Как развивалось образование на руси напиши кратко

Обновлено: 04.03.2023

Киевская Русь – средневековое государство, именуемое также Древнерусским государством или Древней Русью, существовавшее в Восточной Европе в период правления династии Рюриковичей.

Военные и политические события того времени порождали нужду в грамотных людях для составления различных документов и писаний, учета государственных доходов, а также сбора податей. Ввиду этого, Киевская Русь развивалась в сфере образования.

Школы Древней Руси

При князе Владимире христианство византийского обряда выступало в роли государственной идеологии. В связи с этим в церквях и монастырях собирали и обучали детей грамоте.

Таким образом, введение христианства способствовало образованию первых школ на Руси. Именно с крещением Руси связано первое официальное свидетельство о появлении школ.

В подготовке квалифицированных грамотных воспитанников был заинтересован как сам князь, так и церковь, ведь стране нужны были грамотные деятели внутренней и внешней политики, а также идеологи новой религии.

Дело своего отца продолжил князь Ярослав Мудрый, который и сам был весьма образованным человеком. Он потратил много сил и средств на развитие образовательной системы в стране.

К 11 веку, характеризующемуся расцветом Киевской Руси, в государстве существовали следующие виды школ:

Школы книжного учения считались школами улучшенного типа. Они подготавливали профессионалов в области управления государством, а также в сфере культуры и церковной жизни. Отличительной чертой этого типа учреждений являлось обучение с помощью книг и текстов.

Монастырские школы создавались для монахов, так как Студитский устав обязывал их обучаться грамоте. В некоторых монастырях существовали школы повышенного типа, самым известным представителем которых являлся Киево-Печерский монастырь.

В школах грамоты учились дети представителей высших чинов, для бедного населения они были недоступны. Воспитанники изучали письмо, чтение, счет и хоровое пение. Стоит отметить, что подобные школы имели место на существование лишь в городах, так как в селах не обучали грамотности.

Готовые работы на аналогичную тему

Женские же школы были доступны для женщин, нуждавшихся и желающих обучиться письму и чтению. Одна из самых известных школ была открыта сестрой Владимира Мономаха в Киеве, затем школы распространились и на другие города.

Возникновение первых школ

Правление князей Владимира и Ярослава Мудрого характеризуется возникновением начального этапа развития образования на Руси.

Согласно Повести временных лет, первая школа была создана в 988 году при постройке храма святого Василия. Тогда же были возведены и другие церкви, а в них учреждены образовательные школы.

Одной из известнейших школ того времени была школа высшего класса. Ярослав Мудрый открыл ее в Новгороде в 1030 году для обучения детей священников и старост. Целью предлагаемого образования являлась интеграция управленческого аппарата и церкви в целях борьбы с традициями языческой религии.

Таким образом, образовательная программа Владимира и Ярослава усилила христианизацию Древней Руси и споспособствовала в обретении ею статуса национальной религии.

Монастырское образование при князе Всеволоде

Всеволод, будучи сыном князя Ярослава Мудрого, и сам бывал в новгородской школе отца, интересовался образованием, в связи с чем, являлся грамотным человеком.

Князь продолжил развитие образовательной сферы в государстве. Школы создавались при монастырях, преподавало в них духовенство.

Помимо чтения, письма и богословия, в монастырях преподавали также грамматику, философию и риторику. Обучение велось на родном языке.

Стоит отметить, что монастырское образование поддерживал еще Феодосий Печерский – православный монах, один из основателей Киевско-Печерской лавры.

Школы в других регионах Руси

Средневековое образование Киевской Руси принято рассматривать, опираясь на Киев и Новгород. Однако и в других городах процветало обучение грамоте.

Так, в 1143 году в Полоцке было основано женское монастырское училище. Место известно тем, что здесь родился Авраамий Смоленский – русский православный святой, преподобный.

Училища были возведены также во Владимире, в Нижнем Новгороде и других городах.

На сегодняшний день невозможно определить точное количество существовавших школ и их географическое положение.

Итоги средневекового образования на Руси по Стоглаву

В одной из глав рассматривался вопрос о школах грамоты.

Так, было принято решение о необходимости борьбы с неграмотностью дьяконов и попов. Составители Сборника ссылались на училища былых лет как на пример для подражания.

Однако исследователи считают, что речь шла лишь о периоде до монголо-татарского нашествия, так как сохранившиеся письменности демонстрируют высокий уровень грамотности.

Также найденные археологами писала и различного рода свинцовые печати указывают на хорошую образованность людей того времени. Достижение культуры средневековой Руси подтверждают заявленное мнение.

