Киносценарий как пишется 7 класс

Библиографическое описание:

Зубачева, И. О. Как создавать киносценарий. Урок родного языка (русского) в 7-м классе / И. О. Зубачева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 6 (26). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/146/4611/ (дата обращения: 05.03.2023).



Тема урока: Как создавать киносценарий? Подготовка к созданию и написанию киносценария.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: создание и написание киносценария на основе предложенного текста.

Задачи:

− изучить киносценарий как литературное произведение;

− познакомиться с разными видами киносценариев;

− получить понятие компонентов киносценария;

создать киносценарий на основе предложенного текста.

Планируемые результаты:

предметные: развитие творческих способностей обучающихся; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи новых понятий; воспитание интереса к изучению предмета;

личностные УУД: понимание значения родного языка (русского) в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

II. Актуализация знаний. Прочитайте тему урока; вспомните, что вы знаете о киносценарии; подумайте, что узнаете нового.

III. Постановка цели изадач урока. Сообщение цели и задач урока.

IV. Первичное усвоение новых знаний. Изучение нового материала.

Киносценарий литературное произведение, по которому ставится кинофильм. Главным в киносценарии, как и в любом другом литературном произведении, является его основная мысль, его идея.

Киносценарий включает всебя несколько составных частей, из них обязательны две: ремарка — описание (пейзажа, обстановки, поведения действующих лиц и т. п.); монолог, диалог или отдельные реплики действующих лиц.

Кроме ремарок и диалогов, в киносценарии могут быть пояснительные надписи изакадровый текст, то есть звучащий за кадром голос рассказчика. Например: Суздаль. Май 2018 года. (Это — пояснительная надпись.)

За кадром: Город Суздаль известен с 1024 года. Он славится своим ансамблем памятников зодчества… и т. д. (Это — начало текста, звучащего за кадром.)

Пояснительные надписи и закадровый текст используют в тех случаях, когда очень трудно или вообще невозможно показать на экране то, что важно для правильного понимания фильма.

В киносценарии иногда указывается план изображения — степень удалённости кинокамеры от объекта съёмки. Например: общий план — изображение человека во весь рост, обычно на фоне окружающей его среды; крупный план — изображение головы человека или отдельных частей его тела (например, рук), его лица (например, глаз), а также важных для понимания фильма небольших предметов или их деталей.

Обязательной, единой формы киносценария нет. Чаще всего его пишут в форме драматургического произведения (пьесы) или в форме обычного повествования (рассказа, повести).

V. Первичная проверка понимания. Ответьте на вопросы по изученному материалу:

  1. Что такое киносценарий?
  2. Что является главным в киносценарии?
  3. Для чего в киносценарии нужен закадровый текст?
  4. Что такое ремарка?
  5. Что такое общий план?
  6. Что такое крупный план?
  7. В какой форме пишут киносценарии?

VI. Первичное закрепление.

1. Вспомните, какие произведения И. С. Соколова-Микитова вы читали. Как бы вы определили основную тему его творчества?

2. Прочитайте начало одного из рассказов И. С. Соколова-Микитова.

Зимой я возвращался с охоты. Положив на плечо лыжи, я шёл по накатанной снежной дороге. Из школы, стоявшей на краю деревеньки, выбегали после занятий ребята. Шумной толпою, с сумками в руках, они шли серединой деревенской широкой улицы. Я шёл следом, прислушиваясь к весёлым разговорам. На середине деревни, у колодца, ребята остановились.

Задрав головы, они стали смотреть на вершины высоких берёз, где сидели вороны. Кто-то снял шапку и стал махать ею над головой.

И вдруг одна из сидевших на вершине берёзы ворон, взмахнув крыльями, стала тихо спускаться, села на плечо мальчика, махавшего шапкой. Достав из сумок кусочки хлеба, ребята обступили мальчика и стали кормить ворону. Оставшиеся на берёзе вороны, наклонив головы, с удивлением смотрели на свою смелую товарку. С таким же удивлением смотрел и я на всё это. Подойдя, я стал расспрашивать. И вот что я узнал.

Минувшим летом Коля подобрал выпавшего из гнезда плохо летавшего воронёнка, принёс его домой. В сенях избы он устроил из палок небольшую загородку для воронёнка и стал его кормить. Воронёнок очень скоро привык к Коле, хорошо его узнавал, и всякий раз, когда Коля подходил к своему питомцу, тот радостно каркал и махал крыльями. Когда воронёнок подрос, Коля стал выпускать его на волю. Воронёнок неизменно к нему возвращался. Он влетал в открытое окно дома, съедал приготовленное для него угощение. Осенью воронёнок присоединился к другим воронам, но каждый раз, стоило только ему увидеть на улице Колю, слетал с дерева и, к великому удивлению других ворон, садился на его плечо.

3. Подготовьтесь к написанию на основе этого текста киносценария в форме пьесы.

− Определите основную мысль будущего фильма, подберите для него название; придумайте имена друзьям Коли и кличку его питомцу; составьте список действующих лиц.

− Перечитайте три первых абзаца текста; подумайте, где и почему в них возможен диалог или отдельные реплики; какие именно. Напишите их.

