Как запомнить как пишутся словарные слова

На чтение 4 мин Просмотров 1.3к. Опубликовано 05.04.2017

Содержание

  1. Классические способы запоминания словарных  слов
  2. Методики запоминания слов с помощью техник эффективного обучения
  3. Уже в этот четверг состоится бесплатный семинар, на котором мы отработаем эти и другие мощные техники запоминания словарных слов.

Мы начинаем серию писем, посвященных русскому языку, грамотности, красивому почерку, обучению детей русскому языку.

И сегодня мы поговорим о том, как быстро и эффективно выучить словарные слова. Их, как и таблицу умножения надо выучить.

Но если в таблице умножения всего 100 примеров, то словарных слов в школе изучается не менее 800.

И редкий учитель учит с детьми словарные слова в классе. Обычно, «сложное» и «трудное» детям дается на самостоятельное запоминание, или запоминание с родителями.

Представляем вашему вниманию маленькие хитрости, как запомнить написание словарных слов

Мы разделили их на классические методы, именно так работают со словарными словами в школе, и техники эффективного запоминания слов

Как выучить словарные слова легко и с удовольствием?

Классические способы запоминания словарных  слов

1. Чтение слов ребенком. Списать словарные слова в словарик

2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова — воспользоваться словарем) и проговорить возможные причины написания слова именно таким образом.

3. Орфографическая работа над словом:
— постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
— звукобуквенный анализ слова,
— деление слова на слоги и для переноса.

4. Заучивание правописания данного слова:
— подбор однокоренных слов,
— составление словосочетания, предложения с этим словом,
— подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

5. Запись слова в орфографический словарик.

6. Письмо по памяти

Как выучить словарные слова легко и с удовольствием?

Методики запоминания слов с помощью техник эффективного обучения

7. К словарному слову, которое нужно запомнить, добавить слово или даже несколько, где проверяемая буква очень хорошо слышится.

Например, слово МОЛОКО. Нужно запомнить О.

Придумываем ассоциации: молоко из лОжки пьет лОшадь

Представляем с ребенком эту картину, акцентируем внимание на том, что лОжка и лОшадь подсказывают нам нужную букву

Как выучить словарные слова легко и с удовольствием?

8. Записать слово с закрытыми глазами.

После того, как ребенок прочитает слово, он записывает его на листах бумаги с завязанными глазами, при этом лучше использовать фломастеры или яркие ручки.

Когда слово написано, его надо рассмотреть.

Данное упражнение доставляет детям массу удовольствия, а главное, задействует различные органы восприятия информации и усиливает эффект запоминания слов.

Как выучить словарные слова легко и с удовольствием?

9. Сравнивать буквы с геометрическими фигурами. А- похожа на треугольник, О — на круг, Е — на прямоугольник.

А дальше, в нужное слово добавлять фигуры или рисовать с помощью них.

Например, АПЕЛЬСИН

Можно представить  треугольную тарелку, на которой лежат «странные», прямоулольные и треугольные апельсины

Как выучить словарные слова легко и с удовольствием?

10. Способ мнемотехнический

Когда нужно запомнить букву в словарном слове, можно использовать яркие алфавитные образы, добавляя их в слово и связывая в яркую ассоциацию

Что это значит?

Вспомните, А-автобус, Б-барабан и т.д.

Например, нам нужно запомнить как правильно писать АПЕЛЬСИН

Представляем себе Автобус (А) полный АпЕльсинов, который застрял или висит на Ели (Е)

Как выучить словарные слова легко и с удовольствием?

11. Игра “Глаз-фотограф”

Слова напечатаны на полосках бумаги.

Каждое слово на отдельной полоске. Напечатаны крупным печатным шрифтом. Ребенку показывают слово на одну секунду. А потом он по памяти его записывает. За одну игру можно показывать 5-8 слов.

Такая игра развивает внимательность, повышает интерес к обучению.

Уже в этот четверг состоится бесплатный семинар, на котором мы отработаем эти и другие мощные техники запоминания словарных слов.

Вы узнаете:

  • Как быть, когда слов много, а скоро диктант?
  • Как быстро убрать ошибки в  словарных словах  перед экзаменом (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ)
  • Что нужно делать, чтобы запоминить удвоенные согласные, или что делать, когда орфограмм в слове несколько?
  • Какие еще есть эффективные методы запоминания слов?
  • Как быстро научиться писать грамотно?

Ведь в век интернет-общения первое впечатление о человеке создается именно по тому, как грамотно он пишет.

Мы разберем лучшие стратегии усилить грамотность на тренинге — Как легко запомнить словарные слова?

На практике отработаем правописание топ 50 самых сложных слов русского языка

А участники Премиум версии так же получат раздаточные материалы-  Списки словарных слов по классам в удобной для отработки технологии форме

Зарегистрироваться на семинар можно по ссылке>>

В апреле мы проведем еще 7 похожих программ, 3 бесплатных и 4 платных

Подробное расписание, а так же специальная акция на апрель в нашей группе — https://vk.com/rkirilina?w=wall-84297351_4208

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

В русском языке есть множество слов, которые произносятся не так, как пишутся. Чтобы написать грамотно то или иное слово, человеку, в частности ученику, необходимо знать различные правила орфографии.

Но есть слова, написание которых проверить никак не удается. Такие слова были выделены в отдельную группу и были названы словарными словами.

Таких слов достаточно много.

В начальной школе проходя,т конечно же, только часть этих слов. Обычно в конце каждого учебника по русскому языку есть небольшой орфографический словарик, в котором можно найти тот необходимый минимум слов, который ребенку необходимо запомнить в течении учебного года.

Некоторые учителя предпочитают вести с учениками свои орфоргафические словари, деля словарные слова на какие-либо группы по различным критериям.

Но так или иначе, группы словарных слов для каждого года обучения в начальной школе примерно совпадает.

Главное, что правописание словарных слов, как и таблицу умножения, необходимо знать наизусть!

Работа по запоминанию правильного написанию словарных слов — трудная и кропотливая и  продолжается она из года в год, начиная с 1 класса.

Запоминать словарные слова можно используя различные способы. Тут нет универсального приема. Кому как нравится. Но устно заучивать нежелательно. Должна быть обязательно письменная работа.

Если ребенку трудно дается запоминание словарных слов, то необходимо использовать разнообразные методы, которые будут включать различные виды памяти и внимания.

Приёмы для запоминания словарных слов

1. Ребенок должен понимать лексическое значение запоминаемого слова. Убедитесь в этом.

2. Орфографическая работа над словом:

  • постановка ударения,
  • выделение зеленым цветом трудной буквы,
  • звукобуквенный анализ слова,
  • деление слова на слоги и для переноса.

3. Письменное заучивание правописания данного слова:

  • правописание словарного слова под диктовку;
  • подбор однокоренных слов;
  • составление словосочетаний с этим словом;
  • придумывание предложений с этим словом;
  • подбор синонимов, антонимов, загадок, поговорок с данным словом.