Таким образом, Киевская Русь при переходе от язычества к христианству, несомненно, подверглась многим изменениям. Не осталась в стороне и образовательная сфера, в которой в любые времена нуждается любое государство. Не смотря на различные мнения историков относительно введения христианства, в отношении привития грамотности гражданам оно сыграло исключительно положительную роль.

На протяжении веков менялись представления о том, как именно должно проходить обучение детей. В несколько этапов происходило развитие образования в Древней Руси. Первые школы появились еще в 988 году после Крещения. Инициатором стал князь Владимир Святославович. Он издал указ, согласно которому все боярские дети должны были освоить книжное дело.

Школа в Древней Руси

Некоторые причины

Было несколько причин создания школ. С проведением Крещения перед князем встала проблема: необходимо было распространять христианство, но делать это силами только византийских священников не представлялось возможным. Требовалось воспитание собственных религиозных деятелей. Они должны были грамотными и образованными, чтобы уметь читать священные тексты.

Зарождение первых учебных заведений

Позже была создана особая славянская азбука, которая служила основой для перевода книг. До этого письменность тоже существовала, но она была не так распространена среди населения. В обществе также происходили медленные изменения. Если раньше все было заранее предрешено и дети продолжали дела родителей. Но с усложнением и развитием жизни появилась возможность сменить социальное положение. Но для этого нужно было владеть грамотой.

Зарождение школьного образования

Изначально первые школы предназначались только для боярских детей. Но со временем менялись представления об этом. Долгое время к учебе не допускались девочки.

Некоторые знатные семьи предпочитали нанимать учителей и проводить домашнее обучение.

Первые школы на Руси стали создаваться при князе Владимире в 988 году после Крещения. Боярские дети обучались в небольших группах грамоте и чтению. Учебные заведения открывались при монастырях в следующих городах:

  • Киев;
  • Суздаль;
  • Смоленск;
  • Курск и другие.

В классах изучали только жития святых, так как книги были дорогими и редкими. Первый букварь будет издан намного позже. Несмотря на принятые меры грамотой овладевало только небольшое количество детей.

Заведения для девочек

Программу утверждал князь Владимир, а учителями были монахи. Прошел всего век и сестра Владимира Мономаха, Анна Всеволодовна, провела открытие первого училища при храме для женщин. Школьники обучались:

Славянская азбука

Первые школы в Древней Руси были ориентированы только на детей из зажиточных семей. Для крестьян это было недоступно. В XV веке появились частные заведения.

С появлением татаро-монгольского ига произошел регресс, и только церковные школы продолжали обучать детей.

Старинные школы кардинально отличались от современных. Но они уже тогда выполняли главную функцию — делали письмо и чтение доступным для большинства людей. Развитие грамотности помогло обществу развиваться во многих сферах жизни. Но в то же время в Древней Руси еще изучались только темы, которые были связаны с христианством и историей государства.

Первого сентября все дети традиционно идут в школу. Такая привычная нам система образования претерпела огромные изменения за много веков своего существования. А как было заведено у наших предков?

Самая первая школа: учились только мальчики


© Фото из открытых источников

Сын Владимира Красного Солнышка, князь Ярослав Мудрый, основал в 1028 году в Великом Новгороде при Софийском соборе самую большую школу тех времен и, по легенде, лично отбирал самых умных мальчиков из семей дружинников и мелких князей. По его указанию также активно переводились греческие учебники и книги.

Первое в Европе училище для девочек в Киеве

Уже его сын, князь Всеволод Ярославович, в мае 1086 года открывает самое первое женское училище в Европе, поставив во главе свою дочь, Анну Всеволодовну. Строго говоря, это заведение было при вновь открытом женском Андреевском монастыре, первой игуменьей (настоятельницей) была как раз княжна. Девочек из знатных семей учили письменности, шитью, вышиванию, церковному хоровому пению и различным ремеслам.

Более того, ученицы получали совершенно уникальную для тех времен возможность научиться писать иконы и переписывать церковные книги. Тогда еще не было печатных книг и широкой сети иконописных мастерских, поэтому подобные умения очень высоко ценились. Конечно, обучали таким специальностям только самых одаренных воспитанниц. В будущем они постригались в монахини и оставались в монастыре.

Первая Школа международного значения

Кто был самым образованным человеком на Руси?

Ответ очевиден: священники. К началу 1096 года школы начинают открываться уже при каждом монастыре или церкви. Конечно, первыми были такие русские города тех времен, как Муром и Суздаль, Переяславль и Владимир, Чернигов и Курск, Туров и Полоцк . Потом подтянулись более мелкие города, в селах пока никаких школ не было.

Во время монголо-татарского ига (началось в 1237 году с вторжением конницы Батыя в рязанские земли, а завершилось в 1480 году) образованию не уделялось ни малейшего внимания и только начиная с XVI века потихоньку начали заниматься проблемами обучения детей.


