Какие произведения бетховен написал после того как оглох

Великий Бетховен, чей 250-летний юбилей отмечается в этом году, свою знаменитую «Девятую симфонию» и другие известные произведения создал, практически полностью потеряв слух. Как такое возможно? Этот феномен для «РГ» объяснил один из авторитетных отоларингологов, заместитель главного врача московской городской больницы № 29, профессор Михаил Григорьевич Лейзерман:

AP

AP

— С 20 лет Бетховен начал ощущать шум в ушах (тинитус), который постепенно усиливался и был одним из признаков заболевания внутреннего уха. Это в дальнейшем привело к глухоте. Причины заболевания композитора неизвестны. Однако исследования немецких ученых показали, что в волосах и костях Бетховена было повышено содержание свинца, попавшего в организм, вероятно, из бокалов для вина, в стенках которых был свинец, или из самого вина из-за добавок свинца, использовавшегося в то время в качестве усилителя вкуса. Свинец вызвал хроническую интоксикацию, проявлением которой и стало поражение слуховых нервов, а также печени и почек. Это было обнаружено при вскрытии. А умер великий глухой в возрасте всего 55 лет!

Встает вопрос: а как же, не слыша звуков, можно было писать и исполнять музыку? Для ответа необходимо знать, что при воздействии звука на ухо существует два вида проводимости. Воздушная — когда ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка, слуховые косточки передают колебания на жидкости внутреннего уха. И костная — когда колебания костных капсул лабиринта передаются на жидкостные составляющие внутреннего уха. Поэтому при проверке слуха камертонами или на аудиометре мы отмечаем значения как воздушной, так и костной проводимости и.

Если взять камертон и приложить его к костям черепа или к передним зубам, мы почувствуем вибрацию и услышим звук. Это и будет результатом проверки костной проводимости. Именно этим способом и воспользовался великий и глухой композитор. Вначале он применял специальный «ушной рожок» с расширением на конце. А потом стал брать в сжатые зубы деревянную палочку, которая вторым концом упиралась в переднюю панель фортепьяно! Таким образом он различал звуки. Бетховен обладал необыкновенными музыкальными способностями, позволяющими ему сочинять музыку «мысленно», а потом уже записывать ноты. Среди больших музыкантов есть люди, которые также способны «играть музыку мысленно». Однако делать это при почти полной глухоте способен был лишь гениальный Бетховен!

Если у поэтов мысли складываются в стихи, то у больших музыкантов в голове звучат мелодии. Это дар свыше. Дар, дарованный природой. Это врожденные способности, которые могут стать основой гениальности. Поэтому задача родителей и педагогов — понять и развить эти задатки, направить их в нужное русло, и тогда, возможно, появится гениальный композитор, певец или скрипач!

Кстати, в настоящее время людям с выраженным снижением слуха проводится специальное лечение, а при его неэффективности подбирается слуховой аппарат, который также может быть использован для улучшения слуха как по воздуху (в слуховой проход) или по кости (в заушную область), или в сочетании этих способов передачи звука. Кроме того, один из современных способов помощи глухим пациентам — кохлеарная имплантация, когда специальный имплантат устанавливается в тканях черепа и передает звуковые волны непосредственно во внутреннее ухо.

Вероятно, сегодня Бетховену можно было бы помочь услышать свою музыку

Ныне специализированная помощь слабослышащим и глухим пациентам на достойном уровне и способна улучшить слух абсолютному большинству больных. Жаль, что Бетховен не дожил до наших дней! Вероятно, ему можно было бы помочь услышать свою музыку даже без помощи деревянной палочки в зубах.

Людвиг ван Бетховен
Людвиг ван Бетховен

Драма одного из величайших композиторов Людвига Ван Бетховена заключалась в том, что в последние десятилетия своей жизни он страдал прогрессирующей утратой слуха. Но эксперты считают, что именно полная глухота сделал его музыку шедевральной.

Великий немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) стал ощущать ухудшение слуха в очень молодом возрасте – когда ему не исполнилось еще и 30 лет. На протяжении последующих лет жизни (а всего он прожил 57 лет) глухота прогрессировала, и к 45 годам сочинитель гениальной музыки полностью погрузился в мир безмолвия.

Однако именно в тот период, когда его слух стремительно ухудшался, гениальный сочинитель музыки написал свои самые знаменитые произведения – 4 симфонии, Лунную сонату и многие другие.

На днях в специализированном британском медицинском издании British Medical Journal группа ученых из Голландии опубликовала результаты своего исследования струнных квартетов Бетховена – эти произведения были выбраны потому, что композитор сочинял их на протяжении всей жизни и всего написал 17 струнных квартетов.

