Как высоцкий писал свои песни

Работа над песнями

Работа над песнями

Работой над песнями, точнее — стихами в сопровождении мелодии, Высоцкий начал заниматься очень давно: «Вообще, я песни пишу, сколько себя помню. Но раньше я писал пародии на чужие мелодии, всякие куплеты. В театральном училище я писал громадные „капустники“, на полтора-два часа. Например, на втором курсе у меня был „капустник“ из одиннадцати или двенадцати пародий на все виды искусств: там была и оперетта, и опера „вампука“, в плохом смысле слова, естественно. Мы делали свои тексты и на студийные темы, и на темы дня, то есть я давно писал комедийные веши, и всегда с серьезной подоплекой»[21].

Он неоднократно признавался, что очень трудно объяснить, как пишутся песни. При этом всегда оговаривался, что не считает, что пишет собственно песни: «Я пишу стихи, придумывая на них мелодию. Это для того, чтобы еще больше усилить впечатление от стихов. Это такая манера — петь свои стихи, чтобы еще лучше доносить их до публики. Я всегда пытаюсь придумывать такие мелодии, чтобы они не мешали слушать смысл. Они всегда простые и легкие для запоминания. <…> Я работаю с маленьким магнитофоном. Сначала приходит ритм, на котором ты работаешь. Если приходит строчка или четверостишье, я сразу беру гитару и пытаюсь пробовать. Сразу же пытаюсь попробовать, какая мелодия для нее будет лучше. Бывает даже так, что я возьму какую-то очень серьезную тему и захочу ее сделать в ритме марша, такую очень крепкую. А вдруг выходит, что текст лучше ложится на игривую, легкую мелодию. Я оставляю серьезный смысл песни, но делаю ее в шутливой форме. А бывает наоборот. Ты придумаешь что-нибудь смешное, а получается очень серьезно и в другом ритме. Иногда песня или стихотворение крутится у тебя в голове месяц. Ты все время с ним живешь. Оставляешь, забываешь. Потом оно возвращается. Ты начинаешь работать. Садишься за стол и пишешь 15–20 минут — все уже готово! А рифмовать — это не так сложно»[22].

Мелодии песен и слова отрабатывались в процессе исполнения, «на людях». Причем шлифовались они постоянно, в зависимости от аудитории, перед которой они исполнялись в данный момент. По словам самого поэта, «настоящая песня» получалась примерно через десять-пятнадцать исполнений[23]. И хотя Высоцкий неоднократно признавался, что «песня рождается странно, пишется трудно, и чем дальше, тем труднее», ибо необходимо постоянно держаться на однажды им самим заданном высоком уровне, но главной задачей он считал, чтобы музыка помогала тексту, а текст — музыке: «Если пришла какая-то строка, я тут же моментально пытаюсь найти для нее музыкальную основу, а вам на первый взгляд кажется, что это страшно просто. И так оно и есть: для этого и работаешь, чтобы очищать, вылизывать каждую букву, чтобы это входило в каждого, совсем не заставляя людей напрягаться, вслушиваться: «А что он там? Что он сказал?!»

Чтобы этого не было, и делаются вот такие бесхитростные ритмы, которые, как ни странно, многие профессиональные композиторы не могут повторить. Они тоже хотят писать так, как пишутся авторские песни: чтобы песня запоминалась моментально, чтобы музыка не мешала словам, а слова — музыке»[24].

На упреки некоторых профессиональных композиторов в якобы «нарочной примитивизации» Высоцкий отвечал так: «Это нарочная, но только не примитивизация, а упрощение. Написать сложную мелодию не так сложно, особенно для профессионала, но у меня есть свои ритмы, которыми никто не пользуется. Они очень простые, но если я даю музыканту-профессионалу гитару и говорю: „Сделай этот ритм“, он его повторить не может. Дело в том, что эти ритмы, как вам сказать, не расплывчаты, я, наоборот, могу их очень спрессовать — в зависимости от той аудитории, в которой работаю»[25].

Работал над песнями в основном ночью, во-первых, потому, что, по собственному признанию, был человеком ночным, а во-вторых, потому, что в ночной тишине, когда никто не мешает, чаше приходит вдохновение: «Вот сажусь за письменный стол с магнитофончиком и гитарой и ищу строчку. Сидишь ночью, работаешь, подманиваешь вдохновение. Кто-то спускается… пошепчет тебе чего-то такое на ухо или напрямую в мозги — записал строчку, вымучиваешь дальше. Творчество — это такая таинственная вещь, что-то вертится где-то там, в подсознании, может быть, это и вызывает разные ассоциации. И если получается удачно, тогда песня попадает к вам сразу в душу и западает в нее.

Потом песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя, вымучивает тебя месяца по два. Когда я писал „Охоту на волков“, мне ночью снился этот припев. Я не знал еще, что я буду писать, была только строчка „Идет охота на волков, идет охота…“»[26]

Написав первый раз музыку к некоторым стихам Андрея Вознесенского, Высоцкий стал регулярно писать песни для Театра на Таганке. Своей первой песней, профессионально исполненной в спектакле, он считал песню белых офицеров «В куски разлетелася корона» (спектакль «10 дней, которые потрясли мир», 1965). Но так как она предназначалась для персонажа и была неразрывно связана с действием спектакля, вне его Высоцкий практически ее не исполнял. Позднее его стали просить писать песни для спектаклей и в другие театры — Театр Сатиры, «Современник». Но он относился к этому весьма осторожно: «Я к тому времени был уже тертый калач и стреляный воробей — я знал, как обычно используется песня: во-первых, там оставляют только то, что им нужно, а во-вторых, дают их петь тем, кто делать этого не умеет.

То же самое было в кино. Всякий раз, когда я там появлялся, меня просили: „Может быть, ты чего-нибудь споешь?“ — и я всегда брал гитару и чего-нибудь пел. Потом стал писать песни специально для своего героя, для персонажа, которого играю. Но я уже тогда старался петь так, чтобы они имели еще какую-то другую нагрузку, чтобы они не были вставным номером — песней, которая украшает роль. Но потом я это дело бросил — ну спел ты ее с экрана, но если песня не звучит как самостоятельная единица, то так ли уж она нужна»[27].

Читайте также

Работа

Работа
Кто я в чужой стране, как вы думаете? Враг? Ни в коем случае! Тот смысл, который вкладывается в обычное понятие «шпион», ко мне не относится. Я разведчик! Я не выискиваю в чужой стране слабые места с точки зрения экономики, военного дела или политики, чтобы направить

РАБОТА

РАБОТА
Годы 1955 — 1956-й я работал над идеями моей кандидатской диссертации. Я хотел придать им логически завершенную форму. При этом я вышел за рамки материала «Капитала» Маркса и решил иллюстрировать приемы метода восхождения от абстрактного к конкретному (в моем понимании

РАБОТА

РАБОТА
…По его словам, он начинал литературную работу почти шутя, смотрел на нее частью как на наслаждение и забаву, частью же как на средство для окончания университетского курса и содержания семьи.— Знаете, как я пишу свои маленькие рассказы?.. Вот.Он оглянул стол, взял

Работа

Работа
Здесь речь пойдет о работе Бенвенуто Челлини, а кто расскажет о ней лучше его самого? «Хоть и движимый благородной завистью, желая создать еще какое-нибудь произведение, которое настигло бы и еще превзошло произведения сказанного Луканьоло, я все же отнюдь не

Работа

Работа
На семерке я почти все работы перепробовал. У нас там было большое мебельное производство — три с половиной тысячи заключенных, все, кроме части инвалидов, работали на заводе. Пилорама, раскройный цех, машинный цех, сборочные, отделочный, своя литейка, кузница, своя

Музыка ломает пуленепробиваемое стекло. Вилли Токарев с песнями из Брайтона в Бирюлеве

Музыка ломает пуленепробиваемое стекло.
Вилли Токарев с песнями из Брайтона в Бирюлеве
Когда впервые в Москву в сентябре 1988 года приехал после многолетней разлуки с родиной знаменитый нью-йоркский (а в прошлом ленинградский, мурманский) певец и бард Вилли Токарев, Андрей

7. «Эта работа не для вас!»

