русская народная сказка
Сказка Заюшкина избушка краткое содержание:
Сказка «Заюшкина избушка» о том, как зайчик построил себе лубяную избушку, а лисичка ледяную. А когда пришла весна, лисий домик изо льда растаял. Тогда она решила забрать себе заячью избушку. Сначала попросилась к нему переночевать, а потом и вовсе выгнала его на улицу. Долго горевал зайчик.
Потом пытались ему помочь волк и медведь, но у них не пучилось выгнать лисицу из домика. Только петушку удалось выгнать лисицу из домика. Так и остался заяц жить с петушком.
Эта сказка учит тому, что нужно осмотрительнее выбирать друзей, что люди на добро не всегда отвечают добром. Но все же есть и такие люди, которые могут помочь в тяжелую минуту.
Сказка Заюшкина избушка читать:
Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Пришла весна-красна — у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-старому.
Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избушки и выгнала.
Идёт зайчик, плачет.
Ему навстречу собака: «Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?» — «Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне ночевать, да и выгнала». — «Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу».
Подошли они к избушке. Собака забрехала: «Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!» А лиса им с печки: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!» Собака испугалась и убежала.
Зайчик опять идёт, плачет. Ему навстречу медведь: «О чём, зайчик, плачешь?» — «Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ночевать, да и выгнала.» — «Не плачь, я твоему горю помогу».
Подошли они к избушке. Медведь как зарычит: «Поди, лиса, вон!» А лиса им с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!» Медведь испугался и убежал.
Идёт опять зайчик, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух: «Ку-ка-ре-ку! О чём, зайчик, плачешь?» — «Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ночевать, да меня и выгнала». — «Пойдём, я твоему горю помогу». — «Нет, петух, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, и тебе не выгнать». — «Нет, выгоню!» Подошли они к избушке. Петух сапогами затопал, крыльями захлопал: «Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!»
Лиса услыхала, испугалась и говорит: «Обуваюсь…» Петух опять: — Иду на пятах, несу косу на плечах, Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи! Поди, лиса, вон! Лиса опять говорит: «Одеваюсь!» Петух в третий раз: — Кукареку! Иду на пятах, Несу косу на плечах!… Лиса без памяти выбежала, петух взмахнул косой – её и след простыл! И стали они с зайчиком жить — поживать в лубяной избушке.
Русское народное творчество очень богато и разнообразно. Существуют сотни различных русских народных сказок, притч, примет, песен и т. д. Главное богатство — это наши дети. Это известно издавна. Именно поэтому в русском фольклоре собрано столько поучительных произведений, из которых ребенок сможет познать вечные ценности, правильные жизненные принципы и приоритеты. Одной из самых любимых и популярных является сказка «Зайкина избушка», которая рассказывает о честности, взаимопомощи и настоящей дружбе.
Автор и оригинальный текст
Сказка «Зайкина избушка» считается русской народной сказкой, и подлинный ее автор неизвестен. Впрочем, как и оригинальный текст этого произведения. Сейчас его практически невозможно найти. В интернете существуют уже десятки различных интерпретаций данной сказки. Отличается один вариант от другого некардинально, но все же они разняться. Да и помимо интернета, передавая текст русской народной сказки из уст в уста, сохранить точный дословный текст довольно сложно. Поэтому произведение претерпело небольшие изменения как в составе персонажей, так и в самом сюжете.
Персонажи
Герои сказка «Зайкина избушка» — это разнообразные животные. Главными персонажами выступают Лиса, Заяц и Петух. Даже название этой русской народной сказки имеет несколько вариантов. Эту сказку еще можно отыскать под названием «Лиса и Заяц» или «Заяц, Лиса и Петух». Помимо этих центральных персонажей, в произведении присутствуют Волк, Медведь, Бык, Козел и Собака. Следует обратить внимания, что главные герои не меняются. Именно на их образе строится повествование. Второстепенные герои-животные взаимозаменяемы и не играют особо важной роли. В любой из существующих версий этой русской народной сказки рассказывается о 5-6 персонажах. Из них 3 центральных и ещё 2-3 второстепенных героя.
Интерпретации сказки
Сказка «Зайкина избушка» сегодня настолько популярна и считается поучительной, что на ее основе написаны пьесы для детей, посещающих детский сад и начальную школу. В 1973 году был выпущен первый мультфильм на основе текста сказки . Произведение носит название «Лиса и Заяц». Сейчас существует больше десятка различных видео-вариаций по тексту этой сказки. Также можно найти один из вариантов текста произведения, положенного на стихи. Что очень хорошо для маленьких детей. Ведь стих запомнить и выучить гораздо легче и интереснее, чем обычный текст.
Краткое содержание
В сказке «Зайкина избушка» рассказывается поучительная история о добре и зле. Жили когда-то Заяц и Лиса по соседству. У каждого из героев был свой собственный дом, у Лисы — хижина изо льда, а у Зайца — лубяная. Во время зимы плутовка подшучивала над косым, расхваливая свое жилище. Но пришла весна, начало греть солнышко, растаял снег, как и домик Лисы. Она при помощи хитрости выманила Зайца из его хижины, и заняла ее, выгнав Зайца навсегда.
Косой был очень расстроен и, гуляя по лесу, на своем пути встречает поочередно Волка, Медведя и Быка. Каждое из животных сочувствует Зайцу и вызывается помочь вернуть обратно его дом. Но ни у кого это не удается. Лиса оказывается умнее их. После трех неудачных попыток вернуть свой дом Заяц на своем пути встречает Петуха, который тоже решает ему помочь. Что же из этого вышло? Как ни пытался Заяц отговорить Петуха помогать ему, тот был упрямее, и оказался абсолютно прав. Ему удалось выманить Лису из избушки и припугнуть ее косой. Она убежала и не возвращалась больше. А Заяц и Петух подружились и стали жить вместе в лубяной избушке.
Нетрудно разобраться, кто из персонажей – добро, а кто — зло. Малыши очень любят эту сказку. Она учит их не завидовать, помогать другу в беде и оценивать по достоинству окружающих. И как всегда бывает в добрых детских сказках, добро победило зло.
Хотите написать «заячьи следы», но не уверены, что оно пишется именно так? Вспомним правила, регулирующие употребление «ь», чтобы верно написать первый компонент сочетания.
Правильно пишется
Прилагательное, согласно орфографическим правилам, имеет «ь» в своем составе – заячьи.
Какое правило
Рассматриваемое прилагательное образовано от существительного «заяц», поэтому спорное место находится на стыке корневой морфемы и аффикса.
В начальной форме и вин. п. мы не пишем никакой разделительный знак – заячий. Но при изменении «и» выпадает и на его месте появляется «ь».
Сравните: лисьи следы, но лисий хвост. Так как интересующее нас место расположено не после приставки, выбираем «ь».
Примеры предложений
- Из-за бугорка торчали дрожащие заячьи уши.
- Охотник наткнулся на заячьи следы и кинулся в погоню.
Неправильно пишется
Недопустимо писать это слово без «ь» – заячи.
СВЕТА ГОСУДАРЕВА
Ученик
(112),
на голосовании
7 лет назад
Голосование за лучший ответ
Светлана Мусаелян
Мастер
(1591)
7 лет назад
В заячье избёнке
Урсулла Семипалатинская
Ученик
(104)
7 лет назад
второе
Елена
Просветленный
(29265)
7 лет назад
Проверяй по вопросу:
в избенке (ЧЬЕЙ?) заяЧЬЕЙ)
избенку (ЧЬЮ?) заяЧЬЮ
избушка
Написание буквы «ш» в суффиксе слова «избушка» подтвердит форма существительного родительного падежа множественного числа — нет избушек.
Чтобы правильно написать слово «избушка», вначале определим его морфемный состав:
- изб — корень слова (изба, избёнк-а, избяной, избач);
- -ушк- суффикс, -а — окончание.
В написании этого слова может возникнуть сомнение, что написать в суффиксе, букву «ш» или «ж». Подберем проверочное слово к слову «избушка».
Чтобы убедиться, что перед глухим согласным [к] не произошло оглушения предыдущего согласного, изменим форму этого существительного, образовав форму родительного падежа множественного числа с целью, чтобы после сомнительного согласного появился гласный звук, который прояснит его звучание:
избушка — много избушек
Ясно слышится звук [ш] в суффиксе -ушк-.
