Как репин писал картину бурлаки на волге


И. Репин. Бурлаки на Волге, 1870-1873

Картина «Бурлаки на Волге», прославившая Илью Репина, с момента своего появления вызывала неоднозначные отзывы. Кто-то восхищался мастерством художника, кто-то обвинял его в отступлении от жизненной правды. Как сейчас помню мы в школе обсуждали ее и писали по ней сочинения.

Почему же знаменитая картина спровоцировала скандал на государственном уровне, и насколько Репин на самом деле погрешил против действительности?


Артель бурлаков

Эти образы несчастных оборванцев, зарабатывающих на жизнь непосильным трудом, знакомы всем по школьным учебникам. Бурлаки в XVI-XIX вв. были наемными рабочими, которые при помощи бечевы тянули речные суда против течения. Бурлаки объединялись в артели по 10-45 человек, были и женские артели. Несмотря на тяжелый труд, за сезон (весной или осенью) бурлаки могли заработать столько, чтобы потом в течение полугода жить безбедно. Из-за нужды и плохих урожаев в бурлаки иногда шли крестьяне, но в основном такой работой занимались бродяги и бездомные.


Существовали и женские артели

И. Шубин утверждает, что в XIX в. труд бурлаков выглядел так: на баржах устанавливали большой барабан с намотанным на него тросом. Люди садились в лодку, забирали с собой конец троса с тремя якорями и плыли вверх по течению. Там они бросали в воду якоря поочередно. Бурлаки на барже тянули трос от носа к корме, наматывая его на барабан. Таким образом они «подтягивали» баржу вверх по течению: они шли назад, а палуба у них под ногами двигалась вперед. Намотав трос, они вновь шли на нос судна и проделывали то же самое. По берегу тянуть приходилось лишь тогда, когда судно садилось на мель. То есть изображенный Репиным эпизод – единичный случай.


Судно можно было тянуть вверх по течению с помощью тросов

Таким же исключением из правил можно назвать и показанный на картине участок дороги. Бечевник – прибрежная полоса, по которой передвигались бурлаки, по приказу императора Павла не застраивался зданиями и заборами, но кустов, камней и топких мест там было предостаточно. Изображенный Репиным пустынный и ровный берег – идеальный участок пути, каких на самом деле было немного.


Труд бурлаков был невыносимо тяжел

Картина «Бурлаки на Волге» была написана в 1870-1873 гг., когда пароходы пришли на смену парусным лодкам-расшивам, и необходимость в бурлацком труде пропала. Еще в середине XIX в. труд бурлаков стали заменять машинной тягой. То есть на тот момент тему картины уже нельзя было назвать актуальной. Поэтому и разразился скандал, когда «Бурлаков» Репина в 1873 г. отправили на Всемирную выставку в Вене. Российский министр путей сообщения негодовал: «Ну какая нелегкая Вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!». Однако Репину покровительствовал сам великий князь Владимир Александрович, который не только одобрительно отзывался о работе художника, но даже приобрел ее для личной коллекции.


Артель бурлаков

«Бурлаков» Репин написал в 29 лет, заканчивая учебу в Академии художеств. В конце 1860-х гг. он отправился на этюды в Усть-Ижору, где был поражен увиденной на берегу артелью бурлаков. Чтобы узнать больше об интересующих его персонажах, Репин поселился на лето в Самарской области. Его исследования нельзя назвать серьезными, в чем он сам признавался: «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».


И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: впереди шел *шишка*, рядом с ним – *подшишельные*

Тем не менее «Бурлаки на Волге» довольно точно воспроизводят иерархию наемных рабочи

1. Бечевник

Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка — бригадир бурлаков

Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.

3. Подшишельные — ближайшие помощники шишки

По левую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое — 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.

4. «Кабальные»

«Кабальные», как этот человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5. Кашевар Ларька

Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

6. «Халтурщики»

В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.

7. «Надзиратель»

Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

8. Косный или косной

Косный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.

9-10. Расшива и флаг

Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.

К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно, и часто поднимали вверх ногами, как здесь.

11 и 13. Лоцман и водолив

Лоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.

Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

12 и 14. Бечева и парус

Бечева — трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил.

В этот момент шишка затянет запевку:

«Вот пошли да повели,
Правой-левой заступили.
Ой раз, еще раз,
Еще разик, еще раз…»

и так до тех пор, пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.

15. Резьба на расшиве

С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.


И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: слева – *кабальный*, справа – кашевар Ларька

Несмотря на существование реальных прототипов, в академических кругах «Бурлаков» прозвали «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Журналисты писали о том, что Репин воплотил «худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение». На выставке в Вене тоже многие встретили картину с недоумением. Одним из первых оценить картину по достоинству смог Ф. Достоевский, чьи восхищенные отзывы позже подхватили и знатоки искусства.

Когда Достоевский увидел эту картину Ильи Репина, он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста.

В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил:

«…бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: „Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!“ И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику. Славные, знакомые фигуры: два передовые бурлака почти смеются, по крайней мере, вовсе не плачут и уж отнюдь не думают о социальном своем положении. Солдатик хитрит и фальшивит, хочет набить трубочку. Мальчишка серьезничает, кричит, даже ссорится — удивительная фигура, почти лучшая в картине и равна по замыслу с самым задним бурлаком, понуренным мужичонкой, плетущимся особо, которого даже и лица не видно…

Ведь нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая „партия“ будет сниться потом, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы такого впечатления и не составили бы такой картины».