7. «Эта работа не для вас!»
После бригады НКВД, школы радистов, Четвертого управления и поручений Маклярского у Вилли я вздохнул!Словно из фронтовой похоронной команды попал в столичную гвардейскую часть. Повеяло привычными мне нравами, не изменяя вроде бы политическим

Работа

Работа
Нас сразу определили в бригаду по уборке свинарника, и мы получили клички «свинари». Свинарник был не худший вариант. Ведь могли еще послать пилить дрова, грузить уголь, копать огород… Старшие в этом не участвовали, в их обязанности входило радостно гонять нас на

РАБОТА

РАБОТА
Денег в семье нет. Пришлось выжигать и рисовать. Особенно запомнились пасхальные яйца. Круглые, вертятся и скрипят, как двери. Яйца продавал в кустарный магазин на Неглинной. Штука 10–15 копеек. С тех пор бесконечно ненавижу Бемов, русский стиль и

РАБОТА НА ЛМЗ

РАБОТА НА ЛМЗ
Вот это была работа! Не только работа, а и вся жизнь на заводе! Во второй половине месяца прибывали долгожданные запасные части для мотоциклов марки «Л-8», которые мы собирали и обкатывали. Работа шла в три смены на сборке, а обкатчиков не хватало. Вот мы и спали

8. Работа

8. Работа
Как просторный, неопрятный, шумный, значительный ангар — наш кафедральный собор, так и наша ежедневная работа в нем — это богослужение: и одно так же трудно постигнуть разумом, как и другое. В каждой вере есть отрицание здравого смысла. Мы верим, что работа наша

РАБОТА В ЦУП

РАБОТА В ЦУП
Итак, за три года, вместе с В. Коваленком, В. Ляховым, Л. Поповым, выполнено три полета. Общая продолжительность 362 дня. Получен большой опыт работ с самой разной аппаратурой, всевозможными методиками проведения эксперимента, выполнен значительный объем

МОЯ РАБОТА

МОЯ РАБОТА
Тибетец245] В 1919 году, в ноябре месяце, я вступил в контакт с А.А.Б. (Алисой Анной Бейли) и попросил её написать для меня ряд работ, а также взять на себя публикацию некоторых книг, которые должны были появиться в порядке последовательной выдачи истины. Она сразу же

Работа

Работа
В отделе кадров:— Ваша национальность?— Русский.— Ваша фамилия?— Хаимович.— К сожалению, мы вас на работу принять не можем!— Почему?— Если уж брать на работу человека с такой фамилией, то уж лучше еврея!* * *В Эфиопии есть лозунг: «Лучше умереть от голода, чем от

Недаром музыку Высоцкого называют отдельной Вселенной. Это порядка 400 песен, написанных всего за 20 лет творчества! Искусствоведы даже хотят ввести термин «высоцковедение» — настолько богат и сложен феномен, пожалуй, самого известного отечественного барда. Предлагаем вам узнать, как рождались самые любимые слушателями песни Владимира Высоцкого.

«На Большом Каретном»

Для песен раннего периода творчества Высоцкого был характерен дух лихого послевоенного детства, преставления о дворовом товариществе. Первоначально Высоцкий писал свои песни только для маленькой группы близких друзей.

Конкретно эта песня — воспоминания о том, как они с друзьями собиралась в квартире актера Левона Кочаряна, старшего товарища Высоцкого. Среди других гостей можно отметить Василия Шукшина, Андрея Тарковского.

Бард чувствовал себя свободно, легко и раскованно в этой атмосфере. На основе этих теплых воспоминаний и родилась песня.

«Я не люблю»

Мало кто знает, но песня была написана под героя фильма «Опасные гастроли», где Высоцкий играл одну из главных ролей.

А вот другая часть исследователей называет песню плагиатом! Тут сложная история: Высоцкий, будучи в Париже, случайно услышал песню «Я не люблю» Бориса Полоскина. Она же, в свою очередь, была переводом французской народной песенки (или песни Шарля Азнавура, по другому источнику). Первоначально ее смысл был любовным, но Высоцкий создал свою версию.

«На братских могилах»

После дворовой тематики Высоцкого заинтересовала военная. Песня «На братских могилах» была впервые исполнена на дне рождения его отца, Семена Высоцкого, в июне 1963 года.

Сам же Высоцкий говорил, что произведение написано им специально для спектакля «Павшие и живые» Театра на Таганке. Но в спектакле она так и не прозвучала. Зато «На братских могилах» в исполнении Марка Бернеса можно услышать в фильме «Я родом из детства» (1965).

«Охота на волков»

Песня была написана в муках творчества. Высоцкий начал работать над ней летом 1968-го, но его застал творческий кризис — окончание песни никак не давалось.

В августе того же года В. Высоцкий вместе с В. Золотухиным отправился на съемки фильма «Хозяин тайги» в Красноярский край. В новых, необычных условиях его посетило вдохновение. Ночью он сел писать под большой лампой. И почувствовал на себе десяток взглядов! Так родились строчки «с развешенными красными флажками».

Но никакой мистики тут нет. Это подсматривали за знаменитым бардом местные жители, притаившиеся на улице.

«Песня о друге»

Нет сомнений, что всесоюзную известность Высоцкому и как музыканту, и как актеру, принес именно фильм «Вертикаль». Но это был «взаимовыгодный» успех. Фильм был так тепло принят зрителями, потому что в нем снимался именно Высоцкий.

«Песня о друге» родилась прямо на съемках киноленты. Альпинист Леонид Елисеев рассказ музыканту яркий случай, который произошел с его группой скалолазов. Они все вместе сорвались вниз, но чудом остались живы. Под впечатлением от рассказа Высоцкий уже на следующее утро сыграл новую песню!

«Лирическая»

Редко творчество поэта обходится без любовной лирики. И Высоцкий тут вовсе не будет исключением. Основная версия по поводу песни «Здесь лапы у елей…» — она посвящена французской актрисе Марине Влади, которая вышла замуж за Владимира Высоцкого в 1970 году.

Но есть и другой вариант. Песня посвящена Татьяне Иваненко, одной из актрис Театра на Таганке, предыдущей любви Высоцкого.

«Кони привередливые»

Многие называют эту песню главным философским произведением Высоцкого. Она писалась, как саундтрек к фильму «Земля Санникова». Но не попала в киноленту. Песня очень хорошо сочетается с гамлетовскими мотивами — основными ролями, что играл Высоцкий в Театре на Таганке в семидесятых.

Вот такие истории многими любимых песен Высоцкого. Все же, несмотря на описание, каждый из нас воспринимает его произведения по-своему.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

  • Play

    Софья Агранович — о сказке и мифе

    Лекция

    Софья Агранович — о сказке и мифе

    Кто:

    Фольклорист, филолог и литературовед, профессор Самарского государственного университета. Занималась взаимоотношениями фольклора и литературы, мифа и языка, мифологии и психологии. Вела ставший знаменитым семинар, участники которого изучали проявления мифологического сознания в художественной литературе.

    Что:

    Первая, вводная лекция из курса о фольклоре, прочитанного для психологов, в которой речь идет о том, насколько обычный читатель не понимает содержание фольклорных и сказочных текстов и в чем на самом деле их задача. В частности, упоминаются возраст Елены Прекрасной и Царевны-лягушки; места, в которых находятся смерти Кощея, Самсона и Ахилла; существо, съевшее Красную Шапочку; морально-нравственные качества Ивана-царевича и смысл сказки о Курочке Рябе.

    Смотрите также:

    Продолжение курса о фольклоре для психологов.

  • Play

    Ираклий Андроников — о загадках Лермонтова

    Филолог

    Воспоминания

    Ираклий Андроников — о загадках Лермонтова

    Кто:

    Знаменитый рассказчик, историк литературы и популяризатор лермонтоведения.

    Что:

    В фильме «Загадка Н. Ф. И. и другие устные рассказы Ираклия Андроникова» (1959) автор рассказывает (и показывает), как искал на берегах Арагви таинственные развалины, нарисованные Лермонтовым, и расшифровывал аббревиатуру Н. Ф. И. — адресата нескольких стихов поэта. История о буднях литературоведа оказывается увлекательнее детектива.

  • Play

    Виктор Астафьев — о войне и русском народе

    Писатель

    Воспоминания

    Виктор Астафьев — о войне и русском народе

    Кто:

    Писатель-фронтовик, мастер деревенской и военной прозы; вершина последней — роман «Прокляты и убиты» (1995).

