Как пишется слово «картавый»?
Картавый
⇒ Гласные буквы в слове:
гласные выделены красным
гласными являются: а, а, ы
общее количество гласных: 3 (три)
ударная гласная выделена знаком ударения « ́ »
ударение падает на букву: а
безударные гласные выделены пунктирным подчеркиванием « »
безударными гласными являются: а, ы
общее количество безударных гласных: 2 (две)
⇒ Согласные буквы в слове:
к а р т а в ы й
согласные выделены зеленым
согласными являются: к, р, т, в, й
общее количество согласных: 5 (пять)
звонкие согласные выделены одинарным подчеркиванием « »
звонкими согласными являются: р, в, й
общее количество звонких согласных: 3 (три)
глухие согласные выделены двойным подчеркиванием « »
глухими согласными являются: к, т
общее количество глухих согласных: 2 (две)
⇒ Количество букв и слогов:
гласных букв: 3 (три)
согласных букв: 5 (пять)
всего букв: 8 (восемь)
всего слогов: 3 (три)
Если вы хотите получить больше знаний, быстро и легко изучить английский язык, не выходя из дома, рекомендуем пройти уникальный и эффективный курс английского языка Polyglot.
Картавый — что значит слово, его толкование и смысл
определение и значение, объяснение смысла и что означает слово
Картавый, -ая, -ое; -ав. С нечистым произношением некот .
Картавый — как разобрать слово по составу
морфемный разбор слова, его схема, строение, состав и морфемы
Картавый, корень — картав; окончание — ый; .
Картавый — как сделать фонетический разбор слова
звуко-буквенный анализ слова, его произношение, цветовая схема, характеристика букв и звуков, транскрипция слова «Картавый»
Содержание
- Все слова с буквой р для картавых
- Скороговорки (для тех, кто плохо выговаривает «Р»)
- Скороговорки для картавых
- Просто и удобно
- Экономия времени
Все слова с буквой р для картавых
Звук Р в начале слова
Рак, раб, рань, рама, рана, Рая, рога, рабы, рагу, ранет, рахит, радио, радуга, ракета, ракита, работа, рампа, родня, родник, рогатка, ракетка, равнина, рафинад, романтик, раковина, работа, работать, работяга, рабочий, равенство, радар, радеть, раджа, ради, радий, роса, разум, ранец, Россия, рация, радиус, рассудок, рассвет, рассказ, раскат, радость, росинка, росянка, разница, развилка, развязка, распилка, расписка, ровесник, роговица, растение, распутица, радиус, романс, радист, радовать, радость, раж, раз, разбить, разбой, разбудить, разбухнуть, разве, разведка, разведчик, развить, развод, развоз, развязка, разгадка, разгиб, разгон, раздать, раздеть, раздумье, разжевать, разжать, разжечь, разинуть, разить, разлом, размах, разметить, размесить, разминка, размытый, размять, разносить, разный, разнюхать, разнять, разобщить, разодеть, разовый, разом, разуть, разуметь, разум, разуть, разучить, разъесть, разъезд, разъём, разыскать, район, ралли, рама, рампа, ранг, ранее, ранет, ранец, ранить, ранее, рано, ранчо, рань, раньше, рапира, рапс, рапсодия, раса, раскидать, роман, романс, ромашка, ронять, роса, росомаха, россияне, рожок, розетка, рокфор, родео, родители, родник, рождество, рожать, рогатка, рогожа, ростовщик, росток, ротозей, рояль, рассказ, расстояние, растаять
Рот, ром, рок, ров, род, роба, рота, Рома, робот, рокот, ропот, родина, рондо, родинка, ромб, рол, ролик, роль, роскошь, рослый, роспись, рожь, роза, розан, розга, розжиг, розница, рознь, розовый, розочка, розыгрыш, розыск, рой, рокер, роды, рожа, робкий, робость, ровно, ровный, рог, россказни, россыпь, рост, ростбиф, росчерк, ротор, рохля, роща,
Рука, руда, руно, румын, руль, рулет, рулон, рубин, рукав, рубаха, руина, рулевой, рубли, рубанок, рубка, румба, русалка, рубильник, рукоятка, рукомойник, русло, рукоделие, рухнуть, ручаться, ручка, ручник, ручной, рушить, рушится, рукопись, рукоятка, румб, румба, румын, румяна, румянец, румянить, рутина, румяный, руно, рундук, руны, рупия, рупор, русак, руско-…, русский, Русь, русый, рутина, рубка, рубль, рубрика, ругать, ругательство, ругань, рудимент, рудник, рудовоз, рубчик, рудокоп, ружейник, ружьё, руки, рукавица, рукавчик, руководить, рукопашный, рубануть, рубашка, рубеж, рубероид, рубец, рубить,
Рык, рысь, рыба, рыбак, рынок, рысак, рычаг, рыжик, рытвина, рыболов, рывок, рыхлый, рыхлить, рыл, рысак, рысачить, рыбачить, рыльце, рында, рысёнок, рысий, рысить, рыскать, рыть, рыцарь, рыгать, рыдать, рыжий, рыло, рыжеволосый
Звук Р в середине слова
Ура, нора, тара, пара, кора, фара, конура, бура, фура, гора, дыра, тура, эра, гитара, пора, фанера, контора, пантера, детвора, сера, жара, мишура, пещера,
Вера, Нюра, Юра, Кира, Ира, Шура,
Иран, Ирак, баран, герань, варан, буран, пироги, барак, борода, бурак, города, пират, парад, карат, уран, Марат, аромат, карабин, веранда, керамика, ураган, парапет, баранка, Буратино, барабан, парафин, пирамида, таракан, пароход, панорама, караван, подарок, куранты, бородавки, хоровод, короед, городки, куропатки, городок, муравей, бумеранг, фараон, воробей, карантин, орангутанг, боровик, каравай, воротник, боровик, обморок, Серафим, гороскоп, заморозки, сарай, карапуз, зверобой, сыворотка, карась, соратник, хворост, Сахара, керосин, царапина, сырость, сирота, саранча, поросёнок, ярость, сарафан, борозда, операция, паровоз, заработок, шарада, пирожок, порожняк, барашек, горожане, гараж, широта, урожай, жаворонок, вираж, чародей, сыроежка, мираж, парашют, фуражка, Чебурашка, тираж, бородач, карандаш, сороконожка, жираф, поролон, караул, тарантул, марал, генерал, корабли, водоросли, Урал, минерал, заросли, морозильник, коралл, каракуль, адмирал, караульщик, мораль, карамель, лаборант,
Герой, перо, урок, нет сорок, пирог, дорога, ворона, ворота, сорока, корова, корона, короткий, коробка, мороз, народ, сурок, паром, горох, порог, творог, сырок, сырой,
Заберу, ору, кору, беру, парус, кукуруза, орудие, Маруся, кукуруза, кенгуру, в гору, в нору, в пору, в конуру, в пещеру, детвору, гитару, в жару,
Шары, комары, куры, горы, командиры, помидоры, самовары, актеры, шоферы, топоры, дыры, горы, фары, корыто, вырыто, перышко, боксеры, бурый, норы, пары, пионеры, пожары, шахтеры, пантеры, гитары, конторы, пещеры,
Звук Р в стечении согласных (в начале слова)
Ртуть, ржа, ржи, ржаветь, ржавчина, ржавый, ржаной, ржать, рвать,
бур, абажур, шнур, тур, сумбур, шампур, каламбур, трубадур,
сор, бор, спор, сбор, хор, двор, топор, забор, мухомор, вор, взор, узор, запор, мотор, помидор, набор, бобер, актер, шофер, шахтер, костер, монтер, ковер, дозор, суфлер, фантазер,
сыр, командир, пассажир, кефир, зефир, командир, тир, мир, пир, кумир, факир, тапир,
ветер, вечер, катер, мастер, универ, веер, север, пионер, сквер, пенсионер, тостер, офицер,
Арбуз, арка, арфа, аркан, армия, артист, архив, барка, гармонь, марка, карман, картон, карниз, картина, корзина, картошка, картинг, каркать, корма, мартышка, фартук, морковь, парта, спортивный, карта, баржа, бархат, барсук, Барбос, подарки, доярка, яркий, ярче,
горка, норка, норма, корка, уборка, тормоз, форма, зёрна, мерка, дверка, этажерка, горный, норный, гордый, узорный, топорный, зоркий, орден, форточка, дергать, пятерка, семерка, спорный, озерный, терка, черный, аккорд, свёрток, дёргать,
ажурный, бурка, Мурка, тужурка, пурга, шнурки, огурцы, бурный, дежурный, урна, чурка, куртка, шкурка, сумбурный, бурда, турки, культурный, юркий, юрта,
Дырка, сырный, дырчатый, фыркать, бирка, мирный, ширма, кирка, кирпич, стирка,
Вернуть, верный, верно, вертеть, верхом, вершок, держать, зерно, перчатки, терпеть, червяк, чердак, чернеть, черника, чернила, беркут, верба, верно, Герман, конверт, Герда, мерка, первый, персик, термос, сердце, усердный, ферма, шерстяной, серна,
Звук Р в стечение согласных, середина слова:
порт, Марс, сорт, борт, парк, борщ, морж, ёрш, верх, дёрн, серп, барс, тёрн, герб, корт, горн, горб, борт, шторм, карп, пирс, старт, спорт, морс, штурм, март, торт, ворс, корм, шерсть,
Браво, брат, брак, браслет, бродить, бродяга, брусника, бранить, вброд, бобры, броня, брусья, брасс, брод, брыкаться, брус, брови, брынза, браво, бросить, бронза, брысь, швабра, брать, бросок, брызги, брызгать, кобра, набросок, брат, братья, бродяга, брызги, зебра, зубры, добро, добрый, обрыв, брошь,
