Как звали французского короля который писал что у короля есть свое ремесло а царствовать ответ

Тест по теме «Россия в XVII веке» (7 класс)

Вариант № 1

Часть  1

        К каждому заданию этой части даны несколько ответов, из которых только один верный.

А1.Какое из перечисленных событий произошло в 1613 году?

        а) избрание на царство Бориса Годунова

        б) начало польской интервенции

        в) избрание на царство Михаила Романова

        г) освобождение Москвы от поляков

А2. Что из названного произошло в XVII веке?

        а) Ливонская война

        б) церковный раскол

        в) Северная война

        г) создание Священного Синода

А3. Во время царствования Алексея Михайловича произошло

        а) присоединение Казани

        б) присоединение Аляски

        в) завоевание Крыма

        г) воссоединение Украины с Россией

А4.Какое из положений содержалось в Соборном уложении 1649 года?

        а) отмена урочных лет

        б) запрещение передавать поместья по наследству

        в) отмена  Юрьева дня         и закрепощение крестьян

        г) введение опричнины

А5.Что из названного было одной из главных причин городских восстаний в XVII веке?

        а) недовольство городских низов деятельностью приказной системы

        б) ухудшение положения городских низов из-за введения новых налогов

        в) преследование старообрядцев

        г) введение в городах цехов и гильдий

А6. Что из названного было последствием церковной реформы XVII веке, проведённой Никоном?

        а) учреждение патриаршества

        б) церковный раскол

        в) секуляризация церковных земель

        г) учреждение Синода

А7. Итогом заключения «Вечного мира» с Польшей (1686 г.) было

        а) Россия получила Левобережную Украину и Киев

        б) Россия получила выход к Балтийскому морю

        в) Речь Посполитая отказалась от Правобережной Украины

        г) Речь Посполитая вернула России Новгород

А8.Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя церковного деятеля, о котором идёт речь.

«Вышедший из крестьян и ставший монахом, он благодаря своим недюжинным способностям далеко продвинулся в церковной иерархии; к моменту вступления на престол Алексея он был архимандритом Новоспасского монастыря. Молодой набожный царь, безусловно, находился под сильным влиянием этого талантливого православного проповедника. У них возникли тесные отношения. И в результате при поддержке Алексея Михайловича он в 1649 г. стал Новгородским митрополитом, а в 1652 г. – патриархом».

а) Филарет

б) Иов

в) Аввакум

г) Никон

А9. Стиль архитектуры XVII века – это

        а) «нарышкинское барокко»

        б) ампир

        в) классицизм

        г) модерн

А10. Жанр литературы, возникший в XVII веке

        а) летопись

        б) былина

        в) автобиография

        г) житие

Часть 2

Задания части В требуют ответ в виде одного-двух слов, последовательности букв или

цифр, которые следует записать в бланк ответа.

В1. Составил первый «Чертёж реки Амур» __________________________

В2. Расположи в хронологической последовательности следующие события

        а) венчание на царство Михаила Романова

        б) Смоленская война

        г) церковная реформа

        д) принятие Соборного уложения

В3. Установите соответствие

Деятельность

Исторический деятель

1) обратился к русскому царю с просьбой принять Украину в состав Российского государства

а) протопоп Аввакум

2) возглавил движение старообрядцев

б ) Алексей Михайлович

3) при его правлении было принято Соборное уложение

в) Богдан Хмельницкий

4) открыл пролив между Азией и Америкой

г) Семён Дежнёв

В4. Кто изображён на рисунке?

                

Часть 3

Задания части 3 предполагают развёрнутый ответ на бланке ответов №2.

Прочтите отрывок из текста современного историка и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение знаний по курсу истории Российского государства.

        «В конце XVII века в развитии русской архитектуры появился новый стиль… Его отличительными чертами были многоярусность, устремлённость ввысь, многоцветная богатая отделка зданий (в частности, декоративной резьбой по белому камню, цветными изразцами, раскраской фасадов)».

С1. Назовите стиль архитектуры, о котором идёт речь в отрывке.

С2. На основе текста назовите не менее трёх отличительных особенностей данного архитектурного

       стиля.

С3. Назовите фамилию боярского рода, в честь которого был назван данный архитектурный стиль.

С4. Назовите здания, построенные в XVII веке в данном архитектурном стиле.

Тест по теме «Россия в XVII веке» (7 класс)

Вариант № 2

Часть  1

        К каждому заданию этой части даны несколько ответов, из которых только один верный.

А1. Какое событие произошло в 1612 году?

        а) избрание на царство Бориса Годунова

        б) начало польской интервенции

        в) избрание на царство Михаила Романова

        г) освобождение Москвы от поляков

А2. Что из названного произошло в XVII веке?

        а) Смоленская война

        б) Ливонская война

        в) принят указ об «урочных летах»

        г) введение патриаршества в России

А3. Во время царствования Алексея Михайловича произошло

        а) был учреждён Синод

        б) было учреждено патриаршество

        в) Русь приняла православие

        г) произошёл церковный раскол

А4. В каком документе провозглашались отмена «урочных лет и бессрочных сыск беглых крестьян»?

        а) Соборное уложение 1649г.

        б) Судебник 1497г.

        в) Судебник 1550г.

        г) указ «об урочных летах»

А5. Что из названного было одной из причин бунтов 1648г. и 1662 г. в Москве?

        а) введение новых пошлин и денег

        б) ликвидация городского самоуправления

        в) введение рекрутской повинности для посадского населения

        г) предоставление иностранным купцам преимущества в торговле

А6. Что из названного было одной из причин церковного раскола в XVII веке?

        а) решение об исправлении церковных текстов

        б) проведение царём секуляризации церковных земель

        в) учреждение патриаршества

        г) обострение борьбы между нестяжателями и иосифлянами

А7.Понятие «вечный мир» связано с отношениями России в XVII веке с

        а) Турцией

        б) Польшей

        в) Украиной

        г) Швецией

А8. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, с кем из церковных деятелей связаны

      описанные события.

«Сосланный в Ферапонтов монастырь на Белоозеро в чине монаха, он на пять лет пережил своего «собинного друга» Алексея Михайловича. Все годы, проведённые в монастыре, он надеялся на возобновление былой дружбы царя, который по-человечески переживал разрыв и гонения на него, неоднократно испрашивал благословения для себя и своей семьи».

а) Филарет

б) Иов

в) Аввакум

г) Никон

А9. Жанр литературы, возникший в XVII веке

        а) летопись

        б) повесть

        в) былина

        г) сатирическая повесть

А10. Новый жанр в архитектуре XVII веке

        а) «дивное узорочье»

        б) романтизм

        в) барокко

        г) ампир

Часть 2

Задания части В требуют ответ в виде одного-двух слов, последовательности букв или

цифр, которые следует записать в бланк ответа.

В1. В 1648 году __________________открыл пролив между Азией и Америкой.

В2. Расположи в хронологической последовательности следующие события

        а) включение в состав России Украины

        б) царствование Бориса Годунова

        г) освобождение Москвы от поляков

        д) окончательное подавление восстания Степана Разина

В3. Установите соответствие

Понятие

Определение понятия

1) парсуна

а) произведение, в котором обличались феодальные порядки, крючкотворство, продажность чиновников, волокита.

