Как правильно пишется святая троица

Как правильно пишется словосочетание «Святая Троица»

Свята́я Тро́ица

Свята́я Тро́ица

Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: вольтеровский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «святой»

Ассоциации к слову «троица»

Синонимы к словосочетанию «святая троица»

Предложения со словосочетанием «Святая Троица»

  • И, разумеется, святая троица самых распространённых страхов – быть плохой женой, матерью, дочерью.
  • Если на следующий день после возлияний хотите хорошо выглядеть, вот святая троица похмелья.
  • Письменность, деньги и учётные реестры – вот святая троица изобретений, которые позволили нашим предкам вести дела вне узких родовых групп и в результате основывать более крупные поселения.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «Святая Троица»

  • На приморской даче стояла деревянная церковь во имя святой Троицы, одноглавая, без колокольни, и каменный двухэтажный дом, похожий архитектурой на существующий в нижнем саду Петергофа домик Марли, построенный Елизаветой Петровной в память Петра I.
  • Когда обрели мы неприятеля в ордере-де-баталии и увидели, что регименты [Регимент — полк (нем.).] его шли в такой аллиенции [Аллиенция — строй, боевой порядок.], как на муштре, правду сказать, сердце екнуло не раз у меня в груди; но, призвав на помощь Святую Троицу и Божью Матерь Казанскую, вступили мы, без дальних комплиментов, с неприятелем в рукопашный бой.
  • Человечность присуща Второй Ипостаси Святой Троицы, в этом реальное зерно догмата.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Сочетаемость слова «троица»

  • святая троица
    пресвятая троица
    странная троица
  • троица друзей
    троица парней
    троица путешественников
  • во имя святой троицы
    церковь троицы
    праздник троицы
  • троица переглянулась
    троица остановилась
    троица удалилась
  • любить троицу
    увидеть троицу
    посмотреть на троицу
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «святой»

  • СВЯТО́Й, —а́я, —о́е; свят, свята́, свя́то. 1. Рел. Обладающий высшим совершенством и силой; божественный. Святой дух. Святая троица. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова СВЯТОЙ

Значение слова «троица»

  • ТРО́ИЦА, -ы, ж. 1. Рел. Один из основных догматов христианской религии, учение о едином боге, существующем в трех лицах; триединое божество (бог-отец, бог-сын, бог-дух святой). (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ТРОИЦА

Афоризмы русских писателей со словом «святой»

  • Я свят грехом. Я смертью жив. В темнице
    Свободен я. Бессилием — могуч.
    Лишенный крыл, в паренье равен птице.
  • Художник должен быть одновременно и грешником, и святым.
  • Наша литература — наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней — вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой чистоты — умы и сердца истинных художников.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

СВЯТО́Й, —а́я, —о́е; свят, свята́, свя́то. 1. Рел. Обладающий высшим совершенством и силой; божественный. Святой дух. Святая троица.

Все значения слова «святой»

ТРО́ИЦА, -ы, ж. 1. Рел. Один из основных догматов христианской религии, учение о едином боге, существующем в трех лицах; триединое божество (бог-отец, бог-сын, бог-дух святой).

Все значения слова «троица»

  • И, разумеется, святая троица самых распространённых страхов – быть плохой женой, матерью, дочерью.

  • Если на следующий день после возлияний хотите хорошо выглядеть, вот святая троица похмелья.

  • Письменность, деньги и учётные реестры – вот святая троица изобретений, которые позволили нашим предкам вести дела вне узких родовых групп и в результате основывать более крупные поселения.

  • (все предложения)
  • дух святой
  • Святой Дух
  • бог отца
  • рай и ад
  • сын божий
  • (ещё синонимы…)
  • церковь
  • первосвященник
  • бог
  • икона
  • человек
  • (ещё ассоциации…)
  • третий
  • праздник
  • иконы
  • три
  • церковь
  • (ещё ассоциации…)
  • великий святой
  • святых христовых
  • лики святых
  • клянусь святыми
  • святой отец
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • святая троица
  • троица друзей
  • во имя святой троицы
  • троица переглянулась
  • любить троицу
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «святой»
  • Разбор по составу слова «троица»

Святая Троица

⇒ Правильное написание:

Святая Троица

⇒ Гласные буквы в слове:

Святая Троица

гласные выделены красным

гласными являются: я, а, я, о, и, а

общее количество гласных: 6 (шесть)

• ударная гласная:

Свята́я Тро́ица

ударная гласная выделена знаком ударения « ́»

ударение падает на буквы: а, о,

• безударные гласные:

Святая Троица

безударные гласные выделены пунктирным подчеркиванием «  »

безударными гласными являются: я, я, и, а

общее количество безударных гласных: 4 (четыре)

⇒ Согласные буквы в слове:

Святая Троица

согласные выделены зеленым

согласными являются: С, в, т, Т, р, ц

общее количество согласных: 6 (шесть)

• звонкие согласные:

Святая Троица

звонкие согласные выделены одинарным подчеркиванием «  »

звонкими согласными являются: в, р

общее количество звонких согласных: 2 (две)

• глухие согласные:

Святая Троица

глухие согласные выделены двойным подчеркиванием «  »

глухими согласными являются: С, т, Т, ц

общее количество глухих согласных: 4 (четыре)

⇒ Формы слова:

Свята́я Тро́ица

⇒ Количество букв и слогов:

гласных букв: 6 (шесть)

согласных букв: 6 (шесть)

всего букв: 12 (двенадцать)

всего слогов: 6 (шесть)

.


Орфографический словарь русского языка (онлайн)

Как пишется слово «Святая Троица» ?
Правописание слова «Святая Троица»

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Свята́я Тро́ица

Рядом по алфавиту:

свя́зность , -и
свя́зный , кр. ф. -зен, -зна (хорошо изложенный)
свя́зочка , -и, р. мн. -чек
свя́зочный
связу́ющий
свя́зывание , -я
свя́зывать(ся) , -аю(сь), -ает(ся)
связь , -и
Связьинве́ст , -а (компания)
свя́нуть , -ну, -нет; прош. свял, -а
свя́сло , -а
Свята́я земля́ , (Палестина)
Свята́я неде́ля
Свята́я Па́сха
свята́я святы́х , нескл., с.
Свята́я Тро́ица
святе́йшество , -а; при офиц. титуловании: Ва́ше (Его́) Святе́йшество
святе́йший
Святе́йший Патриа́рх Моско́вский и всея́ Руси́
Святе́йший сино́д , (ист.)
святи́лище , -а
святи́тель , -я
святи́тельский
святи́тельство , -а
святи́ть(ся) , свячу́, святи́т(ся) (к свято́й)
Свя́тки , -ток
Свя́то-Дани́лов монасты́рь , Свя́то-Дани́лова монастыря́
Святого́р , -а (былинный персонаж)
святого́рский , (от Святы́е Го́ры)
Святого́рский монасты́рь
Святого́рье , -я (к Святы́е Го́ры)

Правописание

Как писать слова, связанные с церковью?

Когда использовалась прописная буква?

В русской гражданской печати XIX – начала XX века многие слова, связанные с  церковной тематикой, начинались прописной буквой. Яков Карлович Грот (Русское правописание, СПб., 1885) указывает, что  с большой буквы пишутся «имена трех лиц Божества и высших существ, составляющих предмет религиозного почитания христиан: Бог, Господь, Творец, Всевышний, Спаситель, Богородица, Святой Дух, Св. Троица и т. п.; также слова: Провидение, Промысл, Небо, Церковь в духовном смысле» (Здесь и далее дореволюционные издания цитируются в современной орфографии. – Ред.).

Однако в церковной печати на церковнославянском языке прописная буква в начале таких слов не использовалась; вместо нее над словом ставился надстрочный знак – титло.  «Прописные (большие) буквы в изданиях церковной печати… ставятся в начале книги или ее отделов (в начале красной строки). Но в середине предложений все слова, не исключая и собственных имен, пишутся (согласно постановлению Св. Синода) со строчных букв» (Д. Д. Соколов. Справочная книжка по церковно-славянскому правописанию. СПб., 1907).