Врач, враль, врать, вразумить, врун, овраг, враг, вражда, вроде, ковры,
Град, грамматика, грохот, грустный, грызть, градусник, багровый, граната, громко, грусть, нагрузить, фотограф, автограф, грузди, гром, группа, груз, грузовик, график, грохотать, фотография, тигры, груз, грузовой, граф, награда, грозить, группа, фотографировать, грузить, грамота, играть, грозный, грудной, игры, грамм, грозы, грубый, грызун, графин, графиня, огромный, погром,
Дракон, драчун, друг, здравый, драка, дрозд, аэродром, дружить, дроби, космодром, друзья, здравие, бодрость, друг, здравствуй, драчун, дровосек, дранка, дрова, драка, дровни, кадры, кедры, дружба, здравница, здравица, выдра, квадрат, эскадра, ведро, бедро, ядро, мудрость, бодрый, кедры, дружный, подруга, вдруг,
Край, кролик, крутой, открывать, красавица, выкройка, кроме, крот, крупный, крышка, крапива, укроп, акробат, кровь, крупа, крыша, красный, крокус, микроб, вокруг, круг, крыса, краска, крошки, кроссовки, кружок, мокрый, Крым, краб, кромка, кровать, крутить, скрытый, кран, крона, кроткий, закрывать, красивый, крыть, крыжовник, закрыть, икра, искра, кружева, крутой,
Право, провод, пробег, прыгун, пробка, просьба, просит, прыгать, проход, прошлый, прут, праздник, правильно, простуда, прачка, правый, направо, продукты, прошлое, проказник, правда, простыня, прокат, прыжок, Прага, проседь, пруды, Пруссия, прусский, пружина, пропись, пруд, прогнуться, направить, направо, напрасный, напрокат, напролом, напротив, напрочь, непроглядный, непроходимый, непрошенный, вопрос,
Срам, сразу, срочно, сроки, сроки, срочно, срубить, сровнять, с розами, сруб, срыть, с рынка, с радостью, с рукавами,
Тра, тро, тру, тры, атр, отр, утр, ытр,
Фрукты, Фрося, фронт, франт, фрамуга, фрак, француз, Франция, французский, фракция, цифра, кофры,
Храп, храпеть, хруст, хроника, хроники, хранить, храбрый, хранить, хромать, храм, хром, хромой, хромать, охрана, охранять, махровый, хрупкий, вихры.
Источник
Скороговорки (для тех, кто плохо выговаривает «Р»)
Скороговорка – частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья (из Толкового словаря В.И. Даля).
Если маленькому человечку не даётся какая-либо буква, то с помощью скороговорок, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения и пр.
Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота.
* * *
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!
* * *
Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.
* * *
Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.
* * *
Как на утренней на зорьке
Два Петра и три Федорки
Соревнуются с Егоркой
Говорить скороговоркой.
* * *
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
* * *
Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.
Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
* * *
Выскочила мышка из-под рундучка,
И опять под рундучок.
* * *
Осип орёт, Архип не отстает –
Кто кого переорет.
Осип-осип, Архип – охрип
* * *
Краб крабу сделал грабли,Подарил грабли крабу:Грабь граблями гравий, краб.
* * *
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
* * *
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба
говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.
* * *
Во мраке раки шумят в драке.
* * *
Дар Макар Роману карамель,
А Роман Макару карандаш.
Я хрюхрюшка, я хрюхрюшка,
Я купаю в луже брюшко.
Для чего ходить под душ,
Раз на свете столько луж.
Вышел Лев из-за горы
И, подумав, молвил:
-РРРЫ!
Подлетели какаду:
-Что имели вы в виду?
Рразорву и ррастерзаю?
Рразнесу и рраскидаю?
Рраспугаю всех подряд?
Лев сказал:
-Я просто РРРРРАД!
* * *
Скороговорка СОРОК СОРОК
Сорок сорок
Для своих сорочаи
Сорок сорочек,
Не ссорясь строчат.
Сорок сорочек
Прострочены в срок-
Сразу поссорились
сорок сорок.
Не боится Рома
Ни грозы, ни грома.
* * *
Клара-краля кралась к Ларе.
* * *
Простую и скромную тень отбрасывает тростник.
* * *
Под крышей коробки квартирного дома в укромной каморке укрылись хоромы.
* * *
Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу.
* * *
На дорогах Арагона стерегут драконы дона.
* * *
На дворе дрова,
за двором дрова,
под двором дрова,
над двором дрова,
дрова вдоль двора,
дрова вширь двора,
не вместит двор дров.
Дрова выдворить обратно на дровяной двор.
* * *
Дpозд, дpозд,
Пpост, пpост,
Ковaный нос,
Железный хвост.
* * *
Город Нерль на Нерли-реке.
* * *
Грабли-грести, метла-мести, весла-везти, полозья ползти.
* * *
Герои греки поворотили реки, перевернули горы, у Пифагора горе.
* * *
Смотри как просто устроена рама:
прямые углы и квадратные грани.
* * *
Проворонила ворона воронёнка.
* * *
Дыбра – это животное в дебрях тундры, вроде бобра и выдры, враг кобры и пудры. Бодро тыбрит ядра кедра и дробит добро в недрах.
* * *
За горою холм с кулями,
Выйду на холм куль поправлю.
* * *
На дворе растет трава,
на траве стоят дрова.
Не руби дрова на траве двора.
* * *
В стране, распластанной по сторонам света, версты верстая, распространяется ветер.
* * *
В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии
* * *
Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
Георгины гуашью рисовала Наташа.
* * *
Интервьюер интервента интервьюировал.
* * *
Адмирал дев обмерял, обривал и обмирал
* * *
Курил турка трубку,
клевала курка крупку:
не кури, турка, трубки,
не клюй, курка, крупки!
* * *
Забыл Панкрат Кондратьев домкрат,
А Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
* * *
Инцидент с интендантом,
прецедент с претендентом,
интрига с интриганом.
* * *
В словарях рылись варвары, вырывали слова корнем.
* * *
Баркас примчался в порт Мадрас,
Матрос принёс на борт матрас,
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
* * *
Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
* * *
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
* * *
Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался.
* * *
Пляшут на языке скороговорки, как караси на сковородке.
* * *
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.
* * *
Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
«В кармане Макара корова пропала!»
* * *
Собиpaлa Мapгapитa мapгapитки нa гоpе,
Растеpялa Мapгapита мapгapитки нa тpaве.
* * *
Из-под Костромщины шли четверы мужичины;
говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.
* * *
Будьте бережны к изображению.
Поражено оно.
Порушено временем.
* * *
Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
* * *
У Аграфены и Арины
Растут георгины.
* * *
Раз дрова, два дрова, три дрова.
* * *
Дробью по перепелам да по тетеревам.
* * *
Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки
перевыскороговорит, но, заскороговорившись, выскороговаривал, что всех
скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
* * *
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,
И все со сметаной и с творогом.
* * *
Рододендроны из дендрария.
* * *
Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки.
* * *
Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
Полдвора рылом из-рыла,
Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.
На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.
* * *
Карп Поликарпыч и Поликарп Карпыч
подкармливают карпов.
* * *
Орел на горе, перо на орле,
Гора под орлом, орел под пером.
* * *
Пришел Прокоп
кипит укроп,
ушел Прокоп
кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
и без Прокопа кипит укроп.
Источник
Скороговорки для картавых
Рос в реке ершонок,
Рос, рос, стал ершом,
А не вырос.
Рака буква Р нашла,
Раку ракушку дала.
Как пришел к реке рыбак.
Вполз в ракушку бедный рак.
У пруда в траве во мраке
Шуршат раки в шумной драке
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!
Рапортовал, да не дорапортовал,
а стал дорапортовывать, зарапортовался.
Жили-были раки, раки-забияки.
Жили раки шумно, затевали драки
У Вероники ведро брусники,
А у Сережки ведро морошки.
Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки.
Роет крот у ворот свой подземный переход.
Шустрая норка юркнула в норку.