2 новое направление в архитектуре XVII века

б ) «нарышкинское барокко»

3) сатирическая повесть

в) светский портрет

4)житие

г) биографическая повесть

В4. Кто изображён на рисунке?

       

Часть 3

Задания части 3 предполагают развёрнутый ответ на бланке ответов №2.

Прочтите отрывок из текста современного историка и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение знаний по курсу истории Российского государства.

«Накануне великого поста 1653г. он рассылает по всем церквам «Память», специальный указ, в котором в директивной форме, без объяснений предписывалось: «…не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны» и «ещё и тремя бы персты ести крестилися». «Память» вызвала сначала замешательство, а потом открытый протест «провинциальных боголюбцев».

С1. О каком событии идёт речь в отрывке? О каком историческом деятеле идёт речь в отрывке?

С2.  Используя текст отрывка и знания по истории приведите не менее трёх примеров церковных

      традиций и обрядов, которые предполагалось изменить в ходе реформы.

С3. Кто возглавил протест «провинциальных боголюбцев»?

С4. Как стали называть сторонников и противников реформы церкви?

Ключ к тесту «Россия в XVII веке» (7 класс)

1 вариант

2 вариант

Баллы

                    Часть 1

А1

В

Г

1б.

А2

Б

А

1б.

А3

Г

А

1б.

А4

В

А

1б.

А5

Б

А

1б.

А6

Б

А

1б.

А7

А

Б

1б.

А8

Г

Г

1б.

А9

А

Г

1б.

А10

В

В

1б.

               Часть 2

В1

Ерофей Павлович Хабаров

Семён Иванович Дежнёв

2 б.

В2

1.а   2.б   3.г   4.в

1.б   2.г   3.а   4.в

2 б

В3

1.в   2.а   3.б    4.г

1.в  2.б   3.а   4.г

2 б.

В4

Степан Разин

Богдан Хмельницкий

2б.

В5

               Часть 3

С1

«Нарышкинское барокко»

— Церковный раскол или  

  Церковная реформа Никона

— патриарх Никон

                   2б.

С2

-многоярусность

— устремлённость ввысь

— многоцветная отделка зданий

— многоголосие во время службы

— крещение двумя перстами

— поклоны на коленях

— исправление церковных книг

3 б

С3

Нарышкины

Протопоп Аввакум

                     1б.

С4

— церковь Покрова в Филях

— колокольня Новодевечьего монастыря

-никонианцы

-старообрядцы

1 б

Максимальное

Количество

баллов

25 баллов

25 баллов

Перевод баллов в отметки

1вариант:  21 — 25б. – «5»            

                  16  — 20б. – «4»                                      

                  10 — 15б. – «3                

                  меньше 10 б. – «2»                                

Вторая жена Генриха IV Бурбона. Мать Людовика XIII. Дочь великого герцога Тосканы Франческо I. После убийства Генриха IV стала регентом своего сына и управляла Францией до его совершеннолетия.

Почему Генрих 4 подал в суд на дыню?

Французский король Генрих IV Бурбон однажды так объелся дыни, что почувствовал себя нехорошо и подал на нее в суд, обвинив в оскорблении величества.

Кто сказал Париж стоит мессы?

Генриху Наваррскому
«Париж сто́ит мессы» (фр. Paris vaut bien une messe, также «Париж сто́ит обедни») — крылатое выражение, приписываемое Генриху Наваррскому в связи с его решением в 1593 году принять католичество, чтобы стать королём Франции под именем Генриха IV и основать династию французских Бурбонов.

Какой король ради мира в стране трижды менял веру?

Генрих III (король Франции)

Какое прозвище имел Генрих Наваррский будущий король Франции Генрих 4?

Король Франции Генрих IV по прозвищу Великий, известный также как Генрих Бурбон и Генрих Наваррский, был правителем земель на побережье Атлантического океана, а затем получил трон в наследство от Генриха III Валуа.

Сколько было королей во Франции?

Династия Бурбонов (младшая ветвь Дома Капетингов)

Имя Годы правления Примечания
Людовик XIII Справедливый 1610—1643
Людовик XIV Король Солнце 1643—1715
Людовик XV Возлюбленный 1715—1774
Людовик XVI 1774—1792 Титуловался «король французов» в 1789—1792. Свергнут в ходе Великой Французской революции, казнён в 1793 году.

Как умер Генрих IV?

14 мая 1610 г.Генрих IV / Дата убийства

Кто убил Генриха 2?

30.06.1559 года Генрих II получил смертельное ранение в глаз во время поединка с графом Монтгомери на рыцарском турнире в Париже (состоялся по случаю двойного бракосочетания дочери и сестры). Отец королей Франции Франциска II, Карла IX и Генриха III.

В каком Палаццо венчалась Мария Медичи?

Церковь, где венчались Людовик XV и Мария Лещинская, поражающий своей изысканной утонченностью будуар Марии Антуанетты, комната, где Наполеон подписал свое отречение от престола, и другие интригующие красоты Фонтенбло.

Кто взошел на престол после Генриха 8?

Эдуард VI
Регент Эдвард Сеймур (1547—1549) Джон Дадли (1549—1553)
Предшественник Генрих VIII
Преемник Джейн Грей
Рождение 12 октября 1537 или 1537 Хэмптон-корт

Когда правил Карл 9?

Charles-Maximilien; 27 июня 1550, Сен-Жермен-ан-Ле, Ивелин — 30 мая 1574, Венсен, Валь-де-Марн) — предпоследний король Франции из династии Валуа, с 5 декабря 1560 года….Карл IX (король Франции)

Карл IX
Французский король Карл IX
Король Франции
5 декабря 1560 — 30 мая 1574
Коронация 15 мая 1561, Реймсский собор, Реймс, Франция

Как проходит служба в католическом храме?

— основная литургическая служба в латинском обряде Римско-католической церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов. Во время Евхаристической Литургии, согласно учению церкви, происходит пресуществление: хлеб и вино становятся Телом и Кровью Иисуса Христа.

Как звали французского короля который писал?

8. Как звали французского короля, который писал, что у короля есть своё «ремесло», а царствовать – значит трудиться. Ответ: Людовик XIV.

Сколько раз Генрих 4 менял веру?

Шесть раз менял веру.

Почему Людовик 19 Правил 15 минут?

Июльская революция 1830 года побудила Карла отречься от престола, причём он потребовал отречения и старшего сына (чтобы передать власть внуку Генриху). Герцог Ангулемский подписал отречение 2 августа 1830 года (неохотно) через 20 минут, так что с формальной точки зрения он эти 20 минут царствовал как Людовик XIX.

Кто правил во Франции в 1500 году?

Людо́вик XII
Людо́вик XII (фр. Louis XII), по прозвищу Отец народа (фр. le Père du peuple; 27 июня 1462 — 1 января 1515) — король Франции с 7 апреля 1498 года.

Сколько жен было у Генриха Тюдора?

