Как правильно пишется взрывотехническая экспертиза

Востребованность взрывотехнической экспертизы связана с участившимися случаями применения взрывных устройств при совершении преступлений. Что это за исследование? Что является её объектом? И кто проводит экспертизу?

Что такое взрывотехническая экспертиза?

Взрывотехническая экспертиза, или криминалистическая взрывотехника образовалась в составе судебной баллистики. Экспертные исследования назывались и баллистическими, и пиротехническими, и экспертизами боевых припасов.

Первое определение криминалистической взрывотехники в научной литературе дано З.И. Кирсановым и Л. Летоштяком. Эти ученые сформулировали предмет, задачи и методы криминалистической взрывотехники, определено ее место в системе криминалистики.

Предмет взрывотехнической экспертизы – определение фактических данных о взрывчатых веществах, взрывных устройствах, боеприпасах, материалах и инструментах, которые использовались при их изготовлении, о других обстоятельствах взрыва.

Взрывное устройство (с позиций криминалистики) – это вид оружия однократного действия, конструктивно предназначенный для производства химического взрыва в определенных условиях и обладающий достаточным поражающим действием.В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. № 5, «под взрывным устройством следует понимать промышленные или самодельные изделия, функционально объединяющие взрывчатое вещество и приспособление для инициирования взрыва(запал, взрыватель, детонатор и т.п.)».

Взрывотехническая экспертиза – это процесс проведения исследований в установленном уголовно-процессуальным законом порядке в целях установления фактических данных относительно взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения.

Какие задачи решает взрывотехническая экспертиза?

Взрывотехническая экспертиза решает идентификационные и ситуационные задачи. Объектом экспертизы в конечном итоге является событие, а непосредственными объектами – место взрыва и взрывное устройство.

Взрывотехнической экспертизу можно разделить на два вида: идентификационную и неидентификационную.

В свою очередь, идентификационная экспертиза имеет два подвида:

  • для установления индивидуального сходства (тождества) взрывоопасного предмета;
  • для установления групповой принадлежности.

Взрывотехническая экспертиза для установления индивидуального сходства (тождества) включает в себя выяснение таких параметров, как:

  • установление единого источника происхождения боеприпасов,
  • установление взрывных устройств и их элементов по месту их производства или изготовления,
  • установление применяемого инструмента, снаряжения и т.д.

Взрывотехническая экспертиза для установления групповой принадлежности боеприпасов и взрывоопасных предметов, включает в себя следующие задачи:

  • установление типа и вида боеприпаса, взрывного устройства, по следам их применения;
  • установление групповой принадлежности изучаемого объекта путём его непосредственного изучения (определение вида, типа и т.д.).

Неидентификационная экспертиза включает три подвида: диагностическая, ситуационная и реконструкционная экспертизы.

В задачи диагностической экспертизы входит:

  • установление технического состояния и пригодности боеприпаса или взрывного устройство для производства взрыва;
  • определение последовательности взрыва по следам, оставленным на окружающей обстановке.

К задачам ситуационной взрывотехнической экспертизы относятся:

  • установление местоположения лица, произведшего подрыв;
  • установление эпицентра взрыва по следам, оставшимся после взрыва.

В задачи реконструкционной взрывотехнической экспертизы входит:

  • определение и восстановление формы и массогабаритных параметров сработавшего взрывного устройства или боеприпаса по их остаткам;
  • восстановление первоначальной обстановки окружающих объектов и их расположения до производства взрыва.

Что должен знать и уметь эксперт-взрывотехник?

Взрывотехническая экспертиза носит комплексный характер, и для её проведения необходимо привлечение специалистов, обладающих познаниями в различных областях науки, техники, ремесла.

Эксперты должны обладать познаниями в различных областях науки и техники, например, в химии и физике. В круг специальных знаний эксперта-взрывотехника входят познания в области криминалистики, в частности трасологии.

Из каких этапов состоит исследование?

Последовательность, назначение и проведение экспертиз в каждом конкретном случае зависят от обстоятельства дела, полученной информации при проведении осмотра места происшествия и, конечно же, от оперативной и следственной ситуаций.

После доставления вещественных доказательств, собранных на месте взрыва, эксперт, специализирующийся на проведении взрывотехнической экспертизы, проводит осмотр материала и разделяет его на группы.

Первый этап: визуальный осмотр. Эксперт оценивает возможную информативность объектов и выделяет характерные черты для более глубокого и детального изучения. Кроме того, намечаются направления исследований, необходимых для решения поставленных вопросов, требующих более узкого познания в различных областях.

Второй этап: проведение лабораторных исследований. Для получения полной информации об обстоятельствах применения взрывного устройства или боеприпаса, а также о материале, изделиях, обнаруженных следах-микрочастицах, проводится комплекс различных лабораторных, научно-технических исследований и экспертиз (трасологическая, материаловедческая, биологическая и др.).

Проводя исследование, эксперт-взрывотехник, как правило, отвечает на следующие вопросы:

Был ли взрыв произведен взрывным устройством?