4. Составление рассказа из группы словарных слов.

5. Использование метода ассоциаций.

Один из самых действенных методов запоминания словарных слов. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму. Удачно подобранное слово-ассоциация становится проверочным для трудного и непроверяемого ранее словарного слова.

Какой ассоциативный образ будет эффективным?

  1. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Например, ассоциативная связь может быть по:

  • цвету;
  • месту расположения;
  • форме;
  • звучанию;
  • действию;
  • вкусу;
  • материалу;
  • назначению;
  • количеству и т.д.

2. Ассоциативный образ или слово должны иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является опасной в словарном слове.

Пример со словами-запоминалками:

  • лИмон – кИслый, Апельсин – слАдкий, рЕбята — дЕти
  • гАзета — бумАга, кАрман — дырА, кОнцерт — нОта, хОр
  • зАвод — трубА, кОрабль — вОлны, инЕй — бЕлый
  • кАпуста — зАяц, кАрандаш — грАнь, бумАга, сОбака — хвОст

Пример с рисунками:

  • в слове горох на месте запоминаемой буквы можно нарисовать горошину, похожую на букву «О», а при написании слова «яблОкО», на месте букв «О», изобразить круглые яблочки, в слове «Обед» заменить букву «О» тарелкой.

шарады для детейРебенок лучше запомнит словарное слово, если придумает связку-ассоциацию самостоятельно!

Если не получается, то можно воспользоваться готовыми рисунками, но нежелательно.

список словарных слов 1 класс школа россии

словарные слова 3 класс русский язык школа россиисловарные слова 4 класс школа россии

6. Для лучшего запоминания можно придумывать различные задания.

Например, можно не просто писать слова под диктовку, а распредедять слова на группы. Распределение может быть:

  • по родам;
  • по числам;
  • по склонениям;
  • по частям речи;
  • с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
  • одушевленные или неодушевленные предметы;
  • с непроверяемой безударной гласной;
  • удвоенной согласной и т.д.

7. Способ написания слов с закрытыми глазами.

Ребенку дается следующая инструкция (все выполнять с закрытыми глазами.)

  • Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.
  • Назови его по буквам.
  • Заставь помигать «опасную» букву. Какая буква «мигает»?
  • Прочти медленно, как будешь писать.
  • Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь.

Данное упражнение доставляет детям массу удовольствия, а главное, задействует различные органы восприятия информации и усиливает эффект запоминания слов.

8. Игра “Глаз-фотограф”

Слова напечатаны на полосках бумаги.

Каждое слово на отдельной полоске. Напечатаны крупным печатным шрифтом. Ребенку показывают слово на одну секунду. А потом он по памяти его записывает. За одну игру можно показывать 5-8 слов.

Такая игра развивает внимательность, повышает интерес к обучению.

9. Игра «Найди слова»

В каждой строчке спрятались два словарных слова. Найди их и подчеркни цветным карандашом.

Например:

М И С А П О Г И М И Р У С С К И Й Т О Г
Т О Л С О Р О К А Н А В Я Г О Д А Н А Т
Ю Д Ф Л Д У Ч Е Б Н И К А М Е С Я Ц Ж
Т О М Е Д В Е Д И Ц А К А Я З Ы К А Т А

П Е Н Т О К Л А С С О К О М О Л О К О Т Б
Т Ь Л И С И Ц А П Л Е Н О П Е Т У Х А Т А
В Ы Р А Т Ь Л П О С У Д А Э Х Т М О Р О З
Н И К О Р А Б О Ч И Й К О Р Е Л О П А Т А

Ю Т Р А Д Е Р Е В Н Я Б Л О З А Я Ц К А М В
Ы В К А П У С Т А М А З А В О Д Н Ы Ф У З
М И Н О Л Р Л О П А Т А И В А П Е Н А Л Б
К А Р А Н Д А Ш Н И К О Р О М Я З Ы К О Т

И Т О Н Г Д Е Ж У Р Н Ы Й Ю С У Б Б О Т А
В Ы К М Е Д В Е Д Ь Д О Л К О Р О В А Т А
О Д Е Ж Д А И Т И П А Р А П А Л Ь Т О Н Ы
З А М О Р О З К О Н Ь К И И Т В А Р О П Т Э

К О М Е С Я Ц Т И Н К Е Г Я З Ы К И Т Б Ю Ж
У Л Т Я Г О Д А М А Т Р У Ч Е Н И К Ы Ф П Б
М О Х О Р О Ш И Й Ф Ы В А К Л А С С Ь Т И
У В Ы С А О Р Е Б Я Т А К У Е Н М О Л О К О

10. Игра «Анаграммы»

Составь из перемешанных букв словарное слово. Даоее можно предложить ребенку составить и записать предложение с разгаданным словарным словом. Или же выполнить любое другое задание из предложенных выше.

Например:

д ь т е р а т
б й е в о о р
а т б у б с о
я ц з а
к о о р а с

а в о о р н
к у ч е и н
о к а б с о
а ч к е д о в
и щ р т а о в

а б к а с о
з а б р е ё
р г у д в
о с е л е в
ь л у и ч т е

о д о г р
ш х й р о о и
а р е т я б
я ц м с е
к у б ч е и н

к з ы я
и с г а п о
м з р о о
л е а п н
р е т е в

о ы т б с р
р г у в д
о с о р к
г д я о а
а т а о л п

11. Выполнение тренировочных упражнений

Различные упражнения, которые помогут ребенку выучить правильное написание словарных слов и подготовиться у словарному диктанту или любой другой работе по русскому языку.

Карточки для запоминания словарных слов для 1 класса

Карточки для запоминания словарных слов для 2 класса

Карточки для запоминания словарных слов для 3 класса

Карточки для запоминания словарных слов для 4 класса

12. Пособия, которые повысят грамотность ребенка

Хорошая техника чтения и понимание прочитанного — залог успешной учёбы!

Чтение и списывание нейротекстов увеличивает грамотность и понимание прочитанного в разы!

Пожалуй это одно из самых эффективных упражнений. Предлагаю очень результативное пособие, которое содержит такие тексты.

Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень

Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этого нейротренажера.

Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.

«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок! 
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.

Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.

Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.

Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.

Cамостоятельная работа по русскому языку 2 класс 1 четверть Школа России


О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речиТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.

  • 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
  • Гарантированный результат после прохождения.
  • Лучшие приемы.
  • Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
  • Интересные тексты, написанные мастерами слова.
  • Легко распечатать.
  • Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
  • 180 страниц ценных упражнений.
  • Самые результативные приёмы.
  • 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.

Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:

  • Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
  • Развитие речи;
  • Увеличение скорости мышления;
  • Приобретение навыков осознанного чтения;
  • Развитие внимания;
  • Улучшение показателей в учёбе.

Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.

Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе.

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ

Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга!  Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.

В тренажере вы найдете:

  • 72 таблицы для занятий;
  • 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
  • Четкие и удобные инструкции;
  • Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.

Регулярные занятия позволят:

  • улучшить мышление и память;
  • сделать работу полушарий более слаженной;
  • развить внимание;
  • облегчить процесс чтения и письма;
  • увеличить скорость реакции;
  • повысить работоспособность;
  • выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
  • улучшить показания в учебе.

Кому необходим этот тренажер?

  • Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
  • Дошкольнику при подготовке к школе;
  • Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
  • Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
  • Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.

Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!

упражнения для развития межполушарного взаимодействия младших школьников

упражнения для развития межполушарного взаимодействия младших школьников


О. Наумова «Зашумленные тексты для чтения и пересказа»

тексты для чтения 1 класс распечатать с заданиями

Навык качественного чтения и письма зависит от состояния зрительного восприятия и внимания ребенка.
Чем лучше ребенок распознает зрительные образы, тем лучше он читает и грамотнее пишет.

Работа с зашумленными текстами максимально включает в работу мозг ребенка и в разы увеличивает продуктивность занятий. При этом идет развитие образного мышления, внимания, памяти, умение понимать прочитанное.

В книге вы найдете:

  • Зашумленные тексты с вопросами;
  • Тексты с вопросами для чтения, пересказа, проверки техники чтения;
  • Методику работы с зашумленными текстами;
  • Варианты проработки с максимальной продуктивностью;
  • Упражнения для развития речи и понимания прочитанного.

В результате у ребенка:

  • увеличивается скорость чтения;
  • развивается внимание и память;
  • вырабатываются навыки осознанного чтения;
  • развиваются навыки самоконтроля;
  • развивается речь;
  • уменьшается количество ошибок при письме;
  • облегчается процесс написания изложений и сочинений;
  • улучшение учебных показателей.

Подходит для индивидуальных и групповых занятий.
Удобна для распечатывания и использования.

Серия книг «Зашумленные тексты» состоит из трех частей.
Тексты отличаются количеством слов, сложностью и степенью зашумленности.
Желательно проработать по всем трем уровням сложности.

Уровень 1

Количество слов в текстах 25-55. Простая шумовка.

тексты для чтения 1 класс распечатать с заданиями

Уровень 2

Количество слов в текстах 35-75. Наклонная шумовка.

тексты для чтения 1 класс распечатать с заданиями

Уровень 3

Количество слов в текстах 45-95. Сложная шумовка.

тексты для чтения 1 класс распечатать с заданиями


Заходите также в КНИЖНУЮ ЛАВКУ!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Говорят, что с некоторыми случается такая штука, как “врождённая грамотность”. Это, когда ты вот прямо с детства всеми фибрами своей души чувствуешь, как правильно написать слово «корова». Или «молоко». И даже, извиняюсь, – «индустриализация»!

Насколько правдив этот слух, – не знаю. На меня таких благ в детстве не снисходило. И, по всей видимости, на моих ближайших друзей и одноклассников – тоже. Ибо людей, одарённых феноменом врождённой грамотности, я встречала только уже будучи взрослой.

При этом, у них не было ни справки от врача с большой треугольной печатью, ни удостоверения, в которых было бы написано «врождённо грамотен».

Нет! Это они сами так о себе говорили «у меня врождённая грамотность». И тут ведь уже не проверишь – так ли это. Может быть, эти люди просто много учились и читали, а потом случайно об этом позабыли, или их врождённая ещё и скромность мешает признаться…

Впрочем, ладно. Что-то я не о том! Ведь сегодняшняя наша статья посвящена не тем, кто врождённо грамотен, а, скорей, наоборот.

Статья эта призвана на помощь тому, кто, сколько ни учит словарные слова, – всё насмарку! Повторяй, не повторяй всё равно

«што нописана пиром ни вырубеж тапором».

Вот, как-то так.

Итак. К делу! Сегодня мы с вами научимся нехитрому, но очень эффективному методу запоминания словарных(и не только) слов.


Как запомнить словарные слова, или

КАрова - иллюстрация автора к статье о запоминании словарных слов

Как научиться писать без ошибок

Сейчас мы с вами очень быстро и весело запомним 10 слов. Начали!

Метод 1. Ассоциации

Этот метод воспет нами давно и во всех ракурсах.

Этим методом можно запомнить всё. Главное – выработать в себе нужную привычку.

 С помощью него мы учили английский, стихи, песни, буквы, цифры, а здесь вы найдёте общее описание концепции запоминания при помощи ассоциаций.

Впрочем, не обязательно всё там читать. Я вам и тут сейчас объясню всё за пару секунд:

чем ярче, чем нелепей ассоциация, тем качественней результат

В общем, – всё.

Да! Тем, кто сейчас скажет «Ага! Вот у меня 20 словарных слов и вот я буду для каждого что-то там придумывать! Вот ещё!» сразу хочу заметить:

Вспомните, по сколько раз вам приходится «писать на память» ваши словарные слова, и как обидно потом бывает от того, что это не помогло… Время, потраченное на ассоциацию, на самом деле – меньше. И это будет то время, что принесёт вам НУЖНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Особенности метода ассоциативного запоминания правописания слов русского языка

Хитрость тут небольшая.

  1. Вам нужно ПРИДУМАТЬ ПОХОЖЕЕ СЛОВО (желательно на ту же букву), которое явно укажет на то, КАК ПИШЕТСЯ ПРАВИЛЬНО
  2. ПРИДУМАТЬ ЯРКУЮ, БЕЗБАШЕННУЮ, НАИГЛУПЕЙШУЮ АССОЦИАЦИЮ.

 Переходим к вырабатыванию привычки:

Слово 1. Топор

Какая у нас проблема с топором? Надеюсь, желающих написать «ТопАр»тут нет.

А вот «тАпор», очень даже случается у некоторых.

Придумываем ассоциацию. Чтобы она начиналась на «ТО» и «ТО» слышалось бы в ней без вариантов:

«Топор тОнет»

Топор тонет, тонет топор.

Представляем себе в красках, можем пооплакивать топор, можем, кстати, нарисовать:

Как пишется слово топор
Стараться не обязательно, главное – от души ))

Лучше запомнится!

Суть метода ясна, надеюсь? “тОнет” – проверочная ассоциация для “тОпор” ибо написать “Топор тАнет” вряд ли кто додумается.

Слово 2. Пальто

Проблемная буква тут у нас «А». Придумываем ассоциацию:

«пАлец»

Как пальто связать с пальцем? Элементарно!  Вот вам уже даже история (а история это, так на секундочку, –  даже лучше!):

 Сшила мама пальто. На заказ. В модном ателье. А оно налезло только на палец!

И рисуем (если хочется, конечно  – у многих визуально закреплённый образ запоминается железобетонно)

Как пишется слово пальто

И всё – пАльто у нас в кармане! Вы же “пОлец” не напишете. Так ведь?