Генрих VIII
Супруга 1. Екатерина Арагонская 2. Анна Болейн 3. Джейн Сеймур 4. Анна Клевская 5. Екатерина Говард 6. Екатерина Парр
Дети сыновья: Генри Тюдор, герцог Корнуолльский, Генри Фицрой, Эдуард VI дочери: Мария I, Елизавета I
Отношение к религии Католицизм, перешёл в англиканство
Автограф

Итоговая
контрольная работа по Новой истории XVI-XVII вв» 7 класс

Вариант
1

Часть
1

1.
Одним из условий Великих географических открытий стало изобретение в XVвеке:

  1) фрегата,       2)
каравеллы,         3) линкора,        
  4) галеры

2. Первое кругосветное путешествие
организовал:

1) Ф. Магеллан;       2) Б.
Диаш;        3) Васко да Гама;        
 4) А. Веспуччи

3. Развернувшееся в XVI в. движение за
обновление церкви называлось:

1) церковным расколом  2)
 крестовым походом        3) Реформацией    
  4) Контрреформацией

4. Гуманистами называли:

1) жителей больших городов    
                3) сторонников культуры
Возрождения

2) служителей католической церкви  
      4) владельцев мануфактур

5. Тридцатилетняя война проходила в:

1) 1616-1646 гг.;      
    2) 1618 – 1658 гг.,        3) 1628-1658 гг.
          4) 1618-1648 гг.;  

6.
 В 17 веке эта католическая страна пришла в упадок, утратила свои
передовые позиции в Европе, потеряла Португалию. О какой стране идет речь?

 1)
Испания,      2)  Италия,         3)
Франция,       4) Германия.

7.
Началом Реформации в Германии стало:

1)
подписание Аугсбургского мира,

2)
отлучение  Мартина Лютера от церкви папой Римским,

3) крестьянская война,

4) написание 95 тезисов Мартином Лютером.

8.      
Найдите соответствие

 1. Христофор Колумб

А) Родоначальник Реформации в Германии

 2. Мартин Лютер

Б) Основоположник основных законов механики

3. Елизавета

В) Первооткрыватель Центральной Америки и северного побережья
Южной Америки

4. И. Ньютон

Г) Английский канцлер, автор романа «Утопия»

5. Томас Мор

Д) Монарх, при котором был установлен абсолютизм в Англии

9. По какому принципу образован ряд
 (укажите событие):

1.        
1517 г,  1524-1525 г,  1555 г , 1572 г, 1598 г–

2.       У.Шекспир,
М.Сервантес, Т.Мор, Ф.Рабле —

10. Дайте определения понятиям:  1.
Капитализм       2. Реформация        
 3. Огораживание

Часть 2

11.
Составь краткий рассказ об историческом деятеле науки и культуры по выбору:

Примерный
план:

1.      
Где и когда жил.

2.      
Чем знаменит в истории?  (деятельность)

3.      
Почему ты обратил внимание на данную историческую личность?

12.
Составьте таблицу. Сравните революции в Европе XVIIв.

Линия сравнения

Нидерландская революция

Английская буржуазная революция

Когда произошла революция? (Дата )

Причины революции

Задачи революции

Характер революции

Движущие силы.

Лидеры революции

Итоги и значение революции

Итоговая контрольная работа по
Новой истории XVI-XVII вв» 7 класс

Вариант
2

Часть
1

1. В
какую страну искали морской путь европейцы накануне Великих географических
открытий:

1) в Америку,      
 2) в Индию,      3) в Османскую империю;    
 4) в Московское государство?

2. Экспедиция, какого мореплавателя искала
путь в Индию, но открыла совершенно новый материк?

1) Ф. Магеллана;       2)
А. Веспуччи;        3) Васко да Гамы;      
   4) Х. Колумба

3. С именем Мартина Лютера
связано:

1) начало Реформации в Германии  
                  3) основание
ордена иезуитов

2) изобретение книгопечатания  
                     
  4) начало Великих географических открытий

4.
«Первая общеевропейская война» — это:

1) испано-нидерландская война  
              3) война за испанское
наследство

2) Северная война      
                     
           4) Тридцатилетняя война

5.
Нидерландская революция проходила в:

1) 1556 — 1609 гг.;      2)
1566 – 1609 гг.;          3) 1566 – 1608 гг.  
 4) 1576 — 1608 гг.      

6.
Как звали французского короля, который писал, что у короля есть своё «ремесло»,
а царствовать – значит трудиться.

1) Людовик XIV,      2)
Карл V,    3) Ришелье,    4) Генрих IV.

7. Какое событие явилось началом революции
в Англии?

1) начало правления Карла I Стюарта в 1625
г.

2) подписание королем Карлом I Стюартом
«Петиции о праве»

3) созыв Долгого парламента в 1640 г.

4) бегство короля из Лондона в 1642 г.

8.      
Найдите соответствие

1. Ришелье

А) Доказал, что Земля имеет форму шара, совершив кругосветное
путешествие

2. А.Дюрер

Б) Основоположник гелиоцентрической системы вращения небесных
тел.

3. Фернан Магеллан

В) Родоначальник протестантизма в Швеции

4. Николай Коперник

Г) Художник Северного Возрождения.

5. Ж.Кальвин

Д) Кардинал Франции, при котором устанавливается абсолютизм

9. По какому принципу образован ряд
(укажите событие)

1.       Гезы,
Альба, 1566-1609 г, Утрехтская уния —

2.       1640
г, 1653 г, 1660 г, 1688 г, 1707 г.-

10. Дайте определения понятиям:  
 1. Мануфактура         2. Революция    
  3. Метрополия

Часть 2

11.
Составь краткий рассказ об историческом деятеле эпохи ВГО по выбору:

Примерный
план:

1.      
Где и когда жил.

2.      
Чем знаменит в истории?  (деятельность)

3.      
Почему ты обратил внимание на данную историческую личность?

12.
Составьте таблицу. Сравните революции в Европе XVII-XVIII вв.

Линия сравнения

Нидерландская революция

Английская буржуазная революция

Когда произошла революция? (Дата )

Причины революции

Задачи революции

Характер революции

Движущие силы.

Лидеры революции

Итоги и значение революции

Итоговая контрольная работа по
Новой истории XVI-XVII вв» 7 класс

Вариант
3

Часть
1

1.  Откуда
в Европу были завезены следующие культуры: томаты, картофель, кукуруза?

1) Китай ,        
  2) Индия ,          3) Америка,    
 4) Африка

2. Морской путь в Индию был найден
экспедицией:

1) Ф. Магеллана;       2)
Васко да Гамы;         3)  Б. Диаша;    
   4) А. Веспуччи.

3. С именем Игнатия Лойолы связано:

1) начало Реформации в Германии  
                  3) основание
ордена иезуитов

2) изобретение книгопечатания  
                     
  4) начало Великих географических открытий

4. Родиной эпохи Возрождения является:

1) Флоренция и Венеция,   2) Испания
,  3) Англия и Германия,   4) Франция

5. Английская буржуазная революция
проходила в:

1) 1640 – 1658 гг,   2) 1642-1660 гг,
 3) 1653-1658 гг,  4) 1640-1689 гг

6.
Дамбы, каналы, Вильгельм Оранский, республика, , сельд,  гезы, тюльпаны,
владычица морей.  О каком государстве Европы идёт речь?

