Как вы думаете что побудило томаса мора написать утопию кратко

Автор статьи

Наталья Вадимовна Гурева

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Утопия – это близкий к научной фантастике жанр художественной литературы, который описывает модель идеального, по мнению автора, общества. Для жанра характерна вера автора в безупречность его модели. Название жанра происходит от книги «Утопия» Томаса Мора.

История создания книги

Из всех литературных работ Томаса Мора наиболее известна «Утопия», сохранившая свое значение и до нашего времени, причем не только в качестве талантливого романа, но и как гениальное по замыслу произведение социалистического направления. Литературными источниками при работе над произведением послужили:

  • Сочинения Платона (в частности, «Тимей», «Критий», «Государство»;
  • Роман Америго Веспуччи «Четыре плавания» и другие романы-путешествия 16 века;
  • Политические баллады;
  • Произведения Чосера.

Начни разбираться в искусстве

Обучающие курсы по психологии, маркетингу, нутрициологии и работе в сфере кино

Выбрать программу

Замечание 1

Томас Мор стал создателем первой социалистической модели общества.

Над «Утопией» Томас Мор начал работать во Фландрии в мае 1515 года. Первое издание было подготовлено Эразмом Ротердамским, другом автора, в 1516 году. Книга вызвала широкий интерес и это послужило поводом для перепечатки книги в 1517 году в Париже.

В первых двух изданиях было допущено множество опечаток и ошибок в латинских фразах поэтому Эразм Ротердамский обратился в типографу Фрабену в Базеле. Причины такого количества ошибок в первом издании не выяснены и кажутся странными, ведь Томас Мор в совершенстве владел латынью. В 1518 году вышло два новых издания, с уже исправленными ошибками.

Через шестнадцать лет после смерти Томаса Мора вышло первое лондонское издание произведения. К этому времени произведение Мора было переведено на французский, немецкий, итальянский языки, а затем и на голландский. Первый русский перевод «Утопии» был сделан в конце 18 века.

«»Утопия» Томаса Мора» 👇

Содержание книги

Произведение Томаса Мора состоит из двух частей, которые по содержанию мало похожи друг на друга, но логически неотделимы.

Первая часть «Утопии» является литературно-политическим памфлетом. Наиболее сильным моментом первой части книги является критика современных Томасу Мору общественно-политических порядков. Автор критикует «кровавое» законодательство о рабочих, нападает на политику войн и деспотизм правящей верхушки, выступает против смертной казни и жестко высмеивает разврат представителей духовенства. Особенно резко Томас Мор критикует разорявшее крестьянство огораживание общинных земель. В этой части книги автор не только критикует существующие порядки, но и дает программу реформ, которые напоминают более ранние проекты Томаса Мора. Таким образом, первая часть «Утопии» является своеобразной ширмой для второй части, в которой автор в форме фантастической повести высказывает свои сокровенные мысли.

Во второй части «Утопии» отражаются гуманистические идеи Томаса Мора. Автор ставит во главе государства умного, мудрого монарха. Для черных работ он допускает рабов, которые стали таковыми за совершенные преступления, но при этом находящихся в сносных для жизни условиях. Томас Мор много рассуждает о греческой философии, особенно о Платоне. Герои произведения являются приверженцами гуманизма.

В «Утопии» Томаса Мора труд является обязательным для всех, а земледелием занимаются все граждане поочередно до определенного возраста. Что касается сельского хозяйства, то оно ведется артельно. Городское производство строится на семейно-ремесленном принципе – сказывается влияние не слишком хорошо развитых экономических отношений в этот период. Ручной труд является господствующим в произведении Мора, но при этом он не является изнурительным и длится всего шесть часов в день. О развитии техники в «Утопии» не сказано ничего. Обмен в идеальном государстве Мора тоже отсутствует, как и деньги, которые существуют исключительно для торговых отношений с другими странами. При этом торговля не является монополией государства.

В «Утопии» распределение продуктов осуществляется по потребностям, каких-либо твердых ограничений не существует.

Замечание 2

Несмотря на то, что в «Утопии» присутствует король, государственный строй страны – полная демократия, где все должности могут быть заняты любым человеком, но, так как Мор был гуманистом, интеллигенции в его модели управления предоставляется руководящая роль.

В утопическом государстве женщины пользуются абсолютным равноправием. Здесь школа чужда схоластике и построена на соединении теории с производственной практикой.

Томас Мор пишет, что ко всем религиям в этом государстве терпимое отношение, под запретом только атеизм. За приверженность к атеизму – лишение права гражданства. Томас Мор в отношении к религии занимает промежуточное положение между представителями рационалистического и религиозного мировоззрения. В вопросах государства и общества Томас Моря является чистым рационалистом. Автор «Утопии» признает, что существующее общество является неразумным, и вместе с этим он заявляет, что это общество – заговор богатых слоев против остальных членов общества.

