Как правильно пишется театр на таганке

Театр на Таганке. Старая сцена.

Театр на Таганке. Старая сцена.
Москва.

Теа́тр на Тага́нке (улица Земляной вал, 76), драматический театр. Создан в 1964 на базе Московского театра драмы и комедии (организован в 1946), в труппу которого вошли выпускники Театрального училища имени Б.В. Щукина со своим дипломным спектаклем «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта и педагогом Ю.П. Любимовым, ставшим главным режиссёром обновлённого театра (1964—84 и с 1989). Под руководством Любимова театр был рупором демократических идей, оплотом свободомыслия, находился в авангарде театрального процесса. Развивая традиции Е.Б. Вахтангова, В.Э. Мейерхольда, Брехта, театр разрабатывал новый сценический язык, находил новые формы сценической литературы (поэтический театр, театр прозы, сценическая публицистика). Спектакли театра отличались студийной спаянностью, открытым гражданским пафосом, активным контактом с публикой. Среди спектаклей Любимова: «Десять дней, которые потрясли мир» по Дж. Риду (1965), «Павшие и живые» по В.С. Розову (1965), «Послушайте! Маяковский» (1967), «Пугачёв» С.А. Есенина (1967), «Тартюф» Мольера (1968), «Живой» по Б.А. Можаеву (1968, 1989), «А зори здесь тихие» по Б.Л. Васильеву, «Гамлет» У. Шекспира (оба — 1971), «Деревянные кони» по Ф.А. Абрамову (1974), «Мастер и Маргарита» по М.А. Булгакову (1977), «Обмен» (1976) и «Дом на набережной» (1980) по Ю.В. Трифонову, «Поэт Владимир Высоцкий» (1981, 1988), «Борис Годунов» А.С. Пушкина (1982, возобновлён в 1989).

В театре работали: режиссёры С.Н. Арцибашев, А.М. Вилькин, Б.А. Глаголин; ставили спектакли А.В. Эфрос («Вишнёвый сад» А.П. Чехова, 1975) и А.А. Васильев («Серсо» В.И. Славкина, 1985). В 1984 Любимов из-за постоянных конфликтов с партийным руководством и Министерством культуры вынужден был уйти из театра и уехал из страны. Главным режиссёром был назначен Эфрос, поставивший спектакли: «У войны не женское лицо» по С.А. Алексиевич (1985), «На дне» М. Горького (1984), вторую редакцию «Вишнёвого сада» Чехова (1985), «Мизантроп» Мольера (1986). После смерти Эфроса главным режиссёром в 1987—89 был Н.Н. Губенко. В 1989 Любимов, приглашённый актёрским коллективом, вновь возглавил театр. Были возобновлены спектакли, запрещённые ранее, и поставлены «Маленькие трагедии» Пушкина (1989), «Самоубийца» Н.Р. Эрдмана (1990), «Доктор Живаго» по Б.Л. Пастернаку (1993).

В составе труппы в разные годы: Ф.И. Антипов, И.С. Бортник, В.С. Высоцкий, Н.Н. Губенко, Р.Х. Джабраилов, А.С. Демидова, Т.И. Жукова, В.С. Золотухин, М.В. Полицеймако, Н.П. Сайко, З.А. Славина, В.Б. Смехов, А.А. Трофимов, И.И. Ульянова, С.Л. Фарада, Л.А. Филатов, Б.А. Хмельницкий, Л.А. Штейнрайх, О.М. Яковлева.

В основе старого театрального здания — кинотеатр «Вулкан» (неоклассицизм, 1912, архитектор Г.А. Гельрих); в 1918—20 здесь давал представления Рогожско-Симоновский театр, в 1921—22 — так называемый опытно-героический театр, в 1922—46 — студия, затем филиал Малого театра. В 1980 вошло в строй новое здание театра (архитекторы А.В. Анисимов, Ю.П. Гнедовский, Б.И. Таранцев и др.). Театр располагает сценами: новой (770 мест), старой (500 мест) и малой (100 мест).

В 1993 театр разделился на две труппы: Московский театр на Таганке под руководством Любимова и «Содружество актёров Таганки» под руководством Губенко, которое с 1994 получило в своё распоряжение новую сцену и открылось спектаклем «Чайка» Чехова (режиссёр С.А. Соловьёв).

Т.К. Шах-Азизова.

Театр на Таганке. Новая сцена.

Театр на Таганке. Новая сцена.
Москва.

Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия.
1992.

?

LiveJournal

Log in

If this type of authorization does not work for you, convert your account using the link

October 10 2007, 23:08

Category:

  • Театр
  • Cancel

Здравствуйте!

Подскажите, пожалуйста, как правильно

актриса театра на Таганке / Малой Бронной
актриса «Театра на Таганке» / (…)
актриса театра «На Таганке» / (…)

актриса театра Сатиры
актриса Театра Сатиры
актриса «Театра Сатиры»

/пробовала воспользоваться поиском в профайле сообщества, но он ничего похожего не выдал. Если подобная тема уже обсуждалась, буду признательна за ссылку/

История Театра на Таганке

В здании, которое занимает знаменитый московский театр, проводилось несколько перестроек. В 1912 году началось возведение одного из самых крупных синематографов столицы с оркестром и шикарным рестораном ‒ электротеатра «Вулкан». Проект был разработан архитектором Густавом Гельрихом по заказу купчихи Платовой и возведен на территории бывших мучных лавок, некогда принадлежавших купцу Кочергину.

Однако просуществовал кинотеатр недолго. Хотя посмотреть немое кино желающих было много, после революции и в годы Гражданской войны у заведения не хватало денег на новые киноленты, а у людей не хватало сил, чтобы смотреть кино. В 1922 году здание передали Рогожско-Симоновскому театру, которым тогда руководил Л. Прозоровский. Здесь размещался филиал Малого театра. Иногда здесь играли актеры студии имени Е. Вахтангова.

Среди них были М. Жаров, И. Ильинский и много других талантливых артистов. Народ шел потоком, чтобы посмотреть знаменитую «Копилку» по произведению Эжена Лабиша, текст которого перевел в Н. Эрдман. Через 40 лет он войдет в состав худсовета и станет одним из главных людей в театре Любимова. Сам режиссер же лишь в 1990 году сможет осуществить наконец свою мечту и поставить «Самоубийцу» Н. Эрдмана.

В 1946 году филиал Малого театра перебрался на Большую Ордынку, все помещение отдали новому Театру драмы и комедии. Возглавил его тогда один из талантливых выпускников ГИТИСа Александр Плотников, которого пробовал на роль Хлестакова сам Всеволод Мейерхольд. Все его спектакли были исполнены в пафосной и патетической манере, вполне подходящей в послевоенные годы, однако со временем поток театралов стал иссякать.

Уже в 1960-годах знаменитый московский театр стал одним из самых малопосещаемых в столице, а в 1963 году Плотников уходит из театра. В начале 1964 года театр возглавил Николай Дупак, вместе с ним появился главный режиссер ‒ Ю. П. Любимов, бывший актер театра Вахтангова. Именно он и сделал Театр на Таганке таким, каким его знают и любят сегодня жители и гости российской столицы.

Вся театральная Москва буквально ломилась на дипломный спектакль его учеников в Щукинском училище, созданный по пьесе Б. Брехта «Добрый человек из Сезуана». Вместе со спектаклем Любимов привел в труппу театра своих студентов. За ним последовали новые премьеры, подкрепившие ошеломительный успех талантливого режиссера. Он запретил писать на афишах свои звания, полученные в театре, начиная с нуля путь режиссера.

Любимов всегда был истинным поклонником эпических новаций Б. Брехта. Знаменитого драматурга он ставил наравне с Шекспиром и Мольером. Став главным режиссером, Любимов установил в фойе портреты трех театральных гениев, настоящих столпов культуры ‒ Брехта, Мейерхольда и Вахтангова. Со временем местный райком порекомендовал установить рядом с ними портрет Станиславского.

Благодаря Любимову Московский театр драмы и комедии получил название «на Таганке», которое настоящие столичные театралы легко превратили в обычную «Таганку». Его уникальный стиль режиссуры буквально все в театре перевернул с ног на голову, это относилось не только к репертуару. Театр, известный в Москве своим консерватизмом, внезапно стал авангардным. Во время спектаклей здесь не было ни декораций, ни занавеса.

Буквально через 10 лет «Таганка» стала по праву самым посещаемым театральным заведением в столице. Здесь бурлила новая жизнь, постоянно возникали новые идеи. Со временем актеры стали меньше уделять внимания словам, важное значение имели музыкальное сопровождение, движения и песни. Здесь блистала целая плеяда великих и талантливейших актеров, внесших свой вклад в историю театра.

