Как зовут монаха который написал повесть временных лет

В прошлой нашей публикации «Был ли современный Киев столицей Руси и существовала ли Киевская Русь?» мы рассказали, что термин «Киевская Русь» не употреблялся в древнерусской литературе, не был известен древнерусскому читателю, о нем ничего не слышали ни в славянском мире, ни в странах Востока или Запада. Упоминания о «Киевской Руси» не найти ни в летописях, ни в государственных документах, ни в обширных воспоминаниях западных и восточных путешественников, побывавших в наших землях. Оказывается то, что возраст Киева достигает 1500 лет, было придумано советскими чиновниками ради торжественного празднования юбилея города в 1982 году и раздачи высоких партийных наград. Само географическое расположение Киева, на окраинах русских земель, совсем не способствовало тому, чтобы этот город мог быть столицей Руси. Некоторые, однако, недоумевают, ибо Киев был назван не только столицей, но и «матерью городов русских» в «главном» историческом документе «Повести временных лет». Делается вывод, что раз в «Повести временных лет» так написано, значит все остальные аргументы и исторические источники не правы.

Попробуем разобраться, что это за источник и так ли достоверна «Повесть временных лет».

Откуда взялся Нестор Летописец?

Создание этой летописи приписывается Нестору Летописцу. Считается, что Нестор был монахом Киево-Печерской лавры в ХI-ХII веках. Однако его имя в древних летописях, исторических документах, записках иностранцев не упоминается. Оно появляется существенно позже — на рубеже XVII-XVIII веков. Впервые Нестор Летописец упоминается в качестве автора в «Житиях Печерских святых», отпечатанных в Киево-Печерской Лавре при архимандрите Иоасафе (Кроковском), жившим в эпоху Петра I и являвшимся сторонником его политики. Интересно, что в этом сборнике житий, после дифирамбов Петру I, опубликовано «Предисловие ко православному читателю, содержащее ответы противу хулениям на святых печерских». Из этого становится ясным, что на момент издания книги, то есть в начале XVIII века, было достаточное количество читателей, с сомнением относящихся к ее тексту и официальной версии истории Киево-Печерской лавры, а также ее святых (в том числе и Нестора Летописца). Издатель книги, архимандрит Киево-Печерской лавры в 1697–1709 годах Иоасаф (Кроковский), происходил из польских шляхетских родов с соответствующими образовательными и религиозными представлениями. До своего назначения архимандритом, Иоасаф (Кроковский) был ректором Киевской Могилянской академии. Иоасаф (Кроковский) был не единственным поляком в Киеве того времени, оказавшим большое влияние на идеологию лавры и вообще церковных институтов региона. Именно во времена влияния польских книжников и всплывает имя «Нестора летописца Российского».

Митрополит Киевский Иоасаф (Кроковский)

Интересно, что за свои заслуги перед Петром I архимандрит Иоасаф в конечном итоге был награжден епископским саном. 15 августа 1708 года архимандрит Иоасаф (Кроковский) в Москве был официально рукоположен во епископа с возведением в сан митрополита Киевского. На новом посту он прославился одним известным преступлением, о котором расскажем далее.

Мартин-еретик тоже из Киева

Во время борьбы со старообрядчеством представители официальной Церкви не гнушались никакими подделками и фальсификациями. Наибольшую известность приобрели деяния вымышленного Киевского собора 1151 года, якобы осудившего двуперстие, крестный ход посолонь и другие древнерусские традиции. Исполнителем этого проекта, организованного по заданию Петра I, выступил местоблюститель патриаршего престола, рязанский митрополит Стефан (Яворский), нижегородский архимандрит Питирим (впоследствии архиепископ) и уже известный нам митрополит Иоасаф (Кроковский).

Митрополит Стефан (Яворский) так же, как и Иоасаф (Кроковский), происходил из шляхетского польского рода. Образование он получил в Киево-Могилянской коллегии. В последние годы своего пребывания в коллегии Яворский посещал лекции богословия и философии схоласта, архимандрита Иоасафа (Кроковского). Также Яворский приобрел покровителя в лице другого поляка, митрополита Киевского Варлаама (Ясинского).

Митрополит Киевский Варлаам (Ясинский)

Уже став ближайшим сподвижником Петра, местоблюстителем Московского патриаршего престола, Стефан (Яворский) направил ученого монаха Феофилакта на исторические «изыскания» в библиотеки и древлехранилища Киево-Печерской лавры. Там, после длительных и тщательных поисков, Феофилакт «нашел» «Деяния» Киевского собора 1151 года. В этих «Деяниях» было указано, что двуперстие, сугубую аллилуию и прочие древнерусские чины изобрел в XII веке некий еретик Мартин Армянин. Полностью об этой истории читайте в статье Г. Чистякова «Антистарообрядческие фальсификации». Подложное деяние несуществующего Киевского собора 1151 года получило наименование «Соборное деяние на еретика Мартина Армянина». Подлинность этого лжесвидетельства была подтверждена киевским митрополитом Иоасафом (Кроковским) и Киевским Собором.

