Как шостакович писал ленинградскую симфонию

Д.Д. Шостакович «Ленинградская симфония»

Шостакович Ленинградская симфония

Седьмая симфония Шостаковича (Ленинградская) – это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу.

Историю создания Симфонии №7 Шостаковича, имеющей название «Ленинградская», содержание и множество интересных фактов о произведении читайте на нашей странице.

История создания «Ленинградской симфонии»

Дмитрий Шостакович всегда был очень чувствительным человеком, он как будто предвосхитил начало сложного исторического события. Так еще в 1935 году композитор начинает сочинять вариации в жанре пассакалья. Стоит отметить, что данный жанр представляет собой траурное шествие, распространенное на территории Испании. По замыслу сочинение должно было повторить принцип варьирования, используемый Морисом Равелем в «Болеро». Наброски даже были показаны студентам консерватории, в которой преподавал гениальный музыкант. Тема пассакальи была достаточно простой, но ее развитие создавалось благодаря сухому барабанному стуку. Постепенно динамика нарастала до огромной мощи, что демонстрировало символ страха и ужаса. Композитор был утомлен работой над произведением и отложил его.

Дмитрий Шостакович

Война пробудила в Шостаковиче желание закончить произведение и привести его к торжествующему и победному финалу. Композитор решил использовать ранее начатую пассакалью в симфонии, она стала большим эпизодом, который строился на вариациях, и заменял разработку. Летом 1941 года первая часть была полностью готова. Тогда композитор начал работу над средними частями, которые были закончены композитором еще до эвакуации из Ленинграда.

Автор вспоминал о собственной работе над произведением: «Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».

Шостакович Симфония №7 Ленинградская

Четвертая часть давалась сложнее всего, так как должна была являться торжеством добра над злом. Композитор ощущал тревогу, война очень серьезно повлияла на его моральное состояние. Его мать и сестра не были эвакуированы из города, и Шостакович очень переживал за них. Боль терзала его душу, он не мог ни о чем думать. Рядом не было никого, кто мог бы вдохновлять его на героический финал произведения, но, тем не менее, композитор собрался духом и завершил произведение в самом оптимистичном духе. За несколько дней до наступления 1942 года, произведение было полностью сочинено.

Исполнение симфонии №7

Впервые произведение было исполнено в Куйбышеве весной 1942. Дирижировал премьерой Самуил Самосуд. Примечательно, что на исполнение в небольшой город приехали корреспонденты из разных стран. Оценка слушателей была дана более чем высокая, сразу несколько стран захотели исполнить симфонию в известнейших филармониях мира, стали поступать просьбы об отправке партитуры. Право первым исполнить сочинение за пределами страны, было поручено знаменитому дирижеру Тосканини. Летом 1942 года произведение было исполнено в Нью-Йорке и имело огромный успех. Музыка разлетелась по всему миру.

Но ни одно исполнение на западных сценах не могло сравниться с масштабами премьеры в блокадном Ленинграде. 9 августа 1942 года, в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады, прозвучала музыка Шостаковича. Все четыре части были проиграны в исполнении дирижера Карла Элиасберга. Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители. Немцы были в изумлении – это был настоящий подвиг, показывающий силу Советского народа.

