Как правильно пишется жостовская роспись

жостовская роспись

жостовская роспись

Орфографический словарь русского языка.
2006.

Смотреть что такое «жостовская роспись» в других словарях:

  • Жостовская роспись —         русский народный художественный промысел, развитый в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Возник в начале XIX в. главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Дальнейшее развитие жостовской… …   Художественная энциклопедия

  • Жостовская роспись — Жостовская роспись. З.А. Кледова. Поднос Весна . 1976. Русский музей. ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ, русский народный художественный промысел; возник в начале 19 в. в деревне Жостово Московской области. Декоративная живопись на металлических подносах,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ — по металлу, русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 в. в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ. Возникновение промысла Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье …   Большой Энциклопедический словарь

  • Жостовская роспись — рус. нар. промысел худож. росписи металлич. подносов, реже др. изделий. Возник в сер. 18 в. на Урале (Нижний Тагил, Невьянск, Верх Нейвинск), назв. получил по месту своего б. позднего распространения д. Жостово Моск. обл. (1 я пол. 19 в.); тогда… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • жостовская роспись — русский народный художественный промысел; возник в начале XIX в. в деревне Жостово (ныне Мытищинский район Московской области). Декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: букеты, фрукты, исполненные яркими… …   Энциклопедический словарь

  • Жостовская роспись — …   Википедия

  • Жостовская роспись —         народный художественный промысел, развитый в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Возник в начале 19 в., главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Дальнейшее развитие Ж. р. стилистически… …   Большая советская энциклопедия

  • Городецкая роспись — Городецкая роспись  русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец …   Википедия

  • подпись, роспись и виза — Вопрос Как правильно: «подпись, роспись» или «виза»?      Ви/за 1) пометка должностного лица на документе; 2) разрешение на въезд в страну, выезд или проезд через нее, а также пометка в паспорте в знак такого разрешения.    По/дпись 1)… …   Словарь трудностей русского языка

  • лаки художественные — изделия из дерева, папье маше или металла, покрытые лаком и нередко украшенные росписью, рельефной резьбой, инкрустацией, гравировкой. Со 2 го тысячелетия до нашей эры известны китайские лаки художественные  расписные, резные; к ним близки лаки… …   Энциклопедический словарь

From Wikipedia, the free encyclopedia

1979 CPA 4969.jpg

Podnos.jpg

Zhostovo painting (Russian: Жостовская роспись) is an old Russian folk handicraft of painting on metal trays, which still exists in a village of Zhostovo in the Moscow Oblast.[1] It appeared in the early 19th century mainly under the influence of the Ural handicraft of flower painting on metal. Subsequent development of the Zhostovo painting handicraft was stylistically related to porcelain and enamel painting techniques, used by factories near Moscow, flower motifs on printed cotton, produced by the Ivanovo factories, and Lukutin miniature (see Fedoskino miniature).

History[edit]

History of Zhostovo and its handicraft dates back to early 18th century, when Ossip Filippovich Vishnyakov opened his workshop in Zhostovo in 1825.[1] The Vishnyakov workshop sold products made from papier-mache including boxes, cigar cases, and trays.[1]

19’s century, when in some of Moscows’s suburbs and villages of former Troitsk oblast were appeared some workshops for manufacturing painted lacquered products made of papier-mache. Traditions of its painting are in Tagil painting which was appeared in the earlier 18 century. In 1922 «Novoseltsevo work artel» was founded in Novoseltsevo for produce lacquered metal trays; in 1924 «Zhostovo work artel» and «Spetskustar» were founded there; «Lakirovshik» and «Svoy trud» were founded at the same time in 1925 and then all of them were united in 1925 to «Metallopodnos».

1920—1930 were hard for Zhostovo. Common trends of Soviet art of hard standing to modern and realism led to change traditional way of art and applying to Zhostovo patterns of ornaments and conceptual art which were made by professional artists without considering folk art. But lead artist understood the danger of foreignness additions to folk art and managed to resist and lead new ideas to it.

Earlier Zhostovo painting was just as a houseware, but now it’s independent type of decoration and the craft which was only merchant’s hobby was raised to unique unit of Russian folk art. Today, it is called the Zhostovo Factory of Decorative Painting (Жостовская фабрика декоративной росписи).

