Как узнать кто писал икону

От возраста иконы зависит ее конечная цена — за иконами XIV–XVI веков охотятся  все коллекционеры мира. Хотите узнать, насколько стара ваша семейная икона? Наши подсказки помогут вам в этом нелегком деле.

Подписи на иконе

Иконописцы довольно часто подписывали и датировали свои иконы. Встречаются иконы с владельческими, авторскими, дарственными и полковыми надписями, по которым можно определить возраст иконы.

Проба и клеймо мастера на окладе

На окладах из драгоценных металлов ставили клеймо мастера и пробу. По ним с максимальной точностью определяется время изготовления данного оклада. Но и тут есть небольшой нюанс — встречаются иногда иконы XIV–XVII веков с окладами XIX–XX веков, когда владельцы заказывали новый оклад на икону или подбирали оклад из уже готовых.

Способ обработки

На Руси доски для икон вытесывали только топором. Начиная с XVII века, начали использовать продольную распиловку бревна для икон. Различные инструменты оставляли свой характерный след на дереве — по ним и определяют ориентировочный возраст иконы. Но бывало и так, что при поновлениях иконы тыльную часть доски стесывали, иконописцы писали на очень старых досках или рубили их топором в XVIII–XIX веках за неимением другого подходящего инструмента.

Виды и способ крепления шпонок

С торцевой или тыльной стороны доску укрепляли длинными рейками — шпонками. В разные времена использовали различные виды шпонок и способы крепления. В XI–XII веках в ходу были кованые гвозди и деревянные шипы. Позже их заменили на врезные шпонки, которые ставили в специальные пазы с тыльной стороны будущей иконы. В XIV–XV веках пазы на досках делали от одного края к другому, но потом они стали более короткими, а шпонки обрели форму клиньев. В XVI веке шпонки были тонкими и плоскими, с XVII века – стали широкими и плоскими. Но с конца XVII века начали использовать шпонки, врезанные в торцы доски.

 Тип красок

Для древнерусских икон иконописцы использовали темперные краски, а с XIX века в обиход вошли масляные. Масляные краски делают икону максимально похожей на картину, так как присутствует тщательная проработка, тени, полутени мазки, подрисовки.

 Сюжет

Для примера, икона с Преподобным Серафимом Саровским никак не могла быть написана в XVII–XVIII веках —  так как он был прославлен в лике преподобных в 1903 году. А иконы Царственных мучеников стали писать только сейчас после того, как церковь причислила их в 2000 году к лику святых.

Печать

Иконы, напечатанные на бумаге и жести вошли в обиход только с XIX века

June 23 2018, 19:55

Categories:

  • Общество
  • Религия
  • История
  • Cancel

Нужен совет: как определить, когда и кем была написана икона?

Икона старая, написана на доске. На обратной стороне — две выемки. Может, она снята с алтаря?

История такая.

Мама помнит, что икона висела в старом бабушкином доме в деревне Черноречка Челябинской области. Потом семья переехала в райцентр. Красного угла в новом доме уже не было. Икона просто лежала где-то в доме.

Деревня давно заброшена, там никто не живет. Прабабушки не стало в 1987 году. А икона сохранилась. Мама нашла в интернете по описанию. На ней изображен Митрофан Воронежский — епископ, который жил в семнадцатом веке. Известен тем, что строил в селах школы, занимался благотворительностью, был строгим, честным, справедливым. Умер в возрасте восьмидесяти лет в 1703 году. На похоронах епископа присутствовал Пётр Первый. И не просто присутствовал — самолично нес гроб к месту погребения.

Поиск выдает довольно много икон с его изображением. Сходство, видимо, портретное: видно, что

И дело не только в деталях. Черты лица: широкий лоб, сверкающие глаза, впалые щеки, узкая нижняя часть лица, белая борода.

По чертам лица и деталям понятно, что на нашей иконе именно Митрофан Воронежский.

Обратная сторона с пазами

Я где-то читала, что есть справочники, которые позволяют определить, когда и кем написана икона. Фон, подбор красок. Как изображены руки, складки на одежде… С точностью чуть не до года определяют время создания и мастерскую или имя иконописца.