Словари и справочники советских времен предписывали писать со строчной буквы практически все слова, связанные с религией. Своеобразное исключение было сделано для «названий культовых книг»: рекомендовалось писать Библия, Евангелие, Часослов, но (поступать) по библии, по евангелию (см., например: Д. Э. Розенталь, Справочник по правописанию и литературной правке. 3-е изд., М., 1978).

В 90-е годы формулировки рекомендаций по оформлению религиозных названий в практических пособиях и справочниках по правописанию существенно менялись, а главное – пополнялись новыми, доселе не рассматривавшимися случаями и примерами. В «Справочнике по правописанию, произношению, литературному редактированию» (Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова, М., 1999) посвященный религиозной лексике параграф расширен с двух до одиннадцати пунктов, при этом бОльшую часть рассматриваемых наименований рекомендуется писать с большой буквы.

В 2000-е годы некоторые прописные буквы в рекомендациях справочников исчезли. Так, если в изданиях 90-х годов рекомендуется написание Русская Православная Церковь, Поместный Собор, то в справочниках более поздних лет издания приводятся написания лишь с одной (начальной) прописной буквой, что соответствует общим правилам употребления прописных букв в собственных наименованиях.

Отметим, что свод правил правописания 1956 года (Правила русской орфографии и пунктуации) предписывал писать строчными буквами «названия религиозных праздников и постов, а также дней недели, месяцев и т. п.», рекомендуя при этом использовать прописную букву в «индивидуальных названиях, относящихся к области религии и мифологии», не раскрывая суть того, что же все-таки считать «индивидуальными названиями». О написании слова Бог / бог в своде правил не говорится, но «по букве закона» и это слово нужно было писать с большой буквы.

В каких случаях нужно писать слово «Бог» с прописной буквы?

Полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2006 и более поздние издания) рекомендует писать с прописной буквы слово Бог как название единого верховного существа в монотеистических религиях. Нормативное написание: верить в Бога, молиться Богу.

Однако в следующих случаях рекомендуется написание со строчной буквы:

  1. В формах множественного числа, в значении одного из множества божеств, а также в переносном значении: боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны.

  2. В устойчивых сочетаниях, употребляющихся в разговорной речи вне связи с религией: не бог весть, бог знает что, бог с ним, не дай бог, ради бога, как бог на душу положит, боже упаси, ейбогу и т. д.  Невозможна прописная буква в таком, например, контексте: у него всё не слава богу.

С прописной буквы пишутся также прилагательные Божий, Божественный в религиозном контексте: храм Божий, благодать Божья, Божественная Троица, Божественная литургия. Но: божий одуванчик, божья коровка, божественный вкус (в знач. ‘восхитительный’).

Как пишутся названия церквей и религиозных организаций?

В названиях организаций и органов церковной власти пишется с прописной буквы первое слово и собственные имена.

Русская православная церковь
Поместный собор
Вселенский собор
Священный синод
Евангелическолютеранская церковь
Римскокатолическая церковь

Однако в православной и вообще церковной среде прописные буквы используются более широко, чем того требуют правила правописания. Так, например, издательство Московской патриархии рекомендует все слова, кроме служебных, писать с большой буквы:

РимскоКатолическая Церковь
ЕвангелическоЛютеранская Церковь
Методистская Церковь

Как написать фразу: Его преследовали церковь и правительство?

Слово церковь пишется с прописной буквы в двух случаях:

1) в значении ‘Божественное учреждение’ – в богословских текстах, а также если слову церковь в этом значении придается особый высокий смысл, например: Отцы Церкви, Заповеди Церкви;
2)   если слово Церковь используется вместо полного названия религиозной организации (например, вместо Русская православная церковь): решение Церкви.

В значениях ‘храм’ и ‘религиозная организация’ слово церковь пишется со строчной буквы, например: ходить в церковь, служить в церкви, отлучить от церкви, отделение церкви от государства.

В примере, который приводится в вопросе, требуется написание церковь со строчной буквы: Его преследовали церковь и правительство.

Как пишутся названия церковных праздников и дней церковного календаря?

В названиях церковных праздников с прописной буквы пишется первое слово и все собственные имена (в том числе прилагательные Христов и Господень):

Пасха Христова
Вход Господень в (во) Иерусалим
День Святой Троицы (Пятидесятница)
Рождество Христово
Крещение Господне
Введение во храм
Усекновение главы Иоанна Предтечи

Также с прописной буквы пишутся названия постов и собственные названия определенных дней церковного календаря:

Великий пост
Петров пост
Великий четверг
Вселенская родительская суббота
Светлая седмица

Народные названия дней и периодов, связанных с церковным календарем, также пишутся с прописной буквы:

Масленица
Святки
Семик
Прощёное воскресенье
Чистый понедельник
Яблочный Спас

Примечание 1. В «Русском правописании» Я. К. Грота рекомендовалось писать народные названия праздников строчными буквами: масленица, семик, святки, мясоед.

Примечание 2. С прописной буквы пишутся все слова в полном церковном названии праздника Пасхи: Светлое Христово Воскресение.

Как писать названия церковных должностей и титулов?

В документах при написании полных официальных наименований высших церковных должностных лиц употребляются прописные буквы:

Патриарх Московский и всея Руси
Местоблюститель Патриаршьего престола
Вселенский Константинопольский Патриарх
Верховный ПатриархКатоликос всех армян
КатоликосПатриарх всея Грузии
Папа Римский

Однако в прочих текстах наименования этих лиц пишутся строчными буквами:

проповедь патриарха Кирилла
резиденция римского папы

Прочие церковные звания и должности пишутся строчными буквами. Так, со строчной буквы пишутся следующие слова: владыка, митрополит, архиепископ, архимандрит, архиерей, епископ, игумен, дьякон, протодьякон, протоиерей, иерей.

Как обратиться к архиерею?

Словарь «Прописная или строчная» В. В. Лопатина, И. В. Нечаевой, Л. К. Чельцовой (М., 2011) указывает, что прописные буквы используются при обращении к патриарху: Ваше Святейшество. Обращения к прочим духовным лицам в словаре приводятся в строчном написании: ваше высокопреосвященство, ваше преосвященство, ваше высокопреподобие и т. д.

При этом издательство Московской патриархии рекомендует при обращениях к священнослужителям любого чина писать все слова с прописной буквы:

Ваше Святейшество, Святейший Патриарх Кирилл,
Его Блаженство, Блаженнейший Папа и Патриарх,
Ваше Высокопреосвященство (для митрополитов и архиепископов),
Ваше Преосвященство (для епископов),
Ваше Высокопреподобие (для архимандритов, игуменов, протоиереев),
Ваше Преподобие (для иеромонахов и священников)

Как писать названия канонических книг Библии?

В названиях канонических книг Библии с прописной буквы пишутся первое слово (которое может быть единственным) и входящие в состав названия имена собственные.

При этом следует обратить внимание, что названия жителей, народов (галаты, римляне, коринфяне и др.) не являются именами собственными и пишутся с маленькой буквы. Напротив, нарицательные существительные судья, царство употребляются в названиях книг Библии как собственные имена: Судьи (Книга Судей), Царства (Книга Царств).

Книга пророка Аввакума
Второзаконие
Послание к галатам
Деяния святых апостолов
Послание Иакова
Книга Иисуса Навина
Первое послание Иоанна
Евангелие от Луки
Вторая книга Паралипоменон
Песнь песней

Обратим внимание: слова книга и послание пишутся строчными, если не являются первым словом названия: Первая книга Царств, Второе послание Иоанна. Но как первое слово названия Книга и Послание пишутся с прописной: Книга Судей, Послание к римлянам.

Как писать названия храмов и монастырей?

В названиях монастырей, храмов, икон пишутся с прописной буквы все слова, кроме родовых наименований (церковь, храм, собор, монастырь, лавра и т. д.) и служебных слов. Поэтому верны написания:

собор Парижской Богоматери
храм Христа Спасителя
церковь Донской Иконы Божией Матери
Рождественский собор
ТроицеСергиева лавра (СвятоТроицкая Сергиева лавра)

Это правило нарушается, если название храма содержит слова «во имя»:

храм во имя святителя Тримифунтского Спиридона
храм во имя иконы Божией Матери «Державная» (но храм Державной Иконы Божией Матери).