Перечитайте последний абзац текста. Постарайтесь мысленно услышать, а потом записать беседу охотника с ребятами. Вероятно, о ручной вороне рассказывал не только Коля, но и его друзья, а охотник (писатель-натуралист!) всем горячо интересовался, обо всём расспрашивал…

VII. Информация одомашнем задании, инструктаж по его выполнению.

«Девчонки и мальчишки! А также их родители.»… А знаете ли вы, что сценарии многих номеров юмористического тележурнала «Ералаш» написаны или по письмам («подсказкам»), детей, или самими детьми? Попытайтесь и вы написать сценарий для одного из номеров тележурнала «Ералаш». «В какой форме: пьесы или рассказа?» — спросите вы. В любой! Какая вам больше нравится?

Озаглавьте сценарий в зависимости от того, какая мысль в нём будет основной.

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

— Продолжите предложения. Сегодня на уроке я узнал … Мне осталось непонятным … Полученные на уроке знания и умения я смогу применить … Особенно мне понравилось … Мое настроение … Оценка учителя.

Литература:

  1. Никитина Е. И. Русский язык. Русская речь. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина. — М.: Дрофа, 2010. — Стр. 57–65.

Основные термины (генерируются автоматически): киносценарий, литературное произведение, III, закадровый текст, какая форма, крупный план, необходимая информация, общий план, основная мысль, предложенный текст.

Похожие статьи

Формы и методы работы с литературным произведением

— систематизировать планы анализа художественных текстов различного типа

Таким образом, младшие школьники при определенных условиях начинают воспринимать литературное произведение как искусство слова в единстве его формы и содержания.

Взаимодействие читательской и зрительской деятельности на…

На первый план выходит кино.

Объясняя главную мысль просмотренного произведения, школьники анализируют, совпадает ли она с таковой в сценарии и

По итогам такого анализа происходит сравнение литературных и экранных версий одного и того же произведения.

Курс-практикум «Работа с текстом» | Статья в сборнике…

Составление плана. Подробный план, сжатый план.

— Определите тему и основную мысль текста. Что помогает правильно ответить на вопрос?

Определите тему, основную мысль, идеи текстов. При помощи каких языковых средств реализуется замысел в данных текстах?

Создание текстов на уроках литературы | Статья в журнале…

Текст (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, сочетание») — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.

Сценарий — структурная основа создания фильма-портрета

Фильмпроизведение коллективное.

На разных этапах истории киноискусства в понятие «киносценарий» вкладывалось различное содержание — от конспекта будущего фильма до литературного произведения, предназначенного для исполнения в кино.

Текстоорганизующая роль финального абзаца-предложения

Чтобы выявить роль финального АП необходимо рассмотреть его на фоне всего текста. Реализация основной темы рассказа основывается на

Диктемы-резюме синсемантичны, т.е. они реализуют свое значение только в составе всего текста или его крупного фрагмента.

Практика анализа фрагмента текста: диалог персонажей.

Процесс понимания и толкования текста помогает осуществить диалог его творца с читателем через текст, который является законченным

Понимание и эмоциональное восприятие текста происходит в процессе постепенного «наращивания смыслов» взаимодействующих МК.

Современные тенденции иллюстрирования художественной…

По нашему мнению, воспроизведение литературного текста средствами изобразительного искусства будет достаточно полным, если при создании иллюстраций учитывались ее основные функции, такие как: информативность, эмоционально-психологическая нагрузка, эстетичность.

Экранизация как форма киноискусства | Статья в журнале…

Прямая экранизация, которая точно передаёт текст книги (Переносятся сюжет, побочные линии, образы персонажей и даже диалоги с закадровым текстом.

По мотивам книги (Суть данных фильмов в том, чтобы показать литературное произведение в новом виде, в новом ракурсе.

Пример литературного сценария: Летнее утро. По улице спешат по своим делам люди. Из подъезда дома № 7 выходит Антон и вяло двигается к автобусной остановке на той стороне улицы. У светофора он задерживается, дожидаясь зеленого света, а затем, вместе с десятком других прохожих, спешит перейти дорогу. По обе стороны «зебры» урчат моторами автомобили. Светофор пиканьем отмеряет секунды, отведенные на переход улицы. Или вот так: Летнее утро. На улице светло. Общий план: жилой дом, около него проезжая часть, светофор. Из подъезда выходит Антон. Он ждет, когда загорится зеленый свет, и переходит улицу, двигаясь в сторону камеры. Следующий план. Забор, за ним находится парк. Антон идет вдоль забора, камера следует за ним. И так далее по каждой сцене: кто, что, куда и зачем. То есть литературный сценарий – это подробное описание того, что будет происходить в каждой сцене фильма. При желании и наличии времени можете сделать даже полноценное описание места действия и поведения героев. Сценарная форма упрощается исключительно из-за временных рамок, ведь все же это не конечный продукт, а лишь часть долгого съемочного процесса. Как видите, изложение литературного сценария достаточно вольное и не требует знания каких-то особых правил. Однако это допустимо в случае, если вы знаете того, для кого пишете, а они знают вас.