Слово 3. Сапоги

  • Запоминаем первую букву  «А».

Первая ассоциация, что пришла в голову:

«сахар»

Сапоги сахарные. Ого! Как так вышло?

Ну… Девочка одна очень любила сахар.. Всё у неё было сахарное. Сахарные бублики, сахарные леденцы. Но ей показалось мало и она засыпала сахаром свои сапоги. И получились сапоги сахарные.(Дальше можно развить тему – про то, как она везде прилипала, как мама ругалась, как мыши к ней приставали и кусали за сладкие сапоги…)

Как пишется слово сапоги
сАхар сыпался с сАпог сАмым свинским образом…
  • Запоминаем вторую букву. «О»

А девочку, кстати, звали ПОлли!

Или Поля, ежели по-нашенскому

И вот вторая буква в ПОле и есть – наша вторая буква в слове саПОги!


Да, забегая вперёд, замечу – вторую букву можно запомнить и вторым методом (закономерности). Попросту говоря, тут надо запомнить, что вторая гласная буква в «сапоги» не совпадает с первой. Асимметрия.  Для этого можем продолжить историю так: девочка один свой сахарный сапог всё время лизала и он стал другого размера. Получились РАЗНЫЕ сапоги. Один сапог «А», а другой сапог ­ «О». А «А» у нас где? В начале! Сапоги-то «САхарные».


Слова 5-6. Вагон-Вокзал

Многие слова хорошо учить группой. Особенно те, что путаются друг с другом.

Вот, к примеру:

Вагон

и

Вокзал

Очень уж хочется порой кому-нибудь да написать «Вакзал» и «Вогон». Это факт.

Давайте, мы их подружим забористой ассоциацией! Такой, чтобы даже и рисовать не пришлось (хотя, если хочется, то – нужно!).

Итак.

Я рассказываю, а вы представляете (ярко, красочно, от всей души! ):

ВАгон. В нём едет ВАня!!! Такой самый натуральный русский народный ВАня. Он в русской рубахе, перед ним на столике стоит самовар, на нём сушки-баранки, ВАня играет на гармошке и поёт «Ой мороз, мороз». Представили? Запомнили? ПОНЯЛИ?! Именно! Всё это ВАня делает потому что он точно также, как и ВАгон начинается на «ВА».

Переходим к вокзалу.

ВОКзал. На нём стоит ВОлК. Он встречает Ваню. Курит папироску, плюёт на перрон. Он, кстати, планирует Ваню сожрать. Сразу же, при встрече.

И всё это происходит из-за того, что :

А) ВОлк, как и ВОкзал начинается на «ВО».

Б) К тому же – в слове «волК» также, как и в слове «воКзал» есть буква «К», а не «Г»! (тот, кому захочется написать «волГ», пожалуйста, напрягитесь немного и просклоняйте волка по падежам)   

Метод 2. Закономерности

Метод закономерностей также прост. И его стоит применять тогда, когда закономерность написания того или иного слова налицо.

Например:  

Слова 7-8-9. Запад-Восток-Север

Чем похожи эти слова? Верно – все они обозначают стороны света.

Но это ещё не всё!!!

Во всех этих словах гласные симметричны!

И это всё, что вам надо запомнить – стороны света – симметричные!

Дальше, когда нам нужно вспомнить, как пишется «Запад», мы думаем так:

«Ага! Сторона света! Симметричная! Какую гласную мне слышно? ЗАААпад! А! Значит, – вторая такая же!»

“зАпАд”

“вОстОк”

“сЕвЕр”


Да! На всякий случай: Для того, чтобы узнать, как написать “запаД” или “запаТ”, “юГ” или “юК” или вообще “юХ” просто скажите себе “Ветер сегодня дует с запаДа/юГа/востоКа” и всё наладится.


Слово 10. Пожалуйста

Смотрим на слово… Думаем.. На что похоже?!

А вы вообще-то знаете, откуда слово «Пожалуйста» взялось?!

А я вот вам сейчас расскажу!

Дело было так:

Одна очень жадная жадина пришла на праздник мороженого. Её спросили:

– Тебе сколько порций?!

А она подумала-подумала и говорит:

ПОрций пожалуй ста мне бы хватило!

«Пожалуй ста!»

Поразились все. И с тех пор, когда что-то просили всегда на всякий случай прибавляли:

«Пожалуй ста!». Мало ли. Вдруг повезёт и сто пОрций достанется. Со временем «Пожалуй ста» стали говорить быстро. Так и получилось одно слово «Пожалуйста». А  поскольку историю этого слова забыли, решили, что это такое специально вежливое слово.

p.s. Эта история вымышленная. Я её только что придумала. Специально для вас. И, что “пожалуй” выделяется запятыми,  –  знаю-знаю.



На этом, пожалуй, всё. Надеюсь, теперь вы сможете гордиться своим правописанием, а процесс запоминания слов русского языка с сегодняшнего дня для вас будет сплошным праздником!

Да! Чуть не забыла! Если вы затрудняетесь придумать ассоциацию к какому-то слову – пишите прямо здесь в комментарии – придумаем вместе!

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая,
хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа.»
 А.В.Текучев

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного запаса детей; развитие мыслительных способностей, кругозора учащихся.

Цель: поделиться с коллегами личным педагогическим опытом формирования орфографической грамотности учащихся при работе со словарными словами.

Задачи: сформировать приёмы отработки с детьми написания словарных слов через различные виды деятельности, путём применения деятельностного подхода; заинтересовать коллег предложенным видом работы.

Актуальность

Наиболее актуальна в настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка. В числе главных задач обучения в современной начальной школе являются развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса, который необходим языку как строительный материал.

Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Поэтому необходимым элементом словарной работы является перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный. А также формирование умения правильно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме.

Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Практика показывает: если  данные навыки не будут сформированы в начальной школе, то в старших классах это будет сделать практически невозможно.

Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике «словарными».

Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения.

– Чтобы писать словарные слова правильно, что нужно сделать?

– Выучить, запомнить.

– Действительно, в традиционной практике словарные слова подлежат механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах. Почему? Ответ прост.

При знакомстве со «cловарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.

– Сегодня, на мастер-классе мы рассмотрим некоторые приёмы работы.

 Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов — целый толстенный словарь. Их надо учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову.

— Как при запоминании избежать простой зубрёжки?

— Как разнообразить это монотонное скучное дело?

Способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов

Эти способы, конечно, изобрела не я. Я их подсмотрела их у разных авторов и собрала воедино для помощи в работе себе и, конечно же,  моим ученикам.

1. Обращение к этимологии слова

Наиболее важным, на мой взгляд, является знакомство детей с историческим образованием словарных слов: этимология, былины и притчи. Если детям объяснить, как образовались те или иные слова, то им легче будет найти ассоциацию и запомнить написание орфограммы.