Какие церковные слова пишутся строчными буквами?

Со строчной буквы пишутся:

  1. Названия церковных служб (богослужений) и их частей: литургия (но Божественная литургия), вечерня, утреня, всенощная, крестный ход, полиелей, повечерие, венчание, отпевание. Правильно: пасхальная заутреня.

  2. Обиходные названия церковных таинств: принять крещение (но Святое Крещение), прийти на исповедь (но Таинство Покаяния), готовиться к причастию (но Святая Евхаристия).

  3. Названия песнопений и молитв: канон, акафист, антифон, прокимен, ектения. Но составные собственные наименования таких произведений пишутся с большой буквы, например: Великий покаянный канон Андрея Критского.

  4. Лики святых: святитель Иоанн Златоуст, преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, блаженный Василий Московский, святые благоверные князья Борис и Глеб, Ильяпророк (пророк Илия), великомученица Екатерина. Однако в названиях храмов лики святых пишутся с прописной буквы: храм Преподобного Серафима Саровского, собор Василия Блаженного.

  5. Слова многая лета (пожелать многая и благая лета), вечная память (пропеть вечную память)

  6. Слова, именующие духовенство, кроме слова Патриарх: настоятель храма, протоиерей, дьякон, протодьякон, игумен, монах, иеромонах, схимник, требный священник.

Как правильно: патриаршего или патриаршЬего? Патриаршие или патриаршьи?

Верно без мягкого знака: патриаршего, патриаршему. А также: патриаршие (Патриаршие пруды).

Прилагательное патриарший в начальной форме выглядит как притяжательное прилагательное, отвечающее на вопрос «чей?» и оканчивающееся на -ий (-jeго), ср.: лисий — лисьего, пастуший — пастушьего, черепаший — черепашьего, птичий — птичьего, человечий — человечьего, монаший — монашьего, помещичий — помещичьего, скомороший — скоморошьего и т. д. Такие слова склоняются по особому (местоименному) склонению, в них пишется разделительный мягкий знак. 

Однако слова монарший и патриарший склоняются не по местоименному, а по адъективному склонению, то есть как прилагательные хороший (хорошего), святейший (святейшего), усопший (усопшего), больший (большего), августейший (августейшего) и т. п. В таких словах разделительный мягкий знак не пишется.

По этой причине правильно: патриаршее (не патриаршье) благословение, патриаршая (не патриаршья) ризница, Патриаршие (не Патриаршьи) пруды. И, соответственно: монаршее, монаршая, монаршие.

«Русская грамматика» (под ред. Н. Ю. Шведовой, М., 1980) указывает: «Притяжательные прилагательные орлий (устар.), отчий, монарший и патриарший, основа которых оканчивается на группу согласных (-ий – флексия им. п. ед. ч. муж. р.), изменяются по мягкой разновидности адъективного склонения. Образование от притяжат. прил. монарший, патриарший падежных форм по типу притяжат. прил. соболий, пастуший, волчий для современного языка ненормативно». При этом «у писателей XIX в. встречается образование форм косвенных падежей притяжательных прилагательных женского рода с шипящей согласной перед |j| (казачья, разбойничья) по образцу изменения местоимен. прил. наш, ваш (см. ниже) без |j| в конце основы: Ты не издохнешь от удара Казачей сабли (Пушк.); Не для разбойничей потехи Так рано съехались адехи На двор Гасуба старика (Пушк.); Парень был Ванюха ражий, Рослый человек, – Не поддайся силе вражей, Жил бы долгий век (Некр.) (для современного языка нормативны формы казачьей, разбойничьей, вражьей)».

Итак, различается написание слов: монашьего — патриаршего; монашье — патриаршее; монашья — патриаршая; монашьи — патриаршие.

См.:

  • А. А. Зализняк. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., М., 2008.

  • Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1980.

  • Пра­во­слав­ное учение о Троице
  • О Святой Троице прп. Иоанн Дамас­кин
  • Боже­ствен­ная при­рода и образ Св. Троицы в чело­веке свт. Гри­го­рий Палама
  • Почему Боже­ство дохо­дит до Троицы и ни огра­ни­чи­ва­ется мень­шим, ни про­сти­ра­ется далее? свт. Фотий Кон­стан­ти­но­поль­ский
  • Учение о Пре­свя­той Троице иерей Олег Давы­ден­ков
  • Тайна Троицы иг. Ила­рион (Алфеев)
  • Дог­ма­ти­че­ское бого­сло­вие. Троица В.Н. Лос­ский
  • Про­стыми сло­вами о тайне Троицы свящ. Даниил Сысоев
  • Учение о Святой Троице С.В. Посад­ский
  • Тайна Пре­свя­той Троицы еп. Алек­сандр (Миле­ант)
  • Учение о Боге Тро­ич­ном в Лицах в пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии еп. Вени­а­мин (Милов)
  • Тайна Пре­свя­той Троицы про­топр. Борис Боб­рин­ский
  • Апо­ло­гия веры в Троицу
  • Троица в Библии и у ран­не­хри­сти­ан­ских авто­ров. Ответы на заблуж­де­ния
  • Троица Энцик­ло­пе­дия хри­сти­ан­ской апо­ло­ге­тики
  • Почему не три Бога? сост. В.Б. Синиль­щи­ков, П.А. Пашков
  • Ана­ло­гии Пре­свя­той Троицы в мире А.М. Леонов
  • Троица в ико­но­гра­фии
  • Об изоб­ра­же­нии Святой Троицы инок Гри­го­рий (Круг)
  • Прочее
  • Святая Троица в Библии. Таб­лица
  • Святая Троица. Тест
  • Кросс­ворд «Троица»
  • Пра­во­слав­ное учение о Троице. Квиз

Свята́я Тро́ица (греч. Αγία Τριάδα, лат. Trinitas) – Бог, единый по суще­ству и тро­ич­ный в Лицах (Ипо­ста­сях); Отец, Сын и Святой Дух.

Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Единый и един­ствен­ный Бог, позна­ва­е­мый в трех рав­но­слав­ных, рав­но­ве­ли­ких, не сли­ва­ю­щихся между Собою, но и нераз­дель­ных в едином Суще­стве, Лицах, или Ипо­ста­сях.

svjataja troica - Святая Троица

Образы Святой Троицы в мате­ри­аль­ном мире

Как же Гос­подь Бог может быть одно­вре­менно Один и Троица? Не надо забы­вать, что к Богу непри­ло­жимы при­выч­ные для нас земные изме­ре­ния, в том числе кате­го­рия числа. Ведь исчис­лять можно только пред­меты, раз­де­лён­ные про­стран­ством, вре­ме­нем и силами. А между Лицами Святой Троицы нет ника­кого про­ме­жутка, ничего встав­ного, ника­кого сече­ния или раз­де­ле­ния. Боже­ствен­ная Троица есть абсо­лют­ное един­ство. Тайна тро­ич­но­сти Бога недо­ступна чело­ве­че­скому разуму (см. подроб­нее). Неко­то­рыми види­мыми при­ме­рами, гру­быми ана­ло­ги­ями Её могут слу­жить:

  • солнце – его круг, свет и тепло;
  • ум, рож­да­ю­щий неиз­ре­чен­ное слово (мысль), выра­жа­е­мое дыха­нием;
  • сокры­тый в земле источ­ник воды, ключ и поток;
  • при­су­щие бого­об­раз­ной чело­ве­че­ской душе ум, слово и дух.

Единая при­рода и три само­со­зна­ния

Будучи еди­ными по при­роде, Лица Святой Троицы раз­ли­ча­ются лишь лич­ными свой­ствами: нерож­дён­ность у Отца, рож­де­ние – у Сына, исхож­де­ние у Св. Духа. Отец – без­на­ча­лен, не сотво­рен, не создан, не рожден; Сын – пред­вечно (вне­вре­менно) рождён от Отца; Святой Дух – вечно исхо­дит от Отца.

