Как строфы xxii xxv объясняют смелый поступок татьяны решение написать онегину открыть свою душу

Светило науки — 47 ответов — 1252 помощи

1) Татьяна безумно любила Онегина, и в первой и во второй части романа. Даже после отвержения Евгением, после своего замужества, она продолжала его любить также сильно, как и прежде. Поэтому слухи не могли повлиять на ее чувства. 

2) сравнить любовь и судьбу Татьяны и Евгения или Татьяны с Евгением и Ольги с Ленским? поясните. 

3) не смотря на всю нежность Онегина и любовь к нему, Татьяна отпускает его, потому что у нее больше не было другого выхода.

4)Татьяна верит, что Евгений ей «послан Богом», что никому другому она не может вверить свою судьбу. Наступает томительное ожидание. Приезжает Ленский, наконец, за ним — Онегин. Татьяна быстро убегает в сад, там девушки-служанки поют, собирая ягоды. Татьяна никак не может успокоиться, и вдруг — перед ней появляется Евгений… 

5) она постоянно нервничала, не находила себе места, даже ее матушка замечала, что Татьяна постоянно «летала в облаках». 

6)обычно ограничивалось навыком бытового разговора на одном-двух иностранных. умением танцевать и держать себя в обществе, элементарными навыками рисования, пения и игры на каком-либо музыкальном инструменте и самыми начатками истории, географии и словесности. 

1) Татьяна безумно любила Онегина, и в первой и во второй части романа. Даже после отвержения Евгением, после своего замужества, она продолжала его любить также сильно, как и прежде. Поэтому слухи не могли повлиять на ее чувства. 

2) сравнить любовь и судьбу Татьяны и Евгения или Татьяны с Евгением и Ольги с Ленским? поясните. 

3) не смотря на всю нежность Онегина и любовь к нему, Татьяна отпускает его, потому что у нее больше не было другого выхода.

4)Татьяна верит, что Евгений ей «послан Богом», что никому другому она не может вверить свою судьбу. Наступает томительное ожидание. Приезжает Ленский, наконец, за ним — Онегин. Татьяна быстро убегает в сад, там девушки-служанки поют, собирая ягоды. Татьяна никак не может успокоиться, и вдруг — перед ней появляется Евгений… 

5) она постоянно нервничала, не находила себе места, даже ее матушка замечала, что Татьяна постоянно «летала в облаках». 

6)обычно ограничивалось навыком бытового разговора на одном-двух иностранных. умением танцевать и держать себя в обществе, элементарными навыками рисования, пения и игры на каком-либо музыкальном инструменте и самыми начатками истории, географии и словесности. 

Неко22

Помогите пожалуйста! Очень нужно!
Нужно ответить на вопросы по Евгению Онегину. 
1) Почему Татьяна Ларина полюбила Евгения Онегина? Какую роль сыграли в ее любви книги,которые она читала?
2)Почему о своей любви Татьяна говорит с няней?
3)Как строфы 22-25 объясняют смелый поступок Татьяны?
4)Найдите строфы,в которых рассказывается о том,как Татьяна ожидала ответа. 5)Почему глава 4 (31 строфа) обрывается на самом неожиданном месте?

nezlo

Светило науки — 24 ответа — 0 раз оказано помощи

Пиши..
1)Татьяна жила взаперти, единственным ее развлечением были книги, которые она читала, а Онегин такой таинственный и новый покорил сердце юнной девушки:)
2) Няня хоть и глуповата, но самый близкий друг Татьяны, не с сестрой не с матерью она не могла поделится, ведь они попросту ее не понимали
3)Она отчааялась написать Евгению, ведь так бы поступили героини ее книг
4) Это уже сама ищи
5) Это тоже, там по последним строчкам все понятно

Надеюсь помог;)

Методические материалы Закаменных В. Ф.

Тема. А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Евгений Онегин и Татьяна Ларина. Объяснение Онегина и Татьяны: исповедь или проповедь.

Цели: 1. продолжить изучение романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», рассмотреть развитие – эволюцию взаимоотношений главных героев романа: Евгения Онегина и Татьяны Лариной, провести анализ письма Татьяны к Онегину.

2. развивать умение анализировать художественное произведение, составлять лексический и историко-культурный комментарий.

3. воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина.

Планируемые результаты:
Личностные: развитие эстетического сознания через освоение поэтического наследия А. С. Пушкина; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, воспитание нравственных чувств, доброжелательного отношения к другим людям.
Метапредметные: развитие интересов своей познавательной деятельности, умения создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.
Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Литературный настрой, литературная пятиминутка.

  3. Переход к теме урока.

  1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы, цели, плана урока.

— Ю. М. Лотман (Юрий Михайлович Лотман – русский литературовед, критик) писал, что «в «Онегине» каждый раз вперед выдвигается сопоставление характеров. Главы строятся по системе парных сопоставлений…». Скажите, сопоставление характеров каких героев мы с вами уже провели?

— Как вы думаете, какова тема нашего с вами сегодняшнего урока? Над сопоставлением характеров каких героев мы будем работать сегодня?

— Сегодня мы с вами продолжаем работу по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», перечитаем фрагменты III и IV глав и рассмотрим развитие взаимоотношений между Онегиным и Татьяной.

2. Работа аналитического характера по III главе романа «Евгений Онегин». Беседа по вопросам.

— Главу III предваряет эпиграф «Она была девушка, она была влюблена», он не случаен: в центре повествования оказывается не Онегин, а Татьяна. В. Г. Белинский писал: «Случай свел Онегина с Ленским: через Ленского Онегин познакомился с семейством Лариных. Возвращаясь от них домой после первого визита, Онегин зевает; из его разговора с Ленским мы узнаем, что он Татьяну принял за невесту своего приятеля и, узнав о своей ошибке, удивляется его выбору, говоря, что если б он сам был поэтом, то выбрал бы Татьяну. Этому равнодушному, охлажденному человеку стоило одного или двух невнимательных взглядов, чтоб понять разницу между обеими сестрами, — тогда как пламенному, восторженному Ленскому и в голову не входило, что его возлюбленная была совсем не идеальное и поэтическое создание, а просто хорошенькая и простенькая девочка, которая совсем не стоила того, чтоб за неё рисковать убить приятеля или самому быть убитым». Как вы думаете, прав ли В. Г. Белинский в оценке сестер Лариных? (Не согласиться с оценкой В. Г. Белинского нельзя. Образ Ольги статичен, это и подметил Онегин, говоря: «В чертах у Ольги жизни нет…» Онегин с первого взгляда смог понять значительность и глубину душевного мира Татьяны.)

— Как вы думаете, с какого момента у Татьяны могло проснуться чувство к Онегину? (У соседей-помещиков поведение Онегина вызывало толки, эти слухи могли повлиять на чувство Татьяны, они могли вызвать интерес к нему, подчеркнуть его исключительность.)

— Что еще способствовало развитию этого чувства? (Прочитанные Татьяной романы рисовали в её сознании образ, который достоин был любви)

— Какую роль в растущем чувстве любви героини могли сыграть книги, которые она читала? (Ответ на этот вопрос мы можем найти в строфах VII и VIII главы III.)

— Рассказывая своему читателю о чувстве своей героини автор подчеркивает динамику душевного состояния героини: она полностью отдалась этому чувству, в любви она видит смысл жизни. Как вы думаете, почему о любви Татьяна говорит со старой няней? Сравните две любви, две судьбы.

— Любовь Татьяны велика. Строфы ХХII — ХХV главы III объясняют читателю смелый поступок Татьяны — решение писать Онегину, открыть свою душу, автор говорит: «Кокетка судит хладнокровно, / Татьяна любит не шутя…» Как вы думаете, почему поступок Татьяны можно считать смелым? (Татьяна пишет письмо Онегину, что для девушки было не приемлемо)

3. Анализ «Письма Татьяны к Онегину».

— Прочтите выразительно «Письмо Татьяны к Онегину». Как вы думаете, почему Татьяна решается написать Онегину письмо? (Татьяна ни на минуту не сомневается в благородстве Онегина. Она не сомневается и в том, что Онегин полюбит ее: ведь так поступали герои прочитанных ею романов.)

— Какие черты характера проявились в письме Татьяны? Какие детали письма говорят о её уважении к народным нравственным ценностям?

— В чем Татьяна ошиблась в Онегине при первом знакомстве?

— Как вы думаете, почему автор показывает нам томительное ожидание Татьяной ответа на свое признание, смятение героини, ее страх перед долгожданной встречей?

4. Работа аналитического характера по VI главе романа «Евгений Онегин». Беседа по вопросам.