Поэтому вопрос. Кто может помочь определить, что именно хранится у нас? Можно ли это сделать по фотографии?

Определить возраст иконы без специальных знаний очень сложно. В этом деле также большую роль играет и опыт. Поэтому список критериев, которые вы найдете ниже, ориентировочный. Он поможет понять схему работу специалиста и самостоятельно уточнить приблизительный возраст святыни. Ведь сложно отказаться от соблазна узнать ценность старинного предмета, оказавшегося в ваших руках.

Основа

В старину образы писали на дереве. Такие иконы датируются XIV — XVII веками. Разброс в три столетия существенный: за это время технологии менялись, что отражалось на внешнем виде реликвий. Именно на тонкости изготовления основы и обращают внимание специалисты.

Грубые края, наличие зарубок — признак старый образ. Такие следы оставались от топора, которым и вытесывали доски для иконописей. Плоские борозды говорят о применении в обработке рубанка, а лункообразные — скобеля. Начиная с XVII века, доски стали изготавливать методом продольной распиловки. Край стал более ровным, без характерных зазубрин, что и выдает в таких иконах реликвии времен правления первого Романова — Михаила Федоровича.

Важно понимать, что оценка возраста по обработке основы может привести к ошибке. Это связано с тем, что иконы обновляли и выравнивали. Поэтому оценивать надо те места иконы, где видна первичная обработка.

С XIX века образы стали делать промышленным способом на металле и бумаге, которую крепили к дереву. К живописи такие работы не имеют отношения и ценность их для коллекционеров минимальна. Чтобы не перепутать настоящий антиквариат со старинной печатью, необходимо посмотреть на икону через лупу. Тонкие линии, оставленные кистью, расскажут, что написанием святого лика занимался художник, а не станок.

Тип красок

Еще один признак старинной иконной живописи — темперные краски. Их изготавливали с использованием куриных яиц, которые смешивали с водой и пигментом. Краски получались жидкими и требовали грунта или левкаса, который клали на холст. Именно левкас и холст служат признаками древней реликвии. Увидеть их можно, если внимательно присмотреться к трещинам и различным сколам краски на полотне. Если за красочным слоем видна лишь доска, то икона была примерно написана в XVIII — XIX веках, когда стали писать маслом по дереву.

Стоит помнить, что существовали школы иконописи, которые раньше других стали использовать масляные краски. Такие работы датируются XVII веком, хотя техника исполнения говорит о более поздних годах. Без помощи специалиста определить возраст в этом случае не получится.

Особенности обратной стороны иконы

Для получения дополнительных сведений об образе антиквары детально изучают его «изнанку». Информация помогает подтвердить или опровергнуть предполагаемый возраст святыни.

Доски, на которых писали лики святых, со временем деформировались. Особенно сильно усушка сказывалась на липе и иве — двух популярных породах в иконописи. Чтобы естественные процессы, характерные для дерева, не сказались на внешнем виде иконы, в досках делали прорези и вставляли в них шпонки в виде узеньких дощечек из более прочных пород.

С лицевой стороны нередко вытесывали ковчег или углубление с рамкой по периметру. Глубина ковчега менялась, как и ширина рамки, форма шпонок и способ их установки. По этим деталям специалисты и устанавливают возраст иконы: для каждого периода характерны свои технологии. Если на шпонках видны отверстия от гвоздей, то примерный возраст образа XIII век. В то время их не врезали, а крепили. Врезать их стали веком позже, а в XV шпонки значительно выступали над доской. О такой дате написания также расскажет и двойной ковчег с лицевой стороны.

Иконописная школа, стиль письма художника

Манера письма икон менялась, как и технологии. Поэтому внимание стоит обратить на особенности изображения лиц святых. До XVII их писали в традиционном стиле с характерными длинными одеждами и умеренным количеством складок. После в письме появляется больше реалистичности.

Влияли на стиль написания и каноны определенных иконописных школ. Для создания фона северные художники нередко использовали голубой и зеленый цвета. Работы московских мастеров выделяются декоративностью и утонченностью.