Достоевский не мог даже представить, сколько банальностей еще будет сказано об этой картине и каким бесценным документом она будет теперь для тех, кто захочет понять организацию труда бурлаков.

А кстати, вы знали что сегодня Репина называют одной из самых загадочных фигур в истории живописи?

0669.jpg

Его творчество сопровождало одно весь странное обстоятельство – многие, кому посчастливилось стать его натурщиками, вскоре отправлялись в мир иной. И хотя в каждом из случаев для смерти были некие объективные причины, совпадения настораживают…

«Бойтесь кисти живописца — его портрет может оказаться более живым, чем оригинал», — писал ещё в XV веке Корнелий Агриппа Неттесхеймский. Творчество великого русского художника Ильи Репина стало тому подтверждением. Пирогов, Писемский, Мусоргский, французская пианистка Мерси д’Аржанто и другие натурщики стали «жертвами» художника. Только мастер начал писать портрет Федора Тютчева, поэт скончался. Даже здоровые мужики, которые позировали Репину для картины «Бурлаки на Волге», по слухам, преждевременно отдали душу Богу.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»


И.Е.Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885)

Сегодня эта картина известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Именно с этой картиной Репина приключилась жуткая история. Когда её выставили в Третьяковке, полотно производило странное впечатление на посетителей: одни перед картиной впадали в ступор, другие рыдали, а с третьими случались истерические припадки. Даже самым уравновешенным людям перед картиной становилось не по себе: уж слишком много крови было на холсте, уж очень она реалистично выглядела.

16 января 1913 года молодой иконописец Абрам Балашов разрезал картину ножом, за что его отправили в «жёлтый» дом, где он и умер. Картину же отреставрировали. Но на этом трагедии не закончились. Художник Мясоедов, который позировал Репину для образа царя, в приступе гнева чуть не убил своего сына, а литератор Всеволод Гаршин – натурщик для царевича Ивана – сошёл с ума и закончил жизнь самоубийством.

«Торжественное заседание Государственного совета»


И.Е.Репин. «Торжественное заседание Государственного совета» (1903)

В 1903 году Илья Репин завершил монументальную картину «Торжественное заседание Государственного совета». А в 1905 случилась Первая русская революция, в ходе которой многие государственные чиновники, запечатлённые на картине, сложили головы. Так, бывший генерал-губернатором Москвы великий князь Сергей Александрович и министр В. К. Плеве были убиты террористами.

Портрет премьер-министра Столыпина


И.Е. Репин. «Портрет премьер-министра Столыпина»

Писатель Корней Чуковский вспоминал: «Когда Репин писал мой портрет, я в шутку сказал ему, что, будь я чуть-чуть суевернее, ни за что не решился бы позировать ему, потому что в его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского – Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского – Писемский умер. А Пирогов? А Мерси д’Аржанто? И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и вскоре скончался.
Присутствовавший при этом разговоре писатель-юморист О. Л. д’Ор сказал умоляющим голосом:
– В таком случае, Илья Ефимович, сделайте милость, напишите, пожалуйста, Столыпина!
Все захохотали. Столыпин был в то время премьер-министром, и мы его ненавидели. Прошло несколько месяцев. Репин сказал мне:
– А этот ваш Ор оказался пророком. Еду писать Столыпина по заказу Саратовской думы».

Своё согласие на предложение написать портрет премьер-министра Репин дал не сразу, искал самые различные предлоги, чтобы отказаться. Но Саратовская дума выполняла все предъявляемые художником требования, и отказываться было уже просто неудобно.

Художник решил изобразить Столыпина не царедворцем в мундире с орденами и всеми регалиями, а в обычном костюме. Портрет – свидетельство того, что Репина интересовала личность, а не государственная персона. Официоз и торжественность портрету придаёт только темно-красный фон.

После первого сеанса Репин рассказал друзьям: «Странно: портьеры у него в кабинете красные, как кровь, как пожар. Я пишу его на этом кроваво-огненном фоне. А он и не понимает, что это фон революции…» Как только Репин закончил портрет, Столыпин уехал в Киев, где и был убит. «Спасибо Илье Ефимовичу!», — зло шутили Сатириконцы.

В 1918 году портрет поступил в Радищевский музей Саратова и с тех пор там и находится.

«Портрет пианистки графини Луизы Мерси д*Аржанто»
И.Е. Репин. «Портрет пианистки графини Луизы Мерси д*Аржанто» (1890)

Ещё одной «жертвой» Репина стала графиня Луиза Мерси д’Аржанто, чей портрет Репин написал в 1890 году. Правда, не стоит забывать, что в то время француженка, которая первой познакомила западную публику с музыкой молодой русской школы, была тяжело больна и даже не могла позировать сидя.

Портрет Мусоргского


И.Е.Репин.»Портрет Мусоргского

Портрет великого композитора Модеста Мусоргского был написан Репиным всего за четыре дня — со 2 по 4 марта 1881 года. Скончался композитор 6 марта 1881. Правда, здесь вряд ли уместно говорить о мистицизме. Художник приехал в Николаевский военный госпиталь сразу после того, как зимой 1881 году узнал о смертельной болезни друга. Он сразу поспешил к нему, чтобы написать прижизненный портрет. Здесь поклонники мистики явно путают причину со следствием.