— Четвертая глава романа — самая многозвучная. Здесь мы слышим полифонию голосов, мнений, мотивов: это и монолог Онегина, и его диалог с Ленским, и повествование о героях и событиях, и раздумья автора о жизни, о возможности счастья, любви, дружбы. Два важных события происходят в жизни героев в четвертой главе: свидание Онегина и Татьяны (оно началось еще в третьей главе) и обед в зимнюю пору в доме Онегина, на котором Ленский передает ему злополучное приглашение на именины Татьяны. Эпизоды широко развернуты, а вокруг них авторские лирические отступления. Начинается четвертая глава с шести пропущенных строф. Эта пауза заставляет нас, подобно пушкинской героине, затаив дыхание, ждать развития событий. И вот начинается текст:

Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей…

Чьи это мысли? Автора? Онегина? (Это мысли Онегина – ответ строфа IX главы IV. Строфы VIII—Х показывают, насколько опустошена душа Онегина, и то, что произойдет между Онегиным и Татьяной, после их прочтения кажется предопределенным.)

— Как Онегин отреагировал на послание Татьяны? Как отнесся Онегин к письму Татьяны?

5. Корзина идей.

— Монолог Онегина литературоведы называют по-разному: исповедь, отповедь, проповедь. А как думаете вы?

Словарно-лексическая работа

и́споведь ж.1. Обряд покаяния в своих грехах перед священником (у христиан).

2. перен. Откровенное признание кому-л. в чем-л.

о́тповедь ж.1. Строгое и неодобрительное возражение, выговор.

2. устар. То же, что: ответ (1).

про́поведь ж.1. Речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения. // перен. разг. Наставление, нравоучение.

2. Распространение какого-л. вероучения, идей, взглядов, связанных с той или иной религией. // перен. разг. Пропагандирование каких-л. взглядов, чьих-л. идей.

3. Сочинение, заключающее в себе наставление, поучение как жанр древнерусской литературы.

Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Ефремова Т.Ф. — М.: Рус. яз., 2000.

Учащиеся выдвигают свои мнения, стараясь их обосновать.

Вывод: речь Онегина противопоставлена письму Татьяны совершенным отсутствием в ней литературных клише и реминисценций. Смысл речи Онегина именно в том, что он неожиданно для Татьяны повел себя не как литературный герой («спаситель» или «соблазнитель»), а просто как хорошо воспитанный светский и к тому же вполне порядочный человек, который «очень мило поступил // С печальной Таней». Онегин повел себя не по законам литературы, а по нормам и правилам, которыми руководствовался достойный человек пушкинского круга в жизни. Этим он обескуражил романтическую героиню, которая была готова и к «счастливым свиданьям», и к «гибели», но не к переключению своих чувств в плоскость приличного светского поведения, а Пушкин продемонстрировал ложность всех штампованных сюжетных схем, намеки на которые были так щедро разбросаны в предшествующем тексте. Не случайно во всех последующих строфах главы доминирующей делается тема литературной полемики, разоблачения литературных штампов и противопоставления им действительности, истины и прозы. Однако при всей наивности начитавшейся романов героини в ней есть непосредственность и способность к чувству, отсутствующие в душе трезвого героя.)

— Какой важный жизненный совет дает Онегин Татьяне?

(Учитесь властвовать собою;

Не всякий вас, как я, поймет;

К беде неопытность ведет.

Только все дело в том, что не «всякому», а именно Онегину открывает Татьяна свое сердце, и к беде ведет не неопытность, искренность Татьяны, а слишком богатый жизненный опыт Евгения.)

6. Рефлексия – ответ на вопрос.

— Какова роль Татьяны Лариной в создании собирательного образа героя пушкинского времени?

  1. Заключение. Итоги урока. Домашнее задание.

Д/з: 1. перечитать роман «Евгений Онегин», характеристика образов сестер Лариных.

Глава третья

Глава третья

Глава третья включает сорок одну строфу и отрывок со свободной схемой рифмовки в семьдесят девять стихов — «Письмо Татьяны к Онегину», а также «Песню девушек» из восемнадцати хореических стихов. Центром главы является письмо Татьяны. Письмо предваряют двадцать пять строф (VII–XXXI), постепенно подводящие к нему читателя, далее следуют шесть строф, где говорится о его отправке и последующем ожидании. Таким образом, тридцать одна строфа и центр главы, письмо, посвящены описанию любви Татьяны к Онегину, и эта основная часть песни симметрично обрамлена двумя приездами Онегина в имение Лариных. Посещение, с которого начинается глава, занимает первые шесть строф (I–VI), а посещение, которым она заканчивается, охватывает заключительные четыре строфы (XXXVIII–XXXIX, XL–XLI) с песней в середине последнего пассажа.

Следует отметить, что проповедь, прочитанная Онегиным Татьяне во время его второго визита, приводится только в середине следующей главы (гл. 4, XII–XVI)

Надобно обратить внимание на то, что в третьей главе впервые даны диалоги: всего их пять — две беседы Онегина с Ленским, два разговора Татьяны со старой няней и небольшой обмен репликами между госпожой Лариной и Ленским.

Развитие тем третьей главы

I–II и начало III, 1: Мы уже слышали онегинский голос, звучавший во внутреннем монологе, с которого начинается первая глава, в выражении скуки, которую вызывает у него театр (гл. 1, XXI, 12–14), и в размышлениях о восторженности Ленского (гл. 2, XV, 8—14). Мы слышали и голос Ленского в небольшом монологе, произнесенном на могиле отца своей невесты. Теперь два эти голоса звучат вместе в первом диалоге романа. Но здесь и завязка печальной судьбы Ленского: затягивается первый роковой узел. Онегин, чтобы разогнать скуку, решает отправиться вместе с другом в гости к Лариным, а уж далее за дело берется судьба. Время действия — середина лета 1820 г.

III: Описание их визита. Пушкин, по каким-то ему одному ведомым причинам, вычеркнул последние шесть стихов строфы.

IV–V: Второй диалог между Онегиным и Ленским по дороге домой. Онегин скучает ничуть не меньше Ленский сравнивает Татьяну со Светланой Жуковского. Онегин ужасающе грубо отзывается об Ольге. Ленский оскорблен. Предполагается, что это первое небольшое разногласие вскоре будет улажено (ни следа не останется от него шесть месяцев спустя, в конце четвертой главы, когда в другом разговоре двух молодых людей вновь свободно упоминается имя Ольги).

VI: Общее впечатление, произведенное появлением Онегина у Лариных.

VII–VIII: Впечатление, произведенное им на Татьяну. Это страстная любовь с первого взгляда. Заметим, что Татьяна даже не говорила с ним, а молча сидела у окна.

IX–XIV: Эти шесть строф образуют важное «профессиональное» отступление. Пушкин использует состояние мыслей и души Татьяны как естественный переход (IX, 1. «Теперь с каким… вниманьем») к рассуждению о романах. В строфе X вводится тема письма к герою (она будет отдельно рассмотрена в XXI–XXXVI). В IX–X перечисляются книги, которые Татьяна читает во французском оригинале или переводе (тема, уже открытая в гл. 2, XXIX) Ее любимые романы — «Юлия» Руссо, «Матильда» госпожи Коттен, «Валери» баронессы Крюднер, «Дельфина» госпожи де Сталь, «Страдания молодого Вертера» Гёте и два романа Ричардсона — «Грандисон» и «Кларисса» (последние уже упоминались в гл. 2, XXIX–XXX).

Юная читательница Татьяна отождествляет себя с героинями, а Онегина — с героями этих романов. Но автор ЕО отмечает, что его Онегин совсем не похож на сэра Чарльза Грандисона (X, 13–14).

После перечня всех этих персонажей в строфах IX–X Пушкин (в строфе XI) сжато характеризует сентиментальные романы XVIII в., которые все еще читает уездная барышня Татьяна в 1820 г., и переключает свое внимание (в XII) на произведения романтические, популярные «нынче», то есть в 1824 г., у более искушенных молодых девиц. Речь идет о сочинениях Байрона во французском переводе, о романе «Мельмот-Скиталец» Мэтьюрина, также во французском переводе, и романе «Жан Сбогар» французскою подражателя Байрона — Нодье. В следующих строфах, XIII–XIV, Пушкин обещает читателям, что на закате своих дней напишет семейный роман в прозе с русским (а не заимствованным у чужеземцев) сюжетом. В конце XIV лирическое воспоминание автора о прошлой любви завершает отступление о романах.

XV–XVI: «Татьяна, милая Татьяна!» — этим риторическим обращением Пушкин вновь возвращается к своей героине и описывает ее блуждания по аллеям сада, ее мечты, ее одержимость Онегиным. Далее следует картина наступившей ночи и третий диалог главы.

XVII–XXI: Татьяна разговаривает со старой няней в своей комнате; в конце она просит дать ей перо и бумагу. Все очевиднее начинает вырисовываться письмо к Онегину. В ходе разговора резко очерчивается контраст между романтической влюбленностью Татьяны и воспоминаниями овдовевшей няни о своей прозаической свадьбе, сыгранной по крестьянским обычаям. (Отметим, что с чисто психологической точки зрения нет большой разницы между няниной свадьбой и таким же «традиционным» союзом Полины и помещика Ларина, как он описывается в гл. 2, XXXI, или великосветским браком Татьяны и богатого князя N в конце романа.) Письмо к Онегину фактически написано к концу строфы XXI. «Для кого ж оно?» — задает Пушкин риторический вопрос и переходит к длинному «профессиональному» отступлению.

