Кликбейтный заголовок как написать

В этой статье разбираемся, какой бывает кликбейт, как он трансформировался с 2000-х и как его использовать в заголовках и картинках, чтобы не злить, а привлекать читателей.

Содержание:

  • Что такое кликбейт и зачем он нужен
  • Какой бывает кликбейт
  • Примеры кликбейта
  • Как сделать кликбейтный заголовок
  • Как создавать кликбейтные картинки
  • Стоит ли применять кликбейт
  • Кликбейт: что стоит запомнить

Что такое кликбейт и зачем он нужен

Покажу пару примеров кликбейтных заголовков, и вы сразу поймете, о чем идет речь.

  • «Эти два знака зодиака будут купаться в деньгах в 2021 году»,
  • «Чтобы избавиться от грибка, втирайте копеечный советский…»,
  • «Этот парень из вашего города стал миллионером благодаря…».

Вспомнили эти назойливые баннерные объявления? Кликбейт — это манипуляция эмоциями читателя, чтобы привлечь его интерес. Clickbait буквально переводится как «приманка для кликов». Обычно это примитивные эмоции: любопытство, злоба, сексуальность, зависть, жажда легких денег. То, что отзывается в глубине у каждого из нас под образованием, воспитанием и высокими моральными стандартами. Примерно на тех же принципах строится вирусный маркетинг.

Кликбейт используют для привлечения внимания, в заголовках и иллюстрациях. Чаще всего его можно встретить в баннерной рекламе, заголовках в СМИ, интернет-журналах и соцсетях.

Какой бывает кликбейт

Классический кликбейт — это баннерная реклама всяких мошеннических схем, продуктов, казино, желтых СМИ. Такую рекламу размещают сайты с третьесортным контентом, которым платят за переходы. Однако подобного кликбейта становится все меньше: рекламные системы Яндекса и Google модерируют объявления, люди пользуются блокировщиками рекламы, соцсети и другие контент-платформы следят за качеством контента.

Типичная кликбейтная реклама

Типичная кликбейтная реклама

У общества вырабатывается «кликбейт-слепота»: мы уже горьким опытом научены, что скрывается за такими баннерами, и просто их не замечаем.

Современный кликбейт приобрел более культурную форму. Он не такой прямолинейный, больше заточен на целевую аудиторию и старается соответствовать содержанию контента. При этом им не брезгуют даже крупные СМИ, хотя есть сомнение в этичности таких приемов для серьезных новостей:

Кликбейтный заголовок на РИА Новости

Кликбейтный заголовок на РИА Новости

Примеры кликбейта

Покажу еще больше примеров кликбейта — классического и не очень, на разных площадках и в разных форматах.

Для начала — классика. Баннерная реклама с зазывным заголовком и речевым штампом про «рай на земле».

Кликбейтный заголовок в баннерной рекламе

Кликбейтный заголовок в баннерной рекламе

Еще классика. Заголовки в одном из так называемых «СМИ2» — это площадки с желтушными новостями, прямо кладезь кликбейта. Причем такие площадки часто работают как агрегаторы: кликаешь на новость, а вместо этого еще переходишь на какой-то другой сайт.

Коллекция кликбейт-заголовков в желтом СМИ

Коллекция кликбейт-заголовков в желтом СМИ

Издания про лайфстайл тоже часто используют кликбейт. Скриншот ниже — с очень популярного сайта AdMe, тут в заголовках все классические кликбейт-приемы:

  • цифры в заголовках — «7 признаков»;
  • эмоциональные украшательства — «челюсть брякает об пол»;
  • обращения к читателю — «вы заботитесь о своем здоровье»;
  • вовлекающие иллюстрации со сравнениями и текстом.

AdMe вовсю использует кликбейт в заголовках и иллюстрациях

AdMe вовсю использует кликбейт в заголовках и иллюстрациях

Здесь кликбейт уместен и оправдан — люди приходят отвлечься, почитать что-то легкое и забавное, дать голове отдых. Правда, иногда сложно вовремя остановиться и перестать кликать на один материал за другим.

Аналогично поступают и авторы «Яндекс.Дзена». Типичный кликбейт, построенный на эмоциях: сравнить себя с другими, пощекотать нервы и так далее.

Авторы на «Яндекс.Дзене» постоянно используют кликбейт в заголовках статей

Авторы на «Яндекс.Дзене» постоянно используют кликбейт в заголовках статей

Российское издание «Лайфхакер» тоже использует кликбейт, но умеренно и к месту. Издание делает полезные материалы на широкую аудиторию, и кликбейтные заголовки помогают привлечь людей, которые пока не в теме материала.

Заголовок к полезному материалу с кликбейт-приемом

Заголовок к полезному материалу с кликбейт-приемом

Блогеры YouTube тоже любят кликбейт. Вот типичный прием с цифрами в заголовке:

Цифра в заголовке — один из приемов кликбейта

Цифра в заголовке — один из приемов кликбейта

Заголовок к этому видео играет на жажде быстрого заработка:

Тема быстрого заработка часто используется в кликбейте

Тема быстрого заработка часто используется в кликбейте

Любимое «до-после», где можно посмотреть на пухлых звезд и почувствовать себя лучше. Здесь не только заголовок, но и кликбейт-картинка:

Формат изображений «до-после» работает в качестве кликбейт-приема

Формат изображений «до-после» работает в качестве кликбейт-приема

Как сделать кликбейтный заголовок

Расскажу про темы и приемы, которые используются для создания кликбейта. Если использовать их с умом и по отдельности, можно сделать интересный заголовок.

Темы:

  • Список — любая подборка. «10 приемов», «15 книг», «5 упражнений» — это классика, которую вы найдете в любом издании или блоге.
  • Связь с чем-то известным. На этом периодически спекулируют желтые СМИ, например, новость «Умер актер из сериала “Друзья”» зацепит любого фаната шоу. Ведь вдруг речь о ком-то из главных героев!
  • Здоровье и заработок — две вечнозеленые и самые трепетные темы для каждого. Все ищут волшебную таблетку, чтобы выздороветь, похудеть, разбогатеть.
  • Связь с горячими новостями, она же ньюсджекинг. Такие надо быстро ловить и обрабатывать, потому что инфоповоды гаснут буквально на следующий день.

Приемы:

  • Синтаксис — восклицательные знаки, многоточия, смайлики
  • Глаголы — они добавляют действие в ваш заголовок, момент экшена.
  • Описания — это могут быть прилагательные, сравнения, что-то живое и красочное.
  • Утверждение — «категорически нельзя делать это…». Кто-то заинтересуется, а кто-то зайдет поспорить — это все трафик и вовлеченность.
  • Связь с читателем, обращение к нему — «любой водитель должен знать эту деталь…». Можно обращаться на «ты» или «вы» в зависимости от вашего стиля общения.

Статья по теме: «Создаем креативные заголовки с помощью простых литературных приемов».

Как создавать кликбейтные картинки

Кликбейт-картинка, как и заголовок, должна цеплять глаз, заинтересовывать. Вот какие способы для этого можно использовать.

Непонятный объект. Пусть нельзя будет понять, что изображено — какая-то обычная вещь или нет.

Непонятно, что изображено на фото. Это вызывает интерес

Непонятно, что изображено на фото. Это вызывает интерес

Сравнение двух фотографий тоже отлично привлекает внимание. Например, это может быть «до» и «после».

Формат «до-после» — типичный прием из кликбейта

Формат «до-после» — типичный прием из кликбейта

Текст на фото дополнит заголовок, подчеркнет нужную деталь. Можно позаимствовать прием у AdMe и обрывать его на самом интересном месте. Мозг не любит незаконченности, так что ваши читатели скорее захотят узнать, что внутри.