Я обращаюсь к этимологии слова не всегда, а только в том случае, когда этимология помогает запомнить орфографический образ слова. Вот несколько примеров.

Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же  корня образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.

Слово «запад» произошло от слова «западать». И старину говорили: «солнце западает за горизонт» (вместо «солнце заходит за горизонт»). Запад – место, где солнце «западает» за горизонт», падает.

Слово «метель» произошло от глагола «мести». Ветер метёт снег. (мёл, мётлы).

Слово «столица» произошло от слова «стол». В старину «держать стол» значило иметь власть. Столица – город, где живёт тот, кто «держит стол», т.е. имеет власть.

Слова «платье» и «платок» произошли от одного слова «плать», что означало квадратный кусок материи.

2. Слова-подсказки

Привлечь аудиальную подсказку значит связать слово с другим, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное имеет схожее звучание со словарным словом. Например: Петя петушок; мёд для медведя; у Сони собака; у Маши машина; Костя в костюме; Костя в коричневом костюме; Катя у калитки;  Катя на картине; Оля на портрете;  два Коли в коридоре; девочка дежурная; заядлый заяц; лопасть лопаты; травма в трамвае; рис на рисунке; не уроним урожай; дома из дерева в деревне; дороги дороги. Любой учитель имеет в своём арсенале множество таких слов-помощников.

3. Распределение слов на группы по схожести орфограмм

При изучении  словарных слов некоторых тематических групп удобно сначала изучить слова с безударной гласной «а», затем – с безударной гласной «о» (или с какой-нибудь другой), а затем – слова со сложностями в написании согласных. Например, при изучении словарных слов по теме «Дом, квартира» в 3 классе сначала изучаем слова с безударной гласной «а»: квартира, картина, комната, балкон, забота. Потом – с безударной гласной «о»: кровать, портрет, сосед. Заканчивается изучение темы словом счастье.

4. Использование схем гласных (согласных)

При изучении слов со сложным написанием гласных, пишем схему гласных и стараемся её запомнить. Например, автомобиль (аоои), горизонт (оио), велосипед (еоие), библиотека (ииоеа). И наоборот, в словах, где сложности могут возникнуть в запоминании написания согласных, составляем схему согласных. Например, район (рйн), перрон (пррн), счастье (счст), территория (трртр). Иногда пишем диктант только гласными или только согласными. Дети воспринимают такой вид работы как игру и с удовольствием выполняют такие задания, что помогает запоминанию сложных слов.

5. Игры, помогающие овладеть правописанием словарных слов

В поэтапном игровом развитии формируются все механизмы (в первую очередь произвольность), необходимые для успешной учёбы и, в  частности, для формирования грамотного письма. Вот несколько игр, которые можно использовать специально для запоминания словарных слов.

«Словарное лото»

Для игры необходимо изготовить большие карточки, на которых написаны словарные слова и маленькие карточки с этими же словами. Большие карточки у учителя, а маленькие карточки – у учеников. Учитель предъявляет слово, а ученик, у которого есть карточка с таким словом, поднимает руку, проговаривает слово орфографически и переворачивает карточку. Тот ученик, у кого карточки оказываются перевёрнутыми раньше всех, – победитель.

«Мудрый словарик»

Допиши подходящие по смыслу словарные слова. Подчеркни «трудные» буквы.

  • Как об стенку ______________.
  • Береги нос в большой __________.
  • Живут как кошка с ____________.
  • Куй ____________, пока горячо.
  • __________ до Киева доведёт.
  • Слово не ___________: вылетит – не поймаешь.

«Буквы – липучки» (магниты)

Дана определённая буква (орфограмма) или несколько букв. За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова.

-оро-

  • мороз
  • корова
  • сорока
  • дорога
  • ворона
  • воробей
  • хорошо

— Сейчас мы с вами попробуем «примагнитить»так , чтобы получились словарные слова.

— оло- (солома, около, молоко, молоток)

Шифровка – алфавит

Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер. 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
а б в г д е ё ж з…

В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные  слова.

1, 13, 13, 6, 33 — ЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.

6. Мнемотехника

Прочному усвоению правильного написания словарного слова способствует использование МНЕМОНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ. К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определенные ассоциации, помогают запомнить написание словарного слова.

Мнемотехника – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

Графические ассоциации

Не нужно привязывать детям свои ассоциации они сами могут придумать свои, ведь наши дети  любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать. Например вот такие. (мороз)

Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.

— Давайте  с вами попробуем использовать этот приём и составим к слову собака.

Метод звуковых ассоциаций

Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.

УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.

МЕБЕЛЬ из ЕЛи.

ПАЛЬТО. ПАЛЬТО  носит  ПАпа. Павел в ПАЛЬТО.

— Предлагаю вам подобрать несколько ассоциативных образов.

кОнцерт –нОта, хОр,  гАзета-бумАга,  вОрота- гОл.

“Ассоциативные зацепки”, с помощью которых мы запомним написание “трудных” слов.

Например, группу словарных слов: впереди, сзади, налево, направо — можно    связать с русским богатырём, подъехавшим к камню на перепутье.

Слова быстро, скоро, весело, хорошо поможет запомнить велосипед, а точнее, его колёса, которые похожи на букву “о”.

7. Приём “Чепушина”

Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.

М — медведь
О — однажды
Р — растение
О — около
З — земляника

Затем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложения.

Летом медведь ест корни растений, землянику.

Однажды медведь сделал себе берлогу около огромного дерева.

— Я вам предлагаю слово город. Подобрать к каждой букве словарное слово. Затем из этих слов составить  мини-текст или отдельные предложения.

Г — горох
О — огурец
Р — ребята
О — огород
Д – девочка

8. Работа в группах

Каждая группа получает лист, памятку, словарь.

  • 1 гр. «Морфология».
  • 2 гр. «Фонетика». Делают звуко-буквенный разбор.
  • 3 гр. «Словообразование» Подбирают однокоренные слова, выделяют части слов(морфемы).
  • 4 гр. «Орфография» Изучает правило правописания по словарю. Подсчитывают количество трудностей, определяют правила проверки.

Проверка работы групп.

В 4 классе при изучении словарных слов я объединяю несколько методов работы.

ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ СЛОВОМ

Оно может проходить по-разному. Это может быть иллюстрация, ребус, стихотворение или загадка.

УЗНАВАНИЕ СЛОВА

Слово прочитывается орфоэпически, орфографически, ставится ударение, объясняется буква, которую надо запомнить. Использую слова – образы для запоминания.Слово записывается на доске и в тетрадях. Предлагаю узнать слово в тексте. Работа с фразеологизмами, пословицами и поговорками.

РАБОТА НАД СЛОВОМ

1) Измените слово по вопросам падежей.

2) Подберите однокоренные слова.

