Как правильно пишутся словарные слова

Словарные слова


Словарные слова

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 211.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 211.

В данной статье рассмотрим, что такое словарные слова, почему они получили такое название, в каких словарях можно посмотреть правила написания словарных слов, каковы причины появления в русском языке словарных слов.

Определение

Словарные слова – это слова, не подающиеся существующим правилам правописания, которые нельзя проверить, а можно лишь запомнить или проверить по словарю.

Словарные слова противопоставляются словам, которые пишутся в соответствии с определенными орфографическими правилами.

Суть термина

Словарные слова получили такое название из-за того, что такие слова фиксируются в орфографических словарях, в которых уделяется внимание правописанию слов.

Из этого следует, что все словарные слова русского языка можно посмотреть в орфографических словарях русского языка. Список всех словарных слов огромен.

Орфографический словарь – это словарь, содержащий перечень слов в их нормативном написании.

Словарные слова, которые часто используются в повседневной жизни, как правило, с легкостью запоминаются. Более сложные и редкоупотребляемые слова, как правило, находят в орфографических словарях для их правильного написания.

Причины появления

В русском языке существует огромное количество слов, которые нельзя проверить. Это связано с тем, что эти слова пишутся в соответствии с историческим принципом русского языка, то есть они пишутся так, как сложились правила их написания исторически.

Некоторые словарные слова связаны с заимствованием из других языков, которые имеют собственные законы правописания.

Как запомнить словарные слова

Чтобы правильно писать словарные слова, нужно обращаться к истории языка, так как многие этимологические справки могут помочь написать словарное слово; нужно строить в собственном сознании ассоциативные связи того явления, которое названо словарным словом, и того явления, которое названо словом, в написании которого нет никаких трудностей; нужно писать словарные слова и проговаривать их, чтобы увидеть разницу в написании и произношении.

Примеры

Никак нельзя проверить гласную «о» в слове «огурец». Транскрипция выглядит так: [агур’ец]. Однако пишется не «а», а «о». Проверить данную гласную нельзя. Чтобы не ошибиться в написании слова, его нужно запомнить.

Такие редкоупотребляемые слова, как «бонбоньерка», не требуют обязательного запоминания, так как при необходимости их написание можно посмотреть в орфографическом словаре.

Заключение

Что мы узнали?

Словарные слова – это слова, не подающиеся существующим правилам правописания, которые нельзя проверить, а можно лишь запомнить или проверить по словарю. Словарные слова получили такое название из-за того, что они фиксируются в орфографических словарях, в которых уделяется внимание правописанию слов. Появление в русском языке словарных слов связано с историческим принципом русского языка и с заимствованием. Для правильного написания словарных слов, их нужно заучивать, обращаться к этимологии слов, строить ассоциативные связи, сравнивать написание и произношение, при необходимости обращаться к орфографическим словарям.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 211.


А какая ваша оценка?

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая,
хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа.»
 А.В.Текучев

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного запаса детей; развитие мыслительных способностей, кругозора учащихся.

Цель: поделиться с коллегами личным педагогическим опытом формирования орфографической грамотности учащихся при работе со словарными словами.

Задачи: сформировать приёмы отработки с детьми написания словарных слов через различные виды деятельности, путём применения деятельностного подхода; заинтересовать коллег предложенным видом работы.

Актуальность

Наиболее актуальна в настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка. В числе главных задач обучения в современной начальной школе являются развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса, который необходим языку как строительный материал.

Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Поэтому необходимым элементом словарной работы является перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный. А также формирование умения правильно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме.

Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Практика показывает: если  данные навыки не будут сформированы в начальной школе, то в старших классах это будет сделать практически невозможно.

Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике «словарными».

Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения.

– Чтобы писать словарные слова правильно, что нужно сделать?

– Выучить, запомнить.

– Действительно, в традиционной практике словарные слова подлежат механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах. Почему? Ответ прост.

При знакомстве со «cловарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.

– Сегодня, на мастер-классе мы рассмотрим некоторые приёмы работы.

 Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов — целый толстенный словарь. Их надо учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову.

— Как при запоминании избежать простой зубрёжки?

— Как разнообразить это монотонное скучное дело?

Способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов

Эти способы, конечно, изобрела не я. Я их подсмотрела их у разных авторов и собрала воедино для помощи в работе себе и, конечно же,  моим ученикам.

1. Обращение к этимологии слова

Наиболее важным, на мой взгляд, является знакомство детей с историческим образованием словарных слов: этимология, былины и притчи. Если детям объяснить, как образовались те или иные слова, то им легче будет найти ассоциацию и запомнить написание орфограммы.

Я обращаюсь к этимологии слова не всегда, а только в том случае, когда этимология помогает запомнить орфографический образ слова. Вот несколько примеров.

Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же  корня образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.

Слово «запад» произошло от слова «западать». И старину говорили: «солнце западает за горизонт» (вместо «солнце заходит за горизонт»). Запад – место, где солнце «западает» за горизонт», падает.

Слово «метель» произошло от глагола «мести». Ветер метёт снег. (мёл, мётлы).

Слово «столица» произошло от слова «стол». В старину «держать стол» значило иметь власть. Столица – город, где живёт тот, кто «держит стол», т.е. имеет власть.

Слова «платье» и «платок» произошли от одного слова «плать», что означало квадратный кусок материи.

2. Слова-подсказки

Привлечь аудиальную подсказку значит связать слово с другим, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное имеет схожее звучание со словарным словом. Например: Петя петушок; мёд для медведя; у Сони собака; у Маши машина; Костя в костюме; Костя в коричневом костюме; Катя у калитки;  Катя на картине; Оля на портрете;  два Коли в коридоре; девочка дежурная; заядлый заяц; лопасть лопаты; травма в трамвае; рис на рисунке; не уроним урожай; дома из дерева в деревне; дороги дороги. Любой учитель имеет в своём арсенале множество таких слов-помощников.

3. Распределение слов на группы по схожести орфограмм

При изучении  словарных слов некоторых тематических групп удобно сначала изучить слова с безударной гласной «а», затем – с безударной гласной «о» (или с какой-нибудь другой), а затем – слова со сложностями в написании согласных. Например, при изучении словарных слов по теме «Дом, квартира» в 3 классе сначала изучаем слова с безударной гласной «а»: квартира, картина, комната, балкон, забота. Потом – с безударной гласной «о»: кровать, портрет, сосед. Заканчивается изучение темы словом счастье.

4. Использование схем гласных (согласных)

При изучении слов со сложным написанием гласных, пишем схему гласных и стараемся её запомнить. Например, автомобиль (аоои), горизонт (оио), велосипед (еоие), библиотека (ииоеа). И наоборот, в словах, где сложности могут возникнуть в запоминании написания согласных, составляем схему согласных. Например, район (рйн), перрон (пррн), счастье (счст), территория (трртр). Иногда пишем диктант только гласными или только согласными. Дети воспринимают такой вид работы как игру и с удовольствием выполняют такие задания, что помогает запоминанию сложных слов.

