Команды налево направо как пишется

Строевая стойка и выполнение команд

Строевая стойка (рис. 85) является основным элементом строевой выучки. Она принимается по командам: «СТАНОВИСЬ» и «СМИРНО» и без команды: при отдании и получении
приказания, при рапорте и обращении военнослужащих друг к другу, во время исполнения Государственного гимна СССР и гимнов союзных республик, при отдании чести, а также при подаче команд.

Для принятия строевой стойки необходимо стать прямо без напряжения, каблуки поставить вместе, а носки развернуть по линии фронта на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь
приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и
касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.

По команде «ВОЛЬНО» стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не снижать внимания и не разговаривать.

Команды «РАВНЯЯСЬ» и «ЗАПРАВИТЬСЯ» подаются при нахождении военнослужащих в строю.

По команде «РАВНЯЙСЬ» все, кроме правофлангового, поворачивают голову направо (правое ухо выше левого, подбородок приподнят) и выравниваются так, чтобы каждый видел грудь
четвертого человека, считая себя первым. По команде «Налево — РАВНЯЙСЬ» все, кроме левофлангового, поворачивают голову налево (левое ухо выше правого, подбородок приподнят).

При выравнивании военнослужащие могут несколько передвигаться вперед, назад или в стороны. По окончании выравнивания по команде«СМИРНО» все военнослужащие быстро ставят голову прямо.

Рис. 85. Строевая стойка: а — вид сбоку; б — вид спереди

По команде «ЗАПРАВИТЬСЯ», не оставляя своего места в строю, можно попра- вить оружие, обмундирование и снаряжение. При необходимости выйти из строя надо обратиться за разрешением к
непосредственному начальнику. Разговаривать в строю можно только с разрешения старшего командира.

Для снятия головных уборов подается команда «Головные уборы (головной убор) — СНЯТЬ», а для надевания — «Головные уборы(головной убор)
— НАДЕТЬ» .Головной убор снимается и надевается правой рукой. Снятый головной убор держать в левой руке, согнутой в локте, звездой (кокардой) вперед (рис. 86).

Рис. 86. Положение снятого головного убора: а — фуражки; б — пилотки; в — шапки-ушанки

Повороты на месте

Повороты на месте выполняются по командам: «Нале-ВО», «Напра-BO», «Кру-ГОМ».

Повороты налево (на 1/4 круга) и кругом (на 1/2 круга) производятся в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке; направо — в сторону правой руки на
правом каблуке и на левом носке.

Повороты выполняются на два счета: по первому счету повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди
стоящую ногу; по второму счету кратчайшим путем приставить другую ногу. При этом необходимо сочетать перенос тяжести тела на ту ногу, в сторону которой делается поворот, с одновременным резким
поворотом корпуса в сторону поворота и сильным упором на носок другой ноги, сохраняя устойчивое положение туловища. Повороты выполняются с соблюдением всех правил строевой стойки.

Движение

Движение совершается шагом или бегом.

Нормальная скорость движения шагом 110 — 120 шагов в минуту (размер шага 70 — 80 см). Нормальная скорость движения бегом 165 — 180 шагов в минуту (размер шага 85 —
90 см).

Шаг бывает строевой и походный.

Строевой шаг применяется при прохождении подразделений торжественным маршем; при отдании чести в движении; при подходе военнослужащего к начальнику и отходе от него; при выходе из
строя и возвращении в строй, а также на строевых занятиях.

Движение строевым шагом начинается по команде «Строевым шагом — МАРШ». По предварительной команде поДать корпус несколько вперед, перенести тяжесть его больше на правую ногу, сохраняя
устойчивость; по исполнительной команде начать движение с левой ноги полным шагом.

Рис 87. Движение строевым шагом

При движении строевым шагом (рис. 87) ногу оттянутым вперед носком выносить на высоту 15 — 20 см от земли и ставить ее твердо на всю ступню, отделяя в то же время от земли другую ногу. Руками
производить, начиная от плеча, движения около тела: вперед — сгибая их в локтях так, чтобы кисти поднимались выше пряжки пояса на ширину ладони и на расстоянии ладони от тела; назад — до отказа в
плечевом суставе (пальцы рук полусогнуты). В движении голову и корпус держать прямо, смотреть перед собой (рис. 88).

Рис. 88. Действия рук при движении

Походный шаг применяется во всех остальных случаях (при совершении марша, передвижении на занятиях и др.).

Движение походным шагом начинается по команде «Шагом — МАРШ». При движении ногу выносить свободно, не оттягивая носок, и ставить ее на землю, как при обычной ходьбе; руками
производить свободное движение около тела.

При движении походным шагом по команде «СМИРНО» перейти на строевой шаг, а при движении строевым шагом по команде «ВОЛЬНО»идти походным шагом.

Обозначение шага на месте производится по команде «На месте, шагом — МАРШ» (в движении — «НА МЕСТЕ»). По этой команде шаг обозначать подниманием и опусканием ног, при
этом ногу поднимаешь на 15 — 20 см от земли и ставить ее на землю с передней части ступни; руками производить движения в такт шага (рис 89). По команде «ПРЯМО», подаваемой
одновременно с постановкой левой ноги на землю, сделать правой ногой еще один шаг на месте и с левой ноги начать движение полным шагом.

Для прекращения движения подается команда, например: «Рядовой Иванов — СТОЙ». По исполнительной команде, подаваемой одновременно с постановкой на землю левой или правой ноги, сделать
еще один шаг и, приставив ногу, принять положение «смирно».

Для изменения скорости движения подаются команды: «ШИРЕ ШАГ», «КОРОЧЕ ШАГ», «ЧАЩЕ ШАГ», «Ре-ЖЕ», «ПОЛШАГА», «ПОЛНЫЙ ШАГ».

Для перемещения одиночных военнослужащих на несколько шагов в сторону подается команда, например: «Рядовой Иванов. Два шага вправо (влево), шагом — МАРШ». По этой команде сделать два
шага вправо (влево), приставляя ногу после каждого шага.

Для перемещения вперед или назад на несколько шагов подается команда, например: «Два шага вперед (назад), шагом — МАРШ». По этой команде сделать два шага вперед (назад) и
приставить ногу. При перемещении вправо, влево и назад движение руками не производится.

Повороты в движении

Повороты в движении применяются для изменения направления движения как одиночными военнослужащими, так и подразделениями при их совместных действиях.

Повороты в движении выполняются по командам: «Направо», «Нале-ВО», «Кругом — МАРШ».

Для поворота направо по исполнительной команде, поданной одновременно с постановкой на землю правой ноги, левой ногой сделать шаг и повернуться на носке левой ноги. Одновременно с поворотом
вынести правую ногу вперед и продолжать движение в новом направлении.