Попробуйте добавить на картинку незаконченное предложение, чтобы завлечь читателя

Попробуйте добавить на картинку незаконченное предложение, чтобы завлечь читателя

Яркость. Изображение должно быть ярким — цвет, детали, эмоции персонажей. Это привлечет внимание.

Яркие, эмоциональные изображения тоже привлекут внимание

Яркие, эмоциональные изображения тоже привлекут внимание

Стоит ли применять кликбейт

Не сказать, что кликбейт — изящный метод, но может пригодится. Например, если вам нужно оживить тему, расшевелить блог, сделать кликабельную баннерную рекламу, привлечь внимание к посту в соцсетях. Но всегда старайтесь смотреть со стороны — не перешли ли вы грань от подогрева интереса к откровенной желтухе.

Кликбейт пойдет на пользу, если у вас неформальный стиль общения, вы и так делаете хороший контент и просто нужно привлечь к себе немного больше внимания. При этом вы должны знать своих читателей и понимать, что им понравится, а что взбесит.

Кликбейт категорически не нужен серьезным изданиям или экспертам: их аудитория приходит за пользой, за профессиональной ценностью. Грубые психологические приемы здесь будут выглядеть отталкивающе.

Кликбейт: что стоит запомнить

Кликбейт — от английского clickbait, «приманка для кликов». Это метод, который используется в заголовках и картинках, чтобы как можно больше людей открывали статьи и посты, переходили по рекламе. Он основан на базовой психологии и влияет на сильные и простые человеческие эмоции: любопытство, страх, сексуальность, желание быстро заработать или выздороветь.

Кликбейт постепенно трансформируется. От совсем «желтых» заголовков, которые рекламировали всякое мошенничество, он переходит в легкие и более цивилизованные формы. Такие можно увидеть на сайтах с развлекательным контентом — AdMe, YouTube, «Лайфхакер», «Яндекс.Дзен».

Кликбейт может пригодиться и вам — при условии, что ваша компания поддерживает не сильно формальное общение с аудиторией, делает хороший контент и понимает, как не скатиться в «желтуху». Проще всего протестировать новый подход в email рассылках — зарегистрируйтесь в SendPulse и запустите A/B тестирование рассылки бесплатно.

Как создаются заголовки-кликбейты

Дата публикации: 05.12.2019
Время чтения: 4 мин.

Nadya Lukas.

Продюсер, специалист по продвижению брендов в Instagram

Кликбейт – заголовок, который цепляет и заставляет перейти по ссылке. Даже если читатель заранее понимает, что его там не ждет никакая заявленная сенсация. Все равно интересно, как в очередной раз журналисты «передернули факты», и какая чушь скрывается за громким привлекательным заголовком.

Слово кликбейт произошло от сочетания двух английских терминов: click – щелчок и bait – наживка. Фактически это заголовок, смысл которого сводится к привлечению внимания и мотивации обязательно «щелкнуть по ссылке».

Смысл кликбейта

Сводится, в общем-то, к простому и понятному целевому действию – переходу на страницу. А уже цель этого перехода может быть любой. Таким нехитрым способом нагоняют трафик на сайты, продают рекламу, подписку на группы Вконтакте.

Тысячи надёжных каналов для продвижения бизнеса в Telegram

Telega.in — платформа нативных интеграций с блогерами в Telegram. Каждый канал в каталоге проверен вручную, а админы готовы к сотрудничеству — никаких долгих переговоров!

  • Выбирайте лучшие каналы в открытом каталоге самостоятельно или с помощью менеджера.
  • Планируйте кампании эффективно: интеграции гарантированно будут опубликованы в срок и в том виде, в котором их согласует заказчик.
  • Экономьте время: отчёты по каждой кампании предоставляются в удобной таблице со всеми необходимыми данными.

В социальных сетях именно эта методика и была в свое время самой эффективной, когда в популярном сообществе публиковался «тизер», небольшой отрывок захватывающей истории, на самом интересном месте все прерывалось, и, чтобы прочитать дальше, нужно было перейти по ссылке. Только вместо продолжения читатель обнаруживал необходимость подписаться на какое-то сообщество, а вовсе не вторую половину любопытного текста. Впрочем, довольно быстро эту схему начали пресекать.

А вот кликбейты в СМИ, в тизерных сетях и даже в контекстно-медийной рекламе остались. И чувствуют себя прекрасно, потому что ничего лучше для быстрого и эффективного привлечения внимания не придумано. Яркие заголовки действительно цепляют.

Как создать кликбейт

По большому счету, кликбейт – это эмоциональная манипуляция и игра на любопытстве. Самый простой способ создать кликбейтный заголовок – это выбрать какую-то «горячую тему».

Простейший пример – «Песков признался, что любит Украину». Никто не удивится, когда выяснит, читая статью, что упомянутый в заголовке гражданин – это Песков Савелий Никитич, инженер второго разряда, проживающий в Харькове. Но любопытство все равно никуда не денется, людям очень хочется выяснить, что именно скрывается за громким заголовком.

«Ванга предсказала России катастрофу!» — после перехода к статье можно прочитать, что тайская проститутка по имени Ванга предрекла катастрофу прогулочной яхте под названием «Россия» — и действительно, так и случилось, слегка помяло бок при парковке на причале.

  • Еще один типичный способ создания кликбейта – использование указательных местоимений «это», «эти», например: «Этот безобидный фрукт точно не стоит есть, если вы хотите похудеть!»

  • Обращения «на ты» — например, «Ты не сможешь удержаться от смеха!»
  • Простое и неожиданное: «Перевел старушку через дорогу – и пожалел об этом».
  • Недосказанность и многоточие: «Чтобы через год купить себе квартиру, нужно всего лишь каждый день…»
  • Гиперболизация – преувеличение и раздувание до немыслимых масштабов простейших истин: «Через два года смартфоны вымрут!»
  • Призыв к действию – «Нажми и узнай, как зарабатывать 5000 рублей в день, не делая почти ничего»
  • Активные союзы – «Блогер провел три дня в склепе, и ты не представляешь, что с ним случилось…»

  • Упоминание известных имен и фамилий «Киркоров признался в таком, что ахнули даже самые преданные поклонники», «Королева показала располневшую фигуру топлесс»

  • Использование слов «самый, самая». Например, как здесь: «Названа самая бесполезная техника»

Типичный кликбейт – это двусмысленность, гипербола, обрывочность и давление на любопытство.

Самые вирусные заголовки: топ-3

Как показывает практика маркетинга, самые вирусные заголовки – те, в которых содержатся словосочетания:

  • «заставит вас…»
  • «…именно поэтому…»
  • «ты не поверишь…»
  • «только Х из…»

Давайте рассмотрим причины такой популярности.

Словосочетание «заставит вас» – это декларация влияния контента на пользователя.

Эти фильмы заставят вас плакать, даже если вы челябинский строитель.

Десять книг, которые заставят вас пересмотреть отношение к любимой работе.

Это заголовок-обещание, вызов читателю, и все – любопытный пользователь уже хочет узнать, заставит ли его рыдать фильм «Хатико», поэтому кликает на вирусный заголовок.

Заголовок, содержащий «ты не поверишь», обещает нечто совершенно невероятное.

И, наконец, только Х из… обещает предоставить лучший выбор из возможного. Любопытно же, да?

Эмоциональное воздействие

В социальных сетях, как показывает практика, прекрасно работают заголовки, содержащие в себе эмоциональные интонации:

  • «Шок»
  • «Заплакал(а) от счастья»
  • «Растрогает до слез»
  • «Насмешит до колик»
  • «Поднимет настроение»

Любопытная история

Начинаем с чего-то простого и совершенно неоригинального и обещаем «переломное событие»

А дальше произошло невероятное

То, что случилось после…

Это нужно знать, если вы…

И все, обязательно же надо знать, выяснить, что случилось и что же такого невероятного произошло после обыденного начала.