XXII–XXXI: Десять строф, ведущие к тексту письма Татьяны, составляют одно из самых длинных отступлений в романе. Оно имеет двойную цель и поднимает две проблемы: проблему содержания и проблему формы. Цель XXII–XXV строф — объяснить поступок Татьяны, сравнив ее искреннюю и пылкую душу с душой холодных светских красавиц (XXII) или капризных кокеток (XXIII), которых Пушкин и Онегин знавали в Петербурге (автобиографическая нота, напоминающая гл. 1, XLII, в которой Онегину наскучили причудницы большого света); а цель XXVI–XXXI строф — объяснить, что текст письма, который будет вскоре представлен на суд читателю, есть лишь пересказ русскими стихами французской прозы Татьяны.

Обсуждаются «профессиональные» проблемы перевода (XXVI–XXXI). Татьяна, как и другие дворянские дочери ее времени, «по-русски плохо знала», ее речь была «небрежным лепетом» с примесью галлицизмов, которую наш поэт находит гораздо более очаровательной, чем педантизм «синих чулков». В XXIX в памяти поэта возникают «Душенька» Богдановича, писанная в виде подражания легкой французской поэзии, и нежные пьески Эвариста Парни (которому Пушкин явственно подражает в строфе XXV). Строфа XXX посвящена поэту Баратынскому, коего Пушкин (совершенно необоснованно) полагает лучшим специалистом, чем он сам, по части переложения девических галлицизмов на русский ямб. И наконец, в XXXI обе проблемы — содержания и формы — сливаются, и текст письма вводится посредством изящной метафоры (великая музыка и ее исполнение заплетающимися ученическими пальцами).

«Письмо Татьяны к Онегину» содержит семьдесят девять стихов. Его текст расположен между строфами XXXI и XXXII. Татьяна имитирует стиль любовных посланий ее любимых романов, а Пушкин перелагает его на русский четырехстопный ямб.

XXXII: Прелестное описание обнаженного плеча Татьяны и рассвета. Ночь прошла под знаком написанного любовного письма (в пятой главе через полгода другая ночь пройдет в ужасном пророческом сне).

XXXIII–XXXV: Еще один разговор со старой няней, которую Татьяна просит отослать письмо к Онегину.

XXXVI: Ответа нет. (Отклик прозвучит в главе восьмой, когда на свое письмо будет ждать ответа Онегин.) На следующий день приезжает Ленский, и происходит короткий разговор между ним и госпожой Лариной, которая справляется об Онегине.

XXXVII: Вечерний чай. Татьяна стоит, задумавшись, перед окном и чертит на запотевшем стекле вензель «ОЕ».

XXXVIII–XXXIX: Приезжает Онегин, но, прежде чем он входит в дом, Татьяна через другие сени бросается на двор, оттуда — в сад и (в изумительном межстрофическом переносе) падает на скамью (XXXIX, 1). Неподалеку крепостные девушки собирают ягоды, звучит их песня (восемнадцать стихов трехстопного хорея с длинными стиховыми окончаниями).

XL: Татьяна ждет с трепетом, предчувствуя ужасное, но Онегин не появляется.

XLI: Наконец, она вздыхает, встает со скамьи, поворачивает в липовую аллею — и тут прямо перед ней возникает Евгений. Строфа и вместе с ней песнь оканчиваются «профессиональным» замечанием, заимствованным из западных рыцарских романов в стихах: «Мне должно после долгой речи / И погулять и отдохнуть: / Докончу после как-нибудь».

Читайте также

Глава Третья

Глава Третья

Эпиграф

Elle ?toit fille, elle ?toit amoureuse.

Malfilatre.
Это строка из песни II «Нарцисса, или Острова Венеры» (напечатано в 1768 г.), третьеразрядной поэмы в четырех длинных песнях Жака Шарля Луи Кланшана де Мальфилатра (1733–67): «Она [нимфа Эхо] была дева [и стало быть, любопытна,

Глава третья

Глава третья

Проблемы детства Лермонтова. Домашняя среда. Истоки неудовлетворенности. Стремление за пределы домашнего круга. Прафеномен «непрожитой жизни» предков, его влияние на психику поэта. Базальный конфликт
Исследование наследственных и конституциональных

Глава третья

Глава третья
На другой день, как Платов к государю с добрым утром явился, тот ему и говорит:– Пусть сейчас заложат двухсестную карету, и поедем в новые кунсткамеры смотреть.Платов даже осмелился доложить, что не довольно ли, мол, чужеземные продукты смотреть и не лучше ли

Глава третья

Глава третья
Глава третья включает сорок одну строфу и отрывок со свободной схемой рифмовки в семьдесят девять стихов — «Письмо Татьяны к Онегину», а также «Песню девушек» из восемнадцати хореических стихов. Центром главы является письмо Татьяны. Письмо предваряют

Третья глава

Третья глава
«Я жалею тех, кто придает большое значение смертности всего существующего и теряется в созерцании ничтожества всего земного: да мы ведь и живем именно для того, чтобы преходящее делать непреходящим, что может быть достигнуто лишь тогда, если мы сумеем

Третья глава

Третья глава
По поводу первых частей «Войны и мира» Флобер писал Тургеневу:«Благодарю за то, что вы дали мне прочесть роман Толстого. Это нечто перворазрядное! Какой живописец и какой психолог! Первые два тома превосходны, но третий падает ужасно – d?gringole affreusement. Он

Глава третья

Глава третья
«Когда не мечтаешь уже о том, что имеешь перед собою свободными десятки лет, год, месяц, когда считаешь уже десятками часов, и будущая ночь несет в себе угрозу неизведанного, очевидно, что отказываешься от искусства, науки, политики и довольствуешься беседой с

Глава третья

Глава третья
В канун 1827 года Пушкин по первопутку уехал из Михайловского в Москву.Жить ему оставалось ровно десять лет.В Москве он поселился на Собачьей площадке, у Соболевского. Жил хмельно и разгульно. Бывал в лучших московских домах. Волокитствовал. Влюблялся

Глава третья

Глава третья
В том 1859 или 1860 году умер в Инженерном замке начальник этого заведения, генерал Ламновский. Он едва ли был любимым начальником у кадет и, как говорят, будто бы не пользовался лучшею репутациею у начальства. Причин к этому у них насчитывали много: находили, что

Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» стал предметом научных споров и исследований сразу же после выхода произведения в свет. До наших дней пушкинисты не могут прийти к однозначным выводам. Кем же был Евгений — одинокой потерянной душой, лишним человеком или беззаботным находящимся в плену собственных праздных мыслей. Его поступки противоречивы, мысли овеяны дымкой «мировой скорби». Кто же он?

Прототип героя

В романе «Евгений Онегин», краткое содержание которого предоставлено на фоне развития образа героя, — достояние многих литературоведов и пушкинистов. Мы покажем вам развитие характера героя на фоне событий романа.

Пушкин был не только гениальным поэтом, но и тонким психологом. Его единственному роману, его написанию, редактированию писатель посвятил семь лет. Это произведение ознаменовало переход Пушкина от романтизма к реализму. Роман в стихах запланирован был полностью реалистическим произведением, однако влияние романтизма все же очень сильное и ощутимое, что неудивительно, если учесть, что идея его возникла после прочтения байроновского «Дона Жуана».

Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» — это результат творческих исканий поэта. Нельзя сказать, что главный герой имел свой четкий прототип. Роль прообраза прочили Чаадаеву и Грибоедову, самому Пушкину и его оппоненту Петру Катенину, с которым поэт обменивался завуалированными колкостями в своих произведениях. Однако сам Пушкин неоднократно говорил что Евгений — это собирательный образ дворянской молодежи.

Каким был характер Онегина в романе «Евгений Онегин»?

В первых строках романа мы видим избалованного небедной дворянской жизнью молодого человека. Он хорош собой и не обделен вниманием женщин. Поэтому совершенно не удивляет читателя заглавная ключевая линия любви Татьяны к Онегину, а потом и безответной любви Онегина к Татьяне.

На протяжении романа характер героя претерпевает серьезные изменения, о которых мы расскажем в следующих разделах статьи. При первом взгляде на него создается впечатление, что ему недоступны сильные чувства, он настолько пресыщен вниманием представительниц прекрасного пола, что считает себя вправе давать советы. «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей» — стало афоризмом. Но в романе Онегин сам же попадается в свою ловушку.

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» по 1 главе

Произведение называли «энциклопедией русской жизни». В нем очень детально описываются балы и наряды дам и кавалеров, блюда и столовые принадлежности, интерьеры и архитектура зданий. Но больше всего внимание автора направлено на атмосферу, в которой жил сам поэт, и в которой обитают его герои.