Для поворота налево по исполнительной команде, поданной одновременно с постановкой на землю левой ноги, правой ногой сделать шаг и повернуться на носке правой ноги. Одновременно с поворотом
вынести левую ногу вперед и продолжать движение в новом направлении.

Для поворота кругом по исполнительной команде, которая подается одновременно с постановкой на землю правой ноги, сделать еще один шаг левой ногой (по счету раз), вынести правую ногу по полшага
вперед и несколько влево и, резко повернувшись в сторону левой руки на носках обеих ног (по счету два), продолжать движение с левой ноги в новом направлении (по счету три).

При поворотах движения руками производятся в такт шага.

Строевые упражнения

Строевые упражнения.

Строевые упражнения — неотъемлемая часть каждого урока.

С их помощью формируется правильная осанка, достигается сосредоточение внимания учащихся на предмет занятий. Путем применения строевых упражнений у учащихся воспитываются: организованность, дисциплинированность, чувство ритма и темпа, а также формируются навыки совместных действий.

Для удобства пользования строевыми упражнениями границы гимнастического зала имеют условные обозначения. Они определяются относительно правой границы зала, вдоль которой обычно строится учебная группа перед началом занятий. Противоположная сторона носит название «левой». Со стороны правофлангового короткая сторона носит название «верхней границы», а противоположная «нижней». Средние поперечная и продольная линии образуют при пересечении с крайними правую, левую, верхнюю и нижнюю середины, а пересекаясь между собой — центр зала. Боковые линии, соединяясь между собой, образуют следующие углы: правый-верхний, левый-верхний, правый-нижний, левый-нижний.

Разновидности строя, элементы строя.

1. Строем называется установленное размещение занимающихся для их совместных действий.

2. Шеренгой называется строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии.

3. Флангом называется правая и левая оконечность строя. При поворотах названия флангов не изменяются.

4. Фронт — сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом.

5. Тыл — сторона строя, противоположная фронту.

6. Интервалом называется расстояние по фронту между занимающимися,

7. Ширина строя — расстояние между фронтами.

8. Колонной называется строй, в котором занимающиеся стоят в затылок друг к другу.

9. Дистанцией называется расстояние в глубину между занимающимися.

10. Глубина строя — это расстояние от впереди стоящего (от первой шеренги) до позади стоящего занимающегося (до последней шеренги) в колонне.

11. Двухшеренговый строй — занимающиеся одной шеренги расположены в затылок занимающихся другой шеренги Шеренги называются первой и второй.

12. Ряд — занимающиеся, стоящие в двухшеренговом строю в затылок один другому.

13. Направляющий — занимающийся, двигающийся в указанном направлении первым в колонне.

14. Замыкающий — занимающийся, двигающийся последним в колонне

Основные правила произношения команд.

1. Команды разделяются на предварительную и исполнительную / «Шагом — Марш!», «Направо!»/ Но есть команды только исполнительные / «Равняйсь!», «Смирно!»/.

2. По всякой предварительной команде занимающиеся принимают положение стойки «Смирно!».

3. При подаче команд для перестроения необходимо вначале назвать строй , затем направление движения и способ исполнения.

Все строевые упражнения можно подразделить на следующие группы:

1. Построения.

2. Строевые приемы на месте.

3. Перестроения на месте.

4. Способы передвижения.

5. Перемена направления движения.

6. Перестроения в движении.

7. Размыкание и смыкание.

1. Построения.

1. Для начала занятий группу необходимо построить. Для этого существуют определенные команды:

1 Построение в шеренгу. Для построения в шеренгу преподавателю необходимо встать лицом к фронту в положение «смирно», в той точке , где должен стоять правофланговый и подать команду » в одну / две , три и т. д./ шеренгу- становись»! Группа выстраивается слева от него.

2 Построение в колонну. Подается команда : «В колонну по одному / два, три и т. д./-становись!».

Преподаватель одновременно с подачей команды становится в положение «смирно» на расстоянии одного шага оттого места, где должен стоять направляющий. Группа выстраивается за преподавателем.

3 Для построения в круг произносится: «Встаньте в круг».

2. Строевые п риемы на месте.

1. «Равняйсь!» Все, кроме правофлангового по этой команде поворачивают голову направо, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым.

2. «Смирно!». По этой команде нужно стоять в строю прямо, без напряжения, пятки вместе, носки развернуты по линии фронта на ширину ступни.

3. «Вольно!» По этой команде нужно стоять свободно, ослабив в колене правую, или левую ногу, но не сходить с места и не разговаривать,

4. «Правой/левой/- Вольно!». Эта команда применяется в разомкнутом строю. Занимающиеся отставляют названную ногу на шаг в сторону, распределяя тяжесть тела на обеих ногах и кладут руки за спину.

5. «Отставить!» Поданной команде применяется предшествующее положение.

6. «Нале- во!». Занимающиеся поворачиваются в сторону левой руки на

левой пятке и правом носке /раз/ и приставляют правую к левой, опускаясь на полную ступню /два/.

7. «Напра- во!». Занимающиеся поворачиваются в сторону правой руки на правой пятке и левом носке /раз/ и приставляют левую к правой /два/.

8. «Кру- гом!» Поворот осуществляется в сторону левой руки на левой пятке, правом носке на 180 /раз/ и приставляют правую ногу к левой /два/.

3. Перестроения на месте.

1. Перестроение из одной шеренги в две. Вначале подается команда: «На первый- второй- расчитайсь!». Затем подается команда: «В две шеренги — стройся!». По этой команде вторые номера делают шаг левой назад /раз/ правой вправо за первые номера /два/ и приставляют левую /три/. При обучении необходимо давать подсчет 1,2,3. При обратном перестроении подается команда: «В одну шеренгу — стройся!». По этой команде вторые номера делают шаг левой в сторону /раз/, правой вперед /два/ и приставляют левую /три/.

2. Перестроение из одной шеренги в три. Подается команда: » По три -расчитайсь!»

Затем вторая команда: «В три шеренги — стройся!» По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой вперед / раз/, левой е сторону /два/ и, приставляя правую к левой /три/, становятся перед вторыми номерами. Третьи номера делают шаг левой назад /раз/, правой в сторону /два/ и, приставляя левую ногу /три/, становятся в затылок вторым номерам. Для обратного перестроения подается команда: «В одну шеренгу стройся!». Перестроение происходит в обратном порядке.

3. Перестроение из шеренги «уступами».

В зависимости от того, сколько шеренг надо построить и подается соответствующая команда: «На 9, 6,3 на месте — расчитайсь!». — Вторая команда: «По расчету шагом — марш!»

Занимающиеся выходят на положенное им по расчету количество шагов и приставляют ногу. Преподаватель делает подсчет до того момента, когда первая шеренга приставит ногу /делая подсчет 7, или 10/. Для обратного построения подается команда: «Кругом!», а затем: «На свои места шагом -марш!». По этой команде, все выходившие из шеренги, поворачиваются кругом, идут на свои места в одну шеренгу и делают поворот кругом.

