Как правильно пишется всенощное бдение

Название главного христианского богослужения – литургии – пишется со строчной буквы в научно-богословской, учебной, справочной, энциклопедической и т. п. литературе, а также отчасти в духовно-просветительской в качестве литургического термина:

  • византийская литургия,
  • литургия апостола Иакова,
  • литургия святителя Иоанна Златоуста,
  • литургия святителя Василия Великого,
  • православная литургия западного обряда,
  • Божественная литургия,
  • литургия Преждеосвященных Даров.

Слово Евхаристия как название таинства традиционно пишется с прописной: Евхаристия, Божественная Евхаристия.

Названия пресуществленных во время литургии хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы пишутся с прописной буквы:

  • Тело и Кровь Христовы,
  • Святые Дары,
  • Святое Причастие,
  • Святые Тайны,
  • Бескровная Жертва,
  • Таинственная Жертва.

Названия служб суточного круга пишутся со строчной буквы, кроме названия праздника:

  • вечерня,
  • повечерие,
  • утреня,
  • полунощница,
  • часы,
  • всенощное бдение,
  • царские часы,
  • часы навечерия Рождества.

Названия составных частей Божественной литургии и других служб суточного круга пишутся со строчной: проскомидия, анафора, эпиклеза, заамвонная молитва, ектения и др., но: Евхаристический канон.

В дополнительных названиях церковных служб пишутся с прописной буквы первое слово и имена собственные:

  • Мариино стояние,
  • Андреево стояние,
  • Двенадцать Евангелий,
  • Великий канон.

Названия чтений и песнопений церковных служб пишутся со строчной буквы и без кавычек: стихира, тропарь, антифон, кондак, аллилуиарий.

Названия тропарей или стихир пишутся с прописной буквы, возможно написание в кавычках: Богородичен («Богородичен»), Трисвятое («Трисвятое»), Троичен («Троичен»).

С прописной буквы и без кавычек пишутся слова: Устав (церковный), Типикон.

Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015.

всенощное бдение

всенощное бдение

вс’енощное бд’ение (церк. служба)

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: «Азбуковник».
.
1999.

Смотреть что такое «всенощное бдение» в других словарях:

  • всенощное бдение — См …   Словарь синонимов

  • ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ — [церковнослав. ; греч. ἀγρυπνία, παννυχίς; лат. vigilia], в широком смысле слова аскетическая практика, состоящая в отказе от сна и продолжительном молитвословии в ночное время суток; в богослужении правосл. Церкви особый комплекс служб суточного …   Православная энциклопедия

  • Всенощное бдение — (Всенощная), богослужение православной церкви, совершаемое накануне воскресений и отдельных праздников. Возникло в первые века христианства, с IV в. распространилось в Византии и на православном Востоке, с конца XIV в. на Руси. Объединяет службы… …   Энциклопедический словарь

  • Всенощное бдение — (также разг. всенощная (сущ.); в Типиконе церк. слав. бдѣніе; греч. αγριπνία; παννυχις; лат. vigilia) общественное богослужение установленного чинопоследования в православии, которое при строгом соблюдении устава должно продолжаться от… …   Википедия

  • Всенощное бдение —    богослужение, совершаемое накануне воскресенья и больших церковных праздников. Состоит из соединения великой вечерни, полиелейной утрени и 1 го часа (см. Богослужение). Всенощное бдение служится с особой торжественностью. Согласно… …   Православие. Словарь-справочник

  • Всенощное бдение — – вечернее богослужение православ. церкви; название происходит от обычая древней церкви совершать службу в течение целой ночи, до рассвета. Раньше всего упоминается В. б. в кн. Деяний Апостольских. Поддерживалось В. бдение гонениями, так как …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • всенощное бдение — @font face {font family: ChurchArial ; src: url( /fonts/ARIAL Church 02.ttf );} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}   церковная служба, начинающаяся после захода солнца и всю… …   Словарь церковнославянского языка

  • Всенощное бдение — особо торжественное богослужение, совершаемое вечером накануне праздников и воскресных дней. В древние времена совершалось ночью и служилось до утра с небольшими перерывами (в некоторых монастырях эта традиция сохраняется) …   Православный энциклопедический словарь

