Как сокращенно пишется приснопоминаемый

Общие правила заполнения церковных записок

В храме

22.01.2020
28.01.2021

!В записках, подаваемых для поминания на Литургии, пишут имена ТОЛЬКО тех,

кто КРЕЩЕН в Православной Церкви!

  1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
  2. На молебны можно заказать перед его началом, либо заранее.
  1. Панихиду можно заказать в день поминовения (без опозданий), либо накануне вечером.
  2. Имена положено писать в родительном падеже, то есть, задавая себе вопрос: молимся о здравии или упокоении кого? Петра, Тамары, Лидии… Неправильно писать: Тамара, Елена.
  3. Записки следует писать разборчивым почерком, не мельчить буквы. Вписывая имена, от чистого сердца поминайте их с искренним желанием им блага, стараясь подумать о каждом из тех, чьи имена вписываете
  4. Имена писатьне сокращенно, но полностью: не Катя, но Екатерина, не Маша, но Мария, и т.п.
  5. Все имена должны быть даны в церковном написании. Неследует использовать ласковые замены имен собственных: не Дуня, но Евдокия, не Леля, но Елена, и проч., а также простонародные варианты христианских имен, например Егор вместо Георгия, Степан вместо Стефана и т.д. В записках нужно писать полное христианское имя: Александр. В крайнем случае, если мы христианское имя этого человека не знаем, можно писать рядом, в скобках: (крещ.) Это священнику покажет, что человек является православным христианином.
  6. Поминая священника, мы НИКОГДА НЕ ПИШЕМ в записках: о. Василия, о. Петра. Какого отца? Диакона? Священника? Архимандрита?.. Мы всегда пишем сан: диакона, иеродиакона, иерея, протоиерея, иеромонаха, игумена, архимандрита, инока (или монаха).
  7. Очень часто встречаются в записках имена святых. Мы не молимся об упокоении людей, прославленных в лике святых. Это они, находясь у Престола Божия, за нас молятся. Поэтому писать в записках имя отца Иоанна Кронштадтского, как это часто делают, или имя святой блаженной Ксении Петербургской не стоит.
  8. Ребенок до семи лет указывается как «младенец»(например, млад. Иоанна) и полностью.
  9. Ребенок от 7 до 14 лет указывается в записке как отрок (для мальчиков) и отроковица(для девочек). Например, отр. Елены, отр. Димитрия.
  10. Нельзя подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка.Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.
  11. Также нельзя подавать записки о упокоении умерших и некрещенных младенцев.Возможно только поминание свечой И МОЛИТВОЙ дома о некрещенных младенцев.

Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:

первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:

патриарха …., митрополита …., архиепископа …., епископа …., протопресвитера …., архимандрита …., протоиерея – игумена …., иеромонаха …., иерея …., архидиакона …., протодиакона …., иеродиакона …., диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) …., послушника (послушницы) ….; чтеца ….;

  • далее следует имя вашего духовного отца — священника, который
    вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
  • затем перечисляются детские имена:
  • младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;
    • отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;
  • теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян (сначала мужские имена, а затем женские):
  • ваши родители;
  • свое имя;
  • имена членов вашей семьи, близких и родных;
  • имена ваших благодетелей;
  • если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих
    недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;
  • по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу
    «Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете
    спасения всем без исключения, православным христианам, имена
    которых вы могли забыть, или не знать.

В качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном сокращении):

  • воина;
  • болящего — (болящ.);
    • путешествующего – (путеш.);
    • заключенного – (закл.);
    • беременной (непраздной) – (непразд.).

Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках «Об упокоении»:

  • новопреставленный — усопший в течение 40 дней после кончины (обычно обозначают в записках сокращенно н/п);
    приснопамятный — усопший, имеющий в этот день памятную дату (обычно обозначают в записках сокращенно п/п):
    — день смерти,
    — день именин
    — и день рождения усопшего;
    воина.

Все прочтенные записки сжигаются в специальном месте.



Общепринятые сокращения

Общепринятые сокращения:

дьяк.- Дьякон
протодьяк.- Протодьякон (старший дьякон)
иер.- Иерей (священник в сане иерей)
прот.- Протоиерей (священник в сане протоиерей)
алт.- Алтарник (помощник в алтаре)
посл.- Послушник (человек находящийся в монастыре на послушании)
инок.- Инок (послушник принявший постриг, но не монашеский)
мон.- Монах
иеродьяк.- Иеродьякон (дьякон-монах)
архидьяк.- Архидьякон (старший дьякон монах)
иермон.- Священник-монах (как иерей)
архим.- Архимандрит (как протоиерей)
игум.- Игумен
схимон.- Схимонах (монах принявший равноангельский чин)
схиархим.- Схиархимандрит
схиигум.- Схиигумен
иеросхим.- Иеромонах в Схиме
еп.- Епископ
архиеп.- Архиепископ
митр.- Митрополит
патр.- Патриарх
млад.- Младенец (ребёнок до 7 лет)
отр.- Отрок (ребёнок от 7 до 14 лет)
юн.- Юноша (от 14 до 18 лет)
в.- Воин
Н/П- Новопреставленный (умерший до 40 дней)
пр.Б/В- Пропавший безвести
П/П — Приснопоминаемый (ая)
дев.- Девица (целомудренная девушка, незамужняя женщина)
непразд.- Непраздная (беременная женщина)
св.- Святой
вмч.- Великомученик
мч.- Мученик
блж.- Блаженный
прп.- Преподобный
свт.- Святитель
ап.- Апостол
прав.- Праведный
блгв.- Благоверный
исп. — Исповедник
кн.- Князь

