Как развивалось образование на руси напиши стр 86 87

Содержание

  • Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
  • Думаем, сравниваем, размышляем
  • Вопрос в начале параграфа
  • Вопрос к пункту 1

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Что представляла собой российская система образования к концу XVIII в.? Назовите виды образовательных учреждений, существовавших в России в это время.

К концу XVIII в. российская система образования обрела четкую структуру, в основе которой во многом лежали сословные различия. В целом образование оставалось доступным очень незначительной части общества.

Наиболее массовыми оказались духовные школы, преобразованные затем в духовные семинарии. Для подготовки офицеров для армии и будущей политической элиты страны были созданы военные училища. Было создано женское высшее образование – «Императорское воспитательное общество благородных девиц». При Екатерине II основными типами общеобразовательных учебных заведений были малые и главные народные училища. Основной формой обучения «низших» слоев населения являлись школы грамоты. Для дворян и купцов существовали закрытые учебные заведения – коммерческие училища, институты. Существовали профессионально-художественные училища, высшим среди которых была Академия художеств. Высшими классическими учреждения образования и науки были Московский университет и Академия наук.

2. Можно ли утверждать, что в России все сословия имели равный доступ к образованию? Почему?

Утверждать, что в России был равный доступ к образованию для всех сословий нельзя. Обучение в малых и главных народных училищах были недоступны для крепостных крестьян. Для «низших» слоев населения существовали школы грамоты, которые давали элементарное образование. Для детей купцов существовали закрытые учебные заведения. Таким образом, образование оставалось доступным очень незначительной части общества.

3. Назовите новшества, которые были использованы при создании Московского университета.

В отличие от зарубежных, в Московском университете не было богословского факультета. Обучение здесь велось не на латинском, а на русском языке. Через назначаемого куратора Московский университет был подчинен непосредственно Сенату. В качестве подготовительного отделения для будущих студентов при университете была открыта гимназия.

4. В чём состояло различие духовного и светского образования?

Духовное образование подразумевало изучение Священного Писания, различных богословских дисциплин. Светское образование было нацелено на получение научных и практических знаний – математика, иностранные языки, история, геология, и ряд других дисциплин.

5. Для чего были созданы учебные заведения для отдельных сословий?

Для каждого сословия создавались специальные учебные заведения с целью подготовки к конкретной специальности. Дворянство обучалось для дальнейшей государственной или военной службы, купцы обучались в коммерческих училищах с целью получения знаний в торговле и промышленности. Податные сословия обучались самой простой грамоте, так как считалось, что большего им не требуется.

6. Можно ли считать выдающимся событием и в истории, и в образовании России открытие «Воспитательного общества благородных девиц»? Объясните свою точку зрения.

Открытие в России «Воспитательного общества благородных девиц» положило начало высшему женскому образованию, что было передовым явлением для российского и европейского общества.

Стр. 81

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Определите причины и предпосылки развития образования в России в XVII в.

Рост ремесла, торговли, увеличение государственного аппарата вызвали широкое распространение грамотности в среде городского населения.

Укрепление самодержавия и экономическое развитие привели к потребности в широком распространении грамотности и просвещения.

Потребность в знаниях вызвали необходимость создания школ.

2. В Московском университете было всего три факультета – юридический, философский и медицинский. Соберите информацию и сделайте презентацию о первых преподавателях и учениках одного из этих факультетов.

Первые преподаватели философского факультета Московского университета33

Преподаватели кафедры философии (логика, метафизика, нравоучение)

Иоганн Генрих Фромман (1729-1775)
Магистр философии и свободных искусств (1748), доктор философии (1766), ординарный профессор кафедры философии (1756-1765). Читал лекции по логике, метафизике, нравоучительной философии
Дмитрий Сергеевич Аничков (1733-1788)

Магистр философии и свободных искусств (1762), экстраординарный профессор (1771), ординарный профессор кафедры философии (1777-1788)

В 1765 г. в связи с отъездом из России профессора И.Г.Фроманна для замещения его лекций по философии куратор В.Е.Адодуров предложил выпускников университета – И.Урбанского и Д.С.Аничкова. В присутствии куратора и профессоров они читали пробные лекции на назначенные им темы, после чего решением Конференции лекции по логике и метафизике были поручены Аничкову.

Читал лекции по логике, метафизике, философии, нравственной философии. В 1767 г. ему было разрешено куратором В.Е.Адодуровым чтение лекций на русском языке, в соответствии с рекомендацией Екатерины II «стараться… читать лекции на русском языке».

Иоганн Матиас Шаден (1731-1797)
Магистр (1756), ординарный профессор кафедры философии (1771-1788), ординарный профессор кафедры политики юридического факультета (1788-1797), ректор университетской гимназии (1756-1772), один из авторов проекта университетского Устава (1767) – «Мнение об учреждении и содержании университета и гимназии в Москве». Читал лекции по логике, метафизике и этике, практической философии, преподавал древние языки, ораторию, поэзию.

Преподаватели кафедры физики экспериментальной и теоретической

Иван Акимович Рост (Иоганн Иоахим Юлиус) (1726-1791)
Ординарный профессор кафедры (1761-1791). Член комиссии, созданной для работы над Уставом (Регламентом) университета (1762), один из авторов немецкого проекта Устава (1767); На его лекции по опытной физике побывал австрийский император Иосиф II (1780). Читал курсы «Английский язык», «Механика», «Архитектура гражданская и военная», «Чистая математика», «Прикладная математика», «Физика».

Преподаватели кафедры красноречия (оратории и поэзии)

Николай Никитич Поповский (1726/1727-1760)
Магистр философии (1753). Ординарный профессор кафедры красноречия философского факультета (1756–1760). Выступил с речью на торжественном открытии университета 26 апреля 1755 г. Член первой университетской Конференции (1756). Читал курсы «Основания слога», «Риторика», «Философия».
Антон Алексеевич Барсов (1730-1791)
Барсов Антон Алексеевич, похожие знаменитости и персоны
Магистр философии и свободных наук (1753). Ординарный профессор кафедры красноречия философского факультета (1761–1791). Выступил с речью «О пользе учреждения Московского университета» на торжественном открытии университета 26 апреля 1755 г. Перевёл с немецкого языка на русский «Мнение об учреждении и содержании университета и гимназии в Москве» ‒ Проект университетского Устава, составленный профессорами по запросу Екатерины II (1767). Награждён орденом св. Владимира (IV ст.). Читал лекции по математике, латинскую и российскую риторику.

Преподаватели кафедры истории (универсальной, российской, древности и геральдики)

Иоганн Готфрид Рейхель (1727-1778)
Магистр (1758). Экстраординарный профессор (1761), ординарный профессор кафедры истории (универсальной, российской, древности и геральдики) (1764–1778) философского факультета. Первый библиотекарь университета (1761–1778). Член комиссии, созданной для работы над Уставом (Регламентом) университета (1762), один из авторов немецкого проекта Устава (1767). Область научных интересов: история, русская история и просвещение. В торжественном собрании университета произнёс «Слово о способе, каким древние возбуждали в гражданах любовь к отечеству» (1775). Читал курсы «Немецкая словесность», «Грамматика немецкого языка», «Правила немецкого красноречия», «Всеобщая история», «Статистика».

3. Почему, несмотря на огромнейшую роль религии в жизни России, Московский университет многие десятилетия оставался единственным университетом мира, в котором не было богословского факультета? Изложите своё мнение по данному вопросу в форме короткого эссе

Распространение идей Просвещения и общее обмирщение сознания населения в Европе приводил к снижению роли церкви в жизни общества. В Российской империи церковь еще при Петре I была подчинена интересам государствам, таким образом, создание богословского факультета не имело смысла. Церковные служители обучались в отдельных образовательных учреждениях – духовных семинариях.