Стоит в дремучем лесу маленькая избушка.
- девчушка
- полюшко
- мыслишка
- пёрышко
- мордашка
- стекляшка.
Просклонять словосочетание заячья избушка по падежам
Введите слово для склонения
Ниже представлены результаты склонения словосочетания заячья избушка по всем падежам и числам.
Падеж | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
Именительный | заячья избушка | заячьи избушки |
Родительный | заячьей избушки | заячьих избушек |
Дательный | заячьей избушке | заячьим избушкам |
Винительный | заячью избушку | заячьи избушки |
Творительный | заячьей избушкой | заячьими избушками |
Предложный | заячьей избушке | заячьих избушках |
Время чтения: 4 мин.
Жили-были в лесу лисичка и зайка. Жили они неподалёку друг от друга. Пришла осень. Холодно стало в лесу. Решили они избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик — из сыпучего песка. Перезимовали они в новых избушках. Настала весна, пригрело солнце. Лисичкина избушка растаяла, а зайкина стоит, как стояла. Пришла лисица в зайкину избушку, выгнала зайку, а сама в его избушке осталась.
Пошёл зайка со своего двора, сел под берёзкою и плачет. Идёт волк. Видит — зайка плачет.
— Чего ты, зайка, плачешь? — спрашивает волк.
— Как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама в ней жить осталась. Вот я и сижу да плачу.
— Не плачь, зайка. Пойдём, я тебе помогу, выгоню лисичку из твоей избы.
Пошли они. Пришли. Волк стал на пороге зайкиной избушки и кричит на лисичку:
— Ты зачем залезла в чужую избу? Слезай, лиса, с печи, а то сброшу, побью тебе плечи. Не испугалась лисичка, отвечает волку:
— Ой, волк, берегись: мой хвост что прут, — как дам, так и смерть тебе тут.
Испугался волк да наутёк. И зайку покинул.
Сел опять зайка под берёзкой и горько плачет.
Идёт по лесу медведь. Видит — зайчик сидит под берёзкой и плачет.
— Чего, зайка, плачешь? — спрашивает медведь.
— Как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама там жить осталась. Так вот я сижу и плачу.
— Не плачь, зайка. Пойдём, я тебе помогу, выгоню лисичку из твоей избы.
Пошли они. Пришли. Медведь стал на пороге зайкиной избушки и кричит на лисичку:
— Зачем отняла у зайки избу? Слезай, лиса, с печи, а то сброшу, побью тебе плечи.
Не испугалась лисичка, отвечает медведю:
— Ох, медведь, берегись: мой хвост что прут,— как дам, так и смерть тебе тут.
Испугался медведь да наутёк и зайку одного покинул.
Опять пошёл зайка со своего двора, сел под берёзкою и горько плачет. Вдруг видит — идёт по лесу петух. Увидел зайчика, подошёл и спрашивает:
— Чего, зайка, плачешь?
— Да как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама там жить осталась. Вот я сижу да плачу.
— Не плачь, зайка, я выгоню лису из твоей избушки.
— Ой, петенька,— плачет зайка,— где тебе её выгнать? Волк гнал — не выгнал. Медведь гнал — не выгнал.
— А вот я выгоню. Пойдём,— говорит петух. Пошли. Вошёл петух в избушку, стал на пороге, кукарекнул, а потом как закричит:
— Я — петух-чебетух,
Я — певун-лопотун,
На коротких ногах,
На высоких пятах.
На плече косу несу,
Лисе голову снесу.
А лисичка лежит и говорит:
— Ой, петух, берегись: мой хвост что прут,— как дам, так и смерть тебе тут.
Прыгнул петушок с порога в избу и опять кричит:
— Я — петух-чебетух,
Я — певун-лопотун,
На коротких ногах,
На высоких пятах.
На плече косу несу,
Лисе голову снесу.
И — прыг на печь к лисе. Клюнул лису в спину. Как подскочит лисица да как побежит вон из зайкиной избушки, а зайка и двери захлопнул за нею.
И остался он жить в своей избушке вместе с петушком.
-
сказка, русская народная сказка, Лиса, Заяц, Петух, избушка
-
Лиса, Заяц, Собака, Волк, Медведь, Петух
-
Имена существительные
изба/избушка — небольшой дом, обычно деревянный
двор — место рядом с домом
крыльцо
печь/печка
коса
шубаИмена прилагательные
лубяной
ледяной — сделанный из льдаГлаголы НСВ — СВ
найдите перевод в словаре
таять — растаять
проситься — попроситься (к кому? куда?)
пускать — пустить (кого? куда?)
гнать — выгнать (кого? куда? откуда?)
пугаться — испугаться (кого? чего?)Выражения, традиционные для русских сказок и былин
жить-поживать да добра наживать — жить счастливо (традиционный конец русских сказок)
Адаптированный текст
Жили-были Лиса и Заяц. У Лисы была избушка ледяная, а у Зайца — лубяная. Однажды Лиса сказала Зайцу:
— У меня избушка светлая, а у тебя тёмная!
Пришло лето, избушка Лисы растаяла.
Лиса попросилась к Зайцу в избу:
— Пусти меня, Заюшка, хотя бы к себе во двор!
— Нет, Лиса, не пущу: зачем ты меня обижала?
Просилась-просилась Лиса и Заяц пустил её к себе во двор.
На другой день Лиса попросилась на крыльцо.
На третий день — в избушку.
На четвёртый день — на печку.
А потом и совсем Зайца из его избушки выгнала.
Сел Заяц и заплакал.
Бежали мимо собаки:
— Тяф, тяф, тяф! Почему, Заюшка, плачешь?
— Обидела меня Лиса! Была у меня избушка лубяная, а у Лисы — ледяная. Пришла весна, избушка Лисы растаяла. Попросилась Лиса в мою избу, а потом меня и выгнала.
— Не плачь, Заюшка, — сказали собаки. — Мы её выгоним.
— Нет, не выгоните!
— Нет, выгоним!
Подошли они к избушке:
— Тяф, тяф, тяф! Уходи, Лиса!
А Лиса закричала на собак:
— Как выскочу,
Как выпрыгну —
Пойдут клочки
По закоулочкам!
Испугались собаки и убежали.
Опять заплакал Заяц.
Шёл мимо Волк:
— О чём, Заюшка, плачешь?
— Обидела меня Лиса! Была у меня избушка лубяная, а у Лисы — ледяная. Пришла весна, избушка Лисы растаяла. Попросилась она в мою избу, а потом меня и выгнала.
— Не плачь, Заюшка, — сказал Волк, — я её выгоню.
— Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь.
— Нет, выгоню.
Подошёл Волк к избе и закричал страшным голосом:
— Уыыы… Уыыы… Уходи, Лиса!
А Лиса отвечает Волку:
— Как выскочу,
Как выпрыгну —
Пойдут клочки
По закоулочкам!
Испугался Волк и убежал.
Опять заплакал Заяц.
Шёл мимо старый Медведь.
— Почему ты, Заюшка, плачешь?
— Обидела меня Лиса! Была у меня избушка лубяная, а у Лисы — ледяная. Пришла весна, избушка Лисы растаяла. Попросилась Лиса в мою избу, а потом меня и выгнала.
— Не плачь, Заюшка, — сказал Медведь, — я её выгоню.
— Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, серый Волк гнал — не выгнал. И ты не выгонишь.
— Нет, выгоню.
Подошёл Медведь к избушке и закричал страшным голосом:
— Рррр… ррр… Уходи, Лиса!
А Лиса отвечает:
— Как выскочу,
Как выпрыгну —
Пойдут клочки
По закоулочкам!
Испугался Медведь и убежал.
Опять заплакал Заяц.
Шёл мимо Петух, нёс косу.
— Ку-ка-ре-ку! Заюшка, почему ты плачешь?
— Обидела меня Лиса! Была у меня избушка лубяная, а у Лисы — ледяная. Пришла весна, избушка Лисы растаяла. Попросилась Лиса в мою избу, а потом меня и выгнала.
— Не плачь, Заюшка, я Лису выгоню.
— Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый Волк гнал, гнал — не выгнал, старый Медведь гнал, гнал — не выгнал. И ты не выгонишь.
— Нет, выгоню.
