Как вы пишите стихи

Иногда на поэтических вечерах нас, поэтов, спрашивают: а как вы пишете стихи? При этом имеют в виду сам момент зарождения, начала. Обычно я отвечаю встречным вопросом (Михаила Светлова): а как зарождается в материнском чреве ребёнок? С головы? С ног? Или же – у Анны Ахматовой: когда б вы знали, из какого сора рождаются стихи…
Но вновь и вновь убеждаюсь в правоте Владимира Маяковского:

Поэзия – та же добыча радия:
В грамм добыча, в год – труды.
Изводишь, единого слова ради,
Тысячи тонн словесной руды…

А беда многих и многих нынешних стихотворцев (в том числе большинства коллег по Знаменску) в том и заключается, что не желают они работать над словом, не желают совершенствоваться сами и совершенствовать свои собственные творения. Вот как написалось – так пусть и будет! И не замечают, что порой в строчке слово налезает на слово, как мартовские льдины на реке одна на другую – со скрежетом и хрустом. Что хотел автор сказать одно – а на бумаге получилось нечто другое. Что внутренний ритм ломается совершенно неоправданно. Что «образы стоят, как образа по углам в иных стихотвореньях» (В. Костров)…. Да и вообще – нет ничего нового, нет своего взгляда, нет личности. А без этого нет и поэзии.
Верно когда-то написал Павел Мелёхин:

Как много хорошего нами увидено
Глазами Есенина, глазами Уитмена!
Иду за титанами – это не тайна.
И на ночь на кухне сажусь у титана.
…Черкаю, клочкую гектары гекзаметров,
Кручу себе чуб, бормочу, как факир…
Я очень хочу, чтоб моими глазами
Когда-нибудь люди взглянули на мир!..

И ещё мне нравятся четыре строки Андрея Вознесенского:

Стихи не пишутся – случаются,
Как чувства или же закат.
Душа – слепая соучастница.
Не написал – случилось так.

Слушал недавно по телеканалу «Культура» передачу, посвящённую творчеству К. Ваншенкина. Правильно он говорил: поэзия – это наивность и наблюдательность. Я впереди этих двух слов ещё бы добавил – удивление.

Для того, чтобы самому что-то писать, нужно знать, что до тебя писали другие, и не только в этой стране. Поэт, писатель должен быть образован, не стоит уповать лишь на талант и вдохновение.
Ещё раз обращаясь к теме упорной работы над словом, над собою, хочу привести высказывание Эдисона: «Гений – это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов – потение». Это сказано и о себе. Когда Эдисон изобретал, например, щелочной аккумулятор – работа длилась десять лет, а результат всё не получался, — он спал максимум четыре часа в сутки, но чаще, как сам пишет, всего два часа, а двадцать два – работал.
Да мало ли мы знаем свидетельств того, что именно труд, неистовый каторжный труд лежит в основе большого успеха, яркого открытия, свершённой судьбы, наконец.
Свою книгу о работе мозга академик Павлов открывает эпиграфом: «Плод моего неотступного двадцатипятилетнего думания»…

Или вспомним Ф. Шаляпина. Мы привыкли считать его баловнем судьбы, вот уж кому можно позавидовать! А он, оказывается, перед своими концертами с таким упорством отрабатывал какой-нибудь один-единственный жест, что, бывало, терял сознание, его отливали водой, он поднимался и снова повторял то же упражнение.
По своим психофизиологическим свойствам любой нормальный человек имеет задатки ко всем видам человеческой деятельности. Другое дело, что этот одинаковый у всех набор задатков в количественном отношении у разных людей разный. Кому-то больше дано в одном, кому-то – в другом. Но и здесь не стоит унывать, обижаться на судьбу. Ведь задаток – всего лишь потенция, голая возможность. И пусть меньшие задатки требуют больших усилий, зато они чаще реализуются в устойчивую способность. Если же человеку с самого начала всё было легко, он может так и не приучиться к систематическому труду, и тогда самые богатые задатки оказываются мёртвым сокровищем, ненайденным кладом, хоть и был он «зарыт» в самом близком месте.