На горе Арарат растёт крупный виноград.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
Загорелся светофор, мы проехали во двор.
Дpозд пpост — упорный хвост, проворный нос.
На дворе растет трава,
на траве стоят дрова.
Не руби дрова на траве двора.
Дар Макар Роману карамель,
А Роман Макару карандаш.
Дворник дверь
Два дня держал —
Деревянный дом
Дрожал.
Ветер дёргал
Эту дверь.
Дворник думал
Это зверь.
Идут бобры в сыры боры.
Бобры добры, бобры бодры
Проворонила ворона воронёнка.
Макароны ел Макар
В рот ему влетел комар.
Вёз корабль карамель
Наскочил корабль на мель
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
Рыла свинья белорыла, тупорыла;
Пол двора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
За деревней с утра тарахтят трактора
Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.
Как на утренней на зорьке
Два Петра и три Федорки
Соревнуются с Егоркой
Говорить скороговоркой.
Краб забрался на трап
И заснул крепко краб.
А кальмар не дремал,
Краба в лапы поймал.
Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.
Карл клал лук на ларь.
Клара крала лук с ларя.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Круглов и Круглова крутили, крутили
Круглыми кружками круглые гири.
Краб крабу сделал грабли,
Подарил грабли крабу:
Грабь граблями гравий, краб.
Бородатый барабашка барабанит в барабан.
На дворе дрова,
за двором дрова,
под двором дрова,
над двором дрова,
дрова вдоль двора,
дрова вширь двора,
не вместит двор дров.
Дрова выдворить обратно на дровяной двор.
Орел на горе, перо на орле,
Гора под орлом, орел под пером.
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок — сорок морок.
Четыре чёрненьких, чумазеньких, чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж
Чрезвычайно чисто.
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
Шел Егор через двор,
Нес топор чинить забор.
Я бродил один у горки,
собирал скороговорки.
Бравый корнет взошёл на корвет,
Корнет с корвета шлет всем привет.
В поле полет Фрося просо,
сорняки выносит Фрося.
Все бобры добры для своих бобрят.
Кромсал короед кору карельской берёзы.
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!
Гроза гремит, гремит гроза,
гроза гремит пока грозна.
Крута гора, в горе — дыра,
в дыре кротовая нора.
Подорожник по дороге
Собирал прохожий строгий.
Выбирал себе прохожий
Подорожник подороже.
Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота.
Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.
Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.
Выскочила мышка из-под рундучка,
И опять под рундучок.
Осип орёт, Архип не отстает –
Кто кого переорет.
Осип-осип, Архип – охрип
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба
говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.
Во мраке раки шумят в драке.
Я хрюхрюшка, я хрюхрюшка,
Я купаю в луже брюшко.
Для чего ходить под душ,
Раз на свете столько луж.
Вышел Лев из-за горы
И, подумав, молвил:
-РРРЫ!
Подлетели какаду:
-Что имели вы в виду?
Рразорву и ррастерзаю?
Рразнесу и рраскидаю?
Рраспугаю всех подряд?
Лев сказал:
-Я просто РРРРРАД!
У реки
Росла
Рябина.
А река
Текла,
Рябила.
Посредине —
Глубина,
Там гуляла
РЫ-БИ-НА.
Эта рыба —
Рыбий царь,
Называется
Пескарь.
Дворник дверь
Два дня держал —
Деревянный дом
Дрожал.
Ветер дёргал
Эту дверь.
Дворник думал
Это зверь.
Скороговорка СОРОК СОРОК
Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек,
Не ссорясь строчат.
Сорок сорочек
Прострочены в срок-
Сразу поссорились
сорок сорок.
Не боится Рома
Ни грозы, ни грома.
— Кра! —
Кричит ворона. —
Кража!
Караул!
Грабеж!
Пропажа!
Вор прокрался
Утром рано!
Брошь украл он
Из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую
Коробку!
— Стой, ворона,
Не кричи!
Не кричи ты,
Помолчи.
Жить не можешь
Без обмана.
У тебя ведь
Нет кармана.
— Как! —
Подпрыгнула ворона
И моргнула
Удивленно. —
Что ж вы раньше
Не сказали!
Кар-р-раул!
Кар-р-рман
Укр-р-рали!
Карасёнку раз карась
подарил раскраску.
И сказал Карась :
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка —
Три весёлых поросёнка :
Карасёнок поросят
перекрасил в карасят!
Нёс медведь, шагая к рынку,
На продажу мёду крынку.
Вдруг на мишку — вот напасть-
Осы вздумали напасть!
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало.
Клара-краля кралась к Ларе.
Простую и скромную тень отбрасывает тростник.
Под крышей коробки квартирного дома в укромной каморке укрылись хоромы.
Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу.
На дорогах Арагона стерегут драконы дона.
На дворе дрова,
за двором дрова,
под двором дрова,
над двором дрова,
дрова вдоль двора,
дрова вширь двора,
не вместит двор дров.
Дрова выдворить обратно на дровяной двор.
Дpозд, дpозд,
Пpост, пpост,
Ковaный нос,
Железный хвост.
Город Нерль на Нерли-реке.
Грабли-грести, метла-мести, весла-везти, полозья ползти.
Герои греки поворотили реки, перевернули горы, у Пифагора горе.
Смотри как просто устроена рама:
прямые углы и квадратные грани.
Дыбра – это животное в дебрях тундры, вроде бобра и выдры, враг кобры и пудры. Бодро тыбрит ядра кедра и дробит добро в недрах.
За горою холм с кулями,
Выйду на холм куль поправлю.
В стране, распластанной по сторонам света, версты верстая, распространяется ветер.
В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии
Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
Георгины гуашью рисовала Наташа.
Интервьюер интервента интервьюировал.
Адмирал дев обмерял, обривал и обмирал
Курил турка трубку,
клевала курка крупку:
не кури, турка, трубки,
не клюй, курка, крупки!
Забыл Панкрат Кондратьев домкрат,
А Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
Инцидент с интендантом,
прецедент с претендентом,
интрига с интриганом.
В словарях рылись варвары, вырывали слова корнем.
Баркас примчался в порт Мадрас,
Матрос принёс на борт матрас,
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
Пляшут на языке скороговорки, как караси на сковородке.
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.
Дружно в оркестре играли дети:
Карл играл на черном кларнете,
Кирилл — на валторне,
На арфе — Алла,
А на рояле Лара играла.
Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
«В кармане Макара корова пропала!»
Собиpaлa Мapгapитa мapгapитки нa гоpе,
Растеpялa Мapгapита мapгapитки нa тpaве.
Из-под Костромщины шли четверы мужичины;
говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.
Будьте бережны к изображению.
Поражено оно.
Порушено временем.
Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
У Аграфены и Арины
Растут георгины.
Раз дрова, два дрова, три дрова.
На этой странице собраны 150 интересных скороговорок для картавых. Людям, страдающим картавостью, нужны специальные упражнения для улучшения речи. Естественно, для этого нужны определенные решения. Прекрасным вариантом тут могут послужить скороговорки для картавых и многие люди наверняка с этим согласятся.
Просто и удобно
Конечно же, поначалу будет трудно произнести некоторые слова, но со временем речь обязательно улучшиться. Достаточно минимума усилий и результаты не заставят себя ждать.
Экономия времени
Такие скороговорки можно произносить в любое удобное время. Соответственно, уже не потребуется лишний раз ходить на занятия и исправлять картавость.
Источник
КАК КАРТАВЫЕ ПИШУТ БУКВУ Р?
Мы платим до 300 руб за каждую тысячу уникальных поисковых переходов на Ваш вопрос или ответ Подробнее
Я под вас подделываюсь
Так же как и шипилявые букву ж
Для начала нужно усвоить механизм произношения обычного звука «р» и грассированного. При произношении русских слов с этим звуком задействуется кончик языка, а вот если «р» нужно грассировать, тогда выполнять это нужно при помощи корня языка. Произнося русскую «р», прочувствуйте, где находится ваш язык. После этого понемногу старайтесь произносить «р», смещая вибрации с кончика языка к его основанию. Если вам не удается это сделать даже после многочисленных проб, вы можете сначала пробовать произносить звук «г» на украинский манер, постепенно усиливая интенсивность вибраций языка.
Как научиться картавить
Некоторые люди с самого детства страдают от собственной картавости, родители с раннего возраста водят детей, которые картавят, к разным врачам, в частности, к логопеду, чтобы как можно быстрее избавить свое чадо от этого дефекта. Другим же, наоборот, все хочется освоить грассированую «р». Желание может быть вызвано несколькими причинами – либо человек изучает иностранный язык (в частности, французский), основой для правильного произношения слов в котором является грассирование звука «р», либо человек, желающий картавить, хочет пародировать кого-либо, кто «р», как положено в русском языке, не выговаривает. Конечно, причины могут быть и другими, но учиться картавить придется все равно одними и теми же способами.