Активное распространение идей Просвещения в России также поспособствовало отказу от создания богословского факультета в Московском университете. Как итог, идеи Просвещения и подчинение церкви интересам государству не способствовало созданию отдельного религиозного факультета.

Параграф 28. Российская наука и техника в XVIII в.

Стр. 81

Вопрос в начале параграфа

Что способствовало, а что мешало развитию науки и техники в России в XVIII в.?

Развитию науки и техники в России в XVIII в. способствовали появление первых профессиональных российских ученых, крупных научных учреждений и музеев, занимавшихся популяризацией научного знания. Освоение новых территорий, развитие промышленности и торговли дали импульс к развитию науки и техники. Монархическая власть, следуя политике «просвещенного абсолютизма», проявляла интерес к развитию науки, покровительствовала видным ученым.

Развитию науки и техники мешали сословные преграды. К тому же не все изобретения находили применение, что не позволяло развивать различные направления науки и техники.

Стр. 81

Вопрос к пункту 1

Выясните, в какой стране и когда появилась первая Академия наук.

Первая Академия наук появилась в Италии в 1603 г. – Академия деи Линчеи.

Обновлено: 04.03.2023

Киевская Русь – средневековое государство, именуемое также Древнерусским государством или Древней Русью, существовавшее в Восточной Европе в период правления династии Рюриковичей.

Военные и политические события того времени порождали нужду в грамотных людях для составления различных документов и писаний, учета государственных доходов, а также сбора податей. Ввиду этого, Киевская Русь развивалась в сфере образования.

Школы Древней Руси

При князе Владимире христианство византийского обряда выступало в роли государственной идеологии. В связи с этим в церквях и монастырях собирали и обучали детей грамоте.

Таким образом, введение христианства способствовало образованию первых школ на Руси. Именно с крещением Руси связано первое официальное свидетельство о появлении школ.

В подготовке квалифицированных грамотных воспитанников был заинтересован как сам князь, так и церковь, ведь стране нужны были грамотные деятели внутренней и внешней политики, а также идеологи новой религии.

Дело своего отца продолжил князь Ярослав Мудрый, который и сам был весьма образованным человеком. Он потратил много сил и средств на развитие образовательной системы в стране.

К 11 веку, характеризующемуся расцветом Киевской Руси, в государстве существовали следующие виды школ:

Школы книжного учения считались школами улучшенного типа. Они подготавливали профессионалов в области управления государством, а также в сфере культуры и церковной жизни. Отличительной чертой этого типа учреждений являлось обучение с помощью книг и текстов.

Монастырские школы создавались для монахов, так как Студитский устав обязывал их обучаться грамоте. В некоторых монастырях существовали школы повышенного типа, самым известным представителем которых являлся Киево-Печерский монастырь.

В школах грамоты учились дети представителей высших чинов, для бедного населения они были недоступны. Воспитанники изучали письмо, чтение, счет и хоровое пение. Стоит отметить, что подобные школы имели место на существование лишь в городах, так как в селах не обучали грамотности.

Готовые работы на аналогичную тему

Женские же школы были доступны для женщин, нуждавшихся и желающих обучиться письму и чтению. Одна из самых известных школ была открыта сестрой Владимира Мономаха в Киеве, затем школы распространились и на другие города.

Возникновение первых школ

Правление князей Владимира и Ярослава Мудрого характеризуется возникновением начального этапа развития образования на Руси.

Согласно Повести временных лет, первая школа была создана в 988 году при постройке храма святого Василия. Тогда же были возведены и другие церкви, а в них учреждены образовательные школы.

Одной из известнейших школ того времени была школа высшего класса. Ярослав Мудрый открыл ее в Новгороде в 1030 году для обучения детей священников и старост. Целью предлагаемого образования являлась интеграция управленческого аппарата и церкви в целях борьбы с традициями языческой религии.

Таким образом, образовательная программа Владимира и Ярослава усилила христианизацию Древней Руси и споспособствовала в обретении ею статуса национальной религии.

Монастырское образование при князе Всеволоде

Всеволод, будучи сыном князя Ярослава Мудрого, и сам бывал в новгородской школе отца, интересовался образованием, в связи с чем, являлся грамотным человеком.

Князь продолжил развитие образовательной сферы в государстве. Школы создавались при монастырях, преподавало в них духовенство.

Помимо чтения, письма и богословия, в монастырях преподавали также грамматику, философию и риторику. Обучение велось на родном языке.

Стоит отметить, что монастырское образование поддерживал еще Феодосий Печерский – православный монах, один из основателей Киевско-Печерской лавры.

Школы в других регионах Руси

Средневековое образование Киевской Руси принято рассматривать, опираясь на Киев и Новгород. Однако и в других городах процветало обучение грамоте.

Так, в 1143 году в Полоцке было основано женское монастырское училище. Место известно тем, что здесь родился Авраамий Смоленский – русский православный святой, преподобный.

Училища были возведены также во Владимире, в Нижнем Новгороде и других городах.

На сегодняшний день невозможно определить точное количество существовавших школ и их географическое положение.

Итоги средневекового образования на Руси по Стоглаву

В одной из глав рассматривался вопрос о школах грамоты.

Так, было принято решение о необходимости борьбы с неграмотностью дьяконов и попов. Составители Сборника ссылались на училища былых лет как на пример для подражания.

Однако исследователи считают, что речь шла лишь о периоде до монголо-татарского нашествия, так как сохранившиеся письменности демонстрируют высокий уровень грамотности.

Также найденные археологами писала и различного рода свинцовые печати указывают на хорошую образованность людей того времени. Достижение культуры средневековой Руси подтверждают заявленное мнение.

Таким образом, Киевская Русь при переходе от язычества к христианству, несомненно, подверглась многим изменениям. Не осталась в стороне и образовательная сфера, в которой в любые времена нуждается любое государство. Не смотря на различные мнения историков относительно введения христианства, в отношении привития грамотности гражданам оно сыграло исключительно положительную роль.

На протяжении веков менялись представления о том, как именно должно проходить обучение детей. В несколько этапов происходило развитие образования в Древней Руси. Первые школы появились еще в 988 году после Крещения. Инициатором стал князь Владимир Святославович. Он издал указ, согласно которому все боярские дети должны были освоить книжное дело.

Школа в Древней Руси

Некоторые причины

Было несколько причин создания школ. С проведением Крещения перед князем встала проблема: необходимо было распространять христианство, но делать это силами только византийских священников не представлялось возможным. Требовалось воспитание собственных религиозных деятелей. Они должны были грамотными и образованными, чтобы уметь читать священные тексты.

Зарождение первых учебных заведений

Позже была создана особая славянская азбука, которая служила основой для перевода книг. До этого письменность тоже существовала, но она была не так распространена среди населения. В обществе также происходили медленные изменения. Если раньше все было заранее предрешено и дети продолжали дела родителей. Но с усложнением и развитием жизни появилась возможность сменить социальное положение. Но для этого нужно было владеть грамотой.

Зарождение школьного образования

Изначально первые школы предназначались только для боярских детей. Но со временем менялись представления об этом. Долгое время к учебе не допускались девочки.

Некоторые знатные семьи предпочитали нанимать учителей и проводить домашнее обучение.

Первые школы на Руси стали создаваться при князе Владимире в 988 году после Крещения. Боярские дети обучались в небольших группах грамоте и чтению. Учебные заведения открывались при монастырях в следующих городах:

  • Киев;
  • Суздаль;
  • Смоленск;
  • Курск и другие.

В классах изучали только жития святых, так как книги были дорогими и редкими. Первый букварь будет издан намного позже. Несмотря на принятые меры грамотой овладевало только небольшое количество детей.