1)
Германия,        2) Португалия,       3)
Англия,     4) Нидерланды

7. О. Кромвель в годы Английской революции
XVII в. был:

1) главой английского парламента

2) руководителем армии парламента  
       

3) предводителем движения за отделение
Шотландии от Англии

4) наместником короля в Ирландии  
       

8.      
Найдите соответствие

1. Людовик ХIV

А) Основатель ордена иезуитов

2. Леонардо да Винчи

Б) руководитель крестьянской войны в Германии

3. Васко да Гама

В) Автор слов: “Государство – это я”

4. Игнатий Лойола

Г) Художник, изобретатель эпохи Возрождения

5. Томас Мюнцер

Д) Первым из европейцев достиг берегов Индии

9. По какому принципу образован ряд
(укажите событие)

1.       Рене
Декарт, Френсис Бэкон, Уильям Гарвей, Исаак Ньютон

2.       1492,
1498, 1519-1522, 1642-1644 —

10. Дайте определения понятиям: 1.
 Колония   2. Возрождение        3. Абсолютизм

Часть 2

11.
Составь краткий рассказ об историческом государственном деятеле  по
выбору:

Примерный
план:

1.      
Где и когда жил.

2.      
Чем знаменит в истории?  (деятельность)

3.      
Почему ты обратил внимание на данную историческую личность?

12.
Составьте таблицу. Сравните революции в Европе XVII-XVIII вв.

Линия сравнения

Нидерландская революция

Английская буржуазная революция

Когда произошла революция? (Дата )

Причины революции

Задачи революции

Характер революции

Движущие силы. (участники)

Лидеры революции

Итоги и значение революции

Итоговая
контрольная работа по Новой истории XVI-XVII вв» 7 класс

Ответы к контрольной работе.

Номера

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Баллы

1

2

2

3

1

2

1

4

2

1

3

3

1

3

1

4

3

4

1

1

5

4

2

4

1

6

1

1

4

1

7.

1

3

2

1

8

1в 2А 3Д 4Б 5Г

1Д, 2 Г, 3А, 4Б, 5В

1 В, 2Г, 3Д, 4А, 5Б

2

9

1) Реформация

2)писатели Возрождения

1)Нидерландская революция

2) Английская революция

1) Ученые естественно-научной революции

2)Великие географические открытия

2

10.

понятия

понятия

понятия

3

11.

3

12

7

24 б

«2» — 0 -9

«3» — 10 -15

«4» — 16- 20

«5» — 20 — 24

Итоговая контрольная работа по Новой истории XVIXVII вв» 7 класс

Вариант 1

Часть 1

1. Одним из условий Великих географических открытий стало изобретение в XVвеке:

1) фрегата, 2) каравеллы, 3) линкора, 4) галеры

2. Первое кругосветное путешествие организовал:

1) Ф. Магеллан; 2) Б. Диаш; 3) Васко да Гама; 4) А. Веспуччи

3. Развернувшееся в XVI в. движение за обновление церкви называлось:

1) церковным расколом 2) крестовым походом 3) Реформацией 4)

Контрреформацией

4. Гуманистами называли:

1) жителей больших городов 3) сторонников культуры Возрождения

2) служителей католической церкви 4) владельцев мануфактур

5. Тридцатилетняя война проходила в:

1) 1616-1646 гг.; 2) 1618 1658 гг., 3) 1628-1658 гг. 4) 1618-1648 гг.;

6. В 17 веке эта католическая страна пришла в упадок, утратила свои передовые позиции

в Европе, потеряла Португалию. О какой стране идет речь?

1) Испания, 2) Италия, 3) Франция, 4) Германия.

7. Началом Реформации в Германии стало:

1) подписание Аугсбургского мира,

2) отлучение Мартина Лютера от церкви папой Римским,

3) крестьянская война,

4) написание 95 тезисов Мартином Лютером.

8. Найдите соответствие

А) Родоначальник Реформации в Германии

Б) Основоположник основных законов механики

В) Первооткрыватель Центральной Америки и северного

побережья Южной Америки

Г) Английский канцлер, автор романа «Утопия»

Д) Монарх, при котором был установлен абсолютизм в

Англии

9. По какому принципу образован ряд (укажите событие):

1. 1517 г, 1524-1525 г, 1555 г , 1572 г, 1598 г–

2. У.Шекспир, М.Сервантес, Т.Мор, Ф.Рабле

10. Дайте определения понятиям: 1. Капитализм 2. Реформация 3. Огораживание

Часть 2

11. Составь краткий рассказ об историческом деятеле науки и культуры по выбору:

Примерный план:

1. Где и когда жил.

2. Чем знаменит в истории? (деятельность)

3. Почему ты обратил внимание на данную историческую личность?

12. Составьте таблицу. Сравните революции в Европе XVIIв.

Английская

буржуазная

революция

Когда произошла революция? (Дата )

Итоги и значение революции

Итоговая контрольная работа по Новой истории XVIXVII вв» 7 класс

Вариант 2

Часть 1

1. В какую страну искали морской путь европейцы накануне Великих географических

открытий:

1) в Америку, 2) в Индию, 3) в Османскую империю; 4) в Московское государство?

2. Экспедиция, какого мореплавателя искала путь в Индию, но открыла совершенно новый

материк?

1) Ф. Магеллана; 2) А. Веспуччи; 3) Васко да Гамы; 4) Х. Колумба

3. С именем Мартина Лютера связано:

1) начало Реформации в Германии 3) основание ордена иезуитов

2) изобретение книгопечатания 4) начало Великих географических открытий

4. «Первая общеевропейская война» — это:

1) испанонидерландская война 3) война за испанское наследство

2) Северная война 4) Тридцатилетняя война

5. Нидерландская революция проходила в:

1) 1556 — 1609 гг.; 2) 1566 1609 гг.; 3) 1566 1608 гг. 4) 1576 — 1608 гг.

6. Как звали французского короля, который писал, что у короля есть своё «ремесло», а

царствовать – значит трудиться.

1) Людовик XIV, 2) Карл V, 3) Ришелье, 4) Генрих IV.

7. Какое событие явилось началом революции в Англии?

1) начало правления Карла I Стюарта в 1625 г.

2) подписание королем Карлом I Стюартом «Петиции о праве»

3) созыв Долгого парламента в 1640 г.

4) бегство короля из Лондона в 1642 г.

8. Найдите соответствие

А) Доказал, что Земля имеет форму шара, совершив кругосветное

путешествие

Б) Основоположник гелиоцентрической системы вращения

небесных тел.

В) Родоначальник протестантизма в Швеции

Г) Художник Северного Возрождения.

Д) Кардинал Франции, при котором устанавливается абсолютизм

9. По какому принципу образован ряд (укажите событие)

1. Гезы, Альба, 15661609 г, Утрехтская уния

2. 1640 г, 1653 г, 1660 г, 1688 г, 1707 г.