Личные свой­ства Сына и Св. Духа ука­заны в Сим­воле веры: «от Отца рож­ден­ного прежде всех век», «от Отца исхо­дя­щего». «Рож­де­ние» и «исхож­де­ние» невоз­можно мыс­лить ни как одно­крат­ный акт, ни как неко­то­рый про­тя­жен­ный во вре­мени про­цесс, поскольку Боже­ство суще­ствует вне вре­мени. Сами тер­мины: «рож­де­ние», «исхож­де­ние», кото­рые откры­вает нам Свя­щен­ное Писа­ние, явля­ются лишь ука­за­нием на таин­ствен­ное обще­ние Боже­ствен­ных Лиц, это лишь несо­вер­шен­ные образы их неиз­ре­чен­ного обще­ния. Как гово­рит св. Иоанн Дамас­кин, «образ рож­де­ния и образ исхож­де­ния для нас непо­сти­жим».

В Боге три Лич­но­сти, три «Я». Но ана­ло­гия чело­ве­че­ских лиц здесь не при­ме­нима, Лица соеди­ня­ются не сли­ва­ясь, но вза­имно про­ни­кая так, что не суще­ствуют один вне дру­гого. Лица Пре­свя­той Троицы нахо­дятся в посто­ян­ном вза­им­ном обще­нии между Собою: Отец пре­бы­вает в Сыне и Св. Духе; Сын во Отце и Св. Духе; Дух Святый во Отце и Сыне (Ин.14:10).

Три Лица, имеют:

  • одну волю (жела­ние и воле­изъ­яв­ле­ние),
  • одну силу,
  • одно дей­ствие: любое дей­ствие Бога едино: от Отца через Сына в Духе Святом. Един­ство дей­ствия в отно­ше­нии Бога сле­дует пони­мать не как некую сумму трех взаимо-соли­дар­ных дей­ствий Лиц, а как бук­валь­ное, стро­гое един­ство. Это дей­ствие всегда пра­во­судно, мило­сердно, свято…

Отец – источ­ник бытия Сына и Св. Духа

Отец (будучи без­на­чаль­ным) явля­ется единым нача­лом, источ­ни­ком в Святой Троице: Он вечно рож­дает Сына и вечно изво­дит Свя­того Духа. Сын и Святой Дух одно­вре­менно вос­хо­дят к Отцу как к одной при­чине, при этом про­ис­хож­де­ние Сына и Духа не зави­сит от воли Отца. Слово и Дух, по образ­ному выра­же­нию свя­того Иринея Лион­ского, суть «две руки» Отца. Бог един не только потому, что Его при­рода едина, но и потому, что к един­ствен­ному лицу вос­хо­дят те Лица, что из Него.

Отец не обла­дает боль­шей вла­стью и честью, чем Сын и Святой Дух.

Истин­ное знание о Боге-Троице невоз­можно без внут­рен­него пре­об­ра­же­ния чело­века

Опыт­ное позна­ние Тро­ич­но­сти Бога воз­можно лишь в мисти­че­ском откро­ве­нии по дей­ствию Боже­ствен­ной бла­го­дати, чело­веку, чьё сердце очи­щено от стра­стей. Святые отцы опытно созер­цали Единую Троицу, среди них можно особо выде­лить Вели­ких Кап­па­до­кий­цев (Васи­лия Вели­кого, Гри­го­рия Бого­слова, Гри­го­рия Нис­ского), свт. Гри­го­рия Паламу, прп. Симеона Нового Бого­слова, прп. Сера­фима Саров­ского, прп. Алек­сандра Свир­ского, прп. Силу­ана Афон­ского.

Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов: «Я еще не начал думать об Еди­нице, как Троица оза­ряет меня Своим сия­нием. Едва я начал думать о Троице, как Еди­ница снова охва­ты­вает меня».

Как понять слова «Бог есть Любовь»

Согласно опре­де­ле­нию, дан­ному Апо­сто­лом и еван­ге­ли­стом Иоан­ном Бого­сло­вом, Бог есть любовь. Но Бог есть любовь не потому, что Он любит мир и чело­ве­че­ство, то есть свое тво­ре­ние, – тогда Бог не был бы вполне Собой вне и помимо акта тво­ре­ния, не имел бы совер­шен­ного бытия в Себе, и акт тво­ре­ния был бы не сво­бод­ным, но вынуж­ден­ным самой «при­ро­дой» Бога. Согласно хри­сти­ан­скому пони­ма­нию, Бог есть любовь Сам в Себе, потому что бытие Еди­ного Бога – это со-бытие́ Боже­ствен­ных Ипо­ста­сей, пре­бы­ва­ю­щих между собой в «вечном дви­же­нии любви», по слову бого­слова VII века пре­по­доб­ного Мак­сима Испо­вед­ника.

Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает Себя другим Ипо­ста­сям, оста­ва­ясь при этом пол­но­стью откры­тым для их ответ­ного дей­ствия, так что все три сопре­бы­вают в любви друг с другом. Жизнь Боже­ствен­ных Лиц есть вза­и­мо­про­ник­но­ве­ние, так что жизнь одного ста­но­вится жизнью дру­гого. Таким обра­зом, бытие Бога Троицы осу­ществ­ля­ется как любовь, в кото­рой соб­ствен­ное суще­ство­ва­ние лич­но­сти отож­деств­ля­ется с само­от­да­чей.

Учение о Святой Троице – основа хри­сти­ан­ства

По слову св. Гри­го­рия Бого­слова, догмат о Святой Троице есть важ­ней­ший из всех хри­сти­ан­ских дог­ма­тов. Св. Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский опре­де­ляет саму хри­сти­ан­скую веру как веру «в неиз­мен­ную, совер­шен­ную и бла­жен­ную Троицу».

Все дог­маты хри­сти­ан­ства поко­ятся на учении о Боге едином по суще­ству и тро­ич­ном в Лицах, Троице Еди­но­сущ­ной и Нераз­дель­ной. Учение о Пре­свя­той Троице есть высшая цель бого­сло­вия, поскольку познать тайну Пре­свя­той Троицы в ее пол­ноте – значит войти в Боже­ствен­ную жизнь.

Для разъ­яс­не­ния тайны Святой Троицы святые отцы ука­зы­вали на чело­ве­че­скую душу, явля­ю­щу­юся Обра­зом Божьим. «Ум наш – образ Отца; слово наше (непро­из­не­сен­ное слово мы обык­но­венно назы­ваем мыслью) – образ Сына; дух – образ Свя­того Духа», – учит свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов. – Как в Троице-Боге три Лица нес­литно и нераз­дельно состав­ляют одно Боже­ствен­ное Суще­ство, так в троице-чело­веке три лица состав­ляют одно суще­ство, не сме­ши­ва­ясь между собой, не сли­ва­ясь в одно лицо, не раз­де­ля­ясь на три суще­ства. Ум наш родил и не пере­стает рож­дать мысль, мысль, родив­шись, не пере­стает снова рож­даться и вместе с тем пре­бы­вает рож­ден­ной, сокро­вен­ной в уме. Ум без мысли суще­ство­вать не может, и мысль – без ума. Начало одного непре­менно есть и начало другой; суще­ство­ва­ние ума есть непре­менно и суще­ство­ва­ние мысли. Точно также дух наш исхо­дит от ума и содей­ствует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдель­ный дух, всякая книга имеет свой соб­ствен­ный дух. Не может мысль быть без духа, суще­ство­ва­ние одной непре­менно сопут­ству­ется суще­ство­ва­нием дру­гого. В суще­ство­ва­нии того и дру­гого явля­ется суще­ство­ва­ние ума».

Само учение о Святой Троице есть учение «Ума, Слова и Духа – единой сопри­род­но­сти и боже­ствен­но­сти», как сказал о Ней св. Гри­го­рий Бого­слов. «Первый Ум Сущий, Бог еди­но­сущ­ное в Себе имеет Слово с Духом соприс­но­сущ­ным, без Слова и Духа нико­гда не бывая» – учит св. Никита Сту­дий­ский.

Хри­сти­ан­ское учение о Святой Троице есть учение о Боже­ствен­ном Уме (Отце), Боже­ствен­ном Слове (Сыне) и Боже­ствен­ном Духе (Святом Духе) – Трех Боже­ствен­ных Лицах, обла­да­ю­щих единым и нераз­дель­ным Боже­ствен­ным Суще­ством.