Интересные факты о симфонии №7 Шостаковича

  • Название «Ленинградская» произведение получило от знаменитой поэтессы Анны Ахматовой.
  • С момента написания Симфония №7 Шостаковича стала одним из самых политизированных произведений за всю историю классической музыки. Так, дата премьеры симфонического произведения в Ленинграде была выбрана не случайно. Полная расправа над городом, построенным Петром Великим, была по плану немцев назначена именно на девятое августа. Главнокомандующим раздавались специальные пригласительные билеты в популярный в то время ресторан «Астория». Они хотели праздновать победу над осажденными в городе. Билеты на премьеру симфонии раздавались блокадникам бесплатно. Немцы обо всем знали и стали невольными слушателями произведения. В день премьеры стало понятно, кто победит в битве за город.
  • В день премьеры весь город наполнялся музыкой Шостаковича. Симфония транслировалась по радио, а также из городских уличных громкоговорителей. Люди слушали и не могли скрыть собственные эмоции. Многие плакали от переполнения чувством гордости за страну.
  • Музыка первой части симфонии стала основой балета под названием «Ленинградская симфония».
  • Знаменитый писатель Алексей Толстой написал статью о «Ленинградской» симфонии, в которой не только обозначил сочинение, как торжество мысли о человеческом в человеке, но и разобрал произведение с музыкальной точки зрения.
  • Большинство музыкантов вывезли из города еще вначале блокады, поэтому возникли сложности в том, чтобы собрать целый оркестр. Но все-таки он был собран, и произведение разучено буквально за несколько недель. Дирижировал ленинградской премьерой известный дирижер немецкого происхождения Элиасберг. Таким образом, подчеркивалось, что вне зависимости от национальной принадлежности каждый человек стремится к миру.

  • Симфонию можно услышать в знаменитой компьютерной игре под названием «Антанта».
  • В 2015 году произведение было исполнено в филармонии города Донецк. Премьера состоялась в рамках специального проекта.
  • Поэт и друг Александр Петрович Межиров посвятил данному произведению стихи.
  • Один из немцев после победы СССР над нацисткой Германией признался: «Именно в день премьеры «Ленинградской» симфонии, мы поняли, что проиграем не только битву, но и всю войну. Тогда мы почувствовали силу русского народа, которая могла преодолеть все, и голод и смерть.
  • Сам Шостакович хотел, чтобы симфония в Ленинграде была исполнена его любимым оркестром Ленинградской филармонии, которым управлял гениальный Мравинский. Но подобного не могло произойти, так как оркестр находился в Новосибирске, перевоз музыкантов стал бы слишком затруднителен и мог привести к трагедии, так как город находился в блокаде, поэтому оркестр пришлось сформировать из людей, находившихся в городе. Многие были музыкантами военных оркестров, многие были приглашены из соседних городов, но в итоге оркестр был собран и исполнил произведение.
  • Во время исполнения симфонии была успешно проведена секретная операция «Шквал». Позже участник данной операции напишет стихотворение, посвященное Шостаковичу и самой операции.
  • Сохранилась рецензия журналиста из английского журнала «Time», которого специально отправили в СССР на премьеру в Куйбышеве. Корреспондент тогда написал, что произведение наполнено необычайной нервозностью, он отметил яркость и выразительность мелодий. По его мнению, симфония обязательно должна была прозвучать в Великобритании и по всему миру.

  • Музыка связана с еще одним военным событием, которое произошло уже в наши дни. 21 августа 2008 года произведение было исполнено в Цхинвале. Дирижировал симфонией один из лучших дирижеров современности Валерий Гергиев. Исполнение транслировалось на ведущих каналах России, трансляция также была проведена на радиостанциях.
  • На здании Санкт-Петербургской филармонии можно увидеть мемориальную доску, посвященную премьере симфонии.
  • После подписания капитуляции в одном из новостных выпусков в Европе репортер сказал: «Разве можно победить страну, в которой во время столь ужасных военных действий, блокад и смерти, разрушений и голода люди умудряются написать столь сильное произведение и исполнить его в блокадном городе? Мне, думается, что нет. Это неповторимый подвиг».

Содержание «Ленинградской симфонии»

Седьмая симфония представляет собой одно из произведений, написанных на исторической основе. Великая Отечественная война пробудила в Шостаковиче желание создать сочиненте, помогающее человеку обрести веру в победу и обретение мирной жизни. Героическое содержание, торжество справедливости, борьба света с тьмой – вот, что отражается в сочинении.