РАБОТА НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

1) Выпишите загадки, пословицы, отрывки из художественных произведений.

2) Составьте и запишите предложение с изученным словом.

Для закрепления умения правильно писать словарные слова я использую такие приёмы работы:

1) написать все словарные слова, используя сюжетную картину;

2) учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания должны записать все словарные слова.

Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
(однажды, мороз)

3) Копилка-минутка

На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая. Слова
могут быть подобраны на определённую орфограмму, к конкретной теме урока.

Например, при изучении темы «Парные согласные» берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично-удвоенные согласные и т.д. Таких слов
должно быть не менее 10. Для запоминания даётся 1 минута, в течение которой ученики беззвучно проговаривают слова. Затем учитель закрывает слова.

Снова даётся 1 минута, но уже для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Работа обязательно проверяется
(самопроверка, взаимопроверка подчёркивание орфограммы).

4) Использование интерактивных тренажёров.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.

Данная система даёт большой процент запоминания учащимися слов с непроверяемыми написаниями, причём без специального заучивания; предоставляет широкие возможности для творческого применения. Высокий результат достигается за счёт использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями. Применение, которых способствует развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, развитию мыслительных способностей, кругозора учащихся.

Мастер-класс я хочу закончить словами «Учитель — это ученик, навсегда вызванный к доске». (С.Соловейчик). Обучая других – учись сам.

Всем огромное спасибо за работу.

В школе традиционно дети заучивают, как пишутся слова, которые нельзя проверить. Списки этих слов, как правило, разные в разных учебниках. Проблема в том, что слов приходится запоминать довольно много и не у всех детей это получается.

Есть много способов и приёмов запоминания словарных слов.

1. Можно разбивать их на тематические группы по 4-5 слов и рисовать иллюстрацию к каждой тематической группе. Например, записываем и запоминаем названия птиц: вОрОбей, сОлОвей, сИница, дятЕл.

2. Если запоминать и диктовать слова тематическими группами, можно затем составить и записать одно предложение, в котором нужно употребить все эти слова. Это очень полезное упражнение: оно не только орфографическое, но и речевое.

3. Хорошо, если ребёнок сам придумывает, как лучше запомнить слово: как его написать, что выделить, что нарисовать, какие ассоциации использовать. Например, можно слова «корова» и «молоко» написать так, как слова пишут в кроссвордах, и выделить общую букву О в первом слоге. Или вот так, и будет запоминание ассоциативное: КОрОва даёт мОлОкО, кОтОрОе Очень пОлезнО. Если ребёнок сам изобретёт для себя мнемонический приём, он лучше запомнит, как пишется слово.

4. Можно вести словарики, где ребёнок не просто записывает слова с непроверяемыми написаниями, но именно с помощью своих мнемонических приёмов, так, как ему удобно.

Писать обучающие словарные диктанты нужно часто, буквально на каждом уроке (занятии). Они должны быть короткими – из 5 слов, всё время разных, чтобы их постоянно повторять, причём диктовать словарные слова могут сами дети по очереди. Очень полезно диктовать и писать не только само словарное слово, но и однокоренные к нему. Например: человек, человечество, человеческий, по-человечески, человечки. Записали, обозначили все орфограммы, а потом составили предложение с каждым словом или маленький текст. Интересно составлять одно предложение, в которое вошли бы все пять слов. Как правило, такие предложения получаются весёлые, шуточные.

А вот система работы из опыта педагога: словарные слова пишем каждый день и в классной работе, и в домашней, через полторы-две недели – контрольный словарный диктант: первая его часть – слова в начальной форме, вторая часть – записываем словосочетания со словами, однокоренными словарным; третья часть творческая: составить и записать несколько предложений со словарными словами данной группы.

Эти и другие способы запоминания я использую в авторском онлайн-курсе русского языка: https://buneeva.vsepravilno.com/study/course?id=1

© Екатерина Бунеева, 2022

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правильное написание словарных слов —
один из критериев грамотности.

В русском языке есть множество слов, которые не подчиняется правилам орфографии. Это словарные слова, написание которых следует запоминать.

Не каждому ребенку процесс запоминания дается легко. Это объяснимо, ведь память, мышление, способности – все индивидуально.

Многообразие орфограмм в словарных словах – одно из препятствий в заучивании слов к безошибочному написанию.

Приведу примерные группы, на которые можно разбить словарные слова:

  • слова с непроверяемой гласной буквой (нАрод, зАвод, рАбота, вАгон );
  • слова с удвоенной согласной (груППа, клаСС, руССкий);
  • слова с непроизносимыми согласными (чуВствовать здраВствуйте);
  • слова с раздельным написанием (ДО свидания);
  • слова со слитным написанием (Вдруг, Сбоку);
  • и далее по ступени появятся другие группы

Так как же быстрее и эффективнее заучить правописание словарных слов, чтобы реже приходилось обращаться к орфографическому словарю за подсказками?

Моя педагогическая практика показала, что можно найти способы, которые помогут каждому ребенку быстро запоминать написание словарных слов и, что очень важно, долго удерживать полученные знания в памяти. Педагогам часто приходится наблюдать, как ученик честно заучивает слова, успешно пишет словарные диктанты в классе, а вот в проверочных диктантах допускает в этих словах ошибки. Это означает, что в тексте диктанта ребенок не узнал эти слова, не смог сосредоточиться на их правописании. Предлагаю некоторые рекомендации для родителей учеников начальной школы, ведь мы понимаем, что запоминание словарных слов — кропотливая работа ребенка, которую на первых этапах школьной жизни координируют и организуют взрослые.

В первую очередь настоятельно рекомендую, при выполнении домашнего задания по русскому языку ОБЯЗАТЕЛЬНО обращать внимание ребенка на изученные словарные слова, если они встречаются в текстах.

Итак:

1. Помним: нельзя слишком увлекаться — не стоит брать сразу много слов и, желательно, ежедневно возвращаться к изученным словам, контролируя прочность запоминания.

2. Прежде чем познакомить ребенка с графическим образом слова, необходимо уточнить его значение с помощью картинки или конкретного предмета, а далее прочитываем слово по слогам в соответствии с его написанием. Используем как можно больше помощников — соединяем работу глаз, ушей, языка и руки.

3. Тренируемся в изменении словарных слов (тетрадь, на тетради, за тетрадями), в образовании цепочки однокоренных слов (вЕселО, вЕселье, развЕселить), в написании словосочетаний и предложений со словарными словами (маленький воробей). Такая работа делает запоминание более эффективным. Ребенок будет готов узнавать изученные слова в тексте диктанта. Начиная с 3 класса, склоняем словарное слово: записываем слово со сложной орфограммой во всех падежах.

И.п. горизонт
Р.п. горизонта
Д.п. горизонту
В.п. горизонт
Т.п. горизонтом
П.п. (о) горизонте

4. Рисуем картинки: можно, конечно, найти готовые карточки со словами в интернете, но сделать такие самостоятельно гораздо эффективнее.

