Как шопен написал похоронный марш

Фридерик Шопен

В мировой культуре есть целый ряд мелодий, которые практически каждый человек может узнать с первых аккордов. “Полонез” Огинского, “Лунная соната” Бетховена, и, конечно же, “Похоронный марш” Шопена. Последний настолько глубоко вошел в погребальную культуру, что стало сложно представить похороны без него. Талантливому композитору удалось создать мелодию, в которой, кажется, сконцентрирована вся скорбь Мира. Совершим небольшой экскурс в историю, чтобы узнать о “Похоронном марше” немного больше.

Итак, этот марш написал Фридерик Шопен в 1837 году, как часть “Сонаты для фортепиано № 2 си-бемоль минор”, созданной композитором за два года (1837-1839). Всего Соната состоит из четырех частей, а марш является третьей из них.

Соната №2 Шопена

“Похоронный марш” стал одним из знаковых, а также – символичных – произведений в жизни композитора, ведь именно во время его создания, у музыканта впервые проявились признаки болезни легких, от которой он и скончался в 1849 году, в возрасте, всего лишь, 39 лет.

Шопен на смертном одре

Еще одним плохим знаком можно посчитать случай, произошедший за год до смерти Шопена. Во время исполнения марша в одном из английских салонов, Фридерику вдруг привиделось, как из его фортепиано появляются некие демонические существа. Музыкант в ужасе покинул салон, и этот случай впоследствии стали считать предзнаменованием его скорой смерти.

Шопен за фортепиано

Как уже упоминалось выше, всего лишь через год после этого случая, польский композитор скончался. Он стал самым первым человеком, на похоронах которого был сыгран “Похоронный марш”. По завещанию Шопена, в последний путь на парижское кладбище Пер-Лашез его провожали под печальные звуки собственного произведения, а также – под “Реквием” Моцарта (который для его создателя стал также очень символичным).

Могила Шопена

Люди оценили мрачное величие марша Фридерика Шопена и, постепенно, он стал звучать на похоронах все чаще, пока не стал буквально их музыкальным символом. За более чем полтора столетия, минувшие с того грустного дня 17 октября 1849 года, когда “Похоронный марш” был впервые исполнен как траурная композиция, под его печальные звуки миллионы людей ушли в последний путь.

Рублевский Артём Алексеевич - автор статей

Рейтинг статьи:

5

(110 оценок)

Опубликовано:

29.09.2020 09:00

Время прочтения:

3 минуты

История «Траурного марша» Шопена

В мировой музыкальной классике есть ряд произведений, узнаваемых с первых тактов. Среди них полонез Михаила Клеофаса Огинского, свадебный марш Феликса Мендельсона, сороковая симфония Амадея Моцарта, сонаты Людвига ван Бетховена и траурный марш Фредерика Шопена.

Содержание:

1. 1837 год, грозная болезнь признанного гения

2. 1848 год, демоны фортепиано

3. 1849 год, первое исполнение Marche funèbre на похоронах

Последнее произведение было создано композитором-романтиком, ещё не достигшим тридцатилетия. Оно настолько прочно вошло в обязательный оркестровый репертуар на похоронах, что стало своего рода музыкальным кодом погребальной церемонии, квинтэссенцией мировой скорби.

История «Траурного марша» Шопена

1837 год, грозная болезнь признанного гения

Врачи XIX столетия полагали, что причиной смерти 39-летнего Фредерика Шопена стала чахотка, то есть, туберкулёз. Современные медики склонны полагать, что выдающийся музыкант, которого ещё в юности признали музыкальным гением, страдал муковисцидозом. Как бы то ни было, первые признаки дыхательной недостаточности у Шопена появились в 1837 году, когда ему было 27 лет. Именно в это время неудачно заканчивалось его сватовство к 17-летней Марии Водзиньской, но музыкальный дар требовал творить новые шедевры. Фредерик Шопен начал писать Marche funèbre (Похоронный марш).

