Consider writing a “crown of sonnets.” If you find that you’d like to extend your sonnet past the 14-line limit, consider writing a sonnet sequence, often referred to as “a crown of sonnets.” The sonnet sequence is a collection of linked sonnets regarding the same subject matter.[13]

    • Often, the last line of the sonnet doubles as the opening line of the following sonnet.
    • The final sonnet’s last line may be the first line of the initial sonnet.
  7. Advertisement

Sample Sonnets

Add New Question

  • Question

    How do I make the words rhyme?

    Community Answer

    Try using an online rhyming dictionary if you’re having trouble. Just search «rhyming dictionary.»

  • Question

    We are trying to figure out if our poem is correctly done. How can we tell for sure?

    Community Answer

    Read it to yourself and then read it to someone else. If it sounds correct, well done. If not, try again.

  • Question

    How do I write a sonnet like Shakespeare if it is about a family member?

    Louisa

    Shakespeare mostly focused on romantic love, but he also uses metaphors and personification, deep emotions, nature, and carefully crafted and articulate ideas to make his poems. All of these can translate into your poem.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

Thanks for submitting a tip for review!

References

About This Article

Thanks to all authors for creating a page that has been read 255,083 times.

Reader Success Stories

  • Gerry Stefanson

    «New to this world, got serious later 2020 and have ground out 250 or so finished poems.This plants a smile on my…» more

Did this article help you?


Download Article


Download Article

Sonnets are poems comprised of 14 lines. The English, or Shakespearean, sonnet is written in iambic pentameter, and has a particular pattern of rhyming words at the end of every line. The final two lines rhyme with each other, and often turn the meaning of the sonnet into something new. The traditional subject of the sonnet is love, often unrequited or ambiguous love, but sonnets can be written on any topic.

  1. Image titled Write a Sonnet Like Shakespeare Step 1

    1

    Include 14 lines of equal length. The sonnet is known for its length: 14 lines exactly. There are many varieties of the sonnet form, but Shakespearean sonnets are always 14 lines. The quatrain is a poetic term for 4 lines of poetry that share a common sensibility, and usually share a rhyme scheme. The couplet is a poetic term for 2 lines of rhyming verse. The 14 lines of the Shakespearean sonnet is formed by using 3 quatrains (4 lines of verse x 3 repetitions = 12 lines) and 1 couplet (2 lines) to result in the required 14 lines.

    • Usually, there is a problem expressed in the first three quatrains, which is then resolved by the closing couplet.
    • Each quatrain extends a thought or idea expressed in the preceding quatrain.
  2. Image titled Write a Sonnet Like Shakespeare Step 2

    2

    Know about iambic pentameter. Shakespearean sonnets are typically written in lines of 10 syllables, 5 of which are “stressed” when spoken aloud. For example, this line written by poet Percy Bysshe Shelley: If Winter comes, can Spring be far behind? The five stressed syllables are Win-, comes, Spring, far, -hind.[1]

    • To create more variation within the lines, it’s also possible to include 11 syllables, which would end the line on an unstressed syllable. For example, this line from Shakespeare’s Sonnet #29: “Yet in these thoughts my self almost despising,” the stresses are In, thoughts, self, -most, -pis-.
    • The combination of stressed and unstressed syllables are known as a metric foot. Since penta means 5, pentameter means 5 feet.
    • Iambic pentameter is the rhythm that most imitates everyday speech in the English language, so it isn’t really hard to write.[2]

    Advertisement

  3. Image titled Write a Sonnet Like Shakespeare Step 3

    3

    Consider the rhyme scheme. The Shakespearean sonnet has rather strict rules about what words should rhyme at the end of every line. This pattern of rhyming end words can be symbolized by an alphabetical letter. A series of rhyming couplets can be symbolized as AABBCC, etc.[3]

    • The rhyme scheme of the Shakespearean sonnet is ABAB CDCD EFEF GG.
    • By looking at the rhyme scheme, you can see that there is a predictable flow to the end rhymes of each of the 14 lines.
  4. Image titled Write a Sonnet Like Shakespeare Step 4

    4

    Know different versions of the English sonnet. The Spenserian sonnet, named after the famous British poet Edmund Spenser, consists of 14 lines with the rhyme scheme ABAB BCBC CDCD EE. The quatrains are linked in this form by end line of each quatrain that continues in the first line of the following quatrain.

