Как зовут распутина который написал уроки французского

Валентин Распутин — биография


В наш век современных технологий люди практически перестали читать, и очень мало интересуются историей. Поэтому сразу хочется сказать, что Валентин Распутин не состоит ни в каком родстве с Гришкой Распутиным. Он великий писатель-прозаик, настоящий патриот своей родины. Основатель и самый яркий представитель направления, которое получило название «деревенская проза».

Самыми известными произведениями писателя Валентина Распутина стали повести «Уроки французского», «Прощание с Матёрой», «Пожар», «Последний срок», «Живи и помни».

Детство и юность

Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в небольшой деревеньке Усть-Уда. В те годы область называлась Восточно-Сибирской, в настоящее время это Иркутская область. Его родители Нина и Григорий Распутины были простыми крестьянами. Здесь прошли первые два года жизни мальчика, а потом семья перебралась в село Аталанка.

Валентин Распутин в детстве

Валентин Распутин в детстве

На берегу реки Ангары и прошло детство Валентина. Он с малых лет полюбил здешнюю суровую природу, мог часами любоваться ее красотой и могуществом. Потом, когда он уже начал писать свои произведения, то буквально в каждом из них есть описание сибирских пейзажей.

С детских лет мальчик поражал родителей умом и сообразительностью. Он рано начал читать, и читал буквально все, что можно было раздобыть – книжки, журналы и даже обрывки старых газет. Он ходил в библиотеку, брал у соседей, и проводил за этим занятием много времени.

Жизнь начала понемногу налаживаться по возвращению отца с фронта. Мама трудилась в сберкассе, отца поставили заведовать местным отделением почты. Но так длилось недолго, вскоре в дверь их дома пришла нежданная беда.

Во время переправы на пароходе, у отца Валентина стащили сумку, в которой были государственные деньги. Искать виновного не стали, суд вынес приговор Григорию Распутину, и он отправился в лагерь на Колыме.

Мать осталась сама с тремя детьми. Этот период стал самым трудным, они еле сводили концы с концами, и практически голодали.

Валентин пошел в школу в Аталанке, но окончил только начальные классы. Больше в селе учиться было негде, а ему очень хотелось продолжить обучение дальше. Дальше – это пятьдесят километров от родного дома. И он поехал, причем один, без семьи, и стал первым из жителей села, кто отправился на учебу в райцентр, до него этого не делал никто. Этот период жизни писателя отразился в одном из самых ярких его произведений – «Уроках французского».

Валентин Распутин в молодости

Валентин Распутин в молодости

Трудностей хватало, но парень старался и окончил школу с отличным аттестатом. Это помогло ему без всяких проблем стать студентом филологического факультета Иркутского университета. В те годы он читал запоем. Самыми любимыми писателями Распутина были Хемингуэй, Ремарк, Пруст.

Годы студенчества пролетели незаметно, хоть было много трудностей и хлопот. Валентин много времени посвящал учебе, но не упускал ни малейшей возможности заработать. Он знал, что должен помочь родным, поэтому не отказывался от любых подработок. Те годы стали началом его писательской биографии, первыми работами молодого автора были заметки для молодежной газеты.

Творчество

Валентин еще не получил диплом вуза, а уже стал сотрудником издания «Советская молодежь» в Иркутске. С этой газеты и началась его творческая карьера. Он не очень любил журналистику, хотел заниматься чем-то более существенным, но благодаря этой работе он обрастал навыками и жизненным опытом, который потом пригодился в писательстве.

В 1962 году Распутин поселился в Красноярске. Он был уже авторитетным журналистом, мастером слова, и именно ему поручали описывать все масштабные события, происходившие в те годы в стране. А тогда было о чем писать – строилась Красноярская и Саяно-Шушенская гидроэлектростанции, прокладывалась железнодорожная магистраль, связывающая Абакан с Тайшетом, и еще много значимых для страны строек.

Валентин Распутин в газете "Советская молодежь"

Валентин Распутин в газете «Советская молодежь»

Однако вскоре Валентин понимает, что ему тесно в рамках газеты, она не может уместить все его впечатления, которые накапливались с каждой командировкой по просторам Сибири. Распутин сел за написание рассказа, получившего название «Я забыл спросить у Лешки», и ставшего его литературным дебютом. От него веяло юношеской романтикой, искренностью и пронзительностью, хотя до совершенства форм было далеко.

Вдохновленный первым успехом, Валентин продолжает писать очерки, которые отдает в публикацию в альманах «Ангара». Спустя некоторое время они стали основой его первой книги, получившей название «Край возле самого неба».

Распутин продолжает писать, с каждым новым рассказом крепнет его мастерство. Прошло немного времени, и его пригласили в Читу, где собирались молодые литераторы. Он привез туда свою первую пробу пера – рассказы «Рудольфио», «Василий и Василиса», «Встреча». Именно там состоялось знакомство начинающего литератора с Виктором Астафьевым, Владимиром Чивилихиным, Антониной Коптяевой, которые были руководителями этого собрания.

Творческий процесс Валентина Распутина

Творческий процесс Валентина Распутина

Благодаря протекции Владимира Чивилихина рассказы молодого автора Распутина стали печатать журнал «Огонек» и газета «Комсомольская правда». Он стал для Валентина настоящим крестным отцом и другом. Имя Распутина было вообще никому неизвестно, но с его произведениями ознакомились миллионы читателей Советского Союза.

После этих публикаций к малоизвестному сибирскому прозаику пришла первая слава и узнаваемость. У него появились первые поклонники, армия которых с каждым годом росла.

В 1967 году еженедельник «Литературная Россия» напечатал рассказ «Василий и Василиса». Это было одно из ранних произведений Валентина, но именно в нем прослеживался стиль писателя, умение без лишних слов раскрыть характер персонажей, емко и точно передать основные его черты.

Этот рассказ просто пропитан любовью к природе, ее красоте и величию. И в каждом из его последующих произведений описание природы будет неотъемлемой частью повествования. Но самое главное место в его творчестве занимает человек, а именно сила духа русского человека, могущество и несгибаемость славянского характера.