  • Всенощное бдение всенощная — церковное богослужение, совершаемое на воскресные дни и великие праздники, по уставу Церкви продолжающееся всю ночь. Составляется это богослужение из вечерни и утрени с первым часом, или из великого повечерия и утрени, между которыми полагается… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Всенощное бдение, всенощная — церковное богослужение, совершаемое на воскресные дни и великие праздники, по уставу Церкви продолжающееся всю ночь. Составляется это богослужение из вечерни и утрени с первым часом, или из великого повечерия и утрени, между которыми полагается… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Смотреть что такое ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ в других словарях:

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

всенощное бдение
См. богослужение…
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999.
.

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

1) Орфографическая запись слова: всенощное бдение2) Ударение в слове: вс`енощное бд`ение3) Деление слова на слоги (перенос слова): всенощное бдение4) Ф… смотреть

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

одна из основных форм христианского богослужения; совокупность молитв и священных действий, включающая в себя чинопоследование великой вечерни, литии (см.) с благословением хлебов, утрени и первого часа. Согласно свидетельству св. Василия Великого всенощные бдения совершались уже в раннехристианские времена под воскресные дни и накануне некоторых праздников. Чин всенощного бдения символически воспроизводит основные события священной истории Ветхого Завета (вечерня) и Нового Завета (утреня)…. смотреть

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ — общественное богослужение, совершаемое вечером под праздники и воскресения. Состоит из соединения великой вечерни, праздничной утрени и первого часа. Всенощное бдение служится с особой торжественностью — на великой вечерне совершается вход, поются стихи 1, 2 и 3 псалмов, читаются паримии, в некоторые дни совершается лития, утреня начинается с шестопсалмия, поются полиелей, ипакои и антифоны, стихиры на 50 псL катавасии к канону, читается Евангелие.<br><br><br>… смотреть

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

особо торжественное богослужение, совершаемое вечером накануне праздников и воскресных дней. В древние времена совершалось ночью и служилось до утра с … смотреть

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

 церковная служба, начинающаяся после захода солнца и всю продолжающаяся всю ночь. Иногда обозначается словом бдение.

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

Начальная форма — Всенощное бдение, винительный падеж, единственное число, неодушевленное, средний род

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ ВСЕНОЩНАЯ

— церковное богослужение, совершаемое на воскресные дни и великие праздники, по уставу Церкви продолжающееся всю ночь. Составляется это богослужение из <span class=»italic»> вечерни</span> и <span class=»italic»>утрени</span> с <span class=»italic»>первым часом,</span> или из великого <span class=»italic»>повечерия</span> и <span class=»italic»>утрени, </span>между которыми полагается чтение из синаксаря, из апостольских деяний, либо из писаний отцов церкви. В. бдения ныне совершаются сокращенно, без чтения писаний отцов церкви, а В. бодрствование в строгом смысле, т. е. начинающееся с вечера и продолжающееся всю ночь, соблюдается только в монастырях строгого устава. К обрядам праздничной всенощной относится и <span class=»italic»>благословение хлебов</span> (просфор), <span class=»italic»>пшеницы, вина</span> и <span class=»italic»>елея</span> (деревянного масла). Благословение хлебов — издревле установившийся обряд: посреди вечерни и утрени благословляли и раздавали для подкрепления бодрствующим хлеб и вино. В год полагается 52 воскресных бдения и 16 на другие праздники, но, по желанию настоятеля, их может быть и больше. Недавно (1892), для ознакомления немцев с православным богослужением, протоиерей посольской церкви в Берлине Алексей Мальцев напечатал перевод всенощного бдения параллельно со славянским текстом: «Die Nachtwache oder Abend — und Morgen-gottesdienst der orthodox-katholischen Kirche des Morgenlandes» (Берлин).<br>… смотреть

