Когда ребенок пишет как слышит как называется

Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется… что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или «надо просто учить лучше», как говорят либерально настроенные родители?

Иногда — «лучше учить». А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

Дисграфия у ребенка

Диагностика дисграфии

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки… скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо «дом» пишет «дон» или «том», вместо «для» пишет «дял», вместо «кот» — «кто», вместо «пришёл» — «присёл», «белка» превращается в «блка» и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: «Девочка спряталсь вдубло». Ему продиктовали фразу: «Белочка спряталась в дупло». На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — «отдельно». Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Лечение дисграфии

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

Логопед в поликлинике сможет при своевременном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что «плохо учатся». Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из «Матрицы», тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.

Диагностика дисграфии

Коротко о главном: что такое дисграфия

Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «рома» — «лома», вместо «порох» — «полох». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать «кошун» вместо «коршун».

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Маша бежал», «синяя пальто»).

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки… Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

ребенок пишет с ошибками

Предупреждён — почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

  1. если ребёнок посещал логопедический детский сад;
  2. если в 2–3 года была задержка речевого развития;
  3. если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  4. если ребёнок левша или переученный левша;
  5. если у ребёнка были травмы головы;
  6. если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

Не могу сказать что «разделалась» с дисграфией на все 100%, но есть успехи. Буквы уже не путает. Ошибки обычно из-за спешки появляются, из-за невнимательности. Сейчас боремся за почерк, чтобы буквы писал быстро, но они при этом оставались понятными и более-менее аккуратными. И по другим предметам постоянно нужно дополнительно объяснять, «подтягивать», тренировать правописание, решение задач и примеров в столбик… На основе своего опыта( я- просто мама, не специалист, опыт — только мой сын с дисграфией и книги из интернета) написала статью, КАК мы с ней боролись, КАКИЕ упражнения делали. Кого-нибудь интересует?

2012-10-09, Лариса111

Веду ДНЕВНИК, записываю свои умные мысли, из интернета «вылавливаю» умные мысли и идеи на тему «КАК бороться с дисграфией и дислексией у ребенка», обдумываю наши успехи и поражения в этой борьбе. Если интересно, почитайте. [ссылка-1]

2013-03-11, Лариса111

Есть хорошие тетради и альбомы для коррекции дисграфии
ИД «Литера», «ГНОМ И Д» и др.
«Юным умникам и умницам» О.Холодова (Информатика, логика,математика- 1 класс) — тоже очень хорошие пособия тля тренировки орфографической зоркости, фонематического слуха (диктанты по методичке).

2012-10-09, Лариса111

Лариса, добрый вечер! Меня, как маму мальчика 10 лет тоже очень интересует эта тема! Много сложностей в учебе, бежит, спешит, забывает.
Не могу пройти по Вашим ссылкам!
Поделитесь пожалуйста информацией по почте kochnova@mail.ru
Заранее благодарна и признательна!

2022-10-12, Татьяна Кор

Хорошо! Все понятно!. Скажите, а в возрасте 10 лет можно ли исправить данные нарушения? Просто ответьте да, или нет. Не надо спрашивать и задавать вопросы, а почему раньше не занимались и что такое еще!!!

2013-08-31, nina777

Заниматься с учителем дополнительно, если ребенок в третьем классе, да и в пятом тоже. Дома побольше писать маленьких диктантов, и побольше читать — это развивает зрительную память.

2012-10-08, EsmeraldaL

Всего 14 отзывов Прочитать все отзывы.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Диагноз«дислексия» вызывает чувство растерянности и страха у родителей. Их малыш серьезно болен? Это лечится? Как помочь ребенку с дислексией?

«Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят сверстники.

Существует немало мифов относительно возникновения дисграфии и дислексии.

Один из них – что дети с подобными нарушениями, якобы, умственно отсталые. Другой миф – что этих детей учили новомодными методами, которые «изначально и в корне неверны».

Чтобы разобраться, где же, все-таки, правда, обратимся к детским психологам и логопедам, а также к данным их исследований.

Дислексия и дисграфия: что это такое?

Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов… Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П», “Д–Т», “К–Г», “С–З», “Ж–Ш». Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки.

Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З» и “Э», “Р» и “Ь» (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш» или “крючок» в букве “Щ». Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно.

Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.

5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина» (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым» (Под небом голубым).

6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

Вот некоторые примеры текстов при дисграфии: 2-3 кл)

В чище леса поют чижи. Солнышко пичою, липа светет. Куст шуршит, серый зайки дрожит. Зацвели черемуха. Лариса идет одедать. Журка был сабавный жирвиш. Закачались от ветра нешные цветы. Бевачка щеткай тищит плащ. Малчик сибит вкровате. С веты стаят в вазе.

Почему возникают нарушения чтения и письма?

Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора: речедвигательный,который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение; речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы; зрительный, который подбирает соответствующую графему; двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи). Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.

Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: “Еле языком ворочает…», – их называют “мямлями». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом, люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более «глубинные» факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга.

Какая область мозга “отвечает» за письмо и чтение?

Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует» предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).

Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя», автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться» с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный» характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: “С» и “З» открываются влево; “Ч» и “Р» выдающейся частью написаны в другую сторону… Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях.

Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание. Специальная литература приводит данные института Клаперада, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи “мать – ребенок». Так, ребенок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться в отношении еды, приобретает ту же манеру и в отношении интеллектуальной пищи. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя.

Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

Вечный вопрос: что делать? Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия?

Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком.

Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов.

Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая», чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого… Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О» напоминает обруч, “Ж» – жука, “С» – полумесяц… Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать» отдельные звуки (буквы).

Часто необходимо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

В настоящее время одной из самых популярных методик борьбы с дислексией и дисграфией является методика Рональда Девиса

Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

  • На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

Ученые из Университета Вашингтона в Сиэтле провели исследования работы мозга детей с дислексией. Нейропсихологи Вирджиния Бернингер и Тодд Ричардс возглавили команду исследователей, чьи исследования показали, что мозг детей с дислексией работает примерно в пять раз больше, чем мозг других детей при выполнении одного и того же лингвистического задания. Вы думаете, устали в конце учебного дня? Представьте, если ваш мозг будет работать в пять раз больше!

  • Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
  • Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
  • Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
  • Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно.

Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам!

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Дислексия: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Определение

Дислексией называют распространенное (5-10% детей школьного возраста) специфическое расстройство способности к обучению, для которого характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также с письмом под диктовку. Это расстройство приводит к трудностям понимания прочитанного и недостатку объема изучаемых материалов, а в дальнейшем — к ограничению словарного запаса и имеющегося объема знаний. Эффективная коррекция дислексии определяется ранним выявлением и комплексным лечением.

Разновидности дислексии

Дислексия проявляется уже в раннем детском возрасте и при отсутствии коррекции может сопровождаться нарушением психического развития. У взрослых дислексия возникает в результате поражения коры головного мозга.