    • The Miltonic sonnet, which is what the British poet William Wordsworth often wrote, uses the rhyme scheme ABBAABBA CDECDE. This is, in fact, a version of the Italian or Petrarchan sonnet, in which the 14 lines are created by 8 lines (2 quatrains) and 6 lines (or sestet) with a volta (or turn) in the middle. The Miltonic sonnet omits the turn in the middle.
    • The Shakespearean sonnet was actually developed by the Earl of Surrey in the 16th century, but it was made famous by Shakespeare in his sonnet sequence printed in 1609.
  5. Image titled Write a Sonnet Like Shakespeare Step 5

    5

    Learn what makes a lyric poem. A lyric poem is written to express personal emotions, such as love and grief. A sonnet is almost always a lyric poem, rather than a dramatic or narrative poem. If you’re considering writing a sonnet, you should think about using this form to express something you feel strongly about.[4]

    • In ancient Greece, a lyric was a poem written for accompaniment with the lyre, an early stringed instrument. Currently, lyric poetry is written as an expression of individual emotion.
    • The word sonnet literally means “little song.”[5]
  6. Image titled Write a Sonnet Like Shakespeare Step 6

    6

    Consider popular topics for sonnets. Shakespeare’s sonnets were written mostly about love, whether happy, unhappy, or forbidden love. Later poets, most notably John Donne, wrote sonnets about religious love.[6]

    • Grief is another popular topic for sonnets, as grief can be seen as an expression of lost love.
    • Within the topic there is a conflict that will be developed in the first quatrains, and concluded in the final quatrain.
  7. Advertisement

  1. Image titled Write a Sonnet Like Shakespeare Step 7

    1

    Think about what you want to write about. People have written sonnets about love, passion, lost love or squandered love, unrequited love, or the grief of losing a loved one. While love, grief, or other strong emotions make compelling sonnets, there are no rules about what a sonnet should be about.[7]

    • If you aren’t sure what you want the topic of your poem to be, it’s okay to start with an image that captures your attention or even a quote that you find interesting to think about.
    • Because the form of a sonnet is short and intense, it makes sense to use this form for interior, self-directed topics.
    • Sometimes writing a poem can help you sort through an experience that’s confused or overwhelmed you. You might find yourself writing a poem to figure out your own thoughts.
    • The topics of Shakespeare’s own sonnets included time, love, beauty and mortality.
  2. Image titled Write a Sonnet Like Shakespeare Step 8

    2

    Decide to write about an experience. One reason to write a poem is to write about an experience that’s been important in your life. Focusing on a particular moment in your life can help you address larger, more abstract, topics.[8]

    • For example, if you want to write about someone your life, you might start by writing about an experience that you shared together, such as a drive or a meal.
    • This event might serve as a metaphor, something that serves to convey information that’s larger than the literal meaning itself.
    • An example of a sonnet written by Shakespeare about an actual experience that was also a metaphor was in Sonnet 22, where he writes about looking into a mirror and seeing the signs of aging in his own face.[9]
  3. Image titled Write a Sonnet Like Shakespeare Step 9

    3

    Be specific. Using clear and concrete language is a good way to convey strong emotional experiences. Sometimes people feel like they have to write poetry using “poetic” language, when nothing could be farther from the truth. The best sonnets are written in language that is simple and direct. [10]

    • Sensory detail will help you show the reader your meaning, rather than simply telling your meaning.
    • Make sure to include plenty of sensory details, such as what you can smell, feel, taste, and hear.
  4. Image titled Write a Sonnet Like Shakespeare Step 10

    4

    Avoid cliches in your poem. Cliches are phrases that have been used so often in language that they no longer bring any meaningful information. For example, “pretty as a picture,” or “cool as a cucumber” are comparisons that are cliches.

    • One way that Shakespeare avoided cliches was to make fun of them, such as in Sonnet 130 where he writes, «My mistress’ eyes are nothing like the sun; Coral is far more red than her lips’ red…»[11]
      Because it was a common cliche to compare a woman’s body to flattering images, Shakespeare does the opposite.
    • One way to determine whether or not you’re using cliches in your writing is to read your poem out loud to someone else. If your reader can predict the end of any phrase before you say it, you’re probably using a cliche.
    • In order to eliminate all cliches from your poem, focus on what you really intend to say.
  5. Image titled Write a Sonnet Like Shakespeare Step 11

    5

    Make sure you find time for writing. Some writers can write in coffee shops or at the kitchen table, but others require a quiet room and a desk. The most important aspect of writing a poem is to make sure you set aside time to focus on your work.[12]

    • Whether you write your poetry in a journal, a notebook, or on your computer is up to you.
    • There’s no “wrong way” to write your poem, so feel free to explore as many different writing styles as you’d like.
  6. Image titled Write a Sonnet Like Shakespeare Step 12

    6

    Consider writing a “crown of sonnets.” If you find that you’d like to extend your sonnet past the 14-line limit, consider writing a sonnet sequence, often referred to as “a crown of sonnets.” The sonnet sequence is a collection of linked sonnets regarding the same subject matter.[13]

    • Often, the last line of the sonnet doubles as the opening line of the following sonnet.
    • The final sonnet’s last line may be the first line of the initial sonnet.
  7. Advertisement

Sample Sonnets

Add New Question

  • Question

    How do I make the words rhyme?