© Фото из открытых источников

В помощь детям был выпущен первый русский букварь в 1574 году первым русским книгоиздателем Иваном Федоровым. В том букваре было 5 тетрадей, в каждой по 8 листов. Иными словами, это 80 страниц в привычном для нас формате.В первой части были материалы для первых двух годах обучения. А во второй части материалы для чтения – молитвы и отрывки из Библии.


© Фото из открытых источников

Для нас рукопись интересна еще и тем, что в ней подробно описаны правила, по которым строился учебный день для всех школ допетровской Руси, они были одинаковыми.

Книги в те времена были очень ценными и дети работали с ними только в училище, причем учителя много времени посвещали научению детей правильно обращаться с учебником. Убирались, а также отапливали (в т.ч. и заготавливали дрова) дети самостоятельно.

О том, как появились уже привычные нам школы и образование стало доступным каждому, мы расскажем в следующей статье.

Школа на Руси

Когда киевский князь Ярослав Мудрый отдал свою дочь Анну Ярославну замуж за французского короля Генриха I, примечательным был один факт: на брачном документе французский король поставил крестик, по той причине, что попросту был неграмотным. Да, уровень грамотности в средневековой Европе в то время оставлял желать лучшего. В то же время Анна, ставшая французской королевой, будучи образованной и грамотной женщиной оставила нам не один свой автограф под разными королевскими грамотами и указами. Эта история ярко иллюстрирует, что уровень образования в Киевской Руси периода ее расцвета был выше, чем в Западной Европе. А каким было образование в Древней Руси? Об этом читайте дальше.

Создание первых школ

Начало централизованной системы образования в Киевской Руси положил князь Владимир Великий. Интересно, что образовательная инициатива князя была связана с другим значимым историческим событием – крещением Руси в 988 году. А одновременно с принятием христианства перед князем встала вполне насущная проблема – для дальнейшей христианизации государства необходимо было обучать местных священников и религиозных деятелей. Языческие верования в народе были еще очень крепки, и сил только лишь византийских священников явно было недостаточно.

В свою очередь местные священники и проповедники должны были быть грамотными, как минимум они должны уметь читать священные тексты: Библию, Псалтырь, жития святых. Для обучения грамотности князь Владимир создает первые школы для боярских детей. Причем школы эти открываются при монастырях, к обучению допускаются исключительно мальчики из знатных боярских семей (как бы девочки и священниками быть не могли, а это была главная цель образования на том этапе).

Образование в Древней Руси

Книги в средние века были дорогие и редкие (смотрите нашу статью об истории книг), как правило, в школе было всего лишь несколько книг, и они были самой главной ценностью. Как правило, это была Библия и жития святых, по ним и обучались древнерусские школяры. Первый букварь Ивана Федорова будет издан гораздо позднее, в 1574 году.

Благодаря созданию и развитию школ при Владимире и Ярославе грамотой овладели многие боярские дети, которые потом стали не только священниками, но и государственными деятелями, воеводами, администраторами, даже князями. Простые люди, разумеется, в те времена и далее оставались не грамотными, но зато среди древнерусской знати повсеместно распространилась грамотность.

Школы для девочек

Понимая важность грамотности и образования, Ярослав Мудрый и своих дочерей обучил грамотности, и надо сказать, что учитывая эпоху, Анна Ярославна была просто выдающейся образованной женщиной.

Автограф Анны Ярославны

Автограф Анны Ярославны.

Так как в целом повсеместно считалось, что девочкам, даже и знатным грамотность не к чему, их удел вести хозяйство и рожать детей, а не книжки читать. Но со временем в этом отношении установки стали меняться и уже при князе Владимире Мономахе стали появляться первые школы для девочек. (Впрочем образование того времени значительно отличалось даже от базового среднего образования наших дней) Разумеется только знатных девочек, дочерей князей и бояр. Школы эти также как и школы для мальчиков функционировали при монастырях. Обучали девочек пению, чтению и письму. Впрочем, мальчикам давали те же познания, так как человек умеющий писать и читать по средневековым меркам был уже просто невероятно умен.

Благодаря системе образования Киевской Руси развивалась культура, и укреплялось государство.

Читайте также:

      

  • Как подскажет сердце линдсей джоанна краткое содержание
  •   

  • Какие изменения происходят в современном обществе кратко
  •   

  • План открытого урока на тему holidays in kazakhstan
  •   

  • С какой целью выделяют территории с разной степенью комфортности природных условий кратко
  •   

  • До какого класса нужно учиться чтобы стать учителем начальных классов в школе

В Древней Руси существовали школы. Например, известно о существовании школы в Киеве в 988 году и в Новгороде в 1030 году. Бояре отдавали своих детей в школу для обучения письму и чтению.