Его величавое построение в строгом ритме размеренного шага пронизано прямыми ассоциациями с движением погребальной процессии. Марш полностью соответствует словам Камиля Сен-Санса: «Музыка Шопена – это всегда картина». Основной настрой музыкального произведения — глубокая скорбь, которая подчёркнута секундовыми вздохами. Славу павшим героям провозглашают внезапно врывающиеся торжественные фанфарные звучания.

Похоронный марш стал третьей частью фортепианной сонаты № 2, Ор. 35, b-moll и её эмоциональным центром. Соната была написана в период с 1837 по 1839 год, когда знаменитое тридцатистраничное письмо Жорж Санд убедило Шопена в том, что он должен забыть о прежней привязанности и обратить своё чувство на неё. Затем последовали совместные поездки на Майорку, в Италию, возвращение во Францию, в имение писательницы, затем в Париж, мучительный разрыв и отъезд в Англию.

1848 год, демоны фортепиано

В Шотландии и Англии Фредерик Шопен продолжал создавать сонаты, баллады, экспромты, прелюдии, играл свои произведения в аристократических салонах. Если окружающим удавалось упросить Шопена исполнить сонату № 2 с Marche funèbre, то затем он тотчас уходил, не будучи в состоянии ни беседовать, ни музицировать.

В 1848-м, за год до смерти, Фредерику Шопену вдруг, во время исполнения марша в одном из английских салонов, привиделось, что из фортепиано, на котором он играет, появляются жуткие демонические существа. Потрясённый музыкант покинул салон. Впоследствии этот случай сочли предзнаменованием скорой смерти Шопена.

1849 год, первое исполнение Marche funèbre на похоронах

В сентябре последнего года своей жизни Шопен поселился в Париже, на площади Vendôme, 12. Седьмого октября его состояние резко ухудшилось, была совершена исповедь и причастие. Шопен попросил, чтобы сердце его похоронили в Варшаве. Последними словами гениального музыканта стали драматические распоряжения: «Земля душит… Когда этот кашель убьет меня, я заклинаю вас: прикажите вскрыть мое тело, чтобы меня не похоронили заживо». Фредерик Шопен скончался 17 октября в два часа ночи.

На следующий день с лица композитора была снята посмертная маска, сделан слепок его руки. Сестра Шопена Людвика, ответственная за исполнение последней воли брата, распорядилась вскрыть тело композитора, вынуть сердце и положить его в хрустальную урну с коньяком. Затем она перевезла сердце Шопена в Польшу и велела замуровать его в колонне варшавского костела Святого Креста. Там оно находится и поныне.

Прощальная церемония с исполнением «Похоронного марша» состоялась 30 октября в костеле св. Магдалены. Бальзамированное тело Фредерика Шопена было погребено на кладбище Пер-Лашез.

Постепенно траурный марш Шопена стал все чаще звучать на похоронах и сделался музыкальным символом проводов в последний путь.

Вопрос и ответ

Скорбь, которая пронизывает «Похоронный марш», поистине вселенская. Была ли она вызвана только неудачным сватовством и первыми признаками тяжёлой болезни?

В то время, когда эта музыка была написана, композитор окончательно осознал, что на любимую родину, в Польшу ему никогда не удастся вернуться. Те же чувства переживала многочисленная польская диаспора в Европе.

Какая музыка, кроме траурного марша, звучала на похоронах Шопена?

На органе были исполнены две его прелюдии, e-moll и h-moll. В исполнении оркестра, хора и солистов прозвучал «Реквием» Моцарта. С партитурой этого произведения Шопен не расставался в последние годы жизни.

Какой памятник установлен над могилой Шопена на кладбище Пер-Лашез?

Это высокий четырёхгранный постамент со скульптурой скорбящей музы. На фронтальной плоскости постамента размещён овальный медальон с рельефным профилем композитора. К могиле Шопена постоянно приносят свежие цветы.

2 марта 2023

Я искренне благодарна Максиму Локису за помощь в организации похорон мамы. Я была очень растеряна и подавлена случившимся, но Максим проявил невероятную деликатность и внимательность. Он был оперативен и на связи в любое время, отвечал на все вопросы спокойно и участливо. Уверенность, тактичность и спокойствие Максима стали поддержкой в эти сложные дни. Отдельно хочу отметить высокий уровень организации прощания и захоронения. Спасибо, Максим!