    Community Answer

    Try using an online rhyming dictionary if you’re having trouble. Just search «rhyming dictionary.»

  • Question

    We are trying to figure out if our poem is correctly done. How can we tell for sure?

    Community Answer

    Read it to yourself and then read it to someone else. If it sounds correct, well done. If not, try again.

  • Question

    How do I write a sonnet like Shakespeare if it is about a family member?

    Louisa

    Shakespeare mostly focused on romantic love, but he also uses metaphors and personification, deep emotions, nature, and carefully crafted and articulate ideas to make his poems. All of these can translate into your poem.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

Thanks for submitting a tip for review!

References

About This Article

Thanks to all authors for creating a page that has been read 255,083 times.

Reader Success Stories

  • Gerry Stefanson

    «New to this world, got serious later 2020 and have ground out 250 or so finished poems.This plants a smile on my…» more

Did this article help you?

Сонет — поэма из четырнадцати строк — бывает двух основных типов: Английский (или Шекспировский) и Итальянский (или Петраркийский). Данный вид поэзии имеет специфическую структуру. Следуйте нижеописанным простым и лаконичным шагам, чтобы сымитировать язык бардов и уловить в стихотворном слоге прекрасные черты объекта ваших воздыханий. А затем преподнести поэтический подарок своему любимому человеку.

Сложность: умеренно сложно.

Сонет - поэма из четырнадцати строк

Вам потребуются:
— словари;
— тезаурус;
— несколько листов бумаги или документ в электронном виде;
— набор хорошего шоколада;
— розы.

Шекспировский:

Шекспировский

1. Выберите предмет, вокруг которого будет строиться ваш сонет. Тематика обычно фокусируется на любви или философии, но современные сонеты могут охватывать практически любой вопрос.

2. Разделите тему вашего сонета на две секции. В первой секции вы представите ситуацию или вашу основную мысль читателю; во второй секции стоит изложить умозаключения в том или ином виде или изобразить кульминационный момент.

3. Составьте первую секцию из трех четверостиший – то есть три станса по 4 строки каждый.

4. Три четверостишия напишите со структурой рифмы а-б-а-б, в-г-в-г, д-е-д-е, когда каждая из этих букв обозначает окончание каждой строчки сонета, а именно его последнее слово, и оно должно рифмоваться с последним словом через строку. Причем в каждом новом четверостишии рифмы не должны повторяться.
…………. сон
………….мечта
………….тон
………….красота

Большинство сонетов берут за основу ритм ямбического стиха – пятистопного ямба, как видно, например, из трех четверостиший «Сонета 30» Шекспира (в оригинале, в переводе как правило, схема рифм нарушена).

5. Последнюю секцию составьте, как куплет-двустишие – две рифмующиеся поэтичные строчки. На этот раз используйте структуру рифмы вида ж-ж, когда на обеих строчках последние слова рифмуются друг с другом. За примером можно так же обратиться к «Сонету 30» в оригинале и двум его последним строкам. 

Петраркийский:

Петраркийский

1. Аналогичен вышеописанному п. 1.

2. Разделите сонет на две части: первая из которых будет содержать в себе некий аргумент или вопрос, вторая же предоставлять ответ или состоять из контраргумента.

3. Первая часть сонета должна содержать восемь строк, вторая шесть, и при этом структура рифмы в последней должна смениться. 

Прочувствуйте и оформите соответствующим образом поворот событий в поэме. «Поворот» представляет собой сюрприз или смену точки зрения автора. В итальянских сонетах, соответственно поворот оформляется между 8-й и 9-й строчками, в английских иногда точно так же, между восьмой и девятой, либо перед последним двустишием. Отличный пример резкого поворота – Шекспировский сонет 130: после 12-й строки, в которой он описывает свою любовницу как обладательницу «не слишком изящной походки», последние двустишие гласит примерно следующее: «небеса мне свидетели, для меня она прекраснее, чем сотни других с ложной внешней красотой».