Киносценарий к одной из серий «Ералаша»
«Мы всё знаем»

Крупным планом. Идёт урок. Учительница пот ходит к ученику, укоризненно смотрит на него смотрит.
Диалог.
— Эх, Иванов,опять не подготовился.
Закадровый голос. Мама сказала ему доделать домашнее задание, а он под тетрадку засунул книжку и читал » Дети синего фламинго»… до одиннадцати вечера! И не выучил ни одного урока!
Вздыхая. Эх, Иванов, Иванов…
Диалог.
— А откуда вы это знаете?- удивился Иванов.
-Да у тебя на лбу всё написано!
редним планом. Перемена. К Иванову подходит мальчик.
Говорит грозно:
Диалог.
-Ты, Иванов зря меня хочешь меня бить, чтобы я не сопротивлялся и на тебя смотрела вся школа. Я тебе, Иванов почти ничего плохого не делал. И учти Иванов, я записался на бокс, так что.
Средним планом. Мальчик показал иванову кулак.Иванов удивлёно:
Диалог.
— Ты откуда про это знаешь? Кто тебе сказал?
— Да что тут знать, когда у тебя всё на лбу написано!
Крупным планом. В столовой Иванов ждёт, когда ему дадут обед.
Повар:
— Нет, Иванов, никакой добавки не будет.
Закадровый голос. А уж о пелеменях в школе и думать нечего. И тем более о газировке на третье.
Средним планом.Иванов забирая пюре с котлетой.
Диалог
— А вам — то откуда известно?
— Ой, да у тебя всё на лбу написано. Приятного аппетита!
Общим планом. После уроков идёт домой. К нему сзади подбегает девочка, говорит:
Диалог. Зря ты думаешь, что я в субботу с тобой в кино пойду и буду смотреть не на экран, а на тебя до конца сеанса. Больно надо!
— Вы что, с ума посходили все!? Да что вам от меня надо? Что, по кино тоже на лбу написано, да?
Общим планом. Девочка ничего не говорит, достаёт зеркальце. Иванов смотрится в него, раздвигает чёлку,а на лбу написано «всё».

 Киносценарий на основе рассказа Геннадия Яковлевича Снегирёва «Белёк»

Киносценарий на основе рассказа Геннадия Яковлевича Снегирёва «Белёк»

 Действующие лица Иван Максимович Новиков, Максимыч – капитан корабля, пожилой мужчина, ворчливый, но добрый; Геннадий Яковлевич Снегирёв – писатель, мужчина 40 лет, очень наблюдательный; Николай Егорович Степанов – старый бывалый матрос; Владимир Власов – молодой матрос, в морском плавании впервые; Матросы

Действующие лица

  • Иван Максимович Новиков, Максимыч – капитан корабля, пожилой мужчина, ворчливый, но добрый;
  • Геннадий Яковлевич Снегирёв – писатель, мужчина 40 лет, очень наблюдательный;
  • Николай Егорович Степанов – старый бывалый матрос;
  • Владимир Власов – молодой матрос, в морском плавании впервые;
  • Матросы

  Кадр №1   Корабль пробивался сквозь мощные льдины, разрезая их узкой полоской.

Кадр №1

Корабль пробивался сквозь мощные льдины, разрезая их узкой полоской.

   Кадр №2     Общий план. Золотистое яркое солнышко светит в глаза писателю своими длинными лучами.  Монолог писателя: -Куда ни глянешь, вокруг одни льды. Белые, зеленоватые, блестящие на солнце. И вдруг писатель заметил среди пушистых снегов два чёрных-пречёрных глаза. Это были глаза детёныша тюленя.

Кадр №2

Общий план. Золотистое яркое солнышко светит в глаза писателю своими длинными лучами. Монолог писателя:

-Куда ни глянешь, вокруг одни льды. Белые, зеленоватые, блестящие на солнце.

И вдруг писатель заметил среди пушистых снегов два чёрных-пречёрных глаза. Это были глаза детёныша тюленя.

 Кадр №3   Писатель волнующим и быстрым голосом говорит капитану, только что вышедшего из каюты: Быстрей! Сюда! Сюда! Кто-то за бортом. Вернёмся назад. Кажется, это белёк! -Хорошо. Понял вас, Геннадий. Разворачиваем ледокол. Диалог Ивана Максимовича с молодым матросом: -Володя, немедленно спустить шлюпку на льдину! -Так точно. Понял Вас капитан!

Кадр №3

Писатель волнующим и быстрым голосом говорит капитану, только что вышедшего из каюты:

Быстрей! Сюда! Сюда! Кто-то за бортом. Вернёмся назад. Кажется, это белёк!

-Хорошо. Понял вас, Геннадий. Разворачиваем ледокол.

Диалог Ивана Максимовича с молодым матросом:

-Володя, немедленно спустить шлюпку на льдину!

-Так точно. Понял Вас капитан!

 Кадр №4 Холодный и жгучий обжигающий ветер обдувал лица матросов. Матросы увидели детёныша тюленя. Диалог матросов и Николая Егоровича: -Надо его к нам на борт! -Да, сделайте для него на палубе подстилку, а мы его аккуратно перенесём. Николай Егорович. Ребята, я против вмешательства в природу! Послушайтесь меня!

Кадр №4

Холодный и жгучий обжигающий ветер обдувал лица матросов. Матросы увидели детёныша тюленя. Диалог матросов и Николая Егоровича:

-Надо его к нам на борт!

-Да, сделайте для него на палубе подстилку, а мы его аккуратно перенесём.

Николай Егорович. Ребята, я против вмешательства в природу! Послушайтесь меня!

 Кадр №5 Матросы с маленьким тюленем на палубе, белёк потихоньку плачет. Диалог матросов. Что же делать, он плачет? Дай ему молочка с бутылочки. Да, он не пьёт его, а ползёт к борту! Знаете что?! Необходимо положить детёныша на тоже место.

Кадр №5

Матросы с маленьким тюленем на палубе, белёк потихоньку плачет.

Диалог матросов.

  • Что же делать, он плачет?
  • Дай ему молочка с бутылочки.
  • Да, он не пьёт его, а ползёт к борту!
  • Знаете что?! Необходимо положить детёныша на тоже место.

