Как решетников написал картину опять двойка

Сюжет

Семья встречает мальчика, который принёс очередной неуд. Внешний вид ребёнка выдаёт, чем он занимается вместо уроков: дворовые баталии, коньки, беготня. Мальчика радостно встречают собака и младший брат, которые хотят играть. Мать же смотрит с грустью, старшая сестра — с осуждением.

«Опять двойка» — показательное произведение «академического бытового жанра». Герои чётко делятся на хороших и плохих, поэтому мальчик — по одну сторону, а положительные, сочувствующие персонажи — по другую.

1.jpg

«Опять двойка». 1952. (Pinterest)

Наш взгляд от мальчика переходит на его сестру, затем на мать и, следуя уже за её взглядом, возвращается к мальчику. В центре композиции оказывается не конкретный объект, а нависшее чувство разочарования и тоски.

На картине нет отца. По всей видимости, он погиб на войне, и мать одна воспитывает троих детей. Примечательные детали — ковёр, велосипед и часы. Для 1952 года всё это было показателем хорошего материального положения семьи.

2.jpg

«Прибыл на каникулы». 1948. (Pinterest)

На стене висит репродукция другой картины Решетникова (написанной четырьмя годами ранее) — «Прибыл на каникулы». Это полотно о предновогоднем приезде мальчика-суворовца домой. Несмотря на оптимизм и праздничный антураж, полотно глубоко драматично: скорее всего, мальчик — сирота, ведь после войны в суворовские училища часто брали детей, чьи мать и отец погибли на фронте.

Контекст

Идею картины «Опять двойка» Решетников нашёл в своей семье. Прообразом мальчика стала дочь художника Люба. У неё случались двойки, и в такие моменты она, приходя домой, всегда норовила проскользнуть незамеченной на кухню. Её расстроенное лицо и виноватый взгляд Решетников сохранил для героя картины. Сам художник считал, что плохая оценка — это расстройство не только лично ребёнка, но и родных, и близких, и всей страны.

Картина писалась с натуры, очень трудно. Сохранились воспоминания Решетникова о том, как долго художник кормил собаку бутербродами, чтобы заставить её стоять в нужной позе.

3.jpg

«Переэкзаменовка». 1954. (Pinterest)

«Опять двойка» стала второй частью «художественной трилогии» Решетникова: первая — «Прибыл на каникулы», третья — «Переэкзаменовка». И точно так же, как на картине «Опять двойка» видна репродукция «Прибыл на каникулы», в левом углу «Переэкзаменовки» видна репродукция полотна «Опять двойка».

Судьба художника

Фёдор Решетников родился в 1906 году в семье иконописца. В три года остался сиротой и воспитывался в семье брата. Учился на рабфаке искусств в Москве, в Высших художественно-технических мастерских. По комсомольскому призыву на «Челюскине» отправился в Арктику, где был штатным художником. У Решетникова было два периода творчества. Первый — юношеский — связан с тем же арктическим походом и юмористическими шаржами. Второй — с детским жанром и работой на пленэрах. Кстати, все его пейзажи скуплены и увезены за рубеж.

4.jpg

«Крюково. Лесная поляна». 1946. (Pinterest)

Дважды Решетников удостаивался Сталинских премий. А вскоре после картины «Опять двойка» он стал действительным членом Академии художеств СССР. Последние тринадцать лет жизни художник был вице-президентом Академии.

Картина «Опять двойка» была написана светским художником Федором Павловичем Решетниковым в 1952 году. Изначально задумка картины была другой: художник хотел изобразить на полотне отличника, который сообщает матери об очередной пятерке. На поиски подходящего натурщика Решетников отправился в школу, где, разместившись в углу одного из классов, наблюдал за ребятами и делал наброски. Школьники были смущены присутствием незнакомца. Отличник, вызванный учителем к доске, настолько растерялся, что не смог решить простую задачу. Его смущение и досада, написанные на лице, так понравились художнику, что он решил написать картину о двоечнике – живом, неглупом мальчике, у которого просто не хватает усидчивости хорошо учиться.

Опубликовано 17 ноября, 2019

«Опять двойка» — любимый всеми шедевр русского и советского художника Федора Павловича Решетникова (Fedor Pavlovich Reshetnikov). Эмоциональная, добрая картина трогает сердце. Ситуацию, в которую попал главный герой, с первого взгляда понимает и юный зритель, и взрослый человек. В комнате собралась семья. На переднем плане несчастнейший из людей — взъерошенный мальчишка, вернувшийся из школы с «парой» в дневнике. Из видавшего виды портфеля предательски высовываются коньки. Проштрафившемуся ученику стыдно. Мать смотрит на сына с укором, хотя на лице ее нетрудно заметить и сочувствие, младший братишка ехидно улыбается. За столом раскладывает учебники сестра, аккуратная пионерка. Она, как строгий судья, сурово поглядывает на понурого шалопая, не понимая, как можно докатиться до такого позора. Искренне радуется хозяину только пес. Напряженная атмосфера передается зрителю, который невольно чувствует жалость к отвергнутому всеми, кроме собаки, мальчику. Хочется верить, что непоседа обязательно исправит злополучную двойку.