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

всенощное бдение

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Все́нощное бде́ние (Всенощная), богослужение православной церкви, совершаемое накануне воскресений и отдельных праздников. Возникло в первые века христианства, с IV в. распространилось в Византии и на православном Востоке, с конца XIV в. на Руси. Объединяет службы великой вечерни, утрени и первого часа. До XVII в. песнопения Всенощного бдения исполнялись преимущественно знаменным распевом, с 1680-х гг. в стиле партесного пения. В XVIII в. Д. С. Бортнянский, С. А. Дегтярёв создавали отдельные хоровые произведения, составляющие круг песнопений Всенощного бдения. Со второй половины XIX в. в композиторскую практику входит создание циклических хоровых произведений («Всенощное бдение» П. И. Чайковского, А. Т. Гречанинова, А. Д. Кастальского, П. Г. Чеснокова, С. В. Рахманинова).

* * *

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ — ВСЕ́НОЩНОЕ БДЕ́НИЕ (всенощная, агрипния) (греч. agrypnia, букв. — бессонное, бодрствование), в византийском обряде (см. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОБРЯД) торжественное богослужение (см. БОГОСЛУЖЕНИЕ в христианстве), совершающееся в канун воскресных и праздничных дней в вечернее время суток. Представляет собой соединение великой Вечерни (см. ВЕЧЕРНЯ), праздничной Утрени (см. УТРЕНЯ) и 1-го Часа.

Практика Всенощного бдения возникла в среде монахов, которые жили в отдельных кельях в отдалении друг от друга и собирались вместе раз в неделю, в канун воскресных и праздничных дней для совместной службы, продолжавшейся всю ночь. Древние монашеские Типиконы (см. ТИПИКОН) предписывали начинать богослужение во время захода солнца и заканчивать при его восходе, при этом молитвы и песнопения Вечерни (см. ВЕЧЕРНЯ) и Утрени (см. УТРЕНЯ) строго соотносились с конкретными часами суток. В основе обычая совершать всенощное бдение лежала заповедь Христа: «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Евангелие от Матфея 25:13). Наиболее раннее упоминание о всенощном бдении содержится в Деяниях апостолов (см. ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ). Всенощное бдение получает особое развитие в 4 в., когда благодаря Иоанну Златоусту (см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ) оно приобретает чинопоследование, близкое к современному. Однако в 4 в. Всенощное бдение совершалось преимущественно в канун субботы, а не под воскресенье. От начала 7 в. сохранился рассказ о посещении (около 606) воскресного бдения у синайского аввы Нила иноками Иоанном Мосхом и Софронием (см. СОФРОНИЙ (патриарх Иерусалимский)), будущим патриархом Иерусалимским. Схема общей службы была сходна с современной, однако по строгому уставу монахов-отшельников, на Всенощном бдении не полагалось пения стихир (см. СТИХИРА) и тропарей (см. ТРОПАРЬ), которые были принадлежностью соборных церквей и менее строгих монастырей, полагалось лишь одно псалмопение (Псалтирь (см. ПСАЛТИРЬ) прочитывалась полностью за одну ночь), чтение Священного Писания (см. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ), молитв «Отче наш» и «Господи, помилуй». Всенощное бдение составляет отличительную черту Иерусалимского богослужебного Устава; Студийский устав не предполагает Всенощного бдения ни для одного дня года и предписывает отдельно совершать Вечерню, Утреню и 1-й Час. В памятниках позднейшего времени число ежегодных всенощных бдений достигает 68. В его состав входят молитвы, чтение Ветхого Завета (см. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ), псалмов и поучений, песнопения и антифоны (см. АНТИФОН). В Русской Православной Церкви Всенощное бдение появилось только в конце 14 в. — со введением на Руси Иерусалимского Устава.