Когда поэты выбирают формат сонета, как правило, это делается ради некоей выгоды, либо чтобы остроумно что-то продемонстрировать или кого-то задеть. Если вы будете писать по классическим правилам, это выявит наличие у вас стиля и вкуса, а так же знание поэзии. В то же время современные поэты направо и налево свободно нарушают и общую структуру, и систему рифм, принятые в те времена. Они могут добавить или, наоборот, убрать несколько строк, или изобрести новую структуру рифм. Из-за изменения поэтических правил в крупные неприятности еще никто не попадал.

Для любовной поэзии сонеты подходят идеально. Они кратки и конкретны, так что вам нужно быть очень аккуратными с подбором слов. Сонеты побуждают вас сказать именно то, что вы имеете в виду, придерживаясь при этом соответствующей стилистики.
Поэмы о природе так же прекрасно смотрятся в виде сонетов. Попытайтесь сочинить сонет, который описывает человека, место или некий предмет. Это отличная практика для будущего поэта – тренирует в вас наблюдательность, внимание к деталям и учит составлять из этого конкретный портрет кого-то или чего-то.

Поэмы о природе так же прекрасно смотрятся в виде сонетов

Дополнения:

— Ямб – это тип измерения ритма поэмы. Он составляется из двух слогов, с акцентом на второй, более длинный слог. Например, «по-нять», «у-знать»;

— Пентаметр или пятистопный ямб значит, что в каждой строке должно быть пять метрических футов. Пятистопный ямб означает, что каждая строка поэмы обязана состоять из пяти ямбических футов или десяти слогов в общей сложности;

— Итальянские сонеты, зачастую используют структуру рифмы формата а-б-б-а-а-б-б-а для первой части (называемую октавой), и структуру рифмы формата в-г-д-в-г-д, либо в-г-в-г-в-г для второй части (называемой секстет);

— Многие современные сонеты не имеют рифмы в принципе, но вместо этого они представляет собой просто 14 строк по 10 слогов в каждой.

СОНЕТ — лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати стихов, построенных и расположенных в особом порядке. Строгая форма, требующая исполнения многих условий. Пишется сонет преимущественно ямбом — пятистопным или шестистопным; реже употребляется четырехстопный ямб. 14 стихов сонета группируются в два четверостишия и в два трехстишия (терцета). В двух четверостишиях, — в первой половине сонета, — как общее правило, должны быть две рифмы: одна женская, другая мужская. В двух трехстишиях второй половины сонета другие рифмы, которых может быть и две, и три. Примеры схем более употребительного расположения рифм таковы:

1) abba, abba, ccd, ede

2) abba, abba, cdc, dee

3) abba, abba, cdd, ccd

4) abab, abab, cdc, cdc

5) abab, abba ccd, eed,

и т. д.

Основною и самою красивою формою для первых двух четверостиший считается «опоясанные» рифмы: abba повторяющиеся в каждом четверостишии. Наименее стильными считаются схемы сонетных четверостиший не с двумя, а с четырьмя рифмами. Распределение мужских и женских рифм зависит от того, с какой рифмы начат сонет. Значительно больше разнообразия предоставляется в распределении рифм (две или три по желанию) по трехстишиям. Соблюдается строго лишь правило, что если второе четверостишие кончилось мужской рифмой, то первое трехстишие должно кончиться женскою, и наоборот. Построение трехстиший следует в особенности классическому правилу: если четверостишия построены на опоясанных рифмах по повторяющейся схеме abba, то третий стих первого терцета рифмует со вторым стихом второго терцета. Если же четверостишия построены на перекрестных рифмах, по схеме abab то в терцетах общею рифмою связываются два первые стиха второго терцета, и общею рифмою соединены последние стихи обоих терцетов. Вообще же третий стих первого трехстишия рифмует или с предпоследним или с последним стихом второго терцета. Все остальные формы более или менее отступают от основной. В общем идеальною, строго классическою формою сонета является его вид: abba abba 00d 0d0 (нулем обозначены свободные рифмы); а также форма:

abab abab 00d 00d.

Ряд условий ставится и звучащей стороне сонета (название от sonnare — звучать). Все стихи должны быть равномерны с положенным местом для цезуры. Рифма требуется наиболее совершенная. Для четверостиший одна рифма мужская, другая — женская; для трехстиший с двумя рифмами тоже самое, а с тремя — обе рифмы одного рода и одна другого. В трехстишиях должны быть иные рифмы, нежели в четверостишиях. Повторение рифм на всем протяжении сонета недопустимо. Недопустимо повторение в сонете (без особой поэтической надобности) одного и того же слова. Помимо строгого соблюдения внешней формы и указанных условий гармонии, сонет должен обладать внутренним строением, связанным с его содержанием и настроением, как законченное лирическое переживание, развитое в частях сонета и возвращающееся в последнем стихе к началу его — в первом стихе. Содержание предоставляется выбору поэта и необыкновенно разнообразно.