Очень хорошим способом, как стать человеком, умеющим картавить, является французская музыка. Некоторые артисты даже слишком сильно грассируют, чтобы придать своим песням наибольшую привлекательность. Музыка таких исполнителей как раз будет лучшим вариантом для изучения картавого произношения.
Подражание – способ изучения картавости
Как правильно начать картавить? В первую очередь необходимо хорошо знать, каким образом произносится правильная буква «Р». Только потом можно изучить механизм воспроизведения грассирующего «Р». Нужно сопоставить их и понять, чем они друг от друга отличаются.
Проводя анализ, будет ясно, что когда человек произносит обычный звук «Р», то он активно применяет кончик языка. В отличие от привычного звука грассирующий «Р» заставляет использовать языковой корень и гортань.
При произношении обычного «Р» необходимо почувствовать, где именно располагается речевой орган в это время. После этого нужно медленно переместить работу языка с кончика к основанию. «Картавый» звук «Р» воспроизводится с помощью воздушных потоков непосредственно в горле, не задействуя при этом окончание языка.
Для того чтобы учиться, подражая, понадобится запастись различными произведениями на французском языке: музыкой, фильмами, программами. Пользуясь ими, нужно стараться повторять выражения за французами. При этом важно следить за тем, чтобы слова были похожи по звучанию.
Если вы хотите подражать вашим русским кумирам, то соответственно используйте их материал.
Чтобы контролировать свое произношение, можно использовать диктофон. С его помощью записать свой голос и прослушать, оценив правильность воспроизведения дефектного «Р».
На конце слов во французском языке «р» может иметь до 2-х вибраций. Существует ещё несколько вариантов произношения в регионах. Это раскатистый звук, схожий с русским и извлекающийся передней частью языка, но менее вибрирующий и более звонкий. И грассированный, который отличается заднеязычным происхождением.
Французское произношение
Этот язык очень мягкий и мелодичный. Звук «р» в нём имеет приятную картавость. Самый сложный в произношении парижский вариант.
Но в провинциальных городках можно встретить и знакомый нам говор с твёрдым «р».
Главное правило в чтении по-французски и отличие языка от английского и немецкого в том, что «р» на конце слова никогда не теряется и произносится так же, как в начале и середине. Этот звук относится к звонким и сонорным. А образуется он не как русский — не большим языком, а малым. Поэтому его называют увулярным.
По методу образования звук фрикативный. Это означает, что во время произношения речевой аппарат не смыкается, хотя приближается довольно сильно. Во рту возникают турбулентные завихрения, которые дают слышимый результат. Парижский вариант этого звука не имеет вибраций и шума трения. Он полностью щелевой.
На конце слов во французском языке «р» может иметь до 2-х вибраций. Существует ещё несколько вариантов произношения в регионах. Это раскатистый звук, схожий с русским и извлекающийся передней частью языка, но менее вибрирующий и более звонкий. И грассированный, который отличается заднеязычным происхождением.
Кроме различий в количестве вибраций, учитываются шумы в звуке. Особенно это важно для парижского произношения. А на конце слов «р» становится звонким и сонантным, но не глухим, как в русском звучании.
Правильная артикуляция при велярном (классическом) французском произношении подразумевает движение края мягкого нёба, реже задней поверхности языка. При этом маленький язычок находится в напряжённом состоянии, но не вибрирует.
В этот раз вам понадобится стакан воды и ванная. Прополощите гортань издавая звук «Р», а затем повторите ту же манипуляцию, но без воды. Звук необходимо издавать вибрирующим.
1. Научится картавить подражая
Первоочередно начните с изучения особенностей механизмов произношения стандартного звука «Р». Ведь чтобы обучится дефектному «р» нужно ясно понимать механизмы его действия. Следом изучите особенности произношения гравированного «Р». Изучив различая вы обнаружите, что при произношении стандартного «Р» активно используется кончик языка. Грассирующий же «Р» задействует корень языка, его основание.
Почувствуйте в каком месте располагается ваш язык во время произношения этого звука. Как только вы это почувствуете, плавно смещайте работу языка с кончика к корню. В случае неудачи попробуйте произносить на украинский манер звук «Г», такая практика поможет снять лишнее напряжение с языка.
Усвойте то, как звучит грассированый «Р»
Важным условием при обучении гравированному «Р» является ваше сознание и понимание того, как правильно воспроизводится этот звук.
Скачайте на плеер французских песен, просматривайте фильмы, сериалы и передачи с субтитрами и обращайте внимание на то, как «Р» произносится в этом языке. Старательно повторяйте за французами слова, следите за тем, чтобы произношение было идеальным или хотя бы схожим.
Для контроля приобретенных навыков сделайте запись своего голоса, зачитав пару-тройку предложений на французском и критично прослушайте.
Darm кишечник
Dirne девка, девица
stark сильный
wirken действовать
warten ждать
Wirt хозяин
Narr дурак
Stirn лоб
Kirsche вишня
schwarz чёрный
irren ошибаться
wirren спутывать
Задания
Прочитайте несколько раз вслух до полной беглости следующие слова. Определите самостоятельно, какова длительность гласных в данных словах.
raten советовать
Rabe ворон
rasch быстрый, скорый
Rand край
Ratte крыса
Rind рогатый скот
rinnen течь, струиться
Riemen ремень, пояс
Riese великан
Riff подводный камень
Rinde кора
Riegel задвижка, засов
2) чёткая артикуляция –r в середине слова
Brief письмо
brav [brα:f] храбрый
Draht проволока
Drittel третья часть
Frieden мир
Bahre носилки
Krieg война
graben копать
Brille очки
spritzen брызгать
Straβe улица
Frage вопрос
3) чёткое произнесение –r после кратких ударных гласных
Darm кишечник
Dirne девка, девица
stark сильный
wirken действовать
warten ждать
Wirt хозяин
Narr дурак
Stirn лоб
Kirsche вишня
schwarz чёрный
irren ошибаться
wirren спутывать
4) чёткое произнесение –r после долгого [а:] → [a:r]
klar ясный, светлый
Haar волос(ы)
Bart борода; усы
Arzt врач
Quark творог
Quarz кварц
Harz смола; Гарц (горы)
Star скворец
Schar толпа, куча
gar совсем
wahr истинный
bar обнажённый
vier четыре
wir мы
ihr вы
dir тебе
Bier пиво
Tier животное
Maler художник
immer всегда
verbieten запрещать
zerfallen распадаться
vertiefen углублять
vertilgen истреблять
hervor наружу, вперёд
Erzieher воспитатель
er rasiert sich он бреется
wandern бродить
erinnern вспоминать
klimpern бренчать
Pfarrer священник
zerknirschen раздавить
verschlafen заспанный
zerkratzen расцарапать
verschwinden исчезать
versklaven порабощать
Источники
- http://woman-v.ru/kak-nauchitsya-kartavit.html
- https://vseorechi.ru/poleznye-sovety/kak-nauchitsya-kartavit.html
- https://logopediacentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/kak-pravilno-kartavit-zvuk-r/
- https://vremya-sovetov.ru/nauka-i-obrazovanie/kak-nauchitsya-kartavit-bukvu-r.html
- https://www.de-online.ru/index/proiznoshenie_r/0-71
Когда родители замечают у своих детей такой дефект речи, как картавость, они начинают водить малышей по логопедам, предпринимать различные меры для устранения неправильного произношения. Но есть люди, которые намеренно хотят знать, как научиться картавить. Одной из главных причин такого желания становится изучение французского языка. Также многие молодые люди хотят подражать своим кумирам (например лидер группы «Океан Эльзи» Святослав Вакарчук, рэп исполнитель «Гуф» и многие другие известны своим неправильным произношением этого звука).
Подражание – способ изучения картавости
Как правильно начать картавить? В первую очередь необходимо хорошо знать, каким образом произносится правильная буква «Р». Только потом можно изучить механизм воспроизведения грассирующего «Р». Нужно сопоставить их и понять, чем они друг от друга отличаются.
Проводя анализ, будет ясно, что когда человек произносит обычный звук «Р», то он активно применяет кончик языка. В отличие от привычного звука грассирующий «Р» заставляет использовать языковой корень и гортань.
При произношении обычного «Р» необходимо почувствовать, где именно располагается речевой орган в это время. После этого нужно медленно переместить работу языка с кончика к основанию. «Картавый» звук «Р» воспроизводится с помощью воздушных потоков непосредственно в горле, не задействуя при этом окончание языка.
Для того чтобы учиться, подражая, понадобится запастись различными произведениями на французском языке: музыкой, фильмами, программами. Пользуясь ими, нужно стараться повторять выражения за французами. При этом важно следить за тем, чтобы слова были похожи по звучанию.
Если вы хотите подражать вашим русским кумирам, то соответственно используйте их материал.
Чтобы контролировать свое произношение, можно использовать диктофон. С его помощью записать свой голос и прослушать, оценив правильность воспроизведения дефектного «Р».