Подошёл Петух к избушке и закричал:
— Ку-ка-ре-ку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу Лису посечи,
Уходи, Лиса, с печи!
Посмотрела Лиса в окно, увидела Петуха с косой, испугалась и отвечает:
— Одеваюсь…
Петух опять кричит:
— Ку-ка-ре-ку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу Лису посечи,
Уходи, Лиса, с печи!
А Лиса в ответ:
— Шубу надеваю…
Петух в третий раз кричит:
— Ку-ка-ре-ку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу Лису посечи,
Уходи, Лиса, с печи!
Испугалась Лиса и убежала.
А Заюшка с Петухом стали в этой избушке жить да поживать и добра наживать.
Текст адаптирован Е.С. Абрамовой
-
Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
— У меня избушка светлая, а у тебя тёмная! У меня светлая, а у тебя тёмная!
Пришло лето, у лисы избушка растаяла.
Лиса и просится к зайцу:
— Пусти меня, заюшка, хоть на дворик к себе!
— Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?
Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил её к себе на двор.
На другой день лиса опять просится:
— Пусти меня, заюшка, на крылечко.
— Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко.
На третий день лиса опять просит:
— Пусти меня, заюшка, в избушку.
— Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просилась, просилась, заяц пустил её в избушку. Сидит лиса на лавке, а зайчик — на печи.
На четвёртый день опять лиса просит:
— Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!
— Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просила, просила лиса да и выпросила — пустил её заяц и на печку.
Прошёл день, другой — стала лиса зайца из избушки гнать:
— Ступай вон, косой. Не хочу с тобой жить!
Так и выгнала.
Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слёзы утирает.
Бегут мимо собаки:
— Тяф, тяф, тяф! О чём, заинька, плачешь?
— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне да меня же и выгнала.
— Не плачь, зайчик,— говорят собаки.— Мы её выгоним.
— Нет, не выгоните!
— Нет, выгоним! Подошли к избушке:
— Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон! А она им с печи:
— Как выскочу,
Как выпрыгну —
Пойдут клочки
По заулочкам!
Испугались собаки и убежали.
Опять сидит зайчик и плачет.
Идёт мимо волк:
— О чём, заинька, плачешь?
— Как же мне не плакать, серый волк? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне да меня же и выгнала.
— Не плачь, зайчик,— говорит волк,— вот я её выгоню.
— Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь.
— Нет, выгоню.
Пошёл волк к избе и завыл страшным голосом:
— Уыыы… Уыыы… Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
— Как выскочу,
Как выпрыгну —
Пойдут клочки
По заулочкам!
Испугался волк и убежал.
Вот заяц опять сидит и плачет.
Идёт старый медведь.
— О чём ты, заинька, плачешь?
— Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне да меня же и выгнала.
— Не плачь, зайчик, — говорит медведь, — я её выгоню.
— Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал. И ты не выгонишь.
— Нет, выгоню.
Пошёл медведь к избушке и зарычал:
— Рррр… ррр… Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
— Как выскочу,
Как выпрыгну —
Пойдут клочки
По заулочкам!
Испугался медведь и ушёл.
Опять сидит заяц и плачет.
Идёт петух, несёт косу.
— Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чём ты плачешь?
— Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне да меня же и выгнала.
— Не горюй, заинька, я тебе лису вы гоню.
— Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал, старый медведь гнал, гнал — не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.
— Нет, выгоню.
Пошёл петух к избушке:— Ку-ка-ре-ку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи,
Пошла, лиса, с печи!Услыхала лиса, испугалась и говорит:
— Одеваюсь…
Петух опять:— Ку-ка-ре-ку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи,
Пошла, лиса, с печи!А лиса говорит:
— Шубу надеваю…
Петух в третий раз:— Ку-ка-ре-ку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи,
Пошла, лиса, с печи!
Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать.
А заюшка с петухом стали жить да по живать.
Сказка Зайкина избушка любима не одним поколением читателей. Существует несколько ее вариантов, есть интересная стихотворная версия сказки, на основе сюжета написана пьеса, создано около десяти мульти- и видео-вариаций. Но именно ваше чтение сказки онлайн и обсуждение с малышом будет наиболее результативным для усвоения ребенком первых жизненных уроков настоящей дружбы и взаимопомощи.
Сказка Зайкина избушка читать
Загрузка текста сказки…
Краткое содержание сказки
Зайкина избушка — поучительная сказка. Когда нагрянула зима, чтоб не замерзнуть, построил себе Зайчик избушку из песка, а Лисичка — из снежка. Весной Лисичкина изба растаяла, плутовка Зайчика выгнала из его дома, а сама в нем поселилась. Хотели звери Зайкиному горю помочь. Сначала Волк, затем Медведь приходил Лисичку выгонять, только не смогли звери с ней сладить. Испугались Лисичкиных угроз — убежали. Когда Петушок предложил Зайке свою помощь, тот стал его отговаривать, дескать, Волк с Медведем не смогли с рыжей разбойницей справиться! Храбрым Петушок оказался, не испугался крика Лисы, на печку запрыгнул и клюнул ее в спину. От неожиданности выскочила Лисичка из избушки. А Зайка с Петушком подружились и стали вместе в ней жить. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.
Анализ сказки Зайкина избушка
По жанру Зайкина избушка — сказка о животных. С помощью знакомых и понятных детям образов в ней раскрывается тема добра и зла. Чему учит сказка Зайкина избушка? Сказка учит детей помогать друг другу в беде, защищать слабых, воспитывает доброту и отзывчивость.
Мораль сказки Зайкина избушка
Важно, чтобы дети усвоили урок, который Лисичке преподал Петушок. Поможет в этом мораль сказки: на нечестность и подлость всегда найдется сила, способная восстановить справедливость. Также с помощью сказки Зайкина избушка дети научатся отличать плохое от хорошего. Эта сказка о животных легко проектируется на человеческое общество и отношения между людьми. Взрослым от сказки тоже польза. Прочитайте ее вдумчиво, и у вас появится повод задуматься о приятелях, коллегах, соседях и друзьях. Люди, которые вас окружают, в трудную минуту готовы подставить вам плечо или подставить ногу?
Пословицы, поговорки и выражения сказки
- Без беды друга не узнаешь.
- Сам пропадай – друга из беды выручай.
Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!
Читать все Русские народные сказки
В русской народной сказке «Заюшкина избушка» говорится о том, что жили в лесу, в своих избушках, лиса и заяц. Лиса – в ледяной избушке, а заяц – в лубяной. По весне избушка лисы растаяла, а зайца – как стояла, так и стоит. Ведь изба у него была лубяная, то есть крытая корой липы или березы.
Ночевать лисе стало негде, и попросилась она к зайцу. Тот и пустил, а наутро лисичка его выгнала. Понял заяц, что вернуться в собственную избушку он сможет только тогда, когда лису выгонит. Вот только как это сделать?
Вызвалась помочь зайцу собака. Потявкала она, потявкала, но это не устрашило лису. А, наоборот, слова лисы напугали собаку. Не защитили зайца от лисы медведь и бык. А ведь это большие и мощные звери, гораздо сильнее лисы.
А вернулся заяц домой благодаря тому, что посодействовал петух. Лиса испугалась петуха с косой. Петух произвел впечатление – яркое оперенье, коса на плече, суровые угрозы, напористая речь.
Сказка «Заюшкина избушка» учит – нельзя быть неблагодарным. Заяц пустил пожить лисичку, а она повела себя нагло, захватила его избушку, а хозяина выгнала.
Чему учит сказка русская народная сказка «Заюшкина избушка»?
Сказка «Заюшкина избушка» учит, что добрый поступок (согласие зайца пустить лису в свой дом) – это хорошо, но не должно всё закончиться тем, чтобы хозяин дома пострадал. Как, например, заяц, оказавшийся попросту выкинутым из родного жилища. Добро должно делаться с умом!
Сказка учит, что для достижения победы одного громкого имени (собака, медведь, бык!) мало. Нужна решительность и твердость. Они-то и были у петуха. Про таких говорят – его с толку не собьешь! Лиса сразу почувствовала серьезность намерений петуха и пошла на попятную. А собака, медведь, бык справиться с лисой не смогли.
Сказка учит, что в сложной ситуации надо уметь отбросить сомнения. И тогда противник даже кожей почувствует вашу силу и мощь.