Авторы сообщают, что в первый период развития глухоты Бетховен, который стал хуже различать, в первую очередь, звуки высокого тона, стал все чаще использовать в своих композициях низкие ноты и ноты среднего регистра – это давало ему возможность слышать свое очередное произведение почти полностью при исполнении музыки. Такое вынужденное ограничение всего богатства регистров несколько обедняло звучание его произведений этого периода.

Однако анализ струнных квартетов Бетховена, написанных в те годы, когда он был уже полностью глухим, свидетельствует о том, что вся богатая палитра звуков, включая высокие ноты, вновь полноценно зазвучала в его произведениях.

Гениальное воображение композитора полностью компенсировало ему утраченный слух – Бетховен прекрасно «слышал» собственную музыку благодаря слуху внутреннему: он «играл» свою музыку в голове.

Здоровье


Кстати:

7 мая 1824 года. Одна из величайших икон в истории музыки, Людвиг ван Бетховен, выходит на сцену Венского театра. В этот день на суд публики было представлено одно из грандиознейших музыкальных произведений — Девятая симфония, включающая знаменитую «Оду к радости». Всё прекрасно, но вот композитор ничего не слышит. Почти никто в зале не знает, что Бетховен почти полностью оглох. Как же он смог создать настолько прекрасную музыку не слыша звуков?

«Пусть страдалец утешится, видя такого же страдальца, как и он сам, который, вопреки всем преградам, воздвигнутым самой природой, сделал всё, что было в его силах, дабы стать человеком, достойным этого имени.»
(Людвиг ван Бетховен)

Людвиг ван Бетховен.

Людвиг ван Бетховен.

Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) не просто величайший композитор. Он, без всяческих сомнений, один из героев нового времени. У каждой эпохи свои герои. Времена античности ознаменовались такими фигурами, как Александр Македонский, Юлий Цезарь и другими великими личностями. Пришли новые времена для Европы и с ними новые герои. Политики, военачальники, полководцы потеряли актуальность. Образцами новых героических качеств, созвучных наступившей эпохе, становились иные значительные люди. Одним из которых и стал блистательный композитор, обладатель дара воистину божественного.

Памятник Бетховену в родном Бонне.

Памятник Бетховену в родном Бонне.

Принято считать, что у Людвига было тяжёлое беспросветное детство, что он был несчастным, глухим чуть ли не от рождения, одиноким и нищим. Конечно, гений обязан быть убог, иначе человечество не желает признавать его гениальность. Но это было не совсем правдой. Точнее, во многом это ложь.

Жестокий отец и несчастное детство

Иоганн и Мария-Магдалина, родители Людвига.

Иоганн и Мария-Магдалина, родители Людвига.

Будущий гений родился в музыкальной семье. Его отец, Иоганн ван Бетховен был довольно талантливым певцом-тенором. Уважаемым настолько, что его приглашали почтенные состоятельные люди обучать их детей музыке. Часто отца Бетховена совершенно несправедливо изображают опустившимся неудачником, пьяницей и деспотом.

Иоганн был авторитарен. Он действительно желал воспитать из Людвига второго Моцарта. Но всё дело в том, что мальчик был способным к музыке и отец это видел. Иначе никакие принудительные многочасовые занятия не помогли бы Людвигу стать впоследствии великим композитором. Правда именно композиторский талант сына Иоганн рассмотрел не сразу. В этом ему помог учитель Людвига, Кристиан Готлоб Нефе, который обучал мальчика музыкальной грамоте.

Маленький Людвиг ван Бетховен.

Маленький Людвиг ван Бетховен.

Именно Нефе первым заметил, что мальчик не просто второй Моцарт, в нём кроется настоящий музыкальный гений композитора. Он сказал об этом отцу мальчика и первым познакомил общественность с музыкой Людвига. Публика была в восторге от музыки юного Бетховена, которому на тот момент было всего двенадцать.

К сожалению, в 1787 году умерла мать Людвига и любимая жена Иоганна, Мария-Магдалина. После этого отец композитора сломался. Он стал пить, постепенно опустился и Людвигу пришлось содержать его и своих братьев. Но отец всегда безмерно гордился сыном-композитором.

Глухой от рождения композитор

Бетховен не был глухим всегда, как многие считают. Он стал постепенно терять слух примерно с двадцати шести лет. Полностью он оглох к сорока четырём, до этого он с трудом, но различал звуки. Бетховен пользовался специальной слуховой трубой. Она была довольно громоздкой, что делало ношение её с собой чрезвычайно неудобным.