10. Дайте определения понятиям: 1. Мануфактура 2. Революция 3. Метрополия

Часть 2

11. Составь краткий рассказ об историческом деятеле эпохи ВГО по выбору:

Примерный план:

1. Где и когда жил.

2. Чем знаменит в истории? (деятельность)

3. Почему ты обратил внимание на данную историческую личность?

12. Составьте таблицу. Сравните революции в Европе XVIIXVIII вв.

Английская

буржуазная

революция

Когда произошла революция? (Дата )

Итоги и значение революции

Итоговая контрольная работа по Новой истории XVIXVII вв» 7 класс

Вариант 3

Часть 1

1. Откуда в Европу были завезены следующие культуры: томаты, картофель, кукуруза?

1) Китай , 2) Индия , 3) Америка, 4) Африка

2. Морской путь в Индию был найден экспедицией:

1) Ф. Магеллана; 2) Васко да Гамы; 3) Б. Диаша; 4) А. Веспуччи.

3. С именем Игнатия Лойолы связано:

1) начало Реформации в Германии 3) основание ордена иезуитов

2) изобретение книгопечатания 4) начало Великих географических открытий

4. Родиной эпохи Возрождения является:

1) Флоренция и Венеция, 2) Испания , 3) Англия и Германия, 4) Франция

5. Английская буржуазная революция проходила в:

1) 1640 1658 гг, 2) 1642-1660 гг, 3) 1653-1658 гг, 4) 1640-1689 гг

6. Дамбы, каналы, Вильгельм Оранский, республика, , сельд, гезы, тюльпаны, владычица

морей. О каком государстве Европы идёт речь?

1) Германия, 2) Португалия, 3) Англия, 4) Нидерланды

7. О. Кромвель в годы Английской революции XVII в. был:

1) главой английского парламента

2) руководителем армии парламента

3) предводителем движения за отделение Шотландии от Англии

4) наместником короля в Ирландии

8. Найдите соответствие

А) Основатель ордена иезуитов

Б) руководитель крестьянской войны в Германии

В) Автор слов: “Государство – это я”

Г) Художник, изобретатель эпохи Возрождения

Д) Первым из европейцев достиг берегов Индии

9. По какому принципу образован ряд (укажите событие)

1. Рене Декарт, Френсис Бэкон, Уильям Гарвей, Исаак Ньютон

2. 1492, 1498, 1519-1522, 1642-1644 —

10. Дайте определения понятиям: 1. Колония 2. Возрождение 3. Абсолютизм

Часть 2

11. Составь краткий рассказ об историческом государственном деятеле по выбору:

Примерный план:

1. Где и когда жил.

2. Чем знаменит в истории? (деятельность)

3. Почему ты обратил внимание на данную историческую личность?

12. Составьте таблицу. Сравните революции в Европе XVIIXVIII вв.

Английская

буржуазная

революция

Когда произошла революция? (Дата )

Движущие силы. (участники)

Итоги и значение революции

Итоговая контрольная работа по Новой истории XVIXVII вв» 7 класс

Ответы к контрольной работе.

1) Реформация

2)писатели

Возрождения

1)Нидерландская

революция

2) Английская

революция

1) Ученые

естественнонаучной

революции

2)Великие

географические

открытия

«2» — 0 -9

«3» — 10 -15

«4» — 16- 20

«5» — 20 — 24


Подборка по базе: проектная работа.docx, Дипломная работа.docx, Разработка урока по истории Казахстана на тему «Казахстан в эпох, Тарасов М.С. Практическая работа №3.docx, практичесая работа философия.docx, Самостоятельная работа 1.docx, Лабараторная работа №2, первая. Исследование линейных резистивны, Практическая работа 5.docx, Практическая работа 5.docx, контрольная работа.docx


Итоговая контрольная работа по Новой истории XVIXVII вв» 7 класс

Вариант 1

Часть 1

1. Одним из условий Великих географических открытий стало изобретение в XVвеке:

1) фрегата, 2) каравеллы, 3) линкора, 4) галеры

2. Первое кругосветное путешествие организовал:

1) Ф. Магеллан; 2) Б. Диаш; 3) Васко да Гама; 4) А. Веспуччи

3. Развернувшееся в XVI в. движение за обновление церкви называлось:

1) церковным расколом 2) крестовым походом 3) Реформацией 4) Контрреформацией

4. Гуманистами называли:

1) жителей больших городов 3) сторонников культуры Возрождения

2) служителей католической церкви 4) владельцев мануфактур

5. Тридцатилетняя война проходила в:

1) 1616-1646 гг.; 2) 1618 – 1658 гг., 3) 1628-1658 гг. 4) 1618-1648 гг.;

6. В 17 веке эта католическая страна пришла в упадок, утратила свои передовые позиции в Европе, потеряла Португалию. О какой стране идет речь?

1) Испания, 2) Италия, 3) Франция, 4) Германия.

7. Началом Реформации в Германии стало:

1) подписание Аугсбургского мира,

2) отлучение Мартина Лютера от церкви папой Римским,

3) крестьянская война,

4) написание 95 тезисов Мартином Лютером.

  1. Найдите соответствие
1. Христофор Колумб А) Родоначальник Реформации в Германии
2. Мартин Лютер Б) Основоположник основных законов механики
3. Елизавета В) Первооткрыватель Центральной Америки и северного побережья Южной Америки
4. И. Ньютон Г) Английский канцлер, автор романа «Утопия»
5. Томас Мор Д) Монарх, при котором был установлен абсолютизм в Англии

9. По какому принципу образован ряд (укажите событие):

  1. 1517 г, 1524-1525 г, 1555 г , 1572 г, 1598 г–
  2. У.Шекспир, М.Сервантес, Т.Мор, Ф.Рабле —

10. Дайте определения понятиям: 1. Капитализм 2. Реформация 3. Огораживание

Часть 2

11. Составь краткий рассказ об историческом деятеле науки и культуры по выбору:

Примерный план:

  1. Где и когда жил.
  2. Чем знаменит в истории? (деятельность)
  3. Почему ты обратил внимание на данную историческую личность?

12. Составьте таблицу. Сравните революции в Европе XVIIв.

Линия сравнения Нидерландская революция Английская буржуазная революция
Когда произошла революция? (Дата )
Причины революции
Задачи революции
Характер революции
Движущие силы.
Лидеры революции
Итоги и значение революции

Итоговая контрольная работа по Новой истории XVIXVII вв» 7 класс

Вариант 2

Часть 1

1. В какую страну искали морской путь европейцы накануне Великих географических открытий:

1) в Америку, 2) в Индию, 3) в Османскую империю; 4) в Московское государство?

2. Экспедиция, какого мореплавателя искала путь в Индию, но открыла совершенно новый материк?

1) Ф. Магеллана; 2) А. Веспуччи; 3) Васко да Гамы; 4) Х. Колумба

3. С именем Мартина Лютера связано:

1) начало Реформации в Германии 3) основание ордена иезуитов

2) изобретение книгопечатания 4) начало Великих географических открытий

4. «Первая общеевропейская война» — это:

1) испано-нидерландская война 3) война за испанское наследство

2) Северная война 4) Тридцатилетняя война

5. Нидерландская революция проходила в:

1) 1556 — 1609 гг.; 2) 1566 – 1609 гг.; 3) 1566 – 1608 гг. 4) 1576 — 1608 гг.