В латинском обряде (см. ЛАТИНСКИЙ ОБРЯД) всенощные бдения чаще всего устраиваются в ночь на некоторые из праздников (особенно, Рождество (см. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО) и Пятидесятницу (см. ПЯТИДЕСЯТНИЦА)) или в последние дни Страстной недели (см. СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ) и состоят из серии действий, не предписанных какими-либо правилами, избираемых по усмотрению пастырей и общин или исходя из уже сложившегося обычая: в их число могут входить богослужения суточного круга, Месса (см. МЕССА), литании (см. ЛИТАНИЯ), Розарий (см. РОЗАРИЙ (молитва)), Крестный Путь (см. КРЕСТНЫЙ ПУТЬ), отдельные молитвы, чтение Священного Писания и других благочестивых книг, размышления, сопровождаемые молитвой и собеседованием в кругу общины, и т. п. В последние годы всенощные бдения получают в Католической Церкви все большее распространение, особенно в монашеских орденах (см. МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНА) и конгрегациях (см. КОНГРЕГАЦИИ) и в харизматических общинах, а также в некоторых приходах, где осуществляются, как правило, силами молодых прихожан.

СЛОВАРЬ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА

  церковная служба, начинающаяся после захода солнца и всю продолжающаяся всю ночь. Иногда обозначается словом бдение.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

все́нощное бде́ние (церк. служба)

СИНОНИМЫ

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Как правильно пишется словосочетание «всенощное бдение»

все́нощное бде́ние

все́нощное бде́ние (церк. служба)

Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: лакедемоняне — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «бдение»

Предложения со словосочетанием «всенощное бдение»

  • В субботу вечером, накануне воскресенья о блудном сыне, совершается всенощное бдение – соединение великой вечерни и утрени.
  • Он имел следующий устав – каждую ночь совершал всенощное бдение.
  • Но едва началось всенощное бдение – о чудо!
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «всенощное бдение»

  • Филарет отвечал, что 29 числа, в повечерии дня тезоименитства государя, он будет лично совершать всенощное бдение в Успенском соборе и при вступлении в алтарь по чину службы, прежде ее начатия, воспользуется этим временем, чтобы положить запечатанный конверт в ковчег к прочим актам, не открывая, впрочем, никому, что это значит.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Чино­по­сле­до­ва­ние Все­нощ­ного бдения с ком­мен­та­ри­ями и аудио­фраг­мен­тами
  • Смысл и струк­тура Все­нощ­ного Бдения прот. Виктор Пота­пов
  • Тол­ко­вый Типи­кон: Все­нощ­ное бдение М. Ска­бал­ла­но­вич
  • Чино­по­сле­до­ва­ние Все­нощ­ного бдения с пере­во­дом
  • О вре­мени совер­ше­ния Все­нощ­ного бдения Юрий Рубан
  • Труд­ные места Все­нощ­ного бдения диакон Михаил Асмуc
  • Прак­ти­че­ская осу­ще­стви­мость всего устава Все­нощ­ной М. Ска­бал­ла­но­вич
  • Осо­бен­но­сти совер­ше­ния все­нощ­ного бдения в мона­сты­рях святой Горы Афон М.М. Кли­менко
  • Все­нощ­ное бдение в рус­ском пере­воде прот. Васи­лий Михай­лов­ский
  • Вос­крес­ное все­нощ­ное бдение в период пения Окто­иха М. Кра­со­виц­кая
  • Тест: Все­нощ­ное бдение
  • Аудио о Все­нощ­ном бдении
  • Видео о Все­нощ­ном бдении
  • Транс­ля­ция из храма
  • Фото­аль­бом: «Все­нощ­ное бдение»
  • Кросс­ворд «Все­нощ­ное бдение»

Все́нощное бде́ние, или Все́нощная, –

1) тор­же­ствен­ная хра­мо­вая служба, объ­еди­ня­ю­щая в себе службы вели­кой вечерни (иногда вели­кого пове­че­рия), утрени и пер­вого часа;
2) одна из форм пра­во­слав­ной аске­ти­че­ской прак­тики: молит­вен­ное бодр­ство­ва­ние в ночное время суток.

vsenoshhnoe bdenie ili vsenoshhnaja 1 - Всенощное бдение, или Всенощная

Почему все­нощ­ное бдение так назы­ва­ется?

Все­нощ­ное бдение назы­ва­ется так потому, что в древ­но­сти оно начи­на­лось с вечера и про­дол­жа­лось всю ночь до рас­света. Со вре­ме­нем, из снис­хож­де­ния к немо­щам веру­ю­щих, это бого­слу­же­ние начали совер­шать несколько раньше, кроме того, оно заметно сокра­ти­лось, поэтому закан­чи­ва­ется теперь не утром, а вече­ром того же дня, когда нача­лось. Однако преж­нее назва­ние этого бого­слу­же­ния – все­нощ­ное бдение – сохра­ни­лось.