Различают несколько видов дислексии в зависимости от того, на уровне какого анализатора нарушено восприятие – слуха, зрения или двигательных речевых структур.

Дислексия.jpg
При фонематической дислексии ребенок не различает фонемы (звуки), которые близки по восприятию на слух и по артикуляции (г-к, з-с, ж-ш). Поэтому во время чтения такие дети заменяют случайным образом близкие по звучанию и произношению фонемы. К вариантам фонематической дислексии относится также нарушение фонематического анализа, когда при написании слов дети или пропускают, или вставляют лишние буквы. Иногда им трудно сложить вместе два слога, тогда говорят о «побуквенном» чтении.

Семантическая дислексия, или «механическое» чтение — при таком расстройстве, читая, ребенок произносит слова правильно, но не понимает их смысл. Показателем семантической дислексии служит неспособность составить слова и фразы из различных слогов. В других случаях причина кроется в интеллектуальной отсталости ребенка – он не может установить грамматические связи между словами в предложении.

Аграмматическая дислексия – самый распространенный вид нарушения. Расстройство проявляется скудностью словарного запаса и неразвитостью речи. Характерной чертой такой дислексии служит неправильное согласование падежей и замена падежных окончаний.

Существует также оптическая дислексия, при которой ребенок не может распознавать графические изображения (буквы), поэтому не способен научиться читать.

Тактильная дислексия характеризуется нарушением пространственных представлений. Поскольку буквы отличаются количеством и пространственным расположением точек, это затрудняет их распознавание. Тактильная дислексия отмечается у слабовидящих детей.

При мнестической дислексии ребенок не понимает, какой звук обозначает та или иная буква, и, соответственно, не способен овладеть алфавитом. В этих случаях дислексия может сопровождаться замедленным психическим развитием.

При каких заболеваниях возникает дислексия

В большинстве случаев дислексия развивается как следствие внутриутробного органического повреждения центральной нервной системы после гипоксии, инфекционных заболеваний или токсического воздействия. Несколько реже причиной дислексии становятся генетические факторы и наследственность.

Исследования нервных рефлексов, слуха, зрения и запись электроэнцефалограммы у детей с дислексией обычно не показывают грубых отклонений от нормы.

Однако некоторые изменения в неврологическом статусе свидетельствуют о задержке моторного, психического и интеллектуального развития детей с дислексией. Так, у них может отмечаться недостаточная точность или дифференцированность движений при сознательных видах деятельности. Моторика ребенка может несколько не соответствовать его возрасту, хотя во время игр и осуществления неосознанных движениях дети ничем не отличаются от сверстников. Электроэнцефалограммы у детей с дислексией также показывают чуть замедленное созревание мозга при нормальной остроте слуха. Однако зрительные функции, исследование которых проводили в последнее время, у некоторых детей с дислексией имеют свои особенности. В норме рецепторы двух глаз отличаются друг от друга и передают различные картинки в мозг. Головной мозг самостоятельно решает, на какую группу рецепторов того или иного глаза направить изображение. У детей с дислексией зоны восприятия изображения обоих глаз одинаковы, и если сигналы от них попадают в зону восприятия одновременно, то мозг не может «определиться» с выбором изображения, которое для него является зеркальным. Именно этим объясняется трудность в быстром распознании букв и слогов.

У взрослых также может возникать дислексия. Чаще это нарушение выявляется после черепно-мозговых травм или инсульта (нарушения мозгового кровообращения). И в том, и другом случае поражаются участки коры головного мозга.

Дислексия, как и афазия (нарушение функции речи), служит характерным симптомом для пациентов с инсультом левого полушария.

У таких больных помимо дислексии могут отмечаться депрессивные расстройства, тревожное настроение и проблемы с целенаправленными движениями.

Явления дислексии могут сопровождать развитие объемных опухолей левого полушария головного мозга. При этом пациенты отмечают головную боль, головокружение, потерю памяти, зрения, затруднения в подборе слов.


К каким врачам обращаться при дислексии

Дислексия относится к заболеваниям, которые требуют комплексного подхода, поэтому решение о том, какой именно врач необходим для консультации при появлении симптомов дислексии, зависит от возраста пациента и предшествующих событий.

Детям, у которых отмечаются проблемы с чтением, необходимы консультации

педиатра

,

невролога

, психолога и логопеда.

Если распознавание текста ухудшилось внезапно, после острого нарушения мозгового кровообращения, пациента консультирует

невролог

 и логопед. При постепенном развитии проблем с памятью, чтением и речью необходимо обратиться к

терапевту

, который может направить пациента к

онкологу

 или нейрохирургу.

Диагностика и обследования при дислексии

Обследование ребенка с симптомами дислексии включает проверку навыков чтения и письма под диктовку и их сопоставление с его возрастом, интеллектуальным развитием, логическими способностями. При дислексии задания, для которых необходимо использовать речь, ребенок выполняет значительно хуже, чем задания с использованием образного или интуитивного мышления. Исследуют графомоторные и моторные навыки. В диагностическом поиске обязательно участвует логопед, задания которого направлены на выявление проблем с артикуляцией и фонетикой. Невролог оценивает координацию движений, моторику и неврологическую симптоматику. В некоторых случаях приходится прибегать к электроэнцефалографии, результаты которой могут использоваться для ранней диагностики некоторых форм дислексии.

При появлении признаков дислексии у взрослых невролог назначает ЭЭГ и МРТ для выявления возможных образований в области головного мозга.

Лечение дислексии

Терапия пациентов с дислексией включает комплекс мероприятий, в основе которых лежит психотерапевтическая помощь. При ранней диагностике и своевременном лечении пациент с дислексией обретает способность справляться с трудностями обучения.

Очень важно помнить, что дислексия не исчезает по мере взросления ребенка.

Только направленная коррекция этого нарушения в детском возрасте помогает достичь нормального интеллектуального развития. Участие в лечебных мероприятиях принимают логопед, психиатр и психолог. На занятиях с логопедом ребенок, как правило, работает над артикуляцией, упрочением звукобуквенных связей, учится соединять слоги, а самое главное – понимать прочитанный текст. При этом очень важна психологическая помощь ребенку. Работа над текстом не должна становиться для него тяжким и неинтересным трудом.

Лечение.jpg

Все приемы, направленные на коррекцию дислексии, должны применяться в игровой форме.

Психолог использует различные методики, которые формируют логическое и пространственное восприятие. В настоящее время популярностью пользуется методика Рональда Дейвиса, который сам, будучи дислектиком, разработал успешную методику коррекции этого нарушения.

Медикаментозная терапия только дополняет психологическую и логопедическую коррекцию и может включать препараты ноотропного ряда. Их выбор определяется исходными клиническими данными пациента.