Стандартизация образования началась только при Петре I. Правда, внимание уделялось в основном военным и техническим наукам. При Екатерине II впервые стала внедряться классно-урочная система и стало развиваться женское образование. Но образование было доступно только детям из богатых сословий.

Все население России получило доступ к образованию лишь после отмены крепостного права и учреждения в 1864 году земств (выборных органов местного самоуправления). В земских школах учились 3 года, а с начала XX века — 4 года. Там изучали чистописание, арифметику, закон Божий, церковное пение. В школы принимались мальчики и девочки с 8 лет.

история образования в россии кратко

Несмотря на земские школы, уровень грамотности населения России к началу XX века оставался крайне низким: только 1/5 часть населения владела грамотой (существенно меньше, чем в большинстве стран Европы). Это было связано с тем, что большинство населения составляли крестьяне, для которых ребенок, как только он становился способен оказывать маломальскую помощь семье, был нужнее для домашних дел, и образование было тратой времени.

Большевики после революции начали решать проблему образования, в том числе за счет экспериментов: отменили домашние задания, уроки истории заменили политграмотой и обществоведением, дали возможность детям самим выбирать предметы для изучения. Однако в 1927 году правительство обозначило обязательные программы и учебные планы. В это время ввели обязательное сначала 4-летнее, а затем 7-летнее обучение для детей 8–10 лет. В 1943 году в школу начали брать с 7 лет.

В послевоенное время появилась школьная форма, а в программу добавили уроки логики, психологии, латыни. И начался период хорошего советского образования, уровень которого был очень высоким, и весь мир признавал этот факт.

история школ в россииПосле перестройки качество образования в российских школах стало падать. Так по данным 2019 года в рейтинге стран мира по индексу уровня образования Россия занимает только 33 место.

В 2020 года Россия начала переход, в том числе на дистанционный вариант обучения школьников. И это уже наша реальность…

Нравится Не нравится

Школа в Древней Руси

Некоторые причины

Было несколько причин создания школ. С проведением Крещения перед князем встала проблема: необходимо было распространять христианство, но делать это силами только византийских священников не представлялось возможным. Требовалось воспитание собственных религиозных деятелей. Они должны были грамотными и образованными, чтобы уметь читать священные тексты.

Зарождение первых учебных заведений

Позже была создана особая славянская азбука, которая служила основой для перевода книг. До этого письменность тоже существовала, но она была не так распространена среди населения. В обществе также происходили медленные изменения. Если раньше все было заранее предрешено и дети продолжали дела родителей. Но с усложнением и развитием жизни появилась возможность сменить социальное положение. Но для этого нужно было владеть грамотой.

Зарождение школьного образования

Изначально первые школы предназначались только для боярских детей. Но со временем менялись представления об этом. Долгое время к учебе не допускались девочки.

Некоторые знатные семьи предпочитали нанимать учителей и проводить домашнее обучение.

Первые школы на Руси стали создаваться при князе Владимире в 988 году после Крещения. Боярские дети обучались в небольших группах грамоте и чтению. Учебные заведения открывались при монастырях в следующих городах:

  • Киев;
  • Суздаль;
  • Смоленск;
  • Курск и другие.

В классах изучали только жития святых, так как книги были дорогими и редкими. Первый букварь будет издан намного позже. Несмотря на принятые меры грамотой овладевало только небольшое количество детей.

Заведения для девочек

Программу утверждал князь Владимир, а учителями были монахи. Прошел всего век и сестра Владимира Мономаха, Анна Всеволодовна, провела открытие первого училища при храме для женщин. Школьники обучались:

  • пению;
  • грамоте;
  • чтению.

Славянская азбука

Первые школы в Древней Руси были ориентированы только на детей из зажиточных семей. Для крестьян это было недоступно. В XV веке появились частные заведения.

С появлением татаро-монгольского ига произошел регресс, и только церковные школы продолжали обучать детей.

Старинные школы кардинально отличались от современных. Но они уже тогда выполняли главную функцию — делали письмо и чтение доступным для большинства людей. Развитие грамотности помогло обществу развиваться во многих сферах жизни. Но в то же время в Древней Руси еще изучались только темы, которые были связаны с христианством и историей государства.

Образование в Древней Руси: история создания первых школ

Школа на Руси

Когда киевский князь Ярослав Мудрый отдал свою дочь Анну Ярославну замуж за французского короля Генриха I, примечательным был один факт: на брачном документе французский король поставил крестик, по той причине, что попросту был неграмотным. Да, уровень грамотности в средневековой Европе в то время оставлял желать лучшего. В то же время Анна, ставшая французской королевой, будучи образованной и грамотной женщиной оставила нам не один свой автограф под разными королевскими грамотами и указами. Эта история ярко иллюстрирует, что уровень образования в Киевской Руси периода ее расцвета был выше, чем в Западной Европе. А каким было образование в Древней Руси? Об этом читайте дальше.