Федор Решетников. Картина «Опять двойка», 1952
Федор Решетников. Картина «Опять двойка», 1952

  • Название картины: «Опять двойка».
  • Автор: Федор Павлович Решетников (1906-1988).
  • Год написания: 1952 г.
  • Размер: 101 х 93 см.
  • Стиль: Реализм.
  • Жанр: Бытовой.
  • Техника: Масло.
  • Материал: Холст.
  • Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Федор Павлович Решетников — яркий представитель стиля соцреализм. Но все же истинным его призванием стала детская тема. Работы живописца, посвященные жизни ребятишек, проникнуты невероятной теплотой. Автор относится к детворе нежно, трепетно и сочувственно.

Особенно полюбился публике «ученический» цикл мастера. Триптих открывает картина «Прибыл на каникулы» (1948). Она висит слева от дверного проема в комнате, где терзается угрызениями совести герой произведения «Опять двойка». Репродукция картины «Опять двойка», в свою очередь, фигурирует в «Переэкзаменовке» (1954), ставшей логическим продолжением истории нерадивого школьника (для нее позировал тот же мальчик).


Федор Решетников. Картина «Прибыл на каникулы», 1948
Федор Решетников. Картина «Прибыл на каникулы», 1948


Федор Решетников. Картина «Переэкзаменовка», 1954
Федор Решетников. Картина «Переэкзаменовка», 1954

Сначала Федор Решетников задумал написать образцового отличника, заработавшего дежурную пятерку. Чтобы собрать материал, он пришел на урок в школу. Педагог вызвал отвечать лучшего ученика, но тот растерялся в присутствии гостя и не справился с простой задачкой. Гамма чувств на его лице поразила художника, он сделал множество набросков.


Федор Решетников. Наброски к картине «Опять двойка», 1952
Федор Решетников. Наброски к картине «Опять двойка», 1952

Изначально действие должно было происходить в классе, но затем Федор Павлович решил перенести его в семью. Реакция родных для ребенка важнее насмешек одноклассников, а, значит, и воздействие на зрителя будет сильнее.

Но вот незадача — тот самый отличник Сережа, который оконфузился у доски, наотрез отказался позировать. В итоге роль двоечника блестяще исполнил сын бывшего соседа Решетникова — художника-авангардиста Густава Густавовича Клуциса, расстрелянного в 1938 году. Потрепанный портфель (кстати, мастер очень гордился его «портретным сходством» с оригиналом) одолжили у вратаря дворовой футбольной команды.

Назидательный пафос разбавлен изображением верного пса. Чтобы удержать собаку на задних лапах, ее владельцу пришлось стоять с куском колбасы в зубах, прижимая лапы животного руками.

В школьной программе СССР «Опять двойка» использовалась как эталон бытовой живописи, и по сей день пятиклассники пишут о ней сочинения. По мотивам знакомого сюжета снят один из эпизодов юмористического киножурнала «Ералаш» (124-я серия).

Два пишем, пять в уме: интересные факты о картине «Опять двойка»

«Мне хотелось сказать, какое это серьезное дело — отметка», — объяснял идею картины «Опять двойка» художник Федор Решетников. Хотя отметка, по замыслу автора, должна была быть отличной

Картина «Опять двойка»
Холст, масло. 101 х 93 см
Год создания: 1952
Ныне находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве

Решетников задумал картину об успешной сдаче школьных экзаменов: ходил на уроки и садился с блокнотом на задней парте. Один из учителей, желая продемонстрировать гостю знания школьников, вызвал к доске лучшего ученика в классе. Но тот растерялся в присутствии постороннего, которого дети считали проверяющим из министерства, и не смог решить задачу. Решетников отметил, что гамма чувств на лице расстроенного школьника гораздо выразительнее, чем радость отличника, получившего заслуженную пятерку.

А когда с плохой отметкой пришла домой дочь художника Люба, Решетников, отчитав готовую разрыдаться девочку, подумал, что действие картины нужно перенести из школы в семью. Реакцию родных ребенок принимает ближе к сердцу, чем осуждение учителем и одноклассниками, а значит, воздействие на зрителя будет сильнее.

1. Двоечник. Сначала художник писал школьника «лет десяти» с того самого отличника Сережи, который смутился у доски. Но когда мальчик догадался, что его собираются изобразить в роли двоечника, он наотрез отказался позировать, и Решетникову пришлось искать других натурщиков.

2. Румянец. Решетников просил позировавших ему мальчиков растирать щеки и уши снегом, ведь у героя картины должен быть такой цвет лица, как будто он только что вошел в дом с морозной улицы.

3. Портфель. Этот потертый «артефакт», написанный, как выразился художник, «с портретным сходством», принадлежал одному из мальчишек-натурщиков. Владелец был вратарем дворовой футбольной команды, и портфель часто служил штангой ворот.

4. Коньки. Вещественная улика указывает на причину двойки. Нерадивый ученик, по словам Решетникова, «снова после школы играет в футбол или бегает на коньках, не замечает, как быстро пробежало время, а уроки опять не сделаны — авось завтра не спросят».

5. Мать. «Этот образ очень сложный, — писал художник, — в нем должны быть выражены и укор, и огорчение, и строгость, и теплота, и материнская любовь». Подходящее выражение лица у натурщицы художнику удалось поймать, когда женщина пришла всерьез расстроенная из-за каких-то личных проблем. Он намеренно не выказал сочувствия, желая, чтобы модель подольше оставалась искренне огорченной.

6. Старшая сестра. Художник придал пионерке-отличнице осуждающее выражение лица вместо сочувственного в последний момент, когда картину уже повесили в выставочном зале.