Слишком необычный и во многом нестандартный взгляд на принципы и основы театрального искусства спровоцировал проблемы Любимова с существующей властью. Завершилось это противостояние тем, что в 1984 году режиссер был вынужден проститься с любимым детищем и уехать жить за границу. Эти скитания продолжались 5 лет, а театральная жизнь в один день разделилась на «до» и «после».

Тогда главным режиссером назначили А. Эфроса, творческая концепция которого была полной противоположностью точки зрения Любимова. С наступлением в стране перестройки опальный режиссер вернулся в столицу, чтобы с новой силой возродить любимый театр. В эту пору выходит множество спектаклей, имевших у зрителей ошеломляющий успех. После смерти Эфроса в 1987 году труппу возглавил. Н. Н. Губенко.

Спустя 5 лет произошел раскол театральной труппы, уже через год появился новый театр «Содружество актеров Таганки», занявший новую сцену. В 2011 году Ю. Любимов ушел из театра, руководить им стал В. Золотухин. Через два года и он ушел в отставку по состоянию здоровья. В 2015 году театр возглавила молодая и талантливая актриса Ирина Апексимова, которая стала сотрудничать с новыми молодыми режиссерами.

В 2021 году произошло настоящее историческое событие в театральной жизни столицы. Через 30 лет после раскола было решено объединить два отдельно существовавших коллектива. Главным режиссером вновь собранной труппы был назначен Юрий Муравицкий, продолживший дело настоящих корифеев театра, создавших его истинное лицо и эстетику, раскрывших множество ярких и многогранных талантов.

Театр на Таганке

Репертуар Театра на Таганке

Основным творческим направлением знаменитой «Таганки» Любимова стал поэтический театр, основанный на публицистической поэзии. Совсем не случайно режиссер ставит в репертуар спектакли на основе произведений А. Вознесенского ‒ «Антимиры» и «Берегите ваши лица». Последний был запрещен сразу после премьеры, но это лишь добавило ему популярности. Также пользовались успехом спектакли «Пугачев», «Павшие и живые» и другие.

Зрителей привлекал вольный дух поэзии публицистов, уникальные сценические метафоры, смешанные с современными аллюзиями. Постоянные аншлаги были на спектаклях «Гамлет», «А зори здесь тихие», «Деревянные кони», «Мастер и Маргарита». И конечно, огромная популярность «Таганки» открыла путь известнейшим актерам, любимым многими поколениями, среди которых Л. Филатов, В. Золотухин, А. Демидова, И. Бортник.

Многие из них стали совмещать работу в театре со съемками в кино, однако не менее легендарными становились артисты, отдавшие всю свою жизнь театральным подмосткам. Наиболее ярким примером стала актриса З. Славина, которая не имела главных ролей в фильмах, но в театре всегда была звездой первой величины, на спектакли актрисы толпами шли почитатели ее уникального таланта.

Отдельное место в истории театра занимает Владимир Высоцкий, известность его была абсолютной, как и слава всего театра. Актер с истинно скандальной репутацией обладал огромным темпераментом и уникальной разработкой образов. Критики утверждали, что знаменитый монолог Хлопуши Высоцкий исполнял за гранью возможностей человека. Его Гамлет получил гран-при на югославском театральном фестивале в 1976 году.

Особый интерес вызывает и социальный авторитет театра в те годы. Каждый новый спектакль имел все более политическое звучание. Деятельность Любимова обросла громкими скандалами, его произведения становились известными еще до премьеры. Завершением определенного этапа в жизни «Таганки» стала смерть Владимира Высоцкого в 1980 году. Тогда же в театр вернулся Николай Губенко.

В 1980-х годах спектакль, посвященный великому актеру, был запрещен к показу. Та же участь постигла и другой спектакль ‒ «Борис Годунов». В 1984 году Любимова отстранили от руководства. Главным режиссером стал Анатолий Эфрос, который восстановил «Вишневый сад», заново поставил горьковскую пьесу «На дне», «Мизантропа» Мольера. Эфрос скончался в 1987 году. Руководить театром стал Н. Губенко.

После разделения труппы вернувшийся Любимов остался работать в старом здании. С ним вместе работали известные ветераны «Таганки» В. Золотухин, А. Трофимов, Н. Граббе, Б. Хмельницкий. Появляется целый ряд классических спектаклей, а также современные постановки, которые популярны и по сей день. После отставки Любимова «Таганку» возглавил В. Золотухин, продолживший дело своего наставника.