Создание первых школ

Начало централизованной системы образования в Киевской Руси положил князь Владимир Великий. Интересно, что образовательная инициатива князя была связана с другим значимым историческим событием – крещением Руси в 988 году. А одновременно с принятием христианства перед князем встала вполне насущная проблема – для дальнейшей христианизации государства необходимо было обучать местных священников и религиозных деятелей. Языческие верования в народе были еще очень крепки, и сил только лишь византийских священников явно было недостаточно.

В свою очередь местные священники и проповедники должны были быть грамотными, как минимум они должны уметь читать священные тексты: Библию, Псалтырь, жития святых. Для обучения грамотности князь Владимир создает первые школы для боярских детей. Причем школы эти открываются при монастырях, к обучению допускаются исключительно мальчики из знатных боярских семей (как бы девочки и священниками быть не могли, а это была главная цель образования на том этапе).

Образование в Древней Руси

Книги в средние века были дорогие и редкие (смотрите нашу статью об истории книг), как правило, в школе было всего лишь несколько книг, и они были самой главной ценностью. Как правило, это была Библия и жития святых, по ним и обучались древнерусские школяры. Первый букварь Ивана Федорова будет издан гораздо позднее, в 1574 году.

Приемник Владимира Великого, князь Ярослав Мудрый продолжил образовательную программу своего отца, всячески покровительствовал школам, и развитию образования уделял большое значение в своей государственной политике (не зря ведь ему дали эпитет «Мудрый»).

Благодаря созданию и развитию школ при Владимире и Ярославе грамотой овладели многие боярские дети, которые потом стали не только священниками, но и государственными деятелями, воеводами, администраторами, даже князями. Простые люди, разумеется, в те времена и далее оставались не грамотными, но зато среди древнерусской знати повсеместно распространилась грамотность.

Школы для девочек

Понимая важность грамотности и образования, Ярослав Мудрый и своих дочерей обучил грамотности, и надо сказать, что учитывая эпоху, Анна Ярославна была просто выдающейся образованной женщиной.

Автограф Анны Ярославны

Автограф Анны Ярославны.

Так как в целом повсеместно считалось, что девочкам, даже и знатным грамотность не к чему, их удел вести хозяйство и рожать детей, а не книжки читать. Но со временем в этом отношении установки стали меняться и уже при князе Владимире Мономахе стали появляться первые школы для девочек. (Впрочем образование того времени значительно отличалось даже от базового среднего образования наших дней) Разумеется только знатных девочек, дочерей князей и бояр. Школы эти также как и школы для мальчиков функционировали при монастырях. Обучали девочек пению, чтению и письму. Впрочем, мальчикам давали те же познания, так как человек умеющий писать и читать по средневековым меркам был уже просто невероятно умен.

Благодаря системе образования Киевской Руси развивалась культура, и укреплялось государство.

Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту [email protected] или в Фейсбук, с уважением автор.

Схожі статті:

Первые известия о школах и училищах в древней Руси относятся ко временам распространения христианства. По словам летописи, Владимир Святой «начал ставить по городам церкви и священников, и люди на крещенье приходили из городов и сёл. Приказал он также брать у лучших людей ребят и отдавать их в научение книжное; матери же детей сих плакали по ним, будучи еще не тверды в вере, как по мертвецам». По другому известию, первый русский митрополит Михаил советовал князю Владимиру устроить училища „на утверждение веры и собрать детей в учение», и князь Владимир „велел собрать детей знатных, средних и убогих и отдать их по церквам священникам и причётникам в научение книжное». В 1028 году сын князя Владимира Ярослав собрал в Новгороде 300 человек детей и велел „учити их книгам».
Таким образом первые школы на Руси возникли вместе с распространением христианства и имели своей целью „утверждение веры» путём „учения книжного».

По мере распространения христианства, число школ росло и увеличивалось по городам. Школы устраивались при церквах и в монастырях. Обилие переводимых с греческого книг, существовавших тогда, показывает, что школа делала свое дело — создавала читателя и любителя просвещения. Сын великого князя Ярослава, Святослав, все клети своего дворца наполнил книгами, его племянник Владимир Мономах сам был писателем, отец же Мономаха Всеволод знал пять языков. В летописи 1097 года упоминается, что преподобный Нестор ездил во Владимир на Волыни для обозрения училищ и наставления учителей.

