Киево печерская лавра как пишется

http://na-journal.ru/publikacija-stati-v-zhurnale

Есть различие в употреблении прописной и строчной буквы в светской и церковной документации. Допускается множество ошибок при составлении светской документации, что идёт в разрыв с церковным написанием. Осознав проблему, НАЦЖУРНАЛ собрал материал, который позволил бы создать рекомендации при написании таких текстов.Можно руководствоваться им:

Если храм освящен во имя святого, то в его названии все слова, кроме имен собственных, пишутся со строчной буквы. Например, храм во имя святителя Тримифунтского Спиридона. Если храм освящен в честь какого-либо праздника или иконы, то название праздника и иконы сохраняет прописную букву. Например, храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Если название храма дается в сокращенной форме, то оно также пишется с прописной буквы. Например, Успенский храм. Некоторые храмы имеют собственные названия, единичные. Эти названия пишутся с прописной буквы. Например, Кулич и Пасха. Если указано местоположение монастыря, то оно пишется с прописной буквы, так как название города, в котором расположена обитель, вошло в название. Например, Московский Данилов монастырь.

Слово «Лавра» всегда пишется с прописной буквы: Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра, Почаевская Успенская Лавра.

Но пока это не узаконено, на разных сайтах Вы найдёте разное написание.

Всего найдено: 3

Здравствуйте!
В последнем издании справочника Розенталя «Прописная или строчная?» (2005 г.) указано, что слово «лавра», в т. ч. в наименованиях типа «Киево-Печерская лавра», пишется со строчной буквы. В словаре православной церковной лексики «Прописная — строчная», выложенном на вашем портале, слово «Лавра» предлагается писать во всех случаях с прописной буквы. Какой вариант предпочтителен для текстов светского характера (например, для путеводителей)?

Ответ справочной службы русского языка

В светских текстах лучше писать с маленькой буквы: _Киево-Печерская лавра_.

Как правильно, имея в виду, что весь текст пишется через «ё»: «Киево-Печерская лавра» или «Киево-Печёрская лавра»? Также — прилагательное: «печерский» или «печёрский»?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: _Киево-Печерская лавра_. О написании слова _печерский_ (_печорский_) см. в элекронных словарях (окно «Проверка слова»).

Киево-Печерская лавра. Правильно? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Вы написали верно.

Киево-Печерская лавра

Киево-Печерская лавра

К’иево-Печ’ерская л’авра

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: «Азбуковник».
.
1999.

Синонимы:

Смотреть что такое «Киево-Печерская лавра» в других словарях:

  • Киево-Печерская лавра —         в Киеве, древнейший монастырь на Руси (с 1598 православный мужской монастырь лавра). Основан в 1051 при Ярославе Мудром. В XI XVIII вв. один из культурных центров. Архитектурный комплекс сложился в XI XVIII вв. и включает Верхнюю лавру и… …   Художественная энциклопедия

  • КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА — КИЕВО ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА, мужской монастырь в Киеве. Основан в 1051, с 1598 лавра. В 11 19 вв. крупный религиозный и культурный центр; велось летописание, составлен сборник житий монахов Киево Печерский Патерик (13 15 вв.), действовали иконописная… …   Современная энциклопедия

  • КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА — мужской монастырь в Киеве. Основан в 1051, с 1598 лавра. В 11 19 вв. крупный религиозный и культурный центр: велось летописание, составлен сборник житий монахов Киево Печерский Патерик (13 15 вв.), действовали иконописная мастерская, типография,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • киево-печерская лавра — сущ., кол во синонимов: 1 • лавра (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Киево-Печерская лавра — Монастырь Киево Печерская лавра укр. Києво Печерська лавра …   Википедия

  • Киево-Печерская Лавра — Монастырь Киево Печерская Лавра укр. Києво Печерська лавра Раскрашенная (литографическая) открытка c …   Википедия

  • Киево-печерская лавра — Монастырь Киево Печерская Лавра укр. Києво Печерська лавра Раскрашенная (литографическая) открытка c …   Википедия

  • Киево-Печерская лавра —         древнейший монастырь на Руси, с 1926 историко культурный музей заповедник. Основан в 1051 при Ярославе Мудром (См. Ярослав Мудрый), в 11 18 вв. крупный феодальный землевладелец. Искусственно созданные пещеры (на древнерусском языке… …   Большая советская энциклопедия

  • Киево-Печерская лавра — один из крупнейших и богатейших рус. монастырей, считавшийся старейшим по своей славе . Основателем его был преп. Антоний, а устроителем преп. Феодосий. Антоний дважды подвизался на Афоне, после 1051 поселился в пещере (печере) над Днепром… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Киево-Печерская Лавра — мужской монастырь в Киеве. Основан в 1051, с 1598 лавра. В XI XIX вв. крупный религиозный и культурный центр: велось летописание, составлен сборник житий монахов «Киево Печерский патерик» (XIII XV вв.), действовали иконописная мастерская,… …   Энциклопедический словарь

  • Киево-Печерская Лавра — (Свято Успенская Киево Печерская Лавра)    первый в Древней Руси мужской монастырь. Основан в середине XI в. в окрестностях Киева на берегу Днепра. Первыми игуменами монастыря были прпп. Антоний и Феодосий. Киево Печерская Лавра началась с… …   Православие. Словарь-справочник

Смотреть что такое КИЕВОПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА в других словарях:

КИЕВОПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

находится на южной оконечности Киева, на правом, высоком берегу Днепра, и занимает два холма, разделенные глубокой, спускающейся до Днепра ложбиной. В … смотреть

КИЕВОПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

        древнейший монастырь на Руси, с 1926 — историко-культурный музей-заповедник. Основан в 1051 при Ярославе Мудром (См. Ярослав Мудрый), в 11—18 в… смотреть

КИЕВОПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

киево-печерская лавра
сущ., кол-во синонимов: 1
• лавра (6)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
лавра

КИЕВОПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

Киево-Печерская лавра — находится на южной оконечности Киева, на правом, высоком берегу Днепра, и занимает два холма, разделенные глубокой, спускающейся до Днепра ложбиной. В XI в. эта местность была покрыта лесом; сюда удалялся для молитвы священник близлежащего села Берестова Илларион, который выкопал здесь для себя пещеру. В 1051 г. Илларион был выбран митрополитом, и его пещера опустела. В это время в Киев пришел с Афона монах Антоний, уроженец города Любеча. Житье в киевских монастырях пришлось ему не по нраву, и он поселился в пещере Иллариона. Благочестие Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и Феодосий, из города Курска. Когда число их возросло до 12, они устроили для себя церковь и кельи. Антоний поставил в игумены Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру. Эта пещера послужила началом «ближних» пещер, названных так в противоположность прежним, «дальним». С увеличением числа иноков, когда в пещерах стало тесно, они построили над пещерой церковь Успения Пресвятой Богородицы и кельи. Число приходящих в обитель все увеличивалось, и Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Была построена церковь на месте нынешнего главного собора (1062); возникший монастырь получил название Печерского. В это же время игуменом был поставлен Феодосий. Он ввел в обители общежительный студийский устав, который был заимствован отсюда и другими русскими монастырями. Суровая подвижническая жизнь иноков и их благочестие привлекли к монастырю значительные пожертвования. В 1073 г. была заложена великая каменная церковь, оконченная и освященная в 1089 г. Фресковая живопись и мозаики были исполнены цареградскими художниками. Храм этот, хотя и в значительно измененном виде, существует и поныне. В 1096 г. обитель сильно пострадала от половцев, но скоро вновь отстроилась. С течением времени пристраивались новые церкви. Весь монастырь был огорожен частоколом. При монастыре находился странноприимный дом, устроенный Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых; на него отпускалась 1/10 монастырских доходов. Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключенных. С переселением братии в большой монастырь, пещеры были обращены в усыпальницу для монахов, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен. Монастырю принадлежало еще село Лесники; Феодосий выкопал себе там пещеру, в которой жил во время великого поста. В XI и XII вв. из монастыря вышло до 20 епископов, которые все сохраняли большое почтение к родной обители. В 1240 г., во время Батыева нашествия, монастырь был разорен. Монахи Киево-Печерского монастыря частью были перебиты, частью разбежались. Неизвестно, как долго продолжалось запустение монастыря; в XIV в. он был уже возобновлен, и великая церковь сделалась усыпальницей многих княжеских и знатных родов. В 1470 г. киевский князь Симеон Олелькович возобновил и украсил великую церковь. В 1483 г. Менгли-Гирей сжег и ограбил монастырь, но щедрые пожертвования дали ему возможность скоро оправиться. В 1593 г. ему принадлежали два города — Радомысл и Васильков, до 50 сел и около 15 селищ и деревень в разных местах западной Руси, с рыбными ловлями, перевозами, мельницами, медовыми и грошовыми данями и бобровыми гонами. С XV в. монастырь получил право посылать в Москву для сбора пожертвований. В 1555—56 гг. великая церковь опять была обновлена и украшена. В 1596 г. было решено подчинить монастырь, до тех пор зависевший только от константинопольского патриарха, киевскому униатскому митрополиту. Попытке исполнить это решение монахи, с архимандритом Никифором Туром во главе, оказали вооруженное сопротивление. Вторая попытка униатов овладеть монастырем, в 1598 г., была также безрезультатна. Монастырю удалось также отстоять силой от униатов и свои обширные имения. Тогда же, в конце XVI в., монастырь получил титул лавры и ставропигию константинопольского патриарха. С этого времени начинается деятельность лавры в защиту православия. При архимандрите Елисее Плетенецком и Зах. Копыстенском в монастыре заведена была типография и началось печатание богослужебных и полемических книг. Преемник их, Петр Могила, завел здесь училище, которое впоследствии было соединено с училищем братским и послужило началом Киево-могилянской коллегии. Гетман Самойлович обвел лавру земляным валом, а Мазепа — каменной стеной. При Петре Великом укрепления Самойловича были расширены и образовали нынешнюю Печерскую крепость. В 1718 г. пожар истребил великую церковь, архив, библиотеку и типографию; в 1729 г. церковь была возобновлена. В состав Печерской лавры теперь входят 6 монастырей: Главный при великой церкви, Больничный, Ближние пещеры, Дальние пещеры, Голосеевская пустынь и Китаевская пустынь. Великая лаврская церковь имеет форму квадрата (21 сажень длины и 20½ ширины); высота ее в стенах 7 саженей, от пола до купола с крестом 22 сажени. 7 куполов ее вызолочены. Древняя церковь XI в. — теперь срединная часть храма, с 3 алтарными полукружиями и средним куполом. Древней фресковой живописи не сохранилось. В этом храме находится и чудотворная икона Успения Божией Матери, по преданию, чудесно полученная греческими художниками в Влахернском храме и принесенная ими в Киев. Здесь же почивают мощи св. Феодосия и 1-го киевского митрополита св. Михаила и хранится глава св. равноапостольного князя Владимира. В нише в северо-западном углу церкви — надгробие князя Константина Ив. Острожского. Под алтарем Стефановского придела — усыпальница. В Богословском приделе находится икона Божией Матери, перед которой молился Игорь Олегович во время его убиения в 1147 г. В средней части храма находится несколько гробниц, между прочим митрополита Петра Могилы, Варлаама Ясинского и фельдмаршала П. А. Румянцева. Ризница заключает в себе замечательные по древности и ценности Евангелия, утварь и облачения, а также коллекцию портретов. На хорах библиотека лавры и ее документы. Прежнее книгохранилище, вероятно, сгорело в 1718 г. К юго-западу от великой церкви находится высочайшая в России лаврская колокольня (46 саженей высоты), с которой открывается великолепный вид верст на 50. Построена она в 1745 г. Вблизи главных лаврских ворот расположен св. Троицкий Больничный монастырь, основанный в XII в. черниговским князем Николой Святошей. При монастыре больница. Во дворе лавры монашеские кельи образуют три улицы. При лавре помещается и типография, основанная в 1616 г. Ближние и Дальние пещеры, на берегу Днепра, разделены между собой оврагом и хребтом горы. В Ближних почивают мощи 80 угодников, в Дальних — 45. При лавре обширная гостиница для богомольцев. Настоятели лавры до середины XIV в. титуловались игуменами, а иногда архимандритами. В 1688 г. лавра подчинена московскому патриарху, а ее архимандриту дано первенство перед всеми русскими митрополитами. В 1786 г. лавра подчинена киевскому митрополиту, которому присвоен титул ее священноархимандрита. Управляет лаврой наместник, с духовным собором. Ср. Патерик печерский (несколько изд.); Кальнофойский, «Τερατούργημα» (К., 1638); «Краткое историческое описание Киево-Печерской лавры» (К., 1795, и еще несколько изд.); «Описание Киево-Печерской лавры», сочинение Евгения Болховитинова (К., 1831 и др. изд.); П. Л.(ебединцев), «Киево-Печерская лавра в ее прошедшем и нынешнем состоянии » («Киевская Старина», 1886, V-VIII, X, XI, и отдельно). <i> Е. К. </i><br><br><br>… смотреть

КИЕВОПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

Киевская еп., в Киеве, на правом берегу Днепра. Она разделялась на четыре части: Великая лаврская церковь, или Успенский собор, Больничный Троицкий мон… смотреть

КИЕВОПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

Киевская еп., в Киеве, на правом берегу Днепра. Она разделялась на четыре части: Великая лаврская церковь, или Успенский собор, Больничный Троицкий монастырь, Ближние Пещеры и Дальние Пещеры. Этот древнейший во всей России и знаменитейший монастырь основан прпп. Антонием и Феодосием Печерскими. Название свое он получил, как говорит прп. Нестор летописец, потому что «братия прежде жила в пещере, пошел же монастырь этот от благословения св. горы», совершая свое великое и святое на Руси дело. Но беды и несчастия родной земли коснулись и этой св. обители. В 1096 монастырь был подожжен и разграблен половцами; в 1240 разорен и сожжен татарами; в к. XVI в. им пытались овладеть униаты, но безуспешно. В н. XVIII в. монастырь был обнесен крепкой каменной стеной. В 1718 большой пожар истребил весь монастырь.
От Великой Успенской церкви остались одни стены, да спасена была от огня только чудотворная икона Божией Матери. Через 10 лет Киево-Печерский монастырь, благодаря щедрым пожертвованиям, был возобновлен и благоустроен. С 1592 по 1688 Киево-Печерский монастырь был ставропигией Константинопольского патриарха; с 1688 именовался ставропигионом царским и патриаршим Московским и первой в России архимандрией; в 1786 утвержден в степени лавры. Здесь над Царскими вратами находилась первая в России, по древности, чудотворная икона Успения Божией Матери, принесенная сюда, по преданию, в 1073 из Царьграда святыми каменостроителями, которые чудесно получили ее из рук Богоматери для Печерской обители. С того времени св. икона и пребывала в Лаврской церкви. С 1812 пред сею св. иконою, в память избавления России от нашествия 22-х иноплеменных языков, горела неугасаемо лампада. У правого клироса — кафедра священноархимандрита лавры. Древняя фресковая живопись и мозаичные изображения, украшавшие внутренние стены храма, не сохранились.
При возобновлении храма после пожара 1718 внутренние стены были расписаны масляною живописью. В конце прошлого столетия храм был расписан и реставрирован в стиле XI в. В этом же храме находились: празднуемая 5 июня Игоревская древняя икона Божией Матери, с Богомладенцем на правой Ее руке, бывшая келейной у св. кн. Игоря Ольговича, пред которой он молился пред своей мученическою кончиною в 1147 и которая принадлежала ему; гробница с частью трапезы Христовой, частью ризы Господней, частью крови св. Иоанна Крестителя и ап. Фомы, частью мира из гроба св. вмч. Димитрия Солунского и частицами мощей свв. пророков, апостолов, святителей и мучеников; частицы мощей свв. печерских угодников в серебряной гробнице, частицы мощей св. архидиакона Стефана; мощи прп. Феодосия Печерского под спудом; над ними на стене икона Божией Матери с Богомладенцем, предстоящими двумя ангелами и прпп. Антонием и Феодосием, называемая Печерскою и празднуемая 3 мая; мощи св. Михаила, первого митр. Киевского, и глава св. равноап. кн. Владимира, положенная здесь митр. Петром Могилою в 1635; нетленное тело Тобольского митр. Павла (Канюскевича), гробница кн. К.И. Острожского. Кроме того, в лавре находились гробницы: Кирилла (Куницкого), еп. Чигиринского, митр. Петра Могилы, В.Л. Кочубея и И. Искры, а равно и других князей, гетманов и знатных южнорусских панов, благодетельствовавших лаврской обители; рядом с могилами Кочубея и Искры, по особому Высочайшему соизволению, погребен злодейски убитый 1 сентября 1911 в Киеве председатель Совета министров П.А. Столыпин. Лаврская колокольня, в 4 яруса, построена в 1731-45; Обновлена в 1825; 10 ее колоколов имели свои особые названия: Орел, Зосимин, Полиелейный, Благовест, Балык, Успенский, Братский, Ранний, Буденный, Скликун и Часовой; самый большой из них — в 1630 пудов. Направо от Великой церкви, в двухэтажном каменном здании, находились кельи архимандрита лавры — Киевского митрополита, и при них две церкви: в верхнем этаже — Благовещения Пресвятой Богородицы с двумя приделами на хорах (справа — во имя св. Флавиана, патр. Цареградского, слева — св. Митрофана, еп. Воронежского), а в нижнем — св. Михаила, первого митр. Киевского. Далее, к востоку, находилась братская трапеза и при ней церковь во имя прпп. Антония и Феодосия Печерских. Влево от св. ворот лавры находился Больничный Троицкий монастырь, основанный прп. Николою Святошей; здесь больница с аптекой, устроенная в 1842. Вблизи лавры находился целый ряд неизвестно когда ископанных пещер, каковы: Варяжские, Кирилловские, Китаевские, Межигорские, Пироговские, Трехсвятительские и Ивановские. По летописи, такие пещеры издавна служили очень удобным местом для укрывательства в них варягами награбленного ими имущества. Но все названные пещеры остались в безызвестности. Славны же только пещеры свв. угодников Киевских. Пещеры эти находились на крутом берегу Днепра и разделялись на Ближние, или Антониевы, и Дальние, или Феодосиевы.
Иноки, заключавшие себя на всю жизнь в тесных подземельях, среди вечного мрака, освященного лампадами, теплящимися пред иконами, жили по нескольку десятков лет, вовсе не выходя на свет. Вся жизнь их была посвящена умерщвлению плоти постом, трудами и почти непрерывною молитвою. Иноки были людьми, заживо себя погребшими, вечно безмолвствовавшими и вечно боровшимися со страстями и духом злобы. Но и в пещерной жизни были еще степени по данным обетам Спасителю душ, по умерщвлению плоти и часам молитвы. Первая, или обыкновенная, степень жития, которой подвергались все пещерножители, состояла в общении друг с другом в часы общей молитвы; вторая, или исключительная, была избираема некоторыми иноками, кои, ревнуя совершеннейшим подвигам самоотвержения, рыли для себя тесную пещеру в проходе пещерном и, войдя в оную, изнутри ограждали навсегда вход в нее, заживо разъединяя себя с живыми людьми, и пребывали в таком заключении до конца своей жизни, и по смерти, как уже отпетые и погребенные, оставались неприкосновенными; эта степень называлась затвором. Игумен пещерный, или избранный инок, два или три раза в неделю подходил к малым отверстиям затворов, оставленным для впуска воздуха и приема пищи, и в отверстие клал просфору и определенную меру святой воды и, испросив благословение затворившегося, безмолвно удалялся; когда же просфора и вода оставались нетронутыми, то это служило доказательством, что затворник окончил жизнь. Затворничество, начавшееся при прп. Антонии, усилилось в XII в. Самые пещеры долго были закрыты. Во время татарского нашествия все входы в них были завалены землей. В XV в. началось свободное посещение пещер богомольцами. Мощи святых сохранялись в гробницах, поставленных в нишах по обе стороны пещерных галерей; у изголовья изображение святого и пред ними теплилась лампада; над гробницею или нишей — табличка с именем святого.
Ближние пещеры находились на уступе Лаврской горы, обнесенной в 1844 крепостной стеной. Над входом в Ближние пещеры стояла каменная церковь во имя Воздвижения Честного Креста. В ней замечательны: 1) большой крест, с частью древа Креста Господня, вделанный в храмовую икону Воздвижения; 2) Казанская икона Божией Матери, в киоте за левым клиросом, пред которой в пятницу вечером читался акафист Божией Матери; 3) надгробия погребенных здесь митр. Киевских: Филарета, Арсения, Филофея, Иоанникия и Феогноста. Ближние пещеры представляют собой подземные галереи, главные из которых пересекались иногда меньшими поперечными и шли извилисто. Обозрение их начиналось с востока, направлялось к северо-западу, поворачивало к юго-западу и возвращалось снова к церкви Воздвижения Креста Господня. В этих пещерах нетленно почивают свв. мощи угодников Божиих и устроены церкви: прп. Антония, основателя пещер, прп. Варлаама, первого игумена, и Введенская. Церковь прп. Антония устроена при гробе пещерной кельи его. Над пещерами прп. Феодосия находились две каменные церкви: одна — во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построенной прп. Варлаамом), вторая, небольшая, — во имя Зачатия св. Анны. Дальние пещеры находятся на противоположном лавре холме, в 90 саженях от нее; они еще более извилисты, чем Ближние. В них почивают свв. мощи угодников Божиих и мироточивые главы (в трех местах). В пещерах устроено три церкви: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, прп. Феодосия Печерского и Рождества Христова. Близ церкви прп. Феодосия находилась в стенном углублении, на большом серебряном блюде, мироточивая глава, миром которой помазывались приходящие на поклонение свв. мощам. В Христорождественской церкви находилась в особой раке часть мощей св. младенца, Христа ради убиенного от Ирода, данная в лавру Иерусалимским патриархом Феофаном в 1620. Между Ближними и Дальними пещерами в овраге сохранялись два святых колодца, из которых один, по преданию, ископан прп. Антонием, а другой — прп. Феодосием.
С.В. Булгаков… смотреть

КИЕВОПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

КИ́ЕВО-ПЕЧЕ́РСКАЯ ЛА́ВРА — один из крупнейших и богатейших рус. монастырей, считавшийся «старейшим по своей славе». Основателем его был преп. Антоний, а устроителем — преп. Феодосий. Антоний дважды подвизался на Афоне, после 1051 поселился в пещере (печере) над Днепром (отсюда наименование мон., ныне место Дальних пещер), при его келье стала собираться братия. Впоследствии Антоний в поисках уединения удалился на соседний холм (ныне Ближние пещеры). В 1062 братия поселилась «на верху» горы (ныне Верхняя лавра), игуменом монастыря стал преп. Варлаам, после него преп. Феодосий. В отличие от большинства рус. мон. домонгольского периода, К.-П. мон. не являлся ктиторским и устраивался «постепенными подаяниями». Преп. Антоний и Феодосий (канонизированы в 1085) стали родоначальниками осн. направлений в рус. монашестве — отшельничества и общежития. В К.-П. мон. выработалась дисциплина тайной исповеди и ин-т духовничества, Феодосием введен Студийский (Студитов) устав, к-рый сохранялся в рус. монастырях до кон. 14 в. К.-П. мон. являлся средоточием духовной и культурно-хозяйственной жизни Киевской Руси.<p class=»tab»>К.-П. мон. дал начало всем основным видам иноческих подвигов — мученической кончины, пещерного жительства, затворничества, юродства, молчальничества, послушаний — социального служения и благотворительности, миссионерства, врачебного дела, образования, летописания, книжного дела, зодчества, иконописания и реставрации, гимнографии, ремесел. Из переписки быв. насельника монастыря еп. Владимиро-Суздальского Симона (ум. 1226) и Киево-Печерского священноинока Поликарпа к 1-й трети 13 в. сложился «Киево-Печерский патерик» — известнейший памятник др.-рус. письменности и исторический источник.</p><p class=»tab»>С 1071 К.-П. мон. — архимандрия. Более 50 иноков К.-П. мон. занимали епископские кафедры, в их числе святители Никита Новгородский, Леонтий Ростовский, Нифонт Новгородский, Арсений Тверской; нек-рые уходили в обитель на покой (св. Меркурий Смоленский). Среди постриженников монастыря — кн. преп. Никола Святоша; преп.Илия Муромец, известный герой былин, преп. Иеремия и Матфей прозорливые. В 1240 К.-П. мон. разорен нашествием Батыя, с 1362 Киев и монастырь под властью литовских князей, но разорялся во время татарских набегов 1416 и 1482. Был центром борьбы против Брестской унии.</p><p class=»tab»>С 1598 К.-П. мон. — лавра, ставропигия Константинопольского патриарха. В 1614 из лаврской типографии выходит первая книга. Архимандрит (впоследствии митрополит) Петр Могила основал в К.-П. Л. уч-ще, положившее начало Киево-Могилянской академии. В 17 в. лавра пользовалась покровительством украинских гетманов (особенно И. С. Мазепы), затем рус. царей. С 1688 подчинена Московскому патриарху, статус лавры подтвержден. С 1786 настоятели — киевские митрополиты; в числе последних — высокопреосвященные Евгений (Болховитинов) и Филарет (Амфитеатров), погребен. в лавре. Монастырь в годы 1-й мир. войны открыл приют для детей павших воинов, госпиталь, выделил более полумиллиона рублей на нужды фронта. 150 насельников находились в действующей армии. Общее число братии к 1917 превышало 300 чел., доходы в 1913 составляли 1,26 млн руб.</p><p class=»tab»>Среди наиболее почитаемых святынь К.-П. Л. — нетленные мощи более 120 киево-печерских преподобных в Ближних и Дальних пещерах, святителей Михаила Киевского и Павла Тобольского, глава св. Владимира, иконы Успения и Игоревская. К.-П. Л. — крупнейший объект паломничества: ее посещали святые Игорь, Димитрий Ростовский, Павел Тобольский (умер и погребен в лавре); имп-цы Елизавета I и Екатерина II, имп-ры Александр I, Николай I, Александр II, Николай II; кн. Г. А. Потемкин, А. С. Пушкин, А. Н. Муравьев, гр. А. А. Орлова-Чесменская (крупнейшая благотворительница лавры), Н. С. Лесков, Т. Г. Шевченко, Л. Н. Толстой, М. В. Нестеров, М. А. Врубель, П. А. Столыпин. В К.-П. Л. похоронены кн. К. И. и К. (В.) К. Острожские, митрополит Петр Могила, В. Л. Кочубей, И. И. Искра, монахиня Нектария (кн. Н. Б. Долгорукова), гр. П. А. Румянцев-Задунайский, И. В. Гудович, П. С. Кайсаров, кн. Ф. В. Остен-Сакен, гр. Е. В. Путятин, П. А. Столыпин.</p><p class=»tab»>Гл. памятник лавры — «Великая церковь», или собор Успения Пресвятой Богородицы — построен на месте явления огненного столба четырем цареградским зодчим, призванным Божией Матерью возвести церковь на Руси. По преданию, Богородица дала для нее мощи святых и свою икону, впоследствии известную как Печерская. Заложена преп. Феодосием в 1073, освящена в 1089, восстановлена после пожара 1718 в 1722-29; имела семь приделов, расписана в 1893-96 под рук. В. П. Верещагина. Другие церкви — в Верхней лавре: Троицкая над Святыми вратами (1106-08, построена преп. Николой Святошей, перестроена в 1696); Всехсвятская над «Экономич. воротами» (1696-98), Антоние-Феодосиевская трапезная в византийском стиле (1893-95, арх. В. Н. Николаев; интерьеры — арх. А. В. Щусев, художники И. С. Ижакевич, Г. И. Попов, А. А. Лаков); Благовещенская при митрополичьем доме (1904-05); в Больничном монастыре — Никольская (кон. 17 в.) и Божией Матери «Утоли моя печали» (1862); церкви при странноприимище (1865) и новой больнице (1912) во имя Божией Матери Всех Скорбящих Радости; на Ближних пещерах — Крестовоздвиженская (1700), Всех Преподобных Печерских (1839), Сретенская (1854), в самих пещерах — Введенская, Антониевская и Варлаамовская; на Дальних пещерах — Рождество-Богородицкая (1696, на месте храма 11 в.), Зачатия Св. Анны (1679, 1763, 1809-11), в самих пещерах — Благовещенская, Феодосиевская и Христорождественская (вероятно, все они возникли в 11 в.). Большая колокольня (высота 96,5 м) построена арх. И.-Г. Шеделем (И. И. Шейденом) в 1731-45, колокольня на Дальних пещерах — арх. И. Г. Григоровичем-Барским в 1754-61. Большинство церковных и гражданских строений лавры возведены в стиле украинского барокко (арх. С. Д. Ковнир, Д. Аксамитов и др.). В 1698-1701 сооружена каменная стена Верхней лавры на месте стены кон. 12 в. В 1844-45 окружена каменными стенами Нижняя лавра.</p><p class=»tab»>В 1918 близ стен лавры был убит проживавший в ней настоятель, митр. Владимир (Богоявленский), один из первых новомучеников (канонизирован РПЦ). 5-8 апр. 1922 произведено изъятие церк. ценностей. В 1923-26 на территории лавры располагался инвалидный городок. С 1926 начался процесс закрытия К.-П. Л., который закончился окончательным выселением братии в нач. 1930. Превращена в музей — «Киево-Печерский гос. ист.-культурный заповедник». Во время нем. оккупации 3 нояб. 1941 при невыясненных обстоятельствах был взорван Успенский собор. Открыта в 1942 во время нем. оккупации по инициативе архиеп. Антония (кн. Абашидзе). Повторно закрыта в 1961. Возрождается с 1988. Относится к юрисдикции Украинского экзархата Московского патриархата, кафедральный собор — церковь во имя Преподобных Антония и Феодосия, заканчивается воссоздание Успенского собора.</p><p class=»tab»>Лит.: Евгений (Болховитинов), митрополит. Описание Киево-Печерской лавры. Киев, 1831; Лебединцев П. Киево-Печерская лавра в ее прошедшем и нынешнем состоянии. Киев, 1894; Логвин Г. Н. Киево-Печерская лавра. М., 1958; Килессо С. К. Киево-Печерская лавра. М., 1975; Толочко П. П. Киев и Киевская земля в эпоху феодальной раздробленности XII-XIII веков. Киев, 1980; Очерки истории Киево-Печерской лавры и заповедника. Киев. 1992.</p>… смотреть

КИЕВОПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

древнейший монастырь на Руси, с 1926 — ист.-культурный музей-заповедник (в черте г. Киева). Осн. в 1051 при Ярославе Мудром, в 11-18 вв. — крупный феод… смотреть

КИЕВОПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

Киево-Печерская лавра        в Киеве, древнейший монастырь на Руси (с 1598 православный мужской монастырь-лавра). Основан в 1051 при Ярославе Мудром. В… смотреть

КИЕВОПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

1) Орфографическая запись слова: киево-печерская лавра2) Ударение в слове: К`иево-Печ`ерская л`авра3) Деление слова на слоги (перенос слова): киево—пе… смотреть

КИЕВОПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА, мужской монастырь в Киеве. Основан в 1051, с 1598 лавра. В 11-19 вв. крупный религиозный и культурный центр: велось летописание, составлен сборник житий монахов «Киево-Печерский Патерик» (13-15 вв.), действовали иконописная мастерская, типография, школа. В 1929 монастырь закрыт (действовал в 1942-61). С 1926 на его территории — музей-заповедник. В 1988 открыт Свято-Успенский Киево-Печерский монастырь, в 1989 — духовная семинария. Архитектурный комплекс 11-18 вв. включает Верхнюю лавру и ансамбль Ближних и Дальних пещер: Успенский собор (руины; 1073-78, разрушен в 1941), Троицкая надвратная церковь (1108; перестроена в 18 в.), надвратная церковь Всех святых (17 в.), т. н. Ковнировский корпус, церкви Воздвижения на Ближних и Рождества богородицы на Дальних пещерах (все — кон. 17 — нач. 18 вв.), колокольня (18 в.; архитектор И. Г. Шедель).<br><br><br>… смотреть

КИЕВОПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ лавра — мужской монастырь в Киеве. Основан в 1051, с 1598 лавра. В 11-19 вв. крупный религиозный и культурный центр: велось летописание, составлен сборник житий монахов «Киево-Печерский Патерик» (13-15 вв.), действовали иконописная мастерская, типография, школа. В 1929 монастырь закрыт (действовал в 1942-61). С 1926 на его территории — музей-заповедник. В 1988 открыт Свято-Успенский Киево-Печерский монастырь, в 1989 — духовная семинария. Архитектурный комплекс 11-18 вв. включает Верхнюю лавру и ансамбль Ближних и Дальних пещер: Успенский собор (руины; 1073-78, разрушен в 1941), Троицкая надвратная церковь (1108; перестроена в 18 в.), надвратная церковь Всех святых (17 в.), т. н. Ковнировский корпус, церкви Воздвижения на Ближних и Рождества богородицы на Дальних пещерах (все — кон. 17 — нач. 18 вв.), колокольня (18 в.; архитектор И. Г. Шедель).<br>… смотреть

КИЕВОПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА, мужской монастырь в Киеве. Основан в 1051, с 1598 лавра. В 11-19 вв. крупный религиозный и культурный центр: велось летописание, составлен сборник житий монахов «Киево-Печерский Патерик» (13-15 вв.), действовали иконописная мастерская, типография, школа. В 1929 монастырь закрыт (действовал в 1942-61). С 1926 на его территории — музей-заповедник. В 1988 открыт Свято-Успенский Киево-Печерский монастырь, в 1989 — духовная семинария.
Архитектурный комплекс 11-18 вв. включает Верхнюю лавру и ансамбль Ближних и Дальних пещер: Успенский собор (руины; 1073-78, разрушен в 1941), Троицкая надвратная церковь (1108; перестроена в 18 в.), надвратная церковь Всех святых (17 в.), т. н. Ковнировский корпус, церкви Воздвижения на Ближних и Рождества богородицы на Дальних пещерах (все — кон. 17 — нач. 18 вв.), колокольня (18 в.; архитектор И. Г. Шедель)…. смотреть

КИЕВОПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА , мужской монастырь в Киеве. Основан в 1051, с 1598 лавра. В 11-19 вв. крупный религиозный и культурный центр: велось летописание, составлен сборник житий монахов «Киево-Печерский Патерик» (13-15 вв.), действовали иконописная мастерская, типография, школа. В 1929 монастырь закрыт (действовал в 1942-61). С 1926 на его территории — музей-заповедник. В 1988 открыт Свято-Успенский Киево-Печерский монастырь, в 1989 — духовная семинария. Архитектурный комплекс 11-18 вв. включает Верхнюю лавру и ансамбль Ближних и Дальних пещер: Успенский собор (руины; 1073-78, разрушен в 1941), Троицкая надвратная церковь (1108; перестроена в 18 в.), надвратная церковь Всех святых (17 в.), т. н. Ковнировский корпус, церкви Воздвижения на Ближних и Рождества богородицы на Дальних пещерах (все — кон. 17 — нач. 18 вв.), колокольня (18 в.; архитектор И. Г. Шедель)…. смотреть

КИЕВОПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

— мужской монастырь в Киеве. Основан в 1051, с 1598лавра. В 11-19 вв. крупный религиозный и культурный центр: велосьлетописание, составлен сборник житий монахов «»Киево-Печерский Патерик»»(13-15 вв.), действовали иконописная мастерская, типография, школа. В 1929монастырь закрыт (действовал в 1942-61). С 1926 на его территории -музей-заповедник. В 1988 открыт Свято-Успенский Киево-Печерский монастырь,в 1989 — духовная семинария. Архитектурный комплекс 11-18 вв. включаетВерхнюю лавру и ансамбль Ближних и Дальних пещер: Успенский собор (руины;1073-78, разрушен в 1941), Троицкая надвратная церковь (1108; перестроенав 18 в.), надвратная церковь Всех святых (17 в.), т. н. Ковнировскийкорпус, церкви Воздвижения на Ближних и Рождества богородицы на Дальнихпещерах (все — кон. 17 — нач. 18 вв.), колокольня (18 в.; архитектор И. Г.Шедель)…. смотреть

КИЕВОПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

мужской монастырь в Киеве (Украина). Основан в 1051, с 1598 лавра. В 11-19 вв. крупный религиозный и культурный центр: велось летописание, составлен сборник житий монахов «Киево-Печерский Патерик» (13-15 вв.), действовали иконописная мастерская, типография, школа. В 1929 монастырь закрыт (действовал в 1942-61). В 1926 на его территории создан музей-заповедник. В 1988 открыт Свято-Успенский Киево-Печерский монастырь. Архитектурный комплекс 11-18 вв. включает Верхнюю лавру и ансамбль Ближних и Дальних пещер: Успенский собор (руины; 1073-78, разрушен в 1941), Троицкая надвратная церковь (1108; перестроена в 18 в.), надвратная церковь Всех святых (17 в.), т. н. Ковнировский корпус, церкви Воздвижения на Ближних и Рождества Богородицы на Дальних пещерах (все -конец 17 — начало 18 вв.), колокольня (18 в.; архитектор И. Г. Шедель)…. смотреть

КИЕВОПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

мужской монастырь в Киеве (Украина). Основан в 1051, с 1598 лавра. В 11-19 вв. крупный религиозный и культурный центр: велось летописание, составлен сборник житий монахов Киево-Печерский Патерик (13-15 вв.), действовали иконописная мастерская, типография, школа. В 1929 монастырь закрыт (действовал в 1942-61). В 1926 на его территории создан музей-заповедник. В 1988 открыт Свято-Успенский Киево-Печерский монастырь. Архитектурный комплекс 11-18 вв. включает Верхнюю лавру и ансамбль Ближних и Дальних пещер: Успенский собор (руины; 1073-78, разрушен в 1941), Троицкая надвратная церковь (1108; перестроена в 18 в.), надвратная церковь Всех святых (17 в.), т. н. Ковнировский корпус, церкви Воздвижения на Ближних и Рождества Богородицы на Дальних пещерах (все -конец 17 начало 18 вв.), колокольня (18 в.; архитектор И. Г. Шедель)…. смотреть

КИЕВОПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА, мужской монастырь в Киеве. Основан в 1051, с 1598 лавра. В 11 — 19 вв. крупный религиозный и культурный центр; велось летописание, составлен сборник житий монахов «Киево-Печерский Патерик» (13 — 15 вв.), действовали иконописная мастерская, типография, школа. В 1929 монастырь закрыт (действовал в 1942 — 61). С 1926 на его территории — музей-заповедник; включен в список Всемирного наследия. В 1988 открыт Свято-Успенский Киево-Печерский монастырь, в 1989 — духовная семинария. Архитектурный комплекс 11 — 18 вв. включает Верхнюю лавру и ансамбль Ближних и Дальних пещер: Успенский собор (в руинах; 1073 — 78; взорван немецко-фашистскими захватчиками в 1941), Троицкая надвратная церковь (1108, перестроена в 18 в.), надвратная церковь Всех Святых (17 в.), так называемый Ковнировский корпус и др. <br>… смотреть

КИЕВОПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

древнейший из русских монастырей, основан при Ярославе Мудром в 1051 году. В искусственно созданных пещерах, которым монастырь обязан своим названием, … смотреть

КИЕВОПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

(мужск. монастырь, основанный в 1051 при Ярославе Мудром, в 1598 церковь присвоила ему наименование лавры. В 11 ? 2 вв. — один из культурн. центров Др. Руси, средоточие летописания. В наст. вр. К.-П. л. — культурно-историч. заповедник. … смотреть

КИЕВОПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

мужск. монастырь, основанный в 1051 при Ярославе Мудром, в 1598 церковь присвоила ему наименование лавры. В 11 ? 2 вв. один из культурн. центров Др. Руси, средоточие летописания. В наст. вр. К.-П. л. культурно-историч. заповедник…. смотреть

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

киево-печерская лавра

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Ки́ево-Пече́рская Ла́вра — мужской монастырь в Киеве. Основан в 1051, с 1598 лавра. В XI-XIX вв. крупный религиозный и культурный центр: велось летописание, составлен сборник житий монахов «Киево-Печерский патерик» (XIII-XV вв.), действовали иконописная мастерская, типография, школа. В 1929 монастырь закрыт (действовал в 1942-1961). С 1926 на его территории — музей-заповедник. В 1988 открыт Свято-Успенский Киево-Печерский монастырь, в 1989 — духовная семинария. Архитектурный комплекс XI-XVIII вв. включает Верховную лавру и ансамбль Ближних и Дальних пещер: Успенский собор (руины; 1073-78, разрушен в 1941), Троицкая надвратная церковь (1108; перестроена в XVIII в.), надвратная церковь Всех Святых (XVII в.), так называемый Ковнировский корпус, церкви Воздвижения на Ближних и Рождества Богородицы на Дальних пещерах (все — конца XVII — начала XVIII вв.), колокольня (XVIII в.; архитектор И. Г. Шедель).

* * *

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА — КИ́ЕВО-ПЕЧЕ́РСКАЯ ЛА́ВРА, древнейший мужской православный монастырь на Руси; основан в 1051 при Ярославе Мудром (см. ЯРОСЛАВ Мудрый) в Киеве, в 1598 получил статус лавры. В 11-19 вв. Киево-Печерская лавра была крупным религиозным и культурным центром, в котором велось летописание, действовали иконописная мастерская, типография, школа.

Искусственно созданные пещеры (на древнерусском языке — печеры) были в древности местами жительства монахов и храмами, затем только кладбищем. Монахов хоронили в печерах до 16 в. В 11-12 вв. монастырь был одним из культурных центров Древней Руси. В лавре жили и работали древнерусские летописцы, в том числе Нестор (см. НЕСТОР (летописец)). В 13-15 вв. здесь был создан Киево-Печерский патерик (сборник сказаний о жизни монахов). В конце 16-17 вв. после Брестской унии 1596 монастырь приобрел особое значение в борьбе против подчинения римской церкви. В начале 17 в. при лавре была создана первая в Киеве типография. До 18 в. лавра владела обширными землями с крепостным крестьянским населением. В 1926 территория лавры составила историко-культурный музей-заповедник, в 1929 монастырь был закрыт. В период Великой Отечественной войны, в 1942 монастырь возобновил свою деятельность, но в 1961 вновь был закрыт. Немецко-фашистские захватчики разграбили ценности музея-заповедника, повредили и разрушили около 70 памятников и зданий. Начиная с 1944 в Киево-Печерской лавре велись восстановительные и реставрационные работы. На территории заповедника находится ряд музеев. С конца 1980-х гг. началось возрождение монашеской жизни в лавре. В 1988 начал действовать Свято-Успенский Киево-Печерский монастырь, в 1989 открылась духовная семинария.

Архитектурный комплекс Киево-Печерской лавры складывался в 11-18 вв. Он включает Верхнюю лавру и ансамбль Ближних и Дальних пещер. Древнейшие сооружения — Успенский собор (1073-1078, разрушен в 1941, восстановлен полностью в конце 1990-х гг.), Троицкая надвратная церковь (1108, перестроена в 1722-1729). Сооружения в стиле украинского барокко: каменные оборонительные стены (1690-1702), церковь Всех святых (1696-1698) над Экономическими воротами; ряд зданий, возведенных С.Д. Ковниром (Ковнировский корпус); церковь Воздвижения на Ближних пещерах (1700) и церковь Рождества Богородицы на Дальних пещерах (1696); Великая колокольня (1731-45, архитектор И.Г. Шедель) — главная вертикаль Киево-Печерской лавры, связавшая архитектурный ансамбль в единую пространственную композицию.

БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ лавра — мужской монастырь в Киеве. Основан в 1051, с 1598 лавра. В 11-19 вв. крупный религиозный и культурный центр: велось летописание, составлен сборник житий монахов «Киево-Печерский Патерик» (13-15 вв.), действовали иконописная мастерская, типография, школа. В 1929 монастырь закрыт (действовал в 1942-61). С 1926 на его территории — музей-заповедник. В 1988 открыт Свято-Успенский Киево-Печерский монастырь, в 1989 — духовная семинария. Архитектурный комплекс 11-18 вв. включает Верхнюю лавру и ансамбль Ближних и Дальних пещер: Успенский собор (руины; 1073-78, разрушен в 1941), Троицкая надвратная церковь (1108; перестроена в 18 в.), надвратная церковь Всех святых (17 в.), т. н. Ковнировский корпус, церкви Воздвижения на Ближних и Рождества богородицы на Дальних пещерах (все — кон. 17 — нач. 18 вв.), колокольня (18 в.; архитектор И. Г. Шедель).

ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ

КИ́ЕВО-ПЕЧЕ́РСКАЯ ЛА́ВРА — один из крупнейших и богатейших рус. монастырей, считавшийся «старейшим по своей славе». Основателем его был преп. Антоний, а устроителем — преп. Феодосий. Антоний дважды подвизался на Афоне, после 1051 поселился в пещере (печере) над Днепром (отсюда наименование мон., ныне место Дальних пещер), при его келье стала собираться братия. Впоследствии Антоний в поисках уединения удалился на соседний холм (ныне Ближние пещеры). В 1062 братия поселилась «на верху» горы (ныне Верхняя лавра), игуменом монастыря стал преп. Варлаам, после него преп. Феодосий. В отличие от большинства рус. мон. домонгольского периода, К.-П. мон. не являлся ктиторским и устраивался «постепенными подаяниями». Преп. Антоний и Феодосий (канонизированы в 1085) стали родоначальниками осн. направлений в рус. монашестве — отшельничества и общежития. В К.-П. мон. выработалась дисциплина тайной исповеди и ин-т духовничества, Феодосием введен Студийский (Студитов) устав, к-рый сохранялся в рус. монастырях до кон. 14 в. К.-П. мон. являлся средоточием духовной и культурно-хозяйственной жизни Киевской Руси.