Здесь находятся общие правила подачи поминальных записок, независимо от того, каким образом Вы их подаете: в храме или через интернет. Тем, кто ранее подавал церковные записки, эти правила в большинстве известны. Особенности подачи записок через интернет здесь.

Вверху поминальной записки  изображается Святой Крест. Если используется определённый бланк записки, то Св. Крест или изображение храма или святого (с Крестом) уже есть на этом бланке.

Далее следует надпись «О Здравии» или «О Упокоении«. Если Вы пишете записку не на бланке, желательно эту надпись выделить подчеркиванием.

Далее идёт список имён в родительном падеже (кого?). Каждое имя как бы отвечает на вопрос «о здравии кого?», «о чьём здравии?»: Иоанна, Сергия, Марии. Подобно же и «о упокоении души кого?».

Перед именем можно делать определённые указания о том, к каком чину, к каким лицам относится поминаемый христианин. Смысл этих пометок в том, чтобы привлечь внимание священника к этим лицам, как к нуждающимся в особой молитве и сочувствии. Многие из этих указаний не являются необходимыми, так как Господь всё ведает. Список этих обычных указаний и их сокращений помещён в конце этой статьи.

Удобно, когда на одной записке располагаются 10-12 имен в один столбец. При подаче записок через интернет можно писать любое количество имен, так как они затем распределяются по 10-12. Нумеровать имена не нужно, но допускается.

Пишите имена только христиан, крещёных в Православной церкви или, что встречается весьма редко, официально перешедших в Православие. Поминовение лиц не крещёных, инославных (католиков, протестантов, баптистов и прочих), исповедующих нехристианские религии (ислам, буддизм, иудаизм, язычество и прочие)адептов сект не допускается канонами Православной церкви.

Поминать христиан следует по именам, с которыми их крестили, церковным именам. Может быть ситуация, когда Вы уверены, что человек крещён, но не знаете его церковного имени. Или это имя христианское, но необычное, например, сербское или грузинское. Тогда, чтобы не было недоумения, пишите после такого имени пометки «(крещ.)» или «(серб.)«, «(груз.)» и тому подобные.

Имена следует писать в их полной, «официальной» форме, а не в домашней, краткой, уменьшительно-ласкательной: «Евфросиния», а не «Фрося». Некоторые имена имеют различные формы, гражданскую и церковную. В записках следует писать церковную форму имени: «Георгий», а не «Юрий» или «Егор»; «Фотиния», а не «Светлана». Впрочем, если Вы почему-либо не знаете полную или церковную форму имени, можно писать форму, известную Вам: Господь всё видит и ведает.

Если Вы хотите, чтобы перечисленные имена были помянуты не в день ближайшего богослужения, а в определённый день, можно указать этот день на записке в виде даты или наименования дня (например, «7 июня») или праздника  (например, «на Праздник Св. Троицы», «Вознесение»). Для заздравных записок, это может быть, например, день именин или день рождения поминаемого христианина, определённый праздник. Для заупокойных записок, это может быть Радоница, Родительская суббота, день памяти (кончины) или день именин поминаемого человека. Если Вы указали день, в который нет богослужения, Ваша записка, так или иначе, будет помянута в другой день, после указанного Вами. Чтобы узнать в какие дни есть богослужение, сверяйтесь, пожалуйста, с расписанием богослужений, публикуемом на этой интернет-странице.

Помин на Божественной литургии, молебне или панихиде

Если Вы не укажете иное, записки поминаются на Божественной литургии, а точнее, на Проскомидии. Проскомидия, это предваряющая часть Божественной Литургии, когда и совершается поминовение христиан — членов церковной общины. Поминовение живых — о здравии, почивших — о упокоении души.

Есть также возможность подать заздравную записку для поминовения на молебне или заупокойную для поминовения на панихиде. В таком случае нужно сделать соответствующую надпись в самом верзу записки. Если Вы ничего не укажете, то поминание совершается на Божественной Литургии (на Проскомидии).

Обращаем Ваше внимание на то, что молебны и панихиды в нашем храме служатся нерегулярно. Также чаще всего эти богослужения не указываются в расписании, кроме Престольных праздников, Крестных ходов, случаев, когда Водосвятный молебен положен по церковному уставу или дней особого поминовения усопших. Поэтому, записки, поданные на молебен или на панихиду, накапливаются и, когда совершается соответствующая служба, подаются на неё. Обычно, предсказать заранее, когда будут помянуты эти записки нельзя.