Повесть Валентина Распутина «Деньги для Марии»

Повесть Валентина Распутина «Деньги для Марии»

1967 год стал по-настоящему переломным в биографии писателя. Он выпустил свою первую повесть «Деньги для Марии», и после ее публикации стал членом Союза писателей СССР. И как результат – популярность и слава. Имя самобытного и талантливого сибиряка узнали все, о его творчестве много говорили, спорили, и каждый раз ставили высокие оценки его произведениям.

Распутин очень требовательно относился к себе и своему творчеству, поэтому не стал разрываться на две части. Он уходит из журналистики, и занимается исключительно писательской деятельностью.

В 1970 году один из самых «толстых» журналов – «Наш современник», напечатал вторую работу Распутина, повесть «Последний срок». Это произведение принесло автору славу не только на родине, но и за рубежом, его издали на десятках языков. По мнению многих критиков, это был «костер, отогревающий душу».

В этой повести речь о матери, о настоящих ценностях и несущественности того, что современному городскому жителю кажется важным и значимым. О том, что нужно помнить свои истоки, возвращаться к ним хоть иногда, чтобы остаться человеком.

Валентин Распутин у дома в деревне

Валентин Распутин у дома в деревне

В 1976 году писатель издал свое самое значимое произведение, которое стало его визиткой – повесть «Прощание с Матёрой». Рассказ о том, как одну из деревень должны затопить водой, потому что на этом месте намечено строительство большой ГЭС.

Какая-то обреченность сквозит из каждой строчки этого произведения, горе и тоска коренных жителей, которые должны оставить родную деревеньку, где родились, выросли и собирались умереть. Они никого не винят, не причитают и не проклинают, просто тихо скорбят по месту, где каждую кочку и колоду привыкли считать родной.

Критики и простые читатели считают Распутина продолжателем лучших традиций отечественного классицизма. Все его произведения можно охарактеризовать знаменитой цитатой: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Главное, что хочет добиться писатель своими произведениями – это чтобы мы все не стали «Иванами, не помнящими родства».

Не менее значимым был для Валентина Распутина и 1977 год. Он выпустил повесть под названием «Живи и помни», за которую получил Государственную премию СССР. И снова на первом плане человечность, сила русского характера, любовь и страдания. А еще трагедия целого народа, пережившего Великую Отечественную войну.

Валентин Григорьевич Распутин

Распутин не боялся затрагивать темы, которые многие литераторы обходили десятой дорогой. В повести «Живи и помни» речь идет о простой русской женщине Настёне, которая вместе со всеми проводила на фронт мужа. Он получил три ранения и чудом остался жив.

Он выжил, но в душе у него что-то сломалось, он стал дезертиром. Он понимает, что не дождется победы, если снова окажется на передовой. Драма просто поражает воображение читателя, в таком контексте о войне еще никто не писал. После прочтения этой повести понимаешь, что в жизни кроме черного и белого есть масса цветов и оттенков.

Перестроечное время оказалось для Распутина самым тяжелым. Он не согласен с «либеральными ценностями», которые рвут корни и уничтожают все, что является истинными ценностями. Речь об этом идет в его новых рассказах «Пожар» и «В больнице».

Попробовал Распутин свои силы и в политике. Он был избран депутатом парламента, вошел в Президентский совет в годы правления Михаила Горбачева. Но сам писатель считает, что это было напрасно, после того, как его избрали, его голос ничего не решал.

Много времени и сил ушло у писателя на войну с либералами и защиту озера Байкал. В середине 2010 года Распутин вошел в Патриарший совет по культуре и представлял в нем Русскую православную церковь.

Валентин Распутин в церкви

Валентин Распутин в церкви

В 2012-м Валентин Григорьевич приветствует открытие уголовного дела против Pussy Riot, и клеймит позором тех деятелей культуры, которые не видят в действиях феминисток состава преступления.

В 2014 году Распутин выразил поддержку президенту Путину в отношении действий России по Крыму и Украине, и вместе с другими деятелями искусств подписал соответствующее обращение.

Могут быть знакомы

Личная жизнь

Валентин Распутин всегда отличался постоянством, это касалось и его личной жизни. Еще в молодости он женился на девушке Светлане, дочери известного прозаика Ивана Молчанова-Сибирского. Они прожили долгую счастливую жизнь, в лице Светланы Валентин обрел не только жену, но еще и единомышленницу и соратницу. В этом браке родилось двое детей – сын Сергей и дочь Мария.

Валентин Распутин с женой Светланой

Валентин Распутин с женой Светланой

Счастливая жизнь закончилась страшным летом 2006-го, когда в аэропорту Иркутска потерпел крушение аэробус, на борту которого была дочь писателя – Мария, музыкант-органист. Ей было 35, она работала преподавателем в столичной консерватории. Супругам удалось справиться с утратой, но здоровье их сильно пошатнулось.

В 2012-м умерла жена писателя – Светлана. Теперь его смыслом жизни стали сын и внучка Тоня.

Смерть

Валентин Распутин прожил без жены всего три года. Перед самой смертью он впал в кому, и умер 14 марта 2015-го. Он не дожил до своего 78-го дня рождения несколько часов.

Согласно часовому поясу в его родном селе, там уже наступило 15-е число, поэтому земляки считают, что он умер в собственный день рождения.

Похороны Валентина Распутина

Похороны Валентина Распутина

Местом упокоения писателя стал Знаменский монастырь в Иркутске. Провести в последний путь Валентина Распутина пришли пятнадцать тысяч его земляков. Отпевание покойного совершил сам Кирилл, патриарх Московский и всея Руси.

Творчество

Повести

  • Деньги для Марии
  • Последний срок
  • Живи и помни
  • Прощание с Матёрой
  • Пожар
  • Дочь Ивана, мать Ивана

Рассказы

  • Я забыл спросить у Алёшки…
  • Край возле самого неба
  • Костровые новых городов
  • Вверх и вниз по течению
  • Уроки французского
  • Век живи – век люби
  • Сибирь, Сибирь
  • Эти двадцать убийственных лет

Ссылки

  • Страница в Википедии

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.