Русская народная сказка «Заюшкина избушка» учит, что наглеца можно победить его же методами, заняв изначально наступательную позицию. Именно такую позицию занял петух по отношению к лисе.
Сказка учит, что в борьбе с опасным и безжалостным врагом важную роль играет победный настрой, сила духа, моральное превосходство. В этом плане сам заяц, а также собака, медведь и бык даже не попробовали побороться. Они показали себя слабыми, жалкими, проигравшими битву, даже в нее не вступив.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Заюшкина избушка
Анализ сказки Заюшкина избушка
Русскую народную сказку Заюшкина избушка знают все. И, казалось бы, нет в ней никакого сакрального смысла, потому как предназначена она для самых маленьких. Но это не так.
Ранее эта сказка называлась Лиса, Заяц и Петух, соответственно имела некий более глубокий смысл несущей морали. Нынешнее название упрощено и акцентирует внимание на домике зайца, упрощает задачу восприятия для самых маленьких почитателей сказок.
Главные герои сказки – это заяц, лиса и петух.
Заяц и петух являются положительными героями, но с совершенно разными характерами. Заяц символизирует мягкую доброту, терпимость и кротость. Его герой покоряется ситуации, считает себя слабым и безвольным.
Петух же наоборот, олицетворяет жесткую доброту, доводящую до жестокости, адекватную и справедливую. Опять же, здесь понятие справедливости в ранних народных сказках часто сводилось к жестокости.
Заяц, как прообраз всего светлого и первозданного в этом мире повторяет библейское бытие всего, что было до грехопадения. Лисица же, наоборот, приходит как более сильное зло, стервятник, ничего не созидающий сам, а живущий за счет других.
Нежный зайчик, впервые столкнувшийся с такой проблемой, как социальный паразитизм, впадает в горе. Он еще не знает, как с этим бороться. Проблема злого умысла – лисица, крупнее и сильнее зайчика, которого жизнь пока не научила смекалке выживания с такими личностями в социуме. Возможно, символизировать зайца с несмышленым ребенком, который только вступает во взрослую жизнь.
Тут на сцену вступает петух как дух просвещения, справедливости, отваги, смелости и умения выживать. Это именно те качества, которых не хватает зайцу для ощущения себя полноценным членом общества. Петух выступает как моральная поддержка, вера в собственные силы и собственную значимость.
Вместе с зайцем, они находят выход из ситуации, завершают ее положительно для зайца. И зло отступает.
Моралью сказки можно назвать то, что при достаточной вере в собственные силы, при поддержке друзей, которым можно довериться.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Заюшкина избушка
Популярные сегодня темы
- Анализ произведения Козетта Гюго
Жанр произведения представляется короткой новеллой, ключевой тематикой которой является изображение трудной жизни детей во Франции в девятнадцатом веке.
- Сочинение по картине Корабль у берега Айвазовского
Море было излюбленной темой Айвазовского. Ему он посвятил много картин. И среди них полотно « Корабль у берега». Море у него всегда гневное, бушующее. Редко, когда довольное и спокойное. Люди всегда борются со стихией.
- Сочинение Необычное приключение
Со всеми нами время от времени что-то происходит. Иногда это бывают веселые приключения, а иногда не очень. Одни приключения заканчиваются хорошо, а другие имеют весьма нехорошие последствия.
- Сочинение на тему Тверь
На высоком берегу реки Волга и двух её притоков, стоит красивый старинный город Тверь. Его название происходит от речки Тверец, которая протекает возле города. От города до Москвы 163 км. Город, со всех сторон
- Сочинение по роману Васильева В списках не значился
Война – это всегда страшное и безумное явление. Сколько страха и ужаса скрывается лишь за одним словом. И сколько разрушений, какой хаос способна принести война. Умирают тысячи невинных людей
5
Чему учит сказка «Заюшкина избушка»?
10 ответов:
5
0
Дурацкая сказка, освежила в памяти.
И таки мораль у этой сказки есть.
Во-первых, будьте избирательнее при выборе друзей. Нечего всех подряд приглашать к себе домой. А не то напоят, морду набьют да заставят на левое лицо подписать документы на квартиру. Если серьезно, то не делай человеку добра — не получишь зла.
Во-вторых, не надо в горе нюни распускать и на кого-то надеяться. Бдительных «восстановителей» справедливости, как всегда, пруд-пруди, а как суть до дела доходит, все удирают, только их и видели.
В-третьих, внушительный качок — еще не защитник (это я про Медведя и Быка).
В-четвертых, если обидчик (в данном случае Лиса) страдает шизофренией, то ей и Петух птеродактилем покажется. Стебусь, конечно. Тут мораль такова… Как говорил Гога из известного фильма: «Против одной силы всегда может найтись другая сила».
Ах, да. Если вам приспичило строить дом именно изо льда, так стройте его хотя бы в Лапландии, чтобы он не растаял к весне.
2
0
Сказка учит тому, что справедливость одерживает верх не смотря ни на что.
Также можно проследить следующую мысль: для того, чтобы победить, не нужно быть сильнее физически, достаточно проявить смекалку, приложив к ней силу убеждения.
Ну и, конечно, для того, чтобы справедливость восторжествовала, необходимо верить в благоприятный исход, не сдаваться, не останавливаться и не робеть.
Зайку только жалко. В сказках он всегда таким беспомощным и слабым выглядит, что даже как-то неестественно получается. Ведь петух ненамного сильнее зайца. Таким образом выходит, что зайка теперь из раза в раз будет надеяться на то, что ему кто-то поможет, что его кто-то выручит, а он только и будет делать, что плакать.
2
0
Сказка «Заюшкина избушка» о том, что нельзя быть бесконечно добрым и пускать в свой дом и в свою жизнь случайных персонажей с которыми мало знаком, можно остаться ни с чем. Но в этой сказке, но увы не всегда в жизни, добро побеждает зло. На помощь бедному зайке, которого обманула хитрая лиса и выжила из собственного дома хитростью, приходит петух. Пусть он и не такой сильный, как другие звери, но зато смелый и смекалистый, он сумел перехитрить лису, именно он помог победить зло и вернуть бедному зайцу его избушку. Сказка учит, что нельзя обижать слабых и добро обязательно победит зло. Правда такие смелые петухи попадаются в жизни не всем и не всегда.
2
0
В сказке Заюшкина избушка есть несколько главных мыслей.
Разберемся подробнее и выделим основные из них.
Сказка учит:
- Не быть ленивым, а работать во благо себе. Ведь если бы лисичка построила сразу себе прочный домик, ей не пришлось просить приюта у зайца.
- Учит помогать ближнему в беде. Ведь все повстречавшиеся на пути у зайца откликнулись на его беду и поспешили ему на помощь.
- Учит не быть жадным. Лисичку все равно выгнали из домика зайчика.
- Учит благодарить за помощь. Заяц пригласил петушка жить у себя дома.
- Учит не бояться препятствий и противостоять наглости. Петух не испугался лисы, а сам ее напугал.
- Учит не быть слишком наивным. Заяц пустил хитрую лисичку к себе в дом.
1
0
Главный урок, который преподаст сказка «Заюшкина избушка» ребенку на примере зайца и лисы — люди не всегда на добро отвечают добром, а также что нельзя слепо доверять незнакомым людям.
Сказка познакомит малыша с понятиями добра и зла,хитрости и доверчивости, объяснит как важно помогать друзьям в беде, не обманывать и не обижать слабых.
1
0
Сказка очень актуальна для современного мира. и конечно детей нужно воспитывать на примере этой сказки, что нельзя в свой дом пускать чужих. Вот в Европе начали пускать эмигрантов, а теперь плоды пожинают. И конечно, что если к вам придет беда, то не стоит надеяться на силовиков. Они как говорится сами за себя и любят сладко есть и сладко спать, а вот защищать слабых и нуждающихся просто не приучены. Вот так и поступают и бычара и медведяра, а по другому их и не назовешь. И также сказка показывает, что находятся герои , такие как петух, которые преодолевая природный страх идут защищать добро и борются со злом. И в сказках желаемое выдается за действительное и добро даже в образе петуха побеждает.
