учиться
→
учимся — глагол, наст. вр., 1-е лицо, возвр. форма гл., мн. ч.
Часть речи: инфинитив — учиться
Часть речи: глагол
Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время | Повелительное наклонение | |
---|---|---|---|---|
Я |
учусь |
учился училась училось |
||
Ты |
учишься |
учился училась училось |
учись |
|
Он/она |
учится |
учился училась училось |
||
Мы |
учимся |
учились |
учимся |
|
Вы |
учитесь |
учились |
учитесь |
|
Они |
учатся |
учились |
Часть речи: деепричастие
Несовершенный вид | Совершенный вид |
---|---|
учась |
Часть речи: причастие
Действительное причастие:
Настоящее время | ||||
---|---|---|---|---|
Единственное число | Множественное число | |||
Мужской род | Женский род | Средний род | ||
Им. |
учащийся |
учащаяся |
учащееся |
учащиеся |
Рд. |
учащегося |
учащейся |
учащегося |
учащихся |
Дт. |
учащемуся |
учащейся |
учащемуся |
учащимся |
Вн. |
учащегося учащийся |
учащуюся |
учащееся |
учащиеся учащихся |
Тв. |
учащимся |
учащеюся учащейся |
учащимся |
учащимися |
Пр. |
учащемся |
учащейся |
учащемся |
учащихся |
Прошедшее время | ||||
---|---|---|---|---|
Единственное число | Множественное число | |||
Мужской род | Женский род | Средний род | ||
Им. |
учившийся |
учившаяся |
учившееся |
учившиеся |
Рд. |
учившегося |
учившейся |
учившегося |
учившихся |
Дт. |
учившемуся |
учившейся |
учившемуся |
учившимся |
Вн. |
учившегося учившийся |
учившуюся |
учившееся |
учившиеся учившихся |
Тв. |
учившимся |
учившеюся учившейся |
учившимся |
учившимися |
Пр. |
учившемся |
учившейся |
учившемся |
учившихся |
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
- Определение и разбор слова
- Как правильно пишется: «учиться» или «учится»?
- Примеры для закрепления
Определение и разбор слова
Данное слово является несовершенным глаголом, который употребляется в значении «получать знания и навыки, приобретать полезный опыт «. Несмотря на частое употребление этого слова, при написании возникают сложности.
Давайте с этим разберёмся.
Существует два варианта правописания анализируемого слова:
- «учиться», где перед «-ся» пишется мягкий знак,
- «учится», где перед «-ся» не пишется мягкий знак.
Как правильно пишется: «учиться» или «учится»?
Согласно орфографической норме русского языка оба варианта являются правильными. Выбор в пользу первого или второго варианта будет зависеть от формы глагола.
учиться
Мы пишем мягкий знак перед постфиксом «-ся», если слово стоит в начальной форме.
В данном случае инфинитив будет отвечать на вопрос «что делать?».
Что делать? — учиться
Так как в вопросе есть мягкий знак, то и в глаголе он будет присутствовать.
Запомните, что в глаголах неопределенной формы (инфинитиве) всегда пишется мягкий знак на конце слова. Мягкий знак сохранится и перед постфиксом «-ся».
учится
Мы не пишем мягкий знак, если глагол употребляется в форме 3-го лица настоящего времени. В этом случае глагол отвечает на вопрос «что делает?».
Что делает? — учится
Поскольку в вопросе нет мягкого знака, то и в глаголе его не нужно писать.
Давайте вспомним на конце каких глаголов пишется мягкий знак.
Мягкий знак пишется:
- на конце глаголов неопределенной формы (инфинитива),
- на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени после шипящих букв (ж, ш, ч, щ),
- на конце глаголов повелительного наклонения после шипящих и мягких согласных,
- в постфиксе «-сь», если перед ним стоит гласная буква.
Если в глаголе пишется мягкий знак на конце слова, то он сохраняется и перед постфиксами «-ся» и «-те».
