Как правильно пишутся методические рекомендации

КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


       
Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).

Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).

В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации как вид методической продукции включают:

     титульный лист;

     аннотацию;

     сведения об авторе (авторах);

     пояснительную записку;

     содержание;

     список рекомендуемой литературы по данной теме;

     приложения (при необходимости).

Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
1. 
На титульном листе должны быть обозначены:

     название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);

     фамилия, имя, отчество автора;

     название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);

     название города;

     год разработки.

2.      На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:

     сути рассматриваемых вопросов;

     предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);

     источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);

     возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).

     Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

3.      Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

     обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);

     определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);

     краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т.п.);

     обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

4.      Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольнойформе. Например, его можно структурировать в следующей логике:

     описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;

     дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия), кадровому обеспечению (требования к экспертам);

     вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);

     предостеречь от типичных ошибок.

5.      Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.

6.      Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:

     планы проведения конкретных дел, мероприятий;

     тестовые задания;

     методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;

     примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;

     методики определения результатов по конкретным видам деятельности;

     схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;

     примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ


       
Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного занятия в системе ДОД), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации. 
       
Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
       
Примерная схема методической разработки может включать:
■ название разработки; 
■ сведения об авторе;
■ цель мероприятия;
■ возраст детей; 
■ условия осуществления мероприятия; 
■ перечень используемого оборудования и материалов; 
■ описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала;
■ методические советы по его организации и подведению итогов;
■ список использованной литературы;
■ приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).

КАК РАЗРАБОТАТЬ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДОД (дополнительное образование детей)
        Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.
        Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования детей.
       Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам ДОД в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.
       Методические пособия в системе ДОД могут быть условно разделены на пять основных типов.
1. Методические пособия, посвященные рассмотрению содержания, форм работы и методик, 
используемых в системе дополнительного образования детей в целом.
2. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики 
по какой-либо отдельной направленности ДОД.
3. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной предметной области ДОД.
4. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей применительно к определенному виду учреждений ДОД.
5. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей в каком-либо отдельном учреждении ДОД.
       
Типовая структура методического пособия включает:
— 
введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу работников ДОД оно рассчитано, какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия;
— 
теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
— 
практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в ДОД;
— 
дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.
       Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, в том числе данного УДОД, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.
       Обязательной частью методического пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам ДОД рекомендуемых работ.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей № 3 «Колобок» г.Медногорска»

Методические рекомендации для педагогов ДОУ

«Алгоритм написания методических рекомендаций»

Подготовил:старший воспитатель МБДОУ

высшей квалификационной категории

Курсакова Е.А.

Медногорск,

Март, 2020

Методические рекомендации содержат комплекс кратких и четко сформулированных указаний, способствующих внедрению в педагогическую практику наиболее эффективных методов и форм обучения, рациональных вариантов, образцов действий применительно к определенному виду образовательной деятельности.

В зависимости от целеполагания, изложение методической рекомендации может быть кратким или развернутым.

Краткие рекомендации могут называться памяткой и содержать советы для конкретной аудитории по выполнению каких-то конкретных операций или действий. Памятки содержат минимум информации, небольшие по объему (от одного листа и больше).

Памятки составляютсябез титульного листа по следующей схеме:

1. Памятка

2. «Название»

3. Основной текст, который начинается с краткого описания сути вопроса, затем идут краткие и четкие указания, основной текст может содержать пронумерованные иллюстрации с кратким описанием.

4. Автор (ы) (ФИО полностью), должность, место работы.

5. Дата создания.

Развернутые методические рекомендации, как правило, предназначены для оказания помощи преподавателю в восприятии логики одной или нескольких апробированных методик, выработанных на основе результативного педагогического опыта. В методических рекомендациях содержатся конкретные указания по организации и последовательности проведения одного или нескольких занятий, выполнению курсовых и дипломных работ или мероприятий, иллюстрирующих методику на практике.

Объем развернутых методических рекомендаций, как правило, занимает от трех листов и больше, в зависимости об количества информации.

Оформляются методические рекомендации по следующей схеме:

1. Титульный лист:

1.1. Полное название учреждения

1.2. «Название»

1.3. Вид методической продукции (методические рекомендации)

1.4. Автор (ы) ( ФИО полностью)

1.5. Должность

1.6. Место написания

1.7. Год написания

2. Второй лист:

2.1. Аннотация — краткое описание сути работы, обозначение целевой аудитории.

2.2. Автор (ФИО полностью), должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

3. Третий лист:

3.1. Пояснительная записка — вступительная часть, в которой обосновывается актуальность данных рекомендаций, обозначается целевая аудитория, разъясняется, какую помощь призвана оказать настоящая работа; указывается цель (цель должна быть одна); главный тезис и источник практического опыта;целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются методики, сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; можно охарактеризовать значимость предлагаемой работы; обязательно дается описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным направлениям; может способствовать повышению мотивации к обучению у студентов и т.п.