4. Перестроение из одной колонны в три «уступом».

После предварительного расчета по три подается команда: «Первые номера два/три, четыре и т.д./ шага вправо, третьи номера два/три, четыре и т.д./ шага влево шагом марш!» Перестроение выполняется приставными шагами. Для обратного перестроения подается команда: «На свои места шагом- марш!» Перестроение выполняется приставными шагами.

4. Способы передвижения.

1. Ходьба на месте. Команда: «На месте шагом — марш!» /слово «марш» произносится кратко/. «Направляющий, на месте!», подается тогда, когда передвигающуюся группу надо сомкнуть на дистанцию в один шаг, так как привыполнении упражнений в движении, дистанция как правило больше. По команде: «На месте» все занимающиеся обозначают шаг на месте, независимо от того, какая у них дистанция.

2. Переход с ходьбы на месте к движению. Команда : «Прямо!» подается под левую ногу, после чего пропускается шаг правой и с левой ноги начинается движение вперед.

3. Прекращение движения. Команда: «Класс. Стой!» подается под левую ногу, после чего делается шаг правой и приставляется левая нога.

4. Ходьба. Команда: «Шагом- марш!» подается для всякого движения шагом с места. Движение начинается с левой ноги. Команда : «Обычным шагом- марш!» применяется при переходе с других видов ходьбы, бега и при окончании выполнения упражнений в движении. Исполнительная команда выполняется под левую ногу.

5. Строевой шаг. Шаг. При котором ногу надо выносить на 15- 20 см. от пола, держа ступню горизонтально, ставить ногу на всю ступню, При движении рук .вперед, сгибать их так, чтобы кисти поднимались на ширину ладони выше пояса, при движении назад рука выпрямляется и отводится до отказа в плечевом суставе. Подается команда: «Строевым шагом — марш!»

в. Изменение длины шага и скорости движения. Команды: «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Ре-же!».

7. Переход с шага на бег и обратно. Подается команда: «Бегом — марш!» При переходе с бега на шаг подается команда: «Шагом- марш!». «Марш» подается под правую ногу

5. Перемена направления движения.

1. Движение в обход. Команда: «Налево /направо/ в обход шагом — марш!» Если команда подается во время движения, то исполнительная команда «Марш!» должна быть подана в точке пересечения движения колонны с границами зала.

2. Движение по диагонали. Подается команда: «По диагонали — марш!

3. Движение противоходом. Подается команда: «Противоходом направо/ налево/ шагом- марш!». Интервал между колоннами — один шаг. Движение противоходом внутрь или наружу выполняется в колоннах по два. Команда; «Противоходом внутрь/наружу/ марш!».

4. Движение змейкой. Несколько противоходов, выполненных подряд, называется змейкой. Величина змейки определяется по первому противохо-ду Команды: «Противоходом налево/направо шагом- марш!», «Змейкой-марш!»

5. Движение по спирали. Команда: «По спирали- марш!». Исполнительная команда подается на одной из середин зала. При выходе из спирали подается команда; «Противоходом — марш!», или «Кругом- марш!»,

6. Движение открытой петлей. При движении в обход подается команда: «Налево большой открытой петлей- марш!». По этой команде направляющий поворачивается налево и двигается к противоположной границе зала, затем противоходом налево на расстоянии одного шага, в месте пересечения колонны проходят через одного.

6. Перестроения в движении.

1. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три и т.д. с поворотом в движении. При движении группы налево в обход, как правило, на верхней или нижней границы зала подается команда: «В колонну по два / по три и т.д./ налево — марш!» После поворота первой двойки следующие делают поворот самостоятельно. Для обратного перестроения подаются команды: «Напра-во!», «(слева в обход; налево, в колонну по одному) шагом -марш!».

2. Перестроение из колонны по одному в колонны по два, по четыре, по восемь дроблением и сведением. Перестроение выполняется в движении. Команда: «Через центр- марш!», как правило, подается на одной из середин зала Команда: «В колонну по одному направо и налево в обход- марш! » подается на противоположной середине. По этой команде первые номера идут направо, вторые номера налево в обход. Команда: «В колонну по два через центр- марш!» Команда подается при встрече колонн в той середине зала, где началось перестроение. Продолжая дробление и сведение, можно построить колонны по четыре, по восемь и т.д. Обратное перестроение называется разведением и слиянием. Например, перестроение из колонны по два в колонну по одному. Команды: «В колонны по одному направо и налево в обход шагом — марш!» По этой команде правая колонна идет направо в обход, левая — налезо. При встрече колонн на противоположной середине подается команда: «В колонну по одному через центр — Марш!».

7. Размыкание и смыкание.

1. Команды: «Направо/налево/ от середины на столько- то шагов «Разомкнись!» Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг. Все, за исключением занимающегося, от которого производится размыкание, выполняют поворот направо/налево/ и, продвинувшись на столько, чтобы расстояние между партнерами составило указанное количество шагов, поворачиваются лицом к фронту После подачи команды преподаватель считает по два до тех пор, пока все не займут своего места в строю. Для смыкания подается команда: «Налево/направо, к середине/ сомкнись!». Все действия выполняются в обратном порядке. Это же размыкание можно выполнять бегом. При подаче команды добавляется слово: «бегом».

2. Размыкание приставными шагами производится по. Команда: «От середины вправо/ влево/ на два/три и т.д./ шага приставными шагами разомкнись!». После подачи команды преподаватель начинает счет по два до тех пор, пока размыкание не закончится. Начинают размыкание крайние колонны, а затем последовательно, через каждые два счета, вступают остальные. Для смыкания подается команда: «К середине вправо/ влево/ приставными шагами сом-кнись!» Начинают смыкание все колонны одновременно. Преподаватель ведет счет по два до окончания смыкания.

3. Размыкание по распоряжению. Например: «Встаньте на два шага друг от друга», «Разомкнитесь на два шага» и т.д. Размыкание по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал.

4. Размыкание дугами. Из колонны по четыре , по команде: «Дугами/или дугами назад/ разомкнись!» вторые и третьи номера пятью шагами но дуге/ вперед/ выходят наружу от крайних на два шага, приставляют ногу на 7-8-и счеты поворачиваются кругом, а затем /с третьего счета/ выходят дугами назад на установленные места и приставляют ногу. Для смыкания подается команда: «Дугами/дугами назад/ сом-кнись!»

Еще статьи в этом разделе

















Строевые приемы и движение без оружия

Строевая стойка (рис. 7) принимается по команде «Становись!» или «Смирно!». По этой команде стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.

Рис. 7.

Рис. 7.

Строевая стойка

По команде «Вольно!» встать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать. По команде «Заправиться!», не оставляя своего места в строю, поправить: оружие, обмундирование и снаряжение; при необходимости выйти из строя за разрешением обратиться к непосредственному начальнику.