Вот такие мистические и не очень истории связаны с картинами Ильи Репина.

Ну и давайте тогда уж узнаем что это за знаменитая народная «Картина Репина — Приплыли!»

Выражение «картина Репина «Приплыли» стало настоящей идиомой, которой характеризуют патовую ситуацию. Картина, ставшая частью фольклора, действительно существует. Вот только Илья Репин никакого отношения к ней не имеет.

Картину, которую народная молва приписывает Репину, создал художник Соловьев Лев Григорьевич (1839-1919). Называется полотно «Монахи. Не туда заехали». Написана картина была в 1870-х, и до 1938 года поступила в Сумской художественный музей.


«Монахи. Не туда заехали». Л.Соловьёв.

В 1930-х годах картина висела на музейной выставке рядом с полотнами Ильи Репина, а посетители решили, что и это полотно принадлежит великому мастеру. А потом ещё и присвоили этакое «народное» название – «Приплыли».

В основе сюжета картины Соловьева – сцена купания. Кто-то ещё раздевается на берегу, кто-то уже в воде. Несколько женщин на картине, прекрасных в своей наготе, заходят в воду. Центральные фигуры картины – оторопевшие от неожиданной встречи монахи, лодку которых принесло к купальщицам коварное течение.

Молодой инок застыл с вёслами в руках, не зная, как ему реагировать. Пожилой же пастырь улыбается – «Дескать, приплыли!» Художник удивительным образом сумел передать эмоции и изумление на лицах участником этой встречи.

Лев Соловьёв – художник из Воронежа – широкому кругу поклонников живописи мало знаком. По дошедшим о нём сведениям был он человеком скромным, трудолюбивым, философского склада. Любил писать бытовые сцены из жизни простых людей и пейзажи.

До нашего времени работ этого художника дошло совсем немного: несколько этюдов в Русском музее, две картины в галерее г. Острогожска и жанровая картина «Сапожники» в Третьяковке.

[источники]источники
http://www.kulturologia.ru/blogs/121116/32219/
http://www.kulturologia.ru/blogs/290916/31565/
https://www.adme.ru
http://www.kulturologia.ru/blogs/191016/31861/

А вот еще интересные моменты художественного творчества прошлого: какой секрет есть в картине Васнецова «Аленушка»?, а вот еще знаменитые картины и их тайны, а вот недавно мы еще обсуждали, что это за Трагическая судьба «Лунной ночи на Днепре»

Имя Ильи Ефимовича Репина, великого художника-реалиста, знакомо всем. Свои картины он писал на разные темы, на многих полотнах изображал жизнь простого народа.

История создания

Летом 1869 года Репин работал над этюдами на Неве, тогда и увидел бурлаков, тянущих баржу. Он был потрясен этим зрелищем, и у молодого художника родился замысел изобразить это на холсте. Чтобы осуществить задуманное, летом 1870 года он отправился в путешествие, во время которого искал типажи для картины. Работа над произведением по многочисленным эскизам была закончена в 1873 году.

Описание и анализ картины

Художник показал бечевник пустым, но ходить по нему сложно, потому что песок влажный.

Бригадир бурлаков стоит спереди и следит за ритмом всех остальных.

Подшишельные находятся по бокам бригадира, сильные и надежные люди.

Кабальные не хотят работать и все деньги сразу тратят.

Молодой кашевар не хочет тянуть и возмущается тяжестью работы.

Позади бригады идет халтурщики, которые в любой удобный момент не тянут бечеву.

Надзиратель следит, чтобы все работали.

Старик позади — это косный, он смотрит чтобы бечева не запуталась и не зацепилась.

Флаг перевернут поскольку бурлакам все равно как правильно его вешать.

Лоцман и водолив управляют судном пока бурлаки тянут.

Паруса опущены, это значит дует встречный ветер и бурлакам тяжело тянуть.

Толстая бечева которой тянут судно привязана к каждому бурлаке.

Долгое время считалось, что резьба помогает двигаться против течения.

На полотне запечатлена артель бурлаков из 11 человек. В летний солнечный день они тянут груженую баржу. На бурлаках изорванная грязная одежда, их волосы взлохмачены, а босые ноги с трудом передвигаются по прибрежному песку.

Композиция картины построена так, что члены артели шагают словно навстречу зрителям. Художник расположил их таким образом, чтобы они друг друга не закрывали. Здесь сошлись разные типы людей с непохожими характерами, каждый из которых имеет свою судьбу.

Известные картины Ильи Репина

читайте также

Илья Репин

Известные картины Ильи Репина

Все с крепкими мускулами, бронзовые от палящих лучей солнца. Как противопоставление тяжелому труду и нелегкой судьбе бурлаков, изображен пароход под парусами на противоположном берегу, где праздно отдыхают богатые.

Критик искусства и литературы В. Стасов дал высокую оценку картине: «Каждая подробность его картины обдумана и нарисована так, что вызывает долгое изучение и глубокую симпатию всякого, кто способен понимать истинное искусство, а колорит его изящен, поразителен и силен…»

Бечевник

Бечевник на картине "Бурлаки на Волге".