Политические взгляды Томаса Мора:

  • идеальная страна – Утопия – это федерация, состоящая из 54 городов, устройство и управление каждого одинаковы. В каждом городе живет 6000 семей, состоящих из 10-16 взрослых. Каждая из этих семей занимается определенным видом ремесла, при этом переход из одной семьи в другую разрешен.
  • основной причиной всех бедствий и пороков является частная собственность и противоречия общества и личности, роскоши и нищеты, бедных и богатых вызваны именно ею. По мнению автора, деньги и частная собственность порождают преступления, которые невозможно остановить никакими законами и никакими санкциями.
  • частной собственности в идеальном государстве нет, поэтому преступления и споры между населением немногочисленны. В связи с этим, утопийцам не нужно сложное и обширное законодательство
  • война считается зверским деянием, но для того, чтобы в случае необходимости быть способными защитить себя, утопийцы изучают военные науки. Как правило, для войны используются специально обученные наемники
  • справедливой причиной для войны утопийцы признают случай, когда какой-то народ, владеющий территорией, которую не использует, отказывает другим в ее использовании.
  • «Утопия» Томаса Мора стала основой для дальнейшего развития утопических учений, сыграла большую роль в становлении гуманистической позиции Томмазо Кампанеллы.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Приблизительное время чтения: 8 мин.


print

Не один и не два раза человечество в своей истории «штурмовало небо», пытаясь здесь, на Земле построить замену Небесному раю. Таких попыток в истории было на самом деле множество. Всякий раз из этого ничего не выходило, но каждая попытка по-своему поучительна. В нашем цикле “История идей, великих и ужасных”, посвященном истории человеческих попыток построить рай на Земле, рассказываем об итальянском ересиархе Дольчино, собиравшемся построить Царство Божие на земле с оружием.

Время и место действия

Англия, XVI век.

Почему нам это интересно сегодня

Слово «утопия», которое изобрел член парламента, помощник городского шерифа Лондона адвокат Томас Мор, дало имя не только литературному жанру, но и целому направлению общественно-политической мысли. Образовано оно из греческих слов «топос» (место) и «у» (нет) – «место, которого нет», или «Нигдея». Утопия – это дерзкое конструирование идеального общества, фантастика, претендующая на роль социального и нравственного маяка. Таким было «Государство» Платона. Такими станут труды последователей Мора — «Новая Атлантида» Бэкона, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы и многие другие сочинения.

Вслед за Платоном Томас Мор утверждал, что там, где существует частная собственность и все меряется деньгами, правильное течение государственных и общественных дел невозможно, что государство и люди могут быть счастливы, только если между ними будет имущественное равенство. Все должно быть общим, тогда незачем будет завидовать, стараться приобрести побольше, обманывать ближнего.

Но Мор пошел дальше Платона. Он впервые заговорил о коммунизме в масштабах уже всего общества, а не отдельных общин или сословий, и распространил его не только на сферу потребления, как Платон, но и на производство. Поэтому многие идеологи коммунизма именно Мора считали родоначальником современного социализма.

Главные действующие лица

Лорд-канцлер, коммунист, католический святой: Вельможа, который придумал утопию

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Томаса Мора. 1527

Томас Мор (1478–1535) был не только знаменитым писателем, историком и выдающимся гуманистом эпохи позднего Возрождения, но и высокопоставленным вельможей. В 1529 году он даже стал лорд-канцлером Англии — вторым человеком в государстве после короля.

При этом Мор был глубоко верующим католиком. Казнили его за отказ признать законной церковную реформу, делавшую короля главой Церкви Англии, а также развод Генриха VIII с Екатериной Арагонской и его женитьбу на Анне Болейн. При дворе его противниками стали не только сторонники новой королевы, но и влиятельная партия главного министра Томаса Кромвеля, идеолога английской Реформации, чей потомок Оливер спустя столетие возглавит пуританскую парламентскую «революцию» и станет лордом-протектором – фактическим правителем страны.

Лорд-канцлер, коммунист, католический святой: Вельможа, который придумал утопию

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Генриха VIII. Около 1539-1540

Мора арестовали и заключили в Тауэр, а 6 июля 1535 года он был обезглавлен. В 1886 году Римско-католическая церковь провозгласила его «блаженным мучеником», а в 1935 году, когда исполнилось 400 лет со дня его казни, папа Пий XI причислил его к лику святых.