1 марта 2023

Благодаря профессионализму, надежности, предупредительности и внимательному отношению агента Ложевича Ильи Владимировича похороны были организованы и проведены достойно. Отдельно выражаю благодарность водителю Владиславу, Игорю и Руслану за профессионализм, тактичность и внимательное отношение при перевозке усопшей на дальнее расстояние и захоронению. Искренне благодарю.

Вера

История «Траурного марша» Шопена: актуальная информация

Ищете актуальную информацию по теме «История «Траурного марша» Шопена»? На данной странице вы найдете ответы по интересующему запросу. Если у вас остались вопросы, вы можете обратиться к консультанту из чата, или получить информацию по телефону: +375 (44) 782 97 76

Возможно, вам будет интересно:

Соната для фортепиано № 2 си-бемоль минор, ор. 35 — фортепианная соната Фредерика Шопена, закончена в 1839 году, впервые опубликована в 1840. Одно из самых выдающихся произведений романтизма в музыке. Наиболее известна её третья часть — Траурный марш, написанный ещё в 1837 году двадцатисемилетним композитором.

Музыка была востребована человеком всегда, и нет таких моментов в истории человечества, чтобы в них не оставалось места для музыки. Один великий композитор писал, что музыка всегда есть там, где есть душа. И правда, ведь ни одна из страниц истории – даже самая страшная и трагическая, не обходилась без музыки, и даже тогда, когда душа покидает тело – музыка остается. Да, сегодня мы поговорим о похоронном марше – мелодии, ставшей, пожалуй, самым известным произведением классической музыки.

В силу того, что Польша перестала существовать как государство еще в 1795 году, а Варшава, по итогам Наполеоновских войн, находилась на территории, отошедшей к Российской Империи, Шопен, до отъезда на запад, жил на территории, являющейся частью Российской империи. Исключением являются первые годы жизни, вплоть до 3 мая 1815 года. В это время данная территория являлась частью Варшавского Герцогства, вассального Французской Империи.

Итак, Фредерик Шопен – великий поляк, которые волей судьбы был вынужден покинуть свою Родину и стать гением в изгнании, так и не вернувшись при жизни в Польшу.

Шел 1837 год – тяжелые времена и для Европы, и для Шопена.

Великий композитор и не менее великий виртуоз фортепьянной игры предчувствовал свою смерть – он был неизлечимо болен, и ничто в мире не могло его оградить от страшной участи. Шопен работал усердно дни и ночи напролет, занимаясь очередным своим шедевром для фортепиано – сонаты, вошедшей в историю под номером 2.

Очередным этапом стало написание третьей партии, которая по задумке автора должна была стать квинтэссенцией страдания и мучения человеческой души, пытающейся разрешить множество неразрешимых задач. В это произведение Шопен включил не только боль патриота, страдающего из-за краха отчизны, не только страдания смертельно больного человека, которому осталось жить считанные дни, автор захотел показать всю низменность мирской суеты, когда миром правит смерть и разруха.

Rachmaninoff Plays Chopin Sonata No 2 (3)

Несомненно, Похоронный Марш, как его назвали позже поклонники Шопена, преисполнен философских размышлений о вечных ценностях, и жизни и ее отношении к смерти, о душе и Боге, о патриотизме и добровольном изгнании. Переживая тяжелый кризис, как и его родная Польша, Шопен пытается написать своей стране весточку – выдержанную, чистую и ясную, которая кроме трагизма будет нести и ноты оптимизма, способного вселить веру в себя и в Отечество.

Умер Шопен в своей небольшой парижской квартире.

Позже современники скажут, что Фредерик Шопен писал Похоронный Марш с тем, чтобы частичка его души вместе с музыкой вернулась на родину, и его душа упокоилась с миром.