Production process[edit]

Zhostovo painting is a handicraft of painting on metal trays, preliminary coated with a few layers of priming (putty) and oil varnish (usually, black). Painting is done in a few consecutive energetic and firm strokes with a soft brush and oil paints, richly diluted with linseed oil. The most widely used motif of the Zhostovo painting is a bunch of mixed garden and wild flowers, which is simple and laconic in its essence. The edges of a tray are painted with a light golden ornament called уборка (uborka). A finished tray is then covered with three layers of light lacquer and polished to brilliance.

References[edit]

  1. ^ a b c Hauser, Priscilla; Grafov, Boris (2007). Russian Decorative Painting: Techniques & Projects Made Easy. Sterling Publishing Company. p. 10. ISBN 978-1-4027-1474-0.

External links[edit]

  • http://www.zhostovo.ru — Official site of Zhostovo decorative art manufactory

From Wikipedia, the free encyclopedia

1979 CPA 4969.jpg

Podnos.jpg

Zhostovo painting (Russian: Жостовская роспись) is an old Russian folk handicraft of painting on metal trays, which still exists in a village of Zhostovo in the Moscow Oblast.[1] It appeared in the early 19th century mainly under the influence of the Ural handicraft of flower painting on metal. Subsequent development of the Zhostovo painting handicraft was stylistically related to porcelain and enamel painting techniques, used by factories near Moscow, flower motifs on printed cotton, produced by the Ivanovo factories, and Lukutin miniature (see Fedoskino miniature).

History[edit]

History of Zhostovo and its handicraft dates back to early 18th century, when Ossip Filippovich Vishnyakov opened his workshop in Zhostovo in 1825.[1] The Vishnyakov workshop sold products made from papier-mache including boxes, cigar cases, and trays.[1]

19’s century, when in some of Moscows’s suburbs and villages of former Troitsk oblast were appeared some workshops for manufacturing painted lacquered products made of papier-mache. Traditions of its painting are in Tagil painting which was appeared in the earlier 18 century. In 1922 «Novoseltsevo work artel» was founded in Novoseltsevo for produce lacquered metal trays; in 1924 «Zhostovo work artel» and «Spetskustar» were founded there; «Lakirovshik» and «Svoy trud» were founded at the same time in 1925 and then all of them were united in 1925 to «Metallopodnos».

1920—1930 were hard for Zhostovo. Common trends of Soviet art of hard standing to modern and realism led to change traditional way of art and applying to Zhostovo patterns of ornaments and conceptual art which were made by professional artists without considering folk art. But lead artist understood the danger of foreignness additions to folk art and managed to resist and lead new ideas to it.

Earlier Zhostovo painting was just as a houseware, but now it’s independent type of decoration and the craft which was only merchant’s hobby was raised to unique unit of Russian folk art. Today, it is called the Zhostovo Factory of Decorative Painting (Жостовская фабрика декоративной росписи).

Production process[edit]

Zhostovo painting is a handicraft of painting on metal trays, preliminary coated with a few layers of priming (putty) and oil varnish (usually, black). Painting is done in a few consecutive energetic and firm strokes with a soft brush and oil paints, richly diluted with linseed oil. The most widely used motif of the Zhostovo painting is a bunch of mixed garden and wild flowers, which is simple and laconic in its essence. The edges of a tray are painted with a light golden ornament called уборка (uborka). A finished tray is then covered with three layers of light lacquer and polished to brilliance.

References[edit]

  1. ^ a b c Hauser, Priscilla; Grafov, Boris (2007). Russian Decorative Painting: Techniques & Projects Made Easy. Sterling Publishing Company. p. 10. ISBN 978-1-4027-1474-0.

External links[edit]

  • http://www.zhostovo.ru — Official site of Zhostovo decorative art manufactory

Черный лак и роспись, покрытая светлым лаком, пришли в Россию из Японии и Китая более 400 лет назад. Русские мастера приспособили сложную технологию востока к простым, доступным материалам и добились высококачественного технологического производства.