Золотая книжечка

Лорд-канцлер, коммунист, католический святой: Вельможа, который придумал утопию

Обложка американского издания в 1997 году

Свой знаменитый труд Мор опубликовал в 1516 году под названием «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

Первая часть книги — литературно-политический памфлет, беспощадная критика тогдашней Англии, например, практики огораживания, когда землевладельцы сгоняли крестьян с пахотных земель, чтобы можно было пасти там овец, шерсть которых тогда очень ценилась. Именно оттуда взят афоризм о том, что «в Англии овцы пожирают людей»:

«Ваши овцы, обычно такие кроткие, довольные очень немногим, теперь, говорят, стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города».

Лорд-канцлер, коммунист, католический святой: Вельможа, который придумал утопию

Карта «Утопии» работы Авраама Ортелиуса (14 апреля 1527 — 28 июня 1598), издателя и продавца карт. Он нарисовал ее для удовольствия своих друзей, чтобы снабдить их экземпляры «Утопий»

В первой книге Мор пишет о том, насколько несовершенна социальная и политическая система, критикует смертную казнь, законы о рабочих, иронически высмеивает несовершенства духовенства и предлагает программу реформ, призванных исправить положение.

А во второй части он приглашает читателя на таинственный вымышленный остров Утопия, где нет частной собственности, все общее, люди счастливы и живут в справедливости и довольстве.

Как устроена Утопия Мора

Книга написана в форме диалога, что позволило не отождествлять высказанные в ней коммунистические рецепты устроения общества с мнением самого Мора. Недаром некоторые ученые считают «Утопию» не непосредственным выражением мировоззрения Мора, а некой литературной игрой.

Об идеальном острове рассказывает в книге некий моряк-путешественник по имени Рафаил Гитлодей, якобы спутник самого Америго Веспуччи, попавший на Утопию во время одного из своих плаваний.

Там он обнаружил возглавляемую мудрым монархом федерацию 54 городов со столицей – городом Амауротом. Все островитяне жили в хороших трехэтажных похожих друг на друга домах, которыми менялись каждые 10 лет. С тыльной стороны к каждому дому примыкали прекрасные сады: как сказано в книге, ничему другому основатель идеального государства Утоп не уделял столько трудов, времени и внимания, как устройству этих садов. Это, вероятно, должно подчеркнуть райскую природу Утопии, ведь рай часто понимают как прекрасный сад.

Все люди на острове обязаны были трудиться — как мужчины, так и женщины. Все они занимались земледелием, попеременно проживая то в городе, то в деревне, а также обязаны были владеть еще хотя бы одним ремеслом. Работали утопийцы лишь шесть часов в день – три часа до обеда и после двухчасового перерыва еще три. В остальное время они занимались музыкой, а в предрассветные часы слушали научные лекции. В этом собственно и были цель и счастье их жизни — в свободном досуге и образовании:

«Очень часто также, когда не встречается надобности ни в какой подобной работе, государство объявляет меньшее количество рабочих часов. Власти отнюдь не хотят принуждать граждан к излишним трудам. Учреждение этой повинности имеет прежде всего только ту цель, чтобы обеспечить, насколько это возможно с точки зрения общественных нужд, всем гражданам наибольшее количество времени после телесного рабства для духовной свободы и образования. В этом, по их мнению, заключается счастье жизни».

Деньги использовались только для торговли с другими странами, монополия на которую принадлежала государству, а продукты между островитянами распределялись по потребностям.

Мор всячески подчеркивает разумность жизни и привычек утопийцев, их естественную склонность следовать разумному порядку. Их интересует суть вещей, а не то, как они выглядят. Поэтому, например, золото и серебро у них ценится ниже железа, ведь железо – гораздо более подходящий для разных хозяйственных нужд металл. Игрой в золотые украшения и драгоценные камни у утопийцев забавляются только дети.

Более того, из золота и серебра в его Утопии делают ночные горшки и цепи и кандалы для рабов. Да-да, в Утопии Мора есть и рабы, надо же кому-то выполнять грязные работы — до роботов и автоматики человеческая мысль тогда еще не дошла. Впрочем, с рабами утопийцы обращаются столь милостиво, что часто в них по собственной воле идут жители соседних народов, потому что рабство у утопийцев лучше, чем свободная жизнь за пределами Утопии.

Утопизм автора «Утопии»

Но именно в рационализме автора «Утопии» главная слабость его конструкции. Он совершенно не берет в расчет человеческую природу с ее неподвластными разуму страстями.

Мор считает, что стоит дать каждому причитающуюся ему долю естественных удовольствий, и люди станут счастливы. Но кто будет определять, какие удовольствия согласны с природой, а какие нет? Например, в «Утопии» верхняя одежда у всех одного цвета, поэтому незачем иметь по 4-6 платьев — так экономятся общественные усилия по шитью одежды.