Скачать материал

В. Г. Распутин
 «Уроки французского».Урок литературы
                в 6 классе



Скачать материал

  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов

  • Сейчас обучается 111 человек из 44 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • В. Г. Распутин
 «Уроки французского».Урок литературы
                в 6 классе

    1 слайд

    В. Г. Распутин
    «Уроки французского».
    Урок литературы
    в 6 классе

  • Распутин Валентин Григорьевич(р. 1937), прозаик.Родилс...

    2 слайд

    Распутин Валентин Григорьевич(р. 1937), прозаик.
    Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты.
    Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС и магистрали Абакан- Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».
    Писать художественную прозу начал в 1961, в основном рассказы: «Я забыл спросить у Лешки-» (1961) и др. Известность принесла повесть«Деньги для Марии» (1967), свидетельствовавшая об интересе писателя к вопросам морали и нравственности. В 1970 выходит повесть «Последний срок», ставшая классикой «деревенской прозы», рассказавшая о последних днях ровесницы века старухе Анне, перебирающей как четки свои воспоминания, подводя итог своей праведной жизни. Заслугой Распутина стало художественное открытие, вслед за А.И. Солженицыным, типа героя праведника.
    В 1965 Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В.Чивилихину, который стал «крестным отцом» начинающего прозаика.

  • Писатель говорил, что его детство и его творчество  немыслимы без влияния...

    3 слайд

    Писатель говорил, что его детство и его творчество немыслимы без влияния Сибири, тайги и, особенно, Ангары: «Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль; когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины.»

  • “Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы, - вспоминает пис...

    4 слайд

    “Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы, — вспоминает писатель. — Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки; еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за вёсла…”
    Родина писателя,  Аталанка, — небольшое село на берегу прославленной реки Ангары. Ныне она перенесена на берег Братского моря и превратилась в рабочий поселок.

  • Валентин Григорьевич Распутин вошел в нашу литературу сразу, почти без разб...

    5 слайд

    Валентин Григорьевич Распутин вошел в нашу литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова. Трудно представить себе русскую литературу сегодня без его повестей и рассказов. Его произведения снискали заслуженную популярность в нашей стране и за рубежом.

  • Сам  Распутин отмечает, что “писателем человека делает его детство, способнос...

    6 слайд

    Сам  Распутин отмечает, что “писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве”.

  • Автобиографичность рассказа «Уроки французского»Рассказ «Уроки французского»...

    7 слайд

    Автобиографичность рассказа «Уроки французского»
    Рассказ «Уроки французского» — произведение автобиографическое. Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения. После окончания начапьной школы в родной деревне Распутин хотел продолжать учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это – пятьдесят километров от дома. Надо перебираться туда жить одному, без родителей, без семьи. Это была очень серьёзная перемена в жизни. К тому же, как напишет потом В.Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился . Я был первым».
    И.Глазунов. Портрет
    В.Г. Распутина.

  • Автобиография – последовательное изложение самим говорящим или пишущим основн...

    8 слайд

    Автобиография – последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.
    «Там мне ничего не пришлось
    выдумывать, – говорил Распутин. – Всё это происходило со мной.
    За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».

  • Самый популярный из ранних рассказов писателя “Уроки французского” автобиогра...

    10 слайд

    Самый популярный из ранних рассказов писателя “Уроки французского” автобиографичен.  Одиннадцатилетний мальчик приезжает учиться в райцентр, где есть школа-восьмилетка. Он впервые оторван от семьи, от родной деревни.  Не удивительны его неодолимая тоска и тяга домой. Однако, маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, “самой природой призван быть ученым человеком”. Это мнение земляков подтверждается и в новой школе, в новом кругу общения. Но время было тяжелое — послевоенное и полуголодное. Мальчик начинает играть на деньги, единственно только для того, чтобы иметь возможность ежедневно купить баночку молока “от малокровия”. И учительница французского языка идет на рискованный шаг: тайком, у себя дома, играет с учеником, просто из легко объяснимого человеческого сострадания: “Мальчик крайне истощен, а в долг брать отказывается”. Позднее по этому рассказу был поставлен кинофильм.

  • Уроки доброты	«...Мне кажется, что профессию человека можно узнать по его лиц...

    11 слайд

    Уроки доброты
    «…Мне кажется, что профессию человека можно узнать по его лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти лишенному надежды взгляду нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что учителя иссушает его работа, что очень трудно ему сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту. Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице — Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жестокого выражения, для которого вроде уже настала пора.
    Рассказ „Уроки французского» был впервые опубликован в 1973 году в нашей иркутской комсомольской газете „Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна — его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой» .

  • Словарная работа:Полуторка – (разг.) Грузовая машина грузоподъёмностью в 1,5...

    12 слайд

    Словарная работа:

    Полуторка – (разг.) Грузовая машина грузоподъёмностью в 1,5 тонны.
    Райцентр. Город или село – центр административного района внутри области.
    Облигации. Билет государственного займа. (Государственный выигрышный
    заём).

  • -О чем говорит название рассказа?
-От чьего лица ведется повествование? Почем...

    13 слайд

    -О чем говорит название рассказа?
    -От чьего лица ведется повествование? Почему?
    -О каком времени пишет автор?
    -Как жилось в деревне?
    -Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?
    -Какие испытания ожидали его?

  • -Почему герой рассказа начал играть в «чику»?
-Как относятся к этой игре Вади...

    14 слайд

    -Почему герой рассказа начал играть в «чику»?
    -Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?
    -Почему Вадик и Птаха избили его?
    -Найдите слова, передающие его состояние в этот момент.

  • -Как ведёт себя герой на следующий день после драки?
-Как учительница выясняе...

    15 слайд

    -Как ведёт себя герой на следующий день после драки?
    -Как учительница выясняет, что случилось с героем?
    -Какие чувства испытывает герой?
    -Какие качества героя проявляются в этом эпизоде?

  • -Какой представлялась мальчику
Лидия Михайловна?
-Какой приём применяет автор...