Отзывы

Быстро рассчитали, с ценой не обманули. По телефону сразу сказали, что за мои брендовые серьги с жемчугом сложно назвать конкретную цену, не видя украшение в живую. Поэтому предложили приехать в офис. На месте уже все посмотрели и назвали цену. Меня устроило, так что я осталась довольна.

Мне надо было продать редкую икону, которая досталась от бабушки жены. Сделал фото иконы, отправил по ватсап. Ответили быстро, назвали цену, сказали, что она не окончательная. Договориться о встрече в офисе не удалось из-за моей занятости. Но менеджер предложил альтернативу — чтобы оценщик приехал ко мне. Для меня был это идеальный вариант. Продажа прошла выгодно, без лишних сложностей.

Единственная скупка, где мне предложили адекватную стоимость за золотые часы. Поэтому рекомендую.

Продавал Голд Антик буддийскую статуэтку. В принципе не думал, что за нее можно выручить хоть какие-то деньги. Но специалист посмотрел и назвал за нее неплохую сумму. Деньги выдали сразу наличкой, ничего ждать не пришлось.

Владимир Д.

Одинцово, Московская Область

ГолдАнтик порекомендовала знакомая, когда мне понадобилось продать очень старый и редкий фарфор. К работе скупки претензий нет. Специалисты вежливые, грамотные, все объяснили, рассказали, почему такая цена, а не другая. Оценивали фарфор при мне, времени все это заняло немного, рассчитались сразу же. Понравилось, что встречают перед приходом в офис. Мелочь, а приятно. Так что теперь рекомендую я.

Сдавала золотые украшения, доставшиеся от родственников. До этого обращалась в другие лавки, но то пробу неправильно укажут, то цену назовут маленькую. Здесь же таких проблем не было. Оценили как надо, стоимость назвали адекватную. Чувствуется, что работаю профессионалы. Спасибо!

Ирина И.

Балашиха, Московская Область

Купили быстро, деньги перевели на карту, хотя предлагали и наличку. Никаких проблем не возникло.

Был проездом в Москве. О встрече договорились заранее, благо на сайте есть онлайн-оценка. Скинул фотографии, буквально через полчаса мне написали на почту и сказали, сколько готовы заплатить. В итоге заплатили чуть меньше, из-за того, что я изначально не так сфотографировал. Но о том, что такое может быть предупредили сразу, так что сюрприза не было. Советую делать качественные фото и обращаться в Голд Антик.

Очень удобный сервис. Вчера отправила фотографии, и вчера же получила деньги. Никакого обмана и попытки специально занизить цену не увидела. Все четко, вежливо и компетентно. Буду вас рекомендовать знакомым.

Все понравилось. Покупают быстро, по нормальной цене. Никаких задержек по времени не было. Во сколько договорились, во столько и состоялась продажа. Смотрят тоже быстро, все объясняют, а не молчат, как в других лавках.

Арсений Д.

Зеленоград, Московская Область

Получите
бесплатную консультацию

по телефону или у нас в офисе:
ул. Арбат 4с1

или напишите нам через форму

Бесплатная парковка

Чистый уютный офис

Дружелюбный персонал

Сообщение  
Сообщение № 183373 •
31 Дек 2011 12:03

Как определить автоора иконы,и где могут стоять инициалы и тд?

Я искал чтото не мог найти?

Иван

Модератор

Регистрация: 31.03.2005
Сообщения: 14097
Откуда: Петроградъ

Сообщение  
Сообщение № 183374 •
31 Дек 2011 12:11

Иконы не принято подписывать. Авторская подпись на иконе — скорее исключение, чем правило.

_________________
Правила форума



Меньше становится не времени, а себя самого… ©

илья ходырев

Регистрация: 11.02.2008
Сообщения: 5308
Откуда: Москва

Сообщение  
Сообщение № 183380 •
31 Дек 2011 12:50

Смотря в какой традиции.