«В результате этого у них каждый довольствуется одним платьем, и притом обычно на два года, в других же местах одному человеку не хватает четырех или пяти верхних шерстяных одежд, да еще разноцветных, а вдобавок требуется столько же шелковых рубашек, иным же неженкам мало и десяти. Для утопийца нет никаких оснований претендовать на большее количество платья: добившись его, он не получит большей защиты от холода, и его одежда не будет ни на волос наряднее других».

Но согласятся ли люди, особенно женщины, одеваться так рационально, безыскусно и разумно?

Интересные факты

1. Большим другом Томаса Мора был великий просветитель и деятель Возрождения Эразм Роттердамский, который посвятил ему свою знаменитую «Похвалу глупости», написанную в доме Мора в Лондоне. Восхищаясь Мором, Эразм в одном из своих писем задает риторический вопрос: «Создавала ли природа когда-либо что-нибудь более светлое, достойное любви, чем гений Томаса Мора»?

Лорд-канцлер, коммунист, католический святой: Вельможа, который придумал утопию

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Эразма Роттердамского. 1523

2. В юности Мор вовсе не собирался посвятить всю жизнь юридической (довольно долго он был адвокатом) и государственной карьере и долго не мог сделать выбор между гражданской и церковной службой. Одно время он даже решил стать монахом и потом до конца жизни придерживался почти монашеского образа жизни с постоянными молитвами и постами. Однако политическое призвание взяло верх — в 1504 году Мор был избран в парламент, а в 1505 году женился.

Лорд-канцлер, коммунист, католический святой: Вельможа, который придумал утопию

Семья Томаса Мора (Портрет семьи Томаса Мора (копия с утраченной картины Ганса Гольбейна Младшего). Сэр Томас Мор, его отец, его семья и его потомки. 1593

3. Мор отстаивал необходимость образования женщин, что было крайне необычным для того времени. Он считал, что женщины столь же способны к наукам, как и мужчины, и настаивал, чтобы его дочери, как и его сын, получили высшее образование.

Лорд-канцлер, коммунист, католический святой: Вельможа, который придумал утопию

Эдвард Уорд. «Сэр Томас Мор прощается со своей дочерью»

4. Несмотря на признание мученического подвига Мора, к его «Утопии» Римско-католическая церковь благосклонна не была. Какое-то время книга была даже запрещена, а потом печаталась с купюрами. Действительно, в ней содержится осуждение и монашества как сословия бездельников, и изнуряющих тело постов. Конечно, искренне верующий в Бога Мор не отвергает религии, но одновременно рассуждает о «матери-природе» и ее «ласках», о том, что не стоит отвергать природные наслаждения, лишь бы они были в согласии с разумом. Более того, в его «Утопии» есть даже оправдание эвтаназии. Не удивительно, что некоторые католические авторы утверждают, что если бы Генрих не отрубил Мору голову, его, вполне возможно, сожгли бы по приговору папы.

Трейлер фильма о Томасе Море «Человек на все времена» (1966)

5. Русский перевод «Утопии» вышел почти одновременно с книгой А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Как отмечал советский историк и литературовед И. Н. Осиновский, это, по-видимому, «явления общественной мысли, органически близкие друг к другу. И, по понятным причинам, восприятие их русской читающей публикой было далеко не однозначным. С одной стороны, они вызывали интерес и сочувствие либерально настроенных читателей, с другой — содействовали усилению охранительных настроений и страха перед “французской заразой” у ярых приверженцев самодержавия».

Лорд-канцлер, коммунист, католический святой: Вельможа, который придумал утопию

Лорд-канцлер, коммунист, католический святой: Вельможа, который придумал утопию


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Что такое утопия? По своему происхождению — это слово греческое: «у» по-гречески значит «не», «топос» — место. Это место, которого нет, фантазия, вымысел, сказка.

Мечты о счастье, об идеальном устройстве общества издавна волновали людей. Так как, в 1516 году Томас Мор (1478 — 1535), политик, канцлер Англии, философ пишет труд о наилучшем устройстве государства  на далеком острове.

Его «Утопия» состоит из двух частей. В первой части показана Англия начала XVI века и ее жизненные проблемы. На страницах книги  Мор дает глубокую критику современного ему социально-экономического и политического строя Великобритании и приходит к выводу, что преградой на пути к справедливости является частная собственность, поэтому  «единственный путь к благополучию общества заключается в объявлении имущественного равенства, а вряд ли это когда-либо можно выполнить там, где у каждого есть своя собственность»[i].