Для снятия головных уборов подается команда: «Головные уборы (головной убор) – снять!», а для надевания – «Головные уборы (головной убор) – надеть!». При необходимости одиночные военнослужащие головной убор снимают и надевают без команды.

Снятый головной убор держится в левой свободно опущенной руке звездой (кокардой) вперед.

Повороты на месте выполняются по командам: «Напра-во», «Нале-во», «Кру-гом».

Повороты кругом, налево производятся в сторону левой руки, на левом каблуке и правом носке; повороты направо – в сторону правой руки на правом каблуке и левом носке.

Повороты выполняются в два приема: первый прием – повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу; второй прием – кратчайшим путем приставить другую ногу.

Движение совершается шагом или бегом.

Движение шагом осуществляется с темпом 110–120 шагов в минуту. Размер шага – 70–80 см.

Движение бегом осуществляется с темпом 165–180 шагов в минуту. Размер шага – 85–90 см.

Шаг бывает строевой и походный.

Строевой шаг применяется при прохождении подразделений торжественным маршем; при выполнении ими воинского приветствия в движении; при подходе военнослужащего к начальнику и при отходе от него; при выходе из строя и возвращении в строй, а также на занятиях по строевой подготовке.

Походный шаг применяется во всех остальных случаях.

Движение строевым шагом начинается по команде: «Строевым шагом – марш!» (в движении: «Строевым – марш!»), а движение походным шагом – по команде: «Шагом – марш!»

По предварительной команде подать корпус несколько вперед, перенести тяжесть его больше на правую ногу, сохраняя устойчивость; по исполнительной команде начать движение с левой ноги полным шагом.

При движении строевым шагом (рис.  8) ногу с оттянутым вперед носком выносить на высоту 15–20 см от земли и ставить ее твердо на всю ступню.

Рис. 8.

Рис. 8.

Строевой шаг

Руками, начиная от плеча, производить движения около тела: вперед – сгибая их в локтях так, чтобы кисти поднимались выше пряжки пояса на ширину ладони и на расстоянии ладони от тела, а локоть находился на уровне кисти руки; назад – до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук полусогнуты, голову держать прямо, смотреть перед собой.

При движении походным шагом ногу выносить свободно, не оттягивая носок, и ставить ее на землю, как при обычной ходьбе, руками производить свободные движения около тела.

Движение бегом начинается по команде: «Бегом – марш!»

Для перехода в движении с шага на бег по предварительной команде руки полусогнуть, локти отведены несколько назад. Исполнительная команда подается одновременно с постановкой левой ноги на землю. По этой команде правой ногой сделать шаг и с левой ноги начать движение бегом.

Для перехода с бега на шаг подается команда: «Шагом – марш!» Исполнительная команда подается одновременно с постановкой правой ноги на землю. По этой команде сделать еще два шага бегом и с левой ноги начать движение шагом.

Обозначение шага на месте производится по команде: «На месте, шагом – марш!» (в движении: «На месте»).

По этой команде шаг обозначать подниманием и опусканием ног, при этом ногу поднимать на 15–20 см от земли и ставить ее на всю ступню, начиная с носка; руками производить движения в такт шага. По команде «Прямо!», подаваемой одновременно с постановкой левой ноги на землю, сделать правой ногой еще один шаг на месте и с левой ноги начать движение полным шагом. При этом первые три шага должны быть строевыми.

Для прекращения движения подается команда (например: «Рядовой Петров – стой!»).

По исполнительной команде, подаваемой одновременно с постановкой на землю правой или левой ноги, сделать еще один шаг и, приставив ногу, принять строевую стойку.

Для изменения скорости движения подаются команды: «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Реже шаг!», «Полшага!», «Полный шаг!».

Повороты в движении выполняются по командам: «На-пра-во!», «Нале-во!», «Кругом – марш!».

Для поворота направо (налево) исполнительная команда подается одновременно с постановкой на землю правой (левой) ноги.

По этой команде с левой (правой) ноги сделать шаг, повернуться на носке левой (правой) ноги, одновременно с поворотом вынести правую (левую) ногу вперед и продолжать движение в новом направлении.

Для поворота кругом исполнительная команда подается одновременно с постановкой на землю правой ноги. По этой команде сделать еще один шаг левой ногой (по счету «раз»), вынести правую ногу на полшага вперед и несколько влево и, резко повернувшись в сторону левой руки на носках обеих ног (по счету «два»), продолжать движение с левой ноги в новом направлении (по счету «три»).

При поворотах движение руками производится в такт шага.

Повороты в движении выполняются по командам: «Напра-ВО», «Нале-ВО», «Кругом – МАРШ».

Для поворота направо (налево) исполнительная команда подается одновременно с постановкой на землю правой (левой) ноги. По этой команде с левой (правой) ноги сделать шаг, повернуться на носке левой (правой) ноги, одновременно с поворотом вынести правую (левую) ногу вперед и продолжать движение в новом направлении.

Для поворота кругом исполнительная команда подается одновременно с постановкой на землю правой ноги. По этой команде сделать еще один шаг левой ногой (по счету раз), вынести правую ногу на полшага вперед и несколько влево и, резко повернувшись в сторону левой руки на носках обеих ног (по счету два), продолжать движение с левой ноги в новом направлении (по счету три). При поворотах движение руками производится в такт шага.

Поворот направо в движении

Поворот направо в движении
Поворот налево в движении
Поворот налево в движении

Разучивание поворота в движении направо по разделениям на три счета

Для выполнения поворота в движении направо по разделениям на три счета подается команда: «Поворот в движении направо, по разделениям; делай – РАЗ, делай – ДВА, делай – ТРИ».

По счету «делай – РАЗ» сделать строевой шаг левой ногой вперед, произведя взмах руками в такт шага, и остановиться в положении с опущенными руками.

По счету «делай – ДВА» резко повернуться направо на носке левой ноги одновременно с поворотом вынести правую ногу вперед и сделать шаг в новом направлении.

По счету «делай – ТРИ» приставить левую ногу.

Под следующий счет «делай – РАЗ», «делай – ДВА», «делай – ТРИ» прием повторить сначала.

Тренировка поворота в движении направо по разделениям на четыре счета

Для проведения тренировки поворота в движении направо по разделениям на четыре счета с движением три шага вперед подается команда: «Поворот в движении направо на четыре счета, шагом – МАРШ» и производится подсчет: «раз, два, три. ЧЕТЫРЕ».

Под счет «раз, два, три» сделать три строевых шага вперед вдоль линии квадрата.

Под громкий счет «ЧЕТЫРЕ» – сделать поворот направо и шаг.

Под следующий счет «раз, два, три, ЧЕТЫРЕ» упражнение повторить.

Разучивание поворота в движении налево по разделениям на три счета

Для выполнения поворота в движении налево по разделениям на три счета подается команда: «Поворот в движении налево, по разделениям; делай – РАЗ, делай – ДВА, делай – ТРИ».