    16 слайд

    -Какой представлялась мальчику
    Лидия Михайловна?
    -Какой приём применяет автор в описании учительницы?
    -Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков?
    Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно?
    -Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы?
    — Какие черты характера проявляет герой?

  • -Почему Лидия Михайловна решилась на игру 
в «замеряшки»  со своим учеником?

    17 слайд

    -Почему Лидия Михайловна решилась на игру
    в «замеряшки» со своим учеником?

  • -Чем  закончилась игра?  Как ведёт себя Лидия Михайловна в
 разговоре с дирек...

    18 слайд

    -Чем закончилась игра? Как ведёт себя Лидия Михайловна в
    разговоре с директором? Почему не объяснила свой поступок директору?

  • Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме...

    19 слайд

    Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.
    -Какую роль играет послесловие?

  • Тема и идея рассказа.Тема произведения – жизнь в послевоенные годы. 
Идея рас...

    20 слайд

    Тема и идея рассказа.
    Тема произведения – жизнь в послевоенные годы.
    Идея рассказа «Уроки французского»:
    самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность.
    Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, не исчезает: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка…в ней лежали макароны и три красных яблока…Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».

  • ЗаключениеНа этом уроке вы познакомились с творчеством Валентина Григорьевича...

    21 слайд

    Заключение
    На этом уроке вы познакомились с творчеством Валентина Григорьевича Распутина – прочитали рассказ «Уроки французского».
    Вы узнали:
    о трудностях послевоенного детства писателя;
    о доброте, которая изменила судьбу мальчика;
    об особенностях автобиографического рассказа.

  • Спасибо за урок.

    22 слайд

    Спасибо за урок.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 144 619 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

    «Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

    Тема

    В. Г. Распутин

    Больше материалов по этой теме

Другие материалы

  • 02.03.2023
  • 27
  • 0

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

  • 02.03.2023
  • 25
  • 0
  • 02.03.2023
  • 25
  • 0
  • 02.03.2023
  • 48
  • 0

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

  • 02.03.2023
  • 12
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в вузе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

«Уроки французского» — рассказ русского писателя Валентина Распутина.

Впервые появился в 1973 году в иркутской комсомольской газете «Советская молодёжь» в номере, посвящённом памяти Александра Вампилова.

Хронологическая таблица жизни и творчества
В.Г. Распутина

Дата рождения:

15 марта 1937 (75 лет)

Место рождения:

село Аталанка, Усть-Удинский район, Иркутская область, РСФСР, СССР

Гражданство:

СССР — Россия

Род деятельности

прозаик, драматург

Дебют

«Край возле самого неба» (1966)

Премии

Интересные факты о фильме Уроки французского

В главной роли снялся Миша Егоров, обычный детдомовский мальчик, который даже и не думал, что однажды «попадет в кино». Кроме кинокартины «Уроки французского», он также снимался в фильмах «Сюда не залетали чайки», «Фрак для шалопая» и «Школа». Тем не менее жизнь главного героя «Уроков французского» мало изменилась после съемок – он так и остался воспитанником детского дома, хотя и получал много писем от восторженных юных поклонниц. Роль учительницы французского сыграла жена режиссера Татьяна Ташкова. Сам Евгений Ташков снялся в эпизодической роли. Татьяна Ташкова и Миша прежде не умели играть в пристенок. Этой игре они обучались в ходе съемок фильма «Уроки французского», кадр за кадром оттачивая свое мастерство. Татьяна Александровна с сожалением признавала, что Миша играет гораздо лучше и всё время ее обыгрывает. Фильм «Уроки французского» – своего рода ожившая глава из учебника истории: он был снят по одноименному рассказу известного писателя Валентина Распутина, который писал о своем детстве. Тогда, в 48-м году, он и в самом деле уехал за 50 км от родного дома и лишь изредка получал от матери посылки с картошкой и хлебом… Рассказ Распутина был впервые напечатан в 1973 году в газете «Советская молодёжь» города Иркутска. Актерский состав фильма «Уроки французского»: Михаил Егоров, Татьяна Ташкова, Валентина Талызина, Галина Яцкина, Олег Голубицкий, Клавдия Козленкова, Михаил Кабанов, Борис Новиков, Вадим Яковлев, Лидия Савченко, Елена Кузьмина, Фленов Дмитрий, Евгений Ташков, Сергей Соколов.

Уроки французского — краткое содержание


Повествование в рассказе ведется от первого лица. Действие происходит в 1948 году.

Главный герой – мальчик, который учится в пятом классе в райцентре, расположенном в 50 километрах от его родной деревни. В деревне была только начальная школа, и все учителя отмечали способности мальчика и советовали его матери отдать его учиться в среднюю школу. Дома они жили очень бедно, продуктов не хватало, и мать решила все же отправить мальчика в райцентр, поселив его у своей знакомой. Время от времени она присылала из дома посылки с картошкой и хлебом, но эти продукты быстро пропадали – видимо, или сама хозяйка квартиры, где жил герой, или кто-то из ее детей, их воровали. Так что и в городе герой голодал, часто имея на ужин только кружку кипятка.

В школе мальчик учился хорошо, но ему не давался французский язык. Он легко запоминал слова и фразы, а вот произношение «поймать» никак не мог, что очень беспокоило его молодую учительницу Лидию Михайловну.

Для того, чтобы найти деньги себе на еду и молоко, герой начал играть в «чику» на деньги. В компании игроков собрались более старшие ребята, а из одноклассников героя был только один – Тишкин. Сам герой играл очень осторожно, используя для этого деньги, которые присылала ему мать на молоко, а ловкость помогала ему оставаться в выигрыше, но он никогда не выигрывал больше рубля в день, сразу же уходя. Это очень не нравилось другим игрокам, которые избили его, когда он уличил в жульничестве одного из ребят.

На следующий день он пришел в школу с разбитым лицом, на что обратила внимание учительница французского и классный руководитель Лидия Михайловна. Она стала его расспрашивать, что случилось, он не хотел отвечать, но Тришкин все ей рассказал. Тогда она, оставив его после уроков, поинтересовалась, зачем ему деньги и услышав, что он на них покупает молоко, очень удивилась. Пообещав ей никогда больше не играть, мальчик нарушил данное слово, и его снова избили.