Влад*Ко

Регистрация: 21.11.2009
Сообщения: 258
Откуда: Мстёра

Сообщение  
Сообщение № 183424 •
31 Дек 2011 18:21

Один из канонов – отсутствие авторской подписи на иконе. Эта традиция берет основы из первых веков христианства, когда художники уклонялись от указания авторства из страха смерти. Позже, когда христианство стало государственной религией Византии, авторство тоже не указывалось: художник создавал икону для Бога и императора, а не ради собственной славы. Поэтому сохранились только единичные упоминания о некоторых иконописцах.Хотя  позднее и Ушаков , да и многие мстёрские иконописцы спокойно подписывали свои творения…

Faber

Модератор

Регистрация: 11.05.2009
Сообщения: 29552

Сообщение  
Сообщение № 183435 •
31 Дек 2011 19:00

Хм. Дружно ищем журнал Антиквариат. Предметы коллекционирования и искусства №10(11) за 2003, и с интересом читаем статью Натальи Комашко «Подписные иконы мастеров Оружейной палаты и их последователей».

У меня, к сожалению, в формате дежавю, потому пока не могу придумать, как все нужные страницы тут разместить. Только, разве что, скринами.

На известных мне ресурсах ссылки на скачивание уже дохлые.

Файл № 58 334

Page_85.jpg
213.89 KB   •    777

илья ходырев

Регистрация: 11.02.2008
Сообщения: 5308
Откуда: Москва

Сообщение  
Сообщение № 183436 •
31 Дек 2011 19:44

Влад*Ко писал(а):

Один из канонов – отсутствие авторской подписи на иконе. .

Это не канон, а околоканоническое положение, характеризуемое локальной традицией.  Иначе придется просить  убедительно перечислить все остальные каноны.  Very Happy  а это засада.

илья ходырев

Регистрация: 11.02.2008
Сообщения: 5308
Откуда: Москва

Сообщение  
Сообщение № 183437 •
31 Дек 2011 19:47

emotions писал(а):

… где могут стоять инициалы и тд?

Если это русская икона, то обычно практиковалось в закладной надписи.

Faber

Модератор

Регистрация: 11.05.2009
Сообщения: 29552

Сообщение  
Сообщение № 183439 •
31 Дек 2011 20:08

Ещё.

Файл № 58 336

Page_86.jpg
241.51 KB   •    417

Илья

Администратор сайта

Регистрация: 10.11.2004
Сообщения: 17292
Откуда: Москва

Сообщение  
Сообщение № 183440 •
31 Дек 2011 20:09

Faber писал(а):

У меня, к сожалению, в формате дежавю, потому пока не могу придумать, как все нужные страницы тут разместить. Только, разве что, скринами.

На известных мне ресурсах ссылки на скачивание уже дохлые.

Если положить на известный ФТП, то я перевыложу сюда вот:

http://www.rus-icons.info/library/Antikvariat/

А то по странному стечению обстоятельств там как раз десятого номера и нет….

Faber

Модератор

Регистрация: 11.05.2009
Сообщения: 29552

Сообщение  
Сообщение № 183441 •
31 Дек 2011 20:14

А вот эта страница особенно любопытна. Очень рекомендую прочесть.  Wink

Файл № 58 337

Page_87.jpg
246.2 KB   •    720

Faber

Модератор

Регистрация: 11.05.2009
Сообщения: 29552

Сообщение  
Сообщение № 183443 •
31 Дек 2011 20:14

Илья, ага, щас закину.

илья ходырев

Регистрация: 11.02.2008
Сообщения: 5308
Откуда: Москва

Сообщение  
Сообщение № 183452 •
31 Дек 2011 20:56

Вот так рушатся «каноны».

Илья

Администратор сайта

Регистрация: 10.11.2004
Сообщения: 17292
Откуда: Москва

Урбан

Регистрация: 10.04.2010
Сообщения: 388
Откуда: Москва

Сообщение  
Сообщение № 183470 •
31 Дек 2011 22:48

Faber,спасибо!

Илья,спасибо!

Всех поздравляю с Новым годом! Здоровья,радости и всевозможных успехов!

Как определить, кто изображен на иконе

Бывает так: заинтересует в храме икона, надпись на которой совсем стерта, написана сокращенно или особой вязью, и ее сложно прочитать. Или в наследство от родственников останется образ нескольких святых, особо почитаемых далекими предками. Кому принадлежат эти лики? Как их персонифицировать среди огромного множества прославленных Церковью людей?