5. Игры, помогающие овладеть правописанием словарных слов

В поэтапном игровом развитии формируются все механизмы (в первую очередь произвольность), необходимые для успешной учёбы и, в  частности, для формирования грамотного письма. Вот несколько игр, которые можно использовать специально для запоминания словарных слов.

«Словарное лото»

Для игры необходимо изготовить большие карточки, на которых написаны словарные слова и маленькие карточки с этими же словами. Большие карточки у учителя, а маленькие карточки – у учеников. Учитель предъявляет слово, а ученик, у которого есть карточка с таким словом, поднимает руку, проговаривает слово орфографически и переворачивает карточку. Тот ученик, у кого карточки оказываются перевёрнутыми раньше всех, – победитель.

«Мудрый словарик»

Допиши подходящие по смыслу словарные слова. Подчеркни «трудные» буквы.

  • Как об стенку ______________.
  • Береги нос в большой __________.
  • Живут как кошка с ____________.
  • Куй ____________, пока горячо.
  • __________ до Киева доведёт.
  • Слово не ___________: вылетит – не поймаешь.

«Буквы – липучки» (магниты)

Дана определённая буква (орфограмма) или несколько букв. За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова.

-оро-

  • мороз
  • корова
  • сорока
  • дорога
  • ворона
  • воробей
  • хорошо

— Сейчас мы с вами попробуем «примагнитить»так , чтобы получились словарные слова.

— оло- (солома, около, молоко, молоток)

Шифровка – алфавит

Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер. 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
а б в г д е ё ж з…

В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные  слова.

1, 13, 13, 6, 33 — ЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.

6. Мнемотехника

Прочному усвоению правильного написания словарного слова способствует использование МНЕМОНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ. К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определенные ассоциации, помогают запомнить написание словарного слова.

Мнемотехника – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

Графические ассоциации

Не нужно привязывать детям свои ассоциации они сами могут придумать свои, ведь наши дети  любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать. Например вот такие. (мороз)

Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.

— Давайте  с вами попробуем использовать этот приём и составим к слову собака.

Метод звуковых ассоциаций

Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.

УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.

МЕБЕЛЬ из ЕЛи.

ПАЛЬТО. ПАЛЬТО  носит  ПАпа. Павел в ПАЛЬТО.

— Предлагаю вам подобрать несколько ассоциативных образов.

кОнцерт –нОта, хОр,  гАзета-бумАга,  вОрота- гОл.

“Ассоциативные зацепки”, с помощью которых мы запомним написание “трудных” слов.

Например, группу словарных слов: впереди, сзади, налево, направо — можно    связать с русским богатырём, подъехавшим к камню на перепутье.

Слова быстро, скоро, весело, хорошо поможет запомнить велосипед, а точнее, его колёса, которые похожи на букву “о”.

7. Приём “Чепушина”

Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.

М — медведь
О — однажды
Р — растение
О — около
З — земляника

Затем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложения.

Летом медведь ест корни растений, землянику.

Однажды медведь сделал себе берлогу около огромного дерева.

— Я вам предлагаю слово город. Подобрать к каждой букве словарное слово. Затем из этих слов составить  мини-текст или отдельные предложения.

Г — горох
О — огурец
Р — ребята
О — огород
Д – девочка

8. Работа в группах

Каждая группа получает лист, памятку, словарь.

  • 1 гр. «Морфология».
  • 2 гр. «Фонетика». Делают звуко-буквенный разбор.
  • 3 гр. «Словообразование» Подбирают однокоренные слова, выделяют части слов(морфемы).
  • 4 гр. «Орфография» Изучает правило правописания по словарю. Подсчитывают количество трудностей, определяют правила проверки.

Проверка работы групп.

В 4 классе при изучении словарных слов я объединяю несколько методов работы.

ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ СЛОВОМ

Оно может проходить по-разному. Это может быть иллюстрация, ребус, стихотворение или загадка.

УЗНАВАНИЕ СЛОВА

Слово прочитывается орфоэпически, орфографически, ставится ударение, объясняется буква, которую надо запомнить. Использую слова – образы для запоминания.Слово записывается на доске и в тетрадях. Предлагаю узнать слово в тексте. Работа с фразеологизмами, пословицами и поговорками.

РАБОТА НАД СЛОВОМ

1) Измените слово по вопросам падежей.

2) Подберите однокоренные слова.

РАБОТА НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

1) Выпишите загадки, пословицы, отрывки из художественных произведений.

2) Составьте и запишите предложение с изученным словом.

Для закрепления умения правильно писать словарные слова я использую такие приёмы работы:

1) написать все словарные слова, используя сюжетную картину;

2) учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания должны записать все словарные слова.

Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
(однажды, мороз)

3) Копилка-минутка

На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая. Слова
могут быть подобраны на определённую орфограмму, к конкретной теме урока.

Например, при изучении темы «Парные согласные» берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично-удвоенные согласные и т.д. Таких слов
должно быть не менее 10. Для запоминания даётся 1 минута, в течение которой ученики беззвучно проговаривают слова. Затем учитель закрывает слова.

Снова даётся 1 минута, но уже для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Работа обязательно проверяется
(самопроверка, взаимопроверка подчёркивание орфограммы).

4) Использование интерактивных тренажёров.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.

Данная система даёт большой процент запоминания учащимися слов с непроверяемыми написаниями, причём без специального заучивания; предоставляет широкие возможности для творческого применения. Высокий результат достигается за счёт использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями. Применение, которых способствует развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, развитию мыслительных способностей, кругозора учащихся.

Мастер-класс я хочу закончить словами «Учитель — это ученик, навсегда вызванный к доске». (С.Соловейчик). Обучая других – учись сам.

Всем огромное спасибо за работу.

Правописание словарных слов можно проверить только по словарю, их можно только учить, регулярно закрепляя на практике.

Корень – это морфема, которая несет главное лексическое значение слова.

Словарные слова – это слова, правописание которых не регулируется орфографическим правилом. Тем не менее, существует норма употребления таких слов, но она своя – для каждого отдельного слова. Эта норма указана в орфографическом словаре, где собраны все подобные слова, например:

Сирень, вокзал, пассажир, интеллигенция и др.

Существует целый ряд слов, у которых имеется безударная гласная в корне. Часто её можно проверить, изменив форму слова так, чтобы гласная в корне попала под ударение:

Объед..нение – единство, насл..ждение – сладость.

Примечание. Безударные гласные в корне глаголов не стоит проверять глаголами несовершенного вида, оканчивающимися на –ивать / -ывать, так как в этих случаях гласные в корне чередуются:

Опоздать – опаздывать, раскроить – раскраивать.

Опоздать – поздно, раскроить – раскрой.

Для того, чтобы было легче проверять некоторые слова с безударной гласной, стоит запомнить следующие случаи:

Навевать грусть, знамя развевается – веять.

Как проверить безударную гласную в корне слова, которую невозможно проверить ударением? Есть 4 группы правил, по которым проверяются такие гласные. Итак, правописание гласных в корне зависит от:

Исключения составляют слова: скачок, скачу, скача; отрасль, отраслевой; росток, ростовщик, подростковый, Ростов, Ростислав. В остальных случаях в этих словах корни пишутся именно так, как указано выше.