Особую форму представляет венок сонетов; он состоит из пятнадцати сонетов. Последний, 15-й сонет, называемый магистралом, связывает между собою все части «венка»; первый сонет начинается первым стихом магистрала и кончается вторым стихом магистрала; второй сонет начинается вторым стихом магистрала и кончается, третьим стихом и т. д., четырнадцатый начинается последним стихом магистрала и кончается снова первым стихом магистрала. Самый же магистрал повторяет первые стихи каждого сонета, последовательно развивающего идеи и образы магистрала. Литература об иностранном сонете весьма обширна. Указания на нее в энциклопед. словаре Брогауза и Эфрона — статья «Сонет» А. Горнфельда. На русском языке можно назвать только главу 9 книги Н. Н. Шульговского: «Теория и практика поэтического творчества».

Сонет — определился как твердая форма в XIII в., в Италии. В XIII же веке из романского архитектурного стиля родился готический и в Италии был назван этим именем, хотя и неправильно. Конечно, не сонет повлиял на готику, но романо-готическое миропонимание вылилось в соответствующие формы, наиболее могуче в архитектурные. Архитектура готическая победила романскую, в грандиозном размахе подчинила себе скульптуру, живопись, так называемые прикладные искусства. Точно и мудро копируя архитектурные достижения, поэзия откликнулась сонетом.

Понятно, что в это неповторимое время архитектурная готическая схема жила сознательно и бессознательно во всех умах. Основная эта схема (западного фасада) такова: прямоугольник, чаще удлиненный вверх и на нем по бокам два удлиненных прямоугольника башен (северной и южной), завершенные равнобедренными треугольниками шпилей — крыш, подчас как придатков (Реймский), подчас отсутствующих (Иорский), подчас весьма развитых (Кельнский).

Схема сонета: прямоугольник двух четверостиший (катрэнов), чаще по рисунку удлиненные и завершающие его тело два трехстишия (терцеты). Свойства архитектуры и поэзии таковы, что мы здание неизбежно начинаем снизу, начинаем же писать по разным причинам сверху страницы (раньше свитка, листа). Но архитектурный принцип начала и завершения настолько силен, что мы и теперь говорим: завершающая (корень верх) строка стихотворения в смысле последней, неизбежно по рисунку нижней; или эпилог — завершение романа. Этот принцип получил такую силу не от архитектуры только. И дерево, и трава растут так же. Если бы сонет рождался позже, искусственно, стилизируя архитектурную готику, он, может быть, и поместил бы терцеты вверху (в ложно понятом завершении). Но создатели сонета могли мыслить лишь логически правильно. Может быть даже, если бы сонет родился в эпоху не стиля, а стилизации, он, кроме того, что поставил бы терцеты в ложном верху, разместил бы их не один над другим, а налево и направо, проведя мысленную вертикальную линию хотя бы внутренними рифмами. Интересно, что в эпоху изживания сонетной сущности появился рядом с искажениями сонета и обратный (обращенный, перевернутый) сонет, имевший терцеты вначале (вверху), катрэны (тело) в конце (внизу). Строились сонеты и с терцетами, заканчивающимися (вниз) лишними маленькими строками, как бы подражание завершениям готических башен.

Сонетисты спорили долго и упорно о том, трактовать ли первые 8 стихов сонета как одно целое, как два, или как 4 (обязательный знак препинания, остановка, repos после второго и шестого стиха, иначе в середине катрэнов). В конце концов, спор поныне решен компромиссно: катрэны разъединены по законам развития темы и следовательно большими остановками (repos), но соединены общими рифмами. Так же и творцы архитектурной готики, споря друг с другом, создали в конце концов типичную схему фасада, с одной группой элементов, делящих на этажи, с другой противящейся этому делению. Французы, впитавшие принципы Нотр-Дам, требуют до сих пор четырех repos в сонете. Когда Англия, претворив в себе германо-франко-итальянскую готику, дала свою англо-готику, она уменьшила стремление вверх, дала разнохарактерность двух основных этажей и не такую полную гармонию между наружным и внутренним видом, как в южных странах. Внутренность английской готики приближается к домашнему уюту, подчас даже давая деревянную облицовку; во Франции, в Италии, чем дальше на юг, тем более внутренность собора похожа на городскую площадь. То же и с английским сонетом. С Шекспира (XVI в.) он получил явно пониженное в сравнении с Петраркой содержание, разноликое строение катрэнов (baab, abab или наоборот). И если сонеты Данте и Петрарки таковы, что каждый камень их чувствуется со всех сторон и стены их постройки без обмана таковы же внутри, как и снаружи, то сонеты Шекспира и т. н. шекспировские, несколько пугая холодом одноликой архитектуры, успокаивают внутренним жизненным уютом. Пушкин выбрал инстинктивно англо-сонет, впитав культуры Шекспира и Байрона.