Что делать при дислексии

Если у ребенка возникают трудности с запоминанием и произношением букв и слогов, словообразованием и письмом, ни в коем случае не следует его ругать и обвинять в лени и нежелании учиться, поскольку часто за этими проблемами стоит дислексия – расстройство, которое требует упорной и длительной коррекции. Дислексия остается у человека на всю жизнь, но при своевременном лечении она не будет приводить к снижению интеллекта ребенка и формировать негативные навыки обучения.

Бороться с дислексией можно, но для этого нужно объединить усилия родителей, педагогов и врачей.


Источники:

  1. Заваденко Н.Н., Румянцева М.В. Дислексия: механизмы развития и принципы лечения // Русский журнал детской неврологии. – Т. III. Вып. 1, 2008. – С. 3-9.
  2. Астапов В.М., Малкова Е.Е. Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте. Тревожные расстройства: Учебное пособие для вузов, 2-е изд. испр. и доп. – 2020. 273 с.

ВАЖНО!

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Для корректной оценки результатов ваших анализов в динамике предпочтительно делать исследования в одной и той же лаборатории, так как в разных лабораториях для выполнения одноименных анализов могут применяться разные методы исследования и единицы измерения.

Акустическая дисграфия

Акустическая дисграфия

Акустическая дисграфия – это парциальное расстройство функции письма, обусловленное недостаточностью слухового восприятия. Появляется заменами либо смешением на письме букв, обозначающих фонетически схожие звуки: шипящие-свистящие, твердые-мягкие, звонкие-глухие, аффрикаты и их составляющие. При этом звукопроизношение у ребенка правильное. Дисграфия диагностируется по результатам анализа письменных работ, исследования слуховой дифференциации фонем. Коррекционный маршрут предусматривает преодоление фонематического недоразвития, уточнение акустических характеристик звуков, работу над фонемным анализом и синтезом.

Общие сведения

Акустическая дисграфия, как специфическое расстройство письма, связанное с недостаточностью речеслухового анализатора, была выделена в 1971 г. классиком советской логопедии О.А. Токаревой. В 1980-е г.г. профессор Р.И. Лалаева предложила собственную классификацию, в которой обозначила акустическую дисграфию термином «дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания». Согласно опубликованным исследованиям, ошибки на письме, обусловленные несформированными фонематическими процессами, встречаются у 10% младших школьников.

Акустическая дисграфия

Акустическая дисграфия

Причины

Акустическая дисграфия возникает по причине недостаточной сформированности фонематического восприятия к началу школьного обучения ребенка. В результате неразличения речевых звуков на слух, неспособности к звуковому анализу и синтезу на письме ученик принимает неверное решение о соотнесении фонемы с графемой («пишет так, как слышит»). Неправильное фонемное распознавание присуще детям с функциональной дислалией, сенсорной алалией, стертой дизартрией, взрослым с акустико-гностической афазией.

Факторы риска

При обследовании детей, страдающих акустической дисграфией, выявляется ряд социальных и биологических факторов, которые могут рассматриваться в качестве предрасполагающих. В их числе:

  • неразборчивость, невнятность речи ребенка;
  • наличие в устной речи звуковых замен, дефектов озвончения и смягчения;
  • нечеткость дикции окружающих взрослых;
  • дефицит речевых контактов;
  • билингвизм;
  • необоснованно раннее обучение грамоте (несформированность психологических и языковых предпосылок);
  • отягощенный медицинский анамнез (родовые травмы, асфиксия в родах, ЧМТ, болезненность ребенка), приводящий к минимальной дисфункции ЦНС.

Патогенез

Хорошо развитые слухо-произносительная дифференциация и фонематическое восприятие являются непременным условием овладения грамотой: чтением и письмом. Спонтанное фонематическое развитие завершается в норме к 5-6 годам. Ребенок умеет слышать и различать отдельные звуки в слове, определять их место и последовательность. На этой основе в дальнейшем становится возможным овладение навыком письма.

Незаконченность процессов фонемного распознавания к началу обучения в школе, даже при отсутствии звукопроизносительных дефектов, сопровождается трудностями освоения письменной речи, создает предпосылки для развития акустической дисграфии. Во время операции письма ребенок не может произвести слуховой анализ слова, выделить акустические признаки фонемы, перевести ее в кинестетический образ (опора на проговаривание), принять решение о сопоставлении фонемы с соответствующей ей графемой. Если при этом также оказываются нарушенными моторные, оптические, регуляторные функции, то развивается смешанная дисграфия.

Классификация

В зависимости от того, какая именно операция фонемного распознавания нарушается в процессе письма, в логопедии выделяют следующие подвиды акустической дисграфии:

  • акустическая – происходит неточная слуховая дифференциация звуков и их анализ;
  • кинестетическая – трудности фонемного распознавания связаны с недостаточным кинестетическим контролем процесса письма;
  • фонематическая – ученик принимает неправильное решение о выборе той или иной фонемы.

Симптомы акустической дисграфии

Проявления дисграфии на основе нарушенного фонемного распознавания становятся заметны в начальной школе, однако предпосылки можно обнаружить еще в дошкольном детстве. Дети путают звуки речи, нечетко произносят слова, с трудом заучивают стихи и песни. У них снижена работоспособность и концентрация, отмечается частая переключаемость внимания.

На письме школьники с акустической дисграфией допускают замены и смешения букв, близких в фонетическом плане:

  • глухих и звонких согласных («корка» − горка);
  • мягких и твердых согласных («писмо» − письмо);
  • свистящих и шипящих («пушиштый» − пушистый);
  • сонорных («пелевал» − перевал);
  • аффрикат и составляющих их компонентов («щасто» − часто);
  • лабиализованных (губных) гласных («бабучка» − бабочка).

Также отмечаются пропуски и перестановки букв в словах, ошибочное обозначение мягкости согласных мягким знаком или йотированными гласными («зельный» или «зельоный» −зеленый). При тяжелых формах дисграфии смешиваются фонемы, которые обозначают непохожие по своим акустическим характеристикам звуки. Звукопроизношение при этом, как правило, не нарушено, однако иногда у ребенка имеются неточные речевые кинестезии.

Осложнения

Основным следствием акустической дисграфии служит школьная неуспеваемость по родному языку, литературному чтению, нередко – математике. Плохие отметки, низкие баллы за итоговую аттестацию по окончании начальной школы, угроза оставления ребенка на второй год – все это снижает мотивацию к учебе, формирует нежелание посещать школу или отдельные предметы, рождает конфликтность в отношениях с преподавателями и одноклассниками. Ситуации неуспеха и неверия в себя создают почву для последующего развития у ребенка тревожности, заниженной самооценки, депрессивного состояния.