31 января 1718 «Соборное деяние на еретика Мартина» было торжественно доставлено в Москву. Здесь оно было подписано двенадцатью российскими архиереями. По их решению подложное «Деяние» стало зачитываться публично как важный антистарообрядческий документ. К составлению этой подделки и ее популяризации приложил руку сам император Петр I. 20 июня 1719 года им был издан особый циркуляр: «Книгу соборное изложение о Мартине еретике на утрени в воскресные дни вместо пролога (то есть вместо поучения и житий святых — прим.) читать всем в слышанием же».

«Соборное деяние на еретика Мартина»

Таким образом, выходцы из польской шляхты Стефан (Яворский) и Иосаф (Кроковский) оказались причастны к изготовлению фальшивого исторического документа «Соборное деяние на еретика Мартина». Поэтому совершенно не удивительно, что из этого деятельного кружка мыслителей-фальсификаторов могли выйти и другие подложные документы, включая так называемую «Повесть временных лет».

История обнаружения «Повести временных лет»

Самым первым из списков «Повести временных лет» был обнаружен так называемый Радзивиловский список. Все остальные списки ПВЛ так или иначе восходят к этому списку и разнятся в деталях и некоторых добавлениях или упущениях. Об обнаружении Радзивиловского списка рассказывают следующее: «В XVII веке рукопись хранилась у представителей рода Радзивилов, богатейшего дворянского рода Великого княжества Литовского. В 1696, году по завещанию Б. Радзивила, в составе его книжного собрания попала в Замковую (Дворцовую) библиотеку Кенигсберга … В 1697 году к рукописи проявил интерес царь Петр I, прибывший в Пруссию в составе «Великого посольства» 1697–98 годов».

Какое совпадение! То Петр проявляет интерес к «Деяниям» Киевского собора 1151 года, то к «Повести временных лет», то к другим сомнительным историческим документам!

Однако видно, что именно в это время, при Иоасафе (Кроковском) и других киевских книжниках польского происхождения, и всплывает и «Повесть временных лет» в виде Радзивиловской летописи. Вскоре она была положена в основу современной версии древней русской истории. До сих пор историки придерживаются мнения, что это якобы древнейшая из русских летописей. При этом, «древних оригиналов» этой летописи не сохранилось. Например, сам Радзивиловский список представляет из себя обычную рукописную книгу с бумажными страницами, предисловием на немецком языке и переплетом XVIII века. Это отнюдь не архаичный пергаментный свиток, с какими художники любят изображать древних русских летописцев. То же относится и к другим спискам этой летописи.

Большая советская энциклопедия продолжает рассказ: «В 1713 году, проезжая через Кенигсберг, Петр заказал копию с Радзивиловской летописи, включающей миниатюры. По этой копии начал занятия русским летописанием В.Н. Татищев; М.В. Ломоносов также занимался русской летописью сначала по этой же копии. Сам оригинал был доставлен в Петербург … и в 1761 году передан в библиотеку Академии Наук».

Однако не все пошло гладко с «Повестью временных лет», в то же время неожиданно была обнаружена совершенно иная «Летопись», опровергающая факты, изложенные в ПВЛ. Немецкий историк Август Шлецер, состоявший при дворе первого российского императора, писал: «В. Н. Татищев … в 1719 г. получил один список Нестора из кабинета Петра (копию Радзивиловской летописи), который он тотчас переписал для себя… В 1720г… Татищев был командирован в Сибирь… Тут он нашел у одного раскольника очень древний список Нестора. Как он удивился, когда увидел, что он совершенно отличен от прежнего! Он думал, как и я сначала, что существует только одна летопись».

Немецкий историк Август Шлецер

Таким образом, Август Шлецер — один из творцов норманской версии русской истории, к которой восходит карамзинско-советская и современные версии русской истории — основывал все свои выводы на «Повести временных лет», изложенной в Радзивиловском списке, изготовленном в конце XVII века, подобно тому, как были и изготовлены «Деяния» Киевского собора 1151 года.

Но как могло случиться, что «основатели русской истории» Август Шлецер и Василий Татищев начали составление русской истории, отталкиваясь от радзивиловского списка ПВЛ, и не знали о «Русском летописце» — довольно распространенной в их время летописи, от которой до нас дошло более двух десятков списков? Получается, что либо они были очень плохо знакомы с русским летописанием своего времени, либо просто не считали нужным читать русские летописи, предпочитая летописи польского происхождения.