Типичные кликбейтные заголовки для любой тематики

Они делятся на три мета-группы

  1. Социально-групповые
  2. Поясняющие
  3. Провоцирующие

Социально-групповые выглядят так: «Ты родом из девяностых, если помнишь эти вещи» или наоборот – «Ты не поймешь, зачем нужны эти предметы, если не жил при СССР».

Кстати, последний относится также к числу провоцирующих. Они звучат как «Ты никогда не догадаешься», «Только 3% населения могут разгадать эту загадку».

Поясняющие заголовки содержат в себе конструкции типа «именно поэтому» или «вот в чем причина»). Снова подогревается любопытство – почему же? В чем же причина?

Как не надо писать кликбейты

Использовать капслок

Использовать странные междометия в духе «Ааааа!» «Оооо!»

Кликбейты и санкции сетей

Официально заголовки-кликбейты запрещены. Например, в правилах платформы Яндекс.Дзен об этом сказано прямым текстом. Тем не менее, вся лента заполнена вот такими материалами от самых разных, в том числе, очень уважаемых СМИ.

Как видите, история за этим заголовком скрывается самая банальная.

А вот еще

И здесь тоже ничего интересного

И снова шокирующая картинка и заголовок

А дальше текст ни о чем

Креативный кликбейт выглядит вот так

Или вот так – как видите, здесь и активный союз, и история очевидное-невероятное

То же самое происходит и здесь

И, напоследок, реклама все в том же стиле «узнай, как…» — обращение на ты, повелительное наклонение и многоточие.

Ничего сложного. Самые простые техники и манипулятивные «крючки», которые действительно работают, несмотря на весь примитивизм.

Вам понравилась статья?

11

0

Недавно я учила маму пользоваться мобильным интернетом. Мы освоили YouTube, «Яндекс.Погоду», сохранение кулинарных рецептов и сломались на кликбейте. 

Мама, человек старой закалки, долго не могла поверить, что все эти громкие заголовки а-ля «Страна лишилась великой актрисы!!!!!!!!!» — фальшивка и ерунда и что так вообще можно — безнаказанно писать всякую дичь.

В итоге мама все-таки научилась азам и теперь просто не кликает на сомнительные заголовки. А я пишу эту статью: собрала все, что нужно знать простому пользователю.

Кликбейт (clickbait, в переводе «щелчок» и «наживка») — это сенсационные громкие заголовки, с помощью которых читателя вынуждают сделать определенное конверсионное действие: кликнуть по ссылке, открыть видео, зайти на сайт. Простыми словами, кликбейт  — это способ манипуляции пользователем, игра на простых человеческих чувствах: страхе, любопытстве, сопереживании, даже злорадстве.

Никаких сенсационных событий, разумеется, не происходит: наживку для пользователя можно раздуть из всего на свете. Давайте посмотрим на классическом примере.

Господи боже, что же она сделала?

Господи боже, что же она сделала?

… А, нет, расходимся: 

Все проще: фигуристка просто оделась недостаточно уместно, по мнению стилиста

Все проще: фигуристка просто оделась недостаточно уместно, по мнению стилиста

Понимаете, да? Сам по себе информационный повод ничтожен — ну оделась и оделась девушка. Но стоит добавить фразу-триггер «публично опозорилась» — и новость играет другими красками. Да, прошедший по ссылке человек поймет, что никакого позора не было и его обвели вокруг пальца. Но дело уже сделано — клик засчитан, трафик на сайт увеличен. 

Таких триггеров на самом деле немного, и все они относятся к базовым человеческим эмоциям и потребностям:

  • «Публично опозорилась» — о как любопытно, почитаем, что она сделала.
  • «Страну ждет ужасное» — ой как страшно, что же с нами будет.
  • «Все болезни уйдут, надо только…» — ах как интересно, а то что-то я совсем расклеился.
  • «Мы потеряли великого артиста» — бедненький, как его жаль.

Также есть вечные темы, которые неизменно будут вызывать интерес:

  • Катастрофы и трагедии.
  • Смерть и болезни, рецепты здоровья.
  • Финансы: как заработать, как сэкономить.
  • Молодость и красота.
  • Звездная жизнь.

Не будем размышлять о человеческой природе, быть любопытным или бояться болезней — это нормально. Лучше научимся вычислять кликбейт с первой же строчки.  

Виды и примеры кликбейта  

Это не только заголовки, но и кричащие баннеры, и анимация на сайтах, и всплывающие видео, и даже автоматическое включение звука на сайте. Все потому, что эти механики направлены на одно: пройти по ссылке любыми путями.  

При этом важно различать кликбейт и кликабельность. Первый предполагает наживку и манипулирование, вторая — вполне себе нормальное понятие.

Капслок и восклицательные знаки

Был широко распространен, когда капслок еще не считался ругательным словом, а реально привлекал внимание и увеличивал кликабельность. И сейчас используется — как правило, в топорно сделанных заголовках, рассчитанных на самую наивную аудиторию, не закаленную этими нашими интернетами. 

Больше шока, больше капса, больше жести!

Недосказанность, интрига

Родоначальники этого вида — «Все болезни уйдут, надо только…». Сейчас такое встречается все реже, на смену им пришли другие конструкции.

Вот заголовок внизу. Он явно составлен так, чтобы читатель терзался в сомнениях: на что же она пошла?

На что же она пошла?! 

На что же она пошла?! 

А ларчик просто открывался: дива опустилась на колени перед публикой, как того требовала роль. Ну и при чем тут эти громкие слова? 

Хлесткие фразы на грани фола

Сейчас народилось новое поколение журналистов, которые изучают соцсети звезд и делают сенсации из постов и комментариев к ним. Комментарии часто бывают ехидными — какая благодатная почва для того, чтобы сляпать очередную сенсацию! Самые острые можно вынести в заголовок, да еще и от себя добавить эпитетов. 

Разумеется, певица не беременна, весь пост выужен из комментариев. Стилистика вообще за гранью

Разумеется, певица не беременна, весь пост выужен из комментариев. Стилистика вообще за гранью

Преувеличение

Страна в шоке, россияне онемели, мир замер… Верный признак кликбейта, чтобы дать новости поистине космический размах.

Старый как мир прием, который к тому же дополняется интригой

Старый как мир прием, который к тому же дополняется интригой

Шок-контент

Самый отвратительный вид кликбейта, как по мне. Явно же предполагается, что читатель свяжет слова «не жилец» и «страшная весть» и подумает, что Галкину, дай бог ему здоровья, совсем худо. И немедленно захочет кликнуть и прочитать.

Оказывается, заболела его знакомая

Оказывается, заболела его знакомая

Неполная информация, умалчивание

Часто используется в новостях на актуальные темы: увеличение пособий и пенсий, новости о коронавирусе, в недавнее время — о спецоперации. Вот пример заголовка о прибавке к пенсии, которая преподносится как прибавка всем пенсионерам, и работающим и неработающим:

Открываем и читаем, что прибавку получат не все, а только пенсионеры старше 80 лет

Открываем и читаем, что прибавку получат не все, а только пенсионеры старше 80 лет

Это как надо извернуться и натянуть сову на глобус, чтобы выжать сенсацию практически из любой новости! 

Как определить кликбейт

Давайте подытожим и выделим основные признаки:

  • Использование эмоциональных триггеров.
  • Слова «шок», «сенсация», «вы онемеете» и т.д.
  • Много пафоса и громких слов. 
  • Недосказанность, интрига в заголовке.
  • Переворачивание, искажение фактов и слов.
  • Преувеличение масштаба событий.
  • Эксплуатация образов известных людей.    