Наличия суффикса –а- — в корнях –тер- / -тир-а-, -бер- / -бир-а-, -стел- / -стил-а-, -дер- / -дир-а-, -чет- / -чит-а-, -блест- / -блист-а-, -жег- / -жиг-а-, -мер- / -мир-а-:

Счет – считали, блестел – блистательный, замереть – замирать и т.д.

Также от суффикса –а- зависит правописание в корнях –кос- / -кас-:

Коснуться – прикасаться.

Лексического значения слова:

— Если значение связано с понятиями «ровный», «гладкий», «прямой», то пишется –ровн-: заровнять, подровнять. Исключения: равнина, равняйсь.

— Если значение связано с понятиями «равенство», «сравнение», «сопоставление»: равнодушный, сравнение. Исключение: поровну, ровесник, уровень.

— Если значение слова связано с понятием «опускать в жидкость», то пишется корень –мак-: макал, макнул.

— Если значение связано с понятием «набирать жидкость», «пропускать жидкость», то пишется –мок- (–моч-): намокнуть, замочить.

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

§1. Правописание корней

Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

1.1. Правописание словарных слов
Слова, написание которых не регулируется орфографическим правилом, называются словарными.

С..рень, интелл..генция, во..зал, па..сажир.

Словарные слова также пишутся по орфографической норме. Эта норма установлена не по тому или иному правилу, а специально для данного слова. Она отражена в орфографическом словаре.
Школьный курс предполагает знание определенного минимума словарных слов, которые входят в школьный орфографический словарь. Кроме того, необходимый минимум словарных слов, которые следует запомнить, находится в конце каждого школьного учебника по русскому языку.

Cирень, интеллигенция, вокзал, пассажир.

1.2. Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением
Осн..щение; распростр..нять; зат..нувшийся; просв..щение.

В большинстве случаев безударные гласные в корне проверяются ударением:
насл..ждение — сладость;
объед..нение — единство.

Не следует проверять безударные гласные в глаголах совершенного вида глаголами несовершенного вида на —ывать / -ивать (в них ударная гласная меняется):
опоздать — нельзя проверять словом опаздывать;
раскроить — нельзя проверять словом раскраивать.
Оснащение — снасть.
Распространять — пространство.
Затянувшийся — затянутый.
Просвещение — свет.

Иногда бывает трудно подобрать проверяемое слово к безударной гласной в корне.

Сделать это поможет следующий материал:
оснащение (снасть);
сплоченный (плоть);
покаяние (каяться);
святотатство (святость);
обнаженный (был наг);
воздаяние (воздать);
обрамление (рама);
долина, одолеть, непреодолимый (дол);
посвящение другу, посвятить стихотворение, посвятить в тайну (святость);
просвещение, посветить лампой (свет);
навевать тоску, флаг развевается (веять);
завивать волосы, события развиваются (развитие).

Отличайте:
честолюбие (честь) — частота колебаний (частый);
укротить зверя (кротость) — сократить сроки (краткий);
неувядающая слава (вянуть) — увидать приятеля (видеть);
задрожать (дрожь) — раздражать (дразнит);
заколоть (колет) — закалить (закалка);
проредить грядки (редкий) — разрядить ружье (заряженный);
пристегнуться (пристегнутый) — постигать истину (постигнуть); но: пристяжной;
прожевать пироги (жеваный) — проживать в деревне (жить);
благословенный (благо, слово) — прославление (слава);
заседание (сесть) — посидеть, сидение (сидя).

1.3. Чередующиеся гласные в корне
В корнях с чередующимися гласными безударная гласная проверяется не ударением, а по особым правилам. Эти корни можно объединить в четыре группы.

От чего зависит правописание гласной в корне:

от последующей согласной

корни:
-скак- / -скоч-
-раст- / -рос-
-лаг- / -лож-

от наличия либо отсутствия суффикса -а-

от значения корня

корни:
-бер- / -бир-
-тер- / -тир-
-пер- / -пир-
-дер- / -дир-
-стел- / -стил-
-блест- / -блист-
-чет- / -чит-
-жег- / -жиг-
-мер- / -мир-
-кос- / -кас-

корни:
-равн- , -ровн-
-мак-, -мок-

1.3.1. Чередующиеся корни, в которых правописание гласной зависит от ударения:
-ЗАР-, -ПЛАВ-, -ГОР-, -КЛОН-, -ТВОР-, -ЧИН-, -ЖИМ-, -МИН-, -НИМ-
Тв..рить; нач..нать; заг..рел; з..ря; зан..мать; попл..вок; вспом..нать; наж..мал.
В данных корнях под ударением могут звучать и писаться разные гласные (например, зо́рька, за́рево; скло́н, кла́няться и т. д.).
В безударном же положении в них пишутся следующие варианты корней:

Сжимая

Внимал

Разминал

Озарить
Плавучий
Исключения:
зоревать;
пловец;
пловчиха;
плывуны.

Сгорел
Наклонил
Сотворить
Исключение:
изгарь;
пригарь;
выгарки;
утварь.

Починил

1.3.2. Корни, в которых правописание гласной зависит от последующей согласной:
-СКАК- / -СКОЧ-, -РАСТ- (-РАЩ-) / -РОС-, -ЛАГ- / -ЛОЖ-

Поск..кал; выск..чка; ск..чок; выр..сти; выр..сли; пол..гать; пол..жить.

Отскочил
Исключения:
скачок;
я скачу;
скача.

Проскакал

Подрасти
Выращенный
Исключения:
росток;
ростовщик;
подростковый;
Ростов;
Ростислав.

Заросли
Исключение:
отрасль;
отраслевой.

Располагались
Излагать
Исключение:
полог

Положение
Изложение

1.3.3. Корни, в которых правописание гласной зависит от наличия суффикса -а-
1.3.3.1. Корни -бер / бир-â; тер / тир-â; пер / пир-â; дер / дир-â; стел / стил-â; блест / блист-â; чет / чит-â; жег / жиг-â; мер / мир-â.
Наст..лать; уп..реться; уд..рал; бл..стающий.

Здесь правописание гласной зависит от суффикса -а- после корня.

Если после корня стоит суффикс -а-, в корне пишется И.

Если суффикса -а- после корня нет, пишется Е.

Высчит а ли
Блист а тельный
Исключения:
сочетание;
сочетать;
чета.

Застелили
Замерли

1.3.3.2. Корень -КОС- / -КАС-

Прик..сновение; к..снуться; по к..сательной; к..саться.

Если после корня стоит суффикс -а-, в корне пишется А.

Если суффикса -а- после корня нет, пишется О.

Не кас а ется

Коснулись
Прикоснись

1.3.4. Близкие по значению корни, в которых правописание гласной зависит от значения

1.3.4.1. Корни -РАВН- и -РОВН-

Выр..внять (дорогу); ср..внить отрезки.

Если значение корня связано с понятиями
сопоставление, сравнение, равенство,
то пишем -равн-.

Если значение корня связано с понятиями ровный, гладкий, прямой,
то пишем -ровн-.