Заведения для девочек

Программу утверждал князь Владимир, а учителями были монахи. Прошел всего век и сестра Владимира Мономаха, Анна Всеволодовна, провела открытие первого училища при храме для женщин. Школьники обучались:

Славянская азбука

Первые школы в Древней Руси были ориентированы только на детей из зажиточных семей. Для крестьян это было недоступно. В XV веке появились частные заведения.

С появлением татаро-монгольского ига произошел регресс, и только церковные школы продолжали обучать детей.

Старинные школы кардинально отличались от современных. Но они уже тогда выполняли главную функцию — делали письмо и чтение доступным для большинства людей. Развитие грамотности помогло обществу развиваться во многих сферах жизни. Но в то же время в Древней Руси еще изучались только темы, которые были связаны с христианством и историей государства.

Первого сентября все дети традиционно идут в школу. Такая привычная нам система образования претерпела огромные изменения за много веков своего существования. А как было заведено у наших предков?

Самая первая школа: учились только мальчики


© Фото из открытых источников

Сын Владимира Красного Солнышка, князь Ярослав Мудрый, основал в 1028 году в Великом Новгороде при Софийском соборе самую большую школу тех времен и, по легенде, лично отбирал самых умных мальчиков из семей дружинников и мелких князей. По его указанию также активно переводились греческие учебники и книги.

Первое в Европе училище для девочек в Киеве

Уже его сын, князь Всеволод Ярославович, в мае 1086 года открывает самое первое женское училище в Европе, поставив во главе свою дочь, Анну Всеволодовну. Строго говоря, это заведение было при вновь открытом женском Андреевском монастыре, первой игуменьей (настоятельницей) была как раз княжна. Девочек из знатных семей учили письменности, шитью, вышиванию, церковному хоровому пению и различным ремеслам.

Более того, ученицы получали совершенно уникальную для тех времен возможность научиться писать иконы и переписывать церковные книги. Тогда еще не было печатных книг и широкой сети иконописных мастерских, поэтому подобные умения очень высоко ценились. Конечно, обучали таким специальностям только самых одаренных воспитанниц. В будущем они постригались в монахини и оставались в монастыре.

Первая Школа международного значения

Кто был самым образованным человеком на Руси?

Ответ очевиден: священники. К началу 1096 года школы начинают открываться уже при каждом монастыре или церкви. Конечно, первыми были такие русские города тех времен, как Муром и Суздаль, Переяславль и Владимир, Чернигов и Курск, Туров и Полоцк . Потом подтянулись более мелкие города, в селах пока никаких школ не было.

Во время монголо-татарского ига (началось в 1237 году с вторжением конницы Батыя в рязанские земли, а завершилось в 1480 году) образованию не уделялось ни малейшего внимания и только начиная с XVI века потихоньку начали заниматься проблемами обучения детей.


© Фото из открытых источников

В помощь детям был выпущен первый русский букварь в 1574 году первым русским книгоиздателем Иваном Федоровым. В том букваре было 5 тетрадей, в каждой по 8 листов. Иными словами, это 80 страниц в привычном для нас формате.В первой части были материалы для первых двух годах обучения. А во второй части материалы для чтения – молитвы и отрывки из Библии.


© Фото из открытых источников

Для нас рукопись интересна еще и тем, что в ней подробно описаны правила, по которым строился учебный день для всех школ допетровской Руси, они были одинаковыми.

Книги в те времена были очень ценными и дети работали с ними только в училище, причем учителя много времени посвещали научению детей правильно обращаться с учебником. Убирались, а также отапливали (в т.ч. и заготавливали дрова) дети самостоятельно.

О том, как появились уже привычные нам школы и образование стало доступным каждому, мы расскажем в следующей статье.

Школа на Руси

Когда киевский князь Ярослав Мудрый отдал свою дочь Анну Ярославну замуж за французского короля Генриха I, примечательным был один факт: на брачном документе французский король поставил крестик, по той причине, что попросту был неграмотным. Да, уровень грамотности в средневековой Европе в то время оставлял желать лучшего. В то же время Анна, ставшая французской королевой, будучи образованной и грамотной женщиной оставила нам не один свой автограф под разными королевскими грамотами и указами. Эта история ярко иллюстрирует, что уровень образования в Киевской Руси периода ее расцвета был выше, чем в Западной Европе. А каким было образование в Древней Руси? Об этом читайте дальше.

Создание первых школ

Начало централизованной системы образования в Киевской Руси положил князь Владимир Великий. Интересно, что образовательная инициатива князя была связана с другим значимым историческим событием – крещением Руси в 988 году. А одновременно с принятием христианства перед князем встала вполне насущная проблема – для дальнейшей христианизации государства необходимо было обучать местных священников и религиозных деятелей. Языческие верования в народе были еще очень крепки, и сил только лишь византийских священников явно было недостаточно.

В свою очередь местные священники и проповедники должны были быть грамотными, как минимум они должны уметь читать священные тексты: Библию, Псалтырь, жития святых. Для обучения грамотности князь Владимир создает первые школы для боярских детей. Причем школы эти открываются при монастырях, к обучению допускаются исключительно мальчики из знатных боярских семей (как бы девочки и священниками быть не могли, а это была главная цель образования на том этапе).

Образование в Древней Руси

Книги в средние века были дорогие и редкие (смотрите нашу статью об истории книг), как правило, в школе было всего лишь несколько книг, и они были самой главной ценностью. Как правило, это была Библия и жития святых, по ним и обучались древнерусские школяры. Первый букварь Ивана Федорова будет издан гораздо позднее, в 1574 году.

Благодаря созданию и развитию школ при Владимире и Ярославе грамотой овладели многие боярские дети, которые потом стали не только священниками, но и государственными деятелями, воеводами, администраторами, даже князями. Простые люди, разумеется, в те времена и далее оставались не грамотными, но зато среди древнерусской знати повсеместно распространилась грамотность.

Школы для девочек

Понимая важность грамотности и образования, Ярослав Мудрый и своих дочерей обучил грамотности, и надо сказать, что учитывая эпоху, Анна Ярославна была просто выдающейся образованной женщиной.

Автограф Анны Ярославны

Автограф Анны Ярославны.

Так как в целом повсеместно считалось, что девочкам, даже и знатным грамотность не к чему, их удел вести хозяйство и рожать детей, а не книжки читать. Но со временем в этом отношении установки стали меняться и уже при князе Владимире Мономахе стали появляться первые школы для девочек. (Впрочем образование того времени значительно отличалось даже от базового среднего образования наших дней) Разумеется только знатных девочек, дочерей князей и бояр. Школы эти также как и школы для мальчиков функционировали при монастырях. Обучали девочек пению, чтению и письму. Впрочем, мальчикам давали те же познания, так как человек умеющий писать и читать по средневековым меркам был уже просто невероятно умен.

Благодаря системе образования Киевской Руси развивалась культура, и укреплялось государство.

Читайте также:

      

  • Как подскажет сердце линдсей джоанна краткое содержание
  •   

  • Какие изменения происходят в современном обществе кратко
  •   

  • План открытого урока на тему holidays in kazakhstan
  •   

  • С какой целью выделяют территории с разной степенью комфортности природных условий кратко
  •   

  • До какого класса нужно учиться чтобы стать учителем начальных классов в школе

Страница 10 из 24

Вопросы к параграфу по пунктам, страница 81

1. Как христианская церковь относилась к язычеству?

Ответ:

Христианская церковь никак не поддерживала, а даже наоборот, боролась с альтернативной верой, — язычеством!

2. Какие общие черты характерны для христианства Восточной и Западной Европы?

Ответ:

Общие черты христианства Восточной и Западной Европы заключается в вере, но отличаются в некоторых ее проявлениях. Так есть разница в календарях дат, скажем у католиков и христиан. Кроме того есть есть и языческие даты, перешедшие и оставшиеся в культуре. Даже у нас до сих пор празднуется такой праздник как Масленица, который является языческим.