    Что:

    Невероятная беседа с актером Георгием Жженовым о войне, которую они оба пережили. Десять минут с небольшим, способные рассказать о Великой Отечественной больше, чем тонны официозных фильмов и книг.

    Смотрите также:

    «Веселый солдат»: Виктор Астафьев вспоминает о войне.

  • Play

    Олег Борисов — о памяти

    Актер

    Воспоминания

    Олег Борисов — о памяти

    Кто:

    Актер театра (Киевский театр русской драмы, БДТ, МХАТ, Центральный театр Советской армии) и кино (более 60 ролей).

    Что:

    Олег Борисов объясняет сыну Юрию, как именно он старается работать, рассуждает об искусстве и свойствах памяти, рассказывает о детстве и родном Плесе и горько жалуется: «Я не сыграл Островского, Пушкина, Тургенева, Толстого, Гоголя. А что же я играл?!»

    Смотрите также:

    Фрагмент творческого вечера в Доме ученых.
    Короткое интервью на даче.
    Олег Борисов и Леонид Хейфец — о работе над спектаклем «Павел I».
    Получасовая беседа с Виктором Мережко.

  • Play

    Иосиф Бродский — о поэзии

    Поэт

    Воспоминания

  • Play

    Иван Бунин — о Нобелевской премии

    Писатель

    Монолог

    Иван Бунин — о Нобелевской премии

    Кто:

    Русский писатель («Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи», «Митина любовь» и другие). Лауреат Нобелевской премии 1933 года. Покинул Россию в 1920-м, жил во Франции. Умер в 1953 году, похоронен в Париже.

    Что:

    Официальное заявление, кратчайшее из возможных, сделанное писателем в 1933 году: Бунин благодарит Шведскую академию за присуждение ему Нобелевской премии по литературе и откланивается.

  • Play

    Паола Волкова — об античности

    Искусствовед

    Лекция

  • Play

    Владимир Высоцкий — о своих песнях

    Музыкант

    Монолог

  • Play

    Вячеслав Глазычев — о том, как создать центр города

    Урбанист

    Лекция

    Вячеслав Глазычев — о том, как создать центр города

    Кто:

    Главный урбанист России, зачинатель изучения дизайна в СССР, эксперт в области образовательной и культурной политики.

    Что:

    За десять минут Глазычев рассказывает короткую историю городского центра в России: почему у городов не было центров (они невозможны при крепостном праве), насколько важен для города театр, как СССР заморозил только появившийся город, а перестройка разморозила, почему Москва сейчас вывернута наизнанку и есть ли у нее хоть какие-то перспективы в будущем.

  • Play

    Вера Дажина — об экспрессионизме

    Искусствовед

    Лекция

    Вера Дажина — об экспрессионизме

    Кто:

    Искусствовед, специалист по флорентийской живописи, сооснователь Школы современного искусства «Свободные мастерские», автор книг о Микеланджело, Рафаэле и других художниках.

    Что:

    О том, чем экспрессионизм не похож на фовизм, почему он оказался симптомом времени и почему не пережил Первую мировую; о популярности дегенеративного искусства и о героическом спасении картин экспрессионистов от фашистов; о подъеме норвежской культуры; о Мунке, Нольде, Кирхнере и «Синем всаднике».

  • Play

    Григорий Дашевский — о поэтических переводах

    Поэт

    Лекция

    Григорий Дашевский — о поэтических переводах

    Кто:

    Поэт, переводчик, филолог-классик, литературный критик. Преподавал в МГУ и РГГУ латынь и историю римской литературы, переводил поэзию, прозу, философскую и филологическую литературу, в том числе Трумена Капоте, Фрэнсис Йейтс, Рене Жирара, Олдоса Хаксли, Ханну Арендт, Владимира Набокова и Иосифа Бродского.

    Что:

    Это лекция Дашевского, прочитанная на переводческом семинаре Александры Борисенко и Виктора Сонькина в 2010 году. Сложности поэтического перевода разбираются на примере эпиграммы Катулла, а в конце также — через разбор «Элегии» Пушкина («Безумных лет угасшее веселье…») и стихотворения Блока «Похоронят, зароют глубоко». Сюжет звучит сухо и академично — в действительности это на редкость живой разговор о любопытных древнеримских прохожих и обращениях к будущим комсомольцам; о римской любви и ненависти; о том, как Катулл играл в шашки, а Тургенев посмеялся над Фетом-переводчиком; о дурных и дешевых чувствах, возникающих в людях, которые оценивают чужие переводы, — и о том, как ненависть к переводу может заставить переводить; о том, почему студенты любят переводить Горация, — и о том, что заставляет людей заниматься такой невыполнимой работой, как перевод стихов.

    Смотрите также:

    Интервью Дашевского для «Совы Минервы» — проекта Института восточных культур РГГУ: часть 1, часть 2, часть 3.
    Григорий Дашевский читает два своих стихотворения на концерте «Вежливого отказа» в Музее Маяковского — «Черемушки» и «Близнецы».
    Дашевский о философском романе: короткое выступление на литературном завтраке в честь объявления премии имени Александра Пятигорского (2013).
    Дашевский в «Школе злословия».

  • Play

    Сергей Довлатов — о совпадениях

    Писатель

    Монолог

    Сергей Довлатов — о совпадениях

    Кто:

    Писатель («Компромисс», «Заповедник», «Чемодан» и другие), журналист, блестящий рассказчик. В 1978‑м эмигрировал в Нью-Йорк. Скончался в Нью-Йорке в 1990 году.

    Что:

    Набор коротеньких, мало кем виданных видеозаписей: Довлатов рассказывает о том, почему, приехав в США, он перестал читать любимую американскую литературу, отказывается отвечать на вопросы о политике и рассказывает несколько типично довлатовских историй.

  • Play

    Борис Дубин — о будущем

    Социолог

    Лекция

    Борис Дубин — о будущем

    Кто:

    Социолог, поэт, переводчик испанской лирики, латиноамериканской, английской, французской и польской литературы. Почти 25 лет работал во ВЦИОМе и Аналитическом центре Юрия Левады.

    Что:

    Как изменилось представление людей о времени с приходом модерности, когда в сознании человечества появилось будущее и каким оно может быть в сознании современных людей и как самостоятельный человек, принимающий вызов открытого будущего, платит за это своей жизнью. Часовая лекция была прочитана в июле 2014 года, за месяц до смерти Бориса Дубина, в Летней дискуссионной школе, организованной Фондом Егора Гайдара.

    Смотрите также:

    Борис Дубин читает стихи Хосе Лесамы Лимы в клубе «Китайский летчик Джао Да».
    Борис Дубин вместе с Алексеем Левинсоном — о своей научной жизни и Юрии Леваде.
    Дубин в «Школе злословия», 2006 год.
    Результаты исследований протестного движения. Комментарий начала 2012 года.

  • Play

    Виктор Живов — о русском языке

    Лингвист

    Монолог

    Виктор Живов — о русском языке

    Кто:

    Лингвист, филолог и историк, специалист по истории русского литературного языка, церковной культуре, исторической грамматике и русской литературе XVIII века.

    Что:

    Виктор Живов рассказывает, чем богат русский язык и почему французский беднее, но яснее; откуда берутся лингвистические фрики, утверждающие, что все языки произошли от русского; о том, чем книги Анатолия Фоменко похожи на гороскопы, зачем надо изучать историю грамматики, что Бог не дал знать лингвистам и как кривые мозги наносят вред стране.

  • Play

    Александр Зиновьев — о логике и сознании

    Философ

    Лекция

    Александр Зиновьев — о логике и сознании

    Кто:

    Философ, социолог, логик, методолог науки, писатель. Заведовал кафедрой логики МГУ; в 1970-е годы был выслан из страны, в 1990-е вернулся в Россию, из критика коммунизма превратившись в критика западного общества. Номинировался на Нобелевскую премию в области литературы.