В нашем храме нет традиции, как в некоторых других храмах, принимать записки на молебен с указанием имени святого которому он совершается. Не собираются тропари всем тем святым, именами которых озаглавлены записки на молебен, и не поются эти тропари на молебне. Молебен совершается во славу праздника и/или святых, которые празднуются в данный день. Поэтому, не следует писать в заглавии записок на молебен «Благодарственный молебен Спасителю» или «молебен Св. Николаю». Молебен всё равно будет совершаться дневному святому, а не указанному Вами. Однако, если подобные надписи всё же будут на записках — ничего страшного. Просто они не учитываются при совершении молебна, поэтому, в данном случае, не имеют смысла.

Помин на  определённый срок

Обычно в храмах есть возможность подать записку не на однократное поминание определённого имени, а на поминание втечение некоторого срока. Поминания по срокам в нашем храме бывают следующие:

  • сорокоуст — поминание на протяжении 40-а служб;
  • полугодовое — поминание на протяжении 183-х служб (365/2 = 182,5 ~ 183);
  • годовое — поминание на протяжении 365-и служб.

Речь идет не о днях, а о службах, потому что богослужения в нашем храме не ежедневные. Определённое имя будет поминаться не втечение 40-а дней после подачи записки, а на 40-а службах.

Имена, поданые на поминовение по срокам записываются в особый помянник, называемый «синодик». Этот помянник прочитывается во время каждого богослужения. Если же по каким-то обстоятельствам на одном из богослужений он не прочитан, система записи имен обеспечивает, что каждое имя будет помянуто нужное количество раз. Например, в случае сорокоуста, 40 раз (на протяжении 40-а служб).

 Список сокращений в записках:

сокращение значение пояснение
мл. младенец до 7-и лет
отр. отрок/отроковица от 7-и до 14-и лет
р.б. раб Божий/раба Божия взрослые старше 14 лет. это указание можно свободно опускать
бол./тяж. бол. болящий/ тяжко болящий о людях болеющих / тяжело больных
в. воин военный
д./ диак. /иерод./ иеродиак. диакон
иер./свящ./прот. священник  белое духовенство
 иеромон./игум./архим.  священник  монашествующее духовенство
еп./архиеп./митр./митроп. епископ/архиепископ/митрополит  архиереи
Патр. Патриарх  Святейший Патриарх
мат. матушка  супруга священнослужителя
закл. заключенный
 уб.  убиенный  о скончавшихся насильственной смертью
нов.
н.п.
нов.пр.
 новопреставленный  Так пишут до сорокового дня после кончины об умерших
п.п./ пр.п./ присн. пом. приснопоминаемый в день памяти (кончины) умершего, в его именины или день рождения

Не следует писать в записках «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего», а также фамилии, отчества, звания, степени родства.

Просмотрено 4487 раз

Панихида

Панихида – это особая заупокойная служба, совершаемая по одному или нескольким умершим. Как правило, панихиды регулярно служат в храмах после Божественной Литургии, читая записки об упокоении, которые подали через свечную лавку, а также на кладбищах в дни поминания усопших. Заказывать панихиду в храме или на могиле принято в дни памяти покойного – дни его рождения, смерти и другие памятные даты.

Почему мы поминаем усопших в 3, 9, 40 день после смерти

Церковь учит нас возносить к Господу особые молитвы о упокоении наших сродников на третий, девятый и сороковой день после кончины. Это связано с учением Церкви о загробном состоянии души.

Третий день

Мы поминаем умерших родственников на третий день после смерти в честь Воскресения Иисуса Христа, которое произошло на третий день после Его крестной смерти, а также в память Святой Троицы.

В сам день смерти и следующий за ним душа человека находится ещё на земле. Она посещает те места, к которым была привязана, где творила добрые и злые дела, испытывала радость и горе. Душа, которая любила и покоила своё тело, иногда находится около того места, где оно положено. А душа добродетельная, ходит по местам, где обычно творила добрые дела.

На третий день после смерти душа, по повелению Господню возносится на небеса, чтобы поклониться Создателю своему. Очень важны молитвы в тот день, когда душа предстаёт перед Праведным Судией.

Девятый день

Церковь установила обычай поминать усопших в этот день в память о девяти ангельских чинах. Ангелы как верные слуги Царя Небесного умоляют Владыку о помиловании душ усопших.

После поклонения Господу в третий день, Ангел берет душу и показывает ей прекрасные обители Рая. В этом состоянии душа находится шесть дней. В это время она забывает ту скорбь, которую испытывала при выходе из тела. Но если при жизни душа любила земные наслаждения, то видя, как блаженствуют в Раю святые, она скорбит и укоряет себя: «Увы мне, несчастной! Я провела время, отпущенное мне для молитвы и покаяния, в беспечности и пустых наслаждениях. Увы мне! Ибо я не удостоилась сей благодати и славы». На девятый день Ангелы снова приводят душу на поклонение Создателю. Душа со страхом и трепетом предстаёт перед Праведным Судией. А Церковь молится усердно Господу, прося Его вселить душу в райские обители.