1
0
В сказке «Заюшкина избушка» доверчивый заяц лишился своей теплой избушки, лиса обманула и забрала избушку. Одолеть хитрую лису смог смекалистый петух, сказка учит не сдаваться, слабый может победить врага не силой, а своим умением , врага нужно побеждать хитростью. На любую силу можно найти более сильную силу и можно воевать до бесконечности, умные не дерутся, умные разговаривают и побеждают. Даже лиса не особо сильный зверь , хитростью одолела почти всех зверей, но на ее хитрость петух не поддался, он тоже применил смекалку и выручил зайца из беды. На примере сказки нужно учиться, как действовать в трудной ситуации.
1
0
Сказка довольно забавная и в ней есть своя жизненная мораль.
- Не стоит верить всем подряд, даже тем кто вроде бы хорошо относится.
- Обманывать не стоит, это может выйти боком самому обманщику.
- Добро все равно победит, особенно если приложить к этому капельку усилий)
- Нужно помогать другим. И друзьям, и вообще другим людям.
- Не нужно жадничать и отбирать у других — можно получить за это по заслугам.
0
0
Изначально о смене времен года должна была рассказать эта сказка детям. Олицетворение солнышка –Петушок. Добрый Заяц – лето, зиму олицетворяет хитрая Лиса. Петушок выручил Зайца, когда его из домика нагло выгнала Лиса.
Чему учит сказка «Заюшкина избушка»:
- нельзя обманывать других;
- плохо обижать маленьких;
- всегда нужно помогать друзьям;
- справедливости и добру.
0
0
Сказка «Заюшкина избушка» помогает детям лучше запомнить времена года и представить их в необычных и ярких образах зверей, что очень хорошо развивает воображение. Но самое главное, сюжет этой сказки учит тому, что нужно быть честным, нельзя ни в коем случае обманывать других. Нужно быть всегда за добро, справедливость и приходить на помощь.
Читайте также
Что происходило в сказке «Сивка-бурка»?
Иванушка-дурачок поймал на поле замечательного коня, который пообещал во всем помогать ему. И потом на этом коне допрыгнул до окна царевны, поцеловал красавицу и снял у нее перстень с пальца. Ну и конечно царевна потом находит Иванушку и играется веселая свадьба.
Какая в этой сказке может быть мораль?
Прежде всего отметим, что хотя Иванушка и слыл дураком, дураком он никак не был. Свою выгоду он понимал, умел схитрить, умел посмеяться — история с плеточкой и братьями в городе. Поэтому одна мораль этой сказки в том, что не следует вещать на людей ярлыки, иначе они могут в один момент неприятно вас удивить.
Вторая мораль — лентяю в этой жизни ничего не светит. Проспали старшие братья свое счастье.
Ну а третья мораль — молодцу любое дело по плечу, лишь бы конь был рядом.
Сказка «Ночь перед рождеством» — это прежде всего развлекательное чтиво, сказка для взрослых, которую приятно читать, она также много чего рассказывает о жизни людей и о нравах людей собственно малороссии. Это произведение гениального писателя Н.В.Гоголя, ставшее классикой, которое изучают в школах, и уже этим оно для нас ценно. А еще там есть особая мораль. Эта мораль заключается в том, что если сильно кого-то любишь, то для такого человека можно совершить невероятные подвиги, и черта оседлать, и к самой царице на прием напроситься. И все это под силу простому человеку, было бы желание и немного везения.
Рассказ «Неизвестный цветок» повествует нам историю цветка, который несмотря ни на что рос и дал потомство, тем самым превратив безжизненный пустырь в прекрасную поляну.
На примере одинокого цветка, автор учит нас никогда не сдаваться, не пассовать перед сложностями, заколяться и быть сильнее любых невзгод.
Именно трудности заколяют нас, делают сильными и выносливыми.
В жизни нужно быть оптимистом и находить даже в самую трудно минуту, в сложной ситуации что-то хорошее. Главное в жизни не унывать и не сдаваться, при любых обстоятельствах двигаться только вперёд и тогда любые трудности можно преодолеть.
Ну эта сказка опять очень актуальна для современной капиталистической России. И главное в жизни не богатство, а уважение людей и именно так и поступал Алладин. И поэтому он не воспринимал трагически ситуацию, когда чудеса закончились. А вот те кто главным в жизни считают богатство, могут такого и не пережить.
Вот и у нас в стране появились богачи или вернее сказать олигархи, которые разбогатели как будто воспользовались лампой Аладина, но чудеса заканчиваются и многие из них остатки жизни могут провести и в тюрьме. Так что сказка и учит, что лучше жить честно и не надеяться на чудеса и не стремиться быстро разбогатеть.
Эта сказка учит радоваться жизни, что например светит солнышко , что ты еужен кому-то и тебя окружают друзья и родственники. Но мне кажется что самое главное, чему учит эта сказка, что жизнь коротка и надо жить здесь и сегодня. И вот именно это надо взять на вооружения всем славянским народам и не растрачивать время на выяснение отношений, а просто жить и добра наживать.
Русское народное творчество очень богато и разнообразно. Существуют сотни различных русских народных сказок, притч, примет, песен и т. д. Главное богатство — это наши дети. Это известно издавна. Именно поэтому в русском фольклоре собрано столько поучительных произведений, из которых ребенок сможет познать вечные ценности, правильные жизненные принципы и приоритеты. Одной из самых любимых и популярных является сказка «Зайкина избушка», которая рассказывает о честности, взаимопомощи и настоящей дружбе.
Краткое содержание сказки
Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная. Вот лиса дразнит зайца: — у меня избушка светлая, а у тебя темная.
Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу пустить ее хоть на дворик. Заяц ответил нет, потому как дразнилась. Но лиса его уговорила.
На другой день попросилась на крылечко, на третий – в избушку, на четвертый – на печку. Прошел день-другой лиса совсем выгнала зайца из избушки – не хочу с тобой жить!
Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слезы утирает. Бегут мимо собаки: о чем, заинька, плачешь? Заяц объяснил.
-Не плачь, зайчик, говорят собаки,- Мы ее выгоним. – Нет, не выгоните! – Нет, выгоним! Подошли к избушке: -Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон! А она им с печи: — Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Испугались собаки и убежали.
Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк. Спросил зайца о его горе, заяц рассказал. Волк вызвался помочь. Пришел к избе и завыл страшным голосом, но лиса не испугалась, она повторила свою угрозу пустить клочки по закоулочкам. И волк убежал.
Вот опять заяц сидит и плачет. Идет старый медведь. И ему заяц поведал беду свою. Медведь решительно пообещал зайцу выгнать лису.
Подошел к избушке, зарычал на лису, но лиса не испугалась, она повторила свою угрозу про клочки по закоулочкам, испугался медведь и убежал.
Опять сидит заяц плачет и плачет и не видно конца горю его. Идет петух, несет косу. Заяц, в который раз, поведал про свою беду-напасть. – Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню, заверил зайца петух. Заяц не поверил: вон, какие звери гнали, да не выгнали, а ты и подавно не выгонишь, а в душе, конечно же, зайцу очень хотелось, чтобы кто-то одолел лису и выгнал из его домика.
Пошел петух к избушке. -Ку-ка-реку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи. Пошла, лиса, с печи! Услыхала лиса, испугалась и говорит: — одеваюсь. Петух повторил предупреждение. Лиса говорит: — шубу надеваю. Петух в третий раз громче прежнего закричал. Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать! А заюшка с петухом стали жить да поживать.
Сказка “Зайкина избушка”: краткое описание и основная информация
Русское народное творчество очень богато и разнообразно. Существуют сотни различных русских народных сказок, притч, примет, песен и т. д. Главное богатство – это наши дети. Это известно издавна. Именно поэтому в русском фольклоре собрано столько поучительных произведений, из которых ребенок сможет познать вечные ценности, правильные жизненные принципы и приоритеты. Одной из самых любимых и популярных является сказка “Зайкина избушка”, которая рассказывает о честности, взаимопомощи и настоящей дружбе.
Автор и оригинальный текст
Сказка “Зайкина избушка” считается русской народной сказкой, и подлинный ее автор неизвестен. Впрочем, как и оригинальный текст этого произведения. Сейчас его практически невозможно найти. В интернете существуют уже десятки различных интерпретаций данной сказки. Отличается один вариант от другого некардинально, но все же они разняться. Да и помимо интернета, передавая текст русской народной сказки из уст в уста, сохранить точный дословный текст довольно сложно. Поэтому произведение претерпело небольшие изменения как в составе персонажей, так и в самом сюжете.