В какие дни совер­ша­ется все­нощ­ное бдение?

Все­нощ­ное бдение слу­жится нака­нуне:

  • вос­крес­ных дней
  • дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков
  • празд­ни­ков, отме­чен­ных особым знаком в Типи­коне (e.g. память Апо­стола и Еван­ге­ли­ста Иоанна Бого­слова, и Свя­ти­теля Нико­лая Чудо­творца)
  • дни хра­мо­вых празд­ни­ков
  • любого празд­ника по жела­нию насто­я­теля храма или согласно мест­ной тра­ди­ции.

Между вели­кой вечер­ней и утре­ней, после екте­нии «Испол­ним вечер­нюю молитву нашу Гос­по­деви» бывает лития (от греч. – уси­лен­ное моле­ние). На рус­ских при­хо­дах она не слу­жится нака­нуне вос­крес­ных дней.

Какие бого­слу­же­ния вклю­чает в себя все­нощ­ное бдение?

Все­нощ­ное бдение состоит из трех бого­слу­же­ний: вели­кой вечерни, утрени и пер­вого часа. На прак­тике, перед Все­нощ­ным бде­нием может совер­шаться служба девя­того часа.

Какая самая тор­же­ствен­ная часть все­нощ­ного бдения?

Все­нощ­ное бдение имеет несколько таких частей. Одна из них – поли­е­лей (от греч. πολυέλεοσ (поли­е­леос) (от греч. πολύς – многий, и ἔλεος – милость). Поли­е­лей – это тор­же­ствен­ное пес­но­пе­ние утрени, состав­лен­ное из псал­мов 134-го («Хва­лите имя Гос­подне») и 135-го («Испо­ве­дай­теся Гос­по­деви»). Другая не менее важная часть все­нощ­ного бдения, о кото­рой нередко забы­вают, – вели­кое сла­во­сло­вие. Явля­ю­ще­еся одним из древ­ней­ших пес­но­пе­ний Церкви, оно про­слав­ляет Бога Творца, Про­мыс­ли­теля, Иску­пи­теля, Спа­си­теля и Жиз­но­давца и пред­ва­ря­ется воз­гла­сом свя­щен­ника: «Слава Тебе, пока­зав­шему нам свет!» В древ­но­сти этим воз­гла­сом свя­щен­ник встре­чал первый луч утрен­него солнца, так как вели­кое сла­во­сло­вие в составе утрени при­хо­ди­лось на раннее утро.

Когда появи­лось все­нощ­ное бдение?

Древ­ний обычай совер­шать все­нощ­ное бдение осно­ван на при­мере моле­ний Спа­си­теля и Святых Апо­сто­лов. Общий вид бого­слу­же­ния офор­мился ко вре­мени свя­того Иоанна Зла­то­уста. В VIII и в IX веках святой Иоанн Дамас­кин, святой Феодор Студит и многие другие пес­но­творцы допол­нили все­нощ­ное бдение мно­гими молит­во­сло­ви­ями и пес­но­пе­ни­ями, кото­рые входят в состав все­нощ­ной, совер­ша­е­мой в Пра­во­слав­ной Церкви поныне.

Что сим­во­ли­зи­рует все­нощ­ное бдение?

Первая часть все­нощ­ного бдения – вечерни – сим­во­ли­зи­рует и по своему содер­жа­нию напо­ми­нает исто­рию Вет­хого Завета. Молит­во­сло­вия и пес­но­пе­ния этого бого­слу­же­ния гото­вят нас к утрени, на кото­рой вспо­ми­на­ются глав­ным обра­зом ново­за­вет­ные собы­тия.

Почему важно посе­щать все­нощ­ные бдения?