«Русский Летописец»

«Русский Летописец». Титульный лист

Скорее же всего, Шлецер и Татищев отложили в сторону «Русский Летописец» и начали продвигать ПВЛ, поскольку ее содержание соответствовало политическому заказу. Точнее она была изготовлена под политический заказ и выполняла те же задачи, что и поддельное «Соборное деяние на еретика Мартина Армянина», а именно — создать фальшивую историю государства Российского и русской Церкви.

А что же было дальше с ПВЛ? В конце 1750-х годов рукопись была привезена в Москву для изучения и последующей публикации, которую планировал М. В. Ломоносов. Ломоносов скончался в 1765 году и к тому времени Радзивиловская рукопись все еще оставалась неопубликованной. Не исключено, что Ломоносов понял сомнительность этой рукописи и не захотел заниматься ее публикацией. Лишь спустя два года после смерти Ломоносова Радзивиловская рукопись была подготовлена к печати и опубликована секретарем Ломоносова, известным забулдыгой и автором непристойных стихотворений И. С. Барковым (совместно с И. И. Таубертом). Барков неоднократно увольнялся из Академии наук за непристойное поведение. Его перу принадлежит известная поэма «Лука Мудищев».

Ученый-естествоиспытатель Михаил Васильевич Ломоносов

Удивительно, что для публикации «древнейшей» летописи по истории Руси не нашлось более достойного кандидата. А может быть и не удивительно?


Автор: А. Назаров

    

Ни мирского имени преподобного Нестора Летописца, ни его происхождения мы не знаем, между тем многое из того, что известно о Древней Руси сохранило перо именно этого человека – выдающегося агиографа, составителя главной древнерусской летописи – «Повести временных лет», автора «Чтений» о св. князьях Борисе и Глебе и «Жития прп. Феодосия Печерского» – литературного шедевра, вошедшего в «Киево-Печерский Патерик».

Будущий монах Киево-Печерского монастыря преподобный Нестор Летописец родился в 50-х гг. XI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию (+1074, память 3 мая) и стал послушником, затем иеродиаконом. О высокой духовной жизни Нестора говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование.

Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. «Великая бывает польза от учения книжного, – говорил он, – книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».

Преподобный Нестор Летописец Преподобный Нестор Летописец     

Преподобный Нестор – автор жизнеописаний святых князей Бориса, Глеба и преподобного Феодосия, создатель первой редакции «Повести временных лет» – так называемой Начальной летописи – самого древнего общерусского летописного свода. В ней излагаются события от времени сыновей Ноя и до вокняжения Владимира Мономаха в Киеве в 1113 г. Нестор говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках – в 866 г., при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 г.) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 г.), об «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 г.) и Крещении Руси (988 г.). Русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках.

При этом интересно, что по поводу авторства «Повести временных лет» историки высказывают разные мнения. В пользу Нестора говорят упоминания о нем в послании к архимандриту Акиндину (1224–1231) монаха Поликарпа и существование некоторых списков с прямым указанием на Нестора как изначального автора летописи. Но очевидно, что потом труд Нестора не раз дополнялся, переписывался и редактировался, вобрав отголоски дальнейшей политической борьбы на Руси. На сей счет существует обширная специальная литература, из исследований же новейшего времени стоит привести слова академика Б.А. Рыбакова: «Из среды летописцев особо выделяется киевлянин Нестор (начало XII в.). Он написал широко задуманное историческое введение в хронику событий – «Повесть временных лет». Хронологический диапазон введения – от V–VI вв. нашей эры до 860 г., когда русы впервые выступили как сила, равная Византийской империи. Историко-географическое введение Нестора в историю Киевской Руси, написанное с небывалой широтой и достоверностью, заслуживает полного доверия с нашей стороны» («Мир истории», М. 1982. С. 327).

Преподобный Нестор Летописец. Гравюра из Патерика 1702 г. Преподобный Нестор Летописец. Гравюра из Патерика 1702 г.     

Некоторые историки, исследуя зарождение норманнской теории возникновения российской государственности, первым норманистом называют именно Нестора, задавшегося вопросом «Откуда есть пошла русская земля?». По этому поводу академик Рыбаков сделал любопытное замечание: «Окончательное редактирование «Повести временных лет» Нестора осуществляется, по мнению Шахматова (Алексей Александрович Шахматов – выдающийся русский языковед, историк древней культуры – Ред.) около 1118 г. под наблюдением князя Мстислава Владимировича, сына Мономаха. Внук (по матери) английского короля, муж варяжской принцессы, тесть норвежского и датского королей, князь, двадцать лет проведший на севере Руси в Новгороде, Мстислав был прочно связан со всей Северной Европой и именно с этих позиций смотрел на историю Руси, преувеличивая роль северян-варягов в ее судьбах. Везде, где только можно было, Мстислав вставлял легенды о варягах, о призвании варяжских князей и отождествлял варягов с руссами, становясь тем самым родоначальником ошибочной и тенденциозной норманнской теории». («Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв.», М. 1982 . С. 8).