Шостакович симфония №7 содержание

Симфония имеет классическую 4-х частную структуру. Каждая часть имеет собственную роль в плане развития драматургии:

  • I часть написана в сонатной форме без разработки. Роль части – экспозиция двух полярных миров, а именно главная партия представляет собой мир спокойствия, величия, строящийся на русских интонациях, побочная партия дополняет главную партию, но в то же время меняет характер, и напоминает колыбельную. Новый музыкальный материал, носящий название «эпизод нашествия» — это мир войны, гнева и смерти. Примитивная мелодия в сопровождении ударных инструментов проводится 11 раз. Кульминация отражает борьбу главной партии и «эпизода нашествия». Из коды становится понятно, что главная партия одержала победу.
  • II часть представляет собой скерцо. Музыка содержит в себе образы Ленинграда в мирное время с нотками сожаления о былом спокойствии.
  • III часть является адажио, написанное в жанре реквиема по погибшим людям. Война унесла их навсегда, музыка трагична и печальна.
  • Финал продолжает борьбу света со тьмой, главная партия набирается энергии сил и побеждает «эпизод нашествия». Тема сарабанды воспевает всех, кто погиб в борьбе за мир, а затем происходит утверждение главной партии. Музыка звучит как настоящий символ светлого будущего.

Тональность до мажор выбрана не случайно. Дело в том, что данная тональность является символом чистого листа, на котором пишется история, и куда она повернет решает только человек. Также до мажор предоставляет множество возможностей для дальнейших модуляций, как в бемольном, так и диезном направлении.

Использование музыки Симфонии №7 в кинофильмах

Использование музыки Ленинградской симфонии в кино

На сегодняшний день «Ленинградская симфония» достаточно редко используется в кинематографе, но этот факт не уменьшает исторической значимости произведения. Ниже приведены фильмы и сериалы, в которых можно услышать фрагменты знаменитейшего сочинения ХХ века:

  • «1871» (1990);
  • «Военно-полевой роман» (1983);
  • «Ленинградская симфония» (1958).

«Ленинградская симфония» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича является грандиозным произведением, воспевающим силу и непобедимость русского народа. Это не просто сочинение, это история, рассказывающая о подвиге, о победе добра над злом. И пока торжественно звучит седьмая симфония Шостаковича, весь мир будет помнить о победе над фашизмом, и о том, сколько людей положили собственные жизни, чтобы мы сегодня имели светлое небо над головой.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Дмитрий Шостакович «Ленинградская симфония»

«Грядущей победе я посвящаю произведение» — именно так резюмировал окончание работы над Седьмой симфонией композитор Дмитрий Шостакович. Без лишней скромности, эта мелодия стала настоящим моральным гимном будущего разгрома немецких войск. Накануне 80-летия исполнения симфонии в блокадном Ленинграде вспоминаем историю ее создания и другие интересные факты о музыкальном произведении.

Работа над симфонией стартовала с началом войны

Первые партии Дмитрий Шостакович начал писать буквально с первых дней вторжения Германии в СССР. Три части композитор создал еще в Ленинграде, в перерывах между работой над симфонией спасаясь от авианалетов. Как вспоминала позднее Анна Ахматова, музыкант сочинял музыку даже во время бомбежек, когда его дом на Каменноостровском проспекте «ходил ходуном» от взрывных волн.

Стоит отметить, что сам Шостакович отчаянно рвался на фронт. Однако, учитывая статус композитора, военные комиссары отказывали ему во вступлении в ополчение или регулярную армию. Тем не менее настойчивый Дмитрий Дмитриевич своего так или иначе добился: был принят в пожарную команду при войсках ПВО. В его задачу входило тушение загоревшихся домов. Сохранилось несколько фото, где великий композитор облачен в боевку и каску.

Произведение из четырех частей

Но вернемся к симфонии. Как вспоминал сам Шостакович, работа шла очень быстро. Три части были готовы к 29 сентября. А уже 1 октября музыканта вместе с семьей эвакуировали в Куйбышев (ныне Самару), где к концу декабря 1941-го он записал финальный аккорд.

Впрочем, есть мнение, что первую часть симфонии Шостакович написал еще за несколько лет до Великой Отечественной. Однако точного подтверждения этой информации нет.