Сороковой день

Сорокадневный срок известен в истории Церкви как период, необходимый для принятия особого дара Божия, особой благодати. Так, пророк Моисей удостоился беседы с Самим Богом на горе Синай и получил от Него скрижали с десятью заповедями только после сорокадневного поста. Сорок дней странствовали израильтяне по пустыне, пока не достигли Земли Обетованной. Сорок дней Господь пребывал в пустыне в посте и молитве после Своего Крещения прежде чем выйти на проповедь. После же Воскресения, Господь вознёсся на небеса на сороковой день.

Принимая во внимание эти факты, святая Церковь установила совершать поминовение и возносить усердные молитвы об усопшем, чтобы душа его взошла на Небесный Синай, узрела Создателя Своего, достигла обетованного блаженства в земле кротких, в стране вечного веселия.

После вторичного поклонения Творцу Всяческих ангелы отводят душу в ад. Там она наблюдает, как жестоко мучаются грешники, которые не раскаялись в своем беззаконии.

А на сороковой день душа снова возводится к Создателю на поклонение, чтобы услышать решение о том, где она будет пребывать до Страшного Суда. В этот момент душа трепещет и нуждается в особых молитвах. Усердные молитвы и милостыня могут умолить Господа простить грехи умершему.

Среди православных христиан есть обычай поминать усопших в годовщину их смерти. Живые ежегодно празднуют День своего рождения. А смерть для православных христиан есть рождение в иную вечную жизнь

Общецерковные дни поминовения усопших

Помимо частных дней поминовения Церковь установила общие дни, именуемые родительскими субботами. Слово «родительская» указывает на то, что в эти дни люди молятся о упокоении своих родителей. Под родителями здесь подразумеваются не только отцы и матери, но деды, прадеды и все умершие предки (прародители), а также все усопшие православные христиане.

Накануне родительских суббот в храмах совершается особое Богослужение – Парастас. На нем поётся 17 кафизма и некоторые песнопения из панихиды.

Утром на родительскую субботу служится Литургия, на которой также поются заупокойные тропари, произносится заупокойная ектения. А по окончании Божественной Литургии совершается чин панихиды.

В этот день желательно сходить в храм и помолиться там о своих умерших родственниках. Также хорошо сходить на могилку, спеть там литию.

Вселенские родительские субботы

Суббота перед Сырной неделей (Масленицей) и Днём Святой Троицы – это дни, которые установлены Церковью для молитвы о всех усопших христианах. В том числе и тех, чьи тела не удалось обнаружить, кто погиб насильственной смертью.

Мясопустная суббота (перед Масленицей) стоит накануне Недели о Страшном Суде, в которую церковные песнопения напоминают нам о грядущем Втором Пришествии. В этот день Церковь особо молится о тех своих чадах, которые преставились от сего мира и не могут как-то повлиять на свою загробную долю.

Обычай поминать не только родственников, но и вообще всех усопших православных христиан говорит о том, что Церковь едина. И ее тело составляют души не только живых, но и усопших православных христиан.

Троицкая родительская суббота связана с Сошествием Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения. Это событие очень важно для нашего спасения. День Святой Троицы (Пятидесятница) считается Днём рождения христианской Церкви.

В эти две субботы за Богослужением поются особые песнопения, которые не поются более ни на одной службе. Если в этот день случается память святого, то она переносится на следующий день. А если выпадает двунадесятый праздник или престольный праздник храма, то заупокойная служба служится в усыпальнице. А если такой возможности нет, то заупокойное богослужение переносится на субботу или четверг предыдущей недели.

Важно отметить, что на Богослужениях вселенских родительских суббот поминаются в первую очередь вообще все умершие православные христиане, а уже потом непосредственно родители и родственники. А для того, чтобы люди имели возможность помолиться о своих родных, в эти дни служится ещё и великая панихида.

Субботы Великого поста

Поминовение усопших совершается также в субботы второй, третьей и четвертой недель Великого поста. Такое выделение особого дня для поминовения усопших в дни Великого поста связано с тем, что порядок повседневной службы в пост не предполагает поминания умерших. Эти субботы тоже называют родительскими, но без добавления прилагательного «вселенская», так как в их последовании нет таких особенностей, как в мясопустную и Троицкую родительские субботы.

В родительские субботы Великого поста на утрени и вечерне поминаются умершие сродники, а панихида в эти дни не служится. Также не отменяются и не переносятся праздники святых, которые выпадают на субботы второй, третьей и четвертой недель Великого поста. А если на одну из родительских суббот приходится Благовещение Пресвятой Богородицы или храмовый праздник, то заупокойная служба не переносится, а просто отменяется.

Подать поминовение об упокоении на пост означает что записка будет читаться на всех службах в течении Великого поста, во время которых можно поминать усопших.