Но что все-таки мы можем сказать о легендарном Несторе по его трудам?
«В конце XI в. он жил в Печерском монастыре, – пишет В.О. Ключевский («Исторические портреты», М., 1991). – Рассказывая под 1096 годом о набеге половцев на Печерский монастырь, он говорит: «…и придоша на монастырь Печерский, нам сущим по кельям почивающим по заутрени». Далее узнаем, что летописец был еще жив в 1106 г. В этом году, пишет он, «скончался старец добрый Ян, живший 90 лет, в старости маститой, жил он по закону Божию, не хуже был первых праведников, от него же и аз многа словеса слышах, еже и вписах в летописаньи сем».

Страница Ипатьевской летописи Страница Ипатьевской летописи     

Выдающийся исследователь летописания Древней Руси М.Д. Присёлков относит окончание «Повести…» к 1114–1116 гг., «Чтение» же о Борисе и Глебе и «Житие Феодосия» были, по всей видимости, написаны ранее «Повести временных лет».

М.Д. Присёлков предполагает, что Нестор пришел в монастырь не юным, не видевшим жизни, послушником, но уже достаточно авторитетным человеком, сокрушавшимся о своей молодости, наполненной множеством грехов. Об этом Нестор упоминает в «Житии Феодосия», которое, собственно, и содержит большинство биографических сведений о самом авторе. Так, в частности, становится понятно, что за довольно короткий промежуток времени (около 4 лет) пребывания в монастыре Нестор успел получить сан диакона, по всей видимости, по причине уважения преемника Феодосия – игумена Стефана к своей учености и литературному таланту. «Если то обстоятельство, что Нестор вступил в монастырь уже образованным и немолодым человеком, с одной стороны, вызывает в нас обостренное сожаление о том, что мы ничего не знаем о жизни его до монастыря и только можем гадать, из какой среды он вышел, где получил образование, чем занимался в миру и что повело его к решению удалиться из мира, то, с другой стороны, мы вправе заключить, что Нестор, удаляясь из мира, сознательно и взвешенно остановился в выборе места своих монашеских подвигов из всего обилия и разнообразия монастырей, тогда существовавших в Киеве, именно на Печерском, чтобы в нем вложить свой труд в общий труд феодосьева стада, уже достаточно славного и определенно себя заявившего пред лицом политической и церковной власти, как и пред широким лицом тогдашней русской общественности» («Нестор Летописец», СПб., 2009, С. 38).

М.М. Антокольский. Нестор Летописец. 1890 г. М.М. Антокольский. Нестор Летописец. 1890 г.     

Василий Осипович Ключевский обращает внимание на особенный исторический взгляд Нестора: «Научная задача историка, как ее теперь понимают, состоит в уяснении происхождения и развития человеческих обществ. Летописца гораздо более занимает сам человек, его земная и особенно загробная жизнь… Историк-прагматик изучает генезис и механизм людского общежития; летописец ищет в событиях нравственного смысла и практических уроков для жизни; предметы его внимания – историческая телеология и житейская мораль. На мировые события он смотрит самоуверенным взглядом мыслителя, для которого механика общежития не составляет загадки: ему ясны силы и пружины, движущие людскую жизнь. … Летописец описывает нашествия поганых на Русскую землю, беды, какие она терпит от них. Зачем попускает Бог неверным торжествовать над христианами? Не думай, что Бог любит первых больше, чем последних: нет, Он попускает поганым торжествовать над нами не потому, что их любит, а потому, что нас милует и хочет сделать достойными Своей милости, чтобы мы, вразумленные несчастиями, покинули путь нечестия. Поганые – это батог, которым Провидение исправляет детей своих. «Бог бо казнит рабы Своя напастьми различными, огнем и водою и ратью и иными различными казньми; хрестьянину бо многими напастьми внити в Царство Небесное».

Так историческая жизнь служит нравственно-религиозной школой, в которой человек должен научиться познавать пути Провидения. …Все провозвещает эти пути, не только исторические события, но и физические явления, особенно необычайные знамения небесные. Отсюда напряженный интерес летописца к явлениям природы. В этом отношении его программа даже шире, чем у современного историка. У него природа прямо вовлечена в историю, является не источником стихийных, часто роковых влияний, то возбуждающих, то угнетающих дух человека, даже не просто немой обстановкой человеческой жизни. Она сама – живое, действующее лицо истории, живет вместе с человеком, радеет ему, знамениями вещает ему волю Божию.

…Так летописец является моралистом, который видит в жизни человеческой борьбу двух начал, добра и зла, Провидения и диавола, а человека считает лишь педагогическим материалом, который Провидение воспитывает, направляя его к высоким целям, ему предначертанным» («Исторические портреты», М., 1991).

Преподобный Нестор скончался около 1114 г., завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 г., наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 г. древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский (+1226, память 10 мая).

Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

Творения его издавались много раз. Последние научные издания: «Повесть временных лет», М.-Л., 1950: «Житие Феодосия Печерского» – в «Изборнике» (М., 1969; параллельно древнерусский текст и современный перевод).

Нестор Летописец — биография


Нестор Летописец – древнерусский писатель, агиограф, чьи труды датируются концом 11 – началом 12 века. Предположительно является автором трех фундаментальных произведений: «Повесть временных лет», «Житие Бориса и Глеба», «Житие Феофана Печерского».

«Повесть временных лет» — одно из самых значимых произведений монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, ставшее памятником славянской культуры и древнерусской литературы. За этот гениальный труд русского летописца величают «отцом русской истории». Память о Несторе Летописце увековечила Православная церковь, причислив его к лицу святых и объявив 9 ноября праздником в его честь.

Ранние годы и монашество

Точный год рождения историка неизвестен, ученые лишь предполагают, что это произошло около 1056 года. О ранней биографии Нестора данных практически нет. Известно лишь, что в семнадцатилетнем возрасте он пришел в строящийся тогда Киево-Печерский монастырь, чтобы стать послушником и в дальнейшем принять монашество.

После смерти основателя монастыря Феодосия Печерского в 1074-м игуменом стал Стефан Блаженный, при котором состоялся монашеский постриг Нестора. В летописях сказано, что Стефан управлял обителью в течение четырех лет, отсюда историки сделали вывод, что ионический сан юноша принял приблизительно до 1078 года.

Предполагается, что молодой послушник успел лично познакомиться с Феодосием: именно он в конце 11-го столетия показал общественности место упокоения игумена. Эти события Нестор позже описал в «Повести временных лет», где сам он представлен в образе «лаврского инока», но не под своим именем.

Даже если Нестор знал лично основателя монастыря, то общение их было крайне редким. Каждый день послушников обители был расписан по минутам, большую часть времени они проводили в мыслях о Боге и неустанных молитвах. О быте монахов летописец рассказал в своем труде «Житие Феодосия Печерского», работать над которым он начал при игуменстве Иоанна (ориентировочно в 1095 году).

Первая полная версия «Повести временных лет» была закончена в 1113 году. Предположительно, это было последнее произведение святого, после этого он полностью посвятил себя богослужению.

В сохранившемся «Киево-Печерском патерике» описаний внешности инока нет. О том, как выглядел знаменитый летописец, люди узнали только в 20 веке, когда известный столичный судмедэксперт Сергей Никитин смог воссоздать его портрет по найденному черепу. Самое известное на сегодняшний день скульптурное изображение Нестора принадлежит авторству Сергея Алексеевича.

Последователь методики Герасимова, Никитин смог не только увидеть мощи святого, но и определить по ним физиологические особенности этого исторического персонажа. Выяснилось, что рост русского историка едва достигал 160 см. Строение костного каркаса черепа позволило установить, что летописец писал правой рукой. После изучения зубочелюстной системы исследователь сделал вывод, что монах скончался в очень преклонном возрасте. Сергей Никитин утверждает, что причины смерти были естественными и не имели насильственного характера.

Работы летописца

Ученые утверждают, что Нестор является автором по крайней мере трех фундаментальных трудов, главным из которых признана «Повесть временных лет». В кругах литературоведов это произведение еще называют «Первоначальной летописью», так как оно является самым ранним из известных сводов русской истории. Также популярно название «Несторова летопись», образованное от имени автора.

Нестор Летописец

Нестор Летописец

Произведение «Повесть временных лет» охватывает огромный период времени – от библейской эпохи до 1117 года. Известно, что несколько глав летописи Нестор написал в соавторстве с другими историками, имена которых, к сожалению, не сохранились.

Первыми героями произведения стали Ной и трое его сыновей, которые поделили планету. В труде Нестора объясняется происхождение народностей – русских, немцев, варягов, рассказывается об истории возникновения древнерусских городов.

Одной из первых знаковых дат, описанных в летописи, стал 852 год – время появления Русской земли. По данным Нестора, новую географическую точку на карту мира нанесли Рюрик, Синеус и Трувор. Со временем Рюрик стал полноправным правителем. Самый знаменитый эпизод произведения, описывающий гибель вещего Олега от укуса змеи, знаком каждому российскому школьнику.

Нестор Летописец

Повествование продолжает история жизни князя Игоря, его жены Ольги и наследника Святослава, подвиги героического Ярополка и крещение Руси князем Владимиром в конце 900-х годов. Последним из князей, чья биография описана в «Повести временных лет», стал Владимир Мономах.

Как человек истинно верующий, Нестор уделил христианской религии огромное внимание. В самом начале повествования автор обратился к библейским сюжетам, а ближе к концу книги описал чудесные события, сопровождавшие период крещения Руси.