Какое взрывное вещество применялось, в каком количестве?

Какими были формы и размеры взрывного устройства?

Каким способом было изготовлено взрывное устройство?

Каким был способ подрыва (электрический, механический, и др.)?

Имеется ли сходство по типу изготовления с другими взрывными устройствами?

Источник: https://ceur.ru/

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Алфавит русского языка:

Аа «а» Бб «бэ» Вв «вэ» Гг «гэ»
Дд «дэ» Ее «е» Ёё «йо» Жж «жэ»
Зз «зэ» Ии «и» Йй «й» Кк «ка»
Лл «эл» Мм «эм» Нн «эн» Оо «о»
Пп «пэ» Рр «эр» Сс «эс» Тт «тэ»
Уу «у» Фф «эф» Хх «ха» Цц «цэ»
Чч «чэ» Шш «ша» Щщ «ща» ъ «т.з.»
Ыы «ы» ь «м.з.» Ээ «э» Юю «йу»
Яя «йа»

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный ->  [ч’о́рный’]
  • яблоко  ->  [йа́блака]
  • якорь    ->  [йа́кар’]
  • ёлка      ->  [йо́лка]
  • солнце ->  [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я  [й]   — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный    [и]   — гласн., безударныйв  [в]   — согл., парный твердый, парный зв.л  [л’]  — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе  [э′]   — гласн., ударныйн  [н’]   — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и  [и]   — гласн., безударный  [й]   — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный    [э]   — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: кукуруза, дощечку, учусь, улов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у]. Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’у´сл’и], ключ [кл’у´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [ко´т’ик], колокольчик [калако´л’ч’ык], молоко [малако´], восемь [во´с’им’], поисковая [паиско´вайа], говор [го´вар], осень [о´с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’о], патио [па’тио], радио [ра’дио], боа [боа’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но.
Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой«ё» – [о]: тёрн [т’о´рн], костёр [кас’т’о´р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа до‘ма].
  • Новые дома [но’выэ дама’].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [го‘ры] — [гара’];
  • он — онлайн = [о‘н] — [анла’йн]
  • свидетельница = [св’ид’э‘т’ил’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе-ре-ди [фп’ир’ид’и´];
  • е-сте-стве-нно [йис’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ста-ч’ка];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

  • чашечка;
  • богиня;
  • с песнями;
  • перемена.

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • — ёжиться [йо´жыц:а], ёлочный [йо´лач’ный], ёжик [йо´жык], ёмкость [йо´мкаст’];
    • — ювелир [йув’ил’и´р], юла [йула´], юбка [йу´пка], Юпитер [йуп’и´т’ир], юркость [йу´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • — ель [йэ´л’], езжу [йэ´ж:у], егерь [йэ´г’ир’], евнух [йэ´внух];
    • — яхта [йа´хта], якорь [йа´кар’], яки [йа´ки], яблоко [йа´блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • — приёмник [пр’ийо´мн’ик], поёт [пайо´т], клюёт [кл’уйо´т];
    • аюрведа [айур’в’э´да], поют [пайу´т], тают [та´йут], каюта [кайу´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а«Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [адйу‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’йу´], деревья [д’ир’э´в’йа], друзья [друз’йа´], братья [бра´т’йа], обезьяна [аб’из’йа´на], вьюга [в’йу´га], семья [с’эм’йа´]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [йид’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [йинва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [йэврап’ио´иднайа], Евгений [йэ]вге´ний, европеец [йэврап’э´йиц], епархия [йэ]па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [свайивр’э´м’ина], поезда [пайизда´], поедим [пайид’и´м], наезжать [найиж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´йиц], учащиеся [уч’а´щ’ийис’а], предложениями [пр’идлажэ´н’ийим’и], суета [суйита´],
    • лаять [ла´йит’], маятник [ма´йитн’ик], заяц [за´йиц], пояс [по´йис], заявить [зайив’и´т’], проявлю [прайив’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’йин’и´т], изъявить [изйив’и´т’], объявление [абйи вл’э´н’ийэ], съедобный [сйидо´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа´рмарка], но яйцо [йийцо´].

Важно:

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’йи´], на курьих ножках [на ку´р’йи’х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи], нет семьи [с’им’йи´], судьи [су´д’йи], ничьи [н’ич’йи´], ручьи [руч’йи´], лисьи [ли´с’йи]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О], хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильон [пав’ил’о´н], аналогично: почтальон, шампиньон, шиньон, компаньон, медальон, батальон, гильотина, карманьола, миньон и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё — [о],
    • е — [э],
    • ю — [у].