Подытожим:
учи́ться — это инфинитив
у́чится — это форма 3-го лица настоящего времени
Обратим ваше внимание на то, что в данных глаголах ударение падает на разный слог.
Примеры для закрепления
- Мне осталось учиться два года.
- Он плохо учится и вряд ли поступит.
- Учиться нужно всю свою жизнь.
Правописание глаголов в русском языке нередко вызывает трудности. Особенно часто ошибки возникают при выборе написания глаголов, заканчивающихся на «-тся» и «-ться». Сомнения появляются в употреблении мягкого знака − он нужен на конце глаголов далеко не всегда. Чтобы не ошибиться, как правильно писать: «учится» или «учиться», необходимо запомнить правило, действующее при этом. Оно будет применимо и для огромного количества других русских глаголов.
Читайте в статье
- Как правильно пишется?
- Морфемный разбор слов «учиться» и «учится»
- В каких случаях пишут слово «учится»
- Примеры предложений
- В каких случаях пишут слово «учиться»
- Примеры предложений
- Синонимы слова «учиться»
- Ошибочное написание слов «учится» и «учиться»
- Заключение
Как правильно пишется?
Слова «учится» и «учиться» − это несовершенные глаголы. Их семантическое значение практически совпадает – «усваивать новую информацию, обретать теоретический и практический опыт».
В русском языке допустимы оба варианта написания: «учится» и «учиться».
Выбор одного из них зависит от того, в какой форме употреблен глагол:
- «Учиться» пишется в том случае, если слово употребляется в начальной форме. Этот глагол является инфинитивом, отвечающим на характерный для данной формы глагола вопрос «что делать?». Здесь можно заметить наличие мягкого знака, что означает необходимость его написания и в самом слове. Это регулируется правилом, согласно которому все инфинитивы оканчиваются на «-ть» или «-ться».
- «Учится» необходимо писать при употреблении глагола в настоящем времени и 3 лице. В этом случае он будет отвечать на вопрос «что делает?». Так как вопрос не заканчивается на мягкий знак, значит, согласно правилу, и в самом слове он будет отсутствовать.
Также следует обратить внимание, что в этих словах ударными являются разные слоги.
Морфемный разбор слов «учиться» и «учится»
Морфемный разбор глагола «учиться»:
учиться
- «уч» − корень;
- «и» − суффикс;
- «ть» − суффикс;
- окончание отсутствует;
- «ся» − постфикс;
- «учи+ся» − основа слова (формообразующий суффикс не входит).
В предложении «учиться» может выполнять роль сказуемого.
Морфемный разбор глагола «учится»:
учится
- «уч» − корень;
- «ит» − суффикс;
- нулевое окончание;
- «ся» − постфикс;
- «учится» − основа слова.
В предложении «учится» может выполнять роль сказуемого.
В каких случаях пишут слово «учится»
Примеры предложений
- Он поступил в университет и теперь учится в другом городе.
- Он очень плохо учится, его вряд ли аттестуют.
- После тяжелой болезни он заново учится ходить и выполнять самые простые действия.
- Этот студент хорошо учится, хоть и пропускает половину занятий.
- Мальчик из соседнего дома учится в нашем классе.
В каких случаях пишут слово «учиться»
При этом к нему можно задать вопрос «что делать?».
Примеры предложений
- Учиться новому никогда не поздно.
- Чтобы хорошо учиться, нужно ответственно подходить к выполнению домашних заданий.
- Я не умею учиться на чужих ошибках, поэтому всегда учусь на своих.
- Учиться, учиться и еще раз учиться!
- Прежде, чем стать профессионалом своего дела, придется долго учиться и совершенствовать свои умения.
Синонимы слова «учиться»
К слову «учиться» можно подобрать следующие синонимы: изучать, грызть гранит науки, научаться, выучиваться, тренироваться, разучивать, сидеть на школьной скамье, проходить, узнавать, овладевать, перенимать, долбить, приучаться, осваиваться, образовываться, специализироваться, штудировать.