Причины нарушения речи
Картавость может быть вызвана самыми различными причинами. К ней могут привести:
- физическая или неврологическая ослабленность (возникает при хронических заболеваниях);
- родители не исправляют речь ребенка, когда в ней есть ошибки или ребенок неправильно произносит некоторые звуки;
- ребенок слышит неправильную речь от взрослых и копирует ее;
- недостаточно сформирован фонетический слух и распознавание звуков;
- неправильная артикуляция;
- патологии артикуляционного аппарата.
Картавость может произойти после травм. Именно эта причина является основной для появления такого дефекта у взрослых. В ряде случае исправление картавости у взрослых не может быть проведено без помощи других специалистов.
Упражнения для желающих картавить
Существуют еще способы, как научиться картавить. К ним относят специальные упражнения. Их можно найти также в программе изучения французского языка. Упражнений, позволяющих приобрести навык грассирования буквы «Р», очень много. Стоит выделить некоторые из них:
- Необходимо встать перед зеркалом, потому что намного легче делать упражнения, когда можешь контролировать работу своего речевого органа. Далее понадобится прижать середину языка к небу, а кончик приложить к нижней челюсти. В таком положении органов постараться воспроизвести звук «Р».
- Теперь необходимо опять же дотронутся до неба и глотки основанием речевого органа, при этом сильно его напрячь. Снова попробовать произнести букву.
- В этом упражнении потребуется стакан с водой. Нужно полоскать горло, при этом произнося звук «Р». После этого следует постараться сделать тоже самое, только уже без помощи воды. Звук должен быть вибрирующим.
Все эти упражнения необходимо делать регулярно. Нужно понимать, что с первого раза ничего не получится. Если быть усердным, то в скором времени все эти занятия не вызовут никаких трудностей и поставленная цель будет выполнена.
Виды картавости
Существуют разные виды ротацизма. В зависимости от ее этиологии существует два типа:
- Велярный. Вибрация происходит на краю мягкого неба.
- Увулярный ротацизм. Вибрация происходит на маленьком язычке мягкого неба.
В широком смысле существует несколько форм картавости (ротацизма):
- Простая или мономорфная. Нарушается произношение одного или нескольких звуков одной группы – «С З Ц», «Ж Ш Ч».
- Полиморфная или сложная. Нарушена артикуляция фонем из разных групп.
- Физиологическая. Также называется возрастной. При ней происходит нарушение звукопроизношение у детей младше пяти лет, что связано с недостаточным развитием артикуляторных органов.
- Функциональная. Ротацизм развивается при отсутствии проблем с артикуляционным аппаратом, ЦНС, слухе и другими аппаратами, и системами.
- Механическая или органическая. Развитие ротацизма связано с врожденными или приобретёнными патологиями речевого аппарата.
Точное диагностирование может быть поставлено только специалистом-логопедом. Определение картавости обуславливает выбор методов ее коррекции.
Ротацизмы
Исправление картавости у взрослых и детей зависит от формы ротацизма. Они бывают следующие:
- В речи отсутствует «Р» (ручка – учка, река – ека);
- Велярный ротацизм или мягкое произношение. Корень языка соприкасается с мягким небом, а именно его нижним краем. Через щель между ними проходит струя воздуха при произношении, вызывая вибрацию неба.
- Увулярный ротацизм. Часто называется «горловой».
- Боковой. Вибрация происходит на боковой части языка, а не на его кончике. Так появляется звук похожий на «ль» или «рль».
- Билабиальный. Также данный тип называется лабиальным, губным или двугубным. Искажение происходит при вибрации губ, так получается «прр». Такой звук логопеды называют кучерским.
- Интердентальный или межзубный. Звукопроизношение вызывается расположением языка между зубов.
- Одноударный или проторный. Напоминает «д», невозможно проговорить длинное «РРРРРРР».
- Щечный. Выдыхаемый воздух проходит между щеками, что вызывает из вибрацию.
- Гнусавое. Корень находится в контакте с мягким небом, а воздух проходит носом.
- замена «Р» твердого на мягкое.
- Лабиодентальный. Звук образуется между губой и верхними зубами.
- Ларингеальный или гортанный.
В зависимости от формы ротацизма выбираются те или иные упражнения, направленные на исправление данного явления.
Параротацизмы
Параротацизм – замена звука «Р» рокочущего на более мягкое. Основными причинами являются парезы, короткая уздечка, нарушенный фонетический слух и копирование неправильного произношения от взрослых. При параротацизме происходят следующие замены «Р»:
- в: появляется при отсутствии вибрации – «вука – рука»;
- д: получается «рука – дука»;
- г: «рука – гука»;
- п: рука – пука;
- л: рука – лука;
- ы: рука – ыука;
- й: рука – йука.
Коррекция параротацизма имеет много схожих разделов с картавостью. Самым основным упражнением для этого являются скороговорки от картавости.
Функциональная картавость
Функциональная картавость может развиваться у ребенка вследствие хронических заболеваний. Другой распространенной причиной является педагогическая запущенность – когда ребенку уделяется недостаточно времени от родителей и взрослых, ребенок развивается медленно, не потому что имеет проблемы с интеллектом, а из-за того с ним никто не занимается либо делают это недостаточно.
Часто подобное явления развивается у детей из семей двуязычных, то есть взрослые говорят на разных языках или из семей, где один или оба родителя имеют такие проблемы. Таким образом ребенок копирует произношение взрослых. Также такой тип картавости может появится из-за наличия нарушений артикуляционного аппарата или при недоразвитости фонетического слуха.
Органическая картавость
Происходит из-за особенностей строения ротовой полости – зубов, прикуса, языка (уздечка). Ребенок или взрослый может картавить из-за неправильного строения челюсти или нехватки зубов. В этом случае избавиться от ротацизма без помощи стоматологов и ортодонта невозможно. Органическая форма может появиться в течении жизни в результате травм.
Сенсорное косноязычие (дислалия)
Такое речевой расстройство еще называется косноязычием или дислалией. Это заключается в неспособности произносить некоторые звуки или их ряды. Косноязычными звуками могут быть все гласные или все согласные. В самых простых случаях косноязычие затрагивает один либо несколько. Такие фонемы иногда выпадают либо заменяются на другие. Косноязычие можно назвать самым частым дефектом речи у ребенка.
Функциональное косноязычие является следствием неправильного речевого развития. Обычно оно встречается в 3-4 года и может продолжаться и в дошкольном возрасте. Случаи косноязычия у взрослых – редкий случай, но все-таки они есть.
Изучение поговорок и скороговорок
Для изучения и закрепления навыка произношения грассирующего звука «Р» хорошо использовать поговорки и скороговорки на французском языке. Найти их не составит труда, в сети Интернет их огромное количество.
Подобрав для начала короткие и простые выражения, можно начинать их произносить. Перед этим лучше послушать, как это делают сами французы. Со временем можно переходить на более длинные и сложные фразы. К примеру, можно взять следующую скороговорку:
« Rat vit riz Rat mit patte à ras Rat mit patte à riz Riz ciut patte à rat».
Также можно воспользоваться таким примером поговорки:
«Dans la gendarmerie, quand un gendarme rit, tous les gendarmes rient dans la gendarmerie».
Найти, как произносятся эти выражения, можно также в глобальной сети. Если человек сможет освоить правильное произношение скороговорок и поговорок, значит, все труды не прошли зря. Ведь их воспроизведение не является таким уж простым.
Как научиться картавить букву
К данной цели, необходимо проделать несколько упражнений: • Людям, ранее изучавшим иностранные языки в школьной программе, является достаточно просто это вспомнить. Во время его выполнения, центральная часть язычка прилегает к нёбу, кончиком прикоснитесь нижних зубов. Приняв это положение, производите попытки выговорить звуки Р.
Музыка для изучения грассирования
Очень хорошим способом, как стать человеком, умеющим картавить, является французская музыка. Некоторые артисты даже слишком сильно грассируют, чтобы придать своим песням наибольшую привлекательность. Музыка таких исполнителей как раз будет лучшим вариантом для изучения картавого произношения.
Особенно если человек сам по себе умеет и любит петь, то такое занятие доставит массу удовольствия и в тоже время пользу. Необходимо только подобрать песни по душе, что можно сделать в сети либо купив диск французской музыки в магазине.
Как научиться картавить
Многие люди страдают таким дефектом с раннего возраста, обращаются к различным врачам и всячески пытаются избавиться от картавости. Некоторым может казаться это милым, а есть варианты появления осложнений в жизни, связанных с картавостью. Давайте дадим определение – нарушение произношения звуков при нормальном слухе и артикуляционном аппарате. Вопреки распространённому мнению, картавость вовсе не заболевание, а лишь небольшой врожденный дефект, устраняемый при помощи тренировок, и в более сложных случаях, вмешательством логопеда. Причиной возникновения картавости может служить один из следующих вариантов: • Первая причина, является коротенькая уздечка, ограничивающая движение кончика языка вверх. • Бывает, что дефект формируется ещё в пребывании внутриутробном периоде. • Неумение выполнять языком нужные действия для чёткости речи.