7. Младший брат. Подходящего по типажу мальчика шести-семи лет вместе с его старшим братом художник случайно встретил на улице и уговорил позировать. Решетников намеренно провоцировал детей рассказывать друг о друге, кто чем провинился, чтобы написать ехидную улыбку младшего брата.

8. Собака. Художник «разбавил» назидательный пафос картины, изобразив пса, который рад приходу хозяина с любыми отметками. Чтобы надолго удержать «собаку-модель» в нужном Решетникову положении, ее владелец стоял с обещанным псу куском ветчины в зубах, руками прижимая лапы животного к своей груди.

9. Велосипед «Ветерок». Этот детский велосипед легко переделывался из двухколесного в трехколесный и обратно. Мальчик на картине предпочел менее устойчивый вариант — более взрослый и похожий на культовый подростковый «Орленок», для которого дошкольник еще мал.

10. Репродукция. В основе композиции картины — треугольник, и вершина его упирается в висящую на стене репродукцию другого полотна Решетникова — «Прибыл на каникулы». Подразумевается, что бравый мальчик-курсант с той картины должен служить примером нерадивому ученику. А репродукцию картины «Опять двойка» художник позже изобразил на полотне «Переэкзаменовка», намекая на причину, по которой герою приходится проводить за учебниками летние каникулы.

Художник
Федор Решетников

1906 — родился на Украине, в селе Сурско-Литовском, в семье иконописца.
1929 — был студентом столичного Высшего художественно-технического института.
1929–1934 — учился в Московском полиграфическом институте.
1932 — был штатным художником полярной экспедиции на ледоколе «Сибиряков».
1933–1934 — отправился в Арктику на ледоколе «Челюскин», был спасен с дрейфующей льдины.
1943 — у Решетникова и его жены, пейзажистки Лидии Бродской, родилась дочь Любовь.
1948 — написал картину «Прибыл на каникулы»: открытки с ее репродукцией выпущены в рекордном для СССР количестве — свыше 13 миллионов экземпляров.
1954 — написал «Переэкзаменовку».
1960 — высмеял «буржуазное» искусство в триптихе «Тайны абстракционизма».
1974 — был избран вице-президентом Академии художеств СССР.
1988 — умер в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Фото: РИА Новости, Валентин Черединцев / Фотохроника ТАСС

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июнь 2016

«Опять двойка» – одна из известнейших картин Фёдора Решетникова

Картина знаменитого советского художника Фёдора Решетникова знакома людям самых разных возрастов. Как правило, знакомство с ней происходит ещё в школе, ведь ситуацию, в которую попал главный герой полотна «Опять двойка», понимает каждый ученик (даже тот, кто ни разу не получал двойки).

Со временем мы начинаем замечать новые детали в этой картине, а потому она остаётся интересной как для юного зрителя, так и для взрослого человека. Что же раскрывают перед нами образы этого творения? Какой смысл вложил в него Фёдор Решетников, его автор? И как, по предположению, будет развиваться сюжет, показанный нам?

О мастере

Фёдор Павлович Решетников появился на свет в 1906 году в небольшой украинской деревушке. Увы, уже с ранних лет он познал всю боль и глубину потерь. Когда мальчику исполнилось три года, он остаётся сиротой. Опеку над маленьким Фёдором берёт старший брат. Он зарабатывал на жизнь росписью иконостасов и стен церквей в соседних деревнях.

Как вы догадываетесь, именно благодаря ему Фёдор Павлович заинтересовался живописью, к которой впоследствии проявил особенный талант. Растирая краски и перемывая кисти, что подавал во время работы старшему брату, юный Решетников сам понемногу осваивал это непростое искусство. Втайне он создавал первые свои рисунки. В период Гражданской войны Фёдор уходит из дома, чтобы не становиться обузой для брата.

В эти сложные времена ему довелось перепробовать самые разные профессии. Решетников был и плотником, и шахтёром, однако в его душе теплилась надежда когда-нибудь написать свои настоящие картины, которые увидел бы свет.

Советский художник Фёдор Павлович Решетников

Советский художник Фёдор Павлович Решетников

Как ни странно, но необыкновенное призвание написания картин на детскую тему Решетников открыл в военные годы. Тогда он работал корреспондентом, поскольку достиг высокого мастерства в создании графических шаржей, что создавались художниками-репортёрами.

За время своей насыщенной деятельности Фёдор Павлович создал много интересных и запоминающихся картин, самыми известными среди которых стали «За мир», «Прибыл на каникулы», «Достали “языка”». Но, без сомнения, известность живописцу принесла его работа, названная «Опять двойка». Глядя на неё, поневоле чувствуешь себя участником событий, что так ярко преподнесены художником.

История создания картины

«Опять двойка» – картина, что является второй частью трилогии полотен. Ей предшествует «Прибыл на каникулы», а третьей частью истории стала «Переэкзаменовка». Процесс её написания был весьма интересным и даже забавным. Как рассказывал Решетников, для написания картины на школьную тематику он пришёл в школу, где учителя пригласили его посетить уроки.

Заметив незнакомого человека, сидящего в конце класса, ребята смущались и волновались – им казалось, что это какой-то проверяющий. Один мальчик, которого вызвали к доске, и вовсе не смог решить очень лёгкую задачу. Он был до того смущён, что Фёдор Павлович решил написать его на своей картине.

Правда, работа шла нелегко. Почему-то ученик не вписывался в поданный живописцем школьный интерьер. Он даже заменил учителя на полотне, но всё равно оставался недоволен своей работой.