Какой бы поднос не расписывали живописцы – круглый, овальный, фигурный, букетами, в раскидку, венками – все равно мастера ведут свою работу в той последовательности, которая издавна здесь укоренилась. Работают беличьими кистями и масляной краской. Краску разводят льняным маслом, а кисти моют в скипидаре. Набор кистей большой – от совсем тонких с иголку до крупных. Каждая кисточка подработана под свой мазок. Кисть – это главный инструмент мастера, у каждого своя, под руку и манеру.

Роспись на жостовских подносах многослойная. Первый слой — «замалевка» — приурочивают к концу рабочего дня. Разбеленой краской раскидывают пятна цветов, листья и бутоны в затейливые композиционные решения. Каждое пятно на своем месте гармонично сочетается и с замыслом автора, и формой подноса. Далее сушка.

После сушки художники начинают второй этап росписи – «тенежка». Это нанесение «прозрачной» (лессировочной) краской темных частей цветов и листьев. Третий этап — «прокладка». Плотной, непрозрачной краской выделяют светлые места, кое-где появляются детали и формы цветов, лепестков, бутонов, листьев. Следом идет «бликовка». У каждого мастера она своя: широкая и мягкая, мелкая и дробная. Она подобна музыкальному ритму, похожему то на медленный распев, то на зажигательную пляску.

«Чертежкой» жостовцы называют прочерчивание светлых контуров краев цветов, лепестков, бутонов, листьев. Сделать «семенца» — значит написать пестики-тычинки в цветах и бутонах. И наконец «привязка». Легкая ажурная травка, которая заполняет пустоты между цветами и листьями, и как бы связывает воедино всю композицию. У одних художников привязка обильна, у других – совсем малость. Одни делают ее яркой, другие вписывают в фон подноса. Роспись закончена. Осталось высушить и передать в руки мастеру – орнаменталисту.

У художников и ковалей всегда есть задумка о создании новой формы подноса, которая органично впишется в ряд классических жостовских изделий. Этот постоянный поиск, творческая инициатива художников и ковалей двигает промысел к новому, современному, востребованному художественному продукту, не впадая в китч и безвкусие.

Жостовская роспись — это русский народный художественный промысел по росписи кованых металлических подносов, возникший в 1825 году в деревне Жостово Московской области.

В начале XIX века сразу в нескольких деревнях и селах Троицкой волости (современный Мытищинский район Московской области), среди которых было и Жостово, появились мастерские, где расписывали лакированные изделия из папье-маше. В это же время местные мастера, братья Вишняковы, стали расписывать еще и металлические подносы. «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч… существует с 1825 г.», — значилось в их прейскуранте.

После революции в селе и соседних деревнях были организованы артели, в том числе Жостовская трудовая артель. Все они объединились в 1928 году в артель «Металлоподнос». В 1920–1930-х годах в жостовскую живопись пытались внедрить актуальные советские темы и сюжеты, однако художникам удалось отстоять традиции промысла, и в 1960-х начался новый этап в его истории. Расписные подносы получили статус уникального вида народного искусства, их начали представлять на международных выставках, все больше внимания стали уделять не только массовому производству, но и уникальным работам известных мастеров.

Основным мотивом жостовской росписи до наших дней остается цветочный букет. По краю поднос обычно украшают ажурным растительным орнаментом. Традиционно роспись выполняют на черном фоне, но возможны и другие варианты, например, красный, синий и зеленый.

Сами подносы изначально ковали вручную. За почти 200 лет существования промысла мастера придумали около 150 разных форм таких изделий. В наши дни 32 из этих форм изготавливают на фабрике с помощью пресса, а остальные — по-прежнему вручную, с помощью ножниц по металлу и специальных молотков. Заготовку покрывают специальным грунтом и двумя слоями черной эмали, после чего начинают расписывать в определенной последовательности: создают эскиз, наносят тени, прорисовывают мелкие детали.