Диагностика

Обычно родители или педагог обращаются к логопеду с жалобами на стойкие однотипные ошибки, которые ребенок допускает на письме. В ходе анализа рабочих тетрадей специалист замечает типичные для акустической дисграфии проблемы: замены/смешения букв по фонетическому сходству, перестановки, пропуски букв. Для подтверждения диагностической гипотезы логопед проводит обследование устной речи:

  1. Оценка звукопроизношения. Учащиеся с акустической дисграфией звуки произносят верно, но у них может быть нечеткая дикция, неточность переключения артикуляционных поз. Анатомические дефекты речевого аппарата отсутствуют.
  2. Исследование фонематических процессов. В большей степени оказываются несформированными слуховая дифференциация, операции анализа и синтеза, представления об акустических свойствах фонем. Ребенок не способен правильно повторить слоговые цепочки с оппозиционными звуками, отобрать картинки с нужным звуком, определить место звука в слове, показать предметы, обозначаемые словами-паронимами.
  3. Обследование других сторон речи. Проводится проверка состояния слоговой структуры слова, лексико-грамматических категорий речи. Исследуется функция чтения: у детей с акустической дисграфией, как правило, выявляется фонематическая дислексия.

Из методов медицинской диагностики может быть рекомендована аудиометрия, т. к. при недостатках фонемного распознавания всегда необходимо исключать тугоухость. Инструментальное неврологическое обследование по показаниям включает электроэнцефалографию, УЗИ сосудов шеи, церебральную КТ или МРТ.

Коррекция акустической дисграфии

Коррекционный маршрут при дисграфии, обусловленной несформированностью фонемного распознавания, строится с учетом нарушенных речевых звеньев. В ходе занятий решаются задачи:

  • формирования фонематического восприятия;
  • уточнение акустических и произносительных характеристик звуков, их дифференциация;
  • овладение звуко-буквенным анализом и синтезом;
  • соотнесение фонемы с ее графическим эквивалентом – графемой.

Работа над звуками ведется в следующей последовательности: сначала уточняются артикуляционные и акустические аспекты гласных, потом согласных (свистя­щих, шипящих, аффрикат, соноров), затем – оппозиционных звуков (мягких/твердых, звонких/глухих). Только после этого переходят к самостоятельному письму – списыванию текстов, написанию слуховых диктантов, сочинений, изложений.

Кроме совершенствования речевых функций работают над развитием ВПФ – памяти, мышления, внимания. Полезно включать в структуру занятий элементы фонетической и логопедической ритмики, двигательно-речевые физминутки. Интерес к занятиям повышает использование интерактивных игр, ИКТ.

Прогноз и профилактика

Устранение акустический дисграфии – длительный и кропотливый процесс. Он может быть успешен только при целенаправленных, систематических занятиях, обоюдных усилиях со стороны логопеда и ученика. Прогноз тем благоприятнее, чем раньше в начальном звене школы выявлена дисграфия и начата ее коррекция. В противном случае ученик с акустической дисграфией неизбежно попадет в категорию слабоуспевающих.

Профилактику акустической дисграфии необходимо вести с дошкольного детства. Она включает плановые осмотры дошкольников логопедом, целенаправленное развитие фонематических процессов при их нарушении, подготовку к школе. Взрослым следует внимательно относиться к своей и детской речи, постараться минимизировать неблагоприятные воздействия на ЦНС ребенка на всех этапах его развития.

Литература

1. Проблема акустической дисграфии у младших школьников/ Жулина Е.В., Смольянинова С.Г.// Проблемы современного педагогического образования. – 2018.

2. Нарушения фонематического слуха у младших школьников с акустической дисграфией/ Константинова Е. А., Федько Ю. И.// Царскосельские чтения. – 2017.

3. Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников/ Лалаева Р.И., Венедиктова Л.Р. — 2001.

4. Особенности фонематического восприятия речи и их отражение на письме/ Белоус Е.Н. — 2011.

Код МКБ-10

F81.1

Акустическая дисграфия — лечение в Москве

Дислексия и дисграфия: что это такое и как помочь ребенку

Рассказываем, как могут проявляться дисграфия и дислексия у детей, когда родителям стоит насторожиться и что делать

  1. Что такое дислексия и дисграфия
  2. Когда стоит насторожиться
  3. Как родителям помочь ребенку

К началу школьной жизни дети могут обладать разными навыками: кто-то читает книги и пишет почти без ошибок, кто-то только начинает читать по слогам и пишет печатными буквами только свое имя. Разная скорость усвоения знаний — это нормально. Но у некоторых ребят возникают определенные сложности, которые могут повлиять на дальнейшее обучение.

Материал подготовлен при помощи эксперта — нейропсихолога Майи Ховалыг.

Что такое дислексия и дисграфия

Дислексия — это изолированное нарушение, которое вызывает трудности в освоении навыков чтения. Очень часто вместе с дислексией ребенок сталкивается с дисграфией — сложностями в освоении письма. Почему они называются «изолированными»? Потому что не влияют на интеллектуальный уровень человека: ребенок с дисграфией и дислексией не глупее остальных детей, просто ему сложнее научиться читать и писать.

Можно ли считать эти нарушения болезнью? У специалистов на этот счет нет общего мнения, но дисграфия и дислексия включены в Международный классификатор болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), который действует в России и большинстве развитых стран.

Майя Ховалыг

Нейропсихолог

Дислексия и дисграфия — нарушение, при котором ребенок допускает специфические ошибки в письме или чтении. Связанно это с несформированностью определенных психических функций, обеспечивающих процесс письма или чтения. Понять, какие зоны недосформированы, поможет специалист. Основное нарушение при дислексии — стойкая неспособность овладеть автоматизированным чтением целыми словами — из-за этого ребенок (или взрослый) не понимает суть прочитанного текста.


     Ребенок с дисграфией и дислексией ничем не отличается от других, просто ему сложнее научиться читать и писать. Фото: Veja/shutterstock.com

Ребенок с дисграфией и дислексией ничем не отличается от других, просто ему сложнее научиться читать и писать. Фото: Veja/shutterstock.com

Дислексия и/или дисграфия может быть:

  1. Акустико-артикуляционная. Детям с таким видом нарушения сложно воспринимать информацию на слух: эти ребята могут путать буквы, похожие визуально, заменять глухой звук на звонкий и наоборот.
  2. Регуляторная. Ее еще называют дизорфография. Здесь самая частая ошибка — пропуски букв, слогов, даже элементов букв. Особое внимание стоит обратить тогда, когда ребенок уже должен знать правила и использовать их, но при этом продолжает допускать типичные ошибки. Таким детям сложно определить начало и конец предложения, они часто «прилепляют» союзы и предлоги к слову: вдоме, наулице и т. д.
  3. Аграмматическая. Детям с этим нарушением трудно уловить связь между словами в предложении и предложениями в тексте. Например, задание «составь из слов «бегает, забор, кошка, белая» предложение», будет для них очень сложным. То же и с предложениями: выстроить их в логичный рассказ у таких детей, скорее всего, не получится. Им сложно образовывать новые формы слова, подбирать окончания и менять суффиксы.
  4. Оптическая и оптико-пространственная. Такому ребенку будет тяжело ориентироваться на странице (те самые «две клеточки сверху, три — слева»), он будет путать похожие буквы, менять прописные на печатные и наоборот. Это именно то нарушение, которое может повлиять на почерк: наклон и высоту букв, ширину написания. Буквы часто зеркалят, гласные — пропускают или заменяют.