Первая глава романа посвящена Евгению. От имени рассказчика мы узнаем, что герой опечален письмом о болезни его дяди. Он вынужден ехать к нему, но желания сделать это у Онегина нет. Тут мы видим героя несколько равнодушным. Узнав о болезни и скорой смерти родственника, ему бы скорбеть и сочувствовать, но Евгения заботит только собственный комфорт, нежелание оставлять светскую жизнь.

Образ Онегина

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» довольно глубока. Начинается она описанием происхождения персонажа, из которого мы узнаем, что он дворянин, родился в Петербурге. Отец его на балах и карточных долгах «промотался наконец».

Воспитанием Евгения занимались наемные учителя — гувернеры, которых плод их занятий совершенно не заботил. Автор говорит, что в его время такое воспитание получали практически все дворянские дети.

Не привитые вовремя моральные принципы сделали свое дело: юный Онегин стал похитителем женских сердец. Внимание дам претило ему, толкая на «любовные подвиги». Вскоре такой образ жизни привел его к пресыщению и скуке, разочарованию и хандре.

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин», краткое описание которой мы видим в первой главе, набирает свои обороты с развитием сюжета. Автор не оправдывает поступки своего героя, но реалистическая кайма романа показывает нам, что другим он просто быть не может. Окружение, в котором он рос, не смогло бы принести другие плоды.

Развитие характеристики Евгения

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» по главам показывает нам совершенно противоположные стороны личности персонажа. В первой главе перед нами молодой своевольный повеса, балы и покорение прекрасных девиц, наряды и уход за собой — его основные заботы.

Во второй главе Евгений — юный наследник умершего дяди. Он все тот же взбалмошный повеса, но его поведение с крепостными говорит читателю, что он способен на сочувствие и понимание. Онегин избавляет крестьян от непосильного налога, чем вызывает недовольство своих соседей. Их он, однако, просто игнорирует. За это слывет чудаком и «невеждой», его образ обрастает слухами и домыслами.

Дружба с Ленским

Рядом с Евгением поселяется новый сосед — Владимир Ленский. Он только что прибыл из Германии, где мир романтизма и поэзии увлек и очаровал его. Сначала герои не находят общий язык, они очень разные. Но вскоре между ними завязываются приятельские отношения.

Юный поэт Ленский на время своим общением избавляет Евгения от безумной скуки, которая одолевает его и здесь. Ему интересно с поэтом, но он во многом не понимает его романтических порывов.

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» благодаря образу Ленского стремительно знакомит читателя с темными оттенками души героя. Дух соперничества и превосходства бросает Онегина на В пятой главе у Лариных организован пир по поводу дня рождения Татьяны. Раздосадованный скукой и гамом Евгений начинает заигрывать с Ольгой, невестой Ленского. Делает он это, чтобы разозлить Владимира, и не ожидает вызова на дуэль от него. На этой дуэли он убивает друга и покидает деревню. Скорбит ли он о погибшем от его руки друге, поэт не говорит.

Евгений и Татьяна

В третьей главе романа Евгений появляется в доме Лариных. Татьяна попадает во власть отчасти своих девичьих мечтаний, отчасти — обаяния героя. Свои чувства она вкладывает в письмо. Но ответа на него нет. В начале четвертой главы герои встречаются, и Онегин холодно говорит Татьяне о том, что если бы он желал спокойной семейной жизни, никто кроме Татьяны ему был бы не нужен. Однако сейчас семья не входит в его планы, а супружество принесет обоим лишь разочарование и боль. Он берет на себя роль благородного наставника и советует девушке быть осторожной со своими порывами, потому что «не всякий вас, как я поймет».

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин», краткое содержание которого мы рассказываем, неотрывна от образа главного героя. Она раскрывается именно благодаря любовной линии. Татьяна безутешна в своей невзаимной любви, холодность Евгения ранит ее в самое сердце, лишает сна и покоя, погружает в полукошмарные, полувещие сны.

Вторая встреча с Татьяной

Когда Евгений встречает некогда влюбленную в него девушку в Петербурге — это становится кульминацией романа.

Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» претерпевает совершенно неожиданные изменения. Герой впервые в жизни влюбляется. Причем настолько, что готов на любые сумасбродства, лишь бы завоевать девушку, которую когда-то оттолкнул.

Он пишет письмо ей, где признается в своих чувствах, но не получает ответа на него.

Ответом позже послужит разговор с Татьяной, где она признается, что тоже любит его, но верность своему мужу, честь и ответственность не дают ей ответить взаимностью на его чувства. Роман обрывается на этом диалоге, поэт оставляет Евгения пожинать плоды своего безумия в спальне Татьяны.

С образом Чацкого я познакомился, когда мы в школе начали изучать “Горе от ума”. Незаметно для меня Чацкий становился все ближе и понятнее. Я ловил себя на том, что иногда примерял на себя его мысли, слова и поступки. Хотя, чему удивляться? Образом этим увлекаются уже более полутора веков.
Если сравнивать Чацкого хотя бы с Печориным, можно увидеть огромную разницу. Печорин разочарован жизнью, высшим светом, однако от мимолетных удовольствий не отказывается. Окажись на месте Чацкого, он с первого же взгляда разгадал бы все отношения между Софьей и Молчалиным и стал бы с холодной насмешливостью наблюдать за ними или приложил бы некоторые усилия к тому, чтобы влюбить в себя Софью.
Однако, видя жизнь свою насквозь, он не находит в ней ничего светлого, ничего, за что бы стоило ее любить. “Я давно уже живу не сердцем, а головою”,- говорит он. И поэтому с такой легкостью уезжает в Персию.
Чацкий не таков. Несмотря на свой критический ум, он верит в жизнь, в высокие идеалы. Он удивительно похож на молодого Пушкина. Так же “остер, умен, красноречив”, так же общителен, и так же легко у него слетают с губ эпиграммы, меткие слова, хлесткие сравнения: ”А Гильоме, француз, подбитый ветерком”, “Созвездие маневров и мазурки”.
Он немного наивен и неискушен в делах житейских, не видит и не понимает холодности и отчужденности Софьи. Он добродушно посмеивается над московскими нравами, не замечая, что эти шутки вызывают у Софьи почти озлобление. “Не человек – змея”, — говорит она о Чацком. А он верит в ее любовь.
А потом он разбит, потрясен, но не может примириться с мыслью, что горячо и страстно любимая им девушка могла променять его на какое-то ничтожество, на человека, не имеющего собственных мыслей и суждений. Да, постигло разочарование… Сколько горечи и боли, оскорбленного самолюбия и гневного упрека звучит в его последнем монологе! Но лишь в этот час он по-настоящему увидел мир, по-новому взглянул на него.
Но Чацкий был не только пламенный влюбленный, разочаровавшийся при первом столкновении с действительностью, это еще и человек передовых взглядов. Он не побежден, он лишь уедет куда-нибудь, где его поймут, где ему достанется настоящее большое дело. Он полон светлых идей преобразования общества, он с гневом обличает пороки общества старого. Его оружием являлось слово, и он более чем отлично владеет этим оружием.
И, конечно, его резкость, пламенность не могла пройти незамеченной. “Чацкий шел прямой дорогой на каторгу, если он уцелел 14 декабря, то, наверное, не сделался ни страдательно тоскующим, ни гордо презирающим лицом, не оставил бы ни в коем случае своей пропаганды”. Это слова Герцена, великого мыслителя и революционера.
Я люблю Чацкого за его убеждения и идеалы. Он рвет с министром только потому, что желает служить “делу, а не лицам”. Он возмущен крепостным правом и, не скрывая, говорит об этом.
Он любит свою Родину и с теплотой говорит о ней: “Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!
А еще я люблю Чацкого просто как умного человека, у которого под маской иронии скрыто чуткое, отзывчивое сердце, который может смеяться и грустить, который может быть зол и резок на язык, но другом будет верным, надежным…

НУЖЕН ПЛАН «Молчалины блаженствуют на свете…» В комедии Грибоедова “Горе от ума” Молчалина характеризуют так: “на всех глупцов похож”;