Такой была слуховая труба, которой пользовался Бетховен.

Такой была слуховая труба, которой пользовался Бетховен.

Когда композитор начал терять слух и понял, что это неизлечимо и что его ждёт в итоге, он был просто в отчаянии. Людвиг очень боялся, что о его глухоте узнают, стал отказываться играть и дирижировать. Он даже подумывал о самоубийстве. Он без конца вопрошал Бога за что ему дано такое жестокое испытание. Но в процессе он смирился и научился с этим жить. Бетховен начал писать в специальных, как он говорил, разговорных тетрадях, которые стали его жизнеописанием.

Самые прекрасные из своих произведений Бетховен написал, когда музыка звучала у него в голове.

Самые прекрасные из своих произведений Бетховен написал, когда музыка звучала у него в голове.

Самое главное, что не произошло то, чего композитор так боялся: да, он не слышал звуков, но музыка не покинула его. Она звучала в его голове постоянно. Он творил, зажимая в зубах один конец карандаша, а другой упирал в корпус рояля. Так композитор ощущал вибрации. Самые потрясающие свои произведения он написал именно в период, когда стремительно терял слух. Так что у Бога свои планы на нас, которые мы часто не можем постичь, но это всегда лучшее.

Одинокий и несчастный

Бетховен никогда не был женат, но он не был одинок. Он часто увлекался, как настоящая высокотворческая личность. Романы просто заканчивались всегда неудачно. По слухам Людвиг был робок с женщинами и пуританин до мозга костей. Он не мог позволить себе вольностей с дамой. Замужние дамы были для него всегда однозначным табу. С некоторыми ему не везло. Ведь очень часто дамы видели в нём лишь средство для достижения своих корыстных целей. И вдоволь наигравшись с чувствами многообещающего гения, выскакивали замуж за приземлённого богатея.

Джульетта Гвиччарди - первая любовь композитора.

Джульетта Гвиччарди — первая любовь композитора.

Элизабет Рёкель. Считают, что именно ей посвящено произведение «К Элизе».

Элизабет Рёкель. Считают, что именно ей посвящено произведение «К Элизе».

Искренние взаимные чувства с Терезой Брунсвик, с которой Бетховен был тайно помолвлен, тоже закончились ничем. Несмотря на чувства, пара рассталась по неизвестным причинам. Многие историки склонны считать знаменитое письмо Бетховена к некой «бессмертной возлюбленной» адресованным именно Терезе. Но точных подтверждений этому нет. А может оно вообще обращено не к какой-то женщине, а подлинной вечной возлюбленной великого композитора — Музыке?

Самой большой страстью Бетховена всегда была Её Величество Музыка.

Самой большой страстью Бетховена всегда была Её Величество Музыка.

С Людвигом всегда были рядом друзья, знакомые, родственники. Он даже иногда уезжал из Вены, где он жил, за город, чтобы побыть одному и заняться тем, что любил больше самой жизни — своей музыкой. Когда он хотел поработать в одиночестве, то писал, чтоб никто его не посещал, что он занят и ему никто сейчас не нужен.

Одиночество великого мастера было скорее моральным. Его часто не понимали. Иногда не могли оценить в полной мере произведения Бетховена из-за их сложности. Композитор прекрасно понимал, что многие его произведения не для масс, публика их не поймёт. Он писал музыку для себя. Часто упоминают о том, как на подобный упрёк Бетховен прямо ответил Шиндлеру: «Как Вам, с Вашей заурядностью, понять нечто незаурядное?»

В своих письмах и записях, в отличие от того же Моцарта, который всегда писал слово la musique по-французски, Бетховен пишет — die Kunst («искусство» по-немецки). Для Бетховена музыка была божественным и священным искусством. Один из самых знаменитых портретов композитора, кисти Виллиброрда Мэлера, изображает его в роли Орфея.

Художник не зря видел в композиторе Орфея.

Художник не зря видел в композиторе Орфея.

Нищий гений

Бетховен никогда не был особенно богат. Только это не потому что ничего не зарабатывал. Просто композитора мало интересовали различные бытовые блага. Бетховен всегда мог помочь друзьям деньгами, если они в них нуждались. Людвиг написал однажды: «Представь только, вдруг кто-то из моих друзей нуждается, а у меня нет денег, и я не могу помочь ему сразу же, не беда, мне стоит только сесть за стол, взяться за работу, и очень скоро я помогу другу выбраться из нужды… Это просто замечательно. Так вот, я решил, что пусть моё искусство служит ко благу бедняков».

Дом, где жил Бетховен.