Определить дисграфию или дислексию может только специалист. Как правило, диагноз ставят не раньше второго класса — то есть к тому времени, когда ребенок уже должен освоить чтение и письмо и некоторое время этим навыком пользоваться. Но «красные флаги» родители могут заметить и до школы. Соответственно, и помочь ребенку получится раньше.

Когда стоит насторожиться

Начиная осваивать чтение и письмо, дети допускают ошибки, путаются, чувствуют себя неуверенно в этом новом мире букв, слов и значений. Но, как правило, у дислексиков и дисграфиков есть специфические ошибки, которые могут указывать на то, что ребенку нужна помощь.


     При освоении чтения и письма многим детям может быть нелегко, но ребенок с дисграфией и дислексией, как правило, допускает специфические ошибки. Фото: unguryanu/shutterstock.com

При освоении чтения и письма многим детям может быть нелегко, но ребенок с дисграфией и дислексией, как правило, допускает специфические ошибки. Фото: unguryanu/shutterstock.com

Майя Ховалыг

Нейропсихолог

Если мы говорим про школьников, я бы обратила внимание на такие нарушения:

  • ребенок не может применить правила русского языка: при письме как слышит, так и пишет, игнорирует заглавные буквы, слитно пишет слова, притягивает предыдущие символы: жежтый или зуззы (вместо зубы);
  • школьник может пропускать буквы, менять местами слоги;
  • на письме заменять парные согласные и гласные («йожик» вместо «ёжик»);
  • «зеркалить» буквы, разворачивать их на 180 вправо/влево/вверх/вниз.

Все эти нарушения могут быть частью развития навыков: если вы замечаете их до школы или даже в первом классе, не паникуйте. Когда дети учатся читать и писать, они могут путать буквы, угадывать слова или окончания во время чтения, писать зеркально. Если же у школьника эти нарушения продолжаются спустя некоторое время после того, как ребенок начал учиться читать и писать, это повод обратиться к специалистам.

Не всегда эти нарушения на 100% указывают на дислексию или дисграфию. Очень важно следить за прогрессом. Например, в начальной школе учителя, как правило, проверяют скорость чтения. Некоторые родители возмущаются и считают это устаревшим требованием («скорость не так важна, как понимание»), но для некоторых детей это очень полезная статистика — она помогает увидеть, есть ли улучшения. Если есть — можно успокоиться. Если никаких изменений за полгода не произошло — нужна помощь.

Как родителям помочь ребенку

Видов нарушений чтения и письма множество. К каждому из них важно подбирать свои рекомендации. Более того, универсального способа помочь ребенку с дислексией и/или дисграфией не существует. Кому-то могут помочь специальные прописи и графические диктанты, для кого-то они окажутся бесполезны. Но есть ряд общих рекомендаций, которые помогут семье совместными усилиями если не избавиться от проблемы, то существенно облегчить жизнь всем, ребенку — в первую очередь.


     Универсального способа помочь ребенку с дислексией и/или дисграфией не существует, важно подбирать рекомендации для каждого конкретного случая. Фото: RSplaneta/shutterstock.com

Универсального способа помочь ребенку с дислексией и/или дисграфией не существует, важно подбирать рекомендации для каждого конкретного случая. Фото: RSplaneta/shutterstock.com

Не заставляйте читать и читайте сами

Ребенок, у которого возникают сложности с чтением, не ленится, ему действительно тяжело: он не может разделить слово на отдельные буквы, он не видит текст так, как видят его все остальные. Помогайте малышу: читайте задания по другим предметам вместе с ним, не заставляйте его читать больше, чем он может осилить. Для такого ребенка чтение — большая нагрузка. Лучше давать ее регулярно, но в небольших объемах.

Майя Ховалыг

Нейропсихолог

Всегда обсуждайте с ребенком понимание смысла слова! Любое задание сначала делайте сами, потом — вместе с ребенком. А когда видите, что ребенок может сделать сам, передайте ему ответственность за задание целиком. Задания для таких ребят важно подбирать от легкого к сложному, использовать разные стимулы (чтобы малышу было интересно). При выполнении коррекционных заданий меняйте активную деятельность на когнитивную и наоборот.

Играйте

Все игры со словами — ваши помощники. Просить назвать первую или последнюю буквы или убрать, потом переходить к играм со словами — то, что нужно и важно для всех детей, но для ребят с нарушениями чтения и письма особенно. Читать стихи — та же профилактика, потому что рифма — те самые кусочки слова, которые дислексики часто не замечают. А стихи помогают обратить на них внимание.

Показывайте знаки препинания

Читать вместе с ребенком нужно обязательно. Но во время чтения всегда обращайте его внимание на точки, запятые, восклицательные и вопросительные знаки: это поможет понять, что текст состоит из маленьких частей — предложений. А знаки препинания помогут эти части визуально определить.

Слушайте аудиокниги

Если у вас нет возможности много и долго читать вместе с ребенком, обратите внимание на аудиокниги. Они помогают расширить словарный запас (а это тоже поддержка для ребенка со сложностями освоения чтения), а также привлечь внимание к обычной книге: можно слушать в наушниках аудиотекст и глазами следить за буквами.


     Аудиокниги помогают расширить словарный запас: можно слушать в наушниках аудиотекст и глазами следить за буквами. Фото: Evgeny Atamanenko/shutterstock.com

Аудиокниги помогают расширить словарный запас: можно слушать в наушниках аудиотекст и глазами следить за буквами. Фото: Evgeny Atamanenko/shutterstock.com

Поддерживайте

Детям с дислексией и дисграфией и так тяжело: уже в первом классе у них могут возникнуть сложности с освоением программы. На то, чтобы разобраться, в чем может быть проблема, найти хорошего специалиста и подобрать методы помощи, может уйти много времени. В этот непростой период важно, чтобы родители были на стороне ребенка: помогали с заданиями, не стыдили, много читали и разговаривали, старались найти общий язык с педагогом и объяснить ситуацию.

Дислексия и дисграфия — это не приговор. Все активнее сейчас нейропсихологи и логопеды ищут самые разные способы работы с такими детьми. Главное — неравнодушие родителей, которые смогут заметить «красные флаги» и вовремя оказать помощь.

