Коэф трения как пишется

ТРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТ

ТРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТ
ТРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТ

       

величина, характеризующая трение внешнее. В зависимости от вида перемещения одного тела по другому различают Т. <к. скольжения и качения.

Т. к. скольжения fс — отношение силы трения F к реакции N, возникающей при приложении нагрузки, прижимающей одно тело к другому, и направленной по нормали к поверхности касания: fc=F/N. В зависимости от величины тангенциальной силы (см. рис. в ст. (см. ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ)) различают коэфф. неполного трения скольжения, коэфф. трения покоя и коэфф. трения скольжения. Все эти Т. к. могут изменяться в широких пределах в зависимости от шероховатости и волнистости поверхностей, хар-ра плёнок, покрывающих поверхности. Для протяжённого контакта они мало изменяются с изменением нагрузки. В зависимости от величины Т. к. скольжения пары трения делят на две группы: фрикц. материалы, имеющие большой Т. к.— обычно 0,3—0,35, редко 0,5—0,6, и антифрикционные, имеющие Т. к. без смазки 0,15—0,12, при граничной смазке 0,1 — 0,05.

Сопротивление свободному качению тв. тела (напр., колеса) характеризуют Т. к. качения fк — отношением момента М сопротивления перекатыванию к норм. нагрузке: fк=M/N. Если на колесо действуют ведущий или тормозной моменты, то коэфф. сцепления y колеса с дорожным покрытием определяется равенством: y=Tx/N, где Тх — неполная сила трения скольжения, возникающая между катящимся колесом и дорогой. Коэфф. fк и y существенно зависят от природы трущихся тел, хар-ра покрывающих их плёнок и скорости качения. Обычно для металлов (сталь по стали) fк=0,001—0,002 см. При движении автомобиля со скоростью 80 км/ч Т. к. колёс по асфальту fк=0,02 см и резко возрастает с увеличением скорости. Коэфф. сцепления y на сухом асфальте доходит у автомобильных колёс до 0,8, а при наличии плёнки воды снижается до 0,2—0,1.

Физический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.
.
1983.

ТРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТ

— величина, характеризующая трение внешнее. В зависимости от вида перемещения одного тела по другому различают Т. к. скольжения и качения.

Коэф. трения с к о л ь ж е н и я f с — отношение силы трения F к реакции N, возникающей при приложении нагрузки, прижимающей одно тело к другому и направленной по нормали к поверхности касания: 5031-15.jpg В зависимости от величины тангенциальной силы (см. рис. к ст. Трение внешнее )различают коэф. неполного трения скольжения, коэф. трения покоя к коэф. трения скольжения. Все эти Т. к. могут изменяться в широких пределах в зависимости от шероховатости и волнистости поверхностей, характера плёнок, покрывающих поверхности. Для протяжённого контакта они мало изменяются с изменением нагрузки. В зависимости от величины Т. к. скольжения пары трения делят на две группы: фрикц. материалы, имеющие большой Т. к.- обычно 0,3-0,35, редко 0,5-0,6, и антифрикционные, имеющие Т. к. без смазки 0,15-0,12, при граничной смазке 0,1-0,05.

Сопротивление свободному качению твёрдого тела (напр., колеса) характеризуют коэф. трения к а ч е н и я f к — отношением момента М сопротивления перекатыванию к нормальной нагрузке:5031-16.jpg Если на колесо действуют ведущий или тормозной моменты, то коэф. сцепления y колеса с дорожным покрытием определяется равенством:5031-17.jpg -неполная сила трения скольжения, возникающая между катящимся колесом и дорогой. Коэф. 5031-18.jpgсущественно зависят от природы трущихся тел, характера покрывающих их плёнок и скорости качения. Обычно для металлов (сталь по стали) 5031-19.jpg см. При движении автомобиля со скоростью 80 км/ч Т. к. колёс по асфальту 5031-20.jpg и резко возрастает с увеличением скорости. Коэф. сцепления y на сухом асфальте доходит у автомобильных колёс до 0,8, а при наличии пленки воды снижается до 0,2-0,1.