Особые дни поминовения усопших в Русской Церкви

Есть особые дни поминовения усопших, которые отмечены только Русской Церковью. Это Димитриевская родительская суббота, Работница, 9 мая и 11 сентября.

Поминовение в Димитриевскую субботу установлено князем Димитрием Донским в память воинов, положивших души за веру и отечество на Куликовом поле. Впервые заупокойное богослужение в этот день было совершено в Троице-Сергиевой Лавре в год Куликовской битвы накануне дня памяти святого мученика Димитрия Солунского – Небесного покровителя великого князя.

9 мая – в день Победы, Церковь молится о воинах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, а также всех пострадавших в фашистских лагерях, невинно убиенных во время карательных операций.

Радоница – день пасхального поминовения умерших, приходится на вторник второй недели после Пасхи, если только в этот день не приходится великий праздник.

Особенности Богослужений Великого поста часто не позволяют совершить поминовение усопших в третий, девятый или сороковой день. Поэтому Церковь выделила особый день после Пасхи, в который в храмах и на кладбищах служат панихиды и литии. В этот день на панихиде помимо обычных заупокойных песнопений поется тропарь и кондак Пасхи.

Как помолиться о усопших

Как уже говорилось выше, в третий, девятый и сороковой день после смерти, также в годовщину и в дни общецерковного поминовения усопших в храмах служится панихида, а на Литургии во время заупокойной ектении читаются записки. Как написать записку о упокоении на Евхаристию?

Сделать это можно как в храме, так и дома, заранее распечатав бланк записки на компьютере.

  • Вверху записки ставится крест. На готовых бланках он обычно уже есть. А затем пишем «о упокоении»;
  • Имена нужно писать полные в родительном падеже: Анны, Виктора, Олега и т.д.;
  • До сорокового дня после смерти человека называют «новопреставленным». Перед именем пишут сокращённо «н.пр.»;
  • В дни памяти покойного – дни его рождения, смерти, именин – перед именем ставят “присноп.” – “приснопоминаемый”;
  • Также как и в записке о здравии пишут «мл». (младенца – ребенок до 7 лет), иерея, епископа и т.д. Перед именами воинов пишется «в.» (воина), а если человек был убит, то «уб.» (убиенного);
  • Подавать на поминовение можно только крещеных православных христиан. Нельзя молиться о некрещеных, иноверцах, самоубийцах.

Поминовение на Проскомидии, сорокоуст, годовое и полугодовое

Усопших, как и живых, поминают на Проскомидии. Проскомидия – первая часть Божественной Литургии, во время которой священник опускает в Святую Чашу с Пречистой Кровью Христовой частички просфор и называет имена усопших. Это поминовение считается самым сильным – за каждое имя в записке вынимается частица. Подавать записку на Проскомидию можно как на одну Литургию (заказная записка), так и на несколько: сорокоуст (на сорок Литургий подряд), годовое и полугодовое поминовение. Это означает, что сорок Литургий, на протяжении шести месяцев или года на каждой Литургии священник будет поминать усопших.

Чтение Псалтири о усопших

В Православной Церкви есть благочестивая традиция читать Псалтирь о упокоении душ усопших мирян и монашествующих. О упокоении священнослужителей читается Евангелие.

Записочку «на Псалтирь» можно подать в монастыре или в некоторых приходских храмах. Поминовение заказывают на месяц, сорок дней, несколько месяцев, год или несколько лет.

Во многих монастырях Псалтирь читается днём и ночью непрерывно, отчего получила название «Неусыпаемой».

В среде благочестивых христиан есть хорошая традиция распределять Псалтирь между родственниками усопшего и прихожанами храма, в который он ходил при жизни. Таким образом, на протяжении сорока дней после смерти каждый день вычитываются все кафизмы.

Псалтирь о новопреставленном читается следующим образом: на каждой «Славе» читается особая молитва, которую можно найти в «Последовании по исходе души от тела»: «Помяни, Господи, в надежди воскресения жизни вечныя…».

Молиться за своих усопших родителей, родственников и всех вообще православных христиан необходимо. Церковь учит, что если мы молимся за грешника, то его положение там немного облегчается и тому есть множество подтверждений от являвшихся с того света усопших. А если почивший сподобился благоволения Божия, то молитвы о нем идут во спасение самих молящихся. Вот почему так важно молиться за усопших в храме и дома.

Стоимость церковной записки

В каждом храме или монастыре за подачу записки установлена сумма рекомендуемого пожертвования — она зависит от того, какое именно поминовение вы заказываете и сколько имен в записке. Если вы подаете записку непосредственно в церковной лавке, но не располагаете необходимыми деньгами — вы можете сказать об этом священнику или работнику храма, и тогда вам скажут пожертвовать столько, сколько сможете.

Подать записку

Глоссарии

Эта страница — глоссарий.

Церко́вные сокраще́ния — это аббревиатуры, которые применяются в христианских церковных текстах. Наиболее часто встречающимся примером церковных сокращений в русском языке являются сокращения Русской православной церкви.