Увидев его, учительница заявила, что ей надо с ним позаниматься французским дополнительно. А так как времени в школе оставалось мало, то она велела ему приходить к ней в квартиру по вечерам. Герой был очень смущен, да еще и учительница пыталась постоянно накормить его, от чего он постоянно отказывался. Как-то раз на адрес школы и на его имя пришла посылка, в которой были макароны, сахар и плитки гематогена. Он сразу понял, от кого была эта посылка – его матери просто негде было взять макароны. Он отнес посылку к Лидии Михайловне и потребовал, чтобы она больше никогда не пыталась передавать ему продукты.

Лидия Михайловна, видя, что мальчик отказывается принимать помощь, пошла на новую хитрость – она научила его новой игре на деньги – «пристенке». За этой игрой они и проводили вечера, стараясь разговаривать шепотом, так как в соседней квартире жил директор школы. Но однажды герой, увидев, что учительница жульничает, причем, делает так, чтобы он постоянно выигрывал, разозлился, и у них завязался громкий спор, который и услышал вошедший в комнату директор. Лидия Михайловна призналась ему, что играет с учеником на деньги, а через несколько дней после этого уволилась и уехала к себе домой, на Кубань. Зимой герой получил еще одну посылку – ящик, полный макарон, под которыми лежали три больших красных яблока. Он сразу догадался, кто прислал ему эту посылку.


В.Г. Распутин. «Уроки французского»

План урока

  • Слово о В.Г. Распутине
  • Рассказ «Уроки французского»

Цели урока

  • Знать биографию В.Г. Распутина, историю создания, тематику и проблематику рассказа «Уроки французского»
  • Уметь анализировать содержание, определять тему и идею художественного произведения

Разминка

Как вы думаете, какую роль играет учитель во взрослении человека?


Слово о В.Г. Распутине

Рис. 1. В.Г. Распутин.
Рис. 1. В.Г. Распутин.

Валентин Григорьевич Распутин (1937–2015)

Писатель родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской области в крестьянской семье. С двух лет жил в деревне Аталанка Усть-Удинского района.

Мальчик рос удивительно смышлёным и пытливым. Он читал всё, что попадалось в его руки: обрывки газет, журналы, книги, которые можно было раздобыть в библиотеке или в домах односельчан. После возвращения с фронта отца в жизни семьи, как казалось, всё наладилось. Мама работала в сберкассе, отец, герой-фронтовик, стал заведующим почтовым отделением. К сожалению, на пароходе у Григория Распутина украли сумку с казёнными деньгами. За это отца будущего писателя осудили и отправили отбывать срок на Колыму. Трое детей остались на попечении матери, наступили суровые и полуголодные времена для семьи.

Окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа, об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского». После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лешки» был опубликован в альманахе «Ангара» в 1961 году.

С 1967 года Валентин Распутин являлся членом Союза писателей СССР. В 1986 году он был избран секретарем правления Союза писателей СССР и секретарем правления Союза писателей РСФСР. Был сопредседателем и членом правления Союза писателей России.

В 1979 году вошел в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии «Роман-газеты».

В 2004 году состоялась презентация книги писателя «Дочь Ивана, мать Ивана». В 2006 году вышло третье издание альбома очерков «Сибирь, Сибирь».

14 марта 2015 года Распутин скончался.


  1. Как прошло детство Валентина Распутина?
  2. Как начинается литературная карьера В.Г. Распутина?

Рассказ «Уроки французского»

Сам автор писал об истории создания рассказа «Уроки французского» так: 

«Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой… 

Рассказ «Уроки французского» был впервые опубликован в 1973 году в нашей иркутской комсомольской газете “Советская молодежь”.

Этот рассказ, когда он впервые появился в книжке, помог мне разыскать мою учительницу Лидию Михайловну. Она купила мою книжку, узнала в авторе меня, а в героине рассказа себя и написала мне. 

Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнит, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами. Я это прекрасно помню и ошибаться не могу: было. Меня сначала поразило: как же так – не помнит?! Как можно такое забыть?! Но, поразмыслив, я понял, что удивительного тут в сущности нет ничего: истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Так и должно быть. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе – изволь и ты мне помогать), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе. И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем, с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия». 

В рассказе поднимается тема человеческого неравнодушия, доброты и помощи тем, кто в ней нуждается. «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после». Так писатель начинает свой рассказ «Уроки французского». Тем самым он определяет основные темы произведения: взаимоотношения учителя и ученика, изображение жизни, освещенной духовным и нравственным смыслом, становление героя, приобретение им духовного опыта в общении с Лидией Михайловной. Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.

Герой-повествователь – мальчик 11 лет из бедной деревенской семьи. Худой от постоянного недоедания, одинокий, диковатый, скромный ученик, он живет отдельно от семьи, по которой очень тоскует. Герой честный, мужественный, смелый, упорный с сильным характером. Несмотря на голод и отсутствие денег, учебы в школе не бросает, старается оправдать доверие семьи.

Молодая учительница сумела увидеть беду мальчика, его плачевное положение и стала ангелом-хранителем на определенный отрезок его жизни. Уроки французского, которые она давала ему на дому, стали уроками жизни как для мальчика, так и для самой учительницы. Деньги, которые получал главный герой рассказа в «честной» игре с педагогом, позволяли ему купить молока и хлеба, обеспечить себя самым необходимым. Кроме того, ему теперь можно было не участвовать в уличных играх, где за честность и мастерство в игре его обижали мальчишки.

Рис. 2. В.К. Гальдяев. Иллюстрация к рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского».
Рис. 2. В.К. Гальдяев. Иллюстрация к рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского».

Оказывая помощь мальчику, поддаваясь, хитря, рискуя работой и репутацией, Лидия Михайловна поняла, чего не хватало ей самой, чтобы чувствовать себя счастливой. Смысл жизни в том, чтобы помогать, быть нужным и не зависеть от мнения окружающих.

Идея рассказа заключается в словах В.Г. Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского».