Однако в итоге Решетникова осенила спасительная идея: ведь ребёнок мог быть не в школе, а дома! Так и была создана известная нам картина, сюжет которой не может оставить равнодушным ни детей, ни взрослых.

Фёдор Павлович Решетников «Опять двойка»

Фёдор Павлович Решетников «Опять двойка», 1952 год
Местонахождение картины: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

«Опять двойка» — описание картины

На картине «Опять двойка» Фёдора Решетникова мы видим семью, что встречает мальчика, вернувшегося из школы. Его вид красноречиво говорит о том, что вместо уроков он занимался катанием на коньках, играл “в войну” с дворовыми ребятами.

Особенное внимание к себе привлекают младший брат главного героя и собака. Они рады видеть своего любимца, ведь хотят поиграть с ним. Мать мальчугана с грустью смотрит на него, а старшая сестра явно осуждает.

Фрагмент картины Решетникова «Опять двойка»

Фрагмент картины Решетникова «Опять двойка»

Как отмечают искусствоведы, в картине «Опять двойка» есть явное разделение на негативных и положительных персонажей, третьим же элементом являются сочувствующие лица. Однако я не соглашусь с подобной распространённой версией. Несмотря на нерадивость школьника, он явно очень добрый мальчишка, который искренне любит маленького брата и собаку. В то же время стоит поддержать мать и сестру, что желают своему родному человеку успешного будущего, тяжело переносят подобные школьные промахи.

Полотно Фёдора Решетникова имеет немало интересных деталей. С первого же взгляда становится заметно, что в семье нет отца. Вероятнее всего, он погиб на войне. Однако бедствующими этих людей не назовёшь. Мы видим ковёр, велосипед и часы. Для 1952 года, когда люди ещё пытались оправиться от военных потрясений, это были предметы роскоши, которые могла позволить себе далеко не каждая семья.

Фрагмент картины «Опять двойка»

Главный герой и его собака. Фрагмент картины «Опять двойка»

Не менее занимательный аспект – композиция картины. Персонажи выстроены в форме треугольника, вершина которого упирается в картину, висящую на стене. Это особая ирония Решетникова – в качестве репродукции он изобразил собственное творение «Прибыл на каникулы», что было написано ранее.

Подобный приём использования изображения предыдущей картины повторяет и в третьей части трилогии – «Переэкзаменовке», что является сюжетным продолжением истории.

«Опять двойка» – одна из самых известных картин Фёдора Решетникова, художника, что с особой теплотой писал детей. Нежное и трепетное отношение к ребятам, понимание их радостей и тревог живописец передаёт в каждом своём творении. Даже здесь нельзя определить, сильно ли осуждает Решетников своего героя, ведь его образ выписан с душевностью и любовью.

История одного шедевра.

Федор Павлович Решетников. «Опять двойка», 1952 год.

      Ф.П. Решетников (1906-1988) – чрезвычайно талантливый художник. Его картины очень яркие и реалистичные. Они проникнуты особой теплотой и искренностью. Детская тема в творчестве художника занимает значительное место. Это: «Достали языка», «На побывку», «За мир», «Прибыл на каникулы». Особо выделяется картина «Опять двойка». Решетников создал запоминающееся и интересное произведение.

      Изначально художник хотел написать картину про круглого отличника, который сообщает маме об очередной пятерке. В поисках такого ученика Федор Павлович отправился в школу. Учителя посадили художника на «галерку», откуда он внимательно за всеми наблюдал и потихоньку зарисовывал. Дети явно смущались и немного волновались, так как подумали, что этот мужчина пришел из гороно с проверкой. Учитель вызвал к доске одного отличника и дал решить ему абсолютно несложную задачу. Но мальчик очень растерялся, не мог сосредоточиться и решить заданный пример. Из класса учащиеся ему шептали подсказки, но из-за испуга он их совершенно не понимал. Он опустил голову и молча стоял с мелом в руках. И тогда родилась у художника новая тема, и появилась картина «Опять двойка». Решетников сделал главным героем парнишку неглупого и живого.

      Главный герой картины мальчик — подросток лет десяти. Его внешний вид ярко демонстрирует, что после уроков школьник не спешил домой, а еще долгое время проводил на улице, катаясь на коньках. На мальчике зимнее пальто, но вероятно оторвалась пуговица и оно расстегнуто. В руке перевязанный потрепанный портфель, возможно не однажды служивший ему вместо мяча или санок. Из портфеля виднеются коньки. Растрепанные волосы, покрасневшие уши, зарумянившиеся от мороза щеки – свидетельство того, что мальчик не один час провел на улице.

      Он делает огорченный вид, опустив голову и потупив глаза, изображает переживание по поводу очередной полученной двойки. Но такая ситуация для него возникает не в первый раз и мальчик уже знает, что нужно делать и как себя вести. Он уже неоднократно давал матери обещание всегда выполнять домашние задания, но кроме уроков в его мире столько интересного… А в этом возрасте так легко можно позабыть про уроки.

      Возможно, именно поэтому он и пришел из школы поздно, поскольку боялся заслуженного нагоняя от матери за двойку. А вместо этого с удовольствием поиграл с ребятишками во дворе в снежки. Но зимой дни короткие, стало темнеть, и нужно было идти домой.