Дом, где жил Бетховен.

Свою не весьма благополучную семью Людвиг содержал на свои деньги до самой своей смерти. Бетховен даже оставил в наследство своему непутёвому племяннику Карлу, которого очень любил, привилегированные акции Австрийского национального банка. Хотя сам, как говорят, умер на постели с клопами. Вопреки распространённому мнению жилище композитора совсем не было таким убогим. Это была роскошная квартира, которую до него занимал генерал австрийской армии.

Карл ван Бетховен.

Карл ван Бетховен.

Послание Бетховена ко всему человечеству

Композитор жил в неспокойный исторический период. Мир наполняло насилие, войны, голод разруха… Впрочем, а когда мир это не наполняло? В этой, казалось бы, беспросветной мгле жизни, Людвиг ван Бетховен был тем, кто явил людям свет в царстве тьмы. Победив свои страдания, он показывает людям, что нельзя сдаваться под давлением жизненных обстоятельств. Нельзя оправдываться тем, что мир лежит во зле. Бетховен говорил, что не знает иного признака величия, как доброта.

Лучше всего свои взгляды и принципы композитор выражал в своей музыке. Произведения, которые он смог создать тогда, когда перестал слышать, очаровывают, оказывают на слушателя гипнотическое действие. Они пьянят, Бетховен заявляет: «Я — Вакх, который выжимает сладостный сок винограда для человечества. Это я дарую людям божественное исступление духа».

Задумку произведения, которое стало бессмертным шедевром и визитной карточкой великого композитора, он вынашивал больше двух десятков лет. Пробой к нему стала Девятая симфония. Бетховен примерялся, использовал разные музыкальные формы. Изначально бессмертная «Ода к радости» должна была украсить десятую или одиннадцатую симфонии (композитор говорил, что написал их, но рукописи не нашли). Но всё же он включил её в девятую симфонию.

Впервые «Ода к радости» прозвучала вместе с Девятой симфонией в 1824 году. Очевидцы рассказывали, что после того, как музыка отзвучала, композитор стоял спиной к залу. Одна певица обратила на это внимание и развернула его. Аплодисменты пришедшей в состояние неистового восторга публики прозвучали целых пять раз. При этом, согласно этикету, даже венценосным особам принято было рукоплескать лишь трижды. Овации удалось прервать только с помощью полиции. Композитор был потрясён настолько, что потерял сознание и не приходил в него до вечера следующего дня.

На партитуре девятой симфонии Людвиг ван Бетховен написал:
«Жизнь есть трагедия.
Ура!»

Смерть героя и триумф жизни

Дом-музей Бетховена.

Дом-музей Бетховена.

Когда композитор скончался, проводить его в последний путь пришло огромное количество людей. Самый лучший австрийский актёр произнёс посмертную речь, а лучший поэт Австрии, Франц Грильпарцер, написал некролог. День рождения Бетховена и день его смерти стали отмечать грандиозными концертами. В его честь написано множество пьес, стихов, книг.

Современники понимали, что Бетховен - гений, пророк в мире музыки.

Современники понимали, что Бетховен — гений, пророк в мире музыки.

Современники композитора прекрасно знали, что он гениален, что он не такой как все, что он очень особенный человек. Сейчас личность Бетховена является иконой для музыкантов разных стилей и направлений. Пусть сам он умер, но музыка его будет жить вечно, вдохновляя собой целые поколения.

Похороны композитора в Вене.

Похороны композитора в Вене.

«Подлинный художник лишён тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо.»
(Людвиг ван Бетховен)

Необычный памятник Бетховену в Бонне.

Необычный памятник Бетховену в Бонне.

Подробнее о личной жизни великого композитора, прочтите в нашей статье безответная любовь Людвига ван Бетховена.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Бетховен начал терять слух около 1796 года. Он страдал тяжелой формой тинита, «звон» в ушах мешал ему воспринимать и оценивать музыку, на более поздней стадии болезни он избегал и обычных разговоров. Причина глухоты Бетховена неизвестна, высказываются такие предположения, как сифилис, отравление свинцом, тиф, аутоиммунные расстройства (такие, как системная красная волчанка), и даже привычка окунать голову в холодную воду, чтобы не заснуть. Объяснением, основанным на результатах посмертного исследования, является воспаление внутреннего уха, которое со временем усугубляло глухоту. Из-за высокой концентрации свинца обнаруженной в пробах волос Бетховена, эта гипотеза была обстоятельно проанализирована. Хотя вероятность отравления свинцом, очень высока, глухота связанная с ним, редко принимает форму, которая отмечена у Бетховена.