“целый день играет, молчит, когда его бранят”. Нам показан мелкий чиновник, старающийся угодить “всем людям без изъятья”, проводящий свое время со старичками для того, чтобы его заметили и отличили, молчаливый и покорный со своим начальником, робкий и покорный с Софьей, которая его любит, дерзкий и нахальный с горничной; человек, умеющий подладиться под другого, приноровиться к обстоятельствам. Он услужлив, “в нем Загорецкий не умрет”. Он может вовремя успокоить рассерженную даму, предложив ей партию в карты; как говорит про него Чацкий: “Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет!”
Однако цель жизни Молчалина вовсе не в угождении всем людям. Это всего лишь средство для достижения главной цели. Он хочет быть знатным, богатым, принятым в “высшем свете”, он любит легкую, веселую жизнь, жизнь без забот и тревог. Он считает, что все должны стремиться к той же цели, потому без сомнений предлагает Чацкому: “Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить? ” И очень удивлен ответом Чацкого на его предложение. Он вовсе “не видит преступленья” в том, на что так яростно обрушивается Чацкий. Молчалин берет пример с людей, которые, благодаря своему умению приспосабливаться, долго держатся на своих местах. О них он говорит с благоговейным почтением и восторгом: “Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?.. При трех министрах был начальник отделенья”… Если же кто-либо обладает обширными родственными связями, если среди его родственников много людей, признанных в обществе “людьми с весом”, то таких он просто боготворит. Например, Татьяна Юрьевна. Как он говорит о ней! Вот его слова: “Татьяна Юрьевна!!! Известная, — притом чиновные и должностные ей все друзья и все родные”. Интересы Молчалина ограничены тем, чтобы набить себе желудок и мошну, ничего не делая, иметь высокий пост, ездить на балы и праздники. Он уважает людей не за их ум, честность, знания, душу, а за друзей, занимающих высокий пост и, следовательно, могущих быть полезными, за то, что они богаты, имеют теплое местечко, дают богатые балы. К Молчалину можно применить фразу, сказанную Львом Толстым в романе “Война и мир”: “Для лакея нет великого человека, у лакея свое понятие о величии”. Такие люди, как Молчалин, обычно достигают того, к чему стремятся. Они оказываются в милости при дворе и приняты в высшем свете. Как дядя Фамусова, который падал для увеселения “их величества”. “Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает? Максим-Петрович”.
Да, Молчалины достигали и достигают многого. Почему же Чацкий не захотел стать таким же, как все? Таким же Молчалиным? Везде хорошо принятым, обласканным “высшим светом”? Ведь он имел гораздо больше шансов и возможностей успеть при дворе, чем Молчалин. Но Чацкий признавал “служенье делу, а не лицам”. Он умел глубоко чувствовать, любить, он мыслил, мечтал (не о приглашении на бал к Татьяне Юрьевне!). Молчалину ничего из этого дано не было. Чацкий понимал, что Молчалин — бедный человек. Он обокрал сам себя, все свои помыслы, чувства, желания направив на достижение материального благополучия. Он и любить не может. Он барышню любит по должности, горничную — от скуки. Человек, который не знает и не хочет знать никакой другой жизни, кроме светских развлечений, — несчастный человек. Зная все это, Чацкий не мог стать Молчалиным. Он любил дело и любил веселье, но делал то и другое хорошо и никогда не смешивал эти вещи. Вот его ответ на предложение Молчалина о службе в Москве: “Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа”.
И все-таки Молчалины могут быть счастливы. Запросы их настолько малы, что они вполне удовлетворяются материальной стороной жизни. Им, может быть, не доступны высокие идеалы и радости Чацкого, но они их и не требуют. Это бедные люди, обокравшие сами себя, но они этого не сознают, они об этом просто не думают и поэтому счастливы. Они несчастны с точки зрения Чацкого, который не смог бы жить, как они, но они счастливы, потому что нельзя быть несчастным оттого, что нечто тебе недоступно, если ты об этом “нечто” даже не подозреваешь. И хотя счастье их мелочно, они счастливы, потому что им не надо большего.
Но люди, которые мыслят и чувствуют, не должны да и не могут быть счастливы таким счастьем. Эти люди стремятся к высоким идеалам и целям, живут мечтой и осуществляют мечту. Счастье их — в деле, в идее, в мечте. И именно они наполняют жизнь всех людей высоким смыслом и светом.

повесть А.С Пушкина «Барышня-крестьянка» помогите пожалуйста с вопросами: 2. как вы думаете.зачем Пушкин в начале повести » барышня-крестьянка» так много

внимания уделяет рассказу о жизни и характере уездных барышень? 3.почему Лиза, слушая рассказ Насти,постоянно ее перебивает и почему Насте так хочется подробно рассказывать о деталях, которые Лизе не интересны? Как автор передает состояние барышни и ее служанки во время разговора? 4. Как выдумаете, почему Лиза представляла себе Алексея Берестова бледным,печальным,задумчивым и очень удивилась,когда услышала,что тот весел и румян? 5.с каким чувством Пушкин описывает переодевание Лизы в крестьянское платье и попытку перенять манеру поведения крестьянских девушек? как это чувство передает автор?

план сложный к этому сочинению «Итак, она звалась Татьяна* В «Евгении Онегине» отражена не только жизнь дворянского общества, но и душа,

чувства, мысли самого Пушкина о себе. Они выражены не только в отступлениях, столь живо сопрягающихся с содержанием романа, но и в созданных поэтом образах. Татьяна — «милый идеал» Пушкина. Когда он говорит о ней, стих его наполняется восхищением и преклонением… Татьяна — простая девушка из небогатой дворянской семьи. Судьба ее родителей сложилась обычно для этого времени, судьба ее младшей сестры — тоже. Но сама она с самого детства резко отличается от окружающих. Ее самым близким другом является няня, рассказывающая ей страшные истории, которые «пленяли больше сердце» Татьяны, чем веселые игры детей. Няня — крепостная, которой Таня будет поверять свои тайны. Она сама чувствует свое отчуждение от привычного общества, не умея ласкаться ни к отцу, ни к матери. Печальная и молчаливая, она находит себя в романах, в которых все так отличалось от их серой жизни, они действительно «ей заменяли все». Мечтательная, она любила встречать восход, словно ожидая от еще закутанного ночною мглою солнца прихода новой жизни… Так в пустыне вырос дивный, чудесный цветок, хранящий в своих лепестках тихое, но сильное пламя любви… Татьяна была одинока, как и этот цветок, и казалось, что ничего замечательного в ее жизни не произойдет, но вот она встречает Онегина… Толки соседей сначала оскорбляют ее гордую душу, но одновременно вызывают и приятное чувство. Она, «не ведая обмана и веря избранной мечте», всем сердцем полюбила Онегина. Но ее богатое воображение и исстрадавшаяся душа представляют его идеальным человеком, а он им не был. Однако любовь ее так сильна, так глубока, так искренна, что, не в силах более сдержать ее внутри себя, она пишет Евгению письмо, открывает ему свой неповторимый, необозримый мир… Пушкин всем сердцем с ней, несмотря на то, что дворянское общество ей бы этого не простило; вместе с нами он поражается: «Кто ей внушал и эту нежность…» Благородство, ум, сердце — это наивеличайшие богатства, и даже Евгений с его охлажденной душой сумел увидеть их в ней. Тронутый письмом Татьяны, но хорошо зная себя, он говорит: «И того ль искали вы чистой, пламенной душой, когда с такою простотой, с таким умом ко мне писали?..» Но даже это объяснение не может потушить огня в душе Татьяны, покорная судьбе, она все же не все сочинения на a l l soch © 2005 станет лгать: «Погибну… Но гибель от него любезна…» Страшные события разлучают Татьяну с Онегиным. Случайно она попадает в его опустевший дом, и тут, читая его книги, она узнает истинное лицо своего любимого. Но любовь ее от этого не становится меньше, она просто прячет ее глубоко в сердце, ибо для нее любовь — это жизнь. Вскоре и ей приходится уехать из родных мест. «Русская душой», Татьяна тяжело переживает разлуку. Она словно соединилась с русской природой, в ней она находила отраду. Она была так же проста и неброска, но таила в себе неизъяснимую тайну и очарование… Татьяна, а вместе с ней и Пушкин, словно предчувствует, что ее ждет в столице. Чуткая ко всякой лжи, она чувствует фальшь этого общества и «мечтой стремится к жизни полевой», но… «судьба уж решена…» …И вновь мы встречаемся с ней лишь через несколько лет, на блестящем петербургском балу. Кажется, что в ней не осталось «следов Татьяны прежней», но нет. Благородство души — это навсегда. И в высшем свете Татьяна возвышается над всеми, все внутренне сознают ее превосходство. Но она хорошо запомнила совет Онегина: «Учитесь властвовать собою». И поэтому истинная Татьяна открывается лишь при встрече с Онегиным, пылко влюбленным в нее. Она осталась той же прежней Таней, всей душой жаждущей отдать «всю эту ветошь маскарада за полку книг, за дикий сад…». Она ошибается, считая страсть Онегина мелкой и недостойной его сердца и ума, но она поступает согласно своему сердцу. И, настоящая русская, с детства близкая к народу, она самоотверженно ставит долг выше чувств. «Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана, и буду век ему верна». Пушкин, горячо любя свою героиню, свой идеал, силой своего стиха и нас заставляет любить и восхищаться ею. Татьяна, плод его воображения и мечта, достойна любви и восхищения. Похожие сочинения на сайтах партнеров: ALLSoch.ru: Пушкин А.С. Евгений Онегин «Итак, она звалась Татьяна*

Подробное решение Страница 153-178стр. по литературе для учащихся 9 класса, авторов Царева О.И., Капцев В.А., Капшай Н.П. 2009

1. Что в выборе формы и принципов изображения предопределило успех первой главы и романа в целом?