пишет как слышит

копировать

17.05.2013 15:07

сыну 6.5 лет. в этом году в школу пойдет.Читает, пишет печатными буквами Часто когда смотрит мультфильм, записывает понравившиеся ему фразы.Причем пишет как слышит.Сегодня вот написал: «Обетатили не обитаимава острава: там залатой песок, лазурная море, тень трапичиских деревьев и очинь фкусные фрукты. Пирипады температур в начное время.Мидузы редка патплывают к берегу.. Что с этим делать? чтобы писал трОпические, мЕдузы и т.д.. В школу в этом году, боюсь так и будет писать..Это исправимо?

копировать

17.05.2013 16:08

Издеваетесь?

копировать

17.05.2013 16:17

нет.. с нами занимается логопед. говорит проблемы фонематического характера. надо к школе успеть устранить.

Anonymous

Anonymous

копировать

17.05.2013 16:22

Ну как бы люди одиннадцать лет в школе учатся, чтобы грамотно писать) Вообще, завуалированное хвастовство очень даже раздражает, имейте в виду:)

копировать

17.05.2013 16:21

Всему этому ваш ребенок будет учиться на уроках русского языка лет эдак 11. Или вы думали что дети идут в школу абсолютно грамотно пишущие?

Anonymous

Anonymous

копировать

17.05.2013 16:24

Вы похвастаться что ли? В 6,5 лет многие читать то не умеют, вообще никак. У Вас ребенок пишет такие длиннные фразы, сам.. отделяет слово от слова и вы еще хотите, чтобы он орфографию соблюдал?? Просто офигеть…. Откуда он знает в свои 6 лет как это все пишется?

Anonymous

Anonymous

копировать

17.05.2013 16:29

мы занимаемся с логопедом-дефектлгом. Она считает что эта неграмотность от нарушений какихто там фонематических. И что в 6 лет уже должен знать что море оно лазурное а не лазурная

Anonymous

Anonymous

копировать

17.05.2013 16:39

Да, вот это единственная ошибка, которая меня напрягла бы. Да и напрягает. Потому что мой сын тоже к «морю» женское окончание приделывает. Остальное — вот честно, я не верю, что логопед вам так сказала. Возможно, она имела с виду конкретно ошибку с окончанием. Это все, во-первых, ни разу не «безграмотность» и это не от логопедических нарушений ребенок пишет, как слышит. Он и должен так писать.

копировать

17.05.2013 16:43

пусть в сад идет ваш логопед, честно. Ребенок написал все просто отлично, не считая даже лазурная… но я бы, не зная орфогарафии, может так же написала бы, лазурная море лазурное море, мне слышится тоже лазурная море)) просто я знаю как надо писать правильно. Слишком высокие требования к шестилетке ИМХО. Моему 6 в августе, у нас только слоги начал соединять… Какое там письмо….. Буквы все знает… Но написать он не сможет вообще ничего. Я помню в 5 лет читала просто отлично и вообще была не дура и проблем с речью никаких не было. У меня сохранились такие книжечки-самоделки лет 6-7 мне было, я писала сама, так там все одним словом черте что короче))))) В конце первого класса я уже писала очень даже хорошо. А про что дефектолог я поняла… У меня сын в логосаду. Но это неприминимо к шестилетке, то что вы написали…. и тем более оно действительно так все и слышится.. ребенок слышит все нормально. Денег хочет дефектолог? Простите….

Anonymous

Anonymous

копировать

17.05.2013 20:31

Писать-то дети раньше начинают, чем в 6 лет :-) Другое дело — КАК они пишут =)) у нас записки с 4 лет сохранились дочкины, я еще могу разобрать, что там написано, а посторонний человек — вряд-ли. Слова, например, она долго разделяла не пробелами, а вертикальной чертой. Так ей казалось нагляднее. А поправлять и объяснять понятные вещи ребенку никогда не рано. Например, кто корова через О пишется ;-) Дети, они быстро всё схватывают.

копировать

27.05.2013 23:42

ваш логопед просто зарабатывает деньги, чем сложнее диагноз поставит, тем больше заработает я живу в европе. у меня дочь тоже также писала фонетически. да и все дети которых я знаю тоже. НИКТО не ходил к логопеду. Нет тут такого врача. Точнее есть, но он лечит реальные отклонения. Начали заниматься в школе. Читать книги. Начали писать правильнее.

копировать

28.05.2013 04:20

Какие нафик нарушения фонематические, если ребёнок пишет чётко как слышит? Ваша логопед цену себе набивает. Тут высказали идею насчет отдыха в саду — я её поддерживаю 2 руками.

копировать

17.05.2013 16:30

В 6 лет дочкиных и я переживала. Тибя-миня-лублу» — постоянно, не смотря на поправки, а шедевр «чилавечькаф» до сих пор забыть не могу :) А в школе научилась, как ни странно… По русскому совершенно твердая «5» , уже 3 класс. Думаю, для дошкольника такие ошибки вполне естественны, а уж как дальше будет… Может как и у нас все само наладится?

копировать

17.05.2013 16:45

ТрОпические будет писать, когда выучит правило проверки безударных в корне, это второй класс, а мЕдузу выучит как словарное слово.

копировать

18.05.2013 00:06

У меня и во втором классе так написать может. О ужас! Пойду удавлюсь на ближайшем суку :)

копировать

18.05.2013 00:08

У моего было так же за год до школы. Думала, это какие же проблемы нас ждут с русским?! Сейчас 1 класс — в диктантах ни одной ошибки. Чудеса.. Наверно, им нужно дорасти. Поэтому сейчас не акцентируйте особо, но уже в школе держите руку на пульсе.

Anonymous

Anonymous

копировать

18.05.2013 11:00

Вы жалуетесь или хвастаетесь? :)

копировать

18.05.2013 13:59

Некоторые, окончив школу, так пишут

копировать

18.05.2013 20:36

Для 6,5 лет нормально. Что словесники делать будут? Там же сплошные орфограммы.

копировать

19.05.2013 23:17

ндаааа,а на фига в школу отдавать. если вы хотите. чтобы ребёнок сейчас писал правильно? всё правильно у вас ребёнок пишет. заметьте, ударные гласные он пишет без ошибок. вот если бы он ударные писал неправильно, тогда бы надо было бить тревогу. а чтобы писать правильно безударные гласные, вспоминаем школу, нужно подобрать проверочное слово. а этому опять таки учат в школе.

копировать

21.05.2013 14:52

А интегралы он у Вас без ошибок решает?

Anonymous

Anonymous

копировать

27.05.2013 23:39

он вообще не обязан до школы писать, тем более без ошибок. нормально он пишет, фонетически. Будет ходить в школу, будет учиться писать правильно.

копировать

17.05.2013 16:35

Поправляйте, учите. Моя дочка-дошкольница,когда смс-ки шлет подружке, тоже иногда шедевры пишет,а потом смотрю прислушивается,запоминает, исправляет ошибки. Все впереди, мама!)