Нестор Летописец

По убеждению святого, Бог живет на небесах, где его окружают ангелы, а состоит он из трех явлений – Отца, Сына и Святого Духа. Отец небесный постоянно противостоит бесам, живущих не в аду, как считается сейчас, а в некой бездне. Нестор уверен, что благодаря Крещению Руси человечество спаслось от таких зол, как соблазн и невежество. Автор неустанно повторяет, что только праведники достойны после смерти оказаться рядом с Богом и занять достойное место на небесах.

Еще одна летопись Нестора – «Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глаба», или как ее называют современные историки, «Житие Бориса и Глеба».

Нестор Летописец

Наследники великого князя Владимира Борис и Глеб предстают воплощением смирения и благочестия, но их святые жизни обрывает сводный брат Святополк. Перед лицом смерти братья не стали молить о пощаде или защищаться: наоборот, они начали молиться о скорейшем принятии мученической кончины. Работа над этой летописью была закончена в 1110 году.

Третий труд Нестора – «Житие Феодосия Печерского» — дошел до наших дней лишь частично. В созданном до 1088 года произведении описывается жизненный путь Феодосия до самого последнего дня. Большое внимание в повествовании уделяется игуменству.

Могут быть знакомы

Память о святом

Заслуги русского летописца в сохранении отечественной истории переоценить невозможно. Его причислили к лику святых как в Русской православной, так и в Римской католической церкви. В славянском мире 9 ноября отмечается день памяти святого, в эту же дату проходит празднование Дня украинского языка и письменности. Мощи Нестора хранятся на территории Киево-Печерского монастыря (лавры).

Нестор Летописец

Преосвященного Нестора нередко изображали на старинных иконах, авторство многих из них не сохранилось. Самой известной визуальной работой, посвященной историку, стало полотно Виктора Васнецова «Нестор-летописец», созданное в конце 19-го века. В настоящее время оригинал шедевра находится в Третьяковской галерее.

Памятники летописцу возвели во многих городах: Киеве, Владимире, Борисполе и других. В Киево-Печерской обители построили две церкви в честь знаменитого старца. В 2006 году Национальный Банк Украины выпустил в оборот золотую юбилейную монету в 50 гривен, посвященную памяти Нестора Летописца.

Признание авторства

В научном мире сих пор ведутся дискуссии о признании Нестора составителем летописи «Повесть временных лет». Исследователи приводят несколько противоречий, ставящих под сомнение авторство старца. Некоторые сведения из «Повести» о Киево-Печерской лавре существенно отличаются от тех, что оставил Нестор в достоверно принадлежащих перу Нестора записях, например, в «Житие Феодосия Печерского».

«Повесть временных лет» представлена Московско-Академическим, Радзивилловским и Лаврентьевским списками, в которых последняя запись датируется 1110 годом. После этого повествование начинает игумен киевского Михайловского монастыря Сильвестр, утверждающий, что летопись была написана им в 1116 году во время правления Владимира Мономаха. Сохранилась подпись, которая гласит: «Игумен Селивестр святого Михаила написал книги си летописец».

Нестор Летописец

Памятник Нестору Летописцу

Авторство «Жития Бориса и Глеба» и «Жития Феодосия Печерского» также вызывает ряд вопросов. Найдены записи Нестора-агиографа, достоверно принадлежащие святому. В них слог автора необычайно своеобразен и абсолютно не похож на манеру написания вышеуказанных произведений.

Труды

  • «Житие Феодосия Печерского» (1088);
  • «Житие Бориса и Глеба» (1110);
  • «Повесть временных лет» (1110-1118).

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

9 ноября — день памяти преподобного Нестора Летописца, самого известного древнерусского автора. Нестор работал над «Повестью временных лет», ему также приписывают авторство еще нескольких произведений. Altapress.ru рассказывает, кто такой Нестор Летописец и почему о его личности историки спорят до сих пор.

Нестор Летописец. Скульптура М. Антокольского

Нестор Летописец. Скульптура М. Антокольского

Алексей Бахарев, СС0, via Wikimedia Commons

Нестор Летописец: биография

Преподобный Нестор Летописец родился в Киеве, в 50 годах XI века. Юношей он стал послушником в Киево-Печерском монастыре, затем его посвятили в сан иеродиакона. Преподобный Нестор вел духовную жизнь и высоко ценил истинное знание, пишет days.pravoslavie.ru.

«В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания, — писал Нестор. — Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».

Преподобный Нестор скончался около 1114 года.

Завет. Книга

Завет. Книга

СС0

Что написал Нестор Летописец?

Главный труд Нестора Летописца — знаменитая «Повесть временных лет», которую впоследствии дописывали другие авторы. Книга стала огромным сборником, он неоднократно изменялся и редактировался.

Кроме того, Нестору традиционно приписывают такие произведения, как «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского».

Свечи. Церковь. Молитва.