    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [жо´лтый], шёлк [шо´лк], целый [цэ´лый], рецепт [р’ицэ´пт], жемчуг [жэ´мч’ук], шесть [шэ´ст’], шершень [шэ´ршэн’], парашют [парашу´т];

  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’]. Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’о´фка], лёгкий [л’о´хк’ий], опёнок [ап’о´нак], актёр [акт’о´р], ребёнок [р’иб’о´нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’э´н’], зеркало [з’э´ркала], умнее [умн’э´йэ], конвейер [канв’э´йир];
    • я – [а]: котята [кат’а´та], мягко [м’а´хка], клятва [кл’а´тва], взял [вз’а´л], тюфяк [т’у ф’а´к], лебяжий [л’иб’а´жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’у´ф], людям [л’у´д’ам ], шлюз [шл’у´с], тюль [т’у´л’], костюм [кас’т’у´м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [атэ´л’], бретелька [бр’итэ´л’ка], тест [тэ´ст], теннис [тэ´н:ис], кафе [кафэ´], пюре [п’урэ´], амбре [амбрэ´], дельта [дэ´л’та], тендер [тэ´ндэр], шедевр [шэдэ´вр], планшет [планшэ´т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — зерно [з’ирно´], земля [з’имл’а´], весёлый [в’ис’о´лый], звенит [з’в’ин’и´т], лесной [л’исно´й], метелица [м’ит’е´л’ица], перо [п’иро´], принесла [пр’ин’исла´], вязать [в’иза´т’], лягать [л’ига´т’], пятёрка [п’ит’о´рка]

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: банан — белка,
    • [в] — [в’]: высота — вьюн,
    • [г] — [г’]: город — герцог,
    • [д] — [д’]: дача — дельфин,
    • [з] — [з’]: звон — зефир,
    • [к] — [к’]: конфета — кенгуру,
    • [л] — [л’]: лодка — люкс,
    • [м] — [м’]: магия — мечты,
    • [н] — [н’]: новый — нектар,
    • [п] — [п’]: пальма— пёсик,
    • [р] — [р’]: ромашка — ряд,
    • [с] — [с’]: сувенир — сюрприз,
    • [т] — [т’]: тучка — тюльпан,
    • [ф] — [ф’]: флаг — февраль,
    • [х] — [х’]: хорек — хищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые (жизнь, цикл, мышь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (дочка, чаще, твоей).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим, а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: лев, рай, ноль.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): завод, блюдо, жизнь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: стопка, фишка, костюм, цирк, зашить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ш], снег [с’н’э´к], огород [агаро´т], клуб [клу´п];
  • перед глухими согласными: незабудка [н’изабу´тка], обхватить [апхват’и´т’], вторник [фто´рн’ик], трубка [трупка].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: взбитыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого.
Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бесшумный [б’иш:у´мный].
При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэн’з’ийа], рецензия [р’ицеэн’з’ийа], пенсия [пэн’с’ийа], ве[н’з’]ель, лице́[н’з’]ия, ка[н’д’]идат, ба[н’д’]ит, и[н’д’]ивид, бло[н’д’]ин, стипе[н’д’]ия, ба[н’т’]ик, ви[н’т’]ик, зо[н’т’]ик, ве[н’т’]илъ, а[н’т’]ичный, ко[н’т’]екст, ремо[н’т’]ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стаканчик [стака′н’ч’ик], сменщик [см’э′н’щ’ик], пончик [по′н’ч’ик], каменщик [кам’э′н’щ’ик], бульварщина [бул’ва′р’щ’ина], борщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: стенка [с’т’э′нка], жизнь [жыз’н’], здесь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: приезжий [пр’ийэ´жжий], восшествие [вашшэ´ств’ийэ], изжелта [и´жжэлта], сжалиться [жжа´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж», произносятся как двойной твердый согласный [ж:], а «сш» – «зш» — как [ш:]: сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж», «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:]: езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч», «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:]: счет [щ’:о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч», «зч» транскрибируется как [щ’ч’]: без числа [б’эщ’ ч’исла´], с чем-то [щ’ч’э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч», «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:]: лётчик [л’о´ч’:ик], молодчик [мало´ч’:ик], отчёт [ач’:о´т].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:]: счастье [щ’:а´с’т’йэ], песчаник [п’ищ’:а´н’ик], разносчик [разно´щ’:ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:]: резчик [р’э´щ’:ик], грузчик [гру´щ’:ик], рассказчик [раска´щ’:ик];
  • жч → [щ’:]: перебежчик [п’ир’ибе´ щ’:ик], мужчина [мущ’:и´на];
  • шч → [щ’:]: веснушчатый [в’исну′щ’:итый];
  • стч → [щ’:]: жёстче [жо´щ’:э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:]: объездчик [абйэ´щ’:ик], бороздчатый [баро´щ’:итый];
  • сщ → [щ’:]: расщепить [ращ’:ип’и′т’], расщедрился [ращ’:э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’]: отщепить [ач’щ’ип’и′т’], отщёлкивать [ач’щ’о´лк’иват’], тщетно [ч’щ’этна], тщательно [ч’щ’ат’эл’на];
  • тч → [ч’:]: отчет [ач’:о′т], отчизна [ач’:и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ч’:и′тый];
  • дч → [ч’:]: подчёркивать [пач’:о′рк’иват’], падчерица [пач’:ир’ица];
  • сж → [ж:]: сжать [ж:а´т’];
  • зж → [ж:]: изжить [иж:ы´т’], розжиг [ро´ж:ык], уезжать [уйиж:а´т’];
  • сш → [ш:]: принёсший [пр’ин’о′ш:ый], расшитый [раш:ы´тый];
  • зш → [ш:]: низший [н’иш:ы′й]
  • чт → [шт], в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт]: чтобы [што′бы], не за что [н’э′ зашта], что-нибудь [што н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’ич’та´т’ил’], почта [по´ч’та], предпочтение [пр’итпач’т’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´шна′], скучно [ску´шна′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´зач’ный], дачный [да´ч’ный], земляничный [з’им’л’ин’и´ч’ный], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн]: местный [м’э´сный], тростник [трас’н’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов лестница, честный, известный, радостный, грустный, участник, вестник, ненастный, яростный и прочих;
    • стл → [сл]: счастливый [щ’:асл’и´вый’], счастливчик, совестливый, хвастливый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск]: гигантский [г’ига´нск’ий], агентский, президентский;
    • стьс → [с:]: шестьсот [шэс:о´т], взъесться [взйэ´с:а], клясться [кл’а´с:а];
    • стс → [с:]: туристский [тур’и´с:к’ий], максималистский [макс’имал’и´с:к’ий], расистский [рас’и´с:к’ий], бестселлер, пропагандистский, экспрессионистский, индуистский, карьеристский;
    • нтг → [нг]: рентген [р’энг’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыбаться [улыба´ц:а], мыться [мы´ц:а], смотрится, сгодится, поклониться, бриться, годится;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: детский [д’э´цк’ий], братский [бра´цкий];
    • тс → [ц:] / [цс]: спортсмен [спарц:м’э´н], отсылать [ацсыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: братца [бра´ц:а], отцепить [ац:ып’и´т’], к отцу [к ац:у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн]: поздний [по´з’н’ий], звёздный [з’в’о´зный], праздник [пра′з’н’ик], безвозмездный [б’извазм’э′зный];
    • ндш → [нш]: мундштук [муншту´к], ландшафт [ланша´фт];
    • ндск → [нск]: голландский [гала´нск’ий], таиландский [таила´нск’ий], нормандский [нарма´нск’ий];
    • здц → [сц]: под уздцы [пад усцы´];
    • ндц → [нц]: голландцы [гала´нцы];
    • рдц → [рц]: сердце [с’э´рцэ], сердцевина [с’ирцыв’и´на];
    • рдч → [рч’]: сердчишко [с’эрч’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: подцепить [пац:ып’и´т’], двадцать [два´ц:ыт’];
    • дс → [ц]: заводской [завацко´й], родство [рацтво´], средство [ср’э´цтва], Кисловодск [к’иславо´цк];
  • «Л» — в сочетаниях:
    • лнц → [нц]: солнце [со´нцэ], солнцестояние;
  • «В» — в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здравствуйте [здра´ствуйт’э], чувство [ч’у´ства], чувственность [ч’у´ств’инас’т’], баловство [баластво´], девственный [д’э´ств’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