По счету «делай – РАЗ» сделать строевой шаг левой ногой вперед, а затем правой, произведя взмах руками в такт шага, и остановиться в положении с опущенными руками.

По счету «делай – ДВА» резко повернуться налево на носке правой ноги одновременно с поворотом вынести левую ногу вперед и сделать шаг в новом направлении.

По счету «делай – ТРИ» приставить левую ногу.

Под следующий счет «делай – РАЗ», «делай – ДВА», «делай – ТРИ» прием повторить сначала.

Тренировка поворота в движении налево по разделениям на четыре счета

Для проведения тренировки поворота в движении налево по разделениям на четыре счета с движением четыре шага вперед подается команда: «Поворот в движении налево на четыре счета, шагом – МАРШ» и затем ведется подсчет «РАЗ, два, три, четыре».

Под счет «Раз, два, три, четыре» сделать четыре строевых шага.

Под следующий громкий счет «РАЗ» сделать поворот и шаг.

Под счет «два, три, четыре» продолжают движение.

Под следующий счет «РАЗ, два, три, четыре» упражнение повторяется.

Разучивание поворота в движении кругом по разделениям на четыре счета

Для выполнения поворота в движении кругом по разделениям на четыре счета подается команда: «Поворот в движении кругом, по разделениям; делай – РАЗ, делай – ДВА, делай – ТРИ, делай — ЧЕТЫРЕ».

По счету «делай – РАЗ» сделать строевой шаг левой ногой вперед, произведя взмах руками в такт шага.

По счету «делай – ДВА» вынести правую ногу на полшага вперед и несколько влево, произведя движения руками в такт шага. Одновременно с постановкой носка правой ноги на землю подать тело несколько вперед и на носках обеих ног резко повернуться кругом через левое плечо.

По счету «делай – ТРИ» вынести левую ногу вперед на высоту 15-20 см и зафиксировать положение, при котором правая рука выше пряжки поясного ремня на ширину ладони и на таком же удалении от тела, левая – отведена назад до отказа.

По счету «делай – ЧЕТЫРЕ» энергично приставить правую ногу к левой ноге и принять строевую стойку.

Тренировка поворота в движении кругом по разделениям на четыре счета

Для проведения тренировки поворота в движении кругом по разделениям на четыре счета подается команда: «Поворот в движении кругом на четыре счета, шагом – МАРШ» и затем ведется подсчет «раз, ДВА, три, четыре».

По счету «раз» сделать строевой шаг левой ногой вперед, произведя взмах руками в такт шага.

По счету «ДВА» вынести правую ногу на полшага вперед и несколько влево, произведя движения руками в такт шага. Одновременно с постановкой носка правой ноги на землю подать тело несколько вперед и на носках обеих ног резко повернуться кругом через левое плечо.

По счету «три» вынести левую ногу вперед на высоту 15-20 см, при этом правая рука должна быть выше пряжки поясного ремня на ширину ладони и на таком же удалении от тела, левая – отведена назад до отказа.

По счету «четыре» сделать шаг правой ногой.

Под следующий счет «раз, ДВА, три, четыре» упражнение повторяется.

Характерные ошибки при выполнении поворотов в движении:

  • поворот в движении выполнен несвоевременно;
  • поворот направо (налево), пол-оборота направо (налево) производится не на носке левой (правой) ноги;
  • поворот кругом произведен не на носках обеих ног;
  • движение руками при повороте производится не в такт шага.

Читать полный конспект Движение строевым шагом, повороты в движении

МОУ Караваевская средняя школа

Костромского района

Строевые

упражнения

(для учителей физической культуры)

Строевые упражнения

К строевым упражнениям относят действия на месте и в движении. На уроках физической культуры используют гимнастические построения, размыкание и фигурную маршировку.

Строевые упражнения – это не только средство организации учащихся и целесообразного их размещения в зале и на площадке, но и средство формирования навыка коллективных действий; воспитания правильной осанки, дисциплины, организованности, развития глазомера и чувства ритма. Упражнения этого раздела программы можно включать в любую часть урока, но обучать им рекомендуется, как правило, во вводной части. На уроке рекомендуется обучать двум-трём строевым упражнениям, отводя на это 3 – 5 минут.

Все строевые упражнения выполняются по команде, которую следует подавать громкою. Отчётливо, выделяя её предварительную и исполнительную части. Предварительная часть команды произноситься слегка протяжно. Исполнительная часть подается после небольшой паузы отрывисто и энергично. По предварительной команде учащиеся должны приготовиться к выполнению упражнений, принять основную стойку, а по исполнительной – выполнить его. Для управления классом применяют не только команды, но и распоряжения. К распоряжениям прибегают, когда нет необходимости в четком и одновременном выполнении тех или иных действий. Распоряжения подаются иначе, чем команды (например, «Повернитесь направо!») Для отмены команды в случае её нечёткого выполнения подаётся команда «Отставить!», по которой ученики принимают прежнее положение.

Строевые упражнения и методика их обучения

При изучении строевых упражнений широко применяют различные методические приёмы. В начальных классах используют ориентиры в виде отметок и линий, определяющих место построения и направление передвижений, образно излагают задания, проводят упражнения в игровой и соревновательной формах.

Строевая (основная) стойка принимается по команде «Смирно!» или после каждой предварительной части любой команды, если до этого была подана команда «Вольно!». В строевой стойке занимающийся стоит подтянуто, ровно. Но без лишнего напряжения. Голову надо держать прямо, плечи развернуть, руки свободно опустить, пальцы слегка согнуть, живот подтянуть, ноги выпрямить, пятки соединить, носки на ширине стопы. По команде «Вольно!» надо стать свободно, немного согнуть в колене правую или левую ногу.

Обучая строевой стойке, учитель должен правильно показать её выполнение, сначала стоя лицом к ученикам, а затем правым (левым) боком. После показа и объяснения он даёт команду «Строевую стойку – принять!», проверяет правильность её выполнения и при необходимости лаёт замечания ученикам, например: «Ноги выпрямить! Живот подобрать!».

Обучив строевой стойке, учитель переходит к следующему учебному материалу урока, но при каждом удобном случае проверяет правильность её выполнения, добиваясь закрепления навыка. При обучении строевой стойке используется фронтальный метод организации деятельности учащихся, а при закреплении навыка – групповой или индивидуальный метод.

На занятиях по физической культуре чаще всего применяют три вида строя: в одну шеренгу, в колонну по одному и в круг. Существует так же построение учащихся в две (три, четыре) шеренги или в колонну по два (три, четыре и т.д.).

Строевые приёмы

«Становись!» — команда, по которой учащиеся становятся в указанный учителем строй и принимают строевую стойку.