Ленинградская премьера 9 августа 1942-го состоялась не случайно

Настоящей мечтой Шостаковича была премьера именно в Ленинграде. И он приложил все усилия, чтобы она осуществилась. Дату — 9 августа 1942 года — выбрали не случайно. Дело в том, что по планам немецкого командования именно в этот день осажденный город должен был окончательно пасть. Шутка ли: фашистские генералы даже назначили на этот вечер банкет и, по слухам, даже продумывали меню торжественного ужина.

Стоит отметить, что все же формально премьера состоялась 5 марта того же года в Куйбышеве. Однако концерт в Ленинграде имел колоссальное символическое значение как для советских людей, так и для всего мира в целом.

Ноты доставили в Ленинград самолетом

Подготовка к концерту была тщательной. Ноты в осажденный город доставили по воздуху — специальным, как бы сейчас сказали, литерным рейсом. Дирижировать оркестром доверили Карлу Элиасбергу. Однако исполнителей для него еще предстояло собрать. Многие музыканты, оставив любимое ремесло, отправились на фронт или обеспечивали армию, работая в тылу. Людей искали буквально повсюду: на фронте, в больницах, цехах… Но и это было даже не половиной задачи.

Те, кого удавалось найти, были не в лучшем физическом состоянии, не имея сил даже удержать в руках инструмент. Сказывался скудный паек (те самые зимние 125 граммов хлеба) и почти круглосуточный труд на благо фронта. Так, дирижера на первую репетицию привезли на санях — настолько человек был ослаблен. К счастью, нашлась возможность снабдить оркестрантов усиленным пайком, и относительно быстро они смогли приступить к репетициям, после которых отправлялись на свою прежнюю работу. Правда, несколько музыкантов до премьеры так и не дожили — фатальное недоедание сделало свое черное дело, а полноценное питание запоздало.

Во время премьеры начался «Шквал»

Именно так советское командование назвало операцию по нейтрализации огня противника.

Аккурат со звучанием первых нот Седьмой симфонии 9 августа 1942 года вовсю заработала советская артиллерия. Огонь был таким, что за время концерта на Ленинград не упала ни одна немецкая бомба. А чтобы окончательно деморализовать противника, симфонию транслировали из всех приемников и громкоговорителей как символ непокоренного города. Сами же ленинградцы будто собрались всем городом ­у филармонии, которая была заполнена битком, и стояли возле здания, чтобы услышать симфонию вживую.

Эту премьеру образно еще называют «великим дуэтом». Дуэтом симфонической музыки и орудий. Он послужил моральным переломом для выживших измученных ленинградцев. Они убедились в скорой окончательной победе над фашизмом и деблокаде Ленинграда.

Симфония стала гимном сопротивления

По сути, произведение Шостаковича стало музыкальным олицетворением борьбы ленинградцев за жизнь — свою и родного города. Говорят, что когда немецкие войска услышали симфонию, они едва ли не обезумели. До этого командование вермахта считало Ленинград мертвым городом.

Существуют свидетельства о том, уже после войны несколько бывших немецких солдат при встрече с дирижером Карлом Элиасбергом сказали: услышав симфонию, они поняли, что проиграли войну.

Бессмертное произведение

Седьмая симфония Шостаковича исполнялась в лучших концертных залах планеты. Премьера за границей состоялась спустя год после начала Великой Отечественной войны — 22 июня 1942-го, полутора месяцами ранее, чем в Ленинграде. Ноты, как и в осажденный город на Неве, доставляли тайно специальными самолетами.

Седьмая симфония, прозвучавшая в 65 городах мира, актуальна и сегодня. Эту музыку называют откровением ХХ века. Ежегодно ее исполняют в день снятия блокады Ленинграда.

| Александр НОВОХРОСТ, фото из открытых интернет-источников.

ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ

Читайте также:

«Свадьба», «Иван Грозный» и не только. Вы знали, что эти фильмы снимали во время войны?