Свечи. Церковь. Молитва.

СС0

Почему историки сомневаются в его авторстве?

События «Жития Феодосия Печеского» во многом пересекаются с событиями, изложенными в «Повести временных лет». В «Повести» говорится об основании Киево-Печерской Лавры, жизни одного из основателей монастыря — преподобного Феодосия, о его смерти, открытии мощей и канонизации, сообщает «Фома».

Так вот, в «Повести» Нестор Летописец сообщает, что лично знал преподобного Феодосия, а автор «Жития» рассказывает, что пришел в монастырь вскоре после смерти святого. Есть и еще несколько расхождений.

Существует версия, что примерно в одно и то же время в Киево-Печерском монастыре жили и писали два монаха по имени Нестор.

ЧТО ТАКОЕ «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

«Повесть временных лет» занимает в истории русского общественного самосознания и истории русской литературы особое место. Это не только древнейший из дошедших до нас летописных сводов, повествующий о возникновении Русского государства и первых веках его истории, но одновременно и важнейший памятник историографии, в котором отразились представления древнерусских книжников начала XII в. о месте русичей среди других славянских народов, представления о возникновении Руси как государства и происхождении правящей династии, в котором с необычайной ясностью освещены, как бы сказали сегодня, основные направления внешней и внутренней политики. «Повесть временных лет» свидетельствует о высоко развитом в то время национальном самосознании: Русская земля осмысляет себя как могущественное государство со своей самостоятельной политикой, готовое при необходимости вступить в единоборство даже с могущественной Византийской империей, тесно связанное политическими интересами и родственными отношениями правителей не только с сопредельными странами — Венгрией, Польшей, Чехией, но и с Германией, и даже с Францией, Данией, Швецией. Русь осмысливает себя как православное государство, уже с первых лет своей христианской истории освященное особой божественной благодатью: оно по праву гордится своими святыми покровителями — князьями Борисом и Глебом, своими святынями — монастырями и храмами, своими духовными наставниками — богословами и проповедниками, известнейшим из которых, безусловно, являлся в XI в. митрополит Иларион. Гарантией целостности и военного могущества Руси должно было являться владычество в ней единой княжеской династии — Рюриковичей. Поэтому напоминания, что все князья — братья по крови, — постоянный мотив «Повеcти временных лет», ибо на практике Русь сотрясают междуусобицы и брат не раз поднимает руку на брата. Еще одна тема настойчиво обсуждается летописцем: половецкая опасность. Половецкие ханы — иногда союзники и сваты русских князей, чаще всего все же выступали как предводители опустошительных набегов, они осаждали и сжигали города, истребляли жителей, уводили вереницы пленных. «Повесть временных лет» вводит своих читателей в самую гущу этих актуальных для того времени политических, военных, идеологических проблем.

Библиотека литературы Древней Руси. Том 1

ЛЕГЕНДА ОБ АПОСТОЛЕ АНДРЕЕ

Когда же поляне жили сами по себе на горах этих, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно дойти даже до Рима, а от Рима можно прийти по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда прийти в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет и идет к северу, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине — к варягам, а от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает в Понтийское море тремя устьями; это море именуемо Русским, — по берегам его учил святой Андрей, брат Петра.

Как говорят, когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел пойти в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром, встав, сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? Так на этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей — каков их обычай и как моются и хлещутся, и подивился на них. И пошел к варягам, и пришел в Рим, и поведал о том, скольких научил и кого видел, и рассказал им: «Диво видел я в Славянской земле, когда шел сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются мытелью, и возьмут веники, и начнут хлестаться, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят не мытье себе, а <…> мученье». Те же, слышав, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме, пришел в Синоп.

Повесть временных лет

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» И ЕЕ РЕДАКЦИИ

В 1110–1113 была завершена первая редакция (версия) Повести временных лет — пространного летописного свода, вобравшего многочисленные сведения по истории Руси: о войнах русских с Византийской империей, о призвании на Русь на княжение скандинавов Рюрика, Трувора и Синеуса, об истории Киево-Печерского монастыря, о княжеских преступлениях. Вероятный автор этой летописи — монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В первоначальном виде эта редакция не сохранилась.

В первой редакции Повести временных лет были отражены политические интересы тогдашнего киевского князя Святополка Изяславича. В 1113 г. Святополк умер, и на киевский престол вступил князь Владимир Всеволодович Мономах. В 1116 г. монахом Сильвестром (в промономаховском духе) и в 1117-1118 гг. неизвестным книжником из окружения князя Мстислава Владимировича (сына Владимира Мономаха) текст Повести временных лет был переработан. Так возникли вторая и третья редакции Повести временных лет; древнейший список второй редакции дошел до нас в составе Лаврентьевской, а самый ранний список третьей – в составе Ипатьевской летописи.