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ

Жостовская роспись

        русский народный художественный промысел, развитый в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Возник в начале XIX в. главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Дальнейшее развитие жостовской росписи стилистически взаимосвязано с росписью по фарфору и финифти (см. Эмали) подмосковных заводов и фабрик, цветочными мотивами набивных ситцев ивановских фабрик и лукутинской миниатюры (см. Федоскинская миниатюра). Жостовская роспись — декоративная живопись на металлических подносах (покрываемых затем лаком), изображающая букеты, фрукты; выполняется энергичным мазком яркими масляными красками на чёрном или цветном фоне. В 1928 основана артель (ныне Жостовская фабрика декоративной росписи); художники А. И. Лёзнов, И. С. Леонтьев, А. П. Гогин, Д. С. Клёдов, Б. В. Графов, Н. Н. Гончарова.

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ фото №1,

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ фото №2
Поднос.

Литература: Б. И. Коромыслов, Букет цветов, М., 1962; его же, Жостовская роспись, М., 1977.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.)

ЖУКАС СТЯПАС АДОЛЬФО →← ЖОЛТОВСКИЙ ИВАН ВЛАДИСЛАВОВИЧ

Смотреть что такое ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ в других словарях:

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ

        народный художественный промысел, развитый в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Возник в начале 19 в., главным образом под… смотреть

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ, народный
художественный промысел, развитый в дер. Жостово Мытищинского р-на Московской
обл. Возник в нач. 19 в., гл. обр. под вли… смотреть

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ, по металлу, русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 в. в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ. Возникновение промысла Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине (см. Федоскинская миниатюра). В 1825 художник-миниатюрист О. Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В вишняковской мастерской первоначально производили и расписывали не только подносы, но и изделия из папье-маше, позже лакирное производство по папье-маше было переведено в селе Осташково. Организация артелей В последующие годы промысел распространился по окрестным деревням, появились мелкие крестьянские мастерские. В нач. 20 в. спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла. В 1922 в деревне Новосильцево из оставшихся художников сформировалась «Новосильцевская трудовая артель», выпускавшая металлические лакированные подносы. Позднее аналогичные артели организовались в других селах: в Жостове — в 1924 «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь», в 1925 «Лакировщик»; в Троицком — «Свой труд». В 1928 все мелкие артели объединились в специализированную артель «Металлоподнос» с центром в деревне Жостово. Формирование жостовской манеры росписи К середине 19 в. в Жостове формируется своя оригинальная художественная манера, приемы и технологические особенности росписи. Основным мотивом жостовской росписи становится цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета, золотые потали или перламутр. В основе жостовского искусства лежит свободный кистевой мазок, находящийся в прямой связи с традицией народной росписи на деревянных и берестяных изделиях. Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры или по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, отточенные практикой предыдущих поколений жостовских мастеров. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет — имеет несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц. Особенности производства Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом на основе каолина и сажи. После повторной шлифовки на поднос наносится несколько слоев цветного лака с полировкой каждого слоя. После завершения подготовительного процесса поднос поступает к живописцу. Особенности росписи При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой. Первая — «подмалевок», когда мастер широкой кистью, без предварительного рисунка, набрасывает силуэт композиции и определяет основной колорит. Затем поднос покрывают прозрачным лаком, полируют и возвращают живописцу. Сильными сочными мазками полупрозрачной краски художник подчеркивает затененные места — наносит «тенежку», после чего осуществляет «бликовку» — выполняет белилами блики на цветах и листьях, подчеркивая их объемы. Завершают работы по выявлению основных форм букета «чертежка» и «посадка семенцов» — прорисовка тонкими линиями прожилок, лепестков, изображение пестиков и тычинок. И наконец в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор — делается «привязка». Борта подноса украшаются тонким декоративным орнаментом. После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой. Последняя операция — наводка зеркального блеска — выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка. Старейшие мастера Важная роль в развитии жостовской росписи принадлежит старейшим жостовским мастерам: И. С. Леонтьеву, М. Р. Митрофанову, П. И. Плахову, А. Е. Вишнякову, А. И. Лезнову, А. П. Гогину. В 1960-е гг. спецартель была преобразована в Жостовскую фабрику художественной росписи, где работают заслуженные мастера: Б. В. Графов, Д. Д. Кледов, Н. Н. Гончарова, Н. Н. Мажаев, В. И. Дюжаев, М. П. Савельев и молодые художники Л. И. Рябинина, А. Н. Голубева и др. Будущие художники-жостовцы обучаются в Федоскинском художественном училище.<br><br><br>… смотреть