Бечевником называлась полоса берега реки, по которой рабочие тянули баржу. Художник изобразил на холсте участок маршрута бурлаков. Кустов не видно. На переднем плане лежит камень с разорванной корзиной. Здесь нет предметов, мешающих идти по берегу, однако место топкое, песок влажный, шагать по нему тяжело.

АНАЛИЗ КАРТИНЫ: Возвращение блудного сына

Шишка — бригадир бурлаков

Бригадир на картине "Бурлаки на Волге".

В центре картины изображена первая тройка бурлаков во главе с бригадиром — человеком ловким, с огромной физической силой, умеющим петь протяжные песни. Он похож на философа с большим жизненным опытом. Шишка тянул лямку впереди всех, задавал ритм движению бурлаков. Ватага делала шаги синхронно, начиная с правой ноги, затем ступая на левую. Это вызывало покачивание всей артели на ходу.

Картина «Не ждали» Ильи Репина

читайте также

Картина «Не ждали» Ильи Репина

Если кто-то из них начинал сбиваться с шага, это приводило к сталкиванию плечами остальных. Тогда бригадир давал команду «сено — солома», и движение начинали снова в ногу. Особенно тяжело было держать правильный ритм на узких участках над обрывистыми местами, поэтому шишка должен очень осторожно и умело управлять движением артели.

В своих набросках И. Репин назвал имена некоторых из бурлаков. В артели, изображенной художником, бригадиром был поп-расстрига по фамилии Канин.

Подшишельные

Подшишельные на картине "Бурлаки на Волге".

Подшишельными назывались ближайшие помощники шишки, которые чалились с правой и с левой стороны от него. Слева от шишки шагает бывший моряк Илька: он в лохмотьях, а его растрепанные грязные волосы перевязаны тряпкой. Это староста всей артели, он закупает продукты питания, выдает бурлакам жалованье. С правой стороны — нижегородский боец с бородой и лохматыми кудрями, угрюмый и злой.

За подшишельными тянут лямку остальные, за которыми нужен был особый контроль. Фигуры их колоритные, мускулистые, потемневшие от загара, а руки неподвижно висят вдоль туловища.

В 19-м веке их суточное жалованье составляло 30 копеек. За эти деньги можно было проехаться на извозчике по всей Москве от Знаменки до Лефортово.

«Кабальные»

Кабальные на картине "Бурлаки на Волге".

«Кабальные» еще в самом начале рейса проматывали свой заработок, оставались должниками перед остальными, работали они за пропитание. На картине это высокий жилистый мужик с трубкой: одежда на нем более приличная, на голове шапка. Сразу видно, что он особо не старается тянуть, и рубашка его целая, не истерлась.

Кашевар и сокольный староста

Сокольный староста на картине "Бурлаки на Волге".

Среди старых, изможденных тяжелым трудом бурлаков выделяется своим непокорным характером Ларька — молодой деревенский парень в розовой рубахе, Он отвечал за чистоту и порядок гальюна (отхожего места) на судне, варил еду. Свои обязанности кашевара и сокольного старосты в артели он считал важными.

Парень на картине изображен с недовольным лицом: сердитым взглядом Ларька выражает протест, отказывается тянуть лямку, ослабил ее. Брови его сошлись на переносице. Сильные руки держат бечеву, не желая ее тянуть.

ИНТЕРЕСНО: Картина Густава Климта “Поцелуй”

«Халтурщики»

Халтурщики на картине "Бурлаки на Волге".

На второй половине картины изображены самые нерадивые среди бурлаков, которые при случае халтурили, пытались переложить часть ноши на плечи остальных. Крепкий, коренастый старик набивает на ходу трубку из кисета. За ним суетливо шествует бурлак в сапогах и суконных штанах.

«Надзиратель»

Надзиратель на картине "Бурлаки на Волге".

Персонаж с колоритным греческим профилем озирается вокруг. Он идет позади халтурщиков, следит, чтобы они добросовестно выполняли обязанности.

Косный

Косный на картине "Бурлаки на Волге".

Косный (или косной) был замыкающим в бригаде, отвечал за то, чтобы бечева во время движения не цеплялась за камни и кусты. Он смотрел под ноги, шагал с собственным ритмом. В косные ставили пожилых и слабых по здоровью рабочих, однако с опытом бурлачества. На картине это немощный старик: лица его не видно, шагает он тихо, опустив голову, раскачивается, как маятник.

Дед великого пролетарского писателя М. Горького, Василий Каширин, с 15 лет тянул лямку, потом на заработанные деньги купил красильную мастерскую.

Расшива и флаг

Флаг на картине "Бурлаки на Волге".

На таких суднах по Волге перевозили соль, добытую на озере Эльтон, разную рыбу из Каспия, железо с Урала, а также восточные товары (персидский шелк, хлопок, другие ткани, сухофрукты, рис). Груз, который перевозился по реке 11 бурлаками, имел вес не менее 40 тонн.

На мачте судна флаг висит вверх тормашками. На расположение полос на флаге бурлаки не обращали особого внимания, не видя в них особого значения.

Лоцман и водолив

Лоцман на картине "Бурлаки на Волге".

Лоцман управляет судном, фактически считается капитаном. Он имеет самый большой заработок среди артельщиков, дает указания всей бригаде, маневрирует с помощью руля, регулирует длину бечевы. Репин изобразил лоцмана в момент, когда выполняется поворот расшивы, чтобы обойти участок мели.