25 Сентябрь 2011, 14:57

Источник: music-portal.com.ru


2


7136

Траурный марш Шопена

Фридерик Шопен. Соната для фортепиано № 2 си-бемоль минор, часть 3. Исполняет Чо Сон Чжин

Траурный марш Шопена давно стал частью похоронной процессии. В качестве ритуальной музыки он впервые прозвучал в 1849 году на похоронах своего ав­тора. До смерти Шопена марш звучал только на концертах, как третья часть Вто­рой фортепианной сонаты си-бемоль минор. Включив марш в сонатный цикл, композитор последовал за Бетховеном — его Героической симфонией и Со­натой № 12 ля-бемоль мажор, которую Шопен часто играл ученикам. Однако, следуя классической форме сонатного цикла, Шопен выстроил мате­риал как композитор-романтик, усиливая драматичность произведения к кон­цу. Если у Бетховена траур маршей преодолевается танцевальным скерцо  Скерцо (итал. scherzo — «шутка») — обычно третья часть сонатно-симфонического цикла в быстром темпе, трехдольном метре, со сво-бодным строением музыкальной мысли с элементами неожиданности, игры. в симфонии и торжественным мажорным финалом в сонате, то у Шопена — быстрый и мрачный финал, который пианист Антон Рубинштейн сравнил с «ночным веянием ветра над могилами на кладбище».

В самом марше есть светлый мажорный средний раздел, который звучит как лирический ноктюрн  Ноктюрн (от франц. nocturne — «ночной») — небольшая, обычно инструментальная пьеса лирического, мечтательного характера.. В крайних разделах марша в фортепианном исполне­нии слышны шаги траурной процессии; те же басы и нарастающий аккордовый гул создают иллюзию колокольного звона.

Как и «Реквием» Моцарта, Траурный марш Шопена порождал легенды: о том, что он связан с предчувствием смерти (в ноябре 1837 года, когда он был напи­сан, Шопен почувствовал первые признаки болезни легких, от которой через двенадцать лет умер) или с тоской по родине (Польское восстание началось в ноябре 1830-го и было подавлено в октябре 1831-го; Шопен уже не смог вернуться в Польшу). А на одном из концертов Шопен ушел со сцены прямо посередине сонаты, потому что во время исполнения марша увидел «ужасных существ» и не мог продолжать.

Даже далеко не музыкант сможет с первых нот угадать Лунную сонату Бетховена, Времена года Вивальди, Свадебный марш Мендельсона, Полонез Огинского и… Траурный марш Шопена. Воистину, все эти произведения бессмертны, но в данной статье мы будет вести речь лишь о последней композиции. Ныне она вошла в репертуар всех похоронных оркестров. Её узнаваемость повсеместна. Лирическая мелодия, исполненная трагизма, как нельзя лучше передаёт ощущения скорбящего человека. А ведь самому композитору-романтику на момент создания траурного марша не было даже 30 лет.

Содержание:

Время прочтения: 4 минуты

1837 год, тяжёлая болезнь гениального человека

1848 год, демоны фортепиано

1849, Marche funèbre на похоронах Шопена

1837 год, тяжёлая болезнь гениального человека

В XIX веке Фредерику Шопену ставили диагноз туберкулёз, или чахотка. Современные доктора придерживаются версии, что композитор страдал иным заболеванием – муковисцидозом. Но бы это ни было, общее у этих болезней одно – они поражают лёгкие.

Проблемы с дыхательной системой у Шопена проявились в 27-летнем возрасте. Обострение возникло из-за неудачного сватовства к юной Марии Водзиньской. Неудача на любовном фронте заставила музыканта всецело отдаться своему призванию. Но поскольку настроение у гения было депрессивное, ноты начали складываться в Marche funèbre (Похоронный марш).

По второй версии, подавленное настроение при написании данного произведения возникло у композитора из-за невозможности вернуться обратно в Польшу. И хотя по отцу он был французом, матерью его была урождённая полька из рода Кшижановских. В иммиграции польская диаспора остро переживала раздел своей родины.