Своеобразным выражением протеста Мора против социальной несправедливости  явился подробно разработанный им проект нового общества, где было покончено с эксплуатацией человека человеком. Все материальные блага принадлежат здесь трудящимся. Общими в Утопии являются не только природные богатства — земля и ее недра, но и вся продукция общественного производства, которая также поступает в распоряжение всех граждан.

Система трудовой повинности, о которой мечтал Мор, вовсе не превращает труд в тяжкое бремя. Организация производства преследует  только одну цель: избавить всех граждан от телесного рабства и даровать им как можно больше времени для духовной свободы и просвещения. Философ считает, что в этом заключается счастье жизни.

«Утопия» является попыткой спроектировать государство с такой социально-экономической структурой, которая способна обеспечить человеку достойный образ жизни, и Мор пытается нарисовать конкретную картину идеального общества.  На гербе Утопии, как и на гербе первого социалистического государства, — символы плодотворного труда: серп, молот, колосья.

Однако, проектируя справедливое общество, Мор вынужден все же допустить существование рабов. Последние  в Утопии — бесправная категория населения, обремененная тяжелым общественным трудом. Они закованы в цепи и постоянно заняты работой. Рабы, считает Мор, нужны утопийцам, чтобы избавить граждан от наиболее тяжелого и грязного труда.           

В условиях феодальной Англии Мор не находил реальной общественной силы, которая была бы способна заменить «негодный» строй справедливым. Вместо того, чтобы управлять государством при помощи насилий, грабежей и конфискаций, доводя этим народ до нищеты, считал он, лучше добровольно отказаться от власти. Вместе с тем Мор подчеркивает, что разорение и нищета народа порождают стремление к перевороту и междоусобицам. Нельзя допускать, чтобы одни утопали в удовольствиях и наслаждениях, а другие бедствовали.

В отличие от древних социальных проектов, например, «Государства» Платона, главное внимание в «Утопии» уделяется  проблеме общественного потребления. Большое значение Мор   придавал поиску справедливой системы организации производства. На блаженном острове производительный труд обязателен для всех. Кроме земледелия, которым заняты все, каждый изучает какое — либо ремесло. Здесь нет людей неработающих. Отсутствие частной собственности и привилегированных сословий, а также демократизм политического строя показывают, что перед нами свободный народ. 

Осуждая политическую тиранию и противопоставляя ей свой идеал государя, Мор решительно отвергал идею о, якобы, божественном происхождении власти короля и развивал мысль о происхождении всякой власти от народа. На этом основании он считал не только возможным, но и необходимым ставить вопрос об ответственности государя перед народом, утверждая, что народ своей волей дает власть и отнимает ее. Любой человек, принявший власть над многими людьми, является их должником.

Сущность философских идей «Утопии» определяет идея социального преобразования, поиск наиболее совершенной общественной системы, способной обеспечить счастье любому человеку. В этой книге заложены идеи социального равенства, преобразования,   способные обеспечить счастье человеку труда и навсегда покончить с эксплуатацией. И главное, Томас Мор подчеркивает, что только благодаря справедливому общественному устройству утопийцам удается решить важнейшую этическую проблему — уничтожить гордыню,- «чудовище», которое паразитирует на противопоставлении богатства и бедности. Корни решения этической проблемы Мор видит в совершенном общественном устройстве.

Итак, сущность «Утопии» определяет идея социального преобразования, поиск наиболее совершенной общественной системы, способной обеспечить счастье любому человеку. В этой книге заложены идеи социального равенства, преобразования,   способные обеспечить счастье человеку труда и навсегда покончить с эксплуатацией.

  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Мор — Утопия

Данная книга состоит из двух частей, которые не связаны друг с другом единым сюжетом. Тем ни менее обе части логически дополняют друг друга.

Первая часть «Утопии» является литературно — политическим памфлетом. В этой части Мор критикует сложившиеся общественно-политические порядки своих современников, такие как: смертная казнь (философ выступает против нее), королевский деспотизм и военная политика, огораживание (то есть насильственная ликвидация общественных земель), разорявшее крестьянство, также он насмехается над развратом духовенства. Итогом первой части является программа реформ

Основной частью «Утопии» является вторая. В ней описывается островное государство Утопия, являющееся федерацией 54 городов. Во главе государства стоит «мудрый монарх». Сами жители государства являются такими же ярыми гуманистами, как и сам Томас Мор.

Утопийцы обязаны трудиться несмотря на пол и возраст. И даже образование детей содержит практическую трудовую часть, а не только теоретическую. Помимо земледелия, каждый утопиец занимается определенным ремесло: работа по металлу или дереву, работа с шерстью или льном и т. д. Подрастающий утопиец, по обыкновению, перенимает ремесло своего отца. Но, если он захочет смешить вид деятельности, ему заботливо подыщут новую семью с подходящим ремеслом.