Ошибочное написание слов «учится» и «учиться»
Написание мягкого знака на конце глагола недопустимо, если он имеет форму настоящего времени 3 лица. В свою очередь, писать инфинитив без мягкого знака нельзя − это будет ошибкой.
Заключение
Таким образом, допустимыми считаются оба варианта написания рассматриваемого глагола: «учится» и «учиться». Чтобы выбрать правильный, необходимо определить, в какой форме употребляется глагол. Упростить задачу поможет постановка вопроса: «что делает?» – учится; «что делать?» – учиться).
Если на конце вопроса имеется мягкий знак, он будет сохраняться и в глаголах, а если его нет – на конце слова мягкий знак тоже будет отсутствовать.
Русский
Морфологические и синтаксические свойства
наст. | прош. | повелит. | |
---|---|---|---|
Я | учу́сь | учи́лся учи́лась |
— |
Ты | у́чишься | учи́лся учи́лась |
учи́сь |
Он Она Оно |
у́чится | учи́лся учи́лась учи́лось |
— |
Мы | у́чимся | учи́лись | — |
Вы | у́читесь | учи́лись | учи́тесь |
Они | у́чатся | учи́лись | — |
Пр. действ. наст. | уча́щийся | ||
Пр. действ. прош. | учи́вшийся | ||
Деепр. наст. | уча́сь | ||
Деепр. прош. | учи́вшись | ||
Будущее | буду/будешь… учи́ться |
у·чи́ть—ся
Глагол, несовершенный вид, непереходный, возвратный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 4c. Соответствующие глаголы совершенного вида — приставочные типа выучиться, научиться.
Корень: -уч-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть; постфикс: -ся [Тихонов, 1996].
Произношение
- МФА: [ʊˈt͡ɕit͡sːə]
Семантические свойства
Значение
- получать знания и навыки, приобретать полезный опыт ◆ Мы учимся на ошибках. ◆ Ребёнок очень быстро учится говорить.
- получать образование, специальность ◆ Он учится в Московском университете.
Синонимы
- частичн.: совершенствоваться
- обучаться
Антонимы
- частичн.: разучиваться, отвыкать
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство | |
|
Этимология
Происходит от учить, далее от праслав. *učiti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. учити, др.-русск. укъ «учение», ст.-слав. ѹчити, ѹчѫ (др.-греч., греч. διδάσκειν), русск. учить, укр. учи́ти, белор. вучыць, наву́ка, болг. у́ча «учу», сербохорв. у̀чити, у̀чи̑м, словенск. učíti (-ím), чешск. učit, словацк. učiť, польск. uczyć, uczę, в.-луж. wučić, н.-луж. hucyś; связано чередованием гласных с *vyknǫti (см. вы́кнуть), родственно др.-прусск. iaukint «упражнять», лит. jaukìnti, jaukinù «приучать, укрощать», jaũkas «манок, приманка», jaukùs «смирный, ручной», др.-инд. úсуаti «находит удовольствие, имеет обыкновение», ṓkаs «удовольствие, удовлетворение», армянск. ուսանիմ (usanim) «учусь, приучаюсь», готск. 𐌱𐌹𐌿𐌷𐍄𐍃 (biūhts) «привычный». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- на ошибках учатся
Перевод
получать знания | |
|
получать образование | |
|
Библиография
- Апресян Ю. Д., Жолковский А. К., Мельчук И. А. Учиться // Толково-комбинаторный словарь русского языка. Опыты семантико-синтаксического описания русской лексики. / И. А. Мельчук, А. К. Жолковский. — Wiener Slawistischer Almanach. Sonderbänd 14. — Wien, 1984. — С. 917—920.