«Равняйсь!» — по этой команде учащиеся выравниваются по носкам, принимают основную стойку. Поворачивают голову направо (налево) при команде «Направо (налево) – равняйсь!» — и видят грудь четвёртого человека, считая себя первым. По команде «Смирно!» учащиеся быстро принимают строевую стойку.

«Отставить!» — команда, при которой учащиеся принимают положение, предшествующее этой команде.

Шеренга – строй, в котором занимающиеся размещены на одной линии, один возле другого, и обращены лицом в одну сторону. Сторона строя, в которую учащиеся обращены лицом, называется фронтом, а противоположная сторона – тылом. Боковые оконечности строя – фланги (справа – правый, слева – левый). Ученики, стоящие на флангах, — правофланговый и левофланговый. При поворотах строя название флангов не меняются. Расстояние по фронту между учениками в шеренге называется интервалом. Обычно он равняется ширине ладони между локтями учеников, стоящих рядом. Такой строй называется сомкнутый. В разомкнутом строю, ученики располагаются друг от друга на один шаг или на больший интервал, указанный учителем. В двухшеренговом строю двое занимающихся, стоящих в затылок один другому, образуют ряд.

Шеренга – наиболее приемлемый вид построения учащихся в подготовительной части урока при объяснении задач и содержания предстоящих занятий, а так же при объяснении и показе нового двигательного действия.

Построение в шеренгу осуществляется по команде «В одну шеренгу – становись!», и класс выстраивается слева от учителя, соблюдая установленный интервалы. Носки у всех должны быть на одной прямой линии.

Построение в шеренгу учениками осваивается не сразу, особенно трудно даётся им соблюдение требуемых интервалов и нахождение своего места в строю. В начале обучения учитель сам выстраивает класс по росту и просит занимающихся запомнить свои места. Затем по команде «Разойдись!» ученики выходят из строя, им разрешается свободно передвигаться по залу (площадке). Через 10 – 15с по команде учителя дети должны встать на соё место в строю. Процесс обучения построению в шеренгу можно существенно ускорить, применяя разнообразные приёмы. Например, можно пользоваться различными ориентирами (цветными кубиками, флажками и т.д.), обозначающими место в строю для каждого ученика.

При обучении построению в шеренгу нужно обратить внимание учеников на равнение по носкам, и здесь на первых занятиях целесообразно использовать ориентир в виде прямой линии на полу. По мере формирования навыка построения в одну шеренгу с использованием ориентиров учитель меняет места последующих построений и скорость их выполнения. Перед выполнением построения на скорость рекомендуется предупредить об этом учеников. Закрепления навыка построения в шеренгу может проводиться с использованием игрового или соревновательного метода. С этой целью класс разбивается на несколько групп и каждая группа старается выполнить упражнение как можно быстрее. При этом правильность и быстрота построения на уроках резко повышаются. При построении в две шеренги двое учащихся, стоящих в затылок друг другу, образуют ряд. Для построения подаётся команда: «В две шеренги — СТАНОВИСЬ!».

Колонна – строй, в котором ученики стоят в затылок один за другим. Расстояние между стоящими в колонне называется дистанцией, которое обычно равно одному шагу или вытянутой вперёд руке. Первый в колонне — направляющий, последний – замыкающий. При передвижениях направляющий, двигается по заданному направлению, и остальные ученики следуют за ним.

Для построения подаётся команда «В колонну по одному – СТАНОВИСЬ!», и класс выстраивается за спиной учителя.

В начальных классах на первых уроках, чтобы построить детей в колонну, учитель ставит самого высокорослого ученика правым боком к длинной стене зала и подаёт распоряжение: «Встаньте в затылок один за другим, положите правую руку на плечё впереди стоящему». После этого, занимающиеся становятся по росту в затылок первому, соблюдая дистанцию в один шаг. Для проверки дистанции нужно положить правую руку на плечо впереди стоящего. Позже, построение выполняется по команде. Подав команду, учитель становиться в положение «Смирно» лицом в сторону движения, а ученики выстраиваются в затылок учителю.

Вначале обучают построению в колонну на одном и том же месте, затем в разных местах зала и без вспомогательных линий и предметов и, наконец, на скорость. В заключении учитель может провести игру – соревнование на скорость построения между отдельными группами учащихся.

Круг – одна из простейших форм построения. Он образуется из одношеренгового строя или из колонны по одному. В первом случае по команде «В круг взявшись за руки шагом – МАРШ!» ученики образуют круг приставными шагами. Во втором случае подаётся команда «По кругу шагом – МАРШ!».

Обучение первому способу ведётся в такой последовательности: учитель даёт указание занимающимся взяться за руки, затем берёт свободную руку правофлангового и, двигаясь по кругу, соединяет руку правофлангового со свободной рукой левофлангового. После того как круг образовался, учитель подаёт команду «Стой!» и поворачивает строй лицом внутрь круга. В дальнейшем занимающимся предлагается выполнить перестроение самостоятельно. Для этого учитель встаёт в центре зала перед шеренгой и подаёт команду к перестроению. Правофланговый повторяет все действия учителя, который в это время корректирует действия учеников с помощью указаний и распоряжений. Обучение перестроению в круг из колонны по одному проводиться в такой же последовательности, но на начальном этапе функцию направляющего выполняет сам учитель.

Равнение в шеренге. Чаще всего равнение в шеренге производиться в правую строну, по команде «РАВ-НЯЙСЬ!», реже – в левую по команде «Налево – РАВ-НЯЙСЬ!». Учащиеся поворачивают голову в указанную строну, и становятся так, чтобы видеть грудь четвёртого человека, считая себя первым. При этом носки должны находиться у всех на одной линии. Правофланговый (левофланговый) в это время стоит в положении «Смирно». Затем подаётся команда: «Смирно!», по которой все ученики поворачивают голову прямо.

Размыкание на месте производиться по команде: «Класс, направо (налево, от середины) разом-КНИСЬ!» (или на столько-то шагов разом-КНИСЬ!, или бегом разом-КНИСЬ!)». По этой команде все, за исключением того, от кого производится размыкание, поворачиваются в указанную сторону и размыкаются (частым шагом или бегом) на указанный интервал (смотря через плечо на идущего сзади), после чего поворачиваются лицом к фронту.

Если интервал не указан, размыкаются на один шаг. При размыкании от середины указывают среднего учащегося, который ставит левую руку вперёд и тут же её отпускает. При выравнивании класса установленный интервал сохраняется. На уроках физической культуры часто используют размыкание приставными шагами (нестроевой способ). Вначале изучаются приставные шаги в колонне по одному, затем отрабатывается размыкание в колонне по два и по четыре. В команде, которую подаёт учитель, должно быть указано, в каком направлении, на какое расстояние и каким способом осуществляется размыкание. Например, «Класс, влево (вправо, от середины) приставными шагами на два шага (на вытянутые руки) разом-КНИСЬ!»