Страница 83

1. Какова была потребность в богослужебных книгах в Древней Руси после принятия христианства?

Ответ:

Потребность в богослужебных книгах в Древней Руси после принятия христианства возросла, ведь теперь необходимы были писания, чтобы следовать всем канонам (службы, обряды). Книги писались и переводились на русский.

2. Кому была доступна книжная грамотность в Древнерусском государстве?

Ответ:

Само собой грамотность в Древнерусском государстве была доступна лишь весьма образованным людям. Как правило это были люди приближенные к церкви, так как именно вокруг них образовывались школы, именно там необходимо было знание, дабы читать святые писания. 

Страница 84

1. Каким требованиям должен следовать художник — иконописец?

Ответ:

В зависимости от выбранного исполнения икон, сам иконописец должен был выбрать соответствующую технику написания. Так иконы писались на специально подготовленных деревянных досках. В церквях образы святых наносили красками прямо на стену, по сырой штукатурке, это были фрески. Написание фресок было делом весьма достойным и многие из мастеров старались получить именно подобные заказы. Если же изображения были выложены камнями разного цвета и стеклом (смальты), их называли мозаикой. Наиболее известные и популярные памятники древнерусского искусства — мозаичные изображения столице Руси в киевском храме Святой Софии, работа греческих мастеров.

2. Почему иконописцы не ставили своих имён под созданной работой? (Ответьте на примере жития иконописца Алимпия.)

Ответ:

Это был своеобразный жест скромности. Ведь что значит труды мастера, когда они призваны служить великой вере и богу, а не восхвалять его имя? Как завещала Библия и Евангелие, добро делалось бескорыстно от чистого сердца.

Страница 85–86

1. Какая страна дала Руси образец храмового строительства?

Ответ:

Так как христианство было перенято из Византии и так как именно с ней были наиболее развитые экономические и торговые связи, то и образец церквей пошел оттуда же!

2. Где русские князья брали средства на строительство храмов?

Ответ:

По указу Владимира десятую часть доходов отчислялась на строительство церквей. Отсюда собственно и пошло наименование церкви Успения Пресвятой Богородицы, которая была названа Десятинной.

Вопросы и задания к параграфу 11-12

1. Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) Модно ли сегодня использовать совет древнерусских книжников по чтению и запоминанию содержания? 2) Согласны ли вы с тем, что книга сдерживает человека и управляет им?

Ответ:

1. На счет медленно о вдумчивого чтения это весьма ценный и нужный совет. В наш век гаджетов не многие просто читают, а уж правильно читают еще меньше.

2. Книга и сдерживает и подталкивает и направляет. Книга является учителем, наставником, другом. Можно привести много нарицательных и эпитетов, но верно то, что пища дает пищу для ума, а значит управляет, оказывает влияние, на мышление человека.

2. Рассмотрите иллюстрацию на с. 80 и ответьте на вопросы: 1) Опишите её, используя полученные знания, 2) Как искусство мозаики утвердилось в русских храмах? 3) Найдите в дополнительной литературе или Интернете материал и напишите небольшой рассказ на тему «Как мальчик Алимпий стал Иконописцем».

Ответ:

1. На рисунке изображен Дмитрий Солунский в военной форме. В руках у него копье и щит, в ножнах меч. Все это говорит о том, что мозаика была сделана примерно в XI в., когда Дмитрия принято изображать в виде воина. При этом у него виден нимб святого. Этот факт характерен для лика святых на иконах. 

2.  Мозаика – это выкладывание какого -либо изображения камнями и стеклом разного цвета. Само искусство мозаики пришло на Русь вместе с религией. Именно в храмах чаще всего можно было встретить мозаику и именно ее и переняли для изображений ликов святых. Первыми авторами мозаики на Руси были греческие мастера, они выложили в киевском храме Святой Софии образы святых. Постепенно и русские мастера переняли это искусство. 

3. Алимпий с детства любил рисовать и посвящал этому любую свободную минуту, когда вроде и время для этого не было, а надо было помогать родителям. И вот однажды, в один из прекрасных дней к нему с небес спустился ангел, посланник Божий. Он поцеловал Алимпия в лоб и у него открылся дар написания чудесных икон, которые будут украшать самые лучшие храмы и монастыри по всей Руси. Свои же основные навыки он отрабатывал с греческими мастерами, расписывающим Печерскую церковь. Именно в Печерской церкви Алимпий увидел и восхитился чудом — изображение иконы Пресвятой Богородицы. Тогда он и понял, что посвятит свою жизнь иконописи.

3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями: 1) создание первого общерусского свода летописей «Повесть временных лет»; 2) строительство храма Софии Новгородской; 3) первая датированная русская рукописная богослужебная книга Остромирово Евангелие; 4) начало строительства храма Софии Киевской; 5) создание «Изборника Святослава»; 6) строительство храма Успения Пресвятой Богородицы.

Ответ:

1) 1113 г. создание первого общерусского свода летописей «Повесть временных лет»
2) 1045 — 1050 гг. строительство храма Софии Новгородской
3) 1056 — 1057 гг. первая датированная русская рукописная богослужебная книга Остромирово Евангелие
4) 1037 г. начало строительства храма Софии Киевской
5) 1073 г. создание «Изборника Святослава»
6) 996 г. строительство храма Успения Пресвятой Богородицы

4. Выберете ответ на главный вопрос главы, обоснуйте свой выбор: Способствовало ли принятие христианства расцвету материальной и духовной культуры Древней Руси, смогла ли новая вера быстро изменить народную культуру?

Ответ:

«Православная культура шаг за шагом проникала в народную жизнь и постепенно вытеснила из нее язычество».

Христианство по сравнению с язычеством было более совершенно. Можно сказать оно имело более высокий уровень преподнесения информации о религии, качества религии. Христианство было более гармоничным, так как имело более четкие каноны, имело образовательные книги по религии. У Христианство элементарно был выше авторитет, из за всего этого. И замена язычества новой религией было делом времени. Так вот, в итоге язычество и отступило, но это происходило постепенно.

С приходом христианства пришли и другие особенности. Строительства храмов, монастырей, образование школ для изучения религиозных книг. 

Работа с источниками, страница 87 — 88

1. Рассмотрите изображения четырех храмов Святой Софии в разных городах. Используя информацию учебника и ресурсы Интернета, сравните эти соборы. Три из четырех храмов Святой Софии были заложены при князе Ярославе Мудром. Какой государственный и религиозный смысл скрыт в географическом местонахождение этих храмов.

Ответ:

Храм Святой Софии Константинопольской: собор представляет собой параллелепипед (75,6 м длина и 68,4 м ширина), образующий три основных площади, за счет форм крыши. Средняя — широкая, боковые — узкие. По центру расположен большой купол. В то время храм был весьма амбициозен, как по архитектуре, так и по реализации конструкции. 

София Киевская: здесь уже можно наблюдать здание с 5 явными объемами здания. Это купольный храм с 13 главами, а с 3 сторон окружён двухъярусными галереями. Сам храм сложен из плинфы — широких, тонких кирпичей. Размеры храма без галерей 29,5 м — длина, ширина — 29,3; с галереями: 41,7 и 54,6 соответственно. Высота до вершины центрального купола 28,6 м, площадь под куполом представляет собой квадрат со сторонами 7,6 м.

Храм Софии Новгородской: пятисекционный, крест ан крест скомпонованный храм. Такие храмы строились на Руси только в XI веке. Аналогичные храмы находятся в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три выступа — центральная пятигранная, и боковые — полукруглые. С трёх сторон центральное строение храма окружают широкие двухэтажные галереи. Сам храм имеет пять башен, а шестая расположена в западной галерее. Крыши башен, купола, выполнены в форме древнерусских военных шлемов.