Сравнительно
Равнодушный
Исключения:
ровесник;
поровну;
уровень.

Заровнять яму
Подровнять волосы
Исключения:
равнина;
Равняйсь!

Запомните написание этих слов:
равнина поровну
равнение ровесник

уровень

Выровнять (дорогу) — сделать ее более прямой, гладкой (по значению подходит корень -РОВН-).
Сравнить отрезки — провести их сопоставление (по значению подходит корень -РАВН-).

1.3.4.1. Корни -МАК- / -МОК-

Обм..кнуть в чай; пром..чил ноги; вым..кнуть.

Если значение корня связано с понятием пропускать жидкость, становиться влажным, то пишем -мок- (-моч-).

Если значение корня связано с понятием опускать в жидкость, то пишем -мак-.

Намокали
Промокашка

Макнул

Обмакнуть в чай — опустить в жидкость.
Промочил ноги — пропустить жидкость через одежду.
Вымокнуть — пропустить жидкость.

1.4. Выбор И либо Ы после приставок, оканчивающихся на согласный
Небез..звестный; контр..гра; сверх..нтересный.

После приставки, оканчивающейся на согласный, стоящая за ней буква И меняется на Ы.

Искать — подыскать
Инициативный — безынициативный
Искусный — безыскусный

Внимание!
Смены И на Ы не происходит после приставок иноязычного происхождения:
постиндустриальный, суперигра.
Смены И на Ы не происходит после приставок меж-, сверх- :
межинститутский, сверхизвестный.
Смены И на Ы не происходит в сложносокращенных словах:
спортинвентарь, пединстиут.
Смены И на Ы не происходит в слове взимать.

1.5. Правописание согласных

Согласная буква проверяется постановкой перед гласной или перед буквами в, л, м, н, р: натюрморт — натюрморты, кров — кровля.
Запомните: лестница (хотя лезть, лезу), свадьба (хотя сват, сватать).

Проверить по словарю, запомнить!
Артиллерия — кавалерия; эффект -дефект; киллер — дилер.

Одна и две согласные буквы на стыке корня с последующей суффиксальной или корневой морфемой.

Перед суффиксами двойная согласная обычно сохраняется:
балл — пятибалльный (искл.: кристальный)
программа — программка
гунны — гуннский (искл,: финский)
группа — группка
компромисс — компромиссный

Не сохраняется НН и ТТ перед суффиксом -К-:
антенна — антенка
оперетта — оперетка

Не сохраняется двойная согласная в сложносокращенных словах:
террористический акт — теракт

Но: двойная согласная на стыке частей сложносокращенных слов пишется, если составляющие ее буквы находились в разных словах:
главный врач — главврач
замминистра, кислороддающий, вируссодержащий
(искл.: военачальник)

Двойная буква сохраняется перед дефисом:
пресс-служба, масс-медиа

Грустный — грусть, грустить
искл.: блеснуть, плеснуть (хотя блестеть, плеск)
Непроверяемые непроизносимые согласные: чувство, рентген и др.

источники:

http://www.calc.ru/Pravopisaniye-Korney.html

http://ya-znau.ru/znaniya/zn/6

Определение

Словарные слова – это слова, правописание которых не подчиняется правилам русского языка. Их можно проверить только по словарю, а отработать – только на практике, например, с помощью словарного диктанта.

Словарные слова можно разделить на следующие группы:

  1. слова с непроверяемой гласной: винегрет, пальто, градация;
  2. слова с удвоенной согласной: суббота, аппетит, килограмм;
  3. слова с непроизносимыми согласными: чувство, здравствуйте, сверстник;
  4. слова с Ъ: фельдъегерь, субъект, конъюнктивит;
  5. слова с приставками пре- и при-: привилегия, преамбула, прерогатива;
  6. слова, которые пишутся через дефис: на-гора, альфа-лучи, точь-в-точь;
  7. слова, которые пишутся раздельно: без удержу, в упор, не к спеху;
  8. слова, которые пишутся слитно: ввысь, вприпрыжку, наизнанку.

Список часто встречающихся словарных слов

Приводим список наиболее популярных словарных слов, встречающихся в школьной программе.

А: абажур, аббревиатура, абзац, абонемент, абориген, абстрактный, авангард, авантюра, автограф, автострада, агентство, адвокат, адекватный, адъютант, ажиотаж, айсберг, академия, акварель, акклиматизация, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция.

Б: багаж, бадминтон, базар, баллада, баллон, баррикада, бархат, бассейн, батальон, безалаберный, без толку, белиберда, бельэтаж, бетон, биография, бойкот, бриллиант, бюллетень.

В: ва-банк, вакансия, варежка, ватрушка, велеречивый, веранда, вермишель, вернисаж, вестибюль, ветеринар, винегрет, виолончель, в обнимку, в обтяжку, вожжи, впопыхах.

Г: габариты, гардероб, гарнизон, генеалогия, гигиена, гипербола, горизонт, градация, грамм, грейпфрут, грипп, группа, гуашь.

Д: дезертир, декларация, дефицит, диктант, дилетант, директива, диссертация, диссонанс, дифирамб, досконально, достопримечательность.

Е: еретик.

Ж: жакет, жасмин, желатин, жокей, жонглёр, жужелица, жюри.

З: замуж, запанибрата, запятая, здоровье, здравствуйте, зодиак.

И: Иван-да-марья, игнорировать, идиллия, идиома, иероглиф, иждивенец, иллюзия, иллюминация, иллюстрация, интеллигентный, инъекция, искусный, исподтишка.

К: кавычки, каламбур, калейдоскоп, календарь, каллиграфия, калькулятор, каморка, карнавал, касса, катастрофа, коварный, колдовать, колонна, колоннада, комбинезон, комментарий, компетентный, компоновать, компромисс, конференция, конфорка, корифей.

Л: лабиринт, ландшафт, линолеум.

М: магнолия, мажорный, майонез, макулатура, мандарин, манипуляция, маскарад, массаж, медальон, меридиан, металл, метаморфоза, метафора, меценат, миллион, мотивировать, мэрия.

Н: наваждение, навзничь, навзрыд, наизусть, наискосок, наперегонки, нарцисс, небылица, невтерпёж, неологизм, ничтожный, ностальгия.

О: оазис, обелиск, обличительный, объект, овладевать, озон, оккупация, оранжерея, оригинальный, орфограмма, орфография, орфоэпия.

П: павильон, палисадник, панорама, папоротник, параграф, парадокс, парашют, пассажир, пейзаж, периферия, пескарь, пессимист, под мышкой, поролон, предварительный, пресса, престиж, привередливый, привилегия, примитивный, приоритет, притча, пропаганда.

Р: рафинад, реабилитация, регламент, резиденция, ремарка, реставрировать.

С: семинар, сертификат, сиреневый, стипендия, стремиться, суверенитет.

Т: тамада, танцор, темперамент, теория, тушёнка, тушь.

У: уездный, университет, ураган, утрамбовать.

Ф: фейерверк, фельдъегерь, фестиваль, филармония, философ, фонтан.

Х: халат, хлестать, хлёсткий.