 Кадр №6 После того как все моряки с осторожностью положили белька на место, корабль со спокойствием поплыл дальше.

Кадр №6

После того как все моряки с осторожностью положили белька на место, корабль со спокойствием поплыл дальше.

СНИМАЕМ КИНО

(составление киносценария по рассказу А.П.Чехова «Хирургия»)

ЦЕЛЬ: закрепить знания, полученные по теме «Киносценарий», познакомиться с разными видами сценариев, углубить понятие компонентов киносценария, начать работу над составлением киносценария по рисункам.

ХОД УРОКА

1) Эпиграфы на доске

«Искусство требует знаний»

(Б.Брехт)

«Истинное воображение требует гениального знания»

(А.С.Пушкин)

«…едва есть ли высшее из наслаждений, как наслаждение творить»

(Н.В.Гоголь)

«Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»

(П.И.Чайковский)

2) Фотовыставки, выставки книг

3) Вступительное слово учителя:

«Некоторые знания по теме «Составление киносценария» мы с вами уже имеем, т.к. составляли устный сценарий народных сказок, писали киносценарий по рассказу Л.Н.Толстого «Пожарные собаки». Каждая группа представляла драматургический сценарий по басням И.А.Крылова, писала сценарий короткометражного фильма по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том…».

А сегодня, ребята, я рада встрече с вами в студии «7Б», где идет работа по составлению киносценария и съемка фильма по рассказу А.П.Чехова «Хирургия».

На съемочной площадке работают 4 группы учащихся:

1 группа – знатоки сценарного искусства;

2 группа – сценаристы;

3 группа – художники;

4 группа – актеры и режиссеры.

Кино – самое доступное для нас искусство, но, как говорил Б.Брехт, оно «требует знаний», без теоретических знаний мы не выполним данную работу. Привести свои знания в систему нам помогут знатоки сценарного искусства.

Работа 1 группы – знатоки сценарного искусства.

РАБОТА НАД СПЕЦИАЛЬНЫМИ ТЕРМИНАМИ

Кино – (греч.) – двигаю, двигаюсь.

Кино – слияние разных видов искусства: литературы, живописи, музыки, мастерства актеров, режиссера, оператора.

Фотокадр – снимок, фиксирующий одно положение объекта.

Монтажный кадр – составная часть фильма, содержащая какой-либо момент действия.

Сценарный кадр – изложение содержания и подробное описание снимаемого действия.

Телевизионный кадр – изображение, получаемое на экране в результате одного полного цикла.

Кинокамера

Наезд, отъезд, наплыв

Панорама (горизонтальная, вертикальная)

Планы изображения (общий, средний, крупный)

Диалог, монолог, внутренний монолог

Закадровый голос, ремарка, реплика.

Сценарий – (итал.) – краткое изложение содержания, сюжетная схема произведения.

Работа 2 группы – сценаристы

Киносценарий – литературное произведение, по которому ставится кинофильм.

П А М Я Т К А

Как составить киносценарий на основе текста художественного произведения

1. Внимательно перечитайте произведение.

2. Напишите названия эпизодов.

3. Разделите эпизоды на сцены.

4. Составьте список действующих лиц

5. Напишите первый вариант сценария.

6. Усовершенствуйте написанное.

7. Аккуратно, грамотно оформите работу

СОЗДАНИЕ КИНОСЦЕНАРИЯ

Название (предложения учащихся): «Хирургия», «Горе-врач (доктор)», «Удаление зуба», «Страдание дьячка»

Действующие лица и исполнители:

Фельдшер – Сергей Кузьмич Курятин

Дьячок – Ефим Михеич Вонмигласов

3. План эпизодов

Встреча дьячка Вонмигласова и фельдшера Курятина в земской больнице.

Разговор героев, жалоба на зубную боль.

Первое удаление (неудачное).

Скандал, шум.

Второе удаление (зуб сломался).

Ругань.

РАБОТА НАД СЦЕНАРНЫМИ КАДРАМИ КИНОСЦЕНАРИЙ

кад-ра

Пояснитель-ный текст (время, место и т.д.)

План

съем-ки

Содержание кадра (монологи, диалоги, поведение героев) ремарки

Звуковые, музыкальные эффекты,

закадровый голос

1.

Земская больница, приемная доктора

Общий

За столом фельдшер Курятин, лет 40, поношенная жилетка, истрепанные брюки, в руке – сигарета.

Читает автор (закадровый голос)

2.

Приемная, бутыль с карболовым раствором на столе.

Сред-ний

Входит дьячок в рясе, коренастый, на носу бородавка, крестится на бутыль, кладет просфору, кланяется фельдшеру.

Читает автор (закадровый голос)

3.

Фельдшер зевает, сидя за столом. Дьячок стоит у входа.

Круп-ный общий

Ф- «А…а, моё вам, с чем пожаловали?»

Д- «С воскресным днем вас, Сергей Кузьмич…» (рассказ о боле в зубе)

Вопли дьячка

4.

Дьячок садится, фельдшер заглядывает в рот.

Сред-ний

Ф — «М-да, садитесь, раскройте рот!»

Д – «Отец дьякон велели водку с хреном прикладывать – не помогло, Гликерия Анисимовна дали на руку ниточку носить…»

Ф – «Предрассудок, вырвать его нужно»

Д – «Вам лучше знать…»

Читает автор (вступление в диалог)

5.