Театр

Театр на Таганке сегодня

В 2015 году у руля «Таганки» стала И. Апексимова. Сразу после ее прихода стартовал известный проект «Репетиции», который позволил предлагать свои идеи всем желающим. Именно благодаря этому проекту в афише театра появились новые спектакли «Старший сын» и «Золотой дракон». «Таганка» стала активно сотрудничать с молодыми талантливыми режиссерами, среди которых были К. Богомолов, А. Гончаров, Д. Чащин, С. Трифонов.

В 2021 году произошло слияние двух коллективов после 30-летнего раскола. Главным режиссером театра стал Юрий Муравицкий, который поставил «День победы», возродил «Вишневый сад», создал новую версию комедии «Тартюф». Основным проектом режиссера стала образовательная программа «Портреты», созданная в память о великих корифеях «Таганки», ставших лицом театра и определившим его эстетику. К ним относятся Константин Станиславский, Бертольд Брехт, Всеволод Мейерхольд, и Юрий Любимов.

Актеры театра обладают многогранным талантом, виртуозно совмещая актерскую игру с уникальной пластикой и отличными вокальными данными. Сегодняшняя труппа известного театра в своей работе сочетает молодой творческий запал с богатым опытом известных актеров, внесших огромный вклад в развитие «Таганки». Многие молодые актеры успешно сочетают работу в театре со съемками в кино, среди них Ю. Куварзина, Ф. Котов, С. Цимбаленко. В нескольких постановках принимает участие директор театра И. Апексимова.

Театр на Таганке

Особенности архитектуры и интерьера Театра на Таганке

Здание Театра на Таганке стало неотъемлемой составляющей архитектурного ансамбля всей Таганской площади. По сути своей это настоящая скульптура, выполненная из кирпича, своеобразный брутальный танец разнообразных форм и объемов. В 1972 году была начата масштабная реконструкция, которая завершилась спустя 8 лет. Архитекторы и проектировщики были удостоены званий и наград.

Новый отстроенный корпус с большим залом, вмещающим 800 человек, появился на месте ветхой застройки на угловом участке. Вначале предполагалось снести старый зал, устроив на его месте большое фойе, однако Ю. Любимов настоял на том, чтобы старый зал остался в качестве второй сцены, а фойе было отстроено заново. Новое здание театра является ярким примером архитектуры застойной эпохи.

Примечательно, что специальный красный кирпич производился на заводе в Загорске и предназначался для реконструкции Кремля, но был выделен в небольшом количестве для постройки театра. В 2015 году помещения закрыли на ремонт, поскольку возникла опасность обрушения фундамента и несущих конструкций. Проведенный ремонт позволил сохранить фасад и интерьеры, усилить безопасность здания.

Театр на Таганке

Режим работы Театра на Таганке

Касса театра работает каждый день с 12.00 до 18.00 без перерыва. В дни показа театральных спектаклей касса работает с 12.00 до 20.00. Билеты можно приобрести онлайн на официальном сайте театра. Стоимость билета определяется в зависимости от спектакля. Правила посещения запрещают проход в зал в верхней одежде, с едой и напитками, домашними животными. Рекомендуется соблюдать санитарно-гигиенические требования.

Адрес московского Театра на Таганке: Земляной Вал, 76/21. Добраться до него можно на метро. От станции «Марксистская», расположенной на Калининской линии, до «Таганки» всего 4 минуты пути. От кольцевой станции метро «Таганская» нужно лишь перейти на противоположную сторону улицы. На своем транспорте можно доехать до Садового кольца. От МКАД добираться по шоссе Энтузиастов или по Рязанскому проспекту.

Театр на Таганке приобрел широкую известность во всех странах мира. Нынешняя труппа актеров постоянно гастролирует по стране и за рубежом, везде спектакли принимаются одинаково тепло и душевно. «Таганка» по праву считается театром интеллигенции, праздником театрального действа, местом притяжения настоящих театралов. Истинная любовь поклонников театра пережила все потрясения и изменения, которые усилили ее во много раз.

Таганка

Таганка

В 1911 году был построен модный в то время электротеатр «Вулкан» с немым кино, куда с удовольствием ходила публика всех сословий. Правда, прожил этот электротеатр не долго, потому как в революцию и гражданскую войну у электротеатра не было денег на киноленты и кинопроизводство, а у людей не было сил смотреть кино.