И. В. Крагельский.

Физическая энциклопедия. В 5-ти томах. — М.: Советская энциклопедия.
Главный редактор А. М. Прохоров.
1988.

.

Полезное

Смотреть что такое «ТРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТ» в других словарях:

  • Трения коэффициент —         отношение силы трения F к реакции Т, направленной по нормали к поверхности касания, возникающей при приложении нагрузки, прижимающей одно тело к другому: f = F/T. Т. к. характеристика, применяемая при выполнении технических расчётов,… …   Большая советская энциклопедия

  • Трения коэффициент — …   Википедия

  • КОЭФФИЦИЕНТ — (от лат. co совместно и efficiens производящий) множитель, обычно выражаемый цифрами. Если произведение содержит одну или несколько переменных (или неизвестных) величин, то коэффициентом при них называют также произведение всех постоянных, в т. ч …   Большой Энциклопедический словарь

  • КОЭФФИЦИЕНТ (множитель) — КОЭФФИЦИЕНТ (от лат. co совместно и efficiens производящий), множитель, обычно выражаемый цифрами. Если произведение содержит одну или несколько переменных (или неизвестных) величин, то коэффициентом при них называют также произведение всех… …   Энциклопедический словарь

  • Коэффициент — [coefficient, factor, ratio] числовой множитель в буквенном или числовом уравнении функциональной зависимости коэффициента известный множитель при той или иной степени неизвестного или постоянный множитель при переменной величине. Многие… …   Энциклопедический словарь по металлургии

  • коэффициент — а; м. [от лат. coefficiens (coefficientis) содействующий] 1. Числовой (или буквенный) множитель в алгебраическом выражении. 2. Величина, определяющая какое л. свойство физического тела. К. трения. К. расширения. К. полезного действия (отношение… …   Энциклопедический словарь

  • коэффициент эффективности — [efficiency factor] относительный качественный показатель, характеризующий достигнутый уровень экономической эффективности; отношение экономического результата (например, суммы прибыли или экономии от снижения себестоимости продукции и т. п.).… …   Энциклопедический словарь по металлургии

  • коэффициент циклической перегрузки — [cyclic overload ratio] отношение приложенного напряжения (I.) к пределу выносливости материала (образца, полуфабриката, изделия); Смотри также: Коэффициент фабрикационный коэффициент …   Энциклопедический словарь по металлургии

  • коэффициент форсирования — [boosting ratio] отношение максимальной тепловой мощности к средней в печах периодического действия; Смотри также: Коэффициент фабрикационный коэффициент температурный коэффициент сопротивления …   Энциклопедический словарь по металлургии

  • коэффициент уширения — [spread ratio] показатель деформации, равный отношению ширины полосы после деформации к ее ширине до деформации; Смотри также: Коэффициент фабрикационный коэффициент температурный …   Энциклопедический словарь по металлургии

Коэффициент трения через силу трения и массу

{mu = dfrac{F_{тр}}{mg}}

Ускорение свободного падения g

Приводим 2 варианта нахождения коэффициента трения — зная силу трения и массу тела или зная угол наклона. Для обоих вариантов вы найдете удобные калькуляторы и формулы для расчета.

Коэффициент трения представляет собой безразмерную скалярную величину, которая равна отношению силы трения между двумя телами и силы, прижимающей их друг к другу, во время или в начале скольжения.

Коэффициент трения чаще всего обозначают греческой буквой µ («мю»).

Следует помнить, что коэффициент трения (μ) величина безразмерная, то есть не имеет единицы измерения.

Коэффициент трения зависит от качества обработки трущихся поверхностей, скорости движения тел относительно друг друга и материала соприкасающихся поверхностей. В большинстве случаев коэффициент трения находится в пределах от 0,1 до 0,5 (см. таблицу).