Придумайте вместе с ребенком яркий и запоминающийся образ для сложного слова и нарисуйте его вместе. Обязательно отразите те буквы, правописание которых сложно запомнить, на своей картинке.

5. Проговариваем слово по слогам, выделяя опасные места.

Показываем написание слова. Желательно записывать слова на отдельные карточки, крупными буквами выделяем опасные места, несколько раз проговариваем, убираем образец, слово заново записываем на карточку.

6. По мере накопления карточек предлагаем ребенку различные способы классификации.

Например, слова пишущиеся с заглавной буквы ( Москва, Родина); по группам : животные, растения, посуда, школа и т.п.; слова в которых для запоминания буква А (О, И, Е и т.д.); слова с удвоенной буквой П (Т, С, и т.д.)

Я со своими учениками сделали лото словарных слов. На карточках написали слова, приготовили корзинку с буквами (можно маркер использовать, в таком случае карточки ламинируем) и мешочек с буквами. Кто быстрее и без ошибок закроет свою карточку. Игру ведет ведущий. На переменках дети с удовольствием запоминают и повторяют слова играя.

7. Связать несколько словарных слов в смысловую цепочку — составить текст.

Например, даны слова: учЕник, тЕтрадь, пОртфель, кАрАндаш, рЕбята, вЕселО. Ребенок составил такой текст: «УчЕники взяли новые пОртфели, сложили тЕтради, кАрАндаши, ручки, учебники и пошли в школу. Ребята встретились 1 сентября и вЕселО делились новостями». Далее можно предложить детям вспомнить составленный рассказ и записать только словарные слова.

8. Найти ассоциацию, образ, связанный со словарным словом: бЕрёза- бЕлая; гАзета-бумАга, кАрман-дырА; зАвод-трубА; кАпуста-зАяц и т.д.

Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Очень важно, дорогие мамочки и папочки, НЕ навязывать ребенку своей ассоциации!

Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).

9. Используем стикеры: нарисованные картинки для словарных слов (или карточки со словами) развесьте в разных местах по квартире.

Пусть любое время, когда ребенок пьет чай, чистит зубы, не пропадает зря. Этот метод можно рассматривать как завершающий этап после всех предыдущих способов.

Мои ребята завели собственный орфографический словарик, куда ученики записывают каждое новое словарное слово (взяли обычную ученическую тетрадку, разрезали ее пополам; на разделенную пополам страничку, помещается меньше слов – как раз столько, чтобы удобно было повторить за одно занятие). В своем классе мы сделали и словарь в электронном варианте. Создали презентацию в формате Microsoft Power Point, где каждый группировал слова в свои, удобные для запоминания, группы. Вот, к примеру, что может получиться:

Итак, подведем итог. Учим словарные слова с удовольствием, используя те способы запоминания, которые помогают вашему ребенку.

Предлагаю алгоритм, который поможет взрослым верно организовать работу для качественного запоминания словарных слов:

1. Ребенок прочитывает словарное слово вслух по слогам;

2. Объясняет значение слова или ищет значение в толковом словаре. ВАЖНО: на этом этапе школа и родители находятся в плодотворном сотрудничестве, выполняя одно из требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования: «Предметные результаты изучения предметной области «Русский язык и литература» должны отражать:

Русский язык:

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения: умение использовать словари (в том числе — мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов; пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего — для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления; пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова; использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов; использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов; использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов»

3. Обозначает в слове ударение, орфограмму обязательно подчеркивает или выделяет другим цветом (мы используем ручку с зеленым стержнем); и далее попробуйте один или несколько способов запоминания с которым вы познакомились в этой статье.

Такая практика, с использованием словесно-логической, образной, слуховой, зрительной, ассоциативной памяти, помогает легче и прочнее усвоить правописание трудных для запоминания слов. Помним, что в наших силах помочь детям облегчить процесс запоминания слов с трудными орфограммами. А если превратить этот процесс в игру и увлекательную задачку, он станет значительно легче. Нет строгих правил для заучивания словарных слов, есть маленькие хитрости, которыми мы, взрослые, способны овладеть.

Всем ребятам желаю успехов в запоминании слов, которые не подчиняется правилам орфографии.

Ручаюсь, большинство взрослых уже и забыло, что такое словарные слова и как они когда-то получали двойки за которую же по счету ошибку в слове пАльто. Хотя даже хорошо образованный человек с высшим образованием (а то и не одним) нет-нет да и споткнется о коварное слово вИнЕгрет.

То ли дело малыши-младшеклассники. Для них сейчас словарные слова – самая главная головная боль. Ну, может быть, на втором месте после таблицы умножения. Но таблицу-то заучить гораздо проще, чем вызубрить орфографический словарь.

Да и старшеклассникам порой не сладко со словами вроде иММунитет и дИсквАлИфикация. О том, как им помочь выучить сложные орфограммы, и написана эта статья.

Раз уж словарные слова русского языка такая большая проблема для школьников, мы предлагаем несколько рекомендаций и способов, как ее решить. А вы, родители, мотайте на ус – будете помогать детям.

Что такое словарные слова?

Словарными называют слова, написание некоторых букв в которых нельзя проверить по правилам. Или такие правила есть, но, например, подобрать проверочное слово сложно (оно устарело, не относиться к литературному языку и т.п.) К ним относятся и исконно русские слова, и всякие заимствования из других языков. С последними особенно сложно. Вот как можно объяснить, почему в слове жЮри буква Ю, а не У? Никак, только запомнить.

Все словарные слова можно условно разбить на группы:

  • слова с непроверяемой гласной буквой (абажур, идиома, луноход);
  • слова с удвоенной согласной (иллюзия, колонна, килограмм);
  • слова с непроизносимыми согласными (агентство, здравствуйте, явственный);
  • слова с разделительным твердым знаком (инъекция, адъютант, конъюнктивит);
  • слова с приставками пре/при (прЕзреть сравните с прИзреть);
  • слова с дефисным написанием (подобру-поздорову, иван-чай, ва-банк);
  • слова с раздельным написанием (в обтяжку, за пазухой, на глаз);
  • слова со слитным написанием (набело, вдребезги, сбоку);
  • и некоторые другие случаи.

Заучить правописание словарных слов не зазорно не только школьникам, но и взрослым. Чтобы реже приходилось лазить в орфографический словарь за подсказками. Как это сделать быстрее и эффективнее?

Как будем учить словарные слова?

В следующем разделе мы подробно рассмотрим различные методики запоминания. А пока оговорим общие моменты.

Итак, чтобы выучить как можно больше словарных слов, нужно составить список для запоминания. Например, использовать алфавитный указатель. Есть немало методических пособий, где собраны списки слов, которые школьникам полагается усвоить в каждом классе. Малышам, например, положено запомнить порядка 200 слов.