    Что:

    Первая лекция из прочитанного в МГУ курса по комплексной логике. Посвящена человеческому сознанию: почему его содержание невозможно изучать в отрыве от аппарата, в чем разница между чувственным и знаковым аппаратом сознания и в чем суть последнего, как доказать, что некоторые знаки означают несуществующие объекты, что человечество получило благодаря сознанию, кто создает знаковый аппарат и многое другое. Кроме того, вводит исходные понятия логики — предмет, выбор, сопоставление и соответствие (например, «предмет — это все что угодно»), понять которые, судя по реакции слушателей, оказывается гораздо сложнее, чем может показаться; объясняет, чем избыточность информации опаснее ее дефицита и почему философские книги об истине — чушь.

    Смотрите также:

    Фильм-монолог Александра Зиновьева «Завещание» (2006).
    Интервью Зиновьева телеканалу «Русь» (1997).
     

  • Play

    Николай Каретников — об авангарде

    Композитор

    Воспоминания

    Николай Каретников — об авангарде

    Кто:

    Композитор, один из лидеров отечественного послевоенного авангарда, чья музыка на протяжении десятилетий оставалась частью советской параллельной неофициальной культуры. Его авангардные, модернистские вещи десятилетиями не исполнялись и не записывались, и широкой публике была известна только его музыка для кино и театра («Бег», «Скверный анекдот», «Прощай, шпана замоскворецкая…» и многие другие).

    Что:

    Редкий документальный фильм о работе композитора и выдающегося дирижера Романа Матсова с оркестром. Фильм снят в 1992 году, за два года до его смерти, — это хороший способ узнать о жизни нонконформистов в СССР и о том, как вообще сочиняется музыка.

  • Play

    Александр Кибрик — о машинном переводе и о мышлении

    Лингвист

    Монолог

    Александр Кибрик — о машинном переводе и о мышлении

    Кто:

    Языковед, пионер советской и мировой полевой лингвистики, знаток кавказских языков, один из основателей отделения структурной (теоретической) и прикладной лингвистики филфака МГУ.

    Что:

    О моде на структурную лингвистику и о браке по расчету; об экспедициях за неизвестными языками; о том, как школьники испытывают шок на лингвистических олимпиадах; о том, когда компьютер заменит переводчиков-людей, почему умный начальник должен быть тираном, о превосходстве лингвистики над физикой, химией и биологией; о том, чем разные народы, говорящие на разных языках, все-таки похожи друг на друга, и о том, как познать самого себя.

  • Play

    Андрей Козаржевский — о риторике

    Филолог

    Лекция

    Андрей Козаржевский — о риторике

    Кто:

    Филолог-классик, специалист по истории античной литературы, профессор МГУ.

    Что:

    Запись легендарной лекции «Мастерство публичной речи», о которой студенты МГУ годами хвастались менее удачливым собратьям. Козаржевский рассказывает о качествах, необходимых любому оратору, разбирает тонкости дикции и советует, какие упражнения могут ее улучшить.

    Смотрите также:

    Продолжение лекции «Мастерство публичной речи»: часть 2, часть 3, часть 4.

  • Play

    Вадим Козин — об искусстве романса

    Музыкант

    Воспоминания

    Вадим Козин — об искусстве романса

    Кто:

    Великий советский лирический певец, автор более двухсот песен. Первым исполнил и сделал популярным романс «Дружба» («Когда простым и нежным взором…»). Пик популярности Козина пришелся на 30–40-е годы, в 1944-м он был осужден на восемь лет ГУЛАГа. После досрочного освобождения остался жить в Магадане, его записи десятилетиями находятся под негласным запретом и не переиздаются. Гастролирует преимущественно по Сибири и Дальнему Востоку, сочиняет «Колымский цикл» — песни про Магадан. Умер в 1994 году.

    Что:

    Компиляция редких видеозаписей Вадима Козина. Все они сделаны в начале 90-х, частично — во время широко отмечавшегося 90-летия певца, когда к нему в Магадан приехала делегация артистов и журналистов под началом Иосифа Кобзона, чтобы открыть фестиваль «Золотая осень певца». Козин вспоминает детство, поет старые песни; смотреть на это без слез невозможно.

    Смотрите также:

    Еще три части той же компиляции — воспоминания Козина перемежаются воспоминаниями «королевы романса» Изабеллы Юрьевой. 
    Вадим Козин слушает собственную песню «Осень» на передаче Магаданского ТВ, посвященной его 75-летию. 
    Еще один леденящий душу отрывок оттуда же: Козин поет веселенькую песенку «Магаданский ветерок». Как Козин попал на Магадан и куда он пропадал на столько лет, телезрителям не сообщают.

  • Play

    Сергей Курехин — о русской культуре

    Музыкант

    Монолог

  • Play

    Евгений Леонов — о смысле и свободе

    Актер

    Монолог

    Евгений Леонов — о смысле и свободе

    Кто:

    Актер театра и кино (более 70 ролей).

    Что:

    Короткий монолог о любви, Боге, свободе, вере, прощении и о добром сердце.

  • Play

    Дмитрий Лихачев — о садах и парках

    Филолог

    Лекция

    Дмитрий Лихачев — о садах и парках

    Кто:

    Академик РАН, специалист по древнерусской литературе, искусству, истории и культуре, исследователь, издатель и переводчик Повести временных лет и «Слова о полку Игореве».

    Что:

    Фрагмент телевизионного фильма-лекции на любимую академиком тему: сады и парки он изучал более 20 лет. Гуляя по Петергофу, Ораниенбауму и Михайловскому, Лихачев рассуждает о том, как парки связаны с ощущением времени и почему они важны в современном урбанистическом мире, рассказывает о парках своего детства, объясняет, почему именно в Павловске произошло свидание Аглаи с князем Мышкиным, а Тургенев приглашал Флобера в свой парк в Спасском, — и читает стихи.

    Смотрите также:

    Рассказ Лихачева о парке Монрепо.
    «Эпоха Дмитрия Лихачева, рассказанная им самим»: воспоминания об Октябрьской революции, ссылке на Соловки, Горьком, рассуждения о противоречии русской культуры и легковерности русского человека.
    1991 год, полуторачасовая встреча Лихачева со зрителями.
    Интервью Лихачева эстонскому журналисту Урмасу Отту.
    Фильм 1988 года «Я вспоминаю», основанный на воспоминаниях Лихачева.

  • Play

    Дмитрий Лихачев — о XX веке

    Филолог

    Воспоминания

    Дмитрий Лихачев — о XX веке

    Кто:

    Академик РАН, специалист по древнерусской литературе, искусству, истории и культуре, исследователь, издатель и переводчик Повести временных лет и «Слова о полку Игореве».

    Что:

    80-летний Лихачев подводит итог жизни — за окном толпятся люди с плакатами, перестройка подходит к концу — и вспоминает детство. Несмотря на философско-пронзительное начало телевизионного фильма, которое может отпугнуть многих, смотреть его нужно: просто невозможно поверить, что все, о чем рассказывает Лихачев, случилось в судьбе одного человека. Он рассказывает про то, как попал на Соловки за то, что написал для друзей шуточную статью о необходимости возвращения буквы ять. Про то, как первую научную статью — об игре в карты у уголовников — сочинил прямо на нарах. Про то, как получил мантию в Оксфорде. И про то, как Соловки 20-х стали репетицией того, что случится со страной чуть позже.

  • Play

    Алексей Лосев — о русских философах

    Философ

    Воспоминания

    Алексей Лосев — о русских философах

    Кто:

    Философ, филолог, переводчик, ученик Павла Флоренского, автор более 800 работ, сорока с лишним монографий. Среди важнейших — многотомная «История античной эстетики».

    Что:

    Отрывок из документального фильма «Лосев», снятого в 1988 году, незадолго до смерти философа. Алексей Федорович, уже практически ослепший, вспоминает о своих встречах с Бердяевым, Трубецким, Франком, объясняет, почему, по мнению Бердяева, религия — это учение о свободе и как философы, которые в конце XIX века были убежденными марксистами, после революции 1905 года перешли к идеализму.

    Смотрите также:

    Фильм «Лосев» полностью.

  • Play

    Юрий Лотман — о балах

    Филолог

    Лекция

    Юрий Лотман — о балах

    Кто:

    Литературовед, один из основоположников структурно‑семиотического метода анализа, создатель Тартуско‑московской семиотической школы.