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ, по металлу, русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 в. в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ. Возникновение промысла Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине (см. Федоскинская миниатюра).
В 1825 художник-миниатюрист О. Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В вишняковской мастерской первоначально производили и расписывали не только подносы, но и изделия из папье-маше, позже лакирное производство по папье-маше было переведено в селе Осташково. Организация артелей В последующие годы промысел распространился по окрестным деревням, появились мелкие крестьянские мастерские.
В нач. 20 в. спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла. В 1922 в деревне Новосильцево из оставшихся художников сформировалась «Новосильцевская трудовая артель», выпускавшая металлические лакированные подносы. Позднее аналогичные артели организовались в других селах: в Жостове — в 1924 «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь», в 1925 «Лакировщик»; в Троицком — «Свой труд». В 1928 все мелкие артели объединились в специализированную артель «Металлоподнос» с центром в деревне Жостово.
Формирование жостовской манеры росписи К середине 19 в. в Жостове формируется своя оригинальная художественная манера, приемы и технологические особенности росписи. Основным мотивом жостовской росписи становится цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне.
Значительно реже фоном служат другие цвета, золотые потали или перламутр. В основе жостовского искусства лежит свободный кистевой мазок, находящийся в прямой связи с традицией народной росписи на деревянных и берестяных изделиях. Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры или по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, отточенные практикой предыдущих поколений жостовских мастеров.
Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет — имеет несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц. Особенности производства Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом на основе каолина и сажи. После повторной шлифовки на поднос наносится несколько слоев цветного лака с полировкой каждого слоя.
После завершения подготовительного процесса поднос поступает к живописцу. Особенности росписи При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой.
Первая — «подмалевок», когда мастер широкой кистью, без предварительного рисунка, набрасывает силуэт композиции и определяет основной колорит. Затем поднос покрывают прозрачным лаком, полируют и возвращают живописцу. Сильными сочными мазками полупрозрачной краски художник подчеркивает затененные места — наносит «тенежку», после чего осуществляет «бликовку» — выполняет белилами блики на цветах и листьях, подчеркивая их объемы.
Завершают работы по выявлению основных форм букета «чертежка» и «посадка семенцов» — прорисовка тонкими линиями прожилок, лепестков, изображение пестиков и тычинок. И наконец в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор — делается «привязка». Борта подноса украшаются тонким декоративным орнаментом.
После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой. Последняя операция — наводка зеркального блеска — выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка.
Старейшие мастера Важная роль в развитии жостовской росписи принадлежит старейшим жостовским мастерам: И. С. Леонтьеву, М. Р. Митрофанову, П. И. Плахову, А. Е. Вишнякову, А. И. Лезнову, А. П. Гогину.
В 1960-е гг. спецартель была преобразована в Жостовскую фабрику художественной росписи, где работают заслуженные мастера: Б. В. Графов, Д. Д. Кледов, Н. Н. Гончарова, Н. Н. Мажаев, В. И. Дюжаев, М. П. Савельев и молодые художники Л. И. Рябинина, А. Н. Голубева и др. Будущие художники-жостовцы обучаются в Федоскинском художественном училище…. смотреть