Персонажи
Герои сказка “Зайкина избушка” – это разнообразные животные. Главными персонажами выступают Лиса, Заяц и Петух. Даже название этой русской народной сказки имеет несколько вариантов. Эту сказку еще можно отыскать под названием “Лиса и Заяц” или “Заяц, Лиса и Петух”. Помимо этих центральных персонажей, в произведении присутствуют Волк, Медведь, Бык, Козел и Собака. Следует обратить внимания, что главные герои не меняются. Именно на их образе строится повествование. Второстепенные герои-животные взаимозаменяемы и не играют особо важной роли. В любой из существующих версий этой русской народной сказки рассказывается о 5-6 персонажах. Из них 3 центральных и ещё 2-3 второстепенных героя.
Интерпретации сказки
Сказка “Зайкина избушка” сегодня настолько популярна и считается поучительной, что на ее основе написаны пьесы для детей, посещающих детский сад и начальную школу. В 1973 году был выпущен первый мультфильм на основе текста сказки . Произведение носит название “Лиса и Заяц”. Сейчас существует больше десятка различных видео-вариаций по тексту этой сказки. Также можно найти один из вариантов текста произведения, положенного на стихи. Что очень хорошо для маленьких детей. Ведь стих запомнить и выучить гораздо легче и интереснее, чем обычный текст.
Краткое содержание
В сказке “Зайкина избушка” рассказывается поучительная история о добре и зле. Жили когда-то Заяц и Лиса по соседству. У каждого из героев был свой собственный дом, у Лисы – хижина изо льда, а у Зайца – лубяная. Во время зимы плутовка подшучивала над косым, расхваливая свое жилище. Но пришла весна, начало греть солнышко, растаял снег, как и домик Лисы. Она при помощи хитрости выманила Зайца из его хижины, и заняла ее, выгнав Зайца навсегда.
Косой был очень расстроен и, гуляя по лесу, на своем пути встречает поочередно Волка, Медведя и Быка. Каждое из животных сочувствует Зайцу и вызывается помочь вернуть обратно его дом. Но ни у кого это не удается. Лиса оказывается умнее их. После трех неудачных попыток вернуть свой дом Заяц на своем пути встречает Петуха, который тоже решает ему помочь. Что же из этого вышло? Как ни пытался Заяц отговорить Петуха помогать ему, тот был упрямее, и оказался абсолютно прав. Ему удалось выманить Лису из избушки и припугнуть ее косой. Она убежала и не возвращалась больше. А Заяц и Петух подружились и стали жить вместе в лубяной избушке.
Нетрудно разобраться, кто из персонажей – добро, а кто – зло. Малыши очень любят эту сказку. Она учит их не завидовать, помогать другу в беде и оценивать по достоинству окружающих. И как всегда бывает в добрых детских сказках, добро победило зло.
Лиса
Лиса в русских народных сказках характеризуется хитрой, находчивой, льстивой, эгоистичной, владеющей искусством обмана, пуская в ход свое обаяние и красноречие. И многие звери, даже превосходящие ее в силе, пасуют перед ней. Есть такая поговорка: «Лисица семерых волков проведет».
Посмотрим, как интересно повел себя зайчик: сначала он обиделся: дразнилась, не пущу! Но лиса не отступила, она его уговорила. Так продолжалось несколько раз: сначала во дворик, затем – на крылечко, на третий раз – в избушку, а на четвертый уже и на печку забралась. А там совсем зайчика выгнала из его же дома. Внутри зайчика сидела обида, она и притянула хитрую лису к нему. Какие из своих чувств эмоционально мы генерируем здесь и сейчас, то к нам и притянется. Через свой внутренний негатив, мы позволяем навязать нам чужую волю. Зайчик позволил обиде пустить корни в его сердце. Мысли могут быть прекрасными, но если они не подкреплены энергией высоких чувств, то ничего хорошего ожидать не приходится по закону магнитного притяжения. Пять наших органов чувств: обоняние, осязание, слух, зрение и вкус,- это проводники сознания человека в физическом мире. Через них мы получаем информацию об этом мире. Можно только догадываться, какое огромное количество чувственной информации о физическом мире передали с генами нам наши предки. Чувств в нас очень много, а эмоции мы проявляем в конкретных ситуациях. Это проявление формирует наш характер. Наша обида это и есть та лиса, которая сначала проявила хитрость, находчивость – она не отступилась, но уговорила зайца.
Дальше проявилось коварство, эгоистичность. Каждая наша чувственная энергия – качество характера, проявляется во всех сферах бытия человека. Дух созидает мир. Эмоции – это главные инструменты созидания физического мира, в котором и можно проверить Духу результаты своего творчества. Как эмоции себя ведут в человеке? Как он ими распоряжается? Человек – это форма для обучения сознания. Эмоции – фундаментальная часть сознания.
Мы все состоим из клеточек. И именно на клеточном уровне начинается противодействие добра и зла в нас. Энергетикой клеток заведуют митохондрии, конкретно в них живет белок митофузин. Этот белок как бы питается отрицательными энергиями: обидами, осуждениями, раздражениями, он же их и провоцирует. Вот она, наша внутренняя лиса, которая выгнала зайчика – белок окситоцин — гормон радости.
Небо, самолет, девушка или еще раз про любовь
Главная героиня фильма «Небо, самолет, девушка», — Лара, отличалась умением сочувствовать, сопереживать. Жалела людей. Это ее чувство буквально заполняло все пространство вокруг нее и ее любили все окружающие, особенно мужчины. Каждому хотелось ее внимания, ее нежности, ее сочувствия. Ей хотелось помочь всем, но она не принимала суррогата любви.
Подруга укоряла ее за то, что не использует внимание мужчин в корыстных целях, вот если бы к ней так мужчины благоволили, она бы не упустила возможности, но… Вот она, проекция внутренней лисички изнутри вовне. Сказано, что в мир выпускаете, то из него и получаете. Это и есть лента Мебиуса. Лара полюбила. Казалось бы случайная встреча в кафе. Но случайная ли? Лара посетовала бармену, что вся их компания распалась: даже в кафе сходить не с кем. Взгляд ее упал на одинокого мужчину, сидящего за столиком. Она поздоровалась. Когда мы на кого — то смотрим, души наши незримо начинают общаться. Девушка почувствовала холод и попросила бармена закрыть окно. Бармен Ваня ответил, что все закрыто, ниоткуда не дует. Молодой человек подсел к ней за столик.
Началась разворачиваться цепочка каких то знаковых событий: бармен вдруг застегнул все пуговки на рубашке, одел галстук – это подчеркивало значимость каких – то событий, дальше ее подруга зарыдала вдруг, Георгий подарил Ларе цветы в горшке.
Любить вполсилы она просто не умела, в ее жизни остались только полеты и любовь. Она даже спать не могла в таком состоянии. Она ничего не требовала от мужчины, она просто любила. Любовь бескорыстна. Она просто есть и все.
«Ты – рядом, и все прекрасно: и дождь, и холодный ветер. Спасибо тебе, мой ясный, за то, что ты есть на свете. Спасибо за эти губы, спасибо за руки эти. Спасибо тебе, мой любый, за то, что ты есть на свете».
Ее возлюбленный не мог этого понять, он не верил, что можно так любить. Считал, что она играет. Для него любовь — просто физическое обладание человеком. Она же не подчиняла себя никому, только Любви — Богу в своем сердце. Встретились две противоположности: Любовь и Гордыня. Лара сказала Георгию: — у тебя, наверно, такой дефект – быть холодным.
Сослуживец Георгия, сосед Лары по дому, предупредил его, чтобы держался от нее на расстоянии: никакой стабильности. А мужчинам нужно «застолбить» отношения с понравившейся женщиной. Им нужна уверенность. Помните: за каждым успешным мужчиной стоит любовь женщины. Мужчинам нужен надежный тыл. Но в ее сердечке жил солнечный зайчик, и он осветил – отогрел – раскрыл сердце этого сурового сильного мужественного мужчины. Георгий полюбил, видимо впервые в жизни.