    Что:

    Лекция из знаменитого телевизионного цикла «Беседы о русской культуре». Как танцевали на принудительных ассамблеях Петра I, что общего между солдатом на плацу и танцующей дамой, кто узаконил плебейский и непристойный вальс и почему Кити ждала объяснения Вронского на мазурке, но не на котильоне. На 20-й минуте можно увидеть инфографику XVIII века о том, как танцевать менуэт, на 31-й — схему контрданса.

    Смотрите также:

    Весь цикл лекций Лотмана «Беседы о русской культуре», 1996 год.

  • Play

    Муслим Магомаев — о жизни на эстраде

    Музыкант

    Воспоминания

    Муслим Магомаев — о жизни на эстраде

    Кто:

    Советский оперный и эстрадный певец, композитор. Самый молодой народный артист в истории СССР. В его концертном репертуаре было более 600 песен.

    Что:

    Полная немонтированная версия интервью, которое у великого эстрадного певца взял в 1993 году Леонид Парфенов: о Баку, моде, влиянии Италии, национальном вопросе, подарках шаха Ирана, твисте на русском и многом другом.

  • Play

    Надежда Мандельштам — о муже

    Писатель

    Воспоминания

    Надежда Мандельштам — о муже

    Кто:

    Писательница, мемуарист, лингвист, жена Осипа Мандельштама.

    Что:

    Поразительная съемка: Надежда Мандельштам невероятно откровенно рассказывает о друзьях, о жизни без Осипа, о любви к нему (в том числе физической), о его ревности и его врагах. К сожалению, только на английском и без перевода, но выбирать не приходится: другой такой нет.

  • Play

    Елеазар Мелетинский — о том, как спасти Россию

    Фольклорист

    Монолог

    Елеазар Мелетинский — о том, как спасти Россию

    Кто:

    Филолог, исследователь мифологии и эпоса, средневекового романа, архетипов в русской литературе, основатель исследовательской школы теоретической фольклористики, главный редактор «Мифологического словаря» и заместитель главного редактора энциклопедии «Мифы народов мира».

    Что:

    Невероятный (участвуют консервативные Кургинян, Проханов, Дугин и молодые либеральные Сергей Пархоменко, Михаил Леонтьев) круглый стол 1992 года, посвященный вопросу «Как спасти Россию?». Запись уникальна еще и тем, что на ней зафиксировано единственное появление на телевидении видного филолога и исследователя мифов Елеазара Мелетинского. Выступает ученый всего шесть минут: Мелетинский эмоционально объясняет, каким должно быть государство, предостерегает от идеализации прошлого и предрекает возвращение идей о «Великой России» — вместе с национализмом и казаками. Выступление ученого начинается с отметки 1:02:25, но смотреть ролик, конечно, стоит полностью.

  • Play

    Александр Мень — об апокрифах

    Богослов

    Лекция

    Александр Мень — об апокрифах

    Кто:

    Священник, богослов, историк религии, проповедник, зачинатель христианского самиздата 1960-х годов, духовный наставник многих диссидентов 1970-х, один из основателей Российского библейского общества, Библейско-богословского института святого апостола Андрея, автор многочисленных благотворительных проектов; главный его труд — «История религии» в семи томах. Убит в 1990 году.

    Что:

    Двухчасовая лекция 1990 года в ДК МЗАЛ. Подробный рассказ о происхождении апокрифов, о ветхо- и новозаветных неканонических текстах; об апокрифах вредных и полезных и о том, как их сюжеты отразились в живописи, скульптуре, литературе и даже в традиционных православных богослужениях; о том, как отличать апокрифы и не запутаться в доктринах и плодах человеческого любопытства.

    Смотрите также:

    Мень вспоминает об Александре Галиче.

  • Play

    Виктор Мержанов — о Второй сонате Шопена

    Музыкант

    Лекция

    Виктор Мержанов — о Второй сонате Шопена

    Кто:

    Пианист и педагог, руководитель Международных курсов высшего художественного мастерства пианистов (Тамбов).

    Что:

    Виктор Мержанов рассказывает о чувстве формы и свободе романтика, которые соединились в творчестве Шопена, о темпе в конце Второй сонаты и важности педали в игре на фортепиано, а также вспоминает исполнительские привычки Святослава Рихтера. В целом эта лекция о том, как соната исследует проблемы жизни и смерти.

  • Play

    Евгений Мравинский — о Восьмой симфонии Шостаковича

    Дирижер

    Лекция

    Евгений Мравинский — о Восьмой симфонии Шостаковича

    Кто:

    Великий советский дирижер, один из лучших дирижеров всех времен и народов.

    Что:

    Евгений Мравинский анализирует каждую часть Восьмой симфонии Дмитрия Шостаковича (так, что понятно это не только музыковедам), а также вспоминает о первых репетициях симфонии в 1943 году и о предложении Шостаковича посвятить это произведение дирижеру.

  • Play

    Майк Науменко — о пьянстве и ленинградском рок-клубе

    Музыкант

    Монолог

  • Play

    Александр Панченко — об Александре Третьем

    Филолог

    Лекция

    Александр Панченко — об Александре Третьем

    Кто:

    Филолог, специалист по Древней Руси и Петровской эпохе, исследователь смеховой культуры и Русской церкви.

    Что:

    Академик Панченко останавливается на некоторых эпизодах правления императора-миротворца: как он заставил немецких профессоров в Тарту изъясняться на русском волапюке, как играл на тромбоне в эпиграмме, как на него покушался Александр Ульянов, как Александр замирил страну и отправился на рыбалку. Посмотрев фильм, вы не сможете не употреблять крылатую фразу «Родина сама выпутается».

    Смотрите также:

    Александр Панченко вспоминает о детстве — полуторачасовая съемка, состоящая из ранее не выходивших в эфир интервью.

  • Play

    Майя Плисецкая — о балете

    Балерина

    Мастер-класс

  • Play

    Григорий Померанц — о сути религий

    Философ

    Монолог

  • Play

    Дмитрий Пригов — о своей Москве

    Поэт

    Воспоминания

    Дмитрий Пригов — о своей Москве

    Кто:

    Поэт и художник, один из основоположников московского концептуализма.

    Что:

    Москвоведение от одного из главных современных русских поэтов. Палиха, Старая Басманная, Кривоколенный переулок — все это адреса великих людей: Достоевского, Муравьева‑Апостола, Пушкина, Веневитинова. Плюс герцогство Беляево, вотчина самого поэта. Заодно Пригов рассказывает о своем детстве, похоронах Алексея Толстого и предлагает мерить величие носками — дырявые Льва Николаевича Толстого застрахованы на три миллиона долларов, а сколько стоят ваши?

    Смотрите также:

    Медиаопера с котиком «Россия».
    Пригов в «Антропологии».
    Пригов в «Школе злословия».

  • Play

    Сергей Прокофьев — о «Войне и мире»

    Композитор

    Монолог

    Сергей Прокофьев — о «Войне и мире»

    Кто:

    Русский композитор, автор семи симфоний, пяти концертов для фортепиано с оркестром, опер «Война и мир», «Любовь к трем апельсинам», балетов «Золушка» и «Ромео и Джульетта», симфонической сказки «Петя и волк», музыки к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный» и пр.

    Что:

    В коротком архивном видео Прокофьев рассказывает о произведениях, над которыми работает, и об успешной премьере оперы «Война и мир» в Ленинграде в 1946 году.

  • Play

    Александр Пятигорский — о философии буддизма

    Философ

    Лекция

    Александр Пятигорский — о философии буддизма

    Кто:

    Философ, востоковед, индолог, переводчик буддийских и индуистских священных текстов, писатель. По приглашению Юрия Лотмана работал в Тартуском университете. С 1974 года жил в Англии и работал в Школе востоковедения Лондонского университета.

    Что:

    Вводная лекция о философии буддизма, прочитанная в Государственном музее искусства народов Востока в 2006 году, посвящена формированию буддийской философии и ее специфике: об отсутствии письменности у древних индусов, о традиции запоминания и комментирования священных текстов, об отсутствии историзма, об отшельничестве от скуки и о многом другом. Почти два часа — ужасно увлекательно.

    Смотрите также:

    Свободный философ Пятигорский (многолетний цикл лекций Пятигорского на «Радио „Свобода“»).
    Пятигорский о Мамардашвили и философии.
    Интервью Пятигорского Владимиру Паперному.
    Фильм об Александре Пятигорском «Философ сбежал» (режиссер Улдис Тиронс, 2005 год).