Чаще всего мы бываем не бессильны, а безвольны. Свою же неспособность к напряжённому труду прикрываем разговорами о недостатке природных данных. Так удобнее и перед другими, и перед собой, а главное – не стыдно. Но это самообман. Если у тебя малые природные данные, значит, работать тебе нужно больше. Только и всего. Жить надо по «закону велосипеда»: пока педали крутишь – едешь, перестал крутить – остановился, упал…

Тиражи нынешних поэтических книг небольшие, ни в какое сравнение не идут с тиражами 60-70 годов прошлого века. И не достигнут они никогда уже, наверно, прежнего уровня. Истинных ценителей поэзии не так уж и много, как и ценителей классической музыки. Да и нынешние цены на книги многим не по карману. А тем, у кого водятся большие деньги, поэзия, как правило, не нужна. У них другие интересы.

Всё меньше и меньше с годами читателей,
Ценителей чистых и искренних слов.
Всё больше и больше всеядных глотателей
Духовной отравы, что льётся с листов…

Эпиграф.
Таки я начинаю новую серию концертов под названием «А».
Аркадий Северный.

Значится, мальчики и девочки, с этого времени я стану рассказывать вам об том, как сочинять стихи.
Ничего заумно-академического вы в моих повествованиях не увидите, вам не придется напрягать моск в размышлениях над всякими клаузулами, параллелизмами и постоянным объемом анакрузы – все будет по-простому, но с осознанием, как пельмени и сто грамм.
Разумеется, сим не ставлю никакой цели перевоспитать закостенелых грешников от паэзии, мне они, вообще, по барабану, мое дело – обозначить все, как есть, а там – хоть потоп.

И начнем, пожалуй, с РИФМЫ.

Предпосылки:
domstihov.org/esthetic/2018/04/08/ob-lyubvi-k-rifmam-chast-vtoraya.html
domstihov.org/Social_and_political_lyrics/2019/07/23/chto-ne-tak-s-russkoy-poeziey.html

Известное нам (жителям этой страны), слово «Рифма» произошло от древнегреческого «ρυθμος» — «размеренность, ритм, такт».
Черт его знает, почему оно так произошло, ведь эллины не были знакомы с рифмой в современном ее понятии.
Но… назвали рифму «рифмой», куда теперь деваться?
Оставим все, как есть.

А рифма – оно такая штука, которая «звуковой повтор в конце ритмической единицы в стихе», иначе – созвучие окончания строк.

Рифма может быть только точной, все остальное – китайская подделка.

Как там написано у Булгакова? –
«Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!».

Кстати, насчет китайцев. А ведь это они изобрели рифму задолго до европейских поэтов-богословов и прочих трубадуров.
Потом рифмовать стали арабы, и только затем – «белые люди».

Но вернемся к «осетрине первой свежести».
Почему рифма может быть только точной?
Да потому, что она – единственная, которую человеческий слух воспринимает без отторжения и прочих сомнений.

Рассмотрим все это дело на конкретных примерах. Разумеется, всякие «Москве-земле» и прочие «иди-смори» препарировать не станем – с ними и так все понятно.

1.
Устав бороться, закемарил я под вечер,
Мне снились клуши — виртуальные овечки,
Точнее, хищницы в овечьих шкурах кротких,
Они в рецушках кувыркались беззаботно
.
(Вшивая лена).

Скажите вы ему: мы уезжаем –
Отсюда уезжаем насовсем:
Нам Хайфа послезавтра станет раем,
Без гойских шахер-махерских систем…

(Автор)

Т.е., дураку понятно, что «вечер-овечки» — «кротких-беззаботно» вообще никак не смотрятся (не читаются, не воспринимаются), на фоне «уезжаем-раем» и «насовсем-систем».

В общем, полнейшее безобразие, раздрай и халтура.