Утопицы работают всего 6 часов в день. Таким образом труд не является изнурительным для людей. Важная особенность этого государства — отсутствие у утопийцев частной собственности, в связи с чем, между утойпийцами практически не бывает споров, а преступления немногочисленны. К преступникам согражданам утопийцы относятся строже, чем к рабам из других государств. Это обуславливается тем, что преступник — утопиец получил прекрасное воспитание, которое готовило его к добродетели. А он совершил злонамеренный поступок.

В Утопии существует религиозное разнообразие: кто-то верит в Бога, кто-то верит в Луну и т. д. Толерантность проявляется к представителям всех религий. Исключением являются утопийцы — атеисты: за приверженность к атеизму утопиец может лишиться гражданства.

Утопийцы считают, что справедливая причина для войны — это ситуация, когда кто-то владеет территорией и не пользуется ей, но и не собирается отдавать ее в пользования другим государствам. Кровопролитные победы с потерями внушают утопийцам чувство вины и стыда. Предмет гордости — это победа врага с помощью искусства хитрости.

Города утопийцев состоят из больших семей — от 10 до 16 взрослых. В городе проживает где-то 6000 таких семей. Каждая занимается своим ремеслом. Позже, произведенные ручным трудом товары, они несут на рынок и отдают. А взамен берут то, что нужно им, только в необходимых размерах. Утопийцы никогда не берут больше, чем им нужно, потому что не боятся испытать недостаток какого-либо продукта. Деньги, как можно заметить, в обмене товаров никак не участвуют. Их просто нет в Утопии, и существуют они только для торговли с другими государствами, на которую, кстати, у Утопии полная монополия.

Важным для утопийцев условием жизни является классовая подвижность: в Утопии нет четких делений. Существует как восходящая, так и нисходящая классовая подвижность.

Форма брака в утопии индивидуальная моногамная. Неизвестно, кому принадлежит инициатива проведения бракосочетания — родителям, молодоженам или государству, тем не менее, государство бдит за соблюдением добрачного целомудрия, и за будущей верностью супругов друг другу. Виновных в потере целомудрия или обвиненных в измене наказывают и продают в рабство. Члены семьи уважают друг друга, и, конечно же, особенное почтение выражается старшим членам семьи. Жены почитают и прислуживают мужьям, старшие младшим. Младшие члены семьи, которые имеют желание выехать за границу города должны спросить разрешения у отца, жена — у мужа, муж — у жены.

Таким образом, в своем произведении Томас Мор мрачной картине жизни европейских государств противопоставляет описание идеального государства на острове Утопия. Он не считал свою идею невозможной, но признавал, что она очень трудна для достижения.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Первая книга

Повествование ведётся от лица Томаса Мора. Он прибывает во Фландрию в качестве посла и встречает там Петра. Тот знакомит друга с опытным морепла­вателем Рафаилом, который много путешествовал. Рафаил, узнав множество обычаев и законов других стран, выделяет такие, которые можно использовать во благо в европейских государствах. Пётр советует мореплавателю употребить свои знания, устроившись на службу к государю советником, но тот не желает заниматься этим — цари много внимания уделяют военному делу и стремятся приобрести всё новые земли вместо того, чтобы заботится о своих собственных. Все советники, как правило, поддерживают в этом владыку, дабы не испортить свою репутацию и не впасть в немилость. Рафаил же осуждает войну и считает её бессмысленной. Мелкое воровство и убийство караются одинаково: смертной казнью. Богачи купаются в роскоши, проводя своё время в праздности, а простой люд тяжко работает, нищенствуя, что и способствует преступности.

Каждая держава считает нужным иметь армию и неограниченное количество золота для содержания войска, война же необходима хотя бы для того, чтобы дать опыт солдатам в резне.

Как истинный философ, Рафаил хочет говорить правду, поэтому стоит воздержаться от занятий государ­ственными делами. Мореплаватель рассказывает о государстве, чьи обычаи и законы пришлись ему по душе.