Бог обла­дает все­со­вер­ше­ным Умом (Разу­мом). Боже­ствен­ный Ум без­на­ча­лен и бес­ко­не­чен, бес­пре­де­лен и неогра­ни­чен, все­ве­дущ, знает про­шлое, насто­я­щее и буду­щее, знает не суще­ству­ю­щее как уже суще­ству­ю­щее, знает все тво­ре­ния прежде их бытия. В Боже­ствен­ном Уме при­сут­ствуют идеи всего миро­зда­ния, при­сут­ствуют замыслы о всех твар­ных суще­ствах. «Все от Бога имеет свое бытие и суще­ство­ва­ние, и все прежде бытия нахо­дится в Его твор­че­ском Уме», – гово­рит св. Симеон Новый Бого­слов.

Боже­ствен­ный Ум пред­вечно порож­дает Боже­ствен­ное Слово, Кото­рым Он творит мир. Боже­ствен­ное Слово есть «Слово Вели­кого Ума, пре­вос­хо­дя­щее всякое слово, так что не было, нет и не будет слова, кото­рое выше этого Слова», – учит св. Св. Максим Испо­вед­ник. Боже­ствен­ное Слово Все­со­вер­шенно, неве­ще­ственно, без­звучно, не тре­бует чело­ве­че­ского языка и сим­во­лов, без­на­чально и бес­ко­нечно, вечно. Оно всегда при­суще Боже­ствен­ному Уму, рож­да­ется от Него извечно, почему Ум назы­ва­ется Отцом, а Слово – Еди­но­род­ным Сыном.

Боже­ствен­ный Ум и Боже­ствен­ное Слово духовны, ведь Бог нема­те­ри­а­лен, бес­те­ле­сен, неве­ще­стве­нен. Он есть Все­со­вер­шен­ный Дух. Боже­ствен­ный Дух пре­бы­вает вне про­стран­ства и вре­мени, не имеет образа и вида, выше вся­кого огра­ни­че­ния. Его Все­со­вер­шен­ное Бытие бес­пре­дельно, «бес­те­лес­ное, и не име­ю­щее формы, и неви­ди­мое, и неопи­су­е­мое» (св. Иоанн Дамас­кин).

Боже­ствен­ный Ум, Слово и Дух все­цело Личны, поэтому Они и названы Лицами (Ипо­ста­сями). Ипо­стась или Лицо есть личный способ бытия Боже­ствен­ной сущ­но­сти, кото­рая в равной мере при­над­ле­жит Отцу, Сыну и Свя­тому Духу. Отец, Сын и Святой Дух едины по Своей Боже­ствен­ной при­роде или сущ­но­сти, еди­но­при­родны и еди­но­сущны. Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог. Они совер­шенно равны по Своему Боже­ствен­ному досто­ин­ству.

Каждое Лицо обла­дает все­мо­гу­ще­ством, вез­де­при­сут­ствием, совер­шен­ной свя­то­стью, высо­чай­шей сво­бо­дой, несо­здано и неза­ви­симо от чего-либо твар­ного, нетварно, вечно. Каждое Лицо несет в Себе все свой­ства Боже­ства. Учение о трех Лицах в Боге озна­чает, что отно­ше­ния Боже­ствен­ных Лиц для каж­дого Лица трой­ственны. Невоз­можно пред­ста­вить себе одно из Боже­ствен­ных Лиц без того, чтобы сразу не суще­ство­вали два Других.

Отец есть Отец только в соот­но­ше­нии с Сыном и Духом. Что же до рож­де­ния Сына и исхож­де­ния Духа, то одно пред­по­ла­гает другое. Бог есть «Ум, Бездна Разума, Роди­тель Слова и чрез Слово Изво­ди­тель Духа, Кото­рый Его откры­вает», – учит св. Иоанн Дамас­кин.

Отец, Сын и Святой Дух – это три пол­но­цен­ные Лич­но­сти-пер­соны, каждая из Кото­рых обла­дает не только пол­но­той бытия, но и явля­ется все­це­лым Богом. Одна Ипо­стась не есть треть общей сущ­но­сти, но вме­щает в Себя всю пол­ноту Боже­ствен­ной сущ­но­сти. Отец есть Бог, а не треть Бога, Сын также есть Бог и Святой Дух – тоже Бог. Но и все Три вместе не есть три Бога, а один Бог. Мы испо­ве­дуем «Отца и Сына и Свя­того Духа – Троицу еди­но­сущ­ную и нераз­дель­ную» (из Литур­гии свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста). То есть три Ипо­стаси не делят единую сущ­ность на три сущ­но­сти, но и единая сущ­ность не сли­вает и не сме­ши­вает три Ипо­стаси в одну.

Может ли хри­сти­а­нин обра­щаться к каж­дому из трёх Лиц Святой Троицы?

Несо­мненно: в молитве «Отче наш» мы обра­ща­емся к Отцу, в иису­со­вой молитве к Сыну, в молитве «Царю Небес­ный, Уте­ши­телю» – к Свя­тому Духу. Кем же каждое из Боже­ствен­ных Лиц осо­знаёт Себя и как нам пра­вильно осо­зна­вать наше обра­ще­ние, чтобы не впасть в язы­че­ское испо­ве­да­ние трёх богов? Боже­ствен­ные Лица не осо­знают Себя, как обособ­лен­ные Лич­но­сти.

  • Мы обра­ща­емся к Отцу, вечно рож­да­ю­щему Сына, выра­зи­те­лем Кото­рого явля­ется вечно исхо­дя­щий от Отца Святой Дух.
  • Мы обра­ща­емся к Сыну, вечно рож­да­ю­ще­муся от Отца, чьим выра­зи­те­лем явля­ется вечно исхо­дя­щий от Отца Святой Дух.
  • Мы обра­ща­емся к Свя­тому Духу, как выра­зи­телю Сына, кото­рый вечно рож­да­ется от Отца.

Таким обра­зом наши молитвы не про­ти­во­ре­чат учению о един­стве (в т.ч. воли и дей­ствия) и нераз­дель­но­сти Лиц Святой Троицы.

Для чего необ­хо­димо знать учение о Святой Троице

В первую оче­редь пости­же­ние учения о Пре­свя­той Троице необ­хо­димо во испол­не­ние Боже­ствен­ного ука­за­ния, дан­ного через апо­стола; ради еди­не­ния с Богом и насле­до­ва­ния вечной бла­жен­ной жизни в Цар­стве Небес­ном: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, еди­ного истин­ного Бога, и послан­ного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3).

Пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин всякий раз испо­ве­дует истину о Пре­свя­той Троице, осеняя себя крест­ным зна­ме­нием через пер­сто­сло­же­ние.

В более част­ной пер­спек­тиве это знание необ­хо­димо:

  1. Для пра­виль­ного, осмыс­лен­ного пони­ма­ния Свя­того Еван­ге­лия и апо­столь­ских посла­ний.
    Без знания основ учения о Троице невоз­можно не только ура­зу­меть про­по­ведь Христа — невоз­можно даже понять, Кто в дей­стви­тель­но­сти явля­ется этим Бла­го­вест­ни­ком и Про­по­вед­ни­ком, Кто есть Хри­стос, чей Он Сын, Кто Его Отец.
  2. Для пра­виль­ного ура­зу­ме­ния содер­жа­ния Книг Вет­хого Завета. Ведь несмотря на то, что Писа­ние Вет­хого Завета глав­ным обра­зом сооб­щает о Боге как о Едином Вла­дыке, оно, всё же, содер­жит места, кото­рые могут быть исчер­пы­ва­юще истол­ко­ваны лишь в свете учения о Нём как о Тро­ич­ном в Лицах.
    К таким местам отно­сится, напри­мер:
    а) повест­во­ва­ние о явле­нии Бога Авра­аму в образе трёх стран­ни­ков (Быт.18:1-16);
    б) стих псал­мо­певца: «Словом Гос­под­ним небеса утвер­ди­шася, и Духом уст Его вся сила их» (Пс.32:6).
    В дей­стви­тель­но­сти Свя­щен­ные Книги Вет­хого Завета содер­жат не два и не три, а мно­же­ство таких мест.
    (Достойно заме­ча­ния, что поня­тие «Дух» далеко не всегда обо­зна­чает третье Лицо Пре­свя­той Троицы. Иногда под таким обо­зна­че­нием под­ра­зу­ме­ва­ется единое Боже­ствен­ное дей­ствие).
  3. Для пони­ма­ния смысла и зна­че­ния Крест­ной Жертвы. Без знания учения об Отце и Сыне и Святом Духе нельзя понять, Кем и Кому при­не­сена эта Жертва, каково досто­ин­ство этой Жертвы, какова цена нашего Искуп­ле­ния).
    Если бы знание хри­сти­а­нина было огра­ни­чено зна­нием о Боге как о Едином Вла­дыке, он встал бы перед нераз­ре­ши­мым вопро­сом: зачем Бог Сам Себя принёс в Жертву Себе?
  4. Без знания о Боже­ствен­ном Три­един­стве нельзя пол­но­ценно понять и многих других поло­же­ний хри­сти­ан­ства; напри­мер, истины о том, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:8).
    Если бы мы, по неве­де­нию учения о Троице, знали о Боге только как Едином, то мы бы не ведали, на Кого, вне отно­ше­ния к миру рас­про­стра­ня­ется Его бес­ко­неч­ная Любовь, на Кого она изли­ва­лась до Тво­ре­ния мира, в веч­но­сти.
    Если бы мы пола­гали, что Любовь Бога рас­про­стра­ня­ется только на Его тво­ре­ние, в част­но­сти на чело­века, легко было бы соскольз­нуть к мысли, что Он — Любя­щий, а не (Сам в Себе бес­ко­неч­ная) Любовь.
    Учение же о Троице сооб­щает, что Трии­по­стас­ный Бог всегда пре­бы­вал и пре­бы­вает во внут­ри­тро­ич­ной Любви. Отец вечно любит Сына и Духа; Сын — Отца и Духа; Дух — Отца и Сына. При этом Каждая Боже­ствен­ная Ипо­стась любит и Себя. Стало быть, Бог не только Тот, Кто изли­вает Боже­ствен­ную Любовь, но и Тот, на Кого изли­ва­ется Боже­ствен­ная Любовь.
  5. Незна­ние учения о Троице служит почвой для воз­ник­но­ве­ния заблуж­де­ний. Слабое, поверх­ност­ное знание учения об Отце и Сыне и Святом Духе тоже не явля­ется гаран­тией от укло­не­ния в ересь. Исто­рия Церкви содер­жит массу тому под­твер­жде­ний.
  6. Не зная учения о Пре­свя­той Троице, невоз­можно зани­маться мис­си­о­нер­ской рабо­той, во испол­не­ние запо­веди Христа: «идите, научите все народы…» (Мф.28:19).

Как объ­яс­нить учение о Св. Троице не-хри­сти­а­нину?

Для луч­шего объ­яс­не­ния дог­мата о Пре­свя­той Троице святые отцы исполь­зо­вали ряд обще­до­ступ­ных ана­ло­гий. В рамках одной из них Бог, как Высо­чай­ший, Вер­хов­ный Ум, сопо­став­ля­ется с чело­ве­че­ским умом (см. подробно: Догмат о Пре­свя­той Троице).

При­ме­ча­тельно: с утвер­жде­нием, что в устрой­стве мира усмат­ри­ва­ется разум­ность, могут согла­ситься даже языч­ники и ате­и­сты. В этом отно­ше­нии данная ана­ло­гия может слу­жить хоро­шим апо­ло­ге­ти­че­ским сред­ством.

Суть ана­ло­гии состоит в сле­ду­ю­щем. Чело­ве­че­ский ум выра­жает себя через мысль.

Обычно чело­ве­че­ская мысль бывает сфор­му­ли­ро­вана в сло­вес­ном выра­же­нии. Имея это в виду, мы можем ска­зать: чело­ве­че­ская мысль-слово рож­да­ется умом (от ума) по подо­бию того, как Боже­ствен­ное Слово (Бог-Слово, Сын Божий) рож­да­ется Отцом, от Отца.

Когда мы хотим выра­зить нашу мысль (озву­чить её, про­из­не­сти), мы исполь­зуем голос. В данном случае голос может быть назван выра­зи­те­лем мысли. В этом можно видеть подо­бие со Святым Духом, Кото­рый явля­ется Выра­зи­те­лем Слова Отца (Выра­зи­те­лем Бога-Слово, Сына Божьего).

***

По пре­да­нию, когда Бла­жен­ный Авгу­стин про­гу­ли­вался по берегу моря, раз­мыш­ляя о тайне Святой Троицы, он увидел маль­чика, кото­рый вырыл ямку в песке и пере­ли­вал туда воду, кото­рую зачер­пы­вал ракуш­кой из моря. Бла­жен­ный Авгу­стин спро­сил, зачем он это делает. Маль­чик ему отве­тил:
– Я хочу вычер­пать всё море в эту ямку!
Авгу­стин усмех­нулся и сказал, что это невоз­можно. На что маль­чик ему сказал:
– А как же ты своим умом пыта­ешься исчер­пать неис­чер­па­е­мую тайну Гос­подню?
И тут же маль­чик исчез.

Цитаты о Пре­свя­той Троице ранних учи­те­лей Церкви

«Пови­нуй­тесь епи­скопу и друг другу, как Иисус Хри­стос пови­но­вался по плоти Отцу, и апо­столы Христу, Отцу и Духу, дабы еди­не­ние было вместе телес­ное и духов­ное».
Игна­тий Бого­но­сец (90–140 гг.). (Посла­ние к маг­не­зий­цам // Писа­ния мужей апо­столь­ских. Рига: Лат­вий­ское Биб­лей­ское Обще­ство, 1992. С. 284).

«Но как Его [Отца], так и при­шед­шего от Него Сына и пере­дав­шего нам это учение… равно и Духа про­ро­че­ского чтим и покло­ня­емся, воз­да­вая честь словом и исти­ной и открыто пре­по­да­вая это вся­кому, жела­ю­щему научиться так, как сами мы научены».
Иустин Фило­соф и муче­ник (103–166 гг.). (Первая апо­ло­гия // Тво­ре­ния. М.: “Палом­ник”, “Бла­го­вест”, 1995. С. 36.).

«Ибо изна­чала, сопри­сут­ствуя своему созда­нию, Сын откры­вает Отца всем, кому хочет и когда хочет, и как Отец хочет, и поэтому во всем и чрез все Один Бог Отец и Одно Слово и Сын и Один Дух и одно спа­се­ние всем веру­ю­щим в Него».
Ириней Лион­ский (130–202 гг.). (Обли­че­ния и опро­вер­же­ния лже­имен­ного знания. Кн. 4 // Тво­ре­ния. М.: “Палом­ник”, “Бла­го­вест”, 1996. С. 332).

На Флп.3:12: «Посему, как с наступ­ле­нием совер­шен­ного мы увидим не дру­гого Отца, но Того, Кото­рого ныне желаем видеть… и будем ожи­дать не дру­гого Христа и Сына Божия, но Того, Кото­рый родился от Девы Марии и постра­дал, в Кото­рого мы веруем и Кото­рого любим… и полу­чим не иного Духа Свя­того, а Того, кото­рый с нами и Кото­рый вопиет: “Авва Отче”».
Там же, с. 338.

«Итак ни Гос­подь, ни Святый Дух, ни апо­столы нико­гда не назвали бы опре­де­ленно и реши­тельно Богом того, кто не Бог, если бы он дей­стви­тельно не был Бог, и не назвали бы про­из­вольно кого-либо Гос­по­дом, кроме гос­под­ству­ю­щего над всем Бога Отца и Его Сына, полу­чив­шего от Отца Своего гос­под­ство над всем созда­нием… <…> Посему, когда Отец истинно есть Гос­подь и Сын истинно есть Гос­подь, то спра­вед­ливо Дух Святой обо­зна­чил Их наиме­но­ва­нием Гос­пода [Пс.109:1]. <…> …Дух обоих обо­зна­чил именем Бога и пома­зу­е­мого Сына и пома­зу­ю­щего, т. е. Отца [Пс.44:7]. <…> Итак, никто другой, как я сказал, не име­ну­ется Богом и не назы­ва­ется Гос­по­дом, кроме Бога и Гос­пода всего, кото­рый также гово­рил Моисею: “Я есмь Сущий. …”, и кроме Сына, Иисуса Христа, Гос­пода нашего, Кото­рый веру­ю­щих во имя Его делает сынами Божи­ими».
Там же, кн. 3, с. 229–230.