Содержание

  • 1 Сокращения, принятые в церковных календарях
    • 1.1 Персоналии
  • 2 Некоторые сокращения в англоязычных источниках и на латыни
    • 2.1 Из апостольских Деяний и документов
    • 2.2 Общеупотребительные в церковной лексике
    • 2.3 Из надписей в катакомбах
  • 3 Источники
  • 4 Примечания

Сокращения, принятые в церковных календарях

Персоналии

Сокращение множественного числа термина образуется, как правило, от сокращения единственного числа путём удвоения последней буквы.

Пример: св. — святой, свв. — святые.

  • ап. — апостол
  • апп. — апостолы
  • архиеп. — архиепископ
  • архиепп. — архиепископы
  • архим. — архимандрит
  • архимм. — архимандриты
  • бесср. — бессребреник, бессребреники
  • блгв. — благоверный (благоверная)
  • блгвв. — благоверные
  • блж. (блаж.[1]) — блаженная, блаженный
  • блжж. — блаженные
  • вел. — великий, великая
  • вмц. (влкмц.[1]) — великомученица
  • вмцц. (влкмцц.[1]) — великомученицы
  • вмч. (влкмч.[1]) — великомученик
  • вмчч. (влкмчч.[1]) — великомученики
  • диак. — диакон
  • ев. — евангелист
  • еп. — епископ
  • епп. — епископы
  • игум. — игумен
  • иером. — иеромонах
  • иеросхим. — иеросхимонах
  • имп. — император
  • исп. (испов.[1]) — исповедник, исповедница
  • кн. — князь
  • кнн. — князья
  • кнг. — княгиня
  • кнж. — княжна
  • митр. — митрополит
  • митрр. — митрополиты
  • мч. — мученик
  • мчч. — мученики
  • мц. — мученица
  • мцц. (мчцц.[1]) — мученицы
  • новмч. (новомуч.[1]) — новомученик
  • новосвщмч. — новосвященномученик
  • патр. — патриарх
  • патрр. — патриархи
  • прав. — праведный
  • правв. — праведные
  • пресвит. — пресвитер
  • прор. — пророк
  • прорр. — пророки
  • пророчц. — пророчица
  • просвет. — просветитель, просветительница
  • прот. — протоиерей
  • протопресв. — протопресвитер
  • прмч. — преподобномученик
  • прмчч. — преподобномученики
  • прмц. — преподобномученица
  • прмцц. — преподобномученицы
  • прп. (вне календаря допустимо преп.) — преподобный
  • прпп. — преподобные
  • равноап. — равноапостольный, равноапостольная
  • равноапп. — равноапостольные
  • св. — святой, святая
  • свв. — святые
  • свт. — святитель
  • свтт. — святители
  • свящ. (вне календаря) — священник
  • сщмч. — священномученик
  • сщмчч. — священномученики
  • столпн. — столпник
  • страст. — страстотерпец
  • схим. — схимонах
  • чудотв. — чудотворец
  • юрод. — юродивый

Некоторые сокращения в англоязычных источниках и на латыни

Данный список основан на статье Католической энциклопедии (англ. The Original Catholic Encyclopaedia)[2], из которой выбраны только те аббревиатуры, которые имеют относительное соответствие в вышеприведённом словнике. Данный список не может служить в качестве англо-русского словаря, и приводится здесь исключительно со справочными целями и для обеспечения совместимости с соответствующей статьёй в английской Википедии. Заголовки подразделов оригинала сохранены и переведены на русский.

Из апостольских Деяний и документов

Манускрипт XV века на латыни с использованием аббревиатур

  • Fr. – Frater («en:Brother»)
  • Frum. – Fratrum («Of the Brothers»)
  • Pbr. – Presbyter («en:Priest»)
  • PP. – Papa («en:Pope»)
  • Pr. – Pater («en:Father»)
  • Venebli – Venerabili («en:Venerable»)

Общеупотребительные в церковной лексике

  • Abp. – en:Archbishop
  • al. – alii, alibi, alias («others», «elsewhere», «otherwise»)
  • Apost. – Apostolus («Apostle»)
  • Archiep. – Archiepiscopus («en:Archbishop»)
  • Archid. – Archidiaconus («Archdeacon»)
  • Archiprb. – Archipresbyter («Archpriest»)
  • B. BB. – Beatus, Beati («Blessed»)
  • B.C. – Before Christ
  • Ben. – Benedictio («Blessing»)
  • Bro. – Brother
  • B.V. – Beata Virgo («Blessed Virgin»)
  • B.V.M. – Beata Virgo Maria («Blessed Virgin Mary»)
  • Capel. – Capella («Chapel»)
  • E., Eccl. – Ecclesia («The Church»)
  • Fr., F. – Frater, Frere («Brother»)
  • J.C. – Jesus Christus («Jesus Christ»)
  • P. – Pater, Pere («Father»)
  • Pa. – Papa («Pope»); Pater («Father»)
  • PP. – Papa («Pope»); Pontificum («Of the popes»)
  • Presbit. – Presbyter, Priest
  • R. P. – Reverendus Pater, Reverend Pere («Reverend Father»)
  • S., Sacr. – Sacrum («Sacred»)
  • SCS – Sanctus («Saint»)
  • S.P. – Sanctissime Pater («Most Holy Father»)
  • S.P., S. Petr. – Sanctus Petrus («St. Peter»)
  • Sr. – Sister
  • Syn. – Synodus («Synod»)
  • V., Ven., VV. – Venerabilis, Venerabiles («Venerable»)