Особенностью нового произведения считается его размеренность, совпадающая с медленным шагом похоронной процессии. Секундовые вздохи подчёркивают глубокую скорбь всех присутствующих. Торжественные фанфарные звучания как бы относят нас к тем моментам, когда умерший был ещё жив. Но вот басовые тона вновь возвращают нас к действительности, туда, где близкий умер и покоится на смертном одре.

Похоронный марш не был самостоятельным произведением, а задумывался как центральная партия фортепианной сонаты №2, Ор. 35, b-moll. Полное произведение было написано в период, когда Фредерик увлёкся писательницей Жорж Санд, пытаясь забыть свою первую любовь. Совместные поездки с француженкой по всей Европе в 1837-1839 годах не слишком способствовали его выздоровлению, зато в данное время были созданы наиболее величайшие его произведения.

1848 год, демоны фортепиано

После десятилетнего сожительства с Авророй Дюпон (всё та же Жорж Санд) наступил мучительный разрыв. Композитор уехал в Англию, где сырой промозглый британский климат вкупе с эмоциональным потрясением усугубили течение его болезни. В Шотландии и Англии музыкант выступал в аристократических салонах и далее творил свои шедевры. Но если его вдруг уговаривали сыграть фатальную фортепианную сонату №2, то Шопен, доиграв её, неизменно покидал собрание. Он просто не мог после выступления ни говорить, ни исполнять что-либо ещё.

Рассказывают случай, произошедший в 1848 году, как раз за год до кончины маэстро. Якобы во время исполнения похоронного марша композитору показались демонические сущности прямо из инструмента, на котором он играл. Не доиграв, музыкант покинул салон. Уже после происшествие стали отождествлять с предзнаменованием гению скорой смерти.

1849, Marche funèbre на похоронах Шопена

Осознав, что климат Англии всё ж не для него, Фредерик переехал в Париж, на площадь Вандом, 12. Видимо это случилось слишком поздно, поскольку уже к началу следующего месяца Шопен призвал к себе пастора на последнюю исповедь и причащение. Последними словами его были распоряжения относительно вскрытия: музыкант желал, чтобы, проведя данную медицинскую процедуру, врачи удостоверились в его абсолютной кончине. При этом он желал, чтобы сердце, извлечённое из его груди, непременно было похоронено в Варшаве.

Смерть гениального человека наступила 17 октября 1849 года. На следующие сутки анатомический скульптор снял слепок его руки и посмертную маску. Людвика, сестра Шопена, проследила, чтобы воля её брата была исполнена в точности. После вскрытия сердце было извлечено из тела и уложено в хрустальную урну, заполненную коньяком. После ёмкость была перевезена в столицу Польши и замурована в колонне варшавского костёла Святого Креста. И доныне сердце великого композитора покоится там.

Церемония прощания прошла 30 октября в костёле св. Магдалены. Тогда же впервые прозвучал Похоронный марш не в салоне, а на погребении. Вскоре музыкальное произведение оказалось настолько популярным, что стало своего рода символом траурного мероприятия.

Забальзамированные останки Фредерика Шопена были погребены на кладбище Пер-Лашез в Париже. Ныне могилу музыканта венчает мемориальная композиция – скульптура скорбящей музы Эвтерпы, покровительницы лирической поэзии и музыки, на четырёхгранном постаменте. На передней части тумбы имеется овальный медальон с высеченным профилем самого композитора.

История «Траурного марша» Шопена: актуальная информация

Ищете информацию по теме – «История «Траурного марша» Шопена», но не можете найти исчерпывающий ответ? В данной статье мы постарались предоставить подробные данные касательно запроса «История «Траурного марша» Шопена». Если, после прочтения материала, у вас остались вопросы, звоните по телефону круглосуточной линии: 8 (812) 500-35-77, либо получите консультацию онлайн.

Похожие материалы

Знаменитое творение польского композитора Фредерика Шопена, его Траурный марш, уже давно вошел в мировую музыкальную классику и стал одним из традиционных гимнов, исполняемых во время похорон.