Первую сказку написал в 6 лет, погиб от рук читателя. Факты об Антуане де Сент-Экзюпери

За время войны здесь убили больше 8 тысяч человек. Хроника оккупации Ивановского района

В 1935 году Дмитрий Шостакович начал работу над вариациями в жанре пассакалья, распространенном в Испании. Жанр имеет торжественно-трагический характер. Достаточно простая тема развивается на фоне сухого стука барабана, динамика нарастает и доходит до огромной мощи, олицетворяя страх и ужас. Свои наброски композитор даже показывал студентам, но работу над произведением отложил.

В 1941 году жизнь Шостаковича, как и всех людей страны, резко изменилась. Началась война. Первые месяцы композитор жил в Ленинграде. События побудили его вернуться к ранее начатой пассакалье. Так началась работа над Седьмой симфонией.

«Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».

До эвакуации Шостаковича в октябре были написаны первые три части симфонии. Финал дался композитору сложнее всего. Влияла, конечно, война и её последствия. Мама и сестра Дмитрия Дмитриевича не были эвакуированы из города, и он очень переживал за них.

Четвертая часть симфонии была завершена уже в Куйбышеве (нынешняя Самара). И там же она прозвучала впервые. 5 марта 1942 года её исполнил оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда.

На премьеру приехали корреспонденты из разных стран, симфонию захотели исполнить в известнейших филармониях мира. Из статьи газеты «Известия» стало понятно чего хочет Шостакович больше всего: «Моя мечта, чтобы Седьмая симфония в недалеком будущем была исполнена в Ленинграде, в родном моем городе, который вдохновил меня на ее создание».

Его мечта сбылась 9 августа 1942 года. В день, который немецкое командование объявило датой вступления в Ленинград. Симфонию исполнил Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета (нынешний Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии) под управлением Карла Элиасберга. К коллективу присоединились фронтовые музыканты, так как требовался расширенный состав.

«Перед концертом… наверху установили прожекторы, чтобы согреть сцену, чтоб воздух был потеплее. Когда же мы вышли к своим пультам, прожекторы погасили. Едва показался Карл Ильич, раздались оглушительные аплодисменты, весь зал встал, чтобы его приветствовать… И когда мы отыграли, нам аплодировали тоже стоя… Откуда-то вдруг появилась девочка с букетиком живых цветов. Это было настолько удивительно!.. За кулисами все бросились обниматься друг с другом, целоваться. Это был великий праздник. Все-таки мы сотворили чудо. Вот так наша жизнь и стала продолжаться. Мы воскресли», – из воспоминаний участницы премьеры Ксении Матус.

Симфония звучала во всём городе. Велась трансляция по радио и через уличные громкоговорители. Многие не скрывали слёз от чувства гордости за свою страну! О дне блокадной премьеры также написал создатель музея Седьмой симфонии Еагений Линд:

«Произошло небывалое, не значащееся ни в истории войн, ни в истории искусства, – “дуэт” симфонического оркестра и артиллерийской симфонии. Грозные контрбатарейные орудия прикрывали собой не менее грозное оружие – музыку Шостаковича. Ни один снаряд не упал на Площадь Искусств, но зато на головы врага из радиоприемников, репродукторов потрясающим всепобеждающим потоком обрушилась лавина звуков, доказав, что дух – первичен. Это были первые залпы по Рейхстагу!».

Седьмая симфония Шостаковича, или «знаменитая ленинградская» как назвала её Анна Ахматова, — это великое произведение. Оно отражает необъятную силу духа всего русского народа. Оно подарило надежду и веру как блокадникам, так и всему Советскому народу.

Алексей Толстой писал:

«Седьмая симфония посвящена тор­жеству человеческого в человеке. Постараемся (хотя бы отчасти) проникнуть в путь музыкального мышления Шостаковича — в грозные темные ночи Ленинграда, под грохот разрывов, в зареве пожаров, оно привело его к написанию этого откровенного произведения».

Комментировать

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как шопен писал музыку
  • Как цифрами написать ты мне нравишься
  • Как цифрами написать три миллиона пятьсот тысяч
  • Как цифрами написать слово я тебя люблю
  • Как цифрами написать полтора миллиарда