Храм Софии Полоцкой: храм возведённый в середине XI века. Один из первых и явный храм с византийской архитектурой. Освящён во имя Святой Софии. Собор претерпел значительные изменения, так как был перестроен в XVIII веке в стиле виленского барокко. а вообще все храмы заложенные при Ярославе Мудром, строились по византийскому образцу. О чем уже не раз было сказано.  

2. О каком из четырех храмов говорится в «Слове о Законе и Благодати»? В нем упоминается «Новый Иерусалим» – о каком городе идет речь? Почему для Киева этот город стал образцом для подражания?

Ответ:

В произведении «Слове о Законе и Благодати» речь идет о храме Софии Киевской. А значение «Новый Иерусалим» – это Константинополь (Царьград). Именно Константинополь был первоисточником для принятия христианством, именно он является основополагающим в формировании религии Руси. 

3. Почему Иларион называет князя Владимира Василием, а Ярослава Мудрого Георгием?

Ответ:

Здесь есть переплетение разных религий. Так Иларион называет князя Владимира Василием, а Ярослава Мудрого Георгием теми именами, которые они получили при крещении и при обращении в православную веру, а вот имена Владимир и Ярослав являются их языческими именами.

4. Выберете ответ на главный вопрос главы, обоснуйте свой выбор: Что сделало Древнюю Русь неотделимой частью Европы – постоянно растущее военное и политическое могущество или принятие христианства, появление письменного законодательства, строительство городов, рост торговли?

Ответ:

«Принятие христианства, усиливающееся политическое влияние, письменное законодательство, рост городов и торговли позволили Древней Руси войти в Европу как равноправному партнеру, наладить династические, экономические, культурные связи с большинством европейских стран».

Принятие христианства и надежные экономические связи позволили Древней Руси занять новое место в мире. Из за религиозного сближения, перенимания этой культуры, Русь было легче воспринимать как партнера и союзника. Ярослав Мудрый при этом выдал своих дочерей замуж за наследников европейских престолов. Развивалось и образование, а вместе с письменностью и выходили новые законы, Русская правда, Устав Владимира Мономаха… Кроме того возможность противостоять половцам также позволило уже считаться с интересами Руси. Русь стала большим, сильным и важным государством.

Школа в Древней Руси

Некоторые причины

Было несколько причин создания школ. С проведением Крещения перед князем встала проблема: необходимо было распространять христианство, но делать это силами только византийских священников не представлялось возможным. Требовалось воспитание собственных религиозных деятелей. Они должны были грамотными и образованными, чтобы уметь читать священные тексты.

Зарождение первых учебных заведений

Позже была создана особая славянская азбука, которая служила основой для перевода книг. До этого письменность тоже существовала, но она была не так распространена среди населения. В обществе также происходили медленные изменения. Если раньше все было заранее предрешено и дети продолжали дела родителей. Но с усложнением и развитием жизни появилась возможность сменить социальное положение. Но для этого нужно было владеть грамотой.

Зарождение школьного образования

Изначально первые школы предназначались только для боярских детей. Но со временем менялись представления об этом. Долгое время к учебе не допускались девочки.

Некоторые знатные семьи предпочитали нанимать учителей и проводить домашнее обучение.

Первые школы на Руси стали создаваться при князе Владимире в 988 году после Крещения. Боярские дети обучались в небольших группах грамоте и чтению. Учебные заведения открывались при монастырях в следующих городах:

  • Киев;
  • Суздаль;
  • Смоленск;
  • Курск и другие.

В классах изучали только жития святых, так как книги были дорогими и редкими. Первый букварь будет издан намного позже. Несмотря на принятые меры грамотой овладевало только небольшое количество детей.

Заведения для девочек

Программу утверждал князь Владимир, а учителями были монахи. Прошел всего век и сестра Владимира Мономаха, Анна Всеволодовна, провела открытие первого училища при храме для женщин. Школьники обучались:

  • пению;
  • грамоте;
  • чтению.

Славянская азбука

Первые школы в Древней Руси были ориентированы только на детей из зажиточных семей. Для крестьян это было недоступно. В XV веке появились частные заведения.

С появлением татаро-монгольского ига произошел регресс, и только церковные школы продолжали обучать детей.

Старинные школы кардинально отличались от современных. Но они уже тогда выполняли главную функцию — делали письмо и чтение доступным для большинства людей. Развитие грамотности помогло обществу развиваться во многих сферах жизни. Но в то же время в Древней Руси еще изучались только темы, которые были связаны с христианством и историей государства.

Задания

1. Соотнесите понятия и определения.

1 Боярин Д
2 Смерд Г
3 Закуп В
4 Рядович Б
5 Холоп А

А. Человек, находящийся в полной зависимости от господина, раб
Б. Человек, заключивший договор о выполнении определенных работ в пользу господина
В. Общинник, попавший в долговую кабалу за ссуду, которую он отрабатывает на поле у человека, ссудившего его деньгами
Г. Сельский житель, выполняющий повинности в пользу князя
Д. Владелец вотчины, принадлежащий к высшему слою общества на Руси

Тестовый контроль

  1. Главой Древнерусского государства был(а):
    1. Царь
    2. Великий князь киевский
    3. Воевода
    4. Боярская дума
  2. Сословия на Руси:
    1. князья, мещане, служилые люди
    2. посадские люди, купцы, дворяне
    3. князья, дружинники, холопы
    4. дьяки, боярские дети, холопы
  3. Первыми русскими православными святыми были:
    1. Ярополк и Олег
    2. Владимир и Мстислав
    3. Святослав и Игорь
    4. Борис и Глеб
  4. Главой Русской православной церкви в XI-XII вв. был:
    1. Патриарх
    2. Епископ
    3. Митрополит
    4. Игумен
  5. Простые свободные жители Руси:
    1. Смерды
    2. Закупы
    3. Люди
    4. Холопы
  6. Бояре на Руси обычно владели:
    1. Поместьем
    2. Княжеством
    3. Монастырем
    4. Вотчиной

Вопросы в тексте параграфа

1. В чём состояли главные особенности древнерусской культуры?

Древнерусская культура действительно была особенной. Основой культуры Руси являлось культурное наследие восточных славян: мифы, сказания, традиции ремесленничества, искусство древних кузнецов, песни, сказки, былины. Благодаря богатому опыту взаимоотношений с соседскими народами, древнерусская культура впитывала в себя и перерабатывала культурные достижения и традиции соседей: западных и южных славян, балтов, финно-угров, хазар, булгар, печенегов, половцев. Большое влияние на культуру Древней Руси оказывала Византия. Из Константинополя приглашали мастеров для строительства храмов, создания икон и росписей, привозились книги и произведения искусства. Сначала русские мастера копировали изделия византийских учителей, но со временем они стали создавать собственные произведения, воплощая в них свои мысли, надежды, настроения. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению сил против иноземных врагов. Древнерусская культура стала отражением национального самосознания и определила мировоззренческие и эстетические идеалы русского народа на несколько веков.

2. Что изучали в средневековых университетах?

Средневековое образование в Европе базировалось на популярных в те времена направлениях культуры: христианском и античном. Так, в первых университетах Византии преподавали не только христианское учение, но и работы античных авторов: Гомера, Платона, Аристотеля и др.

3. Какие страны и народы, по вашему мнению, больше всего влияли на культуру Руси IX-XII вв.?

Самое большое влияние на культуру Руси XI-XII веков на мой взгляд оказала Византия. Однако, из-за своего географического положения и богатому опыту взаимоотношений с соседними племенами и государствами Русь всегда была многокультурным государством. Русь перенимала и перерабатывала культуру и традиции многих народов – балтов, финно-угров, хазар, булгар, печенегов, половцев, южных и западных славян. Кроме того, естественно, одним из самых важных факторов, влияющих на развитие русской культуры стало культурное наследие восточнославянских племен.