Конечно, глав­ное бого­слу­же­ние Церкви есть Литур­гия. Но про­пус­кая все­нощ­ное бдение, мы тем самым остав­ляем боль­шой пробел в своем духов­ном раз­ви­тии, лишаем себя зна­ком­ства со свя­то­оте­че­ским гим­но­гра­фи­че­ским насле­дием. Ведь основ­ная духов­ная и смыс­ло­вая нагрузка, празд­ну­е­мого в этот день собы­тия при­хо­дится именно на все­нощ­ное бдение: напри­мер, сти­хиры, паре­мии, поли­е­лей с чте­нием Еван­ге­лия, каноны. Кроме того, полезно и само­сто­я­тель­ное озна­ком­ле­ние с бого­слу­жеб­ными тек­стами все­нощ­ного бдения, если и не всеми, то какими-то его частями, напри­мер, кано­нами. Нако­нец, пре­бы­вая на все­нощ­ном бдении, мы участ­вуем в собор­ном молит­вен­ном дела­нии. 

Сколько в насто­я­щее время длится все­нощ­ное бдение?

В при­ход­ских храмах Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви сред­няя про­дол­жи­тель­ность все­нощ­ного бдения состав­ляет около двух часов. Начи­на­ется оно, как пра­вило, в 18 (иногда в 17) часов, а закан­чи­ва­ется в 20 (или в 19, если нача­лось в 17).

Инте­рес­ный факт

В начале XX века в Киев­ской духов­ной ака­де­мии был пред­при­нят опыт рекон­струк­ции все­нощ­ного бдения в полном соот­вет­ствии с бого­слу­жеб­ным Уста­вом. Под­го­товка дли­лась несколько меся­цев и потре­бо­вала зна­чи­тель­ных мате­ри­аль­ных затрат. Сама все­нощ­ная дли­лась около восьми часов, в том числе чтение канона – более двух часов. Напевы исполь­зо­ва­лись обык­но­вен­ные, четы­рех­го­лос­ные. Орга­ни­за­тор этого необыч­ного меро­при­я­тия про­фес­сор М. Ска­бал­ла­но­вич так вспо­ми­нает о нем: «Трудно пере­дать сло­вами, что чув­ство­вали слу­ша­тели этой службы, назван­ной кем-то «исто­ри­че­ской все­нощ­ной»… Два руко­во­ди­теля службы, зна­ю­щие наизусть 2‑ю главу Типи­кона… по оче­реди за все­нощ­ной теряли голову и должны были про­ве­рять друг друга, это ли сле­дует далее. Боль­шин­ство испол­ни­те­лей службы… в тече­ние все­нощ­ной были как бы пьяные… Один сту­дент, люби­тель поспать, несколько раз уходил из церкви, раз­де­вался, укла­ды­вался в постель, но, не будучи в состо­я­нии заснуть от мысли, что в несколь­ких шагах идет такой ори­ги­наль­ный, неслы­хан­ный кон­церт, воз­вра­щался в цер­ковь. Одна кур­систка до все­нощ­ной выучила все псалмы, сти­хиры, каноны и биб­лей­ские песни, имев­шие петься… При повто­ре­нии пред­по­ла­га­ется все петь боль­шим зна­мен­ным рас­пе­вом, что удли­нит все­нощ­ную часа на 3–4».

***

Мы настолько погру­жа­емся в земную суету и попе­че­ния, что для обре­те­ния под­лин­ной духов­ной сво­боды нам тре­бу­ется очень про­дол­жи­тель­ное бого­слу­же­ние. Тако­вым и явля­ется Все­нощ­ное бдение – оно совер­ша­ется по вече­рам нака­нуне вос­крес­ных и празд­нич­ных дней и спо­собно осво­бо­дить нашу душу от мрака земных впе­чат­ле­ний, рас­по­ло­жить пости­же­нию духов­ного смысла празд­ника, к вос­при­я­тию бла­го­дат­ных даров. Все­нощ­ное бдение всегда пред­ше­ствует Литур­гии, глав­ному бого­слу­же­нию Церкви. И если Литур­гия по своему сакра­мен­таль­ному смыслу сим­во­ли­зи­рует Цар­ство буду­щего века, вечное Цар­ство Божие (хотя этим зна­че­нием Литур­гия не огра­ни­чи­ва­ется), то Все­нощ­ное бдение сим­во­ли­зи­рует то, что ему пред­ше­ствует, исто­рию Вет­хого и Нового Заве­тов.