- учиться,
Глагол
учусь
/ учишься
/ учатся
Спряжение глагола учиться2-е спряжение
Все формы
Несовершенный видCовершенный видНастоящееПрошедшееБудущееПовелительное наклонениеНеличные формы
Несовершенный вид, настоящее время
Я учусь
Ты учишься
Он учится
Мы учимся
Вы учитесь
Они учатся
Несовершенный вид, прошедшее время
Я учился
Ты учился
Он учился
Она училась
Оно училось
Мы учились
Вы учились
Они учились
Несовершенный вид, будущее время
Я буду учиться
Ты будешь учиться
Он будет учиться
Мы будем учиться
Вы будете учиться
Они будут учиться
Несовершенный вид, повелительное наклонение
учись
учитесь
Несовершенный вид, инфинитив
учиться
Несовершенный вид, причастие
учащийся
учившийся
Несовершенный вид, деепричастие
учась
Морфологический разбор «учимся»
На чтение 3 мин. Опубликовано 26.01.2021
В данной статье мы рассмотрим слово «учимся», являющееся глаголом. Ниже мы дадим морфологический разбор слова и укажем его возможные синтаксические роли.
Если вы хотите разобрать другое слово, то укажите его в форме поиска.
«Учимся» (глагол)
Значение слова «учиться» по словарю С. И. Ожегова
- Усваивать какие-нибудь знания, навыки; приобретать опыт
- Получать образование, специальность
Морфологический разбор глагола
- I Часть речи: глагол;
- IIНачальная форма: учиться — инфинитив;
- IIIМорфологические признаки:
- А. Постоянные признаки:
- несовершенный вид
- возвратный
- непереходный глагол
- I спряжение
- Б. Непостоянные признаки:
-
- множественное число, изъявительное наклонение, настоящее время, 1-е лицо
- IV Синтаксическая роль:
Наклонения
Изъявительное наклонение | Сослагательное наклонение | Повелительное наклонение |
---|---|---|
учиться | учился бы, училась бы, училось бы, учились бы | учись, учитесь |
Несовершенный вид
Род / Число | 1-е лицо | 2-е лицо | 3-е лицо |
---|---|---|---|
Мужской род (ед. число) | Что делал?учился Что делаю?учусь Что буду делать?буду учиться |
Что делал?учился Что делаешь?учишься Что будешь делать?будешь учиться |
Что делал?учился Что делает?учится Что будет делать?будет учиться |
Женский род (ед. число) | Что делала?училась Что делаю?учусь Что буду делать?буду учиться |
Что делала?училась Что делаешь?учишься Что будешь делать?будешь учиться |
Что делала?училась Что делает?учится Что будет делать?будет учиться |
Средний род (ед. число) | Что делало?училось Что делаю?учусь Что буду делать?буду учиться |
Что делало?училось Что делаешь?учишься Что будешь делать?будешь учиться |
Что делало?училось Что делает?учится Что будет делать?будет учиться |
Множественное число | Что делали?учились Что делаем?учимся Что будем делать?будем учиться |
Что делали?учились Что делаете?учитесь Что будете делать?будете учиться |
Что делали?учились Что делают?учатся Что будут делать?будут учиться |
Разобрать другое слово
Введите слово для разбора:Найти
К I спряжению относятся:
- глаголы с окончанием на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть (кроме 11 глаголов-исключений*): плавать, думать, полоть, молоть, прыгнуть, сохнуть, выздороветь, черстветь, чуять, лаять, иметь и т. д.;
- 4 глагола с окончанием на -ить: брить, стелить, зыбиться, зиждиться.
*Глаголы-исключения (относятся ко II спряжению): гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.
Отвечает на вопрос «что делать?»: бегать, работать, писать, думать, расти, складывать.
Возвратные глаголы обозначают действие, направленное на самого себя, и имеют постфикс -ся (-сь): бояться, учиться, обидеться, радоваться, согнуться, пройтись, завестись.
Все возвратные глаголы являются непереходными.
Непереходные глаголы не могут сочетаться с существительными и местоимениями в винительном падеже (вопросы «кого?», «что?»):
- идти, лететь, лежать, стоять, ссориться, карабкаться, учиться.
Все возвратные глаголы являются непереходными.
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.