В изображении ликов святых портретное сходство почти отсутствует. Иконописец ставит перед собой задачу изобразить невидимое. Даже написание новомучеников, чьи фотопортреты сохранились, весьма условно. Непременный атрибут иконографии всех без исключения святых — нимб как символ особого избранничества Божиего. Однако можно «прочитать» в иконе и конкретную личность, и то, за какой подвиг перед Богом и в какое время совершенный она прославлена Церковью. В этом нам помогут общие черты, характерные для изображения разных чинов святости: детали одежды, «говорящие» географические объекты, предметы, указывающие на способ подвижничества.

Об иконографии наиболее распространенных групп святых рассказывает ведущий и автор программы «Русские иконы» на радио «Образ», преподаватель Нижегородской духовной семинарии, кандидат богословия Алексей Дьяконов.

Пророки

Как правило, это ветхозаветные личности либо относящиеся к евангельскому периоду. Получившие от Бога дар прозрения будущего, они возвещали миру пути Промысла Божиего, предупреждали о грядущих событиях, в особенности о пришествии обетованного Спасителя, оглашали волю Божию относительно согрешивших людей и городов.

— Традиционно ветхозаветный пророк изображается держащим в руках свиток с текстом его пророчества о пришествии в мир Спасителя. Его одежда — хитон (нижняя одежда в виде рубахи до пят) и гиматий (верхняя одежда в виде плаща). На плечах некоторых, например, пророка Илии, — милоть (накидка из овчины или шерсти). На голове — пророческая шапочка, как у пророка Даниила, или корона, как у царей Давида и Соломона, реже мы видим на иконах пророков с непокрытой головой. К слову, в православном иконостасе весь четвертый снизу ряд посвящен этому чину святости и так и называется — пророческий.

Апостолы

К этому чину святости относят учеников Христа, которые сопровождали Его во время общественного служения, а впоследствии были посланы во все концы земли для распространения по проповеди Евангелия. Среди них выделяются два первоверховных апостола — Петр и Павел, больше других потрудившиеся в проповеди учения Христа, и четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, написавшие Евангелия.

— Традиционно святых апостолов изображают со свитками или книгой в виде кодекса, их одежда, как у пророков, — хитон и гиматий. Апостола Петра чаще всего видим на иконах со связкой ключей, которая означает совокупность церковных таинств — символических ключей от Царствия Небесного. В Евангелии читаем: «Ты, Петр, и на сим камне я создам Церквовь мою и врата ада не одолеют ее, и дам тебе ключи от Царствия Небесного, и что свяжешь, то будет связано на Небесах, а что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16:13–19). Реже святого Петра изображают со свитком, свернутым или раскрытым в форме опахала. В традиционной ранней иконографии апостол Павел, автор 14 новозаветных посланий, представлен держащим закрытую книгу в богато украшенном окладе. В академической традиции святого пишут с мечом, которым его казнили, но эта деталь, переосмысленная художниками, символизирует меч духовный, который есть Слово Божие (Еф 6:17). Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются сидящими в помещениях над раскрытыми книгами — во время работы над Евангелиями. А святой евангелист Иоанн — среди гор на острове Патмос, где он, согласно преданию, диктовал богодухновенные тексты ученику Прохору. Иконы апостолов входят с деисусный чин иконостаса, расположенный во втором нижнем его ряду.

Равноапостольные

— В иконографии святых, которые, подобно апостолам, потрудились в обращении ко Христу разных стран и народов, почти та же символика. Различия — в деталях одежды: она характерна для того народа и времени, когда они жили и обращали целые государства в христианство. Вот почему не спутаешь святых равноапостольных царя Константина и древнерусского князя Владимира, святую Нину — с царицей Еленой и княгиней Ольгой. Объединяет же образы равноапостольных крест — символ крещения и спасения от вечной смерти. Он отличается от креста мучеников своими размерами.

Преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский

Преподобные

Буквально «уподобившиеся Господу» — это святые монахи, основу подвига которых составляют отказ от мирских привязанностей, пост и молитва как путь богопознания и стремления к жизни в Боге. Но монашество — средство не только личного спасения. Преподобный Серафим говорил: «Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи» — указывая на то, что многотрудный иноческий подвиг бывает отмечен особыми дарами Божиими, пользуясь которыми, подвижник ведет за собой своих духовных чад.

— На иконе правая рука преподобного изображена, как правило, в именном благословляющем перстосложении, в левой может быть развернутый или чаще всего скрученный свиток. Отличительная деталь иконографии святых этого чина — четки, символ молитвенного труда. Фоном для икон преподобных может служить панорамное изображение обители, в которой подвизался тот или иной подвижник. Стоящими на столбах изображаются святые столпники, избравшие для себя этот вид крайней аскезы.

Святители

Стяжавшие венец святости архипастыри, прославившиеся неустанным попечением о пастве, сохранением православия от ересей и раскола, равно просиявшие и чистотой собственной жизни, составляют святительский чин. Таковы Николай Чудотворец, три великих святителя Василий Кесарийский, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Иов, Гермоген и Тихон и многие другие.

— На иконе святитель изображен в богослужебном епископском облачении. Он одет в сакос (верхняя одежда, знаменующая багряницу или кровь Спасителя), на плечах — омофор (длинный лентообразный плат, украшенный крестами, символизирующий заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на плечах домой). Святители на иконах чаще без головного убора, реже — в митре, украшенной небольшими иконами и драгоценными камнями, она символизирует терновый венец Спасителя. Как правило, в левой руке святителя — книга, правая — в благословляющем жесте, как при богослужении. Иногда святые этого чина держат в руках крест, потир или жезл.

Мученики

Святых в этом сонме большинство: и те, кто жил в первые века христианства, и те, кто претерпел гонения богоборческой власти в ХХ веке, — все они пострадали за правую веру, за отказ служить идолам. Среди них: великомученики (испытали особо жестокие страдания, примером своего подвига привели к вере других людей), священномученики (погибли от гонений в священном сане), преподобномученики (пострадали в монашестве), исповедники (открыто исповедовали свою веру, претерпели гонения, но избежали мученической смерти). Отдельно на Руси почитают страстотерпцев, которые добровольно, ради идеи христианской любви, приняли смерть от рук убийц и злодеев.

— Первообраз мученичест­ва — Сам Христос. Крест в руках му­чеников является символом и апостольского благовествования, и жертвенности. С радостью отдавая земное бытие за бытие небесное, мученики становятся соработниками Самому Христу. В иконографии этого чина святых чаще всего используется красный цвет как образное выражение страданий за веру, в частности, красные одежды как символ крови, пролитой за Христа.

Юродивые Христа ради

Блаженные, как их тоже называют, принимая на себя личину безумия, терпя поношения от окружающих, обличали людские пороки, в том числе власть имущих, и утешали страждущих. Их внешнее безумие, соединенное с даром предвидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым, позволяло, невзирая на лица, обличать грешников и призывать к Спасению через осознание собственного несовершенства и покаяние.

— Блаженные на иконах изображаются в том виде, в котором они совершали свой подвиг: или обнаженными, или с легкой повязкой на чреслах, или в ветхих одеждах, или с веригами — в зависимости от времени и места их проживания.

Праведные

Будучи семейными и живя в миру, эти люди удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни. Первыми праведниками в человеческой истории были праотцы, предки Иисуса Христа, сочетавшие в духовном смысле праведную жизнь с мессианскими ожиданиями грядущего освобождения от вечной смерти. Таковы ветхозаветные патриархи Адам и Ной, родители Пресвятой Богородицы праведные Иоаким и Анна, обручник Пречистой Девы праведный Иосиф.

— На иконах патриархи изображаются со свитками, содержащими текст из Священного Писания. Праотец Ной иногда изображается с ковчегом в руках. К лику святых праведных относится и канонизированный в России, по меркам церковной истории сравнительно недавно — в 1990 году, святой праведный Иоанн Кронштадтский. Протоиерей Иоанн Сергиев был представителем белого духовенства, и иконография этого святого выбивается из общего ряда изображений праведных. Речь не только о разнообразии композиции и деталей, но и в реалистичности изображения человеческих черт, что не характерно для иконописи. Интерес к личности Всероссийского батюшки был так велик, что его изображения уже при жизни тиражировались в технике литографии и гравюры, создавались жанровые рисунки. Сохранилось много прижизненных фотографий святого, натурных живописных портретов. Поэтому уже на первой иконе святого Иоанна, написанной к прославлению, верующие лицезрели узнаваемые черты.