Первые готические сооружения с романскими традициями имели пропорции фасада в смысле отношения высоты к основанию приблизительно отвечающие принципам золотого деления. Первые великие сонетисты Данте (1265—1321) и Петрарка (1304—1374) закрепили за сонетным стихом определенную длину по количеству слогов (10—12), дающую как мера ширины по отношению к мере длины (высоты) приблизительно пропорции золотого деления. Принцип золотого деления более глубинно сказался в сонете отношением катрэнной части к терцетной (8 к 6; идеальное 8 к 5). Скоро готика стала подчеркивать свои архитектурно-инженерные достижения не всегда на основах чистой гармонии. Иногда при постройке башни или колонны бралось задание максимальной высоты при минимальном основании. То же видим при вырождении сонета. Появляется, особенно во Франции, щегольство укороченными стихами до предельной меры — одна стопа, даже один слог; не столько поэзия, сколько преодоление трудности задания. Многие готические соборы стоят столетия с одной башней. Эта картина сначала должна была восприниматься как явная незавершенность. Но, привыкнув к однобашенным соборам, поэты стали писать сонеты с одним терцетом. Интересна аналогия между неповторимостью орнамента кросс и пр. и слов в сонете.

Сонет был жив, пока жива была готика. Нет ни одной европейской страны, где с рождения готики до ее смерти прекратилось бы хотя на десятилетие готическое строительство. И нет ни одной европейской страны, где после того, как Петрарка дал жизнь сонету, сонеты не писали хотя бы десять лет. Каждое готическое сооружение вызывало горячие долгие диспуты. Сонеты вызывали и диспуты, и турниры, и дуэли. У сонета было столько же врагов, сколько и у готики. И столько же друзей, если не считать, что по началу, конечно, было более грамотных в архитектуре и безграмотных в книжкой грамоте, потом наоборот. Умерло готическое народное мышление с ведьмами, чертями, грешниками и святыми, столь же простыми и реальными, как предметы обихода. Умер в те же сроки и сонет.

Интересен вопрос о сонете в России, где история не знает органически возникшей готики. Одинаково чуждые русскому духу, архитектурная готика и сонет имеют здесь различные пути. Создав много подражательных, бездушных, никакой самобытной цены не имеющих «готических» фасадов, беседок, часовен, архитектура в России все же дала настоящие ценности, могущие быть названными русской готикой; хотя бы несколько башен московского Кремля. Здесь нет рабского подражания ни в материале, ни в основных, ни во фрагментных канонах; здесь не чужой мрамор, а свой кирпич, нот ни круглых, ни стрельчатых окон с цветными стеклами и пр. и все же это настоящая национальная готика. Спорным является вопрос, много ли здесь русского гения и участвовал ли он вообще, но то факт, что это новое возникло на русской почве. Что же сделал русский сонет? Получив готовую форму, он побоялся даже дать свой материал, т. е. свою рифмовку и метрику. До сих пор никто не решился взять в сонет трехсложного метра и дактилической и гипердактилической рифмы, более свойственных русскому языку, чем пятистопный и шестистопный ямб с женскими и мужскими окончаниями. И если уж стилизаторски подражать, то чистый ямб не годится.

Не говорю уже о более существенных деформациях, неизбежных при всякой здоровой акклиматизации. Создатели нескольких хороших образцов «русской готики» поняли простой закон, что если уж строить в каком-нибудь «стиле», то строить так, как бы выстроилось, если бы этот стиль здесь родился. Нет мрамора — есть кирпич; холод не позволяет больших окон — не надо. А русские сонетисты до сих пор строят беломраморные беседки в помещичьих садах, уменьшенные копии того, что видели в Италии. Построить же свой канон на основах канона национальной готики или того, что ей соответствовало, не достало ни силы, ни смелости.