Жемчужина творческого наследия Пушкина его роман «Евгений Онегин». Это произведение одно из самых объёмных, как по содержанию, так и по смыслу. Оно обрело огромную популярность и оказало сильное воздействие на дальнейшее развитие русской литературы. Пушкин считал, что ему удалось создать свое «лучшее произведение»; критик В. Белинский, оценивая роман, писал: «…стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе». Успех произведения во многом зависел от верного выбора жанра, образов, эстетических принципов. Он создал в русской литературе новый жанр — роман в стихах, органично включающий в себе элементы эпоса и лирики: роман требовал широкого эпического взгляда на жизнь, динамики событий, «свободного» развития сюжета, связи с современностью; лирика давала возможность эмоционально-субъективно оценивать события, выразив их в поэтическом слове-образе. В качестве примера он взял эстетические принципы Шекспира. Он хотел охватить жизнь во всей полноте, во взаимодействии положительного и отрицательного. Для воссоздания многогранной панорамы русской действительности придумана «онегинская строфа», состоящая из 14 рифмованных строк, последнее двустишие часто афористично и выражает идею. В романе точно определены исторические реалии, даже время рассчитано по календарю. Здесь автор особенно тщательно держался принципа объективности: создавая образ героя времени, он не мыслит его вне национальных особенностей воспитания и образования. В портрете молодого человека начала XIX века запечатлены как индивидуальные черты, так и черты, наиболее типичные для представителя дворянского общества, уже в первых главах романа автор изображает героев на фоне реальной действительности. Все эти важные особенности романа сделали его успешным, любимым, читаемым, разобранным на цитаты.

2. Как изменилась историческая реальность и творчество самого Пушкина во время написания «Евгения Онегина»?

Пушкин создавал роман «Евгений Онегин» на протяжении более семи лет. За это время в России произошло много исторических событий: декабристское восстание 14 декабря 1825 года, жестокая расправа с его участниками — казнь пятерых организаторов и ссылка на каторгу сотен декабристов, подвиг их жен, последовавших за мужьями в Сибирь, крестьянские волнения. В искусстве на смену романтизму пришел реализм. Важным явлением 20-х годов XIX века была увлеченность романтизмом, и вот в романе Пушкина романтик Владимир Ленский «из Германии туманной» привез «учености плоды», т. е. увлечение романтизмом, в петербургских гостиных появляется «угрюмый, томный» Онегин, в поисках кумира примеряющий на себя маску байроновского персонажа Чайльд Гарольда. Барышня Татьяна Ларина также подражает героиням любимых романтических романов. Романтическая влюбленность, дружба, стремление к романтическим идеалам — все эти качества присущи каждому из молодых пушкинских героев. Но, по законам жизни и психологического развития личности, именно в юности начинается активное освоение молодым человеком современных ему реалий. Роман тесно сближается с реальностью, где показывается ее откровенно-правдивая сторона.

3. В учебнике раскрыты лишь некоторые причины гибели Ленского. Продолжите аналитическое рассуждение, найдите другие причины и докажите продуктивность реалистического метода в изображении судьбы героя-романтика.

Трагическую гибель Владимира Ленского молодого мечтателя, романтика, можно объяснить рядом причин и заблуждений. Не последнее место в этом списке занимает возраст и неопытность. Молодой человек впервые оказался в сложной ситуации, столкнулся с «обманом друга» и не сделал никаких усилий, чтобы разобраться в причинах эгоистического «отмщения» Онегина. Юношеская горячность, максимализм, недоверие усугубили конфликтную ситуацию, хоть и переменились обстоятельства. Накануне дуэли он пытается осмыслить ситуацию, он так и ни к чему не приходит. Романтик по натуре он был слишком оторванным от реальности жизни. Ему очень недостает понимания действительности. «Сердцем милый невежда», он воспринимает жизнь и людей как человек, у которого чувство преобладает над разумом. Ленский живет сердцем, он верит в людей, в любовь, в дружбу: «Он верил, что душа родная Соединиться с ним должна», «он верил, что друзья готовы За честь его приять оковы», он верит, что у Ольги «что за душа!». Однако первая же встреча романтика с действительностью приводит его трагическому финалу. Глубокие пушкинские афоризмы обобщают в романе печальный опыт не только Ленского, но и многих других романтиков, оторванных от жизни: «Цель жизни нашей для него Была заманчивой загадкой»; «Учитесь властвовать собой»; «К беде неопытность ведет»; «Мы все глядим в Наполеоны„,»; «Так люди… от делать нечего друзья» и др.

Знакомый с жесткой реальностью Пушкин передает в судьбе романтика Ленского особенность многих своих друзей-декабристов, у которых возвышенные идеалы сочетались со слабым знанием жизни, оторванностью от реальной действительности, так горько разочаровавшей их. Ведь в итоге это так же привело их к трагическому жизненному финалу.

4. «Узнал бы жизнь на самом деле…» Знание каких жизненных законов могло предупредить трагедию? Каких прописных житейских истин не успел постичь юный поэт?

Неоднозначно говорит автор о молодом Ленском: «Узнал бы жизнь на самом деле…» Пушкин заметил это, говоря о судьбе, которая могла бы постичь Ленского, останься он в живых: «Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден», «…Поэта, Быть может, на ступенях света Ждала высокая ступень», — спрашивает Пушкин и продолжает: «А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел. Прошли бы юношества лета: В нем пыл души бы охладел. Во многом он бы изменился, Расстался б с музами, женился, В деревне, счастлив и рогат, Носил бы стеганый халат; Узнал бы жизнь на самом деле…» Пушкин выбирая для героя смерть, считал такой итог столкновения поэта-романтика с действительностью наиболее логичным. Предупредить трагедию Ленского могло время, для того, чтобы узнать о жизни больше. В нашей судьбе в ней есть темные и светлые стороны, друзья могут предавать, для многих дружба – это просто слово, а за прекрасной оболочкой милой девушки может скрываться легкомысленная особа. Возможно, он понял бы, что не стоит «простодушно обнажать свою доверчивую совесть» перед людьми, подобными Онегину, который «людей, конечно, знал и вообще их презирал». Безусловно, было бы хорошо, если бы жизнь не свела Ленского с Заредким, «старым дуэлянтом» и «картежником», человеком подлым и ничтожным, но от которого, к сожалению, зависит общественное мнение, не позволяющее мирно разрешить вопросы дуэли. Но если бы Ленский и Онегин просто поговорили, разъяснив все для себя — итог так же был бы другим.

В образе Татьяны Лариной Пушкин воплотил русский национальный характер. Она его любимая героиня и «милый идеал», который соответствовал его представлениям о прекрасном. Выбор имени героини говорит о тесной ее связи со всем народным. Татьяна — имя, характерное для девушек из простого народа. Она любила русские песни и сказки, верила в народные приметы, гадала вместе с дворовыми девушками. Лучшие качества личности Татьяны, воспитанные в ней няней, уходят своими корнями в народную почву. Для Пушкина это очень дорого: он сам прекрасно осознавал, какую роль в его жизни сыграла няня Арина Родионовна. Удивительно ли, что свои сердечные тайны, свою первую влюбленность Татьяна открывает няне, по ее совету она гадает о своем суженом? Выросшая в деревне, мечтательная, романтичная, «русская душою» героиня любит природу, и Пушкин отводит описанию отношения Татьяны к природе достаточно строк. Для него, очевидно, важно, что «она любила на балконе предупреждать зари восход…», что Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозный, И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров». Человек, который любит природу и не равнодушен к её прекрасным проявлениям и сам прекрасен душой, и видит прекрасное в других людях, утверждает поэт. Она не способна на обиду, оскорбление, обман. Неудивительно, что эту особенность Татьяны сразу же увидел Онегин («Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт. В чертах у Ольги жизни нет».). И правда, в Татьяне — всё от жизни, что дорого и поэту, что доставляет ему радость души и восхищение, недаром образ девушки нарисован с такой любовью.

6. Как время повлияло на Татьяну? Какие задатки «юности мятежной» развились и составили сущность ее характера?

Онегин встретится с Татьяной в последней главе. По истечении времени, главный герой с трудом узнал в блистательной светской даме, которая ничем не уступала первой красавице Петербурга Нине Воронской, ту самую Татьяну, ту девочку, «которой он Пренебрегал в смиренной доле». Онегин потрясен ее спокойствием, ее равнодушием, тем, «что ей душу ни смутило, Как сильно ни была она Удивлена, поражена, Но ей ничто не изменило: В ней сохранился тот же тон, Был так же тих ее поклон». Но это были внешние изменения, которые не затронули душу Татьяны. Девушка сохранила в себе индивидуальность, независимость, внутреннюю свободу. Она хоть и изменялась в соответствии с возрастом, новым социальным положением (она — жена достойного человека, боевого генерала, она — хозяйка дома, бывать в котором считают за честь самые знатные особы высшего света), но осталась верна себе, своим идеалам. Ее сутью стали святое чувство долга, честность, супружеская верность, ответственность за свои поступки и благополучие ее близких. Все это выразилось в ее ответе на внезапно вспыхнувшее чувство Онегина. Сколько в этом ответе достоинства, прямоты, высоких чувств! «Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна» — говорит Татьяна Онегину, ни в чем не покривив душою. Такие, как она, способны были идти, как декабристки, за своими супругами на каторгу, на первое место воздвигая свое достоинство и свой долг перед близкими людьми.