А дальше этот список разбить на этапы. Например, задаться целью учить по 20 словарных слов каждую неделю. Разделить это список на двадцатки и учить по порядку.

Учить лучше понемногу, но каждый день. Даже 15 минут занятий ежедневно – это гораздо больше, чем ничего. Тут действует тот же принцип, что и при изучении иностранных языков. Регулярность – одна из значимых составляющих успеха.

Еще стоит завести собственный орфографический словарик, куда ребенок будет выписывать сложные слова, которые в данный момент учит. Сделать можно так: взять обычную ученическую тетрадку, разрезать ее пополам – вот и готов словарик. Такой «полтетрадкой» пользоваться проще, чем целой. Она занимает меньше места в сумке. Кроме того, на разделенную пополам страничку помещается меньше слов – как раз столько, чтобы удобно было повторить за раз.

Учим слова – алгоритм:

  • пусть ребенок прочитает словарное слово вслух по слогам;
  • объясните ему значение слова или вместе загляните в толковый словарь;
  • обозначьте в слове ударение, а орфограмму подчеркните или выделите другим цветом (ручкой, маркером, цветным карандашом);
  • запишите к этому слову несколько однокоренных слов, составьте словосочетание или предложение, можно использовать антонимы и синонимы для создания ассоциативных цепочек;
  • перенесите слово в самодельный словарик;
  • попробуйте один или несколько способов запоминания.

О том, что это за способы, пойдет речь ниже.

Картинки по запросу конь юлий

Способы запомнить словарные слова

Таких способов несколько и многие из них основаны на ассоциациях. Старшеклассники справятся с задачей и сами. Но малышам может потребоваться помощь родителей. Найдите в своем графике время на совместные занятия с ребенком. Ваше участие поможет ему быстрее и легче усвоить русские словарные слова. А кроме этого, такая совместная деятельность очень сближает и укрепляет семью.

Способ 1 – пишем рассказ: можно взять несколько словарных слов и написать коротенький рассказик буквально в несколько предложений.

Слова могут быть объединены одной темой: «Мы купили бИлет на бАлет, наши места на бАлконе. Чтобы лучше видеть сцену, взяли с собой бИнокль».

Или это могут быть слова с одинаковой орфограммой. Можно сочинить рассказик, в котором бы «Атлет на Арене ел Апельсин».

Главное, чтобы ребенок сам участвовал в сочинении. История не обязана быть очень складной или особенно логичной – главное, чтобы в результате получился запоминающийся образ. Достаточно живой, чтобы остаться в памяти надолго – а вместе с ним запомнятся и сложные слова.

Способ 2 – рисуем картинки: можно, конечно, найти готовые карточки со словами в интернете, но сделать такие самостоятельно гораздо эффективнее.

Придумайте вместе с ребенком яркий и запоминающийся образ для сложного слова и нарисуйте его вместе. Обязательно отразите те буквы, правописание которых сложно запомнить, на своей картинке.

Например, бЕгЕмота можно изобразить сидящим на хвосте – тогда его ноги и туловище образуют букву Е. Или букву можно вписать в рисунок: нарисовать большой Орех и обвести его буквой О.

Кстати, если в слове несколько орфограмм, последовательно нанесите на рисунок их все: так Е, О и И в слове вЕлОсИпед можно изобразить в виде руля, колеса и рамы.

Этот метод хорош для существительных, которые приходится запоминать ученикам младших классов. Для абстрактных понятий он годится мало.

Способ 3 – склоняем словарное слово: надо просто записать слово со сложной орфограммой во всех падежах.

И.п. горизонт

Р.п. горизонта

Д.п. горизонту

В.п. горизонт

Т.п. горизонтом

П.п. (о) горизонте

Такая практика, использующая моторную память, помогает усвоить правописание.

Способ 4 – придумываем ассоциации: вот этот путь как раз хорош для абстрактных понятий. Запоминание таким способом похоже на заучивание иностранных слов. Наверное, поэтому старшеклассники и взрослые предпочитают именно его.

Ассоциативные цепочки можно строить на звуковом подобии. То есть подбирать такие слова, где аналогичная орфограмма стоит под ударением. И которые при этом еще и похоже звучат. К примеру, запомнить, что очевидец «очень видит», а макияж «мама наносит кистью».

Образ на основе ассоциаций должен быть достаточно ярким и логичным, можно смешным. Проверяемая гласная должна быть в ударном положении, непроизносимая согласная – четко слышима и т.д. Чтобы запомнить правописание слова коньки, можно представить «коня на коньках». А для слова честно заучить, что «поступать честно надо ради чести».

Кстати, можно комбинировать несколько методов для более эффективного запоминания. Особенно таких слов, где собрались вместе сразу несколько орфограмм. Так, можно придумать основанный на ассоциациях образ, зарисовать его и обозначить непроверяемую букву на картинке. Возьмем слово штукатур: представьте, что «у штукатура есть смешная штука, а еще он турист». Нарисуйте человечка со щеткой, похожей на букву Ш. А сам он пусть стоит, широко расставив ноги, и будет похож на букву А.

Способ 5 – используем стикеры: этот метод можно рассматривать как завершающий этап после всех предыдущих способов.

Предположим, вы вместе с ребенком нарисовали веселые картинки для словарных слов. Теперь вырежьте их и развесьте в разных местах по всему дому. И в комнате ребенка (можно над письменным столом), и в ванной – пускай любуется, пока чистит зубы. И даже, не смейтесь, в туалете. А что, пускай время не пропадает зря.

Придумали яркий образ, сочинили основанный на ассоциациях рассказик, выписали словарное слово в свой самодельный словарик – и заодно сделали записку с этим словом на стикере. Чем чаще слова будут попадаться на глаза в разных не учебных ситуациях, тем быстрее запомнятся.

Подведем итог

Принято жаловаться на то, что иностранные языки учить сложно. Но подумайте о том, как сложно учить русский язык. Мы, взрослые, редко задумываемся об этом. А ведь сами прошли тот нелегкий путь, которым сейчас идут наши дети.

В наших силах помочь им и облегчить для них процесс запоминания слов с трудными орфограммами. Если превратить его в игру для малышей и увлекательную задачку для старшеклассников, он станет значительно легче.

Подходите творчески к тем способам, которые мы вам предложили. Нет строгих правил для заучивания словарных слов. Только маленькие хитрости, которые кто-то однажды придумал, опробовал и рассказал о них другим. Вот и вы тоже расскажите об этой статье своим друзьям в социальных сетях. А нам в комментариях – какими способами пользуются ваши дети.

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как заполнить сзв тд если работник написал заявление на ведение бумажной трудовой книжки
  • Как заполнить емейл правильно написать
  • Как записаться на фотосессию к фотографу что написать
  • Как записаться на ресницы что написать
  • Как записаться на ногти что написать мастеру