Ц: целлофан, целлюлоза, ценность, центнер, циклон, цыган, цыкать, цыплёнок.

Ч: часовня, чемпион, четыреста.

Ш: шаблон, шампиньон, шарада, шасси, шеренга, шпаргалка.

Э: эвкалипт, эволюция, эвфемизм, эгида, эквивалент, экзамен, эксперимент, экспонат, экстремальный, элемент.

Ю: юннат, юный.

Я: явственный, ядреный, якобы, январский, яство, ятаган.

Алёна Базан | Просмотров: 2.7k

Видеоурок 1: Словарный Диктант. Словарные слова. Диктант

Видеоурок 2: Как запоминать словарные слова

Лекция: Правописание словарных слов

Правописание словарных слов можно проверить только по словарю, их можно только учить, регулярно закрепляя на практике.

Давайте разобьём их на следующие категории:

  • слова с непроверяемой гл. (пальто, запятая, градация);
  • слова с удвоенной согл. (аккорд, диссертация, миллиграмм);
  • слова с непроизносимыми согл. (чувство);
  • слова с Ъ (фельдъегерь, субъект, конъюнктива);
  • слова с приставками пре/при (прЕемник ср.с прИёмник);
  • слова, которые пишем через дефис(на-гора, альфа-лучи);
  • слова, которые пишем раздельно (в упор, без удержу);
  • слова, которые пишем слитно (вволю, вкось).

А

Абажур

Аббревиатура

Абзац

Абонемент

Абориген

Абстрактный

Автограф

Автострада

Агентство

Адекватный

Адъюнкт

Адъютант

Ажиотаж

Айсберг

Академия

Акварель

Акклиматизация

Аккомпанемент

Аккомпаниатор

Аккорд

Аккордеон

Аккумулятор

Аккуратный

Аксессуар

Актуальный

Алеет (алый)

Аллегория

Аллея

Аллитерация

Альбатрос

Альманах

Альтернатива

Альфа-лучи

Алюминий

Амплитуда

Амплуа

Анафора

Анахронизм

Анекдот

Анналы

Аннотация

Аннулировать

Антенна

Антициклон

Антология

Антогонизм

Аплодисменты

Апогей

Апостол

Апофеоз

Аппарат

Аппендицит

Аппетит

Аппликация

Артикуляция

Артиллерия

Архаизм

Асессор

Асимметрия

Ассамблея

Ассистент

Атолл

Аттестат

Аттракцион

Аудитория

Б

Бадминтон

Базар

Балл (отметка)

Баллада

Балласт

Баллон

Барельеф

Барокко

Баррикада

Бархат

Бассейн

Батальон

Батискаф

Без вести (пропасть)

Без просвета

Без разбору

Без спросу

Без толку

Без удержу

Без устали

Безалаберный

Безапелляционный

Безошибочно

Безыскусный

Белиберда

Белладонна

Белорус

Бельэтаж

Бескозырка

Беспрецедентный

Бесприданница

Беспроцентно-выигрышный

Бессонница

Бесспорный

Бессчетный

Бесчувственный

Бетон

Бефстроганов

Бечева

Биатлон

Бидон

Бизнесмен

Биллион

Бильярд

Биография

Благословить

Блеснуть

Близкородственный

Блокпост

Бомбардировщик

Бонбоньерка

Бороздчатый

Брандспойт

Бриллиант (брильянт)

Букинист

Буланый

Бумеранг

Бухгалтер

Бюллетень

В

В диковинку

В насмешку

В обнимку

В обрез

В обтяжку

В обхват

Ва-банк

Вагоностроительный

Вакуум

Вакханалия

Варежка

Ваттметр

Вблизи

Вбок

Вброд

Вверх

Ввиду (п.)

Вволю

Ввысь

Вдалеке

Вдобавок

Вдогонку

Вдребезги

Вегетарианский

Велеречивый

Великоросс

Великорус

Веранда

Вермишель

Вернисаж

Вертишейка

Верфь

Вестибюль

Винегрет

Виньетка

Виолончель

Вкось

Вкрутую

Влёт

Вмиг

Внакидку

Внакладе

Внешкольный

Вниз

Вничью

Вновь

Во всеоружии

Во всеуслышание

Вовек

Водоросль

Военачальник

Вожжи

Воззрение

Впервые

Вперевалку

Впереди

Вперемежку (попеременно)

Вперемешку (смешавшись)

Вперёд

Вплавь

Вплотную (Н.)

Вповалку

Вполголоса

Вполоборота

Вполсилы

Впопыхах

Впоследствии

Впотьмах

Вправо

Впредь

Вприглядку

Вприпрыжку

Вприсядку

Впритык

Вразбивку

Вразвалку

Врасплох

Врассыпную (Н.)

Всерьёз

Вслепую (Н.)

Вслух

Вспять

Втёмную

Втихомолку

Второпях

Втрое

Втроём

Втройне

Г

Габарит

Гардероб

Генеалогия

Гигиена

Гипербола

Градация

Грамм

Грейпфрут

Грипп

Группа

Гуашь

Гуттаперча

Д

Да здравствует

Дебаты

Девяносто

Декларация

Дельтаплан

Деривация

Дефицит

Джентльмен

Диктант

Диктофон

Дипломат

Дисквалификация

Диссертация

Диссонанс

Дифирамб

До отвала

До отказа

До сих пор

До упаду

Довлеть

Доминанта

Доныне

Достопримечательность

Дотла

Древнерусский

Дрожжи

Е

Евангелие

Евразийский

Ежовый

Еретик

Ё

Ёмкость

Ж

Жакет

Жасмин

Желатин

Жёлоб

Жокей

Жонглёр

Жор

Жужелица

Жюри

З

За здравие

За пазухой

За полдень

Замуж

Запанибрата

Запятая

Защёлка

Званый

Здравствуй(те)

Землетрясение

Златокованый

Златотканый

Зодиак

И

Иван-да-марья

Иван-чай

Идиллия

Идиома

Иероглиф

Иждивенчество

Извечно

Издавна

Издревле

Изжога

Изморозь (род инея)

Изморось (очень мелкий дождь)