Фельдшер стоит у щкафа, роится в иснтрументах

Общий

Ф – «Пустяки, хирургия пустяки…Раз плюнуть, зубы разные бывают. Одни рвешь щипцами, другой – козьей ножкой..»

Слышится звук металла

6.

В руках фельдшера сначала ножик, а потом щипцы.

Общий

Ф – «Ну-с, раскройте рот пошире, сейчас мы его, таво…»

Д – «Благодетели вы наши»

Ф – «Не рассуждайте ежели у вас рот раскрыт…»

7.

Дьячок хватает его за руки.

Круп-ный

Д – «Отцы наши, мать присвятая,…ввв»

Ф – «Не хватайте руками, сейчас, вот-вот»

Д – «Ангелы! Дергай! Чего пять лет тянешь»

Ф – «Хирургия, сразу нельзя»

Крик дьячка

8.

Дьячок поднимает колени, фельдшер тянет зуб.

Сред-ний

Закадровый голос. Прерывистое дыхание

9.

Дьячок лезет пальцем в рот.

Круп-ный

Д – «Тянул, чтоб тебя так на том свете потянуло, не умеешь рвать, не берись, света божьего не вижу»

Ф – «А ты зачем руками хватаешь, слова разные. Дура!»

Д – «Сам ты дура»

Плач дьячка.

3 группа – работа художников по созданию диафильма.

1. Нарисовать кадры сценария

2. Подписать кадры

(Диафильм прилагается)

4 группа – работа актеров и режиссеров

Режиссёр (фран.) – постановщик спектаклей, фильмов; на основе творческого замысла (истолкования произведения) объединяет работу всех участников: художников, актеров, музыкантов и т.д.

На основе литературного сценария режиссер будущего фильма создает режиссерский сценарий.

Игра актеров.

Создавать смешное – редкий дар.

Смех – лучшее лекарство.

АФИША

СМОТРИТЕ

Студия «7Б» представляет фильм

«ГОРЕ-ДОКТОР»

по рассказу А.П.Чехова «Хирургия».

В РОЛЯХ:

фельдшер С.К.Курятин

дьячок В.М.Вонмигласов

АВТОРЫ СЦЕНАРИЯ.

ТЕКСТ ЧИТАЕТ

СПЕШИТЕ ПОСМОТРЕТЬ!!!

Просмотр кинофильма «Горе-доктор» по рассказу А.П.Чехова «Хирургия»

Работа групп оценена на «отлично»

ПРИЛОЖЕНИЕ №

Воропаева Любовь Петровна, МОУ СОШ № 34

СОСТАВЛЕНИЕ КИНОСЦЕНАРИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

К творческим работам, которые заставляют особенно интенсивно вчитываться в текст, перечитывать его, относится составление киносценария. В процессе работы над киносценарием школьник становится как бы соавтором писателя, пытается проникнуть в тайны слова, в образы, запечатленные автором, испытывает при этом большое напряжение ума сердца и в результате своих маленьких находок получает эстетическое удовлетворение.

Составляя киносценарий, ученик как бы заново воспроизводит в воображении жизнь героя, иными словами, киносценарий усиливает сопереживание, оживляет образное видение, что в конечном итоге приводит к медленному, вдумчивому чтению, глубокому восприятию произведения.

Что такое киносценарий?

Какова же методика работы над киносценарием?

К и н о с ц е н а р и й — литературное драматургическое произведение, по которому ставится фильм.

Кино принадлежит к искусствам синтетическим, то есть рождающимся из органического слияния разных видов искусства: литературы, живописи, музыки, мастерства актера, режиссера и оператора. Современный кинофильм поэтому является произведением коллективным, так как в создании его участвуют представители разных творческих профессий.

Киносценарий – идейно-художественная основа фильма. Он должен прежде всего выражать позицию автора, которая определяет своеобразие, художественную органичность и цельность будущего фильма.

Работе по созданию киносценария отводится большое внимание в учебном комплексе под редакцией В. Бабайцевой.

Е.И.НИКИТИНА «Русская речь. Развитие речи»

5 класс – Что такое киносценарий?

Напишите киносценарий на основе рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки»

6 класс – Как создать киносценарий?

Напишите киносценарий на основе рассказа Г.Снегирева «Белёк»

7 класс – Как создать киносценарий в разных формах?

Напишите киносценарий в форме пьесы по рассказу И.С.Соколова-Микитова

Напишите фрагмент киносценария на тему «Электроник на уроке»

Напишите сценарий одного из номеров киножурнала «Ералаш»

8 класс – Напишите сценарий фрагмента по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

7-й класс

Как написать киносценарий?

ЭТАПЫ УРОКА

I. Выразительное чтение текста «Звезды» (4–5
мин.)

Нас было в спальне одиннадцать человек. У
каждого из нас отец был на фронте. И при каждой
похоронке, приходившей в детдом, одиннадцать
маленьких сердец замирало в тревожном ожидании
страшной вести. Но черные листки шли в другие
спальни, и мы с облегчением выдыхали задержанный
воздух и продолжали опять ждать отцов. Это было
единственное чувство, не угасающее всю войну.

В чистое майское утро, наполненное запахом
клейких молодых листочков, мы узнали, что война
кончилась. Кто-то открыл настежь окна и крикнул
громогласно: «Ура! Победа!». С наших лиц как будто
сошла пелена. На порозовевших, посветлевших
лицах появилась почти забытая улыбка. И вдруг мы,
все одиннадцать человек, громко рассмеялись. Мы
поняли, что дождались отцов и нам больше нечего
бояться почтальонши.