Есть в команде бурлаков и водолив. Это плотник, который производит ремонт на судне, конопатит щели, чтобы избежать протечек. Водолив управляет погрузкой и разгрузкой товара. Он не имеет права покидать расшиву во время выполнения рейса, руководство ложится на него от имени владельца судна. На картине он в красной рубашке, внимательно следит за поворотом барки, ведь обеспечение сохранности груза входит в его обязанности.

В Самаре на берегу Волги возведено скульптурное изображение бурлаков, выполненное в стиле 3D.

Бечева

Бечева на картине "Бурлаки на Волге".

Бурлаки тянули барху с помощью крепкой кожаной веревки толщиной около 8 см, длина ее была примерно 214 м. Она прикреплялась к бечеве – тросу судна, к нему чалилась ватага. Пока барка велась по крутояру, то есть по самому берегу, веревку отпускали на метров 30. Когда лоцман ее ослаблял, судно медленно отплывало от берега. Проходлот несколько минут, бечева натягивалась, как крепкая струна, артели надо было сдерживать инерцию расшивы, а потом тащить, прилагая все силы. В тот момент шишка начинал заунывную песню, бурлаки входили в ритм и начинали двигаться вперед по маршруту.

В детстве Н. Некрасов увидел бурлаков на Волге и описал свои чувства в «Размышлениях у парадного подъезда».

«Выдь на Волгу: чей стон раздаётся Над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовётся — То бурлаки идут бечевой», — писал великий народный поэт.

Парус

Парус картина "Бурлаки на Волге".

Паруса на суднах помогали бурлакам, когда поднимались при попутном ветре, тогда тащить судно становилось легче. На картине парус не поднят — значит, ветер встречный, сейчас тянуть расшиву бурлакам будет тяжело, шагать широко и в ритм не получится.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Картина “Крик”

Резьба на расшиве

Резьба на корабле картина "Бурлаки на Волге".

Начиная с XVI века расшивы на Волге, перевозившие груз, украшались узорной резьбой. Считалось, что с ее помощью корабль может быстрее двигаться против течения. Профессионалы по обработке дерева занимались украшением расшивов.

В конце 18-м века деревянные расшивы для перевозки грузов заменили пароходы. Мастера по дереву, оставшиеся без работы, разбрелись по просторам родины в поисках заработка. Появились в России резные наличники на окнах…

Илья Репин

читайте также

Илья Репин

Судьба картины

Полотно «Бурлаки на Волге» стало визитной карточкой великого художника Ильи Репина. На выставке оно было удостоено бронзовой медали. Купил картину за 3 тыс. рублей великий князь Владимир Александрович Романов, сын Александра II. Он повесил ее в бильярдной комнате своего дворца в Петербурге. Великий князь любил описывать детально картину — и фон, и пейзаж. С интересом он объяснял характеры отдельных бурлаков.

Сейчас шедевр Репина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

А какое ваше мнение о картине? Напишите в комментариях!

РКН: YouTube нарушает законодательство РФ

Три летних месяца 1870 года знаменитый художник Илья Репин провел на берегу Волги в Ширяевом Буераке у подножия Жигулевских гор. Многочисленные наброски и эскизы, сделанные здесь, легли в основу полотна «Бурлаки на Волге». В день рождения мастера, 5 августа, в Ширяеве отметили 150-летие тех событий праздником и памятными подарками — выставкой в виде живописного «репортажа» из села 1870-х годов и портретом Ильи Репина. 

Репинские места 

Повод для праздника (уже 26-го по счету) в этом году тройной: день рождения художника, юбилей его волжской экспедиции, 30-летие Дома-музея Репина. Нескончаемой вереницей шли гости к сельскому музею. Здесь, в доме крестьянина Ивана Алексеева, Илья Репин поселился вместе с младшим братом Василием и друзьями — художниками Федором Васильевым и Евгением Макаровым. Тут он провел памятное лето 1870 года, давшее миру великую картину. Актеры театра «Самарская площадь» воссоздали этот приезд и знакомство художников с крестьянами и бурлаками. Все, как 150 лет назад: Репин, делающий наброски, крестьянский быт, а вокруг — горы, солнце и Волга. «Бурлаки», конечно, обрамляли собой весь праздник, поэтому все артисты, в том числе Волжского народного хора, выступали на их фоне. 

Фото автора

— Еще будучи студентом Петербургской Академии художеств, Репин пережил сильное впечатление от увиденной на Неве ватаги бурлаков. Тогда же он задумал картину, посвященную тяжелому бурлацкому труду. Ему посоветовали отправиться к настоящим бурлакам — на Волгу. Вместе с друзьями они поплыли по Волге от Твери до Саратова. Проплывая мимо Жигулей, прониклись красотой этих мест и на обратном пути высадились в Ставрополе. Спустя две недели перебрались в Ширяев Буерак (ниже этого села по течению Волги расположен Царев Курган, возле которого в то время находилась перевалочная база бурлаков). Здесь и намеревался молодой художник изучать бурлацкий быт. На тот момент Репину было всего 26 лет, — рассказала научный сотрудник Историко-музейного комплекса Ширяева Наталья Рыженкова.