«Цер­ковь, хотя и раc­се­яна по всей все­лен­ной даже до концов земли, но при­няла от апо­сто­лов и от уче­ни­ков их веру в еди­ного Бога Отца, Все­дер­жи­теля, сотво­рив­шего небо и землю, и море, и все, что в них, и во еди­ного Христа Иисуса, Сына Божия, вопло­тив­ше­гося для нашего спа­се­ния, и в Духа Свя­того, чрез про­ро­ков воз­ве­стив­шего все домо­стро­и­тель­ство Божие и при­ше­ствие и рож­де­ние от Девы, и стра­да­ние и вос­кре­се­ние из мерт­вых и воз­не­се­ние во плоти на небо воз­люб­лен­ного Христа Иисуса Гос­пода нашего, а также явле­ние Его с небес во славе Отчей, чтобы “воз­гла­вить все” (Еф.1:10) и вос­кре­сить всякую плоть всего чело­ве­че­ства, да пред Хри­стом Иису­сом Гос­по­дом нашим и Богом, Спасом и Царем, по бла­го­во­ле­нию Отца неви­ди­мого, “пре­кло­нится всякое колено небес­ных и земных и пре­ис­под­них, и всякий язык испо­ве­дает Его”».

Там же, кн. 1, с. 49–50.

«Ибо жив Бог и жив Гос­подь Иисус Хри­стос и Дух Святый».
Кли­мент Рим­ский (96–97 г.). (Первое посла­ние к Корин­фя­нам, гл. 58).

«Три дня, кото­рые были прежде созда­ния светил, суть образы Троицы — Бога и Его Слова и Его Пре­муд­ро­сти». (Посла­ние к Авто­лику, кн. 2, п. 15).
Из сим­вола веры Кеса­рий­ской церкви (этот символ был про­чи­тан на Никей­ском Соборе Евсе­вием, епи­ско­пом Кеса­рий­ским, как пра­вило веры, дошед­шее от пред­ков): «Веруем во еди­ного Бога, Отца все­дер­жи­теля.. и во еди­ного Гос­пода Иисуса Христа, Слово Божье, Бога от Бога, света от света, жизнь от жизни, Сына еди­но­род­ного, пер­во­рож­ден­ного всея твари, прежде всех век от Отца рож­ден­ного.. веруем и во еди­ного Духа Свя­того, испо­ве­дуя бытие (είναι) и личное суще­ство­ва­ние (ύπάρχειν) каж­дого из Них: Отца – истинно Отца, Сына – истинно Сына, и Духа Свя­того – истинно Свя­того Духа, как и Гос­подь наш, посы­лая уче­ни­ков своих на про­по­ведь, изрек: шедше научите вся языки и кре­стяще их во имя Отца и Сына и Свя­того Духа».
Феофил Антио­хий­ский (конец II в.). (Цит. по: митр. Мака­рий (Бул­га­ков). Пра­во­славно-дог­ма­ти­че­ское Бого­сло­вие. Т. 1. СПб., 1868. С. 193).

«Мы же всегда, а теперь осо­бенно, будучи научены Уте­ши­те­лем, то есть Настав­ни­ком всякой Истины, верим в Еди­ного Бога при сохра­не­нии того рас­пре­де­ле­ния [Лиц в Боге], кото­рое мы назы­ваем οικονομιαν. В соот­вет­ствии с ним у Еди­ного Бога есть Его Слово, Кото­рое про­изо­шло от Него, и через Кото­рое всё начало быть, и без Кото­рого ничто не начало быть (Ин.1:3). Мы верим, что Оно было послано от Отца в Святую Деву и роди­лось от Неё, – Бог и чело­век, Сын Божий и Сын Чело­ве­че­ский, назы­ва­е­мый Иису­сом Хри­стом. Мы верим также, что Он постра­дал, умер и был погре­бён по Писа­ниям, и вос­кре­шён Отцом, и взят снова на небо, и сидит одес­ную Отца, и грядёт судить живых и мёрт­вых. Потом Он послал, как и обещал, от Отца Свя­того Духа, Уте­ши­теля, Освя­ти­теля веры тех, кто верит в Отца и Сына и Свя­того Духа».
Тер­тул­лиан (155/60–220/40). (Против Прак­сея, гл. 2).

«Мы научены при­зна­вать три Ипо­стаси, Отца и Сына и Свя­того Духа».
Ориген (~185–~254) (Цит. по: митр. Мака­рий (Бул­га­ков). Пра­во­славно-дог­ма­ти­че­ское Бого­сло­вие. Т. 1. СПб., 1868. С. 198).

«Кто не уди­вится, когда услы­шит, что без­бож­ни­ками назы­вают людей, име­ну­ю­щих Бога Отца, и Бога Сына, и Бога Духа Свя­того, испо­ве­ду­ю­щих Их силу во един­стве и Их раз­ли­чие в порядке?»
Афи­на­гор Афин­ский (~133–~190). (Про­ше­ние о хри­сти­а­нах, 10).

«Знать Бога и Слово Его, знать, какое един­ство Сына со Отцом и обще­ние Отца с Сыном, что такое Дух, какое един­ство Их и раз­ли­чие соеди­нен­ных – Духа, Сына и Отца».
Афи­на­гор Афин­ский (~133–~190). (Про­ше­ние о хри­сти­а­нах, 12).

«Ночь и день даже до послед­него часа жизни бла­го­даря сла­во­сло­вить, а сла­во­словя, бла­го­да­рить еди­ного Отца и Сына, Сына и Отца, Тебя Сына в каче­стве Педа­гога и Учи­теля, со Святым Духом, Кото­рый собой пред­став­ляет все в едином, в Кото­ром все, через Кото­рого все едино, через Кото­рого веч­ность, Кото­рого все мы состоим чле­нами.. Кото­рому слава ныне и во веки веков. Аминь».
Кли­мент Алек­сан­дрий­ский (~150–~215). (Педа­гог, кн. 3, гл. 12).

«Един Бог, Отец Слова живаго, Пре­муд­ро­сти ипо­стас­ной и Силы и Образа веч­наго, совер­шен­ный Роди­тель Совер­шен­наго, Отец Сына Еди­но­род­наго. Един Гос­подь, единый от еди­наго, Бог от Бога, Начер­та­ние и Образ Боже­ства, Слово дей­ствен­ное, Пре­муд­рость, объ­ем­лю­щая состав всего, и зижди­тель­ная Сила всего сотво­рен­наго, истин­ный Сын истин­наго Отца, Неви­ди­мый Неви­ди­маго, и Нетлен­ный Нетлен­наго и Без­смерт­ный Без­смерт­наго и Вечный Веч­наго. И един Дух Святый, от Бога име­ю­щий бытие и чрез Сына явив­шийся [т. е. людям], Образ Сына, Совер­шен­ный Совер­шен­наго, Жизнь, Винов­ник живу­щих, [Источ­ник святый], Свя­тость, Пода­тель освя­ще­ния, в Нем же явля­ется Бог Отец, сущий над всем и во всем, и Бог Сын, Кото­рый чрез все. Троица совер­шен­ная, славою и веч­но­стью и цар­ством нераз­де­ля­е­мая и неот­чуж­да­е­мая».
Гри­го­рий Неоке­са­рий­ский (~213 – после 270). (Изло­же­ние веры).

«Едино цар­ство Отца и Сына и Свя­того Духа, как и едино суще­ство (ούσία) и едино гос­под­ство (κυριότης); почему мы и покла­ня­емся единым покло­не­нием еди­ному трии­по­стас­ному Боже­ству, без­на­чаль­ному, не создан­ному, бес­ко­неч­ному и веч­ному».
Мефо­дий Патар­ский (~260–312) (Цит. по: митр. Мака­рий (Бул­га­ков). Пра­во­славно-дог­ма­ти­че­ское Бого­сло­вие. Т. 1. СПб., 1868. С. 199).