Изнутри

Иллюзия

Иллюминация

Иллюстрация

Иммунитет

Ингредиент

Инкассатор

Интеллект

Интеллигент

Инфинитив

Инъекция

Ипподром

Искусный

Исподтишка

Исследовательский

Й

Йог

Йогурт

Йод

К

Кавалькада

Какаду

Какофония

Калейдоскоп

Календарь

Каллиграфия

Калькулятор

Каньон

Касса

Кассета

Катавасия

Килограмм

Километр

Класс

Клише

Коврижка

Коллизия

Коллоквиум

Колонна

Колоннада

Комментарий

Компетентный

Композиция

Компромисс

Контекст

Конференция

Коралл

Корчёвка

Коттедж

Л

Лабиринт

Ландшафт

М

Мавзолей

Магнолия

Мажорный

Майонез

Макулатура

Мандарин

Манипуляция

Маскарад

Масленица

Массаж

Медальон

Металл

Металлолом

Метаморфоза

Метафора

Метеоролог

Метрдотель

Миллион

Морфология

Моцион

Мультимедиа

Мэрия

Н

На авось

На бегу

На глаз

На горе

На износ

На плаву

На подбор

На скаку

Набело

Наверх

Навечно

Навзничь

Навзрыд

Наглухо

Надвое

Наедине

Назло

Наизнанку

Наизусть

Наискосок

Наискось

Наитие

Наперебой

Наперевес

Наперегонки

Наперерез

Наперехват

Напролом

Нараспев

Нарцисс

Наряду

Насквозь

Насмарку

Наугад

Наудалую

Начистоту

Не к добру

Не к спеху

Не по себе

Не с руки

Небылица

Невтерпёж

Недосягаемый

Недоучка

Ненароком

Неологизм

Ни в коем случае

Ничком

ничтожный

Новелла

Ностальгия

О

Оазис

Обличительный

Обелиск

Обогащать

Общо

Объект

Овладевать

Озон

Оккупация

Оранжерея

Орфограмма

Орфография

Орфоэпия

П

Павильон

Пакгауз

Палеограф

Палисадник

Пантомима

Папоротник

Параграф

Парашют

Пассаж

Пассажир

Патронташ

Пейзаж

Перекати-поле

Периферия

Пескарь

Пессимист

По-иному

Побоку

Под мышкой

Подобру-поздорову

Полицмейстер

Понаслышке

Понтон

Презентация

Пресса

Престиж

Привилегия

Приоритет

Притча

Прогрессировать

Прожектор

Пропаганда

Пудинг

Р

Равелин

Рафинад

Ремарка

С

С разбегу

С разлёту

С размаху

Саванна

Сам не свой

Санаторий

Сандалия

Сарафан

Сбоку

Священник

Семантика

Семинар

Симметрия

Снегирь

Сожжённый

Спроста

Т

Такелаж

Тамада

Танцор

Телетайп

Темперамент

Тушёнка

Тушь

У

Уездный

Университет

Ураган

Ф

Фаэтон

Фейерверк

Фельдъегерь

Фестиваль

Философ

Фонтан

Х

Халат

Хлеб-соль

Хлестать

Хлёсткий

Худо-бедно

Ц

Целлофан

Целлюлоза

Ценность

Центнер

Циклон

Цыган

Цыкать

Цып-цып

Цыпки

Цыплёнок

Цыпочки

Цыц

Ч

Часовня

Чемпион

Четыреста

Ш

Шаблон

Шампиньон

Шарада

Шасси

Шеренга

Шов

Шорох

Шпаргалка

Щ

Щеколда

Щупальца

Э

Э-ге-ге

Эвкалипт

Эволюция

Эвфемизм

Эгида

Эквивалент

Экзамен

Экземпляр

Экспрессия

Элегия

Эликсир

Эпиграмма

Эпилог

Этикет

Ю

Юннат

Юный

Я

Явственный

Ядрёный

Якобы

Январский

Яство

Ятаган

Минимум за курс средней школы для удобства дан в алфавитном порядке. Каждый одиннадцатиклассник должен знать эти слова. Всё в ваших руках. Регулярность занятий по их заучиванию – вот составляющая успеха! ;-)

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

на тему

«Развитие орфографической зоркости при написании словарных слов»

Курсы повышения квалификации по ИОЧ

 «Эффективные способы формирования орфографической грамотности у младших школьников»

Выполнила Семенюта

Наталья Владимировна

учитель начальных классов

ГБОУ ООШ №39

г.о.Сызрань

Самарской области

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.

1.1. Понятие  «орфографическая зоркость»

1.2. Примеры  упражнений, которые способствуют формированию  

       орфографической зоркости.

1.3. Факторы орфографической зоркости как шаг к грамотному письму.

ГЛАВА 2.

2.1 Развитие орфографической зоркости при написании словарных слов.

2.2. Приёмы и формы работы над словарными словами.

ГЛАВА 3.  Реализация проекта.

3.1. Анализ проверочных работ.

3.2. Текст проверочной работы №1.

3.3. Текст проверочной работы №2.

3.4. Заключение.

  ГЛАВА 4. Литература

                                                                  Безошибочное правописание составляет азбуку знания  языка.

                                                                                                                                                                Я.К.Грот.

Введение.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков — одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.

 До сих пор одним из больных мест школы остаётся недостаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять то или иное правило при написании слова, в неумении видеть орфограмму, в плохой памяти.

 От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. «Безошибочное правописание составляет азбуку знания  языка», — писал в прошлом веке теоретик русской орфографии академик Я.К.Грот.

 Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня.  И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.

 Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. Изучение так называемых словарных слов в начальной школе строится на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание. Поэтому необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Вместе с тем актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед словарным диктантом.

 В связи с этим на сегодняшний день можно определить  проблему , которая заключается в том, что  нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия психологически безопасного учебного взаимодействия, т.е. будут иметь здоровьесберегающий контекст.

Таким образом,  актуальность темы обусловлена следующим:

— орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня.

Цель работы: разработать методический материал для словарной работы на уроках русского языка по повышению орфографической зоркости при работе со словарными словами.

 Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

изучить методическую литературу по теме;

— выявить эффективные способы запоминания и правописания словарных слов;

— обобщить методику словарной работы и разработать разнообразные виды заданий для работы со словарными словами на уроках русского языка.

Глава 1.

1.1 Понятие «орфографическая зоркость»

 С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость — это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой — в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

 Орфографическая зоркость по определению П.Я. Гальперина — это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением.

Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма. Главной причиной слепоты школьников ученые и учителя считают отсутствие эффективных способов формирования орфографической зоркости.

 Способность выделять орфограммы и определять их тип необходимо воспитывать с 1 класса. Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы, ставить орфографические задачи — рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию.  

 Д.Н. Богоявленский выделяет четыре орфографических умения, которые следует формировать у младшего школьника, работу над которыми начинают на ранних этапах:

— ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);

— устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом;

— применять правило;

— проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль .

 Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:

во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений;

во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм;

в-третьих, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм.

1.2 Примеры  упражнений, которые способствуют формированию орфографической зоркости.

1. Списывание 

 Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. В этот период главной своей задачей учителя считают научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т.п.

 Поэтому уже на начальных этапах письма совместно с детьми был составлен алгоритм списывания, который включает в себя следующие действия:

 1. Прочитай слово /предложение/.

 2. Повтори слово / предложение/, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.

 3. Выдели орфограммы в списываемом слове /тексте/.

 4. Прочитай слово /предложение/ так, как оно написано.

 5.Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.

 6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последний раз.

 7. Проверь написанное:

 а) читай то, что написал по слогам;

 б) подчеркни орфограммы в написанном слове /предложении/;

 в) сверь каждую орфограмму с исходным словом /текстом/.

 Алгоритм списывания в начале обучения должен быть развернут. Когда все выполняемые действия будут освоены, их можно переводить в умственный план и сокращать. Работа сначала проводится коллективно, под контролем учителя. Только после того, как ученики овладели всеми операциями, они могут упражняться в списывании самостоятельно.