Кстати, после ширяевского лета Илья Ефимович приехал в Самарскую губернию еще раз, в 1872 году вместе с женой Верой. На этот раз он поселился в Самаре и продолжал делать наброски на волжских берегах. Из этой поездки он привез картину «Бурлаки, идущие вброд». Сейчас она хранится в Москве в Третьяковской галерее. Что касается шедевра «Бурлаки на Волге», то его художник создал на основе всех материалов, собранных на Самарской земле, только в 1873 году в Санкт-Петербурге. Картина находится в коллекции Русского музея. Копии этих полотен можно увидеть в Доме-музее Репина в Ширяеве. 

Фото автора

 Далекое к нам близко 

Илья Репин написал автобиографическую книгу «Далекое близкое», в которой есть воспоминания о незабвенном лете в Ширяевом Буераке. Вот одна из многих словесных зарисовок художника: «Погода стояла дивная. Мы наняли лодку с двумя гребцами: спустить нас до Ширяева, против Царева кургана, откуда мы намеревались вернуться на пароходе. Выехали мы с восходом солнца, часа в четыре — рыбаки просили не опоздать, чтобы днем, в самую припеку, им отдохнуть часа два. Какой был восход!» 

Запечатленные в книге биографические свидетельства Ильи Репина о времени, проведенном в Ширяеве, стали основой для концепции выставки работ художника Александра Баканова «Великие традиции. Далекие и близкие», которая открылась в день праздника в Доме-музее купца Вдовина (входящего в историко-музейный комплекс). Биография самого Баканова оказалась связана и с селом, и с Репиным. 

— Когда я был студентом Куйбышевского художественного училища, мы вместе с сокурсниками оказались в 1979 году здесь, в Ширяеве, на пленэрной практике. Нас поселили в том самом домике, где с друзьями жил Илья Ефимович летом 1870 года. Такие совпадения были удивительными для всех нас. Спустя много времени, в преддверии 150-летия пребывания Репина на Волге, я решил на основе его воспоминаний создать цикл работ, такой живописно-графический рассказ, или репортаж о событиях того лета. Книгу «Далекое близкое» я использовал как сценарий, с помощью самого Ильи Репина составлял «раскадровку», — поделился Александр Баканов.

В итоге за два года на свет появилось 35 работ — живопись, графика, этюды. Причем в жанре и манере исторического письма второй половины XIX века.  

— Это не стилизация, а опора на стиль того времени, ведь я много изучал старинные техники, — отметил автор. По его словам, главные герои его работ, как и у Репина — бурлаки. На Волге в 1860-1870 годы работали около 400 тысяч бурлаков. Местные жители, крестьяне зачастую отказывались позировать художникам, запрещали это и своим детям, а бурлаки соглашались и за двугривенный на час становились натурой. 30 работ из этого цикла в скором времени войдут в собрание Самарского художественного музея. 

Фото автора

Сельская «репиниада» 

В день рождения Ильи Репина музею приготовили еще один подарок. Тольяттинский художник Николай Кузнецов написал углем его портрет. 

— Я решил посоревноваться на короткой дистанции с самим Карлом Брюлловым, который писал портрет Репина. Мне кажется, моя работа получилась убедительнее. Я думаю, нам нужно начать традицию «репиниады» — написания портретов Ильи Репина. Каждый год в день его рождения создавать новый, — сказал Николай Кузнецов.

Фото автора

"Бурлаки на Волге" Репина. Почему картина стала культовой

“Мастерство такое, что и не видать мастерства” Лев Толстой (об Илье Репине).

Репин (1844-1930 гг.) написал “Бурлаков”, когда ему ещё не было 30. Впереди у него долгая и плодотворная жизнь. Шедевры “Иван Грозный и сын его Иван”, “Не ждали” или “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”.

Но “Бурлаки” будут всегда его первым и главным шедевром. Вспоминая Репина, мы вспоминаем именно эту картину. Вершина его творчества достигнута в самом начале пути.

Картина была популярна всегда. И при жизни художника. И тем более в Советское время. Она была везде. В учебниках, на календарях, почтовых марках и открытках.

Когда картина слишком популярна, появляется иллюзия близкого знакомства с ней. Поэтому мало у кого возникает желание узнать о ней что-то большее.

Но раз вы читаете эту статью, значит вы преодолели этот барьер. Поэтому с удовольствием посмотрю на картину вместе с вами поближе.

Были ли бурлаки в живописи до Репина

В европейской живописи Репин был не первым, кто обратился к теме бурлаков.

Саврасов создал не одну картину на эту тему. Но если взять вот эту картину 1870 года, то она скорее про пейзаж, нежели бурлаков.

"Бурлаки на Волге" Репина. Почему картина стала культовой

Алексей Саврасов. Бурлаки. 1870 г. Частная коллекция. Theartnewspaper.ru

Мы скорее любуемся преддождевым небом. А бурлаки здесь лишь деталь, но не главная. От Репинской эта картина сильно отличается.

В Европе тоже использовали труд бурлаков. И на эту тему там создано также немало работ. Вот, например, итальянские бурлаки. Тоже созданные раньше Репинских.

"Бурлаки на Волге" Репина. Почему картина стала культовой

Телемако Синьорини. Бурлаки. 1864 г. Частная коллекция . Nyest.hu

У Синьорини бурлаки изображены рядом с хорошо одетыми господином и девочкой. Видимо, для контраста. Но по сравнению с репинскими, они не выглядят оборванцами. Хотя наверняка были не богаче наших.