Отвечают на вопросы:
- 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
- 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
- 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
- множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.
Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.
Глаголы в первом лице обозначают, что действие совершает сам говорящий, самостоятельно или с кем-то ещё.
Единственное число | Множественное число | |
---|---|---|
С какими местоимениями соотносятся | я | мы |
На какие вопросы отвечают | что делаю?, что сделаю? | что делаем?, что сделаем? |
Какие окончания имеют | -у, -ю | -ем (I спр.), -им (II спр.) |
Примеры | я читаю, я почитаю | мы читаем, мы почитаем, мы строим, мы построим |
Этимология слова
Большую часть жизни человек посвящает учебе. Сначала он получает знания дома и в школе, высшем учебном заведении. А потом приобретает новый опыт на работе и в различных жизненных ситуациях. Но далеко не каждый знает, откуда произошло слово «учеба» или «учиться».
Точное время его появления в русском языке неизвестно. Но оно описано в этимологическом словаре Фасмера. В нем указано, что слово «учить» образовалось от двух древнерусских лексем «учити» и «укъ». Их лексическое значение — «учение». Из этого становится понятно, что у слова славянское происхождение.
Конструкцию можно толковать по-разному. «Учиться» означает получать новые знания, приобретать навыки и умения. А также усваивать информацию, развивать определенные способности, стараться запомнить и воспринять данные.
Учиться можно самостоятельно, получать знания и опыт в специальных учреждениях — школах, колледжах, университетах, а также на курсах или занятиях с репетитором. У слова есть несколько синонимов: перенимать, тренироваться, совершенствоваться, зубрить, штудировать, осваивать, готовиться. Все эти лексемы можно использовать для того, чтобы описать, что значит учиться.
Необходимость смягчения
Определить то, как правильно писать — «учится» или «учиться» легко. Достаточно задать к слову вопрос. Если глагол стоит в неопределенной форме, то есть это инфинитив, то он отвечает на «что сделать?». В этом случае нужно ставить мягкий знак. Постановка буквы зависит именно от того, в какой форме стоит глагол.
Если слово отвечает на другой вопрос, то это не инфинитив. В таком случае писать смягчение не нужно.
Но это правило на самом деле не такое простое, как кажется. Иногда сложно выбрать глагол из всего выражения. Некоторые предложения не содержат подлежащих, поэтому трудно задать вопрос к сказуемым. Необходимо запомнить, что в такой ситуации смягчение не нужно, согласные в этих лексемах остаются твердыми. Это правило лучше выучить, так как исключений из него нет.
Само слово «учиться» имеет несколько глаголов-производных. Они образуются с помощью префиксов и суффиксов. В них также должно быть смягчение. Примеры подобных лексем: учить, научиться, обучаться, подучить, научить, отучиться, изучить и обучать. Все эти слова стоят в неопределенной форме, поэтому в них и необходимо смягчение. К ним также можно задать вопрос «что делать?». Правописание таких конструкций стоит запомнить, чтобы не совершать ошибок.
Второй вариант
Мягкий знак можно написать только в инфинитивах. Но есть и другие формы глаголов. Если сказуемое стоит в третьем лице единственного или множественного числа, то смягчение перед суффиксом неуместно. Пример: слово «учаться» написано неправильно, так как к нему подходит «что делают?».
В предложениях без подлежащего нельзя задать вопрос, поэтому в таких случаях по умолчанию смягчение не нужно. На самом деле задавать вопрос к сказуемому трудно, даже взрослый человек может легко ошибиться. Но есть и некоторые фразы, в которых сочетаются сразу два глагола. При этом хочется поставить смягчение сразу во всех словах или не использовать его совсем. Но и здесь необходимо задать вопрос к каждой конструкции.
Пример предложения: Ира старается улыбаться, хотя чувствует боль. Первый глагол не стоит в инфинитиве, поэтому в нем смягчение не нужно. Ко второму можно задать вопрос «что делать?». Так как в нем есть мягкий знак, то и в сказуемом он необходим.