Содержание:
  1. калькулятор коэффициента трения
  2. формула коэффициента трения через силу трения и массу
  3. формула коэффициента трения через угол наклона
  4. таблица коэффициентов трения
  5. примеры задач

Формула коэффициента трения через силу трения и массу

коэффициент трения через силу трения и массу

mu = dfrac{F_{тр}}{mg}

Fтр — сила трения

m — масса тела

g — ускорение свободного падения (в большинстве задач можно принять g=9.81 м/с²)

Формула коэффициента трения через угол наклона

коэффициент трения через угол наклона

mu = tg(alpha)

α — угол наклона

Таблица коэффициентов трения скольжения для разных пар материалов

Трущиеся материалы (при сухих поверхностях) Коэффициенты трения
покоя при движении
Резина по сухому асфальту 0,95-1,0 0,5-0,8
Резина по влажному асфальту   0,25-0,75
Алюминий по алюминию 0,94  
Бронза по бронзе   0,20
Бронза по чугуну   0,21
Дерево по дереву (в среднем) 0,65 0,33
Дерево по камню 0,46-0,60  
Дуб по дубу (вдоль волокон) 0,62 0,48
Дуб по дубу (перпендикулярно волокнам) 0,54 0,34
Железо по железу 0,15 0,14
Железо по чугуну 0,19 0,18
Железо по бронзе (слабая смазка) 0,19 0,18
Канат пеньковый по деревянному барабану 0,40  
Канат пеньковый по железному барабану 0,25  
Каучук по дереву 0,80 0,55
Каучук по металлу 0,80 0,55
Кирпич по кирпичу (гладко отшлифованные) 0,5-0,7  
Колесо со стальным бандажем по рельсу   0,16
Лед по льду 0,05-0,1 0,028
Метал по аботекстолиту 0,35-0,50  
Метал по дереву (в среднем) 0,60 0,40
Метал по камню (в среднем) 0,42-0,50  
Метал по металу (в среднем) 0,18-0,20  
Медь по чугуну 0,27  
Олово по свинцу 2,25  
Полозья деревянные по льду   0,035
Полозья обитые железом по льду   0,02
Резина (шина) по твердому грунту 0,40-0,60  
Резина (шина) по чугуну 0,83 0,8
Ремень кожаный по деревянному шкиву 0,50 0,30-0,50
Ремень кожаный по чугунному шкиву 0,30-0,50 0,56
Сталь по железу 0,19  
Сталь(коньки) по льду 0,02-0,03 0,015
Сталь по райбесту 0,25-0,45  
Сталь по стали 0,15-0,25 0,09 (ν = 3 м/с)

0,03 (ν = 27 м/с)

Сталь по феродо 0,25-0,45  
Точильный камень (мелкозернистый) по железу   1
Точильный камень (мелкозернистый) по стали   0,94
Точильный камень (мелкозернистый) по чугуну   0,72
Чугун по дубу 0,65 0,30-0,50
Чугун по райбесту 0,25-0,45  
Чугун по стали 0,33 0,13 (ν = 20 м/с)
Чугун по феродо 0,25-0,45  
Чугун по чугуну   0,15

Примеры задач на нахождение коэффициента трения

Задача 1

Найдите коэффициент трения между полом и ящиком массой 20 кг, который равномерно двигают с силой 50 Н.

Решение

Для решения задачи воспользуемся формулой.

mu = dfrac{F_{тр}}{mg} = dfrac{50}{20 cdot 9.81} = dfrac{50}{196.2} approx 0.25484

Ответ: approx 0.25484

С помощью калькулятора удобно проверить ответ.

Задача 2

Найдите коэффициент трения если угол наклона 30°.

Решение

Для решения этой задачи воспользуемся второй формулой.

mu = tg(alpha) = tg(30°) approx 0.57735

Ответ: approx 0.57735

Проверим полученный ответ с помощью калькулятора .

Сила трения. Коэффициент трения

  1. Причины возникновения трения
  2. Трение покоя
  3. Трение скольжения
  4. Трение качения
  5. Задачи
  6. Лабораторная работа №8. Измерение коэффициента трения скольжения

п.1. Причины возникновения трения

При движении одного тела по поверхности другого всегда возникает сила, направленная противоположно направлению скорости и замедляющая движение. Эта сила называется силой трения.