Представьте, что было, если бы Репин поместил этого господина с девочкой и собачкой на свой пляж рядом с бурлаками! Получился бы форменный выпад в сторону бездушной империи. Которая ничего не может сделать с чудовищным разрывом между бедными и богатыми.

В реальности Репин так и задумывал свою картину с самого начала. Ведь именно такой контраст его и поразил в 1868 году. Тогда на Неве он впервые увидел бурлаков. Грязные, оборванные и угрюмые, они тащились тёмным пятном по пляжу. По этому же пляжу прогуливалась пестрая и смеющаяся толпа дачников.

Но от такой откровенной провокации Репина отговорил друг Фёдор Васильев (вы его наверняка знаете по шедевру “Мокрый луг”).

“Бурлаки” были не первыми бурлаками и у самого Репина

В 1870 году после двух лет работы Репин создаёт своих “Бурлаков”. Отправляет их на выставку. Получает медаль. И… решает переписать картину.

Работает ещё 3 года. Даже попросив руководство Академии Художеств сократить его пенсионерскую поездку в Европу с 6 лет до 3 лет, чтобы переделать “Бурлаков”.

Так что, какими “Бурлаки” были изначально, мы не увидим. Сверху них изображён второй вариант картины.

Есть и сохранившийся вариант. “Бурлаки, идущие вброд”. Эта картина сейчас находится в Третьяковской галерее.

"Бурлаки на Волге" Репина. Почему картина стала культовой

Илья Репин. Бурлаки, идущие вброд. 1872 г. Государственная Третьяковская галерея. Artchive.ru

А ещё был вариант “Бурлаки, идущие через бурелом”. Но Репин его уничтожил. Его забраковал Иван Шишкин, указав Репину на неправильно изображённые деревья.

А уж эскизов и рисунков за 5 лет работы Репин создал несчетное количество.

"Бурлаки на Волге" Репина. Почему картина стала культовой

Илья Репин. Эскиз к картине “Бурлаки на Волге”. 1870 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Istpravda.ru

Злободневность “Бурлаков”

Итак, от прямодушной злободневности Репин отказался. И румяных дачников рядом с бурлаками писать не стал.

Но Репину это не помогло. Он создал себе репутацию художника, который пишет о тяжком труде угнетенных. И публика ждала от него таких работ и впредь.

Но Репин всячески от роли “художника угнетённых” открещивался. Впоследствии старался к подобным темам не возвращаться.

Он даже прямо признавался, что разговаривая с бурлаками, в пол-уха слушал их жалобы на тяжкую судьбу. Его интересовали лишь их лица и позы.

Но что делать, Репин сам “виноват”. Написал вдалеке пароход, как олицетворение прогресса. Прочитывается это однозначно: есть, что использовать в качества буксира, но людей все равно мучают.

Да и сами бурлаки уж слишком потрепанные. На них не одежда, а лохмотья цвета пота и грязи. Вспомните, какие чистенькие и аккуратные бурлаки в Италии.

В довершение Репин показал своих бурлаков на фоне идиллистического пейзажа. Поздняя весна, светлое небо, бежевый песок, безоблачное небо. На таком фоне обтрепанность этих бедолаг выглядит ещё более вызывающей.

На самом деле Репин здесь не преувеличил. В бурлаки часто шли бродяги и бездомные. Иногда крестьяне после неурожайных лет, то есть испытывающих сильную нужду. Ведь труд был хоть и тяжёлый, но помогал жить в межсезонье (лето и зима), не думая о голоде.

В Советское время картину “Бурлаки” тоже стали воспринимать, как символ угнетения народа “проклятой” буржуазией. Именно поэтому Советское правительство так хотело, чтобы Репин вернулся из эмиграции. Считая его предвестником “правильной” живописи, то есть соцреализма.

Кто позировал Репину для “Бурлаков”

Изображённые бурлаки – это реальные люди. Всех их Репин лично знал, приглашал на беседы.

Художник сокрушался, что многие приходили позировать, умывшись и постригшись. Что не соответствовало задумке художника.

Но вот пришёл Канин (самый передний в упряжке). Мужчина лет 45. Он специально готовиться не стал для встречи с художником. В баню не ходил, рубашку праздничную не надел. Репин сразу понял, что он будет среди его “бурлаков”.

Илья Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент.

Илья Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей.

Канин когда-то пел в церковном хоре. Был расстрижен, то есть лишён церковного сана. И вот уже 10 лет “тянет лямку”. В артели бурлаков “построил карьеру”. Благодаря своему уму и упорству он стал предводителем упряжки, “шишкой”. Он лучше всех знает береговую линию. Он задаёт темп всей группе.

Он напоминал Репину греческого философа, попавшего в рабство к римлянам. Человек недюжего ума выполняет самую тяжёлую и примитивную работу, пусть и в качестве старосты.

По правую руку от Канина – нижегородский боец. Зимой он зарабатывает участием в кулачных боях. А весной-осенью “тянет лямку”. Ему ещё не более 40 лет, сил физических ещё достаточно. Его ставят в первую упряжку, как одного из самых сильных и добросовестных.

По левую руку от Канина – моряк Илька. Он умеет усердно и упорно работать, поэтому тоже в первом ряду. Но видно, что человек он угрюмый. Он один пронизывает нас недобрым взглядом. Такой легко матернется и пошлёт куда подальше.