Энциклопедия «Кругосвет»

РЕДАКТИРОВАНИЕ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Став киевским князем, Владимир Мономах сохранил и свою «отчину» — княжество Переяславльское, а также Суздальскую землю и Ростовскую. Признал власть Владимира и Великий Новгород, повинуясь его распоряжениям и принимая от него князей. В 1118 году Владимир потребовал к себе «вся бояры новгородськыя» для приведения их к присяге. Часть из них он отпустил обратно в Новгород, а «иныя у себя остави». При Владимире восстановилась прежняя военная мощь древнерусского государства, ослабленная предшествовавшими феодальными распрями. Половцам был нанесен сокрушительный удар, и они не осмеливались нападать на Русскую землю…

Одной из мер при вокняжении Владимира Мономаха в Киеве в 1113 году было исправление несторовской «Повести временных лет» с целью более правильного освещения правления Святополка Изяславича, ненавистного киевскому трудовому народу. Это дело Мономах поручил игумену Выдубецкого монастыря Сильвестру. Выдубецкий монастырь был основан отцом Владимира Мономаха, князем Всеволодом Ярославичем, и, естественно, держал сторону этого князя, а после его смерти — сторону его сына. Сильвестр добросовестно выполнил порученное ему дело. Он переписал «Повесть временных лет» и дополнил ее несколькими вставками об отрицательных поступках Святополка. Так, Сильвестр ввел в «Повесть временных лет» под 1097 годом рассказ попа Василия об ослеплении Василька Ростиславича. Затем по-новому он изложил историю похода русских князей против половцев в 1103 году. Хотя этот поход возглавлялся Святополком, как старшим киевским князем, пером Сильвестра Святополк был отодвинут на второй план, а на первое место поставлен Владимир Мономах, действительно участвовавший в этом походе, но не руководивший им.

То, что эта версия не могла принадлежать Нестору, монаху Киево-Печерского монастыря, ясно из сопоставления с нею рассказа о том же самом походе, имеющегося в «Киево-Печерском патерике», идущем, вероятно, по традиции от самого Нестора. В рассказе «Патерика» Владимир Мономах даже не упомянут, а победа над половцами приписывается одному Святополку, который получил благословение перед походом от монахов Киево-Печерского монастыря.

Редактируя «Повесть временных лет» Нестора, Сильвестр не продолжил ее ни на один год, но выпустил указание на авторство киево-печерского монаха. Под тем же 1110 годом Сильвестр сделал такую приписку: «Игумен Сильвестр святого Михаила написах книгы си, летописець, надеяся от бога милость прияти при князи Володимере, княжащю ему Кыеве, а мне в то время игуменящю у святого Михаила, в лето 6624 (1116) индикта 9. А иже чтеть книгы сия, то буди ми в молитвах». Поскольку редакция Сильвестра получила официальное признание, она легла в основу всего дальнейшего русского летописания и дошла до нас во множестве позднейших летописных списков. Несторовский же текст «Повести временных лет», оставшийся достоянием только киево-печерской традиции, до нас не дошел, хотя некоторые следы отличий этого текста от сильвестровской редакции сохранились, как уже сказано, в отдельных рассказах более позднего «Киево-Печерского патерика». В этом «Патерике» сохранилось и указание на Нестора, написавшего русский «летописец».

В 1118 году сильвестровская редакция «Повести временных лет» была продолжена, по-видимому, в связи с включением в нее написанного в этом году известного «Поучения Владимира Мономаха». По убедительному предположению М. Приселкова, дополнение сделал сын Владимира Мономаха Мстислав, находившийся тогда в Новгороде. Большой интерес среди этих дополнений представляют два рассказа о северных странах, слышанные автором в 1114 году, когда он присутствовал при закладке каменной стены в Ладоге. Ладожский посадник Павел рассказал ему о северных странах, находящихся за Югрою и Самоядью. Другой же рассказ об этих странах, слышанный автором от новгородца Гюряты Роговича, помещен под 1096 годом, с указанием, что он был услышан «прежи сих 4 лет». Так как оба рассказа тесно связаны между собой по содержанию, то слова «прежи сих 4 лет» следует отнести ко времени написания этой вставки в 1118 году, когда был услышан автором и первый рассказ.. Поскольку до нас не дошел подлинник рукописи Мстислава, а только ее позднейшие списки, то единственным объяснением получившейся путаницы может быть случайная перестановка листов оригинала, с которых потом делались эти списки. Такое предположение тем более допустимо, что в имеющихся списках под 1096 годом находится и «Поучение Владимира Мономаха», написанное не ранее 1117 года.

Водовозов Н. В. История древней русской литературы 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как зовут крылова который писал басни
  • Как зовут композитора который написал балет спящая красавица
  • Как зовут автора который написал сказку дюймовочка
  • Как зовут автора который написал книгу
  • Как знаки зодиака пишут книги