Еще в 1801 году Бетховен описывал друзьям свои симптомы и трудности, с которыми он сталкивается как в профессиональной, так и в обычной жизни (хотя вполне вероятно, близким друзьям, уже было известно о его проблемах). С апреля по октябрь 1802 года Бетховен, по совету его врача, провел в небольшом городке Гейлигенштадт (Heiligenstadt) недалеко от Вены, пытаясь улучшить свое состояние. Однако лечение не помогло, и результатом подавленного состояния Бетховена стало письмо, известное как Гейлигенштадтское завещание (Оригинальный текст, Дом Бетховена в Гейлигенштадте), в котором он заявляет о своем решении по-прежнему жить для и с помощью своего искусства. Со временем его слух настолько ослаб, что в конце премьеры его Девятой симфонии он должен быть обернуться, чтобы увидеть бурные аплодисменты зрителей; ничего не слыша, он плакал. Потеря слуха не мешала Бетховену сочинять музыку, однако, ему становилось все труднее выступать с концертами — что было важным источником его дохода. После неудачной попытки исполнения своего фортепианного концерта № 5 («Император») в 1811 году, он никогда больше не выступал публично.

Слуховые трубки Бетховена из собрания Beethoven-Haus, Бонн

Слуховые трубки Бетховена из собрания Beethoven-Haus, Бонн

Большая коллекция слуховых трубок Бетховена находится в доме-музее Бетховена в Бонне. Несмотря на очевидное ухудшение слуха, Карл Черни отмечал, что Бетховен мог слышать речь и музыку до 1812 года. В 1814 году, однако, Бетховен был уже почти полностью глухим.

Одним из результатов глухоты Бетховена стал уникальный исторический материал: его разговорные тетради. Бетховен использовал их для общения с друзьями в течение последних десяти, или около того, лет. Он отвечал на письменные реплики или устно, или также вписывая ответы в тетрадь. Тетради содержат споры о музыке и по другим вопросам, позволяют получить представление о его личности, взглядах и отношении к искусству. Для исполнителей его музыки они являются важным источником, позволяющим узнать авторское мнение по вопросам интерпретации его сочинений. К сожалению, 264 из 400 тетрадей были уничтожены (а оставшиеся отредактированы) после смерти Бетховена Антоном Шиндлером, который стремился сохранить идеализированный портрет композитора.

Читать дальше →

Ученые рассказали о том, как глухота повлияла на музыку БетховенаКультура

Исследователи проанализировали музыку Бетховена (Beethoven) и обнаружили закономерность: чем больше прогрессировала глухота композитора, тем меньше высоких нот он использовал в своих произведениях. Когда же композитор оглох окончательно, высокие ноты опять появились в его музыке.

Исследователи из Университета Амстердама (University of Amsterdam) выделили четыре периода в творчестве Бетховена: c 1778 по 1800, 1805/6, 1810/11 и с 1824 по 1826 и подсчитали процентное соотношение между нотами в диапазоне выше 1568 Гц (первая скрипка) и остальными нотами.

Ученые обнаружили, что после первых симптомов потери слуха в произведениях Бетховена около 8 процентов звуков были высокими. В 1805 году, когда Бетховен перестал слышать деревянные духовые инструменты, количество высоких звуков упало до 5 процентов.

Затем, когда композитору уже приходилось пользоваться слуховой трубкой при разговоре, его произведения содержали уже всего 2 процента высоких нот. К тому времени, когда Бетховен уже почти не слышал, процент высоких нот в его произведениях вырос до 4 процентов.

Все дело в том, что со временем композитор перестал слышать высокие ноты, поэтому они исчезли из его произведений. Когда же Бетховен оглох окончательно, высота звуков перестала иметь какое-либо значение, поэтому высокие звуки вернулись в его произведения.

«Результаты нашего исследования показывают, что с прогрессированием глухоты Бетховен стал все чаще использовать низкие ноты или ноты средней тональности, потому что высокие звуки он не слышал. Когда же ему пришлось довериться только своему «внутреннему» слуху, он постепенно вернулся к своему более раннему опыту сочинения музыки» — комментирует руководитель исследования Эдорадо Сачченти (Edorado Saccenti).

При этом ученый подчеркивает, что творчество Бетховена и зависимость его произведений от прогрессирования глухоты не была изучена достаточно детально. Для окончательных выводов необходимы дополнительные, более углубленные исследования, считают ученые.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какие попало как пишется
  • Какие песни написала пугачева сама как композитор
  • Какие песни написал киркоров как композитор
  • Какие никакие как пишется правильно
  • Какие никакие деньги как пишется