Много различных оценок и споров вызывал и вызывает у критиков образ Евгения Онегина. Пушкин создал образ, реалистически отображающий сложность человеческого бытия. Евгений интересен автору и как герой, в котором «отразился век, И современный человек Изображен довольно верно, как психологически противоречивый характер, неординарная натура. Автор, «добрый приятель» Онегина, изучил своего героя достаточно глубоко. Онегин неординарная личность, которую ценит и уважает автор, которую ждет большое будущее. Но в тоже время нельзя не заметить противоречивость Онегина. Его интеллектуальные интересы широки, хотя он и обучен «чему-нибудь и как-нибудь». Он жаждет посвятить себя серьезному делу — но «труд упорный ему был тошен». Ему хочется что-то изменить в своей жизни — но он выбирает для себя позу разочарованного в жизни романтика. Русский по происхождению — но рядится в плащ байроновского Чайльд Гарольда. Прекрасно понимающий душу и состояние романтика Ленского — но убивающий его на дуэли. Не оценивший чувств влюбленной в него Татьяны — но готовый пасть к ее ногам при встрече в Петербурге. Читателя романы увлекает возможность постичь эту его двойственность, узнать подлинную суть его натуры.

8. Почему Онегин так и не нашел места в обществе?

Образ Евгения Онегина становится как бы венцом героев своих «южных поэм» — кавказском пленнике и Алеко. Как и они, ему не нравится его жизнь, он устал от нее, чувства его остыли, эмоции ушли, желания исчезли. Онегин — социально-исторический, реалистический тип: молодой человек, жизнь и судьба которого обусловлены как его личными качествами, так и особенностями той среды, в которой он сформировался. Белинский сказал об Онегине и о людях этого типа: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, чего ему хочется, но он…очень хорошо знает, что ему не надо, чего ему не хочется: того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность». Он не нашел применения своим способностям, своим задаткам; разочарованный пустой жизнью светского общества, он попытается воплотить в жизнь свои высокие намерения в деревне, где «ярем он барщины старинной Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил». Однако эта деятельность не была ему интересна да и «труд упорный ему был тошен». Попытка читать ни к чему не привела: книги или не удовлетворяли его запросов или только укрепляли его мысли и чувства. Онегин стоит выше дворянской толпы: его неординарный ум, критическое отношение к жизни, презрение к людям — все это обрекло его на одиночество. Спасти себя любви он не позволил: Онегин испугался сильного чувства, так как выше всего ценил «вольность и покой», он испугался «шепота и хохотни глупцов», сплетен Зарецких и убил на поединке друга. Не рассеяли его скуки, не заполнили жизненной пустоты странствия, вспыхнувшая любовь к Татьяне не нашла ответа. Он никому и даже самому себе не был нужен. Тип «лишнего человека» зарождается в образе Онегина.

9. На основе текста, с учетом мнений критиков подготовьте собственное суждение о личности Евгения Онегина.

«Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или она убила все силы души его, и безотрадная тоска обратилась в мертвую холодную апатию? Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?» — так писал о герое в своей статье «Евгений Онегин» критик В.Г. Белинский. Анализируя этот образ, Белинский скажет о герое много добрых слов: «Онегин не был ни холоден, ни сух, ни черств, в душе его жила поэзия… он был не из числа обыкновенных… людей», «Вспомните, как воспитан Онегин, и согласитесь, что натура его была слишком хороша, если ее не убило такое воспитание…», «Блестящий юноша, он был увлечен светом, подобно многим; но скоро… оставил его, как это делают слишком немногие…» Другой же известный критик H.A. Добролюбов, размышляя над романом более чем через 30 лет после его написания, дал в своей статье «Что такое обломщина?» резко отрицательную характеристику Онегина. Не отрицая в нем положительных качеств, Добролюбов пишет: «…над всеми этими лицами тяготеет одна и та же обломовщина (т. е. лень), которая кладет на них неизгладимую печать бездельничества, дармоедства и совершенной ненужности на свете». Критик И. Киреевский заявлял: «Онегин есть существо совершенно обыкновенное и ничтожное…» Писатель А. Герцен заметил об Онегине: «Юноша не встречает никакого живого интереса в этом мире раболепия и мелочного честолюбия… в этом обществе он осужден жить… нет ничего общего между ним и народом… он никогда не станет на сторону правительства и… никогда не умеет стать на сторону народа».

10. Кто из героев романа сделал верный выбор и каким образом время подтвердило это?

Верный выбор сделала Татьяна Ларина. Она отвергла запоздалую любовь Онегина, хотя и по-прежнему любила его. Именно ее решение кажется автору самым достойным. Он выделяет, как очень важную, общественную роль Татьяны- княгини. Логично полагать, что «законодательницей зал» Татьяна стала не только благодаря женскому обаянию, но и своему уму, образованности. Она имела широкий кругозор, благодаря этому качеству и уму она могла быть интересной собеседницей «с послом испанским», постоянно поддерживала в салоне «порядок стройный олигархических бесед», чтобы ни в чем и никогда не уронить достоинство своего заслуженного мужа, «изувеченного в сраженьях» генерала. В придворном обществе, где чувствует себя лишним Евгений Онегин, Татьяна играет значимую роль.

Влияние ее личности ощущает на себе не только ее муж, но и все окружающие: «Старушки улыбались ей; Мужчины кланялися ниже, Ловили взор ее очей…» Здесь как бы выделяется главная мысль: в любом обществе ценятся искренность, добросердечие, порядочность, простота, уважение к людям, высокие моральные принципы. Общество не может существовать без таких людей. Однако и человек не может существовать вне общества. Таков вывод поэта.

ИОЗ по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Глава №1.

  1. .Как изображает А.С.Пушкин воспитание и образование Е.Онегина в 1-ой главе. Каким он представляется вам (строфы III — XII).
  2. Расскажите о нравственных принципах Е.Онегина, его взаимоотношениях с людьми светского общества (по 1-ой главе, строфыXXI -ХLIY).
  3. Опишите день Онегина по 1-ой главе романа

(строфы XV-XVII). Как показывает А.С.Пушкин типичность времяпровождения? Как изображение быта героя помогает понять условия его воспитания и формирования характера?

  1. Расскажите, как пытался Онегин выйти из порочного круга? (Строфа XLIII- LII.) Что дала ему попытка?
  1. Прочитайте конец первой главы и ответьте на вопрос: что ожидало Онегина в деревне? (Строфа LII- LX.)

Как относится автор к жизни в «деревенской тишине»?

  1. . Найдите лирические отступления в 1-ой главе. Обратите внимание на их содержание, мысли героя, интонации.
  2. Проанализируйте XVII — XXII строфы 1-ой главы. Сопоставьте отношение к театру автора и Е.Онегина.
  1. Объясните обилие иностранных слов в 1-ой главе. Как вы понимаете слова поэта: «…мой бедный слог гораздо б меньше мог пестреть иноплемёнными словами…»?
  2. Как рисует А.С.Пушкин разочарованность Е.Онегина (строфы XXXVI- LYI)?
  3. В чём, по-вашему, различие между Онегиным и лирическим героем 1-ой главы? Найдите в тексте подтверждение вашей мысли.
  4. Каково отношение Пушкина к своему герою (по 1-ой главе). Найдите подтверждение вашим мыслям в тексте.

Глава №2.

  1. Каково отношение Пушкина к своему герою (по 2-ой главе). Найдите подтверждение вашим мыслям в тексте.
  2. Прочитайте о том, как протекала жизнь дядюшки Онегина в деревне (Строфы I –II, Y 2-ой главы). Расскажите о быте, времяпрепровождении и обычаях провинциального барства.
  3. .Прочитайте начало второй главы и ответьте на вопрос: что ожидало Онегина в деревне? (Строфа I- Y.) Как относится автор к жизни в «деревенской тишине»? Как складывались отношения Онегина с соседями-помещиками?
  4. .Как складывались Онегина с соседями -помещиками. Сравните обвинения соседей в адрес Онегина с обвинения в адрес Чацкого.
  5. Проанализируйте строфы Y-ХХII, посвященные Владимиру Ленскому. Выделите слова и выражения, характеризующие отношение авторы к нему.
  6. Проанализируйте строфы Y-ХХII, посвященные Владимиру Ленскому. Найдите характерные для романтической поэзии слова и обороты речи. Объясните, как этот стиль раскрывает характер героя, его отношение к жизни. Как относится автор к поэтическому творчеству Ленского?
  7. Найдите в тексте, как А.С.Пушкин описывает роман Владимира Ленского и Ольги Лариной. Как эти отношения характеризуют героев. Как относится автор к любви Ленского? Почему автору неинтересно описывать Ольгу? (строфы ХIХ-ХХIII)
  8. Как складывались отношения Онегина с Ленским? Верите ли вы в возможность дружбы «от делать нечего»? Что объединяло Онегина и Ленского?