«Теперь не умирают от любви, насмешливая трезвая эпоха, лишь падает гемоглобин в крови, лишь без причины человеку плохо. Лишь что-то сердце барахлит ночами. Но неотложку, мама, не зови, врачи беспомощно пожмут плечами: теперь не умирают от любви».
Митрополит Антоний Сурожский
«Христос напоминает нам о двух основных заповедях: о том, чтобы любить Бога всем нашим сердцем, всем нашим умом, всеми нашими силами, (то есть всей властью и способностью любить, какие нам даны) и ближнего своего любить, как самого себя.
Заповедь означает завещание Божие нам, когда, сотворив нас, Он одарил нас свободой, способностью стоять на собственных ногах, дал нам власть выбора и власть следовать нашему призванию или отвернуться он него. Было бы во мне желание уметь любить Бога и умом, и сердцем, и всей силой любви, какая только может сыскаться во мне!.. Но я знаю, что даже не стремлюсь любить Его с таким совершенством, с такой полнотой самоотдачи. Как странно и как печально – быть любимыми так, как нас любит Бог, и отзываться двоящимся сердцем… Он так нас любит, что призывает нас к бытию, и берет на Себя риск, потому что Он отдает нам Свою любовь, зная, что она может быть отвергнута. А мы все знаем, что значит открыть свое сердце человеку – и быть отвергнутым: ты мне не нужен; может, ты и любишь меня, – мне-то что?! Я хочу быть свободным, я хочу быть самим собой, к чему мне твоя любовь…
И вот дальше нам дано слово, предостережение святого Иоанна Богослова в одном из его Посланий: «Если кто говорит: „я люблю Бога”, но не любит своего ближнего, тот лжет. Как может он говорить о любви к Богу невидимому, неосязаемому, когда даже неспособен любить своего ближнего, который конкретен, осязаем, чья нужда вопиет к нему, чья любовь предложена, подчас так щедро, подчас так робко»?
И вот вторая заповедь Христа, второе слово жизни, которое Он нам предлагает: если ты хочешь научиться, как любить Бога, хотя бы зачаточно, – научись любить своего ближнего. Но как? Тотчас же, в нашей заносчивости, мы думаем, как бы нам возлюбить ближнего великодушно, героически, жертвенно: Христос же говорит: „Люби ближнего, как самого себя”. Что это означает?
Прежде всего, на самом простом материальном уровне, это означает, что чем бы ты ни обладал, чем бы ты ни пользовался от жизни, позаботься, чтобы хоть один человек, один-единственный человек получил бы от тебя столько же, сколько ты берешь от жизни… И это может нас повести очень-очень далеко, потому что ничего подобного мы не делаем.
Если подумать о том, сколько мы берем, и берем, и берем, и требуем, и снова требуем, а потом сказать: Хорошо! Каждое мое требование – требование моего ближнего; все, что я беру – должно быть дано той же мерой моему ближнему, хотя бы одному человеку! – как щедра была бы жизнь! И если мы научимся этому, то очень возможно, что мы научимся любить и Бога.
Любить ближнего. Всем сердцем любить даже самого дорогого из ближних щедро мне (и каждому из нас) мешает сосредоточенность на себе самом. Нет другого пути, чтобы научиться любить, кого бы то ни было, кроме как отрешиться от себя. И именно это говорит Христос: отвернись от себя! „Отвернуться от себя” означает именно это: вместо того чтобы жить для себя, не глядя ни на что другое, не сосредотачиваясь ни на чем другом – отвернись, посмотри, как широка жизнь, как глубока, как богата! Отвернись от себя и посмотри; вглядись в человеческие лица, вглядись в человеческие обстоятельства, вглядись в человеческие нужды, вглядись в человеческую радость! Посмотри и увидь!
И тогда ты сможешь увидеть других, какими они есть, видеть их нужду, видеть их голод, их радость, их нищетность. И когда мы научимся отворачиваться от себя, чтобы давать другим, мы увидим, что наше сердце стало способным повернуться к Богу, открыто, любовно, благодарно, радостно!
Эта заповедь Христа «люби ближнего, как самого себя”, дана слабейшим из нас, потому что каждый из нас, в конечном итоге, никого не любит лучше, чем самого себя. Так что вот самая простая мера. Мы знаем, что нам делать! Мы знаем, как, сколько, с какой полнотой – так сделаем же!
И тогда, освободившись от порабощения, от рабства самим себе, мы увидим, как широко наше сердце, как сильно и как многих мы можем любить, и как мы можем начать любить Бога истинно, всем нашим умом, всем нашим сердцем, всей нашей силой любви в нашей хрупкости. Потому что не сила составляет сущность любви, а хрупкость, уязвимость того, той, кто отдает себя щедро, застенчиво, радостно».
«Помню ранней весною со скупостью слез, мать меня провожала в дорогу.
-Возвращайся домой! А мне ветер принес: не люби меня больше, чем Бога!
О любимых краях на родном языке пел я песни родного народа.
Мне шептала вода в голубом роднике: не люби его больше, чем Бога!
Я искал себя в шумных больших городах, в монастырской обители строгой,
Но однажды сказал мне послушник – монах: не люби себя больше, чем Бога!
И рассыпалось Небо гирляндами звезд, потрясенное время застыло,
А родная земля содрогнулась от слез, от рыданий прозревшего сына.
Как израненный птах я лежал, не дыша на краю неземного порога,
Отряхнувшая прах мне шепнула душа, не люби меня больше, чем Бога!
С неба посланный вестник на крыльях – руках вынес душу из огненной битвы,
И воскресшую песню на всех языках я пою, как святую молитву».
Лара, на рассказ Георгия о том, что его мама ела жареную картошку и при этом ненавидела ее, просто спросила его, почему он не угостил ее чем — то вкусненьким. Она понимала, что у его мамы не было денег ни на что другое. Он честно сказал, что понял это только когда мама ушла. Слишком занят был собой.
«Человеку необходимо изведать сильные чувства, чтобы в нем развились благородные свойства, которые расширили бы круг его жизни». О.Бальзак.
Лара полюбила Георгия всей силой своего открытого сердечка. «Я повержена, я люблю тебя». Ее фраза: « я сейчас согласна умереть, настолько я счастлива» видимо была искренна. Она несколько раз повторила свое объяснение в любви Георгию, спрашивая его, любит ли он ее. Георгий односложно отвечал «да». Лара не чувствовала ответной любви. Сердце ее сгорало от этого огненного неразделенного чувства, что, естественно, проявилось и на физическом плане. «Я его обязательно брошу, он не любит меня». Вероятно, Лара ушла в Небеса к Тому, во имя Кого пришла на Землю ее душа, добровольно приняв решение отогреть и наполнить любовью сердце сильного, мужественного, но самодовольного и самоуверенного мужчины. Мы на земле очень хорошо знаем, что такое игры холодного разума. Этот холодный разум необходимо соединить с горячим любящим сердцем, вот тогда Небо приблизится к Земле.
Разум обретает ценность лишь тогда, когда он служит любви. А.де Сент-Экзюпери
Слезы Зайки
Сказка «Зайкина избушка» дальше рассказывает о том, что Зайчик побрел, куда глаза глядят, а потом сел под березку и залился слезами. В эту же минуту из леса вышел Пес. Увидев, что Зайка плачет, он поинтересовался тем, кто обидел его. Зайка начал жаловаться ему и рассказывать свою грустную историю о том, как жил он с лисичкой по соседству и как построили они себе дома, она — ледяной, а он — лубяной, и как выгнала она его на улицу, когда ее дом растаял по весне.
Пес возмутился, захотел помочь бедному Зайке и пошел вместе с ним к его дому выгонять коварную Лисичку. Пришли они к дому Зайки, зарычал и залаял Пес на Лису, стал бранить ее и выгонять из дома. Но Лисичка хитрая, и в ответ так раскричалась на него, что тот, испугавшись ее злого нрава и того, что она порвет в клочья его шкуру, кинулся наутек.
Химия любви
Профессор факультета фармацевтики Страсбургского университета, директор Лаборатории терапевтических инноваций Марсель Ибер.
Что такое любовь с точки зрения науки? Мы ведь знаем, что слово «любовь» имеет множество значений – любовь может быть материнской, братской, она может быть потребностью, а может быть подарком. Иногда любовь – это чистый наркотик, тяжелая аддикция. Страсть, нежность, зависимость – самые разные явления называют любовью.