  • Play

    Фаина Раневская — о своей жизни

    Актер

    Воспоминания

    Фаина Раневская — о своей жизни

    Кто:

    Актриса театра (большую часть карьеры работала в Театре имени Моссовета) и кино («Подкидыш», «Весна», «Золушка»), мастер эпизода и остроумный рассказчик, ученица Станиславского, у которого она никогда не училась.

    Что:

    Очень советское (и единственное сохранившееся) телеинтервью с совершенно несоветской 85-летней актрисой. Раневская рассказывает, почему ее карьера не сложилась, цитирует Ахматову и объясняет, за что не любит театр. Ближе к концу выясняется, что Фаина Георгиевна никогда не бывает собой довольна и любит, когда публика в зале плачет. Интервьюер — известный театральный критик Наталья Крымова, жена Анатолия Эфроса и мама театрального режиссера Дмитрия Крымова. 1979 год.

  • Play

    Михаил Ромм — о себе и о своем кино

    Режиссер

    Воспоминания

    Михаил Ромм — о себе и о своем кино

    Кто:

    Кинорежиссер, автор «Обыкновенного фашизма», «Девяти дней одного года» и «Ленина в Октябре».

    Что:

    Уникальный документальный фильм, снятый спустя полтора десятка лет после смерти режиссера. Основа — аудиозаписи голоса Ромма: он надиктовывал на магнитофон рассказы о своей жизни. Конечно, есть и документальные кинокадры: например, в середине фильма Ромм неподражаемо рассказывает, как старый большевик Дмитрий Мануильский помогал актеру Борису Щукину вжиться в роль Ленина. Увы, по требованиям «Мосфильма» посмотреть его можно только на сайте YouTube — нажмите на соответствующую ссылку.

  • Play

    Мстислав Ростропович — о том, как вести себя на сцене

    Музыкант

    Мастер-класс

    Мстислав Ростропович — о том, как вести себя на сцене

    Кто:

    Выдающийся виолончелист.

    Что:

    Блестящий получасовой мастер-класс, на котором Ростропович объясняет собравшимся в Малом зале Консерватории музыкантам и любопытствующим, как правильно играть, как разбирать пьесы, как держать себя на сцене и прочее, — неожиданным образом рассказывает о музыке и музыкантах лучше, чем несколько толстенных книг.

  • Play

    Иннокентий Смоктуновский — о таланте

    Актер

    Воспоминания

    Иннокентий Смоктуновский — о таланте

    Кто:

    Легендарный советский актер, исполнитель ролей Гамлета, князя Мышкина и Юрия Деточкина.

    Что:

    Смоктуновский рассказывает Урмасу Отту о непостоянстве вдохновения, о мучительной работе над образом князя Мышкина и о стуке бога Достоевского в актерские души, о трагически неверном пути России, крестьянах-витязях, дистрофии на фронте, любви к Отчизне, родне в деревне Татьяновке, о роли курчавого Ленина, нервах, покупке свитерка и о невнимательных режиссерах Козинцеве и Товстоногове. 1992 год.

  • Play

    Александр Солженицын — о желании писать

    Писатель

    Монолог

  • Play

    Константин Станиславский — о работе актеров

    Режиссер

    Мастер-класс

    Константин Станиславский — о работе актеров

    Кто:

    Русский театральный режиссер, актер и педагог, создатель знаменитой актерской системы, носящей его имя. Сооснователь МХТ.

    Что:

    На репетиции спектакля «Тартюф» Станиславский анализирует работу актеров и дает им наставления.

  • Play

    Борис Стругацкий — о судьбе утопии

    Писатель

    Монолог

    Борис Стругацкий — о судьбе утопии

    Кто:

    Писатель-фантаст, сценарист, переводчик, автор нескольких десятков произведений («Пикник на обочине», «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», «Улитка на склоне» и другие), подавляющее большинство написано в соавторстве с братом, Аркадием Стругацким.

    Что:

    Борис Стругацкий объясняет, почему роман «Град обреченный» — это реквием по утопиям, возникший в результате разочарования братьев в социалистическом строе, яростными приверженцами которого они были в юности. Кроме того, рассказывает о Булгакове, цензуре и о том, как строилась его совместная работа с братом.

  • Play

    Аркадий Стругацкий — о других цивилизациях

    Писатель

    Монолог

    Аркадий Стругацкий — о других цивилизациях

    Кто:

    Писатель-фантаст, сценарист, переводчик, автор нескольких десятков произведений («Пикник на обочине», «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», «Улитка на склоне» и другие), подавляющее большинство написано в соавторстве с братом, Борисом Стругацким.

    Что:

    Аркадий Стругацкий рассуждает о том, существуют ли во Вселенной иные цивилизации, нужно ли пытаться устанавливать контакт с другими формами жизни и чем это грозит человечеству.

  • Play

    Антоний Сурожский — о любви

    Богослов

    Монолог

    Антоний Сурожский — о любви

    Кто:

    Возможно, главный православный проповедник, богослов и философ XX века, все речи которого разошлись на цитаты. Сын сотрудника российской дипломатической службы, племянник Скрябина, проведший детство в Персии, а отрочество — в Париже; врач и биолог, накануне войны принявший монашеский обет; во второй половине века — духовный руководитель епархии в Великобритании. В 1990 году выдвигался кандидатом на Патриарший престол.

    Что:

    На беседах с прихожанами (это видеозапись одной из них) отец Антоний рассказывал истории-притчи, обычно из своей долгой жизни, об исповедовании одной церкви — и нахождении в другой, о доверии, о разнице между человеческой и божественной любовью.

  • Play

    Андрей Тарковский — о любимых режиссерах

    Режиссер

    Монолог

  • Play

    Георгий Товстоногов — о режиссуре

    Режиссер

    Мастер-класс

    Георгий Товстоногов — о режиссуре

    Кто:

    Прославленный советский театральный режиссер, адепт школы Станиславского, постановщик «Оптимистической трагедии» и «Пяти вечеров».

    Что:

    В документальном фильме «На режиссерских уроках профессора Товстоногова» легенда БДТ строго опрашивает студентов, учит их актерской психофизике, водит в зоопарк и заставляет постигать интеллект барана, велит тренировать зрелищность и учит правильно изображать деревенский адюльтер. Студенты за это короткое время проходят весь путь, полагающийся начинающему режиссеру, — от первого курса до дипломного спектакля.

    Смотрите также:

    Георгий Товстоногов в концертной студии «Останкино».

  • Play

    Владимир Топоров — о русском языке и о любимых писателях

    Филолог

    Монолог

    Владимир Топоров — о русском языке и о любимых писателях

    Кто:

    Филолог, академик РАН, создатель (совместно с Вячеславом Всеволодовичем Ивановым) теории «основного мифа».

    Что:

    Владимир Топоров говорит о книгах, которые, по его мнению, спасать не нужно, тогда как русский язык нуждается в защите. И отвечает на вопрос о любимых писателях — в частности, называет Достоевского писателем века. Монолог Топорова начинается с отметки 2:52.

  • Play

    Наталья Трауберг — о церкви в СССР

    Писатель

    Воспоминания

    Наталья Трауберг — о церкви в СССР

    Кто:

    Дочь кинорежиссера Леонида Трауберга, переводчик с английского (Вудхаус, Честертон, Льюис, Грин), испанского (Лорка, Кортасар, Льоса), французского (Ионеско), итальянского (Пиранделло), португальского, писатель, член правления Российского библейского общества.

    Что:

    Запись воспоминаний потрясающей рассказчицы Натальи Трауберг для сайта «Православие и мир» о разнообразии религиозной жизни в Советском Союзе: о том, как в богемной среде заводятся религиозные дети, о религиозном возрождении 1970–80-х годов, настоящем и мнимом, о том, как молиться в условиях стукачества и не превратиться в комсомольца.

    спецпроект «дух английской литературы»

    Архив лекций Натальи Трауберг

    Неакадемические рассказы об английской словесности

  • Play

    Леонид Филатов — о смерти

    Актер

    Монолог

    Леонид Филатов — о смерти

    Кто:

    Актер театра (Театр на Таганке, «Современник») и кино, поэт, сценарист, писатель.