2.
Мысль до всех донести я хочу постараться,
знаю: умный читатель оценит ее.
Вы ещё не читали таких диссертаций,
отразивших «по полной» мышленье мое
.
(гришка липец)

«Постараться-диссертаций» — тоже никакая не рифма, а профанация.
Зато, вот, «постараций-диссертаций» или «постараться-диссертаца» – оно самое то, но слов «постараций» и «диссертаца» в русском языке, к счастью, нет.

Настал веселый праздник Пурим —
и беспокоиться на кой?!
А сердце снова «просит бури,
как будто в бурях есть покой

(Тоже гришка липец)

«Пури-бури» — вполне так себе рифма, нафик ей нужна лишняя буква «Р»?

3.
Очень часто граждане мудрят с последними буквами в словах, которые пытаются срифмовать между собой: общеизвестные «строек-героев», «покрытый-копытом», что тоже совсем не есть хорошо.

4.
Разумеется, всякие а-ля «кашель-капель» – тоже рифмами не являются.

Вот и получается, мои дорогие маленькие метроманчики, что вы все мнили себя хвеликими паетами, а на деле оказались всего лишь молекулами из многомиллионной биомассы, подверженной совершенно неправильному представлению о рифмах вообще.

Но не переживайте, старик Могилкин включит вам свет в конце беспробудного туннеля и выведет на правильный путь.
И так, вот они, незыблемые постулаты, чтобы все сложилось хорошо:

1. Окончания в рифмующихся строках обязаны полностью соответствовать друг другу.
2. Желательно рифмовать между собой разные части речи (типа: «струна-влюблена», «нить-говорить»).
3. В преимуществе – разное количество слогов в рифмующихся словах должно быть разным (особенно в т.н. «глагольных рифмах»), но это необязательное, хотя и нелишнее требование.
4. Рифмы типа «случай-колючий», «пиво-красива» и «грубым-трубам» ошибкой не являются, поскольку прекрасно воспринимаются на слух.
5. «Кровь-любовь-морковь» — не заезженный криминал. Все зависит от того, как оно подано.
6. Вполне себе можно искать что-то новое, интересное, типа:

«Познав кайф умиротворенья,
Бедняга умер от варенья
»,

«Макака думала,
Что какаду мала
»,

«родители-родите ли», «одно-о дно» и т.д.


Все достаточно просто, однако.

Но, как всегда, есть нюанс.
Вышеозначенная биомасса, претендующая на гордое звание «поэтов всея сея», фигачит, как бох на душу положит, пытаясь бессистемно «рифмовать» рифмуемое и нерифмуемое.
А, вот, например, Говарду Уткину – оно вообще по барабану,
Софья Юрьевна – в катренах с «перекрестной рифмой» — всегда АА «срифмует» точно, «ББ» — по собственному желанию,
а некий «Александр Барин» (точнее, одно его произведение), вообще является апофеозом того, как рифмовать нельзя, но, тем не менее, оно – яркий пример уперто-тенденциозной индивидуальности «Aut Caesar, aut nihil», в которой «ничего» оказалось-таки на высоте (не у каждого оно так получится):

Душит голод (собака) душу мне
Эх, сейчас бы беляш общепитовский!
Я его с удовольствием скушал бы,
Чтоб зажмурился глаз навыкате

Наслаждался бы нежной мякотью
Там, где мясо граничит с тестом и
Где-то слышал: армяне, якобы,
Их в тандыре пекут, по-местному

Ну а те, кто не верит повару:
«Не берите, мол, он отравленный»
Просто жмотят свои рублевые
И не ведают счастье. Явно ведь.

Сентенция

А кто не умеет рифмовать – пусть пишет стихи без рифмы вообще.
Так будет проще для всех.

Как писать сильно и стильно: советы начинающим поэтам

О художественном вкусе, сильной и слабой рифме и о том, почему технически идеальные строки — это не гарантия отклика в душе читателя.

Как писать сильно и стильно: советы начинающим поэтам

Александра Ардова

Поэтесса, автор сборника «Счастье. Отрочество. Юность».

Что значит «сильно» и «стильно»

Сильно — это так, чтобы в голове читателя потом эти строки вертелись. Чтобы стихи учили наизусть и ими спасались. Чтобы каждое стихотворение для читателя было микроозарением, зацепкой на пути к чему-то высокому.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес.