      Мальчика радостно встречает белого окраса с рыжеватыми пятнами пес, видно, собачка очень привязана к своему молодому хозяину и своей обычной манерой показывает, как рад его приходу домой в надежде вместе поиграть. Передними лапками он уперся на грудь, и весело поскуливая, виляя хвостом, и пытается лизнуть своего друга.

      У обеденного стола, покрытого светлой полосатой скатертью, устало, сложив руки на своих коленях, сидит мать. Можно догадаться, что она только на минутку оставила свои бесконечные домашние дела. Увидев сына с заметно грустным внешностью, она осознает, что сынок двоечник вдоволь наигрался, и не думает об уроках и не переживает о плохой оценке, которую не давно схлопотал. Но в присутствии матери и старшей сестры делает удрученный вид. У женщины, кажется уже нет сил, чтобы повлиять на сына в надежде заставить его быть внимательным и конечно хорошо учиться в школе. Мама с грустью и тоской взирает на подростка.

      Картина «Опять двойка» настолько проникла в народ, что возникло устойчивое выражение «опять двойка», символизирующее человека, который провинился и с понурым видом ждет наказания.

      Ныне эта картина находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

https://ukraina.ru/20211225/1032824090.html

Как пятерка стала двойкой: история великой картины

Как пятерка стала двойкой: история великой картины — 13.07.2022 Украина.ру

Как пятерка стала двойкой: история великой картины

Картина Федора Решетникова «Опять двойка» разошлась по просторам СССР миллионами (если не десятками миллионов) экземпляров. Только в учебниках за десять лет обучения школьники сталкивались с репродукцией «Двойки» не менее десятка раз. И мало кто знал, что это была часть серии, а сама картина планировалась совсем другой

2021-12-25T19:37

2021-12-25T19:37

2022-07-13T11:11

эксклюзив

живопись

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.ukraina.ru/images/sharing/article/1032824090.jpg?10314598401657699895