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ — по металлу, русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 в. в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ. Возникновение промысла Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине (см. Федоскинская миниатюра). В 1825 художник-миниатюрист О. Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В вишняковской мастерской первоначально производили и расписывали не только подносы, но и изделия из папье-маше, позже лакирное производство по папье-маше было переведено в селе Осташково. Организация артелей В последующие годы промысел распространился по окрестным деревням, появились мелкие крестьянские мастерские. В нач. 20 в. спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла. В 1922 в деревне Новосильцево из оставшихся художников сформировалась «Новосильцевская трудовая артель», выпускавшая металлические лакированные подносы. Позднее аналогичные артели организовались в других селах: в Жостове — в 1924 «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь», в 1925 «Лакировщик»; в Троицком — «Свой труд». В 1928 все мелкие артели объединились в специализированную артель «Металлоподнос» с центром в деревне Жостово. Формирование жостовской манеры росписи К середине 19 в. в Жостове формируется своя оригинальная художественная манера, приемы и технологические особенности росписи. Основным мотивом жостовской росписи становится цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета, золотые потали или перламутр. В основе жостовского искусства лежит свободный кистевой мазок, находящийся в прямой связи с традицией народной росписи на деревянных и берестяных изделиях.Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры или по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, отточенные практикой предыдущих поколений жостовских мастеров. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет — имеет несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц. Особенности производства Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом на основе каолина и сажи. После повторной шлифовки на поднос наносится несколько слоев цветного лака с полировкой каждого слоя. После завершения подготовительного процесса поднос поступает к живописцу. Особенности росписи При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой. Первая — «подмалевок», когда мастер широкой кистью, без предварительного рисунка, набрасывает силуэт композиции и определяет основной колорит. Затем поднос покрывают прозрачным лаком, полируют и возвращают живописцу. Сильными сочными мазками полупрозрачной краски художник подчеркивает затененные места — наносит «тенежку», после чего осуществляет «бликовку» — выполняет белилами блики на цветах и листьях, подчеркивая их объемы. Завершают работы по выявлению основных форм букета «чертежка» и «посадка семенцов» — прорисовка тонкими линиями прожилок, лепестков, изображение пестиков и тычинок. И наконец в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор — делается «привязка». Борта подноса украшаются тонким декоративным орнаментом. После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой. Последняя операция — наводка зеркального блеска — выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка. Старейшие мастера Важная роль в развитии жостовской росписи принадлежит старейшим жостовским мастерам: И. С. Леонтьеву, М. Р. Митрофанову, П. И. Плахову, А. Е. Вишнякову, А. И. Лезнову, А. П. Гогину. В 1960-е гг. спецартель была преобразована в Жостовскую фабрику художественной росписи, где работают заслуженные мастера: Б. В. Графов, Д. Д. Кледов, Н. Н. Гончарова, Н. Н. Мажаев, В. И. Дюжаев, М. П. Савельев и молодые художники Л. И. Рябинина, А. Н. Голубева и др. Будущие художники-жостовцы обучаются в Федоскинском художественном училище.<br>… смотреть

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ , по металлу, русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 в. в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ. Возникновение промысла Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине (см. Федоскинская миниатюра). В 1825 художник-миниатюрист О. Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В вишняковской мастерской первоначально производили и расписывали не только подносы, но и изделия из папье-маше, позже лакирное производство по папье-маше было переведено в селе Осташково. Организация артелей В последующие годы промысел распространился по окрестным деревням, появились мелкие крестьянские мастерские. В нач. 20 в. спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла. В 1922 в деревне Новосильцево из оставшихся художников сформировалась «Новосильцевская трудовая артель», выпускавшая металлические лакированные подносы. Позднее аналогичные артели организовались в других селах: в Жостове — в 1924 «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь», в 1925 «Лакировщик»; в Троицком — «Свой труд». В 1928 все мелкие артели объединились в специализированную артель «Металлоподнос» с центром в деревне Жостово. Формирование жостовской манеры росписи К середине 19 в. в Жостове формируется своя оригинальная художественная манера, приемы и технологические особенности росписи. Основным мотивом жостовской росписи становится цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета, золотые потали или перламутр. В основе жостовского искусства лежит свободный кистевой мазок, находящийся в прямой связи с традицией народной росписи на деревянных и берестяных изделиях. Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры или по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, отточенные практикой предыдущих поколений жостовских мастеров. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет — имеет несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц. Особенности производства Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом на основе каолина и сажи. После повторной шлифовки на поднос наносится несколько слоев цветного лака с полировкой каждого слоя. После завершения подготовительного процесса поднос поступает к живописцу. Особенности росписи При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой. Первая — «подмалевок», когда мастер широкой кистью, без предварительного рисунка, набрасывает силуэт композиции и определяет основной колорит. Затем поднос покрывают прозрачным лаком, полируют и возвращают живописцу. Сильными сочными мазками полупрозрачной краски художник подчеркивает затененные места — наносит «тенежку», после чего осуществляет «бликовку» — выполняет белилами блики на цветах и листьях, подчеркивая их объемы. Завершают работы по выявлению основных форм букета «чертежка» и «посадка семенцов» — прорисовка тонкими линиями прожилок, лепестков, изображение пестиков и тычинок. И наконец в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор — делается «привязка». Борта подноса украшаются тонким декоративным орнаментом. После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой. Последняя операция — наводка зеркального блеска — выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка. Старейшие мастера Важная роль в развитии жостовской росписи принадлежит старейшим жостовским мастерам: И. С. Леонтьеву, М. Р. Митрофанову, П. И. Плахову, А. Е. Вишнякову, А. И. Лезнову, А. П. Гогину. В 1960-е гг. спецартель была преобразована в Жостовскую фабрику художественной росписи, где работают заслуженные мастера: Б. В. Графов, Д. Д. Кледов, Н. Н. Гончарова, Н. Н. Мажаев, В. И. Дюжаев, М. П. Савельев и молодые художники Л. И. Рябинина, А. Н. Голубева и др. Будущие художники-жостовцы обучаются в Федоскинском художественном училище…. смотреть