Лучше заучить это правило, тогда работать с глаголами будет намного легче. Благодаря ему становится понятно, как пишется слово «учится». Помогает и основа глаголов. Лексемы третьего лица пишутся без смягчения, а инфинитив с ним. Суффикс ничего не меняет, написание остается таким же.
Если все еще трудно запомнить, то лучше заменить последнюю часть глаголов. То есть вместо суффикса можно использовать слово «себя». Тогда сказуемое будет делиться на две части. Слово «учиться» в этом случае выглядит по-другому — «учить себя». Смягчение в этом глаголе необходимо.
Знак после шипящих
Некоторые глаголы оканчиваются шипящими звуками. И при их написании тоже возникает сомнение — стоит ли ставить после согласных мягкий знак. Шипящих в русском алфавите всего четыре: ш, щ, ч и ж.
Есть несколько видов глаголов, в конце которых смягчение ставится обязательно:
- инфинитивы;
- повелительное наклонение;
- второе лицо единственного числа.
В учебниках обычно указано, что смягчение всегда есть в инфинитивах. А на самом деле существует еще два типа глагола, где его нужно ставить. Когда слово сочетается с местоимением «ты», смягчение просто необходимо. Это касается и сказуемых, в которых содержится указание на действие.
Такое правило даже необязательно запоминать, так как в других формах глаголов просто нет шипящих звуков в конце слов. Соответствующие примеры лексем: «привлечь», «любишь», «отрежь».
Сохраняется смягчение и при добавлении суффиксов -те и -ся. Именно поэтому слово «учишся» считается неправильным вариантом. Верное написание всегда содержит смягчение: «режьте», «влюбишься», «съешьте».
Если глагол стоит в первом лице, то после шипящих нужно писать гласный буквы «а», «о», «у», «и» или «е». Но школьники допускают грубые ошибки: «учюсь», «учю». Хотя правильный вариант другой: «ученик», «учащийся», «учу», «учитель».
Повелительное наклонение
Повелительное наклонение глагола не изменяется по временам. Оно необходимо для того, чтобы побудить другого человека к действию. Такая форма делится на несколько видов в зависимости от цели высказывания:
- советы;
- просьбы;
- приказы;
- запреты;
- призывы;
- предупреждения.
Есть две формы повелительных наклонений — единственного и множественного числа, при этом обе стоят во втором лице. Первые образуются от глаголов настоящего и будущего времени, к ним добавляется суффикс -и или нулевой. Примеры таких слов: «играют — играй», «рисуют — рисуй», «установят — установи».
Форма множественного числа происходит от наклонения, стоящего в единственном. В этом случае добавляется окончание -те: «читай — читайте», «пиши — пишите», «танцуй — танцуйте». Если слово заканчивается согласным звуком, то после него нужно смягчение.
Примеры глаголов: «ешь», «брось», «оставь». Когда к этим словам добавляются суффиксы -ся и -те, смягчение сохраняется: «оставьте», «ешьте», «бросьте». Но есть и несколько исключений из этого правила: «ляг» и «лягте».
Часто у школьников возникают трудности при написании гласных букв в глаголах, так как они путают изъявительное и повелительное наклонения. В первом случае у слов есть спряжения. Из-за этого есть отличия в правописании лексем. Первое спряжение изъявительного наклонения и повелительное: «застелете» и «застелите». Ударения в словах падают по-разному: второй и третий слог соответственно. Но второе спряжение не отличается от повелительного наклонения: «посторожите».
Возвратные суффиксы
В русском языке есть такое понятие, как возвратные глаголы. Они образуются с помощью соответствующих суффиксов. А также они означают действие, направленное к самому себе. Но есть у них и другие значения:
- прикосновение к предмету;
- действие для себя;
- состояние или эмоции;
- свойства существ и предметов;
- действия, направленные друг на друга.
Возвратные глаголы выражают соприкосновение человека с предметом — держаться, споткнуться, столкнуться.