Начи­на­ется Все­нощ­ная с Вели­кой вечерни, кото­рая изоб­ра­жает основ­ные вехи вет­хо­за­вет­ной исто­рии: сотво­ре­ние мира, гре­хо­па­де­ние первых людей, молитву их и надежду на буду­щее спа­се­ние. Напри­мер, первое отвер­зе­ние Цар­ских врат, каж­де­ние свя­щен­но­слу­жи­те­лями алтаря и воз­гла­ше­ние: «Слава Святей, и Еди­но­сущ­ней, и Живо­тво­ря­щей, и Нераз­дель­ней Троице…» зна­ме­нует тво­ре­ние Святой Тро­и­цей мира, когда Дух Святой, сим­во­ли­зи­ру­е­мый клу­бами кадиль­ного дыма, обымал пер­во­здан­ный мир, вдыхая в него живо­нос­ную силу. Далее поется сто третий псалом «Бла­го­слови, душе моя, Гос­пода», про­слав­ля­ю­щий пре­муд­рость Творца, явлен­ную в кра­со­тах види­мого мира. Свя­щен­ник в это время кадит весь храм и моля­щихся, а мы вспо­ми­наем рай­скую жизнь первых людей, когда Сам Бог обитал рядом с ними, испол­няя их бла­го­да­тью Духа Свя­того. Но чело­век согре­шил и был изгнан из рая – закры­ва­ются Цар­ские врата, теперь молитва совер­ша­ется перед ними. А пение стихов «Гос­поди, воз­звах к Тебе, услыши мя» напо­ми­нает бед­ствен­ное поло­же­ние чело­ве­че­ства после гре­хо­па­де­ния, когда появи­лись болезни, стра­да­ния, нужды, и люди в пока­я­нии искали мило­сти Божией. Пение завер­ша­ется сти­хи­рой в честь Пре­свя­той Бого­ро­дицы, во время кото­рой свя­щен­ник, пред­ше­ству­е­мый све­ще­нос­цем и диа­ко­ном с кади­лом, выхо­дит из север­ных дверей алтаря и тор­же­ственно входит через Цар­ские врата, что обра­щает наш мыс­лен­ный взор к пред­ска­за­ниям вет­хо­за­вет­ных про­ро­ков о при­ше­ствии в мир Спа­си­теля. Вот так каждый фраг­мент вечерни заклю­чает в себе воз­вы­шен­ный смысл, в основ­ном свя­зан­ный с вет­хо­за­вет­ной исто­рией.