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ

— рус. нар. промысел худож. росписи металлич. подносов, реже др. изделий. Возник в сер. 18 в. на Урале (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), назв. получил по месту своего б. позднего распространения — д. Жостово Моск. обл. (1-я пол. 19 в.); тогда же промысел развивается рядом в дер. Троицкое, Новосильцево и др. Для произ-ва используется тонкая кровельная сталь, из к-рой штампуют нужные формы (круглые, овальные, прямоугольные), вальцуют для придания жесткости, грунтуют и трижды покрывают лаком, каждый раз просушивая в печах, затем расписывают масляными красками. Изделия уральских мастеров разнообразны по ассортименту (подносы, шкатулки, картины и т. п.), отличались богатством мотивов; на технику и мотивы подмосковных мастеров оказали влияние мастера лукутинских миниатюр.
Роспись производится обычно в энергичной, свободной живописной манере по черному, реже красному, синему, зеленому, белому или серебристому фону; после росписи изделия вновь трижды покрывают бесцветным лаком и полируют. Наиб. распространены цветочные мотивы — букеты, натюрморты, гирлянды и т. д., заметна связь с характером рисунков набивных ситцев ивановских фабрик. Родоначальниками лакового дела на Урале были отец и сыновья Худояровы, знавшие секрет «хрустального» лака, крепостные горнозаводчиков Демидовых (18 — 1-я пол. 19 в.). Первые изделия Ж. Р. датируются 1870-80 (О. Ф. Вишняков, Е. Ф. Беляев и др.). На базе частных артелей образовалась Жостовская фабрика декор. росписи (1928), где сосредоточилось развитие промысла (мастера И. С. Леоньтьев, А. И. Лёзнов, А. П. Гогин, Н. С. и Д. С. Кледовы, П. С. Курзин и др.). В 1940-50-х гг. иск-во Ж. Р. испытывает значит. трудности, пагубное для ее специфики влияние станковизма и натурализма. Возвращение к исконным нар. традициям начинается с кон. 1950-х гг. (В. П. Градов, М. П. Савельев и др.).
<p class=»tab»>Лит.: Коромыслов Б. И. Букет цветов. М., 1962; Его же. Жостовская роспись. М., 1977.</p>… смотреть

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ

русский народный художественный промысел, возникший в начале XIX в. в деревне Жостово в Мытищенском районе Подмосковья. Она представляет собой декоративную живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком. Композиционно роспись пред-ставляет собой букеты цветов, гирлянды, фрукты, свое-образные натюрморты, которые исполнены яркими красками на черном или цветном фоне. Роспись выполняется приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Мастер наносит крупными мазками главные цветовые пятна будущей композиции, а потом связывает изображения цветов, плодов ветками и листьями. Виртуозное владение кистью и приемами письма позволяет мастерам Жостово легко добиваться различных декоративных эффектов. Захват кистью двух-трехцветов краски, прокладка мазка по сырому слою создают живописность цветовых ре-шений, которые в бесконечных вариантах проявляются в подносах, превращая их в произведения декоративно-прикладного искусства…. смотреть

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ

, русский народный художественный промысел; возник в начале 19 в. в деревне Жостово Московской области. Декоративная живопись на металлических подносах, покрываемых затем лаком: букеты, фрукты, исполненные яркими красками на черном или цветном фоне. В 1928 основана артель (ныне Жостовская фабрика декоративной росписи)…. смотреть

Почтовая марка СССР: «Жостовская роспись», 1979 год.