    Что:

    Отрывок из документального фильма «О, не лети так, жизнь»: уже тяжелобольной актер говорит о Боге, бессмертии души и о своем отношении к смерти.

    Смотрите также:

    Документальный фильм «О, не лети так, жизнь».
    Филатов читает свои пародии на Вознесенского, Евтушенко и Рождественского.
    Филатов читает свое стихотворение «Високосный год» (1987).
     

  • Play

    Анастасия Цветаева — о прошлом и о сестре

    Писатель

    Воспоминания

    Анастасия Цветаева — о прошлом и о сестре

    Кто:

    Писатель, переводчик, родная сестра Марины Цветаевой.

    Что:

    Фильм-монолог «Мне 90 лет»: Анастасия Цветаева рассказывает о своем детстве, об отце Владимире Цветаеве, основателе и первом директоре нынешнего Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, об открытии музея — и о сестре Марине Цветаевой.

  • Play

    Виктор Цой — о том, как сочиняются песни

    Музыкант

    Монолог

  • Play

    Корней Чуковский — о детских стихах

    Поэт

    Мастер-класс

    Корней Чуковский — о детских стихах

    Кто:

    Писатель, поэт, литературовед, переводчик, публицист, литературный критик.

    Что:

    Единственное доступное видео Корнея Чуковского — и именно в том образе, которым он скорее тяготился: доброго дедушки, читающего советским детям сказочки и задающего проверочные вопросы. 1960 год.

  • Play

    Лариса Шепитько — о кино

    Режиссер

    Монолог

    Лариса Шепитько — о кино

    Кто:

    Кинорежиссер («Крылья», «Ты и я», «Восхождение» и другие), сценарист, актриса.

    Что:

    Редкое видео: режиссер Лариса Шепитько в гостях у баварского ТВ. Запись 1978 года — через год Шепитько погибнет в автокатастрофе, — а пока немецкая журналистка графиня Фелиция фон Ностиц расспрашивает ее о советском человеке, проблемах современного кино, монтаже и о том, кто близок Шепитько из современных режиссеров. Режиссер рассказывает об отсутствии привилегий, о том, что советский народ спасет научный прогресс, и, смущаясь, среди близких по духу режиссеров называет мужа — Элема Климова.

    Смотрите также:

    Документальный фильм Элема Климова «Лариса» (1980).

  • Play

    Дмитрий Шостакович — о языке оперы

    Композитор

    Монолог

    Дмитрий Шостакович — о языке оперы

    Кто:

    Один из крупнейших композиторов XX века; автор 15 симфоний, шести концертов, трех опер, трех балетов и пр.

    Что:

    В отрывке из документального фильма Дмитрий Шостакович рассуждает, на каком языке должна в идеале исполняться опера. 1975 год.

  • Play

    Сергей Эйзенштейн — о системе Станиславского

    Режиссер

    Мастер-класс

    Сергей Эйзенштейн — о системе Станиславского

    Кто:

    Кинорежиссер («Броненосец „Потемкин“», «Александр Невский», «Иван Грозный» и другие), классик советского и мирового кино, автор важнейших работ по теории кинематографа.

    Что:

    Короткая реклама системы Станиславского: Эйзенштейн учит студентов уму-разуму и заставляет актера повторять слово «персик».

  • Play

    Анатолий Эфрос — о «Вишневом саде»

    Режиссер

    Монолог

    Анатолий Эфрос — о «Вишневом саде»

    Кто:

    Советский театральный режиссер, возглавлял «Ленком», «Таганку» (после эмиграции Юрия Любимова), вдохнул новую жизнь в Центральный детский театр и Театр на Малой Бронной. Много работал на телевидении.

    Что:

    Постановщик чеховской пьесы в Театре на Таганке дает парное интервью с исполнительницей роли Раневской Аллой Демидовой. Эфрос объясняет, как сделать так, чтобы классика не устаревала, рассказывает о том, что «Вишневый сад» — лучшая пьеса в мире, и говорит о своем понимании творчества Чехова: классик писал о людях, у которых нет смелости понять, что они в опасности.

  • https://ria.ru/20200125/1563842142.html

    Я изучил все ноты от и до. Каким композитором был Владимир Высоцкий

    Я изучил все ноты от и до. Каким композитором был Владимир Высоцкий — РИА Новости, 26.01.2020

    Я изучил все ноты от и до. Каким композитором был Владимир Высоцкий

    Владимиру Высоцкому сегодня исполнилось бы 82 года. Сколько книг и статей написано о его актерской судьбе, о его поэтическом таланте! Но вот о… РИА Новости, 26.01.2020

    2020-01-25T10:00

    2020-01-25T10:00

    2020-01-26T10:00

    культура

    владимир высоцкий (автор песен)

    станислав говорухин

    стас намин

    кино и сериалы

    театр

    музыка

    /html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

    /html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

    https://cdnn21.img.ria.ru/images/156383/94/1563839470_0:135:2347:1455_1920x0_80_0_0_b31c31d85eb696219a70587d7b9b6366.jpg

    МОСКВА, 25 янв — РИА Новости, Павел Сурков. Владимиру Высоцкому сегодня исполнилось бы 82 года. Сколько книг и статей написано о его актерской судьбе, о его поэтическом таланте! Но вот о Высоцком-композиторе до сих пор сказано мало, практически ничего. О том, что скрыто в простых на первый взгляд песнях всеми любимого актера и музыканта, — в материале РИА Новости.»Неравенством от звуков так и пышет»Он оказался заложником бюрократической машины. Пишет стихи? Но при этом не поэт, не член Союза писателей. Иные старшие товарищи снисходительно похлопывали «друга Володю» по плечу, но заветную рекомендацию, без которой путь в Союз был закрыт, не давали. А о Союзе композиторов и мечтать не приходилось — после знаменитой критической статьи «О чем поет Высоцкий?» с разносом «магнитофонных певцов». Кроме того, на него ополчился сам Дмитрий Кабалевский, один из ключевых чиновников Союза композиторов, призвав «разобраться с проблемой бардов», от чего авторскую песню надолго отрешили от любого официального признания. «Бывает, нота «фа» звучит сильней,Чем высокопоставленная нота»Высоцкий-композитор формально состоялся уже на первой большой музыкальной работе: в титрах фильма Станислава Говорухина «Вертикаль» он значился автором и исполнителем. Потом вышла и первая официальная пластинка-миньон с песнями из фильма.Четыре песенки на гибкой пластиночке — но это все равно был невероятный успех для человека, который не входил ни в один из официальных Союзов. Впрочем, талант его был подтвержден вполне легально — фирмой «Мелодия», советским музыкальным монополистом. Когда Высоцкому заказывали песни для фильмов, он фактически создавал единое, цельное музыкальное полотно. По сегодняшним меркам — писал целый мюзикл. В его ранних работах так и было: режиссеры брали Высокого в картину и как актера, и как автора песен. После «Вертикали» — «Опасные гастроли» Георгия Юнгвальд-Хилькевича и оказавшаяся на полке «Интервенция» Геннадия Полоки (к этой ленте Высоцкий с удовольствием писал песни и для себя, и для других исполнителей). Говорят, он даже учил Ефима Копеляна петь бандитские куплеты «Гром прогремел, золяция идет» — отличную стилизацию под одесские воровские песни.Высоцкий все чаще натыкался на бюрократические препоны. Для киносказки «Иван да Марья» он сочинил песни для каждого из персонажей, от ярмарочных скоморохов до смешных и нелепых Лешего и Бабы-Яги. Но из почти двух десятков номеров в фильм вошли лишь несколько куплетов.Чуть лучше получилось с фильмом «Бегство мистера Мак-Кинли» Михаила Швейцера (там Высоцкий сыграл Билла Сигера, уличного певца). Он должен был стать фактически основным рассказчиком сюжета, но из девяти написанных зонгов в фильм включили лишь два, да и те в укороченном варианте. Эту работу Владимир Семенович считал одним из своих киношных провалов. На «Мак-Кинли» он очень рассчитывал, надеясь, что эта картина, снятая одним из отечественных киномэтров, принесет ему наконец-то заслуженное композиторское признание. «Но с нами — Бог, а с ними — композитор!»Были и невероятно важные отзывы некоторых композиторов, они признавали и даже подчеркивали его музыкальный талант. Например, Альфред Шнитке говорил, что песни Высоцкого «отличаются величайшей тонкостью, нестандартностью и ритмикой, как бы создающей свой пульс». Очень лестная характеристика от музыкального гения. По-настоящему проявился Высоцкий-композитор во время работы над сказкой «Алиса в Стране чудес», где практически все, им сделанное, вошло в окончательную редакцию. Снова были написаны куплеты для всех персонажей — фактически каждая новая сцена иллюстрировалась его песнями, каждый герой распевал его стихи (разве что Робину Гусю не повезло — этого персонажа сократили, но запись песни сохранилась). Аранжировки в стиле английской салонной музыки с доминирующим нежным клавесином выполнил композитор Евгений Геворкян. Но это была лишь «обложка» — на деле «Алиса» звучала теми мелодиями, которые сочинил для нее Высоцкий. Собственно, именно так он и был обозначен: как автор слов и мелодий песен. Неудивительно, что он невероятно гордился этой работой и с радостью дарил друзьям (а особенно их детям) эту пластинку. И сегодня на сцене Театра на Таганке идет спектакль «Беги, Алиса, беги», где литературная и музыкальная основа — именно те старые записи, а в Театре Стаса Намина по «Алисе» поставили мюзикл. До сих пор песни Высоцкого, хотя их автора нет с нами почти уже 40 лет, продолжают жить и оставаться актуальными. Это заслуга его невероятного таланта — актерского, поэтического и музыкального. И ему, на самом деле, уже давно не нужно официального признания.