Правнук Ярослава, князь Роман Смоленский (1180 г.) завёл у себя в городе что-то вроде высшего училища, где учили даже латинскому языку. Князь Роман всё своё имущество тратил на книги и училища и когда умер, то смольнянам пришлось хоронить его за свой счёт. Книга, учение книжное были вообще в большом почёте, и послесловия многих письменных памятников тех времён содержат одушевлённые похвалы „учению книжному»:

Велика бо бывает польза от учения книжного, — гласит одна такая похвала; — книги наставляют и учат нас пути покаяния; мудрость обретаем и воздержание от словес книжных; книги, как реки, напояют вселенную, они — источники мудрости; неисчётна глубина книг, они утешают нас в печали, поддерживают в подвиге«.

Падение Киевской Руси и нашествие татар подорвали в корне начатки просвещения в Южной Руси. На суровом Суздальском севере было не до учения, не до почитания книжного, впору было только отбиваться от дикого зверя и зарабатывать тяжёлым трудом себе пропитание. Школы становятся редки, грамотность ютится по монастырям, просвещение не идёт дальше переписки книг и заучивания наизусть их содержания. Даже среди князей становятся часты лица, „не гораздые грамоте», как, например, Дмитрий Донской.

К началу 16 в. приходится уже жаловаться на недостаток грамотных людей. «Не можем добыти, кто бы горазд грамоте, — писал новгородский митрополит Геннадий; — кто хочет учиться, тот не может достать силы книжные, а другие не хотят учиться, а если учатся, то не от усердия… Мужики-невежи берутся учить ребят, да только речь им портят; отойдёт такой ученик от мастера (т. е. от учителя) и еле бредёт по заученной книжке, а другую, незнакомую, не всегда и прочтёт».

школы на Руси,образование,училища,научение,книжное,книги,христианство,Русь

В 1551 г., когда царь Иван Васильевич „строил свои государства», возник, конечно, вопрос и о народном просвещении и образовании. Собор духовенства, созванный царём Иваном, так называемый Стоглавый, установил, что, действительно, в Московском государстве учиться негде:
«Учителя, какие есть, сами мало умеют и силы в божественном писании не знают. А преж сего в Российском царствии на Москве, и в Великом Новгороде, и по иным городам многие училища бывали». Собор духовенства, признавая, что такое «небрежение» нельзя больше терпеть, постановил: «В царствующем граде Москве и по всем градам протопопам и старейшим священникам и со всеми священники и диаконы, коемуждо во своём граде, по благословению архиерея, избрать из своей среды добрых священников и диаконов и дьяков, женатых и благочестивых, имущих в сердцах страх Божий, могущих и иных наставлять грамоте, чтению же, пению и письму гораздых, и у тех священников, диаконов и дьяков учинити в домах училища, чтобы все священники, диаконы и все православные христиане каждого города давали своих детей на ученье грамоте, книжному письму, церковному пению и чтению; учителя должны были блюсти своих учеников, беречь и хранить их, наказывать и поучать страху Божию и всякому благочинию по церковному чину, ничего не скрывая, чтобы ученики все книги учили»…

Таким образом правительство Московского государства задумало создать училища при источниках всего тогдашнего знания и мудрости, т.-е. при церквахъ, а учителей думало найти среди тех, кто по самому своему занятию не мог не знать грамоты.

Постановление Стоглавого собора мало подвинуло вперёд дело школьного обучения. Школы кое-где устроились, а, большей частью, распоряжение осталось неисполненным: повсеместного открытия школ не произошло — не было учителей, не было и общего желания учиться. Среди лиц церковного клира часто встречались безграмотные. „Приведут ко мне мужика ставиться в священники, — писал новгородский митрополит Геннадий, деятель конца 15, начала 16 вв., — и я велю ему апостол читать, а он и ступить не умеет, я велю ему псалтырь дать — и по тому еле бредёт, я откажу посвятить его, а мне говорят: „Такая уж земля, господине; не можем добыть кто бы горазд был грамоте!» и бью мне челом, просят: „Пожалуй, господине, вели научить его». Я прикажу учить такого ставленника говорить ектении, а он и к слову пристать не может; ты говоришь ему то, а он иное говорит; велю учить азбуку, а они поучатся немного, да и просятся прочь, не хотят её учить».

Но если так трудно обстояло дело со школой в 15 и первой половин16 в., то нельзя утверждать, что так было и дальше. До нас дошло много свидетельств, которые говорят, что на Руси второй половины 16 и в 17 в. школа не была совсем уж редким явлением, и „школьные домы» имелись в городах.

Жизнь с её властными требованиями, очевидно, сделала своё дело. Разросшаяся из удельного княжества в Московское государство страна нуждалась в грамотных людях. Они были нужны не только в церквях и монастырях, но и в приказах в Москве, в земских и воеводских избах по городам, нужно было быть грамотным, чтобы написать просьбу или жалобу в суд, чтобы расписаться в качестве свидетеля, прочесть присланную казённую бумагу, сосчитать и записать казённое добро, к которому приставляли человека, обязывая его следить за сбором этого добра.
Тогда-то государственная и общественная нужда в грамоте и грамотных людях и породила требование на школы.