4. Как вы понимаете понятие «патриотизм»? Приведите из истории несколько примеров патриотического поведения людей

Я понимаю патриотизм как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу, Патриотизм – это также и желание сделать свою страну лучше. Это не тот показной патриотизм, когда люди говорят о любви к Родине, требуют такого же поведения от других, наказывают инакомыслящих. Настоящий патриотизм, как и настоящая дружба, или настоящая любовь проверяется в деле. Настоящий патриотизм – в душе, а не на словах. На мой взгляд яркий пример патриотизма в изучаемый нами период продемонстрировал князь Святослав, когда он своим примером воодушевил русских воинов и разбил превосходящие силы Византийского императора Иоанна Цимисхия. «Да не посрамим земли русской, но ляжем костьми, мертвые сраму не имут», — вот что сказал легендарный Святослав своим воинам. Для него важно было не подвести свою страну, ради этого он был готов отдать жизнь, в первую очередь именно свою жизнь. Он доказал не на словах, а делом и собственным примером свою любовь к Родине.

В истории есть много примеров патриотического поведения русских людей. И это не только героизм и самопожертвование на поле боя. Возьмем, например, князя Ярослава или князя Владимира Мономаха. Они при всех своих недостатках проявили настоящий патриотизм и любовь к Родине своим правлением, своими решениями, стремясь улучшить жизнь русских людей и защитить их от внешней угрозы.

5. Кто является создателем нашего алфавита?

Создателями алфавита (глаголица) являются византийские монахи Кирилл и Мефодий. По мнению ученых, в основе азбуки Кирилла и Мефодия лежала азбука, существовавшая у славян еще до их крещения. Некоторые исследователи считают, что более поздний и более привычный нам алфавит создал ученик Кирилла и Мефодия Климент Охридский в первом Болгарском царстве.

6. Когда была создана славянская письменность? Как назывались славянские алфавиты?

Славянская азбука была создана во второй половине IX века. Кирилл и Мефодий создали глаголицу, которая затем была преобразована в кириллицу. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

7. Какие идеи были ведущими в древнерусской литературе? Почему?

Академик Д.С.Лихачев называл одно из первых литературных произведений на Руси «Повесть временных лет» «монументальным произведением», поражающим строгой продуманностью композиции, единством и грандиозностью идеи, всепроникающим патриотизмом содержания. Другое известное произведение «Слово о Законе и Благодати» первого Киевского митрополита проникнуто идеей величия Руси и ее особой роли в христианстве. Таким образом можно сказать, что ведущими идеями в древнерусской литературе были патриотизм, величие и единство Руси.

8. Какие ещё былинные герои вам известны?

В период становления Древнерусского государства и непрекращающейся борьбы с кочевниками появилось много произведений устного народного творчества: сказания, былины, сказки, песни. Былины – героические песни, рассказывающие о подвигах воинов-богатырей. Русские былинные персонажи и их прообразы: Вольга — сын Святослава Олег, Владимир Красное Солнышко — Владимир Святой и его правнук Владимир Мономах, Волх Всеславич — Всеслав Полоцкий, Добрыня Никитич — дядя Владимира Святого новгородский посадник Добрыня, Апраксна-королевишна — сестра Владимира Мономаха Евпраксия, Чурило — Всеволод Ольгович. Также нам известны и другие герои былин: Илья Муромец, Алеша Попович, Святогор, Микула Селянинович.

9. Используя интернет, сделайте подборку изображений древнерусских украшений.

ГДЗ Учебник История России Арсентьев 1 часть 6 класс - - §10 Культурное пространство Европы и культура Руси - 1

Вопросы к тексту параграфа

1. Как принятие христианства повлияло на древнерусскую культуру?

Принятие христианства обогатило древнерусскую культуру, открыв для нее искусство христианского мира.

2. Как вы думаете, почему среди горожан Древней Руси было много грамотных людей?

Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Православие, в отличие от католичества, допускало проведение церковных служб на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке. Развитие письменности и практика образования школ при соборах и монастырях, где людей обучали чтению и письму, в свою очередь привело к распространению грамотности среди городского населения.

3. Какие жанры существовали в древнерусской литературе? Приведите примеры.

  • Летопись – «Повесть временных лет», «Новгородские летописи»,
  • Житие святых (описание жизни людей, причисленных к лику святых) – «Житие Бориса и Глеба»,
  • Слово (торжественное и поучающее обращение) – «Слово о Законе и Благодати» первого киевского митрополита Илариона,
  • Поучение – «Поучение» Владимир Мономаха, в котором Владимир размышляет над тем, как воспитывать детей, какие нравственные образцы они должны усвоить.

4. Каковы достижения древнерусского зодчества и живописи?

Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и других соседей, формируя свои самобытные культурные традиции. С древнейших времен на Руси преобладало деревянное зодчество. С принятием христианства начали появляться каменные постройки. Первая известная каменная постройка – Десятинная церковь в Киеве. Первые храмы на Руси строились в византийской традиции. Однако затем стали появляться соборы, которые сочетали византийские и славянские традиции. Яркий пример — Софийские соборы в Киеве и в Новгороде. В них уже начала проявляться так называемая многокупольная пирамида, характерная именно для Руси.

У византийских художников русские мастера научились работать с разноцветной непрозрачной эмалью – стеклообразной массой, которую наносили на металл. Потом была освоена более сложная техника перегородчатой эмали. Древнерусские эмали по цвету существенно отличались от греческих. Русские предпочитали теплую цветовую гамму: коричневый, бордовый, красный, зеленый. Основными произведениями древнерусской живописи являются храмовые фрески и иконопись. На фресках изображались сцены из жизни, а на иконах – изображения святых по строго определенным канонам. Очень известна мозаика Георгиевского собора Юрьевского монастыря. На ней камешки вдавливались в сырую штукатурку под разными углами. Под лучами света изображение искрилось, переливаясь разными цветами.

Изучаем документ

ГДЗ Учебник История России Арсентьев 1 часть 6 класс - - §10 Культурное пространство Европы и культура Руси - 2

1. Выясните, где находится описанный Н. И. Костомаровым храм — в Киеве или в Новгороде.

Автор описал храм Святой Софии в Киеве. Конечно, храм Святой Софии в Новгороде строился по образу киевского, но в тексте даны явные указания на местоположение описываемого храма.

Признаки:

  • Автор использовал слова «в первоначальном виде». Мы уже знаем, что киевский храм в первоначальном виде не сохранился, а тот храм, который существует сейчас – сильно отличается от первого варианта. Новгородский же храм сохранился в первоначальном виде.
  • «Продолговатое каменное здание». Новгородский храм по форме ближе к квадрату.
  • «Освещалось пятью куполами». Речь идет именно о куполах, служивших для освещения здания, а не о количестве куполов вообще.
  • В новгородском храме не было мозаики.

2. Каковы были особенности древнерусского храмового зодчества?

Если первые русские храмы в конце Х века были построены в строгом соответствии с византийскими правилами, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянской и византийской традиций. Пирамидальная композиция храма, многоглавие, наличие галерей, угловых башен – черты, характерные для русского деревянного зодчества. В XI веке – веке расцвета зодчества Киевской Руси – во многих городах были построены монументальные многокупольные храмы с толстыми, мощными стенами, маленькими оконцами, великолепным внутренним убранством – свидетельством красоты, мощи и величия государства. Архитектурный стиль Киевской Руси (конец Х – начало ХII веков) исследователи называют стилем «монументального историзма», наиболее адекватно выразившим «дух эпохи» – идею об общерусском могуществе.

3. Используя Интернет, создайте словарь терминов, встречающихся в документе

Зодчество — это вид искусства, оказывающий непосредственное влияние на духовное развитие общества, формирование эстетических взглядов человека.