Anonymous

Anonymous

копировать

17.05.2013 20:27

Подсказывайте, объясняйте КАК правильно. и если не сложно — ПОЧЕМУ именно так правильно (когда осознаешь, проще запомнить). Постепенно запомнит.

копировать

17.05.2013 20:37

Пусть учит украинский, у нас как слышыца так и пишыца

Anonymous

Anonymous

копировать

18.05.2013 20:32

Насчет слышыца и пишыца — это скорее в Бобруйск:) У нас тоже есть исключения.

копировать

17.05.2013 20:46

У моей дочки та же проблема, не знаю, чего и ожидать от учебы:( У старшей таких проблем не было, абсолютная грамотность, после нее это особенно жутко видеть. Успокаиваю себя, что хоть математика хорошо идет:)

копировать

18.05.2013 14:30

Развивайте музыкальный слух, очень сильно исправляет подобные ошибки. Не обязательно в музыкальной школе.

Anonymous

Anonymous

копировать

18.05.2013 17:08

Каким образом музыкальный слух тут поможет? :)

копировать

19.05.2013 09:04

все по возрасту, смутило только море:-) род не совпадает :-) над этим можно было б поработать, но он же наверно одновременно и смотрит и пишет. Тут и взрослый может ошибиться :-)

копировать

20.05.2013 08:37

Это называется орфографическое письмо, когда ребенок пишет так, как слышит. Абсолютно нормальное явление в начальном периоде обучения грамоте. Странно, что ваш логопед этого не знает. Но если уж считает, что есть проблемы с фонематикой, занимайтесь дальше. Хуже не будет. Со стороны взгляд на «писанину» вашего ребенка: цепкая слуховая память, развитая речь. Единственная грамматическая ошибка, как вам уже и написали, «ласковая море». Но и то не криминально ;)

логопед

логопед

копировать

21.05.2013 18:16

Все-таки это называется фонетическое письмо. Наперекор всей орфографии:)

Anonymous

Anonymous

копировать

20.05.2013 23:12

Все так пишут дошколята. У нас в саду как раз сейчас рисунки висят с подписями детскими. Ну просто абсолютно все так пишут, успокойтесь.

копировать

21.05.2013 11:46

У меня до школы писал вообще без гласных,сейчас первый класс напишет так же как ваш,логопед ставит фонетические нарушения.

Anonymous

Anonymous

копировать

22.05.2013 15:37

ну вы даете.Он же правила не учил, как он напишет-то по-другому?Пойдет в школу,выучит.Своей я кое-что говорила из правил до школы, но немного.

Anonymous

Anonymous

копировать

27.05.2013 15:12

Знаете мне 28лет и я безграмотна! Меня это преследует со школы, помню, когда со мной папа каждый вечер в 3-ем классе садилася и целенаправленно писал диктант небольшой на пол страницыдиктант, через 2 недели появились результаты вместо 2 — 3 на 3-4 стали диктанты, через месяц занятий все успокоились, и все началось с начала,как мне только не объясняли к кому не водили логопеды, индивидуальные занятия, все пустое. просто вот как по руски не могу писать так и другие языки мне не даюсть если со смной не сидять и не учат как когда то папа)) Видимо такая особенность психики. тут даже долгое чтение книг не помогает… Но в глубине души я надеюсь что ошибаюсь))

Статья:

Что  такое   фонематический   слух?

Многие   люди  представляют   работу  логопеда  только  как  исправление  неправильного    звукопроизношения  у детей-дошкольников.

Но это  не  совсем  так.

Логопедия  охватывает  все аспекты  речевой    деятельности   человека: правильное  произношение  звуков, правильное   грамматическое  построение  фраз, умение  связно, образно излагать свой  рассказ и грамотно пользоваться    письменной  речью.  Письменная  речь – это  отражение  устной  речи, и  все недостатки  её, как  в зеркале, проявляются  и при письме.

Кроме  логопедов, которые  работают с дошкольниками, есть школьные  логопеды.  Они  помогают детям  преодолевать  такие  проблемы,   как  дисграфия  и дислексия.

Дисграфия —  это неспособность  ребёнка  овладеть  грамотным  письмом.

Дислексия – это неспособность  овладеть   навыками  чтения.

Одной   из причин  появления  подобных трудностей  при школьном  обучении может стать   недоразвитие  фонематического   слуха.

Что   такое  фонематический  слух? Это  способность  человека  различать  в потоке  речи  различные фонемы  (звуки), из которых    складываются произносимые  нами слова. А их  значительно  больше, чем  букв. Чем  тоньше  ухо воспринимает  различные  их  сочетания (слова),  тем быстрее  и легче  ребёнок  овладевает  правильным  звукопроизношением, а затем  чтением  и письмом.  Созревание  зон в коре  головного  мозга, ответственных  за  фонематическое  восприятие, обычно  завершается  к 5-7  годам.  В этом возрасте  ребёнок  начинает  проявлять   активный  интерес  к  словам, буквам, играм  со  звуками  и желание   научиться  читать.  Многие  дети  самостоятельно начинают овладевать   навыками  звуко-буквенного  анализа  слова, придумывая  слова  на определённый  звук, называя  первый  и последний  звуки  в слове, делают  попытки  что-то писать.

Определить уровень  развития  фонематического   слуха   можно,  предложив  ребёнку   поиграть  в следующие  игры:  «Магнитофон», «Знайка»,  «Внимательные  ушки».  Во  время  игры  ребёнок   не  должен  видеть  вашей   артикуляции, т.е.  ваших губ, когда   вы  произносите   слоги.  Приоткройте  нижнюю  часть  лица  листом  бумаги.

ИГРА 1 «Магнитофон»

Предложите  внимательно  прослушать  и  чётко   повторить  за  вами  ряд  слогов.

Та-да-та, дя-да-тя; пы-бы-пы, ба-па-ба;   са-ца-ца, ца-са-тя; ча-тя-ша, ща-ча-ца.

ИГРА 2 «Знайка»

        Предложите   прослушать  и назвать  по очереди  все  звуки  в  словах УХО, МАК. Слова  проговаривайте  тихо, но чётко  и медленно.

        Предложите   сравнить  слова: КОТ – КИТ, ДОМ – ТОМ, БАБКА – ПАПКА.

        Спросите, какими  звуками  они  отличаются?

ИГРА  3 «Внимательные  ушки»

        Предложите   прослушать  слова  и хлопать  в ладоши в тот  момент, когда ребёнок  услышит  слова, например, на звук Ц.

        Цветок, свет,  темнота,  цифры, щётка, шёпот, цыплёнок, цапля, сабля,  шапка, тяпка.

        Если  ваш   ребёнок  воспроизвёл все слоги  правильно, если  сумел   вычленить  звуки  из  заданных слов, если  услышал  и назвал, какими  фонемами  различаются  слова  в игре 2,  то у   него  в  полном  объёме  сформировалось  фонематическое  восприятие.