Особо одаренные писаки используют в одном заголовке сразу несколько приемов, рождая чудовищные конструкции на грани треша и 18+:

Автора оправдает лишь то, что статья была выложена 2 января…

Автора оправдает лишь то, что статья была выложена 2 января…

Зачем применяется кликбейт

Элементарно, Ватсон — для получения прибыли. Чаще всего кликбейт встречается в тизерной рекламе — это те объявления, которые показываются нам, например, на новостных сайтах, на главной странице мобильной версии поисковиков. Кликая по ним, мы попадаем на исходники — сайты, где опубликованы новости или статьи.

Чем больше людей кликнет на ссылку или видео, тем больше трафика получит сайт. А чем больше трафика, тем больше посетителей, которым можно что-то продать. Если сайт информационный, с него тоже можно получить профит. Чем больше трафик — тем лучше показатели сайта и тем выше он ранжируется в поисковых системах.

Стоит ли использовать кликбейт

Прибыль прибылью, но есть и другие стороны, о которых нельзя забывать. Рассмотрим минусы:

  1. В профессиональной среде кликбейт считается дурным тоном. Я сама работала в СМИ и прекрасно помню, как мы относились к некоторым коллегам, которые не гнушались желтыми заголовками и искажением информации.
  2. Авторитетные серьезные сайты редко привлекают пользователей желтыми заголовками или размещают сомнительные баннеры (хотя всякое бывает). 

    Поэтому обычно кликбейт можно встретить на сайтах со свободными нравами: пиратских ресурсах, сайтах 18+, тизерных сетях и, конечно, в желтой прессе.  

  3. Увеличивается количество отказов. Представьте, что вы кликнули на громкий заголовок, прошли по ссылке и поняли, что заголовок не соответствует содержимому? Понятно, вы не будет дочитывать до конца, разочаруетесь и закроете сайт. В этом случае система веб-аналитики зафиксирует отказ — значит, пользователь не удовлетворен контентом, он не соответствует ожиданиям. Количество отказов влияет на ранжирование сайта: чем их больше отказов на сайте — тем ниже позиции ресурса.
  4. В YouTube та же история: если люди не досматривают ролик до конца, перематывают — значит, показатель вовлеченности низкий и это понижает рейтинг видео. 

    Однако хитрые кликбейтщики давно научились держать интригу и раскрывать все карты только к концу новости или видео, чтобы пользователь не ушел раньше времени.

  5. У опытных пользователей быстро появляется иммунитет к кликбейту. Человек раз прошел по ссылке, другой, понял, что его, мягко говоря, обманули — сделал выводы. Моя мама именно так, опытным путем, и научилась определять нормальные заголовки. 

И несмотря на это, миллионы людей каждый день кликают на очередное «Вы не поверите, что сегодня сказал Байден!». Особенно сейчас, когда ситуация стабильная и мир ждет хороших новостей. Да и просто — от любопытства и от нечего делать. Это человеческая природа.

На некоторых площадках, где пользователи самостоятельно публикуют контент, действуют определенные правила. Например, в «Яндекс.Дзене» правила просты: если карточка оформлена так, что обманывает ожидания пользователей — это кликбейт, и он запрещен. 

В Справке Яндекса приведены четкие примеры кликбейта

В Справке Яндекса приведены четкие примеры кликбейта

В Рекламной сети Яндекса и соцсетях тоже модерируют объявления рекламодателей. Это правильный подход, иначе интернет давно бы превратился в помойку. 

Как написать кликабельный заголовок

Некоторые приемы кликбейта стоит взять на вооружение: они реально работают. Без треша, 18+, искажения информации и высосанных из пальца интриг, разумеется. Вот что вполне этично использовать в соответствии со стандартами журналистики и здравого смысла: 

  1. Вынос цитаты: это привлекает внимание. Цитата ни в коем случае не должна быть выдрана из контекста, переформулирована своими словами.
  2. Легкая интрига. Вызывает интерес и мотивирует открыть материал. 
  3. Пример актуальной и привлекающей внимание цитаты с легкой примесью интриги

    Пример актуальной и привлекающей внимание цитаты с легкой примесью интриги
  4. Игра слов, использование каламбуров. 
  5. Использование цифр в заголовке.
  6. Волшебные слова «Как мы…», которые однозначно говорят: сейчас будет интересная история!

В этом заголовке используется сразу 3 приема

В этом заголовке используется сразу 3 приема

И самое главное — какой бы прием вы ни использовали, заголовок всегда должен быть релевантен содержимому материала. Не гонитесь за кликабельностью — давайте полезную и интересную информацию. Уважайте своих читателей — и они будут уважать вас, дочитывая материалы до конца и улучшая показатели сайта.  

Продвижение сайтов без кликбейта

Разбираемся, что такое кликбейт, и пишем цепляющий заголовок

Как не обмануть аудиторию и привлечь интерес к публикации

Слово «кликбейт» уже много лет активно используется в интернет-среде. Тому есть причины — громкие заголовки зачастую не соответствуют действительности, яркие картинки — скрытой за ними информацией. Важна золотая середина: умение привлечь аудиторию и не обмануть ее. Попробуем отыскать баланс, для чего разберем конкретные примеры.

Как выявить кликбейт

«Кликбейт» — негативный термин. Он обозначает контент, который продвигают с помощью громких заголовков, провокационных изображений, недомолвок и других инструментов привлечения внимания. Любой кликбейт направлен именно на то, чтобы пользователь «кликнул» по ссылке. О качестве информации создатели чаще всего не задумываются. В сети с кликбейтом сталкивался практически каждый. Достаточно посмотреть на характерные кликбейт-обложки, чтобы убедиться в этом:

Наглядные примеры как делать не надо

Кликбейт всегда берет сомнительные и противоречивые темы, часто упоминает известных людей, идет на провокацию. Его главная черта — скандальность, крикливость. Он похож на зазывалу на рынке, который ничего не стесняется, лишь бы привлечь к себе внимание покупателей. Но это не значит, что любой необычный заголовок будет обязательно кликбейтным. Можно заинтересовать читателя и без скабрезностей, заинтриговать без скандала, выделиться среди других без провокации.

Примеры ярких заголовков

Как же быть авторам и чтецам, которые пишут о своем творчестве в соцсетях? Что делать, чтобы на них обратили внимание? Хорошие название и обложка обеспечивают половину успеха книги, а грамотный подход к публикациям в соцсетях и блогах помогает расширить аудиторию.

Яркие, цепляющие, иногда даже громкие заголовки — это не всегда плохо. Наоборот, иногда помогают именно они. Но как же отличить цепляющий заголовок от кликбейтного? Давайте разберемся на примерах конкретных проектов.

  • Подкаст «Книжный базар»

    Подкастинг — сложный, но интересный инструмент самопродвижения авторов. На первый взгляд, названия выпусков полны несочетаемых понятий:

    Дон Кихот

    ,

    Пелевин

    , эльфы и гики могут встретиться в одном заголовке. Но такой подход оправдан концепцией названий: каждый эпизод — это какая-то глава, в которой встречается то-то и то-то. Например:

    «Глава, в которой эльфы захватили большую литературу, а фантастику перестали писать только для гиков»
    «Глава, в которой „Король Лев“ оказывается „Гамлетом“, Макбет становится японским самураем, а Орсон Уэллс снимает „Отелло“ в бане»
    «Глава, в которой Джеймс Бонд спорит со Штирлицем, а побеждают братья Коэн»

    На первый взгляд, такие названия похожи на кликбейт. Да, заголовки яркие, цепляющие, местами провокационные и не слишком-то понятные. Они заставляют слушателя «кликнуть» на эпизод подкаста. Но каждое название оправдано: все вынесенные темы и персонажи так или иначе упоминаются в выпуске.