Законы всего этого понятны. Русская светская литература начала расцветать тогда, когда начинало умирать сколько-нибудь самостоятельное русское зодчество. Тысячи западных поэтов могли вдохновляться живыми, при них рождавшимися архитектурными памятниками и просто живой прекрасной уличной архитектурой. У нас только Феофан Прокопович, Ломоносов, Державин и те, кто с ними, видели живую русскую архитектуру. Начиная с Пушкина всем нам приходится любить вчерашний день архитектуры (если не завтрашний).

Без исторически осмысленной народной подосновы нет стиля. Нет и сонета. Есть 14 строк.

В. Ч., Иван Рукавишников.
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель,
1925

КЛАССИЧЕСКИЙ СОНЕТ. Статья

­­­­­­­­­­­Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня хочу поговорить с вами о сонете.
Этот жанр всегда был любим и поэтами, и читателями.
Не стану утомлять Вас сведениями, как возник и развивался сонет, об этом вы
можете почитать в Википедии.
Здесь расскажу о 3-х видах КЛАССИЧЕСКОГО сонета, о тех правилах, по которым он пишется.

Возможно многие авторы удивятся скольким требованиям должно соответствовать
стихотворение прежде, чём оно начнёт носить гордое имя — сонет.
Ведь не случайно эта форма называется твёрдой.
Итак,

ТРЕБОВАНИЯ К СОНЕТУ

1. 14 строк
2. 5-стопный ямб
3. Тезис, антитеза, синтез, развязка. Интонационные различия в них.
4. Точные и редкие рифмы
5. Слова не повторяются ( кроме союзов, междометий и предлогов )
6. Высокий слог
7. Каждая строфа заканчивается точкой
8. Не допустимо многоточие
9. Не разрешён анжамбеман между строфами

Классический сонет, как я уже сказала, бывает 3-х видов:
итальянский, французский и английский.
Различаются они по рифмовке и построению.


ИТАЛЬЯНСКИЙ СОНЕТ

Он состоит из 2-х катренов и 2-х терцетов.
Схема построения: ABAB ABAB CDC DCD, ( или CDE CDE ),
( заглавными буквами здесь и далее обозначены женские рифмы).
Рифмовка в катренах только ПЕРЕКРЁСТНАЯ, две рифмы.
В терцетах может быть и ДВЕ, и ТРИ рифмы.

В итальянском сонете часто используются лишь ЖЕНСКИЕ рифмы.
Поэтому в классическом итальянском сонете — 154 слога.
Так свои сонеты писал Петрарка.

Однако возможно и чередование рифм: женская с мужской.
Тогда следует обратить внимание:
Если рифма в первой строке женская, то в последней — должна быть мужская. 
Пример: АвАв АвАв CdC dCd

.
Я приведу сонеты для каждого вида этой твёрдой формы.
Возможно Вы увидите в них отступление от правил.
Но это совсем не означает, что сочиняя собственный сонет, стоит подражать
ошибкам великих поэтов или ссылаться на них.

Вячеслав Иванов
,,Aqua virgo»

Весть мощных вод и в веянье прохлады
Послышится, и в их растущем рёве.
Иди на гул: раздвинутся громады,
Сверкнет царица водометов, Треви.

Сребром с палат посыплются каскады;
Морские кони прянут в светлом гневе;
Из скал богини выйдут, гостье рады,
И сам Нептун навстречу Влаге-Деве.

О, сколько раз, беглец невольный Рима,
С молитвой о возврате в час потребный
Я за плечо бросал в тебя монеты!

Свершались договорные обеты:
Счастливого, как днесь, фонтан волшебный,
Ты возвращал святыням пилигрима.


.

Попробовала и я осилить итальянский сонет с женской рифмой.

,,ПЕТУНЬИ»

Взяв яркость у родного Парагвая,
Петуньи дарят Петербургу краски,
Но карнавал горячий вспоминая,
Трепещут на ветру, грустят без ласки.

Зачем же снова снится им хмельная
Танцовщица в блестящей полумаске,
Что в локон смоляной, цветы вплетая,
Была прекрасней, чем царица в сказке?

Она смеялась! Рядом пылкий мачо
Ей что-то говорил, целуя плечи!
А здесь на Севере — совсем иначе:

Панбархат лепестков дождями сечен,
Их дивный аромат прохлада прячет
У странной ночи — белой, словно вечер.


_________________________________________

ФРАНЦУЗСКИЙ СОНЕТ

Он состоит из 2-х катренов и 2-х терцетов.
Применяются мужские и женские рифмы.
Схема построения:
aBBa aBBa ccD eeD (или CCd EdE) или
AbbA AbbA CCd EEd ( или ccD eDe).
Обращаю внимание! 
Рифмовка в катренах ОХВАТНАЯ. Это важное отличие французского сонета

от итальянского.
Используются только ДВЕ рифмы в катренах, и только ТРИ рифмы в терцетах!
.
Если 1-я строка заканчивается мужской рифмой, то последняя строка сонета должна
закончиться женской. 
Пример: aBBa aBBa ccD eeD.