2. Письмо с проговариванием (в основе — проговаривание по слогам) или фонемное письмо.

 Орфографическое проговаривание это произнесение слова так, как будто все фонемы в нем представлены своими сильными позициями. А так как буквы — это значки фонем, прочитать слово побуквенно означает представить букву как знак сильной позиции фонемы (звука). Проговорить слово орфографически, побуквенно — это, значит прочитать слово как «написано».

 По мнению Львова проговаривание используется как один из приемов в обучении орфографии. Это обусловлено тем, что в усвоении правописания участвуют разные виды памяти: зрительная, слуховая и речедвигательная, основанная на проговаривании .

3. Скоростное письмо. 

 Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:

 1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).

 2. Самостоятельное чтение хором.

 3. Объяснение орфограмм (коллективно).

 4. Подсчет количества предложений в тексте.

 5. Чтение по предложениям.

 6. Орфографическое чтение.

 7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).

 8. Подсчет количества записанных слов.

 9. Проверка написанного.

 4. Запоминание. 

 Существует произвольное — на основе волевого акта и осознанное (непроизвольное) запоминание. Запоминание — это психологическая основа имитационного метода, в рамках которого применяются следующие приемы:

 1) установка на зрительное запоминание параллельно с воображаемым «проговариванием» про себя, мысленно, или вслух;

 2) установка на правильное, безошибочное письмо, на создание в памяти только одного «образа слова» — правильного;

 3) использование различного рода словарей (списков словарных слов в учебнике, плакатов с перечнем трудных слов, составление собственных словариков);

 4) зрительные диктанты, различные виды письма по памяти и самодиктанты;

 5) использование картин, наглядных пособий, таблиц, схем, словообразовательных моделей;

 6) запоминание морфемного состава слов, словосочетаний, целых предложений; выразительная речь, чтение, импровизация — все то, что формирует внутреннее чувство языка, языковую интуицию  .

 5. Звуковой анализ слов.

 На каждом уроке проводится анализ слов, чтение транскрипции. Дети самостоятельно  расшифровывают тексты, написанные транскрипцией и сами записывают слова при помощи транскрипции.

6. Письмо с простукиванием.

 Учитель диктует  текст, ударяя карандашом, где присутствует «опасное место», что позволяет ребенку задуматься.

 Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.

 Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.

 Необходимо отметить, что формирование у школьников прочных орфографических навыков — одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.

 От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

 Ведущие методисты считают главными в обучении правописания орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако её решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила — орфограмму.

 Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

1.3 Факторы орфографической зоркости как шаг к грамотному письму.

Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Современная наука не отрицает этих факторов, но добавляет и другие. Все мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных и артикулярных факторов.

Рассмотрим данные факторы.

1.Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много.

Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

На своих уроках использую следующие приемы:

письмо с «дырками» — не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, а потом запиши слово, используя другой вид пасты ( зеленый), чтобы выделить трудную буквы;

Очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием.

Пусть он хоть что-то запомнит, увидит и напишет правильно. В конце-концов наша цель не карать, а научить, и тут все средства хороши.

Можно проводить так называемый «диктант с обоснованием». Учитель диктует слова, например, с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Дети должны сначала записать проверочное слово, а затем только то, что диктует учитель, т. к. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновывать свой выбор ее написания;

хорошую обратную связь дает работа с сигнальными карточками.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, так называемое, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать. Этот прием дает неплохие результаты. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Это своего рода « наговор». Чаще всего это касается запоминания трудных слов. Такое многократное проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и в конце концов прочно запоминается.

Упражнения отбираю в соответствии со структурой орфографической зоркости. Мотивации орфографического действия способствует анализ задания и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использования сигнальных карточек. Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляю в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов, при выделении орфограмм, в ходе звукобуквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль формируется на основе само — и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма.

Комментирование – это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.

Например: «Подлетает». В приставке пишу букву О. В корне безударная гласная Е, проверяю : перелет. В окончании глагола гласная Е, доказываю: неопределенная форма подлетать не на –ить — это глагол-исключение, значит, 1-е спряжение, пишу окончание — ет.

Написание слова поясняется не полной формулировкой правила, как оно дается в учебнике русского языка, а отдельными словами –комментариями, т.е. так, как естественно протекает мысль ученика во внутренней речи, когда он хорошо усвоил и формулировку правила. Кроме того комментированное письмо выступает одни из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает учеников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность мне выявить знание учеников и проверять их орфографические навыки.

Глава 2.

Развитие орфографической зоркости при написании словарных слов.

 Приёмы и формы работы над словарными словами.

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка,» — писал ученый – методист А.В.Текучев.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

 Целью этого материала является представление системы работы над словарным словом на уроках русского языка.

1. Фонетические упражнения.

 Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Всё это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.

 В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. С помощью упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится.

 Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты. Такие виды упражнений применяются очень часто, но однообразие форм работы со словами с непроверяемым написанием, как правило, не дает нужных результатов.

 Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, способов, которые являются более эффектными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.

Упражнения для формирования фонетических понятий.

1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер…г, в..кзал, з..мл..ника, ж…л..зо, г..рох, уч..ник, пл..ток, с..рень, к…пуста.

2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес, билет, язык.

3. Запишите слова, начинающиеся на букву р, т, м, о, и,д.

4. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г…рой, адр…с, ур..жай, р..кета, ябл..к.., п..нал, т..пор, п..суда, б..лот.. .

5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.

6. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.

7. Игра «Из каких слов выпали гласные?»

        Д..р..вня                        п..ртр..т

        М..л..т..к                        с..л..м..

        К..ньк..                        т..л..ф..н

         8. Игра   «Угадай слово».

Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова.

ГО (город, горох, гореть, горизонт).

2. Орфографические упражнения.

Предметом особого внимания  на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию «опасных» мест в слове,  т.е. орфограмм, находят в текстах то, что «спрятал» автор, используют такой вид упражнений, как письмо «с дырками» т.е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку. Умение находить чужую ошибку в предложенном задании приводит к тому, что ребёнок учится устранять собственные ошибки, а затем и не допускать их появление.

        Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. Это следующее направление классификации. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.

  1. От слов береза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.
  2. Подбери слова к данным схемам.

∩;   ∩^;  ¬∩.

3. От слова газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом –к.

        4. Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

        Берёза, берёзовый, березняк, подберёзовик, берёзка, березонька.

        Праздник, праздничный, праздники, праздновать.

3. Морфологические упражнения.

Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.

1. Подберите словарные слова, обозначающие признаки предметов, действия предметов.

2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.

3. Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных воробей (какой?).., газета (какая?)…, молоко (какое?)…

4. Выпишите в три столбика слова из словаря, в первый столбик – слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода.

5. Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающие на вопрос Кто? На ухо наступил.

                                Слово не … вылетит – не поймаешь.

4. Синтаксические упражнения

Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений помогают детям осознать синтаксический  строй родной речи и грамотно выражать  свои мысли  форме предложений. С синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные.

1. К словам из левого столбика подбери подходящие по смыслу слова из первого столбика. Составьте предложения.