Использованная литература:

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Взрывотехническая экспертиза

Взрывотехническая экспертиза

Подборка наиболее важных документов по запросу Взрывотехническая экспертиза (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 41 «Распространение действия настоящего Федерального закона на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами» Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»«Статья 41 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» закрепляет, в частности, что в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами (часть первая); при этом Правительство Российской Федерации может устанавливать перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями (часть третья). В развитие данного регулирования распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 года N 3214-р утвержден перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями, к числу которых отнесена в том числе судебная взрывотехническая экспертиза.»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Нормативные акты

ВЗРЫВОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА СУДЕБНАЯ (СВТЭ) – исследование разрушенного или поврежденного взрывом объекта с целью установления природы и мощности взрыва, места и причины выделения энергии взрыва, установления причастных к выделению энергии веществ и материалов, технических устройств и технологических процессов, а также способствовавших взрыву обстоятельств и дачи заключения эксперта по результатам этого исследования для использования последнего в судопроизводстве. ВТЭ представляет собой самостоятельный род судебной экспертизы, относящийся к классу инженерно-технических экспертиз.

Предмет ВТЭ – фактические обстоятельства, обусловившие возникновение, развитие взрыва и его последствия, для установления которых необходимы специальные знания в области естественно-технических наук и судебной экспертизы.

Объектами ВТЭ являются физические объекты, подвергшиеся воздействию взрыва и видоизмененные под действием его повреждающих факторов (поражающих факторов взрыва):

  1. высокого избыточного давления ударной волны (формирующейся в воздухе, воде или грунте при более мощном взрыве) или волны сжатия (формирующейся при менее мощном взрыве);
  2. бризантного действия вследствие быстрого расширения сжатых до высокого давления газообразных продуктов взрыва (дробления на мелкие фрагменты твердых предметов в непосредственной близости от места выделения энергии взрыва);
  3. осколочного действия разлетающихся с высокой скоростью в стороны от места взрыва фрагментов разрушенных твердых предметов (повреждения или пробития ими других предметов);
  4. теплового воздействия кратковременно существующего облака раскаленных газообразных продуктов взрыва.