Благоверные князья Василий и Константин

Благоверные

Так называют святых царей и князей, которые употребляли полученные величие и богатство для дел милосердия, просвещения и сохранения народных святынь.

— Для ранней иконографии святых благоверных характерно изображение их в монашеском одеянии. Таким, к примеру, представлен на большинстве древних образов святой князь Александр Невский. Только в 1724 году вышло постановление Синода, предписывающее изображать его в великокняжеских одеждах. В монашеском облике принято изображать и некоторых других святых князей: Петра и Февронию Муромских, Феодора Ростиславича Смоленского и Ярославского. В схиме чаще всего изображали и князя Даниила Московского, что сохранилось и в современном его иконописании. Но ведь не все князья умирали в мирной обстановке, приняв предсмертное пострижение. Так, например, князь Георгий Всеволодович, основатель Нижнего Новгорода, был убит в сражении с татарами на реке Сити в 1239 году, и, естественно, на доске раки мощей он был около 1645 года представлен в воинских доспехах римского образца и княжеской шубе с короной на голове.

О чем рассказал «Ангел пустыни»

Иконография одного из самых любимых в Русской Церкви святых — новозаветного пророка Иоанна Крестителя настолько разнообразна, что ее даже трудно поставить в один ряд с «пророческой». Но для нее все же характерно изображение Предтечи Господня в одежде из верблюжьего волоса или в хитоне и гиматии. Необычна по композиции икона «Ангел пустыни», где Иоанн Креститель — с крыльями за спиной и держит в руках собственную отсеченную голову. Это наглядный пример распространенного приема иконописи, когда претерпевшие мученическую смерть изображаются с орудиями их страданий, а события, отстоящие друг от друга по времени (земная жизнь и смерть), показаны одновременно. Креститель вел суровую монашескую жизнь в пустынном месте, отсюда изображенные на иконе пустыня и гора. Крылья за спиной пророка — символ его равноангельского жития. Глава, которую Иоанн держит в руках, — жертва за Христа, но не только. Иногда она изображается в Евхаристической чаше, а иногда и вовсе в виде Агнца, то есть образа Самого Христа. Предтеча предшествует Господу во всем, в том числе в образе жертвы.

Текст: Екатерина Ротанова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Нашли икону, но не знаете как можно определить возраст иконы самостоятельно

Как узнать возраст иконы? У вас есть старинная икона и вы хотите узнать ее ценность? С такой ситуацией сталкивается каждая пятая семья в России.

Как определить возраст иконы: небольшой ликбез от специалистов

Примерную стоимость и возраст антикварной церковной утвари можно самостоятельно узнать, обратив внимание на ряд критериев:

  1. Период создания иконы. Он обязательно учитывается при определении ценности. Так, утвари XIX и начала XX века сохранилось в большом количестве, поэтому они ценятся меньше, чем более редкие варианты XV, XVI, XVII века.
  2. Материал изделия. Иконописцы в качестве основы брали дерево или жесть. Владельцы могут определить возраст иконы по доске, так как такая основа очень «красноречиво» рассказывает об периоде и месте написания:
  • На Руси и России самой распространенной была древесина липы, но в северных районах использовали ель, кедр, сосну и лиственницу.
  • По следам инструментов, которыми обрабатывалось деревянная основа, можно узнать возраст изделия. Для обработки использовались топор, скобель, рубанок. Важно оценивать лицевую сторону, если на ней есть обнаженные участки, так как тыльная сторона могла дополнительно обрабатываться в более поздний период. Небольшой пример: доска для изделий XI-XII веков вытесывалась топором, а потом обрабатывались вдоль волокон скобелем.
  • Возраст и примерную стоимость иконы можно узнать и по шпонкам – рейкам, с помощью которых скреплялись доски на торце и тыльной стороне. Так, в изделиях XI-XII веков эти элементы крепились коваными гвоздями или деревянными шипами. В более поздние периоды уже использовали врезные шпонки.
  1. Оклад: по этому критерию тоже можно установить возраст иконы и ее стоимость. Утварь может иметь оклад из латуни или серебра. Его ценность меняется в зависимости от толщины, степени детализации и состояния. Более высокую цену имеют варианты с серебряным окладом и особенно с эмалированными деталями. Отметим, что тонкие фольгированные оклады из серебра стоимость утвари увеличивают незначительно.