По своей природе сила трения отличается от силы тяготения и силы упругости, которые были рассмотрены в предыдущих параграфах.

Причины возникновения силы трения можно разделить на два класса: 1) шероховатость поверхностей контактирующих тел; 2) взаимное притяжение молекул при контакте.

Неровности поверхностей проявляются на макроуровне и видны невооруженным глазом или в оптический микроскоп. Их влияние можно уменьшить, если отполировать поверхности или нанести смазку.

Взаимное притяжение молекул проявляется на микроуровне и приводит к тому, что даже на идеально отполированных поверхностях не удается избежать трения, когда частицы одного тела перемещаются относительно частиц другого.

Сила трения – это сумма межмолекулярных сил, возникающих при деформациях и изломах контактирующих поверхностей за счет разрыва межмолекулярных связей.
Сила трения направлена вдоль поверхностей контактирующих тел.

Как и сила упругости, сила трения имеет электромагнитную природу и связана с межмолекулярным взаимодействием.

Но в отличие от силы упругости, причиной силы трения является разрыв межмолекулярных связей. Кроме того, если сила упругости всегда направлена перпендикулярно поверхностям контактирующих тел, то сила трения всегда направлена вдоль этих поверхностей.

В зависимости от характера движения контактирующих тел различают трение покоя, трение скольжения и трение качения.

п.2. Трение покоя

Сила трения, возникающая при относительной скорости двух контактирующих тел равной нулю, называется силой трения покоя.
Сила трения покоя равна по модулю приложенной силе и направлена в сторону, противоположную возможному движению тела, параллельно контактирующим поверхностям.
Если параллельно поверхности контакта на тело не действует сила, сила трения покоя равна нулю. Максимальное значение силы трения, при котором тело все ещё неподвижно, называется максимальной силой трения покоя.

Пример изменения силы трения покоя

Трение покоя Сила трения покоя равна приложенной силе, которая все ещё не приводит тело в движение. Допустим, что мы прикладываем к шкафу последовательно силу 100 Н, 200 Н, 300 Н, и он начинает равномерно двигаться только при 300 Н.
Как только тело начинает скользить, на него уже действует сила трения скольжения. Получаем:
Приложенная сила, Н Движение Сила трения покоя, Н Сила трения скольжения, Н
100 Нет 100
200 Нет 200
300 Есть, равномерное 300

п.3. Трение скольжения

Силу трения, возникающую в результате движения одного тела по поверхности другого, называют силой трения скольжения.
Сила трения скольжения всегда направлена в сторону, противоположную перемещению тела («тормозит» движение).

Трение скольжения Если тело расположено на горизонтальной опоре, сила тяжести (mg), действующая на него, равна по величине силе реакции опоры (N) (см. §22 данного справочника).
Сила трения направлена противоположно силе тяги.

Сила трения скольжения прямо пропорциональна силе реакции опоры: $$ F_{text{тр}}=mu N $$ Коэффициент (mu) называют коэффициентом трения скольжения; величина (mu) зависит от материала трущихся тел и состояния их поверхностей.

Значения коэффициентов трения скольжения для различных поверхностей приводятся в справочных таблицах.

При проектировании и разработке машин и механизмов коэффициенты трения скольжения для отдельных узлов определяются в специальных лабораториях.

п.4. Трение качения

Сила трения, возникающая при качении одного тела по поверхности другого, называется силой трения качения.

Сила трения качения значительно меньше силы трения скольжения.

Трение качения Уменьшение трения за счет качения используется в шариковых и роликовых подшипниках.
Первый подшипник качения был установлен в опоре ветряка, построенного в Англии в 1780 г. Этот подшипник состоял из двух литых чугунных дорожек качения, между которыми находилось 40 чугунных шаров.
Сегодня подшипники являются незаменимой деталью во всех подвижных конструкциях; они уменьшают износ трущихся деталей и снижают потери энергии на нагрев из-за трения.