Хоры — в архитектуре верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви (обычно на уровне второго этажа).

Алтарь — самое сакральное место в храме, отгороженное иконостасом от основной части храма. В середине алтаря находится Престол, который применяется для приготовления святых даров (причастия). В престоле присутствуют мощи святых, Евангелие и Крест.

Мозаика – изображение, составленное из скреплённых между собой цветных камушков или стекла.

Паперть – непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором (входом) храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Дайте характеристику европейского культурного пространства в IX-XI вв. В чём проявлялось влияние культуры европейских стран на культуру Руси?

В IX-XII вв. в Европе существовало несколько культурных очагов, связь между которыми была довольно слабой. Европейская культура как единое целое лишь начинала формироваться. Страной с наиболее развитой культурой долго оставалась Византия. Унаследовав многое из Античности, она сумела создать собственную своеобразную культуру. В 855 г. в Константинополе была открыта школа в Магнаврском дворце, которую многие учёные считают первым европейским университетом. Здесь на греческом языке и латыни преподавали крупнейшие деятели культуры. Образование основывалось не только на христианском учении, но и на трудах античных авторов — Гомера, Платона, Аристотеля и др. В XI-XII вв. византийская культура достигла своего наивысшего расцвета в живописи, архитектуре, скульптуре, литературе. Византия оказала огромное влияние на становление культуры многих стран — Руси, Грузии, Болгарии, Сербии, Италии и др. Из Константинополя на Русь приглашали мастеров для строительства храмов, создания икон и росписей, привозились книги и произведения искусства. Сначала русские мастера копировали изделия византийских учителей, но со временем они стали создавать собственные произведения, воплощая в них свои мысли, надежды, настроения. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению сил против иноземных врагов. Древнерусская культура стала отражением национального самосознания и определила мировоззренческие и эстетические идеалы русского народа на несколько веков.

2. Что, по вашему мнению, было главной темой древнерусского искусства?

По моему мнению, главными темами древнерусского искусства были христианские ценности, патриотизм и единство Руси.

3. Используя Интернет и дополнительную литературу, проведите исследование и выясните, почему Крещение Руси дало мощный толчок развитию письменности и грамотности.

Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Если в католических странах Европы языком богослужения, христианской литературы и культуры в целом был латинский, и там, чтобы стать грамотным, нужно было изучить именно латинский язык, то на Руси все эти функции выполнял древнерусский язык. Язык переведенной православной литературы был понятен каждому. Поэтому если в Западной Европе грамотность была уделом лишь незначительной части населения, то ее уровень на Руси был чрезвычайно высок для Средневековья. Интересно отметить, что одна из дочерей Ярослава Мудрого, Анна, вышедшая замуж за французского короля Генриха I и ставшая королевой Франции, умела читать и писать (сохранилась ее подпись), а ее муж — французский король — ставил вместо подписи крест.

Крещение и проведение богослужений на родном для русских языке создавали благоприятные условия для развития письменности и грамотности. А практика образования школ при соборах и монастырях, где людей обучали чтению и письму, в свою очередь привело к распространению грамотности среди городского населения. Вскоре, после принятия христианства, возникла первые школы, в которых из детей «нарочитой чади», т.е. дружинников, готовили кадры будущих церковных иерархов. Школьное образование получило определенное развитие и при сыне Владимира Ярославе Мудром. Стали возникать школы при монастырях. Примечательно, что в Древнерусском государстве образованность не была уделом только мужчин. Знали грамоту и славянские женщины, а в 1068 г. при одном из киевских монастырей была открыта школа для девушек.

4. Начните заполнение в тетради таблицы «Важнейшие памятники русской культуры X — начала XVI в.»

  • Десятинная церковь в Киеве — X в.
  • Софийский собор в Киеве — XI в.
  • Фрески Софии Киевской – XI в.
  • Софийский собор в Новгороде — XI в.
  • Остромирово Евангелие – XI в.
  • Слово о Законе и Благодати (Иларион) – XI в.
  • Успенский собор во Владимире — XII в.
  • Слово о полку Игореве – XII в.
  • Моление Даниила Заточника — XIII в.
  • Повесть временных лет (Нестор) — XII в.
  • Житие Бориса и Глеба (Нестор) — XII в.
  • Поучение Владимира Мономаха – XII в.
  • Георгиевский собор Юрьева монастыря – XII в.

Возможные вопросы на уроке

1. Как вы думаете, продолжали ли воздействовать языческие традиции на развитие русской культуры после принятия христианства?

Считается, что в рассматриваемый период наблюдалось три этапа развития русской культуры:

  1. дохристианский период;
  2. принятие христианства, византийские культурные традиции (X-XI вв.);
  3. усиление раздробленности Руси — формирование местных стилевых особенностей в архитектуре, живописи, прикладном народном творчестве.

Однако я считаю, что древние языческие традиции прошли через все времена и сохранились до настоящего времени — гадания, вера в приметы, духов, масленица, крашеные яйца на Пасху и т. д.

2. Что повлияло на развитие русской культуры?

На развитие русской культуры повлияло:

  • Культурное наследие восточнославянских племен
  • Культура Византии
  • Культура соседних стран и народов

3. Как вы думаете, почему на Руси особенное развитие получили оружейное и ювелирное дело?

Развитие оружейного дела связанно с тем, что жителям Древней Руси приходилось много воевать. Победоносные войны всегда сопряжены с захватом добычи, в том числе драгоценных металлов, которые шли на изготовление украшений. Воины одаривали ими своих жен, дочерей, матерей

4. Почему в центре Москвы установлен памятник двум византийцам — Кириллу и Мефодию?

Кирилл и Мефодий считаются авторами славянской азбуки (глаголицы) и старославянского церковного языка.

5. Где и как писались древние книги?

Обычно древние книги писались и переписывались в монастырях и при соборах. Первые русские книги были рукописными. Каждая буква была тщательно выписана по строгим правилам – уставу. Листы книг изготавливались из специально выделанной телячьей кожи. Книги украшались небольшими изящными картинками – миниатюрами. Стоили такие книги очень дорого, поэтому их заказчиками могли быть только богатые люди.

6. Какими жанрами была представлена древнерусская литература?

  • Летопись – «Повесть временных лет», «Новгородские летописи»,
  • Житие святых (описание жизни людей, причисленных к лику святых) – «Житие Бориса и Глеба»,
  • Слово (торжественное и поучающее обращение) – «Слово о Законе и Благодати» первого киевского митрополита Илариона,
  • Поучение – «Поучение» Владимир Мономаха, в котором Владимир размышляет над тем, как воспитывать детей, какие нравственные образцы они должны усвоить.

7. Как, на ваш взгляд, появились первые былины?

Первые былины появились как героические песни, рассказывающие о подвигах воинов. До нас былины дошли в сильно переработанном виде. Зачастую герои былин – собирательные образы, говорящие о героизме, храбрости и единстве русского народа перед лицом врага.

8. Чем летописание отличается от легенд, былин, современных исторических исследований?

Летопись – это образец письменного творчества. Летописи составлялись как правило монахами и представляли собой хронику событий года. Самый известный пример летописи «Повесть временных лет» составленный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором на рубеже XI-XII веков. Былина, в свою очередь относится к образцу устного народного творчества. И являет собой, скорее сказку, основанную на реальных событиях. Отсюда ее название, подразумевающее, что это все-таки «быль», а не выдумка. Впрочем, передаваемый из уст в уста, текст менял свой первоначальный облик. Обрастая новыми подробностями или теряя некоторые детали. Современные исторические исследования основываются на изучении исторических документов (летописей) и произведений устного народного творчества (былин).

9. Какие жанры искусства были известны на Руси?