А затем сле­дует утреня, озна­ча­ю­щая наступ­ле­ние ново­за­вет­ного вре­мени – явле­ние Гос­пода в мир, Его Рож­де­ние в чело­ве­че­ском есте­стве и Его слав­ное вос­кре­се­ние. Так, уже первые стихи перед шесто­псал­мием: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в чело­ве­цех бла­го­во­ле­ние» напо­ми­нают сла­во­сло­вие анге­лов, явив­шихся виф­ле­ем­ским пас­ту­хам в момент Рож­де­ства Хри­стова (ср. Лк.2:13–14). Особое зна­че­ние на утрене имеет поли­е­лей (что значит «мно­го­мило­стив» или «многое осве­ще­ние») – тор­же­ствен­ная часть Все­нощ­ной, заклю­ча­ю­щая в себе про­слав­ле­ние мило­сти Божией, явлен­ной в при­ше­ствии Сына Божия, Кото­рый спас людей от власти диа­вола и смерти. Начи­на­ется поли­е­лей с тор­же­ствен­ного пения хва­леб­ных стихов: «Хва­лите имя Гос­подне, хва­лите, раби Гос­пода. Алли­луйя», в храме воз­жи­га­ются все све­тиль­ники, а Цар­ские врата отвер­за­ются в знак осо­бого бла­го­во­ле­ния Божия к людям. Нака­нуне вос­крес­ных дней поются особые вос­крес­ные тро­пари – радост­ные песни в честь Вос­кре­се­ния Гос­пода, повест­ву­ю­щие, как ангелы яви­лись женам-миро­но­си­цам у Гроба Спа­си­теля и воз­ве­стили им о Вос­кре­се­нии Иисуса Христа. Тор­же­ственно чита­ется Еван­ге­лие, посвя­щен­ное празд­нику, а затем испол­ня­ется канон – собра­ние особых крат­ких песен и молитв, посвя­щен­ных празд­ну­е­мому собы­тию. Вообще, стоит заме­тить, что помимо ука­зан­ного зна­че­ния каждое Все­нощ­ное бдение посвя­щено опре­де­лен­ному празд­нику – собы­тию свя­щен­ной исто­рии или памяти свя­того или иконе Божией Матери, и потому на про­тя­же­нии всего бого­слу­же­ния испол­ня­ются пес­но­пе­ния и чита­ются молитвы, посвя­щен­ные именно этому празд­нику. Так что смысл Все­нощ­ной воз­можно постичь, не только зная пре­об­ра­зо­ва­тель­ное зна­че­ние бого­слу­жеб­ных дей­ствий, но и вникая в смысл пес­но­пе­ний каж­дого празд­ника, для чего хорошо еще дома озна­ко­миться с содер­жа­нием бого­слу­жеб­ных тек­стов. А самое глав­ное – во время бого­слу­же­ния научиться молиться вни­ма­тельно, с теплым и искрен­ним чув­ством, ведь лишь при этом будет достиг­нута глав­ная цель служб цер­ков­ных – бого­об­ще­ние.

В. Духа­нин, из книги «Во что мы веруем»

Цитаты о все­нощ­ном бдении

«Совре­мен­ные все­нощ­ные бдения появи­лись в Мос­ков­ском Успен­ском Соборе по-види­мому лишь при пат­ри­архе Никоне, едва ли не под киев­ским вли­я­нием. Пер­во­на­чально они совер­ша­лись очень редко и начи­на­лись далеко не так рано как ныне – в 8 часов вечера. Такое позд­нее время для совер­ше­ния все­нощ­ных бдений по край­ней мере офи­ци­ально дер­жа­лось в нашей бого­слу­жеб­ной прак­тике в XVIII и зна­чи­тель­ной части XIX века».
проф. И.А. Кара­би­нов, литур­гист

Всенощное бдение

⇒ Правильное написание:

всенощное бдение

⇒ Гласные буквы в слове:

всенощное бдение

гласные выделены красным

гласными являются: е, о, о, е, е, и, е

общее количество гласных: 7 (семь)

• ударная гласная:

все́нощное бде́ние

ударная гласная выделена знаком ударения « ́»

ударение падает на буквы: е, е,

• безударные гласные:

всенощное бдение

безударные гласные выделены пунктирным подчеркиванием «  »

безударными гласными являются: о, о, е, и, е

общее количество безударных гласных: 5 (пять)

⇒ Согласные буквы в слове:

всенощное бдение

согласные выделены зеленым

согласными являются: в, с, н, щ, н, б, д, н

общее количество согласных: 8 (восемь)

• звонкие согласные:

всенощное бдение

звонкие согласные выделены одинарным подчеркиванием «  »

звонкими согласными являются: в, н, н, б, д, н

общее количество звонких согласных: 6 (шесть)

• глухие согласные:

всенощное бдение

глухие согласные выделены двойным подчеркиванием «  »

глухими согласными являются: с, щ

общее количество глухих согласных: 2 (две)

⇒ Формы слова:

все́нощное бде́ние (церк. служба)

⇒ Количество букв и слогов:

гласных букв: 7 (семь)

согласных букв: 8 (восемь)

всего букв: 15 (пятнадцать)

всего слогов: 7 (семь)

.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно пишется всему свое время
  • Как правильно пишется вупсень пупсень
  • Как правильно пишется всемирная паутина
  • Как правильно пишется вулканчик
  • Как правильно пишется всем привет