Смыкание производится по команде: «Класс, направо (налево, к середине) сом-КНИСЬ!» (бегом, сом-КНИСЬ!)». Все кроме того, к которому смыкаются, поворачиваются в указанную сторону, смыкаются и поворачиваются лицом к фронту. Или «Класс, к середине (вправо, влево) приставными шагами сом-КНИСЬ!»

Движение на месте выполняется по команде: «На месте шагом – МАРШ!». Для остановки строя в определённом месте: «Направляющий – на месте!» по этой команде направляющий выполняет шаг на месте, остальные продолжают двигаться вперёд по дистанции в один шаг.

Для возобновления движения вперёд при ходьбе на месте подаётся команда «Прямо!» Для достижения большей согласованности движений может использована предварительная команда: «Класс – прямо!» Исполнительная команда подаётся под левую ногу, после чего делается шаг правой на месте и с левой начинается движение вперёд.

Передвижение в строю можно совершать шагом и бегом. Для движения шагом подается команда: «Класс, шагом — МАРШ!». По предварительной команде туловище нужно подать вперед и перенести тяжесть тела на правую ногу, а по исполнительной — начать движение с левой ноги. Для окончания упражнения, выполняемого во время ходьбы под левую ногу, подают команду: «Обычным шагом — МАРШ!». Для остановки подается команда: «Класс — СТОЙ!». По предварительной команде ученики должны ставить ногу тверже. По исполнительной — сделать еще шаг и, приставив ногу, принять положение «Смирно». Движения вначале разучивают на месте. По команде: «Класс, на месте шагом — МАРШ!» ­учащиеся обозначают шаг (поднимают и опускают ноги на 10-15 см от пола и ставят на пол с носка на всю стопу). Руками выполняют движение в такт шага.

«Обход» вдоль границ зала или площадки выполняют по команде: «Класс, налево (направо) в обход — МАРШ!». Движение в обход целесообразно изучать по заранее нанесенной линии. Учитель следит, чтобы ученики соблюдали дистанцию и равнение, не выходили из строя, не обгоняли друг друга, и четко делали повороты на углах. При повороте опорную ногу следует ставить на полшага от места поворота.

Во время бега поворот выполняется плавно. Начинают и завершают поворот примерно на расстоянии 2 — 2,5 м от угла.

Для движения «противоходом» подается команда: «Класс противоходом налево (направо) — МАРШ!». Направляющий, заходя; правым (левым) плечом вперед, начинает движение навстречу колонне, сохраняя между встречными интервал один шаг.

Для изменения скорости движения подаются команды: «Шире ШАГ!», «Короче ШАГ!», «Чаще ШАГ!», «Ре-ЖЕ!», «ПОЛШАГА!», «Полный ШАГ!». При необходимости идти не в ногу подается команда: «ИДТИ НЕ В НОГУ!», а для движения в ногу — «ИДТИ В НОГУ!» (нога берется по направляющему или по счету учителя).

Для движения бегом учитель командует: «Класс, бегом (на месте бегом) — МАРШ!».

При движении шагом по предварительной команде руки полусогнуты, локти отведены назад. Исполнительная команда подается одновременно с постановкой левой ноги. По этой команде делают шаг правой ногой и с левой начинают движение бегом.

Для перехода с бега на шаг подается команда: «Класс, шагом — ­МАРШ!», исполнительная команда — одновременно с постановкой правой ноги. Сделав еще два шага бегом, с левой начинают движение шагом.

Для прекращения движения вперед командуют: «Класс — НА МЕСТЕ!». Соответствующее движение шагом или бегом обозначается на месте.

«Класс, стой!» — строевая команда, которая подается для того, чтобы остановить класс. Предварительно подается команда: «Направляющий, на месте!» — направляющий по этой команде выполняет шаг на месте, все последующие подходят и совершают действия на месте. По команде «Класс, СТОЙ!» — вначале следует сделать шаг правой, затем приставить левую ногу. Команда подается под левую ногу.

Для изменения направления движения применяется также команда: «Класс, правое (левое) плечо вперед — МАРШ!». Направляющий в колонне начинает захождение плечом (остальные учащиеся следуют за ним) до тех пор, пока не будут даны команды: «ПРЯМО!», «НА МЕСТЕ!», «Класс — СТОЙ!». При движении в шереножном строю изменяют направление, поворачиваясь в указанном направлении и сохраняя равновесие.

«Диагональ» выполняется по команде: «По диагонали – МАРШ!» Исполнительная команда подается в момент подхода направляющего углу зала (площадки). (рис (а))

«Противоход» движение колонны за направляющим в противоположном направлении, выполняется по команде «Противоход налево (направо) марш!». Исполнительная команда подаётся в одном из углов зала. (рис(б))

«Змейка» выполняется по команде: «Противоходом налево: (направо) — МАРШ!» и после выполнения — «Змейкой-МАРШ!». Направляющий начинает движение противоходом в противоположном направлении. Размер «змейки» определяется первым противоходом. «Змейка» может быть на полширины зала или на всю его ширину. По окончании подается команда: «ПРЯМО!» или «В обход — МАРШ!». (рис (в))

а) б) в)

Повороты на месте выполняются по командам: «Напра-ВО!», «Пол-оборота напра-ВО!» (в сторону правой руки на правом каблуке и левом носке); «Нале-ВО!», «Пол-оборота нале-ВО!», «Кру-гом!». Поворот выполняется на 90º, пол-оборота на 45º, а кругом на 180º.

Вначале повороты на месте изучаются по разделениям. Команда: «Класс, направо (пол-оборота направо, налево, пол-оборота налево, кругом) по разделениям делай – РАЗ» и после небольшой паузы: Класс, делай – ДВА». Затем повороты выполняются по команде и подсчёту учителя. Например, «Класс, напра-ВО, РАЗ-ДВА!». На счёт «раз» занимающиеся поворачиваются , сохраняя равновесие, и, не сгибая ног в коленях, переносят тяжесть тела на впереди стоящую ногу; на счёт «два» кратчайшим путём быстро и чётко приставляют другую ногу. В первом классе повороты выполняются переступанием и прыжком. Для выполнения поворота прыжком подаётся команда: «Прыжком напра-ВО (нале-ВО)!».

Повороты, в движении налево и направо выполняются по команде: «Нале-ВО!», «Напра-ВО!». Исполнительная команда подается одновременно с постановкой левой (правой) ноги. По этой команде делают шаг правой (левой) и поворачиваются на носке правой (левой) ноги. Одновременно с поворотом на 90º левая (правая) нога выносится вперед, и продолжается движение в новом направлении.

Поворот в движении, кругом. Команда «Кругом — МАРШ!» подается одновременно с постановкой правой ноги. По этой команде делают еще один шаг левой (на счет «раз», если поворот делается по разделениям), выносят правую ногу на полшага вперед и несколько влево и, резко повернувшись в сторону левой руки на носках обеих ног (на счет «два»), продолжают движение с левой ноги в новом направлении (на счет «три»).