Надо думать, что тот же приход, который содержал храм, выбирал священника и причт, посылая их для посвящения к архиерею, устраивал при своём храме богадельню и школу. При жилье священника или одного из причётников отводилась особая изба или клеть, где бы „ребятам грамоте учиться». Учителем такой школы, содержимой на средства прихода, был кто-нибудь из причта. Кроме таких школ при церквях были в Московском государстве и вольные, так сказать, учителя, „мастера», как тогда говорили, которые кормились тем, что учили ребят. Такие учителя выходили из не имеющих места причётников, из отставных подьячих, просто из любителей книжного и школьного дела. Учили они или у себя на дому, имея для этого особое помещение, или ходили по дворам, нанимались в домашние учителя и учили только детей тех, кто их нанял.

Когда были открыты первые школы на Руси

Многие россияне считают, что первые школы на Руси были открыты только после Крещения Руси. Однако Федор Долгих, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин, уверяет, что обучались дети и ранее:

«Согласно информации из устных источников (восточнославянских сказок), первые подобия учебных заведений существовали на Руси еще в языческую эпоху. Учителем выступал языческий жрец, которому родители передавали для обучения своих сыновей, достигших семи лет. Из них готовили служителей языческого культа. Обучение осуществлялось при языческих святилищах и заключалось в освоении счета и письма, ознакомлении с языческими ритуалами, календарем сельскохозяйственных работ, со способами лечения больных и так далее».

Также эксперт отмечает, что имеются косвенные подтверждения и того, что на Руси в X веке еще до ее Крещения возникли христианские школы, целью которых было распространение христианской религии.

Первые школы на Руси кардинально отличались от современных и сначала появлялись только в крупных городах. Так, по словам эксперта, школы «книжного учения», существование которых подтверждается письменными источниками, на Руси возникли в 988 году с принятием христианства по указанию великого князя Владимира Красное Солнышко.

«Эти школы создавались для представителей знати. Первая школа «книжного учения» была открыта в столице Руси Киеве при Десятинной церкви. Здесь обучались в том числе и дети самого Владимира Красное Солнышко. Учителями в ней были греки, обучение велось на старославянском языке. Вторая школа «книжного учения» на Руси была открыта Ярославом Мудрым в Новгороде для обучения детей местных старост и духовенства. Затем такие же школы были созданы и в других крупных городах», – объясняет Федор Долгих.

По словам эксперта, в период правления Ярослава Мудрого в киевской школе «книжного учения» обучались дети английского короля Эдмуна Железнобокого – Эдвин и Эдуард, будущие норвежские правители Гаральд и Ренгевальд, наследники венгерского и датского престолов. Этот факт сделал школу образовательным центром общеевропейского значения.

«В 1086 году княжной Анной Всеволодовной, сестрой Владимира Мономаха, при Андреевском монастыре в Киеве было основано женское училище. В нем представительницы зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению. В 13 веке женское училище было создано в Суздале», – объясняет Федор Долгих.

Историк упоминает, что в Древней Руси были школы и при монастырях, где учителями были монахи.

Существовали ли в те времена начальные школы? По словам эксперта, начальное образование можно было получить в платных школах у «мастеров грамоты». Также широкое распространение получила практика семейного обучения и воспитания.

«В результате обучение стало доступным не только для знати, но и для широких слоев населения. Это привело к широкому распространению грамотности, о чем свидетельствовали, например, многочисленные берестяные грамоты, написанные как мужчинами, так и женщинами, горожанами и селянами», – отмечает Долгих.

По словам историка, какую-либо специальною форму одежды обучающиеся в школе дети не носили.

Сельская бесплатная школа

Худ. Александр Морозов

Чему обучали детей в Древней Руси

Лариса Крушанова, кандидат исторических наук, доцент кафедры правового регулирования бизнеса и прикладной юриспруденции, рассказала, что с принятием христианства при монастырях открылись первые школы на Руси. А уже через столетие насчитывалось несколько их видов – школы «книжного учения», монастырские школы, школы элементарной грамотности, женские школы.

Многие россияне считают, что в Древней Руси были две основные «дисциплины», поэтому обучались дети того времени только грамоте и счету (азам арифметики). Однако эксперт подсказывает, что каждая школа использовала свой вариант предметной структуры.

«Но в той или иной степени «учителя» опирались на опыт византийских и болгарских школ. Чтению, счету и письму обучали во всех школах. В школах «книжного учения» и монастырских школах обязательными были греческий и латинский языки, что отражало тесные торговые связи Руси с итальянскими купцами или государственные связи с Византией. Особое внимание в этих школах уделялось богословию и философии.