6. Как звали французского короля, который писал, что у короля есть своё «ремесло», а царствовать – значит трудиться.

1) Людовик XIV, 2) Карл V, 3) Ришелье, 4) Генрих IV.

7. Какое событие явилось началом революции в Англии?

1) начало правления Карла I Стюарта в 1625 г.

2) подписание королем Карлом I Стюартом «Петиции о праве»

3) созыв Долгого парламента в 1640 г.

4) бегство короля из Лондона в 1642 г.

  1. Найдите соответствие
1. Ришелье А) Доказал, что Земля имеет форму шара, совершив кругосветное путешествие
2. А.Дюрер Б) Основоположник гелиоцентрической системы вращения небесных тел.
3. Фернан Магеллан В) Родоначальник протестантизма в Швеции
4. Николай Коперник Г) Художник Северного Возрождения.
5. Ж.Кальвин Д) Кардинал Франции, при котором устанавливается абсолютизм

9. По какому принципу образован ряд (укажите событие)

  1. Гезы, Альба, 1566-1609 г, Утрехтская уния —
  2. 1640 г, 1653 г, 1660 г, 1688 г, 1707 г.-

10. Дайте определения понятиям: 1. Мануфактура 2. Революция 3. Метрополия

Часть 2

11. Составь краткий рассказ об историческом деятеле эпохи ВГО по выбору:

Примерный план:

  1. Где и когда жил.
  2. Чем знаменит в истории? (деятельность)
  3. Почему ты обратил внимание на данную историческую личность?

12. Составьте таблицу. Сравните революции в Европе XVII-XVIII вв.

Линия сравнения Нидерландская революция Английская буржуазная революция
Когда произошла революция? (Дата )
Причины революции
Задачи революции
Характер революции
Движущие силы.
Лидеры революции
Итоги и значение революции

Итоговая контрольная работа по Новой истории XVIXVII вв» 7 класс

Вариант 3

Часть 1

1. Откуда в Европу были завезены следующие культуры: томаты, картофель, кукуруза?

1) Китай , 2) Индия , 3) Америка, 4) Африка

2. Морской путь в Индию был найден экспедицией:

1) Ф. Магеллана; 2) Васко да Гамы; 3) Б. Диаша; 4) А. Веспуччи.

3. С именем Игнатия Лойолы связано:

1) начало Реформации в Германии 3) основание ордена иезуитов

2) изобретение книгопечатания 4) начало Великих географических открытий

4. Родиной эпохи Возрождения является:

1) Флоренция и Венеция, 2) Испания , 3) Англия и Германия, 4) Франция

5. Английская буржуазная революция проходила в:

1) 1640 – 1658 гг, 2) 1642-1660 гг, 3) 1653-1658 гг, 4) 1640-1689 гг

6. Дамбы, каналы, Вильгельм Оранский, республика, , сельд, гезы, тюльпаны, владычица морей. О каком государстве Европы идёт речь?

1) Германия, 2) Португалия, 3) Англия, 4) Нидерланды

7. О. Кромвель в годы Английской революции XVII в. был:

1) главой английского парламента

2) руководителем армии парламента

3) предводителем движения за отделение Шотландии от Англии

4) наместником короля в Ирландии

  1. Найдите соответствие
1. Людовик ХIV А) Основатель ордена иезуитов
2. Леонардо да Винчи Б) руководитель крестьянской войны в Германии
3. Васко да Гама В) Автор слов: “Государство – это я”
4. Игнатий Лойола Г) Художник, изобретатель эпохи Возрождения
5. Томас Мюнцер Д) Первым из европейцев достиг берегов Индии

9. По какому принципу образован ряд (укажите событие)

  1. Рене Декарт, Френсис Бэкон, Уильям Гарвей, Исаак Ньютон
  2. 1492, 1498, 1519-1522, 1642-1644 —

10. Дайте определения понятиям: 1. Колония 2. Возрождение 3. Абсолютизм

Часть 2

11. Составь краткий рассказ об историческом государственном деятеле по выбору:

Примерный план:

  1. Где и когда жил.
  2. Чем знаменит в истории? (деятельность)
  3. Почему ты обратил внимание на данную историческую личность?

12. Составьте таблицу. Сравните революции в Европе XVII-XVIII вв.

Линия сравнения Нидерландская революция Английская буржуазная революция
Когда произошла революция? (Дата )
Причины революции
Задачи революции
Характер революции
Движущие силы. (участники)
Лидеры революции
Итоги и значение революции

Итоговая контрольная работа по Новой истории XVIXVII вв» 7 класс

Ответы к контрольной работе.

Номера Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Баллы
1 2 2 3 1
2 1 4 2 1
3 3 1 3 1
4 3 4 1 1
5 4 2 4 1
6 1 1 4 1
7. 1 3 2 1
8 1в 2А 3Д 4Б 5Г 1Д, 2 Г, 3А, 4Б, 5В 1 В, 2Г, 3Д, 4А, 5Б 2
9 1) Реформация

2)писатели Возрождения

1)Нидерландская революция

2) Английская революция

1) Ученые естественно-научной революции

2)Великие географические открытия

2
10. понятия понятия понятия 3
11. 3
12 7
24 б

«2» — 0 -9

«3» — 10 -15

«4» — 16- 20

«5» — 20 — 24

Правление Людовика XIV, начавшееся с таким блеском, приобрело с 1 ноября 1661 года дополнительную значимость: королевское наследование было — или, по крайней мере, казалось — обеспечено, это вызвало большую радость при дворе и в Париже, среди людей знатных и самых простых. Наследник трона, Людовик Французский, тотчас становится объектом самого пристального внимания и забот.

В гувернантки ему назначают замечательную женщину — маркизу (будущую герцогиню) де Монтозье, урожденную Жюли д’Анжен. Его не называют «Месье Дофин» или «Монсеньор Дофин», как называли маленьких принцев когда-то или совсем недавно; для него придумано новое обращение: «Монсеньор». Для исключительного короля надо приготовить не менее необычного наследника. Эта озабоченность явно проступает со дня рождения Монсеньора; все было совсем не так, как в той легенде о Великом Дофине, которому отводилась роль покорного сына или фигуранта при дворе. Никогда Король-Солнце не захочет сделать из своего ребенка «безвольного человека», размазню, как тогда говорили, незначительную личность. Пока наследник не получит решающий голос в совете финансов и совете депеш (июль 1688 года), пока ему не доверят армию (сентябрь 1688 года) и пока он не войдет в государственный совет (июль 1691 года), его отец будет заботиться о том, чтобы сыну дали блестящее образование.