К.-П. мон. дал начало всем основным видам иноческих подвигов — мученической кончины, пещерного жительства, затворничества, юродства, молчальничества, послушаний — социального служения и благотворительности, миссионерства, врачебного дела, образования, летописания, книжного дела, зодчества, иконописания и реставрации, гимнографии, ремесел. Из переписки быв. насельника монастыря еп. Владимиро-Суздальского Симона (ум. 1226) и Киево-Печерского священноинока Поликарпа к 1-й трети 13 в. сложился «Киево-Печерский патерик» — известнейший памятник др.-рус. письменности и исторический источник.

С 1071 К.-П. мон. — архимандрия. Более 50 иноков К.-П. мон. занимали епископские кафедры, в их числе святители Никита Новгородский, Леонтий Ростовский, Нифонт Новгородский, Арсений Тверской; нек-рые уходили в обитель на покой (св. Меркурий Смоленский). Среди постриженников монастыря — кн. преп. Никола Святоша; преп. Илия Муромец, известный герой былин, преп. Иеремия и Матфей прозорливые. В 1240 К.-П. мон. разорен нашествием Батыя, с 1362 Киев и монастырь под властью литовских князей, но разорялся во время татарских набегов 1416 и 1482. Был центром борьбы против Брестской унии.

С 1598 К.-П. мон. — лавра, ставропигия Константинопольского патриарха. В 1614 из лаврской типографии выходит первая книга. Архимандрит (впоследствии митрополит) Петр Могила основал в К.-П. Л. уч-ще, положившее начало Киево-Могилянской академии. В 17 в. лавра пользовалась покровительством украинских гетманов (особенно И. С. Мазепы), затем рус. царей. С 1688 подчинена Московскому патриарху, статус лавры подтвержден. С 1786 настоятели — киевские митрополиты; в числе последних — высокопреосвященные Евгений (Болховитинов) и Филарет (Амфитеатров), погребен. в лавре. Монастырь в годы 1-й мир. войны открыл приют для детей павших воинов, госпиталь, выделил более полумиллиона рублей на нужды фронта. 150 насельников находились в действующей армии. Общее число братии к 1917 превышало 300 чел., доходы в 1913 составляли 1,26 млн руб.

Среди наиболее почитаемых святынь К.-П. Л. — нетленные мощи более 120 киево-печерских преподобных в Ближних и Дальних пещерах, святителей Михаила Киевского и Павла Тобольского, глава св. Владимира, иконы Успения и Игоревская. К.-П. Л. — крупнейший объект паломничества: ее посещали святые Игорь, Димитрий Ростовский, Павел Тобольский (умер и погребен в лавре); имп-цы Елизавета I и Екатерина II, имп-ры Александр I, Николай I, Александр II, Николай II; кн. Г. А. Потемкин, А. С. Пушкин, А. Н. Муравьев, гр. А. А. Орлова-Чесменская (крупнейшая благотворительница лавры), Н. С. Лесков, Т. Г. Шевченко, Л. Н. Толстой, М. В. Нестеров, М. А. Врубель, П. А. Столыпин. В К.-П. Л. похоронены кн. К. И. и К. (В.) К. Острожские, митрополит Петр Могила, В. Л. Кочубей, И. И. Искра, монахиня Нектария (кн. Н. Б. Долгорукова), гр. П. А. Румянцев-Задунайский, И. В. Гудович, П. С. Кайсаров, кн. Ф. В. Остен-Сакен, гр. Е. В. Путятин, П. А. Столыпин.

Гл. памятник лавры — «Великая церковь», или собор Успения Пресвятой Богородицы — построен на месте явления огненного столба четырем цареградским зодчим, призванным Божией Матерью возвести церковь на Руси. По преданию, Богородица дала для нее мощи святых и свою икону, впоследствии известную как Печерская. Заложена преп. Феодосием в 1073, освящена в 1089, восстановлена после пожара 1718 в 1722-29; имела семь приделов, расписана в 1893-96 под рук. В. П. Верещагина. Другие церкви — в Верхней лавре: Троицкая над Святыми вратами (1106-08, построена преп. Николой Святошей, перестроена в 1696); Всехсвятская над «Экономич. воротами» (1696-98), Антоние-Феодосиевская трапезная в византийском стиле (1893-95, арх. В. Н. Николаев; интерьеры — арх. А. В. Щусев, художники И. С. Ижакевич, Г. И. Попов, А. А. Лаков); Благовещенская при митрополичьем доме (1904-05); в Больничном монастыре — Никольская (кон. 17 в.) и Божией Матери «Утоли моя печали» (1862); церкви при странноприимище (1865) и новой больнице (1912) во имя Божией Матери Всех Скорбящих Радости; на Ближних пещерах — Крестовоздвиженская (1700), Всех Преподобных Печерских (1839), Сретенская (1854), в самих пещерах — Введенская, Антониевская и Варлаамовская; на Дальних пещерах — Рождество-Богородицкая (1696, на месте храма 11 в.), Зачатия Св. Анны (1679, 1763, 1809-11), в самих пещерах — Благовещенская, Феодосиевская и Христорождественская (вероятно, все они возникли в 11 в.). Большая колокольня (высота 96,5 м) построена арх. И.-Г. Шеделем (И. И. Шейденом) в 1731-45, колокольня на Дальних пещерах — арх. И. Г. Григоровичем-Барским в 1754-61. Большинство церковных и гражданских строений лавры возведены в стиле украинского барокко (арх. С. Д. Ковнир, Д. Аксамитов и др.). В 1698-1701 сооружена каменная стена Верхней лавры на месте стены кон. 12 в. В 1844-45 окружена каменными стенами Нижняя лавра.

В 1918 близ стен лавры был убит проживавший в ней настоятель, митр. Владимир (Богоявленский), один из первых новомучеников (канонизирован РПЦ). 5-8 апр. 1922 произведено изъятие церк. ценностей. В 1923-26 на территории лавры располагался инвалидный городок. С 1926 начался процесс закрытия К.-П. Л., который закончился окончательным выселением братии в нач. 1930. Превращена в музей — «Киево-Печерский гос. ист.-культурный заповедник». Во время нем. оккупации 3 нояб. 1941 при невыясненных обстоятельствах был взорван Успенский собор. Открыта в 1942 во время нем. оккупации по инициативе архиеп. Антония (кн. Абашидзе). Повторно закрыта в 1961. Возрождается с 1988. Относится к юрисдикции Украинского экзархата Московского патриархата, кафедральный собор — церковь во имя Преподобных Антония и Феодосия, заканчивается воссоздание Успенского собора.

Лит.: Евгений (Болховитинов), митрополит. Описание Киево-Печерской лавры. Киев, 1831; Лебединцев П. Киево-Печерская лавра в ее прошедшем и нынешнем состоянии. Киев, 1894; Логвин Г. Н. Киево-Печерская лавра. М., 1958; Килессо С. К. Киево-Печерская лавра. М., 1975; Толочко П. П. Киев и Киевская земля в эпоху феодальной раздробленности XII-XIII веков. Киев, 1980; Очерки истории Киево-Печерской лавры и заповедника. Киев. 1992.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

СИНОНИМЫ

сущ., кол-во синонимов: 1

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Киево-Печерская лавра

⇒ Правильное написание:

Киево-Печерская лавра

⇒ Гласные буквы в слове:

Киевоечерская лавра

гласные выделены красным

гласными являются: и, е, о, е, е, а, я, а, а

общее количество гласных: 9 (девять)

• ударная гласная:

Ки́ево-Пече́рская ла́вра

ударная гласная выделена знаком ударения « ́»

ударение падает на буквы: и, е, а

• безударные гласные:

Киевоечерская лавра

безударные гласные выделены пунктирным подчеркиванием «  »

безударными гласными являются: е, о, е, а, я, а

общее количество безударных гласных: 6 (шесть)

⇒ Согласные буквы в слове:

Киево-Печерская лавра

согласные выделены зеленым

согласными являются: К, в, П, ч, р, с, к, л, в, р

общее количество согласных: 10 (десять)

• звонкие согласные:

Киево-Печерская лавра

звонкие согласные выделены одинарным подчеркиванием «  »

звонкими согласными являются: в, р, л, в, р

общее количество звонких согласных: 5 (пять)

• глухие согласные:

Киево-Печерская лавра

глухие согласные выделены двойным подчеркиванием «  »

глухими согласными являются: К, П, ч, с, к

общее количество глухих согласных: 5 (пять)

⇒ Формы слова:

Ки́ево-Пече́рская ла́вра

⇒ Количество букв и слогов:

гласных букв: 9 (девять)

согласных букв: 10 (десять)

всего букв: 19 (девятнадцать)

всего слогов: 9 (девять)

.

From Wikipedia, the free encyclopedia

Kyivo-Pechers’ka Lavra

Києво-Печерська лавра

Лавра.jpg

View of the Kyivo-Pechers’ka Lavra

Kyivo-Pechers’ka Lavra is located in Ukraine

Kyivo-Pechers’ka Lavra

Kyivo-Pechers’ka Lavra

50°26′3″N 30°33′33″E / 50.43417°N 30.55917°ECoordinates: 50°26′3″N 30°33′33″E / 50.43417°N 30.55917°E
Location Pechersk Raion, Kyiv
Country  Ukraine
Website Official website
History
Dedication Monastery of the caves
Architecture
Architect(s) Theodosius of Kyiv, Anthony of Kyiv
Style Ukrainian Baroque
Years built 1051
Administration
Diocese Disputed

UNESCO World Heritage Site

Official name Kyiv: Saint Sophia Cathedral and Related Monastic Buildings, Kyiv Pechersk Lavra
Location Europe
Criteria i, ii, iii, iv
Reference 527
Inscription 1990 (14th Session)

Kyivo-Pechers’ka Lavra[1][2] (Ukrainian: Києво-Печерська лавра, romanized: Kyievo-Pecherska lavra, Russian: Киево-Печерская лавра), also known as the Kyiv Monastery of the Caves, is a historic Eastern Orthodox Christian monastery which gave its name to one of the city districts where it is located in Kyiv.