Марина Цветаева

Стильно — это примерно как с одеждой. Такое стихотворение подходит темпераменту и жизненному опыту автора, описанный образ — целостный, ничто из него не выбивается. Его приятно читать другим, и другие хотят написать так же. Стильные стихи соответствуют времени, но останутся актуальными и в «следующем сезоне». В общем, вы или в леопардовых лосинах, или в добротном пальто.

Текст регистратора в загсе про «корабли любви» и «два хрупких сосуда» не стильный. Стихи с открыток к юбилею — в большинстве случаев тоже.

Потому что такие строки должны быть универсальны, обращены одновременно ко всему населению РФ. А стильный текст можно составить лишь для более узкой аудитории. (К слову, если слова и стильные, и «для всех» — это уже гениально, классика.)

А ещё мне нравится фраза, которая встречается в соцсетях: «Есть только один критерий: есть мурашки — нет мурашек. Всё. И так во всём».

Что необходимо для создания хороших стихов

Как и любому профессионалу, поэту необходимо владеть «матчастью». Что можно сделать, чтобы ваши стихи не пролистнули в ленте?

1. Использовать богатую рифму

Не глагольную, не морфемную.

  • «Ходила — заводила» — не очень хорошо.
    «Ходила — кадило» — хорошо.
  • «Мурлыча — хныча» — не очень хорошо.
    «Мурлыча — добыча» (как у Марины Цветаевой) — хорошо.

В идеале рифмующиеся слова должны быть разными частями речи. Если это существительные, то они должны находиться в разных падежах.

Возьмём два блока рифмующихся слов: «Простого — пустого — холостого» и «Простого — из Ростова — Льва Толстого». В обоих случаях рифмы точны (совпадают звуки не только начиная с ударного, но и до него). Но второй пример интереснее из-за того, что употреблены разные части речи или разные падежи.

2. Всегда считать слоги

Да, существует много примеров удачного использования свободного размера. Но это могут позволить себе лишь опытные поэты.

он в ботинках, она на цыпочках, босиком

у неё в руке босоножка со сломанным каблуком

он хохочет так, что едва не давится кадыком

Вера Полозкова

Обычно сразу понятно, кто использует свободный стихотворный размер осознанно, а кто — по неопытности. Художники-абстракционисты владели академической школой. Если всё же хочется писать концептуальные стихотворения, сначала нужно освоить классические приёмы.

3. Придумывать честные метафоры

Когда человек рассказывает вам о том, как прошёл его день, сразу понятно, рисуется он или говорит искренне. Ведёт себя излишне пафосно или приветлив с вами. В стихах это тоже заметно. Метафора должна быть «вынута» изнутри, а не взята со стороны. Она должна быть уникальной, ненадоевшей. Должна дарить приятную прохладу или тёплую надежду.

  • «И воск слезами с ночника на платье капал» (Борис Пастернак).
  • «Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать» (Эльдар Рязанов).

В обоих случаях метафора легко «вдыхается», а ещё передаёт атмосферу происходящего: от освещения и температуры воздуха до глубоких чувств героев.

4. Подружить язык и замысел

Есть такое упражнение для графических дизайнеров (дизайн — мой основной род деятельности): например, курсивным шрифтом с завитками набрать слова «с юбилеем» и «терминатор».

Понятно, для какого слова гарнитура подходит, а для какого стоит её поменять. То же самое со смыслом и формой.

Подружить язык и мысль поможет умение интуитивно пропускать через себя слова. Надо визуализировать ту музыку, что остаётся в ушах во время прочтения стихотворения вслух, и сравнить со смыслом.

Имеет значение и размер (философский дактиль, оставляющий послевкусие, или уверенный яркий хорей), и фонетика, и даже места, в которых можно сделать вдох при прочтении. И здесь же стоит проверить, нет ли в стихотворении нелепых, выпадающих слов.