3.2. Содержание. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.д. и т.п. Поэтому само содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры, главное, что это проанализированный и переработанный материал, который излагается в логической последовательности. Можно, опираясь на состоявшийся педагогический опыт, поэтапно описать, что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу и как, т.е. с помощью каких форм и методов;   дать советы по решению организационных вопросов (например, план работы; этапы проведения мероприятия, распределения поручений и т.д.); советы по материально-техническому обеспечению; по кадровому обеспечению. Методические советы по проведению массовых мероприятий с воспитанниками могут содержать рекомендации по создания эмоционального настроя.

3.3. Заключение — выводы, подведение итогов в соответствии с вводной частью и содержанием.

3.4. Список использованной литературы. При необходимости можно разделить список рекомендуемой литературы по теме. Список составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформлениялитературных источников; в список отдельно включаются электронные ресурсы.

3.5. Приложение. Оно включается, если содержатся материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности, но не вошедшие в блок «Содержание»; в числе приложений могут быть: планы проведения конкретных дел, мероприятий; тестовые задания; методики создания практических заданий, адресованных обучающимся; примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; методики определения результатов по конкретным видам деятельности; таблицы, схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов; примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

Порядок создания и оформления методических рекомендаций

Современная система образования постоянно претерпевает перемены, которые проявляются в самых разных формах: от рекомендаций Минобрнауки и Рособрнадзора в части организации учебного процесса до появления новых методик преподавания, правил оформления студенческих и научно-исследовательских проектов и пр. Притом каждое новшество подробно расписывается в виде инструкции или методического пособия.

Помимо этого, каждый научный сотрудник, желающий в дальнейшем получить ученое звание, должен иметь в собственной «трудовой копилке» актуальные работы: научные статьи, монографии, докторскую диссертацию, стаж работы, а также авторские методические и учебные пособия. Сегодня специалисты Дисхелп расскажут об особенностях формирования методрекомендаций.

Для чего нужны методические рекомендации?

При выполнении любой научной или студенческой работы для понимания, как и для чего это делать, создают специальный файл – методические рекомендации. Здесь содержатся основные правила выполнения проекта: о чем и как писать, как оформлять, структура и содержание и пр.

Что входит в методические рекомендации?

Что такое методические рекомендации?

Методические рекомендации устанавливают определенные границы дозволенного для автора: объем работы, уникальность текста, основа (на какие источники лучше полагаться, дата публикации и пр.), краткое писание каждой главы или части проекта.

У каждого учебного заведения действуют свои методические рекомендации, притом разрабатывают их действующие педагоги с учетом активных ГОСТов, пожеланий руководства ВУЗа и рекомендаций более опытных авторов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Какие требования предъявляют к методическим рекомендациям?

В данном документе автор должен кратко и емко, понятно обрисовать ключевые моменты работы: с чего начать, о чем и как писать, как оформлять, кому сдавать, как защищать. Здесь излагается алгоритм действий, которого обязан придерживаться каждый студент или автор научно-исследовательской работы.

Требования к методичке

Создание методических рекомендаций

Методические рекомендации представляют собой «частные советы» по выполнению работ по конкретному направлению или дисциплине. Они формируются исключительно квалифицированным автором (как правило, действующим педагогом), имеющим реальные представления и знания в конкретной отрасли/специальности/дисциплине.

Миссия данного документа состоит в том, чтобы предоставить оптимальные рекомендации, которые помогут студентам и соискателям в выполнении их исследований, повысят качество материалов и образования в целом, оптимизируют ряд процессов в ходе обучения, разъяснят тонкости выполнения различных работ.

В методических рекомендациях отражаются конкретные призывы: собрать информацию, проанализировать материалы, систематизировать данные, провести исследование (эксперимент), подвести итоги, разработать план мероприятий, оценит их эффективность и пр. фактически, данный файл является неким указанием к действиям с учетом их последовательности.

«Методичка» нацелена на узкий круг лиц – конкретную дисциплину или специальность, притом «ориентир» должен быть прописан в титульном листе.

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации – это своего рода образец по выполнению проекта. Он составляется в отношении курсовых, дипломных, диссертационных и иных работ и предназначен для студентов, аспирантов и иных авторов.

Структура методический пособий

Составляющие части «методичек»

В составе этого документа должны присутствовать следующие разделы:

  • Титульный лист;
  • Аннотация (краткая характеристика файла, для кого предназначен, для чего необходим и т.д.);
  • Сведения об авторах и пояснительная записка (в записке подчеркивается актуальность рекомендаций, достоинства и недостатки, целесообразность применения);
  • Оглавление с четким отражением, что, где и о чем пишется;
  • Основной материал, где кратко излагается описание каждого раздела, общие требования к работе, порядок написания и защиты и пр.;
  • Список рекомендуемой литературы;
  • Приложения здесь чаще всего прилагают образцы оформления (титульника, оглавления, ссылок и сносок, списка литературы и пр.).