п.5. Задачи

Задача 1. Найдите коэффициент трения между шинами автомобиля и дорогой, если при равномерном движении по прямолинейному участку двигатель развивает силу тяги, равную 30 кН. Масса автомобиля 6 т.

Дано:
(m=6 text{т}=6cdot 10^3 text{кг})
(F_{text{тяги}}=30 text{кН}=3cdot 10^4 text{Н})
(gapprox 10 text{м/с}^2)
__________________
(mu-?)

Задача 1
Коэффициент трения $$ mu=frac{F_{text{тр}}}{N}. $$ При равномерном движении скорость постоянна и ускорение (overrightarrow{a}=0). По второму закону Ньютона, равнодействующая горизонтальных сил равна нулю $$ overrightarrow{F_{text{тр}}}+ overrightarrow{F_{text{тяги}}}=0. $$ Значит, сила трения и сила тяги равны по модулю: $$ F_{text{тр}}=F_{text{тяги}}. $$ Сила реакции горизонтальной опоры равна силе тяжести, действующей на автомобиль: $$ n=mg. $$ Получаем: $$ mu=frac{F_{text{тр}}}{N}= frac{F_{text{тяги}}}{mg}, mu=frac{3cdot 10^4}{6cdot 10^3cdot 10}=0,5. $$ Ответ: 0,5

Задача 2. Деревянный брусок массой 3 кг равномерно тянут по горизонтальной деревянной доске с помощью динамометра. Жесткость пружины динамометра равна 3 Н/см, коэффициент трения дерева об дерево 0,3. На сколько сантиметров растянется пружина?

Дано:
(m=3 text{кг})
(k=3frac{text{Н}}{text{см}}=frac{3 text{Н}}{0,01 text{м}}=300frac{text{Н}}{text{м}})
(mu=0,3)
(gapprox 10 text{м/с}^2)
__________________
(Delta l-?)

Показания динамометра – это сила упругости, равная силе тяги. При равномерном движении сила тяги равна по модулю силе трения. Поэтому begin{gather*} F_{text{упр}}=kDelta l=F_{text{тр}}=mu N=mu mgRightarrow kDelta l=mu mg end{gather*} Получаем: $$ Delta l=frac{mu mg}{k}, Delta l=frac{0,3cdot 3cdot 10}{300}=0,03 (text{м})=3 (text{см}) $$ Ответ: 3 см.

Задача 3. Автомобиль движется по горизонтальному участку дороги со скоростью 72 км/ч. Рассчитайте время торможения и тормозной путь до полной остановки, если коэффициент трения колес о дорогу равен 0,4.

Дано:
(v_1=72frac{text{км}}{text{ч}}=20frac{text{м}}{text{с}})
(mu=0,4)
(v_2=0)
(gapprox 10 text{м/с}^2)
__________________
(t, s-?)

Автомобиль тормозит за счет силы трения. По второму закону Ньютона begin{gather*} F_{text{тр}}=ma. end{gather*} С другой стороны на горизонтальной дороге $$ F_{text{тр}}=mu N=mu mg. $$ Получаем: $$ ma=mu mgRightarrow a=mu g. $$ По определению ускорения $$ a=frac{v_2-v_1}{t}. $$ Т.к. (v_2=0), ускорение отрицательное.
Модуль ускорения $$ |a|=frac{v_1}{t}=mu gRightarrow t=frac{v_1}{mu g} $$ Время торможения прямо пропорционально скорости и обратно пропорционально коэффициенту трения. $$ t=frac{20}{0,4cdot 10}=5 (text{с}) $$ Найдем тормозной путь $$ s=v_1t+frac{at^2}{2}=v_1t+ left(frac{overbrace{v_2}^{=0}-v_1}{t}right)frac{t^2}{2}=v_1t -frac{v_1t}{2}=frac{v_1t}{2}=frac{v_1t}{2}cdot frac{v_1}{mu g}=frac{v_1^2}{2mu g} $$ Тормозной путь прямо пропорционален квадрату(!) скорости и обратно пропорционален коэффициенту трения. $$ s=frac{20^2}{2cdot 0,4cdot 10}=50 (text{м}) $$ Ответ: 5 с; 50 м.