Таким образом, уроки французского стали уроками жизни для главных героев. Благодаря их искренним поступкам происходит нравственный рост. Автор подчеркивает, что, помогая другим, мы помогаем и себе.


  1. Как вы могли бы описать главного героя произведения? Какими качествами он обладает?
  2. С какими чувствами герой вспоминает свою учительницу спустя годы?

Творчество В.Г. Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев. Размышления автора о жизни, о человеке, о природе помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты.

 В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность.


Контрольные вопросы

  1. Почему учительница начинает играть с учеником на деньги?
  2. Какой жизненный урок получает мальчик?
  3. Можно ли назвать уроки французского уроками добра? Почему?
  4. Как вы думаете, правильно ли Лидия Михайловна поступила по отношению к главному герою? Почему?

Экскурсоводы Ленинки рассказывают

На сайте Российской государственной библиотеки продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают». Сегодня главный архивист сектора комплектования, экспертизы и описания рукописей отдела рукописей РГБ Татьяна Зарипова рассказывает о жизни писателя Валентина Распутина и его книге «Уроки французского».

В отделе рукописей Российской государственной библиотеки хранится архив русского советского писателя Валентина Григорьевича Распутина (1937—2015). В нём находятся документы, освещающие жизненный и творческий путь автора замечательных произведений, вошедших в золотой фонд русской литературы.

Среди материалов архива — «непрофильная» для рукописного фонда печатная книга Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» и сопроводительное письмо народного писателя Чечено-Ингушетии Саида Идрисовича Чахкиева:

Уважаемый Валентин Григорьевич!

Во время первой чеченской кампании я жил в г. Грозном. У меня была богатая библиотека, но в ходе боевых действий она была почти полностью уничтожена. Сохранилась только часть книг. Многие из них прошиты автоматными очередями и осколками снарядов. Ваша книга «Уроки французского. Повести и рассказы» была куплена мною в Москве. Она стояла на одной из полок книжного шкафа вместе с книгами других известных писателей: Василия Белова, Александра Солженицына, Чингиза Айтматова, Анатолия Жигулина, Нодара Думбадзе, Анатолия Приставкина и др. Пострадали почти все, но особенно тяжёлые увечья получили Ваши книги «Уроки французского» и сборник повестей «Живи и помни».

Одну из них, «Уроки французского…», — которая стала свидетелем кровавой междоусобицы «между народами России», я посылаю Вам.

Война не только приносит в жертву людей, калечит души, но и уничтожает вековую культуру людей: книги, произведения искусства, живопись… Об этом и напоминает Ваша книга, которую я вынес из ада пламени дыма.

Книга озаглавлена названием автобиографического рассказа Валентина Григорьевича Распутина об одиннадцатилетнем мальчике, который уехал из родной деревни в райцентр на учёбу. Отец мальчика погиб, на руках у матери осталось трое детей, он — старший. Понимая, что только образование поможет ему встать на ноги и помогать семье, мальчик старался хорошо учиться. Вот только с французским у него не ладилось… Продуктов, присылаемых матерью, не хватало. Мальчик голодал, но не хотел оставлять школу. Чтобы заработать деньги на кружку молока, мальчик играл с местными ребятами в «чику». Учительница французского языка Лидия Михайловна жалела мальчика и неоднократно пыталась помочь, но гордый мальчик отвергал любую помощь. Тогда учительница решилась на непедагогический поступок: вместо дополнительных занятий по французскому стала играть с мальчиком на деньги в «замеряшки»…

Распутин не дал имени герою рассказа, желая показать обобщённый образ деревенского подростка первых послевоенных лет. Таких мальчиков, ради учёбы вынужденных жить вдали от родного дома, терпя лишения, было очень много. Не в каждой деревне имелись средние школы. Но с первых же строк читатель догадывается, что героя рассказа зовут Валентин, так как повествование ведётся от лица автора, описавшего своё детство.

Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в крестьянской семье, в сибирском посёлке Усть-Уда. Когда ему исполнилось два года, родители перебрались в Аталанку, родную деревню отца будущего писателя. В 1944 году Распутин пришёл в первый класс аталанской начальной школы, в 1948 году окончил её с отличием. Способного к учёбе мальчика отправили в школу, расположенную в пятидесяти километрах от дома. «В Усть-Уду я попал застенчивым крестьянским подростком, который ни разу не разлучался с семьёй, — вспоминал Валентин Григорьевич (газета «Книжное обозрение», 1987 авг. 28). — Я дичился новых товарищей, жил у квартирной хозяйки, тоска по дому не отпускала меня».

Лидия Михайловна Молокова (в девичестве — Данилова), ставшая в рассказе прототипом учительницы французского, родилась в Москве. В 1941 году её отца-геолога перевели на работу в Забайкалье. Семья выехала на новое место жительства, но из-за войны оказалась в Сибири. После школы Лидия Михайловна поступила в Иркутский педагогический институт. В 1951 году, по распределению, попала в усть-удинскую школу. Почти все учителя были местные и на «француженку» из города смотрели, как на иностранку. Ученики класса, который достался ей в руководство, были хулиганистыми, весь год доводили её до слёз. А класс, в котором учился Валентин Григорьевич, наоборот, был образцовым. На следующий год оба класса объединили, а Лидию Михайловну назначили классным руководителем.

Худеньким, молчаливым и скромным запомнила Лидия Михайловна будущего писателя. Точнее сказать, почти не запомнила. Он был для неё просто одним из учеников, а свою педагогическую карьеру в Усть-Уде учительница считала неудачной и старалась не вспоминать о том времени. Валентин Григорьевич запомнил Лидию Михайловну на всю жизнь за доброту и непосредственность. «Совсем ещё молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своём примере, но поступки, которые для неё сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты».

Лидия Михайловна никогда не играла с учениками в игры на деньги, но, по словам писателя, «казённые правила и шаблонные запреты преступала не раз». «Именно это, — рассказывал Валентин Григорьевич, —  подсказало мне ход с „замеряшками“, внушило уверенность, что героиня рассказа могла в них играть».