Продолжение после рекламы:

Гениальный Томас Мор. «Утопия»: краткое содержание

Томас Мор жил полтысячи лет назад. Научный коммунизм изображал ученых-утопистов как мягкотелых, фантазирующих людей. Правда ли это? Свою смерть за убеждения Томас Мор принял, по воспоминаниям современника Эразма Роттердамского, без страха, не прося милости, не склоняя голову. В 1535 году пятидесятисемилетний писатель, гуманист, философ отказался присягать английскому королю, тем самым оставшись преданным первенству Папы Римского. Его вера не допускала двоедушия. Спокойно шел на эшафот Томас Мор, любимец всего Лондона, непревзойденный оратор, уважаемый за тонкое остроумие, гражданскую позицию, порядочность, способный своим словом остановить бунт.
Из-под пера именно такого человека (гуманиста, но не революционера!) появилась легендарная книга «Утопия». Томас Мор адресовал ее монархам и ученым, специально для этого написав ее на латыни как роман-размышление, роман-призыв к гуманистическому переустройству общества, основанному на социальной справедливости. 150 лет спустя «Утопия» была переведена на все европейские языки.

томас мор утопия содержание

Отметим, что идея книги как видение ученым Томасом Мором основ будущего демократического общества родилась в условиях, когда феодалы казнили за ослушание, а зарождающийся буржуазный строй был не менее кровав, механизм «дикого капитализма» безжалостно отправлял новые и новые тысячи крестьян за грань нищеты. Именно как христианский протест ученого такому угнетению создает свой роман Томас Мор — «Утопия». Краткое содержание – проект государства, где дискриминация невозможна в принципе. Для этого Мор решает лишить это общество основы неравенства – классов. Также философ уравнивает граждан как в правах, так и социально. Принципом государственного обустройства является «полное внутреннее согласие». Люди добровольно работают по шесть часов по будним дням. Общество заботится, чтобы они могли в свободное время насладиться жизнью, обрести духовную свободу и образование. При этом социальным стандартом является беспорочная жизнь. Что же выступает «первичной социальной ячейкой Утопии»? Она определена писателем по принципу усредненного цеха мануфактуры. Каждые 40 крестьянских семей согласно теории Мора составляют «семью» (коммуну). «Семья» специализируется на определенном ремесле, причем разрешен «переход» человека между семьями.

книга утопия томас мор

Гуманист убежден: частная собственность – зло. Такое убеждение пришло к Томасу Мору посредством его богатой юридической практики. Он не в общем, а по конкретным делам мог судить, что именно частная собственность на землю определила возможность геноцида крестьян из-за выгоды овцеводства («овцы съели людей»). Чтобы исключить такую несправедливость, автор романа предположил, что средства производства должны принадлежать обществу. Соответственно, мерилом распределения национального богатства в новом обществе должна стать не частная собственность, а затраченный труд семейно-ремесленных хозяйств. Можем ли мы утверждать, что первую в истории формулировку принципов социалистического общества дал Томас Мор («Утопия»)? Краткое содержание книги свидетельствует, что она, конечно же, не идеальна, но прогнозно освещает аспекты организации будущего демократического общества. Многое из основ будущего социализма «недопридумано», что и неудивительно, ведь роман писался полтысячи лет назад! Например, в обществе будущего практически отсутствует личная жизнь граждан. Поездки из города в город обязательно должны сопровождаться «снятием гражданина с учета» и «регистрацией». Выглядит как-то неубедительно.

Однако зададимся вопросом: «Ушли ли в небытие (согласно утверждениям большевиков) идеи утопистов?» Отвечая на него, обратимся к современности: шведы, например, считают, что их государство — социалистическое. Конечно, там присутствует и частная собственность, но вместе с этим Швеция декларирует создание коллективного капитала, бездискриминационного рынка труда, социальную защищенность, всеобщую занятость. Но ведь все это присутствует в «Утопии» Мора!

Загадка от Томаса Мора – наименование книги. Какой подтекст зашифрован в названии придуманного государства (дословно — «страна, которой нет»)? Мог ли быть пассивным человек, жизнь которого – вера и горение? Скорее всего, название книги скрывает надежду: «Страны такой нет, но со временем будет!»

Четыреста лет спустя идеи Мора, обогащенные механизмом социалистической кооперации, предложил профессор Чаянов применительно к российской крестьянской христианской общине. Он доказывал, что сельскохозяйственная кооперация крестьян выгоднее государству, чем крупные капиталистические фермы. В России тогда выбрали альтернативный путь – реформы Столыпина. Однако существует реальное, зримое осуществление данного проекта. На рубеже текущего и прошлого веков страны Латинской Америки, во многом благодаря кооперации Чаянова, подняли свое сельское хозяйство на уровень мировых стандартов.

Популярные темы сообщений

  • Прыжки в высоту
    Что такое прыжок? По сути это определенный способ перепрыгнуть своеобразную преграду. Классификация прыжков родилась исходя из видов препятствий, поэтому появились прыжки в высоту, а позднее и прыжки вместе с шестом. Данный вид спорта очень
  • Картофель
    Каждый из нас любит картофельные блюда, но мало кто знает, что это растение прибыло к нам из Южной Америки. В середине 16 века эти клубни завезли в Европу. Но вначале люди не понимали всю суть употребления картофеля в пищу, и поэтому его высаживали
  • Бородинское сражение 1812 года
    Бородинское сражение – жестокое сражение Отечественной войны 1812 году между русской и французской армиями. Произошло оно 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино, отсюда и название сражения.