  • Литературные жанры (летопись, слово, житие, поучение)
  • Устное народное творчество (песни, сказания, былины, пословицы, сказки)
  • Зодчество, художественная резьба по дереву
  • Иконопись, мозаики, фрески, настенные росписи
  • Художественное ремесло (оружейное, кузнечное, ювелирное дело, кружевное плетение из проволоки, роспись по меди, эмаль)

10. Какие храмы называют крестово-купольными?

Крестово-купольный — архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского Востока в V-VIII веках. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объём, центр которого разделен четырьмя столбами на девять ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом. Центральный купол расположен над пересечением двух главных помещений храма – нефов. Если смотреть сверху, то эти два нефа образуют крест.

11. Какие техники использовали русские ювелиры?

  • Литье (украшения создавались путем литья цельной фигуры),
  • Зернь (напаивались мельчайшие шарики металла в виде узора),
  • Скань (тончайшая серебряная или золотая проволочка, скрученная жгутами, напаивалась на пластины или свивалась в ажурные узоры),
  • Перегородчатая эмаль (на поверхность украшения напаивались тончайшие ленточки перегородки, составлявшие контур будущего рисунка, эти ячейки заполняли порошками эмали разных цветов и нагревали до высокой температуры, получалась яркая и прочная стекловидная масса),
  • Чернение (сложный сплав олова, меди, серебра, серы и др. наносился на серебряную поверхность и создавал фон для выпуклого изображения.

Домашнее задание

1. Подготовить сообщение на тему «Софийский собор — символ Древней Руси».

Собор Святой Софии в Киеве – это символ Древней Руси и свидетель истории древнерусского государства. Попав в собор впервые, человек начнет удивленно оглядываться в разные стороны, ведь широкое и низенькое снаружи строение внезапно величаво возносится кверху, площадь становится большей, а прямиком на прихожанина смотрит Оранта – Богоматерь в золотом сиянии. Внутреннее убранство Софийского собора отличалось изысканностью и богатством. Стены были покрыты фресками. В центральном куполе изображен Христос Вседержитель. Поражают золотым сиянием и яркостью мозаики. Самая известная мозаика собора – Богородица Нерушимая Стена. Центральный купол киевского Софийского собора окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых куполов.

Софийский собор был возведен и освящен в первой половине XI столетия. Но и сегодня ученые-историки выдвигают несколько дат его создания. Так, предполагается, что достопримечательность была воздвигнута на протяжении одного их этих годов: 1011-го, 1017-го или 1037-го. Две последние даты основаны на записях разнообразных хроник – Новгородской летописи и «Повести временных лет» соответственно. Подтверждением первой считаются результаты исследования пометок на стенах храма, а также пересмотр нескольких фактов старинных письменных записей. Также неоспоримым является тот факт, что история идеи и воздвижения церкви имеет неразрывное отношение к христианству на Руси. Общепринятым считается, что Софийский собор был построен в 1037 году Ярославом Мудрым.

Архитектурным, политическим и духовным прообразом храма стал собор Софийский в Константинополе. Он впечатлял своим внешним видом и, вероятнее всего, являлся незабвенной памятью для княгини Ольги. И если допустить факт крещения женщины, то следует отталкиваться от того, что происходило это именно в Константинополе, в церкви Святой Софии. А в корсуньской церкви Святой Софии увенчивали и крестили собственно князя Владимира. Именно потому возведение храма на Руси не было случайностью. При Ярославе храм должен был достичь своего наивысшего расцвета и подчеркивать независимость и силу Древней Руси.

Запоминаем новые слова

Граффити — надписи или рисунки, нацарапанные на стенах зданий, сосудах.

Житие — повествование о жизни святого.

Миниатюра — художественное произведение, обычно живописное, малых размеров.

Мозаика — изображение, составленное из скреплённых между собой цветных камушков или стекла.

Патриотизм — любовь к родине, преданность своему Отечеству, своему народу.

Самобытный — своеобразный, идущий своими путями, самостоятельный в своём развитии.

Фреска — изображение, сделанное водяными красками по мокрой штукатурке.

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

Светило науки — 6 ответов — 0 раз оказано помощи

1

На Руси к образванию подрастающего поколения относились серьезно. Предлагаем вам небольшой обзор-ретроспективу, как развивалось образование на Руси начиная с IX века.На Руси к образованию подрастающего поколения относились серьезно. Предлагаем вам небольшой обзор-ретроспективу, как развивалось образование на Руси начиная с IX века.уси к образованию подрастающего поколения относились серьезно. Предлагаем вам небольшой обзор-ретроспективу, как развивалось образование на Руси начиная с IX века.

2

В IX веке, когда только появилось отдельное государство – Киевская Русь, а русичи были язычниками, письменность уже существовала, но образование было еще не развито. Учили детей в основном индивидуально, и только потом появилось групповое обучение, которое стало прообразом школ. Это совпало с изобретением буквенно-звуковой системы обучения. Русь в те времена была тесно связана торговыми отношениями с Византией, откуда к нам начало проникать христианство, задолго до его официального принятия. Поэтому первые школы на Руси были двух типов – языческие (куда принимались только отпрыски языческой верхушки) и христианские (для детей тех мелких княжичей, которые уже к тому времени крестились).

3

X век

В дошедших до нас древних грамотах написано, что основателем школ на Руси стал князь Владимир Красное Солнышко. Как известно, именно он явился инициатором и исполнителем перехода Руси в православную христианскую веру. Русичи в то время были язычниками и яростно противились новой религии. Для того чтобы народ побыстрее принял христианство, организовывалось повсеместное обучение грамоте, чаще всего на дому у священника. В качестве учебников выступали церковные книги – Псалтырь и Часослов. Детей из высших сословий отправляли учиться, как написано в летописи: в «книжное научение». Народ всячески противился новшеству, но отдавать сыновей в школы все же приходилось (за этим строго следили) и матери рыдали и причитали, собирая нехитрые пожитки своих чад.

Известна дата основания самой большой школы «книжного учения» – 1028 год, сын князя Владимира князь Ярослав Мудрый самолично отобрал 300 смышленых мальчиков из привилегированной среды дружинников и мелких князей и отправил их учиться в Великий Новгород – самый большой в то время город. По указанию руководства страны активно переводились греческие книги и учебники. Школы открывали почти при каждой вновь построенной церкви или монастыре, это и были так широко известные впоследствии – церковно-приходские школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школы на территории Древней Руси впервые появились после принятия христианства в 988 году. По указу князя Владимира детей из семей духовных лиц и старост отдавали на книжное учение в школу Новгорода, созданную Ярославом Мудрым. В ней ученики постигали чтение, письмо, русский язык, счет и христианское вероучение. Кроме этого, на Руси существовали школы высшего типа, предназначенные для будущих церковных и государственных деятелей. В них детей обучали богословию, философии, риторике и грамматике, а также истории, географии и естествознанию.

В древние времена образованные люди ценились очень высоко и назывались «книжными мужами».
Образование получило государственное значение при Петре I, которому для осуществления реформ требовались образованные люди. Молодых людей отправляли учиться морскому и корабельному делу за границу, а для обучения в русских учреждениях нанимали иностранных специалистов. Также при Петре I была создана система светской школы, которая была необходима для осуществления преобразований в сфере военной, культурной и хозяйственной отраслей. Сам Петр все чаще задумывался о создании российских школ – именно при нем были открыты общие и специализированные школы, закладывались условия для открытия Академии наук.

(Материал с сайта: http://www.kakprosto.ru/kak-846374-kogda-poyavilis-pervye-shkoly-v-rossii)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как развивалось образование на руси напиши кратко
  • Как развеселить девушку что ей написать
  • Как разблокировать духовку gorenje пишет loc
  • Как разблокировать айфон пишут айфон отключен подключитесь к itunes
  • Как проверить слово писал