Наличие следов перечисленных выше воздействий (в основном разрушительного избыточного давления и осколочного воздействия в сочетании с очень кратковременным протеканием разрушительных процессов) позволяет квалифицировать событие как взрыв.

На практике в большинстве случаев энергия взрыва выделяется в результате химической реакции (такой взрыв называют «химическим»).

Химические реакции протекают в виде:

  1. разложения молекул вещества, с относительно неустойчивыми химическими связями, которые под действием первоначального сильного механического либо теплового внешнего воздействия лавинообразно разрываются с последующим протеканием внутренних окислительных реакций и выделением суммарной значительной энергии (к этому классу веществ относятся так называемые взрывчатые вещества (ВВ), используемые для снаряжения промышленно выпускаемых либо кустарно изготавливаемых боеприпасов, – в основном это органические соединения азота;
  2. различных сопровождающихся большим выделением тепла окислительных реакций, в ходе которых разнообразные вещества (называемые «горючим») окисляются кислородом воздуха или другими окислителями.

В случае окисления кислородом воздуха горючим могут быть как разнообразные горючие газы (углеводородные: a) газообразные в обычных условиях метан, пропан, бутан и пары более тяжелых родственных им веществ, в обычных условиях находящихся в жидком состоянии; б) пары бензинов, керосинов и т. п.; в) пары спиртов, эфиров и других летучих легковоспламеняющихся и горючих жидкостей), так и взвеси в воздухе мелких твердых и жидких частиц горючих материалов (мука хлебопродуктов, пыль растительных волокон – природного полимера целлюлозы, пыль синтетических полимеров (пластмасс), порошков некоторых металлов, мелких капель масел и других органических жидкостей и т. п.).

Такие взрывы обычно происходят без предварительных осознанных усилий людей по их организации. Случаи же, когда окислителем являются другие вещества (ими могут быть соли, обычно азотной кислоты, окислы азота, концентрированные кислоты), как правило, связаны с осознанно изготавливаемыми смесями горючего и окислителя, например, дымный порох, большинство так называемых промышленных ВВ, представляющих собой смеси горючих порошков либо масел с различными селитрами и другими окислителями, которым присваиваются торговые наименования типа «динамит», «порэмит» и пр. и которые широко используются при производстве массовых взрывов в карьерах, на шахтах, при сносе строений и других «промышленных» взрывах, поскольку они существенно дешевле «штатных ВВ». Но и при использовании «промышленных ВВ» по назначению возможны их взрывы с причинением не предусмотренных повреждений материальным объектам, травмированием и гибелью людей.

Взрывы могут возникать и без протекания химических реакций, например в результате выделения энергии, ранее накопленной в каких-либо устройствах либо выделившейся в них в результате чисто физических процессов (такие взрывы называют «физическими»).

К ним относятся:

  • вскипание воды под слоем попавшего на нее расплавленного металла с разбросом капель металла в стороны расширяющимися парами;
  • случаи протекания очень больших (для конкретного проводника) электрических токов, например разрушение деревьев, строений происходит при попадании в них молнии и крайне быстром испарении в них протекающим огромным током влаги, пары которой разрывают эти объекты на части;
  • разрушения по различным причинам сосудов, аппаратов, трубопроводов, в которых под высоким избыточным давлением находятся различные газы. Истекая с высокой скоростью через образовавшиеся в корпусе сосуда, аппарата, трубопровода трещины, газы генерируют ударную волну или волну сжатия, разбрасывают в стороны обломки корпуса, что и приводит к появлению характерных для взрыва последствий.

Возможны и смешанные «физико-химические» взрывы, при которых разрушается по механизму «физического» взрыва какой-либо сосуд, аппарат, после чего вырвавшиеся из него газы смешиваются с воздухом и происходит их быстрое окисление кислородом воздуха (если газы горючи), далее следует сгорание с выделением тепла, т. е. происходит вторичный «химический» взрыв.

Таким образом, объектами ВТЭ являются:

  • физико-химические и взрывоопасные свойства всех вышеперечисленных классов веществ и материалов;
  • конструкции и аппараты, в которых хранятся или обращаются на стадиях производства и использования «штатные» и «промышленные» ВВ, а также предприятия оборонной промышленности и горно-шахтные предприятия, где такие вещества используются;
  • конструкции, машины, агрегаты и сети, использующие либо образующие в ходе работы горючие газы или пыль твердых материалов или аэровзвеси жидких горючих материалов, а также предприятия и системы производства, транспортировки газов и снабжения ими жилых и промышленных зданий, предприятия и технологические линии по переработке пищевых продуктов, мебельные, ткацкие и текстильные предприятия и многие другие виды производств;
  • машины и агрегаты, внутри корпусов которых находятся, транспортируются либо обращаются сжатые до высокого давления газы.