История траурного марша Шопена

Примечательно, что свой шедевр маэстро создал в довольно молодом возрасте – на тот момент ему не исполнилось и тридцати лет. Марш Шопена настолько укоренился в сознании большинства людей в качестве траурной композиции, что каждый раз, когда звучит его мелодия, невольно возникают ассоциации с похоронным ритуалом.

Грозное заболевание музыкального гения

Одаренный музыкант и композитор Фредерик Шопен прожил яркую творческую жизнь, но продолжалась она недолго. По мнению врачей, скончался он от чахотки. На тот момент польскому гению было всего 39 лет. Однако версия исследователей значительно отличается от заключения лекарей прошлого. Современные медики сходятся во мнении о том, что Фредерик страдал от редкой болезни – муковисцидоза, главным симптомом которой становится легочная недостаточность. Впервые подобные признаки появились у композитора в 1837 году. Возможно предчувствие своего преждевременного ухода и послужило появлению такой композиции как Marche funèbre. Впрочем, поспособствовать мрачному настрою творца могла и неудавшаяся помолвка с Марией Водзиньской.

Своей популярностью марш Шопена, вероятно, обязан своей строгой ритмичности, которая соответствует темпу траурного шествия, а также настроению глубокой скорби, которое окутывает сразу же после звучания первых нот. Не лишено произведение и особой торжественности: время от времени траурная мелодия перемежается фанфарами.

Похоронный марш по задумке его автора не являлся самостоятельным произведением, а должен был стать эмоциональным эпицентром сонаты № 2 для фортепиано. Над ней композитор работал в течение целых двух лет. В этот период Шопен поддерживал активную переписку с провокационной писательницей Жорж Санд, которая убеждала Фредерика освободить свое сердце от образа несостоявшейся невесты, и обратить свой взор на нее. Вскоре так и произошло, и пара отправилась в череду путешествий. Майорка, Италия, Франция – этот роман был похож на сказку, но завершилась она довольно печально – тяжелым разрывом. Разочарованный Фредерик после расставания с возлюбленной отправился в Англию.

Демоны фортепиано

Во время пребывания в Британии Шопен продолжал творить, и был гостем многих салонов высшего общества. По запросу публики он музицировал и являл свету свои произведения. Однако Соната № 2 навсегда осталась для него роковым сочинением: каждый раз, когда знакомые уговаривали его сыграть знаменитый марш, после его исполнения он каждый раз резко покидал мероприятие. Современники писали, что в такие моменты композитор был более не в силах ни музицировать, ни поддерживать светскую беседу.

За год до смерти с Фредериком Шопеном произошел мистический случай. На одном из светских мероприятий он исполнял свой Marche funèbre. Внезапно, музыканту привиделось, что из-под открытой крышки рояля полезли сущности из загробного мира – демоны и другие существа. Испытав серьезнейшее потрясение, он поспешил покинуть салон. После смерти композитора в 1849 году многие его знакомые сочли события того дня предзнаменованием скорой смерти маэстро.

Как Marche funèbre впервые зазвучал на похоронах

Последний год своей жизни Фредерик Шопен провел во Франции. Он проживал на Вандомской площади в Париже, в доме под номером 12. Осенью его состояние стало критическим. Окружающим ничего не оставалось, кроме как вызвать священника. Умирающий композитор исповедовался и принял причастие, а близких людей попросил похоронить его сердце на родине в Варшаве.

Как и многие творческие люди, Шопен был впечатлительным и отчасти мнительным. Одной из его фобий был страх быть погребенным заживо. Именно поэтому перед смертью он настоял, чтобы его бездыханное тело вскрыли. Ночью 17 октября одного из величайших композиторов не стало.

Все распоряжения Фредерика были исполнены в точности. На следующий день его сестра Людвика распорядилась извлечь сердце умершего брата. Его поместили в хрустальный сосуд, наполненный коньяком. В таком виде необычный груз вместе с родственницей отправился в Варшаву, где и был погребен в стене костела Святого Креста. Останки композитора можно отыскать там и поныне.