п.6. Лабораторная работа №8. Измерение коэффициента трения скольжения

Цель работы
Научиться измерять силу трения скольжения и определять коэффициент трения скольжения. Изучить зависимость коэффициента трения скольжения от материалов соприкасающихся тел и от площади опоры движущегося тела.

Теоретические сведения

Лабораторная работа №8 При (v=const) (равномерное движение) получаем
По вертикали (moverrightarrow{g}=-overrightarrow{N}). Модули этих сил равны
По горизонтали (overrightarrow{F_{text{тр}}}=-overrightarrow{F_{text{тяги}}}). Модули этих сил равны $$ F_{text{тяги}}=F_{text{тр}}=mu N=mu mg $$

Если тело перемещать с помощью динамометра, то сила упругости, возникающая в пружине, будет равна силе тяги. Т.е., сила тяги непосредственно измеряется динамометром.

В работе используются стандартные лабораторные грузики массой 100 г.

Измерив силу тяги и зная массу перемещаемого тела, рассчитываем коэффициент трения: $$ mu=frac{F_{text{тяги}}}{mg} $$

Для расчетов используем стандартное значение (g=9,80665 text{м/с}^2).

Погрешность для прямых измерений (F_{text{тяги}}) определяется как половина цены деления динамометра. Погрешность для массы определяется по маркировке грузиков и бруска, (Delta m=2 text{г}) для (m=100 text{г}), т.е. (delta_m=2text{%}).

Погрешность эксперимента (delta_e) рассчитывается как средняя арифметическая по результатам измерений и вычислений.

Приборы и материалы
Лабораторный динамометр на 5 Н; набор грузиков по 100 г; деревянный брусок с крючком 100 г; деревянная доска; наждачная бумага.

Ход работы
1. Прикрепите динамометр к бруску, положите доску горизонтально, поставьте брусок самой большой по площади гранью слева на доску.
2. Перемещая брусок слева направо по доске, добейтесь равномерного скольжения (со стабильными показаниями динамометра). Снимите показания динамометра и запишите.
3. Повторите эксперимент, нагружая брусок одним, двумя, тремя и четырьмя грузиками.
4. Рассчитайте коэффициент трения дерева об дерево, определите относительную и абсолютную погрешности эксперимента.
5. Повторите эксперимент, перемещая брусок по доске, обмотанной наждачной бумагой. Найдите коэффициент трения дерева об наждак, определите относительную и абсолютную погрешности эксперимента.
6. Снимите наждачную бумагу и повторите эксперимент для трения дерева об дерево. Однако на этот раз брусок должен опираться на меньшую по площади грань. Рассчитайте коэффициент трения дерева об дерево в этом случае.
7. Сравните полученные коэффициенты трения, сделайте выводы о зависимости коэффициента трения от материала соприкасающихся поверхностей и от площади опоры движущегося тела.

Результаты измерений и вычислений

Цена деления динамометра (d=0,1 text{Н}).

Таблица для расчета коэффициента трения скольжения дерева об дерево

  Опыт (m, text{кг}) (F_{text{тяги}}, text{Н}) (mu=frac{F_{text{тяги}}}{mg}) (Delta=|mu-mu_{text{ср}}|)
1 Брусок 0,1 0,3 0,306 0,026
2 Брусок + 1 грузик 0,2 0,7 0,357 0,025
3 Брусок + 2 грузика 0,3 1,0 0,340 0,008
4 Брусок + 3 грузика 0,4 1,3 0,331 0,001
5 Брусок + 4 грузика 0,5 1,6 0,326 0,006
  Всего 1,660 0,065

Среднее значение коэффициента трения $$ mu_{text{ср}}=frac{1,660}{5}=0,332 $$ Среднее значение абсолютного отклонения $$ Delta =frac{0,065}{5}=0,013 $$ Относительная погрешность begin{gather*} delta=frac{0,013}{0,332}cdot 100text{%}approx 3,9text{%}\[7pt] mu_{text{дд}}=(0,332pm 0,013), delta_mu=3,9text{%} end{gather*}