Как можно применить русский звук «Х»?
Действительно, есть упражнение, которое позволяет добиться грассирующего произношения буквы «Р» с помощью русского звука «Х». Ведь эти два звука очень схожи по механизму движения речевых органов.
Для начала необходимо найти слово с буквой «Х» и несколько раз произнести его для того, чтобы понять, как двигается язык в это время. Затем воспроизвести «Х» отдельно. После чего постараться заменить глухой звук на звонкий. Если все сделали правильно, то будет слышен дефектный звук «Р».
Благодаря таким несложным способам, как картавить букву «Р», можно добиться успехов. Главное, выполнять упражнения регулярно. Сначала будет трудно, как в любом учебном процессе. Но если проявить усердие, то стать картавым непременно получится.
Даже если навык произношения грассирующего «Р» будет приобретен, все равно не стоит совсем отказываться от упражнений, особенно если в обычной своей речи вы используете правильное произношение. Необходимо постоянно закреплять результат и совершенствоваться, чтобы при необходимости вы резко могли перестраивать артикуляцию этого непростого звука.
Французское произношение
Этот язык очень мягкий и мелодичный. Звук «р» в нём имеет приятную картавость. Самый сложный в произношении парижский вариант.
Но в провинциальных городках можно встретить и знакомый нам говор с твёрдым «р».
Главное правило в чтении по-французски и отличие языка от английского и немецкого в том, что «р» на конце слова никогда не теряется и произносится так же, как в начале и середине. Этот звук относится к звонким и сонорным. А образуется он не как русский — не большим языком, а малым. Поэтому его называют увулярным.
По методу образования звук фрикативный. Это означает, что во время произношения речевой аппарат не смыкается, хотя приближается довольно сильно. Во рту возникают турбулентные завихрения, которые дают слышимый результат. Парижский вариант этого звука не имеет вибраций и шума трения. Он полностью щелевой.
На конце слов во французском языке «р» может иметь до 2-х вибраций. Существует ещё несколько вариантов произношения в регионах. Это раскатистый звук, схожий с русским и извлекающийся передней частью языка, но менее вибрирующий и более звонкий. И грассированный, который отличается заднеязычным происхождением.
Кроме различий в количестве вибраций, учитываются шумы в звуке. Особенно это важно для парижского произношения. А на конце слов «р» становится звонким и сонантным, но не глухим, как в русском звучании.
Правильная артикуляция при велярном (классическом) французском произношении подразумевает движение края мягкого нёба, реже задней поверхности языка. При этом маленький язычок находится в напряжённом состоянии, но не вибрирует.
Как проводить логопедическую разминку
Все занятия с логопедом или в домашних условиях должны начинаться с разминки. Она несет ряд задач:
- развивает моторику, артикуляцию;
- улучшает нижнедиафрагмальное дыхание;
- развивает ротовое и носовое произношение отдельных звуков;
- активирует мышцы нёба, языка, глотки;
- ставится голос ребенка и способность говорить с выражением;
- вырабатывается чувство ритма;
- улучшает мускулатуру артикуляционных мышц.
Здесь можно использовать различные скороговорки, стишки, детские песни.
Упражнения для взрослого, помогающие избавиться от дислалии
Существует несколько общеизвестных упражнений, которые помогут со временем сделать речь взрослого человека более чистой.
- Повторение скороговорок. Некоторые люди утверждают, что смогли избавиться от речевых дефектов благодаря постоянному рассказыванию чистоговорок и пословиц.
- Упражнения на повторение слов с “трудной” буквой. Для развития речи нужно составить список с наиболее популярными и употребляемыми фразами.
- Разговоры с самим собой. Это может звучать странно, но действительно помогает постепенно тренировать необходимую букву, “запоминая” ее мысленно.
На заметку! От картавости можно избавиться в любом возрасте.
- Тренировка язычных мышц: движение языком из стороны в сторону, вверх-вниз и т.д.
- Чтение и перечитывание текстов вслух с выделением проблемных звуков.
Упражнения для исправления дефектов речи
- Стоя перед зеркалом, широко открывайте рот, а затем вытягивайте губы “трубочкой”.
- Попробуйте произнести про себя протяжные гласные “а”, “у”, “и” с максимально напряженными губами.
- С нажимом двигайте языком вправо и влево, открывая рот как можно шире. Картавые люди считают, что это упражнение – одно из самых эффективных.
- Дотрагивайтесь языком до неба.
- Проговаривайте длинные и труднопроизносимые слова не менее 3 раз в день.
Буква е на конце слов. Французское ударение. Четкость французских гласных
Буква е
на конце слов в большинстве случаев не читается, например: dam
e
— дама, arab
e
— арабский, -ая, -ое.
Ударение во французских словах падает на последний слог, например: papa — папа. Далее оно не будет указываться в транскрипции.
Все французские гласные звучат одинаково отчетливо и ярко как под ударением, так и в безударном положении, например: panama — панама. Все три [а] произносятся одинаково энергично, не «заглатываются» и не изменяются.
Упражнение № 6.
Прочтите, не забывая о том, что ударение во французских словах всегда падает на последний слог:
Что делать, если не получается добиться нужного произношения
Постановка произношения требует большого труда. Регулярность занятий обязательно даст плоды. Умение воспроизводить иностранную речь открывает перед человеком новые перспективы и дарит массу возможностей. Французское произношение достаточно сложное, но овладеть им сможет каждый, кто действительно этого захочет. Если воспроизвести звук не получается по физиологическим причинам (длина уздечки слишком короткая), то стоит обратиться к стоматологу за решением этой проблемы. А в остальном человек сможет помочь себе только сам: нужно только настроиться на регулярные практические занятия и с готовностью выполнять рекомендации специалистов.
Возможно ли поменять произношение буквы за 5 минут
По мнению специалистов, кардинально изменить произношение невозможно за короткое время. Для этого стоит приложить немало усилий и труда. Когда есть желание, ничего невозможного нет. Регулярность занятий, готовность к обучению и усердие обязательно дадут нужные результаты.
У кого-то получается поставить грассирующий согласный в течение месяца, кто-то тратит на это дело полгода и больше. Все зависит от способностей человека, наличия музыкального слуха и готовности воспроизводить новые звуки иностранного языка.
Когда навык приобретен, не стоит отказываться от продолжения занятий. Особенно это касается тех людей, которые в привычной жизни не картавят. Для самосовершенствования необходимо регулярно делать упражнения в течение долгого времени. И только тогда появится возможность перестраивать артикуляцию при необходимости.
Правильный звук Р
Логопеды рекомендуют ставить этот звук последним. Обычно это происходит в 5-6 лет. До этого возраста неправильное Р считается нормой. Многие дети начинают выговаривать ее самостоятельно, без усилий логопеда и специальных упражнениях. Есть случаи, когда помощь логопеда может потребоваться раньше. Это нужно если Р уже появилась, но в неправильной форме. Она может быть заменена на Л, В и другие. В норме Р должен произносится при:
- расслабленных губах;
- расстояние между нижней и верхней челюстью не превышает 5мм;
- язык приподнят к деснам верхних зубов;
- язык должен производить вибрацию;
- средняя часть языковой мышцы слегка выгибается;
- задняя часть прижимается к нёбу;
- боковые стороны прижаты к верху;
- голосовые связки соврешают интенсивные колебания.
Только в этом случае произношение может считаться нормальным и правильным.
Почему некоторые люди картавят?
Ответ на вопрос, из-за чего и почему люди картавят, очень прост. В медицинской терминологии такая особенность называется дислалией – нарушением правильного звукового произношения. Иногда данное явление также называют ротацизмом. Картавящий человек при этом зачастую имеет совершенно нормальную артикуляцию и хороший слух – но дело не в этом. Причин ротацизма может быть несколько.
Постановка «Р» по Хватцеву
Эта методика была создана педагогом Михаилом Ефимовичем Хватцевым в 1959 году. Данный метод состоит из нескольких последовательных этапов:
- Составление отдельных словосочетаний, содержащие похожие слова, отличающиеся в одну букву – жалко-жарко, вор-вол и другие.
- Вызывание вибраций на языке механическим способом. Для этого производится стуки по деснам.
- Получение звука «Р» от «Д».
- Доведение проговаривания до автоматизма, проговариваем слогов и слов с этой буквой.
Эта методика активно используется и в настоящее время, хотя появилась она в период СССР.
Занятия для артикуляции
Перед началом всех упражнений, нужно провести гимнастику, а только после переходить к самим тренировкам.
Качели
Болтание языком при открытом рте. Нужно дотрагиваться до верхних и нижних зубов. Периодически задерживается на верхних на 10-20 секунд.