С 1922 года «Вулкан» передали Рогожско-Симоновскому театру и Студии Вахтангова, и он служил филиалом Малого театра до 1930-х годов, когда перешел секретарю ВРК Рогожского района Москвы Сафонову (стал называться Театром Сафонова).

В 1946 году Театр Сафонова реорганизовали в Театр драмы и комедии, труппу которого составили воспитанники московских театральных студий и актеры периферийных театров. Но в 1960-е Театр стал одним из наименее посещаемых в столице, и его главному режиссеру Александру Плотникову пришлось уйти, передав бразды правления Юрию Любимову.

Юрий Петрович переименовал Театр в привычный теперь «Театр на Таганке», привел в него своих учеников из Щукинского училища вместе с их дипломным спектаклем «Добрый человек из Сезуана», который и стал открытием новой, современной «Таганки». Юрий Любимов, как сказочный доктор, оживил Театр, вдохнул в него новые идеи, поставил множество спектаклей и вновь вернул его модный имидж.

Режиссер руководил Театром в течение 20 лет, до 1984 года, когда был лишен гражданства СССР. В 1989 году Любимов вновь вернулся на должность худрука Таганки. Именно тогда в Театре произошел раскол и образовалось новое «Содружество актеров на Таганке».

В 2015 году на пост директора Театра на Таганке пришла Ирина Апексимова, российская актриса и режиссер театра и кино, театральный деятель, певица, телеведущая.

В 2022 году под руководством Ирины Апексимовой произошло воссоединение Театра на Таганке после тридцатилетнего раскола и объединение с театром «АпАРТе».

Московский театр на Таганке, продолжая идти в ногу со временем, вышел на новый уровень с качественным отличием от большинства Московских театров. «Театр — это многослойный пирог, где каждый зритель сможет найти себе что-то по вкусу» — говорит Ирина.

Здание театра примыкает к Таганской площади, было построено в 1912 году архитектором Т. Гельрихом в стиле неоклассицизма для кинотеатра «Вулкан». После революции здесь работали Рогожско-Симоновский театр и студия Вахтангова. С 1922 года здание использовалось в качестве филиала Малого театра, а в 1946 году в нем был организован самостоятельный Московский театр драмы и комедии.

В 1963 году событием в московской театральной жизни стал спектакль «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, который был поставлен силами студентов третьего курса Щукинского театрального училища под руководством Ю. Любимова. Эстетика спектакля резко выбивалась из существовавших тогда направлений; она отличалась яркой театральностью, принципиальным отсутствием «четвертой стены», изобилием сценических приемов. В спектакле чувствовалось возрождение театральных традиций 1920-х годов, режиссуры В.Э. Мейерхольда и Е.Б. Вахтангова. На волне этого успеха Ю. Любимову было предложено возглавить Московский театр драмы и комедии, и он сформировал новую труппу на основе выпускников своего курса.

Около года длилась подготовка к открытию обновленного театра, которое состоялось 23 апреля 1964 года спектаклем «Добрый человек из Сезуана». К тому времени его актерский состав значительно изменился. Ю. Любимов формировал труппу театра, набирая актеров, близких ему по эстетическим принципам, готовых осваивать новые приемы и способы сценического существования. Любимов привлек в труппу молодых артистов, которые впоследствии стали именитыми актерами — Валерий Золотухин, Инна Ульянова, Вениамин Смехов, Николай Губенко, Владимир Высоцкий и другие. Особое предпочтение режиссер оказывал актерам, имеющим склонность к самостоятельному творчеству. Недаром многие актеры Таганки оставили свой след не только на театральной сцене и в кинематографе, но и в литературе, в авторской песне.

Любимов объединял в постановочных группах своих спектаклей близких по духу писателей и поэтов (А. Вознесенский, Б. Можаев, Ф. Абрамов, Ю. Трифонов), театральных художников (Б. Бланк, Д. Боровский, Э. Стенберг, Ю. Васильев, Э. Кочергин, С. Бархин, М. Аникст), композиторов (Д. Шостакович, А. Шнитке, Э. Денисов, С. Губайдулина, Н. Сидельников). Художественный совет театра, в который были приглашены лица с весомым театральным и общественным авторитетом, помогал отстаивать спектакли Таганки от придирок государственных и партийных чиновников. Ю.П. Любимов повел свою труппу по пути театра публицистической поэзии, что было в духе 1960-х годов, когда поэты-публицисты Р. Рождественный, Е. Евтушенко, А. Вознесенский были кумирами современников.