  • Шоу «Что бы мне поделать, только бы не почитать»

    Этот YouTube-проект о литературе тоже не боится использовать яркие и цепляющие заголовки.

    • «Кинг: назло злу»
    • «Донцова: гром среди ясного неба»
    • «Кафка: нет связи»

    Названия, с одной стороны, краткие, с использованием игры слов, фразеологизмов, узнаваемых цитат. С другой стороны, вне контекста выпуска они совершенно непонятны. И если бы заглавия не сочетались с содержанием, а после просмотра все не вставало на свои места, то такой формат заголовков можно было бы назвать сомнительным. В действительности же получается необычно и по делу.

  • Подкаст «АВТОРизация»

    И еще немного о подкастинге: посмотрим на литературный проект «АВТОРизация». Кажется, что названия выпусков не раскрывают тему, да и в целом ни о чем не говорят. Порой даже выглядят достаточно провокационно.

    • «Сексуальные похождения литературных вампиров»
    • «Синдром демиурга Яны Ткачёвой ❘ «Даже у Толкина можно найти ляпы»
    • «Благое зло Джима Батчера»

    Название придумано так, чтобы привлечь слушателя и вызвать у него интерес. Как и в предыдущих примерах, по ходу разговора все заявленные темы раскрываются, а заголовок обретает дополнительный смысл.

Советы по созданию заголовков

  • Старайтесь быть яркими и нетипичными. Название «Как я придумал идею книги» или «Вышел мой третий роман о вампирах», конечно, попадут в ленту. Правда, шанс, что такой заголовок заинтересует нового читателя, невелик.

  • Внимательно изучите свою платформу: Яндекс Дзен, «ВКонтакте» или другие площадки. У всех них разные алгоритмы и разная аудитория. Поэтому, для каждой площадки надо выработать индивидуальный подход.

  • Отражайте содержание в названии! Не обязательно, чтобы смысл заголовка был понятен с первых строк: но к концу статьи, поста, ролика или подкаста он обязательно должен раскрыться.

  • Придумайте общую концепцию названий. Они могут быть стилизованы под главы летописи, или под заголовки старых газет. Пусть это будут не «выпуски», а «книжные полки» или «папирусы». Креативьте! Всегда важен комплексный подход к творчеству — это касается и названий.

автор блога ЛитРес, журналист. Пишет книги в жанрах фэнтези и магического реализма.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге:

Что такое кликбейт, знают не все, хотя рекламу с кликбейтными заголовками видели очень многие. Сегодня мы расскажем, как устроен кликбейт, покажем его примеры и даже приведем инструкцию, как написать кликбейт-заголовок. А самое главное – в статье вы найдете советы, когда, где и в каком виде стоит применять кликбейт.  

Лучший инструмент для автоматизации Facebook | Забирай скидку 20%

Лучший инструмент для автоматизации Facebook | Забирай скидку 20%

Что такое кликбейт простыми словами

Попробуем объяснить, что такое кликбейт. Есть много определений этого термина, и не всегда они правильные. На самом деле термин произошел от английского ClickBait, где «Click» — кликать, а «Bait» — удивлять. Это что-то типа наживки, на которую ловят пользователей в сети. 

кликбейт

Такую рекламу видели, наверное, все. Это и есть кликбейт

Кликбейт — контент, созданный ради получения дохода от онлайн-рекламы. А если точнее – привлекательный заголовок, который обещает пользователям что-то интересное и вызывает разные эмоции: от удивления до страха. Пользователи хотят кликнуть на него, чтобы узнать продолжение, но чаще всего не получают ожидаемого. 

Именно поэтому к кликбейту негативно относятся многие: как сами пользователи, так и площадки, на которых его используют. Ведь в большинстве случаев авторы контента используют в заголовках информацию, не имеющую ничего общего с реальным положением вещей. 

Но если кликбейтные заголовки использовать грамотно, вполне можно получить высокий CTR и, как следствие, положительные результаты от рекламных кампаний или публикаций. 

Примеры кликбейта

Мы собрали примеры кликбейта разных типов (новостного и рекламного) с различных площадок. Подробнее разберем их, чтобы понять, что такое кликбейт и как он работает. 

Примеры новостного кликбейта

пример новостного кликбейта

Яркий пример новостного кликбейта

Перед вами – типичный новостной кликбейт. Заголовок вызвал у вас интерес и ожидание чего-то необычного — это и есть эмоции. Оказалось, что, действительно, неприятность случилась с Владимиром Зеленским. Но не тем Зеленским, о котором все подумали, а всего лишь с полным его тезкой. Внутри статьи – очевидное несоответствие ожиданию читателя. Это еще один признак кликбейта. И, наконец, указываются мутные «источники» и информация, которую заведомо сложно проверить (и вряд ли кто-то будет интересоваться судьбой некого Владимира из Ростовской области – скорее просто закроет статью). Заведомая недостоверность и непроверяемость инфы – третий основной признак кликбейта. 

новостной кликбейт

Это – тоже новостной кликбейт

Еще один распространенный прием — упоминание известных медийных личностей (как на скриншоте). На него чаще всего попадаются те, кто следят за жизнью всех знаменитостей или же за конкретной звездой.

А бывает и не совсем типичный кликбейт. В следующем наборе заголовков нет почти никаких приемов, которые мы перечисляли выше. Однако они тоже относятся к кликбейту. 

необычный новостной кликбейт

Не совсем обычный, но тоже новостной кликбейт

Первый заголовок играет на обычных человеческих эмоциях – любопытстве и ожидании «награды свыше». Второй заголовок рассказывает об очень нестандартной ситуации и поэтому вызывает интерес. Третий тоже вызывает интерес — читатели хотят знать, правильно ли они живут, и поэтому переходят по ссылке. 

Примеры кликбейта в рекламе

Так же часто встречается и рекламный кликбейт. На скрине – очередное оповещение о закрытии магазина Sunlight и распродаже с огромной скидкой. Мы написали «очередное», потому что магазины этой сети с завидным постоянством «закрываются».

Санлайт

«Санлайт» закрывается в который раз

На самом деле инфа о закрытии в который раз оказывается фейком. А под распродажу попадают лишь те товары, которые отмечены стикером. Есть в этих скидках и много других «подводных камней» — мы не будем вдаваться во все подробности. Самое главное, что есть все признаки кликбейта: громкий заголовок, несоответствие ожиданиям пользователя, ложная информация. 

рекламный кликбейт

Еще примеры рекламного кликбейта

А это — набор кликбейтных заголовков из тизерных сетей. Продуктовые заголовки, которые сразу говорят о продуктах, не такие интересные — мы понимаем, что нам предлагают крест и часы. А вот остальные очень даже включают фантазию и вызывают интерес — хочется узнать, какой же придумали способ похудеть, отбелить зубы и получить (или доставить) удовольствие.

Примеры кликбейта на разных площадках

Кликбейт используется на разных площадках, и у него есть разные формы. Да, это не обязательно заголовки, которые ведут на другой сайт. Например, есть кликбейт в «Яндекс.Дзене». Он запрещен правилами самой платформы — за него могут даже удалять материалы, накладывать санкции на каналы или полностью банить их, если нарушений слишком много. 

кликбейтный заголовок

Пример кликбейтного заголовка на Дзен: нам обещают удивление (способы, о которых не знали) и дают эмоцию (обещание легких денег)

О кликбейте в «Дзене» подробно рассказано в справке сервиса. К нему могут относиться не только заголовки, но и иллюстрации: например, если рассказ о природных катаклизмах в России проиллюстрируют извержением вулкана из другой страны.