Since its foundation as the cave monastery in 1051, the Lavra has been a preeminent center of Eastern Orthodox Christianity in Eastern Europe.[3]

Etymology and other names[edit]

Lithograph of Pechers`ka Lavra, Kyiv,[4] National Gallery of Art Library, Washington, DC

Panorama of the monastery (southward view)

The restored Cathedral of the Dormition, as seen in 2005.

The word pechera means cave. The word lavra is used to describe high-ranking male monasteries for monks of the Eastern Orthodox Church. Therefore, the name of the monastery is also translated as Kyiv Cave Monastery, Kyiv Caves Monastery or the Kyiv Monastery of the Caves (на печерах).[citation needed]

History[edit]

Foundation and early history[edit]

According to the Primary Chronicle, in the early 11th century, Anthony, a Christian monk from Esphigmenon monastery on Mount Athos, originally from Liubech of the Principality of Chernigov, returned to Rus’ and settled in Kyiv as a missionary of monastic tradition to Kyivan Rus’. He chose a cave at the Berestov Mount that overlooked the Dnieper River and a community of disciples soon grew. Prince Iziaslav I of Kyiv ceded the whole mount to the Anthonite monks who founded a monastery built by architects from Constantinople.[citation needed]

The Near Caves of the Kyiv Pechers`ka Lavra. Sketch by the Dutch artist Abraham van Westerveld made in 1651.

Modern history[edit]

Together with the Saint Sophia Cathedral, the Kyiv Pechersk Lavra has been inscribed as a UNESCO World Heritage Site since 1990.[5][nb 1] The monastery complex is considered a separate national historic-cultural preserve (sanctuary), the national status to which was granted on 13 March 1996.[7] The Lavra is not only located in another part of the city, but is part of a different national sanctuary than Saint Sophia Cathedral. While being a cultural attraction, the monastery is once again active, with over 100 monks in residence.[citation needed] It was named one of the Seven Wonders of Ukraine on 21 August 2007.[citation needed]

Until the end of 2022, jurisdiction over the site had been divided between the state museum, National Kyiv-Pechersk Historic-Cultural Preserve,[8] and the Ukrainian Orthodox Church (Moscow Patriarchate) (UOC-MP) as the site of the chief monastery of that Church and the residence of its leader, Onufrius, Metropolitan of Kyiv and All Ukraine.[9][10] In January 2023, the Ukrainian government terminated the UOC-MP’s lease of the Dormition Cathedral and the Refectory Church (also known as the Trapezna Church), returning those properties to direct state control.[11][12] It also announced that the Orthodox Church of Ukraine (OCU) had been granted permission to celebrate a Christmas service in the Dormition Cathedral, on 7 January 2023, Orthodox Christmas by the Old Calendar,[12] a service which was celebrated by Metropolitan Epiphanius at 9am that day.[13]

Hegumens[edit]

The hegumens of Kyiv Pechersk Lavra are listed below.

Years Names Notes
1051-1062 Antoniy
1062-1063 Varlaam
1063-1074 Theodosius (joined the Studite Brethren)
1074-1077 Stefan I Bolharyn
1077-1088 Nikon the Great (before schima Hilarion)
1088-1103 Ioann In 1096 Cumans led by khan Boniak attacked Kyiv and the Cave Monastery.
1108-1112 Theoktistos, became a bishop of Chernihiv
1112-1125 Prokhor
1125-1131 Timothy / Akindin
1132-1141 Pimen the Singer
1142-1156 Theodosiy
1156-1164 Akindin In 1159 the monastery received stauropegic status and since then was known as lavra.
Archimandrites:
1165-1182 Polikarp Pechersky the first archimandrite
1182-1197 Vasiliy
~ 1274 Serapion
~ 1289 Agapit
~ 1377 David
~ 1434 Nikifor
~ 1446 Nicholas
~ 1470 Ioann
~ 1486 Theodosiy
~ 1500 Philaret
1506-1508 Vassian
~ 1509 Jonas
~ 1514 Protasiy
1522-1525 Ignatius
1524—1528 Antoniy
~ 1538 Joachim
1540—1541 Sofroniy
~ 1540s Vassian
~ 1551 Hilarion Pesoczynski
~ 1555 Joseph
1556-1572 Hilarion Pesoczynski
~ 1573 Jonas Despotowicz
1574-1590 Miletieus Chrebtowicz-Bohurnski
1593-1599 Nykifor Tur
1599—1605 Hipatius Pociej
1605—1624 Yelisei Pletenecki
1624-1627 Zakhariy Kopystenski
1627-1646 Peter Mogila
1656—1684 Innocent (Giesel)
1684—1690 Varlaam Yasinski
1691—1697 Miletieus Vujachewicz-Vysoczinski
1697—1708 Joasaph Krokowski
1709 Hilarion
1710-1714 Afanasiy Myslawski
1715-1729 Ioanikiy Seniutovich
1730—1736 Roman Kopa
1737—1740 Hilarion Negrebecki
1740—1748 Timothy Szczerbacki
1748—1751 Joseph Oranski
1752—1761 Luka Belousowicz
1762—1786 Zosima Walkewicz
1786—1792 Metropolitan bishops of Kyiv
1792—1795 Theofilakt Slonecki
1815—1826 Antoniy Smyrnicki
1826—1834 Avksentiy Halicki
1844—1852 Lavrentius Makarov
1852—1862 Ioann Petin
1878—1884 Hilarion Yushenov
1884—1892 Yuvenaliy Polovtsev
1893—1896 Sergiy Lanin
1909—1918 Amvrosiy Bulhakov
1926—1931 Hermohen Golubev

Buildings and structures[edit]

The Kyiv Pechersk Lavra contains numerous architectural monuments, ranging from bell towers to cathedrals to cave systems and to strong stone fortification walls. The main attractions of the Lavra include the Great Lavra Belltower, and the Dormition Cathedral, destroyed in World War II, and fully reconstructed in recent years.[when?] Other churches and cathedrals of the Lavra include: the Refectory Church, the Church of All Saints, the Church of the Saviour at Berestove, the Church of the Exaltation of Cross, the Church of the Trinity, the Church of the Nativity of the Virgin, the Church of the Conception of St. Anne, and the Church of the Life-Giving Spring. The Lavra also contains many other constructions, including: the St. Nicholas Monastery, the Kyiv Theological Academy and Seminary, and the Debosquette Wall.[citation needed]

Great Lavra Belltower[edit]

The Great Lavra Belltower is one of the most notable features of the Kyiv skyline and among the main attractions of the Lavra. 96.5 meters in height, it was the tallest free-standing belltower at the time of its construction in 1731–1745, and was designed by the architect Johann Gottfried Schädel. It is a Classical style construction and consists of tiers, surmounted by a gilded dome.[citation needed]

Dormition Cathedral[edit]

Restored Dormition Church

Built in the 11th century, the main church of the monastery was destroyed during the World War II.

In 1928, the monastery was converted into an anti-religious museum park by the Soviet authorities and no efforts were provided to restore the church after it was destroyed. The temple was finally restored in 1995 after Ukraine obtained its independence and the construction was accomplished in two years. The new Dormition Church was consecrated in 2000.

Gate Church of the Trinity[edit]

The Gate Church of the Trinity is located atop the Holy Gates, which houses the entrance to the monastery. According to a legend, this church was founded by the Chernihiv Prince Sviatoslav II. It was built atop an ancient stone church which used to stand in its place.
After the fire of 1718, the church was rebuilt, its revered facades and interior walls enriched with ornate stucco work made by craftsman V. Stefaovych.
In the 18th century, a new gilded pear-shaped dome was built, the facade and exterior walls were decorated with stucco-moulded plant ornaments and a vestibule built of stone attached to the north end. In the early 20th century, the fronts and the walls flanking the entrance were painted by icon painters under the guidance of V. Sonin.
The interior of the Gate Trinity Church contains murals by the early 18th century painter Alimpy Galik.[citation needed]

Refectory chambers with Church of the Saints Anthony and Theodosius[edit]

The refectory chambers with the Church of the Saints Anthony and Theodosius is the third in a series of temples. The original temple was built in the 12th century and no drawings or visual depictions of it remain. The second temple was built at the time of the Cossack Hetmanate and was disassembled by the Russian authorities in the 19th century. It was replaced with the current temple, often referred to as the Refectory Church of the Kyiv Pechersk Lavra.[citation needed]

All Saints Church[edit]

All Saints Church, erected in 1696–1698, is a fine specimen of Ukrainian baroque architecture. Characteristic of the church facades are rich architectural embellishments. In 1905, students of the Lavra art school painted the interior walls of the church. The carved wooden iconostasis is multi-tiered and was made for All Saints Church in the early 18th century.[citation needed]

Church of the Saviour at Berestov[edit]