В репертуар театра были включены два спектакля по произведениям А. Вознесенского — «Антимиры» (1966) и «Берегите ваши лица» (последний был запрещен вскоре после премьеры). Художественную программу театра определяли поэтические спектакли «Павшие и живые» (1965, поэты Великой Отечественной войны), «Послушайте» (по В. Маяковскому), «Пугачев» (по С. Есенину). В постановках прозаических или драматургических произведений внимание было приковано к общественно значимым темам, яркие сценические метафоры были исполнены современных аллюзий. Успехом зрителей пользовались спектакли «Десять дней, которые потрясли мир» по Дж. Риду (1965), «А зори здесь тихие» по повести Б.Л. Васильева (1970), «Гамлет» У. Шекспира (1971), «Деревянные кони», «Обмен», «Мастер и Маргарита» по М.А. Булгакову (1977), «Дом на набережной» по Ю.В. Трифонову (1980).

Изначально театр на Таганке был принципиально режиссерским детищем. Спектакли Ю. Любимова были глубоко авторскими, отличались тонкой работой с текстом инсценируемых произведений. Автором ряда инсценировок («А зори здесь тихие», «Деревянные кони», «Товарищ, верь…») была Л.В. Целиковская — жена Любимова. Главный режиссер не просто занимался общим руководством постановкой новых спектаклей, а тщательно занимался разработкой сценического действия и лично отслеживал рисунок спектакля на каждом представлении.

В период 1960-1970-х годов актеры театра не были слепыми исполнителями режиссерской воли, обладали яркой творческой индивидуальностью, были любимы публикой. Актеры труппы много и с успехом снимались в кино (В.С. Высоцкий, Н.Н. Губенко, А.С. Демидова, В.С. Золотухин, В.Б. Смехов, Л.А. Филатов, И. Бортник, С. Фарада, И. Ульянова). Менее успешно сложились дела в кинематографе у ведущей актрисы труппы З.А. Славиной, но она была признана звездой первой величины на московском театральном небосклоне. Актеры театра на Таганке поражали публицистическим темпераментом, непривычным способом сценического существования, уникальной пластической разработкой образов. Благодаря театру на Таганке и Ю.П. Любимову в полной мере раскрылся сценический талант В.С. Высоцкого, блиставшего в ролях Галилея («Жизнь Галилея»), Хлопуши («Пугачев»), Гамлета, Свидригайлова («Преступление и наказание»).

К концу 1970-х годов Московский театр на Таганке приобрел международную известность, с успехом выступал на театральных фестивалях, гастролировал за рубежом. Новаторские приемы театра на Таганке вошли в классику мирового сценического искусства (световой занавес). В разработку визуального образа спектаклей большой вклад внес художник театра Д. Боровский. К 1980 году к основному зданию была пристроена новая сценическая площадка с современным техническим оснащением. Эстетические сложные, пропитанные антимещанским и демократическим духом спектакли Таганки пользовались успехом не только у либеральной интеллигенции, но и в партийно-чиновничьей элите. Билет на Таганку стал знаком престижа, возможность его добыть — мерилом успешности в пропитанной символами и условностями советской действительности конца 20 века.

Любимов Юрий Петрович (видео)

Любимов Юрий Петрович. Видео

Рост общественного авторитета театра на Таганке вызывал усиление контроля властей за ним. Спектакли с большим трудом пробивались к зрителю, многие из постановок были запрещены из-за кажущегося или действительного политического подтектста. Смерть В.С. Высоцкого (1980) стала катализатором многих процессов внутри театра и вокруг него. Театр на Таганке становился символом неприятия тотального господства принципов социалистического реализма, а проще — исключительного права партийных чиновников быть высшими судьями в сфере искусства. Неудивительно, что отношение властей к театру на Таганке стало более жестким. Был запрещен к показу спектакль «Владимир Высоцкий», посвященный памяти поэта и артиста, снят с репертуара спектакль «Борис Годунов», запрещены репетиции «Театрального романа». В 1984 году, во время работы Ю.П. Любимова над постановкой спектакля «Преступление и наказание» в одном из английских театров, он был освобожден от должности художественного руководителя театра на Таганке и лишен советского гражданства.