Примеры кликбейта в «Дзене»

Примеры кликбейта в «Дзене»

Есть еще кликбейт во «ВКонтакте». Это когда вы видите в ленте интересную историю, начинаете ее читать, а потом оказывается, что продолжение находится в каком-то сообществе. При этом история за счет своей неправдоподобности или содержания вызвала у вас живые эмоции и настоящий интерес. 

кликбейт ВК

Примеры кликбейта ВК. Чтобы прочитать, надо перейти в паблик

Подобное практикуют и в Telegram — там тоже в качестве рекламы используют кликбейт, а потом ведут пользователей на закрытые каналы. И чтобы прочитать продолжение истории, они вынуждены подписываться на них. 

Кликбейт на YouTube — это когда провокационный заголовок подкреплен миниатюрой, на которой тоже изображено что-то невероятное. Например, кадры, сделанные с помощью монтажа. Или стоп-кадр, вырванный из контекста и поэтому перевирающий ситуацию. 

Пример кликбейта на YouTube

Пример кликбейта на YouTube

Также есть кликбейт и в ТикТоке, просто там он реализован чуть по-другому. Авторы контента разбивают ролик на несколько частей и выкладывают их постепенно, а в конце каждой части упоминают о том, что будет в следующей. Или же используют монтаж, чтобы показать какие-то невероятные ситуации. 

Похоже устроен и кликбейт в Инстаграм. Но там блогеры в основном хайпуют на внимании к своей личности, придумывают кликбейтное название обычному событию. А бывает и самый обычный кликбейт в классическом виде. 

кликбейт Инстаграм

Пример кликбейта в Инстаграм

И, наконец, классика жанра – кликбейт в тизерной рекламе. Такие рекламные блоки чаще всего откручивают на развлекательных сайтах. 

тизерная реклама

Новостной кликбейт – тизерная реклама на сайте-читалке 

Видов кликбейта очень много. В основном он используется в тизерных сетях и на площадках типа «Яндекс.Дзена», хоть официально он там и запрещен.

Что такое кликбейт заголовки и как их определить

Большинство подобных заголовков созданы именно для того, чтобы вызвать эмоции и повысить за счет этого кликабельность, а значит — получить больше переходов и активных пользователей. 

Кликбейт-заголовки можно легко определить по ряду признаков. В большинстве случаев в них: 

  • Обращаются к пользователю на «ты». Это уже немного ломает привычную картину мира, и люди обращают внимание на панибратское отношение. 
  • Используют капс и выделяют им слова типа «ШОК», «СЕНСАЦИЯ», «ЧТО» и другие. Капс тоже используется для привлечения визуального внимания к заголовку. 
  • Применяют указательные местоимения — такой, этот, тот, который, там, сюда. 
  • Используют гиперболизацию, то есть преувеличивают значение событий. Делается это для того, чтобы вызвать живой интерес. 
  • Используют повелительное наклонение: «Жми!», «Переходи!», «Смотри скорее, пока не удалили!». Оно тоже показывает панибратское отношение и выделяется среди стандартных нормальных заголовков. 
  • Обрывают фразы на половине и ставят троеточие. Этим авторы кликбейтных заголовков усиливают интерес и вызывают желание узнать, что же написано дальше. 
  • Используют яркие эпитеты – невероятный, сумасшедший, огромный и другие. Благодаря им пользователь «рисует» картинку у себя в голове, из-за чего появляются эмоции. 
  • Обещают удовлетворение интереса или пользу. Это тоже делают для того, чтобы вызвать желание перейти по ссылке. 

Иными словами, кликбейт вызывает желание перейти по ссылке прямо здесь и сейчас больше, чем стандартные заголовки. Благодаря этим приемам вы хотите знать, что будет дальше, и кликаете на заголовок. 

Где используют кликбейт заголовки

Кликбейт используют в разных сферах:

  • Новостные площадки – чтобы нагнать побольше трафика на сайт, заставить дочитать статью, повысить охваты;
  • В рекламных кампаниях – чтобы вызвать интерес к товару, повысить спрос;
  • В арбитраже трафика – чтобы быстрее набрать клики и переходы на целевую страницу. Обычно применяется при арбитраже с тизерок и пуш-сетей;
  • На площадках блогосферы – чтоб быстрее набрать дочитывания или просмотры, повысить охваты, скорее раскрутить блог. 

Но независимо от сферы и конкретных задач, главная цель у кликбейта – повысить CTR. Чем интереснее заголовок, чем больше он вызывает эмоций, тем охотнее на него кликают, чтоб прочитать до конца. 

Как сделать кликбейт

Написать самому кликбейтный заголовок легче, чем кажется: достаточно тренироваться и тестировать их эффективность. Для начала попробуйте перефразировать стандартные заголовки так, чтобы они вызывали интерес. Используйте приемы, которые мы описали выше. 

Обычный заголовок Кликбейт
Девочку в Подмосковье покусала собака На маленькую девочку напал настоящий монстр! Смотри видео тут
Как питание по расписанию поможет похудеть ШОК! Килограммы тают на глазах, если есть в это время…
В Москве появились камеры, которые умеют реагировать на звук Ты не поверишь, ЧТО умеют новые камеры наблюдения в Москве

Вот еще несколько советов, которые помогут сделать годный и хорошо конвертящий кликбейт:

  • В рекламных блоках старайтесь попасть в «боль» аудитории – желание без усилий похудеть, легко и просто вылечить суставы, дешево купить последний айфон и т. д;
  • В новостном кликбейте не стесняйтесь играть на эмоциях – любопытство, возмущение, ожидание шокирующих новостей;
  • Интригуйте – не договаривайте. Пресловутое многоточие в конце кликбейтного заголовка поможет получить высокий CTR;
  • Используйте цепляющие креативы для превью – неважно, в тизерках или своем блоге. Картинка должна вызывать интерес и эмоции. 

Напишите пару заголовков, протестируйте их в рекламных кампаниях или в блоге. Отследите реакции, сделайте кликбейт еще пару раз и решите, нужен ли он вам.

Кликбейт — использовать или нет?

Кликбейт – как лекарство, которое нужно применять осторожно и строго по назначению. Он привлекает много трафика, но большинство пользователей уходят со страницы, когда понимают, что их интерес не будет удовлетворен в полной мере. Поэтому растет показатель отказов на сайтах, падает вовлеченность аудитории. 

злоупотребление кликбейтом

Вот что бывает, если злоупотреблять кликбейтом 

При раскрутке блога с помощью кликбейта можно не только потерять аудиторию, но и поймать блокировку – к примеру, Дзен за это пессимизирует канал. Но если речь идет об арбитраже трафика в тизерных сетях, кликбейтные заголовки в любом виде сработают и принесут вам профит. 

Заключение

Сделать кликбейт несложно, если знать основные его приемы. В блоге или на своем сайте применять его стоит с осторожностью: если в статье или видео будет «пустышка», вы растеряете аудиторию. Но в тизерках или пуш-сетях кликбейт сработает в любом случае.

А вы применяете кликбейт? Делитесь своим мнением в комментариях или в нашем телеграм-чате по арбитражу трафика. 

Продолжаю «цепляющие заголовки». В этой про кликбейт или желтуху! Пригодится, когда будете составлять карточку статьи или подводку в соцсетях.

Кликбейт — понятие размытое, один и тот же заголовок для одного кликбейтовый, а другой нет. Посмотрите на публикации в Яндекс-дзене! Формально он запрещает кликбейт и оскорбления в заголовках, но в комментариях к публикациям часто жалуются на кликбейт, которого нет, а жалуешься в техподдержку — они игнорируют это, даже если материал хороший!