Таблица для расчета коэффициента трения скольжения дерева об наждак

  Опыт (m, text{кг}) (F_{text{тяги}}, text{Н}) (mu=frac{F_{text{тяги}}}{mg}) (Delta=|mu-mu_{text{ср}}|)
1 Брусок 0,1 0,6 0,612 0,039
2 Брусок + 1 грузик 0,2 1,1 0,561 0,012
3 Брусок + 2 грузика 0,3 1,7 0,578 0,005
4 Брусок + 3 грузика 0,4 2,2 0,561 0,012
5 Брусок + 4 грузика 0,5 2,7 0,551 0,022
  Всего 2,862 0,090

Среднее значение коэффициента трения $$ mu_{text{ср}}=frac{2,862}{5}approx 0,572 $$ Среднее значение абсолютного отклонения $$ Delta =frac{0,090}{5}=0,018 $$ Относительная погрешность begin{gather*} delta=frac{0,018}{0,572}cdot 100text{%}approx 3,1text{%}\[7pt] mu_{text{дн}}=(0,572pm 0,018), delta_mu=3,1text{%} end{gather*}

Таблица для расчета коэффициента трения скольжения дерева об дерево (узкая грань)

  Опыт (m, text{кг}) (F_{text{тяги}}, text{Н}) (mu=frac{F_{text{тяги}}}{mg}) (Delta=|mu-mu_{text{ср}}|)
1 Брусок 0,1 0,35 0,357 0,011
2 Брусок + 1 грузик 0,2 0,7 0,357 0,011
3 Брусок + 2 грузика 0,3 1,0 0,340 0,006
4 Брусок + 3 грузика 0,4 1,3 0,331 0,015
5 Брусок + 4 грузика 0,5 1,7 0,347 0,000
  Всего 1,732 0,043

Среднее значение коэффициента трения $$ mu_{text{ср}}=frac{1,732}{5}approx 0,346 $$ Среднее значение абсолютного отклонения $$ Delta =frac{0,043}{5}approx 0,009 $$ Относительная погрешность begin{gather*} delta=frac{0,009}{0,346}cdot 100text{%}approx 2,5text{%}\[7pt] mu ‘_{text{дд}}=(0,346pm 0,009), delta_mu=2,5text{%} end{gather*}

Выводы
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

В работе исследовалась зависимость коэффициента трения скольжения от поверхностей, из которых изготовлены соприкасающиеся тела.

Для скольжения дерева об дерево был получен коэффициент begin{gather*} mu_{text{дд}}=(0,332pm 0,013), delta_mu=3,9text{%} end{gather*}

Для скольжения дерева об наждак был получен коэффициент begin{gather*} mu_{text{дн}}=(0,572pm 0,018), delta_mu=3,1text{%}\[7px] mu_{text{дн}}gt mu_{text{дд}} end{gather*}

Наждак является более шероховатой поверхностью и сила трения на ней больше.

Коэффициент трения скольжения сильно зависит от материалов соприкасающихся поверхностей.

Также в работе исследовалась зависимость коэффициента трения скольжения от площади опоры движущегося тела. Брусок выставлялся на более узкую грань, и изучалось скольжение дерева об дерево в этом случае. Был получен коэффициент begin{gather*} mu’_{text{дд}}=(0,346pm 0,009), delta_mu=2,5text{%} end{gather*} Поскольку begin{gather*} 0,319le mu_{text{дд}}le 0,345 0,337le mu’_{text{дд}}le 0,355 end{gather*} Полученные отрезки значений перекрываются.

Таким образом, в рамках погрешности эксперимента коэффициент трения скольжения не зависит от площади опоры движущегося тела.

ТРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТ

величина, характеризующая трение внешнее. В зависимости от вида перемещения одного тела по другому различают Т.