Любопытный кульбит судьбы — картины из «детской» серии он делал для души, в то время как настоящей его работой были портреты вождей. Но сами вожди были осуждены и декоммунизированы, а дети остались детьми. Карьера уроженца ЕкатеринославщиныФедор Павлович Решетников родился 28 июля 1906 года в селе Сурско-Литовском, недалеко от Екатеринослава, в семье иконописца. Родители его рано умерли, и воспитал его старший брат, которому пришлось отказаться от обучения в художественном училище, чтобы содержать семью.Свою художественную карьеру он начал помощником брата. Сумел устроиться художником в клуб железнодорожников станции Гришино.В 1928 году его направили на рабфак в Москву. В 1929-34 годах он учился в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН, создан на базе более известного ВХУТЕМАСа). Там его преподавателями были Дмитрий Моор (автор знаменитых плакатов «Ты записался добровольцем?» и «Врангель еще жив…») и Александр Герасимов («Сталин и Ворошилов в Кремле»).В 1932 году он становится художником-репортером в заполярной экспедиции Отто Шмидта на ледоколе «Сибиряков», а годом позже — на «Челюскине». Во время войны рисовал карикатуры и патриотические плакаты. Станковой живописью он занялся сравнительно поздно — во время войны.В 1970-х годах рисовал в основном карикатуры, но было и несколько интересных живописных полотен («Мальчишки», «Гибель Челюскина»), которые, увы, во многом уступают картинам 40-х годов и особой известности не получили.Преподавал в Московском художественном институте им. Сурикова в 1953-57 годах и в Московском пединституте им. Ленина в 1956-62 годах.Был народным художником СССР, академиком и вице-президентом Академии художеств. Лауреат двух Сталинских премий, кавалер ордена Ленина.Умер 13 декабря 1988 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище.«Достали языка»Первая картина Решетникова из «детской» серии была написана в 1943 году.Обращение к этой теме (сделавшей его знаменитым и по сей день популярным) было обусловлено двумя обстоятельствами.Во-первых, он, вернувшись из Севастополя, увидел на московской улице, как дети играют в войну, и просто зарисовал эпизод игры.Во-вторых, у него родилась дочка.Картина была представлена на выставке «Героический фронт и тыл» в 1944 году, но особой популярности не получила. Причина, скорее всего, в том, что на ней изображена сцена расправы над младшим мальчишкой, чем-то не угодившим старшим. Судя по всему, там была какая-то не самая приятная предыстория.Как во всех других детских картинах художника, тут присутствует пес.«Прибыл на каникулы»Эта картина, написанная в 1948 году, сразу же принесла художнику всенародную известность.Мальчик-суворовец приехал домой на новогодние каникулы. Дома его встречают дед и сестра. Родителей нет. На стене висит обрамленный венком портрет офицера. Вероятно, это и есть погибший на фронте отец. Характерно, что ниже на стене висит репродукция васнецовских «Богатырей».Искусствоведы видят в картине дух служения и преемственности поколений на воинской службе. Деда, кстати, тоже часто зачисляют в кадровые военные, но это не обязательно — по стойке смирно и рядовой стоять может.Квартира (комната) достаточно просторная и имеет признаки зажиточной жизни — ковер, занавески, большая елка… Явно семья не простых рабочих. Впрочем, художник присматривал образы из своего окружения.Картина была чрезвычайно популярна в свое время — только на календариках она разошлась тиражом 13 млн экземпляров — больше, чем какая-либо другая.14 декабря 2013 года на территории Санкт-Петербургского Суворовского училища был открыт памятник выпускникам суворовских училищ и кадетских корпусов. Скульптурная композиция воссоздает сюжет картины «Прибыл на каникулы». Памятник скульптора Карэна Саркисова установлен по инициативе командующего войсками Западного военного округа Анатолия Сидорова, который сам окончил Суворовское училище.«За мир»Художника вдохновили события февраля 1950 года во французском Туре. Отправка во Вьетнам (тогда Франция вела войну с вьетнамскими партизанами, поражение в которой привело к появлению социалистического Северного Вьетнама) танков с местного железнодорожного вокзала привела к массовым протестам. Антивоенные активисты легли на рельсы. Трудно сказать, насколько документален городской пейзаж, но город был сильно разрушен во время войны и к 1950 году не восстановлен.Главный элемент соцреализма в картине — стоящие в арке буржуа, подбадривающие полицейского.«Опять двойка»Вторая часть художественной трилогии Решетникова, первая часть которой — «Прибыл на каникулы» (1948), а третья — «Переэкзаменовка» (1954). В левом углу картины «Опять двойка» видна репродукция более раннего полотна «Прибыл на каникулы», а в левом углу «Переэкзаменовки» — репродукция картины «Опять двойка».Размещение позитивной картины над головой мальчика говорящее — это образец, к которому стоит стремиться.Сюжет Решетников позаимствовал у Дмитрия Жукова, написавшего в 1885 году картину «Провалился». Там, правда, ситуация была более трагической — от результатов экзамена мальчика зависело благосостояние семьи.Изначально Решетников собирался рисовать картину «Опять пятерка» с радостным сюжетом, но тут случилась авария — пошел он на урок, понаблюдать за триумфом отличника, а тот возьми и схлопочи двойку… Идея показалась художнику более интересной.Появился вариант с мальчиком у доски и грозным учителем (в окончательном варианте — учительницей). Но тут опять вмешалась жизнь — пришла из школы дочь Люба. С двойкой. Пришлось переписывать сюжет уже в домашнем антураже.В роли двоечника позирует сын известного художника Густава Клуциса, репрессированного и расстрелянного в 1938 году. Семья Клуциса жила по соседству с Решетниковым, в том же доме, и после ареста они поменялись квартирами. Мальчик был вратарем дворовой футбольной команды. Наверное, потому он изображен с коньками…Кстати, обстановка квартиры вполне «совбуровская» — ковры, велосипед у младшего сына, настенные часы… Явные признаки зажиточной жизни.По словам знавших Решетникова, собаку в картине написал Аркадий Пластов. Советский педагог Шалва Амонашвили писал об этой картине так: «Эта картина не для детей написана. Она написана для взрослых. Чтобы они увидели, что так ребенка принимать нельзя! А надо принимать так, как собака его принимает. Для нее все равно, с чем он пришел. С двойкой пришел — друг, с пятеркой пришел — друг. Не надо принимать ребенка с отметкой. Отметка — это отметка. (…) Не цифры решают, а наше отношение к ребенку».Написанная в 1954 году «Переэкзаменовка» по сути была продолжением «Двойки». Причем в прямом смысле — позировал художнику тот же мальчишка.«Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин»Решетников, помимо своей «детской» серии, был известен парадными портретами И. В. Сталина.Картина, как и ее авторское повторение 1949 года, является настоящим шедевром социалистического реализма с присущей ему лакировкой действительности.Сталин изображен в чистой, выглаженной форме, стоящим перед картой, на которой изображены какие-то «Канны» (изображены таким образом, что сразу понимаешь источник анекдотов о том, что Сталин планировал операции по глобусу…).Обращают на себя внимание стакан чая и модель самолета (на столе у Сталина всегда было несколько моделей, конкретно эта, судя по всему, — АНТ-37 в варианте для дальних перелетов, типа «Родины» Валентины Гризодубовой).Важный момент — время суток. За окном начинается рассвет, что напоминает об известном мифе о Сталине, работающем по ночам в Кремле. Как в стихотворении Сергея Михалкова:Спит Москва. В ночной столицеВ этот поздний звездный часТолько Сталину не спится —Сталин думает о нас.Немного непонятно, события какого именно периода показаны на картине. Название как бы намекает, что они происходят не раньше июня 1945 года, когда Сталину было присвоено звание генералиссимуса. Но аэростаты заграждения в это время над Москвой уже не поднимались.Форма датирующей тут не является — Сталин не носил роскошные эполеты генералиссимуса, на френче — маршальские погоны (маршалом он стал в 1943 году). Звезда, судя по всему, Героя Соцтруда — еще довоенная. Он именно ее предпочитал носить.Картина вместе с полотном «Прибыл на каникулы» была удостоена Сталинской премии второй степени в 1949 году.«Великая клятва»Картина была написана к 70-й годовщине со дня рождения И. В. Сталина в 1949 году и была представлена на выставке «Иосиф Виссарионович Сталин в изобразительном искусстве».В выступлении на II Всесоюзном съезде Советов 26 апреля 1924 года Сталин клялся в том, что будет продолжать дело Ленина: хранить в чистоте звание члена партии, хранить единство партии, хранить и укреплять диктатуру пролетариата и т. п. Речь была программной и обязательной для изучения и цитирования в сталинские времена.Также на съезде утвердили первую Конституцию СССР, приняли решение об издании сочинений Ленина, о сооружении Мавзолея Ленина, переименовании Петрограда в Ленинград и др.Полотно в лучших традициях соцреализма было предназначено для обожествления Вождя и Учителя. Этому служил и колорит картины (с преобладанием красных тонов — 2/3 картины занимают драпировки и знамена красного цвета), своеобразное освещение (фигура Сталина освещена справа-сверху — из будущего, к которому он обращен лицом), фигура Сталина показана снизу — он возвышается над зрителем и фигурами участников съезда. 