При этом объекты ВТЭ это не только здания, машины, агрегаты, сосуды, в которых непосредственно произошел взрыв, но и другие объекты, расположенные рядом с ними, поскольку характерной особенностью взрывов является распространение их поражающего воздействия на значительные расстояния. Изучение степени повреждения многочисленных объектов в результате взрыва позволяет установить как мощность взрыва, так и место выделения его энергии.

Поскольку в результате взрывов часто травмируются либо погибают люди, то и они являются объектами ВТЭ, так как исследование характера и величины полученных ими травм позволяет установить не только природу взрыва, но и величину поражающих факторов, причинивших людям травмы, что, в свою очередь, помогает оценить мощность произошедшего взрыва, его природу и ряд других параметров.

Задачи ВТЭ:

  • установление места выделения энергии взрыва (часто традиционно называемого «эпицентром взрыва»);
  • установление природы взрыва – «химический», «физический» либо «физико-химический»;
  • установление технической причины взрыва.

При установлении технической причины «химического» взрыва устанавливаются:

  1. величина поражающих факторов взрыва и его мощности (традиционно пересчитываемой на мощность эквивалентного по действию взрыва заряда наиболее широко употребляемого «штатного ВВ» тротила – «тротиловый эквивалент по массе»);
  2. тип экзотермической химической реакции и участвовавшие в ней химические соединения (вещества);
  3. тип и ориентировочные величины приведшего к началу химической реакции внешнего механического или теплового импульса;
  4. тип источника участвовавших в реакции химических соединений (веществ) – конкретное устройство, агрегат, сосуд и т. п.;
  5. причины утечки этих соединений из этого устройства, агрегата, сосуда.

При установлении технической причины «физического» взрыва устанавливаются:

  1. величина поражающих факторов взрыва и его мощности (также обычно в «тротиловом эквиваленте по массе»);
  2. тип физического процесса, приведшего к выделению энергии взрыва, конкретного устройства или аппарата, причастного к выделению энергии взрыва;
  3. причины выделения из него этой энергии (например, причины разгерметизации сосуда, содержащего газ под высоким давлением).

Установление причины взрыва также предполагает:

  • установление соответствия (либо несоответствия) конструкции устройства, аппарата или условий протекания технологического процесса в нем техническим требованиям, предъявляемым к таким устройствам, аппаратам, технологическим процессам с целью обеспечения их взрывобезопасности;
  • установление организационно-технических причин взрыва — установление нарушений требований закона, норм, правил, проектной и/или эксплуатационной документации на объект, способствовавших возникновению взрыва.

Для решения задач ВТЭ требуется учет особенностей сложных физико-химических процессов, а основными способами научного исследования при этом являются математические расчеты и многократный последовательный анализ разнообразной информации с синтезированием промежуточных выводов по вышеперечисленным основным задачам экспертизы, поэтому эксперт ВТЭ обязан использовать в работе знания из области физики горения и взрыва, т. е. термодинамики и газодинамики, механики, химии, математики, логики.

Установление организационно-технической причины взрыва требует проведения анализа нормативной документации по обеспечению взрывобезопасности разнообразных видов оборудования и технологических процессов при проектировании, изготовлении и эксплуатации взрывоопасных аппаратов, механизмов и технологического оборудования, что требует знаний в области инженерии и техники безопасности.

Важной особенностью ВТЭ является неполнота сведений, которые могут быть представлены эксперту из-за значительного повреждения большей части объекта в результате взрыва, взаимного перемещения частей объекта из исходного (до взрыва) положения, обусловленного их отбрасыванием под действием избыточного давления продуктов взрыва и гравитационных сил. Недостаток этой информации эксперт может частично восполнить специальными познаниями и опытом расследования сходных взрывов аналогичных объектов.

Также важной особенностью ВТЭ является ситуационный характер исследований. Эксперт изучает и восстанавливает по сохранившимся признакам состояние объекта до его повреждения и реконструирует ситуацию, которая привела к взрыву, т. е. рассматривает развитие ситуации во времени и пространстве и выясняет (насколько это позволяет объем представленной ему информации) особенности и причины взрыва.

При проведении ВТЭ может использоваться ряд частных методик физико-химических исследований материальных объектов, несущих следовую информацию об особенностях протекания взрыва (исследование следовых количеств продуктов химической реакции с целью установления участвовавших в химической реакции веществ, металловедческие исследования обломков или осколков разрушенных взрывом конструкций или аппаратов с целью установления величин и длительности вызвавших их разрушение механических нагрузок).

На разрешение эксперта-взрывотехнолога часто ставятся следующие вопросы:

  1. Где находился эпицентр взрыва (в каком месте произошло выделение энергии взрыва)?
  2. Какова мощность взрыва с учетом полученных объектами повреждений (каков тротиловый эквивалент мощности взрыва)?
  3. Какова техническая причина взрыва?