Еще древние греки делили любовь на виды. Они выделяли семь видов любви, рассмотрим три: эрос, филию и агапе. Эрос – это любовь-страсть, это вожделение, потребность обладать другим человеком. Эрос никогда не бывает счастливым – да, вожделение может быть удовлетворено сейчас, но потом оно возникает снова. Филия – совсем другой тип любви, такая любовь – счастье. Вы радуетесь, когда видите другого человека, вам нравится пить с ним чай или делать что-то вместе. Агапе ближе к милосердию, это любовь без страсти, это сочувствие, сострадание, потребность помочь другому. Поведение человека в зависимости от типа любви, конечно же, сильно отличается.
Итак, предположим, что сказочный зайчик в нашей клеточке это гормон радости окситоцин.
Медведь
Остался один Зайка и заплакал еще сильнее. В это время шел по лесу Медведь. Увидев заплаканного Зайку и узнав его горькую историю, решил помочь бедняге и пошел с ним к его дому. Не успел Медведь напугать Лисичку, как она тут же пригрозила устроить ему такую трепку, какую он вовек не видывал. Медведь тут же струхнул и исчез в чаще леса.
Сказка «Зайкина избушка» не могла закончиться таким вот несчастливым концом, и поэтому было продолжение.
Солнечный зайчик — окситоцин
Нарушения работы окситоцина в современном обществе имеют самые разнообразные проявления: от распада социальных групп, сообществ и семей с нарастанием агрессии и отчуждения до избегания социальных контактов. Недостаток окситоцина стимулирует людей примыкать к разного рода закрытым, но сплоченным сообществам, ведущим нередко сектантско-радикальную деятельность.
Окситоцин играет важную роль в различных состояниях, например — во время оргазма, в общественном признании, парной связи, в состоянии тревоги и материнском поведении. В связи с этим нередко данный гормон называют «гормоном любви». Неспособность вырабатывать окситоцин и неумение человека сопереживать, связаны с такими понятиями, как социопатия, психопатия, нарциссизм.
Главная функция окситоцина – объединить и связать людей в сообщества: пара, семья, группа, нация и др и поддерживать устойчивую связь внутри этой группы. Поэтому окситоцин называют еще «молекула высокой морали» или «связующий гормон».
Окситоцин внутри нашего организма быстро разрушается (три минуты цикл полураспада), поэтому его действие зависит от постоянного потока определенных стимулов. Умение ставить себя на место другого человека напрямую зависит от уровня окситоцина в крови. Этот гормон принимает самое деятельное участие в регуляции социального поведения у млекопитающих, не исключая и человека.
Он участвует в распознавании знакомых индивидуумов, формирует доверительные отношения, регулирует надежность супружеских связей и т. д. Окситоцин усиливает ощущение «мы родные» рядом с близкими нам людьми. Повышение уровня окситоцина в крови вызывает у человека чувство удовлетворения, снижение страхов и тревог, чувство доверия и спокойствия рядом с партнером. Кроме улучшения нашего психологического состояния окситоцин улучшает состояние нашего здоровья.
Стимулы выделения окситоцина
Физический контакт. Секс, объятия, поглаживания – что угодно. Повышению окситоцина способствует и массаж, причем уровень этого гормона увеличивается также и у человека, выполняющего этот массаж.
Зрительный контакт. Встречаясь глазами, мы фактически устанавливаем контакт «мозг в мозг»: оба участника точно знают, что взаимодействие между их нервными системами в данный момент двухстороннее. Такая взаимность — суть любого общения. Хорошо известно, что повышение содержания окситоцина в крови усиливает нашу склонность смотреть людям в глаза, что, в свою очередь, улучшает «чтение мыслей» и понимание их эмоций. Такая же положительная обратная связь участвует и в формировании взаимной привязанности матери и ребенка.
Словесный контакт. «Разговор по душам» вызывает не меньший выброс окситоцина, чем прикосновения. Особенно стимулируют окситоцин комплименты.
Воображаемый контакт. Это может быть и переписка, и молитва, и медитация.
Коллективные действия. Танцы, совместная уборка снега, хоровое пение, совместный поход, церковные службы, и т.д.– вы получите массу положительных эмоций. Во время коллективных действий у людей происходит выброс окситоцина в кровь.
Забота о ком-либо. Забота стимулирует выделение окситоцина. Простое и действенное средство — это воспитывать в себе привычку думать о людях хорошо и проявлять к людям, особенно к близким, заботливость. Добрые люди дольше живут и лучше себя чувствуют, что однозначно подтверждает масса исследований, в которых внимание уделяется сторонним факторам вроде общего качества жизни. Окситоцин позволяет нам поддерживать с незнакомыми людьми цивилизованные отношения, он помогает нам предсказывать реакции других людей, ставить себя мысленно на их место.
Вот так: что в малом – внутри клетки, то и в большом — в обществе человеческом, и на планете Земля, и во Вселенной. Все мироздание создано Творцом по Единому принципу.
Вот какие лиса с зайчиком живут в нашей клеточке. Очень немного людей в обществе с открытыми сердцами, умеющими любить, то есть они на уровне сознания смогли удержать в себе своего солнечного зайчика.
Мораль сказки Зайкина избушка
Важно, чтобы дети усвоили урок, который Лисичке преподал Петушок. Поможет в этом мораль сказки: на нечестность и подлость всегда найдется сила, способная восстановить справедливость. Также с помощью сказки Зайкина избушка дети научатся отличать плохое от хорошего. Эта сказка о животных легко проектируется на человеческое общество и отношения между людьми. Взрослым от сказки тоже польза. Прочитайте ее вдумчиво, и у вас появится повод задуматься о приятелях, коллегах, соседях и друзьях. Люди, которые вас окружают, в трудную минуту готовы подставить вам плечо или подставить ногу?
Автор: Уразалина Альбина Алибековна
Место работы/учебы (аффилиация): МБОУ «СОШ п.Гранитный», 7 класс
Сказка- книга житейской мудрости. Можно с полной уверенностью сказать, что это первая энциклопедия жизни для наших маленьких братьев и сестер. Не зря А.С.Пушкин так обожал сказки. Стоит вспомнить его знаменитую фразу: «Что за прелесть эти сказки!». Читая их, мы удивляемся, как порою похожи бывают истории, описанные в них, на то, что мы видим по телевизору и в жизни. И мы задумываемся: «Чему полезному могут научить нас сказки? Какие уроки мы, дети 21 века, можем извлечь из русских народных сказок, сочинённых сотни лет назад? Не устарела ли с годами житейская мудрость наших прадедов?»
Свой выбор мы остановили на всем известной сказке «Заюшкина избушка».
Актуальность работы заключается в том, что сказка «Заюшкина избушка» по-прежнему находит живой отклик в современном мире. Это объясняется тем, что в сказке описывается распространенная жизненная ситуация, а также в ней заключен алгоритм действий, применимых к подобным ситуациям в сегодняшней жизни.
Новизна работы заключается в том, что нами создана оригинальная попытка обосновать литературными фактами непреходящую житейскую мудрость сказки «Заюшкина избушка».
Гипотеза: Если предположить, что сказка «Заюшкина избушка» является первым этапом знакомства детей с миром взрослых, то с какими произведениями литературы среднего и старшего звена перекликается данная сказка.
Цель исследования: Выяснить, каким житейским мудростям учит сказка «Заюшкина избушка».
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи:
- Узнать, почему в качестве главных персонажей выбраны Лиса и Заяц.
- Выяснить, какой житейской мудрости учит сказка «Заюшкина избушка».
- Установить взаимосвязь сказки «Заюшкина избушка» с другими произведениями литературы среднего и старшего звена.
Объект исследования: Русская народная сказка «Заюшкина избушка».
Предмет исследования: Образы персонажей сказки «Заюшкина избушка».
Методы исследования: Чтение сказок, героями которых являются Лиса и Заяц, знакомство с литературными произведениями для обязательного изучения в среднем и старшем звене, работа с текстом.
Практическую значимость своего исследования мы видим в том, что данный материал может быть использован на уроках литературы как дополнительный к теме, на факультативных занятиях как самостоятельная тема.