Отличительная особенность древнерусского образования заключалось в том, что обучение велось на родном языке, в то время как в европейских школах обучение тем же самым предметам шло на латинском языке»,

– объясняет Крушанова.

Еще одно заблуждение, что в первых школах на Руси учебниками служили исключительно Псалтырь и Часослов. Эксперт уверяет, что учебными пособиями были не только книги религиозного содержания: «Особое место в княжеских библиотеках занимали «светские» и «ученые» книги на греческом и латинском языках, собираемые русскими князьями и повелевавшие учиться по ним».

С уроков истории российские дети знают про берестяные грамоты. Эксперт Крушанова уточняет, что эти памятники древнерусской письменности могли рассказать о жизни на Руси и о том, чему обучались дети того времени:

«В рамках изучения письма древнерусские «школьники» осваивали «деловые формулы», которые были необходимы новгородцам в повседневной жизни. Например, в берестяных грамотах широко встречающаяся «формула» «Взыскать с Дмитра должки» свидетельствует о том, что судебные споры были неотъемлемой составляющей повседневной жизни горожан».

Также, по словам доцента, в Древней Руси была еще одна разновидность образования – «кормильство»: «Это форма домашнего обучения, широко применяемая для обучения детей мужского пола феодальной знати. Для мальчиков нанимались специальные «кормильцы», способные обучить ребенка грамоте, иностранным языкам и военному делу».

На вопрос, многие ли дети имели возможность обучаться грамоте и азам арифметики или образование было доступно только мальчикам и девочкам из знатных семей, историк Лариса Крушанова отвечает так:

«Для домонгольской Руси уровень грамотности городского населения был достаточно высоким. А в Великом Новгороде грамотой владели как мужское, так и женское население. Причем важно было овладение «книжной премудростью», а не профессиональной направленностью», – объясняет эксперт.

В сельской школе

Худ. Маковский В.

Как учили грамоте в Древней Руси

Многие со школьных уроков помнят такой исторический факт: на Руси ученики разучивали полные названия букв (А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро), а во время обучения грамоте пособиями могли служить Псалтырь и Часослов.

Кандидат исторических наук Федор Долгих рассказал, как строился учебный процесс:

«Учеников делили на группы по шесть-восемь человек, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения. Изучение грамоты опиралось на византийскую образовательную методику. Сначала заучивалось наименование букв в азбучной последовательности, а затем обучающиеся тренировались в их написании. Следующим этапом было обучение чтению по слогам и по словам. Затем следовало чтение и переписывание молитв и текстов Псалтыри. Также в учебном процессе использовалась и другая книга религиозного содержания – Часослов. В качестве учебного пособия использовался деревянный букварь. На деревянные дощечки наносился воск, на котором ученики писали».

Историк отмечает, что большое внимание уделялось не столько получению элементарных знаний, сколько воспитанию человека в духе христианских ценностей. И хотя многие считают, что строгое отношение к ученикам и наказание розгами – это обязательная часть процесса обучения на Руси, эксперт отмечает, что атмосфера, в которой протекал учебный процесс, была вполне доброжелательной.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школы на территории Древней Руси впервые появились после принятия христианства в 988 году. По указу князя Владимира детей из семей духовных лиц и старост отдавали на книжное учение в школу Новгорода, созданную Ярославом Мудрым. В ней ученики постигали чтение, письмо, русский язык, счет и христианское вероучение. Кроме этого, на Руси существовали школы высшего типа, предназначенные для будущих церковных и государственных деятелей. В них детей обучали богословию, философии, риторике и грамматике, а также истории, географии и естествознанию.

В древние времена образованные люди ценились очень высоко и назывались «книжными мужами».
Образование получило государственное значение при Петре I, которому для осуществления реформ требовались образованные люди. Молодых людей отправляли учиться морскому и корабельному делу за границу, а для обучения в русских учреждениях нанимали иностранных специалистов. Также при Петре I была создана система светской школы, которая была необходима для осуществления преобразований в сфере военной, культурной и хозяйственной отраслей. Сам Петр все чаще задумывался о создании российских школ – именно при нем были открыты общие и специализированные школы, закладывались условия для открытия Академии наук.

(Материал с сайта: http://www.kakprosto.ru/kak-846374-kogda-poyavilis-pervye-shkoly-v-rossii)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как развеселить девушку что ей написать
  • Как разблокировать духовку gorenje пишет loc
  • Как разблокировать айфон пишут айфон отключен подключитесь к itunes
  • Как проверить слово писал
  • Как разблокировать айфон если пишет устройство недоступно