«Никогда еще принц, — уверяет Вольтер, — не имел подобных учителей». Одним из них был сам король: «Мемуары» Людовика XIV, краткое изложение его политического мировоззрения были записаны для того, чтобы дать Монсеньору определенное образование и нужную ориентацию. Другой учитель Монсеньора — епископ Кондомский, Бенинь Боссюэ, который запишет свой урок наставника в «Речах о всемирной истории» (1681) и в «Политике, написанной на основе слов, взятых из Священного Писания» (1709); он стал теоретиком абсолютной монархии, чтобы показать своему ученику величие наследования.

Людовик XIV, которым руководил очень ловкий придворный, первый маршал де Вильруа, назначил воспитателем своего сына важного вельможу при дворе, герцога (бывшего маркиза) де Монтозье, бывшего протестанта, оставшегося верным гугенотской суровости: считают, что Монтозье послужил Мольеру прообразом Альцеста. Римские добродетели Монтозье признаны, всем хорошо известна его искренность, и в религиозном отношении он испытанный человек. Король любит его честные свободные высказывания. Когда однажды в 1676 году монарх заявил: «Мы, думаю, не сможем помочь Филипсбургу, но ведь я не перестану без этого быть королем Франции», Монтозье тотчас же ответил: «Конечно, Сир, вы будете, безусловно, королем Франции, даже если бы у вас отобрали Мец, Туль и Верден, и Франш-Конте, и многие другие провинции, без которых прекрасно обходились ваши предшественники».

Он очень серьезно относится к своей роли воспитателя Монсеньора. Будучи ответственным за формирование его характера и его начального военного обучения, Монтозье считает необходимым контролировать сменяющихся наставников наследника и направлять его образование. Он пишет «Христианские и политические размышления о поведении принца», заказывает Жеро де Кордемуа «Историю Франции со времен галлов», аббату Флешье — «Историю Феодосия Великого», а Пьеру-Даниэлю Гюэ поручает подготовить знаменитое издание античных авторов, — выбросив наиболее неприличные описания, — ad usum Delphini (для использования наследником).

Определив монархию, ее цели, Людовик XIV затем дает понять своему сыну, что у принца два оружия: его личный труд и гармоничное и эффективное сотрудничество с той командой, которой поручено ему помогать. С 1661 года он взвалил на себя «большую работу». Такой труд — основа основ: «Царствование — это всегда большой труд, и только трудясь можно царствовать». Ремесло короля можно исполнять прилежно трудясь. Труд — это деятельность короля, которую видит общество: «Король — какими бы ловкими и просвещенными ни были его министры — участвует в создании, и это не остается незамеченным».

После смерти Мазарини Людовик берется за работу. Два пятилетия спустя, к удивлению наблюдавших его людей, он нисколько не изменяет ни своих взглядов, ни своего темпа: «Вот уже десятый год я следую, как мне кажется, все время той же дорогой: прислушиваюсь к моим самым простым подданным; знаю в любой час, где, сколько и какие у меня войска, в каком состоянии мои крепости; отдаю беспрестанно нужные приказы; немедленно вступаю в контакт с иностранными министрами; получаю и читаю депеши, на одни из них лично отвечаю, а на другие поручаю своим секретарям дать ответ; регулирую приходы и расходы своего государства; заставляю отдавать себе отчет именно тех, кого я назначил на важные посты; соблюдаю в делах секретность, как никто до меня; раздаю милости по своему собственному выбору и, если я не ошибаюсь, держу тех, кто мне служит, — хотя они и их близкие чувствуют себя облагодетельствованными, — в скромности, стремлюсь сохранять дистанцию между ними и первыми министрами». Такая работа требует четкого распределения времени, двух заседаний в день, каждое по два-три часа, с разными людьми: либо совет, либо работа в «связке» (или разговор с глазу на глаз короля с каким-нибудь министром), не считая, добавляет Людовик XIV, «часов, которые я проводил бы наедине, и времени, которое я мог бы потратить, занимаясь необычными делами».

Министры ничего не подписывают без предварительного согласования с монархом. Но если они и контролируются королем, важность министров не уменьшается и соответствует той роли, которую они играют. В действительности, кроме самого короля, работает целый государственный механизм, состоящий из «специально подобранного значительного количества лиц, способных помогать» монарху. Не допускается включение в число этих лиц фаворитов и существование первого министра; отсюда необходимость и полезность коллективной работы. «Было необходимо, — говорит Людовик своему сыну, — проводить грань между теми, кому я доверяю и кому могу поручить исполнение приказов. Нельзя поручать исполнение лишь одному человеку, надо разделять разные дела между разными лицами, исходя из их различных талантов. Уметь это делать и является самым большим талантом королей».

Личное правление не означает одиночное правление («я хочу сказать: самолично управлять и не слушать никаких советов»). Каким бы ни было «обдумывание в одиночку и про себя», оно всегда недостаточно. Ум нуждается в «поддержке, которая его заставляет работать и стимулирует мышление». Король должен тщательно выбирать своих министров: именно здесь проявляется трудное «искусство распознавать людей». Министры — при своих талантах и ограничении их власти — будут играть незаменимую роль. Они ближе к народу, чем их повелитель. У них в основном в три раза больше житейский опыт из-за возраста, знаний и практики. Они являются необходимой основой для высшей власти. Однако они не могут определять политику. Решать надлежит одному королю. «Никто другой не сделает это лучше нас; ибо только разум властителя может принять нужное решение; и, конечно, гораздо легче быть тем, кто ты есть, чем тем, кем ты не являешься».

Король царствует, но не управляет

В романе Олдоса Хаксли «Остров» читаем:

«– …Вы станете лишь номинальным главой государства. Как английская королева, которая царствует, но не управляет страной».

Действительно, в 1867 году английский экономист и политический философ Уолтер Баджот писал:

Королева (…) должна подписать свой собственный смертный приговор, если он будет предложен ей обеими палатами парламента.

…Премьер-министр – глава исполнительной власти согласно основным законам Британии, а монарх – лишь колесико в этом механизме.

(«Основные законы Англии», гл. «Монархия»)

Со второй половины XIX века изречение «Король царствует, но не управляет» в его латинской форме («Rex regnat, sed non gubernat») приписывалось Яну Замойскому (1542–1605), канцлеру и коронному гетману Речи Посполитой.

Эта версия восходит к «Похвальному слову Яну Замойскому» (1785) польского просветителя Станислава Сташица. Здесь приводился вымышленный эпизод заседания одного из польских сеймов: когда король Сигизмунд III в порыве гнева схватился за саблю, Замойский будто бы воскликнул:

– Король, не берись за оружие, чтобы тебя не назвали Цезарем, а нас – Брутами! Мы избираем королей и свергаем тиранов. Царствуй, но не господствуй [как деспот]! («…Regna, sed non impera!»)

В действительности формула «царствует, но не управляет» возникла во Франции, причем при короле, который и царствовал, и управлял.

В 1814 году, после реставрации монархии Бурбонов, Людовик XVIII даровал своим подданным конституцию; обычно она именуется Хартией. Согласно Хартии глава исполнительной власти – король; законодательная власть разделена между королем и двухпалатным парламентом, причем Палату пэров формирует опять же король.

После смерти Людовика XVIII на трон вступил его брат Карл X, считавшей Хартию чересчур либеральной. В августе 1829 года правительство возглавил герцог де Полиньяк, приверженец идеи абсолютной монархии.