https://ukraina.ru/20190805/1024503614.html

https://ukraina.ru/20190223/1022755119.html

https://ukraina.ru/20190413/1023297394.html

https://ukraina.ru/20190413/1023297394.html

Украина.ру

editors@ukraina.ru

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

2021

Василий Стоякин

https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg

Василий Стоякин

https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg

Новости

ru-RU

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

Украина.ру

editors@ukraina.ru

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

Украина.ру

editors@ukraina.ru

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

Василий Стоякин

https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg

эксклюзив, живопись

Как пятерка стала двойкой: история великой картины

19:37 25.12.2021 (обновлено: 11:11 13.07.2022)

Картина Федора Решетникова «Опять двойка» разошлась по просторам СССР миллионами (если не десятками миллионов) экземпляров. Только в учебниках за десять лет обучения школьники сталкивались с репродукцией «Двойки» не менее десятка раз. И мало кто знал, что это была часть серии, а сама картина планировалась совсем другой

Любопытный кульбит судьбы — картины из «детской» серии он делал для души, в то время как настоящей его работой были портреты вождей. Но сами вожди были осуждены и декоммунизированы, а дети остались детьми. 

Карьера уроженца Екатеринославщины

Федор Павлович Решетников родился 28 июля 1906 года в селе Сурско-Литовском, недалеко от Екатеринослава, в семье иконописца. Родители его рано умерли, и воспитал его старший брат, которому пришлось отказаться от обучения в художественном училище, чтобы содержать семью.

Свою художественную карьеру он начал помощником брата. Сумел устроиться художником в клуб железнодорожников станции Гришино.

В 1928 году его направили на рабфак в Москву. В 1929-34 годах он учился в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН, создан на базе более известного ВХУТЕМАСа). Там его преподавателями были Дмитрий Моор (автор знаменитых плакатов «Ты записался добровольцем?» и «Врангель еще жив…») и Александр Герасимов («Сталин и Ворошилов в Кремле»).

В 1932 году он становится художником-репортером в заполярной экспедиции Отто Шмидта на ледоколе «Сибиряков», а годом позже — на «Челюскине». Во время войны рисовал карикатуры и патриотические плакаты. Станковой живописью он занялся сравнительно поздно — во время войны.

В 1970-х годах рисовал в основном карикатуры, но было и несколько интересных живописных полотен («Мальчишки», «Гибель Челюскина»), которые, увы, во многом уступают картинам 40-х годов и особой известности не получили.

Преподавал в Московском художественном институте им. Сурикова в 1953-57 годах и в Московском пединституте им. Ленина в 1956-62 годах.

Был народным художником СССР, академиком и вице-президентом Академии художеств. Лауреат двух Сталинских премий, кавалер ордена Ленина.

Умер 13 декабря 1988 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Первая картина Решетникова из «детской» серии была написана в 1943 году.

Обращение к этой теме (сделавшей его знаменитым и по сей день популярным) было обусловлено двумя обстоятельствами.

Во-первых, он, вернувшись из Севастополя, увидел на московской улице, как дети играют в войну, и просто зарисовал эпизод игры.

Во-вторых, у него родилась дочка.

Картина была представлена на выставке «Героический фронт и тыл» в 1944 году, но особой популярности не получила. Причина, скорее всего, в том, что на ней изображена сцена расправы над младшим мальчишкой, чем-то не угодившим старшим. Судя по всему, там была какая-то не самая приятная предыстория.

Как во всех других детских картинах художника, тут присутствует пес.

Эта картина, написанная в 1948 году, сразу же принесла художнику всенародную известность.

Мальчик-суворовец приехал домой на новогодние каникулы. Дома его встречают дед и сестра. Родителей нет. На стене висит обрамленный венком портрет офицера. Вероятно, это и есть погибший на фронте отец. Характерно, что ниже на стене висит репродукция васнецовских «Богатырей».

Искусствоведы видят в картине дух служения и преемственности поколений на воинской службе. Деда, кстати, тоже часто зачисляют в кадровые военные, но это не обязательно — по стойке смирно и рядовой стоять может.

Квартира (комната) достаточно просторная и имеет признаки зажиточной жизни — ковер, занавески, большая елка… Явно семья не простых рабочих. Впрочем, художник присматривал образы из своего окружения.

Картина была чрезвычайно популярна в свое время — только на календариках она разошлась тиражом 13 млн экземпляров — больше, чем какая-либо другая.

14 декабря 2013 года на территории Санкт-Петербургского Суворовского училища был открыт памятник выпускникам суворовских училищ и кадетских корпусов. Скульптурная композиция воссоздает сюжет картины «Прибыл на каникулы». Памятник скульптора Карэна Саркисова установлен по инициативе командующего войсками Западного военного округа Анатолия Сидорова, который сам окончил Суворовское училище.

Художника вдохновили события февраля 1950 года во французском Туре. Отправка во Вьетнам (тогда Франция вела войну с вьетнамскими партизанами, поражение в которой привело к появлению социалистического Северного Вьетнама) танков с местного железнодорожного вокзала привела к массовым протестам. Антивоенные активисты легли на рельсы. Трудно сказать, насколько документален городской пейзаж, но город был сильно разрушен во время войны и к 1950 году не восстановлен.