The Church of the Saviour at Berestove is located to the North of the Kyiv Pechersk Lavra. It was constructed in the village of Berestove around the start of the 11th century during the reign of Prince Vladimir Monomakh. It later served as the mausoleum of the Monomakh dynasty, also including Yuri Dolgoruki, the founder of Moscow. Despite being outside the Lavra fortifications, the Church of the Saviour at Berestove is part of the Kyiv Pechersk Lavra complex.[citation needed]

Caves[edit]

The Kyiv Pechersk Lavra caverns are a system of narrow underground corridors (about 1-1½ metres wide and 2-2½ metres high), along with numerous living quarters and underground chapels. In 1051, the monk Anthony settled in an old cave in a hill near the Kyiv Pechersk Lavra. This cave received additions including corridors and a church, and is now the Far Caves. In 1057, Anthony moved to a cave near the Upper Lavra, now called the Near Caves.[citation needed]

Foreign travellers in the 16th–17th centuries wrote that the catacombs of the Lavra stretched for hundreds of kilometres, reaching as far as Moscow and Novgorod,[14] spreading awareness of the Kyiv Pechersk Lavra.[citation needed]

Burials[edit]

There are over a hundred burials in the Lavra. Below are the most notable ones

  • Ilya Muromets – in the caves (c. 11th–12th century)
  • Nestor the Chronicler – in the Near Caves (c. 1114)
  • Saint Kuksha – in the Near Caves (c. 1114)
  • Alipy of the Caves – in the Near Caves (c. 1114)
  • Agapetus of Pechersk – in the Near Caves (c. 11th century)
  • Oleg son of Vladimir II Monomakh – in the Church of the Saviour at Berestove (c. 12th century)
  • Eufemia of Kyiv daughter of Vladimir II Monomakh – in the Church of the Saviour at Berestove (1139)
  • Yuri Dolgoruki – in the Church of the Saviour at Berestove (1157)
  • Skirgaila – regent Grand Duke of Lithuania (1397)
  • Konstanty Ostrogski – near the Cathedral of the Dormition (1530)
  • Vasily Kochubey – near the Refectory Church (1708)
  • Ivan Iskra – near the Refectory Church (1708)
  • Pyotr Stolypin – near the Refectory Church (1911)
  • St. Spyridon – in the caves (c. 19th–20th century)
  • Pope Clement I – his head in the Far Caves (his remaining relics brought to San Clemente in Rome by Sts. Cyril and Methodius)

During the Soviet era, the bodies of the saints that lay in the caves were left uncovered due to the regime’s disregard for religion. However, after the fall of the Soviet Union, the bodies were covered with a cloth and to this day remain in the same state.[citation needed]

  • Imperishable relic of saint Ilya Muromets in Kyiv Pechersk Lavra]

    Imperishable relic of saint Ilya Muromets in Kyiv Pechersk Lavra]

  • Monument to Konstanty Ostrogski

Museum[edit]

Eastern Orthodox pilgrim in Kyiv Pechersk Lavra – women must cover their head when entering the lavra.

The Kyiv Pechersk Lavra is one of the largest museums in Kyiv. The exposition is the actual ensemble of the Upper (Near Caves) and Lower (Far Caves) Lavra territories, which house many architectural relics of the past. The collection within the churches and caves includes articles of precious metal, prints, higher clergy portraits and rare church hierarchy photographs. The main exposition contains articles from 16th to early 20th centuries, which include chalices, crucifixes, and textiles from 16th–19th centuries, with needlework and embroidery of Ukrainian masters. The remainder of the collection consists of pieces from the Lavra’s Printing House and the Lavra’s Icon Painting Workshop.[15]
The museum provides tours of the catacombs, which contain remains of Eastern Orthodox saints or their relics. The Caves are of geological interest because they are excavated into loess ground. They form one of the most extensive occurrences of loess caves in the world.[citation needed]

The Lavra museums include:

  • Museum of Historical Treasures of Ukraine
    • Martynivka Treasure
  • Book and print history museum
  • Museum of Ukrainian Folk Art
  • Theater and film arts museum
  • State historical library

Images[edit]

  • Комплекс Києво-Печерської лаври DSC 4451.JPG

  • Вид на Києво-Печерську Лавру.jpg

  • Різдва Богородиці.Лавра.Київ2.jpg

  • Лавра.jpg

  • Cathedral of the Dormition - Kiev Pechersk Lavra (8601807770).jpg

  • Успенський собор Лавра.jpg

  • 80-382-9002 Комплекс Нижньої Лаври 2.jpg

  • Києво-Печерська лавра, вид з мосту Патона.jpg

  • Києво-Печерська лавра.Комплекс Києво-Печерської лаври (Національний заповідник Києво-Печерська Лавра) Київ 01.jpg

  • Kyiv Kyiv Pechersk Lavra 70.JPG

  • 2018 - Комплекс Києво-Печерської лаври.jpg

See also[edit]

  • Šimon
  • Yakun
  • List of UNESCO World Heritage Sites in Ukraine

Notes[edit]

  1. ^ Late 2010 a monitoring mission of UNESCO was visiting the Kyiv Pechersk Lavra to check on situation of the site. At the time the Minister of Culture Mykhailo Kulynyak stated the historic site along with the Saint Sophia Cathedral was not threatened by the «black list» of the organisation.[6] The World Heritage Committee of UNESCO decided in June 2013 that Kyiv Pechersk Lavra, and St. Sofia Cathedral and related monastery buildings would remain on the World Heritage List.[5]

References[edit]

  1. ^ Verkhovna Rada Portal Archived 27 July 2011 at the Wayback Machine This is the official English spelling used by the Ukrainian government
  2. ^ Parliament votes down law on preservation of Kyiv Pechersk Lavra complex Archived 13 July 2011 at the Wayback Machine Interfax-Ukraine, 16 June 2010 at 10:42
  3. ^ Magocsi P.R. A History of Ukraine. University of Toronto Press: Toronto, 1996. p 98.
  4. ^ Department of Image Collections
  5. ^ a b Kyiv Pechersk Lavra, St. Sophia Cathedral remain on UNESCO’s World Heritage List Archived 24 June 2013 at archive.today, Interfax-Ukraine (20 June 2013)
  6. ^ ««Софії Київській та Києво-Печерській лаврі «чорний список» ЮНЕСКО не загрожує» – Міністр культури Михайло Кулиняк» [«Sophia of Kyiv and Kyiv-Pechersk Lavra are not threatened by the UNESCO «black list» — Minister of Culture Mykhailo Kulinyak]. Archived from the original on 11 July 2015. Retrieved 23 June 2017.
  7. ^ «Про надання статусу національного Києво-Печерському держав… — від 13.03.1996 № 181/96» [On granting the status of national Kyiv-Pechersk State… — dated 03.13.1996 No. 181/96]. zakon1.rada.gov.ua. Retrieved 23 June 2017.
  8. ^ «Сайт Національного Києво-Печерського історико-культурного заповідника» [Site of the National Kyiv-Pechersk Historical and Cultural Reserve]. www.kplavra.kyiv.ua. Retrieved 23 June 2017.
  9. ^ «General information — Kyiv Holy Dormition Caves Lavra». 14 November 2016. Retrieved 9 December 2019.
  10. ^ «Head of UOC led solemnities on Synaxis of Near Caves’ Venerable Fathers». Kyiv Holy Dormition Caves Lavra. 11 October 2019. Retrieved 12 December 2019.
  11. ^ «Historical churches of the Kyiv-Pechersk Lavra returned to Ukrainian state from Russia-affiliated church». Euromaidan Press. 5 January 2023.
  12. ^ a b «Ukraine reclaims Kyiv cathedral amid church dispute». ABC News. 7 January 2023. Retrieved 7 January 2023.
  13. ^ «Epiphanius for the first time conducts Christmas service in Holy Dormition Cathedral». www.ukrinform.net. Retrieved 7 January 2023.
  14. ^ Malikenaite, Ruta (2003). Guidebook: Touring Kyiv. Kyiv: Baltia Druk. ISBN 966-96041-3-3.
  15. ^ Kyiv Sightseeing Guide. Kyiv/Lviv: Centre d’Europe. 2001. ISBN 966-7022-29-3.

Sources[edit]

  • Kyiv Pechersk Lavra article in Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary.
  • Kyivan Cave Monastery Archived 23 October 2011 at the Wayback Machine in the Encyclopedia of Ukraine Archived 15 August 2009 at the Wayback Machine.
  • Schotkina, Kateryna. «Kyiv Pechersk Lavra: Take away and Divide» in Zerkalo Nedeli, 11–17 November 2006.

External links[edit]

  • Holy Dormition Kyiv-Pechersk Lavra – Official site (in English, Russian, and Ukrainian)
  • National Kyiv-Pechersk Historico-Cultural Preserve
  • Drawings and Sketches by Students of the Kyiv-Pechersk Lavra Monastery Workshop
  • M. Z. Petrenko. Cave labyrinths on the territory of the National Kyiv-Pechersk Historical and Cultural Reserve. Photo essay. Kyiv, Mystetstvo, 1974.
  • National Kyiv-Pechersk Historical and Cultural Reserve. A set of postcards. Kyiv, Mystetstvo, 1977.
  • Video «Kyiv Pechersk Lavra (4k UltraHD)»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кидаются как пишется
  • Киданул как пишется
  • Кидалова как пишется правильно
  • Кидало или кидала как правильно пишется
  • Кидайтесь как пишется