Определение возраста старинной иконы требует профессионального подхода

Чтобы определить возраст и ценность иконы, необходимо учитывать множество специфических критериев. Важны не только технические моменты и атрибуты, перечисленные выше, но и художественные особенности. Мастера разных веков, школ, стилей отличались разной техникой нанесения краски и манерой изображения святых.

Человеку, далекому от искусствоведения и иконописи, не получится самостоятельно определить, сколько лет антиквариату. Сделать это помогут только профессионалы, много лет работающие в этой сфере. Одна из таких экспертных компаний – «Дом Антиквара» в Москве. Обратившись к ее специалистам, можно определить период создания, стоимость изделия в режиме онлайн и получить консультацию по быстрой и выгодной продаже.

Поделиться на Facebook

Поделиться в ВК

Поделиться в ОК

Поделиться в Twitter

От возраста иконы во многом зависит ее цена — за иконами XIV–XVI веков охотятся коллекционеры всего мира. Хотите проверить, насколько старая ваша семейная икона? Наши подсказки помогут вам в этом.

— Подписи на иконе
Иконописцы часто подписывали и датировали иконы. Встречаются иконы с авторскими, владельческими, дарственными и полковыми надписями, по которым можно определить возраст.

— Проба и клеймо мастера на окладе
На окладах из драгоценных металлов ставили пробу и клеймо мастера. По ним с максимальной точностью можно определить время изготовления оклада. Но и тут есть нюанс — встречаются иконы XIV–XVII веков с окладами XIX–XX веков, когда владельцы заказывали новый оклад на старую икону или подбирали готовый.

— Способ обработки доски
На Руси доски для икон вытесывали топором. Только с XVII века начали использовать продольную распиловку бревен. Разные инструменты оставляли характерный след на дереве — по ним и определяют возраст иконы. Но бывало и так, что при поздних поновлениях иконы тыльную сторону доски стесывали, иконописцы писали на старых досках или рубили их топором в XVIII–XIX веках за неимением под рукой другого инструмента.

— Виды и способ крепления шпонок
С тыльной или торцевых сторон доску укрепляли длинными рейками — шпонками. В разное время использовали разные виды шпонок и способы крепления. В XI–XII веках в ходу были деревянные шипы и кованые гвозди. Позже их вытеснили врезные шпонки, которые ставили в специальные пазы с тыльной стороны доски. В XIV–XV веках пазы делали от одного края к другому, но потом они стали короче, а шпонки приняли форму клиньев. В XVI веке шпонки были тонкими и плоскими, с XVII века – широкими и плоскими. С конца XVII века в обиход вошли шпонки, врезанные в торцы доски.

— Тип красок
Для написания древнерусских икон использовали темперные краски и только с XIX века в широкий обиход вошли масляные. Масляные краски делают икону похожей на картину — присутствует тщательная проработка, мазки, подрисовки, тени, полутени.

— Сюжет
К примеру, икона с Преподобным Серафимом Саровским не могла быть написана в XVII–XVIII веках — он был прославлен в лике преподобных только в 1903 году. Иконы Царственных мучеников начали писать только сейчас после того, как церковь причислила их в 2000 году к лику святых.

— Печать
Напечатанные на бумаге и жести иконы вошли в обиход с XIX века.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как удалить все что ты написал
  • Как узнать кто написал стихотворение
  • Как удалить букву на ноутбуке если неправильно написал
  • Как узнать кто написал статью на сайте
  • Как узнать кто написал отзыв на яндекс