        Если же ребёнок, даже  при  повторе,  не справляется  с заданиями, то значит, вам  необходимы   специальные  занятия  и упражнения  на развитие  фонематического  слуха. Обратитесь  за  консультацией  к логопеду, он подскажет, как  и в какой  последовательности  строить  свою работу,  подберёт  соответствующий  материал  для  занятий.

СПАСИБО  ЗА   ВНИМАНИЕ !

КТО-ЧТО?  КОГО-ЧЕГО?

        Речь  у ребёнка  старшего дошкольного  возраста   считается достаточно  сформированной, если он овладел   всей  системой родного языка:  может  говорить, излагать  свои мысли  связно,  легко  строит  развёрнутые  сложные  предложения, без труда  пересказывает  рассказы и сказки, легко  воспроизводит  многосложные слова, правильно произносит все  звуки. Его  словарный  запас  составляет  4-5 тысяч слов. На  что же должны  быть  направлены  занятия, если будущий  школьник имеет  хорошо  развитую  речь?

        Русский  язык  имеет  такое  разнообразие  падежных форм, такое разнообразие  окончаний  при  согласован    прилагательных и числительных  в родах и падежах, что даже младшие  школьники  не всегда  употребляют их правильно, а это неизбежно   сказывается  на письме и, соответственно, на  успеваемости  по русскому языку.

        Сегодня  мы  предлагаем  вам  провести  небольшое  исследование, которое  позволит вам  оценить, насколько   правильно  ваш ребёнок  употребляет  окончания  в словах  разного рода и в  разных падежах.

УПРАЖНЕНИЕ 1  «Котята»

        Вы  начинаете  предложение, а ребёнок его  заканчивает, отвечая  на вопросы  падежей.

        У  мамы-кошки   родились  шаловливые   полосатые  котята.

        Именительный падеж. Предложите сосчитать котят, каждый  раз добавляя  к  числительному  оба прилагательных:  один шаловливый  полосатый  котёнок, два шаловливых полосатых котёнка.

        Родительный  падеж. Как-то  раз  котята  разыгрались  и  спрятались  от  мамы-кошки.  Смотрит она вокруг – нет…кого? (шаловливых полосатых котят).

        Дательный  падеж. Когда  котята  подросли  и   пришло время   становиться  мышеловами,  кошка  стала  приносить  мышей  своим…кому? (шаловливым  полосатым  котятам).

        Винительный  падеж.  Кошка-мама очень любила  своих…кого? (шаловливых полосатых  котят).

        Творительный  падеж. Она  часто играла…с кем? (шаловливыми  полосатыми  котятами).

        Предложный  падеж. И постоянно  заботилась…о  ком? (о шаловливых полосатых  котятах).

УПРАЖНЕНИЕ  2 «Мячик»

        На  день  рождения  Толику  родители  подарили большой  разноцветный  мяч.

Именительный  падеж. Мальчику  очень  понравился…что? (большой  разноцветный  мяч).

Родительный  падеж. А у друга  Вити  не было  такого…чего? (большого  разноцветного  мяча).

Дательный  падеж.  Один  раз, когда   Толик играл  во дворе, Витя подошёл…к  чему? (к  большому разноцветному  мячу).

Винительный  падеж. Витя сказал   Толику: «Какой  у тебя замечательный…что? (большой  разноцветный  мяч)».

Творительный падеж. Толик улыбнулся и предложил:  «Давай  вместе  играть… с чем? (с  большим  разноцветным  мячом)».

Предложный  падеж. Вот  какая история…о чём? (о большом  разноцветном  мяче).

УПРАЖНЕНИЕ  №3 «Яблоко»

Осенью  на  яблоне  созрели румяные  яблоки. Но одно было  самое  спелое  и румяное.

Именительный  падеж. На  ветке  висело…что? (спелое  румяное  яблоко).

Винительный падеж. Увидела  ворона…что? (спелое румяное  яблоко).

Творительный  падеж. Захотелось  ей  полакомиться…чем? (спелым  румяным  яблоком).

Дательный  падеж. Подлетела она…к  чему? (к  спелому  румяному  яблоку).

Родительный  падеж. Хвать!  И  не стало  на  ветке…чего? (спелого румяного яблока).

Предложнный  падеж. Но не надо жалеть…о  чём?  (о спелом   румяном  яблоке).

Пусть  лакомится  им ворона!

СПАСИБО  ЗА   ВНИМАНИЕ!

ЧТО  УМЕЕТ  РЕБЁНОК…

к  4  годам малыш уже  правильно  произносит свистящие  звуки  [с],  [с’], [з],  [з’]  использует  в речи  сложноподчинённые  предложения («Я  люблю рисовать красками, потому  что они  разноцветные»).  Он  с  удовольствием  рассказывает  о том,  что  видел  на прогулке или  по телевизору, что ему  прочитали. Не  настаивайте,  чтобы  ребёнок  правильно  произносил в этом  возрасте  звук  [р].

к  5  годам малыш  правильно  произносит  шипящие  звуки  [ш], [ж],  почти  не  допускает  в  речи  грамматических  ошибок, может  связно  рассказать  о том, что  изображено  на серии  картинок  или на  одной  картинке.

ЧЕМ  ЗАНИМАЕТСЯ  ЛОГОПЕД?

Есть два варианта  логопедических занятий: индивидуальные и групповые занятия  по профилактике и коррекции  речевых нарушений.

Содержание индивидуальных занятий  зависит  от возраста  и речевых особенностей  ребёнка.  Если ребёнок неправильно произносит  отдельные звуки, логопед  осуществляет  их  постановку  и автоматизацию. При  необходимости  делает  массаж языка.

Возможны  и более   трудные  случаи, когда  малыш  большинство  звуков  произносит  искажённо.   Кроме того, ребёнок знает  мало названий  окружающих предметов, не может  рассказать   сюжет  даже  знакомой  сказки, испытывает  трудности  при построении  фразы. При таких проблемах  в развитии логопед  занимается  формированием  не только  звукопроизношения, но и  словарного запаса, фонематического слуха,  грамматического строя, связной  речи. Придётся  потрудиться  и над  развитием  внимания, памяти, мышления.

На групповых  занятиях заниматься  постановкой  звуков невозможно. Поэтому  в маленьком коллективе  логопед  занимается  фонетической  ритмикой, играет  с детьми  в речевые  и  пальчиковые игры, готовит  к  обучению  грамоте.

СПАСИБО  ЗА   ВНИМАНИЕ !

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Когда ребенок пишет зеркально как называется
  • Когда приедешь как пишется правильно
  • Когда поедите или поедете как пишется
  • Когда плохо пишет как называется
  • Когда пишут заглавными буквами как это называется