«Гос­поди, Боже Все­дер­жи­телю, Отче воз­люб­лен­ного и бла­го­сло­вен­ного Сына Твоего.. за сие и за все хвалю Тебя, бла­го­слов­ляю Тебя, про­слав­ляю Тебя, вместе с вечным и пре­не­бес­ным Иису­сом Хри­стом, воз­люб­лен­ным Сыном Твоим, с кото­рым Тебе и Свя­тому Духу слава и ныне и в буду­щие века».
Молитва Поли­карпа Смирн­ского перед смер­тью (сер. II века). (Окруж­ное посла­ние Смирн­ской церкви о муче­ни­че­стве св. Поли­карпа, гл. 14).

«Верую во Христа Гос­пода, един­ствен­ного Сына еди­ного высо­чай­шего Отца, и испо­ве­дую Его со Отцом и Святым Духом за еди­ного Бога».
Пред­смерт­ное испо­ве­да­ние Викен­тия Авгу­сто­поль­ского (304 г.) (Цит. по: митр. Мака­рий (Бул­га­ков). Пра­во­славно-дог­ма­ти­че­ское Бого­сло­вие. Т. 1. СПб., 1868. С. 200).

«Если утвер­ждают, что ипо­стаси, как скоро их три, раз­дельны, то их дей­стви­тельно три, хотя бы ере­ти­кам этого не хоте­лось; иначе пусть совер­шенно истре­бят поня­тие о Боже­ствен­ной Троице».
Дио­ни­сий Алек­сан­дрий­ский (III век) (Цит. по: свт. Васи­лий Вели­кий. О Святом Духе, гл. 29).

Васи­лий Вели­кий (329/30–379) ссы­ла­ется на песнь про­слав­ле­ния Троицы, как на пре­да­ние древ­них хри­стиан:
«Отцам нашим забла­го­рас­су­ди­лось не в мол­ча­нии при­ни­мать бла­го­дать вечер­него света, но при явле­нии его немед­ленно бла­го­да­рить. И не можем ска­зать, кто винов­ник сих рече­ний све­тиль­нич­ного бла­го­да­ре­ния, по край­ней мере народ воз­гла­шает древ­нюю песнь, и никто не при­зна­вал нече­ству­ю­щими тех, кото­рые про­из­но­сят: “хвалим Отца и Сына и Свя­таго Духа Божия”».
О Святом Духе, гл. 29.

Авгу­стин пишет о пред­ше­ству­ю­щих хри­сти­ан­ских бого­сло­вах (354–430):
«Все кафо­ли­че­ские тол­ко­ва­тели Свя­того Писа­ния, каких только я мог читать, писав­шие прежде меня о Троице, кото­рая есть Бог, ста­ра­лись, согласно с Писа­нием, учить тому, что Отец и Сын и Святой Дух, по нераз­дель­ному равен­ству одного и того же суще­ства (substantiae), состав­ляют Боже­ское един­ство, и потому не суть три бога, но един Бог».
О Троице, кн. 1, п. 7.

«Триада поис­тине есть Монада, ибо так суще­ствует, и Монада поис­тине есть Триада, ибо так ипо­ста­зи­ро­вана».
прп. Максим Испо­вед­ник

§ 181. С
прописной буквы рекомендуется писать: слово Троица (триединый
Бог у христиан; также Святая Троица), имена Божии лиц
Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой) и слово
Богородица; все слова, употребляющиеся вместо слов Бог (напр.: Господь, Создатель, Всевышний,
Вседержитель, Творец, Спаситель, Богочеловек
) и Богородица
(напр.: Царица Небесная, Пречистая Дева, Матерь Божия); прилагательные, образованные от слов Бог,
Господь,
напр.: благодать Божия, Господняя (Господня) воля,
храм Божий, Божественная Троица, Божественная литургия
(но в переносном
значении — строчная буква, напр.: божественный ‘восхитительный’;
то же в таких устойчивых сочетаниях, как божий одуванчик, божья
коровка
).

Слова апостол, пророк, святой, преподобный,
мученик, блаженный
и т. п. перед собственными именами пишутся со
строчной буквы, напр.: апостол Павел, преподобный Сергий
Радонежский, мученик Ириней, святой Василий Великий, блаженная Ксения
Петербургская,
но: Пресвятая Богородица, Пресвятая
Троица.

Примечание 1. В позиции после собственных
имен те же слова могут писаться по-разному, и это определяется в словарном
порядке. Ср., напр.: Илья-пророк,
но Василий
Блаженный.

Примечание 2. В церковно-религиозных (молитвах,
проповедях и т. п.) и религиозно-философских текстах с прописной буквы пишутся
местоимения, заменяющие слова Бог,
Божий,
напр.: Да святится
имя Твое; да будет Его святая воля.

Примечание 3. В устойчивых сочетаниях,
употребляющихся в разговорной речи вне прямой связи с религией, рекомендуется
писать бог (а также
господь) со
строчной буквы. К ним относятся: (не)
бог весть
или
(не) бог знает (кто, что, какой)
— ‘о ком-, чём-н. не очень важном, незначительном’, бог (господь) его знает‘неизвестно, не знаю’, бог с ним (ней, тобой, вами) — ‘пусть будет
так, ладно, согласен (хотя мне это и не нравится); бог с тобой (вами) — выражение несогласия, бог знает что — выражение
возмущения; не дай бог, ради бога, убей (меня) бог, как бог на душу положит и
др.

Не следует писать с прописной буквой междометия ей-богу, боже, боже мой, господи, господи боже мой,
бог ты мой, боже сохрани, боже упаси
в отличие от тех случаев,
когда формы Боже, Господи выражают
обращение к Богу. В некоторых случаях выбор написания зависит от контекста. Так,
может быть написано слава Богу
(если контекст указывает, что говорящий действительно благодарит Господа Бога) и
слава богу (если по
контексту ясно, что употреблен расхожий разговорный оборот: В тот раз он, слава богу, пришёл вовремя!).
Но в сочетании не слава богу ‘неблагополучно’
прописная буква невозможна (Унего
всё не слава богу
).

Содержание статьи

  • Святая Троица в православии
  • Краткая история догмата о Пресвятой Троице
  • Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам
  • Фильмы о Святой Троице
    • Уроки православия. Святая Троица
    • Беседы с батюшкой. Святая Троица: смысл и предрассудки
    • Святая Троица
    • Бог один и троичен — как это понять? Божие откровение
    • День Святой Троицы

Святая Троица в православии

Святая Троица — богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Это одно из важнейших понятий православия.

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».

Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен». «И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера.

Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане). Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» — «единосущный».

Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси».неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». «Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.
Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин — «личность». Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята». – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

О Святой Троице на «Правмире»:

  • Святая Троица в Православной Церкви
  • Троица, 10 икон Святой Троицы
  • Об изображении Святой Троицы
  • День Святой Троицы. Пятидесятница
  • Троица – исполнение всех ожиданий
  • “Святая Троица” Преподобного Андрея Рублева
  • Троица и икона Воскресения Христова
  • Святая Троица — парадигма человеческой личности
  • Художественный образ Пресвятой Троицы
  • Троица: Фундамент христианства
  • Троица: единство и святость
  • День Святой Троицы: Что мы без помощи Божией?
  • День Святой Троицы: что важнее – Бог или шашлык?
  • День святой Троицы: что поется в этот день в храме?
  • День Святой Троицы: рассказ о нескольких случаях
  • «…Предстоя Святей Троице». О передаче троичного догмата в иконах
  • День Святой Троицы в Троице-Сергиевой Лавре
  • Как в старину на Троицу гуляли (ФОТО)
  • Праздник Троицы: как победить разделение внутри себя?
  • Почему на Троицу храмы украшают ветками берез?
  • «Я открыл главу о Святой Троице и понял, что это моё»
  • Троица в Давыдово (+ФОТО)

Фильмы о Святой Троице

Уроки православия. Святая Троица

Беседы с батюшкой. Святая Троица: смысл и предрассудки

Святая Троица

Бог один и троичен — как это понять? Божие откровение

День Святой Троицы

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно пишется связь или свясь
  • Как правильно пишется связной
  • Как правильно пишется связаться или связаться
  • Как правильно пишется своя автобиография
  • Как правильно пишется сволить или свалить