Т. к. скольжения fс — отношение силы трения F к реакции N, возникающей при приложении нагрузки, прижимающей одно тело к другому, и направленной по нормали к поверхности касания: fc=F/N. В зависимости от величины тангенциальной силы (см. рис. в ст. (см. ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ)) различают коэфф. неполного трения скольжения, коэфф. трения покоя и коэфф. трения скольжения. Все эти Т. к. могут изменяться в широких пределах в зависимости от шероховатости и волнистости поверхностей, хар-ра плёнок, покрывающих поверхности. Для протяжённого контакта они мало изменяются с изменением нагрузки. В зависимости от величины Т. к. скольжения пары трения делят на две группы: фрикц. материалы, имеющие большой Т. к.— обычно 0,3—0,35, редко 0,5—0,6, и антифрикционные, имеющие Т. к. без смазки 0,15—0,12, при граничной смазке 0,1 — 0,05.

Сопротивление свободному качению тв. тела (напр., колеса) характеризуют Т. к. качения fк — отношением момента М сопротивления перекатыванию к норм. нагрузке: fк=M/N. Если на колесо действуют ведущий или тормозной моменты, то коэфф. сцепления y колеса с дорожным покрытием определяется равенством: y=Tx/N, где Тх — неполная сила трения скольжения, возникающая между катящимся колесом и дорогой. Коэфф. fк и y существенно зависят от природы трущихся тел, хар-ра покрывающих их плёнок и скорости качения.Обычно для металлов (сталь по стали) fк=0,001—0,002 см. При движении автомобиля со скоростью 80 км/ч Т. к. колёс по асфальту fк=0,02 см и резко возрастает с увеличением скорости. Коэфф. сцепления y на сухом асфальте доходит у автомобильных колёс до 0,8, а при наличии плёнки воды снижается до 0,2—0,1.

Физический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия..1983.

ТРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТ

— величина, характеризующая трение внешнее. В зависимости от вида перемещения одного тела по другому различают Т. к. скольжения и качения.

Коэф. трения с к о л ь ж е н и я f с — отношение силы трения F к реакции N, возникающей при приложении нагрузки, прижимающей одно тело к другому и направленной по нормали к поверхности касания: ТРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТ фото №1 В зависимости от величины тангенциальной силы (см. рис. к ст. Трение внешнее )различают коэф. неполного трения скольжения, коэф. трения покоя к коэф. трения скольжения. Все эти Т. к. могут изменяться в широких пределах в зависимости от шероховатости и волнистости поверхностей, характера плёнок, покрывающих поверхности. Для протяжённого контакта они мало изменяются с изменением нагрузки. В зависимости от величины Т. к. скольжения пары трения делят на две группы: фрикц. материалы, имеющие большой Т. к.- обычно 0,3-0,35, редко 0,5-0,6, и антифрикционные, имеющие Т. к. без смазки 0,15-0,12, при граничной смазке 0,1-0,05.

Сопротивление свободному качению твёрдого тела (напр., колеса) характеризуют коэф. трения к а ч е н и я f к — отношением момента М сопротивления перекатыванию к нормальной нагрузке:ТРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТ фото №2 Если на колесо действуют ведущий или тормозной моменты, то коэф. сцепления y колеса с дорожным покрытием определяется равенством:ТРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТ фото №3 -неполная сила трения скольжения, возникающая между катящимся колесом и дорогой. Коэф. ТРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТ фото №4существенно зависят от природы трущихся тел, характера покрывающих их плёнок и скорости качения. Обычно для металлов (сталь по стали) ТРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТ фото №5 см. При движении автомобиля со скоростью 80 км/ч Т. к. колёс по асфальту ТРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТ фото №6 и резко возрастает с увеличением скорости. Коэф. сцепления y на сухом асфальте доходит у автомобильных колёс до 0,8, а при наличии пленки воды снижается до 0,2-0,1.

И. В. Крагельский.

Физическая энциклопедия. В 5-ти томах. — М.: Советская энциклопедия.Главный редактор А. М. Прохоров.1988.

ТРЕТИЙ ЗВУК →← ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кошу траву как правильно пишется
  • Кофе корнер как пишется
  • Кошомка как пишется
  • Кофе капучино как правильно пишется
  • Кошмары или кашмары как пишется