В честь праздника Победы в детдоме готовился
праздничный концерт. Витька Козырев разучивал
песенку, в которой говорилось о долгожданной
встрече с родной армией. Эту песенку хотели петь
и другие ребята, но Витька сказал: «Я ждал отца
дольше, чем вы, он ушел на фронт еще в 1939-м…
Поэтому лучше, чем я, никто ее не споет». Мы
согласились с ним. Надо было видеть, как
преображалось лицо Витьки, когда он репетировал.
Глаза утрачивали тоскливое выражение и
приобретали особенную яркость. Казалось, они
светились от счастья и разбрызгивали искры
радости на все вокруг. На загорелом лице
напряженные мускулы беспрестанно двигались, как
будто тоже испытывали необъяснимый восторг и
веселость.

Накануне праздника никто не спал. Заблестевшие
на ночном небе звезды казались нам звездочками
на отцовских погонах. Вот они, совсем рядом, –
протяни руку, и она коснется небритой отцовской
щеки. Все лежали и представляли себе, как они
встретят родных, как примеряют отцовскую
пилотку, как прикоснутся к боевым наградам…
Внезапно Сашка нарушил тишину: «А вы знаете, что
свет от звезды идет очень долго. Может так
случиться, что звезда погасла миллионы лет назад,
а ее свет мы видим сейчас». Но ребята,
замечтавшись, казалось, не обратили внимания на
эти слова, и они растаяли в тишине.

Когда утром появилась почтальонша, никто не
насторожился. Все носились по школе, как
угорелые. Мы спросили, кому письмецо. Почтальонша
молча протянула Витьке черный листок. Вдруг все
смолкло. Было непонятно и страшно. Лицо Витьки
потемнело, лучистые глаза погасли, высокий
чистый лоб прорезала глубокая складка. Взгляд
его был не то чтобы скорбным, а каким-то
виноватым, рассеянным, беспомощным. «Сообщаем
вам, что ваш отец, майор Козырев, пал смертью
храбрых 7 мая 1945 года…» – чеканя каждое слово,
сказал чужой, не Витькин голос. И всем стало ясно,
что свет от далекой звезды шел действительно
долго.

(По А.Приставкину)

II. Беседа с классом (до 5 мин.)

1. О чем этот текст?

2. Какова его главная мысль?

3. Докажите, что в этом отрывке из произведения
использованы все три типа речи
(повествование – о жизни ребят в детдоме;
описание – описание состояния природы и
человека; рассуждение – о свете далеких
звезд).

III. Лексическая работа (2 мин.)

Похоронка – определите значение слова;
найдите текстовый синоним (черный листок).


Почтальонша – разговорное слово, обратите
внимание на его орфографию.

IV. Слово учителя: постановка задачи (3 мин.)

Сегодня нам с вами предстоит необычная работа с
этим текстом: попробуем по нему написать
киносценарий.

Кто может дать толкование слова киносценарий?

Прежде чем снимать фильм, режиссеру (а снимает
фильм или ставит спектакль именно он) необходим
сценарий фильма. В сценарии указываются не
только реплики говорящих (для актеров), но и
указываются их костюмы (для костюмера),
описываются лица (для гримера), интерьер (для
декоратора), каким и где должен быть свет (для
осветителя) и т.д. В съемках фильма заняты люди
более чем 500 профессий.

Но главное все же – сценарий. Сценарий
отличается от исходного текста, и сегодня мы с
вами в этом убедимся.

Сколько героев участвует в нашем «фильме»? (12:
одиннадцать ребят и почтальонша.)

Сколько реплик произносят герои? (Четыре.)

Достаточно ли этого для того, чтобы были поняты
тема и основная мысль текста? Нет. Поэтому, нам
надо составить такие диалоги, чтобы без ремарок
(замечаний сценариста) было понятно, о чем пойдет
речь в нашем фильме.

В нашем тексте 5 абзацев. Будем считать, что это 5
сцен фильма. Сейчас вы разобьетесь на 5 групп, и
каждая группа распишет реплики для своей сцены.
Потом мы соединим все сцены в сценарий и
«прорепетируем» (прочтем в лицах) его. Главный
вывод, который мы должны сделать: донесли ли мы до
зрителей ту идею, которую поднимает в данном
тексте А.Приставкин?

V. Формирование групп. Работа в группах (до 10
мин.)

Номер группы соответствует номеру сцены. Пока
дети составляют диалоги, учитель контролирует
процесс, подсказывает необходимое. При желании
можно дать имена «безымянным» мальчикам, но об
этом надо условиться заранее. Лучше всего список
составить на доске.

VI. Защита проекта по группам (до 10 мин.)

Представители от групп разыгрывают
приготовленную сцену в лицах.

Сцена 1. Будни в детдоме.

– Почтальонша идет!

– Какое у нее лицо, видел?

– Печальное.

– Опять, значит, с похоронкой.

Пусть пройдет мимо нашей спальни, Господи! Ну
пожалуйста…

– …

– Мимо! Мимо! Мимо!

– Папа, милый мой папа, увидимся, значит, скоро
увидимся…

Сцена 2. Победа!

– Ребята, я сейчас нашего учителя видел, что-то
случилось необычное.

– Что может быть еще хуже того, что мы пережили?

– Нет, Сашка, это «что-то» хорошее. – Его глаза
так и светились от счастья.