    https://ria.ru/20200116/1563461339.html

    РИА Новости

    internet-group@rian.ru

    7 495 645-6601

    ФГУП МИА «Россия сегодня»

    https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

    2020

    РИА Новости

    internet-group@rian.ru

    7 495 645-6601

    ФГУП МИА «Россия сегодня»

    https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

    Новости

    ru-RU

    https://ria.ru/docs/about/copyright.html

    https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

    РИА Новости

    internet-group@rian.ru

    7 495 645-6601

    ФГУП МИА «Россия сегодня»

    https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

    https://cdnn21.img.ria.ru/images/156383/94/1563839470_0:0:2347:1761_1920x0_80_0_0_d4b6239dc18a707eeddbfd167f881344.jpg

    РИА Новости

    internet-group@rian.ru

    7 495 645-6601

    ФГУП МИА «Россия сегодня»

    https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

    РИА Новости

    internet-group@rian.ru

    7 495 645-6601

    ФГУП МИА «Россия сегодня»

    https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

    владимир высоцкий (автор песен), станислав говорухин, стас намин, кино и сериалы, театр, музыка

    Культура, Владимир Высоцкий (автор песен), Станислав Говорухин, Стас Намин, Кино и сериалы, Театр, Музыка

    МОСКВА, 25 янв — РИА Новости, Павел Сурков. Владимиру Высоцкому сегодня исполнилось бы 82 года. Сколько книг и статей написано о его актерской судьбе, о его поэтическом таланте! Но вот о Высоцком-композиторе до сих пор сказано мало, практически ничего. О том, что скрыто в простых на первый взгляд песнях всеми любимого актера и музыканта, — в материале РИА Новости.

    «Неравенством от звуков так и пышет»

    «

    Сам Высоцкий о себе как о композиторе рассуждал мало и, казалось бы, вскользь. «Да какие барды и менестрели! То, чем я занимаюсь, называется авторской песней, так как я сам пишу и стихи, и музыку, и сам же свои песни исполняю», — говорил он на концертах.

    Он оказался заложником бюрократической машины. Пишет стихи? Но при этом не поэт, не член Союза писателей. Иные старшие товарищи снисходительно похлопывали «друга Володю» по плечу, но заветную рекомендацию, без которой путь в Союз был закрыт, не давали.

    А о Союзе композиторов и мечтать не приходилось — после знаменитой критической статьи «О чем поет Высоцкий?» с разносом «магнитофонных певцов». Кроме того, на него ополчился сам Дмитрий Кабалевский, один из ключевых чиновников Союза композиторов, призвав «разобраться с проблемой бардов», от чего авторскую песню надолго отрешили от любого официального признания.

    «Бывает, нота «фа» звучит сильней,
    Чем высокопоставленная нота»

    Высоцкий-композитор формально состоялся уже на первой большой музыкальной работе: в титрах фильма Станислава Говорухина «Вертикаль» он значился автором и исполнителем. Потом вышла и первая официальная пластинка-миньон с песнями из фильма.

    Четыре песенки на гибкой пластиночке — но это все равно был невероятный успех для человека, который не входил ни в один из официальных Союзов. Впрочем, талант его был подтвержден вполне легально — фирмой «Мелодия», советским музыкальным монополистом.

    Когда Высоцкому заказывали песни для фильмов, он фактически создавал единое, цельное музыкальное полотно. По сегодняшним меркам — писал целый мюзикл.

    В его ранних работах так и было: режиссеры брали Высокого в картину и как актера, и как автора песен. После «Вертикали» — «Опасные гастроли» Георгия Юнгвальд-Хилькевича и оказавшаяся на полке «Интервенция» Геннадия Полоки (к этой ленте Высоцкий с удовольствием писал песни и для себя, и для других исполнителей). Говорят, он даже учил Ефима Копеляна петь бандитские куплеты «Гром прогремел, золяция идет» — отличную стилизацию под одесские воровские песни.

    Высоцкий все чаще натыкался на бюрократические препоны. Для киносказки «Иван да Марья» он сочинил песни для каждого из персонажей, от ярмарочных скоморохов до смешных и нелепых Лешего и Бабы-Яги. Но из почти двух десятков номеров в фильм вошли лишь несколько куплетов.

    Чуть лучше получилось с фильмом «Бегство мистера Мак-Кинли» Михаила Швейцера (там Высоцкий сыграл Билла Сигера, уличного певца). Он должен был стать фактически основным рассказчиком сюжета, но из девяти написанных зонгов в фильм включили лишь два, да и те в укороченном варианте.

    Эту работу Владимир Семенович считал одним из своих киношных провалов. На «Мак-Кинли» он очень рассчитывал, надеясь, что эта картина, снятая одним из отечественных киномэтров, принесет ему наконец-то заслуженное композиторское признание.

    «Но с нами — Бог, а с ними — композитор!»

    Были и невероятно важные отзывы некоторых композиторов, они признавали и даже подчеркивали его музыкальный талант. Например, Альфред Шнитке говорил, что песни Высоцкого «отличаются величайшей тонкостью, нестандартностью и ритмикой, как бы создающей свой пульс». Очень лестная характеристика от музыкального гения.

    По-настоящему проявился Высоцкий-композитор во время работы над сказкой «Алиса в Стране чудес», где практически все, им сделанное, вошло в окончательную редакцию. Снова были написаны куплеты для всех персонажей — фактически каждая новая сцена иллюстрировалась его песнями, каждый герой распевал его стихи (разве что Робину Гусю не повезло — этого персонажа сократили, но запись песни сохранилась).

    Аранжировки в стиле английской салонной музыки с доминирующим нежным клавесином выполнил композитор Евгений Геворкян. Но это была лишь «обложка» — на деле «Алиса» звучала теми мелодиями, которые сочинил для нее Высоцкий. Собственно, именно так он и был обозначен: как автор слов и мелодий песен. Неудивительно, что он невероятно гордился этой работой и с радостью дарил друзьям (а особенно их детям) эту пластинку.

    И сегодня на сцене Театра на Таганке идет спектакль «Беги, Алиса, беги», где литературная и музыкальная основа — именно те старые записи, а в Театре Стаса Намина по «Алисе» поставили мюзикл.

    До сих пор песни Высоцкого, хотя их автора нет с нами почти уже 40 лет, продолжают жить и оставаться актуальными. Это заслуга его невероятного таланта — актерского, поэтического и музыкального. И ему, на самом деле, уже давно не нужно официального признания.

    Музей легендарной группы Битлз в Буэнос-Айресе

    Ол тугеза нау! Почему «Битлз» — самая популярная группа

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как выпью алкоголь писаюсь во сне
  • Как выпускники написали итоговое сочинение
  • Как выполнить морфологический разбор слова писал 5 класс
  • Как вынудить девушку написать первой
  • Как выйду напишу как пишется