Жо́стовская ро́спись — русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет.

История росписи

Жостовская подносная роспись появилась в подмосковном посёлке Жостово в 19 веке на основе традиционной Тагильской лаковой подносной росписи (XVIII век). История Жостово и жостовского промысла восходит к началу 19-го века, когда князья Демидовы с Урала занесли основы жестяного промысла в несколько подмосковных сёл и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебникове, Троицком и других, где впоследствии возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий по жести и из папье-маше. Традиции этой росписи зародились в Жостово и окрестных селениях также на основе более ранней федоскинской миниатюры, являющейся видом русской лаковой живописи. Так же как федоскинская, жостовская роспись выполняется масляными красками в несколько слоёв, первым из которых является замалёвок. Сходными являются и другие используемые материалы: лак, металлический порошок, сусальное золото или поталь, перламутр. Вначале общими были и сюжеты. В отличие от более тонкой и изящной Тагильской росписи, Жостовская была ориентирована на более широкий круг потребителя, поэтому на жостовских подносах сюжеты обычно изображались более пышно и броско.

В 1922 году в деревне Новосельцево возникла «Новосельцевская трудовая артель» по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 году в деревне организовались «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь»; в 1925 году — «Лакировщик» и одновременно в селе Троицкое — артель «Свой труд» по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 году в специализированную артель «Металлоподнос» в деревне.

1920—1930-е годы были нелёгкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками-профессионалами без учёта специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства.

В 1960-е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и сейчас. Художественная роспись подносов обретала всё больший авторитет и популярность благодаря не только массовым изделиям, но и уникальными произведениям ведущих мастеров, все чаще привлекавшим внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства. Сегодня декоративная роспись находится на подъёме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной коммерциализации. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Однако коллектив, постоянно работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих «творческую копилку» мастеров.

  • Поднос XIX века

    Поднос XIX века

  • Поднос начала XX века

    Поднос начала XX века

  • Podnos.jpg

  • Поднос в магазине сувениров в Санкт-Петербурге, 2009 год

    Поднос в магазине сувениров в Санкт-Петербурге, 2009 год

Особенности жостовской росписи

Художница расписывает поднос

Художница расписывает поднос

В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписью на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.

Ведущие художники жостовского промысла — В. И. Летков, А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин.

См. также

  • Жостово (деревня)
  • Жостовская фабрика декоративной росписи
  • Тагильская роспись
  • Петриковская роспись

Литература

  • Жостовские подносы // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1957. — Т. II. — Стб. 866—870. — 567 с.
  • Попова О. С., Каплан Н. И. «Русские художественные промыслы». — Москва: «Знание», 1984.
  • Бардина Р. А. «Изделия народных художественных промыслов и сувениры». — Москва: «Высшая школа», 1977.
  • Орловский Э. И. «Изделия народных художественных промыслов». — Ленинград: «Лениздат», 1974.
  • Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. — Москва: «Советская энциклопедия», 1970—1978.

Ссылки

  • Официальный сайт ООО «Жостовская фабрика декоративной росписи». // zhostovo.ru
  • Художественная мастерская династии Беляевы — Гончаровы с 1830 года. // zhostovo.com
  • Художественная мастерская династии Беляевы — Гончаровы с 1830 года. Жостовские подносы. // zhostovo.com


Эта страница в последний раз была отредактирована 18 февраля 2023 в 05:56.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно пишется задвижку или задвишку
  • Как правильно пишется забастовка или забастовка
  • Как правильно пишется жорнов или жернов
  • Как правильно пишется задвижка или задвишка
  • Как правильно пишется жорж