Быт жителей острова

В книге «Утопия» Томаса Мора, краткое содержание которой вы сейчас читаете, описывается, что во время работы все жители острова одеваются в шкуры. А на улицы выходят в плащах. При этом их цвет и крой у всех одинаков. Каждому выдается ровно одно платье на два года. В семье все слушаются старейшего.

Когда выясняется, что город перенаселен, то часть граждан отправляют в колонию, то же самое происходит в обратном случае. В центральной части каждого города расположен рынок. На него свозятся все товары и продовольствие. В любой день каждый желающий может взять себе все, что ему заблагорассудится. Всего и так в изобилии. Во дворцах регулярно проводятся общественные ужины и обеды.

Переезжать из города в город жители Утопии могут только с разрешения траниборов и сифогрантов. За самоволие в этом вопрос им грозит суровое наказание, а в случае повторного нарушения даже рабство.

Рабство в Утопии

томас мор утопия краткое содержание брифли

В тоже время на острове существует рабство. В него обращают жителей острова, совершивших какие-либо позорные деяния, либо приговоренных к казни представителей других народов, оказавшихся в Утопии. Один из основных принципов состоит в том, что труд рабов приносит больше пользы, чем их казнь.

Тяжелобольные граждане редко решаются на самоубийства, потому что жизнь для них — основное удовольствие. Такой поступок здесь все считают большим грехом. Строго карается и супружеская измена.

Утопийцы хоть и копят деньги на возможную войну, но сами любое вооруженное противостояние считают недопустимым зверством. Для победы во внешних делах предпочитают использовать дипломатию и хитрость, часто подкупают приближенных государя-противника. Только когда эти методы не оказываются действенными, они решаются на военные сражения.

Войну Утопия ведет с помощью иноземных солдат, которым щедро платят. Собственные граждане назначаются на руководящие должности в армии. При этом Утопия готова не только защищаться на международной арене. Страна оставляет за собой право вступиться за угнетаемые народы, но только в том случае, если сражения будут происходить на чужих землях.

Деньги и товары

томас мор утопия краткое содержание с цитатами

В книге Томаса Мора «Утопия», читать краткое содержание вы можете в этой статье, описывается, что на острове есть все необходимое в нужном количестве и даже в избытке. Часть даже отдают малоимущим в другие страны, а остальное продают.

Деньги утопийцы применяют только во внешней политике, их они берегут на случай войны. При этом драгоценные металлы, например, золото и серебро, презирают. Из них делают кандалы, в которые заковывают рабов, а сами ими вообще не пользуются. В драгоценные камни играют дети, пока остаются маленькими. Повзрослев, они их оставляют.

Больших высот и успехов жители острова добились в искусствах и науках. Когда к ним приезжают в гости жители других государств, те подробно и детально знакомятся с их научными достижениями и культурой. Быстро все осваивают и развивают на своей территории.

В «Утопии» Томаса Мора, краткое содержание по главам есть в этой статье, утверждается, что вся жизнь жителей острова наполнена удовольствиями для тела и духа, а также добродетелями. Все отношения построены на справедливости и честности, во главу угла ставится помощь больным и немощным. Одно из главных удовольствий для утопийцев — здоровье. В тоже время они ценят силу, красоту и проворство.

Занятия утопийцев

томас мор утопия читать краткое содержание

В «Утопии» Томаса Мора, краткое содержание которой вы сейчас читаете, утверждается, что все утопийцы поголовно занимаются земледелием. В дополнение к этому у каждого есть какое-то свое уникальное ремесло, которое он передает детям и внукам по наследству.

При этом никого не заставляют заниматься чем-то определенным. Если ремесло, которое культивируется в его семье, ему не по душе, его переводят в семейство с нужным ему занятием.

Рабочий день на острове Утопия продолжается шесть часов. Все остальное время его жители посвящают изучению наук или домашним делам. Те, кто проявляет в науках особое усердие, выдвигается в разряд ученых. Только из этих людей выбирают представителей духовенства, дипломатов, послов и руководителей государства.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как вы думаете какое произведение легче написать писателю юмористическое или сатирическое
  • Как вы думаете зачем надо знать историю своего народа напишите мини сочинение на эту тему
  • Как вы видите меня как пишется
  • Как вы братья которые пишут когда что то нужно
  • Как вуди аллен пишет сценарии