Николай Гумилёв
,,СОНЕТ»

Я, верно, болен: на сердце туман,
Мне скучно всё — и люди, и рассказы.
Мне снятся королевские алмазы
И весь в крови широкий ятаган.

Мне чудится (и это не обман),
Мой предок был татарин косоглазый,
Свирепый гунн… Я веяньем заразы,
Через века дошедшей, обуян.

Молчу, томлюсь, и отступают стены:
Вот океан весь в клочьях белой пены,
Закатным солнцем залитый гранит,

И город с голубыми куполами,
С цветущими жасминными садами,
Мы дрались там… Ах, да! Я был убит.

Игорь Северянин.
,,ДОН ЖУАН»

Чем в старости слепительнее ночи,
Тем беспросветней старческие дни.
Я в женщине не отыскал родни:
Я всех людей на свете одиноче.

Очам непредназначенные очи
Блуждающие теплили огни.
Не проникали в глубину они:
Был ровным свет. Что может быть жесточе?

Не находя Искомой, разве грех
Дробить свой дух и размещать во всех?
Но что в отдар я получал от каждой?

Лишь кактус ревности, чертополох
Привычки, да забвенья трухлый мох.
Никто меня не жаждал смертной жаждой.
______________________________________________

АНГЛИЙСКИЙ СОНЕТ

Он состоит из 3-х катренов и 2-х строк, называемых — ,,сонетный ключ».
Схема построения:
AbAb CdCd EfEf GG или
aBaB cDcD eFeF qq.
Рифмовка в катренах ПЕРЕКРЁСТНАЯ.
Рифмы мужские и женские или полностью МУЖСКИЕ: abab cdcd efef gg
Все рифмы РАЗНЫЕ.

Обращаю внимание!
Первая и последняя строка сонета заканчиваются ОДИНАКОВО — или женской рифмой
или мужской. В этом их отличие от итальянского и французского сонета.
Пример: aBaB cDcD eFeF qq.
,,Ключ» — итог всего сонета, в котором заключена основная мысль. Он пишется, как афоризм.
.
Приведу здесь два перевода 55 сонета Шекспира
В одном используются лишь мужские рифмы.
Другом — женские и мужские.
Решайте сами, что Вам нравится больше.

55 СОНЕТ В.ШЕКСПИРА
Перевод Самуила Маршака

Замшелый мрамор царственных могил
Исчезнет раньше этих веских слов,
В которых я твой образ сохранил.
К ним не пристанет пыль и грязь веков.

Пусть опрокинет статуи война,
Мятеж развеет каменщиков труд,
Но врезанные в память письмена
Бегущие столетья не сотрут.

Ни смерть не увлечет тебя на дно,
Ни темного забвения вражда.
Тебе с потомством дальним суждено,
Мир износив, увидеть день суда.

Итак, до пробуждения живи
В стихах, в сердцах, исполненных любви!

55 СОНЕТ В.ШЕКСПИРА
Перевод Игоря Фрадкина

И мрамор, и надгробия царей
Затянет Время сеткою паучьей,
Но не залепит грязь грядущих дней
Нетленный памятник — сонет могучий.

Сметет творенья зодчих ветер смут,
И войны не оставят изваяний,
Но ни огонь, ни Марс не предадут
Земле стихи — в них вечен жар признаний!

Прославленный, ты будешь жить всегда:
Назло смертям, преодолев забвенье,
Шагнешь в века! До Страшного суда
Тобой дивиться будут поколенья.

Сердца потомков — твой достойный дом,
Пока ты не предстал пред тем судом.


____________________________________________

Хочу добавить, что переводы — это особый вид творчества.
При переводе главным является сохранить текст оригинала.
Поэтому уже не до повтора слов.
Кстати, у Шекспира в 135 сонете слово will ( воля, желание ) употреблено 12 раз.

Желаю всем авторам попробовать, хотя бы раз написать сонет по всем правилам.
Уверяю вас, что после данной трудоёмкой работы, обычные стихи
не станут вызывать проблем стихосложения!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно пишется сотрудники росгвардии
  • Как правильно пишется соне или сони
  • Как правильно пишется сокращение квадратный метр
  • Как правильно пишется сообщаю следующее
  • Как правильно пишется сотрудник или сотрудник