Кукушка
Высовывается кончик и дотрагивается верхней губы, а затем заводится за верхние зубы. Рот при этом должен быть широко открыт.
Маляр
Язык проводится по зубам, щекам, небу. Язык является как-бы кистью и нужно покрасить ею ротовую полость изнутри.
Лошадка
Языком делаются цокающие звуки.
Угощение
Язык облизывает по часовой стрелки губы.
Котёнок
Слизать воображаемое угощение с блюдца. Язык не должен быть свернутым.
Гармошка
Нужно поднять язык и закрепить его у нёба. В таком положении закрыть рот.
Молоточек
Широко улыбнуться и кончиком языка постучать по нижним зубам.
От дефектов речи большинство людей старается избавиться. Но произношение некоторых иностранных языков предполагает звуки, отличные от нашей нормы. Тогда люди задумываются о том, как научиться картавить.
Во французском и немецком языках звук «р» несколько отличается от привычного нам по звучанию. Для его произношения используются другие мышцы и положение языка. Поэтому нужно учиться говорить эту букву правильно с преподавателем иностранного или с логопедом.
Немецкое произношение
Сказать «р» по-немецки можно тремя разными способами. Выбор нужного зависит от конкретного слова и окружающих этот звук букв. Ни один из них не встречается в русском языке, поэтому произносить их правильно нужно ещё научиться.
Первый вариант походит на лёгкую картавость. Звук не такой мягкий, как у французов, так как немецкий язык жёсткий. Это что-то среднее между парижским и российским произношением.
Второе звучание «р» в немецком шипящее. Оно также не имеет аналогов с русскими буквами, но напоминает мягкое «хь». Для того чтобы звук было слышно, произносить его нужно с форсированным резким выдохом.
Третий способ произношения рычащий. И он точно повторяет русский. Встретить его можно не во всех уголках страны, а на юге. Особенно распространён этот говор в Баварии.
Французское произношение
Этот язык очень мягкий и мелодичный. Звук «р» в нём имеет приятную картавость. Самый сложный в произношении парижский вариант.
Но в провинциальных городках можно встретить и знакомый нам говор с твёрдым «р».
Главное правило в чтении по-французски и отличие языка от английского и немецкого в том, что «р» на конце слова никогда не теряется и произносится так же, как в начале и середине. Этот звук относится к звонким и сонорным. А образуется он не как русский — не большим языком, а малым. Поэтому его называют увулярным.
По методу образования звук фрикативный. Это означает, что во время произношения речевой аппарат не смыкается, хотя приближается довольно сильно. Во рту возникают турбулентные завихрения, которые дают слышимый результат. Парижский вариант этого звука не имеет вибраций и шума трения. Он полностью щелевой.
На конце слов во французском языке «р» может иметь до 2-х вибраций. Существует ещё несколько вариантов произношения в регионах. Это раскатистый звук, схожий с русским и извлекающийся передней частью языка, но менее вибрирующий и более звонкий. И грассированный, который отличается заднеязычным происхождением.
Кроме различий в количестве вибраций, учитываются шумы в звуке. Особенно это важно для парижского произношения. А на конце слов «р» становится звонким и сонантным, но не глухим, как в русском звучании.
Правильная артикуляция при велярном (классическом) французском произношении подразумевает движение края мягкого нёба, реже задней поверхности языка. При этом маленький язычок находится в напряжённом состоянии, но не вибрирует.
Упражнения для постановки произношения
Поставить правильный звук можно и при домашнем обучении. В начале занятий выполнять упражнения нужно только на букву «r», затем переходить к слогам и словам. Так как звук меняется в зависимости от позиции, стоит проработать отдельно каждую из них: в начале, середине и на конце.
Важным условием успешного обучения считается слышать речь носителя языка.
Поэтому начинать следует с прослушивания отдельных слов со звуком «р». Можно пытаться повторить их сначала синхронно с диктором, затем самостоятельно. Выполнять упражнения стоит не меньше 2-х раз в день.
Быстро научиться выговаривать правильно парижское «р» поможет упражнение «шахта». Нужно несколько раз произнести это слово и понаблюдать за ощущениями на звуке «х». Затем в этой позиции добавить немного голоса и заменить глухой звук на звонкий. Это и будет правильное «р». В последующем стоит следить за тем, чтобы не возникали вибрации, если буква расположена не на конце слова.
Хорошее упражнение можно провести со стаканом воды. Стоит набрать немного в рот, запрокинуть голову и начать полоскать горло. Затем нужно подать голос и постепенно выдыхать. По ощущениям и позиции артикуляционных органов это будет звук «г» на манер украинского произношения. Когда мышцы привыкнут, воду можно выплюнуть. Затем стоит снова попытаться вернуть ту же артикуляционную позицию. В ней и произносится картавое французское «р».
Другое хорошее упражнение для правильной артикуляции — работа непосредственно с языком. Его нужно полностью выпрямить и почувствовать, как напрягается задняя часть. Затем в таком положении стоит попробовать произнести звук «р» несколько раз. При этом язык не должен слишком напрягаться, стоит избегать возникновения вибраций.
Альтернативные методики обучения
Обучить правильному произношению ребёнка можно на примере любимой песни из мультика. Можно включать его каждый вечер, и начинать просмотр с подпевания мелодии со словами. Взрослым также поможет музыка, особенно поп-исполнителей. Для обучения подойдёт плавная композиция с хорошим исполнителем-французом.
Контролировать качество произношения можно при помощи диктофона. Записи стоит сравнивать с речью носителей. Это может быть аудиокурс по изучению языка или текст блогера с ютуба. Но нужно быть внимательным, так как не все французы сами правильно выговаривают звуки.
Хороший результат даёт чтение вслух текстов на французском языке. Это могут быть классические произведения или простая пресса. Содержание не столь важно, ведь звук «р» достаточно распространён. Стоит обращать внимание на произношение в разных позициях.
Можно разучивать стихотворения на французском. Особенно это удобно делать, слушая чтение актёров и повторяя за ними. Это поможет сформировать правильное произношение, а также скорректировать ошибки. На начальном этапе стоит выбирать людей с лёгким звуком, без напора. По мере совершенствования языка, можно обращать внимание на чтецов с более мощным грассированным «р». Оно сложнее в произношении, но овладеть им нужно, чтобы разговаривать красиво и правильно.
При налаженном навыке чтения на французском, можно использовать для обучения поговорки и скороговорки с обилием «р». Они помогут закрепить навык и довести произношение до автоматизма. Но вводить это упражнение стоит в самом конце, когда артикуляционный аппарат готов к правильному звуку. Из наиболее популярных фраз можно выделить несколько самых эффективных:
- «Mon père est maire, mon frère est masseur».
- «Dans la gendarmerie, quand un gendarme rit, tous les gendarmes rient dans la gendarmerie».
- «Rat vit riz, Rat mit patte à ras, Rat mit patte à riz, Riz cuit patte à rat».
Начинать проговаривать фразы нужно в медленном темпе. Стоит особенно следить за произношением «р» и возникновением вибраций. На конце слова их допускается до 2-х, а в других частях не должно быть совсем.
После освоения медленного темпа без ошибок, стоит попытаться проговаривать быстрее. Это поможет ориентироваться в устной речи и не теряться при общении с французами. Так произношение «р» дойдёт до автоматизма и станет получаться легко и незаметно.
Работать над звуками нужно не менее 2-х раз в день. В противном случае речевой аппарат может снова адаптироваться под русскую «р», и его придётся настраивать заново. Лишь когда мышцы полностью запомнят своё положение, можно проводить занятия 2-3 раза в неделю.
Если не получается
Когда ни одно упражнение не помогает правильно настроить звук, и это не выходит даже с преподавателем, стоит обратиться к стоматологу. Он проверит строение челюстного аппарата и длину уздечки. Это небольшой кусочек соединительной ткани между языком и дном ротовой полости.
Если уздечка короткая, это может стать препятствием для правильного произношения звуков. В этом случае её удлиняют путём надреза. Он выполняется за несколько минут под местной анестезией, и не приносит дискомфорта уже через пару часов после операции. После восстановления можно снова приступать к занятиям.
Изучение иностранных языков требует больших усилий для постановки правильного произношения. Но грамотные ежедневные занятия всегда дают свои плоды. Возможность разговаривать и петь на другом языке открывает большие перспективы как для творчества, так и для общения с представителями другой культуры и народности. А это важно для социального развития и становления человека.
Как научить ребёнка говорить букву «р»
Совладать с непокорным звуком помогут «комарик», «моторчик» и «барабан».
Из всех звуков дети осваивают «р» последним, годам к пяти‑шести. Если вашему ребёнку меньше, не торопите события. Если чуть больше — не паникуйте. Давайте спокойно разберёмся, что не так с этой буквой и какие есть способы с ней совладать.