Позади первой тройки – мужчина с трубкой. Он одет приличнее всех. Его рубаха – это не лохмотья, как у его товарищей. На нем настоящая шапка, а не повязанная тряпица.

Скорее всего, он из крестьян. У которого дома жена или мать. Которые и следят за его одеждой. Он явно лениться: идёт прямо, не сильно натягивая лямку. Да ещё трубку успевает покурить.

За ним идёт мужчина лет 60. Он исхудавший, отчаянно вытирает рукавом пот со лба. Скорее всего, он болен чахоткой, и это его последний бурлачный сезон.

"Бурлаки на Волге" Репина. Почему картина стала культовой

Илья Репин. Деталь “Бурлаков на Волге”. 1873 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Особенно бросается нам в глаза молодой деревенский паренёк Ларька. Видимо отправила семья его подзаработать. Может с отцом не смог ужиться, ушёл из дома. Пытается самостоятельно прокормиться. Явно он чуть ли не впервые тянет лямку. К которой никак не может приноровиться.

Позади него, наоборот, очень опытный бурлак. Крепкий старик, не ослабляя силы, ещё умудряется кисет забивать.

Между ними – бурлак, которого видно хуже других. Видно лишь, что это калмык.

"Бурлаки на Волге" Репина. Почему картина стала культовой

Илья Репин. Фрагмент картины “Бурлаки на Волге”. 1873 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

За стариком с кисетом идёт отставной солдат Зотов. На нем – все, что осталось от обмундирования: картуз и куртка, правда уже без рукавов.

Позади него человек, по одежде и характерному носу похожий на грека.

Последним идёт человек с самым угнетающим видом. Такое ощущение, что он сейчас упадёт без сил. Его руки безвольно опущены. Голова так низко упала на грудь, что лица не видно. Он, скорее всего, вызывает в вас самую сильную жалость.

Последними в “упряжку” ставили опытных, но слабых или больных. Они шли  немного особняком, в своём ритме и смотрели под ноги. Так как их функцией было следить, чтобы бечева не задевала за камни. Так что его понурая поза и отставание от остальных ещё не означает, что ему плохо.

Ссылка на бесплатный курс

Подведем итог

“Бурлаки на Волге” – культовая картина Репина. Но не все знают, почему. Это выстраданный шедевр: 5 лет подготовки, сотни эскизов и рисунков, тесное общение с бурлаками, переделка картины.

Первым тему бурлаков поднял не Репин. Но его “Бурлаки” – самые известные.

“Бурлаки” больше интересны не своей злободневностью, а своими персонажами. У каждого из них свой “легко прочитываемый” характер.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Бурлаки на Волге — как это было устроено

Автор:

08 марта 2017 15:54

О чем рассказывает картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» и почему важна каждая деталь.

Бурлаки на Волге — как это было устроено

«Бурлаки на Волге» — одна из самых известных картин великого русского художника Ильи Репина (1844-1930). Картина была создана в период 1870-1873 гг. Искусствоведы определяют жанр данной картины, как натурализм с элементами критического реализма.

Когда Достоевский увидел эту картину Ильи Репина, он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста.
В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил:
«…бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: „Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!“ И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику. Славные, знакомые фигуры: два передовые бурлака почти смеются, по крайней мере, вовсе не плачут и уж отнюдь не думают о социальном своем положении. Солдатик хитрит и фальшивит, хочет набить трубочку. Мальчишка серьезничает, кричит, даже ссорится — удивительная фигура, почти лучшая в картине и равна по замыслу с самым задним бурлаком, понуренным мужичонкой, плетущимся особо, которого даже и лица не видно…
Ведь нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая „партия“ будет сниться потом, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы такого впечатления и не составили бы такой картины».
Достоевский не мог даже представить, сколько банальностей еще будет сказано об этой картине и каким бесценным документом она будет теперь для тех, кто захочет понять организацию труда бурлаков.

1. Бечевник.

1. Бечевник.

Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка — бригадир бурлаков.

2. Шишка — бригадир бурлаков.

Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.

3. Подшишельные — ближайшие помощники шишки.

3. Подшишельные — ближайшие помощники шишки.

По левую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое — 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.

4. «Кабальные».

4. «Кабальные».

«Кабальные», как этот человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5. Кашевар Ларька.

5. Кашевар Ларька.

Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

6. «Халтурщики».

6. «Халтурщики».

В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.

7. «Надзиратель».

7. «Надзиратель».

Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

8. Косный или косной.

8. Косный или косной.

Косный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.

9-10. Расшива и флаг.

9-10. Расшива и флаг.

Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.
К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно, и часто поднимали вверх ногами, как здесь.

11 и 13. Лоцман и водолив.

11 и 13. Лоцман и водолив.

Лоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.
Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

12 и 14. Бечева и парус.

12 и 14. Бечева и парус.

Бечева — трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил.
В этот момент шишка затянет запевку:
«Вот пошли да повели,
Правой-левой заступили.
Ой раз, еще раз,
Еще разик, еще раз…»
и так до тех пор, пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.

15. Резьба на расшиве.

15. Резьба на расшиве.

С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.

Ссылки по теме:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как репетитору написать резюме
  • Как режиссеры пишут сценарии
  • Как ребусом написать ты мне нравишься
  • Как ребенку написать статью
  • Как ребенку написать отказ от родителей