– Неужели, конец войне?

– Слышали, нас собирают в столовой всех…
Побежали!

– Значит, все-таки победа!

– Ты что делаешь, Колька? За открытое окно
ругать будут.

– Ну и пусть. Пусть меня ругают, наказывают, мне
теперь все равно. Я об этом кричать буду на весь
свет, понимаешь? Вот так громко и радостно: «Ура!
Победа!».

Сцена 3. Подготовка к концерту.

– Ребята, от нашей спальни нам поручили
приготовить стихотворение и вот эту песню. Кто
хочет петь?

– Я!

– И я!

– А почему ты? Я тоже хочу петь. У меня и голос
есть.

– Здесь голос не важен. Такую песню споет любой,
ведь она о долгожданной встрече с нашей армией.
Ее буду петь я!

– Ребята, прекратим спор. Эту песню буду петь я.
Я отца дольше всех вас ждал и думаю, что я
заслужил это право.

– Как это ты дольше всех ждал? Мой отец тоже на
войне с первых же дней…

– Мой ушел воевать еще в 39-м…

– Да, ты прав. Твой отец воюет больше всех. Бери
текст, учи. Эта песня твоя по праву.

Сцена 4. Ночь накануне концерта.

– Коль, ты почему не спишь?

– Не могу. Я об отце думаю. Вот бы было здорово,
если бы он завтра во время концерта в зал вошел…

– Это невозможно. Между нами знаешь какое
огромное расстояние!

– Знаю. Но ведь так хочется…

– А я отца последние ночи во сне вижу. Смотрю на
звезды, глаза слипаются, и вот эти звезды уже на
погонах моего отца. А он такой радостный, меня
прижимает к себе и все рассказывает,
рассказывает…

– А у моего звезды не только на погонах. Он еще и
Звезду Героя получил. Поскорее бы ее увидеть. Она,
наверное, светится в темноте, как звезда на небе.

– …

– А вы знаете, что свет от звезды идет очень
долго? Может так случиться, что звезда погасла
миллионы лет назад, а ее свет мы видим сейчас. Эй,
вы что, спите? Не слышат. Ладно, и я буду спать…

Сцена 5. Похоронка.

– Здравствуйте, тетя Галя. Кому письмо?

–Тетя Галя, у нас концерт через 10 минут.
Проходите в столовую. Там есть еще места.

– Тетя Галя, вы не с хорошими вестями?

– Нет, мои родные, к сожалению, нет.

– Но ведь уже победа! Ведь уже все кончено!

– Видать, задержалось в дороге…

– А кому, тетя Галя?

– Козыреву.

– Витьке?

– Не может быть. А где Витька?

– Вон идет.

– …

– Сообщаем вам, что ваш отец, майор Козырев, пал
смертью храбрых 7 мая 1945 года…

– …

– Оставьте его, ребята, он стойкий, он это
переживет. Просто ему надо побыть одному…

– Теперь ясно.

– Что тебе ясно?

– Что свет от далеких звезд действительно идет
долго.

VII. Учитель подводит итог (2 мин.)

1. Удалось ли нам сохранить авторский замысел?

2. Что особенно хотелось передать автору в
тексте? (Настроение, чувства.)

3. Смогли ли мы в сценарии это сделать?

4. Как вы думаете, когда снимается кино, с
помощью еще каких средств передаются оттенки
чувств и настроений? (Крупный план, акцент на
отдельных частях лица, мимика, жест, походка,
свет, грим и т.д.)

VIII. Творческое задание: ответьте на вопросы (2
мин.)

Как
вы думаете, выступал ли на концерте Витька с
песней?

Каким было его душевное состояние?

Витька на концерте пел. Сначала его голос
дрожал, но потом он взял себя в руки, вспомнил, что
эта песня не только о его отце, но еще и обо всех
защитниках нашей Родины, справился с волнением и
допел ее до конца. Но сразу же после выступления
он сбежал со сцены и убежал в сад. Никто не
проронил ни слова
все знали, какую страшную
весть он получил сегодня.

IX. Итоги урока. Выставление оценок

При выставлении оценок следует принять во
внимание работу в группах (заслушивание
руководителей групп), умение воспроизводить
реплики диалога и активность на уроке. Эта оценка
может быть суммарной: работа в группе = диалог =
работа в классе.

X. Домашнее задание. Эпизод изучаемого вами
произведения по литературе (абзац) представьте в
виде одной сцены киносценария. Назовите фильм и
сцену.

С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.

Так сложилось, что буквально на днях мне предложили написать сценарий кинофильма (точнее его подвида — телефильма). Собственно, сначала я предложил идею для сценария (причем без всякой меркантильной выгоды, просто от души), а будущий продюсер фильма сказал: «Раз все это у тебя в голове сидит, так и расписывай по сценам!»

Опыт написания у меня на тот момент был нулевой (да и сейчас не сильно ушел вперед).

От сценариста, тем более начинающего, требуется обычно два документа: сценарий литературный и синопсис. Есть еще сценарий режиссерский с раскадровкой и хронометражем, но это уже не наша забота. Пусть Михалков с Бондарчуком мучаются!

Сценарий литературный

Это, скажем так, самый настоящий и полновесный сценарий. Его задача — в художественной форме пересказать фабулу будущего фильма. Пишется он так же, как пишется любое литературное произведение. Вот почему так легко выпустить книгу по фильму. Она ведь практически готова!