Почему рычать трудно
Звук «р» считается одним из наиболее сложных для воспроизведения. Чтобы правильно его произнести, нужно:
- приподнять кончик языка к верхним зубам — при этом он должен оставаться распластанным, как блинчик, а не суживаться от напряжения;
- на выдохе направить на кончик мощный воздушный поток так, чтобы возникла вибрация.
Для подобных манипуляций ребёнку необходим развитый речевой аппарат, сильные корень языка и уздечка. Обычно всё это формируется к шести годам.
Что мешает произнести букву «р» правильно
Даже имея во рту подготовленный инструментарий, дошкольники умудряются искажать злополучный звук. И на то есть несколько причин.
1. Короткая подъязычная связка
Также её называют уздечкой. Она мешает свободно двигать языком и поднимать его вверх. Чаще всего проблему обнаруживают ещё в роддоме. Если подъязычная связка не позволяет младенцу нормально сосать грудь, её подрезают. В более позднем возрасте уздечку, как правило, растягивают с помощью логопедических упражнений.
2. Нарушение фонематического слуха
Фонематическим слухом называют способность правильно воспринимать и воспроизводить звуки речи. В норме малыш уже в три года улавливает разницу между похожими звуками — даже если и не умеет их произносить.
Иногда развитие фонематического слуха задерживается из‑за перенесённого отита, аденоидов или других проблем со здоровьем. В результате нарушается звуковой анализ и синтез: ребёнок не так слышит звук, пропускает его в речи или заменяет другим.
3. Неправильное речевое дыхание
Для корректного произношения нужно уметь управлять своим выдохом. Не у всех детей это получается: кто‑то во время вдоха поднимает плечи, другие дышат слишком поверхностно и неравномерно или не умеют распределять выдох по словам.
4. Глубокий прикус
При правильном прикусе верхние передние зубы перекрывают нижние примерно на треть, а остальные смыкаются друг с другом. А вот если прикус слишком глубокий, верхние закрывают нижние больше, чем наполовину. Добиться правильного положения языка с упором за верхние зубы становится сложнее.
Как коверкают букву «р»
На специализированных ресурсах описаны следующие основные варианты искажения звука «р», или по‑научному ротацизма:
- Картавость, или горловое «р». Вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо. Такое произношение нормально для французской и немецкой, но не для русской речи.
- Боковое «р». Язык одним боком прижат к верхним зубам, вторая сторона свисает, а кончик не вибрирует. В результате получается что‑то похожее на «рль».
- Одноударное «р». Вместо того чтобы вибрировать, кончик языка один раз ударяется о твёрдое нёбо, образуя подобие английского r.
- Носовое «р». На выдохе воздушный поток проходит не через рот, а через нос. Вдобавок кончик языка оттянут назад и не участвует в артикуляции. Фраза «Рома, открой двери!» превратится в «Нгома, откнгой двенги!».
- Кучерское «р». И снова вибрация происходит не там, где нужно, а именно на сближенных губах. Малыш издаёт что‑то похожее на «тпру».
- Параротацизм, или замена «р» другим звуком. Вместо «ребёнок» вы слышите «лебёнок», «гебёнок», «вебёнок», «яебёнок» или даже «ыебёнок».
- Пропущенное «р». Малыш просто избегает сложностей. Говорит не «рыба», а «ыба», не «рад», а «ад», не «гром», а «гом».
Какие упражнения можно делать дома
Установить точную причину ротацизма и определить, как с ним бороться в вашем конкретном случае, — задача для логопеда. Но если ребёнку ещё нет шести или из‑за определённых обстоятельств навестить специалиста пока не получается, можно попробовать обуздать «р» самостоятельно. Для этого нужно выполнить всего три условия.
- Набраться терпения. Процесс вряд ли будет быстрым, а результат лёгким. Возможно, вам понадобятся месяцы ежедневных занятий.
- Подготовить место. Логопедические упражнения лучше выполнять сидя вдвоём перед большим зеркалом. Малышу необходимо отчётливо видеть движения рта — вашего и своего. Как вариант, расположитесь друг напротив друга, но тогда у вашего ученика должно быть большое настольное зеркало.
- Настроиться на игру. Хотя освоение «р» — дело серьёзное, проводить занятия лучше в игровой форме. Пусть ребёнок воспринимает их как повод весело провести время с мамой или папой, а не как тяжёлую и скучную обязанность. В любом случае тренировка должна занимать не более 10–15 минут в день, да и то с перерывами.
А теперь перейдём непосредственно к упражнениям.
Артикуляционная гимнастика
Начинать занятие нужно с разминки речевого аппарата. Эти упражнения разогреют мышцы, укрепят язык и помогут растянуть подъязычную уздечку.
1. Качели
Широко открываем рот и болтаем языком вверх‑вниз, касаясь то верхних, то нижних зубов. Потом задерживаем кончик у верхних зубов на 15–20 секунд.
2. Кукушка
Рот по‑прежнему широко открыт. Высовываем кончик языка и дотрагиваемся им до верхней губы, а затем прячем за верхние же зубы.
3. Маляр
Представляем, что язык — это широкая кисть, и тщательно «красим» им зубы, щёки, верхнее нёбо.
4. Лошадка
Щёлкаем языком по верхнему нёбу, как будто цокают копыта лошади.
4. Угощение
Облизываем распластанным языком губы по часовой и против часовой стрелки.
5. Котёнок
Представляем, что на блюдце лежит лакомство — варенье или мороженое. Теперь нужно высунуть язык как можно дальше и слизать угощение так, чтобы язык не сворачивался в трубочку, а оставался распластанным.
6. Гармошка
Поднимаем язык вверх и «приклеиваем» его кончиком к нёбу. Теперь, не отрывая язык, открываем и закрываем рот.
7. Молоточек
Растягиваем рот в улыбке и стучим кончиком языка по основанию передних зубов, как будто забиваем гвозди.
Упражнения на постановку звука «р»
Чтобы правильно произнести «р», нужно начинать с других звуков.
1. Барабан
Широко открываем рот и ударяем кончиком языка за верхними зубами, произнося звук «д». Сначала медленно, потом — быстрее. А там уже и до «р» недалеко.
2. Жужжалка
Произносим звук «ж» и при этом постоянно оттягиваем кончик языка вглубь рта. Со временем «ж» перейдет в слабовибрирующий «р».
3. Змейка
Несколько раз повторяем звук «с‑с‑с», после чего заглатываем язык и касаемся кончиком нёба.
4. Индюк
Высовываем широкий язык и выполняем движения взад‑вперёд, скользя кончиком по твёрдому нёбу. В момент, когда язык касается альвеол — бугорков за верхними зубами, получается одноударное «р».
5. Комарик
Широко открываем рот, поднимаем язык вверх и упираем его в альвеолы. А теперь секунд 10–15 энергично жужжим, как комар.
6. Моторчик
Кладём под язык указательный палец или ватную палочку и энергично водим взад‑вперёд, одновременно выполняя упражнение «Комарик».
Закрепление результата
Когда сам звук уже будет получаться, нужно довести его произношение до автоматизма. Для этого после артикуляционной гимнастики вместо упражнений на постановку выполняйте комплекс для закрепления навыка.
- Несколько раз громко и чётко произносим букву «р».
- Отрабатываем «р» через согласные звуки «д» и «т»: «дра‑дро‑дру», «тра‑тро‑тру».
- Убираем поддерживающие «д» и «т» и работаем с «ра‑ро‑ру».
- Переходим к обратным слогам «ар‑ор‑ур», а также к положению «р» между гласными — «ору‑ура‑ара». Повторяем эти сочетания в разных комбинациях изо дня в день, пока у ребёнка не получится произносить «р» с вибрацией. Только потом можно упражняться со словами.
- Сперва отрабатываем слова, которые начинаются на «р» или даже на «тр» и «др» (трава, дрова, трон, дрон, трап, драп, рука, река, рубашка). Потом берёмся за существительные, где «р» находится в середине или в конце (корова, здорово, ковёр, забор, топор).
- Подключаем предложения, стишки и скороговорки с буквой «р».
Когда отвести ребёнка к логопеду
Желательно сделать это до того, как малыш пойдёт в школу. Иначе проблема с произношением или восприятием «р» может сказаться на учёбе или общении со сверстниками.
Сколько времени займёт коррекция? Всё очень индивидуально: одним хватает трёх‑четырёх занятий со специалистом, а другим нужны месяцы регулярных тренировок дома под контролем логопеда. В любом случае во взрослом возрасте процесс исправления речевых ошибок потребует гораздо больше времени и усилий, чем в 6–7 лет.
Читайте также 👦👧®️
- Как научить ребёнка читать: важные правила и эффективные методики
- Как научить ребёнка писать
- Как научить ребёнка считать играючи
- 20 крутых развивающих игр, приложений и сайтов для детей 6–7 лет
- Почему ребёнок плачет и что с этим делать