Новым главным режиссером театра на Таганке был назначен А.В. Эфрос, успешно работавший в ряде московских театров, спектакли которого также с трудом проходили к зрителю через препятствия цензуры. Еще при Ю.П. Любимове в театре на Таганке как приглашенный режиссер Анатолий Эфрос с успехом поставил пьесу «Вишневый сад» А.П. Чехова (1975) с В. Высоцким в роли Лопахина. Его согласие возглавить театр на Таганке после изгнания Юрия Любимова было воспринято, как штрейкбрехерство, ряд актеров (в частности Л. Филатов) покинули театр, многие фактически объявили Эфросу бойкот. Лишь немногие (В. Золотухин, В. Смехов, А. Демидова) оказались способны к творческому сотрудничеству. А. Эфрос восстановил в театре на Таганке «Вишневый сад», поставил спектакли «На дне», «Мизантроп», «Прекрасное воскресенье для пикника». Театр Эфроса по своей стилистике сильно отличался от публицистически заостренных постановок Ю.П. Любимова, но в 1987 году новый руководитель театра на Таганке скончался; полностью воплотить в жизнь свою эстетическую программу он не успел.

К тому времени в СССР настал период перестройки, многие идеологические и политические табу канули в небытие. Коллектив театра избрал себе нового руководителя — известного актера Николая Николаевича Губенко, который вернулся в театр по просьбе Ю.П. Любимова еще после смерти В.С. Высоцкого. Губенко начал борьбу за возвращение на родину и в театр Ю.П. Любимова. В 1989 году Любимов стал первым известным эмигрантом, которому возвратили советское гражданство. В театре на Таганке были восстановлены запрещенные ранее спектакли.

В 1989 году Ю.П. Любимов официально сменил на посту художественного руководителя театра Николая Губенко, который занял пост министра культуры СССР.

Однако Ю. Любимов не мог уделять театру на Таганке столько же времени, как прежде — он был вынужден совмещать руководство театром с постановками по зарубежным контрактам. Развал СССР и начавшийся период социальных потрясений сказался на обстановке внутри театра. Часть актеров стала предъявлять претензии к Любимову, который по их мнению мало уделял внимания делам театра. Их лидером стал оставшийся без министерской должности Н.Н. Губенко. В 1993 году в театре на Таганке произошел раскол, значительная часть коллектива (в том числе 36 актеров) выделились в самостоятельный Театр «Содружество актеров Таганки», который занял новую сцену театра. Художественным руководителем нового театра стал Николай Губенко.

Ю.П. Любимов продолжил работу в старом театре, пополнил свою труппу новыми актерами, с ним продолжал сотрудничество ряд актеров старого состава: В. Золотухин, В. Шаповалов, Б. Хмельницкий, А. Трофимов, А. Граббе, И. Бортник. С 1997 года Ю. Любимов отказался от зарубежных контрактов, решив вновь полностью посвятить себя театру на Таганке.

В 1990-2000-х годах там были поставлены пьесы «Пир во время чумы» А.С. Пушкина, «Самоубийца» Н. Эрдмана, «Электра» Софокла, «Живаго (Доктор)» по Б. Пастернаку, «Медея» Еврипида, «Подросток» по Ф.М. Достоевскому, «Хроники» по У. Шекспиру, «Евгений Онегин» по А.С. Пушкину, «Театральный роман» по «М.А. Булгакову, «Фауст» по И.В. Гете, «Шарашка» по А.И. Солженицыну. Театр на Таганке по руководством Ю.П. Любимова продолжал пользоваться высоким авторитетом у московской театральной публики.

Летом 2011 года в театре разразился новый конфликт, вызванный нежеланием актерской труппы переходить на контрактые отношения, как предлагал Ю.П. Любимов. В результате Любимов ушел в отставку, а театр на Таганке возглавил В.С. Золотухин, который руководил театром до 4 марта 2013 года, когда он подал в отставку по состоянию здоровья.

Новым директором театра 5 марта 2013 года был назначен Владимир Флейшер, который ранее возглавлял Центр имени Мейерхольда.

  • Официальный сайт Театра на Таганке
  • Труппа Театра на Таганке
  • Театр на Таганке отмечает свое 50-летие //ИТАР-ТАСС 23 апреля 2014 г.
  • «Правда» 2.0. Сенаторы подозревают, что Театр на Таганке превратится «в оплот либералов-белоленточников»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно пишется танцор диско
  • Как правильно пишется сфинкс
  • Как правильно пишется театр или театр
  • Как правильно пишется танцовщица или танцовщица
  • Как правильно пишется сфера деятельности