В случае если у следствия или суда имеются основания предполагать, что взрыв мог быть связан с некоторыми установленными ими в ходе следствия или предполагаемыми конкретными причинами взрыва, могут быть поставлены и более конкретные вопросы:

  1. Имел ли место взрыв заряда взрывчатого вещества? Если да, то какова была масса взорвавшегося заряда ВВ?
  2. Имел ли место взрыв природного (или сжиженного) газа? Если да, то откуда и каким путем этот газ попал внутрь объекта, разрушенного взрывом? Могло ли произойти накопление газа внутри объекта в таком количестве, чтобы при взрыве образовались имевшие место разрушения, если происходила утечка газа через установленное следствием конкретное запорное либо технологическое устройство с учетом его состояния на момент перед взрывом?
  3. Произошел ли взрыв из-за механического разрушения сосуда, содержащего газ под высоким давлением? Какова была величина избыточного давления в этом сосуде с учетом величины возникших в результате взрыва разрушений?
  4. Соответствует ли конструкция сосуда (аппарата) требованиям по обеспечению взрывобезопасности подобного технологического оборудования?
  5. Связан ли взрыв сосуда с отсутствием на его корпусе предохранительных устройств (клапанов, редукторов и т. п.)? Должен ли он ими снабжаться в соответствии с требованиями по обеспечению взрывобезопасности подобного технологического оборудования?
  6. Связан ли взрыв сосуда с нарушением технологии работ с ним и с содержащимся в нем газом?
  7. Произошел ли взрыв из-за протекания внутри сосуда не предусмотренной технологией химической реакции?

Часто встречаются случаи, когда взрыву либо предшествовал пожар, либо он возник после взрыва, в связи с чем на разрешение экспертизы ставятся вопросы, частично относящиеся к компетенции эксперта-пожаротехника:

  1. Произошел ли взрыв в результате начавшегося ранее пожара?
  2. Возник ли пожар в результате произошедшего взрыва?

Эти вопросы решаются в ходе комплексной экспертизы.

Наиболее распространенными объектами, причины взрыва в которых приходится устанавливать экспертам, проводящим ВТЭ, являются жилые дома, общественные и производственные здания, склады различной продукции либо сырья, технологические линии по производству различных химических веществ, системы транспортировки газов, снабженная боеприпасами боевая техника, шахты и карьеры, а также различные сосуды, содержащие газы под высоким давлением, – баллоны для сжиженных углеводородных и других газов, компрессоры, водонагревательные и паровые котлы и пр.

При взрывах в производственных зданиях, где осуществляются заведомо взрывоопасные технологические процессы, часто возникают вопросы, связанные с соответствием (либо несоответствием) конструкции этих зданий, установленных в них защитных устройств и защитных сооружений вокруг них требованиям специальных строительных норм и правил, правил эксплуатации таких зданий, в связи с чем могут ставиться вопросы об этом.

Для производства ВТЭ должны быть представлены следующие документы (либо их копии), несущие информацию о произошедшем взрыве:

  1. Установленные следствием или судом сведения о взрыве и его последствиях, оформленные в виде протоколов осмотров и фототаблиц к ним, допросов свидетелей.
  2. Полученная в установленном порядке техническая документация на объект взрыва, имевшееся на нем технологическое оборудование и обращавшиеся в нем вещества и материалы и т. п.
  3. Заключения судебно-медицинских экспертиз о степени и причинах образования травм, имевшихся у пострадавших в результате взрыва людей.

В случае неполноты представленной информации экспертом в адрес органа суда или следствия, назначившего взрывотехнологическую экспертизу, направляются ходатайства о представлении недостающих материалов с перечнем таких материалов применительно к конкретному объекту взрыва и конкретному взрыву. Практика показывает, что при удовлетворении таких ходатайств удается гораздо полнее и категоричнее ответить на поставленные вопросы.

Обновлено: 15.12.2022

Взрывотехническая экспертиза

Взрывотехническая экспертиза

   формирующийся род инженерно-технических экспертиз; экспертное исследование взрывныхустройств, взрывчатых веществ, обстоятельств взрыва. В связи с участившимися в практике случаями совершения преступлений с использованием взрывных устройств этот род экспертных исследований приобретает все более важное значение для установления обстоятельств совершения преступлений.

Криминалистическая энциклопедия. — М.: Мегатрон XXI.
.
2000.