Окончив школу, Валентин Григорьевич поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. Готовился стать учителем, но стал писателем. В рассказе «Уроки французского» воплощена мечта писателя о том, каким должен быть настоящий педагог: добрым, неравнодушным, милосердным.

До выпуска свой класс Лидия Михайловна не довела. Она вышла замуж и уехала с мужем в Иркутск. После смерти мужа жила с мамой в Саранске и преподавала французский в местном университете.

Лидии Михайловне довелось много путешествовать по работе. Перед одной из командировок во Францию, на лекции критика Галины Беловой о современном состоянии русской литературы, она услышала знакомую фамилию. «Неужели это тот самый Валя из Усть-Уды, которого я два года учила французскому?»

Её сомнения окончательно развеяла продавец парижского книжного магазина «Глоб», в котором продавались дефицитные в СССР книги лучших советских писателей. Лидия Михайловна часто посещала этот магазин, интересовалась новинками. В одно из таких посещений к ней подошёл продавец: «Вы спрашивали о писателе Распутине. Вот, недавно получили его книгу „Живи и помни“». Лидия Михайловна взяла в руки томик. Пробежав глазами содержание, заинтересовалась названием «Уроки французского». Начала читать рассказ и ахнула: «Ведь Лидия Михайловна, это, по всему выходит, я?». Читая дальше, убедилась, что образ этот собирательный, и успокоилась. Разговорившись с продавцом, Лидия Михайловна упомянула, что Распутин когда-то был её учеником. Этот разговор случайно услышал стоявший возле витрины с книгами советский кинорежиссёр Виктор Трегубович — близкий друг Валентина Григорьевича.

Позднее, в личной переписке, Лидия Михайловна спрашивала у Валентина Григорьевича, почему он не выбрал для рассказа классного руководителя образцового класса Веру Андреевну. Валентин Григорьевич отвечал, что Веру Андрееву он не помнит, а её запомнил.

И это не удивительно! «Посылку с макаронами Лидия Михайловна прислала мне так, чтобы я мог подумать, что это сделала мать… Если бы в нашей деревне можно было вообще достать макароны, хитрость учительницы я, вероятно бы, не разгадал». Сама Лидия Михайловна не помнила ни о посылке, ни о макаронах. Делай добро и бросай его в воду…

Изрешечённый пулями и осколками снарядов сборник «Уроки французского» напоминает не только о бессмысленной и беспощадной чеченской войне, но и трагическом случае в биографии Распутина.

Валентин Григорьевич обладал очень острым зрением. Друзья писателя вспоминали, как он, стоя на берегу Ангары, читал вывески на зданиях с противоположного берега. Однажды в Иркутске, задолго до чеченской кампании, Распутина сильно избили. Так сильно, что потребовалась операция, хирурги поднимали черепные кости. Позднее были операции и на глаза…

Портрет писателя на фронтисписе «расстрелянной» книги (кстати, стоявшей на одной из нижних полок книжного шкафа и вряд ли являвшейся снайперской мишенью!) сильно повреждён в районе глаз. Разве это не мистика?!

В рамках тематических экскурсий, проводимых Российской государственной библиотекой, можно услышать рассказ экскурсоводов о жизни и творчестве Валентина Григорьевича Распутина, познакомиться с материалами его архива.

Женщина и мальчик в кадре фильма «Уроки французского»
Кадр из фильма «Уроки французского»: YouTube/BTNews

Рассказ «Уроки французского», краткое содержание которого познакомит с сюжетом произведения и поможет понять художественные особенности текста, написан Валентином Распутиным в зрелый период творчества. В нем отражены фирменные черты стиля писателя. Разобраться с художественными особенностями текста и подготовиться к уроку литературы поможет эта статья.

«Уроки французского»: краткое содержание

Как доброта и внимание взрослого человека могут повлиять на душу ребенка? Как своевременная и ненавязчивая помощь может определить дальнейшую судьбу человека? Такими вопросами открывает сюжетное поле рассказа «Уроки французского» талантливый прозаик Валентин Распутин.

Произведение написано от первого лица, что позволяет увидеть ситуацию глазами рассказчика, принять его оценки происходящего. Основа сюжета — воспоминание автора об одном эпизоде из своего детства:

Валентин Распутин: «Уроки французского» вкратце

Рассказчик описывает послевоенный период: 1948 год, он пятиклассник. Окончив младшую школу в деревне, мальчик вынужден переехать в райцентр, чтобы продолжить обучение в старшей школе. Мама устраивает его на постой к знакомой и регулярно присылает продукты, но их настолько мало, что ребенок голодает. Ужинать ему часто приходилось кружкой кипятка.

В младших классах мальчик демонстрировал успехи в учебе. В новой школе предметы давались тоже хорошо. Один лишь французский язык никак не шел: мальчик быстро изучал новые слова, но не мог научиться их правильно выговаривать.

Произведение «Уроки французского»: как рассказчик добывал деньги

Однажды мальчик попал в компанию ребят, которые играли в «чику» на деньги. Порой там появлялся его одноклассник Тишкин.

Правила были несложными. Мальчик быстро освоился и сам стал участвовать. Иногда мама передавала пятьдесят копеек, на них и играл. Обычно удавалось выиграть рубль, на который он покупал еду.

На большее никогда не претендовал и выходил из игры. Ребятам это не понравилось, поэтому они избили рассказчика.

Старшие ребята обижают подростка (иллюстрация к рассказу «Уроки французского»)

Рассказ «Уроки французского»: YouTube/Классное Чтение

На следующее утро мальчик пришел в школу с синяками. Состояние ребенка заметила учительница французского языка Лидия Михайловна. Мальчик хотел соврать, отвечая на ее расспросы, но Тишкин открыл правду.

Герой ожидал наказания, когда учительница велела остаться после занятий. Более всего мальчика страшило отчисление, но учительница лишь интересовалась, зачем он играет и на что тратит полученные деньги. Узнав, что выигрыш уходит на продукты, удивилась. Мальчик пообещал, что играть прекратит.