Для обучения поворотам в движении целесообразно построить всех учащихся в шеренгу или колонну и разучивать поворот по разделениям с места, а затем на медленном продвижении вперед.

Прежде чем приступить к обучению перестроениям, нужно освоить правила расчёта строя.

Расчёт по порядку выполняется по команде: «По порядку – РАССЧИТАЙСЬ!». Учащиеся называют свои порядковые номера: первый, второй, третий и т.д. Расчет начинается с правого фланга и сопровождается поворотами головы налево и направо (в первоначальное положение), после чего вновь принимается обычная строевая стойка. Левофланговый голову не поворачивает, совместно с шагом вперёд он называет свой номер и говорит «Расчёт закончен». Объявлять номера следует громко и отчётливо.

1-й 2-й 3-й 4-й 5-й

Расчёт на «Первый, второй» выполняется по команде: Класс, на первый, второй – РАССЧИТАЙСЬ!». Повороты головы выполняются так же, как при расчете по порядку. Левофланговый не должен делать шаг вперёд и произносить: «Расчет закончен».

При обучении «расчёту по порядку», а так же «расчету на первый, второй», учитель должен контролировать, чтобы каждый ученик произносил свой номер только после того, как предшествующий ученик снова принял строевую стойку. Освоив расчет с правого фланга, учитель может усложнять действия учеников путём расчета слева. После освоения учениками расчета «на первый – второй» приступают к обучению расчёту по три, четыре и т.д. При этом учитель объясняет, что действия каждого занимающегося остаются теми же. В этом случае подаётся команда «По три (четыре) – РАССЧИТАЙСЬ!».

1-й 2-й 1-й 2-й 1-й

Перестроение из одной шеренги в две производится по команде: «Класс, в две шеренги — СТРОЙСЯ!» ПО исполнительной команде вторые номера (предварительно следует рассчитать учащихся на «первый и второй») на первый счет делают с левой ноги шаг назад, на второй, не приставляя правой ноги, шаг вправо, чтобы стать в затылок первым номерам, на третий — приставляют левую ногу к правой.

В начальных классах перестроение из одной шеренги в две может производиться без строевой команды. Существует два способа перестроения: 1-й способ — рассчитать строй на «первый и второй», затем подать команду: «Вторые номера, два (три, четыре) шага назад, шагом­ МАРШ!»;

2-й способ — после такого же расчета подать команду: «Первые номера, два (три, четыре) шага вперед, шагом — МАРШ!». В том и другом случае учащиеся будут стоять в две шеренги в шахматном порядке. Если нужно поставить учащихся в затылок или лицом друг к другу, то подаются дополнительные команды: «Первые (вторые) номера, шаг влево (вправо) — МАРШ!», «Первые номера, кру-ГОМ!».

Перестроение из двух шеренг в одну выполняется по команде: «Класс, в одну шеренгу — СТРОЙСЯ!» Ученики, стоявшие во второй шеренге, делают на первый счет шаг левой ногой влево, на второй — шаг правой ногой вперед, вступая в первую шеренгу, и на третий — приставляют левую ногу к правой.

Перестроение из одной шеренги в три выполняется после предварительного расчёта по три. Для этого подаётся команда: «В три шеренги — стройся!» По этой команде вторые номера остаются на месте, первые номера ставят правую ногу на шаг назад (счёт «раз»), затем левую ставят на шаг в сторону (счёт «два») и приставляют правую ногу к левой (счёт «три»), становятся впереди вторых номеров. Действие первых и третьих номеров происходит одновременно. Перестроение из трёх шеренг в одну производится по команде: «В одну шеренгу – стройся!», все действия выполняются в обратной последовательности.

Перестроение уступами из шеренги выполняются после предварительного расчета: «Шесть, три, на месте, рассчитайся!» Далее подаётся команда «По расчёту шагом марш!» учащиеся выполняют соответсвующее число шагов и приставляют ногу. (При расчёте до 6, преподаватель считает до 7. при расчёте до 9, преподаватель считает до 10). Обратное перестроение производится по команде: «На свои места шагом – МАРШ!» учащиеся на счёт 1 – 2 поворачиваются кругом, и под счёт 1-2-3-4 идут на свои места и затем делают поворот кругом самостоятельно.

Построение дроблением и сведением выполняется в движении. Для этого подаётся команда: «Через центр в колонну по одному – МАРШ!», затем приближения направляющего к верхней или нижней стороне зала подаётся команда: «В колонне по одному налево – направо в обход – МАРШ!» (дробление) (см. рис). Далее на правой и левой середине подаётся предварительная команда «Налево – направо в колонну по два» и при встрече колонн в верхней (нижней) середине подаётся исполнительная команда «МАРШ!» (сведение). Колонны доходят до нижней (верхней) середины и подаётся команда «В колонну по два налево – направо в обход – МАРШ!» (1 пара идет налево, 2 пара — направо и т.д.) (разведение). После данного перестроения подаётся команда «Налево – направо в колонну по четыре – МАРШ!». Далее следует обратное перестроение.

Перестроение из колонны по одному в колонну по три (четыре и т.д.)Для данного перестроения одновременными поворотами налево (направо) подается команда: «Налево (направо) в колонну по три (четыре и т.д) – МАРШ!». (рис (а)) Исполнительная команда «марш!» подаётся под левую (правую) ногу. После поворота первой тройки (четвёрки и т.д.) последующие выполняют его на том же месте; команду «марш!» подаёт замыкающий каждой тройки. При перестроении таким способом учитель может попутно дать указания об интервале и дистанции. Для обратного перестроения класс поворачивается налево (направо) и подаётся команда «Слева в обход налево (направо) в колонну по одному шагом – МАРШ!» («марш!» — в движении). (рис (б))

Строевые упражнения и методика их обучения на уроках по лыжной подготовке

Строевые команды со скрепленными лыжами:

«Становись!» — скрепленные лыжи ставят у носка правой ноги скользящими поверхностями вперёд и удерживают с небольшим наклоном вперёд правой рукой за грузовые площадки

«Равняйсь!» — лыжи прижаты к плечу, голова повёрнута направо. «Смирно!» — голова прямо, носки лыж слегка подают вперёд. «Вольно!» — ослабив одну ногу, принимают свободное положение.

Строевые команды на лыжах:

«На лыжи становись!» — рисунок

а) последовательность

одевания лыж

б) правильный

захват палок

«Равняйсь!» — голова повёрнута направо, верхние концы палок подтягиваются к груди.

«Смирно!» — голова прямо, палки ставят около креплений, верхние концы немного отводят от себя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Командующий войсками как пишется
  • Командовать как пишется суффикс
  • Командовал ротой как пишется
  • Командную работу как пишется
  • Командировочные расходы как правильно пишется