Смотреть что такое «Взрывотехническая экспертиза» в других словарях:

  • Экспертиза — (от лат. expertus  опытный, сведущий)  исследование, проводимое лицом, сведущим в науке, технике, искусстве или ремесле, привлечённым по поручению заинтересованных лиц, в целях ответа на вопросы, требующие специальных познаний.… …   Википедия

  • Экспертиза судебная — Основная статья: Экспертиза Экспертиза слово латинского происхождения от «expertus», опытный, сведущий. В Российском законодательстве этот термин закрепили только уголовно процессуальные кодексы 1922 и 1923 годов, отказавшись от термина «сведущие …   Википедия

  • Судебная экспертиза — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Сюда перенаправляется запрос « …   Википедия

  • Государственный экспертно-криминалистический центр МВД РБ — Государственный экспертно криминалистический центр Министерства внутренних дел Республики Беларусь, ГЭКЦ МВД РБ – самостоятельное подразделение системы МВД Республики Беларусь. Центр организует деятельность подразделений органов внутренних дел по …   Википедия

  • Крушение «Невского экспресса» (2009) — У этого термина существуют и другие значения, см. Авария поезда «Невский экспресс». Координаты: 58°07′41″ с. ш. 33°40′11″ в. д. / 58.128056° …   Википедия

  • Бесланские события — Беслан на карте России Фотографии погибших Террористический акт в Беслане захват заложников в школе № 1 города Беслан (Северная Осетия), совершённый боевиками 1 сентября 2004 года. В течение 3 дней террористы удерживали в здании школы 1.128… …   Википедия

  • Дети Беслана — Беслан на карте России Фотографии погибших Террористический акт в Беслане захват заложников в школе № 1 города Беслан (Северная Осетия), совершённый боевиками 1 сентября 2004 года. В течение 3 дней террористы удерживали в здании школы 1.128… …   Википедия

  • Захват заложников в Беслане — Беслан на карте России Фотографии погибших Террористический акт в Беслане захват заложников в школе № 1 города Беслан (Северная Осетия), совершённый боевиками 1 сентября 2004 года. В течение 3 дней террористы удерживали в здании школы 1.128… …   Википедия

  • Захват школы в Беслане — Беслан на карте России Фотографии погибших Террористический акт в Беслане захват заложников в школе № 1 города Беслан (Северная Осетия), совершённый боевиками 1 сентября 2004 года. В течение 3 дней террористы удерживали в здании школы 1.128… …   Википедия

  • Операция Норд-Вест в Беслане — Беслан на карте России Фотографии погибших Террористический акт в Беслане захват заложников в школе № 1 города Беслан (Северная Осетия), совершённый боевиками 1 сентября 2004 года. В течение 3 дней террористы удерживали в здании школы 1.128… …   Википедия

ВЗРЫВОТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

(см.: Баллистика) — специфическая область научно-технической экспертизы; сформировалась и успешно развивается на основе криминалистической взрывотехники. Предмет исследования данной экспертизы: взрывные устройства, взрывчатые вещества и обстоятельства взрыва. Этот ряд судебных экспертиз решает задачи идентификационного характера (установление единого целого по отдельным фрагментам либо экзаменам взрывного устройства; установление общего (единого) источника происхождения двух или более сравниваемых объемов взрывчатых веществ) и задачи диагностики (установление факта взрыва, его природы и технической причины; установление обстоятельств взрыва; установление принадлежности веществ и устройств к определенному классу, определение их типа, вида, марки, оценка их поражающего действия; определение пригодности взрывного устройства к использованию по целевому назначению; определение уровня специальных познаний изготовителя взрывного устройства; определение массы использованного заряда взрывчатого вещества). В зависимости от решаемых задач, характера объектов и обстоятельств дела на экспертизу представляются: сами объекты, приведенные в безопасное состояние; копия протокола, в котором изложены обстоятельства обнаружения данных объектов; приложения к протоколу (фотоснимки, чертежи, видеофильмы, схемы и т.п.); протоколы допросов свидетелей, потерпевших, подозреваемых (обвиняемых). Взрывотехническая экспертиза производится в специализированных лабораториях, располагающих мощной лабораторной базой, справочно-информационными фондами, испытательными полигонами, квалифицированными специалистами.

Предмет

Предметом судебной взрывотехнической экспертизы является выявление закономерностей механизма возникновения взрыва и образования следов его воздействий на объектах, составляющих вещную обстановку места происшествия, а также конструкция, способ изготовления, область применения и степень опасности источника взрыва.

Задачи

  • ситуационные
  • диагностические;
  • классификационные.

Ситуационные – восстановление обстановки места взрыва, определение направленности взрыва, восстановление конструкции взрывных устройств и их элементов путем реконструкции или реставрации.

Диагностические – установление факта взрыва, его природы и технической причины, определение центра взрыва, установление конструкции отдельных элементов и взорванного устройства в целом, принципа его функционирования, оценка массы взорванного вещества, установление поражающих свойств взрывного устройства, радиуса поражающего (разрушительного) действия взрыва, а также установление наличия или отсутствия у лица — изготовителя взрывного устройства специальных знаний в области боеприпасов, химии и технологии взрывчатых веществ, а также во взрывном деле.

Классификационные – установление принадлежности исследуемых веществ и изделий к взрывчатым веществам и взрывным устройствам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно пишется взрослое кенгуру
  • Как правильно пишется взошел или взошел
  • Как правильно пишется взорвется
  • Как правильно пишется взнос
  • Как правильно пишется взлохмаченный