Похороны Фредерика Шопена состоялись 30 октября. На траурной церемонии впервые зазвучали ноты Похоронного марша. Тело композитора предали земле на парижском погосте Пер-Лашез.

Со временем траурный марш Шопена вошел в ритуальную классику и стал той композицией, которая вызывает у публики прямые ассоциации с похоронным процессом. За минувшие годы эта мелодия бесчисленное число раз звучала на похоронах по всему миру и является главным музыкальным символом проводов в последний путь.

Возможно вам будет интересно:

  • Копка могилы

    Копка могилы относится к подготовительным моментам организации похорон. К моменту транспортировки гроба с телом на кладбище уже должна быть вырыта достаточных размеров яма для упокоения.

    Читать подробнее >>>

  • 3D-биопринтинг – реальный шаг к бессмертию?

    Всё чаще в СМИ и интернете можно услышать некие слухи о биопринтинге. Якобы такая технология позволит не только заменить изношенный внутренний орган в человеческом теле на «вечный», но и буквально дать обладателю оного бессмертие.

    Читать подробнее >>>

August 23 2010, 11:57

Category:

  • Музыка
  • Cancel

На протяжении более полутора веков самая исполняемая траурная композиция в мире — похоронный марш польского композитора-романтика Фридерика Шопена. Большинство из тех, кто его слышал, уверены, что это самостоятельное произведение. Однако это не так. Похоронный марш — третья часть крупноформатного фортепианного произведения, сонаты № 2 (си-бемоль минор). Шопен сочетал в себе талант великого композитора и виртуозного пианиста. Возможно, поэтому большинство его произведений предназначены для исполнения на фортепиано. Оркестровка похоронного марша была сделана уже после его смерти.  

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ СОНАТЫ
Похоронный марш был написан в 1837 году и включен в состав сонаты в 1839-ом. Как отмечалось позже в некрологе, написанном на смерть самого композитора, она была создана «вдали от родины, но для родины». Во время написания этого музыкального произведения Шопен жил в Париже. На тот момент он знал, что неизлечимо болен, и что умереть и быть похороненным ему придется на чужбине. В Польшу он вернуться не мог, поскольку Польша уже не была самостоятельным государством, потерпев поражение в борьбе за независимость от России. Соната № 2 — своего рода отклик на исторические события, горькие раздумья о судьбе Польши. Но не только. Содержание сонаты, как и любого великого произведения искусства, много глубже.                                                                                                                     
Первая часть сонаты — образы жизни с её противоречиями. Здесь личные переживания, мрачные предчувствия скорой смерти, боль от разлуки с родиной.                                                                                     Вторая рисует картину грозного наступления. Для нее характерны мужественные, волевые интонации борьбы.                                                                                                                                                                          Третья часть (собственно похоронный марш) — глубоко драматичные и философски мудрые размышления о жизни и смерти. Музыка трагична, величественна, торжественна. В середине появляется лирическая мелодия необыкновенной красоты. Если до нее характер музыки несколько утяжелен, то эти звуки как бы парят над произведением, рвутся ввысь, тем самым внося в сонату возвышенное духовное начало.                                                          Четвёртая часть — короткий финал без ярко выраженных тем и мелодий. «Ветер над могилами» — так назвал её русский пианист и композитор А.  Рубинштейн.                                                                                Похоронный марш Шопена необычайно глубоко и тонко передает возвышенные скорбные душевные переживания, оказывая на слушателя чрезвычайно сильное эмоциональное воздействие. Как писал современник Шопена композитор Ференц Лист: «Поистине нельзя было найти других звуков, чтобы выразить… как оплакиваются великие потери. Возникает чувство, что не смерть одного героя оплакивается здесь, а пало все поколение».

по материалам http://www.funeralportal.ru

Скачать mp3 Шопен Ф. Соната №2 оп. 35, часть 3 — Траурный марш   

( 8 285 Кб )

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как шолохов писал тихий дон
  • Какао дерево как пишется
  • Какао бобы как пишется правильно
  • Как шолохов написал тихий дон
  • Как шоколадной глазурью написать на торте