А также они описывают действие по отношению к себе: собираться, укладываться. Необходимы они и для выражения эмоций: радоваться, огорчаться, веселиться. Поведение некоторых животных тоже можно описать такими словами: царапаться, бодаться, кусаться. И отношения с другими людьми выражаются с помощью подобных глаголов: обниматься, ссориться, целоваться.
Если основа слова кончается на согласную букву, то к ней добавляют суффикс -ся: решиться, покрыться. А к гласным звукам присоединяется -сь: забылась, построилось. Окончание может быть разным — ться или тся. Для определения правописания к слову задают вопрос. Если в нем есть мягкий знак, то его пишут и в глаголе. Когда смягчения нет, оно не нужно в конструкции. Примеры для обоих случаев: ложиться, подняться, забавляется, угнетается.
Разбор лексемы
Чтобы хорошо запомнить, как пишется глагол, можно разобрать его. Произошло оно от неопределенной формы глагола.
Транскрипция лексемы: [у ч’ и ц: а]. Фонетический разбор:
- у: [у] — гласный, безударный;
- ч: [ч’] — согласный, мягкий, глухой;
- и: [и] — гласный, ударный;
- т: [ц:] — согласный, твердый, глухой;
- ь: [-] — не образует звука;
- с: [-] — то же самое;
- я: [а] — безударный гласный.
В этом глаголе три буквы — «т», «ь» и «с» — образуют один звук. Всего в слове три слога. При этом букв семь, а звуков только пять. Это непереходная лексема несовершенного вида, она стоит в неопределенной форме.
Примеры использования
Глаголы человек использует при построении практически каждого предложения. Они описывают действия живых объектов и невоодушевленных предметов. А слово «учиться» встречается и в литературной, и в разговорной речи. Его использовали многие писатели в своих работах:
- Догилева «Тогда, сейчас и кот Сережа»;
- Сытин «Я живу в полном духовном комфорте»;
- Виилма «Все начинается с любви»;
- Вонсович «Туранская магическая академия»;
- Лихачев «Преодоление времени»;
- Баскова «Фиалки под снегом»;
- Дэшнер «Господство мысли»;
- Рвачева «Как найти свое счастье после развода».
В книге Догилевой глагол встречается в нескольких предложениях. Но самым ярким можно назвать одно: «А человеками были как раз те, кто учиться не желал и не скрывал этого». Сытин также использовал слово в своей книге: «Для достижения жизненного успеха следует учиться правильному распределению усилий в работе над собой».
Встречается глагол и в произведении Виилмы. Предложение из книги автора: «И нам, как и всем, нужно учиться видеть себя со стороны». Ярким примером использования слова может стать фраза из «Туранской магической академии» Вонсовича: «Когда умирала моя мать, она взяла слово с отца, что я буду учиться магии именно в этом месте».
Применил глагол и Лихачев, но писатель немного изменил его. Строчки из книги: «Когда мы учимся ездить на велосипеде, то сперва следуем несложным определенным советам друзей: поворачивать руль в ту сторону, куда падаешь». Еще один вариант использования лексемы встречается в произведении Басковой: «Она хорошо училась в институте, но оставалась одинокой и завидовала подругам».
Есть слово и в книге Дэшнер. Оно появляется в предложении: «Он жил своей жизнью, и все: учишься или работаешь, с нетерпением ждешь, когда можно будет снова лечь в гроб и оставить реальный мир позади». Рвачева вписала глагол в свою книгу: «Учитесь вслушиваться, переспрашивать и всматриваться — учитесь понимать друг друга, не жалея времени и ваших сил, а там и дом устроится, и счастье найдется».
Нельзя придумать собственные правила правописания, чтобы не совершать ошибок. Нужно следовать тем, которые уже имеются. Но лучше учитывать исключительные моменты, проверять орфографию лексем с помощью словарей или дополнительных конструкций.
Это касается и глаголов, в которых сомнительно написание мягкого знака в составе суффиксов или окончаний.