Вождем либеральной оппозиции стал знаменитый историк Адольф Тьер. В газете «National», выходившей с начала 1830 года, он последовательно отстаивал принцип конституционного правления.

20 января Тьер писал: «Он [король] царствует, а народ управляет»; 4 февраля: «Король не администрирует, не управляет (n’administre pas, ne gouverne pas), – он царствует»; а 19 февраля: «Король царствует, но не управляет» – «Le roi régne et ne gouverne pas».

В июле того же года монархия Бурбонов была сметена революцией; на трон вступил Луи-Филипп, герцог Орлеанский. Формально новая система власти немногим отличалась от старой, за исключением того, что обе палаты получили право законодательной инициативы. Однако фактически роль Палаты депутатов, особенно во внутренней политике, резко возросла.

Во французской Третьей республике (1870–1940) главой исполнительной власти стал президент, избираемый не всеобщим голосованием, а обеими палатами парламента. В 1886 году английский историк и правовед Генри Мэйн сопоставил четыре системы правления:

Давние короли Франции царствовали и управляли. Конституционный король, согласно г-ну Тьеру, царствует, но не управляет. Президент Соединенных Штатов управляет, но не царствует. На долю президента Французской республики выпало ни царствовать, ни управлять.

(«Демократическое правительство», IV)

Это высказывание цитировалось множество раз вплоть до 1958 года, когда во Франции была установлена т. н. Пятая республика, в которой роль президента (им тогда был де Голль) резко возросла.

«Обратный» вариант формулы Тьера обнаружился в 1854 году, после выхода в свет «Мемуаров» французского историка Шарля Эно (1685–1770). Согласно Эно, о принцессе Урсинской, одной из фавориток испанского короля Филиппа V, говорили: «Она правит, хотя и не царствует». Это, конечно, было преувеличением, хотя в первые годы правления Филиппа V (начало 1700-х гг.) принцесса Урсинская действительно обладала немалым влиянием при дворе.

В эпоху Июльской монархии Дельфина де Жирарден писала о парижском салоне княгини Ливен:

Госпожа Ливен избрала единственную политическую роль, какая пристала женщине: (…) она не вершит политику, она позволяет, чтобы политика вершилась с ее помощью (…): в своем салоне она царствует, но не правит.

(«Парижские письма», 15 декабря 1836 г.; перевод Веры Мильчиной)

Несколько лет спустя де Жирарден распространила эту формулу на женщин вообще:

…Известное изречение, которое ничего не значит применительно к власти короля, совершенно истинно, когда речь идет о власти женщины: женщина царствует, но не управляет. Но, чтобы царствовать, женщинам, как и королям, необходим ореол почитания; увы, женщины и короли ныне лишены этого ореола.

(«Парижские письма», 12 марта 1840 г.)

Формула Тьера вышла далеко за рамки политического языка. Вот два примера:

Совесть царствует, но не управляет. (Поль Валери, «Дурные мысли и прочее», 1941.)

Порою мне кажется, что Творец очарован английской монархической системой: Бог царствует, но не управляет. (Станислав Ежи Лец, «Непричесанные мысли, записанные в блокнотах и на салфетках…», 1996.)

Кости померанского гренадера

Весной 1876 года турки с необычайной жестокостью подавили восстание в Болгарии. В июне Сербия и Черногория объявили войну Османской империи, но уже к августу были разгромлены. Вмешалась Россия. В ноябре началась мобилизация русской армии. 5 декабря Бисмарк ответил в рейхстаге на запрос о позиции Германии в восточном вопросе:

– Я не сторонник активного участия Германии в этих делах, поскольку в общем не усматриваю для Германии интереса, который стоил бы переломанных костей хотя бы одного померанского мушкетера.

Фраза вошла в обиход в форме: «Все Балканы не стоят костей одного померанского гренадера». Но это еще не конец истории. В 1878 году освобожденная русскими войсками Болгария стала самостоятельным государством во главе с князем Александром Баттенбергским. Тот попытался править самостоятельно, не оглядываясь на российских советников, и в 1886 году ему предложили отречься. Александр III желал видеть на болгарском престоле русского генерала; Австрия продвигала саксонского принца Фердинанда Кобургского. Обе стороны искали поддержки Германии на случай возможной войны.

Для Бисмарка это соперничество в балканском углу Европы было лишь частью «Большой игры»,
которую вел он сам. «Железный канцлер» попытался заручиться согласием России не вмешиваться в его дела с Францией взамен за черноморские проливы и контроль над Болгарией. 11 января 1887 года он заявил в рейхстаге:

– Нам совершенно все равно, кто правит в Болгарии и что вообще станет с Болгарией. Я повторяю все, что говорил раньше о костях померанского гренадера (выражение, которым часто злоупотребляли и которое заездили до полусмерти): весь Восточный вопрос не стоит того, чтобы воевать из-за него. Мы никому не позволим под этим предлогом набросить на нас поводок и рассорить с Россией. Дружба России для нас гораздо важнее дружбы Болгарии и всех ее друзей в нашей стране.

В сущности, это было послание, адресованное Александру III: позвольте нам окончательно добить Францию, и делайте на Балканах что хотите. План этот оказался химерой – выяснилось, что русский император ни в коем случае не допустит разгрома Франции. Две недели спустя Бисмарк разослал германским дворам депешу, в которой разъяснял, что намеренно преувеличил сердечность отношений с Россией. 7 июля 1887 года Великое народное собрание избрало князем Болгарии принца Кобургского. Россия провозгласила его узурпатором.

А фраза зажила самостоятельной жизнью.

16 февраля 1925 года британский министр иностранных дел, консерватор Остин Чемберлен писал своему заместителю Эйру Кроу: «Ради Польского коридора ни одно британское правительство не станет и не сможет рисковать костями хотя бы одного британского гренадера».

В конце Второй мировой войны британский маршал авиации Артур Гаррис настаивал на продолжении массированных авианалетов на Германию, не считаясь с жертвами среди гражданского населения. «Все уцелевшие немецкие города, вместе взятые, не стоят жизни одного британского гренадера», – писал он командующему штабом ВВС 29 марта 1945 года.

6 августа 1964 года сенат США принял т. н. «Тонкинскую резолюцию» о начале полномасштабной войны во Вьетнаме. Против голосовали лишь два сенатора; один из них, Эрнест Грюнинг, представлявший Аляску, заявил:

– Весь Вьетнам не стоит жизни одного американского парня.

В эпопее А. Солженицына «Красное колесо» («Узел II», 1984) фраза Бисмарка переадресована его оппоненту Александру III: «…еще Александр III сказал Бисмарку: за все Балканы не дам ни одного русского солдата». С тех пор эта фраза нередко цитируется как подлинная.

http://flibustahezeous3.onion/b/541330/read#t20

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как звали писателя который написал произведение левша
  • Как звали первого летописца на руси как называлась летопись которую он написал
  • Как звали крылова который писал басни
  • Как звали друга хлестакова которому он писал письмо
  • Как звали главного языческого бога восточных славян напишите ответ