                Береза …….                 В небе

                Огурец …..                        в доме

                Воробей….                        В школе

                Комната…                        в лесу

                Ученик…..                        в огороде

2. Составьте предложение с данными словами. Ветер, капуста, осина, товарищ.

3. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

5. Лексические упражнения

 Ребёнок, пришедший в школу учиться, имеет определенный словарный запас. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения.  Ему не хватает, прежде всего, слов для этого. Перед учителем стоит задача – активизировать словарь детей.

 В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в значении слов синонимического ряда, составляют с ними словосочетания и предложения.

1.Выпишите из словаря слова на заданную тему. «Птицы», «Овощи», «Одежда» и т.д.

2. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому принципу отобраны слова.

        Автомобиль, урожай, трамвай, самолёт. Капуста, помидор, солома, морковь.

Телефон…. На тумбочке.                        Стоит

3. Сгруппируйте слова по темам.

Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.

4.По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему: «Школа», «Птицы» и т.д.

5.К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения.

 Учителю надо помнить, что существует процесс забывания, и продумать систему повторения.

Например,

1.  Прочитайте «по цепочке».

2.  Прочитайте словарь хором.

3.  Прочитайте каждое второе (третье, четвертое) слово.

4.  Прочитайте слова, состоящие из двух (трех) слогов.

5.  Из указанного столбика назовите слова с безударной гласной О (А, Е).

6.  Прочитайте слова, в которых вторая буква гласная.

7.   Прочитайте слова, ударение в которых падает на первый (второй, третий) слог.

8.  Прочитай пятое слово, не заглядывая в словарь, назови его соседей.

 Используемые приемы способствуют развитию у младших школьников орфографической зоркости.

Ожидаемый конечный результат:

 Результатом применения данной методики является грамотное написание словарных слов.

Глава 3.

 Реализация проекта.

Сроки реализации проекта – сентябрь — декабрь 2012 года.

10 сентября 2012 года была проведена проверочная работа №1 в 3 «А» классе.  

Цель работы: проверить навык правописания изученных словарных слов.

Анализ проверочной работы показал, что из 25 человек, писавших работу, на «5» выполнили 5 учащихся, на «4» — 11 человек, на «3» — 7 человек, два человека получили оценку «2».

Уровень обученности составил  94%,  качество знаний (количество учащихся, получивших оценки «4», «5») – 64%.

В течение трёх месяцев проводилась ежедневная словарная работа, в ходе которой применялись различные виды упражнений, а в частности: лексические, синтаксические, морфологические, орфографические, упражнения для формирования фонетических понятий. В том числе использовала ЭОР, например, с сайта ЦОР. Были применены индивидуальные и групповые проверочные задания в форме игры «Словарное лото». Ссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e4fe7e9f-98a9-4316-a9a5-0830bc89c34d/%5BNS-RUS_2-17%5D_%5BIP_051%5D.swf.

10 декабря 2012 года была проведена проверочная работа №2. Итоги этой работы показали, что применение различных видов упражнений со словарными словами в системе очень эффективны. Все 25 человек, писавших работу, справились с заданиями. На «5» выполнили  10 учащихся, на «4» — 11 учащихся, на «3» — 4 человека.

Уровень обученности составил  100%,  качество знаний (количество учащихся, получивших оценки «4», «5») – 84%, что на 20% выше, чем качество знаний учащихся при выполнении проверочной работы №1.

Для реализации данного проекта учителю потребуются :

  • Учебно-методическая литература:

1. Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков. Орфографический словарь

2. Б.Т. Панов, А.В. Текучев. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка.

3. В.И. Круковер. Школьный словообразовательный словарь.

4. О.В. Гвинджилия. Учебно-методический комплект. Словарные слова.

5. Л.П. Николаева. Работа со словарными словами.

  • Интернет- ресурсы:

1.Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: http//ru/wikipedia.org/wiki

2.Клуб учителей начальных классов. – Режим доступа:  http//www. 4stupeni.ru

3.Педсовет.org. Всероссийский Интернет- педсовет. – Режим доступа: http//pedsovet.org

  • Специфическое сопровождение (оборудование):

1. Компьютер

2. Проектная техника

3. Персональные ноутбуки.

Проверочная работа №1.

1.  Прочитай стихотворение.

Эй вы, ребятки,

Голые пятки,

Драные калошки,

Кому нужны сапоги

К чудо – дереву беги!

                          (К. Чуковский)

Найди и выпиши словарные слова. Поставь в них ударение. Подчеркни букву, которую нужно запомнить.

2.  Подбери однокоренные слова к словарному слову «класс».

Кто? ______________________________.

Какой? ____________________________.

3. Вставь пропущенные буквы.

Д_ревня,  м_роз,  м_дведь,  м_шина,  з_яц,  к_рова,  л_пата,  з_вод,  м_ локо, _дежда.

С одним из слов составь и запиши предложение.

4. Добавь словарное слово. Спиши предложения.

Вечером на улицах ______________ зажигали фонари.  Кто сегодня в нашем классе ___________?  Дерево с белой корой называется ____________. В лесу (кто?) ____________ не спит и на нас рычит.

Проверочная работа №2.

1. Прочитай стихотворение.

Великая радость – работа!

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта,-

Всё счастье земли – за трудом!

Найди и выпиши словарное слово и родственное ему. Запиши словарное слово ещё раз, разделив его сначала для переноса, затем по слогам. Придумай предложение.

2. Запиши слова, в которых пропущена буква  о.

Г_рох,  г_род,  з_вод,  л_пата,  пл_ток,  м_шина, с_рока,  с_пог,  ст_лица.

3. От слов береза, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.

4. Спиши, вставляя пропущенные словарные слова.

Обувь чинит (кто?) ______________.  Юбка, брюки, пальто – это _________.

Корова даёт _________. Мой родной _______ — Сызрань. Про человека, который очень много разговаривает, говорят, что у него длинный _________.

Заключение.

 Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

 В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

Глава 4.

Список  источников.

Литература:

1.Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Д.Н. Богоявленский // Начальная школа. — 2003.

2.Гальперин П.Я. и др. Проблемы формирования знаний и умений у школьников// Вопросы психологии. — 1999.

3.Гвинджилия О.В. Учебно-методический комплект. Словарные слова.М.: Экзамен. — 2010.

4.Граник Г.Г. Секреты орфографии. М.: Просвещение. 1991.

5.Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. — М.: Просвещение. 1992.

6.Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах/М.Р.Львов//Начальная школа. -2002.

7.Николаева Л.П. Работа со словарными словами. М.: Экзамен. 2010.

Интернет-ресурсы:

1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/

2.ФЦОР. Открытый класс.  http://www.openclass.ru/node/22886

3.Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: http//ru/wikipedia.org/wiki

4.Клуб учителей начальных классов. – Режим доступа:  http//www. 4stupeni.ru

5. Педсовет.org. Всероссийский Интернет- педсовет. – Режим доступа: http//pedsovet.org

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно пишутся слова через дефис
  • Как правильно пишутся воинские звания
  • Как правильно пишется яблоков или яблок
  • Как правильно пишутся слова тест
  • Как правильно пишутся буквы прописью