Методические рекомендации формируются отдельно для каждого вида работ: курсовые, дипломные отчеты по практике, рефераты, доклады и пр. Более того, они классифицируются по специальностям и дисциплинам (то есть авторы учитывают, кто будет выполнять проект и по какому предмету).

Особенности разработки методических рекомендаций

В ходе формирования методички автор должен учесть ряд факторов:

  • Специальность, для которой необходимы советы по выполнению проектов;
  • Вид работы (курсовая, отчет по практике и пр.) и его цели;
  • Дисциплина (что было пройдено, что следует разобрать детальнее);
  • Возраст детей, которые будут руководствоваться рекомендациями;
  • Требования ВУЗа к уникальности текста;
  • Требования ГОСТ к оформлению проектов.

В методических рекомендациях автор должен на простом и понятном языке, но при этом строго в рамках научного или делового стиля, описать процесс выполнения научно-исследовательского проекта: выбор темы, научного руководителя, поиск информации, рекомендации относительно первоисточников, структура и содержание работы (что и в каком порядке располагается), оформление (текст, графические и табличные данные, списки, ссылки и сноски), предзащита и защита и пр. Притом наиболее важные моменты должны быть выделены при помощи образца, который наглядно покажет, как это все должно выглядеть.

Автор методички должен подробно рассказать «от А до Я» о выполнении проекта и как это сделать максимально эффективно. В этом случае пособие будет полезным, качественным и востребованным. Документ оформляется в виде небольшой брошюры или электронного документа.

Специалисты ОЦ DissHelp готовы помочь научным работникам и всем авторам в подготовке и выполнении методических рекомендаций в целях оптимизации системы образования и получения ими ученого звания. В нашем штате трудятся только высококвалифицированные кадры: педагоги сильнейших ВУЗов страны, кандидаты и доктора наук, доценты и профессора, практикующие специалисты, авторы студенческих и научных работ с многолетним стажем. Мы гарантируем высокое качество услуг, соблюдение дедлайнов и конфиденциальность данных. Каждая сделка сопровождается оформлением договора, что обеспечивает максимальную безопасность для каждой из сторон. Оформить заявку можно в нашем офисе или на сайте.

Как составить методические рекомендации

В учебном процессе или трудовой деятельности довольно часто приходится использовать методические рекомендации. Этот документ регламентирует определенный порядок выполнения какой-либо работы. Это набор и последовательность действий и правил, выработанных на основе положительного опыта, необходимых для успешного выполнения этой работы.

Как составить методические рекомендации

Инструкция

Для любых методических рекомендаций существует определенная структура, которой должны придерживаться авторы. Она в любом случае должна содержать титульный лист, сведения об авторе или коллективе авторов (должности, квалификационные категории, ученые степени), краткую аннотацию, введение, основную часть, список рекомендуемой литературы и приложения, если они есть.

На титульном листе укажите название учреждения, фамилию и инициалы автора (авторов), название, которое должно начинаться словами: «Методические рекомендации по», название города, год составления.

В краткой аннотации, которая приводится верху на втором листе, напишите суть рассмотренных вопросов, предназначение данных методических рекомендаций, укажите источники положительного опыта, который лег в основу их разработки и перечислите сферы их возможного применения. Внизу второго листа поместите сведения об авторе или авторах.

Во введении дайте обоснование необходимости составления данных методических рекомендаций, краткий анализ положения дел по рассматриваемому в них вопросу, охарактеризуйте значимость разработки, перечислите, где и кому они могут быть полезны в практической работе. Определите цели и дайте краткое описание ожидаемых результатов от использования данного документа. Обоснуйте его особенности и новизну в сравнении с другими подобными документами, разработанными в данной области.

В основной части рекомендаций опишите поэтапный порядок, алгоритм, формы и методы выполнения данного процесса. Дайте советы по решению сопутствующих вопросов, а также рекомендации по материально-техническому, финансовому, кадровому обеспечению процесса. Обратите внимание на наиболее трудные моменты исходя из того опыта, который уже имеется у автора, предостерегите читателя от типичных ошибок.

Составьте список рекомендуемой литературы в алфавитном порядке. Придерживайтесь при его составлении утвержденных нормативной документацией правил оформления литературных источников.

В качестве приложения укажите те материалы, которые не вошли в основную часть содержания методических рекомендаций, но являются необходимыми для выполнения данного рабочего процесса. Это могут быть другие методические рекомендации и инструктивные материалы, а так же документы, иллюстрирующие процесс: диаграммы, схемы, карты, фотографии.

Источники:

  • как не давать рекомендации

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно прецедент или прецендент пишется
  • Как правильно пишется юревич
  • Как правильно пишутся маты
  • Как правильно пишется ящик бананов
  • Как правильно преферанс пишется преферанс