Краткое содержание: уроки французского — наказание или спасение

Дни были голодными, и вскоре рассказчику пришлось вернуться к игре. Его снова избили. Увидев новые синяки, Лидия Михайловна позвала мальчика на внеурочные занятия по французскому.

Занятия по формированию правильного произношения вскоре были перенесены из школы домой к учительнице. Лидия Михайловна часто приглашала мальчика на ужин, но тот всегда отказывался.

Однажды рассказчик получил посылку с продуктами. Пришла она в школу. Мальчик сразу догадался, кто ее отправил: маме таких продуктов негде было достать. Он вернул их преподавательнице.

Внеклассные занятия не прекращались, и вскоре (этому удивился сам главный герой) уроки французского стали приносить плоды и даже нравиться. Однажды учительница рассказала по секрету, что в детские годы тоже играла в одну игру. Она объяснила правила, и вечерами они стали играть друг с другом на деньги.

Чем закончился рассказ «Уроки французского»

Играли каждый день, спорить старались шепотом, ведь за стенкой была квартира директора школы. Так у рассказчика появились деньги на еду. Было неловко брать их у преподавателя, но успокаивало то, что он честно их выиграл. Однажды в разгар игры пришел директор и был крайне возмущен увиденным.

Через несколько дней Лидия Михайловна вернулась на малую родину, на Кубань. Перед этим она подошла к рассказчику и заверила, что ему ничего не будет. С тех пор они больше не встречались. Зимой мальчику пришла посылка, в ней были продукты. Больше всего его впечатлили яблоки. Такие красивые и крупные плоды он видел только на картинках.

Героиня фильма «Уроки французского» Лидия Михайловна

Кадр из фильма «Уроки французского»: YouTube/BTNews

«Уроки французского»: анализ произведения

Несмотря на простоту и линейность сюжета, автор раскрыл темы, о которых стоит задуматься каждому. Что хотел донести своим читателям Валентин Распутин? «Уроки французского» — это не просто детский рассказ, а размышления о природе счастья и смысла жизни. Это докажет анализ произведения:

История написания

В рассказе «Уроки французского» Распутин вспомнил собственное детство. Многие события сюжета происходили в его биографии:

  1. После окончания младшей школы он переехал в город Усть-Уда для дальнейшего обучения. Жизнь с чужими людьми, постоянное недоедание и отсутствие денег хорошо запомнились автору.
  2. Лидия Михайловна — реальный человек. Она была учительницей маленького Вали, поддерживала его в трудный период, отправляла посылки с едой и научила игре своего детства.

Распутин написал произведение в 1973 году, и почти сразу его напечатали в иркутской газете «Советская молодежь». После выхода рассказа с писателем связалась его школьная учительница Лидия Михайловна, они встретились и много говорили.

«Уроки французского»: жанр

Чтобы облачить воспоминания в художественную форму, Валентин Распутин выбрал идеальный жанр — рассказ. Автор вспоминает один эпизод из своей жизни, свидетелем которого читатель становится благодаря реалистичному письму. Более того, произведение стало емким отражением описанного в нем времени.

Ребята отвернулись от друга (иллюстрация к рассказу «Уроки французского»)

Рассказ «Уроки французского»: YouTube/Лана Репина — Сказки и рассказы

Рассказ «Уроки французского» представляет так называемую деревенскую прозу, которая стала популярной в 1960–1980-х годах. Ей присущи такие художественные черты:

  • Романтическо-трагический образ деревенской жизни и быта.
  • Тема деревенской нищеты и обездоленности.
  • Моральная целостность, народная мудрость деревенских жителей и выходцев из деревни.
  • Проблемы нравственности.

«Уроки французского»: композиция

Повествование ведется от первого лица. Сразу складывается впечатление, что автор делится собственными воспоминаниями. Произведение имеет характерную для рассказа структуру:

  1. Вначале читателя знакомят с главным героем и его предысторией (экспозиция), происходит завязка сюжета: герой переезжает, чтобы поступить в старшую школу.
  2. По мере развития событий читатель узнает, что рассказчик голодал и, чтобы добыть еду, стал играть на деньги. Об этом узнает учительница и пытается помочь герою.
  3. Кульминационный момент происходит, когда директор школы застает Лидию Михайловну и ее ученика за игрой на деньги.
  4. Далее следует развязка: учительница уезжает, но навсегда оставляет след в памяти рассказчика.

Учительница и ученик с посылкой в руках (иллюстрация к рассказу «Уроки французского»)

Рассказ «Уроки французского»: YouTube/Лана Репина — Сказки и рассказы

Основная мысль произведения

В рассказе «Уроки французского» Распутин переосмыслил эпизод из своего детства. То, что когда-то казалось ему наказанием, в зрелом возрасте вызывало приятные, теплые эмоции. В такой легкой форме, практически незаметно для читателя, автор пропагандирует две важные темы:

  1. Детство — значимый этап для каждого человека, который формирует его личность и закладывает основы мировоззрения. Большое значение имеют люди, которые окружают ребенка, и события, происходящие в его жизни.
  2. Черта человеческого характера, которой так восхищается автор, — неравнодушие. Учительница рассказчика — воплощение нравственного идеала Распутина.

Когда учительница узнала о нелегкой жизни главного героя, то помогла ему сойти с неправильного пути, поддержала и привила любовь к знаниям. Возможно, этот непродолжительный эпизод стал судьбоносным, если рассказчик помнит его в деталях.

Однако важно то, что и сама Лидия Михайловна через помощь мальчику обрела счастье: она наконец поняла, чего на самом деле хочет, как скучает по родине, что ей делать дальше. В этом заключается основная идея рассказа: неравнодушие и взаимопомощь ведут к истинному счастью.

Учитывая простоту и одновременно глубину авторского посыла, «Уроки французского» станут отличным выбором для прочтения людьми всех возрастов.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1884006-uroki-francuzskogo-kratkoe-soderzanie-i-analiz/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как зовут островского который написал снегурочку
  • Как зовут носова который написал незнайку
  • Как зовут монаха который написал повесть временных лет
  • Как зовут людей которые пишут стихи
  • Как зовут людей которые пишут песни