Из надписей в катакомбах

  • M. – Martyr, or Memoria («Memory») or Monumentum («Monument»)
  • MM. – Martyres («Martyrs»)
  • PRB. – Presbyter («Priest»)

Источники

  • Основные общепринятые графические сокращения
  • Сокращения в описаниях дней календаря

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 Вариант отсутствует в литературе и на официальных ресурсах Русской Православной церкви
  2. Ecclesiastical Abbreviations// The Original Catholic Encyclopaedia

Приснопамятный

  • О бла­жен­ном и прис­но­па­мят­ном послу­ша­нии преп. Иоанн Лествич­ник
  • Пони­ма­ние слова Прис­но­па­мят­ные про­то­ди­а­кон Сергий Шал­бе­ров

Приснопа́мятный (прис­но­по­ми­на­е­мый) — веч­но­по­ми­на­не­мый, неза­бвен­ный. Так име­нуют усоп­шего в особые дни его земной жизни — день рож­де­ния, именин, кон­чины.

Присно — уста­рев­шее наре­чие, зна­ча­щее «всегда, вечно», от при­ла­га­тель­ного прис­ный — «истин­ный, вечный». Входит в состав слов: прис­но­цве­ту­щий, прис­нобла­жен­ный, прис­но­бла­го­дат­ный, прис­но­ра­дост­ный.

приснопоминаемый

всегда или часто поминаемый. Прол. июля 15.

Полный церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений).
Сост. свящ. Григорий Дьяченко.
1900.

Смотреть что такое «приснопоминаемый» в других словарях:

  • Никодим (Ротов) — В Википедии существуют статьи о других людях с именем Никодим и фамилией Ротов. Митрополит Никодим Митрополит Ленинградский и Ладожский (Новгородский) Патриарший Экзарх Западной Европы …   Википедия

  • Александровское (Ставропольский край) — У этого термина существуют и другие значения, см. Александровское. Село Александровское Герб …   Википедия

  • Никодим Ротов — Митрополит Никодим Митрополит Ленинградский и Ладожский (Новгородский) Патриарший Экзарх Западной Европы постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви …   Википедия

Церко́вные сокраще́ния — это аббревиатуры, которые применяются в христианских церковных текстах. Наиболее часто встречающимся примером церковных сокращений в русском языке являются сокращения Русской православной церкви.

Сокращения, принятые в церковных календарях[править | править код]

Персоналии[править | править код]

Сокращение множественного числа термина образуется, как правило, от сокращения единственного числа путём удвоения последней буквы.

Пример: св. — святой, свв. — святые.

Некоторые сокращения в англоязычных источниках и на латыни[править | править код]

Данный список основан на статье Католической энциклопедии (англ. The Original Catholic Encyclopaedia)[2], из которой выбраны только те аббревиатуры, которые имеют относительное соответствие в вышеприведённом словнике. Данный список не может служить в качестве англо-русского словаря, и приводится здесь исключительно со справочными целями и для обеспечения совместимости с соответствующей статьёй в английской Википедии. Заголовки подразделов оригинала сохранены и переведены на русский.

Из апостольских Деяний и документов[править | править код]

Приснопоминаемый сокращенно как пишется

Манускрипт XV века на латыни с использованием аббревиатур

  • Fr. — Frater («en:Brother»)
  • Frum. — Fratrum («Of the Brothers»)
  • Pbr. — Presbyter («en:Priest»)
  • PP. — Papa («en:Pope»)
  • Pr. — Pater («en:Father»)
  • Venebli — Venerabili («en:Venerable»)

Общеупотребительные в церковной лексике[править | править код]

  • Abp. — en:Archbishop
  • al. — alii, alibi, alias («others», «elsewhere», «otherwise»)
  • Apost. — Apostolus («Apostle»)
  • Archiep. — Archiepiscopus («en:Archbishop»)
  • Archid. — Archidiaconus («Archdeacon»)
  • Archiprb. — Archipresbyter («Archpriest»)
  • B. BB. — Beatus, Beati («Blessed»)
  • B.C. — Before Christ
  • Ben. — Benedictio («Blessing»)
  • Bro. — Brother
  • B.V. — Beata Virgo («Blessed Virgin»)
  • B.V.M. — Beata Virgo Maria («Blessed Virgin Mary»)
  • Capel. — Capella («Chapel»)
  • E., Eccl. — Ecclesia («The Church»)
  • Fr., F. — Frater, Frere («Brother»)
  • J.C. — Jesus Christus («Jesus Christ»)
  • P. — Pater, Pere («Father»)
  • Pa. — Papa («Pope»); Pater («Father»)
  • PP. — Papa («Pope»); Pontificum («Of the popes»)
  • Presbit. — Presbyter, Priest
  • R. P. — Reverendus Pater, Reverend Pere («Reverend Father»)
  • S., Sacr. — Sacrum («Sacred»)
  • SCS — Sanctus («Saint»)
  • S.P. — Sanctissime Pater («Most Holy Father»)
  • S.P., S. Petr. — Sanctus Petrus («St. Peter»)
  • Sr. — Sister
  • Syn. — Synodus («Synod»)
  • V., Ven., VV. — Venerabilis, Venerabiles («Venerable»)