Иногда упоминают об отличии в диалогах: сценарные реплики обязаны быть живыми, в отличие от правильных литературных диалогов в художественной литературе. Но в последнее время писатели всех мастей тоже вовсю используют разговорный стиль, посему данное замечание уже, на мой взгляд, не актуально.

Пример литературного сценария:

Летнее утро. По улице спешат по своим делам люди. Из подъезда дома № 7 выходит Антон и вяло двигается к автобусной остановке на той стороне улицы. У светофора он задерживается, дожидаясь зеленого света, а затем, вместе с десятком других прохожих, спешит перейти дорогу. По обе стороны «зебры» урчат моторами автомобили. Светофор пиканьем отмеряет секунды, отведенные на переход улицы.

Или вот так:

Летнее утро. На улице светло. Общий план: жилой дом, около него проезжая часть, светофор. Из подъезда выходит Антон. Он ждет, когда загорится зеленый свет, и переходит улицу, двигаясь в сторону камеры. Следующий план. Забор, за ним находится парк. Антон идет вдоль забора, камера следует за ним.

И так далее по каждой сцене: кто, что, куда и зачем. То есть литературный сценарий — это подробное описание того, что будет происходить в каждой сцене фильма.

При желании и наличии времени можете сделать даже полноценное описание места действия и поведения героев. Сценарная форма упрощается исключительно из-за временных рамок, ведь все же это не конечный продукт, а лишь часть долгого съемочного процесса.

Как видите, изложение литературного сценария достаточно вольное и не требует знания каких-то особых правил. Однако это допустимо в случае, если вы знаете того, для кого пишете, а они знают вас.

Но что, если вы хотите написать сценарий и лишь потом попытаться его «пристроить»? Вот тут знание формы будет необходимо. Говорят, что в Голливуде есть требование: листы сценария должны быть прошиты тремя скрепками. Иначе сценарий даже не прочтут!

Возьмем другой пример (кинофильм «Умница Уилл Хантинг», перевод kinotime.ru).

ИЗ ЗАТЕМНЕНИЯ:
ЭКСТ. ЮЖНЫЙ БОСТОН. ПАРАД В ДЕНЬ СВЯТОГО ПАТРИКА — ДЕНЬ

ПЕРЕХОД:
ИНТ. БАР ЭЛЬ СТРИТ, ЮЖНЫЙ БОСТОН — ВЕЧЕР

Бар грязный, более чем просто не убран. Даже если здесь работает повар, его сейчас нет на месте. По мере того, как камера панорамирует поперек нескольких пустых столиков, мы почти слышим запах вчерашнего пива и рассыпанной закуски на полу.

ЧАКИ:
— О, Боже, у меня для вас, ребята, просто самая офигенная история.

По мере того как камера поднимается, мы находим ЧЕТЫРЕХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, сидящих вокруг стола прямо позади барной стойки.

ВСЕ (хором):
 — О нет. Опять начинается.

Это тоже литературный сценарий, но оформлен он уже строго по правилам. Такое необходимо, если вы предлагаете сценарий киностудии, отправляете его на конкурс, ну или учитесь на факультете сценаристов.

Первое, что надо выучить для написания профессионального сценария, это выучить блочную структуру:

1. Время и место действия.
2. Описание действия.
3. Имя героя.
4. Реплика героя.
5. Ремарка.
6. Титр.

Блоки отличаются разметкой, полями и форматированием. Готовы окунуться в киношную бюрократию? Тогда рекомендую для изучения пособие Ольги Смирновой, которое вы найдёте на сайтах соответствующей тематики.

Синопсис

Времени мало, сроки поджимают, и 80 страниц сценария (примерно столько нужно для полнометражного фильма) писать достаточно долго. А заказчику, продюсеру, режиссеру уже хочется иметь представление о фильме. Тогда вы быстренько набрасываете краткое изложение (собственно, синопсис и переводится как конспект):

Эпизод 1
Главный герой идет по многолюдной улице и заходит в кафе.

Эпизод 2
Садится за столик и достает мобильный телефон. Герой явно чем-то встревожен.

Эпизод 3
К столику подходит официантка. Герой заказывает кофе и смотрит в окно на улицу.

Поскольку мы только пробуем свои силы, то этого на первое время достаточно. Главное, чтобы потенциальный заказчик увидел интересную идею (оригинальный сюжет, просто много смешных шуток в случае комедии).

Вот и все про синопсис. Кратенько, правда?

Маленькие хитрости

Подчиняясь законам драматургии, сценарий должен обладать трехактной структурой. Экранное время разбивается на три акта: завязка, кульминация, развязка. Это даже на уроках литературы в школе проходят (в мое время, по крайней мере, проходили). А дальше мы повторяем этот процесс еще раз: завязку делим на три части, кульминацию и развязку снова делим на три части. Количество этих актов зависит как от хронометража, так и от внутреннего чутья (опыта, мастерства, таланта) сценариста и режиссера.

У меня чутье отсутствовало. Поэтому я просто сделал так: 90 минут поделил на 3 и получил три получасовых эпизода, а те, в свою очередь, поделил на 3 десятиминутные истории, объединенные общими героями и сюжетной линией.

И напоследок — совет. Обязательно посмотрите какой-нибудь любимый фильм, но уже с точки зрения сценариста. Отметьте чередование сцен и попробуйте их описать.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Киностудия как пишется слитно или раздельно
  • Километров минут как пишется
  • Киноработа как пишется
  • Километраж или киллометраж как пишется правильно
  • Кинопросмотр как пишется правильно