Как развивать художественный вкус

Как обычно бывает в жизни, вышеперечисленные правила неоднозначны, имеют границы применения и множество исключений, и просто вызубрить их не получится. Чтобы применять стихотворные законы на практике, необходимо обладать художественным вкусом. Как его развить?

1. Не пренебрегайте образованием

Это самый простой способ. Хорошие вузы обычно так прокачивают мозг, что даже далёкий от творчества человек может легко отличить настоящее искусство от китча.

2. Читайте хорошие книги

Проникнитесь философией русских и зарубежных классиков. Впитайте в себя язык. Прикиньте, как глубоко вам придётся нырять.

3. Смотрите и слушайте

Знание живописи и музыки не менее важно. Если вы вдохновитесь и впоследствии напишете стихи по впечатлениям о картине или симфонии, это не будет плагиатом. А если будете ориентироваться на известных поэтов, читатель легко это заметит.

4. Общайтесь с интересными людьми

Харизматичные и сильные люди помогают своему кругу общения развиваться. В том числе это касается и художественного вкуса.

Ещё 6 советов из личного опыта

1. Изучайте музыкальную грамоту

Учитесь чувствовать разные стихотворные размеры, проживайте паузы, дирижируйте собственными строками. Тогда вы вправе будете сказать, что у ваших стихотворений есть мелодия.

2. Учите иностранные языки

Необходимо знать значения основных заимствованных корней, чтобы не попасть впросак. Начинающие поэты с пеной у рта рассказывают, как плохо рифмовать «ботинки» и «полуботинки», и тут же рифмуют «вояж» и «саквояж».

3. Не пишите так, как уже написали до вас

Не делайте открытие Америки из того, что и так чувствует каждый адекватный человек. Подумайте дважды, когда, налив себе какао и закутавшись в плед, сядете писать про осень. Мыслите уникально, так, как никто в мире. Ни Пушкин, ни Цветаева, ни Полозкова.

4. Продвигайтесь искренне и ненавязчиво

Не печатайтесь в платных коллективных сборниках: их никто не читает, кроме опубликовавшихся поэтов. Не участвуйте в сомнительных квартирниках, где участников больше, чем зрителей. Не кичитесь членством в литературных союзах: всё равно туда сейчас берут всех. Не пишите нарочито хвалебные рецензии другим поэтам в надежде, что в ответ похвалят и вас.

Для начала достаточно пары ваших лучших стихотворений на личной странице. Если строки удачные, обязательно найдутся люди, которые скажут: «Да это же гениально, я буду про тебя всем рассказывать». Ведите свой блог аккуратно и с уважением к читателю.

5. Живите в гармонии с миром

Случается, что и вкус у поэта хороший, и слоги он посчитал, но пресловутых мурашек у читателя нет. Я считаю, каждое стихотворение на какую-то долю написано высшими силами, космосом. И с этим самым космосом автору необходимо наладить связь. Здесь, к сожалению, нет универсальных рецептов. По опыту — нужно жить в гармонии с собой и окружающим миром, быть восприимчивым и внимательным.

6. Проверяйте, ценна ли высказанная вами мысль

Будет ли она так же важна в прозе, а не в стихах? Если убрать форму, останется ли содержание?


Советы получились предостерегающими. На самом деле, если и ум, и сердце работают в полную силу, то всё получится.

Хорошо писать — это полезный навык, а выработать его не так сложно. Лучший путь — через «Инициал», бесплатный и крутой курс писательского мастерства от редакторов Лайфхакера. Вас ждёт теория, много примеров и домашки. Справитесь — будет легче выполнить тестовое задание и стать нашим автором. Подписывайтесь!

Читайте также 🧐

  • Как развить креативность с помощью фрирайтинга
  • Как стать писателем: 50 советов признанных мастеров
  • «Перечитайте рукопись, приготовьтесь к позору и шлите её редакторам»: интервью с писателем Алексеем Сальниковым

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как вы едите напиши
  • Как вы едете напиши
  • Как вы думаете что побудило томаса мора написать утопию кратко
  • Как вы думаете легко ли было татьяне написать письмо онегину
  • Как вы думаете какое произведение легче написать писателю юмористическое или сатирическое