Из надписей в катакомбах[править | править код]

  • M. — Martyr, or Memoria («Memory») or Monumentum («Monument»)
  • MM. — Martyres («Martyrs»)
  • PRB. — Presbyter («Priest»)

Источники[править | править код]

  • Основные общепринятые графические сокращения
  • Лики святости

См. также[править | править код]

  • Надписи на иконах

Примечания[править | править код]

Приснопоминаемые или приснопамятные так называет церковь создателей святых обителей и храмов (в сугубой ектении) и всех православных христиан в том же смысле, как и блаженными. В особенности П. называются св. исповедник Даниил, в схиме Стефан (память 17 декабря), и царица Феофания (умерла в 892 г., память 16 декабря), супруга греческого императора Льва Мудрого.

ПРИСОСАЛЫ →← ПРИСНИЦЕВСКИЕ ОБЕРТЫВАНИЯ

Смотреть что такое ПРИСНОПОМИНАЕМЫЕ в других словарях:

ПРИСНОПОМИНАЕМЫЕ

или приснопамятные — так называет церковь создателей святых обителей и храмов (в сугубой ектении) и всех православных христиан в том же смысле, как и б… смотреть

Данное слово в повседневной речи употребляется довольно часто, но его правописание вызывает определённые сложности.

Давайте с этим разберёмся.

Существует два варианта правописания анализируемого слова:

  • “сокращено”, где в суффиксе пишется одна буква “н”,
  • “сокращённо”, где в суффиксе пишется две буквы “н”.

Как правильно пишется: “сокращено” или “сокращённо”?

Согласно орфографической норме русского языка оба варианта являются правильными. Выбор в пользу первого или второго варианта будет зависеть от части речи.

сокращено́

Когда пишем одну “н”?

Мы пишем в слове одну “н”, если в предложении слово является кратким причастием.

Для кратких форм страдательных причастий существует правило, которым мы руководствуемся:

“В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква “н”.

Одна “н” пишется в кратких причастиях, независимо от того, сколько “н” пишется в полной форме.

сокращённо

Когда пишем две “н”?

Мы пишем в слове две “н”, если в предложении оно является наречием.

В данном случае мы руководствуемся следующим правилом:

“В наречиях пишется столько “н”, сколько “н” пишется в прилагательном (причастии), от которого данное наречие образовано”.

Наречие “сокращённо” образовано от причастия “сокращённый”, в котором пишется две “н”, соответственно и в наречии следует писать две “н”.

Как отличить наречие от причастия?

Наречие в предложении отвечает на вопрос “как?”

Например:

Он говорил сокращённо.

Он говорил как? (сокращённо)

Краткое причастие будет отвечать на вопрос “что сделано?”.

Например:

Изложение было сокращено мной.

Изложение было что сделано? (сокращено).

Подытожим:

сокращено́ – краткое причастие

сокращённо – наречие

Примеры для закрепления:

  • Невозможно эту историю рассказать сокращённо.
  • Сегодня в офисе все сокращено: и рабочий день, и сотрудники.
  • Расскажи мне сокращённо эту повесть.

сокращенно — наречие, опред., кач.,

сокращенно — наречие, опред., кач.,

сокращенно — кр. прилагательное, опред., кач., ср. p., ед. ч.

Часть речи: наречие — сокращенно

Часть речи: прилагательное

Положительная степень:

Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
Им.

сокращенный

сокращенная

сокращенное

сокращенные

Рд.

сокращенного

сокращенной

сокращенного

сокращенных

Дт.

сокращенному

сокращенной

сокращенному

сокращенным

Вн.

сокращенного

сокращенный

сокращенную

сокращенное

сокращенные

сокращенных

Тв.

сокращенным

сокращенною

сокращенной

сокращенным

сокращенными

Пр.

сокращенном

сокращенной

сокращенном

сокращенных

Сравнительная степень:
сокращеннеесокращеннейпосокращеннеепосокращенней

Часть речи: кр. прилагательное

Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род

сокращен

сокращенна

сокращенно

сокращенны

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как сокращенно пишется приснопамятный
  • Как сокращенно пишется ноябрь
  • Как сокращенно пишется прилагательное
  • Как сокращенно пишется несовершенный вид
  • Как сокращенно пишется немецкий язык