Авторы, блогеры, редакторы, продвигаторы личных брендов должны знать:

  • Люди не «любят» читать. Мир и так полон контентного мусора. Иногда я нахожу свои статьи, которые скопировали, сохраняя мои грамматические ошибки! Люди не любят читать, но кликбейт помогает обратить на себя внимание!
  • Если посмотреть на средние цифры рассылки, то из 1000 охваченных-отправленных писем, на сайт перейдут, дай бог 50 человек. Чтобы увеличить это число — работаем с заголовком на уровне темы письма, подзаголовков письма, на кнопке и в самой статье!
  • Дэвид Огилви утверждал, что заголовки читают в 5 раз больше людей. Но я думаю, что показатели со времён Огилви изменились! Да и в интернете соотношение должно быть другим. Поэтому желтуха в заголовках помогает хоть как-то привлечь внимание.
  • Заголовок — это обещание! Так автор обещает читателю «прочти это, ведь тут…». В общем, используем принцип «скользкой горки» Шугермана.
  • У кликбейта подмоченная репутация из-за неумелого использования. Люди думают, что кликбейт — это про обман, что-то типа пушапа и умелого макияжа. Однако, если кликбейтить аккуратно и правильно, не перегибая, получится что-то вроде естественного макияжа. Ведь люди не против обмана, людям просто не нравится узнавать, что их обманули. Если мы кликбейтим и обманываем, то при чтении статьи этот обман вскрывается и мы теряем читателя.

на статью может уходить много времени

Неважно 40 минут потратил на статью или 8 часов. Если статью никто не прочитал — она была написана зря, поэтому кликбейт помогает отбивать расходы

Медиа — выигрывает охват

Представьте, я и Артемий Лебедев одновременно пишут и публикуют посты «принципы удалённой работы». В любых показателях от такого поста выигрывает Лебедев. Качество материала не имеет значения! Качество заголовка даже не поможет сократить разрыв. Отсюда вывод — подумай о дистрибуции!

Популярность материала

Все исследования кликбейтов, которые я смотрел — замеряли охваты и репосты. Типа, если у одного издания больше охватов с таким типом заголовков, то этот заголовок более кликбейтовый.

Нет никаких исследований «как себя ведёт читатель», «насколько хороша открываемость» и тем более не учитываются внешние факторы. Вывод — аккуратнее с выводами исследований!

Слова

Большинство исследователей кликбейта  работают с отдельными словами в заголовке. Они не изучают смыслы. Поэтому мы легко найдём результаты исследований в духе «все популярные заголовки начинались с заглавной буквы», «те, кто использует эмодзи — занимаются сексом чаще» или «популярные заголовки содержат „как“ и „почему“». Я думаю это неправильно. Отсюда вывод — сначала сделайте заголовок интересным, а потом подключайте слова!

Единственный нормальный способ научиться писать кликбейтовые заголовки

Нужна практика — жёсткая тренировка по написанию кликбейтовых заголовков!

Откройте Яндекс-дзен в режиме инкогнито. Листайте. Запишите в таблицу 40-60 заголовков, которые зацепили ваше внимание. Кроме Дзена, можно «гулять» по сайтам с пиратскими сериалами или откровенно левым сайтам с публикациями про звёзд. Наблюдайте за баннерами и выписывайте заголовки привлёкшие ваше внимание в таблицу.

пиратские сериалы учат кликбейту
На сайтах с пиратским контентом есть куча баннеров с прекрасным кликбейт-заголовками, тут можно выписать «тебе выпал шанс купить дорогие часы со скидкой. не медли!»

Затем выбираете 10 постов из новостной ленты и записываете их в столбик, и переписываете выбранные посты, переформулируя их под кликбейт к своей статье. Повторяйте регулярно.

Тренируем писать классные заголовки
Матрица помогает научиться писать заголовки

Что говорят эксперты про заголовки в стиле кликбейт

Практически все исследования говорят одно и то же: определённое количество слов и наличие определённых слов делает заголовок интереснее.

Самое интересное исследование — от Базсумо. Главный вывод «достаточно длинные заголовки привлекают больше внимания»

Оптимальная длина описания и заголовков для социальных сетей
Оптимальная длина слов для заголовка — 10-20 слов

Фильтры для кликбейт-заголовка

Используйте фильтры, через которые нужно пропустить заголовок. То есть у вас есть какой-то заголовок, вы используете фильтр и переделываете этот заголовок.

Тут есть фильтры:

  • эмоция,
  • интрига,
  • польза,
  • 5 вопросов,
  • конкретика,
  • уважение.

Эмоция

С помощью заголовка попытайтесь вызвать у человека какую-либо эмоцию. Проще всего это показывать через действия: «мама увидела, что сделала дочь и расплакалась от счастья», «старушка пришла на могилу мужа и была шокирована». Обратите внимание, мои примеры содержат треш-кликбейта.

Интрига

Добавьте в заголовок некую загадку. Способов как это сделать — много. «Названа самая долгоживущая черепаха», «Теперь мы знаем, что-это за Ш-образная металлическая пластина».

Полезное действие

Пообещайте с помощью заголовка некое улучшение жизни, так чтобы читатель понимал «вот он прочтёт и сможет вот так вот улучшить свою жизнь».

5W

В английском языке есть 5 ключевых вопросов и они начинаются на W: кто (who), что(what), где(where), когда (when), почему  (why). Это старинный журналистский приём, при неумелом использовании которого выяснилось, что если вынести соответствующее слово в заголовок, получится заголовок с бОльшим потенциалом распространения. Не знаю, поверите вы или нет, но если приписать «как» почти к любому заголовку, на него будут кликать чаще. По крайней мере, я запускал обучающие статьи с А/Б-тестом и получил такой результат.

Конкретика

Конкретные заголовки читают чаще. Сравните «составляем отчёт» и «Сммщикам: составляем отчёт».

Какую статью прочитают больше людей? Правильный ответ — ту, которую опубликует Артемий Лебедев. Но если Лебедев опубликует обе, то у второй «СММщикам: составляем отчёт» больше шансов быть прочитанной сммщиками.

Число в заголовке — частный случай применения фильтра «конкретика». Такие заголовки обещают определённый объём чего-то. Обычно это каких фактов, единиц информации. Якобы людям нравится понимать, что это всего 5 советов, которые займут 3 минуты, а не рандомной длины статьи. Базсумо считает, что если и использовать цифры в заголовке, то это 10, 5, 15 и 7.

какие числа в списках использовать лучше всего для кликбейта
Похоже, что заголовков с цифрой 10 было просто больше всего

Уважение

Проверьте, не обижает ли, ваш заголовок целевую аудиторию. С этим фильтром аккуратнее. В нашем мире невозможно написать что-то, не обидев кого-то. Поэтому мы идём на риск и «обижаем» нецелевую аудиторию, но стараемся соблюсти баланс и не перегнуть палку.

как кликбейт заголовок влияет на распространение статьи
Две статьи в яндекс-дзене с минимальным изменением смысла, но у одной гораздо выше популярность.

Что делать, если заголовок нагревает читателя?

Есть ли в заголовке обман? Некая информация, которая обещает того, чего нет внутри материала? Может, стоит отредактировать заголовок или сам материал?

Иногда проще отредактировать материал, чтобы оставить огонь-заголовок.

Есть ещё с десяток фильтров, о которых я могу рассказать, и ещё больше о которых я не догадываюсь. Именно поэтому я рекомендую «бегать» по Яндекс-дзену в режиме инкогнито, искать сайты с пиратскими фильмами, вместо чтения теории.

А теперь, обещанные ссылки на предыдущие материалы и помните, следите за блогом, чтобы поймать ещё парочку заметок про составление цепляющих заголовков.
Эчпочмак Ильяхова
7 смертных грехов 

— 🤔 Илья! В чём твоя монетизация?
— Провожу платные консультации по контент-маркетингу, SMM, рекламе! Можете сразу писать в телеграм: @slusarevilya.