О чем размышляли, спорили Онегин и Ленский? (строфы ХIII-ХIХ)

  1. Что мы знаем о дружбе, друзьях в жизни А.С. Пушкина? Как вы объясните начальные строчки строфы XIV 2-ой главы романа.
  2. Какой жизненный уклад царствовал в семействе Лариных? Расскажите о быте, времяпрепровождении и обычаях провинциаль-ного барства. (строфы ХХIХ- ХХХYI)
  3. Почему автору неинтересно описывать Ольгу? Почему так много раз, описывая Татьяну, автор употребляет частицу «не», показывает, какой она НЕ была. В чем необычность Татьяны? (строфы ХХIII-ХIХ)
  4. Покажите, в каких условиях воспитывалась Татьяна Ларина, какие факторы влияли на формирование её характера.
  5. История жизни матери Татьяны Лариной. Кто из её дочерей пойдёт по её пути, по-вашему? Докажите свою точку зрения. (строфы ХХIХ- ХХХYI)

Глава №3.

  1. Сравнить портрет Ольги, данный автором во второй главе (строфа XXIII), с портретом, данным ей Онегиным в третьей главе
    (строфа V). Пощадил ли Онегин чувства своего друга?
  2. Почему Татьяна решила, что Онегин — тот, кого она ждала? Что подготовило её отношение к нему. Как Пушкин объясняет это? (YI-ХY строфы)
  3. История жизни няни Татьяны Лариной. Почему о любви Татьяна говорит со старой няней? Сравните две любви, две судьбы. Почему она не понимает страданий своей воспитанницы?(строфы ХYII-ХХI).
  4. Сопоставьте рассказ няни Т.Лариной о её замужестве с историей любви матери Татьяны, её сестры и сделайте вывод о традициях России.
  5. .Как строфы XXII-XXV объясняют читателю смелый поступок Татьяны — решение писать Онегину, открыть свою душу?
  6. Прочитайте вслух в классе письмо Татьяны. Как оно отражает ее чувство?
  7. .Найдите строфы, в которых показано томительное ожидание Татьяной ответа на свое признание.
  8. Как в XXXVIII и XXXIX строфах показано смятение героини, ее страх перед долгожданной встречей?
  9. Расскажите о жизни крепостных. Зачем А.С.Пушкин вводит в сюжет строфы ХL и Песню девушек в 3 главе..
  10. Прочитайте последнюю строфу (XLI) третьей главы. Почему автор заканчивает главу на самом напряженном и интересном событии?

Глава №4.

  1. С чего начинается четвертая глава. Как вы думаете, почему? Чьи это мысли? Автора? Онегина? Прочитайте строфыVIII-XI, что они добавляют в характер Е.Онегина?
  2. . Прочитайте исповеди Онегина. (Строфы XII-XVI.)
  3. Этот монолог литературоведы называют по-разному: исповедь, проповедь, отповедь. А как думаете вы? Свой ответ аргументируйте. Что эти строфы подчеркивают в характере героя.
  4. Как автор относится к своему герою, к его словам и поступкам? Как автор выражает свою любовь к Татьяне? (строфы ХI-ХХIY).
  5. Зачем в конце четвертой главы показана счастливая пара влюбленных: Ленский и Ольга?

По какому принципу построено описание «картин счастливой жизни» Ленского и Ольги относительно предыдущих строф?

  1. Чем занимается Онегин после объяснения с Татьяной? Перечитайте картины природы в 4-ой главе. Какую роль они играют в тексте? (Строфы ХХХYI – XLVII)
  2. Время в четвертой главе бежит очень быстро. Почему? (строфы XLVII-XLIX).

Глава №5.

  1. Каково календарное время романа? Найдите в начале пятой главы указание на точные даты. С какой целью это делает автор, как вы думаете?
  2. Перечитайте картины природы в 5-ой главе. Найдите детали, изобразительно-выразительные средства, делающие эти картины реалистичными.
  3. Какие новые стороны характера Татьяны открываются нам в пятой главе? Что роднит её с крепостными? Как Пушкин обосновывает эпитет «русская душою»?
  4. Перечитайте строфы ХI-ХХI (сон Татьяны). Для чего, по-вашему, Пушкин передаёт так подробно это сновидение?
  5. Расскажите о том, как проходит праздник «Именины Татьяны» в доме Лариных (по 5-6 главе романа), как ведут себя гости.
  6. Перечитайте строфы ХХV-ХХIХ, воспроизведите «карикатуры всех гостей», как мысленно делал это Онегин. В этих строфах найдите слова и выражения, характеризующие отношение к гостям самого автора.
  7. Как рисует Пушкин состояние Татьяны на празднике? Какие образы, сюжеты сна сбудутся на именинах Татьяны?
  8. Как мог чувствовать себя Онегин, попав на этот «пир огромный»? Чем вызвано его раздражение и недовольство? На кого обращается его гнев? Что он сделал?
  9. Что испытывал Ленский, видя игру Онегина с Ольгой? Почему Ольга так себя ведёт? Чьи переживания волнуют автора и почему?

Глава №6.

  1. Чем заканчивается пятая глава? Что предвещает? Какое продолжение в шестой главе находит мщение Онегина Ленскому? Почему Онегин принял вызов? (строфы IY- ХII)
  2. Прав ли юный поэт, обвиняя Ольгу? Почему он изменил своё отношение к ней? К какому выводу пришел? (строфы ХIII- ХIХ)
  3. Последняя ночь Ленского (строфы ХХ-ХХIII).
  4. Мелкий бунт Онегина против неотвратимой дуэли. (строфы XXVI – XXVII).
  5. Друзья или враги? (строфы XXVIII –XXXIV).
  6. Два варианта судьбы Владимира Ленского. (строф XXXVI – XL).
  7. Прощание с юностью. (строфы XLIII — XLVI).

Глава №7.

  1. Как передаёт Пушкин в строфах I-ХIII 7-ой главы грустно- задумчивое настроение, чем оно вызвано?
  2. Перечитайте строфы ХY-ХХY (Татьяна в доме Онегина. Что дает для раскрытия образов Онегина и Татьяны этот эпизод? Какое впечатление произвело на неё чтение книг?
  3. Воспроизведите, используя текст 7-ой главы, прощание Татьяны с деревней? Почему Пушкин задерживает наше внимание на этом эпизоде?
  4. Найдите в 7-ой главе строки, рисующие Въезд Лариных в Москву. Какое настроение охватывает поэта при воспоминании о картинах Москвы? Почему так неожиданно резко звучат слова в элегическом описании?
  5. Какими предстают перед нами московские дворяне в изображении А.С.Пушкина? Сравните их с грибоедовскими персонажами.(строфы XLV- LV)
  6. Как передаёт Пушкин в 7-ой главе суетливый и стремительный темп жизни Москвы? Что же находит Татьяна в этом городе? Как она себя здесь чувствует? (Анализ строф XLVII- LIV.)

Глава №8.

  1. Проанализировать лирические отступления в начале 8-ой главы. О каких фактах биографии автора рассказано в начале восьмой главы? Какой предстаёт Муза поэта перед нами?
  2. Как показывает Пушкин отношение высшего света к вернувшемуся из путешествия Онегину? Почему свет настороженно его принимает? Какой совет дают представители света Онегину? Почему поэт берёт его под защиту?
  3. Откуда приехал Онегин и что с ним произошло за время отсутствия? Что он видел в путешествии?
  4. Перечитайте новую встречу героев (Строфа ХIY- ХХYIII) Какое впечатление произвела на Онегина Татьяна? Как подготавливает Пушкин это впечатление? Чем она выделяется из светского общества?
  5. Что чувствует Онегин, увидев Татьяну?

Как передаёт Пушкин волнение Онегина при первой встрече, наедине с Татьяной, при ожидании нового свидания, после приглашения на вечер?

  1. Что изменилось в Татьяне? Сохранились ли в ней прежние черты? Докажите текстом 8-ой главы.
  2. Сопоставьте, как рисует Пушкин чувства Татьяны, влюблённой в Онегина, и переживания Онегина, сейчас любящего Татьяну (главы 3 и 8). Можно ли сравнить эти чувства по глубине и искренности. Почему Онегин, не полюбивший Татьяну в деревне, теперь охвачен такой всепоглощающей страстью?
  3. Перечитайте письмо Онегина. Каким предстаёт перед нами герой в этом послании?
  4. Перечитайте сцену объяснения Татьяны с Онегиным (8-ая глава). Какие чувства владеют героями? Возможно ли, было счастливое воссоединение Онегина и Татьяны?
  5. Как вы понимаете строфы ХLYIII-LI (прощание автора с героем и романом)?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как телеграмм написать зачеркнутое слово
  • Как строфы 22 25 объясняют читателю смелый поступок татьяны решение написать онегину
  • Как строится зачин каждого абзаца напишите вопросный план текста используя даты
  • Как страшный сон как пишется
  • Как страшно написать другу