Главный элемент соцреализма в картине — стоящие в арке буржуа, подбадривающие полицейского.

Вторая часть художественной трилогии Решетникова, первая часть которой — «Прибыл на каникулы» (1948), а третья — «Переэкзаменовка» (1954). В левом углу картины «Опять двойка» видна репродукция более раннего полотна «Прибыл на каникулы», а в левом углу «Переэкзаменовки» — репродукция картины «Опять двойка».

Размещение позитивной картины над головой мальчика говорящее — это образец, к которому стоит стремиться.

Сюжет Решетников позаимствовал у Дмитрия Жукова, написавшего в 1885 году картину «Провалился». Там, правда, ситуация была более трагической — от результатов экзамена мальчика зависело благосостояние семьи.

Изначально Решетников собирался рисовать картину «Опять пятерка» с радостным сюжетом, но тут случилась авария — пошел он на урок, понаблюдать за триумфом отличника, а тот возьми и схлопочи двойку… Идея показалась художнику более интересной.

Появился вариант с мальчиком у доски и грозным учителем (в окончательном варианте — учительницей). Но тут опять вмешалась жизнь — пришла из школы дочь Люба. С двойкой. Пришлось переписывать сюжет уже в домашнем антураже.

В роли двоечника позирует сын известного художника Густава Клуциса, репрессированного и расстрелянного в 1938 году. Семья Клуциса жила по соседству с Решетниковым, в том же доме, и после ареста они поменялись квартирами. Мальчик был вратарем дворовой футбольной команды. Наверное, потому он изображен с коньками…

Кстати, обстановка квартиры вполне «совбуровская» — ковры, велосипед у младшего сына, настенные часы… Явные признаки зажиточной жизни.

По словам знавших Решетникова, собаку в картине написал Аркадий Пластов.

Советский педагог Шалва Амонашвили писал об этой картине так: «Эта картина не для детей написана. Она написана для взрослых. Чтобы они увидели, что так ребенка принимать нельзя! А надо принимать так, как собака его принимает. Для нее все равно, с чем он пришел. С двойкой пришел — друг, с пятеркой пришел — друг. Не надо принимать ребенка с отметкой. Отметка — это отметка. (…) Не цифры решают, а наше отношение к ребенку».

Написанная в 1954 году «Переэкзаменовка» по сути была продолжением «Двойки». Причем в прямом смысле — позировал художнику тот же мальчишка.

«Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин»

Решетников, помимо своей «детской» серии, был известен парадными портретами И. В. Сталина.

Картина, как и ее авторское повторение 1949 года, является настоящим шедевром социалистического реализма с присущей ему лакировкой действительности.

Сталин изображен в чистой, выглаженной форме, стоящим перед картой, на которой изображены какие-то «Канны» (изображены таким образом, что сразу понимаешь источник анекдотов о том, что Сталин планировал операции по глобусу…).

Обращают на себя внимание стакан чая и модель самолета (на столе у Сталина всегда было несколько моделей, конкретно эта, судя по всему, — АНТ-37 в варианте для дальних перелетов, типа «Родины» Валентины Гризодубовой).

Важный момент — время суток. За окном начинается рассвет, что напоминает об известном мифе о Сталине, работающем по ночам в Кремле. Как в стихотворении Сергея Михалкова:

Спит Москва. В ночной столице

В этот поздний звездный час

Только Сталину не спится —

Немного непонятно, события какого именно периода показаны на картине. Название как бы намекает, что они происходят не раньше июня 1945 года, когда Сталину было присвоено звание генералиссимуса. Но аэростаты заграждения в это время над Москвой уже не поднимались.

Форма датирующей тут не является — Сталин не носил роскошные эполеты генералиссимуса, на френче — маршальские погоны (маршалом он стал в 1943 году). Звезда, судя по всему, Героя Соцтруда — еще довоенная. Он именно ее предпочитал носить.

Картина вместе с полотном «Прибыл на каникулы» была удостоена Сталинской премии второй степени в 1949 году.

Картина была написана к 70-й годовщине со дня рождения И. В. Сталина в 1949 году и была представлена на выставке «Иосиф Виссарионович Сталин в изобразительном искусстве».

В выступлении на II Всесоюзном съезде Советов 26 апреля 1924 года Сталин клялся в том, что будет продолжать дело Ленина: хранить в чистоте звание члена партии, хранить единство партии, хранить и укреплять диктатуру пролетариата и т. п. Речь была программной и обязательной для изучения и цитирования в сталинские времена.

Также на съезде утвердили первую Конституцию СССР, приняли решение об издании сочинений Ленина, о сооружении Мавзолея Ленина, переименовании Петрограда в Ленинград и др.

Полотно в лучших традициях соцреализма было предназначено для обожествления Вождя и Учителя. Этому служил и колорит картины (с преобладанием красных тонов — 2/3 картины занимают драпировки и знамена красного цвета), своеобразное освещение (фигура Сталина освещена справа-сверху — из будущего, к которому он обращен лицом), фигура Сталина показана снизу — он возвышается над зрителем и фигурами участников съезда. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как репетитору написать резюме
  • Как режиссеры пишут сценарии
  • Как ребусом написать ты мне нравишься
  • Как ребенку написать статью
  • Как ребенку написать отказ от родителей