Здравствуйте, друзья!

Кликбейтом называют особый способ построения заголовков, основная цель которого — увеличить количество переходов по рекламным объявлениям в интернете. Такие заголовки не договаривают саму суть информационного повода и часто граничат с дезинформацией. Они разжигают в читателях интерес и любопытство, поэтому стимулируют пользователей перейти на страницу. 

В интернет-маркетинге кликбейт (click — клик, bait — наживка) обычного используют для быстрого получения результата. Чаще всего его применяют в тизерной рекламе: 

  1. Конструкции, бросающие вызов читателю — например, «Ты ни за что не поверишь!»
  2. Многоточие, которое является символом недосказанности — например, «Ученые выяснили, что похудеть можно с помощью воды. Достаточно…»
  3. Гиперболизацию, то есть преувеличение значимости сказанного — например, «ШОК! В теле женщины обнаружили это»
  4. Повелительное наклонение, обращенное к читателю — например, «Быстрее жми и узнай, как заработать 10 000 р. за час!»

В кликбейтинге также уместны использование указательных местоимений, обращение к читателю на «ты», яркие эпитеты, фразеологизмы и противоречия, вызывающие эмоциональный отклик. Хорошие примеры кликбейта обычно выставлены на витринах тизерных сетей. Например, на витрине сети Direct Advert каждый первый тизер — кликбейт.

Кликбейт заголовки в тизерке

Витрина Direct Advert

Ты попался на кликбейт, если…

Вы заметили? Этот подзаголовок тоже построен на основных принципах кликбейта. В нем есть интрига, он заинтересовывает и вызывает желание узнать хотя бы окончание фразы. Сегодня кликбейт используют в разных сферах рекламы. Основные каналы, наводненные кликбейтом — это: 

Сайты с тизерной рекламой. Их используют чаще всего, потому что вебмастера часто не обращают внимание на качество рекламы. Владельцы веб-ресурсов размещают почти все, за что им заплатят. Чаще всего провокационные тизеры можно встретить на порносайтах, новостных сайтах и в онлайн-кинотеатрах.

Эффект от кликбейта в тизерах увеличивается за счет картинок. В качестве изображений используют фото главных действующих лиц «новостей», снимки рекламируемых товаров или рисунки, которые еще больше увеличивают интригу.

Витрина тизерной сети Redtram

Видеохостинг YouTube. В нем часто используют провокационные заголовки к видео, чтобы привлечь максимальное количество пользователей и получить большое число просмотров. Принципы построения заголовков на видеохостинге такие же, как в тизерных сетях — пользователи используют слова «шок», «ужас», «в это нельзя поверить» и другие провокационные сочетания. Также применяют восклицательные знаки, многоточия или интригующую заставку, которая часто не имеет ничего общего с тем, что происходит на видео.

Примеры кликбейта на Ютубе

Реклама в РСЯ и КМС. Поисковые системы запустили свои рекламные сети, в которые тоже проник кликбейт. РСЯ — рекламная сеть Яндекса, КМС — контекстно-медийная сеть Гугла. Поисковики публикуют объявления не только в результатах выдачи, но и на сайтах-партнерах. Однако все объявления проходят жесткую модерацию, поэтому кликбейт в чистом виде в КМС и РСЯ почти не используют. Модераторы проверяют соответствие рекламной страницы заголовку и пропускают объявление, только если в нем нет дезинформации. 

Вебмастера стеснены в условиях, поэтому используют не очевидные приемы кликбейта. Например, ставят восклицательные знаки там, где они не нужны, или обращаются к читателю на «ты» и используют повелительное наклонение. Цель таких объявлений — собрать как можно больше кликов.

Таргетинг. Таргетинговая реклама позволяет показывать рекламные объявления только определенным группам целевой аудитории, а не всем пользователям. Ее используют в социальных сетях. И также применяют кликбейт. Но в социальных сетях рекламу также проверяют модераторы, поэтому в рекламных блоках нет откровенной «чернухи».

Пример кликбейта в Вконтакте

Здесь также представлен не кликбейт в чистом виде. На примере показаны объявления, из которых хотя бы понятно, о чем идет речь на рекламной странице. Но также использованы приемы кликбейтов — восклицательные знаки, элементы недосказанности, интригующие обещания.

Кликбейт на Ютубе

Видеохостинг YouTube — один из самых демократичных к кликбейту каналов продвижения. «Официальную» рекламу, которую показывают при просмотре видео в виде всплывающего окна или коротких роликов, там также проверяют модераторы. Но рекламу в описаниях видео и самих роликах выкладывают блогеры, и их никто не контролирует. Например, заголовки, построенные по принципам кликбейта, используют в текстовой рекламе.

Пример кликбейт-заголовка в описании видео на Ютубе

Но чаще всего принципы кликбейта используют в названиях самих роликов. Видеохостинг устроен так, что при просмотре видео без полноэкранного режима пользователь видит сбоку заставку и название похожих по тематике роликов. Они же появляются в конце каждого ролика. И здесь большое количество просмотров помогает набрать именно кликбейт — интрига, призыв к действию, противоречие.

Пример кликбейта — второй рекомендованный ролик сверху

В приведенном примере используют неявный кликбейт. Первая фраза «Открытие ученых ошеломляет» говорит о том, что в видео содержатся факты, которых мы раньше не знали. Дополнение «Кофе» одновременно подсказывает, о чем именно пойдет речь дальше, и заинтересовывает, потому что большинство пользователей видеохостинга пили его хоть раз в жизни.

Кликбейт на Ютубе однозначно работает. Его часто использует Феликс Чельберг — автор канала PewDiePie, число подписчиков которого превышает 59 000 000 человек. Сам блогер говорит о том, что кликбейт или некоторые из его приемов позволяют набрать большое количество просмотров за короткое время. 

Как сделать заголовки, по которым будут кликать

Если вы хотите повысить количество кликов по рекламе или число просмотров видео, статей и фото, используйте один или несколько приемов кликбейта: 

  1. Обратитесь к читателю на «ты». Напишите «Узнай, как заработать 5 000 ₽ за день» вместо «Способы заработка 5 000 ₽ за день». Согласитесь, первый заголовок мотивирует сильнее по сравнению со вторым, потому что он обращен к читателю. 
  2. Используйте указательные местоимения. Напишите «Что творят эти кошки!» вместо «Шалости домашних любимцев». Указательные местоимения создают ощущение живого диалога, поэтому привлекают внимание. 
  3. Играйте с неполными предложениями. Напишите «Чтобы не заболеть, нужно всего лишь…» вместо «Советы по профилактике болезней». Недосказанность интригует, поэтому также привлекает внимание. 
  4. Примените повелительное наклонение. Напишите «Нажми, чтобы узнать о возможностях нового робота» вместо «Корпорация Apple представила новую разработку». 
  5. Используйте восклицательные знаки. Напишите «Это видео заставит вас улыбнуться!» вместо «Смешные животные и дети». 

Можете использовать и другие приемы кликбейта — ударение на союзы, нестандартную пунктуацию, эпитеты и фразеологизмы и так далее. Главное, чтобы заголовок совпадал с содержанием страницы, иначе вы получите большое количество кликов, но минимальную конверсию. Дайте читателю то, чего он ожидает. Экспериментируйте и не забывайте о том, что кликбейтом не стоит увлекаться: лучше использовать его совместно с другими способами рекламы. 

А используйте ли кликбейт вы и как к нему относитесь? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кликаешь как пишется
  • Клик как пишется на английском
  • Клиенты иностранцы как пишется
  • Клеящий обои мастер как пишется
  • Клиентщики как пишется